Экологические правонарушения и ответственность за их совершение. Эколог правонарушение

Экологические правонарушения и ответственность за их совершение

Виды экологических правонарушений:

  • несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды;
  • невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
  • нарушение экологических требований при планировании, технико-экологическом обосновании, проектировании и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
  • загрязнения окружающей среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  • порча, повреждение, уничтожение природных объектов;
  • невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
  • неподчинение предписаниям органов, осуществляющих гос. экологический контроль;
  • нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
  • нарушение различных видов нормативов предельно допустимых уровней радиационного, шумового, биологического и иного вредного воздействия на окружающую среду;
  • незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью, и др.
  • В зависимости от степени общественной опасности и наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей природной среде, ущерба природным ресурсам, объектам и отдельным компонентам), а также субъектов экологических правонарушений могут наступить следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая (материальная), дисциплинарная.

    Существуют также и специальные виды ответственности:

    1. ограничение права природопользования;
    2. приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы природопользования;
    3. прекращение права природопользования в случае нарушения пользователями норм, правил и иных требований пользования природными ресурсами;
    4. лишение права природопользования, если небрежность пользователей может нанести вред природной среде;
    5. возложение на нарушителя обязанностей по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.
    6. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

      Экологам важно развивать навыки мышления, памяти и логики. В ноябре 2020 разработан новый игровой тренажер «Микробиолог». Нестандартные задания + игровая форма = отличный результат.

      Юридическая ответственность за экологические правонарушения

      Юридическая ответственность за экологические правонарушения обеспечивает реализацию экологических интересов в принудительном порядке.

      Экологические правонарушения — нарушения законодательства связанные с причинением вреда окружающей природной среде (например, загрязнение окружающей среды, незаконная рубка леса и др.). Экологические правонарушения делят на экологические проступки и экологические преступления. Экологическими проступками называют те экологические правонарушения, которые не являющиеся общественно опасными. Если же экологические правонарушения представляют общественную опасность, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, то их относят к экологическим преступлениям.

      За экологические правонарушения предусмотрены – дисциплинарная, административная, уголовная и материальная виды ответственности.

      Дисциплинарную ответственность могут нести должностные лица, рабочие и служащие, не выполняющие свои производственные обязанности, связанные с охраной окружающей природной среды. Дисциплинарные наказания — это предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они накладываются руководителем предприятия, организации, учреждения. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.

      Административная ответственность. К данному виду ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К административным правонарушениям относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д. Виды административного взыскания — чаще всего это денежный штраф, а также предупреждения, общественное порицание, конфискация незаконно добытой продукции и т.д. Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды РФ и др.

      Уголовная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения, отличающиеся наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. Например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, браконьерство и др. Меры уголовной ответственности прописаны в Уголовном кодексе. К ним относятся лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п. Степень уголовной ответственности устанавливает суд.

      Материальная ответственность направлена на компенсацию причиненных убытков за счет правонарушителя. Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан или хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность. Они обязаны возместить предприятию причиненный ему прямой вред. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

      Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды: федеральный и региональный аспекты Текст научной статьи по специальности « Право»

      Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев Максим Сергеевич

      В данной статье рассматривается административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования согласно главе 8 КоАП РФ, дается характеристика административных наказаний за данные правонарушения, анализируются судебная практика, деятельность прокуратуры и региональное законодательство об административной ответственности , в частности глава 6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности .

      Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайцев Максим Сергеевич

      Administrative responsibility for offenses in the field of environmental protection: federal and regional aspects

      This article discusses the administrative responsibility for offenses in the field of environmental protection , prescribed in сhapter 8 of the Administrative Code of the Russian Federation, describes the administrative punishments for these offenses, analyzes activity of prosecutors, courts and regional legislation on administrative responsibility , in сhapter 6 Code of the Volgograd area of administrative responsibility .

      Текст научной работы на тему «Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды: федеральный и региональный аспекты»

      Зайцев Максим Сергеевич Maxim S. Zaitsev

      кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права

      Волгоградский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (400131, Волгоград, ул. Гагарина, 8)

      candidate of sciences (law), senior teacher of the constitutional and administrative law department Volgograd institute of management of the Russian Presidential academy of national economy and public administration (8 Gagarin st., Volgograd, 400131, Russia)

      Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды: федеральный и региональный аспекты

      Administrative responsibility for offenses in the field of environmental protection: federal and regional aspects

      В данной статье рассматривается административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования согласно главе 8 КоАП РФ, дается характеристика административных наказаний за данные правонарушения, анализируются судебная практика, деятельность прокуратуры и региональное законодательство об административной ответственности, в частности глава 6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

      Ключевые слова: административная ответственность, административное наказание, административное правонарушение, охрана окружающей среды, экологические правонарушения.

      This article discusses the administrative responsibility for offenses in the field of environmental protection, prescribed in chapter 8 of the Administrative Code of the Russian Federation, describes the administrative punishments for these offenses, analyzes activity of prosecutors, courts and regional legislation on administrative responsibility, in chapter 6 Code of the Volgograd area of administrative responsibility.

      Keywords: administrative responsibility, administrative punishment, administrative offense, environmental protection, environmental offenses.

      Административная ответственность, наряду с другими видами юридической ответственности, является важным инструментом защиты прав граждан, общества и государства от правонарушений. Поэтому административное право тесно связано с такими отраслями, как гражданское, трудовое, налоговое, таможенное и в том числе экологическое право; а его нормы в части установления ответственности выступают эффективным способом воздействия на участников соответствующих правоотношений и предотвращения совершения ими противоправных действий.

      Согласно Конституции РФ [1] и Федеральному закону «Об охране окружающей среды» [2]

      каждый не только имеет право на благоприятную окружающую среду, но и также обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

      Ряд ученых выделяет эколого-правовую ответственность как комплексный институт права, которая включает в себя административную ответственность, установленную КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях, уголовную — главой 26 УК РФ, гражданско-правовую — главой 59 ГК РФ и дисциплинарную ответственность за причинение

      вреда окружающей среде. Экологические интересы, право на благоприятную окружающую среду и обязанность охраны окружающей среды преимущественно носят не частноправовой, а публично-правовой характер, и поэтому охраняются не гражданским законодательством [3].

      Административная ответственность за экологические правонарушения установлена, прежде всего, нормами главы 8 КоАП РФ, а также предусматривается за отдельные правонарушения нормами глав 7, 10 и рядом других норм КоАП РФ, если правонарушение создает угрозу для окружающей среды. Например, части 1, 2 статьи 14.43 предусматривают ответственность за нарушение требований технических регламентов изготовителем, иностранным изготовителем, продавцом, если правонарушение повлекло причинение вреда окружающей среде [4].

      В связи с этим законодательство об административных правонарушениях выполняет важные функции в области охраны окружающей среды, пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности. При разработке КоАП РФ, в частности главы 8, было увеличено количество составов административных правонарушений, ужесточены административные наказания, в том числе и для юридических лиц. Также в КоАП РФ были сосредоточены в основном формальные составы, не предусматривающие наступления последствий и не требующие установления причинной связи деяний и вредных последствий.

      При всей значимости установлений главы 8 КоАП РФ нужно отметить недостаточно высокий уровень законодательной техники при их разработке. В связи с этим считаем справедливым мнение О.Л. Дубовик, что одним из недостатков является излишняя абстрактность формулирования административно-правовых запретов, когда текст нормы фактически воспроизводит ее название (например, ст. 8.27, 8.28). Верно подмечено, что отдельные нормы сформулированы казуистично и включают громоздкие определения, трудные для понимания (например, ч. 1.3 ст. 8.37 КоАП РФ [5]).

      Примером дефектной законодательной техники является статья 8.4 КоАП РФ, где установлена ответственность не за все нарушения законодательства об экологической экспертизе. В то же время в статье 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ [6] указан целый перечень нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе (всего 22 вида), которые влекут административную ответственность для заин-

      тересованных лиц, руководителей экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертов экологической экспертизы, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления и т. д.

      Данные обстоятельства диктуют необходимость дополнить часть 1 статьи 8.4 КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции: «Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также совершение деяний, предусмотренных статьей 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе», если они не повлекли последствий, предусмотренных статьей 32 указанного Федерального закона — . » и далее по тексту.

      Важно отметить, что частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен увеличенный срок давности привлечения лиц к административной ответственности за данные правонарушения. Лица, совершившие административные правонарушения в области охраны окружающей среды, могут быть привлечены к административной ответственности в течение одного года со дня совершения административного правонарушения. Это достаточный срок давности, учитывая общественную опасность экологических правонарушений. При совершении административного правонарушения на территории Антарктики, предусмотренного статьей 8.43 КоАП РФ, установлено специальное правило исчисления срока давности — со дня поступления материалов дела в орган и должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях согласно части 7 статьи 4.5 КоАП РФ.

      Увеличенные сроки давности привлечения к административной ответственности для экологических правонарушений обусловлены следующими обстоятельствами: 1) временной разрыв между моментом фактического совершения противоправного деяния и моментом проявления признаков административного правонарушения (как, например, ст. 8.43 КоАП РФ); 2) длительный период проявления причинно-следственной связи между совершенным административным правонарушением и наступившими в результате его совершения вредными последствиями; 3) особенности осуществления государственного контроля и надзора в соот-

      ветствующей сфере правового регулирования, поскольку дела о данных административных правонарушениях могут рассматривать различные органы и должностные лица [7].

      Дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды в большинстве случаев рассматриваются уполномоченными органами, указанными в главе 23 КоАП РФ, например, органами, осуществляющими государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (ст. 23.23), органами, осуществляющими государственный экологический надзор (ст. 23.29), и т. д. Данные дела также могут рассматриваться и судами — в случаях обжалования постановлений органов и должностных лиц и если за правонарушение предусмотрены такие наказания, которые назначаются только судом.

      Важную роль в привлечении виновных лиц к административной ответственности выполняет прокуратура. Дела об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, могут быть возбуждены прокурором. Правонарушения в области охраны окружающей среды в этот перечень не входят, но прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законами об административной ответственности субъектов РФ.

      По мнению С.И. Баскаковой и Е.П. Сергеевой [8], участие прокурора в возбуждении дела об административном правонарушении важно еще и потому, что им осуществляется надзор за законностью возбуждения административных дел в области охраны окружающей среды и природопользования уполномоченными на то органами. Но при этом, по мнению авторов, полномочия прокурора при возбуждении дел об административных правонарушениях в природоохранной сфере не должны подменять собой деятельность соответствующих органов, которые непосредственно участвуют в государственном контроле природопользования.

      Справедливо также утверждение С.И. Баскаковой и Е.П. Сергеевой о том, что в экологической сфере есть серьезная проблема в плане разграничения надзора прокуратуры и контроля иных государственных органов, поскольку данные правоотношения регулируются значительным количеством законов, подзаконных актов, ведомственных нормативов и инструкций, которые могут часто противоречить друг другу.

      При этом осуществление прокуратурой надзора за данными органами необходимо для

      предотвращения злоупотреблений со стороны их должностных лиц и контроля за законностью их действий. В качестве примера можно привести деятельность управления Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе. На него не возложен надзор за исполнением экологического законодательства, но в ряде случаев управление может осуществлять такой надзор. Так, в 2014 году им была проведена проверка в департаменте лесного хозяйства по ЮФО. В процессе проверки выяснилось, что некоторые сотрудники отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах незаконно привлекли граждан к административной ответственности. Для создания видимости эффективности своей работы и выполнения ими должностных обязанностей, инспекторы департамента составляли заведомо подложные протоколы об административных правонарушениях по статье 8.28 КоАП РФ за незаконную вырубку леса в Краснодарском крае и по статье 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в Волгоградской области — в отношении граждан, которые данные правонарушения не совершали [9]. Эта ситуация показывает, насколько важен надзор прокуратуры для обеспечения законности в данной сфере, для пресечения противоправных действий должностных лиц, а в этом конкретном случае — для недопущения незаконного привлечения граждан к административной ответственности.

      Осуществление прокурором надзора также необходимо для предотвращения правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ — искажения или сокрытия экологической информации, поскольку это может причинить значительный ущерб состоянию окружающей среды.

      Например, в ходе проверок, проведенных прокуратурой Ненецкого автономного округа, установлено, что не все нефтяные компании, которые добывают нефть на территории региона, соблюдают правила и не всегда обеспечивают установленные лицензиями и проектами на разработку месторождений уровни использования попутного нефтяного газа и уровни добычи нефти. Поскольку темпы добычи нефти в регионе растут быстро, увеличивается и вредное воздействие на окружающую среду. Так, прокуратурой округа устанавливались факты сокрытия информации о разливе нефти, аварии на скважине и т. д. На основании постановлений прокуратуры округа управление Росприроднад-

      зора привлекло ряд нефтедобывающих компаний к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ.

      Кроме того, в 2014 году в результате совместных действий Росприроднадзора, Роспотребнад-зора и органов местного самоуправления прокуратурой Ненецкого автономного округа было направлено в суд города Нарьян-Мар 7 исковых заявлений о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. Также городским судом г. Нарьян-Мар в 2014 году удовлетворены 16 исковых заявлений к администрации муниципального образования «Заполярный район» с требованием организовать утилизацию отходов на территории сельских поселений, которые входят в состав муниципального района [10]. По этим причинам так важно взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти, осуществляющими надзор за исполнением экологического законодательства.

      Что касается наказаний за экологические правонарушения, то согласно главе 8 КоАП РФ назначаются следующие их виды:

      1. Предупреждение как наименее строгое административное наказание назначается за ряд правонарушений, обладающих наименьшей общественной опасностью — например, статьи 8.1, 8.4, 8.15, 8.23 КоАП РФ. Эти правонарушения с формальным составом, то есть без наступления вредных последствий и выражаются в нарушении определенных правил и требований в области охраны окружающей среды. Например — статья 8.1 за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

      2. Административный штраф — самый распространенный вид наказания. Для должностных и юридических лиц штрафы значительно больше, чем для граждан — например, для юридических лиц максимальный размер штрафа в главе 8 КоАП РФ — до 1 млн рублей (ст. 8.10, 8.32, 8.35, 8.45). Кроме того, размер штрафа может зависеть не только от общественной опасности правонарушения и причиненного ущерба, но также исчисляться в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка (ст. 8.8), стоимости водных биологических ресурсов (ст. 8.17) и иных предметов административного правонарушения.

      Предупреждение и штраф за экологические правонарушения могут назначаться уполномоченными органами и их должностными лицами. Следующие три вида наказаний, в отличие от предыдущих, могут назначаться только судом:

      3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как более строгое наказание назначается физическим, должностным и юридическим лицам — за более серьезные правонарушения, предусмотренные статьями 8.17, 8.18, 8.19, 8.20, 8.26, 8.28, 8.28.1, 8.34, 8.35, 8.37, 8.39 КоАП РФ. Данными статьями установлены следующие виды конфискации:

      — конфискация орудий охоты — статья 8.37 за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира. Важно отметить, что конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию, например для коренных малочисленных народов Российской Федерации;

      — конфискация судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения — предусмотрена, например, статьей 8.18 за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ;

      — конфискация судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов — например, часть 2 статьи 8.37 КоАП РФ;

      — конфискация продукции незаконного природопользования — предусмотрена статьей 8.26 за самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов.

      Также другими статьями главы 8 КоАП РФ предусмотрена конфискация иных предметов административного правонарушения — древесины (ст. 8.28.1), коллекционных объектов (ст. 8.34), орудий добычи животных или растений (ст. 8.35) и т. д.

      4. Лишение специального права — в виде права осуществлять охоту — назначается согласно частям 1, 1.1, 1.2, 1.3 статьи 8.37 КоАП РФ и применяется только к физическим лицам.

      5. Административное приостановление деятельности является самым строгим наказанием для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и назначается на срок до 90 суток за совершение правонарушений согласно статьям 8.2, 8.3, 8.6, 8.12, 8.12.1,

      8.13, 8.14, 8.21, 8.31, 8.38, 8.45, 8.45.1 КоАП РФ. Эти правонарушения обладают повышенной общественной опасностью, могут причинить значительный ущерб состоянию окружающей среды (например ст. 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов»). Административное приостановление деятельности может быть назначено судьей районного суда согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ, если менее строгих наказаний недостаточно, чтобы достичь целей административного наказания, предотвратить наступление вредных последствий для окружающей среды и прекратить противоправное поведение лица.

      Назначая административное приостановление деятельности, суд должен учитывать возможность наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения и засорения подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Обстоятельства, которые, по мнению судьи, создают угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении [11]. Важно учитывать, что срок административного приостановления деятельности не может превышать 90 суток, включая срок временного запрета деятельности, согласно статье 27.16 КоАП РФ, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась. В таком случае судья должен отразить данное обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, которое указано в протоколе о временном запрете деятельности.

      Если административное правонарушение обладает повышенной общественной опасностью и если есть угроза причинения значительного вреда окружающей среде, то даже суды апелляционной или кассационной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции о назначении административного приостановления деятельности без изменения, что показывает анализ судебной практики по административным правонарушениям, в частности статьи 8.21 КоАП РФ.

      Так, например, решением Свердловского областного суда от 1 июня 2016 года по делу № 71351/2016 было отказано в удовлетворении жалобы на постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 12 мая 2016 года. ЗАО «Производственное предприятие

      «Росмет»» было назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток — за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации плавильного цеха (производственной площадки), расположенного в г. Екатеринбурге.

      Кроме того, по результатам проведенной на основании приказа Департамента Росприрод-надзора по УрФО от 5 апреля 2016 года внеплановой выездной проверки, в ходе которой проводились обследование территории и отбор проб промышленных выбросов в атмосферу, был установлен факт выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а специальное разрешение на их выброс у предприятия отсутствовало. Оценив собранные по делу доказательства, включая результаты проверки, судья правильно признал «Росмет» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, что и подтвердил своим решением Свердловский областной суд [12].

      Анализ судебной практики применения статьи 8.21 КоАП РФ показывает, что для назначения административного приостановления деятельности необходимы достаточные основания и доказательства вины юридического лица, как в этом случае — результаты проверки, установившей факт выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ и возможность причинения существенного вреда состоянию окружающей среды.

      Аналогичная ситуация с решением Саратовского областного суда, оставившего без изменения постановление районного суда о назначении административного приостановления деятельности по эксплуатации здания на 90 суток в отношении ООО «Южный» за правонарушение по статье 8.21 КоАП РФ. Здесь доказательством вины этой организации в загрязнении атмосферного воздуха также стали результаты проверки и отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ. По мнению суда, довод жалобы о недоказанности события административного правонарушения является необоснованным, поэтому Саратовский областной суд оставил постановление о назначении данного наказания без изменения [13].

      Поскольку законодательство об административных правонарушениях состоит из двух уровней: федерального и субъектов РФ, то административная ответственность за экологические правонару-

      шения устанавливается не только в КоАП РФ, но и в соответствующих кодексах и законах субъектов РФ об административной ответственности, принимаемых в соответствии с КоАП РФ.

      Так, в Волгоградской области административная ответственность за экологические правонарушения установлена главой 6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, природопользования и ветеринарии», а также рядом других статей [14]. Также как и в КоАП РФ, субъектами данных правонарушений могут выступать физические, должностные и юридические лица.

      Сходным образом в Кодексе Волгоградской области об административной ответственности установлена подведомственность по рассмотрению данных дел соответствующим органам: согласно статье 2.7 Кодекса орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере охраны окружающей среды, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса: статьей 6.2 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений», статьей 8.7 «Нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений», по тем правонарушениям, протоколы о которых составлены должностными лицами вышеуказанного органа исполнительной власти (остальные дела рассматривают территориальные административные комиссии), и статей 14.9.3 в отношении административных правонарушений, совершенных на территориях природных парков (в остальных случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями, а также территориальными административными комиссиями).

      Статья 2.9 Кодекса определяет перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в данной сфере: например, согласно пункту 6 данной статьи протоколы об административных правонарушениях по статье 6.2 и статье 14.9.3 составляются директорами, начальниками, главными специалистами, ведущими специалистами, специалистами отделов природоохранных мероприятий государственных бюджетных учреждений Волгоградской области, осуществляющих управление природными парками.

      Важно отметить то, что Кодекс Волгоградской области об административной ответственности

      может устанавливать в том числе и за экологические правонарушения только два вида наказаний — предупреждение и штраф. В то же время КоАП РФ устанавливает ответственность за более серьезные правонарушения в области охраны окружающей среды и соответственно более крупные штрафы и более строгие наказания, такие как лишение специального права и т. д.

      Таким образом, анализируя судебную практику по делам об административных правонарушениях, деятельность прокуратуры и государственных органов в природоохранной сфере, а также положения КоАП РФ и Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, можно сделать вывод о том, что административная ответственность за экологические правонарушения, предусмотренная законодательством об административных правонарушениях и на федеральном уровне, и на уровне субъектов РФ, является важным инструментом защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и эффективным средством для предотвращения экологических правонарушений.

      1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

      2. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2, ст. 133.

      3. Бринчук М.М. Эколого-правовая ответственность — самостоятельный вид ответственности // Lex Russica. 2016. № 6. С. 26—47. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2017).

      4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1.

      5. Дубовик О.Л. Эволюция развития института административной ответственности за экологические правонарушения // Административное право и процесс. 2014. № 9. С. 66—70. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2017).

      6. Об экологической экспертизе: федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48, ст. 4556.

      7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1—10. Постатей-

      ный научно-практический комментарий / РЧ. Бондарчук, А.Б. Вержбицкий, В.А. Виноградов и др.; под общ. ред. Б.В. Россинского. М., 2014. Вып. VII—VIII. 800 с. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2017).

      8. Баскакова С.И., Сергеева Е.П. Особенности участия прокуроров в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Административное право и процесс. 2015. № 3. С. 66—69. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2017).

      9. Воробьев С.Д. Надзор за исполнением природоохранного законодательства // Законность. 2015. № 5. С. 3—7. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.03.2017).

      10. Лудников П.А., Хомич Е.М. Организация прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства в Арктической зоне // Законность. 2016. № 4. С. 18—21. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 11.03.2017).

      11. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 19.12.2013). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

      12. По делу о привлечении к административной ответственности по ст. 8.21 КоАП РФ: решение Свердловского областного суда от 1 июня 2016 г. по делу № 71-351/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

      13. По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ: решение Саратовского областного суда от 11 апреля 2016 г. № 12-97/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

      14. Кодекс Волгоградской области об административной ответственности: закон Волгоградской области от 11 июня 2008 г. № 1693-ОД (ред. от 03.02.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

      1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular th-losowanie 12 December 1993 (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FCL). Access from SPS «ConsultantPlus».

      2. About environmental protection: federal law of 10 January 2002 № 7-FZ (ed. from 03.07.2016, rev. and ext., joined. in force 01.03.2017) // Collection of legislative acts of the RF. 2002. № 2, art. 133.

      3. Brinchuk M.M. Ecological and legal responsibility — self-responsibility // Lex Russica. 2016. № 6. P. 26—47. Access from ATP «ConsultantPlus» (date accessed: 20.02.2017).

      4. Code of the Russian Federation about administrative offences: federal law of December 30, 2001 № 195-FZ (as amended on 07.02.2017, rev. and ext., joined. in force 01.03.2017) // Collection of legislative acts of the RF. 2002. № 1, p. 1, art. 1.

      5. Dubovik O.L. Evolution of the institution of administrative liability for environmental offences // Administrative law and process. 2014. № 9. P. 66—70. Access from ATP «Consultant Plus» (date accessed: 20.02.2017).

      6. On environmental assessment: the Federal law dated 23 November 1995 № 174-FZ (edition of 29.12.2015) // Collection of legislative acts of the RF. 1995. № 48, art. 4556.

      7. Code of the Russian Federation about administrative offences. Chapter 1—10. By article scientific and practical commentary / by R.H. Bondarchuk, A.B. Verzh-bitsky, V.A. Vinogradov, and others; under the general editorship of B.V. Rossinsky. Moscow, 2014. Vol. VII— VIII. 800 p. Access of ATP «ConsultantPlus» (date accessed: 01.03.2017).

      8. Baskakova S.I., Sergeeva E.P. Features the participation of prosecutors in the proceedings on cases of administrative offences in the sphere of environmental protection and nature management // Administrative law and process. 2015. № 3. P. 66—69. Access from ATP «ConsultantPlus» (date accessed: 01.03.2017).

      9. Vorobyov S.D. Oversee the enforcement of environmental legislation // Law. 2015. № 5. P. 3—7. Access from ATP «ConsultantPlus» (date accessed: 11.03.2017).

      10. Ludnikov P.A., Khomich E.M. Organization of Prosecutor’s supervision over enforcement of environmental legislation in Arctication zone // Legality. 2016. № 4. P. 18—21. Access from ATP «ConsultantPlus» (date accessed: 11.03.2017).

      11. About some questions arising at courts at application of the code of the Russian Federation about administrative offenses: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from March 24, 2005 № 5 (as amended on 19.12.2013). Access from SPS «ConsultantPlus».

      12. In the case of bringing to administrative responsibility under article 8.21 of the administrative offences code of the Russian Federation: the decision of Sverdlovsk regional court from June 1, 2016, in case № 71351/2016. Access from SPS «ConsultantPlus».

      13. In the case of cancellation of the decision on bringing to responsibility under part 1 of article 8.21 of the Administrative offences code of the Russian Federation: the decision of the Saratov regional court on 11 April 2016 № 12-97/2016. Access from SPS «ConsultantPlus».

      14. The Code of the Volgograd region on administrative responsibility: the law of the Volgograd region dated 11 June 2008 № 1693-OD (edited on 03.02.2017). Access from SPS «ConsultantPlus».

      Экологические правонарушения: понятие, классификация и административная ответственность

      Ответственность за различные правонарушения экологического типа предусмотрена законом. К этим нарушениям относится не только вред окружающей среде, но и нерациональное использование природных ресурсов.

      Вне зависимости от гражданства, правонарушителями могут быть как физические, так и юридические лица. За экологические правонарушения законодательством предусмотрены различные виды ответственности, одним из которых и является административная ответственность.

      Экологические правонарушения

      За экологические правонарушения несется административная ответственность

      За экологическое правонарушение принимают любое действие, равно как и бездействие, не соответствующее существующим эколого-правовым нормам. В действительности такие действия являются небезопасными или вредными и нарушают установленные порядки экологической безопасности.

      Предусмотренные правила регулируют использование ресурсов природы и созданы с целью защиты окружающей среды. За все действия или бездействия, по причине которых отмечается изменение состояния природной среды, предусмотрены определенные наказания.

      Различают четыре вида ответственности за экологические правонарушения, каждый из которых установлен законом:

      В зависимости от объекта, по отношению к которому было произведено неправомерное действие, экологические правонарушения делят на земельные, водные, лесные и горные. Состояние природного объекта, которое подверглось изменению в результате экологического преступления, является одним из критериев, используемым для определения тяжести противоправного действия. Таких состояний три:

      В зависимости от того, какое отношение имеет правонарушитель к природным ресурсам, можно выделить три вида экологических нарушений:

      • произведенные владельцем природных ресурсов
      • произведенные пользователем этих ресурсов
      • произведенные лицом, которое не относится к ранее выделенным подгруппам
      • Для установления правонарушения используют специальную экологическую экспертизу. Ее целью является предупреждение и определение различных негативных влияний на безопасность окружающей среды. Результаты экспертизы определяют юридическую ответственность правонарушителя за то или иное экологическое нарушение.

        На государственном уровне такая экспертиза может быть проведена исключительно представителями федеральной исполнительной власти. В частности, экологической экспертизе подлежат все проекты градостроительной документации. Если в ходе проверки будет обнаружено какое-либо несоответствие с установленными законодательством нормами, на нарушителя будет наложена правовая ответственность.

        Экологические правонарушения — это различные действия или бездействия, предпринятые лицом-нарушителем, в результате которых состояние некоторого природного объекта нарушается. Для определения наличия и тяжести экологических нарушений используют специальную экспертизу.

        Классификация административных экологических правонарушений

        За экологические правонарушения несут и юридическую ответственность!

        Юридическая ответственность за каждое произведенное правонарушение подразумевает некоторое наказание. Таким образом, юридическая ответственность несет в себе четыре основополагающих цели:

      • превентивную — помогает избежать повторного нанесения вреда экологии
      • стимулирующую — склоняет нарушителя и других лиц к должному соблюдении законов в будущем
      • компенсационную — восстанавливает нанесенный природе ущерб
      • карательную — определенным образом наказывает лицо, которое совершило правонарушение
      • В число административных правонарушений, по причине которых наносится вред экологии, входит до сорока видов экологических правонарушений. На практике их разбивают на три группы:

        1. несоблюдение требований экологии
        2. несоблюдение правил и процедуры эксплуатации природных объектов и ресурсов
        3. нанесение вреда или полное разрушение объектов и ресурсов природы
        4. Каждая из этих групп включает характерные экологические правонарушения. Среди преступлений первой группы можно увидеть:

        5. нарушение эколого-правовых норм в процессе планирования проектов; при техническом и экономическом обосновании проектов; при проектировании и возведении строений и других объектов, а также введении их в эксплуатацию
        6. нарушение санитарных и экологических норм в процессе работы с различными отходами или другими небезопасными веществами
        7. несоблюдение методики использования пестицидов и агрохимикатов
        8. препятствование государственному проведению экологических проверок
        9. Вторая группа нарушений включает:

        10. несоблюдение правил по сохранению недр и и гидроминеральных ресурсов
        11. несоответствующее установленным нормам использование недр
        12. нерациональное осуществление геологических исследований недр
        13. несоответствующее закону предоставление в пользование и порядок эксплуатации участков земли на территории, которая относится к водоохранной зоне

        Третья группа состоит из таких нарушений:

      • порча земельных ресурсов
      • незаконная вырубка леса или другое нанесение ущерба деревьям и кустарникам
      • ликвидация мест обитания животных
      • За все эти нарушения могут применяться различные меры наказания. В некоторых случаях, если нарушение относительно легкое, нарушитель может обойтись одним лишь предупреждением, но с ростом тяжести, меняется и величина наказания.

        За любое нарушение регулируемых законом норм и правил, нарушителя ждет соответствующее наказание.

        Административная ответственность

        За экологические правонарушения — штраф!

        Административная ответственность за экологические правонарушения назначается в тех ситуациях, когда нарушение законных норм происходит без состава преступления. Ее применяют по отношению к физическим лицам-предпринимателям, а также юридическим лицам. Административная ответственность заключается в следующем:

      • наложение штрафа
      • изъятие средств, с помощью которых было совершено правонарушение
      • изъятие лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство, которое связано с использованием экологии
      • возмещение нанесенного природе ущерба
      • Регулирование административной ответственности проводится при помощи нескольких рычагов. Одним из них является Кодекс об административных правонарушениях, а другим — специальное законодательство субъектов РФ. Это законодательство состоит из различных установленных правовых актов, включающих в себя описание возможных экологических правонарушений и возможные способы привлечения этих лиц к ответственности.

        Для того, чтобы можно было применить административную ответственность, экологическое правонарушение должно содержать определенные признаки, должна быть доказана виновность правонарушителя, а также должна существовать установленная законом норма, в зависимости от которой определяется состав нарушения и то, как следует наказать нарушителя.

        Следует обратить внимание, что административная ответственность за экологические правонарушения отличается некоторой специфичностью:

      • она наступает исключительно за те нарушения, которые отмечены в законодательстве как административные
      • в качестве нарушителей могут выступать любые лица
      • применение ответственности возлагается на уполномоченный орган или должностное лицо
      • использоваться она должна в порядке, установленном процессуальным законодательством
      • в качестве наказания применяются исключительно предусмотренные нормы, если нарушение незначительно, то возможно освобождение от нарушения
      • ответственность отличается в зависимости от должности правонарушителя
      • Административная ответственность определена законодательством и применяется исключительно в установленном порядке.

        Административная ответственность за экологические правонарушения — один из типов ответственности, который применяется по отношению к лицу, которое каким-либо образом нарушило установленные законом нормы по защите окружающей среды. В зависимости от состава правонарушения применяются различные варианты наказания нарушителей.

        А будет вот что. Если елочку оценят, и стоимость ее окажется более 5000 рублей, то можно в суде заполучить штраф от 500 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 2-х лет. Очень даже немало получается. В нашей статье изложен более полный перечень различных видов ответственности. Но с конкретными правонарушениями, предусматривающими административную и уголовную ответственность, можно ознакомиться, изучив содержание статей кодексов.

        Предприятия за нарушение экологических норм платят огромные штрафы, миллионы рублей. Но экологическая обстановка меняется медленно. Одних наказаний, видимо недостаточно.

        Обоснование: глава 26 УК РФ (18 статей), глава 8 КоАП РФ (46 статей).

        Об юридической ответственности за нарушение экологического законодательства — в видеоматериале:


        \u041e\u0442\u0434\u0435\u043b \u0440\u0430\u0441\u0447\u0435\u0442\u0430 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u0451\u043c\u0430 \u0437\u0430\u043a\u0430\u0437\u043e\u0432 \n

        \n

        \n \n \n \n +7 (861) 205-25-17\n \n\n\n

        \n»]>, «hash»: «E5D4510CA1F5BB85A6ACE28613F1C66B0FEDE7C44B6E5805C54C»>» data-cn-source=»company_site» data-cn-custom-order-container=»custom-order-container-2673a856-15ca-11ea-8f49-fa731cb3c836″ data-cn-custom-order- > Заявка бесплатно

        Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

        Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства —

      • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
      • на юридических лиц ? от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
      • Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

        Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами

        Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде,

      • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
      • на должностных лиц ? от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ? от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
      • на юридических лиц ? от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
      • Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе.

        2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, —

      • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;
      • на должностных лиц ? от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
      • на юридических лиц ? от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

      3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы —

    7. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
    8. Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

      Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

      2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, —

      • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
      • на должностных лиц ? от двух тысяч до трех тысяч рублей;
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ? от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
      • на юридических лиц ? от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
      • 3. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов —

      • на юридических лиц ? от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
      • 4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, —

      • на юридических лиц ? от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
      • 5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах —

      • на должностных лиц ? от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
      • на юридических лиц ? от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
      • Статья 8.14. Нарушение правил водопользования

        1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты —

      • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ? от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
      • на юридических лиц ? от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
      • 2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений —

      • на должностных лиц ? от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
      • Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

        Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

        2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него —

      • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
      • на должностных лиц ? от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ? от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
      • на юридических лиц ? от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
      • 3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры —

      • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ? от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
      • на юридических лиц ? от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
      • Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

        Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

        Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

        Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

        1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, ? по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, патентного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 ? 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного за
        конодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее ? Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции ? по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

        Смотрите так же:  О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 508-ФЗ от. Федеральный закон 508

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *