Междугородние автоперевозки. Требования к перевозке людей в автобусе

Междугородние автоперевозки. Безопасность

В сегменте пассажирских перевозок автобус — один из самых популярных видов общественного транспорта.

Правила перевозки пассажиров в автобусах регулируются нормативными документами, начиная от правил дорожного движения до законов РФ о перевозках и, прежде всего, следующими нормативными актами:

— Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;

— Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными Приказом министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7;

— Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Междугородние перевозки людей должны полностью соответствовать нормативам и правилам перевозки автобусами и должны быть безопасные и комфортные.

Регламентированные нормы, установленные законодательством, должны исполняться всеми предприятиями, оказывающими услуги междугородних перевозок:

— наличие лицензии для этого вида деятельности;

— соблюдение движения автобуса установленному расписанию, согласованному с органами местной исполнительной власти;

— требования к автобусам для перевозки пассажиров;

— соответствие маршрутам следования, расписанию следования, порядок продажи билетов и пр.;

— установленный порядок при транспортировке багажа, ручной клади;

— основные требования ответственности перевозчиков и пассажиров;

— предоставление услуг гражданам льготных категорий.

Поскольку безопасность — основной критерий при перевозке людей на междугороднем транспорте, перевозки должны осуществлять профессиональные водители, обладающие опытом работы.

Безопасность транспортных услуг по перевозке пассажиров также зависят от исправности транспортных средств. Уважающая себя транспортная компания не допустит на маршрут автобус, техническое состояние которого вызывает сомнения. Правила перевозки автобусами четко определяют, что транспортное средство, допущенное на маршрут, должно полностью соответствовать всем нормам безопасности.

Обязательные требования при перевозке пассажиров на междугородних маршрутах:

— количество пассажиров в автобусе не должно быть большим, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородних линиях категорически запрещена);

— места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (э категорически запрещена);

— наличие подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации;

— багаж пассажиров (за исключением ручная клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках;

— на маршрутах движения, которые имеют протяженность более 500 км, обязательно присутствие 2-х водителей;

— запрещено отклоняться от фиксированных маршрутов движения, делать остановки, не предусмотренные графиком;

— запрещено превышение скорости, установленной режимом движения общественного транспорта;

— посадка и высадка пассажиров должна производиться только после выполнения полной остановки транспорта;

— начинать движение водитель имеет право только при закрытых дверях, открывать двери до полной остановки автобуса запрещено.

В автобусах на междугородних линиях должны быть указаны:

— указатели аварийных выходов и правила пользования этими выходами;

— свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.

Уважаемые пассажиры! Знайте, что Ваша безопасность зависит и от Вас.

Строго соблюдайте правила пользования общественным транспортом.

Помните, что пассажиру автобуса запрещено:

провозить огнестрельные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, зловонные и едкие вещества;

провозить предметы и вещи габаритом более 100Х50Х30 см.;

провозить длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж);

провозить огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде;

провозить предметы и вещи, загрязняющие одежду пассажиров и салон автобуса;

провозить животных, птиц (кроме в клетках и корзинах);

-находиться в салоне автобуса в пачкающей одежде;

— препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобус;

— открывать окно без разрешения водителя, высовываться в окна,

— распивать спиртные напитки и находиться в салоне в нетрезвом состоянии;

— ставить детей и помещать на сиденья вещи;

— приводить в действие сигналы тормоза, механизмы открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев);

— отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

Нарушение правил поведения при движении транспорта и правил перевозки опасных грузов может быть небезопасно как для самого нарушителя, так и для его попутчиков.

Не допускайте нарушения правил сами и способствуйте предупреждению нарушений другими пассажирами.

Правила перевозки пассажиров в городском общественном транспорте

При осуществлении перевозки пассажиров в городском общественном транспорте стоит придерживаться определенных правил не только водителю, но и кондуктору, а также пассажиру. Разберемся, какие обязательства и права устанавливаются для таких категорий законодательством.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Пассажироперевозки могут осуществляться только в том случае, если компания имеет соответствующее разрешение.

Но и это не все. И граждане, которые пользуются услугами транспортной компании, и сотрудники транспортной организации должны соблюдать четкие правила, установленные нормативными документами.

Виды городского транспорта

Пассажирский транспорт используется для перевозки людей в городских и прилегающих к ним зонах по таким целям:

Объект, что определяет цели движения городских людей (компания, театр, бытовой учреждение и т. д.) – это центр транспортного тяготения.

Учитывая вместимость, городской пассажирский транспорт может быть:

  • индивидуальным – легковые машины, мотоцикл, велосипед;
  • массовым или общественным – трамваи, троллейбусы, автобусы, метрополитены, городская железная дорога, речные трамваи и т. д.
  • Чтобы повысить качество обслуживания населения, в транспортных средствах устанавливается специальное оборудование.

    Индивидуальные виды транспортных средств имеет вместимость 1 – 8 мест, общественные виды транспорта – от 18 – 20 до 230 человек.

    Городской транспорт может быть:

  • маршрутным – движение организовано по маршруту, по определенному количеству оборудованных посадочных площадках, павильонах, маршрутных указателях для населения;
  • немаршрутным – по проезжим частям улиц (система свободного следования) в рамках ограничений, что накладываются дорожными знаками, разметками проезжих частей и светофорными сигнализациями.
  • Исключением являются маршрутные такси. Они имеют вместимость примерно как индивидуальный транспорт, а организацию движения как массовый пассажирский транспорт.

    Грузовым городским транспортом считают ТС, что выполняет доставку грузов разного назначения.

    Грузовое городское движение составляют грузовые машины, грузоподъемность которых 2 – 2,5 т, а также трамвай, троллейбус, железнодорожные и водные виды транспортных средств.

    Обязанности

    Обязательства кондуктора и водителя прописываются в должностных инструкциях. Но это не значит, что пассажиры не имеют никаких обязанностей. Перечислим, какие требования выдвигаются законодательством.

    Водителя

    Водитель:

  • Соблюдает требования, что устанавливаются правилами дорожного движения, графики и схемы движения ТС по маршрутам.
  • Делает остановки транспорта на каждом остановочном пункте маршрутов, кроме нештатной ситуации.
  • Следит, чтобы высадка и посадка пассажиров осуществлялась, когда транспортное средство полностью остановится.
  • Должен быть на своем рабочем месте в салоне транспорта в одежде согласно сезону и закрытых видах обуви, в брюках.
  • Должен действовать в соответствии с инструкцией при обнаружении в салоне опасного предмета или при получении от пассажира сведения о наличии такого предмета.
    Обязан общаться с пассажирами вежливо и корректно.
  • Есть и запреты:

  • Водитель не имеет права осуществлять перевозку постороннего лица в кабинах ТС.
  • Запрещено курение и громкая музыка в салоне.
  • Разговоры по мобильному. Водитель также не должен отвлекаться на разговор с гражданами, когда движется транспортное средство.
  • Кондуктора

    Обязательства такого работника:

  • Он собирает плату за проезд.
  • Проверяет, есть ли у пассажиров билеты, проездные билеты, документы, которые предъявляют для бесплатного проезда.
  • Предоставляет сведения пассажиру об остановке и пересадочном пункте.
  • Занимается обеспечением безопасности и комфорта людей во время поездок на транспортном средстве.
  • Обязан быть вежливым.
  • Принимает необходимые меры, если возникнут непредвиденные обстоятельства и несчастные случаи.
  • На конечной остановке осматривает салон на наличие забытых вещей.
  • После смены он сдает их диспетчерам компании, расписавшись в документации.
  • Если будет обнаружено взрывоопасные предметы, он вызывает полицию.
  • Перечислим обязательства:

  • Входить в салон транспортного средства по очереди, а при выходе не создавать препятствия при закрытии дверей транспорта.
  • При входе в салон оплачивать проезд в соответствии с тарифами, не дожидаясь требования водителя.
  • Пассажир сохраняет билет и обязан его предъявить по первому требованию от лица, который производит контроль.
  • Если лицо имеет льготу на проезд, тогда стоит предъявлять соответствующий документ при входе в салон, без напоминаний.
  • Он должен уступить место пассажиру с ребенком, беременной, инвалиду, престарелому гражданину.
  • Следует держаться за спинку сиденья и поручень, чтобы не упасть и не получить травму.
  • Следить за расположением ручной клади, чтобы она не создавала помехи для других пассажиров.
  • Обязательно соблюдением чистоты и общественного порядка в транспорте, вежливости, корректного отношения с другими гражданами.
  • Пассажиры должны покинуть ТС после его прибыли на конечный остановочный пункт.
  • Если лицо обнаружит забытые предметы, стоит уведомить об этом водителя.
  • Права

    Кроме определенных правил перевозки пассажиров в общественном транспорте в России устанавливаются и права. Выясним, на что имеют право пассажиры и сотрудники транспортной компании.

    Водителя и кондуктора

    Водители и кондукторы вправе:

  • Продавать билеты, осуществлять проверку документов, при наличии которых лицо вправе пользоваться льготами (но только на остановочных пунктах).
  • Требовать выйти из салона транспорта пассажира, у которого нет билета или права на льготный проезд, если гражданин откажется оплачивать проезд.
  • Отказывать пассажирам в провозе багажа, если он будет создавать помехи для остальных пассажиров.
  • Получать гарантии социального характера, что предусмотрены законодательными положениями.
  • На оплату дополнительных затрат на реабилитации – медицинские, социальные, профессиональные, если будет нанесено вред здоровью при несчастном случае на производстве.
  • Пассажира

    Пассажиры могут:

  • Осуществлять бесплатный провоз:
    • ребенка, которому нет 7 лет (включительно), и при этом ему не предоставляется отдельное место;
    • детских колясок, санок;
    • одной пары лыж (они должны быть в чехле или обертке);
    • рунную кладь с шириной, длиной и высотой в сумме не больше 120 см;
    • музыкального инструмента в футляре или чехле;
    • птицу или животное в клетке, которая имеет глухое дно (корзине, коробке, контейнере), если ее размер не превысит 120 см;
    • собак-проводников (в намордниках и на поводках), что сопровождают человека с ограниченными возможностями, если имеется документ на использование в качестве помощника собаки;
    • велосипед (на задних площадках салона), если будут соблюдены условия, которые исключат неудобства для гражданина.
    • Перевозить платно (в соответствии с установленными тарифами):
      • багаж, размер которого не превысит 180 см;
      • собаку в наморднике и на поводке, если есть свободные места на задней площадке.
      • О правилах перевозки пассажиров в такси читайте здесь.

        Оплата проезда по правилам перевозки пассажиров в общественном транспорте

        Список лиц, которые имеют право на льготный проезд, устанавливается законодательными положениями России. И кстати, гражданин может воспользоваться льготой только если предъяви документ, который подтвердит наличие такого права.

        Пассажиры должны оплачивать проезд при входе в общественный транспорт, предъявлять билеты и документы, предоставляющие льготу, по требованию контролера, кондуктора, водителя.

        Если транспортное средство будет снято с маршрута по причине наличия неисправностей, при аварии и т. д., выданный проездной документ считается действительным для проезда на ином транспортном средстве данного перевозчика.

        Пересаживают пассажиров в другой автобус, трамвай, троллейбус кондуктор или водитель того транспорта, что был снят с маршрута.

        Контролируют оплату уполномоченные лица, которые перед контролем объявят об этом пассажирам.

        Он может осуществляться в любой момент движения транспортного средства по линии. Проверять наличие билетов могут как в салонах, так и при выходе из транспорта.

        Если будет обнаружено проездной документ, который уже не действителен или является поддельным, изымается в соответствии с законодательством. Владелец же такого документа может сопровождаться уполномоченными лицами в отделение милиции.

        Если у сотрудников нет такой возможности, вызывают представителей правоохранительного органа.

        Лицом, которое не оплатило проезд, считается:

      • человек, который вошел в салон транспортного средства и до следующей остановки не приобрел билет, а также который не предъявил билет проверяющему лицу или пользуется проездным билетом, что получен от другого пассажира;
      • человек, что едет в транспорте по просроченному многоразовому билету или используется его в ТС, где он не действует;
      • человек, что не оплатил провоз багажа, размер которого превышает установленные лимиты;
      • лицо, что не имеет проездного документа, которым можно было бы подтвердить наличие льгот.
      • Стоимость оплаты

        Согласно действующему законодательству России, управлением, комитетом или департаментом транспорта при местных властях субъектов Российской Федерации устанавливаются предельные тарифы на перевозку людей и багажа в общественном транспорте.

        Стоимость пересматривается ежегодно и определяется индивидуально для каждого вида транспорта.

        Формирование предельного тарифа осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов перевозчика. Он должен обеспечить ведение безубыточной деятельности.

        С администрацией муниципальных образований согласуется перевозчиками пассажиров:

      • цена проезда;
      • система скидок;
      • система проездных документов.

      Цена одной поездки не может превышать предельные показатели, что утверждены правительством субъекта РФ.

      Стоимость – главный фактор, который привлекает клиентов. Это также основа работы транспортной системы, что влияет на финансовые показатели компании-перевозчика.

      Тариф, качество предоставленной услуги и удобство оплаты проезда отражается на объеме пассажиропотока в транспортной системе территориального округа.

      При увеличении пассажирского тарифа не могут не учитываться такие факторы, как инфляция и снижение уровня жизни граждан.

      Тарифы должны быть экономически обоснованными, которые приносят транспортной компании прибыли, но остаются доступными для каждого слоя населения.

      Ответственность за нарушение правил

      Пассажиры несут ответственность административного характера за нарушение установленных правил. Это же касается и водителей.

      Если транспортное средство или его оборудование будет повреждено, виновное лицо понесет ответственность в соответствии с законодательством.

      Сотрудники транспортного средства понесут ответственность:

    • если не будут исполнять свои обязанности, предусмотренные должностной инструкцией;
    • если нанесут материальный ущерб работодателю – в рамках, что были установлены Трудовым и Гражданским кодексом России;
    • если нарушат иные правила – в рамках, что определены КоАП, ГК и УК России.
    • Каждая транспортная компания должна согласовать с администрацией паспорт маршрута, где описывается расписание, остановки, тариф и иная информация. Если такое правило не будет соблюдено, назначается штраф и самой компании, и водителю, контролерам.

      При несоблюдении расписания водители должны будут заплатить 500- 1 тыс. руб., а компания – 3 – 5 тыс. такие же штрафы устанавливаются и в том случае, если не будут объявляться остановки. 1 тыс. рублей водитель заплатит, если отклонится от маршрута, что прописан в документации. Перевозчики в таких ситуациях потеряют 10 тыс.

      Штраф также выписывается за:

    • грязный салон;
    • неопрятность автобуса;
    • движение не по маршруту в часы пик и т. д.
    • Сумма штрафа составит 100 – 200 рублей. Если же не будет пройден медицинский или техосмотр, то величина штрафа составит 2500 рублей.

      Штраф может назначаться и пассажирам:

      за курение 500 – 1500 тыс. рублей
      за употребление алкоголя в салоне транспортного средства, в том числе и вход в автобус в пьяном виде 500 – 1500 руб.
      при незаконном употреблении наркотиков, психотропного вещества 4 – 5 тыс. руб.
      при мелком хулиганстве 500 – 1000 руб.

      Ответственность не ограничивается только штрафами. Сотрудников транспортной компании и пассажиров ожидает уголовная ответственность в ряде случаев.

      К примеру, линейному сотруднику придется ответить за небезопасную посадку пассажирок.

      Применимы нормы главы 27 УК России:

    • ст. 166 – незаконное завладение транспортом, когда не преследуется цели хищения;
    • ст. 326 –когда уничтожается идентификационный номер транспорта;
    • ст. 143 – когда нарушаются правила охраны труда;
    • ст. 236 – если нарушены санитарно-эпидемиологические правила;
    • ст. 237 – при сокрытии сведений об обстоятельствах, что несут опасность здоровью граждан;
    • а также ст. 158, 159, 161, 162 УК и др.
    • Если же лицо оставит пострадавшего без помощи, ему грозит ответственность в соответствии со ст. 125 УК.

      Когда наступит уголовная ответственность для работников транспортной компании:

    • если будет нанесено вред здоровью человека;
    • если человек погибнет;
    • если будет нанесено вред имуществу в крупном размере.
    • Но стоит указать, что такая ответственность возможна только по решению судебного органа.

      Пассажир несет уголовную ответственность, если перевозит опасные вещества, которые запрещаются законодательством. Штраф ему придется заплатить и за использование недействительного проездного документа (ст. 327 УК России).

      На него также распространяются нормы уголовного законодательства за нанесение вреда здоровью другим пассажирам или сотрудникам перевозчика.

      Часто бывают случаи, когда руководители транспортной фирмы решают применить дисциплинарное взыскание за нарушение установленных правил.

      К примеру, если водитель или кондуктор будет грубо общаться с пассажирами, и последние пожалуются начальству такого работника, его могут даже уволить. Но такое решение принимается исключительно работодателем.

      Как видите, все нарушения чреваты последствиями. И чтобы избежать ответственности, стоит, как минимум, выполнять все требования законодательства и помнить о своих правах.

      Как сделать приспособление для перевозки детей в поезде своими руками, смотрите на странице.

      Нюансы правил перевозки детей на ЖД транспорте по территории России есть в этой информации.

      Видео: Правила перевоза детей в общественном транспорте

    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
    • Позвоните на горячую линию:

        Требования к оборудованию и оснащению автобусов

        Общие требования

        Внутри пассажирского салона транспортного средства в непосредственной близости от передней двери должна быть наклеена четкая надпись или пиктограмма высотой не менее 15 мм, включая цифры высотой не менее 25 мм, указывающая число мест для сидения, а также общее число пассажиров, на которое рассчитано транспортное средство.

        Пассажировместимость автобусов рассчитывают, принимая во внимание среднюю массу одного пассажира, равную 68 кг. Для транспортных средств, в которых не предусмотрены места для стоящих пассажиров или наличие таких пассажиров допускается в отдельных случаях, расчетная масса одного пассажира составляет 71 кг. При этом учитывается средняя масса ручной клади, равная 3 кг.

        В автобусах должен соблюдаться ряд требований, касающихся противопожарной защиты. В моторном отделении запрещается использовать любой легковоспламеняющийся или абсорбирующий топливо и смазку звукоизоляционный материал, если он не покрыт непроницаемым листовым материалом. По мере возможности должны соблюдаться меры предосторожности против накопления топлива или смазочного масла в любом месте моторного отделения.

        Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким как тормоз-замедлитель или устройство для отопления салона, за исключением устройств, обогреваемых водой) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала.

        В пассажирском салоне может быть установлено устройство для отопления (за исключением устройств, в которых используется горячая вода), если оно заключено в материал, предназначенный для изоляции тепла, генерируемого этим устройством, не выделяет токсичного дыма и расположено таким образом, что контакт пассажира с любой горячей поверхностью практически исключен.

        Заливные горловины топливных баков должны быть доступны только с наружной стороны транспортного средства. Они должны быть расположены так, чтобы исключить возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную систему во время заправки. Если наливная горловина расположена на боковой стороне транспортного средства, то пробка в закрытом положении не должна выступать над прилегающей поверхностью кузова. Пробка наливной горловины изготавливается таким образом, чтобы исключить ее непроизвольное открытие. Подтекание топлива через пробку наливной горловины не допускается.

        В отделениях, предназначенных для водителя и пассажиров, запрещено размещать любые элементы топливной системы. Соединения и топливопроводы должны быть изготовлены так, чтобы обеспечивалась их герметичность в различных условиях эксплуатации транспортного средства, независимо от естественного старения, перекосов, изгибных деформаций и вибрации всей конструкции транспортного средства.

        Должна быть исключена возможность попадания топлива при утечке из системы питания на детали выхлопной системы.

        Автобусы большой вместимости должны быть оборудованы аварийным выключателем, который предназначен для снижения опасности возникновения пожара после остановки транспортного средства. При этом он должен располагаться в легкодоступном для сидящего водителя месте, быть четко обозначен и иметь защитную крышку или другие соответствующие средства предотвращения случайного срабатывания. Четкие инструкции относительно способа использования должны быть указаны в непосредственной близости от аварийного выключателя, например: «Снять крышку и повернуть рычаг вниз. Приводить в действие только после остановки транспортного средства».

        Приведение в действие аварийного выключателя должно вызвать быстрый останов двигателя, срабатывание выключателя аккумулятора, отключающего по крайней мере одну его клемму от электрической цепи, и включение на транспортном средстве аварийных сигналов. При этом отключение аккумуляторов не должно привести к отключению цепей, обеспечивающих непрерывное функционирование тахогрофа, аварийного внутреннего освещения, охлаждающего приспособления дополнительных обогревателей и централизованной блокировки дверей.

        Электрооборудование и электропроводка транспортного средства должны быть хорошо изолированы, а провода — надежно защищены и прочно закреплены, чтобы исключить возможность обрыва, перетирания или износа. Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и легкодоступны. Отсек, в котором они размещаются, отделяется от пассажирского салона и обеспечивается вентиляция наружным воздухом.

        Транспортное средство оснащается не менее чем двумя огнетушителями, причем один из них должен находиться в кабине водителя, другой — в пассажирском салоне. Необходимо предусмотреть места для аптечек первой помощи (не менее 7 дм3).

        Огнетушители и аптечки первой помощи могут быть защищены от кражи и актов вандализма (например, посредствам помещения их в отделение, запираемое на ключ, или под стекло, которое может быть разбито) при условии, что их можно легко извлечь в экстремальных ситуациях. Места их размещения должны быть четко обозначены.

        Наличие каких-либо воспламеняющихся материалов в пределах 10 см от выхлопной трубы допускается только в том случае, если эти материалы надлежащим образом защищены

        Основные требования к выходам автобусов

        Под выходом автобуса понимается служебная дверь или запасный (аварийный) выход, под служебной дверью — дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на своем месте, под запасным выходом — запасная дверь, запасное окно или аварийный люк. Запасными выходами оборудуются только маломестные автобусы. Под аварийным выходом подразумевается аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк. Аварийными выходами оборудуются пассажирские транспортные средства большой вместимости.

        Запасная (аварийная) дверь — это дверь, устраиваемая дополнительно к служебным дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах, в частности в случае опасности.

        Запасное (аварийное) окно — это окно, необязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

        Аварийный люк — это отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности. Автобусы большой вместимости могут оборудоваться также аварийными люками, расположенными в полу пассажирского салона.

        Все двери автобусов, независимо от вместимости, должны легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, когда оно находится на стоянке. При этом может быть предусмотрена возможность запирания двери снаружи при условии, что ее всегда можно открыть изнутри.

        Если служебные двери оборудованы механическим приводом, то при нахождении транспортного средства на стоянке они должны иметь возможность открываться изнутри, а в незапертом состоянии — снаружи с помощью органов управления, которые функционируют независимо от всех других органов управления дверями. При этом указанные органы управления должны размещаться на двери или на расстоянии не более 300 мм от нее на высоте не более 1600 мм над первой ступенькой при расположении внутри и не более 1800 мм от уровня грунта при расположении снаружи. Данные устройства должны быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью, а также обеспечивать открытие двери вручную. Они могут быть защищены приспособлением, которое может быть легко снято или разбито для получения доступа к аварийному органу управления.

        Запасные (аварийные) окна должны либо открываться изнутри и снаружи транспортного средства с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло.

        Аварийные люки должны открываться или сниматься как изнутри, так и снаружи. Если люк изготовлен из легко разбиваемого материала, то рядом с ним должно находиться приспособление, которым лица, находящиеся внутри транспортного средства, могут без затруднений воспользоваться, чтобы разбить люк.

        Каждый запасный и аварийный выход должен обозначаться надписью «Запасный выход» или «Аварийный выход», читаемой как снаружи, так и изнутри транспортного средства.

        Приборы экстренного управления служебными дверями и всеми запасными (аварийными) выходами внутри и снаружи транспортного средства должны обозначаться соответствующим знаком или четкой надписью. Кроме того, на указанных приборах или около них должны иметься четкие инструкции о пользовании ими.

        Язык всех инструкций и надписей, регламентированных к применению в салонах автобусов, должен соответствовать государственному языку страны регистрации транспортного средства.

        Требования к выходам маломестных автобусов

        Маломестные автобусы должны иметь минимум две двери: одну служебную и одну запасную либо две служебные.

        Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы минимальное общее число выходов как служебных, так и запасных и аварийных люков было таким, как указано в таблице. Сдвоенная служебная дверь при этом рассматривается как две двери, а двойное окно — как два запасных окна.

        Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны или сзади транспортного средства. Выходы должны располагаться таким образом, чтобы с каждой стороны транспортного средства было как минимум по одному выходу. В передней и задней половине пространства, предназначенного для пассажиров, должен быть как минимум один выход. В задней либо в передней части обязательно должен располагаться один выход, если в крыше не предусмотрен аварийный люк.

        Табл. Требования по оснащению выходами маломестных автобусов

        Минимальное общее число выходов

        Число аварийных люков, рассматри­ваемых как запасные выходы разрешенное требуемое Не более 16 3 1 — Более 16 4 — 1

        Если пространство, предназначенное для сиденья водителя и пассажирских сидений, расположенных рядом с сиденьем водителя, не сообщается с основным пассажирским отделением соответствующим проходом, то все вышеперечисленные требования касаются только оборудования пассажирского салона.

        Минимальные размеры запасных дверей, окон и аварийных люков представлены в таблице:

        Табл. Требования к размерам запасных (аварийных) выходов

        Высота 125 см, ширина 55 см

        В тех случаях, когда это обусловлено наличием колесных кожухов, допускается уменьшение ширины до 30 см при условии, что на высоте не менее 40 см от самой низкой части дверного проема ширина двери составляет 55 см

        Наименова­ние выхода
        Запасное окно Площадь проема 4000 см 2

        В это отверстие должен вписываться прямо­угольник высотой 50 см и шириной 70 см. Если запасное окно расположено в задней части транспортного средства и конструк­цией транспортного средства не предусмот­рено запасное окно минимальных размеров, предписанных выше, то в проем должен впи­сываться прямоугольник высотой 35 см и шириной 155 см. Углы прямоугольника могут быть закруглены, радиус кривизны не должен превышать 25 см

        Аварийный люк

        Площадь проема 4000 см 2

        В этот проем должен вписываться прямо­угольник высотой 50 см и шириной 70 см

        В случае, если автобус не предназначен для перевозки стоящих пассажиров и имеет минимальную массу не более 3,5 т и менее 12 пассажирских сидений, причем с каждого сиденья имеется свободный доступ по меньшей мере к двум дверям, размер запасной двери может быть уменьшен до 110 см в высоту.

        Требования к выходам автобусов большой вместимости

        Пассажирские транспортные средства большой вместимости должны иметь как минимум две двери.

        Минимальное число аварийных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанным в таблице. Аварийные люки при этом рассматриваются как один из указанных аварийных выходов.

        Табл. Требования по оснащению выходами автобусов большой вместимости

        Какие предъявляются требования к пассажирскому автобусу

        Первое на что всегда следует обращать внимание при провозе людей на автобусах – это безопасность. Причем безопасность, как людей в салоне, так и всех остальных участников движения на автомагистралях – пешеходов, водителей и пассажиров в других автотранспортных средствах передвижения, собственная безопасность, как шофера автобуса.

        +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

        Это быстро и БЕСПЛАТНО!

        Недаром на такую работу берутся исключительно люди с высокими показателями стрессоустойчивости, внимательности, профессионализма и надлежащей квалификации. Но кроме водителей, должному уровню безопасности должны соответствовать также и сами автобусы.

        В каких нормативных документах прописаны

        Такое ответственное дело, как массовая перевозка людей на автобусном автотранспорте, всегда должна осуществляться по правилам и нормативам, что обозначены для этого в законе.

        Каким бы ни был автобус, городского значения или дальнего следования, все правила провоза касаются как водителей, так и пассажиров.

        Законодательными документами, на основании которых могут проконтролировать Правила провоза на автобусах пассажиров и их багажа, являются следующие:

      • Закон федерального значения №220-ФЗ от 13.07.15 г. Он полностью координирует все нормативы, касающиеся перевозок людей на автобусах по регулярным маршрутам.
      • Правилам провоза пассажиров в автобусном транспорте и багажа, которые утверждались правительственным Постановлением РФ №112 от 14.02.02 г., в которое вносились поправки 28.04.15 г. в частности Раздел 3 (далее – Правила).
      • Устав автотранспорта и городского наземного электротранспорта регламентирует порядок провоза багажа и людей в автобусах (далее – Устав ).
      • Дополнительно деятельность транспортных компаний, работающих с пассажирами, может регулироваться Постановлениями, приказами, инструкциями и письмами, изданными Ространснадзором.
      • Изменения в нормативные документы могут вноситься путем изданий новых федеральных законов на местах по регионам страны. Так, уже сегодня внесен к рассмотрению Госдумой проект закона №985164-6, который будет менять содержание ст. 3.1 Устава.

        Различные меры ответственности за нарушение Правил и распорядка Устава можно найти в административно-правовом Кодексе РФ. Например, в ст. 12.19 КоАП РФ – о нарушении правил автобусных остановок.

        Требования к автобусам для перевозок в городе

        Для заказных автобусов или нерегулярных маршрутов устанавливаются свои правила и тарификация оплаты за оказание услуги провоза людей.

        Существуют также свои требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2020 году, которые заключаются в наличии определенной документации, которая должна иметься у перевозчика, обязанностей водителей и самого технического состояния автобусного средства передвижения.

        Документы у водителя городского пассажирского автотранспорта (автобуса) должны иметься при себе следующие:

      • соответствующая категории перевозок лицензия компании-перевозчика;
      • водительское удостоверение водителя с категорией D (D, DE, D1 и прочее);
      • полис ОСАГО (неограниченный, открытый);
      • путевые листы на осуществление в течение дня определенного количества рейсов по заданному городскому маршруту;
      • справка о прохождении водителем медкомиссии;
      • диагностическая карта техосмотра транспортного средства;
      • свидетельство о регистрации ТС с присвоенными ему госномерами;
      • техпаспорт автобуса.
      • Отсутствие тех или иных бумаг при выявленных нарушениях Правил провоза пассажиров в городском транспорте может спровоцировать большие штрафы, выписанные патрульной дорожной службой, как самому водителю-нарушителю, так и компании, в которой он трудоустроен. Поэтому будет лучше, если вся документация будет присутствовать у водителя.

        Водители

        Все водители обязаны подчиняться тому расписанию или графику, а также заказным маршрутам, которые проходят через транспортную компанию, согласно основным правилам осуществления ее деятельности.

        Так, например, рейсовые автобусы следуют расписанию, которое должно в обязательном порядке быть согласованно с органами местного самоуправления – транспортным отделом в исполкоме того города, по которому курсирует автобус.

        Те же автобусы, что работают время от времени ходят обычно по нерегулярным маршрутам и называются они заказными.

        Каждый водитель, осуществляющий те или иные поездки по городу, обязан учитывать следующие правила:

      • Соблюдать график перемещения автобуса по заданному маршруту и не отклоняться от него (как от графика, так и от маршрута).
      • Прямой обязанностью водителя считается следование всем Правилам автодорожного движения.
      • При посадке и высадке людей водитель должен всегда смотреть в зеркало бокового видения, нет ли пассажиров в дверных проемах, только после этого закрывать двери.
      • Если в салоне нет сопровождающего маршрут кондуктора или цифрового валидатора для платежей электронными проездными в виде пластиковых карточек, водитель обязан брать оплату с пассажиров.
      • Посадку и высадки людей нужно производить исключительно при полной остановке автомашины.
      • Водители обязаны соблюдать все правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан.
      • Разрешается в таком виде транспорта перевозить людей стоя.
      • При наличии габаритного багажа, превышающего трехмерные параметры более 180 см, взимается дополнительная плата за занятое в автобусе место.
      • В рейсовых автобусах водитель обязан сообщать наименование остановочных пунктов, если для этого не предусмотрена встроенная в панель управления автобусом автоматизированная система оповещения.
      • При этом водитель должен следить также за тем, чтобы пассажиры не прислонялись к дверям, не сломали их, были осторожны при входе и выходе из транспорта. Ручная кладь не берется во внимание. Она должна соответствовать размерам, не превышающим 115 см.

        Перевозка людей городским транспортом подразумевает также, что автобусы будут соответствовать всем техническим требованиям, которые предъявляются такой категории перевозок законодательством и Правилами:

      • Тип, марка, конструкция, мощность – все должно соответствовать виду автобусов, предназначенных для ежедневной перевозки людей по внутригородским маршрутам.
      • Масса и габариты автобуса должны соответствовать всем нормативам свободного прохождения по дорогам страны.
      • Для перемещения по городу в вечернее время в салоне обязательно должны зажигаться все лампочки.
      • Динамики для уведомления об остановках должны работать также по всему салону.
      • Все механизмы дверей и окон должны быть исправны.
      • Обязательно в зимнее время должно быть налажено отопление автобусов.
      • Наличие нумерации посадочных мест для автобусов с регулярными маршрутами не обязательны. Потому что продажа таких билетов не производиться строго по посадочным местам.

        О правилах перевозки пассажиров в общественном транспорте читайте здесь.

        Для междугородних

        Провоз людей междугородского назначения имеет практически те же самые требования, что и автобусов, следующих по внутригородским регулярным маршрутам.

        Неважно, заказной ли это транспорт или следующий по графику, все надлежащие документы должны быть у перевозчика в обязательном порядке.

        Также водители должны следовать всем правилам, касающимся выполнения своих правил, а сам автобус должен соответствовать техническому состоянию, безопасному для движения и провоза людей.

        Документация

        Если какого-то документа не будет при водителе, то это существенно может затруднить не только саму поездку, но и ведение отчетной документации самой транспортной компании.

        Например, путевые листы водители всегда предъявляют на тех или иных автостанциях, пунктах остановки по маршрутам, где ставятся соответствующие отметки, что водитель вовремя прибыл на временную стоянку.

        Так, и маршрут легко рассчитать и расход топлива и сделать все отчеты вовремя для налоговой инспекции.

        Для следования по междугородним рейсам понадобиться наличие следующих документов в пути:

        • лицензия – копия от компании-перевозчика, заверенная у нотариуса;
        • путевка, подтверждающая заказанный маршрут;
        • водительское удостоверение с соответствующей категорией группы D – не просроченное (пользоваться можно в течение 10 лет, далее следует продлевать период действия);
        • справка от медкомиссии о том, что водитель годен к управлению автобусом;
        • полис ОСАГО, в который должна быть вписана фамилия водителя, водителей, если их несколько;
        • иагностическая карта или любой другой документ, могущий подтвердить, что техосмотр был пройден вовремя;
        • технический паспорт на автобус, где отражаются все параметры, которым должно соответствовать транспортное средство в реальности;
        • свидетельство о регистрации государственных номеров техники.
        • Если автобус не является личным имуществом водителя, тогда, скорее всего ему выдадут копию страхового полиса ОСАГО, заключенного со страховщиком на основе открытого полиса.

          Такой вид страхового продукта позволяет ездить с полисом всем водителям компании на данном автотранспорте в неограниченном количестве.

          Другими словами, вписывать в такой полис всех водителей, коры е будут садиться за руль автобуса, не нужно, если ОСАГО неограниченное.

          Ответственность водителей за перевозку людей из города в город заключается в следующем:

        • Отслеживание осуществления мер безопасности пассажиров.
        • Посадка и высадка производится только при полной остановке машины.
        • Проверка билетов осуществляется водителем, если при нем не предусмотрено наличие экспедитора.
        • Допускается в пригородных или междугородних транспортных средствах, автобусах, провоз людей в стоячем положении, только если расстояние между конечными пунктами составляет не более 70 км. В остальных случаях стоя перевозить людей из города в город запрещено.
        • Весь багаж должен быть складирован в нижнем или верхнем багажном отделении, который должен быть предусматриваться по конструкции автобуса дальнего следования.
        • Никаких отклонений от маршрута не должно быть без согласия на то транспортной компании.
        • Если маршруты имеют протяженность более 500 км, то по Правилам обязательно автобус должен обслуживаться двумя водителями за один рейс.

          Техническое состояние транспорта

          Автобусы, следующие по межгороду, обязательно должны соответствовать своим техническим и конструктивным нормативам:

          1. Тип и марка должны обязательно соответствовать целям – перевозка пассажиров.
          2. Все весовые и габаритные параметры транспорта должны соответствовать нормативам дорог в России.
          3. Пассажиры могут проехать стоя в автобусе только в том случае, если для этого внутренняя конструкция салона позволяет делать это – есть поручни для того чтобы держаться или облокачиваться, имеется свободное пространство и т.д.
          4. Приспособления и механизмы для открытия и закрытия окон, дверей, люков должны быть исправны.
          5. Наличие нумерации посадочных мест обязательно.
          6. Динамики для того, чтобы пассажиры могли слышать названия остановочных пунктов должны работать все, если по модели автобуса таковые предусмотрены в салоне.
          7. Для перевозок пассажиров в зимнее время должна исправно работать печка или отопительная система, в зависимости от модели автобуса.
          8. Любые перевозки большого количества людей в транспорте междугороднего назначения исключены, если ионии превышают допустимые нормы, прописанные в технической документации автобуса.

            На международных маршрутах

            Перевозка пассажиров между странами всегда обусловлена пересечением границ, а потому требования к таким маршрутам будут несколько отличаться от требований, предъявляемых городскому или междугороднему автотранспорту.

            Тоже самое касается и требований к водителям, документации, которая должна быть у них и прохождению ими проверочной и регистрационной процедуры на таможне.

            Техническое состояние таких автобусов должно соответствовать повышенным требованиям безопасности и комфорта для пассажиров.

            Вся документация должна быть действительной, без каких-либо просрочек по срокам ее действия.

            Бумаги должны быть оформлены надлежащим образом через государственные и другие службы, уполномоченные выдавать разрешительную документацию транспортникам:

          9. лицензия на перевозку людей по заграничным маршрутам;
          10. путевые листы;
          11. полис «Зеленая карта», служащий в качестве обязательного автострахования гражданской ответственности водителей;
          12. действующее водительское удостоверение нужной категории группы D;
          13. справка о своевременном прохождении медицинского обследования, который обязаны проходить шофера, трудоустроенные в транспортных компаниях, не реже чем 1 раз в 2 года;
          14. документы, подтверждающие прохождение техосмотра в надлежащие сроки;
          15. гражданский паспорт водителя, загранпаспорт, а при пересечении границ с визовым режимом – дополнительно должна быть оформлена соответствующая виза;
          16. свидетельство о регистрации транспортного средства;
          17. техническая документация данной модели автобуса – техпаспорт.
          18. При случае, обязательно нужно иметь копию распечатанного международного договора с той или иной страной, куда въезжает российский автобус, касательно условий автострахования гражданской ответственности водителей, перемещающихся из России в другие страны.

            Вне зависимости, осуществляется ли поездка по регулярному международному маршруту, специальному (заказному), либо же – нерегулярному, осуществляющемуся изредка, все водители должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к ним как к сотрудникам транспортной компании, осуществляющим дальние перевозки людей.

            Нужно сразу отметить, что провоз пассажиров за границу крайне редко осуществляется одним водителем. Чаще всего шоферов должно быть как минимум двое, которые бы сменяли друг друга в пути.

            Все требования к обязанностям водителя должны соблюдаться им так же как и при перевозке людей в городском или междугороднем транспорте, но только он еще должен знать процедуру прохождения проверки на таможне, когда требуется высадить пассажиров для проверки с собаками , как заполнять бумаги и прочее.

            Так как зачастую международные перевозки людей на автобусах осуществляются на довольно-таки дальние расстояния, то и требования к таким автобусам должны быть соблюдены в усиленном режиме.

            К ним относятся следующие технические и конструктивные нормы:

          19. Мощность, тип, марка – все должно соответствовать категории автотранспорта перевозящего большое количество людей и багажа на дальние рейсы.
          20. Вес автобуса, а также его габариты должны соответствовать параметрам не только дорог в России, но также и магистралей, эстакад, подмостовыми проездными частями, тоннелями и прочими особенностями автодорожной инфраструктуры зарубежных стран.
          21. Обычно такие автобусы могут быть снабжены элементами повышенного комфорта, например, туалетом.
          22. Все окна, двери, поручни, механизмы сидений и люков должны быть в исправном состоянии.
          23. Все номера посадочных мест должны быть четко прописаны.
          24. Освещение должно работать по всему салону, равно как и отопительная система для перевозок пассажиров в холодный сезон.
          25. Наличие пассажиров в определенном количестве не должно превышать установленных в техническом паспорте машины норм.

            В противном случае уже на границе за превышение количества людей в салоне автобуса транспортную компанию, от имени которой осуществляется провоз людей за границу, могут оштрафовать.

            Требования к автобусам в зимнее время

            Полное отключение, равно как и неисправность печек и иных отопительных систем пассажирских автобусов, запрещается по Правилам.

            Любой пассажир будет иметь полное право пожаловаться на транспортную компанию тогда, когда он ехал в автобусе с обледеневшими окнами.

            Кроме этого также в обязательном порядке необходимо перед зимним сезоном сменить шины на колесах автобусов на надлежащие, также следует проверить, хорошо ли закрываются окна, люки и двери.

            Перед эксплуатацией автобусов любого значения (дальнего следования или городского пассажирского транспорта) в зимний период техник нужно осматривать досконально. При необходимости производиться капитальный ремонт.

            Любые организации поездок с туристической, общегражданской или иной целью должны оформляться соответствующим образом.

            Если транспортная компания прошла тендер или конкурс на осуществление регулярных маршрутов, то она должна иметь соответствующее свидетельство, дающее ей право на определенный срок пускать свои автобусы по конкретным направлениям.

            Кроме этого всегда должен соблюдаться стандартный набор документации при курсировании автобусов внутри города, между городами, регионами и областями, а также между странами.

            А для этого одновременно водительский состав и техническое состояние автобусов также должны соответствовать Уставу и Правилам.

            По каким правилам осуществляются перевозки пассажиров в маршрутном такси, смотрите на странице.

            Какие правила регулируют перевозки детей на ЖД транспорте, узнайте из информации.

            Видео: О вступлении в силу дополнительных требований к автобусам, используемым при перевозке детей

          26. В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
          27. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

          28. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
          29. Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
          30. Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
          31. Регионы — 8 (800) 222-69-48
          32. Глава 22 ПДД — Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

            Правилам перевозки пассажиров в ПДД отводится особое внимание, поскольку автомобиль всегда считался источником повышенной опасности. В этот раздел периодически вносятся изменения, особенно если возрастает смертность пассажиров в ДТП по тем или иным причинам. Требования, действующие при перевозке пассажиров, указаны в пункте 22 Правил.

            Высадка и посадка пассажиров

            Водителю ТС следует производить высадку и посадку пассажиров лишь после полной остановки автомобиля. Начало движения допустимо только при полностью закрытых дверях.

            Данное правило обязательно к исполнению, однако далеко не все водители его соблюдают, трогаясь с места еще тогда, когда пассажирская дверь транспортного средства открыта.

            В данной ситуации идет нарушение не одного правила, поскольку до начала движения водитель ТС и пассажиры обязаны пристегнуться.

            Перевозка пассажиров в легковом автомобиле

            Пунктом 22.8 ПДД установлены следующие ограничения:

          33. в любых типах ТС, за исключением перевозок пассажиров в кузове-фургоне или кузове грузового транспортного авто с бортовой платформой, запрещается перевозка пассажиров вне кабины или дополнительных конструкций для мотоциклов;
  • По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *