Как оформить список литературы энциклопедия. Как оформить список литературы энциклопедия

по форме описания:

первичные (ссылки на документы, описываемые в данном тексте впервые);

повторные (ссылки на документы, описанные в данном тексте повторно).

Внутритекстовые ссылки (не посредственно в строке после текста, к которому относятся), применяются в том случае, если значительная часть ссылки вошла в основной текст:

Те элементы внутритекстовой ссылки, которые не вошли в основной текст работы, заключают в круглые скобки и оформляют по правилам библиографического описания, соответствующим оформлению ссылок.

Э.М. Коротков в своей книге «Исследование систем управления» (М.,2003.- С.83-87) рассматривает.

Если в тексте работы упоминают только фамилию автора, во внутритекстовой ссылке ее повторяют.

В своем учебнике Э.М.Коротков, ориентируясь на новые принципы методического обеспечения, обеспечивает компьютерное сопровождение мультимедийного типа (Коротков Э.М. Исследование систем управления.- М.,2003.- С.233-240).

Большое количество ссылок затрудняет чтение текста, увеличивает объем работы, поэтому более экономичными и наиболее часто употребляемыми являются отсылки в виде цифр (порядковых номеров) к библиографическому списку. Их оформляют следующим образом: после инициалов и фамилии автора в скобках указывают порядковый номер, под которым полное описание документа включено в библиографический список, помещенный в конце работы.

М.И. Иванов [23], К.А. Смирнов [12] также освещают эту проблему.

Если необходимо сослаться на том, номер и определенные страницы , они проставляются после порядкового номера публикации, на которую ссылается автор работы.

Как следует из таблицы 4, взятой из работы В.А.Богатырева [21, С.6-9].

По данным опроса Т.И.Ивановой [12, т.2, с.164].

Если необходимо сослаться на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов , в квадратных скобках указывают номера этих публикаций.

В работах П.С.Спивака [12, 16, 21-26]

Ряд авторов [3, 6, 9] считают.

Если список не нумерован , то в библиографической ссылке проставляют начальные слова библиографического описания (имя автора или первые слова заглавия и год издания).

[Василенко М.В., 2002]

При ссылке на разные произведения , вышедшие в одном году, в списке и в ссылке к году издания добавляют литературы в порядке алфавита.

[Минцберг Г.А., 2003 a ]

[Минцберг Г.А., 2003 б ]

Подстрочные библиографические ссылки (внизу страницы, под строками основного текста), выделенные из текста в подстрочное примечание, рекомендуются в тех случаях, когда их немного или когда они сделаны на работы, не имеющие прямого отношения к теме и, следовательно, не включенные в библиографический список. В подстрочных ссылках либо полностью приводят библиографическое описание документа, на который дается ссылка, либо недостающие элементы описания, если часть сведений указана в тексте.

Подстрочные примечания нумеруются на каждой странице с цифры 1 и далее по порядку. Не допускается переносить подстрочные ссылки на следующую страницу.

При наличии большого количества цитат и ссылок на одной странице текста строка (линия), отделяющая ссылки от текста, поднимается на один или на несколько абзацев выше, а текст переносится на другую страницу.

Фамилия и инициалы автора и заглавие книги, приведенные в тексте, в ссылке повторяются:

Известный ученый и практикующий консультант по маркетингу П.Постма в книге «Новая эра маркетинга» пытается ответить на извечные человеческие вопросы.1

1 Постма П. Новая эра маркетинга.- СПб., 2002.- С.11-30.

При использовании в работе официально-документальных материалов рекомендуется в тексте указать из названия, а в ссылке- сведения об издании, где они опубликованы:

Указ Президента Российской Федерации от 27 окт. 1993 г., N1769 О мерах по обеспечению прав акционеров1

1 Акционерные общества.- М., 1997.- С.212-214.

При ссылке на статью, опубликованную в сборнике, фамилия, инициалы автора и заглавие статьи опускаются, если они указаны в тексте. В этом случае в ссылке приводятся только сведения о документе, где статья опубликована:

На современный конструктивный подход к решению экологических проблем указывает И.И.Думова в статье «Социально-экологические конфликты», в которой рассматриваются методы и пути разрешения социально- экологических конфликтов в Бурятии1

1 Механизмы управления региональным природопользованием.- Новосибирск, 2001.- С.131-157.

При ссылке на статью, опубликованную в журнале или в газете, рекомендуется указать в тексте фамилию и инициалы автора статьи, ее заглавие, а в ссылке — необходимые сведения о журнале (название журнала, год, том, номер страницы) или о газете (название газеты, год, число, месяц):

Проблемы, перечисленные Т.Гутниковой в статье «Управление знанием в нефтедобывающем секторе», предприятия могут решить с помощью эффективного управления.1

Какие задачи надо решать? Перечисленные Н.Федоровой в статье «Рецепт русского чуда» при установлении таможенных пошлин.1

1 Менеджмент сегодня.- 2002.- N3.- С.28-32.

1 Фин.газета.-2004.- 1-7 дек. (51).- С.3

Затекстовые библиографические ссылки (после текста работы). В работе можно обойтись без подстрочных примечаний, оформив ссылки как затекстовые. После упоминания произведения или цитаты в квадратных скобках пишется номер, соответствующий номеру данного документа в списке литературы и указываются страницы. Во введении или в подстрочном примечании для читателя делают нужные пояснения. Применяются в тех случаях, когда автор оперирует большим количеством источников, о которых необходимо дать сведения. Их располагают в конце работы, в порядке их упоминания по ходу текста.

“Передовая библиотека должна не только отвечать существующему спросу, но и повышать его. ” [39, 149].

В списке литературы

Повторные ссылки на один и тот же документ приводят в сокращенной форме при условии, что все библиографические сведения указаны в первичной ссылке на него. В повторных библиографических ссылках на документ приводят фамилию, инициалы автора, заглавие и страницы. В ссылке на документ, не имеющий авторов — основное заглавие и страницы.

Допускается опускать последние слова длинных заглавий заменяя их многоточием.

При записи подряд нескольких библиографических ссылок на один документ в повторной ссылке приводят слова «Там же» и указывают страницы. В ссылках на многотомное и сериальное издание кроме страниц указывают номер тома, выпуска, год, месяц, число.

В повторных ссылках только на одну работу данного автора основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элементы опускают или заменяют словами «Указ. соч.», «Цит. соч.», указывают номер тома или выпуска и страницы, на которые ссылаются:

В первичной ссылке:

Киреев А.В. Международная экономика: В 2 ч.- М., 1999.- Ч.2: Международная макроэкономика.- С.239.

В повторной ссылке:

Киреев А.В.- Ч.2.- С.300

Киреев А.В. Указ. соч.- С.409.

Приемы сокращения библиографических ссылок

В ссылке, выделенной в примечание (внутритекстовое, подстрочное, затекстовое) и предназначенной только для поиска цитируемого, рассматриваемого или упоминаемого в тексте документа, допускается опускать отдельные обязательные элементы при условии, что оставшийся набор элементов обеспечивает поиск документа. В ссылках можно опускать разделительный знак (.-).

— на книгу — не указывать ее объем:

Бишоп С. Тренинг изменений в организации.- СПб., 2002.

— на составную часть — не указывать основное заглавие статьи или другой составной части документа, но при этом обязательно указывать страницы, на которых она опубликована:

Калганов А.В.// Маркетинг.- 2003.- N4.- С.35-40

— или не указывать страницы , на которых опубликована составная часть документа, но при этом обязательно дать ее основное заглавие:

Калганов А.В. Техника продаж электронного оборудования // Маркетинг.- 2003.- N4.

При записи подряд библиографических ссылок на разные документы, опубликованные в одном издании, во второй и последующих ссылках вместо совпадающих сведениях об этом издании приводят слова «Там же» и номер страницы, на которую ссылается автор. Например:

Михалковская Н.В. Сравнительный менеджмент и бизнес — культуры // Бизнес — образование для новой экономики: возможности и решения.- Иркутск,2000.- С.6-9.

Ильина Н.В. Иностранный язык как инструмент реализации российских и международных образовательных программ // Там же.- С.11-15.

цитаты выписываются непосредственно из первоисточников;

вместо пропущенных слов в цитате ставят многоточие;

первое слово цитаты, помещенное вначале предложения, всегда пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно дано со строчной;

цитировать авторов необходимо только по их произведениям.

Если источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком — либо издании. Ссылке должны предшествовать слова:

И далее дать описание использованного источника:

Цит по: ПИАР крупных российских корпораций.- М., 2002.- С.88

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка №, например рис.1, табл. 4, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: “из рисунка видно что…”, “таблица показывает, что…” и т. д.

Оглавление:

Оформление списка литературы согласно ГОСТ 7.1-2003

Книги

Книга одного автора

Преображенская, О.Г. Административное право [Текст] : учебное пособие для студентов юридических факультетов / О.Г. Преображенская. – М. : Юристъ, 2010. – 456 с.

Книга двух авторов

Попов, А.А Основы менеджмента [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А.А.Попов, В.И. Кунашвили. – М. : Высш. шк., 2010. – 388 с.

Книга трех авторов

Солодовников, В.А. Гражданское право [Текст] : учеб. для студентов юридических вузов / В.А. Солодовников, М.Ф. Зуев, Н.Н. Капризнов. – СПб. : Лань, 2009. – 686 с.

Книга четырех и более авторов

Основы бухгалтерского учета [Текст] : : учеб. для студентов вузов/ Н.А. Митяева [и др.]. – М: Изд-во МГУ, 2010. – 334 с.

Земельное право [Текст] : справочник / В.Н. Саульский [и др.]. – М. : Академия, 2009.- 639 с.

Книга переводная

Без указания фамилии переводчика
Миллер, Г. Время убийц [Текст]: повести : пер. с англ. / Генри Миллер.– М. : Б.С.Г.-пресс, 2000. – 293 с.
С указанием фамилии переводчика
Миллер, Г. Время убийц [Текст]: повести / Генри Миллер; пер. с англ. Б.Смирнова. – М. : Б.С.Г.-пресс, 2000. – 293 с.

Книга без автора, имеющая редактора, составителя

Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Н.М. Мишиной. – 7-е изд. – М. : Академия, 2007. – 400 с.

Энциклопедия, справочник, словарь

Российская юридическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / гл. ред. В.В. Дадышев. –
М. : Большая Рос. энцикл., 2003. – 2 т.

Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд. –
М. : Большая Рос. энцикл., 2009. – 528 с.

Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ [Текст] / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 473 с.

Диссертации, авторефераты

Бурцева, И.И. Управление социально-психологической службой в муниципальной системе образования [Текст] : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Бурцева Ирина Ивановна. – Тула, 2009. – 246 с.

Хаустов, В.М. Патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики [Текст] : автореф. дис. … канд. полит. наук : 23.00.02 / Хаустов Виктор Михайлович. – М., 2002.- 24 с.

Официальные материалы

Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой
13 янв. 1996 : по состоянию на 31 дек. 2005]. – М. : Проспект, 2006. – 48 с.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Бюллетень МО РФ. – 2002. – № 2. – С. 3-31.

Статья

Статья из книги

Посошков, И.Т. Об обучении народа грамоте [Текст] / И.Т. Посошков // История педагогики в России : хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999. – С. 78.

Статья из энциклопедии

Директор школы [Текст] // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993. – Т. 1. – С. 273.

Статья из сборника

Сафонова, Г.Б. Традиционная обрядовая керамика Верхней Оки [Текст] / Г.Б. Сафонова // Верхнее Подонье : Археология. История. Вып. 4 : сб. статей / отв. ред. А.Н. Наумов. – Тула, 2009. – С. 130-140.

Тезисы докладов

Василенко, И.Т. Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки студента-историка [Текст] / И.Т. Василенко // Качество педагогического образования: молодой учитель : материалы IV Всероссийской конференции : в 3 т. – Тула, 2003. – Т. 2. – С. 146-147.

Статья из журнала

Рубцов, В.В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы [Текст] / В.В.Рубцов // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 57-64.

Минаева, С.С. Рисование на электронном экране как этап учебного процесса при изучении графиков [Текст] / С.С. Минаева, Н.С. Никитина // Математика в школе. – 2010. – № 7. – С. 47-54.

Хатуева, С.Т. Историко-психологический анализ развития взглядов на семью и семейную этику [Текст] / С.Т. Хатуева, А.К. Кубанова, О.А. Губжокова // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 5. – С. 80-82.

Организационное и методическое обеспечение итоговой аттестации выпускников [Текст] / И.Л. Гоник [и др.] // Высшее образование в России. – 2010. – № 3. – С. 91-96.

Статья из газеты

Малышева, М. Учитель – это выбор России [Текст] / М. Малышева // Тульские известия.- 2003. –
28 янв.

Электронные ресурсы

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. –
Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос. энцикл., 1996. –
1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с экрана.

Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании
[Электронный ресурс]: федер. закон: [принят 22 авг.. 1996г.: ред. 29 дек. 2004 г.]. – Электрон. дан. -Доступ из справочно-правовой системы “Гарант”. – Загл. с экрана.

Рассматривается определение адаптации в социологии, экономике, маркетинге и менеджменте. Излагаются основные теории адаптации. Исследуется возможность применения теорий адаптации в библиотековедении.

1. Большая советская энциклопедия [Электронный
ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – М. : Большая рос. энцикл., 2003. – 3 электрон. опт. диска
( CD — ROM ) : цв. – (Золотой фонд российских энциклопедий).

2. Большая экономическая энциклопедия. – М. : Эксмо, 2007. – 816 с.

3. Большой толковый социологический словарь : рус.-англ., англ.-рус. / авт.-сост. Д. Джерри. – М. : Вече ; АСТ, 2001. – Т. 1. – 543 с.

4. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азриляна. – 7-е изд., доп. – М. : Ин-т новой экономики, 2007. – 1472 с.

5. Горшков Ю. А. Политэкономический анализ финансирования библиотечно-информационной деятель ности // Библиотечное дело – XXI век. – 2004. – № 1. – С. 30–44.

6. Дубровина Л. А. Менеджмент качества как направление модернизации деятельности библиотек : автореф. дис. . канд. пед. наук. – М., 2004. – 22 с.

7. Карташов Н. С. Региональное библиотечное прогно­ зирование: сущность, задачи, рекомендации // Библиотечное дело – XXI век. – 2004. – № 1. – С. 83–99.

8. Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности (маркетинг в системе управления библиотекой) : учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / под общ. ред. В. К. Клюева. – 2-е изд., дораб. и доп. – М. : ИПО Профиздат; Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2001. – 144 с.

9. Кожевникова Л. А. Библиоэкономический потенциал: диагностика и проектирование // Мир библиографии. – 2006. – № 1. – С. 2–8.

10. Кожевникова Л. А., Нестерович Н. Н. Крупные научные библиотеки в системе общественного произ водства территории : учеб.-метод. пособие. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2001. – 76 с.

11. Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности в источниках и публикациях // Библиосфера. – 2006. – № 2. – С. 43–49.

12. Корель Л. В. Классификация адаптаций : слов. основных понятий : препринт / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. – Новосибирск, 1996. – 44 с.

13. Маршак И. Б. Формирование маркетинговых коммуникаций в современной библиотеке: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. – URL : http:// www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2008/eng/cd/191.pdf

14. Митрофанов А. Г. Специфика адаптации субъектов рынка в условиях переходной экономики : автореф. дис. . канд. экон. наук. – М., 2002. – 20 с.

15. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1. А–Д / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; науч. ред. М. С. Ковалева [и др.]. – М. : Мысль, 2000. – 723 с.

16. Прозоровская Л. В. Методический инструментарий исследования результативности бизнес-процессов // ИнВестРегион. – 2008. – № 1. – С. 33–34.

17. Редькина Н. С. Измерение эффективности работы библиотек // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 63–72.

18. Современная западная социология : словарь / сост. Ю. Н. Давыдов. – М. : Политиздат, 1990. – 432 с.

19. Социологическая энциклопедия / под общ. ред.
А. Н. Данилова. – Минск : БелЭнц, 2003. – 384 с.

20. Социологический энциклопедический словарь : на рус., англ., нем., фр., чеш. яз. / ред.-координатор
Г. Осипов. – М. : ИНФРА-М – Норма, 1998. – 488 с.

21. Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках : учеб.-метод. пособие / И. М. Суслова. – М. : Либерея, 2004. – 144 с.

22. Экономика и управление, финансы и право : словарь-справочник/ авт.-сост.: Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. – М. : Вуз и школа, 2004. – 1288 с.

23. Экономико-математический словарь [Электронный ресурс]. – URL : http://slovari.yandex.ru/dict/lopatnikov/ article/lop/lop-0033.htm; http :// slovari . yandex . ru / dict /
lopatnikov / article / lop / lop -1330. htm

24. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л. И. Абалкин. – М. : Экономика, 1999. – 1056 с.

Как оформить список литературы энциклопедия

Список использованных источников указывается в конце работы, после Заключения, в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документов».

В алфавитном порядке записывается специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, брошюры, научные статьи и т.п.); периодические издания с указанием года и месяца журналов и газет (если статьи из них не приведены в предыдущем разделе списка литературы), законодательные акты (законы, постановления Правительства РФ и Государственной думы), нормативно-методические документы и материалы (нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники), статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений, а также Интернет-сайты.

Описание каждого источника дается с абзаца. Заглавие в описании должно точно повторять заглавие книги. Сокращение написание слов в заглавии не допускается. После заглавия книги обязательны выходные данные: место издания, издательство, год издания. Допускается сокращение только следующих городов: Москва (М), Санкт-Петербург (СПб), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д). Наименование издательства приводят в именительном падеже в сокращенной форме. Например: ИНФРА-М, Дека, Мысль.

Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании документа выполняется по ГОСТ 7.12-93. Перед названием издательства ставится условный разделительный знак – двоеточие (:), а после названия издательства – запятая (,) и указывается год издания. Слово «год» или буква «г.» не пишутся. Например: Наука, 2002.

Книги, двух и трех авторов необходимо описывать под их фамилиями в той очереди, в какой они значатся на титульном листе, в именительном падеже, отделяя фамилии запятыми. Инициалы приводятся после фамилии. Если книга имеет более трех авторов, то она описывается под заглавием. Сведения об авторах (редакторах, составителях) приводятся вслед за данными, относящимися к области заглавия. Перед фамилиями авторов, редакторов ставится косая черта (/). Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц.

При указании в списке использованных источников статьи из журнала после фамилии автора и его инициалов, названия статьи проставляется двойная косая черта (//), после чего указывается название журнала (газеты), год издания, номер журнала и страницы.

Книги и брошюры

Официальные издания

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. – М.: Омега-Л, 2005. – 573 с. – (Б-ка российского законодательства)

Книга под фамилией автора

Описание книги начинается с заглавия, если авторов у книги не более трех.

Черняк В.З. История предпринимательства: учебник для вузов / В.З. Черняк. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 400 с.

Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие / И.В. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304 с.: ил.

Книги под фамилией двух авторов

Рысь Ю.И. Социология: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – М.: Академический проект, 1999. – 244 с.

Литвинов Н.Д. Кавказ, далекая страна / Н.Д. Литвинов, А.Н. Литвинова. – Воронеж: [б.и.], 2006. – 443 с.

Книги под фамилией трех авторов

Кибанов А.Я. Управление персоналом: регламентация труда : учеб. пособие для вузов / А.Я. Кибанов, Г.А. Мамед-Заде, Т.А. Родкина. — М.: Экзамен, 2000. — 575 с.

Багиев Г.Л. Международный маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева, В.И. Черенков. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

Книги под заглавием

Описание книги начинается с заглавия, если она написана четырьмя и более авторами. На заглавие описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.

Сведения, взятые не с титульного листа, заключаются в квадратные скобки.

Региональная экономика : учебник / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк [и др.].; под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2000. – 468 с., [2] л. карт.: портр.

Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации: методология, задачи, ситуации, тесты / З.Д. Бабаева [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544 с.

Сборники

Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга и информационных технологий: сб. науч. тр. – Вып. 7. – Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2006. – 220 с.

Социально-экономический механизм стимулирования труда: сб. ст. / отв. ред. В. А. Гага. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — 195 с.

Многотомные издания

Новая российская энциклопедия: в 12 т. / гл. ред. А. Д. Некипелов. — М.: Энциклопедия, 2003. — Т. 1: Россия. — 959 с.

Мережковский, Д.С. Собрание сочинений : в 5 т. / Д. С. Мережковский ; сост. и общ. ред. О. Н. Михайлова. — М.: Правда, 1990. — Т. 1-5.

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

В процессе исследовательской деятельности часто используются работы, помещенные в собраниях сочинений, сборниках произведений (как авторских, так и коллективных), хрестоматиях; статьи из журналов; материалы из сборников статей и тезисов; материалы конференций; статьи из энциклопедий. Помещая сведения о них в списке литературы, необходимо указывать не само собрание сочинений, не сам сборник, не журнал и не энциклопедию и т.д., а ту работу (статью, тезисы, текст выступления), которая анализировалась в процессе исследования. Сначала указываются фамилия и инициалы автора материала (необходимо помнить, что даже в энциклопедии у каждой статьи есть автор), название материала (в отношении энциклопедии в качестве названия выступает само понятие, содержание которого разъясняется), затем ставится знак «//», после которого помещаются сведения об издании, в котором помещен данный материал. Сведения о самом сборнике (собрании сочинений, хрестоматии и т.д.) указываются в соответствии с требованиями к оформлению авторского издания, отдельного произведения.

Если материал помещен в журнале, то после знака «//» указывается название журнала и все его «выходные данные», помещенные на оборотной стороне титульного листа (серия, год, номер и т.д.). Важно помнить о том, что в конце сведений о материале указывается нумерация страниц, на которых начинается и заканчивается публикация.

… из журналов

Лушин С.И. О денежных реформах в России / С.И. Лушин // Финансы. — 2000. — № 5. — С. 25-29.

Коршунова Н.Е. Менеджмент в социальной сфере / Н.Е. Коршунова, О.В. Шатаева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. — № 6. – С. 66-74.

… из газет

Владимиров А. Число удачи / А. Владимиров // Поиск. – 2007. – 20 апреля.

Если газета имеет более 8 страниц, в описании приводится номер страницы, на которой помещена статья.

Дорофеев А. Документальность, быстрота, гибкость / А. Дорофеев // Экономика и жизнь. – 2008. – февр. – С. 33.

… из продолжающихся изданий

Леженин В.Н. Развитие положений римского частного права в российском гражданском законодательстве / В.Н. Леженин // Юрид. зап. / Воронеж, гос. ун-т. – 2000. – Вып. 11. – С. 19-33.

Белова Г.Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства / Г.Д. Белова // Актуал. проблемы прокурор.надзора. – 2001. – Вып. 5. – С. 46-49.

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОКЛАДА, ПРОЕКТА, СТАТЬИ И Т.Д.?

Вначале разберемся в понятиях.

Нередко в работе над научным сообщением и ученики, и даже профессионалы путают термины: «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и «БИБЛИОГРАФИЯ». Разница между ними заключается в том, что

БИБЛИОГРАФИЯ – это абсолютно вся литература по тому или иному вопросу, представленная в научных источниках либо за какой-то период, либо за все время существования науки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – это те источники, которым пользовался автор научного сообщения.

Само собой разумеется, что при подготовке научного сообщения уместно обращаться к понятию «список использованной литературы».

Список использованной литературы – обязательная и очень важная часть любых научных сообщений, к которым относятся доклады, статьи, исследовательские проекты.

Соблюдая правила оформления списка использованной литературы, вы демонстрируете не только свою научную осведомленность в той области, которой посвящено ваше научное сообщение, но также уровень общей культуры и образования.

Общие правила оформления списка использованной литературы.

Монография (книга одного автора).

Книга нескольких авторов.

Сборник. Энциклопедия. Справочник. Многотомник.

Статья из монографии.

Статья из сборника , энциклопедии, справочника, многотомника.

Журнальная или газетная статья.

Общие правила оформления списка использованной литературы.

u Приводится в конце сообщения (рукописи работы, обычно на последней странице).

u Составляется в алфавитном порядке. Алфавитный список нумеруется.

u Содержит: инициалы, фамилии авторов, место издания, год издания, название издательства, количество страниц (см. ниже по каждому виду научного источника).

u Название издательства в кавычки не берется, за исключением тех случаев, когда кавычки проставлены в библиографических данных самого издания. Буква «г.» после указания года издания не ставится.

u Если необходимо указать страницы, то это делается после указания года.

Чирков Ю. Ожившие химеры. — М.: Детская литература, 1991. — С. 92-94.

u Названия городов, где издана книга, приводятся полностью, за исключением Москвы, Ленинграда и Санкт-Петербурга:

Правила оформления списка литературы

При необходимости ссылка из текста статьи на источник может содержать уточнение номеров страниц в нем (если текст содержит несколько ссылок на разные страницы одного и того же источника). В этом случае после записи номера источника в квадратных скобках через запятую может быть указан номер страницы или диапазон номеров страниц. В случае ссылки на несколько источников, из которых хотя бы один содержит уточнение номеров страниц, номера источников записываются через точку с запятой.

[4] [6] [7] – номера источников должны быть записаны через запятую в одних и тех же квадратных скобках

[3, 1, 6] – нарушен порядок записи номеров

Правильно Неправильно
[4,6,7]
[2; 4; 6, с. 8; 10, с. 25-29]

Оформление библиографических ссылок производится по определенным правилам, в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Вид источника

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию : Указ Президента Российской Федерации от 01.04.96 г. № 440 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 15. Ст. 1572

О противодействии терроризму : федер. закон Рос. Федерации от 6 марта 2006 г. № 35Ф3 : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26февр.2006г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 марта 2006 г. // Рос. газ. 2006. 10 марта.

ГОСТ Р 7.0.4—2006. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления. М., 2006. II, 43 с. (Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

Приемопередающее устройство : пат. 2187888 Рос. Федерация. № 2000131736/09 ; заявл. 18.12.00 ; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.). 3 с.

Книга с 1-3 авторами
Кузин Ф.А. Культура делового общения : практ. пособие. Изд. 6-е, перераб. и доп. М. : Ось-89, 2002. 32 с.: ил.

Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика: теория речевой деятельности : учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Астрель ; Тверь : ACT, 2006. 319 с.

Максименко В. Н., Афанасьев В. В., Волков Н. В. Защита информации в сетях сотовой подвижной связи / под ред. О. Б. Макаревича. М. : Горячая линия-Телеком, 2009. 360 с.

Книга с четырьмя и более авторами
История России в новейшее время : учебник / А.Б. Безбородов [и др.]. М. : Проспект, 2014. 440 с.

Книга без автора
Страхование : учебник / под ред. Т.А. Федоровой. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Магистр, 2011. 106 с.

Статья с 1- 3 авторами:
Волков А. А. Метод принудительного деления полосы частот речевого сигнала // Электросвязь. 2010. № 11. С. 48-49.
Росляков А., Абубакиров Т., Росляков Ал. Системы поддержки операционной деятельности провайдеров услуг VPN // Технологии и средства связи. 2011. № 2. С. 60-62.

Статья с четырьмя и более авторами:
Сверхширокополосные сигналы для беспроводной связи / Ю. В. Андреев [и др.]. // Радиотехника. 2011. № 8. С. 83-90.

Гусейнова А.Г. Интерактивные инсценировки в этнографическом образовательном туризме (на примере МОУ «Мокеевской средней школы» Ярославского муниципального района) // Этюды культуры : сб. по итогам междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 20 апр. 2017. Томск : Изд-во Томского ун-та. 2017. С. 440.

Гусейнова А.Г., Паршина С.А. Мастер-класс как инновационная форма работы музеев образовательных организаций // Музейное дело и туризм как факторы развития российской Глубинки: мат-лы II всерос. науч.-практ. форума (10–13 сентября 2015 г.). Тотьма, 2015. С. 97–105.

Притчина З.И., Язвинская Ю.Ю. Особенности организации анимационных экскурсий // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2014. № 1. С. 313–317.
Гусейнова А.Г. Перспективы устойчивого развития этнографического образовательного туризма Ярославской области // Современные проблемы туризма и сервиса. 2017. Т. 11. №1. С. 79.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Т. В. Власенко ; Web-мастер Н. В. Козлова. Москва : Рос. гос. б-ка, 1997. URL: http//www.rsl.ru (дата обращения: 11.12.13).

Исследовано в России [Электронный ресурс] : научный журнал / Моск. физ.- техн. ин-т. Долгопрудный : МФТИ, 1998 . URL: http://zhurnal.mipt.rssi.ru (дата обращения: 11.12.13).

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова [Электронный ресурс]. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru (дата обращения: 18.02.2012).

Сайт ассоциации продюсеров кино и телевидения [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusproducers.com. (дата обращения: 6.11.2020).

Материал (текст, статья), расположенный на сайте портала, журнала

как оформить список литературы

Основные правила составления и оформления списка использованной литературы и других источников, а также ссылок и сносок

Список использованных источников обязателен для любой самостоятельной письменной работы, кроме сочинения. Помещается он всегда в конце работы после основного текста. В качестве заглавия используются такие варианты: «Список литературы», «Список использованных источников», «Литература», «Библиографический список» и т.п.

В список обычно включают от 3 до 7 источников. В зависимости от объёма письменной работы их может быть и больше.

Наиболее часто употребляемая последовательность расположения: В начале списка располагаются (если есть) законы, указы, законодательные акты (в алфавитном порядке). Дальше – остальные печатные источники в алфавитном порядке по фамилии автора или названия (если автор не указан). В конце списка — электронные ресурсы (также в алфавитном порядке).

Независимо от компоновки использованных источников, нумерация сплошная (от первого до последнего названия). Перед фамилией автора или названием источника ставится порядковый номер арабскими цифрами с точкой, затем через пробел – начало записи.

Источники информации располагаются в строгом алфавите, т.е. при составлении списка нужно ориентироваться не только на начальную букву, но и на последующие.

1. Волгин 2. Волков

Если авторы – однофамильцы, то – на инициалы.

1. Толстой А. Н. 2. Толстой Л. Н.

Если несколько книг одного автора, то – после фамилии автора в алфавите названий.

1. Мостаев Л. В. Две горы 2. Мостаев Л. В. Небо высоко

Книга без указания автора располагается в общем списке в соответствии с алфавитом по названию. Если в списке литературы есть книги на иностранном языке, то они располагаются после книг на русском.

Составление библиографического описания документа

Во время подготовки к письменной работе (при поиске материала) записывайте сведения о каждом источнике, который вам понадобился. Почти все сведения о книге находятся на титульном листе или на обороте титульного листа. Если в процессе изучения отобранной литературы для письменной работы вы делали описания источников, то вам останется только расположить эти сведения в определённом порядке. Как же составить библиографическую запись для списка использованных источников? Библиографическая запись имеет много тонкостей. Для списка литературы используется краткое библиографическое описание, поэтому достаточно усвоить некоторые основные правила.

Основная схема описания книги: Фамилия и инициалы автора. Название произведения (без кавычек) : (двоеточие) Сведения, относящиеся к названию (если есть) / (косая черта) повторяются инициалы и фамилия автора (авторов или составителей). – (точка и тире) сведения об издании (номер, дополнения и т.д.). – (точка и тире) Место издания (город, где была издана книга). : (точка и двоеточие) Название издательства (без кавычек), (запятая) год издания (без буквы «г»). – общее количество страниц или номера страниц, если использовалась часть книги.

Знаки предписанной пунктуации (основные):

. — точка и тире . точка , запятая : двоеточие ; точка с запятой / косая черта // две косые черты ( ) круглые скобки [ ] квадратные скобки

До и после предписанных знаков пунктуации (но не грамматических!), ставится пробел. Исключение — . (точка) и , (запятая) – пробел оставляют только после них. Сокращения применяются осторожно, только общепринятые и не в основных сведениях. Нельзя сокращать название книги. Место издания пишется сокращённо только когда это Москва (М.) или Петербург (СПб.), с точкой после записи. Все остальные – ПОЛНОСТЬЮ. В начале описания делается отступ, как говорится, «с красной строки».

Пример 2-х вариантов записи: Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : Флинта , 2002 . – 288 с.

Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. , 2002 . – 288 с.

Для списка литературы название издательства в описание можно не включать. При этом список должен быть единообразным. Например, если вы решите не писать название издательства, то надо этому следовать в описаниях всех источников. В конце каждого описания источника ставится точка.

Пример описания книги одного автора: Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов . – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К , 2006 . – 339 с.

Пример описания книги двух авторов: Волков, Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю. Г. Волков, Н. А. Резник . – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 127 с.

Также описывается книга трёх авторов (за косой чертой пишутся инициалы и фамилии всех трёх авторов).

Если авторов больше трёх, описание делается под заглавием, а за косой чертой приводятся фамилии авторов в таком порядке: В книге четырёх авторов за косой чертой / могут быть указаны все авторы или только первый с пометкой в квадратных скобках [и др.] В книге пяти и более авторов могут быть приведены один или три автора с пометкой в квадратных скобках [и др.]

Пример описания книги четырёх авторов: Формирование информационной культуры личности в библиотеках и информационных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина [и др.] . – 2-е изд., перераб. – М. : Школьная библиотека, 2003. – 296 с.

Если известен только составитель или редактор: Сведения о редакторах и составителях чаще всего находятся на обороте титульного листа. Если у книги есть только составитель или редактор, то описание делается на заглавие и за косой чертой / пишется: / ред. Ю. А. Иванов или / сост. О. М. Петров.

Пример описания книги под составителем: Я познаю мир. Литература: энциклопедия / авт.-сост. Н. В. Чудакова; худож. Е. В. Гальдяева . – М., 2007. – 382 с.

Сведения о других людях, причастных к изданию: Если есть другие сведения о людях, причастных к изданию, которые важны для вашей работы (переводчик, художник), то они записываются после фамилий авторов и составителей, а сведения о них разделяются точкой с запятой ( ; ). Например: /сост. Ж.-Б. Готье; пер. с франц. Р. Б. Сашиной; худож. С. В. Дуганов.

Пример описания книги без автора Конституция Российской Федерации. – М. : Приор, 2001. – 32 с. При описании части источника (например, из сборника разных авторов) используется другая схема описания:

Общая схема описания составной части: Сведения о составной части издания // Сведения об издании в котором помещена составная часть. – страницы, на которых помещена составная часть

Примеры описания составной части книги: Богданов, А. Между стеной и бездной : Леонид Андреев и его творчество / А. Богданов; вступ. ст. // Андреев Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. – М. , 1990. – С. 5-40.

Сахаров, В. Возвращение замечательной книги : заметки о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / В. Сахаров // За строкой учебника : сборник статей . – М. , 1989. – С. 216-229.

При описании статьи из журнала или газеты используется общая схема описания составной части, в которую включают некоторые специфические элементы:

Схема описания статьи из журнала (газеты): Автор. Заглавие // Название журнала (или газеты) . – Год выхода (год выпуска газеты) . — № журнала (дата выпуска или № газеты) . – Страницы, на которых помещена публикуемая статья.

Примеры описания статьи из журнала и статьи из газеты: Затула, В. Чему учит музыка // Абитуриент . – 2010 . — № 12 . – С. 22-24.

Данилова, М. Школьники всех приучат к порядку // Советская Сибирь . – 2011 . – 27 октября. — С. 7.

Кроме печатных источников при подготовке письменной работы используются и другие источники информации (электронные оптические диски, базы данных из Интернета, порталы, сайты, веб-страницы и т.д.), которые получили название «электронные ресурсы»:

Пример описания электронного ресурса локального доступа (электронные оптические диски): Этикет [Электронный ресурс] : энциклопедия. – Сергиев Посад, 2006 . – 1 CD-ROM.

При описании источников из Интернета записывают также электронный адрес документа и дату обращения к сетевому ресурсу.

Примеры описания удалённых электронных ресурсов (из Интернета): Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — http://wikipedia.org . — (дата обращения: 14.11.2011).

При наборе Интернет-адрес зачастую становится ссылкой (цветной шрифт и подчёркивание). Чтобы изменить цвет и убрать подчёркивание, наведите курсор на адрес, нажмите правую кнопку мышки, щёлкните «Удалить гиперссылку».

Школьный мир : энциклопедии [Электронный ресурс] . -http://school.holm.ru/enciclopedia . — (дата обращения: 14.11.2011).

Правила оформления ссылок В тексте любой письменной работы цитата заключается в кавычки и делается ссылка на источник. Важно: в ссылках и сносках при описании источника . – (точку и тире) заменяют . (точкой)

Существуют три распространённых варианта. В начале работы вам необходимо определиться, каким вариантом ссылок вы будете пользоваться, чтобы ваша письменная работа была выполнена в единой манере.

После цитаты в квадратных скобках указывается номер книги из списка использованной литературы, помещённого в конце работы и страница, с которой взяты слова автора. Пример: «Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами. » [2, С. 18] где 2 – порядковый номер цитируемого произведения в списке, а 18 – страница, на которой расположена цитата в источнике.

Сведения об источнике приводятся сразу после цитаты в круглых скобках. Пример: «Но человек изобрёл специальные средства фиксации и передачи особо значимой информации» (Голубева, Е. И. О работе с книгой: подсказки для старшеклассников. М., 2004. С. 18).

Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой указываются соответствующие источники.

Пример: «…Никому не помешает ни осмысление своего собственного читательского опыта, ни знакомство с обобщённым опытом других людей» При оформлении этого варианта на компьютере (в Microsoft Word): В конце цитаты, после кавычек ставите курсор. Далее входите в меню «вставка», выбираете «ссылка», далее «сноска», выбираете из предложенного (обычно уже выбрано типовое) и мышкой на «вставить» или нажимаете клавишу Enter. Все эти правила призваны выполнять одну очень важную функцию – как можно более чётко идентифицировать первичные источники, которыми пользовался автор при написании своей письменной работы.

Если вы выполните все рекомендации правильно, то в результате у вас получится грамотно оформленный цитатами интеллектуальный продукт, а также пронумерованный, составленный по алфавиту сначала печатных, а потом электронных источников, список. Пример списка перед вами. Это источники, которые послужили основой написания данного материала.

Список использованных источников:

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – введ. 2004-07-01. – М. : ИПК. Издательство стандартов, 2004 . – 48 с.

Голубева, Е. И. О работе с книгой: подсказки для старшеклассников / Е. И. Голубева . – М. : РГДБ, 2004. – 24 с.

Коптяева, Е. И. Откуда дровишки? : библиотечный урок «Некоторые правила составления списка использованной литературы и оформления ссылок, сносок к реферату» // Библиотека в школе . – 2007 . — № 16 . – С. 32-34.

Савина, И. А. Методика библиографического описания : практическое пособие . – М. : Либерия-Бибинформ, 2007. – 144 с.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Примеры оформления библиографического описания источника
Печатный ресурс
Законы, постановления, приказы, ГОСТы, патенты
Книга, учебное пособие
Статья из монографии Вербицкий А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 200 с.
Статья из журнала
Статья из сборника
Статья из книги
Электронный ресурс
Сайт в целом
Web-страница Информация для поступающих [Электронный ресурс] // Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru/entrance/ (дата обращения: 18.02.2012).