Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы, нормы, качества. Этические требования к государственному и муниципальному служащему качества

Июл 6, 2019 Законы

Описание: Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика — это кодекс поведения, предписывающий определенный тип нравственных межличностных отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения специалистами своих служебных обязанностей.

Дата добавления: 2015-11-06

Размер файла: 18.25 KB

Работу скачали: 103 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И. И. Ползунова»

Институт экономики и управления

Кафедра «Государственная налоговая служба»

По дисциплине “Этика государственной и муниципальной службы”

Тема: Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы, нормы, качества

Студенты группы ГМУ-23

1. Этика поведения гражданского и муниципального служащего………………………………………………………………………. 5

2. Этические принципы поведения служащего…………………..…. …6

3. Этические нормы поведения служащего…….………………………..8

4. Этические качества служащего……………………………………….10

Список использованной литературы……………………………………15

Этика государственной и муниципальной службы представляет собой корпоративную, профессиональную этику, тесно связанную с понятием «этика управления», которая рассматривает поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации, взаимодействующей с внешней средой, в аспекте соотношения этой деятельности с общечеловеческими этическими требованиями. Этика управления является профессиональной (или отраслевой) этикой, поэтому рассматривает поведение и поступки человека лишь в строго ограниченной сфере управления.

Даже поверхностное исследование и оценка проблем морального поведения в сфере государственного управления показывает, какого большого количества ошибок в управлении социально-экономическими объектами и экономикой как целостным комплексом можно избежать, направив усилия на повышение уровня этической грамотности управленческих кадров. Отсюда следует необходимость развития этики государственной и муниципальной службы в рамках кадровой политики.

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика — это кодекс поведения, предписывающий определенный тип нравственных межличностных отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения специалистами своих служебных обязанностей.

Создание и внедрение этических норм и стандартов в профессиональную деятельность направлено на повышение уровня эффективности и решение задач в профессиональной сфере труда. Поэтому нравственные нормы и стандарты могут зародиться только в той части профессиональной сферы (например, в кадровой политике той или иной корпорации или в кадровой политике социально-экономических объектов в стране в целом), где имеют место профессиональная компетентность высокого уровня, специальные знания, чувство долга, ответственность, подкрепленные высоким профессионализмом. Можно с уверенностью говорить о том, что содержание профессионально-этических норм, стандартов и требований соответствует содержанию деятельности в данной сфере.

1. Этика поведения гражданского и муниципального служащего

В целях поддержания и защиты авторитета государства каждый муниципальный служащий в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его статусу.

Муниципальные служащие должны соблюдать общие принципы поведения, которые применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять свои обязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные с их служебным положением этические нормы.

Одна из основных обязанностей муниципального служащего — это обязанность следовать высшим моральным принципам, нести ответственность за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами. Муниципальные служащие не должны совершать действия, которые противоречили бы этой обязанности.

При исполнении своих обязанностей муниципальный служащий не должен осуществлять произвол в отношении, каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязаны учитывать права, обязанности и законные интересы других.

Муниципальный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки, услуги, приглашения на банкет или в турпоездку, а также любые другие выгоды для его семьи и родственников. Это может быть истолковано как воздействие на исполнение должностных обязанностей или способы повлиять на беспристрастность, с которой должны исполняться служебные обязанности.

Осуществляя свою деятельность, муниципальный служащий должен применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач, руководить с пользой, эффективно и экономно персоналом и вверенным ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они не должны использоваться для частных целей, за исключением случаев, разрешенных законом.

Муниципальный служащий обязан не допускать коррупционных отношений при исполнении своих должностных обязанностей, вскрывать случаи коррупции при их обнаружении.

2. Этические принципы поведения служащего

В современных условиях этика государственного и муниципального служащего — это этические принципы и нормы, выражающие в общей форме моральные требования к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, назначению его деятельности, характеру его взаимоотношений с государством.

Важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного и муниципального служащего является сегодня принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми прочими нормативными актами и должностными инструкциями.

Воплощение этого принципа в жизнь, руководство им в непосредственной практической работе выступает в качестве определяющей социальной и духовной базы управления персоналом.

Практика показывает, что принцип законности соблюдается далеко не всегда. Причинами этого являются социальная незащищенность государственного и муниципального служащего, его зависимость от начальства, низкий уровень правовой культуры и неустойчивость личностных ценностей.

Этический принцип гуманизма требует от государственного и муниципального служащего уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности.

Принцип беспристрастности и независимости должен обеспечить государственному и муниципальному служащему, прежде всего служение интересам государства и общества в ситуации морального выбора при выработке и реализации конкретного решения. Государственные и муниципальные служащие не должны использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию.

В условиях коррумпированности государственного аппарата государственные и муниципальные служащие мало считаются с принципом беспристрастности и независимости, больше заботятся о личном благополучии, чем о государственных и общественных интересах.

Принцип ответственности подчеркивает, что любая административная власть отвечает за негативные последствия принимаемых решений, неисполнение своих должностных обязанностей, за действия, нарушающие права и законные интересы граждан. Государственные и муниципальные служащие, осознающие свою ответственность перед обществом и его гражданами, обладают гражданской совестью, профессиональной честностью, обостренным чувством долга, честью и достоинством, проявляющимися в единстве слова и дела.

Нормальная работа государственного и муниципального служащего невозможна, если в основе ее не лежит принцип справедливости, реализующий себя в действенной защите прав граждан, в законном использовании властных полномочий, в удовлетворении социальных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, дискредитирует не только его, но и власть в целом, наносит ей непоправимый моральный ущерб.

Принцип целесообразности действий предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то нестандартной, новой для нас ситуации, то следует руководствоваться этим принципом. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим нас людям.

Принцип эстетической привлекательности поведения связан с тем, что хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено, иначе самый добрый и благородный по своим намерениям поступок будет выглядеть нелепо, непривлекательно и может утратить свой благородный нравственный смысл. Больше всего это относится к тем правилам поведения, которые касаются манер, жестов, мимики.

Еще один принцип, лежащий в основе правил современного этикета, провозглашает уважение народных обычаев и традиций.

Принципы законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности составляют основу нравственной оценки деятельности госслужащего.

3. Этические нормы поведения служащего

Нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.

Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.

Правила и нормы делового этикета не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора деловых партнеров, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами. Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям.

Весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т. е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро.

Нормы делового этикета не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики. Удобным для делового человека должно быть все — от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

Соблюдение принципа консерватизма является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета — в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, в светском этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, а надежный партнер в делах — предел желаний для каждого делового человека.

Нормы делового этикета должны быть таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, отторгаемое психологически.

Универсализм значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.

Суть принципа эффективности в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т. д. В конечном счете, использование деловой этики является экономически выгодным.

По принадлежности к носителям ценностей нормы делятся на всеобщие, общественные, групповые и личностные.

Всеобщие моральные нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития, основываясь на признании абсолютной ценности человеческой жизни.

Общечеловеческие ценности составляют фундамент морали каждого общества. В процессе взаимодействия людей общественные нормы служат средством организации общежития их членов, оформления, упорядочивания, регулирования, оценивания отношений, взаимодействия и поведения людей.

Общественные нормы обращают свои требования ко всем членам данного общества, регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя в общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение.

Групповые нормы представляют собой стандартизированные правила поведения, которые принимаются участниками группы как законные определения ожидаемых функций группы. Они обеспечивают включение индивида в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека, даже и тогда, когда он становится членом другой группы.

Личностные нормы выступают как интегративная характеристика субъективного мира человека, соотносятся с его представлением о себе. Следование личностным нормам укрепляет чувство самоуважения, высокую самооценку, уверенность в правильности своих действий и поступков. Отступление же от них сопряжено с чувством вины, самоосуждением и даже нарушением личности

4. Этические качества служащего

Правовая этика государственных и муниципальных служащих должна характеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень развития духовности и строгость нравственных устоев, бытующих в обществе.

Порядочность — соответствие принятым правилам поведения; честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

Независимость от финансового интереса — независимо от финансового интереса должностное лицо и служащие не должны зависеть от финансовых интересов любых физических и юридических лиц, которые могут повлиять на выполнение ими профессиональных обязанностей.

Объективность — забота об интересах общества и граждан, заключение контрактов или выдвижение граждан (коллег) на различные должности или на получение наград, служащие должны делать свой выбор, учитывая только профессиональные качества и заслуги.

Ответственность — служащие ответственны за свои решения и действия перед обществом и должны соблюдать и подчиняться правилам профессиональной этики, а также общепринятым правилам морали, как в общественной, так и в частной жизни.

Открытость — принимаемые служащими решения и предпринимаемые ими действия, должны быть открыты для общества. В случаях, когда этого требуют общественные интересы, служащие должны давать объяснения и полную информацию о своих решениях.

Профессионализм — хорошее владение своей профессией. Признание профессионализма может быть объективным (как признание другими коллегами и обществом способности лица достигать нужного результата, умения выбирать наиболее оправданные пути и способы его достижения) и субъективным (как уверенность в своих профессиональных способностях).

Репутация честного и надежного человека, приобретаемая общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках; проникнутая искренностью, прямотой, добросовестностью; заслуживающий доверие, безупречный человек. При этом надежный; внушающий доверие, верный партнер.

Сложившееся высокое мнение о профессиональных и некоторых личных качествах человека — положительная оценка его способности к совместной деятельности.

Совесть — категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный контроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.

Справедливость — осуществление действий на законных и честных основаниях. Муниципальный служащий не должен оказывать предпочтение любому лицу, группе лиц или организациям и обязан учитывать права, обязанности и законные интересы всех участвующих сторон.

Толерантность предполагает терпимость по отношению к инакомыслию, отзывчивость к интересам партнеров, различных меньшинств, отказ от конфронтации, радикализма, экстремизма, отдавая предпочтение поиску компромиссов, переговорам, диалогу, сотрудничеству, достижению баланса интересов соперников.

Профессионально-нравственная культура включает в себя нравственные нормы, принципы и категории, являющиеся субъективными основаниями для оценки поведения, а также практическую мораль как часть общественных отношений, действующих норм человеческой деятельности. Особенности профессий порождают особые запреты и требования, которых может не быть в других видах деятельности (например, для работников правоохранительных органов — это запрет на фальсификацию доказательств, провокационные приемы и т.п.).

Чувство долга — одно из основных категорий этики, тесно связанное с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть.

Беспристрастность — потребность действовать в соответствии с законом и осуществлять свое право на оценку, учитывая только общественную пользу и объективные обстоятельства, не сталкивать частные интересы со служебными обязанностями.

Этика государственной службы имеет ряд особенностей. Первой особенностью этики государственной службы как вида общей управленческой этики является ее более позднее, по сравнению с другими профессиональными этиками, формирование: его можно отнести к середине XX в. Второй особенностью этики государственной службы можно считать тот факт, что, в отличие от прочих профессиональных этик она быстро приобретает некоторые черты формализации во многих странах программы обучения государственных служащих включают основы общей и профессиональной этики. Более того, более высокий уровень осведомленности общественности требует от государственной службы разработки этических кодексов, которые становятся обязательной частью системы политико-административного управления во многих развитых демократиях.

Важнейшим элементом этики государственной службы в целом, и политико-административного управления в частности, выступают принципы — абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Применительно к принципам этики в управлении вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики управления, т. е. профессиональной этики, дают конкретному управленцу в любой организации концептуальную этическую платформу для конкретных решений, поступков, действий и взаимоотношений.

Список использованной литературы

1) Аверин, И. О. Корпоративная культура. / М.: Зерцало, 2007. 350 с.

2) Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений. / М.: БЕК, 2007. 287 с.

3) Венедиктова, В. И. О деловой этике и этикете. / М.: Кнорус, 2007. 325 с.

4) Гаспарян, О. Э. Деловая этика. / СПб.: Питер, 2006. 328 с.

5) Жилина, И. М. Государственная служба. / М.: Норма, 2008. 500 с.

6) Истомин, Н. Н. Деловой этикет. / М.: Прогресс, 2006. 410 с.

7) Кондаленко, Л. К. Этикетная культура. / М.: МарТ, 2005. 201 с.

8) Максимовский, М. В. Этикет делового человека. / М.: Владос, 2005. 255 с.

Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы, нормы, качества

Ознакомление с основами этики поведения гражданского и муниципального служащего. Рассмотрение норм поведения в сфере государственного управления. Описание профессиональных норм и качеств служащего. Развитие данных принципов в рамках кадровой политики.

Подобные документы

Основные понятия профессиональной этики и этических норм. Дилеммы профессиональной морали. Кодекс чести норм муниципального служащего. Принципы, методы поддержания этики на муниципальной службе. Пути формирования профессионально-этического уровня.

дипломная работа, добавлен 04.07.2016

Понятие и виды профессиональной этики. Функции и правила служебной этики. Профессиональная этика государственного служащего. Этические начала служебной деятельности, особенности профессиональной этики и общие принципы поведения государственного служащего.

реферат, добавлен 24.02.2015

Правовое регулирование этических норм на государственной службе в современных условиях. Принципы государственного служащего. Соотношение права и морали в Этическом кодексе государственного служащего (Кодексе административной этики) Российской Федерации.

реферат, добавлен 14.05.2013

Сущность принципов гуманизма и оптимизма. Идеи патриотизма в профессиональной деятельности государственного служащего. Определение сущности этики на государственной и муниципальной службе. Характеристика кодекса государственного служащего, его задачи.

реферат, добавлен 19.01.2020

Раскрытие сущности профессиональной и административной этики государственного служащего. Анализ этических принципов и нравственных ценностей сотрудников отделения ГИБДД ОВД Топкинского муниципального района. Рекомендации по повышению этической культуры.

дипломная работа, добавлен 25.12.2010

Характеристика истории развития прикладной и профессиональной этики. Исследование профессионально-этнических основ деятельности государственных и муниципальных служащих. Изучение этических требований к государственному и муниципальному служащему.

реферат, добавлен 05.11.2017

Сущность этических норм поведения, понятия этики и морали. Этика деловых отношений как одна из составляющих общественной жизни, принципы делового поведения. Применение этических норм в деятельности организации в условиях становления рыночных отношений.

контрольная работа, добавлен 25.01.2014

Комплексное исследование проблем этики, компетенции и ответственности гражданских государственных служащих. Выявление проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, в том числе соблюдения этических и моральных норм.

курсовая работа, добавлен 29.09.2016

Этические требования к муниципальному служащему в России и проблемы их исполнения. Этика работников в Администрации города Вологды. Характеристика концепции государственной и городской службы в США. Моральные нормы поведения персонала Великобритании.

дипломная работа, добавлен 04.07.2020

Значение деятельности специалиста по связям с общественностью. Соблюдение этических норм и принципов деятельности в сфере паблик рилейшнз. Кодекс профессиональных норм поведения в области связей с общественностью. Особенности письменного общения.

ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ СЛУЖАЩЕМУ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • • современные требования, предъявляемые к моральному облику служащих государственных и муниципальных органов власти;
  • • основные принципы и способы повышения нравственного уровня служащих государственного аппарата;
  • • современные требования к составлению этических кодексов государственных и муниципальных служащих;
  • уметь

    • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией основных требований к моральному облику государственных и муниципальных служащих;

    владеть

    • навыками мотивации этического поведения служащих государственных и муниципальных органов власти.

    Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме государственного и муниципального служащего

    В современных условиях роль духовных стимулов в процессе управления значительно повышается. По мнению большинства ученых и специалистов, сегодня уже невозможно управлять обществом, ориентируясь только на административные методы, нужна ориентация на высокую культуру, нравственность, организованность самих государственных и муниципальных служащих, стимулируя не только интенсивность труда, но и факторы, ей способствующие (добросовестность, служебный долг, забота о государственном интересе). Соответственно повышаются и требования к аппарату органов государственной и муниципальной власти, к личности государственного и муниципального служащего. Эти требования не сводятся только к наличию профессиональных знаний, к ответственному и добросовестному исполнению служебных функций, верности государственным и общественным интересам. По мере продвижения к гражданскому обществу и расширения возможностей государственной и муниципальной службы повышается значение нравственных качеств служащих, а уровень духовного развития личности чиновника, культуры поведения и административного этикета становится одним из критериев его профессиональной пригодности.

    В научной литературе уже высказывалась точка зрения, согласно которой нравственность не следует рассматривать лишь как объективированную мораль, только как практическое снятие противоречия между личным и общественным. Прежде всего, она означает саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. Если мораль как система норм и правил регулирует поведение с учетом интересов определенной социальной группы и ее целей (например, профессиональная мораль государственной и муниципальной службы основной целью деятельности государственных и муниципальных служащих считает служение общественному интересу), то нравственность служит развитию универсальности индивида, направлена не только к воспроизводству существующих в обществе отношений, но прежде всего – к их творческому обогащению и развитию. Сказанное не означает, что мораль и нравственность – два различных типа нормативной регуляции. Речь в данном случае идет лишь о противоречии между идеалом и реальностью, между должным и сущим, внешним и внутренним, между словами и делами, самосознанием и внешними санкциями и т.д.

    Первостепенным значением в системе нравственных характеристик любой профессии является понятие нравственной культуры работника. Как качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности нравственная культура проявляется, как:

  • 1) культура нравственного сознания;
  • 2) культура нравственных чувств;
  • 3) культура поведения.

Как культура нравственного сознания нравственная культура выражается в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновывать цели и средства своей деятельности. Однако известно, что люди, знающие, что есть добро, тем не менее совершают и зло. Поэтому очень важным является следующий уровень нравственной культуры, обеспечивающий внутреннее приятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность к их реализации и выражающийся в культуре нравственных чувств. Она включает в себя способность к моральной рефлексии, к сочувствию и сопереживанию, а также такие социальные чувства, как коллективизм, патриотизм, гуманизм и др. В свою очередь, культура поведения характеризует способность к выбору и практической деятельности. Посредством культуры поведения реализуются поставленные и принятые нравственные цели, формируется активная жизненная позиция.

Исходя из перечисленных компонентов нравственной культуры, в зависимости от их зрелости ученые выделяют несколько уровней и характеристик индивидуальной нравственной культуры:

  • низкий уровень нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными знаниями и потому часто нарушает общепринятые нравственные нормы;
  • «мозаичная культура», характеризующая отрывистые моральные знания, соседствующие с нравственными поступками, которые совершаются под воздействием общественного мнения, традиций в семье и т.д.;
  • рациональный тип нравственной культуры, отличающийся чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убежденности в их правомерности и необходимости;
  • эмоционально-экспрессивная культура, связанная с наличием у человека обостренного нравственного чувства добра и зла при одновременной нехватке знаний и чаще всего воли для их материализации;
  • высокая зрелость нравственной культуры, когда глубокие и научно обоснованные знания находятся в единстве с богатством чувств и практическим действием.
  • Для государственной и муниципальной службы значение индивидуальной нравственной культуры особенно велико, так как задача формирования корпуса высокоморальных, ответственных, профессионально подготовленных служащих, как показывают исследования, – это вопрос не только нравственной социализации, но и нравственного самовоспитания. Более того, в процессе освоения должности государственным и муниципальным служащим нравственная социализация и нравственное самовоспитание идут параллельно. В своей деятельности служащему приходится постоянно сталкиваться с непростым выбором между личными и общественными интересами, между такими понятиями, как долг, справедливость, патриотизм с одной стороны, и личное материальное благополучие, привилегии – с другой. Поведением служащего в этой ситуации чаще всего руководят стыд или страх перед возможностью общественного осуждения и порицания, тогда как его поступками и поведением должна руководить совесть.

    Ученые РАГС в свое время предложили оригинальную нравственную типологизации) чиновничества, положив в ее основу имеющиеся в литературе по этике нравственные типологизации личности и материалы конкретных социологических исследований.

  • 1. Потребительский тип. Авторы квалифицируют его как самый низкоморальный тип чиновника, для которого личная польза и выгода являются главной ценностью и почти единственным мотивом поведения. Работники такого склада видят счастье в славе, деньгах, престиже, власти. Они, как правило, активны, решительны, подчас проявляют смелость, настойчивость, однако делают это исключительно в своих амбициозных интересах.
  • 2. Конформистский тип. К этому разряду следует отнести тех служащих, для которых свойственны коммуникабельность и склонность к компромиссу как незаменимые качества для аппаратной работы. Такие люди отличаются бесконфликтностью, всегда стремятся к согласию с окружающими, они чаще всего воспитаны, строги к себе и другим, заботятся о своей репутации, их усилия обычно направлены на достижение целей коллектива, собственные интересы уходят на второй план. Их жизненное кредо – счастье и добропорядок достижимы только общими усилиями.
  • 3. Аристократический тип. Характерной чертой этого типа чиновников является обостренное чувство собственного достоинства, интеллигентность, высокое самосознание, способность к самоконтролю, они отвечают за свои действия и поступки прежде всего перед своей совестью. Такие люди, как правило, тяжело приживаются в аппарате, их свободолюбие и, следовательно, асоциальность в поступках, с точки зрения общепринятых норм административного управления, равнозначна иррациональности.
  • 4. Героический тип. Это, наверное, наиболее редкий, идеальный тип чиновника, по-настоящему социально ориентированный. Такие служащие – не только хорошие и квалифицированные исполнители, но и настоящие борцы за идеалы справедливости, они способны бороться с обстоятельствами и преодолевать трудности. Их действия основаны исключительно на рациональной аргументации, ими восхищаются, на них равняются. Люди такого склада незаменимы в органах власти при возникновении кризисных ситуаций, хотя, с другой стороны, они не всегда могут правильно соотносить цели и средства.
  • Факты свидетельствуют, что на практике моральное сознание и поведение чиновников весьма различно и неоднородно. Именно поэтому необходима постоянная и серьезная работа по формированию и совершенствованию нравственной культуры государственных и муниципальных служащих, характеризующей внутреннюю детерминацию их поведения, а не чисто внешнее соблюдение моральных норм. Как показывают психологические исследования, подчинение только внешним требованиям влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости и избирательности но отношению к внешним воздействиям, ведет к конформизму, пассивно-приспособительскому сознанию и поведению.

    Возрастание роли нравственной культуры в профессиограмме государственных и муниципальных служащих во многом определяется особым положением государственного и муниципального служащего в обществе и, в частности, публичным характером его деятельности, именуемым в специальной литературе «эффектом аквариума». Находясь под постоянным и пристальным вниманием общественности, служащие государственных и муниципальных органов власти обязаны проявлять сдержанность, аскетизм, демонстрировать должное личное поведение, ответственное отношение к профессиональному долгу и профессиональной чести.

    Наряду с понятиями профессиональной чести и профессионального долга, следование которым помогает государственным и муниципальным служащим находиться на высоте и поддерживать высокий уровень нравственности, важное место в их профессиограмме занимает понятие гражданской чести. Это объясняется высокой социальной значимостью государственной и муниципальной службы, понимаемой в российской традиции как служение государству, народу, отечеству.

    Не меньшее практическое значение в рамках рассматриваемой проблемы имеет вопрос о том, как соотносятся нравственная культура и профессионализм государственного и муниципального служащего. Опытным путем доказано, что в реальной жизни эти понятия тесно связаны, находятся в диалектическом единстве. Ни для кого не секрет, что больше всего любителей обогащения, безыдейного потребительства, себялюбцев находится среди тех, для кого нет разницы, чем заниматься в жизни. Напротив, настоящий профессионал, человек, верный своему профессиональному долгу, значительно реже оказывается карьеристом, льстецом, интриганом.

    Проводимые в последние годы социологические исследования показали, что большинство людей, сталкиваясь с неэтичным поведением, грубостью, некомпетентностью и бездушием чиновников, связывают проблему повышения эффективности функционирования властно-управленческих структур в первую очередь с профессионально-личностным фактором. Они рекомендуют приглашать на службу в государственные и муниципальные органы власти прежде всего профессионалов и порядочных в нравственном отношении людей. Этот факт свидетельствует, что большинство людей понимают, что не только власть портит человека, ее могут с таким же успехом портить циники и аморальные личности, плохие кадры.

    РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

    Изучите приведенный ниже текст и ответьте на поставленные вопросы.

    Профессионализм противоположен профессиональному дилетантству не только по уровню компетентности. В основе этой противоположности лежит различная нравственная философия. Руководитель-дилетант, по данным экспертных опросов, не способен на творческий риск. Он боится поступков, избегает персональной ответственности, склонен к пассивности в проблемных ситуациях, к эгоизму и лицемерию. Дилетант боится самостоятельности, ибо она требует компетентности. Дилетантское мышление изначально враждебно к инновациям. Дилетант избегает анализа реальных процессов, предпочитает инструкции, предрасположен к догматизму и фанатизму, к упрощению явлений. Именно поэтому, считают специалисты, искоренение дилетантства, особенно в управленческой сфере – серьезная проблема, требующая максимума демократизма, всеобщей гласности и постоянной критики, устранения социальной демагогии.

    Ученые обращают внимание на опасность распространенной в теории и практике управления точки зрения, согласно которой профессионализм, деловитость и нравственность – разнопорядковые явления. Подобное противопоставление приводит к тому, что очень часто нравственный авторитет профессионализма замещается авторитетом «хорошего организатора», отличающегося решительностью, твердостью и упорством, может быть нужного в экстремальных условиях, но наносящего только вред своей некомпетентностью в условиях демократического управления. Исследователи задаются справедливым вопросом: не подмена ли профессионализма «организаторскими навыками» часто способствует торжеству волевого стиля?

  • 1. В чем заключается принципиальное отличие профессионализма и профессиональною дилетантства? Аргументируйте свой ответ и приведите примеры из личных наблюдений.
  • 2. Почему так важно искоренение дилетантства в управленческой сфере?
  • 3. К каким последствиям, по мнению ученых, может привести замещение профессионализма авторитетом «хорошего организатора», «организаторскими навыками» руководителя?
  • Отвергая противопоставление профессионализма и нравственных установок личности, мы не должны в то же время абсолютизировать связь профессионализма с этической стороной трудового процесса. Факты свидетельствуют, что повышение профессионализма не ведет к автоматическому повышению уровня нравственности и духовной культуры человека. Более того, нередко стремление к «чистой» профессионализации, самоуглубление в работу могут притупить глубокое осознание общественных целей, отдаленных социальных задач. Ни для кого не секрет, что даже высококлассный специалист может быть аморальным типом. Опыт показывает, что наиболее информированные профессионалы, прежде всего в области права, финансов и экономики, отличаются особой изощренностью в злоупотреблениях и аморальных проявлениях и потому могут быть наиболее опасными для общества и государства. Именно поэтому государственные и муниципальные служащие должны заниматься нравственным самоанализом, самоконтролем, самовоспитанием и самообразованием. Только так, по мнению ученых, может формироваться нравственный облик личности служащего. По-другому добиться общественного самоутверждения, уважения и доверия к себе как профессионалу-управленцу еще никому не удавалось.

    Программа учебной дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» для бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» 081100

    Тема 6. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы, нормы, качества.

    Специфика этико-моральных требований к аппарату государственного и муниципального управления и его работникам: принцип нейтральности или беспристрастности; принцип обеспечения государственного интереса. Проблемы практического осуществления этих требований. Значение принципов открытости, гласности и ответственности в деятельности государственной и муниципальной службы. Специфика этических принципов законности, справедливости, неподкупности и гуманизма в сфере государственного и муниципальном управления. Их роль в нравственной оценке деятельности государственных и муниципальных служащих.

    Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме государственного и муниципального служащего. Проблема соотношения профессиональных и моральных качеств. Их роль в ситуации морального выбора. Честность и правдивость как одно из определяющих нравственных качеств и норма профессиональной этики государственного и муниципального служащего, влияющая на авторитет власти и принятие правильных решений. Доброжелательность, чуткость и отзывчивость к людям, их значение в деятельности государственной и муниципальной службы. Доступность, искренность, скромность как важнейшие моральные качества работников госаппарата. Их противоположность самодовольству, зазнайству, чванству, высокомерию и честолюбию, недопустимых для государственного и муниципального служащего.

    Трудности подбора управленческих кадров на основе учета нравственных характеристик. Проблема нравственного совершенствования управленческих кадров. Способы формирования желаемых нравственных качеств: этическое обучение, тренинги, этические деловые игры, создание комиссий по профессиональной этике, учет этических характеристик при аттестации сотрудников.

    Нравственное самосовершенствование. Основные методы работы над собой. Самоменеджмент.

    1. Какое значение имеют принцип нейтральности (беспристрастности) и принцип обеспечения государственного интереса на государственной службе?

    2. Какое значение имеют принципы законности, социальной справедливости и гуманизма в сфере государственного и муниципального управления?

    3 . Что означает принцип открытости государственной службы? Как он соотносится с понятием публичности в государственном и муниципальном управлении?

    4 . Какую роль в повышении этического уровня государственного аппарата и его работников играет этическое обучение служащих?

    Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» -080504: Допущено Министерством образования Российской Федерации. – 4-е изд. стер. М.:ГУУ, 2010. – 226 с.

    Практикум по учебной дисциплине «Этика и культура управления»: для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» [Текст] / Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ, Кафедра государственного управления и политики; [сост.: Н. А. Омельченко, Д. Ю. Знаменский, Д. А. Филимонов]. — М.: ГУУ , 2010.– 90 с.

    Тема 7. Этика и культура служебных отношений. Служебная этика руководителя .

    Общие закономерности межличностных отношений. Управленческое общение и поведение: специфика и характерные черты. Нравственный авторитет и психология подчинения во властных отношениях. Престиж должности и авторитет личности, их соотношение. Функции, условия и законы управленческого общения.

    Этика и культура служебных отношений как фактор эффективного функционирования аппарата управления. Типы служебных отношений в аппарате государственных учреждений (интеллектуальные, волевые, по вертикали и по горизонтали). Этика формальных и неформальных служебных отношений. Понятие товарищества, дружбы и служебной дисциплины в практике формальных и неформальных отношений.

    Место и роль руководителя в системе административного управления. Проблема ответственности руководителя: основные подходы и концепции. Понятие «органических функций» руководителя. Общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя.

    Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессионально-важных качеств. Классификация стилей руководства и их особенности. Автократический, демократический и либеральный типы руководителей. 5 стилей руководства в «управленческой решетке» Блейка-Мутона.

    Служебная этика руководителя. Руководитель и подчиненный: этика поручения, поощрения, взыскания, увольнения. Проблема делегирования полномочий: основные противоречия и препятствия. Проблема лояльности государственного служащего по отношению к руководителю или учреждению.

    1 . Какое значение имеют нормы служебной этики в деятельности организации, учреждения.

    2 . Что означают «органические функции» руководителя в его служебной деятельности?

    3 . Какой стиль поведения руководителя в его взаимоотношениях с подчиненными представляется вам оптимальным?

    4 . Что означает и какое место занимает в служебной этике руководителя этика приказов и поручений?

    Профессиональная этика: учеб. пособие /отв. Ред. М.И. Росенко. СПб., 2006.

    Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. — 288 с.

    Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Изд-во РАГС, 1999. – 335 с.

    Практикум по учебной дисциплине «Этика и культура управления»: для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» [Текст] / Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ, Кафедра государственного управления и политики; [сост.: Н. А. Омельченко, Д. Ю. Знаменский, Д. А. Филимонов]. — М.: ГУУ , 2010. – 90 с.

    Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих (социально-философский аспект). М., 2006.

    Журнал «Государство и право» — /rus/magazine/index.htm

    Тема 8. Культура поведения и деловой этикет в государственной службе .

    Этикет как элемент культуры: гармония внутреннего и внешнего. Нравственный смысл регуляции внешнего поведения человека в служебной ситуации. Виды современного этикета деловых отношений. Функции делового этикета. Процесс трансформации этических ориентаций управленца в его деловые и личностные качества (типы отношений к обществу, к себе, к природе, к духовным ценностям). Отношение к делу. Цель жизни. Средства достижения цели. Отношение к закону. Правила поведения, устанавливаемые для себя.

    Принципы современного этикета деловых отношений и их воплощение в нормах и правилах поведения государственного служащего в различных служебных ситуациях. Шесть заповедей делового этикета Дж. Ягера. Руководитель и подчиненный: этикет взаимоотношений. Речевой этикет в деловом общении: культура устной речи. Культура письменной речи и административный речевой этикет. Культура делового спора. Этикет телефонных переговоров, деловых встреч и переговоров. Невербальные средства общения и деловой этикет. Кинессика и деловой этикет. Внешний облик государственного служащего: одежда, манеры поведения. Этнокультурные особенности делового этикета на государственной службе.

    1 . В каких служебных ситуациях поведение служащих регулируется правилами этикета?

    2 . Какое значение в деятельности государственных и муниципальных служащих имеет административный речевой этикет, культура делового спора, этикет телефонных переговоров, деловых встреч и переговоров?

    3 . В чем состоят особенности приветствия, представления и обращения на государственной и муниципальной службе?

    4 . Как связаны между собой невербальные средства общения и деловой этикет? Обоснуйте свой ответ на примере взаимоотношения кинессики и делового этикета.

    Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 156 с.

    Осипова И.Н. Этика и культура управления: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011. – 192с.

    Гравицкий А. Основы деловой этики. СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2007. – 190 с.

    Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Упр. персоналом» / А. Я. Кибанов (ГУУ) , Д. К. Захаров (ГУУ) , В. Г. Коновалова (ГУУ) , кол. авт. ГУУ — М. : ИНФРА-М , 2010.

    Практикум по учебной дисциплине «Этика и культура управления»: для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление2 [Текст] / Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ, Кафедра государственного управления и политики; [сост.: Н. А. Омельченко, Д. Ю. Знаменский, Д. А. Филимонов]. — М.: ГУУ , 2010. – 90 с.

    Психология и этика делового общения : учебник для студ. вузов ; Рек. М-вом образования РФ; Под ред.В.Н.Лавриненко — 4-е изд.,перераб.и доп. — М. : ЮНИТИ , 2007.

    Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник / Г.Н. Смирнов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 192 с.

    Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. — /authority.html

    5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ОЧНОЙ И ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

    Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

    Раздел, тема программы учебной дисциплины

    в том числе по видам учебных занятий

    семинары, практические занятия

    Тема 1. Введение в учебный курс. Научные основы, методология, цели и задачи изучения этики государственной и

    Раздел 1. Этика как регулятор общественной жизни. Проблемы современной социальной этики

    Тема 2. Теоретические основы этики как науки о морали. Понятие административной этики

    Тема 3 . Основы политической этики

    Тема 4 . Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности

    Раздел 2. Этика государственной и муниципальной службы: ц енности и нормы административной этики

    Тема 5 . Этика государственного и муниципального управления как регулятор взаимоотношения власти и населения.

    Тема 6 . Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы, нормы, качества.

    Тема 7 . Этика и культура служебных отношений. Служебная этика руководителя.

    Тема 8 . Культура поведения и деловой этикет в государственной службе

    Итого аудиторных часов

    Внеаудиторная самостоятел ьная работа бакалавров

    Формы рубежного (итогового)

    контроля знаний бакалавров,

    очной формы обучения — зачет ___________,

    формы обучения — зачет

    Всего часов на освоение учебного матери ала

    Примечание: в скобках указано количество часов по очно-заочной форме обучения

    6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

    В АУДИТОРИИ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

    Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе — самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. Выделяемые часы используются для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.

    Для освоения учебного курса используются следующие формы проведения учебных занятий и заданий для самостоятельной работы бакалавров в аудитории под контролем преподавателя:

    — творческая работа (эссе)

    — разбор кейса (производственной ситуации)

    — аннотирование учебного материала

    — кроссворд по учебной теме (составление или заполнение

    К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Студенты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.

    Важным видом самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 5 страниц текста (до 10000 знаков с пробелами), посвященное какой-либо изучаемой проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Это должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей, привитию интереса к исследовательской деятельности.

    Промежуточным контролем знаний студентов в течение обучения являются контрольные работы (2) по ключевым темам читаемой дисциплины.

    В процессе освоения дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» предусмотрены следующие активные формы проведения занятий:

    1) ролевая игра на тему: «Руководитель и подчиненный: этика приказов и поручений» (к теме 7);

    2) метод кейс-стади на тему: «Этические теории и их реализация в управленческой деятельности» (к теме 2);

    2) метод кейс-стади на тему: «Этика политического конфликта и этика компромисса» (к теме 3);

    3) метод кейс-стади на тему: «Конфликт интересов на государственной службе. Современные методы и механизмы регулирования конфликта интересов» (к теме 5).

    7. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ (КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ) ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТ ИЖЕНИЙ

    Темы контрольных работ по дисциплине « Этика государственной и муниципальной службы»

    Темы контрольной работы №1:

    1. Мораль и право: особенности морального и правового регулирования в обществе (по теме 2).

    2. Этические аспекты политической деятельности. Основные проблемы современной политической этики (по теме 3).

    3. Специфика и значения этики на государственной и муниципальной службе (по теме 5).

    Темы контрольной работы №2:

    1. Пути и способы мотивация этического поведения и повышения этического уровня служащих государственного аппарата (по теме 5).

    2. Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе (по темам 6 — 7).

    3. Управленческая культура в системе государственной и муниципальной службы (по теме 8).

    Темы творческих работ (эссе):

    1. Этика управления. Основные этические теории и их реализация в управленческой деятельности

    2. Этические требования к государственному аппарату: зарубежный и отечественный опыт.

    3. Государственный и муниципальный служащий современного типа: соотношение профессиональных и нравственных качеств.

    4. Современные требования парламентской (депутатской) этики.

    5. Этика оказания влияния и проблемы регулирования лоббистской деятельности.

    6. Современные проблемы экономической этики.

    7. Этика принятия и реализации решений в государственном и муниципальном управлении.

    8. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы.

    9. Управленческая культура. Особенности национальной культуры управления.

    10. Служебная этика руководителя: основные принципы и современные требования.

    11. Этикет в деятельности государственных и муниципальных служащих.

    12. Международный протокол и дипломатический этикет: этапы развития и современные требования.

    Примеры тест овых заданий (ситуаций)

    1. Завершите фразу : «Ситуация, когда государственные служащие или должностные лица имеют личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение ими своих служебных обязанностей, определяется в этике государственной и муниципальной службы как __________ ___ ______________ »

    2. Кому из перечисленных авторов принадлежит обоснование предмета политической этики как сочетания индивидуальной и социальной этики (этики политических институтов и этики политических добродетелей)?

    3. Верны ли следующие суждения о сущностном значении политической этики?

    А. Основным вопросом политической этики является вопрос о правовом государстве и гражданском обществе.

    Б. Основным вопросом политической этики является вопрос о приоритете целей или средств в политике.

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    4. Что из перечисленного относится к проблемам этики на государственной и муниципальной службе?

    гарантирование прав и свобод граждан

    проблема общественных интересов

    проблема конфликтов интересов

    формирование политической элиты

    регулирование лоббистской деятельности

    проблема коррупции и борьбы с ней

    формирование представительной демократии

    5. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    А) правила, регулирующие внешние формы поведения, различные формы вежливости, нормы приличия

    Б) наука о морали, о применении моральных норм и требований к поведению и поступкам людей

    В) совокупность нравственных норм и требований, предъявляемых к той или иной профессии

    Г) система этических норм, принципов и ценностей, регулирующих отношения между государством, гражданским обществом и гражданами

    1) профессиональная этика

    2) этика государственной службы

    Запишите в таблицу выбранные цифры.

    6. Ниже приведён ряд терминов-характеристик. Все они, за исключением двух, характеризуют условия достижения добровольности исполнения распоряжений руководителя. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) персонификация распоряжений; 2) единство профессионального языка; 3) учет интеллекта партнера; 4) полнота информации; 5) контроль за действиями подчиненных; 6) непротиворечивость распоряжений взглядам и позициям подчиненных

    Тестирование производится письменно . Каждому обучающемуся выдается индивидуальный вариант тестового задания. Ответ фиксируется письменно путем указания обучающимся ответа на задание соответствующей формы теста.

    Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

    1. Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. Нормативный характер этики.

    2. Основные этические концепции и их реализация в моральном сознании и моральной практике.

    3. Структура и функции морали. Отличительные особенности морального и правового регулирования в обществе.

    4. Основные категории этики и их значение для жизнедеятельности общества и личности.

    5. Понятия «нравственность», «нравы», их отличие от морали. Структура нравов. Индивидуальные и национальные нравы.

    6. Проблема соотношения морали и политики: этические аспекты политической деятельности.

    7. Этика политических институтов и политических добродетелей как составляющие, политической этики. Основные проблемы современной политической этики.

    8. Современные требования этики президентства и парламентской (депутатской) этики. Проблема предупреждения конфликта интересов в парламентской этике.

    9. Этика политического конфликта и компромисса. «Круглый стол» как основной институт консенсуса и компромисса: технология, принципы и нормы.

    10. Этика и экономика: проблема обоснования предмета и сферы действия экономической этики.

    11. Административная этика как профессиональная этическая система государственной и муниципальной службы: предмет и специфика.

    12. Проблемы этики в государственном и муниципальном управлении на современном этапе: основные подходы и решения.

    13. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: основные принципы, нормы, качества.

    14. Принцип нейтральности и принцип обеспечения государственного интереса как специфические требования к государственному аппарату и его работникам.

    15. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы в государственной и муниципальной службе: общие черты и национальные особенности.

    16. Этика оказания влияния и проблема регулирования лоббистской деятельности.

    17. Мотивация этического поведения и способы повышения этического уровня служащих государственного аппарата.

    18. Понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и механизмы его урегулирования.

    19. Разработка и роль этических кодексов государственной и муниципальной службы.

    20. Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе.

    21. Служебная этика руководителя: пути формирования личностных качеств руководителя современного типа.

    22. Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессионально-важных качеств. Самоменеджмент.

    23. Управленческая культура как фактор рационализации и эффективности административного и политического управления.

    24. Современные требования к культуре управления. Общее содержание и элементы культуры управления.

    25. Культура письменной речи и административный речевой этикет.

    26. Язык и ораторские навыки работников госаппарата. Технология общения с массовыми аудиториями и гражданами.

    27. Этикет деловых встреч и переговоров.

    28. Культура организации рабочего времени государственного и муниципального служащего.

    8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИ ПЛИНЫ

    а) Основная литература:

    1. Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»: Допущено Минобр. РФ. – 4-е изд. стер. М.:ГУУ, 2010. – 226с.

    2. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 156с.

    3. Осипова И.Н. Этика и культура управления: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011. – 192с.

    4. Профессиональная этика: учеб. пособие /отв. Ред. М.И. Росенко. СПб., 2006.

    5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 472 с.

    6. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2008. – 432 с.

    б) Дополнительная литература:

    1. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. -288 с.

    2. Боголюбов С.А. Этические и правовые вопросы предпринимательства: Практическое пособие / С.А. Боголюбов, Г.М. Волков, Б.А. Геренрот. – М.: Норма, 2008. – 240 с.

    3. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Изд-во РАГС, 1999. – 335 с.

    4. Гравицкий А. Основы деловой этики. СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2007.–190 с.

    5. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 416 с.

    6. История этических учений / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003.

    7. Кабашов С.Ю. Противодействие коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе: термины и определения. Уфа: БАГСУ, 2010. — 184 с.

    8. Канке В.А. Современная этика: учебник /В.А. Канке. М., 2008.

    9. Магомедов К. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы // Государственная служба. 2005. № 6.

    10. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебник. 4-е изд. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 352 с.

    11. Практикум по учебной дисциплине «Этика и культура управления»: для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» [Текст] / Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ, Кафедра государственного управления и политики; [сост.: Н. А. Омельченко, Д. Ю. Знаменский, Д. А. Филимонов]. — М.: ГУУ , 2010. – 90 с.

    12. Психология и этика делового общения : учебник для студ. вузов ; Рек. М-вом образования РФ; Под ред.В.Н.Лавриненко — 4-е изд.,перераб.и доп. — М. : ЮНИТИ , 2007.

    13. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник / Г.Н. Смирнов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 192 с.

    14. Социальная психология и этика делового общения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 416 с.

    15. Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих (социально-философский аспект). М., 2006.

    в) Информационные базы данных, информационно-поисковые системы

    1. Полнотекстовые зарубежные базы данных:

    — Иностранные и отечественные газеты —

    — EВSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний —

    2. Этика. Образовательный ресурсный центр — /

    3. «Электронная библиотека диссертаций» Российской государственной библиотеки — (только из отдела «Электронная библиотека» ГУУ)

    4. Центр профессиональной и прикладной этики (подбор ссылок на основные мировые сайты по этике) — /cppe/links.html

    5. «Интернет-библиотека СМИ «» — / Доступ с любого рабочего места территории ГУУ. Логин Guu.1 Пароль 1

    6. Электронно-библиотечная система «»-

    7. Электронная библиотека Института философии Российской академии наук (ИФ РАН) — /page52091689.htm

    8. Сектор этики Института философии Российской академии наук (ИФ РАН) — /

    9. Словари — ; /index.htm ;

    10. Электронный каталог библиотеки ГУУ —

    9. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА — вид профессиональной этики (профессиональной морали), связанный с проблемами государственного управления, спецификой бюрократических организаций. Как кодекс поведения государственных служащих и как наука о приложении моральных принципов к поведению и деятельности государственных служащих и должностных лиц,

    АМОРАЛИЗМ – характеристика взглядов, линии поведения и образа жизни личности, а также политики, проводимой политической группой или партией, коррумпированными кланами и корпорациями, которые основываются на нигилистическом отношении к общественным, и в первую очередь общечеловеческим, нормам морали.

    ГЕДОНИЗМ (греч. hedone – наслаждение) – широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – получению наслаждения и избежанию страданий. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм ) противоположен аскетизму .

    ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ – нормы поведения человека в конкретных, заранее оговоренных ситуациях. Д. э. оформляет внешнюю сторону отношений и поведения.

    ДЕНТОЛОГИЯ (греч. deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики , в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).

    ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЭТИКА (этика долга) – направление этики, в противовес утилитаризму исходящее из приоритета внутренних мотивов поступков человека, а не из последствий действия. Наиболее последовательно обоснование Д. э. дано в работах немецкого философа И. Канта.

    ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, другими государственными учреждениями и дипломатическими представительствами, а также официальными и частными лицами в международном общении.

    ДОБРОДЕТЕЛЬ – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности и указывающее на их моральную ценность. Понятие Д. подчеркивает, во-первых, деятельную форму усвоения добра (добродеять – делать добро) в противоположность простому знанию моральных принципов, которое не делает человека добродетельным, во-вторых, роль отдельного человека как активного носителя той или иной нравственности.

    ДОЛГ – одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Категория Д. тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность, самосознание, совесть , мотив.

    КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ – ситуация, при которой у сотрудника или государственного служащего есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотрудником или государственным служащим при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника (государственного служащего) относительно действий организации (учреждения, органа власти) или ее планов на будущее.

    КОДЕКС этический (лат. codex – книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в Этических кодексах. Выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные К. э. Государственная служба в большинстве стран также имеет свой этический (моральный) кодекс поведения государственных служащих.

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭТИКЕТ – совокупность общепринятых правил и норм поведения, как в официальной, так и в неофициальной обстановке.

    МОРАЛЬ (лат. moralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики , форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

    НОРМЫ моральные (лат. norma –правило, образец) – наиболее простые нравственные требования ; выступают в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания.

    НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – часть бытующей в обществе морали, позитивно-ценностное содержание которой включает выработанные веками общечеловеческие представления о добре, справедливости, совести, долге, счастье и соответствующие им образцы поведения и отношений. Состояние Н. к. является одним из показателей уровня культуры в обществе.

    НРАВЫ — обычаи , имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. К Н. относятся и обычаи, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности, т. е. заключающие в себе отрицательную нравственную ценность.

    ПАРЛАМЕНТСКАЯ ЭТИКА – вид профессиональной этики, регулирующей отношения, возникающие в результате законотворческой и иной парламентской деятельности, а также внепарламентской деятельности, связанной с исполнением функций народного представителя.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА (мораль) – подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

    РИГОРИЗМ (лат. rigor – строгость) — разновидность формализма в морали; моральный принцип, характеризующий способ выполнения нравственных требований, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. Р. часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фарисейство.

    СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА – совокупность норм и принципов, регулирующих отношения (формальные и неформальные, горизонтальные и вертикальные) внутри учреждения или организации. Наряду со служебной этикой руководителя , его моральными принципами и нравственными качествами С. э. включает в себя в качестве составляющей этические стороны исполнительной дисциплины .

    СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ – система личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами, основанная на принципе сотрудничества и взаимопонимания. С. э. обеспечивает установление личных контактов, содействует решению деловых вопросов, формирует благоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе.

    УТИЛИТАРНАЯ ЭТИКА – направление этики, определяющее моральность поступка исходя из последствий совершенного поступка. К утилитаристским этическим системам обычно относят те этические учения, которые ориентируются на достижение утилитарного блага и, как правило, не связывают его достижение с моральным благом. В данном случае поступок или деяние оправдывается достижением пользы,

    ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ – система этических принципов и нравственных норм, используемых руководителем по отношению к подчиненным при принятии решений и выдаче распоряжений в процессе управления и делового общения. Э. р. во многом определяет успех руководства. Она основана на понимании и учете психологии работников, знании закономерностей межличностных отношений и управленческого общения, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.

    ЭТИКЕТ (фр. etiquette –ярлык, этикетка) – совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.). Э. – составная часть внешней культуры человека и общества.

    ЭТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — совокупность факторов внутреннего и внешнего контроля, обеспечивающих реальную возможность для регулирования поведения работника, воздействуя на различные стороны его деятельности и тем самым управляя его этическим поведением. Во многих западных странах реализация этих факторов способствовала созданию целостной «этической инфраструктуры» в системе государственной власти и управления.

    ЭТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – совокупность приемов и методов повышения этического уровня сотрудников организации или учреждения.

    10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛ ИНЫ

    Компьютеры: Geg Popular, 1500 Mhgz, ОЗУ 256 Mb, HDD 40 Gb – 18 шт.

    Проектор: Sharp PG – A20X LCD 2000 Ansi — 2 шт.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *