Льготы вооруженного конфликта. Льготы вооруженного конфликта

Июл 19, 2019 Законы

Публикации

Если вы ветеран боевых действий.

Граждан Российской Федерации, которые проходили службу в органах внутренних дел и направлялись для выполнения задач в горячие точки, справедливо интересуют вопросы социальной поддержки со стороны государства. В МВД России поступает огромное количество обращений, в которых заявители просят разъяснить вопросы, касающиеся получения статуса ветерана боевых действий и социальных гарантий, представляемых лицам, принимавшим участие в боевых действиях в различных регионах. Предлагаем вашему вниманию консультацию начальника отдела наград ДГСК МВД России подполковника внутренней службы Артёма ГОВОРОВА.

Зоны вооружённых конфликтов

Поставленные вопросы вызывают необходимость разъяснения основных положений Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Закон о ветеранах) и принятых в целях его реализации нормативных правовых актов.

Статья 3 Закона о ветеранах определяет, что к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, сотрудники органов внутренних дел, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации. Перечень государств, городов, территорий и периоды ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации утверждён Законом о ветеранах.

Для оформления статуса ветерана боевых действий необходимо соблюдение ряда условий, одним из которых является совпадение периодов выполнения боевых задач сотрудником органов внутренних дел на определённой территории с перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, утверждённым Законом о ветеранах.

Указанным перечнем к ведению боевых действий на территории Российской Федерации отнесено:

выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года;

— выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

При этом в отношении первого периода Правительством Российской Федерации дополнительно определено, что к зоне вооружённого конфликта отнесена только территория Чеченской Республики (Постановления Правительства РФ от 11.12.1995 № 1210 «Об определении зоны вооружённого конфликта в Чеченской Республике» и от 26.12.2001 № 896 «О зонах вооружённых конфликтов»).

На получение статуса ветерана боевых действий не могут претендовать сотрудники органов внутренних дел, принимавшие участие в охране общественного порядка на территории Нагорного Карабаха, в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, приднестровских регионах Республики Молдова, грузино-абхазского конфликта в 1992 году, ликвидации осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, а также выполнявшие задачи по охране административной границы Чеченской Республики на территории сопредельных субъектов Российской Федерации, поскольку указанные территории и периоды не отражены в Законе о ветеранах.

Вторым немаловажным условием получения статуса ветерана боевых действий является наличие документов, подтверждающих непосредственное участие сотрудника в боевых действиях.

Как подтвердить статус участника

Перечень таких документов определён пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённой приказом МВД России от 07.05.2004 № 282.

Для сотрудников, выполнявших задачи в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, к указанным документам относятся выписки из приказов начальников, записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы, работы в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике. При этом периоды непосредственного выполнения сотрудниками задач в условиях вооружённого конфликта должны быть оформлены приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Для сотрудников, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, документами, подтверждающими непосредственное участие в проведении контртеррористических операций, являются выписки из приказов начальников подразделений, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия сотрудников в контртеррористических операциях, утверждённые руководителем регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года — руководителем контртеррористической операции.

Другие документы, в том числе справки лицевого счёта, боевые распоряжения, журналы индивидуального участия в боевых действиях и тому подобные документы, не могут служить подтверждением факта участия сотрудников в контртеррористических операциях (боевых действиях).

Кто выдаёт удостоверения

Согласно разъяснению Верховного суда Российской Федерации, само по себе нахождение в период командировки в зоне боевых действий ещё не означает фактического участия в боевых действиях. Фактическое участие в боевых действиях определяется только на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в вооружённом конфликте либо контртеррористических операциях, издаваемых начальниками органов и подразделений внутренних дел и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба.

Удостоверения ветерана боевых действий оформляются и выдаются сотрудникам подразделений центрального аппарата МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России, дислоцированных на территории города Москвы и Московской области ДГСК МВД России.

Сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, удостоверения оформляются кадровыми подразделениями территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений.

Гражданам, уволенным из органов внутренних дел МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются пенсионными подразделениями МВД России, а уволенным без права на пенсию — кадровыми подразделениями территориальных органов МВД России на региональном уровне.

Какие положены льготы

Ветераны боевых действий в соответствии со ст. 16, 23.1 Закона о ветеранах имеют право на получение следующих льгот:

— установление ежемесячной денежной выплаты, обеспечение за счёт средств федерального бюджета;

— обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона о ветеранах;

— компенсацию расходов на оплату жилых помещений: в размере 50 процентов платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади);

— первоочередную установку квартирного телефона, преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

— сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями;

— использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

— преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счёт средств работодателя.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ветеранам боевых действий повышается размер пенсии, назначаемой за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, на 32 процента расчётного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 данного Закона.

Кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 333.36, 407), ветераны боевых действий освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче в суд заявлений о защите своих прав, установленных законодательством о ветеранах, а также от уплаты налога на имущество физических лиц (в отношении одного налогообложения по выбору налогоплательщика). Для них уменьшается налоговая база при уплате земельного налога на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей (ст. 391).

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации ветеранам боевых действий также могут предоставляться социальные гарантии. В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге», в соответствии с которым ветераны боевых действий освобождены от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства мощностью до 200 лошадиных сил.

Надеемся, что приведённые ответы на вопросы, обзор Закона о ветеранах, других нормативных правовых актов будут способствовать реализации гражданами, принимавшими участие в боевых действиях, а в особенности — сотрудниками органов внутренних дел, своих социальных прав.

Льготы по стажу участвовавшим в вооруженных конфликтах солдатам – срочникам

Ранее мы писали про

льготы участникам вооруженного конфликта

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.kosopuzy-lawyer.ru/wp-content/uploads/2016/09/lgota_uchastnikam_konfliktov.jpg?fit=187%2C300″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.kosopuzy-lawyer.ru/wp-content/uploads/2016/09/lgota_uchastnikam_konfliktov.jpg?fit=234%2C376″ >Обратимся теперь к сотрудникам полиции, до поступления на службу служивших по призыву в «горячих» точках и прочих местах и условиях, дающих право на льготы по стажу. На каких условиях им засчитывается стаж «по призыву».

Насчет льгот участникам вооруженного конфликта служивших в разных «горячих» местах по призыву, хотя бы и впоследствии поступивших на работу в правоохранительные органы пунктом 5 Постановления № 491 установлено, что: ««участие в боевых действиях», «участие в зоне вооруженного конфликта» и «участие в контртеррористической операции» это совсем не одно и то же ».

Теперь проясним какие законы регулируют предоставление льгот по стажу участникам боевых действий и вооруженных конфликтов.

Основным нормативным актом, «ответственным» за льготы участникам вооруженного конфликта в этом случае будет являться Закон РФ от 21 января 1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», согласно п.2 ст. 2 и ч. 2 ст. 5 которого военнослужащим (без разделения на «срочников» и «контрактников»), выполнявшим задачи в условиях ЧС и при вооруженных конфликтах в выслугу лет засчитывается один месяц службы в зоне вооруженного конфликта за три месяца.

Согласно ст. 7 этого закона порядок определения факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах отнесен к компетенции Правительства РФ, которое утвердило Постановление № 280 от 31 марта 1994 года «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» где в пункте 2 записано, что: «Предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации».

Отсюда следует, чтобы получить льготы по стажу как участнику вооруженного конфликта необходимо, чтобы территория, где проходил срочную службу будущий сотрудник МВД была правительственным постановлением отнесена к зоне вооруженного конфликта. Таких постановлений несколько. Это прежде всего Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2001 года № 896 «О зонах вооруженных конфликтов», согласно пункту 1 которого к зонам вооруженных конфликтов отнесена вся территория Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и территория Республики Северная Осетия — Алания и Республики Ингушетия в период с октября по ноябрь 1992 года.

Сразу оговоримся, что в целях упрощения понимания мы в этой статье отметаем «промежуточные» нормативные акты, например — Постановлениями Правительства РФ №1360 от 09 декабря 1994 года и №1210 от 11 декабря 1995 года, которыми вся территория Чеченской Республики была отнесена к зоне вооруженного конфликта и которые, по сути дублируются более поздними нормативами и были отменены (изменены) тем же Постановлением № 896. Однако не преминем отметить, что исходя из судебной практики 896 Постановление обратной силы не имеет и как отмечено в Аппеляционном определении СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 30 мая 2013 года по делу № 33-3143/2013 данное постановление (№ 896) вступило в силу 31 декабря 2001 года, в то время как командировка истца на территории Чеченской республики окончена ранее, следовательно судом первой инстанции правильно указано, что основания для придания данному Постановлению обратной силы в отношении истца (проходившего командировку в Чечне ранее) отсутствуют.

Продолжение про отличие боевых действий от контртеррористической операции смотри тут.

Участники негласных войн получат статус ветеранов

Фото: Николай Федоров / «Солидарность»

Российские военные — участники боевых действий в Таджикистане в 1992 — 1997 годах — получат официальный статус ветеранов. Такой же статус будет предоставлен участникам других вооруженных конфликтов, в которых Российская Федерация официально участия не принимала, но фактически направляла туда свои войска.

В последние десятилетия российским силовикам часто приходится участвовать в вооруженных конфликтах “неофициально”. То есть формально страна не воюет, но “ограниченный контингент” на свои приграничные территории отправляет. Раньше участники таких боевых действий не имели права на статус ветеранов войн. Принятые Госдумой в первом чтении поправки к закону “О ветеранах” исправят несправедливость.

Один из авторов, Александр Хинштейн, пояснил, что к нему часто обращаются участники вооруженного конфликта в Таджикистане, развернувшегося в 1992 — 1997 годах, которые пытаются получить от государства льготы и дополнительные соцгарантии.

— Официально Россия боевых действий на территории Таджикистана не вела, — говорит Хинштейн. — В этой связи у 99% военнослужащих, направляемых для выполнения задач, в личных делах, материалах, документах не указывался факт ведения боевых действий.

Предложенный Хинштейном законопроект предусматривает предоставление статуса ветеранов всем участникам конфликта, несмотря на отсутствие в их документах формулировки “боевые действия”. Льготы будут предоставлены путем внесения в закон “О ветеранах” всех формулировок, которые указываются при направлении российских военнослужащих в “горячие точки”. Таким образом, этот статус приобретут не только участники конфликта в Таджикистане, но и российские миротворцы, воевавшие в Абхазии и Южной Осетии.

Из рубрики «Парламентская хроника»

Смотр строя и денег

В Госдуме готовится к рассмотрению в первом чтении проект закона «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий». Авторы законопроекта попытались определить, какие права имеют участники и ветераны вооруженных конфликтов — независимо от того, были ли это официально признанные боевые действия или тайные операции.
Еще в 2000 году в Госдуме был подготовлен законопроект «О статусе участников боевых действий», призванный объединить существующие сегодня многочисленные правовые акты, касающиеся правового регулирования любого вооруженного конфликта, независимо от его формы и времени проведения. Первый вариант законопроекта, представленный депутатам в декабре 2000 года, вызвал недовольство дублированием существующего законодательства и требованиями дополнительных расходов бюджета. Законопроект доработан и в ближайшее время будет вновь вынесен на рассмотрение депутатов.

Участники

После Великой Отечественной войны, когда говорили «участник войны» или «ветеран войны», всем советским людям сразу было понятно, о какой войне идет речь. Участники и инвалиды этой войны в той или иной степени были окружены заботой и пользовались некоторыми льготами. Потом началась война в Афганистане, которая хоть и не сразу, но тоже была признана, а ее участники получили свои льготы и социальные гарантии. Но кроме этих общепризнанных конфликтов советские солдаты и офицеры воевали во многих странах по обе стороны экватора. Многие из них принимали участие в вооруженных конфликтах, само существование которых власть открыто не признавала. Поэтому по каждому такому случаю издавались нормативные акты, устанавливающие льготы участникам конкретных военных операций.
С распадом СССР количество «горячих точек» значительно увеличилось, тогда как законодательство развивалось очень медленно, не поспевая за быстро меняющейся ситуацией. В результате участники военных действий оказались предоставлены самим себе. А тем временем каждый конфликт порождал новые указы, приказы и постановления, часто противоречившие друг другу.
Кульминацией этого процесса стали две чеченские войны, к которым, как стало ясно, существующее российское законодательство оказалось совершенно неподготовленным. Решением проблемы в очередной раз стали предназначенные только для этой войны и ее участников указы президента и постановления правительства. И если Россия окажется втянутой в очередное вооруженное противостояние (например, при обострении грузино-абхазского конфликта), подобная ситуация повторится.

Плата и зарплата
Разработанный депутатами законопроект четко предписывает президенту страны обозначить правовой статус любого вооруженного конфликта и его территорию (военное или чрезвычайное положение либо проведение миротворческих операций). Все участники вооруженного конфликта делятся на тех, кто проходил службу в частях, находящихся в районе военных действий, и тех, кто непосредственно в них участвовал. Для военнослужащих, проходящих службу по призыву, закон устанавливает, что они могут быть направлены в район проведения боевых действий только после шестимесячной подготовки, а для призванных на военные сборы — исключительно на добровольной основе.
В законе содержится исчерпывающий перечень мер социальной защиты участников вооруженных конфликтов и боевых действий, который включает в себя пенсионное обеспечение, пособия и дополнительные выплаты, медицинскую помощь, трудоустройство и профессиональную переподготовку, льготную оплату коммунально-бытовых услуг, получение услуг учреждений социального обслуживания и юридической помощи. Например, предполагается, что за прохождение службы в районе вооруженных конфликтов военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел получают полуторные оклады по денежному довольствию, суточным и всем остальным выплатам. А за непосредственное участие в боевых действиях предусмотрена посуточная выплата 1,3 минимального месячного оклада по первому тарифному разряду для солдат и сержантов и 1,5 оклада — для офицеров. При подготовке закона авторы опирались на существующие нормативные положения: во время интенсивных боевых действий во второй чеченской кампании рядовой контрактник получал около 800 рублей «боевых» в день, а офицеры соответственно — 900-950 рублей.
Прописаны в законе и меры социальной защиты членов семей погибших или пропавших без вести участников вооруженных конфликтов. В случае гибели военнослужащего членам его семьи (супруге, родителям, детям до 18 лет) в равных долях выплачивается единовременное пособие в размере 120 его окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Детям до достижения ими 18 лет предусмотрены ежемесячные денежные выплаты и бесплатные путевки в оздоровительные учреждения.

Реабилитация
Закон не только вбирает в себя положения многих правовых актов, которые регулируют уже сложившуюся практику предоставления льгот, но и предусматривает меры, на сегодняшний день еще не нашедшие отражения в нормативно-правовых актах. Основное новшество — программа комплексной психологической реабилитации участников вооруженных конфликтов и боевых действий. Сегодня ее отдельные элементы внедряются экспериментальным путем, но на законодательную основу это не поставлено. Между тем очень многие люди, прошедшие через боевые действия, нуждаются в последующей медико-психологической реабилитации.
Законопроект предусматривает систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на социальную адаптацию участников боевых действий. Для этого в соответствии с законом создается федеральная базовая программа реабилитации и устанавливаются государственные органы, ответственные за ее проведение.
Решением специально создаваемой государственной службы медико-социальной экспертизы также может быть разработана индивидуальная программа реабилитации участника вооруженного конфликта, направленная на восстановление нарушенных или утраченных функций организма и профессиональную реабилитацию некоторых категорий инвалидов.
ЮРИЙ ЧЕРНЕГА

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОТ АВТОРА
Алексей Арбатов, депутат Госдумы (фракция «Яблоко»)

Закон адресован тем военнослужащим и приравненным к ним лицам, которые вынуждены участвовать в вооруженных конфликтах и боевых действиях. Государство в мирное время посылает часть своих граждан на войну. Закон придуман не из головы. Он родился в ходе многочисленных поездок депутатов, прежде всего авторов закона, в «горячие точки», из бесед с военнослужащими и осознания их проблем. Сегодня ни материальное вознаграждение, ни пенсионное обеспечение, ни выплаты не урегулированы в правовом плане. Они разбросаны по разным законам, по десяткам указов президента, по нормативным актам правительства. Эти положения зачастую являются секретными и часто меняются. Закон предусматривает также четкий порядок направления для участия в боевых действиях: кого можно направлять, кого нельзя, чтобы не было произвола. Кроме того, очень важно, что статус участников вооруженных конфликтов приводится в действие после совершения президентом определенных конституционных шагов — например, объявления военного положения или решения об объявлении какого-то района зоной вооруженного конфликта.

ЗА
Николай Безбородов, депутат Госдумы (группа «Регионы России»)

Закон об участниках боевых действий очень нужен. Его ждут все, кто воевал после Великой Отечественной войны — и в Корее, и в Афганистане, а также во всех «горячих точках». Мы считаем, что перед смертью, как и перед государством, все, кто выполняет боевые задачи, равны. Государство не должно делить людей, получивших увечье или болезнь в результате ранения, на тех, кто был ранен пулей фашистского захватчика или пулей чеченского боевика. Жизнь у людей одна, и горе у всех одинаковое. Это совсем не означает, что мы умаляем роль ветеранов Великой Отечественной войны. Сегодня существует много всевозможных нормативных актов, которые порой противоречат друг другу, не исполняются. И чтобы упорядочить этот процесс, мы такой закон разрабатываем. Я часто встречаюсь с избирателями, они постоянно спрашивают, когда этот закон появится. Я не говорю, что он будет идти легко. Правительство, например, считает, что он достаточно затратный. А как же может быть по-другому, если это человеческая жизнь? Человек отдает за интересы общества и государства жизнь, а государство должно идти на затраты. А как же, ведь иначе его никто защищать не будет.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Константин Макиенко, замдиректора Центра анализа стратегий и технологий, в 1988-1989 годах служил во Вьетнаме

Закон «О статусе участников вооруженных конфликтов и боевых действий», безусловно, необходим, однако судьба ему уготована нелегкая — вряд ли он в ближайшее время будет принят. Дело в том, что раньше, в советские времена, его появление было невозможно по причине политической нецелесообразности. Тогда участие военнослужащих в многочисленных локальных вооруженных конфликтах за пределами страны скрывалось, при этом идеологически обосновывалось необходимостью выполнения ими интернационального долга. Сейчас правительство и Минобороны, скорее всего, также выступят против принятия этого закона по причине его нецелесообразности, однако на этот раз — экономической. Ведь в проекте этого закона предусмотрен целый ряд существенных льгот, борьбу с которыми в российской армии сейчас повело правительство. Кроме того, он устанавливает единую систему денежных выплат, надбавок и компенсаций, выдача которых в случае его принятия будет обязательной — независимо от желания того же Минобороны — для всех участников вооруженных конфликтов и боевых действий.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА
До настоящего времени в России не существует единого закона, регулирующего статус и льготы, предоставляемые участникам боевых действий. Каждый из действующих нормативных актов акцентирует внимание на одной из сторон этого процесса. Например, принятый в 1990 году закон «О государственных пенсиях» в числе прочих определяет размер пенсий ветеранам войны. В 1995 году в дополнение к нему был принят отдельный закон «О ветеранах». А во вступившем в действие в 1998 году законе «О статусе военнослужащих» прописан правовой статус действующих участников вооруженных конфликтов. Более подробно льготы военнослужащим содержатся в законах, посвященных конкретным регионам или конфликтам. Например, в 1993 году был принят закон «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Кроме законов постоянно применяются и подзаконные правовые акты. Так, в 1995 году вышло постановление правительства «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской республике».

БУКВА ЗАКОНА
Ст. 1. Вооруженный конфликт — вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах одного государства (внутренний вооруженный конфликт).
Ст. 4. Права и льготы, а также другие меры социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены.
Ст. 5. Президент РФ вправе относить отдельные категории граждан, принявших участие в боевых действиях и не подпадающих под действие настоящего федерального закона, к участникам боевых действий.
Ст. 8. Гражданскому персоналу Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, различным категориям работников федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и организаций, привлеченных к выполнению задач по обеспечению боевых действий, засчитывается в трудовой стаж для начисления пенсий один месяц работы за полтора месяца за период работы в районах вооруженных конфликтов.
Ст. 24. Семьям пропавших без вести участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий выплачивается единовременное пособие в размере десяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на день выплаты этой помощи.

ЦИФРА ЗАКОНА
По данным Минтруда, в России 1024 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны и около 500 тыс. ветеранов Афганистана. Общее число участников вооруженных конфликтов — примерно 1,7-1,8 млн человек.

На какие льготы имеет право участник вооружённого конфликта?

по окончанию службы мне было выдано удостоверение «участник вооружённого конфликта» какими льготами я могу пользоваться

Ответы юристов ( 1 )

  • 10,0 рейтинг
  • 9235 отзывов эксперт

Добрый день, чтоб получать какие то льготы, вам нужно получить удостоверение Ветерана боевых действий.Обратитесь в военкомат.

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ(ред. от 25.11.2013)«О ветеранах»
Статья 3. Ветераны боевых действий
1. К ветеранам боевых действий относятся:1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;(в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Статья 6. Меры социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий. 1. На участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, в том числе уволенных в запас (отставку) до приобретения статуса ветеранов боевых действий, распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные Федеральным законом «О ветеранах»:

1) на инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) распространяются льготы, предоставляемые инвалидам войны;
2) на участников боевых действий распространяются льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»;
3) на участников вооруженных конфликтов распространяются льготы, предусмотренные пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»;
4) на лиц, принимающих (принимавших) участие в обеспечении боевых действий, распространяются льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»;
5) на членов семей погибших (умерших) участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий и членов семей пропавших без вести участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну.
2. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий предоставляются дополнительные права и льготы по установлению и выплате пособий и дополнительных выплат за участие в вооруженных конфликтах и непосредственное участие в боевых действиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Дополнительные меры социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий определяются настоящим Федеральным законом. При наличии оснований участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий одновременно могут иметь право на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
4. При наличии у участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям предоставляется льгота по одному основанию по его выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Отдельные проблемы правового регулирования участия военнослужащих в вооруженных конфликтах

(Бочаров А. В.) («За права военнослужащих», 2007)

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

Бочаров А. В., заместитель начальника юридического отдела акционерного общества, майор запаса.

Действующие Федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «О ветеранах», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее — Закон «О дополнительных гарантиях и компенсациях…»), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы министерств и ведомств не в полной мере обеспечивают стабильность отношений, возникающих в результате участия военнослужащих в выполнении служебных задач в горячих точках. Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях…» от 21 января 1993 г. N 4328-1 в п. 2 ст. 1 предусматривал, что зоны вооруженных конфликтов и время выполнения военнослужащими задач по защите конституционных прав граждан в этих зонах в каждом конкретном случае определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации. Это положение было исключено из текста Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481-1. В ст. 7 Закона «О дополнительных гарантиях и компенсациях…» предусматривалось, что Правительство Российской Федерации определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. 31 марта 1994 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» N 280. В п. 1 названного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях и компенсациях…», предоставляются военнослужащим и другим указанным в этом пункте лицам, выполняющим задачи в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации, а в п. 3 указано, что выполнение военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия относится к выполнению задач в зонах вооруженных конфликтов. Удивительное дело: Правительство Российской Федерации уполномочило само себя относить местности к зонам вооруженного конфликта! Данные действия Правительства Российской Федерации не укладываются в рамки его полномочий, указанных в п. 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд неоднократно высказывал позицию о том, что установление неопределенных по объему полномочий Правительства Российской Федерации и их реализация произвольным образом ведут к нарушению принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (см. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 7-П, от 14 июля 2005 г. N 8-П (п. 4.1), от 28 февраля 2006 г. N 2-П (п. 5.3)). Поэтому включение в основания предоставления льгот и компенсаций (признания участия в вооруженном конфликте) такого дополнительного основания, как «выполнение задач в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта постановлениями Правительства Российской Федерации», является незаконным. В российском законодательстве существовала и продолжает существовать практика отнесения выполнения военнослужащими определенных задач «к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта». Такая формулировка использовалась в п. 9 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 августа 1993 г. N 754, в п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 343, в п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1276. Разоружение незаконных вооруженных формирований (далее — НВФ) в Чеченской Республике (далее — ЧР) было начато на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» от 9 декабря 1994 г. N 2166. Правительством Российской Федерации во исполнение этого Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. было принято Постановление «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Р
оссийской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» N 1360. На министерства и ведомства был возложен ряд задач по разоружению НВФ на территории ЧР. Особо необходимо отметить, что на Федеральную пограничную службу Российской Федерации возлагались задачи (п. 4) по взятию под охрану государственной границы Российской Федерации на территории ЧР, обеспечению усиления режима охраны государственной границы на территории сопредельных с ЧР субъектов Российской Федерации. Общеизвестно, что ЧР граничит со следующими субъектами Российской Федерации: Республика Дагестан, Ставропольский край, Республика Ингушетия. Фактически военнослужащие ФПС России выполняли еще и задачи (которые первоначально были поручены МВД России) по закрытию отдельных участков административных границ ЧР с Республикой Дагестан и Республикой Ингушетия. Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 выполнение военнослужащими задач, предусмотренных этим Постановлением, было отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Таким образом, законодательством Российской Федерации предоставление гарантий и компенсаций связывалось не с выполнением задач на территории ЧР, а с выполнением военнослужащими задач, четко определенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360. При этом территория выполнения этих задач или зона вооруженного конфликта не устанавливались (за исключением задач для ФПС России). С принятием Федерального закона от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ социально-правовые гарантии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 (в редакции от 21 июля 1993 г.), были распространены на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений МВД России, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в ЧР. Правительству Российской Федерации было поручено определять зону вооруженного конфликта (т. е. территорию выполнения задач) в ЧР. Принятие данного Закона была вызвано тем, что на территории ЧР необходимо было выполнять не только задачи, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360, но и иные, при этом требовалось «уравнять в правах» военнослужащих, выполнявших различные задачи. Во исполнение названного Федерального закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» от 11 декабря 1995 г. N 1210. Но этим Постановлением зона вооруженного конфликта (пространственные пределы) не устанавливалась. Было продублировано положение о том, что к зоне, на которую распространялось действие Закона «О дополнительных гарантиях и компенсациях…», отнесена вся территория ЧР, и предоставлено право руководителям ведомств относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории ЧР. Таких совместных решений не принималось. Буквальное толкование п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 не позволяет говорить об установлении Правительством Российской Федерации территориальных пределов зоны вооруженного конфликта. Безусловно, абсурдна сама по себе декларация действия на части территории Российской Федерации (на территории ЧР) одного из федеральных законов. Но содержание п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 вполне вписывается в рамки цели распространения статуса «военнослужащих, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта» на всех военнослужащих, находящихся в Чечне, вне зависимости от выполняемых ими задач. Таким образом, с принятием Федерального закона от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 законодательством были установлены два основания для признания участия в вооруженном конфликте и предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 (в редакции от 21 июля 1993 г.): 1) для военнослужащих, выполняющих задачи, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360, — независимо от территории выполнения этих задач; 2) для военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской
Федерации, выполняющих задачи, которые не были предусмотрены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360, — на территории ЧР. Правительством Российской Федерации 26 декабря 2001 г. было принято Постановление «О зонах вооруженных конфликтов» N 896. Однако внимательное прочтение содержания п. 1 данного Постановления Правительства Российской Федерации вовсе не говорит о том, что Правительство Российской Федерации устанавливало пространственный предел зоны вооруженного конфликта в ЧР, оно в очередной раз отнесло выполнение военнослужащими и другими указанными лицами любых задач к «выполнению задач в зоне вооруженного конфликта». Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 был признан утратившим силу п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360. Таким образом, до вступления в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 выполнение задач, перечисленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1993 г., вне территории ЧР являлось выполнением задач в условиях вооруженного конфликта. Утрата силы п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 не означает, что ранее выполнявшие эти задачи военнослужащие перестали иметь статус «военнослужащих, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта». Действие п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 являлось правовой основой для отнесения выполнения указанных этим Постановлением задач военнослужащими ФПС России вне пределов ЧР в 1994 — 2000 гг. к «выполнению задач в условиях вооруженного конфликта». Поэтому военнослужащие ФПС России, выполнявшие на территории Республики Дагестан и на территории Республики Ингушетия в 1994 — 2000 гг. задачи, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360, на законных основаниях пользовались льготами и компенсациями, предусмотренными Законом «О дополнительных гарантиях и компенсациях…». Учитывая изложенное, следует сделать вывод о том, что до настоящего времени в законодательстве не существовало и не существует нормативного правового акта, устанавливающего зону вооруженного конфликта в ЧР (пространственные пределы зоны вооруженного конфликта). Являются ошибочными выводы судебных органов Российской Федерации (Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 9 января 2003 г. N КАС02-645, Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2006 г. N 5Н-297/05) об установлении Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 или Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 зоны вооруженного конфликта в пределах территории ЧР. Нельзя согласиться и с выводом о том, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 изложен исчерпывающий перечень местностей и периодов времени выполнения военнослужащими задач в условиях вооруженного конфликта. На ошибочность такого толкования указано в Обзоре, подготовленном отделом обобщения судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с предоставлением дополнительных льгот и компенсаций военнослужащим и приравненным к ним лицам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участникам боевых действий и контртеррористических операций, подготовленный 26 мая 2003 г. отделом обобщения судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (www. supcourt. ru/courts_detale. php? >. Оперативную зону будут занимать резерв, группировки тыла и технического обеспечения. Таким образом, построение оперативного объединения (фронта) имеет значительную глубину, а в вооруженном конфликте участвуют не только военнослужащие, находящиеся в тактической зоне, но и находящиеся в оперативной зоне. ——————————— См.: Военный энциклопедический словарь / Гл. ред. Н. В. Огарков. М., 1984. С. 279, 787 — 788.

Не все военнослужащие могут и должны непосредственно участвовать в боях, так как существует необходимость выполнения и иных задач (вспомогательных, обеспечивающих), без выполнения которых действия основных элементов боевого порядка затруднительны. Дальность действия вооружения позволяет наносить удары по противнику из глубины обороны, а выполнение задач обеспечения выполнять удобнее вне зоны воздействия основных средств противника. Если рассматривать замысел действий российских войск в 1994 — 1996 гг., то можно его сформулировать как действия нескольких ударных группировок по разгрому противника, при одновременном прикрытии труднодоступных горных направлений. В последующем эта задача трансформировалась в задачу прикрытия границ ведения боевых действий вдоль административной границы ЧР. Таким образом, в действиях по разоружению НВФ принимали участие не только военнослужащие, находящиеся непосредственно на территории ЧР, но и военнослужащие, находящиеся в соседних субъектах Российской Федерации. Боевики НВФ не рассматривали административные границы как препятствие для своих действий против федеральных войск и не рассматривали как зону своих действий только территорию ЧР. Примеры вооруженных столкновений за пределами ЧР многочисленны. Наиболее известные из них — рейды в Буденновск и в Кизляр. Противоестественно положение, когда Правительство Российской Федерации диктует военным (устанавливая зону вооруженного конфликта), где размещать силы и средства и где вести боевые действия. На решение о выполнении боевой задачи влияют и силы противника, и наличие своих сил и средств, и условия местности, и время года, и состояние погоды и т. д. Только военные могут определить, сколько и каких средств необходимо для выполнения задачи в данных условиях, где и как их разместить, каким способом и в каком порядке добиваться достижения поставленной задачи. Правительство Российской Федерации таких решений принять не может и делать этого не должно в силу своих полномочий. Войной должны заниматься военные, а не чиновники. И определять, кто принимает участие в боевых действиях, а кто нет, должны военные, а не чиновники. Понимание изложенного выше вызвало у законодателя необходимость формулирования сложного определения участников боевых действий во время Чеченской кампании 1994 — 1996 гг. Внесение изменений в Закон «О ветеранах» осуществлялось уже после принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 26 декабря 2001 г. N 896. Учитывая изложенную в нем позицию, законодатель посчитал необходимым указать на то, что к участию в боевых действиях относится выполнение задач в условиях вооруженного конфликта. Но не всякого конфликта, а конфликта именно в ЧР и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации. При этом была дана ссылка на то, что и ЧР, и прилегающие к ней территории Российской Федерации должны быть отнесены к зоне вооруженного конфликта. Последнее уточнение следует считать результатом ошибки нормотворческой техники. Об этом свидетельствует и порядок построения рассматриваемого определения. На первое место в нем ставится «выполнение задач в условиях вооруженного конфликта», т. е. то требование, которое содержалось в п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360. Затем следует уточнение, о каком вооруженном конфликте идет речь — «в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации». Этим вооруженный конфликт в Чечне отделяется от иных вооруженных конфликтов, которые имели место в Республике Таджикистан, в Абхазии, в Приднестровье и т. п. Для устранения ошибок в применении законодательства, касающегося вопросов определения факта участия военнослужащих в вооруженных конфликтах, необходимо изменение судебной практики и принятие высшими судебными органами страны разъяснения, соответствующего фактическим и юридическим обстоятельствам прошедших событий. Во избежание подобных ошибок в будущем необходимо исключить из нормативных правовых актов упоминания о «зоне вооруженного конфликта». При этом необходимо сохранить существующий порядок установления перечня воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта, и оформление периодов фактического выполнения задач в условиях вооруженного конфликта приказами командиров частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.