Энциклопедия судебной практики. Областная экспертиза условий труда

Авг 13, 2019 Законы

Энциклопедия судебной практики. Государственная экспертиза условий труда (Ст. 216.1 ТК)

Энциклопедия судебной практики
Государственная экспертиза условий труда
(Ст. 216.1 ТК)

1. Получение заключения государственной экспертизы условий труда не является обязанностью работодателя

Получение работодателем заключения государственной экспертизы условий труда не является для него обязательным, а требование направить документы по аттестации рабочих мест по профессиям, не соответствующим ЕТКС, в Комитет по труду и занятости на государственную экспертизу условий труда для определения качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является мерой, способной установить наличие нарушений, оно не может быть расценено как направленное на устранение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович, А. Фроловой.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется фе­деральным органом исполнительной власти, уполномоченным на поведение федерального государственною надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Проведения государственной экспертизы условий труда осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Цели государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  • Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • Правильности предоставления работниками компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • Соответствия проектов строительства, реконструкции, техниче­ского переоснащения производственных объектов, производства и вне­дрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • Фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на произ­водстве.
  • Основания проведения государственной экспертизы условий труда

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

  • определений судебных органов;
  • обращений органов испол­нительной власти;
  • обращений работодателей, объединений работодателей;
  • обращений работни­ков, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • обращений органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
  • Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющи­ми право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, то органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запраши­вают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и мате­риалы находятся в распоряжении таких органов либо органов органи­заций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

    Права лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда

    Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

    • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых ра­ботодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);
    • запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осу­ществления экспертизы документы и другие материалы;
    • проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными норматив­ными актами Российской Федерации.
    • Обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда

      Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

    • составлять по результатам экспертизы заключения о соответ­ствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные за­ключения в суд, органы исполни тельной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхо­вания Российской Федерации;
    • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изло­женных в заключениях;
    • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы;
    • обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных для осуществления экспертизы.

    Кем осуществляется государственное управление охраной труда

    Прочитав статью, вы узнаете:

    кем осуществляется государственное управление охраной труда, и кто его проводит; что такое государственная экспертиза условий труда и каков ее цели.

    Главная задача, которая стоит перед госуправлением ОТ, – добиться, чтобы все трудящиеся страны работали в здоровых и безопасных условиях, сохраняли свое здоровье. Государственное управление охраной труда осуществляется:

    • Правительством РФ;
    • Минтрудом РФ;
    • исполнительными властями всех уровней.

    • занимаются международным сотрудничеством, обмениваются эффективным опытом создания и воплощения в жизнь полезных трудоохранных порядков и процедур;

    • разрабатывают законодательные, нормативные документы по ОТ, определяют механизм практического применения ее положений;

    • разрабатывают и курируют ввод в действие порядка обучения охране труда для трудящихся всех профессий и должностей – от директоров до слесарей;

    • организуют правильную совместную работу органов власти разных уровней, распределяют между ними обязанности, ответственность, координируют их работу с профсоюзами, работодателями и другими объединениями;

    • создают федеральные трудоохранные программы, финансируемые из бюджетов разных уровней подчиненности (федерального, местных и т. д.), контролируют ход воплощения в жизнь этих программ, оценивают достигнутый эффект;

    • создают и вводят в действие порядки, методики, документацию по госэкспертизе и спецоценке условий труда (УТ);

    • поощряют работодателей, которые улучшили УТ и повысили уровень безопасности на своих предприятиях;

    • выполняют другие задачи.

    Государственное управление охраной труда осуществляется организациями, которые не зависят от политических партий, объединений граждан, владельцев предприятий, хозяйственных структур и др. Эффективность этого управления обеспечивается скоординированными действиями государственных органов с одной стороны, объединений работодателей – с другой, профсоюзов и прочих представителей трудящихся – с третьей.

    Каким образом осуществляется государственное управление охраной труда?

    Государственное управление охраной труда осуществляется в основном методом разработки и реализации действий и мер, обеспечивающих:

    • точное выполнение требований законодательства РФ;

    • высокий уровень мотивации работодателей повышать уровень ОТ на своих предприятиях, улучшать условия труда;

    • осознание трудящимися важности соблюдения требований ОТ, внимательного отношения к своему здоровью, сохранения трудоспособности, повышению качества жизни;

    • прозрачное и скоординированное функционирование организаций, которые занимаются разрешительной деятельностью, выполняют контрольные функции, координацию работы с компетентными в этой сфере федеральными органами;

    • усовершенствование системы общественного контроля выполнения требований трудоохранного законодательства;

    • поддержку и координирование работы системы обучения, переподготовки специалистов по ОТ, сотрудников управляющих и контролирующих организаций, трудящихся, которые нуждаются в соответствующих знаниях (например, по промсанитарии, опасным видам работ);

    • создание и усовершенствование законодательных и НПА;

    • усовершенствование систем: спецоценки УТ, лицензирования (например, работы со взрывчаткой, химикатами).

    Государственные нормативные требования охраны труда

    Государственные нормативные требования охраны труда изложены в:

    1) инструкциях:
    • по безопасности отдельных работ;
    • межотраслевых;
    • типовых;

    2) стандартах и их системах:
    • государственных;
    • отраслевых;
    • межотраслевых;

    3) правилах:
    • организующих безопасные работы или эксплуатацию оборудования;
    • санитарных;
    • строительных;
    • межотраслевых;
    •отраслевых;

    4) нормах:
    • гигиенических;
    • санитарных;
    • строительных.

    Документация, определяющая государственные нормативные требования охраны труда, утверждается:

    • Госстандартом;
    • Госстроем;
    • Минтрудом;
    • Минздравсоцразвитием;
    • Ростехнадзором.

    Что может Минтруда в отношении безопасности работ?

    Минтруда России относится к федеральным органам исполнительной власти. Правительство РФ поручило ему разрабатывать, внедрять и курировать исполнение:

    1) порядках:
    • назначения компенсационных выплат трудящимся, которые работают во вредных для здоровья условиях, расчета сумм этих выплат;
    • осуществления госэкспертизы УТ;
    • обучения по ОТ трудящихся рабочих профессий и ИТР;
    • определения уровней профрисков;
    • расследования НС и ПЗ;

    2) типовых инструкций;

    3) перечней:
    • факторов, за работу под действием которых трудящимся положено выдавать молоко;
    • ежегодных мероприятий по ОТ (типовой);
    • работ, которые не могут выполнять женщины, лица младше 18 лет;
    • услуг, которые могут выполнять только аккредитованные организации;

    4) норм, по которым:
    • выдается молоко или выплачиваются компенсации за него, выдаются моющие, обезвреживающие средства, спецодежда, спецобувь, СИЗ;
    • организовывается перемещение тяжелых предметов лицами младше 18 лет, женщинами;

    5) правил:
    • безопасной организации разных видов и категорий работ;
    • финансового обеспечения трудоохранных мероприятий, лечения трудящихся в санаториях, на курортах страны;

    6) критериев оценки возможности работника трудиться после травмы или заболевания;

    7) реабилитационных программ для травмированных либо заболевших при выполнении производственных заданий лиц.

    Кем еще осуществляется государственное управление охраной труда?

    Управляют охраной труда и другие государственные организации. Они делают это в рамках своих компетенций. Например, Минздрав + Минтруда и соцзащиты РФ согласовывают режимы работы трудящихся: рабочее время, длительность междусменных перерывов и т. д. Границы полномочий каждой из этих организаций определяют:

    • ТК РФ;
    • ФЗ и НПА;
    • местные законы и НПА.

    На уровне субъектов РФ органы исполнительной власти:

    1. Организуют теоретическое и практическое обучение ОТ трудящихся любых организаций;
    2. Проводят госэкспертизу УТ;
    3. Разрабатывают и внедряют программы и процедуры, призванные улучшить УТ трудящихся и снизить профриски, полноценно внедрить программы федерального значения;
    4. Полное соблюдение требований законодательства по ОТ;
    5. Собирают и обрабатывают данные по региону;
    6. Выполняют другие задания.

    Государственная экспертиза условий труда

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. Ее руководитель – одновременно и главный госинспектор труда РФ, поэтому управление федеральной инспекцией труда также ложится на его плечи. Федеральная инспекция организует деятельность региональных госинспекций труда. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется также госинспекциями. Например, в Иркутской обл. госэкспертизу УТ выполняет областное Министерство труда и занятости.

    За создание и утверждение методологии и последовательности выполнения государственной экспертизы условий труда отвечает Минтруд. Он устанавливает списки материалов, которые нужно предоставить на экспертизу (зависит от особенностей объекта, по которому проводится экспертиза). Для этого разрабатываются специальные административные регламенты.

    Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

    В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:

    • выявление фактического состояния условий труда;
    • выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях;
    • оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.

    Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.

    Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:

    • получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ;
    • осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий;
    • поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям;
    • наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.

    Эти лица обязаны:

    • выполнить работы в срок;
    • гарантировать конфиденциальность;
    • сделать обоснованные и объективные выводы;
    • составить заключение;
    • направить его заявителю и заинтересованным лицам;
    • обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу;
    • предъявлять удостоверение.

    Когда осуществляется государственная экспертиза условий труда?

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется по:

    • представлениям государственных инспекций труда;
    • решениям судебных органов;
    • заявлениям:
    • работников;
    • законных представителей работников;
    • профсоюзов;
    • уполномоченных трудовых коллективов;
    • заявлениям отдельных работодателей, отраслевых и других объединений;
    • обращениям страхователей (например, Фонд соцстраха РФ).

    Исследования и заключения, проведенные в рамках госэкспертизы, оплачивает заявитель. Отправляя на экспертизу пакет материалов и документов, к нему необходимо приложить заявление. Регламент работ каждый из субъектов РФ составляет, утверждает и вводит в действие самостоятельно. Максимальный срок завершения работ – 1 месяц, начиная от дня приема пакета документов. Результаты госэкспертизы можно оспаривать в судах. Споры, которые возникают из-за несогласия с ее результатами, разрешает Минтруда.

    Смотрите так же:  Кому теперь будут платить пособие по уходу за ребенком до 3 лет. Кому выплачивают пособие до трех лет

    Итак, вы узнали, кем осуществляются государственное управление охраной труда и государственная экспертиза условий труда, ознакомились с перечнями их задач и методиками их выполнения на практике, узнали, где изложены государственные нормативные требования охраны труда и кто их утверждает. Пусть эти знания помогут вам в профессиональной деятельности.

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ

    Государственная экспертиза условий труда – это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (ч. 11 ст. 209 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы).

    Ее проводят следующие органы госэкспертизы (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ, п. 1 Порядка проведения госэкспертизы):

    – федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);

    – органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

    Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Он может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления установлены в абз. 2 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы.

  • В каких случаях работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда
  • Как следует из анализа ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2, пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, работодатель вправе инициировать проведение госэкспертизы.

    Это даст ему возможность, в частности:

    1) сократить затраты на предоставление гарантий и компенсаций;

    2) исключить риск привлечения к административной ответственности.

    Сокращение затрат работодателя на предоставление гарантий и компенсаций

    Проведение госэкспертизы целесообразно, если у работодателя есть сомнения в том, что по результатам спецоценки работникам правильно установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Если такие гарантии и компенсации установлены неверно, например противоречат нормам трудового законодательства, работодателю приходится нести необоснованные затраты на их предоставление.

    Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

    Если результаты госэкспертизы свидетельствуют о неправильном предоставлении гарантий и компенсаций, работодатель обязан провести внеплановую спецоценку на основании предписания государственного инспектора труда. Только по ее итогам можно будет установить другие гарантии и компенсации.

    Это следует из совокупного анализа п. 6 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке.

    Процедура проведения специальной оценки условий труда

    К расходам работодателя на предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности, относятся следующие:

    – оплата труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);

    – оплата ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);

    – затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).

    Исключение риска привлечения к административной ответственности

    Если по итогам проверки должностное лицо вынесло необоснованное, по мнению работодателя, предписание об устранении нарушений, касающихся предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель также может инициировать госэкспертизу по оценке правильности предоставления гарантий и компенсаций.

    В этом случае заключение госэкспертизы послужит доказательством соблюдения работодателем трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда, что позволит исключить риск привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ.

  • В каких случаях, помимо обращения работодателя, проводится госэкспертиза условий труда
  • Перечислим некоторые случаи, когда госэкспертиза может проводиться в отношении работодателя, который ее не инициировал.

    Случай 1. Фактические условия труда на рабочих местах не соответствуют нормативным требованиям.

    Возможность проведения госэкспертизы для оценки фактических условий труда предусмотрена в абз. 4 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы.

    В этом случае с заявлением о проведении экспертизы вправе обратиться в том числе следующие лица:

    – органы исполнительной власти.

    Роструд в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, например органами госсанэпиднадзора (ст. ст. 365, 368 ТК РФ). В рамках взаимодействия такие органы вправе обратиться за проведением государственной экспертизы, если имеют основания полагать, что фактические условия труда работников не соответствуют нормативным требованиям;

    Это установлено в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

    Случай 2. Правильность применения дополнительных тарифов не является бесспорной.

    Плательщики взносов определяют размеры дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов спецоценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах). Если при проверке правильности применения дополнительных тарифов результаты специальной оценки вызывают у органа ФСС РФ и иных страховщиков обоснованные сомнения, они вправе обратиться за проведением экспертизы. Такой вывод следует из пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

    Случай 3. Работодатель нарушает права работников, связанные с гарантиями и компенсациями.

    Возможность проведения госэкспертизы для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрена в абз. 3 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы.

    Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например:

    – сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);

    – повысить размер оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);

    – предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда признаны вредными (2, 3, 4 степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

    Если работник не удовлетворен уровнем гарантий и компенсаций или считает, что специальная оценка была проведена недостаточно объективно, он может обратиться за проведением госэкспертизы (пп. а п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы). В этом случае она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (п. 4 Порядка проведения государственной экспертизы).

    Инициировать проведение экспертизы может не только сам работник, но и, например, трудовая инспекция в связи с осуществлением контрольных мероприятий, профсоюз.

  • Как работодателю узнать о проведении госэкспертизы условий труда, если он ее не инициировал
  • Рассмотрим, каким образом работодатель может узнать о проведении государственной экспертизы, которую он не запрашивал.

    Если экспертиза проводится по обращению заявителей

    Предварительного уведомления работодателя о проведении экспертизы по запросу органа исполнительной власти, работника, профсоюза, органа Фонда социального страхования и других заявителей, указанных в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, не предусмотрено. В открытых источниках соответствующая информация также не размещается.

    Данный вывод следует из системного толкования ст. 216.1 ТК РФ, ст. 24 Закона о спецоценке условий труда, Порядка проведения госэкспертизы, Федерального закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

    В процессе проведения госэкспертизы работодатель может узнать о ней при следующих обстоятельствах:

    1) затребование ответственным органом документов или материалов, необходимых для госэкспертизы, в соответствии с п. 13 Порядка проведения госэкспертизы;

    2) обращение государственного эксперта (экспертной комиссии) с инициативой посетить исследуемые рабочие места (рабочее место) для получения необходимой информации согласно п. 26 Порядка проведения госэкспертизы;

    3) получение от руководителя государственной экспертизы уведомления о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с п. 30 Порядка проведения госэкспертизы.

    Кроме того, узнать о госэкспертизе работодатель может после ее окончания, когда получит копию соответствующего заключения согласно п. 40 Порядка проведения госэкспертизы.

    Если экспертизу назначает суд

    Работодатель, который участвует в судебном деле, может узнать о назначении госэкспертизы в порядке, определенном процессуальным законодательством.

    В частности, суд может назначить экспертизу при рассмотрении трудового спора о предоставлении работнику гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда. Работодатель может узнать о таком назначении из определения суда:

    1) непосредственно в судебном заседании, в котором вынесено определение о проведении экспертизы;

    2) при ознакомлении с материалами дела.

    Данный вывод следует из системного толкования ч. 1 ст. 35, ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 79, ч. 1 ст. 80 ГПК РФ.

    Если экспертиза проводится по инициативе ГИТ

    Уполномоченный орган может провести госэкспертизу по представлению ГИТ в связи с осуществлением, в том числе по заявлению работника, мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением Закона о специальной оценке условий труда (пп. “в” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы). К указанным мероприятиям, в частности, относятся плановые и внеплановые проверки ГИТ, которые проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок. Это следует из системного толкования ч. 1 ст. 25 Закона о специальной оценке условий труда, ч. 1 ст. 353, абз. 2 ст. 356 ТК РФ, п. п. 7, 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875; далее – Положение), гл. 2 Закона N 294-ФЗ.

    В указанном случае работодатель может узнать об экспертизе в процессе или по окончании ее проведения. Предварительное уведомление работодателя о проведении госэкспертизы законом не предусмотрено. О том, что планируется госэкспертиза, ему может стать известно, если ГИТ до начала проверки примет решение о привлечении к ней государственного эксперта (экспертной комиссии). В частности, как следует из ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, перед началом выездной (как плановой, так и внеплановой) проверки до сведения работодателя должна быть доведена информация в том числе о составе экспертов, привлекаемых к проверке.

    Эти сведения работодатель может получить также из распоряжения (приказа) о соответствующей проверке, в котором они должны быть отражены. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 353 ТК РФ, ч. 1 ст. 14, пп. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. п. 2, 7, 8 Положения.

    Так, перед проведением плановой проверки (не позднее трех рабочих дней до ее начала) копию такого приказа ГИТ направляет работодателю заказным письмом с уведомлением или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Отметим, что в качестве одного из доступных способов оповещения ГИТ используют факсимильные сообщения.

    Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

    1. Оплата госэкспертизы условий труда

    Проведение государственной экспертизы условий труда по инициативе работодателя может быть как платным, так и бесплатным. Это зависит от цели ее проведения.

    В некоторых случаях сама экспертиза осуществляется бесплатно, однако все необходимые исследования (испытания) и измерения в отношении вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса работодатель оплачивает.

    Цель экспертизы Необходимость оплаты
    Оценка качества проведения спецоценки условий труда Экспертиза проводится платно (абз. 3 п. 5 Порядка проведения госэкспертизы).

    Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы также оплачиваются (абз. 1 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)

    Оценка фактических условий труда работников Экспертиза проводится бесплатно (п. 6 Порядка проведения госэкспертизы), исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы оплачиваются (абз. 2 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)
    Оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Экспертиза проводится бесплатно (п. 7 Порядка проведения госэкспертизы)

    Нужно ли оплачивать госэкспертизу, за проведением которой в целях оценки качества проведения спецоценки работодатель обратился не в орган госэкспертизы, а в ГИТ?

    Ответ: Нет.

    Обоснование: В этом случае госэкспертиза будет инициирована ГИТ, а не работодателем. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 2 п. 5, пп. “в” п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы.

    Если работодатель не произведет оплату или представит заведомо ложные сведения о ней, госэкспертиза не проводится. Это следует из пп. “а”, “в” п. 20 Порядка проведения госэкспертизы.

    В случае неоплаты исследований (испытаний) и измерений руководитель госэкспертизы:

    1) принимает решение о невозможности проведения госэкспертизы и делает об этом запись в заключении госэкспертизы;

    2) направляет копию указанного заключения в гострудинспекцию по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась госэкспертиза, для принятия решения о проведении на данных рабочих местах мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Это предусмотрено в абз. 2, 3 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы.

    Работодатель оплатил госэкспертизу в целях оценки качества проведения спецоценки, но не отразил этот факт в заявлении. Могут ли ему отказать в проведении госэкспертизы?

    Ответ: Да.

    Обоснование: Основания для отказа в проведении госэкспертизы перечислены в п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы. Одним из них является отсутствие в заявлении сведений об оплате госэкспертизы.

    Если работодатель произвел оплату, но не отразил это обстоятельство в заявлении, ему могут отказать в проведении госэкспертизы по формальному признаку. Такой вывод следует из пп. “е” п. 11, пп. “а” п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы.

    Определение стоимости госэкспертизы

    Стоимость госэкспертизы может состоять из двух частей:

    – плата за экспертизу;

    – плата за проведение исследований (испытаний) и измерений в отношении вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

    Стоимость проведения госэкспертизы в целях оценки качества спецоценки вычисляется по формуле, включенной в Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества спецоценки условий труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 09.10.2014 N 682н. Как следует из п. 1 названных Рекомендаций, размер оплаты устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

    Стоимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса определяет руководитель госэкспертизы на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров). На это указано в п. 29 Порядка проведения государственной экспертизы.

    Порядок и сроки оплаты проведения госэкспертизы

    Госэкспертиза условий труда оплачивается до подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. Это следует из пп. “е” п. 11 Порядка проведения госэкспертизы, согласно которому сведения об оплате экспертизы работодателю необходимо внести в указанное заявление.

    Оплата исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, проводимых в рамках госэкспертизы, работодатель оплачивает отдельно и только в том случае, если он получил соответствующее уведомление от руководителя госэкспертизы.

    В течение 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления работодателю необходимо предпринять следующие действия (абз. 1 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы).

    Шаг 1. Внести денежные средства на соответствующий лицевой счет органа госэкспертизы.

    Шаг 2. Направить в соответствующий орган госэкспертизы документ, подтверждающий оплату проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

    Если госэкспертиза не проводится по причине того, что не соблюдены требования к содержанию заявления о ее проведении и (или) перечню прилагаемых документов, работодателю возвращаются денежные средства, которые он внес в счет оплаты экспертизы. Если основанием для отказа стало представление заведомо ложных сведений или подложных документов, деньги не возвращаются. Это следует из п. 21 Порядка проведения госэкспертизы условий труда.

  • Результаты и последствия госэкспертизы условий труда для работодателя
  • Результатом госэкспертизы является заключение с выводом о качестве проведения спецоценки, о правильности предоставления (непредоставления) гарантий и компенсаций работникам либо о соответствии условий труда работников нормативам (п. 34 Порядка проведения госэкспертизы).

    Заключение утверждается руководителем государственной экспертизы и не позднее трех рабочих дней с момента утверждения выдается или направляется непосредственно заявителю (его полномочному представителю) либо в соответствующий судебный орган или ГИТ (п. п. 37, 39 Порядка проведения госэкспертизы).

    Последствия госэкспертизы для работодателя

    Отрицательные Положительные
    Внеплановая спецоценка

    Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работников, занятых на работе с вредными и (или) опасными условиями труда

    Привлечение к административной ответственности

    Ликвидация организации

    Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя (в сторону их снижения либо отмены)

    Внеплановая спецоценка

    Обязанность работодателя провести внеплановую спецоценку в случае получения предписания государственного инспектора труда, основанного на заключении госэкспертизы о некачественном проведении спецоценки или о несоответствии условий труда работников требованиям охраны труда, установлена в пп. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке, ст. 216.1 ТК РФ.

    Внеплановая спецоценка должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня получения названного предписания (ч. 2 ст. 17, п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о спецоценке).

    Сроки проведения внеплановой спецоценки условий труда

    Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работников

    В результате пересмотра гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодателя могут обязать:

    – установить сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

    – выплатить денежные средства, в том числе компенсацию морального вреда.

    Это следует из анализа ст. ст. 419, 236, 237, 219, 92, 117, 147 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”.

    Если установлено, что труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не оплачивается в повышенном размере, работодатель должен будет выплатить доплату к заработной плате с учетом процентов (денежной компенсации).

    Минимальный размер такой компенсации составляет 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В локальном нормативном акте, трудовом или коллективном договоре может быть предусмотрен больший размер компенсации (ст. 236 ТК РФ).

    Данные выводы подтверждаются судебной практикой (Апелляционные определения Свердловского областного суда от 01.07.2014 по делу N 33-7308/2014 и от 20.06.2014 по делу N 33-7296/2014).

    Пересмотр на основании заключения госэкспертизы гарантий и компенсаций в пользу работников возможен как по соглашению с работодателем, так и в результате обращения работников с иском в суд либо с жалобой в ГИТ. При этом работники могут самостоятельно обратиться в Роструд (органы исполнительной власти субъектов РФ) для проведения госэкспертизы до обращения в суд (ГИТ) либо она может быть назначена в ходе рассмотрения иска в суде (жалобы в ГИТ), если ранее не проводилась (п. 3 Порядка проведения госэкспертизы).

    Привлечение к административной ответственности

    Если госэкспертиза условий труда осуществлялась ГИТ при проведении проверки деятельности работодателя и по ее результатам были выявлены нарушения требований охраны труда, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (ст. 419, ст. 220 ТК РФ).

    Ответственность за нарушения норм о спецоценке условий труда

    Ликвидация организации

    Существенным риском для работодателя является то, что государственный инспектор может направить в суд требование о ликвидации юридического лица по причинам нарушений требований охраны труда (пп. “е” п. 13 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

    Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

    Если при проведении госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом (в том числе когда из-за неправильного проведения спецоценки допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными), они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены. В этом случае по итогам госэкспертизы работодателю необходимо провести внеплановую спецоценку с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. Проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой будут подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

    Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Последнее возможно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо в порядке изменений условий договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). При этом уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания документа об изменениях, вносимых в трудовой договор, работником и работодателем.

    Можно ли снизить размер гарантий и компенсаций с даты утверждения отчета спецоценки, в котором указано, что гарантии и компенсации должны предоставляться работникам в меньшем объеме?

    Обоснование: Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются обязательными условиями трудового договора, поэтому снизить либо отменить их можно только после внесения соответствующих изменений в трудовые договоры. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 7 ч. 2 ст. 57, ст. 72, ст. 74 ТК РФ.

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ

    Работодателям о государственной экспертизе условий труда

    Работодателям о государственной экспертизе условий труда от 05.12.2016 № 708н был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда. Для чего проводится государственная экспертиза условий труда? В каких случаях работодатель заинтересован в том, чтобы инициировать проведение такой экспертизы? Кто и в какие сроки осуществляет государственную экспертизу условий труда? Каков порядок оказания даннойгосуслугиРострудом?

    РАБОТОДАТЕЛЯМ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

    Приказом Минтруда РФ от 05.12.2016 № 708н был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда (далее – Административный регламент). Для чего проводится государственная экспертиза условий труда? В каких случаях работодатель заинтересован в том, чтобы инициировать проведение такой экспертизы? Кто и в какие сроки осуществляет государственную экспертизу условий труда? Каков порядок оказания даннойгосуслугиРострудом?
    В статье вы найдете ответы на эти вопросы.

    – Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?
    – Согласно положениям ст. 126.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС.
    Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки

    Качества проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
    Правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
    Фактических условий труда работников

    Работодателю целесообразно инициировать проведение госэкспертизы в том случае, если у него есть сомнения в правильности установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведения СОУТ.
    Напомним, что к расходам работодателя на предоставление работникам таких гарантий и компенсаций относятся:
    – расходы на оплату труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);
    – расходы на оплату ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);
    затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).
    Если гарантии и компенсации за вредные условия труда установлены неверно и противоречат нормам трудового законодательства, работодатель несет необоснованные затраты на их предоставление.

    Если в ходе госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом, в частности, когда из-за неправильного проведения СОУТ допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными, они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены.

    Если по итогам госэкспертизы понижен класс вредности, работодателю необходимо провести внеплановую СОУТ с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. При этом проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).
    При снижении или отмене гарантий и компенсаций нужно изменить обязательные условия трудового договора.
    Это возможно:
    – либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ);
    – либо по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).
    Уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, вносимых в трудовой договор, между работником и работодателем.

    – Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда?

    Государственную экспертизу условий труда проводят:
    – федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
    – органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.
    Лица, осуществляющие госэкспертизу, наделены определенными правами и обязанностями.

    Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда
    Имеют право: Обязаны:
    – в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);
    – запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
    – проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ
    – составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС;
    – обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
    – обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений

    Названные органы осуществляют госэкспертизу в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный Приказом Минтруда РФ от 12.08.2014 № 549н (далее – Порядок проведения госэкспертизы).

    Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Этот срок может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления срока проведения экспертизы установлены в абз. 2 п. 18 названного порядка: при необходимости получения документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, и (или) проведения исследований (испытаний) и измерений, указанных в п. 27 настоящего порядка, или в случае невозможности их проведения в течение срока, указанного в абз. 1 настоящего пункта.

    Предоставление Рострудомгосуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.
    Согласно п. 3 Административного регламента информация о порядке предоставления государственной услуги размещается в открытой и доступной форме:
    – на официальном сайте Роструда;
    – в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу: www.gosuslugi.ru;
    на информационных стендах в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги.

    Информация может предоставляться с использованием средств телефонной, факсимильной и электронной связи, посредством письменных разъяснений, при личном приеме.

    Результатами предоставления государственной услуги по осуществлению госэкспертизы условий труда, которые направляются заявителю в срок не позднее трех рабочих дней с даты их оформления, являются (п. 14, 18 Административного регламента):
    направление заявителю в соответствии с его заявлением заключения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работнику (работникам) гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на рабочем месте (рабочих местах) работодателя;
    направление заявителю уведомления о невозможности предоставления государственной услуги с указанием причин ее непредоставления.

    Пунктом 15 Административного регламента установлено, что госуслуга предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления. При этом не предусмотрено участие иных организаций в ее предоставлении.

    Плата за предоставление госуслуги не взимается (п. 31 Административного регламента).

    Какие документы нужно представить для получения госуслуги?

    – Исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, приведен в п. 20 Административного регламента. Итак, документом, необходимым для предоставления госуслуги, является заявление, подписанное заявителем, где указываются:

    – полное наименование заявителя – для работодателей, профессиональных союзов или их объединений, иных представительных органов работников, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя – для работников;
    – контактная информация (почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии));
    – наименование цели проведения государственной экспертизы условий труда – оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    – индивидуальные номера рабочих мест, наименования профессий (должностей) занятых на них работников, наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором находятся эти рабочие места и в отношении которых предоставляется государственная услуга.

    Если заявителем является работник, приводятся сведения о его рабочем месте; обоснование необходимости предоставления государственной услуги с указанием доводов заявителя, на основании которых он не согласен с порядком предоставления и (или) размерами гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на этих рабочих местах;
    сведения о ранее предоставленных государственных услугах (при наличии).

    Заявление подписывается непосредственно заявителем – работником, а в случае обращения работодателя, профессиональных союзов или их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющих свою деятельность у работодателей, – их руководителями (заместителями руководителей).

    Работодатели должны приложить к заявлению (п. 21 Административного регламента):
    – отчет о проведении СОУТ у работодателя;
    – иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
    – коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
    – положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
    – локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенную продолжительность рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
    – список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам;
    – копию заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за предшествующий год.

    Представляемые документы должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде и не должны содержать слов и аббревиатур, употребление которых не допускается законодательством РФ.

    Для получения госуслуги по экспертизе условий труда заявитель:
    – либо направляет в адрес Роструда заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
    – либо передает документы должностному лицу на личном приеме;
    – либо направляет заявление в электронной форме, в том числе с использованием Единого – портала государственных и муниципальных услуг, для получения госуслуги в электронной форме.

    При обращении заявителя за получением государственной услуги в электронной форме заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в соответствии с законодательством РФ.

    Заявление, в том числе направленное в электронном виде, регистрируется должностным лицом, ответственным за делопроизводство, в течение одного рабочего дня со дня его поступления (п. 33 Административного регламента).

    При приеме заявления и необходимых документов, представленных на бумажном носителе заявителем лично, на втором экземпляре заявления проставляется дата приема и указывается фамилия должностного лица, принявшего заявление.
    После регистрации заявление передается руководителю (заместителю руководителя) службы, который рассматривает его в день поступления и с указанием по исполнению направляет руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения. Последний в течение одного рабочего дня рассматривает заявление и передает его на исполнение должностному лицу.
    При получении заявления в форме электронного документа должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в день регистрации заявления направляет заявителю подтверждение его получения в виде электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
    КАКОВЫ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУСЛУГИ?
    Согласно п. 27 Административного регламента законодательством РФ не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.
    Вместе с тем регламент допускает основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги.
    Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неполный состав документов, поданных работодателем, при условии что недостающие документы могут быть дополнительно запрошены у заявителя (п. 28 Административного регламента).
    В предоставлении государственной услуги может быть отказано при наличии одного из следующих оснований (п. 29 Административного регламента):
    – отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных п. 20 регламента;
    – непредставление заявителем-работодателем документов, определенных п. 21 регламента;
    – поступление заявлений от лиц, не входящих в круг заявителей, указанных в п. 2 Административного регламента;
    – представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

    СОСТАВ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

    Административные процедуры предоставления госуслуги перечислены в п. 49 Административного регламента.

    Административные процедуры Проверка правильности оформления заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, запрос недостающих документов, необходимых для предоставления государственной услуги (при необходимости), рассмотрение оснований для предоставления государственной услуги
    Оценка соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям законодательства о специальной оценке условий труда
    Оформление результатов предоставления государственной услуги

    При подаче заявления через Единый портал госуслуг служба обеспечивает возможность мониторинга заявителями состояния исполнения административных процедур предоставления госуслуги с размещением на портале соответствующей информации.

    Итак, основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и прилагаемых к нему документов к должностному лицу, которое:
    – в течение пяти рабочих дней осуществляет проверку соответствия оформления зарегистрированного заявления и комплектности прилагаемых к нему документов требованиям п. 20 и 21 Административного регламента (п. 52 регламента);
    – по результатам проверки вносит руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы предложение о возможности предоставления государственной услуги или оформляет уведомление о невозможности ее предоставления с указанием причин (п. 53 Административного регламента);
    – при наличии оснований для непредоставлениягосуслуги в течение двух рабочих дней составляет уведомление и представляет его на подпись руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы (п. 54, 56 Административного регламента).

    В случае выявления некомплектности документов в уведомлении дополнительно указываются сведения о перечне недостающих документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также о сроках их подачи в полном объеме, которые не должны превышать 30 рабочих дней с даты отправления уведомления.

    Далее руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы при представлении работодателем неполного комплекта документов:
    – подписывает уведомление и направляет его заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления в виде электронного документа – если отсутствует возможность получения недостающих документов;
    – принимает решение о предоставлении госуслуги – при наличии возможности получения документов посредством запроса. Об этом решении он информирует должностное лицо в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов.
    При неподаче в 30-дневный срок запрашиваемых документов ранее поступившие для предоставления государственной услуги заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются заявителю с уведомлением.
    После процедуры проверки документов проводится процедура оценки соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда. При выполнении указанной административной процедуры должностное лицо анализирует заявление, а также прилагаемые к нему и (или) полученные документы посредством сравнения их положений о составе, порядке предоставления и размерах гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, установленных работнику (работникам), занятым на указанных в заявлении рабочих местах, с аналогичными требованиями ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ в отношении следующих гарантий и компенсаций:

    а) сокращенной продолжительности рабочей недели;
    б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
    в) оплаты труда в повышенном размере;
    г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

    При осуществлении данной административной процедуры рассматриваются только рабочие места, указанные в заявлении. Срок исполнения административной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с даты установления оснований для предоставления госуслуги.

    Результатом исполнения процедуры оценки соответствия является установление фактического соответствия (несоответствия) состава, порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемых работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ, иных законодательных и нормативных правовых актов, действующих у работодателя отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективного договора, локальных нормативных актов работодателя (при наличии).
    Не является несоответствием установление повышенных по сравнению с ТК РФ размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда. По результатам проведения оценки соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда должностное лицо составляет проект заключения государственной экспертизы условий труда.

    В проекте заключения должен содержаться вывод о соответствии (несоответствии) состава, порядка предоставления и размеров гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям трудового законодательства и государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда прилагаемых к заявлению документов в проекте заключения приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, требования которого не соблюдены.

    Проект заключения:
    – составляется в двух экземплярах;
    – визируется должностным лицом службы;
    – подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы;
    – утверждается руководителем (заместителем руководителя) службы.
    Не позднее трех рабочих дней с даты утверждения заключения один его экземпляр выдается на руки заявителю или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если заявление поступило в службу с Единого портала госуслуг, заключение, оформленное в электронном виде, направляется по выбору заявителя на указанный им адрес электронной почты или с использованием сервиса личного кабинета Единого портала госуслуг.

    Второй экземпляр заключения остается в уполномоченном структурном подразделении службы. Копия заключения направляется работодателю в случае, если работодатель не является заявителем.

    Работодатели заинтересованы в проведении госэкспертизы условий труда в том случае, если у них есть сомнения в правильности установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведения СОУТ. Бесплатно соответствующая услуга предоставляется Рострудом при направлении соответствующего заявления и комплекта документов. Порядок проверки документов, оценка соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также оформление результатов проведения экспертизы осуществляются в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 05.12.2016 № 708н и зарегистрированным в Минюсте 26.04.2017.

    Смотрите так же:  Налоговый вычет за детей при покупке квартиры, дома, земельного участка. Налоговый вычет на детей за квартиру

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *