Автономное существование человека в природной среде. Презентация по обж автономное пребывание человека в природной среде

Сен 5, 2019 Статьи

Автономное существование человека в природной среде»

Презентация предназначена для урока в 10 классе по теме: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе».

Просмотр содержимого документа
«Автономное существование человека в природной среде»»

Автономное пребывание человека в природной среде

Обложка параграфа №1

Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.

Автономное существование — определение

  • Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды.
  • Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей.
  • Человек и природа

    • При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней.
    • Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой.
    • Отделение человека от природы

      Деятельность человека при

      Д О Б Р О В О Л Ь Н О Й автономии направлена на выполнение поставленной цели

      при В Ы Н У Ж Д Е Н Н О Й – на возвращение к людям и привычной жизни.

      Направление деятельности человека при различных автономиях

      • Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определённое время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
      • Определение добровольной автономии

        • Целидобровольной автономиимогут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.
        • Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьёзная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
        • Цели и подготовка к добровольной автономии

          • Примерный список личного снаряжения:рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнем; запасная обувь (кроссовки); куртка с капюшоном (штормовка); легкий головной убор (шапочка); две пары носков; полиэтиленовая накидка от дождя; кружка, ложка, миска, складной нож; фляжка для питьевой воды.
          • Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6-8 кг.
          • Примерный список снаряжения

            • Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, что бы выжить и вернуться к людям.
            • Определение вынужденной автономии

              • В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.
              • Причины вынужденной автономии

                • Вынужденная автономиянакладывает определённый отпечаток на состояние и поведение человека.
                • Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого.
                • Условия вынужденной автономии

                  • Перед ним сразу встаёт задача, как выйти к людям.
                  • Для этого ему прежде всего необходимо поверить в себя и свои возможности, успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
                  • Задача – выйти к людям.

                    • Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, для достижения единой цели: выжить и выйти к людям.
                    • Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.
                    • Умения и навыки

                    • Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
                    • Человеку необходимо всегда быть в определённой степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
                    • Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы и дары природы.
                    • Занятие «Автономное пребывание человека в природной среде»
                      презентация к уроку по обж (10 класс) на тему

                      Добровольная и вынужденная автономия. Основы выживаемости. Ориентирование на местности.

                      Вложение Размер
                      zanyatie_avton.sushch.ppt 775.5 КБ

                      Предварительный просмотр:

                      Подписи к слайдам:

                      Тема занятия: « Автономное пребывание человека в природной среде » Преподаватель-организатор ОБЖ Кишенков О.В. Записать в рабочую тетрадь.

                      « Автономное пребывание человека в природной среде » Добровольная автономия Вынужденная автономия Ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях Ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природных условиях и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности

                      Общение с природой помогает сформировать Самостоятельность в принятии решения Умение мобилизовать себя на выполнение решения Умение управлять своими эмоциями Уверенность в себе Умение добиваться поставленной цели Совершенствование физических качеств

                      Соблюдение правил безопасного поведения Обеспечение себя пищей и водой Сооружение временного укрытия Ориентирование на местности Основы выживаемости Порядок оказания первой помощи Сигналы бедствия

                      Подготовка к путешествиям Виды путешествий Водные Лыжные Горные Пешие

                      Подготовка к путешествиям Комплектование группы и распределение обязанностей Общефизическая и специальная подготовка к путешествию Разработка маршрута и графика путешествия Подготовка личных вещей и снаряжения Подготовка питьевой воды и продуктов питания

                      Комплектование группы Руководитель группы Заведующий хозяйством Санинструктор Ответственный за дневник Заместитель руководителя группы

                      Личное снаряжение Одежда Обувь Рюкзак Спальные принадлежности Личные вещи «мелочи»

                      Групповое снаряжение Палатки, брезент Шанцевый инструмент Костровые принадлежности Принадлежности для игр Приборы для наблюдения Приборы для ориентирования

                      Главное при попадании в экстремальную ситуацию – это воля и стремление к жизни . Если ты победишь страх, то голова начнет лучше работать, мышцы напрягутся, зрение станет острее. В любом случае решающее значение имеют действия, совершенные в первые минуты экстремальной ситуации. От быстроты, с которой человек приходит в себя, и последующей за этим оперативности и правильности действий зависит выживание в самых неблагоприятных условиях. Психологические основы выживания в природе Неблагоприятные состояния Уныние Жажда Голод Боль Переутомление Холод, жара

                      Ориентирование по компасу Север Запад ЮГ Восток

                      Ориентирование по местным признакам Местные предметы Трава Церкви Мох Кора Муравейники Снег

                      Устройство временных укрытий

                      Способы добычи огня Линза Спички Огниво

                      Способы добычи воды Реки, озера, ручейки, колодцы Сбор водного конденсата с травы Конденсат с веток деревьев Дождь (снег) Сок деревьев (березовый) Из ямки, вырытой в земле

                      СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Домашнее задание: стр. 6-15 Доклад «Съедобные и ядовитые растения»

                      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

                      Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов.

                      Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы.

                      Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному сущ.

                      Добровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследован.

                      Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: — Какие места считаются особенно опасными в метро? — К.

                      Конспект и рабочая карта по ОБЖ, 6 класс. Тема: «Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия».

                      Презентация по ОБЖ «Автономное пребывание человека в природной среде»

                      Подать заявку

                      Автор: Якущенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 36», г. Ангарск, Иркутская область 2014 год

                      Безопасность и защита человека от опасных и чрезвычайных ситуаций Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Будем изучать: Основы воинской службы Рассмотрим положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина Познакомимся с положениями ряда законов нашей страны по обеспечению безопасности человека

                      Будем искать ответы на вопросы по правилам безопасного поведения в природных условиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Будем подробно изучать историю создания, предназначение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структуру и задачи. Познакомимся с историей создания ВС России, видами и родами нашей армии, с системой национальной безопасности страны. Познакомимся с символами воинской чести и ритуалами Вооруженных С

                      Дома: 1. § 1, вопросы 2. Составить план подготовки к туристическому походу с соблюдением правил и норм для его безопасного совершения 1. Выбор местности, конечной точки маршрута 2. Определение светлого времени во время похода 3. Определение времени пребывания в походе 4. Примерный расчет маршрута (ориентиры, расстояние) 5. Снаряжение и оборудование. 7. Выбор места для костра, безопасное приготовление горячей пищи. 6. Ассортимент и хранение продуктов.

                      Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природе

                      Добровольная автономия- ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях Деятельность человека направлена на выполнение поставленной цели

                      Цель добровольной автономии: Активный отдых Исследование человеческих возможностей Спортивные достижения

                      Подготовка Изучение особенностей природной среды Подбор и подготовка снаряжения Физическая и психологическая подготовка

                      Вынужденная автономия — ситуация, когда человек случайно, в силу независимых от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям Деятельность человека направлена на возвращение к людям

                      В условиях вынужденной автономии можно оказаться, если: Заблудиться в лесу, в горах Отстать от группы Попасть в аварию Непредвиденные обстоятельства

                      Общение с природой помогает человеку: Формировать выдержку Формировать уверенность в себе Самостоятельно принимать решения, мобилизоваться Добиваться поставленной цели.

                      В процессе общения человека с природой происходит: Совершенствование физических качеств человека: Выносливости Силы Ловкости Быстроты

                      Находясь на природе нужно знать: Как ориентироваться на местности Как обеспечить себя пищей и водой Как соорудить временное укрытие Как и где организовать свой отдых Как оказать первую помощь

                      В случаях автономного существования: Нужно обладать высокими духовными и физическими качествами Уметь действовать в различных климатических условиях Использовать все то, что дает природная среда

                      Выводы: 1. В автономном существовании люди могут долго сохранят силы и защищать себя от неблагоприятных факторов

                      Выводы: 2. Человеку необходимо быть всегда в определенной степени подготовленным к автономному существованию

                      Выводы: 3. Результаты автономного пребывания человека в природе зависит от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в пище, воде, тепле за счет даров природы

                      Вопросы При каких обстоятельствах человек может оказаться в условиях вынужденной автономии? Приведите примеры существования человека в природной среде, используя СМИ, худож. литературу. Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации в природной среде?

                      Вопросы 4. Как природная зона обуславливает специфику жизнедеятельности человека, оказавшегося в условиях автономного существования? Какой режим поведения необходим для выживания в той или иной природной зоне?

                      На уроке по теме «Автономное существование человека в природной среде» обучающиеся обобщают знания, полученные на уроках основ безопасности жизнедеятельности в шестом классе. Дают определения: автономия вынужденная и добровольная. Рассматривают вопросы о подготовке к автономному существованию в природной среде.

                      Номер материала: ДБ-664461

                      Не нашли то что искали?

                      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

                      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

                      Автономное пребывание человека в природной среде Заместитель директора ГОУ ЦО 936 по безопасности Чуднов А.Д. — презентация

                      Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНадежда Карпочкина

                      Похожие презентации

                      Презентация на тему: » Автономное пребывание человека в природной среде Заместитель директора ГОУ ЦО 936 по безопасности Чуднов А.Д.» — Транскрипт:

                      1 Автономное пребывание человека в природной среде Заместитель директора ГОУ ЦО 936 по безопасности Чуднов А.Д.

                      2 Автономное существование – это существование человека или группы людей, волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой.

                      3 Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях: 1. ЧС природного характера. 2. Экстремальные ситуации в условиях природной среды. 3. Аварийные ситуации в условиях природной среды.

                      4 Факторы природной среды, способствующие развитию или возникновению экстремальных ситуаций: А) Климатогеографические особенности района. Б) Психо-физиологические факторы.

                      5 Выживание — активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях. Человек может и должен сохранить здоровье и выжить в самых суровых условиях.

                      6 Факторы, обеспечивающие защитные функции, в экстремальных ситуациях природной среды: — психофизические качества человека (психическая устойчивость, физическая подготовленность, обученность действиям при выживании); — одежда; — аварийно-спасательное снаряжение; -устройства для сигнализации и связи; — водно-пищевой запас; — подручные средства, используемые для различных целей.

                      7 Алгоритм действий при выживании: 1.Устранить непосредственную угрозу жизни; 2. При необходимости оказать себе первую медицинскую помощь; 3. Оценить ситуацию; 3. Выработать план дальнейших действий.

                      8 Что значит выработать план действий — сориентироваться на местности; — принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья; — соорудить временное укрытие; — принять меры по обеспечению пищей и водой; — принять меры к подаче сигналов бедствия;

                      9 Решение остаться на месте принимается при условии: — сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции; — место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.); — направление на ближайший населённый пункт и расстояние до него не известно;

                      10 Решение покинуть место временного пребывания принимается: — точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья позволяет его преодолеть; — возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.; — человек не может быть обнаружен спасателями на этом месте из-за окружающей его густой растительности; — в течение трёх суток нет связи и помощи.

                      11 Домашнее задание: (ответить на вопросы) 1.Определите стороны горизонта по часам; 2.Что может служить косвенным признаком съедобности ягод, грибов?

                      Урок «Автономное существование человека в условиях природной среды»
                      презентация к уроку по обж (10 класс) на тему

                      Конспект и презентация к уроку «Автономное существование человека в условиях природной среды».

                      Скачать:

                      Вложение Размер
                      Конспект урока 30.58 КБ
                      Презентация 2.62 МБ

                      Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                      «Центр образования № 39

                      имени Героя Советского Союза Алексея Арсентьевича Рогожина»

                      ПАН — КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

                      ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                      Тема: «Автономное существование человека в условиях природной среды»

                      Учитель: Гордиенко Наталия Александровна

                      Дата проведения: 3 декабря 2015 г.

                      Время урока: 45 минут

                      Тип урока: комбинированный с элементами практических заданий.

                    • Актуализация знаний и умений учащихся по теме «Автономное существование человека в природе».
                    • Учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.
                    • Развивать у учащихся познавательные процессы.
                    • Развивать умения анализировать различные ситуации.
                    • Стимулировать повышение уровня требований личности к себе через состязательность и соперничество, ответственность за качество знаний и результаты командного первенства.
                  • Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, умение правильно оценивать обстановку, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.
                  • Учебный фильм «Способы разведения костра»
                  • Карточки с заданиями
                  • Фломастеры для костра
                  • Компасы – 14 шт
                  • Спички
                  • Презентация
                  • Скан – карты
                  • Макеты временных жилищ
                  • Оборудование временного жилища.
                  • Обеспечение питанием и водой .
                  • Класс делится на две группы.

                    Изучаемые вопросы и краткое их изложение

                    Индиви-дуальная работа на доске

                    1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

                    1.1. Организационный момент.

                    Проверка наличия учащихся, готовности к уроку.

                    1.2. Проверка домашнего задания.

                    На предыдущем уроке мы изучали основные причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие.

                    Вспомним основные моменты.

                    * В каких случаях принимается решение оставаться на месте аварии или об уходе с места аварии?

                    — Дайте определение автономного существования человека в природе. На какие два типа оно делится?

                    /Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.

                    Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях. (путешественники, ученые-исследователи, отшельники, диверсионные группы, охотники)

                    Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

                    — Назовите основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях. /потеря ориентировки на местности, потеря группы на маршруте, авария транспортного средства/

                    — Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности? /перебраться в безопасное место, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования, оказать пострадавшим первую помощь, сориентироваться на местности и уточнить свое местоположение, соорудить временное жилище/

                    — Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?

                    Проверка работы 1-го ученика

                    Работа в группах

                    Работа с компасом

                    Работа в тетрадях

                    2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                    Посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайд1)

                    Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

                    Тема нашего урока «Автономное существование человека в природе» (слайд2)

                    П рактическая ситуация

                    Мы отправились в путешествие на теплоходе, наш корабль потерпел крушение недалеко от группы необитаемых островов и мы, как наш герой оказались в условиях изолированного от общества существования в вынужденной автономии. Мальчики на одном острове, а девочки на другом.

                    — Что делать в данной ситуации, какие первоочередные задачи ваши группы должны решить? /ответы учащихся/

                    /эти вопросы мы сегодня и рассмотрим на уроке/ (слайд3)

                  • Ориентирование на местности.
                  • Добыча огня.
                  • Обеспечение питанием и водой.
                  • Ориентирование на местности (слайд4)

                    — Запишем в карты что называется ориентированием?

                    /ориентированием — это умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта, находить нужное направление движения и выдерживать его в пути/

                    — Запишем способы ориентирования

                    * по небесным телам

                    *по местным признакам

                    Вспомним правила работы с компасом. Определите, где находится север.

                    Как найти полярную звезду? Какое направление она показывает?

                    — Какой самый точный способ определения сторон света? /по компасу/

                    -А какой самый неточный? /по местным признакам. Поэтому необходимо использовать несколько способов, чтобы приблизительно узнать свое местоположение/

                    Проверим как вы сможете сориентироваться по местнвм признакам.

                    К доске пойдут капитаны команд. Они по очереди будут вытягивать карточки с местными признаками. Задача – определить на какую сторону света указывает данный признак. Команда может подсказывать своему капитану.

                    Оборудование временного жилища (слайд 5)

                    — На предыдущем уроке вы получили задание выполнить макет временного аварийного лагеря. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие факторы вы учитывали при строительстве временного жилища?

                    Добыча огня (слайд6)

                    — Как выбрать место для костра, какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при его разведении?

                    /команды по очереди называют правила/

                    Типы костров и их назначение (слайд 7)

                    1. Жаровые – для приготовления большого количества пищи, просушки вещей, обогрева людей
                    2. Пламенные – для приготовления пищи, освещения поляны лагеря
                    3. Дымовые – для подачи сигнала, отпугивания комаров и мошек

                    Виды костров – команды складывают макеты костров.

                    /шалаш , звездный, колодец, таежный, нодья/

                    — Назовите основное средство для добывания огня. /спички/

                    -Как быстро высушить промокшие спички? /потереть о волосы/

                    -Как добыть огонь без спичек? /ответы учащихся/

                    Давайте посмотрим еще несколько способов добывания огня без спичек.

                    -Какой способ разведения огня на ваш взгляд самый простой?

                    Обеспечение питанием и водой. (слайд 8)

                    Пища – важный фактор при длительном выживании, когда максимально необходимы энергия и выносливость.

                    Основными источниками пищи в условиях выживания вам могут послужить:

                  • Пищевой рацион аварийного запаса;
                  • Дикорастущие съедобные растения и грибы;
                  • Пища животного происхождения.
                  • -Какие съедобные ягоды мы можем встретить в лесу?

                    — Если вы встретили куст с незнакомыми ягодами, как узнать ядовитые они или нет?

                    — Каких насекомых можно употреблять в пищу?

                    — воду из горных ручьев, родников можно пить сырой, воду из других источников надо очищать и обеззараживать. Очистку воды можно производить при помощи фильтров.

                    Рассмотрим один из вариантов. Фильтр состоит из деревянной треноги с растянутыми на ней кусками ткани.

                    -Давайте подпишем чем мы наполним каждый слой фильтра.

                    3 – древесный уголь

                    Но такая очистка поможет избавиться только от механических примесей. Различные возбудители желудочно-кишечных и иных заболеваний останутся в воде.

                    — как обеззаразить воду в полевых условиях? / йодом, марганцовкой/

                    ! Самый надежный и простой способ обеззараживания воды – ее кипячение.

                    — Если нет источника воды, какими способами можно ее добыть? /собрать росу, дождевую воду, использовать пакет, накинутый на ветку и т. Д./

                    И так мы решили все первоочередные задачи. Сориентировались на местности, построили временное жилище, развели костер, добыли пищу и воду.

                    Закрепление изученного материала.

                    1. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях:

                    а. Потеря части продуктов питания;

                    б. Несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;

                    в. Потеря ориентировки на местности во время похода.

                    2. Укажите самый простой из предложенных способ обеззараживания воды в полевых условиях:

                    а. Очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

                    б. Кипячение воды;

                    в. Добавление в воду марганцовки.

                    3. Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружению временного жилища:

                    а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды;

                    б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке;

                    в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра;

                    г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива;

                    д) недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа;

                    е) возле лагеря должна быть площадка (поляна) для подачи сигналов бедствия.

                    4. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать:

                    б) справа – налево

                    в) снизу – наверх

                    г) безразлично как

                    5. В солнечный полдень тень указывает направление на :

                    6. Каким должно быть место разведения костра:

                    а) место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника;

                    б) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега;

                    в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 метров.

                    Подведение итогов урока.

                    — Посчитайте сколько золотых монет вы собрали?

                    Выиграла команда _____ острова.

                    Домашнее задание: п.1.2, выполнить задания 4-7.

                    ТЕМА УРОКА «Автономное существование человека в природе».

                    Учебные вопросы Ориентирование на местности. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.

                    Ориентирование на местности

                    Оборудование временного жилища

                    Типы костров Жаровые – для приготовления большого количества пищи, просушки вещей, обогрева людей Пламенные – для приготовления пищи, освещения поляны лагеря Дымовые – для подачи сигнала, отпугивания комаров и мошек

                    Способы добычи воды

                    Тест. 1. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях: а. Потеря части продуктов питания; б. Несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут; в. Потеря ориентировки на местности во время похода. 2. Укажите самый простой из предложенных способ обеззараживания воды в полевых условиях: а. Очистка через фильтр из песка, ваты и материи; б. Кипячение воды; в. Добавление в воду марганцовки. 3. Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружению временного жилища: а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды; б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке; в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра; г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива; д) недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа; е) возле лагеря должна быть площадка (поляна) для подачи сигналов бедствия.

                    4. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать: а) сверху – вниз б) справа – налево в) снизу – наверх г) безразлично как 5. В солнечный полдень тень указывает направление на : а) восток; б) юг; в) запад; г) север. 6. Каким должно быть место разведения костра: а) место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника; б) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега; в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основа­ние костра на 6 метров.

                    Домашнее задание глава 1, п. 1.2, проверочная работа № 1

                    Спасибо за внимание!

                    Автономное существование человека в природе-это самостоятельноенезависимое существование его в природных условиях.

                    Презентация — один из продуктов проекта «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде».

                    Данная презентация иллюстрирует девятнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Добровольное пребывание человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс.

                    Данная публикация иллюстрирует двадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Вынужденная автономия человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классо.

                    Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ.

                    Лингвокультурология — гуманитарная дисциплина, изучающая воплощенную в живой национальный язык и проявляющуюся в языковых процессах материальную и духовную культуру.

                    Презентация урока по теме: «Автономное пребывание человека в природной среде»

                    Идёт приём заявок

                    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

                    Описание презентации по отдельным слайдам:

                    «Автономное пребывание человека в природной среде»

                    «Автономное пребывание человека в природной среде» Ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях Ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природных условиях и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности

                    Каждая группа, готовясь к походу, должна хорошо представлять его цель, основную задачу. Это может быть отдых с незначительной физической нагрузкой, поиск «нехоженых» мест с охотой и рыбалкой, осмотр достопримечательностей, выполнение заданий организации, прохождение спортивного маршрута и т. д. Разработка маршрута и графика путешествия Планирование путешествия Разработка маршрута Составление календарного плана Профиль маршрута Изучение района путешествия

                    Снаряжение должно быть легким, прочным, надежным, отличаться простотой в употреблении, небольшими габаритами, возможностью использования в условиях холода, жары и повышенной влажности. Зимняя одежда должна быть теплой, защищала от ветра, не стесняла движений, сохраняла теплоизоляционные свойства в увлажненном состоянии. Туристская палатка должна быть непромокаемой, быстро устанавливаться и разбираться, защищать от комаров и мошки, обеспечивать максимум удобств при минимальных размерах. Туристское снаряжение подразделяется на личное и групповое, а также на снаряжение для пешеходных, водных, горных и других путешествий. Снаряжение Туристическое снаряжение Личное Групповое Специальное Для пеших путешествий Для водных путешествий Для горных путешествий

                    Главное при попадании в экстремальную ситуацию – это воля и стремление к жизни. Если ты победишь страх, то голова начнет лучше работать, мышцы напрягутся, зрение станет острее. В любом случае решающее значение имеют действия, совершенные в первые минуты экстремальной ситуации. От быстроты, с которой человек приходит в себя, и последующей за этим оперативности и правильности действий зависит выживание в самых неблагоприятных условиях. Психологические основы выживания в природе Неблагоприятные состояния Уныние Жажда Голод Боль Переутомление Холод, жара

                    Сигналы международного кода Нужны медикаменты Нужны пища и вода F Все в порядке LL Здесь возможна посадка ДА Направление следования Нужны компас и карта Y K N НЕТ

                    Определение сторон света с помощью часов

                    Ориентирование по звездам Малая медведица Большая медведица Полярная звезда

                    Типы костров Колодец Таежный Шалаш Звезда Нодья Три бревна

                    Кипячение и фильтрация воды Колодец Таежный Шалаш Нодья Три бревна Вскипятить воду можно в неметаллической емкости, несколько раз кидая в воду раскаленные камни или металлические предметы (топор со снятой ручкой). По некоторым данным вскипятить воду можно в бумажном пакете из-под сока или коробе из бересты, нагревая место, соприкасающееся с водой. Кипячение воды при отсутствии металлической емкости Взять консервную банку, сделать несколько дырок. Банку набить песком, травой, углем от костра. Фильтровать воду через банку. Очень хорошая очистка таким способом может быть произведена через таблетки активированного угля. Фильтрация загрязненной воды

                    Способы добычи пищи Собирание грибов, ягод, орехов Добывание мелких животных, насекомых Ловля рыбы, ракообразных Поиск съедобных растений

                    Номер материала: ДБ-085626

                    Вам будут интересны эти курсы:

                    Презентация по ОБЖ для 10 класса на тему: «Автономное существование человека в природе»

                    Содержимое разработки

                    Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие.

                    Как жить среди дикой природы?

                    Современная цивилизация, техническая революция окружили человека определенным комфортом.

                    Появление современных конструкций кораблей, самолетов, автомобилей, создание эффективных средств радиосвязи, телевидения и бытовой техники изменили его жизнь, отучили жить среди дикой природы.

                    Опасное природное явление стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую среду.

                    Стихийное бедствие катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

                    Экстремальная ситуация в природных условиях — внезапное изменение обстановки, когда помощь извне ограничена или невозможна .

                    Основные причины вынужденного существования

                    Нередко случается так, что человек оказывается вырванным из привычного образа жизни (см. схему).

                    ЧС природного характера

                    Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, бури , смерчи, лесные пожары)

                    Резкое изменение природных

                    условий (сильное резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад и др.)

                    Потеря ориентировки на местности

                    Потеря группы на маршруте

                    во время похода, экспедиции

                    Аварии на воздушном транспорте

                    Аварии на морском и речном транспорте

                    Аварии и поломка автотранспортных средств

                    Виды экстремальных ситуаций

                    • Смена климатогеографических условий(температура воздуха, влажность, давление, химический состав воды, продуктов , режим суток, солнечный режим и др.). Связана с изменением места пребывания.
                    • Резкое изменение природных условий(внезапные природные явления, как сильное похолодание, дождь (ливень), метель, пурга, сильный снегопад и мороз, сильная жара, засуха и др. что может привести к нехватке продовольствия и воды, вынужденному голоданию, воздействию на него неблагоприятных факторов природной среды (обморожению, переохлаждению организма, переутомлению, перегреву организма, тепловому и солнечному удару и т. п.).
                      • Заболевание или повреждение человека, требующие скорой медицинской помощи(могут возникать в результате травм (ушибы, вывихи, переломы, растяжение мышц), отравления растительными и животными ядами, укусов животных, тепловых ударов и переохлаждения, инфекционных болезней.).
                        • Вынужденное автономное существование(наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один за один с природой, как правило, возникает неожиданно и вынужденно).
                        • Задачи вынужденной автономии:

                        • Преодоление страха.
                        • Оказание помощи и самопомощи в случае травмы.
                        • Спасение имущества, запасов продовольствия.
                        • Установление связи, подача сигналов бедствия.
                        • Построение временного укрытия.
                        • Добыча пищи и воды.
                        • Ориентирование в пространстве и времени.
                        • Выживание и автономное существование

                          Выживание — активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

                          Автономное существование — нахождение человека или группы людей в определенных, часто сложных, условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи и возможность использования технических и других достижений.

                        • самоуправляющийся, пользующейся автономией ;
                        • 2) самостоятельный, существующий независимо от кого либо

                          Автономное существование – это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой .

                          Автономное существование – это жизнедеятельность человека (группы) сопряженная с угрозой для их жизни и здоровья в условиях ограниченного контакта с людьми или при полном его отсутствии

                        • Авария транспортных средств
                        • Побег с целью освобождения от неволи (плена)
                        • Потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи, нефтяники)
                        • Потеря ориентировки на местности
                        • Путешественники –экстремалы
                        • Охотники – промысловики
                        • Ученые — исследователи
                        • Диверсионно – разведывательные
                        • группы, не войсковые формирования, связные, рейнджеры

                        • Религиозные отшельники (дервиши, схимники)
                        • Современный российский путешественник, исследователь, писатель, философ Федор Конюхов совершил три лыжных одиночных похода к Северному полюсу, восхождение на Эверест, многочисленные кругосветные путешествия на яхте без захода в порты.

                          Не раз попадал в сложнейшие ситуации, грозившие ему смертью.

                          Из которых всегда выходил победителем благодаря высочайшему профеееманализму, личному мужеству, отменному физическому здоровью и оптимизму

                          Эрнест Генри ШЕКЛТОН — английский исследователь Антарктиды.

                          Вынужденное автономное существование

                          Во время этой экспедиции (1914- 1916) годов корабль Шеклтона был раздавлен льдами, полярникам пришлось несколько месяцев дрейфовать на льдине, прежде чем им удалось пристать к безлюдному острову Мордвинова.

                          Для спасения Шеклтон с пятью моряками отправились на вельботе к острову Южная Георгия, где обитали китобои. На шлюпке они сумели преодолеть более 1100 км по водам самого бурного района Мирового океана, окрещенного моряками «неистовыми пятидесятыми».

                          Еще несколько месяцев потребовалось, чтобы найти подходящий пароход и снять с острова остававшихся там товарищей, а затем спасать зимовщиков со второго экспедиционного судна, высадившихся у старой базы Шеклтона в Антарктиде.

                          После окончания Первой мировой войны Шеклтон вновь отправляется к берегам Антарктиды на шхуне «Квест».

                          В январе 1922 года он высаживается в когда-то приютившем его поселке китобоев на Южной Георгии.

                          Вечером делает запись в дневнике, а ночью от внезапного сердечного приступа умирает. Его похоронили на острове, рядом с континентом, изучению и покорению которого он отдал всю свою жизнь.

                          • У полярников есть афоризм:«Хочешь быстро и четко достигнуть цели — зови Амундсена; нужно провести научные исследования — ищи Скотта; но когда не знаешь, что делать, и ничто уже не помогает, вались на колени и моли о Шеклтоне».
                            • Примерно 50-75% потерпевших оказывается в состоянии ошеломления, оставаясь относительно спокойными и недостаточно активными.
                            • У 12-25% наблюдаются истерические реакции полной заторможенностью, которая сменяется подавленностью и неспособностью к деятельности.
                            • Только 12-25% сохранив самообладание, быстро оценивают сложившуюся обстановку, действуя решительно и разумно.
                              • Существуют два вида страха:
                              • контролируемый ты осознаешь опасности, пытаешься их избежать, в этом случае всегда найдешь выход;
                              • бесконтрольный страх «может сделать из самого закаленного атлета самого жалкого хлюпика или последнего скота, а полудохлый заморыш может превратиться благодаря своей моральной стойкости в героя» (слова капитана)
                              • Природный (температура воздуха, давление, влажность, осадки, флора и фауна, часовые пояса и т.д.).
                              • Материальный ( одежда, обувь, связь и другие снаряжение и материалы).
                              • Личностный (физическое состояние человека, его знания, умения и опыт, психологическое состояние).
                              • Постприродный (результат воздействия на человека природных условий- обморожение, тепловой удар, отравление, горная болезнь, психические состояния, стрессоры выживания)
                              • Стрессоры выживания Их действие бывает очень сильным, они являются основными источниками напряжения человека при вынужденном автономном существовании.

                              • Одиночество — одна из причин возникновения страха. Борются с ним по-разному: вслух разговаривают или читают стихи, рассуждают. Помогает отвлечься любая физическая работа.
                              • Уныние — чувство, вызываемое одиночеством, разочарованием от неудачных попыток что-то сделать (добыть пищу, построить плот и т. д.). Уныние может овладеть не только одиночкой, но и находящейся в автономном существовании группой. Избежать этого можно четко распределив между членами группы обязанности, ставя перед ними конкретные, но выполнимые задачи.
                              • Голод и жажда. При отсутствии пищи человек не может выполнять тяжелую физическую работу, снижается его устойчивость к воздействию холода, боли. Уменьшение количества воды в организме человека приводит к нарушению обмена веществ, к различным расстройствам в деятельности внутренних органов. Желание выпить хоть глоток воды овладевает сознанием человека, мешает ему сосредоточиться, подавляет его волю.
                              • Питание в условиях автономного существования

                              • В 80-х годах прошлого столетия был поставлен классический эксперимент при котором итальянские добровольцы Суэцци и Марлетти 35 суток не принимали пищу, при этом демонстрировали высокую способность к физической и психической деятельности.
                              • При голодании приспособительные реакции организма выражаются в сокращении энергозатрат, снижении обмена веществ, при этом ведущими становятся процессы окисления. Пульс и дыхания становятся реже, снижается АД. Организм после перестройки начинает расходовать свои внутренние тканевые запасы. Они довольно внушительны.
                              • Человек весом 70 кг имеет около 15 кг жировой клетчатки (141 тыс. ккал), 6 кг мышечного белка (24 тыс. ккал), 0,15 кг гликогена мышц (600 ккал), 0,075 кг гликогена печени (300 ккал). Таким образом, организм располагает энергетическими резервами – 165900 ккал. По данным физиологов, можно израсходовать 40-45% этих резервов, прежде чем наступит гибель организма.
                              • Если принять суточные энергозатраты человека в состоянии покоя за 1800 ккал, тканевых запасов должно хватить на 30-40 суток полного голодания.
                              • Известно, что головной мозг должен ежедневно получать энергию эквивалентную 100 г глюкозы. Жиры обеспечивают поступление лишь 16 г глюкозы, а остальное ее количество образуется при распаде мышечного белка, что ведет к ежесуточным потерям 25 г азота. Тело взрослого человека содержит

                              1000 г азота, сокращение этого запаса на 50% смертельно.

                            • Ежедневно человеку требуется 80-100 г белков, 400-500 г углеводов, 80-100 г – жиров, 20 г – хлористого натрия, 0,1 г витаминов.
                            • 4. Жара- усиливает чувство жажды, высокая температура воздуха и прямая солнечная радиация вызывают в организме значительные изменения за короткий срок: нарушаются функции органов и систем организма, ослабляется физическая и психическая деятельность.

                              5. Холод- снижает физическую активность и работоспособность не защищенного от него человека, воздействует на его психику. Цепенеет не только его тело, но и мозг, и воля.

                              6. Физическая боль- сигнализирует организму о нарушениях в нем, заболеваниях или травмах.

                              7. Переутомление — опасное состояние организма, наступающее после длительного или интенсивного физического или психического напряжения: быстрая утомляемость, нарушаются сон и аппетит, ослабевает воля и контроль над своими действиями.

                              Выживание в условиях жары

                            • При температуре 33 ?С тепловой баланс поддерживается испарением пота.
                            • Исследования показали, что в условиях жары наиболее выгодным является дробный режим употребления воды например 50-80 мл в час. Пить воду маленькими глотками, по долгу задерживая во рту.
                            • Питание с преимущественным содержанием углеводов (снижает водопотери в 5 раз по сравнению с белковой), плюс аскорбиновая кислота 140 мг и другие витамины, особенно калий.
                            • Одежда должна быть плотная, светлая, свободная (должна хорошо вентилироваться).
                            • Добывание воды — всегда можно изготовить:
                            • солнечный конденсатор (солнечные лучи, проникая сквозь пленку, абсорбируют из почвы влагу, которая испаряясь, конденсируется на внутренней поверхности пленки – за сутки 1,5 л воды);
                            • надев пакет на ветку любого дерева с густой листвой, нужно туго завязать его у основания. За сутки можно собрать до 1 л воды.
                            • Выживание в условиях холода

                            • Очень важно утеплить голову и лицо, так как теплопотери с незащищенной головы при температуре -15 0 С составляют ? общей теплопродукции организма.
                            • Чтобы сохранить ноги в тепле, рекомендуется поверх носков надевать мешочек из пластика, а затем вторую пару носков. Образующееся воздушное пространство обеспечивает надежную теплоизоляцию ног.
                            • При температуре -15 0 С и ветре 10-20 м/с у испытуемых температура тела снизилась до 35,4 0 С через 40 часов (люди каждый час теряли

                            645 ккал).

                          • Выполнения тяжелых физических работ, сопровождающихся потовыделением, недопустимо, т.к. главный изолятор, обеспечивающий теплозащитные свойства одежды – воздух, вытесняется влагой. Лучше временно часть одежды снимать, расстегивать воротники и манжеты.
                          • Аварийный рацион должен включать главным образом белки, жиры, витамин С (100-125 мг в сутки) и остальные витамины по возможности. (В Арктике путешественники используют смесь говяжьего жира с сушенным говяжьим мясом – 50% на 50%).
                          • Добыть огонь можно оптикой, трением (лук), высекать искру (камень, металл).
                          • Выживание в воде

                          • Поскольку теплопроводность воды почти в 27 раз больше чем воздуха и ее температура практически всегда меньше 25 ? С, то время безопасного проведения в воде ограничено скоростью охлаждения организма.
                          • При температуре воды 24 ? С время безопасного пребывания 7-12 часов, при температуре 13-15 ? С – 2-4 часа, при температуре 2-3 ? С – смерть наступает через 10-15 мин.
                          • Людям, оказавшимся в холодной воде, находясь на плаву, следует держать голову как можно выше над водой, т.к. более 50% всех теплопотерь организма приходится на ее долю.
                          • Удерживать себя на плаву, стараясь затрачивать минимум физических усилий.
                          • Активно плыть к берегу (шлюпке), если они находятся на расстоянии, преодоление которого потребует не более 40 мин. Добравшись, надо снять одежду, выжать и снова надеть.
                          • Запрещается утолять жажду соленой водой, т.к. при длительной солевой нагрузке отказывают почки, поражается желудок, кишечник и особенно центральная нервная система (психические расстройства с попытками к самоубийству).
                          • В условиях автономного плавания лучшие результаты дает углеводное питание, например: 150 г карамели и сахара (600 ккал/сутки) с добавкой витаминного комплекса при водопотреблении 0,5 л/сутки; сохраняет удовлетворительное самочувствие.
                          • Может ли человек, оставшийся один в незнакомом лесу, в горах, в неизвестной, безлюдной местности, выжить, остаться здоровым и невредимым и отчего это зависит.

                          • Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием (главный психологический враг). Основные причины страха: внезапное изменение обстановки, одиночество, неизвестность, внезапное приближение кого-то или чего-то, высота, темнота, разные звуки. 1.1.Стресс и тревожное состояние это ответная психологическая и физиологическая реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.
                          • неконтролируемая тревога и беспокойство.
                          • мышечное напряжение, усталость,
                          • раздражительность,нетерпеливость,
                          • бессонницу или расстройства сна,
                          • трудности с концентрацией внимания.
                          • В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности организма постепенно усиливаются, но до определенного предела остаются обратимыми, т.е организм возвращается к норме после устранения действия негативных факторов.

                            Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

                            Психологические основы выживания

                            1.2. Ужас — чувство сильного страха, испуга, приводящее в состояние подавленности, оцепенения, трепета. Человек начинает метаться, теряет контроль над своим поведением и в результате вместо спасения может навлечь на себя еще больше бед. Оказавшись, например, один в лесу, позволив страху овладеть собой, он перестает правильно оценивать, как далеко находится от знакомых мест, насколько на самом деле велика

                            1.3. Паника — одна из форм поведения человека, связанная с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состоянием периодического испуга, ужаса. Это состояние сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля, когда эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

                          • боль или чувство дискомфорта в грудной клетке,
                          • учащенное сердцебиение,
                          • затрудненное, поверхностное дыхание, чувство нехватки воздуха , удушья,
                          • озноб или резкое повышение температуры,
                          • дрожь, тошнота, боль в животе,
                          • онемение или чувство покалывания в конечностях.
                          • Факторы, влияющие на человека в условиях вынужденного автономного существования

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *