Электронное образование в Республике Татарстан. Приказ об организации дополнительного образования в доу

Электронное образование в Республике Татарстан

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан/Татарстан Республикасы «Лениногорск муниципаль районы» муниципаль бер?млегене? «Лениногорск ш???ре 15 нче номерлы катнаш т?рд?ге балалар бакчасы» муниципаль бюджет м?кт?пк?чэ белем бир? учреждениесе

Адрес: 423250, Республика Татарстан, Лениногорский район, г. Лениногорск, ул. Гагарина, 36а
Телефон: +7(855)-955-28-18
E-Mail: [email protected]
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад №15»
Руководитель: Исаева Ольга Викторовна
Год основания учреждения: 1975
У нас учатся: 118 детей
У нас учат: 16 педагогов

Приказ об организации дополнительных платных улуг

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Об организации дополнительных

платных образовательных услуг в ДОУ

В соответствии с

— Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014 с изменениями, вступившими в силу с 11.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

— Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 05.05.2014 с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2014) «О защите прав потребителей»,

— Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 года 1008 «Об утверждении Порядка

организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

— Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 года № 706 «Об утверждении

Правил оказания платных образовательных услуг,

— «Положением о дополнительных платных образовательных услугах МБДОУ № 15»,

— «Положением о внебюджетных средствах МБДОУ № 15»,

— приложением к лицензии на право ведения образовательной деятельности (дополнительных

1. Хазову Е.В., старшего воспитателя, назначить организатором дополнительных платных образовательных услуг (далее – услуг ДПО), ответственным за координацию предоставления услуг, оказание методической помощи педагогам.

2. Утвердить перечень услуг ДПО, назначить ответственных за их организацию и ведение документации, установить сроки предоставления услуг согласно приложению 1.

3. Утвердить калькуляцию каждой образовательной услуги, утвердить прейскурант на дополнительные услуги на 2017-2020 уч.г. согласно приложению 1.

4. Утвердить график-сетку занятий, учебный план, перечень-прейскурант услуг, штатное расписание и смету расходования внебюджетных средств на 2017-2020 уч.г.

5.Руководителям кружков оформить организационную документацию:

— договоры с родителями на основании их личных заявлений,

— учебный и тематический план,

— список воспитанников, табель посещаемости.

Срок: до 02.10.2017г.

6. Старшему воспитателю ДОУ, организатору платных услуг, оформить отношения с работниками, участвующими в организации и предоставлении платных услуг, посредством составления трудовых договоров на оказание дополнительных платных образовательных услуг.

Ответственные: Хазова Е.В., руководители кружков.

7. Заведующей ДОУ подтвердить договоры с родителями на оказание платных образовательных услуг, составить и утвердить смету о расходовании внебюджетных средств и штатное расписание.

Ответственные: Исаева О.В., руководители кружков.

8. Старшему воспитателю ДОУ, организатору платных услуг, взять под строгий контроль выполнение графика-сетки занятий, учебного плана, прейскуранта услуг, штатного расписания.

9. Оплату за оказание платных образовательных услуг производить строго через «Ак Барс» банк через внебюджетный счет МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 г.Лениногорска» МО «ЛМР» РТ на основании квитанций об оплате и прейскуранта.

Ответственные: руководители кружков.

10. Дети сотрудников ДОУ освобождаются от оплаты за предоставление дополнительных платных услуг (не более двух кружков). Родителям, имеющим льготы определить оплату за ДПО 50%.

11. Каждый руководитель кружка предоставляет старшему воспитателю ежемесячно до 15 числа квитанции об оплате за свой кружок.

12. Работникам, оказывающим платные образовательные услуги установить ежемесячную зарплату в размере 75 % от месячного дохода его кружка (на основании представленных квитанций). Оплату производить через централизованную бухгалтерию Управления образования по табелю оплаты дополнительных услуг на расчетную (зарплатную) банковскую карту.

Ответственные: Хазова Е.В.

13. Работникам, оказывающим платные образовательные услуги, запрещается навязывать родителями услуги ДПО, оказывать дополнительные услуги в первой половине дня или нарушать различные режимные моменты распорядка дня дошкольника в связи с организацией кружка. Строго следовать расписанию занятий.

14. Руководитель кружка не имеет права оказывать услуги ДПО в свое рабочее время, поскольку получает за это зарплату. В случае нарушения данного пункта педагог лишается предоставления выплаты оплаты труда за оказание дополнительной услуги в текущем месяце, что оформляется приказом заведующего. При повторном нарушении педагог лишается такого права до истечения срока договора на оказание дополнительной услуги.

15. Организатору услуг ДПО оформить «Книгу замечаний и предложений по предоставлению платных услуг», выдавать ее всем желающим, анализировать содержание предложений и замечаний с целью улучшения организации платных услуг.

Срок: до 02.10.2017 г.

16. Ознакомить под роспись и выдать на руки должностные инструкции и инструкции по охране труда для педагогов, занимающихся оказанием дополнительных образовательных услуг.

Срок: на момент начала работы кружка.

Ответственные: Исаева О.В.

17. Ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения занятий возложить на руководителей кружков.

18. Всю информацию по предоставлению платных образовательных услуг помещать на информационном стенде. Ответственный старший воспитатель Хазова Е.В.

19. Общее руководство и контроль за исполнением приказа остается за заведующим ДОУ.

Заведующий МБДОУ № 15: О.В.Исаева

Перечень платных образовательных услуг, прейскурант цен на платные образовательные услуги, а также количество детей на 2017-2020 учебный год

Вид дополнительной платной образовательной направленности

Приказ об организации дополнительного образования в доу

Дополнительные услуги МБДОУ

Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы в учреждении. Согласно Положения о дополнительных услугах ДОУ, приказа «Об организации дополнительного образования в ДОУ», успешно функционируют 7 кружков на бюджетной основе по следующим направлениям: художественно — эстетическое, техническое, речевое, социально-коммуникативное.

Кружковая работа на 2020 — 2020 учебный год

Кружковая работа на 2020 — 2020 учебный год

Кружковая работа по направлениям

Художественно-эстетическое направление

Кружок «Островок чудес» для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет), руководитель — Гнесь Е.Ю.

Кружок «Страна профессий» для детей младшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет), руководитель — Ковалёва С.А.

Кружок «Скоморошки» для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет), руководитель — Степанова Е.В.

Кружок «Радуга творчества» для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет), руководитель — Осолодкова К.В.

Техническое направление

Кружок «Инженеры будущего» (3D моделирование) для детей младшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет), руководитель — Янковская П.Н.

Кружок «Говорящие пальчики» для детей младшего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет), руководитель — Лисовская Т.А.

Социально-коммуникативное направление

Кружок «Союз добрых сердец» для детей младшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет), руководитель — Головкова О.В.

Кружковая работа на 2017 — 2020 учебный год

Кружковая работа на 2016 — 2017 учебный год

Кружковая работа на 2015 — 2016 учебный год

Кружковая работа на 2014 — 2015 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани

Визитная карточка

Адрес: 420064, РТ, г. Казань, ул. Баки Урманче, д.11а
Телефон: 598-01-58
E-Mail: [email protected]
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Руководитель: Сафиуллина Марина Владимировна
Год основания учреждения: 2016
У нас учатся: 164 ребенка
У нас учат: 14 педагогов

Приказ об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30468

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2012 г., регистрационный N 25082).

1.1. «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС»

    Софья Прозоровская 2 лет назад Просмотров:

    1 Семинар — практикум «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС» Цель: Систематизировать знания воспитателей об организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС. Совершенствовать умения педагогов при организация кружковой и студийной работы ДОУ. Задачи: 1. Изучить теорию и практику об организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС 2. Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ 3. Разработать вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом кружковой и студийной работы. Оборудование: Интерактивная доска I. 1.Теоретическая часть: 1.1. «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС» В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет

    2 углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает: интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий; возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях; необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада; понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе; необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность; нормы нагрузки на ребенка. Дополнительное образование детей в детском саду одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности лепка из пластилина,

    3 нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников. Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами. Дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ; Кружок это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога). Цель дополнительного образования — внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества. Кружки в детском саду выполняют несколько функций: — образовательную каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности; — социально-адаптивную занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться; — коррекционно-развивающую воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

    4 — воспитательную содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма. Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями: 1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии). 2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми). 3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций. Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами: — Уставом ДОУ; — Образовательной программой ДОУ; — Положением о кружке; — Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат); — Планом работы кружка на год; — Списком детей; — Расписанием деятельности; — Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты). Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии): 1. Изучение нормативно-правовой базы. 2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

    5 3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования. 4. Разработка (подбор) программы кружка. 5. Разработка плана кружка на учебный год. 6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ. 7. Реализация плана работы кружка на практике. 8. Анализ результативности работы кружка. 9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.) Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий: организация рабочего пространства; возможность детей заниматься по своим силам и интересам. игровой характер подачи любого материала; Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм: С детьми: — Фронтальные занятия (групповые) — Экскурсии — Тематические прогулки — Развлечения, досуги

    6 — Участие в различного уровня конкурсах С педагогами: — Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ С родителями: — Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте. Кружки могут быть различной направленности: 1) Физическое развитие 2) Социально — личностное развитие 3) Познавательно-речевое развитие 4) Художественно-эстетическое развитие Тематика кружков может быть разнообразна. При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать: — интересы детей и добровольность выбора ими кружка; — возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях; — необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада; — понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе; — необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

    7 — нормы нагрузки на ребенка. Схема разработки программы кружковой работы 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи) 3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат) 4. Учебно-тематическое планирование 5. Диагностические карты, методы проведения диагностики 6. Список литературы 2.Практическая часть: 2.1. Составление примерных вопросов для выявление потребностей родителей, детей в дополнительных образовательных услугах Разработка (подбор) программы кружка (студии, секции). Ожидаемый результат семинара-практикума: 1) Повышение эффективности педагогической деятельности. 2) Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг. 3) Создание и привлечение инновационных педагогических технологий. 4) Создание доступного дошкольного образовательного пространства.

    Дополнительное образование в ДОУ

    Активное внедрение новых образовательных стандартов обусловило необходимость пересмотра отдельных элементов учебно-воспитательного комплекса и поиска новых путей совершенствования педагогической деятельности. Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач:

  • внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения;
  • создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей;
  • повысить показатели качества работы кадрового состава за счет привлеченных педагогов.
  • Организация дополнительного образования в ДОУ

    Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что реализация учебно-воспитательного комплекса в детском саду происходит путем объединения основного и вариативного образования. Поэтому организация дополнительного образования в ДОУ должна характеризоваться:

  • дифференцированностью, то есть возможностью использования программных разработок для обучения детей с разными стартовыми возможностями;
  • деятельностным характером — ориентированностью на развитие личности ребенка;
  • направленностью на повышение социализации воспитанников.
  • Проектирование системы дополнительного образования в детском саду — сложный многоэтапный процесс, который может быть осуществлен только при обстоятельной пошаговой проработке, предусматривающей:

    1. Определение спектра востребованных услуг дополнительного образования. В данном случае руководителю ДОУ важно действовать, опираясь на пожелания потребителей услуг — детей и их родителей, мнение которых можно учесть в ходе проведения фронтальных опросов, бесед, групповых консультаций.
    2. Подготовка проекта, основанного на соотнесении родительских пожеланий, материально-технических и кадровых ресурсов, программы развития детского сада и других ключевых элементах обеспечения учебно-воспитательного процесса.
    3. Назначение ответственный педработников по каждому выбранному направлению вспомогательной воспитательной работы, которые обязаны подготовить документы по перспективному планированию и приобщиться к решению ключевых организационных вопросов.
    4. Формирование нормативной базы: подготовка приказов о предоставлении в детском саду платных образовательных услуг, проектов договоров с родителями, внесение изменений в должностные инструкции педработников.
    5. Проведение информативно-ознакомительной компании: организация бесед с воспитателями по поводу участия в реализации комплекса допобразования, общесадовского родительского собрания, подготовка информационных листов и памяток для членов семей, проведение выставок детских работ, концертов, «дней открытых дверей» и других мероприятий, иллюстрирующих потенциал новых образовательных услуг.
    6. Подписание договоров с заинтересованными родителями и специалистами.
    7. Обеспечение контроля качества оказываемых услуг, налаживание функций обратной связи с представителями семей.

      В структуре дополнительного образования важно выделять бесплатные и платные образовательные услуги, разницу между которыми должны знать все участники учебно-воспитательного процесса. Бесплатные интегрируются с основным учебным планом, по сути являясь его вариативными элементами, а значит их реализация способствует снижению нагрузки на ребенка, в то время как платные услуги, реализуемые в ДОУ, не входят в программный базис, а потому финансируются исключительно за счет средств заинтересованных родителей, а не федерального бюджета. Вместе с тем независимо от характера услуг ценность дополнительного образования остается неизменно высокой ввиду возможности расширения навыков учебной деятельности воспитанников, проектированию полученых знаний и закрепленных умений в реальном жизненном пространстве, созданию положительной мотивации для дальнейшего саморазвития детей и ведения творческого поиска.

      Направленности дополнительного образования в ДОУ

      Комплекс вариативных расширений программного минимума характеризуется большим разнообразием направлений, охватить в рамках работы единого педагогического коллектива не представляется возможным. Основные

      СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

      В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» опубликованы полезные материалы касательно дополнительного образования в ДОУ

      направленности дополнительного образования в ДОУ сформированы, поэтому руководитель детского сада, опираясь на мнение воспитателей и родительской общественности, вправе выбирать тематику вспомогательной учебно-воспитательной деятельности, которая в условиях конкретного детского сада будет оптимальной. При принятии этого решения важно учитывать:

    8. Профессиональные возможности и потенциал кадрового состава.
    9. Содержательные особенности образовательного комплекса, нуждающиеся в усилении за счет вариативных форм (так, при значительном снижении показателей здоровья воспитанников целесобразно первоочередно реализовать физкультурно-оздоровительные программы).
    10. Вероятность расширения и усовершенствования материально-технической базы.

      Ввиду того, что художественно-эстетическое воспитание является одним из базовых методов формирования личностных качеств дошкольника в вопросах осознания нравственной стороны действительности, получения образного опыта, в рамках данного цикла представлен комплекс программных разработок, основанных на приобщении воспитанников к различным видам искусства:

      Дополнительное образование дошкольников художественно-эстетической направленности реализуется через стимулирование развития творческого начала в процессе речевой и музыкальной деятельности, оформления авторских работ, создания композиций, знакомства с различными методами и формами творчества.

      Востребованность логопедических услуг обуславливает необходимость обязательного включения в комплекс допобразования коммуникативно-речевых занятий, направленных на:

      расширение активного словаря детей;овладение звуковой культурой речи;построения монологов и диалогов;тренировку навыков формулирования связных содержательных высказываний.
      Программы дополнительного образования в ДОУ Особенности применения
      Художественно-эстетического цикла
      Этнокультурные Этнокультурологическое воспитание в детском саду базируется на идее знакомства детей с историческим прошлым народа, национальными традициями, основами краеведения, поэтому оно тесно связано с привитием патриотических ценностей и может представляться в рамках единого комплекса.
      Культурологические В ходе занятий, реализуемых в рамках данного направления, создаются условия для всестороненнго образования детей в вопросах культурологического минимума: норм поведения и общения, построения социальных связей.
      Интеллектуально-развивающие Интеллектуально-развивающее направление соответствует приоритетным образовательным потребностям родителей, стремящихся в полной мере реализовать природные возможности ребенка. Расширение интеллекутального потенциала воспитанников в ходе занятий осуществляется посредством развивающих игр, тренингов, экспериментаторской и проектной деятельности.
      Коммуникативно-речевые
      Экологические Возрастание значимости деятельности человека в природе обуславливает необходимость систематически расширять и дополнять представления детей о мире живой природе, формировать основы экологического миропонимания. Благодаря дополнительным занятиям по экологическому профилю дети участься осознавать суть причинно-следственных связей, прогнозировать простые природные явления, проявляют гуманность и охотно принимают участие в природоохранной деятельности.
      Физкультурно-оздоровительные Педагогическая работа по данному направлению может реализоваться как силами ДОУ (путем включения в комплекс образовательных услуг дополнительных занятий различной направленности — гимнастики, танцев, оздоровительных тренировок), так и на базе построения комплексной модели сотрудничества с ближайшими объектами социальной инфраструктуры (спортивными школами, танцевальными классами).

      Разработка программы дополнительного образования в ДОУ воспитателем

      Чтобы учебно-воспитательный комплекс в детском саду отвечал потребностям детей и родителей в полной мере, необходимо обеспечить вариативность его содержания, что в полной мере относится и к дополнительному образованию в ДОУ, в том числе к кружковой работе. Воспитатель самостоятельно готовит программу, учитывая запросы детей, семьи, образовательного учреждения, местные традиции, а также собственные интересы и умения. С целью реализации требований ФГОС ДО (полное название — Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования) педагогам следует перерабатывать свои программы в соответствии с требованиями времени. Организация дополнительного образования должна решать такие задачи:

    11. формирование социально-востребованных знаний и навыков у детей: умений самостоятельно ставить цели и добиваться их, адаптироваться к новым социальным условиям, проявлять активность;
    12. развитие творческих способностей, любознательности и самостоятельности у воспитанников.

      Для реализации поставленных задач в работу следует включать метод проблемного обучения, исследовательскую и проектную деятельность, задания, предполагающие работу с информацией.

      Примером удачно организованной дополнительной деятельности является создание мультфильма, который для детей является очень привлекательным и включает различные виды детской деятельности: игровую, речевую, изобразительную, познавательную, музыкальную и пр. В процессе работы над мультфильмом у воспитанников развивается активность, любознательность, способность контролировать свое поведение, эмоциональная отзывчивость, умение коммуницировать с окружающими и т.д.

      В общем случае алгоритм разработки программы выглядит следующим образом:

    13. анализ образовательных задач, исходных данных и потребностей;
    14. определение целей учебно-воспитательной деятельности;
    15. изучение требований нормативных документов;
    16. составление программно-методического комплекта;
    17. определение структуры программы;
    18. планирование образовательного процесса;
    19. выбор критериев контроля;
    20. определение критериев освоения программы.

      Результатом обучения детей по программе дополнительного образования в детском саду выступает достижение ими планируемого уровня развития личностных качеств, формирование определенного объема знаний, навыков и умений. Контроль знаний, умений и навыков позволяет выполнять обучающую, воспитательную, проверочную, корректирующую функции. При этом проверочные средства должны соответствовать содержанию учебной программы.

      Как определить, что программа допобразования является пригодной для использования в учебном процессе? Стоит проанализировать ее на соответствие таким требуемым характеристикам:

    21. актуальность – помогает ли программа решить существующие проблемы обучения;
    22. прагматичность – соответствует ли она требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня;
    23. реалистичность – насколько возможной является полная реализация программы;
    24. контролируемость – возможность измерить достижение результатов в процессе и после прохождения программы;
    25. вариативность – насколько программа может адаптироваться при отклонениях от намеченного плана.

      Система дополнительного образования в ДОУ: организация кружков

      Кружки представляют собой свободное и неформальное объединение детей в группу для занятий, основанных на их интересах. Работа в тематических объединениях строится на базе дополнительного материала к задачам программы и осуществляется под руководством воспитателя. Организация кружков в системе дополнительного образования в ДОУ помогает повысить качество учебно-воспитательного процесса.

      По ФГОС кружки как форма допобразования выполняют такие функции:

      • образовательная: воспитанники получают возможность развивать свои познавательные потребности, умения, навыки в интересной для них области;
      • социально-адаптивная: дети приобретают социально значимый опыт взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся правильно самоутверждаться;
      • коррекционно-развивающая: воспитанники развивают творческие, интеллектуальные и физические способности;
      • воспитательная: методика работы, ее содержание влияет на развитие личности, коммуникативных навыков, воспитывает социальную ответственность, чувство коллективизма.
      • Использование кружковой деятельности в детском саду может преследовать следующие цели:

      • углубление базовых знаний, опережающее или компенсирующее развитие;
      • при работе с одаренными детьми ознакомление с областями знаний, которые не вошли в государственную Программу;
      • развитие самопознания, саморегуляции, навыков межличностных коммуникаций.
      • Кружки как одна из форм дополнительного образования в ДОУ регулируется такими документами, как образовательная программа ДОУ, которая утверждена приказом руководителя, уставом, Положением о кружке, планом работы на год, Программой, которая включает цели и задачи, описывает планируемый результат от посещения детьми кружка, расписанием, списком воспитанников, документами, которые позволяют определить результативность работы кружкового объединения (диагностические карты).

        Для успешной организации работы кружка педагог должен следовать такому алгоритму:

      • Ознакомление с нормативно-правовой базой.
      • Поиск потребностей ДОУ, детей и родителей.
      • Анализ результатов усвоения детьми госпрограммы дошкольного образования.
      • Разработка программы и плана на учебный год, их утверждение у руководства ДОУ.
      • Реализация запланированной работы в кружке.
      • Анализ полученных результатов.
      • Демонстрация результативности обучения педагогам и родителям.
      • Стоит помнить, что участие в кружках является добровольным. Детям должно быть интересно и комфортно на занятиях, а для этого следует грамотно организовать рабочее пространство, предоставить детям возможность заниматься по силам, делать подачу материала в легкой, игровой форме.

        Воспитатель, который организует кружок, может выбирать различные формы взаимодействия:

      • с детьми: развивающие занятия, прогулки, экскурсии, участие в конкурсах;
      • с педагогами (речь идет преимущественно о наставничестве молодых специалистов): консультации, семинары и вебинары, мастер-классы;
      • с родителями: доклады, консультации, беседы, информирование через сайт.

      Кружки также могут различаться по направлению развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Тематика выбирается в зависимости от интересов детей и задач педагога. При составлении программы дополнительного образования в детском саду следует учитывать возрастные особенности детей, их опыт, нормы нагрузки, а также необходимость согласования основной и вариативной программы образования в ДОУ.

      Разработанная программа оформляется по такой схеме:

    26. Титульный лист.
    27. Пояснительная записка с указанием актуальности, целей, задач работы.
    28. Ожидаемые результаты.
    29. Учебно-тематическое планирование.
    30. Методы диагностики, диагностические карты.
    31. Список используемой литературы.

    Таким образом, дополнительное образование в ДОУ позволяет значительно расширить имеющийся методологический инструментарий педагога. Однако достижение поставленных результатов возможно, если у воспитанников сохраняется высокий интерес и мотивация. Поэтому воспитателю следует провести тщательную подготовку к дополнительным занятиям, убедиться в их эффективности и актуальности.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

    В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).

    Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

    Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени.

    Основным видом деятельности учреждений образования является создание и оказание образовательных услуг. Под образовательными услугами понимается «система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства».

    Другое определение: образовательные услуги — комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей.

    Наряду с понятием «образовательная услуга» — услуга по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением, существует категория «дополнительная образовательная услуга» – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

    Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его.

    Особенность в том, что дополнительные образо­вательные услуги интегрируются с реализу­емой детским садом основной образовательной програм­мой для расширения содержания базово­го компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

    Особенностью современного рынка образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения является оказание дополнительных платных образовательных ус­луг.

    К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, т.е. не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и не финансируются муниципальным или региональным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

    Особенности организации дополнительных образовательных услуг в детском саду на современном этапе:

    — Организация данных услуг в ДОУ — неотъемлемый компо­нент выполнения социального заказа общества, а также ре­зультат последовательного ре­шения федеральных и региональных задач в области обра­зования.

    Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и других направленностей.

    Учитывая интересы дошколь­ников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает сле­дующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализо­ванной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструмен­тах); физическое воспитание и раз­витие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные раз­вивающие игры, заниматель­ная математика, физика для малышей, экономи­ка, иностранный язык, инфор­матика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.

    Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа пла­нируется по тематическим раз­делам основной программы. Та­ким образом, закрепляют и рас­ширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

    В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.

    В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельно­сти, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образова­тельную деятельность, не позво­ляют проводить большее коли­чество занятий, чем это предус­мотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии.

    В условиях реализации дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях ребенок, как правило, тепло принимается педагогами, у него щадящий режим жизни, он безболезненно переходит из дошкольного периода в школьный в сопровождении взрослых (педагогов, психологов, медиков), знакомых и близких ему людей, что по­вышает степень его адаптивных процессов и уровень интегра­ции в социум.

    Реализация современной модели дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

    — Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;

    — Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

    — Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;

    — Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;

    — Созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;

    — Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.

    По результатам проведенного анкетирования, с учетом образовательных потребностей родителей (законных представителей) воспитанников в нашем детском саду организованы и работают на безвозмездной основе 2 кружка:

    1. фольклорный кружок «Иван да Марья». Руководитель кружка — музыкальный руководитель Зотова Нина Анатольевна.

    2. логопедический кружок «Тропинка к школе». Руководитель кружка – учитель-логопед Кошкина Ирина Ивановна.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2020 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (не вступил в силу)

    В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257; ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670, N 31, ст. 4765, N 50, ст. 7563, N 1, ст. 57; 2020, N 9, ст. 1282, N 11, ст. 1591, N 27, ст. 3945, N 27, ст. 3953, N 32, ст. 5110, N 32, ст. 5122) приказываю:

    2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 27 ноября 2013 г., регистрационный N 30468).

    Министр О.Ю. Васильева

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2020 г.

    УТВЕРЖДЕН
    приказом Министерства просвещения
    Российской Федерации
    от 9 ноября 2020 г. N 196

    Порядок
    организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

    1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

    2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее — организации, осуществляющие образовательную деятельность).

    3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

    формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

    удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

    формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

    обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

    выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

    профессиональную ориентацию обучающихся;

    создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

    подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

    социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

    формирование общей культуры обучающихся;

    удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

    4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1 (далее — Федеральный закон об образовании).

    5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями 2 .

    Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании.

    6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

    7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее — объединения), а также индивидуально.

    8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность 3 .

    9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

    Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

    Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения 4 . Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации 5 .

    Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

    10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 6 .

    При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226).

    При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий 7 .

    Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается 8 .

    11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

    12. Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Федеральным законом об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность 9 .

    13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

    14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).

    15. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) 10 и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам 11 .

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками 12 .

    16. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители).

    17. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

    18. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

    19. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

    Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13 .

    Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

    20. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

    а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

    адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

    размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

    присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

    выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

    доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

    б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

    предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;

    в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

    21. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

    Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

    Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.

    22. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой 14 .

    Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

    Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.

    23. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков 15 .

    С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

    24. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям.

    1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217; ст. 4257; ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42; ст. 53; ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670, N 31, ст. 4765, N 50, ст. 7563, N 1, ст. 57; 2020, N 9, ст. 1282, N 11, ст. 1591, N 27, ст. 3945, N 27, ст. 3953, N. 32, ст. 5110, N 32, ст. 5122.

    2 Часть 4 статьи 75 Федерального закона об образовании.

    3 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании.

    4 Часть 4 статьи 17 Федерального закона об образовании.

    5 Часть 5 статьи 17 Федерального закона об образовании.

    6 Часть 1 статьи 13 Федерального закона об образовании.

    7 Часть 3 статьи 13 Федерального закона об образовании.

    8 Часть 9 статьи 13 Федерального закона об образовании.

    9 Часть 5 статьи 14 Федерального закона об образовании.

    10 Пункт 3.1 профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Минтруда России от 5 мая 2020 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 52016).

    11 Часть 1 статьи 46 Федерального закона об образовании.

    12 Пункт 9 раздела 1 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 6 октября 2010 г. N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 21240).

    13 Часть 3 статьи 79 Федерального закона об образовании.

    14 Часть 1 статьи 79 Федерального закона об образовании.

    15 Часть 11 статьи 79 Федерального закона об образовании.

    Обзор документа

    Минпросвещения утвердило новый приказ о деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (взамен приказа, принятого Минобрнауки).

    Они больше не направлены на укрепление здоровья учащихся. Исключено упоминание об индивидуальной программе реабилитации инвалида.

    Заниматься педагогической деятельностью по доппрограммам вправе лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие требованиям из квалификационных справочников и (или) профстандартам.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *