Ликвидация разливов нефти нефтепродуктов. Ликвидация разливов нефти нефтепродуктов

Июн 14, 2019 Законы

Ликвидация разливов нефти нефтепродуктов

В соответствии с законом Российской Федерации разливы нефти и нефтепродуктов являются чрезвычайными ситуациями и их последствия подлежат ликвидации.
Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтяных продуктов должна выполняться многофункциональным комплексом задач, использованием технических средств и реализацией различных методов. Использование технических средств ликвидации разливов нефти независимо от характера аварийного разлива нефтяных продуктов и нефти, первые меры по его устранению направляются на локализацию нефтяных пятен, чтобы избежать дальнейшего распространения и загрязнения соседних участков и уменьшения загрязненных площадей.

Локализация разливов нефтепродуктов и сырой нефти

В водных акваториях средствами локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов являются боновые заграждения. Важными функциями боновых заграждений являются: предотвращение растекания на водной поверхности нефти, уменьшение концентрации нефтепродуктов для облегчения уборки, и траление (отвод) нефти от экологически уязвимых районов.

Заградительные боны подразделяются на: отклоняющие (боны нефтеограждающие БН) – для защиты берега от нефти и нефтепродуктов и ограждение их; сорбирующие (боны сорбирующие БСС) — поглощающие нефть и нефтепродукты; надувные – позволяющие быстро разворачивать их в акваториях; тяжелые надувные – ограждающие танкер у терминала.
После того как разлив нефти удается локализовать, последующим этапом станет ликвидация пролива.

Методы ликвидации разливов нефтепродуктов и сырой нефти

Известно несколько методов локализации разлива нефтепродуктов: термический, механический, биологический, и физико–химический. Главный метод ликвидации пролива нефти — это механический сбор нефтепродуктов. Большая эффективность данного метода достигается в самом начале разлива, в связи с тем, что толщина нефтяного слоя остается большой. Механический сбор затруднен при большой площади распространения, при небольшой толщине слоя нефти, и под воздействием ветра происходит постоянное движение поверхностного слоя. Это затрудняет использование данного метода. Осложнения так же могут возникнуть при очистке от нефтепродуктов портов и верфей, они, как правило, загрязнены различным мусором, досками, щепой и различными предметами плавающими на воде.

Термический метод, применяется при большой толщине нефтяного слоя после загрязнения до начала образования эмульсий с водой. Метод основан на выжигании слоя нефти. Он достаточно хорошо сочетается с другими методами ликвидации разливов.

Механический метод. Примером такого способа может послужить сбор нефтепродукта скиммерами.

Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах. По принципу действия — на пороговые (ПН – пороговый нефтесбрщик), олеофильные (СО- скимер олеофильный), вакуумные (УВМ) и гидродинамические.

Физико-химический метод использует диспергенты и сорбенты и эффективен в случае, когда механический сбор невозможен, к примеру, при маленькой толщине пленки и когда разлившееся пятно нефтепродуктов грозит реальной угрозой экологически уязвимым районам. Сорбенты при соприкосновении с нефтью начинают незамедлительно ее впитывать, период насыщения достигается в первые десять секунд (при условии средней плотности нефтепродуктов). Они образуют комья материала, до максимума насыщенного нефтью.
В случаях движения нефтяного пятна к природоохранным местам, в ход идут диспергенты. Собой они представляют специальные химические, вещества расщепляющие пленку нефти и не позволяют ей распространяться далее. Однако следует учитывать, что диспергенты могут иметь негативное влияние на окружающую среду.

Биологический метод применяется после физико-химического и механического методов при толщине слоя не менее 0,1мм. Технология очистки нефтезагрязненной воды и почвы – биоремедитация, в ее основе лежит использование специальных, микроорганизмов на основе окисления углеводорода или биохимических препаратов. Количество микроорганизмов, способных произвести ассимуляцию нефтяных углеводородов, невелико. В основном это бактерии, представители рода Pseudomonas, и некоторые виды грибков и дрожжей. При достаточной насыщенности воды кислородом и при температуре 15-20% С? эти микроорганизмы способны окислять нефтепродукты со скоростью 2г/кв. м. поверхности воды в день. Однако бактериальное окисление при низких температурах воды происходит медленно и нефтяные продукты остаются в водоемах длительное время – до 50 лет.

Выбирая метод ликвидации разлива нефтепродуктов нужно помнить следующее: при проведении работ по устранению аварии главным является фактор времени, стараясь не нанести наибольший экологический ущерб, чем уже существующий разлив нефти.

Как ликвидировать разлив нефтепродуктов и устранить загрязнения?

В последнее время такие чрезвычайные ситуации участились.

Современные государства проводят политику, цель которой – предупреждение и максимально быстрая ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в связи с чем способам локализации и устранения последствий таких чрезвычайных ситуаций уделяется повышенное внимание. План ликвидации аварийных разливов включает в себя различные методы устранения загрязнений.

Боновые заграждения делятся на:

Вне зависимости от вида, в состав всех боновых заграждений входят:

  1. устройства для крепления бонов к буям и якорям, а также отвечающие за их буксировку.

    Аварийный тип заграждения характеризуется высокой прочностью на разрыв и позволяет буксировать его со скоростью до трех узлов. Такая конструкция также обладает максимальной сопротивляемостью ветру и волнам.

    • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 2,6 тонно/силы;
    • волновая нагрузка – до двух баллов;
    • высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,1 метра.
    • БПП-830:
    • высота всего бона – 830 миллиметров;
    • высота под водой – 580 миллиметров;
    • вес одного погонного метра – 3,5 килограмма;
    • количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
      1. температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;

        Всплывающий тип боновых заграждений (ВБЗ)

        Для того, чтобы облегчить этот процесс, существуют всплывающий тип боновых заграждений. Их ставят один раз и, по мере необходимости, дистанционно выпускают из них воздух. Боны ложатся на дно и не мешают прохождению судов. Как только в них возникает нужда – в них также с берега закачивают воздух, и они всплывают, образуя заданную изначально конфигурацию. Находящийся на дне комплекс имеет длительный срок службы и готов к эксплуатации в любое время дня и ночи в любое время года. ВБЗ можно использовать как в пресной, так и в соленой воде.

        Такие заграждения делятся на:

        Кроме того, ОБЗ используют для локализации пожаров, возникающих на поверхности воды. Это позволяет эффективно ликвидировать возгорание на ограниченном участке.

        Представляет собой две автономных оболочки, соединенных между собой и располагающихся вертикально по отношению друг к другу. Одна из оболочек заполняется воздухом, вторая – водой. Воздушная оболочка находится над водонаполняемой, что дает возможность одновременно формировать как надводное заграждение (воздушная часть), так и подводную юбку (водонаполняемая часть).

      2. воздух нагнетается из воздуходувки, вода – из отвода установленного водомета; возможно заполнение оболочек с помощью компрессора или другого источника воздуха, и насоса (пожарного или балластно-осушительного).

        После того, как разлив нефтепродуктов локализован, с бонопостановщика спускают специальное устройство – скиммер, у которого есть воздушный привод, питаемый от компрессора на борту судна. Скиммер собирает нефтепродукты в водозаполняемую оболочку. Вода в ней вытесняется нефтью. После окончания сбора заграждение можно буксировать к месту утилизации ННП.

      Дамбы

      Для локализации разливов ННП на земляных поверхностях используются различные типы дамб, с обваловками и траншеями для организации отвода нефтепродуктов. Выбор типа дамбы зависит от того, насколько велик розлив, характера местности, времени года и прочих факторов.

    • увеличение объемов добычи нефти;
    • износ основных средство производства, транспортировки и добычи (например, трубопроводов и танкеров);
    • Такая ситуация привела к тому, что отрицательное влияние разливов нефти и нефтепродуктов на экологию становится все более ощутимым и заметным. При этом быстро оценить масштаб экологического вреда достаточно сложно, так как такие загрязнения разрушают многие естественные взаимосвязи и циклы, а также значительно меняют условия среды обитания попадающих под их воздействие живых организмов, накапливаясь в биомассе.

      Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов представляет собой целый комплекс многофункциональных мероприятий с использованием самых разных методик и технических средств. Каким бы ни был характер аварийного разлива ННП (нефти и нефтепродуктов), все мероприятия в первую очередь должны быть направлены на локализацию нефтяной пленки с целью предупреждения её дальнейшего распространения и минимизации размера загрязненной поверхности.

      Любой план локализации и ликвидации аварий, связанных с разливом ННП, предусматривает использование разного рода заграждений.

      Боновые заграждения

    • аварийные заграждения;
    • Разлив нефти на море

    • высота всего бона – 600 миллиметров;
    • высота бона над водой – 200 миллиметров;
    • максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
    • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 3,5 тонна/силы;
    • секция в длину – 10 или 15 метров;
    • высота бона над водой – 350 миллиметров;
    • Такие заграждения используют для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водах в случае быстрых течений (затоны, водохранилища, портовые акватории и реки). Их также применяют для ограждения судов различного назначения при заливе топлива и при погрузках танкеров.

  • заграждение разворачивают с установленной на судне – постановщике бонов вьюшки, одновременно заполняя обе оболочки соответствующим содержимым;
  • нет нужды в дополнительных емкостях для сбора разлившейся нефти; выполняющая роль балласта водонаполняемая оболочка одновременно служит для сбора ННП.
  • Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов при авариях на ОПО на территории и континентальном шельфе

    Вы здесь

    Данная услуга выполняется «ЭКОСПАС» непосредственно с возникновением ЧС(Н) на любом из опасных производственных объектов в составе нефтегазового комплекса (НГК) во всех субъектах Российской Федерации. При этом, услуга может выполняться в зоне ЧС(Н) как на сухопутной части территории РФ, так и на континентальном шельфе.

    В соответствии с ПП РФ №240 от 15 апреля 2002 г. время локализации разлива не должно превышать 4 часов при разливе в акватории, 6 часов — при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.

    В целях выполнения указанных оперативных требований наша компания имеет 45 профессиональных аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ. Состав и оснащенность профессиональных АСФ(Н) позволяют выполнить все виды работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, соответственно АРН и ЧС(Н), в указанные выше сроки. Свидетельство на право проведения работ на внутренних водах (за исключением на внутреннем море) и на суше действительно до 30 октября 2017 года.

    Аттестованные специалисты профессиональных АСФ(Н) имеют достаточную практику применения современных технологий при проведении аварийно-спасательных и газоспасательных работ, в том числе технологий по локализации АРН и ликвидации ЧС(Н).

    Важным аспектом в пользу заключения с нашей компанией договоров на оказание услуги по локализации АРН и ликвидации ЧС(Н) является количество развернутых подразделений АСФ(Н) и системный подход в обеспечении различной временной готовности аттестованных спасателей, техники и специального оборудования ЛРН к выдвижению в районы вероятных ЧС(Н).

    При этом, часть спасателей, нацеленных на применение в первом эшелоне, находятся круглосуточно в 30-минутной готовности к выдвижению в районы вероятных ЧС(Н). В интересах обеспечения работ по освоению месторождений на континентальном шельфе РФ в АО «ЦАСЭО» реализуются типовые календарные планы оперативных мероприятий по поддержанию рабочих бригад в составе 6, 12 и 20 аттестованных специалистов с техникой и оборудованием ЛРН в пунктах постоянной их дислокации в состоянии 12-ти часовой готовности к мобилизации в пункты сбора, указываемые потенциальными заказчиками.

    При заключении договоров с АО «ЦАСЭО» на оказание услуги по локализации АРН и ликвидации ЧС(Н) достаточное количество специальной техники, оборудования и материалов определяется на основе принятого в компании порядка расчета достаточности сил и средств ЛАРН, который проводится по данным о конкретных характеристиках ОПО заказчика.

    Специалисты объясняют этот факт следующими причинами:

  • увеличение количества диверсионных актов со стороны экстремистских организаций.
  • Такие заграждения являются основным средством локализации нефтяных пятен. С их помощью предотвращают растекание ННП по водной поверхности, снижают их концентрацию для облегчения сбора, а также отводят нефть и нефтепродукты от районов, наиболее уязвимых в экологическом плане.

    • всплывающие заграждения;
    • универсальные.
    • поплавок, призванный обеспечить плавучесть;
    • подводная часть (так называемая юбка), которая не позволяет ННП проникать под боны;
    • тяговый трос, который отвечает за сохранение конфигурации заграждения при сильном ветре и волнении на воде, а также за буксировку заграждения;
    • Аварийные надувные боновые заграждения (АБЗ)

      Виды боновых заграждений с постоянной плавучестью (БПП)

    • БПП-600:
    • высота под водой – 400 миллиметров;
    • вес одного погонного метра – 2,7 килограмма;
    • максимальная скорость буксировки – три узла;
    • цвет – сигнальный;
    • высота всего бона – 1100 миллиметров;
    • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 6,3 тонна/силы;
    • вес одного погонного метра – 5,4 килограмма;

    Цилиндрический вид боновых заграждений с постоянной плавучестью (БПП Ц)

    В состав БПП Ц входят боны постоянной плавучести, соединяемые между собой замками (либо стандартного типа (внахлест, четыре болта), либо соединениями мягкого типа для крепления секций внутри ленты заграждения).

  • аварийные. Применяются только в экстренных случаях. В каждой секции такого заграждения есть впускные невозвратные и травяще-предохранительные клапаны. По окончании работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, из каждой секции воздух выпускают с борта плавсредства. Аварийные ВБЗ ставят, как правило, для разделения портовой акватории на секции, а также на входе в порт или нефтеналивной терминал, что позволяет в экстренных случаях предотвратить растекание ННП по всей акватории. Также такие заграждения часто ставятся на реках, в местах, где под водой проходит магистральный нефтепровод. Для быстрого наполнения бонов аварийного БЗ применяются баллоны с высоким давлением;
  • рабочие. Их применяют постоянно для ограждения танкеров и судов, принимающих топливо. В таких БЗ воздух подается и выпускается дистанционно, поднимая их со дна по мере надобности. В качестве станции газонаполнения используется компрессор с давлением, достаточным для конкретного заграждения.
  • Вне зависимости от вида, ВБЗ можно ставить как в соленой, так и в пресной воде, на глубине 25-30 метров.

    Огнеупорный тип бонового заграждения (ОБЗ)

    Универсальный вид бонового заграждения (УБЗ)

    В целях облегчения постановки УБЗ при сильных течениях, оболочки, как правило, заполняют раздельно: вначале – воздушную, затем ставят бон на якорь, потом заполняют водобалластную.

  • их удобно хранить на складе, транспортировать и ставить;
  • Дамбы бывают сифонными, сдерживающими, бетонными с донным стоком, переливные плотинные и ледяные. После локализации начинается непосредственная ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов.

    Ликвидация аварийных разливов нефти ЛАРН

    Ликвидация последствий нефтеразливов производится с применением специальных средств, таких как нефтесборочное оборудование, сорбирующие материалы, биопрепараты.

    Обычно, планирование действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (АРН) проводится в целях предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.
    Основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ЛАРН:
    — обоснование уровня возможного АРН и последствий его возникновения;
    -установление необходимости и достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников АРН, а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного АРН;
    -осуществление мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
    — определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях АРН;
    — обоснование необходимости и достаточности сил и средств, необходимых для ликвидации АРН, состоящих из подразделений спасателей, оснащенных спецтехникой и оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке ;
    — планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности спасателей;
    — планирование мероприятий по ликвидации последствий АРН, и тд.

    Боновые заграждения — основные средства ЛАРН.
    Главные функции боновых заграждений:
    — предотвращение растекания нефти на водной поверхности,
    — уменьшение концентрации нефти для облегчения цикла уборки,
    — отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов.

    Классы боновых заграждений:
    — I класс — для защищенных акваторий (реки и водоемы);
    — II класс – для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов);
    — III класс – для открытых акваторий.

    Типы боновых заграждений:
    — самонадувные – для быстрого разворачивания в акваториях;
    — тяжелые надувные – для ограждения танкера у нефтетерминала;
    — отклоняющие – для защиты берега, ограждений нефти и нефтепродуктов;
    — несгораемые – для сжигания нефти и нефтепродуктов на воде;
    — сорбционные – для одновременного сорбирования нефти и нефтепродуктов.

    Конструкция боновых заграждений:
    — поплавок, обеспечивающий плавучесть бона;
    — надводная часть, препятствующая перехлестыванию нефтяной пленки через боны;
    — подводная часть (юбка), препятствующая уносу нефти под боны;
    — груз (балласта), обеспечивающий вертикальное положение бонов относительно поверхности воды;
    — тяговый трос, обеспечивающий сохранение конфигурации и возможности буксировки бонов на воде при наличии ветра, волн и течения;
    — соединительные узлы для сборки бонов из отдельных секций;
    — устройство для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.

    ЛАРН возможна также судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов.

    Классификация дамб, используемых в качестве локализующих средств при ЛАРН на почве:
    — сифонная и сдерживающая дамбы,
    — бетонная дамба донного стока,
    — переливная плотинная дамба,
    — ледяная дамба.

    Технологии ЛАРН:
    — механический сбор нефти. Эффективен в первые часы после АРН в связи с тем, что толщина слоя нефти остается достаточно большой.
    — термическая технология, основана на выжигании слоя нефти, применяется при достаточной толщине слоя и непосредственно после загрязнения, до образования эмульсии с водой.

    — обработка диспергентами, которые расщепляют нефтяную пленку и не дают ей распространяться. Однако диспергенты сами негативно влияют на окружающую среду.

    — биологическая технология. Эффективна после применения механического и физико-химического методов при толщине пленки не менее 0,1 мм.
    Использование специальных, углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов, способных разлагать нефть. При температуре воды t=15-25 ?С и достаточной насыщенности кислородом микроорганизмы могут окислять нефть со скоростью до 2 г/м 2 /сутки водной поверхности.
    При низкой температуре бактериальное окисление может растянуться на 10-летия.

    Нефтесборные системы (НСС) — предназначены для сбора нефти с поверхности моря на ходу, во время движения нефтесборных судов.
    НСС — это комплекс боновых заграждений и НСУ, бывают буксируемые и навесные.

    Буксируемые НСС для работы в составе ордера требуют привлечения таких судов, как буксиры, вспомогательные суда для обеспечения работы нефтесборных устройств (доставка, развертывание, подача необходимых видов энергии) и приема и накопления собранной нефти и ее доставки.

    Навесные НСС навешиваются на борта судна.
    К специализированным судам ЛАРН относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ЛАРН.

    Назначение судов ЛАРН:
    — нефтесборщики – самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории;
    — бонопостановщики – скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район АРН боновых заграждений и их установку;
    — универсальные – самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ЛАРН.

    Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, которые происходят на объектах добычи и переработки, а также при их транспортировке, сильно вредят экологическому состоянию окружающей среды, приводят к существенным убыткам и обладают негативными последствиями социального характера.

  • заграждения с постоянной плавучестью;
  • огнеупорные заграждения;
  • надводная часть, которая препятствует переливанию ННП-пленки через боны (иногда эта часть совмещена с поплавком);
  • балласт (груз), который отвечает за вертикальность бонов на водной поверхности;
  • соединительные узлы, с помощью которых боны собираются из отдельных частей;
  • Такие заграждения предназначены для локализации нефтяных разливов, которые возникают при авариях судов на внутренних водах (водохранилищах, портовых акваториях, реках и затонах). Их также используют для ограждения судов во время приема топлива и при загрузке нефтеналивных танкеров.

    АБЗ представляет собой надувные боны, соединенные между собой замками. Такие замки бывают двух видов: стандартные (внахлест, с помощью четырех болтов) и быстроразъемные, называемые ASTM или, по-другому, «Ласточкин хвост».

    Такой вид заграждения используется при локализации разливов ННП в тех же случаях, что и аварийный (см. выше). БПП также прочны на разрыв, их тоже можно буксировать со скоростью до 3-х узлов, им не страшны ни волны, ни ветер. Кроме того, они не поглощают ННП и воду.

    Далее приводятся основные характеристики используемых на практике БПП:

  • БПП-450:
  • Полезная информация
    1 Секция в длину – 10, 15 или 20 метров
    2 высота всего бона – 450 миллиметров
    3 высота бона над водой – 160 миллиметров
    4 высота под водой – 290 миллиметров
    5 максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 1,7 тонно/силы
    6 вес одного погонного метра – 2,5 килограмма
    7 материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ
    8 цвет – сигнальный
    9 волновая нагрузка – до двух баллов
    10 максимальная скорость ветра – до 15-ти метров в секунду
    11 максимально выдерживаемое течение – до двух узлов
    12 температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С
    13 количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти
    14 максимальная скорость буксировки – три узла
    15 высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,05 метра
  • максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
  • высота бона над водой – 250 миллиметров;
  • волновая нагрузка – до трех баллов;
  • БПП-1100:
  • высота под водой – 750 миллиметров;
  • материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
  • волновая нагрузка – до четырех баллов;
  • высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,15 метра.
  • Такая конструкция также обладает хорошей устойчивостью к волнам и ветру.

    При любых операциях с ННП суда всегда огораживают боновыми заграждениями, который ставятся при помощи буксира. Поскольку суда постоянно подходят к причалу и отходят от него, их необходимо постоянно снимать и ставить снова. Применение стандартных типов заграждений подразумевает круглосуточное дежурство как буксира с командой, так и специальной рабочей бригады.

    Принцип работы УБЗ:

    Преимущества универсальных боновых заграждений:

  • в таких БЗ нет балластной цепи, что значительно снижает вес конструкции и позволяет увеличить длину одной секции до 250-ти метров;

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *