Лицензирование страховой деятельности. На какой срок выдается лицензия на страхование

Лицензирование страховой деятельности

Лицензирование страховой деятельности

Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.

Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.

Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.

Лицензирование деятельности страховых организаций

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела Федеральной службой страхового надзора (ФССН) при Министерстве финансов РФ.

Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» от 29.03.94 г. № 251 (с изм. и доп. от 19.06.98 г., 03.10.2002 г., 14.10.2005 г.) и Приказом Минфина РФ «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, предоставляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» от 11.04.2006 г. N° 60н.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Лицензия выдастся по установленной форме и содержит следующие реквизиты:

  • наименование юридического лица-страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
  • наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;
  • территория, на которой страховщик и его филиалы намерены осуществлять страховые операции;
  • подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью;
  • регистрационный номер по государственному реестру страховщиков;
  • номер лицензии и дата ее выдачи.
  • Срок действия лицензии на проведение страховой деятельности не имеет ограничения, если это специально не предусмотрено при выдаче.

    Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии предоставляет в ФССН следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • учредительные документы;
  • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица;
  • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа;
  • сведения о составе акционеров (участников);
  • документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  • документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
  • сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре);
  • сведения о страховом актуарии;
  • правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
  • расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования.
  • Для получения лицензии на осуществление перестрахования соискатель лицензии обязан предоставить в ФССН указанные документы, за исключением сведений о страховом актуарии, правил страхования, расчетов страховых тарифов.

    Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:

    • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    • учредительные документы соискателя лицензии — юридического лица;
    • образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
    • документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера — индивидуального предпринимателя.
    • Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют ФССН об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

      В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, ФССН прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

      При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, ФССН выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.

      ФССН рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых для получения лицензии документов. О принятии решения ФССН обязана сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

      Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить:

    • несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации;
    • использование соискателем лицензии — юридическим лицом обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела;
    • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
    • наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;
    • необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодател ьства;
    • наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
    • несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела — юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
    • Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

      Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела, как уже упоминаюсь, выдается без ограничения срока се действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более 3 лет по желанию соискателя лицензии. Кроме этого, временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.

      За рассмотрение и выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ. Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

      Следует отметить, что к компетенции ФССН в части лицензирования деятельности страховых организаций относятся дача предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии, на осуществление страховой деятельности. Основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении лицензии является невыполнение предписания, которое дается органом страхового надзора субъектам страхового дела.

      Предписанием является письменное указание ФССН и (или) территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок, т.е. по сути, это распоряжение об устранении страховщиком в установленный срок выявленных у пего нарушений. Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности за:

    • осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с Законом;
    • несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
    • несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
    • нарушение установленных требований о представлении отчетности в Минфин России и (или) территориальный орган страхового надзора отчетности;
    • непредставление в срок документов, затребованных Минфином России и (или) территориальным органом страхового надзора;
    • установление факта представления недостоверной информации в Минфин России и (или) в территориальный орган страхового надзора;
    • несообщение в установленный срок в Минфин России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
    • иные нарушения.
    • Предписания направляются органом страхового надзора субъектам страхового дела; организации, получившие предписания, должны исправить выявленные нарушения в установленный срок и известить об этом контролирующий орган. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке установленном законодательством.

      Приостановление действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

      Решение об ограничении или приостановлении действия лицензии в обязательном порядке подлежит опубликованию в печатном органе, который определяется ФССН, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Соответственно, решение сообщается и страховщику в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня вступления его в силу с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

      Представление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии.

      Закон о страховании

      Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ»

      Статья 32.5. Действие лицензии

      Дата нормативного акта: 27.11.1992
      Дата последней редакции: 30.10.2009
      Наименование законодательного акта: Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ»

      1. Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных настоящим Законом, и действует со дня ее получения субъектом страхового дела. Лицензия не подлежит передаче другим лицам.

      2. Временная лицензия может выдаваться на срок:

      указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;

      от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

      3. Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством.

      В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

      4. Действие лицензии прекращается в случае прекращения деятельности субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя, ликвидации или реорганизации субъекта страхового дела — юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения или выделения. Действие лицензии субъекта страхового дела — юридического лица, к которому присоединяется или из состава которого выделяется другое юридическое лицо, не прекращается.

      5. Действие лицензии субъекта страхового дела — юридического лица, созданного в порядке реорганизации в форме преобразования, не прекращается при условии соответствия вновь возникшего юридического лица требованиям законодательства Российской Федерации. Орган страхового надзора обязан заменить бланк лицензии субъекту страхового дела — юридическому лицу, созданному в порядке реорганизации в форме преобразования, в течение десяти рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона.

      Лицензирование деятельности страховых организаций

      Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела ФСФР России.

      Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен в гл. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона о страховании постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1227 «Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и приказом Минфина России от 11 апреля 2006 г. № 60н «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела».

      Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Лицензия выдается по установленной форме и содержит определенные реквизиты (рис. 5.1).

      Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально нс предусмотрено при выдаче.

      Для получения лицензии на осуществление добро вольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в ФСФР России следующие документы:

    • • заявление о предоставлении лицензии;
    • • учредительные документы;
    • Рис. 5.1. Основные реквизиты лицензии на осуществление страховой деятельности

    • • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица;
    • • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа;
    • • сведения о составе акционеров (участников);
    • • документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
    • • документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
    • • сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре);
    • • сведения о страховом актуарии;
    • • правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
    • • расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
    • • положение о формировании страховых резервов;
    • • экономическое обоснование осуществления видов страхования.
    • Для получения лицензии на осуществление перестрахования соискатель лицензии обязан представить в ФСФР России вышеуказанные документы, за исключением сведений о страховом актуарии, правил страхования, расчетов страховых тарифов.

      Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы:

    • • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    • • учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;
    • • образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
    • • документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.
    • Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют ФСФР России об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

      Следует обратить внимание на особенности правового положения страховых организаций с участием иностранного капитала. Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

      В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, ФСФР России прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

      При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, ФСФР России выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.

      Федеральная служба страхового надзора рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых для получения лицензии документов. О принятии решения ФСФР России обязана сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

    • • несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ;
    • • использование соискателем лицензии – юридическим лицом полностью обозначения индивидуализирующего другой субъект страхового дела;
    • • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
    • • наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;
    • • необеспеченно страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодательства;
    • • наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
    • • несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица но вине учредителя соискателя лицензии.

    Об отказе в выдаче лицензии ФСФР России сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

    Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела выдается без ограничения срока ее действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более чем три года по желанию соискателя лицензии. Кроме этого временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.

    Следует отметить, что к компетенции ФСФР России в части лицензирования деятельности страховых организаций относится дача предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности. Основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении лицензии является невыполнение предписания, которое дастся органом страхового надзора субъектам страхового дела.

    Предписанием является письменное указание ФСФР России, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок, т.е., по сути, это распоряжение об устранении страховщиком в установленный срок выявленных у него нарушений. Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности:

  • а) за осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков, в соответствии с Законом;
  • б) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
  • в) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
  • г) нарушение установленных требований о представлении в ФСФР России отчетности;
  • д) непредставление в срок документов, затребованных ФСФР России;
  • е) установление факта представления в ФСФР России недостоверной информации;
  • ж) несообщение в установленный срок в ФСФР России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
  • з) иные нарушения.
  • Предписания направляются ФСФР России субъектам страхового дела. Соответственно организации, получившие предписания, должны исправить выявленные нарушения в установленный срок и известить об этом контролирующий орган. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном законодательством.

    Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по определенным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

    Решение об ограничении или приостановлении действия лицензии в обязательном порядке подлежит опубликованию в печатном органе, который определяется ФСФР России, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Соответственно сообщается и страховщику в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления такого решения в силу с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

    Представление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии.

    На какой срок выдается лицензия на страхование

    &nbsp Лицензирование страховой деятельности

    Приказ Руководителя Государственного страхового надзора Российской Федерации от 12 октября 1992 #02-02/4

    Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации

    I. Общие положения
    1.1. Настоящие Условия разработаны в соответствии с Положением о Государственном страховом надзоре Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1992 года #808.
    1.2. Лицензирование страховой деятельности осуществляется Государственным страховым надзором Российской Федерации (далее по тексту Страховой надзор) в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и Государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.
    1.3. Под страховой деятельностью, порядок лицензирования которой определяют настоящие Условия, понимается деятельность страховых организаций (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых премий для выплаты страховых сумм и страховых возмещений по договорам страхования.
    1.4. Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии в соответствии с настоящими Условиями.
    1.5. Настоящие Условия являются едиными для всей территории Российской Федерации.
    1.6. Особые условия лицензирования отдельных видов страховой деятельности устанавливаются специальными правилами Страхового надзора.

    II. Лицензия
    2.1. Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение конкретного вида (конкретных видов) страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
    Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.
    Лицензия выдается по установленной форме (Приложение 1.1-а) и содержит следующие реквизиты:
    — наименование страховой организации, владеющей лицензией, ее юридический адрес;
    — наименование вида страховой деятельности, на проведение которого имеет право страховая организация, и территория, на которой она имеет право проведения этой страховой деятельности;
    — номер и дату решения Страхового надзора о выдаче лицензии;
    — подпись Руководителя (его заместителя) и гербовую печать Страхового надзора;
    — регистрационный номер по государственному реестру страховых организаций.
    Лицензия на проведение страховой деятельности, если это специально не предусмотрено, не имеет ограничения по сроку деятельности.
    2.2. В случае, если отсутствует необходимая информация, позволяющая достоверно оценить страховой риск, страховой организации может быть выдана временная лицензия, в которой помимо реквизитов, перечисленных в пункте 2.1., указывается срок, на который она выдана.
    Действие договоров страхования, заключенных на условиях временной лицензии, не может выходить за пределы срока действия временной лицензии.
    2.3. Лицензии выдаются на проведение следующих видов страховой деятельности:
    2.3.1. по личному страхованию — (1) страхование жизни, (2) страхование от несчастных случаев, (3) медицинское страхование.
    2.3.2. по имущественному страхованию — (4) страхование средств наземного транспорта, (5) страхование средств воздушного транспорта, (6) страхование средств водного транспорта, (7) страхование грузов, (8) страхование других видов имущества, кроме перечисленных (4),(5),(6),(7) и (9) страхование финансовых рисков.
    2.3.3. по страхованию ответственности — (10) страхование кредитов, (11) страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, (12) страхование иных видов ответственности.
    2.3.4.(13) по перестрахованию.
    2.3.5. по видам обязательного страхования, если право на такую страховую деятельность не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации или действующим законодательством.

    III. Владельцы лицензий
    3.1. Лицензия на проведение страховой деятельности может быть выдана любой страховой организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, при соблюдении требований, предъявляемых настоящими Условиями.
    3.2. Для получения лицензии на право проведения страховой деятельности страховая организация должна обладать денежными средствами, внесенными в уставной капитал: в сумме не менее 2,0 млн рублей, а также дополнительно денежными средствами, величина которых зависит от видов страховой деятельности, в следующих размерах (В процентах от суммы страховой премии, планируемой на первом году деятельности страховой организации):
    А. по видам страховой деятельности (1) — не менее 3 процентов от суммы страховой премии, планируемой на первом году деятельности страховой организации; Б. по видам страховой деятельности (2),(3),(4),(7),(8),(11) — не менее 5 процентов; В. по видам страховой деятельности (5), (6), (9), (10) — не менее 8 процентов; Г. по видам страховой деятельности (12), (13) — не менее 12 процентов.
    Если страховая организация подает документы для получения лицензии на проведение различных видов страховой деятельности, величина уставного капитала исчисляется раздельно по страхованию жизни и иным видам страховой деятельности. При этом размер уставного капитала исчисляется исходя из максимального процента, установленного для его определения, по виду страховой деятельности, включенному в план деятельности страховой организации.
    Максимальный объем ответственности по отдельному риску не может превышать 10 процентов от суммы собственных средств, а максимальный объем ответственности по пяти наиболее крупным рискам — двухкратной суммы собственных средств.
    3.3. В случае перерегистрации страховой организации ранее выданная лицензия прекращает свое действие со дня регистрации внесенных изменений в учредительные документы страховой организации.
    Страховщик при этом обязан уведомить Страховой надзор об изменениях, внесенных в устав, иные учредительные документы, в течение 15 дней со дня их регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством (Приложение 2).

    IV. Порядок выдачи лицензий на проведение страховой деятельности
    4.1. Для получения лицензии страховая организация обращается в Страховой надзор с заявлением установленной формы (Приложение 3), в котором должны быть указаны:
    — полное наименование страховой организации, его юридический адрес;
    — состав учредителей;
    — состав руководителей страховой организации, включая Главного бухгалтера и руководителя ревизионной службы (Приложение 4);
    — размеры оплаченного уставного Капитала и других свободных активов (Приложение 5);
    — виды страховой деятельности, по которым представлены документы на лицензирование;
    — территория, на которой будет проводиться страховая деятельность;
    — наименование и юридический адрес банка (банков), в котором открыты счета страховой организации.
    К заявлению прилагаются:
    а) устав, который содержит следующие положения: организационно-правовую форму; полное и сокращенное наименование страховой организации и ее местонахождение; предмет и цели ее деятельности; размер уставного фонда; порядок распределения прибыли; виды фондов, порядок их образования и использования; управляющие органы организации и их компетенция; порядок принятия решений; порядок прекращения деятельности организаций; порядок публикации годовых отчетов, балансов прибылей и убытков страховой организации; порядок осуществления текущего контроля за деятельностью страховой организации и осуществления аудита.
    б) копия свидетельства о регистрации;
    в) справка кредитного учреждения о размере оплаченного уставного фонда, наличии средств на счете организации, в том числе запасных, резервных, и других фондов;
    г) бизнес-план на 3 года по лицензируемому виду страховой деятельности, содержащей прогноз развития страховых операций с указанием: количества страховых полисов; суммы страховой премии; суммы выплат страхового возмещения или страховых сумм; размеров образуемых технических резервов и резервов по страхованию жизни; иных страховых и прочих фондов; затрат на проведение страховой деятельности, включая комиссионное вознаграждение за размещение страховых полисов; максимальной ответственности по индивидуальному страховому риску; предполагаемого размера прибыли.
    д) расчет страховых тарифов по видам иным, чем страхование жизни;
    е) экономическое обоснование структуры и размеров страховых тарифов по страхованию жизни;
    ж) план размещения страховых резервов;
    з) баланс страховой организации на момент подачи документов на лицензирование;
    и) условия (правила) страхования содержащие: определение круга субъектов договора страхования (страхователи, застрахованные) и ограничения по заключению договора страхования; определение объектов страхования; определение перечня страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховой организации по выплате страхового возмещения, страховой суммы (основные и дополнительные условия); тарифы страховых премий; максимально (минимально) возможные страховые суммы по страховым полисам; максимальный (минимальный) срок страхования; порядок заключения страховых полисов и уплаты страховой премии; взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате страхового возмещения, страховых сумм; порядок рассмотрения претензий по договору страхования;
    К условиям страхования должны быть приложены образцы форм договоров (полисов).
    Если организация уже имеет лицензии на страховую деятельность, то для получения лицензии на новый вид страховой деятельности представляются документы, указанные в п. 4.1. кроме пунктов «а)» и «б)».
    4.2. Страховые организации несут ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование.
    4.3. Страховой надзор Российской Федерации рассматривает заявления страховых организаций о выдаче лицензий на проведение страховой деятельности в срок, не превышающий 60 дней со дня приема документов на лицензирование.
    Документы, не отвечающие требованиям, перечисленным в п. 4.1, на лицензирование не принимаются.
    4.4. Страховой организации, сдавшей документы на лицензирование, выдается справка по установленному образцу (Приложение 6).
    4.5. Страховой надзор несет ответственность за сохранность документов, представленных страховой организацией на лицензирование, и неразглашение информации, указанной в перечисленных документах.
    4.6. За выдачу лицензии на проведение страхования взимается плата в сумме 50 тыс. рублей.
    В случае внесения изменений, касающихся наименования, организационно-правовой формы, юридического адреса страховой организации взимается плата в размере 5 тыс. руб. за переоформление лицензии.
    4.7. При отказе в выдаче лицензии Страховой надзор России сообщает в письменном виде страховой организации причины отказа.

    V. Контроль за использованием лицензии
    5.1. Действие лицензии может быть приостановлено в следующих случаях:
    — задержки начала деятельности страховой организации более, чем на один год с даты выдачи лицензии;
    — осуществления страховых операций, не предусмотренных лицензией;
    — нарушения и отклонения в деятельности страховой организации, связанные с образованием и использованием (размещением) страховых фондов и резервов;
    — снижения ниже установленного (принятого) в расчетах обоснования тарифов уровня страховых тарифов по видам страховой деятельности, иным чем страхование жизни;
    — изменения без согласования с Страховым надзором страховых тарифов по страхованию жизни;
    — несоблюдение страховой организацией гарантий платежеспособности;
    — систематического невыполнения страховщиком обязательств по договору страхования;
    — отказа страховой организации предоставить необходимые документы, затребованные Страховым надзором, связанные с проведением страховой деятельности данной организации;
    — установления факта предоставления недостоверной или умышленно искаженной страховщиком информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии;
    — несообщения в установленные сроки факта изменения устава Страховому надзору.
    Во всех случаях действие лицензии приостанавливается для доведения такого решения Страховым надзором Российской Федерации до страховой организации.
    5.2. Страховой надзор России имеет право отозвать лицензию в случае неустранения в установленные Страхнадзором сроки обстоятельств, явившихся основанием для приостановления лицензии.
    Лицензия прекращает свое действие после принятия Страховым надзором такого решения.
    Решение о приостановлении или отзыва лицензии, а также о восстановлении лицензии, Страховой надзор Российской Федерации сообщает в письменном виде страховой организации, и публикует указанные решения в средствах массовой информации.
    5.3. При ликвидации или реорганизации страховых организаций лицензия возвращается в Страхнадзор России, а запись в реестре аннулируется.

    VI. Заключительные положения
    6. Страховой надзор ежемесячно публикует данные о страховых организациях, которым выданы лицензии на проведение страховой деятельности с указанием:
    — наименования страховой организации;
    — места нахождения;
    — даты выдачи лицензии;
    — номера лицензии;
    — видов страховой деятельности, разрешенных лицензией.
    7. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, изготавливаются типографским способом.
    Учет и хранение бланков лицензий осуществляются Страховым надзором Российской Федерации.
    8. Страховая организация имеет право обжаловать действия Страхового надзора Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Порядок введения в действие
    «Условий лицензирования страховой деятельности
    на территории Российской Федерации»
    В соответствии с Положением о Государственном страховом надзоре Российской Федерации устанавливается следующий порядок введения в действие «Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации»:
    1. «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» вводятся в действие с 1 ноября 1992 года.

    2. Лицензии, выданные страховым организациям на основании Временного положения о порядке лицензирования страховой деятельности на территории РСФСР от 10 июня 1991 года, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации, действительны до замены их лицензиями нового образца.

    3. Страховые организации, имеющие лицензии на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации, в течение двух лет со дня опубликования в печати «Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» обязаны привести организационные, правовые, финансовые стороны своей деятельности в соответствие с требованиями настоящих Условий и обратиться в Госстрахнадзор России для получения лицензии нового образца.

    4. При установлении на основе отчетов, материалов, проверок, жалоб и другой информации нарушений страховыми организациями страхового законодательства и необеспечении ими устойчивости страховых операций Госстрахнадзор России вправе предложить им получение новой лицензии с учетом требований настоящих Условий.

    5. Организации, не имеющие по состоянию на 1 января 1993 года лицензии, не обладают правом осуществления страховой деятельности на территории Российской Федерации.

    Действие лицензии

    Комментарий к статье 32.5 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Действие лицензии

    1. Лицензия выступает в качестве индивидуализированного документа, устанавливающего исключительность прав конкретного субъекта на осуществление страховой деятельности. В этой связи она является именным документом и позволяет реализовывать определенные ею виды страхования только субъекту, на имя которого она выдана. Именной характер разрешения свидетельствует о возможности ее использования лишь конкретно определенным субъектом и запрещает передачу соответствующих правомочий иным лицам. Положения п. 1 настоящей статьи устанавливают общий запрет на передачу лицензии другим лицам, не допуская каких-либо исключений из данного правила. Однако действие лицензии предполагает необходимость определения круга субъектов, которые могут ее использовать. Так, наряду с самим страховщиком — юридическим лицом, применение лицензии допускается его филиалами и представительствами. Поскольку указанные субъекты не являются юридическими лицами и не имеют собственного правового статуса, то их деятельность регламентируются страховщиком и осуществляется в соответствии с выданной ему лицензией. Особенности получения лицензий дочерними, зависимыми компаниями, а также иными субъектами, в том числе обществами взаимного страхования, составляют предмет правового регулирования специальных норм настоящего Закона и рассматривается в рамках комментария к указанным правовым предписаниям.

    Лицензия представляет собой разрешение органа государственной власти на осуществление отдельных видов деятельности, в данном случае страхования. Такие разрешения могут быть классифицированы по сроку и периоду их действия на постоянные и временные.
    По общему правилу лицензия является бессрочным документом, хотя на практике все чаще встречаются иные правила, устанавливающие определенный период ее действия. Пункт 1 настоящей статьи прямо предусматривает, что лицензия на осуществление страховой деятельности не имеет срока действия, т.е. является постоянной и не ограничена во времени. В течение всего периода осуществления деятельности по соответствующим видам страхования в соответствии с требованиями действующего законодательства лицензия сохраняет свое действие. Прекращение ее действия допускается лишь по решению уполномоченного органа при наличии обстоятельств для ее аннулирования.

    Положения настоящего Закона могут предусматривать иные, отличные от общих правила, в том числе и в части определения срока действия лицензии, что позволяет говорить о временном характере такого разрешения. Так, например, Приказом Федеральной службы страхового надзора от 7 февраля 2011 г. N 53 «О выдаче временной лицензии на осуществление дополнительных видов страхования ООО «Страховой центр «СПУТНИК» выдана временная лицензия сроком на 3 года на осуществление дополнительных видов страхования — страхования средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), грузов, средств воздушного транспорта и гражданской ответственности их владельцев.

    2. Случаи выдачи временной лицензии определяются настоящим Законом. В частности, перечень таких случаев регламентирован п. 2 настоящей статьи. К ним относятся:

  • заявление страховщика о намерении осуществлять отдельные виды страхования в течение определенного периода времени. Лицензия в данном случае выдается на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;
  • отсутствие информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством. Лицензия в таких ситуациях выдается на срок от одного года до трех лет.
  • Закон может устанавливать и иные случаи выдачи временной лицензии. По общему правилу срок действия такой лицензии не превышает трех лет. Однако на практике зачастую срок действия временной лицензии в значительной степени превышает установленный предел. Подобная ситуация обусловлена предписаниями п. 3 настоящей статьи, которая устанавливает возможность продления срока действия лицензии, т.е. сохранение возможности осуществления указанных в ней видов деятельности на протяжении нового срока, на который выдавалась лицензия. Срок продления лицензии по общему правилу приравнивается к первичному сроку ее действия. Исключения из общего правила могут быть предусмотрены в отдельных случаях действующим законодательством, причем в данном случае закон относит решение этого вопроса исключительно к компетенции страхового законодательства.

    3. Независимо от характера и срока действия лицензии ее действие начинается с момента получения разрешения соискателем, т.е. с момента ее фактической передачи страховщику. Таким образом, в качестве юридического факта, порождающего возможность осуществления страховой деятельности, выступает специальный страховой состав, включающий в себя: решение уполномоченного органа о выдаче лицензии индивидуально определенному страховщику, а также получение лицензии ее соискателем. Отсутствие хотя бы одного из элементов юридического состава не порождает права на осуществление страховой деятельности, несмотря на то, что закон непосредственно связывает такую возможность именно с фактом выдачи лицензии страховщику.

    Положения настоящей статьи регламентируют и специальные основания прекращения действия временной лицензии, которые фактически являются дублированием общих предписаний закона, поскольку воспроизводят общие основания. Так, предусмотренное п. 3 настоящей статьи основание отказа в продлении срока действия лицензии является общим основанием отказа в выдаче лицензии. Однако состав таких оснований в данном случае является усеченным, поскольку отражает лишь одно положение — установление нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, совершенного в период действия лицензии, которое не устранено в установленный срок. Указанное положение является лишь одним из требований в системе предписаний соблюдения принципа законности в деятельности страховщиков. Однако сущность указанного основания свидетельствует о его комплексном характере, который позволяет в рамках одного требования объединить несколько оснований, поскольку все они связаны с нарушением требований действующего законодательства, в первую очередь настоящего Закона. В этой связи ключевым в применении на практике указанного положения является факт неустранения или несвоевременного устранения выявленного нарушения, т.е. сознательное допущение нарушения субъектом страхового дела. Поскольку такой субъект не соблюдает требования действующего законодательства, он не может осуществлять страховую деятельность, т.к. ее реализация будет противоправной. В этой связи Федеральная служба по финансовым рынкам обязана отказать в продлении срока действия лицензии. Однако ничто не мешает субъекту после устранения выявленного нарушения и приведения в соответствие с требованиями законодательства деятельности такого субъекта обратиться за выдачей как временной, так и постоянной лицензии на осуществление соответствующих видов страхования.

    4. Наряду с отказом в продлении срока действия лицензии Закон предусматривает и возможность прекращения ее действия. Основания прекращения лицензии напрямую зависят от вида лицензии: постоянная или временная. Так, наиболее распространенным основанием прекращения действия временного разрешения является истечение срока, на который выдавалась лицензия. Однако наряду с этим положением страховщик может в добровольном порядке отказаться от лицензии, например, в случае прекращения страховой деятельности, лицензия может быть аннулирована решением органа государственной власти и т.п. Особенностью предписаний настоящей статьи выступает их фрагментарность. Так, в качестве единственного основания прекращения действия лицензии п. 4 предусматривает прекращение деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также ликвидация и реорганизация юридического лица. Таким образом, прекращение действия лицензии всегда связывается с утратой субъектом страхового дела дееспособности в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Утрата возможности осуществления предпринимательской деятельности влечет за собой и невозможность использования лицензии на осуществление обязательного или добровольного страхования, т.е. влечет прекращение ее действия.
    Однако в случае реорганизации юридического лица отдельные субъекты сохраняют свою правосубъектность. Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

    Слияние — это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое лицо, т.е. ранее существовавшие субъекты утрачивают свой статус, а соответственно, и лицензию на осуществление страховой деятельности. Образованное на их основе юридическое лицо вправе обратиться за выдачей лицензии на данный вид деятельности в общем порядке.

    Разделение — это прекращение деятельности одного юридического лица путем его разделения на два новых юридических лица, которые получаются в результате реорганизации. При реорганизации разделения юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При этом в разделительном балансе при реорганизации путем разделения должно указываться, в какой степени каждое вновь создаваемое юридическое лицо принимает обязанности и права, а также долги и обязательства предприятия, которое существовало до реорганизации путем разделения. Несмотря на указанное правопреемство, лицензия реорганизованного субъекта не может быть передана ни одному из вновь образованных, в связи с чем она прекращает свое действие в силу отсутствия субъекта, которому она была выдана, поскольку лицензия является именным документом и не подлежит передаче третьим лицам.

    Реорганизация в форме преобразования — преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы). При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. Таким образом, субъект, получивший лицензию на осуществление страховой деятельности, прекращает свое юридическое существование, что влечет за собой и прекращение действия лицензии ввиду отсутствия субъекта, которому она была выдана.

    Исключение из общего правила составляют две формы реорганизации юридических лиц, которые сохраняют правосубъектность одного из реорганизуемых юридических лиц: присоединение и выделение. На их исключительный характер прямо указывают предписания настоящей статьи.

    Реорганизация в форме присоединения — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом. Таким образом, общество к которому присоединяются реорганизуемые юридические лица, сохраняет свою правосубъектность в полном объеме. При использовании данной формы реорганизации следует учитывать, что лицензия на осуществление страховой деятельности сохраняет свое действие лишь в случае, если она была выдана субъекту, к которому осуществляется присоединение. Если же лицензия выдавалась присоединяемому субъекту, то она прекращает свое действия, несмотря на то, что ГК РФ прямо предусматривает переход всех прав и обязанностей к правопреемнику.

    Сохранение действия лицензии реорганизованного в порядке присоединения юридического лица возможно лишь при условии его соответствия требованиям действующего законодательства, в первую очередь настоящего Закона. Так, например, если в процессе реорганизации страховщик присоединяется в обществу с ограниченной ответственностью, созданному в общем порядке и осуществляющему иные виды деятельности, сохранение действия лицензии невозможно, т.к. такой субъект не соответствует требования настоящего Закона: не имеет необходимого уставного капитала, иных гарантий финансовой устойчивости и т.п. В подобной ситуации субъект утрачивает право на осуществление страховой деятельности, а лицензия прекращает свое действие с момента прекращения юридического лица, которому она была выдана. Если же производится присоединение одного страховщика к другому, осуществляющему аналогичные виды страхования, то действие лицензии может быть сохранено при условии соответствия иным требованиям Закона.

    Поскольку лицензия является именным документом, в процессе реорганизации свидетельствует о внесении изменений в основные сведения о юридическом лице, например, наименование и т.п., то указанные изменения должны быть своевременно внесены в лицензию в целях установления соответствия документа и субъекта, его использующего. В этой связи Закон обязывает Федеральную службу по финансовым рынкам произвести замену бланка лицензии, одновременно внеся в него все необходимые изменения. Однако на практике такая замена производится лишь после завершения процедуры реорганизации юридического лица и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Активная роль в данном процессе принадлежит соискателю лицензии.

    Реорганизация в форме выделения представляет собой создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом. В данном случае действие лицензии сохраняется только в случае, если она выдавалась юридическому лицу, из состава которого производится выделение. Выделяемый субъект в силу того, что он приобретает статус юридического лица лишь с момента государственной регистрации выделения, не может обладать лицензий. Поскольку ранее он не имел возможности обратиться в уполномоченный государственный орган за ее выдачей.

    Положения настоящей статьи направлены на установление и нормативное урегулирование правил преемственности в деятельности страховщиков и обеспечения стабильности данного сегмента рынка.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *