Генеральный подрядчик в строительстве: вопросы организации деятельности и лицензирования. Лицензия генерального подрядчика

Генеральный подрядчик в строительстве: вопросы организации деятельности и лицензирования

  • Автор: Максим Постыка
  • Стандартные юридические процедуры: Лицензия на строительные работы
  • Дата публикации: 20/08/18
  • На сегодняшний день вопросы лицензирования строительной деятельности регламентируются «Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями», утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины № 256 от 30 марта 2016 (в редакции от 10 августа 2017 года).

    Содержание

    Данные Лицензионные условия кроме кадровых, организационных и структурных требований к субъектам хозяйствования, содержат перечень видов работ по осуществлению хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые подлежат лицензированию. Следует сразу заметить: лицензированию подлежат только работы на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями. Средний и значительный классы последствий — это фактически класс последствий СС2 и СС3 соответственно.

    Возвращаясь к перечню видов работ, подлежащих лицензированию, видим, что он разделен на три основных блока — это строительные и монтажные работы общего назначения, строительство объектов инженерной инфраструктуры, строительство объектов транспортной инфраструктуры.

    Но люди с определенным опытом в строительной сфере помнят, что до 30 августа 2016 года действовали другие Лицензионные условия, согласно которым перечень работ был разделен на большее количество блоков — это изыскательские работы для строительства, проектирование объектов архитектуры, строительные и монтажные работы, монтаж инженерных сетей, строительство транспортных сооружений, инжиниринговая деятельность в сфере строительства. Последний блок, то есть инжиниринговая деятельность в сфере строительства, помимо прочего включал в себя такой вид работ, как «генеральный подрядчик в строительстве».

    Сравнивая перечни работ из предыдущих и действующих Лицензионных условий, мы видим, что в действующих Лицензионных условиях отсутствуют такие блоки (и соответственно — работы), как изыскательные работы для строительства, проектирование объектов архитектуры и инжиниринговая деятельность в сфере строительства. С изыскательными работами и проектированием все достаточно понятно: на сегодняшний день для выполнения данных работ компания должна иметь в штате инженера-проектировщика с квалификационным сертификатом соответствующего направления. А вот с инжиниринговой деятельностью не все так однозначно. Так, например, для выполнения пункта «генеральный разработчик в проектировании» вообще не требуется каких-то разрешительных документов, а пункт «технический осмотр и оценка состояния строительных конструкций зданий» выполняется по аналогии с проектированием — в штате предприятия должен быть соответствующий инженер с квалификационным сертификатом.

    Остается вопрос: а какая же ситуация с генеральным подрядчиком в строительстве?

    Вообще, генеральный подрядчик в строительстве — это, простыми словами, сторона по договору подряда, которая берет на себя обязательства перед заказчиком выполнить определенные строительные работы собственными силами или с привлечением сторонних организаций (субподрядчиков).

    И здесь ситуация может развиваться по двум направлениям:

    1. Если генеральный подрядчик будет выполнять строительные работы самостоятельно, то есть фактически выполнять функции субподрядчика, лицензия потребуется однозначно! Важно четкое понимание, какие именно работы будут выполняться собственными силами. Ведь виды работ, которые определены в приложении к лицензии, должны соответствовать работам, которые будут/планируются выполняться.

    2. Если же генеральный подрядчик не будет выполнять работы самостоятельно, а будет привлекать субподрядчиков, ситуация не совсем понятна.
    Как указано выше, такой вид работ, как «генеральный подрядчик в строительстве», отсутствует в перечне работ, подлежащих лицензированию (по Постановлению КМУ № 256 от 30 марта 2016 года). Это позиция в пользу отсутствия необходимости лицензии у генерального подрядчика.

    Но нами в свое время было подано письмо в ГАСИ с просьбой разъяснить данную ситуацию.
    В ответ мы получили разъяснение, что можно сформулировать следующим образом: хоть пункт «генеральный подрядчик в строительстве» отсутствует в перечне работ, подлежащих лицензированию, компания, планирующая выполнять функции генерального подрядчика, должна иметь лицензию с аналогичным перечнем работ, которые планирует поручить субподрядчику/субподрядчикам. Простыми словами это можно описать так: если заказчик поручает генеральному подрядчику проложить теплосеть, а генеральный подрядчик планирует передать данную работу на субподряд, то у генерального подрядчика должна быть лицензия с видом работ «монтаж внешних инженерных сетей: теплоснабжение». Эта позиция уже в пользу необходимости наличия лицензии у генерального подрядчика, хотя она не подтверждена каким-то официальным или законодательным документом.

    Попробуем также разобраться в законодательных нюансах:

    Итак, Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» кроме других работ, подлежащих лицензированию, определен пункт «строительство объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями — с учетом особенностей, определенных Законом Украины «Об архитектурной деятельности».

    Статьей 17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» определено, что «Хозяйственная деятельность, связанная с созданием объекта архитектуры, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством».

    Ст. 27 этого же Закона указывает, что заказчики и подрядчики при создании объекта архитектуры обязаны поручать выполнение отдельных видов проектных и строительных работ лицам, имеющим соответствующую лицензию. То есть, эту норму можно толковать так, что заказчик обязан убедиться в наличии лицензии у генерального подрядчика!

    Далее, согласно ст. 882 Гражданского Кодекса Украины передача работ подрядчиком и принятие их заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. То есть по завершению работ (если к качеству у заказчика нет претензий) подписывается акт приема-передачи выполненных работ. Понятно, что под выполненными работами понимаются строительные работы, а не, например, организация/сопровождение строительных работ. И если генеральный подрядчик фактически и не выполнял строительные работы, то юридически, то есть согласно Актов выполненных работ, он их выполнял. Это опять же говорит в пользу необходимости получения лицензии генеральным подрядчиком.

    И последний момент. Статья 1 Лицензионных условий осуществления строительной деятельности отмечает, что Лицензионные условия устанавливают исчерпывающий перечень организационных, кадровых, технологических и специальных требований к осуществлению хозяйственной деятельности по строительству объектов.

    А что же такое в понимании законодателя хозяйственная деятельность? Статья 3 Хозяйственного Кодекса Украины говорит нам, что «Под хозяйственной деятельностью в этом Кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность». Теперь ответим на вопрос: а деятельность генерального подрядчика направлена на выполнение работ? Ответ очевиден. Ведь даже не выполняя работы самостоятельно, и перепоручая строительные работы субподрядчику, эти действия генерального подрядчика направленны на выполнение работ!

    Итак, с анализа всего вышеперечисленного мы видим, что хотя функции генерального подрядчика четко не указаны в перечне работ, которые подлежат лицензированию, необходимость наличия лицензии у генерального подрядчика — очевидна.

    Поэтому, чтобы обезопасить себя от возможных негативных последствий при сдаче работ заказчику или при проверке контролирующими органами, мы рекомендуем нашим клиентам, которые выполняют функции генподрядчика, иметь в наличии строительную лицензию с соответствующими видами работ.

    При необходимости, юристы нашей компании готовы помочь Вам разобраться во всех тонкостях и нюансах ведения бизнеса в строительной сфере. Ведь продукт, который мы предоставляем — это не только строительная лицензия, а и отсутствие проблем в будущем!

    Генподряд СРО. Допуск генподрядчику. Лицензия на генподряд.

    5 000 руб. /месяц

  • Условия оплаты
  • График работы
  • Адрес и контакты
  • Допуск СРО к работам на осуществление функций генерального подрядчика.

    Генподряд (генеральный подряд) — это отношения трех сторон — заказчика, генподрядчика и субподрядчика юридически закрепленные договором подряда, согласно которому генподрядчик обязуется выполнить (подряжается на выполнение) по заданию заказчика определенную работу, самостоятельно или с привлечением третьих лиц — субподрядчика, и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

    Осуществление функций генерального подрячика сегодня не возможно без получения допуска к генподряду.

    Генподряд можно разделить по отраслям в строительной, проектной и изыскательской деятельностях.

    Так в строительной сфере генеральным подрядом являются работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) и подразделяются на подвиды по направлениям:

    1) Промышленное строительство:
    — Предприятия и объекты топливной промышленности
    — Предприятия и объекты угольной промышленности
    — Предприятия и объекты черной металлургии
    — Предприятия и объекты цветной металлургии
    — Предприятия и объекты химической и нефтехимической промышленности
    — Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки
    — Предприятия и объекты лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности
    — Предприятия и объекты легкой промышленности
    — Предприятия и объекты пищевой промышленности
    — Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства
    — Тепловые электростанции
    — Объекты использования атомной энергии
    — Объекты электроснабжения свыше 110 кВ
    — Объекты нефтегазового комплекса
    2) Транспортное строительство:
    — Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
    — Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта
    — Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры
    — Тоннели автомобильные и железнодорожные
    — Метрополитены
    — Мосты (большие и средние) (не связанных с работами которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, предусмотренных статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
    — Предприятия и объекты общественного транспорта
    3) Жилищно-гражданское строительство
    4) Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
    5) Объекты теплоснабжения
    6) Объекты газоснабжения
    7) Объекты водоснабжения и канализации
    8) Здания и сооружения объектов связи
    9) Объекты морского транспорта
    10) Объекты речного транспорта
    11) Объекты гидроэнергетики
    12) Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
    13) Гидромелиоративные объекты

    Генподряд на проектирование или генеральное проектирование — это работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

    Генподряд на инженерные изыскания (отменен приказом № 238 Министерства регионального развития РФ от 26.05.2011 г.) — это работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

    Осуществлять функции генерального подрядчика можно только после вступления в члены саморегулируемой организации (СРО) и получения свидетельства о допуске к работам на определенный вид деятельности, включая генеральный подряд.

    • Цена: 5 000 руб. /месяц

    Вступление в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей

    В соответствии с Федеральным законом, компаниям, желающим получать подряды и выполнять работы в сфере изысканий, проектирования и строительства, необходим допуск СРО. Он заменяет существовавшие ранее лицензии и является документом, подтверждающим наличие материально-технических ресурсов и кадров для выполнения работ. Обязательное условие получения допуска – членство в саморегулируемой организации.

    Для вступления в СРО проектировщиков, строителей или инженеров-изыскателей требуется:

    • желание получить допуск на определенные виды работ;
    • минимальный пакет документов;
    • небольшой обязательный взнос в компенсационный фонд Ассоциации СРО.
    • Все остальное поможем сделать мы:

    • предоставим бесплатную консультацию по всем вопросам, связанным со вступлением в СРО для инженерных изысканий, строительства или проектных работ;
    • подберем инженерно-технический персонал для удовлетворения требований законодательства или проведем аттестацию существующих кадров;
    • предоставим перечень страховых компаний-партнеров, оформляющих страховки по доступным тарифам.
    • Процедура вступления в СРО в Санкт-Петербурге и получения допусков занимает минимум времени. Работа с клиентами из других регионов ведется дистанционно: оригиналы документов передаются курьерскими службами или почтой, но на реальные сроки получения допусков это не влияет, так как все сведения вносятся в официальные реестры Ростехнадзора, НОСТРОЙ и СРО в течение одного дня после оплаты взносов на счет Ассоциации СРО.

      Лицензия генерального подрядчика

      Андрей Елистратов, юрист юридической фирмы «Синергия права»
      Светлана Савина, кандидат юридических наук

      В соответствии с последними требованиями законодательства, для выполнения функций генерального подрядчика и заказчика-застройщика организациям не требуется получение свидетельств о допуске. Однако, как полагают авторы статьи, к профессионализму и опыту генерального подрядчика должны предъявляться особые требования, отличные от выдвигаемых к непосредственным исполнителям работ

      С 1 января 2009 г. прекратилась выдача лицензий на осуществление деятельности по производству инженерных изысканий, проектированию и строительству зданий и сооружений.

      22 июля 2008 г. был принят Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 148-ФЗ). Он ввел новое правило, согласно которому по окончании переходного периода (т.е. до 1 января 2010 г.) виды работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, должны будут выполняться только лицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ. На протяжении самого переходного периода (т.е. с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г.) последние могли осуществляться по выбору исполнителя на основании как свидетельства о допуске, так и полученной до 1 января 2009 г. лицензии на соответствующий вид деятельности.

      25 ноября 2009 г. был принят Федеральный закон № 273-ФЗ, внесший некоторые технические уточнения в законодательство о переходе к саморегулированию. Дело в том, что до этого в тексте Закона № 148-ФЗ отсутствовала фраза о прекращении действия ранее выданных лицензий с 1 января 2010 г. (это вытекало из него, но не было особо закреплено). Данное обстоятельство могло быть использовано строительными компаниями, имеющими соответствующие лицензии и не вступившими в саморегулируемые организации. Специалисты строительной сферы обсуждали возможность оспаривания в судебном порядке прекращения действия лицензий с 1 января 2010 г. С нашей точки зрения, скорее всего, суд бы не встал на сторону владельцев последних.

      Регулирование деятельности организаций, выполняющих функции генерального подрядчика, после отмены лицензирования

      Свидетельство о допуске должно выдаваться саморегулируемой организацией при приеме лица в ее члены. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность последних, утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. № 274.

      Анализ данного документа показывает, что виды деятельности, которые влияют на безопасность указанных объектов, не идентичны видам строительной деятельности, на осуществление которых ранее требовалась лицензия 1 . Так, в числе первых не указаны отдельно такие разновидности, как выполнение функций генерального подрядчика и заказчика-застройщика.

      Сразу же возникает вопрос, означает ли это, что теперь играть роль генерального подрядчика может любое лицо, не являющееся членом саморегулируемой организации.

      Для того чтобы ответить на него, рассмотрим, на осуществление какой именно деятельности генеральному подрядчику требовалась лицензия.

      Во многих действовавших ранее нормативных актах говорилось про особые услуги генерального подрядчика, за оказание которых производится возмещение расходов. В числе последних указывались административно-хозяйственные, связанные с обеспечением технической документацией и координацией деятельности субподрядчика, с приемкой от него и сдачей заказчику его работ, с разрешением вопросов материально-технического снабжения; затраты по обеспечению пожарно-сторожевой охраны, осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда, по снабжению субподрядчика нетитульными временными зданиями и сооружениями, по благоустройству строительной площадки, оказанию дополнительной медицинской помощи; плата за частичное пользование в течение рабочего дня подъемными механизмами генподрядчика и др. Так, Положением о взаимоотношениях организаций – генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденным постановлением Госстроя СССР № 132, Госплана СССР № 109 от 3 июля 1987 г., предусматривалось, что с целью возмещения указанных расходов субподрядчик ежемесячно по отдельным счетам производит отчисления генподрядчику в процентах к сметной стоимости выполненных первым строительно-монтажных работ. Размер таких выплат мог составлять до 4% стоимости работ в зависимости от их вида.

      Лицензирующие органы последовательно выделяли функции генерального подрядчика в перечнях работ, составляющих виды строительной деятельности, осуществляемой на основании лицензии 2 .

      Очевидно, что деятельность генерального подрядчика всегда рассматривалась как особая, организационная. Однако при этом не разъяснялось, должен ли он помимо «организационной» иметь еще и лицензию на выполнение строительных работ (подготовительных, земляных, каменных, свайных, монтажных, кровельных и других) в том случае, если для их выполнения он привлекал субподрядчиков, а сам осуществлял исключительно функции по координации и организации.

      По данному вопросу до сих пор существуют разные точки зрения. Согласно одной из них, для того, чтобы выступать генеральным подрядчиком, организации нужна была только генподрядная лицензия. Работы, не названные в ней, могли быть переданы генеральным подрядчиком субподрядчикам, обладающим необходимыми лицензиями. По сути, в таком случае смысл деятельности, подлежащей лицензированию, сводился к непосредственному производству работ (т.е., если генеральный подрядчик сам не выполняет, а только организует их, то и лицензия ему нужна только на соответствующие функции).

      Так, например, по мнению Г. Гороховой, генеральному подрядчику для привлечения субподрядчиков для деятельности «по устройству наружных инженерных сетей и коммуникаций» не нужно иметь лицензии на осуществление именно данного вида работ, такая организация должна иметь лицензию по строительству зданий и сооружений, предусматривающую осуществление функций генерального подрядчика 3 . Аналогичным образом положения законодательства о лицензировании разъяснялись ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое», выдававшим лицензии 4 .

      Такой подход подтверждался и некоторой судебной практикой. Например, суд отклонил довод одного из лиц, участвовавших в деле, о том, что подрядчик не мог выполнять обязательства по договору подряда в связи с отсутствием лицензии, поскольку условия последнего не исключали возможности привлечения субподрядчиков 5 .

      Существовала и другая точка зрения, в соответствии с которой лицензия на выполнение отдельных видов работ, перепоручаемых субподрядчикам, генеральному подрядчику все-таки требовалась.

      Так, по словам И. Доброчинской, «в случае заключения договора между заказчиком и генподрядчиком, имеющим строительную лицензию на осуществление функций генподрядчика, но не имеющим права производить другие виды работ (поскольку они отсутствуют в приложении к лицензии – перечне разрешенных видов строительных работ), может быть квалифицировано как осуществление генподрядчиком работ за рамками лицензии (за рамками разрешенных видов строительных работ), что приравнивается к отсутствию лицензии» 6 .

      Данную точку зрения разделяет Е. В. Масютина, указывая, что «даже если генподрядчик не будет сам выполнять работы, а перепоручит их субподрядчикам, то он все равно должен иметь лицензии» 7 .

      Интересным является следующий пример из судебной практики.

      Организации было отказано в допуске к участию в конкурсе на размещение заказа на подрядные работы по строительству объекта из-за отсутствия лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений высотой свыше 15 м. Она обжаловала это, ссылаясь на наличие у нее лицензии на выполнение функций генподрядчика, а также на то, что, согласно условиям конкурса, строительство могло проводиться силами субподрядчиков. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали доводы заявителя и признали отказ незаконным. Кассационная инстанция, напротив, посчитала такие аргументы несостоятельными и отменила акты двух предыдущих судов 8 . ВАС РФ в передаче дела в Президиум отказал 9 .

      Отметим, что на практике получил распространение первый подход. При этом для получения лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности с указанием на осуществление функций генерального подрядчика в нее по факту дополнительно нужно было включить не менее пяти видов общестроительных работ.

      С вопросом о саморегулировании в строительстве связана еще одна проблема. Она вытекает из неопределенности в вопросе о том, распространяется ли требование о наличии свидетельства о допуске на те же случаи, что и о лицензии, или первое имеет принципиально иную природу и касается только непосредственного выполнения работ.

      Разрешение данного вопроса важно и с точки зрения определения тех отрицательных последствий, которые могут иметь место в случае осуществления строительства без свидетельства о допуске.

      В административное законодательство необходимые изменения были внесены. Так, согласно пп. «г» п. 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54, соблюдение требований при выполнении работ, установленных нормативными правовыми актами, проверяется при осуществлении государственного строительного надзора. При внесении обсуждаемых изменений о прекращении лицензирования в Градостроительном кодексе РФ появилось правило о том, что в предмет государственного строительного надзора включена проверка наличия свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (ст. 52, 54 Градостроительного кодекса РФ). В случае выявления нарушений нарушителю может быть дано предписание об устранении нарушения с установлением запрета приступать к выполнению работ до устранения нарушения 10 . Невыполнение предписания, а также продолжение строительства могут повлечь за собой привлечение компании к административной ответственности вплоть до административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. Кроме того, ст. 9.5.1. КоАП РФ определяет административную ответственность за выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче такого свидетельства, вплоть до административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

      В то же время отметим, что гражданско-правовые последствия осуществления деятельности без лицензии и без свидетельства о допуске не одинаковы.

      Ст. 49 ГК РФ указывает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии); о принудительной ликвидации юридического лица ГК РФ упоминает тоже применительно к осуществлению деятельности без лицензии (ст. 61); в ст. 173 предусматривается возможность признания сделки недействительной, если она совершена лицом в отсутствие лицензии. Про необходимость наличия в таких случаях документов о членстве в саморегулируемых организациях ГК РФ не говорит, равно как и не упоминает об оспоримости сделок, совершенных в отсутствие свидетельства о допуске.

      Данные положения ГК РФ направлены, прежде всего, на защиту прав и законных интересов участников оборота, вступающих в гражданско-правовые отношения с лицами, осуществляющими лицензированные виды деятельности, требующие особых навыков. Вопрос о том, должна ли такая защита быть одинаковой в генподрядных и субподрядных отношениях, связан с тем, являются ли они одинаковыми по своей природе.

      Согласно ГК РФ, если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную работу самостоятельно, он вправе привлечь к этому других лиц (субподрядчиков). В этом случае первый выступает в роли генерального подрядчика. Он может привлекать отдельных субподрядчиков для выполнения определенных видов работ, проделывая часть из них собственными силами, а может передать весь их объем. Как справедливо указывается, «вступая в договор с каждым из субподрядчиков, генподрядчик координирует их деятельность для того, например, чтобы субподрядчик, которому пришло время монтировать оборудование, нашел помещение цеха готовым для этой цели. Генподрядчик принимает работы субподрядчиков, оплачивает их из средств заказчика, вообще выполняет по отношению к ним функции последнего» 1 1 .

      В правовой литературе принято считать, что генподрядные и субподрядные отношения имеют одинаковую правовую природу. Так, И. Л. Брауде отмечает: «Привлекая к выполнению некоторых работ специализированную организацию, генеральный подрядчик заключает с ней договор. Такой договор по своему содержанию является подрядным договором по строительству…. Его отличия от подрядного договора по строительству, заключаемого генеральным подрядчиком с заказчиком на весь объем работ по строительству, относится лишь к определению размера специальных работ, порядка их ведения, приемки и т.п., но не затрагивает природы договорных отношений» 1 2 .

      Существует и другая точка зрения, основанная на понимании деятельности генерального подрядчика прежде всего как организационной, координирующей. С. С. Занковский отмечает: «В период становления подрядных работ под термином «подряд на капитальное строительство» понимались отношения заказчика с подрядчиком. Однако затем появился субподряд, а вместе с ним и собирательное понятие, которое включало уже две группы отношений: заказчика с подрядчиком и последнего с субподрядчиком» 1 3 . При исследовании сущности подрядных и субподрядных обязательств автор обнаруживает серьезные различия, отмечая, например, что генподрядчику права заказчика необходимы не для присвоения результата субподрядчиков, а для организации их работ. «Субподряд – не разновидность подряда точно так же, как кооперирование строителей нельзя считать разновидностью отношений, по которым заказчик получает продукцию строительного производства», – указывает С. С. Занковский 1 4 .

      Более радикальной позиции придерживается О. Махова, квалифицируя договор заказчика с генеральным подрядчиком, передающим все строительство другим субъектам, как оказание возмездных услуг, в котором второй будет исполнителем. Такой признак осуществления работ, как «непосредственность», по ее мнению, и отграничивает собственно подрядные работы от услуг 1 5 .

      Подобная точка зрения высказывается и другими авторами. Так, по мнению С. В. Коведяева и Е. А. Масловой, если бизнес компании организуется «на системе генподряда», в отсутствие собственных сил и квалификации для производства работ, отношения с заказчиком должны строиться на основании посреднических договоров (комиссии, поручения, агентского договора), но не договора подряда 1 6 . Однако тогда и отвечать перед заказчиком будут подрядчики, выполнившие работы, а не посредник (ст. 971, 993, 1005 ГК РФ).

      По нашему мнению, в данном вопросе необходимо учитывать два аспекта. Первый касается договорных обязательств генерального подрядчика перед заказчиком и субподрядчика перед генеральным подрядчиком. Рассматривая его обязательства в этом ключе, мы согласимся с И. Л. Брауде в том, что различия в положении генерального подрядчика и подрядчика состоят, прежде всего, в объеме выполняемых работ, а не в природе их обязательств. Ответственность генеральный подрядчик перед заказчиком должен нести такую же, как если бы данные работы выполнял он сам. Поэтому мы считаем, что частноправовая защита как одному, так и другому должна предоставляться одинаковая.

      Второй аспект связан с фактическим характером деятельности генерального подрядчика. Очевидно, что она (а именно организация строительного процесса, координация деятельности подрядчиков) серьезно отличается от работ, выполняемых подрядчиками непосредственно. Данное различие состоит в специфике их функций при строительстве, но не в сущности гражданско-правовых обязательств и носит в большей степени публично-правовой характер.

      При этом нельзя не отметить, что роль генерального подрядчика в создании конечного результата является не меньшей, чем значение каждого из субподрядчиков, непосредственно выполняющих работы. Поэтому, по нашему мнению, к профессионализму и опыту генерального подрядчика должны предъявляться особые требования, хотя бы и отличные от тех, которые выдвигают к исполнителям.

      Сам процесс строительства чрезвычайно сложен и, как правило, опасен для окружающих, в связи с чем отказываться от осуществления особого контроля за деятельностью одного из главных участников данного процесса – генерального подрядчика – преждевременно. Представляется, что во избежание появления в строительстве «неквалифицированных генподрядчиков» в законодательство должны быть внесены соответствующие изменения.

      [1] На практике при выдаче лицензий применялся Временный классификатор работ и услуг в составе видов деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России, согласованный Госстроем России 11.08.2001 г.

      [ 2 ] См., например, Перечень работ, составляющих виды строительной деятельности, осуществляемой на основании лицензии, утвержденный Министром строительства РФ от 10.05.1996 г.; Перечень работ, составляющих виды строительной деятельности, осуществляемой на основании лицензии, утвержденный Приказом Минстроя РФ от 05.09.1996 г. № 17-119//Экономика и жизнь. 1996 г. № 146 и др.

      [ 3 ] Интервью с Г. Гороховой, начальником Управления информационно-методического обеспечения Федерального лицензионного центра при Росстрое от 04.04.2008 г. Доступно на сайте: http :// www . flc . ru

      [ 4 ] Разъяснение по вопросу Ю. И. Шевченко от 19.03.2008 г. Доступно на сайте: http // www . flc . ru / faq / online /421/ question /179/

      [ 5 ] Постановление ФАС Московского округа от 22.07.2008 г. по делу № КГ-А40/6192-08-П.

      [ 6 ] И. Доброчинская. Статья: А генподрядчик-то…голый // Бизнес-адвокат. 2004 г. № 19.

      [ 7 ] Е.В. Масютина. Реконструкция объектов // Главбух. Приложение «Учет в строительстве». 2004 г. № 3. Аналогичного мнения придерживаются также О. Овчинникова (см. пояснения в журнале «Практическая бухгалтерия» 2006 г. № 4).

      [ 8 ] Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2007 г. по делу № А49-4106/06-122/27.

      [ 9 ] Определение ВАС РФ от 29.08.2007 г. № 9848/07.

      [1 0 ] Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 г. № 1129.

      [ 1 1] Предпринимательское (хозяйственное) право/Учебник под. ред. В. В. Лаптева, С. С. Занковского. М.,2006. C . 320.

      [1 2 ] Брауде И. Л. Договоры по капитальному строительству в СССР. М., 1952. С. 182.

      [1 3 ] Занковский С.С. Субподряд в капитальном строительстве. М., 1986. С. 24.

      [1 4 ] Там же. С. 25.

      [1 5 ] Махова О. Е. Договор строительного подряда как институт гражданского права. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008. С. 9.

      [1 6 ] Коведяев С. В., Маслова Е. А. Проблемные вопросы договоров строительного подряда.//Правовые вопросы строительства. 2007 г. № 1.

      Обязанности генерального подрядчика в строительстве

      При реализации проекта, связанного со строительством, все большую популярность приобретает услуга генподряда, суть которой состоит в том, что специализированная организация с соответствующими кадрами и наличием лицензии берет на себя управление всеми процессами на стройплощадке. Вместе с тем, чтобы не возникало недопонимания между участниками разного уровня, следует четко понимать функции генерального подрядчика.

      Содержание статьи

      Кто такой генеральный подрядчик и его основные обязанности

      Генеральный подрядчик – это специализированная организация или предприятие, которое является главным исполнителем соглашения с заказчиком (подрядного договора) о выполнении определенного перечня строительных работ. Генподрядчик несет ответственность перед заказчиком за их качественное и своевременное исполнение. Принципы взаимодействия между сторонами договора подлежат регулированию Гражданским кодексом РФ.

      Чем масштабнее замысел, тем большее количество сторон участвует в его реализации. Схемы управления и координации, а также документация, сложны и запутаны, процессы протекают как параллельно, так и последовательно, сроки ограниченны. В сложившихся условиях, если у инвестора нет высокопрофессиональных управленцев для ведения работ хозяйственным методом, проект может закончиться неудачей и привести к значительным убыткам и потере репутации.

      Наиболее оптимальный выход в таком случае – это заключить соглашение с генеральным подрядчиком, который сможет обеспечить своевременную сдачу всего комплекса работ «под ключ» и при этом берет на себя все риски, связанные с этим.

      Инвестор избавляется от необходимости тратить время на решение всех многочисленных текущих проблем привлеченных участников, взаимодействует только с одной организацией и, как следствие, имеет возможность экономить средства.

      Обязанности генподрядчика заключаются в следующем:

    • обеспечение строительной готовности отдельных конструкций, видов работ и всего объекта для осуществления своей деятельности субподрядными организациями;
    • непрерывное и своевременное финансирование работ;
    • ведение различных видов учета – оперативного, бухгалтерского и статистического;
    • подготовка и передача субподрядчику необходимой для него части проектно-сметной документации;
    • приемка оконченных комплексов монтажных и строительных работ, в том числе освидетельствование скрытых, и оплата их в соответствии с заключенными договорами;
    • обеспечение субподрядных организаций изделиями, материалами и оборудованием в точном соответствии с календарными графиками поставок и выполнения отдельных процессов;
    • координация и взаимосвязь действий всех субподрядчиков, задействованных в реализации проекта;
    • участие в проведении проверок, проводимых государственными специальными органами надзора, объективное пояснение качества и правильности монтажа оборудования, отстаивание интересов заказчика;
    • участие в промежуточных и итоговой приемке и комплексных проверках.
    • Полный перечень обязанностей генподрядчика зависит от действующей нормативно-правовой базы в государстве, а также от дополнительных условий, прописанных в договоре с заказчиком.

      Сферы, в которых генподрядчик выполняет свои функции

      В роли генподрядчика может выступать организация, которая имеет соответствующие документы: лицензию на право проведения строительных работ и заключение договора генподряда. Получение последней лицензии довольно дорогостоящее удовольствие и сопряжено с рядом сложностей, поскольку организация-претендент в соответствии с нормативными документами обязана выполнять не менее 5 видов общестроительных работ, к этому же привязана и цена лицензии. Кроме того, в штате такой фирмы обязательно должны быть специалисты с соответствующим образованием и опытом работы.

      Если закон или договор не накладывает обязательств на генподрядчика выполнить работы своими силами, то тот может привлекать сторонние организации к строительству. Взаимоотношения между генеральным и субподрядчиком регулируются статьей 706 Гражданского кодекса. Генподрядчик несет перед заказчиком полную ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей привлеченными ним организациями, а перед субподрядчиками – за неисполнение заказчиком своих договорных обязательств. При этом впоследствии он имеет право подать к виновной стороне регрессное требование.

      Инвестор может заключить соглашение о выполнении некоторых работ с какими-либо другими лицами исключительно при наличии согласия со стороны генерального подрядчика. Однако в таком случае возникают договорные связи «заказчик – стороннее лицо», и вся мера ответственности за действия которого ложится на инвестора.

      Генеральный подрядчик берет на себя выполнение целого ряда функций в разных сегментах работ:

      • В сфере подготовки и планирования. Принимает непосредственное участие в составлении плана работ, а впоследствии обеспечивает его своевременное и качественное исполнение.
      • В сфере обеспечения организации процессов. Согласовывает, хранит и передает документацию, вносит предложения о ее усовершенствовании. Выполняет процессы самостоятельно или подбирает профессиональных исполнителей, создает необходимые условия для работы, решает все текущие вопросы
      • В сфере контроля и отчетности. Контролирует мероприятия по охране окружающей природной среды и охране труда. Принимает участие во всех освидетельствованиях и проверках качества, несет полную ответственность за достоверность информации во всех отчетах. Производит оплату по факту выполненных процессов и налагает штрафы и пени за просрочку и нарушения условий соглашения привлеченными компаниями.
      • В сфере технического и материального обеспечения. Принимает и учитывает материальные ценности, отвечает за их своевременную доставку на площадки, не допускает накопления избытков. Выдвигает претензии изготовителям и поставщикам в случае несвоевременности или ненадлежащего качества поставленной продукции.
      • В сфере выбора и подготовки площадки. Непосредственно участвует в подборе подходящей площадки и ее освоении. Возмещает убытки гражданам, имущество и посевы которых пострадают от реализации замысла. Получает разрешительные документы от государственных органов на вырубку деревьев, монтаж электрических сетей. Организовывает геодезические работы и нанесение их на план.
      • В сфере приемки объекта. Готовит и передает приемочной комиссии все необходимые бумаги, отвечает за реализацию и приемку объекта. Передает сооружение или здание гражданам, ответственным за их эксплуатацию в дальнейшем.
      • Такое деятельное участие генерального подрядчика во всех происходящих процессах позволяет инвестору сосредоточиться на других направлениях деятельности и отвлекать значительное количество персонала на решение многочисленных текущих вопросов, связанных с функционированием строительной площадки.

        Основные функции генподрядчика

        Практика генподряда наиболее распространена в проектах, связанных с капитальным строительством, модернизацией, реставрацией и реновацией объектов. Это связано с большим количеством и повышенной сложностью различных процессов, требующих профессионального управления.

        Функции генподрядчика в строительстве достаточно широки и включают в себя следующие направления:

      • Выполнение собственными силами строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией и нормами, утвержденными в СНиП.
      • Подбор для выполнения отдельных процессов субподрядчиков самостоятельно или совместно с заказчиком. При этом возможно использование механизма прямых переговоров или проведение торгов (конкурса). Чтобы правильно подобрать исполнителей, генеральный подрядчик должен обладать достоверной информацией о специализированных предприятиях и их технических возможностях. При их привлечении следует проводить необходимые экспертизы (юридические, финансовые, технико-экономические).
      • Заключение соглашений субподряда, в таком случае договорная цена части работ рассчитывается по таким же критериям, как и общая стоимость всех СМР.
      • Осуществление координации всех привлеченных субъектов.
      • Обеспечение субподрядчиков нужной проектно-сметной документацией в установленные договором сроки. Документы должны наличествовать в двух экземплярах, пройти экспертизу и быть утверждены. Кроме того, в случае необходимости, передаются разрешения на проведение специальных работ (прокладку кабелей, взрывные работы) или геодезические изыскания.
      • Составление и согласование с привлеченными фирмами графиков проведения СМР, поставки конструкций, изделий, стройматериалов и оборудования. Ресурсы, которые обеспечиваются заказчиком, могут доставляться генподрядчику для последующего распределения или же непосредственно привлеченным исполнителям в зависимости от выполняемых ними манипуляций.
      • Помимо вышеуказанных функций, к задачам генерального подрядчика также можно отнести такие:

      • Надзор и контроль над соответствием стандартам, нормам и заключенному договору таких параметров, как объемы, качество и стоимость строительно-монтажных работ, проводимых всеми участниками. Генподрядчику дано право в любой момент без предупреждения проводить проверку течения выполняемых процессов, качество используемых конструкций, материалов и оборудования, не вмешиваясь при этом в хозяйственную деятельность субподрядчика. При выявлении систематических нарушений условий соглашения или утвержденных норм, строительство может быть приостановлено до полного устранения недостатков.
      • Обеспечение своими силами нужной степени готовности объекта или конструкций для проведения последующих манипуляций привлеченной фирмой, передача фронта работ по акту. Оценка обязательств субподрядчика по самостоятельному обеспечению необходимыми ресурсами.
      • Приемка от привлеченного субъекта выполненных им работ, контроль их качества и оплата в соответствии с договором.
      • Подготовка и презентация при возведении общественных и жилых зданий эталонных квартир, изделий, материалов, оборудования (электротехнического и сантехнического).
      • Кроме того, существует целый перечень услуг, которые оказываются генподрядчиком привлеченным организациям, если они прописаны в договоре:

      • обеспечение строительной площадки газом, водой, электроэнергией и другими необходимыми ресурсами;
      • предоставление сооружений и зданий для временного использования;
      • культурно-бытовое обслуживание персонала приглашенной фирмы;
      • охрана стройплощадки, в том числе сохранности оборудования, изделий и материалов, а также обеспечение ее пожарной безопасности;
      • предоставление для временного использования транспортных и грузоподъемных средств и механизмов;
      • обеспечение условий охраны труда и техники безопасности (ограждение отверстий и люков, установка заборов, сеток и козырьков безопасности).
      • В некоторых случаях заказчик может заключать с генподрядчиком договор не на полный генеральный подряд, а только на консультационные услуги (планирование, подготовка технического задания, проведение экспертизы, составление рабочего графика) или на управление (подготовка и внедрение проекта без права проведения СМР).

        Подводя итого всего сказанного, можно прийти к заключению, что привлечение к реализации масштабной инициативы генерального подрядчика имеет гораздо больше положительных моментов, нежели отрицательных. Поэтому при необходимости проведения строительно-монтажных работ, как частные инвесторы, так и государственные органы в основном используют этот метод организации всех взаимосвязанных процессов.

        Лицензия генподрядчика субподрядчика

        Нужна ли генподрядчику лицензия на те виды работ, которые будет делать субподрядчик?

        Похожие темы

        Нет, т.к. их он не выполняет. (ст 421 ГК РФ). Согласно ст. 3 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа

        Вы мне очень помогли, спасибо!

        Заказчик вправе требовать от генподрядчика допуск СРО на работы. Поэтому требуйте от подрядчика допуск. Иначе договор не заключит с неуполномоченной на работы организацией.

        Подрядчик, подписавший договор о строительстве объекта, должен иметь лицензии на выполнение тех работ, которые он на себя принял по условиям договора строительного подряда, в том числе и работ, поручаемых субподрядным организациям. Ведь подрядчик несет ответственность за выполнение всего комплекса работ по строительству объекта, включая и работы, выполняемые субподрядчиками. Чтобы нести ответственность за качество выполняемых работ, подрядчик должен иметь право на их выполнение, подтвержденное соответствующей лицензией. Выполнение строительных работ без лицензии запрещено. Вот почему при заключении договора на строительство желательно потребовать от подрядчика лицензии на выполнение обусловленных договором работ или сделать запрос о подрядчике в лицензирующий орган.

        В случае осуществления деятельности при отсутствии лицензии существует вероятность следующих неблагоприятных последствий:

        — затраты заказчика, произведенные по договору с генподрядчиком, не имеющим соответствующей лицензии, могут быть не признаны расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (производится доначисление налога на прибыль на сумму затрат);

        — НДС может быть не принят к вычету после ввода объекта в эксплуатацию.

        Похожие вопросы

        юрист Кучина Анастасия Николаевна:

        Вам необходимо обратиться к юристам с полным пакетом документов, на ваш вопрос можно ответить только после изучения документов.Составить договор конечно можно и и обойти ген.

        юридическая фирма ООО «Альфа-S»:

        Необходимо ознакомится с документами для начала. Многое зависит от первоначального договора.

        юрист Тельпов Александр Витальевич:

        Надо смотреть договора и пр. документацию, для отстаивания своих интересов — обратитесь к юристу.

        юрист Новикова Елена Николаевна:

        Добрый день. Нет, генподрядчик несет на себе функции застройщика.

        адвокат Гушкина Зоя Михайловна:

        В вашей ситуации юридическая помощь возможна только на платной основе, поскольку требуется изучение ваших документов: договор подряда; договор субподряда; акты выполненных работ; документы на выявленные дефекты.

        Если вы решили построить дом, провести реконструкцию здания или же просто организовать перепланировку офиса, вы можете сделать это разными способами: заниматься всем самостоятельно или же поручить работу сторонней организации, именуемой «генподрядчик». Называются эти способы соответственно: хозяйственный и подрядный.

        В первом случае заказчик все делает сам, для себя, не прибегая к помощи сторонних организаций, т. е. совмещает в себе все функции: генеральный подрядчик, генпроектировщик, заказчик, застройщик.

        При подрядном способе строительства, как это ясно из названия, заказчик заключает договор подряда, и все работы выполняет генподрядчик. Обязательства и ответственность, которую несет генподрядчик, прописываются в Правилах и договоре с застройщиком. В свою очередь, генеральный подрядчик заключает договоры с другими организациями — субподрядчиками, которые выполняют различные работы, однако он вполне может производить работы полностью самостоятельно.

        В качестве генерального подрядчика выступает организация, имеющая лицензию на ведение строительства и на заключение договора генерального подряда. Большинство организаций, если их деятельность не связана вплотную со строительством, прибегают к услугам сторонних фирм. Это связано с тем, что получение лицензии — дело хлопотное и дорогостоящее: к примеру, нельзя получить лицензию только на ведение подряда — генподрядчик обязан выполнять как минимум 5 общестроительных видов работ, а, значит, придется указывать дополнительные виды работ из классификатора. Кстати, от вида их зависит стоимость лицензии. Но и это еще не все: вы должны будете доказать, что, как генподрядчик, вы справитесь со своими обязанностями, то есть в штате компании обязательно должны работать специалисты с соответствующими дипломами и удостоверениями повышения квалификации.

        Разумеется, для строительной организации это необходимо, но во всех остальных случаях имеет смысл обратиться к фирме, которая уже имеет лицензии и зарекомендовала себя именно как генеральный подрядчик. Такие требования к организации не случайны, если посмотреть на примерный перечень обязательств, которые берет на себя генподрядчик. Так, помимо организации всего комплекса работ по строительству или реконструкции объекта, поиска субподрядчиков и координации их действий генподрядчик составляет и контролирует график строительства.

        Контроль над соблюдением технологии ведения работ на объекте, обеспечение строительства необходимыми материалами и техникой, обеспечение безопасности во время работы на строительной площадке — всем этим также занимается генподрядчик. И, наконец, опробование и сдача законченного объекта приемочной комиссии — это заключительный этап деятельности, которую ведет генподрядчик.

        О правомерности привлечения субподрядчика на выполнение строительных работ

        Вопрос поступил на линию консультаций Информационной Аналитической Системы «1С:Консалтинг. Стандарт» в октябре 2008 года

        Строительная организация имеет лицензию Госстроя на выполнение ряда строительно-монтажных работ. Организация оказалась в ситуации, когда она не в состоянии самостоятельно выполнить работы на предложенном ей объекте. Возник вопрос: можно ли в таком случае строительной организации привлечь субподрядчика, не имеющего лицензии на эти работы?

        Отвечает специалист проекта Информационная Аналитическая Система «1С:Консалтинг. Стандарт»: Светлана Соболева

        1. Как следует из условий вопроса, речь идет о договоре строительного подряда, в котором организация выступает в качестве подрядчика.

        Особенности заключения и исполнения договора строительного подряда определены в § 3 Главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ).

        Как установлено в п. 2 ст. 702 ГК РФ, к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) общие положения о подряде применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.

        В связи с тем, что в § 3 Главы 37 ГК РФ отсутствуют специальные нормы о субподряде, к договору строительного подряда применяются положения ст. 706 ГК РФ «Генеральный подрядчик и субподрядчик».

        По общему правилу, установленному в п.1 ст.706 ГК РФ, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по договору подряда других лиц (субподрядчиков), за исключением случаев, когда из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично.

        В действующем законодательстве отсутствуют нормы об обязательном личном выполнении подрядчиком работы, определенной в договоре подряда. Таким образом, условие об обязанности подрядчика выполнить работу лично может быть установлено самим договором подряда.

        Следует иметь в виду, что для подрядчика, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений п. 1 ст. 706 ГК РФ или договора, установлена ответственность (п. 2 ст. 706 ГК РФ). В этом случае подрядчик несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

        В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2008 № А42-1708/2007 сделан следующий вывод: В договоре подряда выполнение работ по судоподъему большого гидрографического катера и большого торпедолова указано, что подрядчик должен выполнить работы своими средствами и силами, но прямое указание на то, что заявитель должен выполнить работы лично, отсутствует.

        Суды пришли к правомерному выводу о том, что прямого запрета на привлечение к работе субподрядчика не имеется как в соответствии с договором, так и согласно закону (пп. 2, 3 ст. 706 ГК РФ), и что в случае привлечения подрядчиком субподрядчика первый несет перед заказчиком ответственность за ненадлежащее исполнение договора подряда.

        Кроме того, следует обратить внимание на правовые последствия привлечения субподрядчика, указанные в п. 3 ст. 706 ГК РФ:

        генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ;

        генеральный подрядчик несет перед субподрядчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда

        2. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

        Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В частности, лицензированию подлежит строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (пп. 101.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ).

        Обратите внимание: Согласно п.6.1. ст.18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование деятельности по строительству зданий и сооружений (равно как и деятельности по проектированию зданий и сооружений и проведению инженерных изысканий для их строительства) прекращается с 1 января 2010 года. При этом предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года!

        В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 21.03.2002 № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства». Утвержденное им Положение определяет порядок лицензирования деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно — правовой формы и индивидуальными предпринимателями (при осуществлении строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения). Деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает выполнение строительно — монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно — технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика — застройщика.

        Лицензирование указанной деятельности осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

        Обратите внимание: Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314).

        Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству упразднено, его функции переданы Министерству регионального развития Российской Федерации. До внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации Министерство регионального развития РФ осуществляет лицензирование в области проектирования, строительства и инженерных изысканий (п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 405).

        Следовательно, осуществление субподрядчиком строительных работ, на выполнение которых необходима лицензия, без такой лицензии на настоящий момент является нарушением закона.

        3. Привлечение к осуществлению работ по договору подряда субподрядчика, который не имеет лицензии на осуществление определенного вида работ, может повлечь негативные последствия для субподрядчика. Субподрядчик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».

        Состав административного правонарушения, предусмотренного этой нормой Кодекса, — это осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). За совершение указанных действий на юридических лиц может быть наложен административный штраф от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

        В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 разъяснено, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

        Итак, подведем итог.

        Для решения вопроса о том, правомерно ли привлечение субподрядчика к выполнению работ по договору подряда, Вам необходимо ознакомиться с текстом договора подряда и определить, установлено ли в нем условие о личном выполнении работ Вашей строительной организацией:

        1. Если соответствующее условие предусмотрено в договоре, то привлечение к выполнению работ субподрядчика влечет для Вашей организации правовые последствия, предусмотренные в п. 2 ст. 706 ГК РФ: Ваша организация как генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

        В случае если субподрядчик не имеет лицензии на осуществление работ, выполнение которых предусмотрено договором подряда, риск предъявления заказчиком претензий к генеральному подрядчику повышается. Например, заказчик может ссылаться на то, что отсутствие лицензии у субподрядчика ухудшило качество выполненных работ, т.е. если бы работы выполнялись непосредственно генеральным подрядчиком, их качество было бы выше, чем качество работ, выполненных субподрядчиком. В связи с этим не исключены требования к генеральному подрядчику о возмещении заказчику убытков, причиненных привлечением субподрядчика, не имеющего лицензии.

        Также к генеральному подрядчику могут быть применены меры ответственности, установленные в договоре подряда (например, взыскание неустойки за несоблюдение условий договора) в связи с нарушением генеральным подрядчиком условия о личном выполнении работ.

        2. Если указанное условие не предусмотрено в договоре подряда, то привлечение субподрядчика к выполнению всех (части) работ по договору правомерно.

        Однако необходимо обратить внимание на следующий момент: генеральному подрядчику следует привлекать к выполнению работ по договору подряда субподрядчика, который имеет лицензию на выполнение соответствующих работ. Невыполнение этого условия влечет для генерального подрядчика негативные последствия в виде увеличения риска привлечения его к ответственности за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.

        Таким образом, не исключается возможность предъявления заказчиком к генеральному подрядчику исков о возмещении убытков, причиненных субподрядчиком, а также исков о взыскании убытков, причиненных привлечением к выполнению работ по договору подряда субподрядчика, не имеющего лицензии на осуществление определенных видов работ.

        В качестве дополнительного негативного последствия привлечения к осуществлению работ по договору подряда субподрядчика, который не имеет лицензии на осуществление определенного вида работ, можно указать возможность привлечения субподрядчика к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *