Налог по безработице в беларуси отменили. Налог по безработице в беларуси отменили

Налог по безработице в беларуси отменили

Новая информация

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2020 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2020 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2020 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)
  • Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

    Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

    Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение
  • По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

    Декрет №3

    В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

    Кому необходимо уплачивать сбор?

    Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня. Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

    • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
    • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
    • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
    • тяжелобольные
    • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
    • представители церковных организаций
    • официально зарегистрированные безработные
    • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
    • военнослужащие
    • и другие (см. полный перечень тут )
    • Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

      Если работал менее чем 183 дня в году?

      В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

      Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

      Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

      Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

      Нет денег на налог

      В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
      Важно!

      За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

      Повлиял ли закон на безработицу?

      В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

      Кстати, в России прозвучала инициатива о введении аналогичного сбора. Правительство РФ считает, что необходимо компенсировать расходы на социальное и медицинское обслуживание и таким образом, подтолкнуть неработающих граждан к трудоустройству. Однако уже озвучивают сумму в 20-25 тысяч российских рублей за данный сбор, что несомненно больше если сравнивать с нашим налогом.

      Кто будет тунеядцем в 2020 году?

      Совет Министров РБ от 31.03.2020 определил, кто будет считаться занятым и не платить налог, а кто будет тунеядцем и соответственно платить сбор.

      Занятыми в экономике будут считать:

      • работающих по трудовому договору (контракту);
      • ИП, адвокатов, нотариусов, ремесленников, а также занимающихся агротуризмом;
      • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
      • тех, кто уплачивает единый налог;
      • военнослужащих, сотрудников военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанных во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу;
      • творческих работников, статус которых подтверждается творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника;
      • священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений;
      • членов национальных и сборных команд по видам спорта;
      • безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.
      • Те, кто воспитывает детей до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, также попадают в число тех, кто занят в экономике.

        Получающие образование в дневной форме, а также получающие образование на дому также будут считаться занятыми в экономике. Исключение — те, кто проходит обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы) и образовательные программы совершенствования возможностей и способностей личности.

        Занятыми в экономике также считаются те, кто занимается производством продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, в том числе строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

        Спортсмены-учащиеся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде
        обособленных структурных подразделений также относят к занятым в экономике.

        Исключили из списка занятых:

      • белорусов, с которыми прекращены трудовые отношения, — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором произошло увольнение. При этом в случае расторжения трудового договора (контракта) из-за сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечения срока действия контракта — в течение 6 месяцев с даты увольнения.
      • военнослужащих, сотрудников (работников) военизированной организации, имевших специальные звания резервистов во время прохождения занятий и учебных сборов, а также проходивших альтернативную службу в течение 6 месяцев начиная с месяца, в котором были прекращены указанные отношения;
      • выпускников дневной формы получения образования, а также образования на дому, за исключением дополнительного образования — до конца календарного года, в котором был получен диплом.
      • учащихся духовных учебных заведений — до окончания календарного года, в котором были прекращены образовательные отношения;
      • признанных инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности), а также признанных по решению суда недееспособными; находящихся на принудительном лечении.
      • сдающих внаем жилые и нежилые помещения, машино-места при уплате подоходного налога с физлиц;
      • выполнявших в течение полного сезона сезонные работы;
      • находившихся под меднаблюдением в период беременности и родов;
      • отбывающих наказание по приговору суда и находящихся в лечебно-трудовых профилакториях;
      • супруг (и супругов) военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву, а также молодого специалиста, приступившего к работе по распределению (перераспределению) или направлению (последующему направлению) на работу, — на время их совместного проживания в местности, где нет возможности трудоустроиться;
      • олимпийских чемпионов, которые получают госстипендию.
      • А также, к занятым больше не будут относить:

        Не будут относить к не занятым в экономике тех, кто получает пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, получающие ежемесячные
        страховые выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных
        заболеваний.

        Те, кто получает пенсии, в том числе из других государств, пособия из ФСЗН (кроме единовременных), а также пособия по временной нетрудоспособности, тоже не подпадают под действие декрета. Как и те, к кому «применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие заниматься различными видами деятельности».

        Не распространяется действие документа в течение 6 месяцев также на граждан Беларуси, прибывших в нашу страну для постоянного проживания, а также на иностранцев или лиц без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси и зарегистрированы по месту жительства. «Иммунитет» у них на полгода, начиная с месяца, в котором они были зарегистрированы в нашей стране.

        Полмиллиона «тунеядцев». В Беларуси пересчитали официально неработающих и придумали им новое наказание

        Как в Беларуси с нового года накажут «тунеядцев»

        No media source currently available

        Белорусские власти насчитали 425 тысяч граждан, которые попадают под действие декрета «О содействии занятости населения», в народе – «декрета о тунеядстве». Те, кто попал в этот список, будут оплачивать все коммунальные услуги без государственных субсидий. Это значит, что расходы на ЖКХ почти у полмиллиона безработных в Беларуси вырастут в несколько раз.

        Новый закон пришел на смену президентскому декрету 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества». Он предусматривал уплату сбора в размере порядка $180 гражданами Беларуси, которые жили на территории страны, но не работали более 183 дней.

        В 2017 году Декрет №3, который в народе прозвали «тунеядским», вызвал во всех крупных городах Беларуси одну из самых массовых волн протеста.

        В январе 2020 года под давлением протестующих «тунеядский» закон отменили. На смену ему пришел новый документ, разделивший белорусов на «участвующих» и «не участвующих» в финансировании госрасходов. С 1 января 2020 года те, кого специальные комиссии при исполкомах определили как «не вовлеченных в финансирование государственных расходов», должны будут платить за услуги ЖКХ по полной ставке.

        Для справки: стоимость коммунальных услуг в минской стандартной двухкомнатной квартире площадью 48 кв м, где проживает семья из трех человек, зимой обойдется примерно 160 белорусских рублей – это около $80 в эквиваленте.

        Если, например, неработающий житель типовой двушки будет признан тунеядцем, то его ежемесячная квитанция за горячую воду, газоснабжение и отопление вырастет примерно на $50. Такую оценку дает Совет министров Беларуси.

        О целях нового декрета неоднократно высказывался президент Лукашенко, который уже четыре года говорит о борьбе с тунеядцами в стране:

        «200 тысяч мы можем освободить – многодетных, больных, инвалидов. Людей, которые, может быть, хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тысяч где? Декрет №3 – это 300 тысяч тех, кто должен работать, но не работает. И мы должны заставить их работать. Вот и вся идеология», – говорил белорусский президент в 2017 году.

        Гомельская домохозяйка Мария Тарасенко пока единственная из почти полмиллиона так называемых «тунеядцев», кто пытается через суд добиться отмены обновленного декрета. Она настаивает, что даже не работая участвует в финансировании государственных расходов.

        «Мы уплачиваем косвенные, непрямые налоги – НДС и акцизы. Акцизами у нас обклеено буквально всё: у нас товары первой необходимости все в акцизах», – поясняет свою позицию Мария.

        Составлением списка тунеядцев занимаются специально созданные комиссии по содействию занятости при исполкомах. Тарасенко подала в суд Железнодорожного района Гомеля жалобу из-за включение ее данных в базу не занятых в экономике. Ответ суда женщину удивил.

        «Мы подали иск на основании того, что декрет противоречит Конституции, и мы участвуем в финансировании государственных расходов. Нам пришло извещение, что суду это неподведомственно, что они это не будут рассматривать. И еще причину указали, что, мол, никаких действий в отношении вас не произошло – за горло вас не взяли, в карман к вам не залезли, ну чего вы волнуетесь так?» – рассказывает Мария Тарасенко.

        Отказ районного суда она обжаловала в апелляционной инстанции областного суда. 15 марта суд рассмотрит ее иск о возмещении морального вреда. Ответчиками по делу выступят комиссия по содействию занятости населения Железнодорожного района Гомеля и Комитет по труду, занятости и соцзащите облисполкома, которые вносят людей в списки тунеядцев.

        Юридическую поддержку Марии оказывает правозащитник и юрист Профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Леонид Судаленко. Леонид уже два года занимается подобными делами и даже получил прозвище «адвокат дармаедов» [«дармаеды» – с белорусского «тунеядцы»].

        В 2017 году Леонид занимался двумя схожими делами. Тогда он требовал признать декрет президента неконституционным и доказывал участие своих подзащитных в финансировании государственных расходов. Два года назад суд также принял решение о неподведомственности таких жалоб – как и сейчас в случае с его подзащитной.

        «В жалобе мы просили исключить Марию Тарасенко из списка не занятых в экономике и больше ее по этому вопросу не беспокоить. Тем не менее суд отказал. Фактически суд в Гомеле сказал, что все 500 тысяч незанятых в экономике – полмиллиона белорусов, которых власть определила в этот список, – не имеют права на судебную проверку действий так называемых «дармаедских» комиссий», – говорит юрист Судаленко.

        По предварительным данным Минтруда и соцзащиты, в ближайшие недели первые 54 тысячи человек, которые попали под действие обновленного декрета, получат квитанции с полной суммой к оплате за подогрев воды за январь и февраль. По данным государственного агентства Белстат, в 2020 году 65% белорусов жили на сумму меньше $250 в месяц.

        Лукашенко отменил «налог на тунеядцев». Но лишит льгот неработающих

        Поделиться сообщением в

        Внешние ссылки откроются в отдельном окне

          Внешние ссылки откроются в отдельном окне

          Тунеядцы в Беларуси освобождены от обязательного прежде сбора — «налога на тунеядство», составлявшего более 250 долларов в год для официально не работавших в течение полугода, но обязываются полностью возмещать стоимость услуг, субсидируемых государством.

          Перечень этих услуг, согласно первому в наступившем году декрету Лукашенко, до 1 апреля должно определить правительство.

          Из текста, опубликованного вечером 25 января и вступившего в силу с момента опубликования декрета, явствует, что президент обязует правительство ввести ограничения на предоставление не занятым в белорусской экономике гражданам «безналичных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».

          В переводе с бюрократического языка это значит, что официально не занятые в течение полугода белорусские граждане — и как обозначено в декрете, иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство или разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь — будут в полном (определенном правительством) объеме оплачивать коммунальные услуги и вряд ли получат кредит на покупку (ремонт) квартиры.

          Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству.

          Эксперты в Минске полагают, что некие «полные» оплаты могут возникнуть в государственных поликлиниках и больницах, школах и прочих государственных учреждениях.

          Множество комиссий

          Ныне подписанным декретом, изменяющим положения принятого два года назад закона «О предупреждении социального иждивенчества», предусмотрено создание многоуровневых комиссий, которым надлежит определять «трудозанятый» статус граждан и решать, как быть с попавшими в «трудную жизненную ситуацию».

          Комиссии на местном уровне обязуются оказывать безработным консультативную и правовую помощь, обучать основам предпринимательства и финансово поддерживать желающих стать предпринимателями.

          Безработных, ведущих асоциальный образ жизни, комиссии обязаны отправлять в ЛТП — лечебно-трудовые профилактории, возрожденные в Беларуси по примеру советских.

          Органы власти обязаны также выявлять работающих неофициально и уклоняющихся от налогов, с тем чтобы привлекать таковых к ответственности.

          Судя по тексту декрета, центральные и местные органы власти в течение текущего 2020 года должны сформировать базы нарушителей трудового и налогового законодательства, чтобы с 1 января 2020 эти люди начали нести финансовую ответственность за отсутствие официальной работы и неуплату налогов.

          Возможны ли протесты?

          «Налог на тунеядство», ныне отмененный Лукашенко, по сведениям белорусских СМИ и экспертов, в предыдущие годы платили только 10% из тех, кому власти отправили «письма счастья» — официальные требования об уплате сбора на возмещение госрасходов.

          В течение 2016-2017 годов в Беларуси прошли многократные акции протеста против «налога на тунеядство». Примечательно, что протесты охватили не столько столицу, сколько белорусские регионы, где проблема занятости и заработка стоит до сих пор остро.

          Многие акции закончились силовыми задержаниями протестующих. Среди задержанных и осужденных к административным штрафам и арестам, вопреки белорусской традиции, «штатных» оппозиционеров — активистов оппозиционных партий и движений — было меньше, чем жителей провинции и журналистов местных СМИ.

          Кость в горле

          Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной властям Объединенной гражданской партии, принимавший участие в региональных «Маршах нетунеядцев» и задерживавшийся силовиками, не прогнозирует «нетунеядских» протестов в ближайшее время.

          «Налог-то отменен. Налог имел выход на огромное количество людей — в двери многих позвонили налоговики и приказали платить. Рефлексией на это и были массовые протесты. Сейчас одномоментного действия не будет — по декрету Лукашенко оно рассеяно во времени. Но будут проблемы с практической реализацией декрета. И это породит не один информационный повод. Если людям прикажут платить за медуслуги, образование — во что это может вылиться? Человек не получит необходимую медпомощь?» — рассуждает Лебедько.

          И приходит к выводу: «Через какое-то время, когда декрет в таком порядке вдруг станет реализовываться, люди обнаружат, что рушится модель социального государства, которую Лукашенко выстраивал и пропагандировал больше 20 лет. Было декларировано и многократно повторено, что все услуги доступны — а тут окажется, что ребенка в школу не берут, потому что родители не имеют работы! Я тут не могу на этом месте поставить точку. Но думаю, что с практической реализацией этого декрета у власти могут быть большие проблемы, Может все это оказаться костью, что застрянет у власти в горле».

          Налог на тунеядство

          2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Так появился известный далеко за пределами Беларуси «Налог на тунеядство», «Налог на безработных».

          А 27 января 2020 года вступил в силу Декрет №1 «О содействии занятости населения», также подписанный Президентом и фактически отменяющий «Налог на тунеядство».

          Но основные понятия «Налога на безработных» и определения «Социального иждивенчества» не ушли в прошлое с подписанием нового Декрета, а приобрели другие формы и породили далеко идущие следствия.

          Потому имеет смысл вспомнить и Декрет №3, и ход его реализации, и предпосылки Декрета №1, и нынешнее положение дел.

          Как все начиналось?

          Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.

          В ответ звучали серьезные возражения:

        • По мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд.
        • Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.
        • Было обоснованное замечание, что значительная часть свободных вакансий — это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Говорили для страны выгоднее оставить эти места незанятыми.
        • Упоминали, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму подоходного налога. Т.е. покупка коробки спичек – тоже пополнение бюджета.
        • Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.

          В чем суть налога на тунеядство?

          Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:

          Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 базовых величин.

          Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».

          Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

          Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль декларирования доходов и имущества.

          «Налог на тунеядство» не стал вариантом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. Это стало еще одной причиной для уклонения от любых контактов с налоговыми органами.

          Кто не стал тунеядцем?

          В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

        • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
        • лица до 18 лет;
        • граждане пенсионного возраста;
        • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
        • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте);
        • Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

        • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
        • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
        • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, пребывания в ЛТП.;
        • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
        • отработавшие полный сезон на сезонных работах;
        • работающие по трудовому договору или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
        • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа;
        • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
        • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
        • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
        • священнослужители, церковнослужители в религиозных организациях, члены монашеских общин;
        • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей, налога при упрощенной системе налогообложения или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
        • получающие (за исключением единовременных выплат) пенсии, пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
        • Под действие Декрета не попадали граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.
        • Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в города, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.

          Что изменилось в налоге для тунеядцев, что осталось?

          Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.

          С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:

        • «налог на тунеядство» более не применяется и не упоминается как средство финансирования госрасходов;
        • уже внесенный Налог подлежит возврату плательщикам по их заявлению;
        • основной мерой воздействия на лиц не участвующих в финансировании госрасходов стала 100% оплата услуг субсидируемых государством.

        Так с 1 января 2020 года те, кто не работает без объективных на то причин, должны оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября платить по экономически обоснованным тарифам также за газоснабжение и теплоснабжение.

        Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.

        Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.

        Налог для тунеядцев отменили. Теперь они будут платить полную коммуналку?

        Документ был опубликован в четверг, 25 января, и сразу вступил в силу. Он отменил налог на тунеядство (официально — сбор на финансирование государственных расходов), но ввел другое денежное наказание для тех, кто не хочет работать. С 1 января 2020 года тунеядцам придется полностью оплачивать некоторые услуги, которые для остальных субсидирует государство.

        «Комсомолка» нашла ответы на наивные вопросы о документе.

        Зачем нужен новый декрет?

        Год назад Александр Лукашенко приостановил действие декрета о тунеядстве и поручил его доработать. Теперь чиновники подчеркивают: декрет №1 — это не «работа над ошибками», а принципиально новый документ. Его цель — помочь найти работу всем, кто этого хочет.

        — Декрет нацелен на максимальное содействие гражданам в трудоустройстве, обеспечение их легальной занятостью, и основан на принципе социальной справедливости и участия всех граждан в жизни общества, — рассказал на пресс-конференции первый замминистра труда и соцзащиты Андрей Лобович .

        Теперь государство будет каждый год определять, в каких регионах хуже всего с работой. Туда направят дополнительные деньги на консультации безработных, переобучение, организацию оплачиваемых общественных работ и так далее.

        Следить за выполнением требований декрета будут постоянные комиссии при исполкомах, в которые войдут депутаты, представители органов по труду, МВД , ЖКХ , общественных организаций. Эти же комиссии будут решать вопросы, связанные с тунеядцами: например, разбираться, почему люди в трудоспособном возрасте нигде не работают.

        Получается, налог на тунеядство отменили?

        Да. Но неработающих все равно накажут рублем.

        — Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги, определяемые Совмином, по ценам и тарифами, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, — сообщил Андрей Лобович.

        Проще говоря, тунеядцам придется по полной платить за услуги, с оплатой которых остальным помогает государство. Раньше тунеядцам нужно было платить сбор на финансирование госрасходов, а теперь они будут финансировать госрасходы напрямую. Разница — в сумме. Сбор был фиксированным — 20 базовых величин (сейчас это 490 рублей). С 2020 года у каждого будет своя сумма, которая может получиться как больше, так и меньше.

        Что тунеядцы будут оплачивать полностью?

        Пока неизвестно, перечень Совмин определит до 1 апреля. Но среди услуг, которые субсидирует государство, — медицина, образование, коммуналка, общественный транспорт…

        — Во время обсуждения декрета речь шла только о жилищно-коммунальных услугах, — уточнила Тамара Красовская , председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.

        — Актуальна ли эта мера, если учитывать, что правительство планирует выход на стопроцентную оплату коммуналки для всех?

        — Это решение будет приниматься только правительством. Мы поработаем в регионах, будем советоваться с людьми и видеть, как это будет работать на практике. (…) Сегодня трудно и преждевременно говорить, какой это будет перечень услуг, — ответила Тамара Красовская.

        Если в квартире живут неработающий и работающий человек, как неработающий будет оплачивать «свою» полную коммуналку?

        На этот вопрос ответа пока нет. При этом чиновники заверили, что сохранится механизм «сложных жизненных ситуаций», который появился во времена первого декрета. То есть человек сможет обратиться в комиссию при исполкоме и попросить освободить его от финансирования госрасходов. А теперь это смогут сделать еще и члены его семьи. Судя по всему, в представлении чиновников это выглядит как-то так: работающая жена неработающего мужа сможет прийти в комиссию, рассказать об их (или его) тяжелой жизненной ситуации и попросить разрешения не платить полную коммуналку.

        — Заявление могут оставить члены семьи, проживающие с гражданином, который не участвует в экономике. Придет мама и скажет: у меня социальная проблема в семье, сын не хочет работать, — привела пример Тамара Красовская. — Это еще один ключевой момент, для чего создаются комиссии: не только для содействия занятости, но и для того, чтобы увидеть, в какой ситуации живет семья. Определить, почему человек пьет, почему не работает, подключить другие органы. (…) Например, есть люди, которые скрывают, что у них мама или папа болеют тяжелыми онкологическими заболеваниями, и они ухаживали за ними целый год. Поэтому комиссия будет принимать решение, что человек оказался в трудной жизненной ситуации.

        Как тунеядец узнает, что он тунеядец?

        Раньше извещения об уплате сбора приходили заказным письмом, было разослано более 470 тысяч таких посланий. Что теперь?

        — Граждане узнают об этом от местных органов власти. Задача местных органов власти — дойти до каждого, кто потенциально попадет в эти списки, и оказать им содействие, предложить свои услуги в трудоустройстве, — сказал Андрей Лобович.

        Напомним, в предыдущем декрете тунеядцами считались люди, которые за год проработали меньше 183 дней. Были исключения: пенсионеры, студенты, солдаты-срочники, декретницы, те, кто живет за границей, и так далее. Кому теперь придется полностью оплачивать услуги, тоже решат до 1 апреля.

        Как будут выявлять тех, кто может, но не хочет работать?

        Как и в прошлый раз, правительство хочет создать специальную базу, в которую попадут все неработающие белорусы трудоспособного возраста. Составят ее в два этапа. Сначала — на уровне страны на основе республиканских информационных источников (например, данных того же Фонда соцзащиты). Потом отфильтруют на местном уровне.

        В прошлый раз база, прямо скажем, не удалась. Тысячам людей извещения приходили по ошибке.

        — Потому мы и предлагаем двухуровневое формирование этих баз. Местные органы власти знают людей, которые живут на их территории, имеют больше возможностей дойти до каждого человека, выяснить, чем он занимается. Только после отработки на местах будут формироваться и утверждаться списки, чтобы исключить моменты, которые были, — ответил Андрей Лобович.

        Увеличится ли пособие по безработице?

        Сейчас пособие по безработице не может быть больше 49 рублей (2 базовые величины). В правительстве не раз обещали увеличить его хотя бы до бюджета прожиточного минимума (сейчас это 197 руб. 81 коп.) или даже ввести страхование от безработицы. Но в новом декрете пособия решили не трогать.

        — Пока эти меры признаны преждевременными, и вопрос увеличения размера пособий по безработице правительством не рассматривается, — рассказал Андрей Лобович.

        КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

        — Суть указа осталась такой же. Если человек не работает, он должен платить. Везде в мире помогают безработным, а мы их пытаемся наказать. Ни к повышению доходов бюджета, ни к стимулированию занятости такой подход не приведет, — уверена академический директор исследовательского центра BEROC Катерина Борнукова . Евросоюзе , — объяснил « КП » руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин.

        Лукашенко отменил налог на тунеядство в Беларуси

        Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 января подписал Декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. Об этом сообщает пресс-служба президента.

        В этих целях Декретом на Правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.

        В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетовна реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

        В новый Декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

        Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2020 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить Правительству.

        Ключевая роль в организации работы по выполнению норм Декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

        В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.

        Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.

        Для реализации Декрета Правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

        Кроме того, предусматривается принятие Правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

        Декрет вступает в силу после его официального опубликования.

        Введение налога на «тунеядцев» повысит официальную безработицу до 20%

        Механизм взимания налога с неработающих граждан пока не разработан. В целом по Беларуси под закон «о тунеядцах» могут попасть до 1 млн. человек, а на востоке страны, где уровень трудовой миграции выше среднего по стране, новый налог может затронуть каждую 4 семью. В случае введения такого налога официальная безработица вырастет скачкообразно – с 0,5% до 20%.

        Предложение правительства обложить пошлиной безработных отложено на неопределенное время. Данную инициативу не включили ни в проект бюджета, ни в проекты поправок в Налоговый кодекс. Тем не менее, не так давно в Минфине заявляли, что готовят проект указа, предусматривающего взимание платы с граждан, которые не работают и не платят налоги, но являются потребителями социальных услуг. Предполагалось, что такие лица будут ежегодно уплачивать 2,6 млн. рублей в бюджет. Эти средства планировалось направить на расходы в социальной сфере. Задержка с принятием закона объясняется исключительно техническим фактором. Пока нет понятного механизма, каким образом изымать налоги с официально неработающих граждан, которые юридически не имеют доходов.

        Формально под закон о взимании налогов с неработающих граждан могут попасть около 1 млн. человек. По официальным оценкам, постоянный доход из-за границы или нелегальный заработок имеют около полумиллиона белорусов. Однако ситуация может быть еще более сложной. По нашим оценкам, только в Гомельской области количество трудовых мигрантов, которые временно уехали из региона, может составлять до 200 тыс. человек.

        В качестве механизмов ухода от потенциального налога в обществе обсуждается возможность смены статуса неработающих граждан на индивидуальных предпринимателей с отсутствием дохода от деятельности. Это только одна из схем, на самом деле, механизмов ухода от потенциального налога значительно больше. Начиная от фиктивного трудоустройства и заканчивая регистрацией на бирже труда в качестве официального безработного. Имиджевые потери также являются сдерживающим фактором для введения нового налога на неработающих граждан. В случае введения налога официальная безработица в стране может вырасти до 20%. В канун избирательных кампаний на такой шаг власти могут пойти только в случае критической ситуации с наполнением бюджета.

        Минская область

        Уровень зарегистрированной безработицы в Минской области сложился самый низкий в стране, исключая столицу. По итогам десяти месяцев текущего года он составлял 0,4%. По состоянию на конец октября 2013 года официально зарегистрированных безработных в области было менее трех тысяч. По регионам области уровень официальной безработицы различается незначительно, от 0,7% в Борисовском районе до 0,1% в Минском.

        Реальное число людей, которые «не участвуют в формировании доходной части бюджета путем уплаты налогов, но при этом являются потребителями социальных услуг» можно оценить, исходя из опубликованных Белстатом данных, лишь приблизительно.

        Известно, что в Минской области численность занятых на 31.10.2013 составляет 681,6 тыс. чел. В то же время численность населения в трудоспособном возрасте на эту же дату зафиксирована на уровне 821,9 тыс. чел. Таким образом, разница составляет 140,3 тыс. чел.

        Однако следует учитывать то обстоятельство, что среди занятых есть определенное количество пенсионеров, продолжающих трудиться, формально выйдя из категории трудоспособных, поскольку к таковым относят лиц преимущественно рабочего возраста (до выхода на пенсию по возрасту).

        В свою очередь среди лиц в трудоспособном возрасте есть женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком, военнослужащие срочной службы, а также люди с «нерабочими» I и II группами инвалидности, то есть те, с кого планируемый налог «на тунеядство» брать нельзя.

        Вероятно, премьер-министр Мясникович обладал некой информацией, когда говорил о том, что в стране есть около 445 тысяч трудоспособных жителей, которые нигде не работают, не вносят никакого вклада в развитие экономики, но пользуются социальными благами. Исходя из озвученной цифры и удельного веса населения Минской области в населении Беларуси – 14,84%, можно предположить, что «тунеядцев» здесь около 66 тысяч. Естественно, большинство этих людей все же работают, но либо за пределами страны, либо в стране, но нелегально.

        Гомельская область

        Удельный вес численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите Гомельской области, самый значительный из всех регионов страны. В общем количестве зарегистрированных безработных Беларуси на конец октября 2013 года гомельчане составляют 20,4%. Однако, уровень «зарегистрированной» безработицы невелик, и за прошедший год даже снизился с 0,7% до 0,5% от количества экономически активного населения. В процентном отношении к общему количеству зарегистрированных безработных снижение составило 17,6%. На конец октября было зарегистрировано всего 4272 таких граждан. Наибольшее количество безработных встало на учет в Лоевском, Рогачевском, Хойницком и Чечерском районах, в которых уровень официальной безработицы достиг 1%. Причем, большая часть зарегистрировавшихся — молодежь в возрасте до 30 лет.

        При уменьшении количества зарегистрированных безработных происходит одновременное уменьшение численность населения, занятого в экономике. Так, за январь-сентябрь количество работающих уменьшилось на 10,4 тыс. человек и составило 634,4 тыс. человек (снижение — 1, 6% к общему количеству занятых). Наибольшее снижение наблюдалось в Хойницком (4,1%), Лоевском (4,2%), Кормянском (4,3%) районах. Весьма показательно, что количество зарегистрированных безработных в два с лишним раза меньше, чем уменьшение численности работающих с начала года. Т.е. граждане, увольняясь, не становятся на учет в качестве безработных.

        Данные о количестве безработных, основывающиеся на их официальной регистрации, не позволяют составить объективную картину проблемы. В Гомельской области, по данным облисполкома, в настоящее время насчитывается около 920 тыс. человек «трудовых ресурсов» при общей численности населения около 1, 42 млн. человек. На 286 тыс. человек больше официально занятых в экономике. Если даже статистика не учитывает студентов ВУЗов и средних специальных учебных учреждений в качестве работающих, то около 220 тыс. жителей Гомельской области нигде не работают и не учатся. Эта цифра вполне коррелирует с неофициальными данными о гражданах, выехавших на заработки за рубеж – в основном в соседнюю Россию, с которой граничит Гомельская область. Экспертные оценки количества жителей области – «гастарбайтеров» колеблются от 100 до 200 тысяч человек. Еще несколько десятков тысяч трудятся неофициально без выезда за пределы страны. И, конечно, есть неработающие, относящиеся к действительно деградировавшей части населения. Таким образом, количество зарегистрировавшихся безработных как минимум в 40 раз меньше официально не работающих трудоспособных жителей Гомельской области.

        Гродненская область

        Численность официально зарегистрированных безработных на ноябрь 2013 года составила в Гродненской области 2,5 тыс. человек и по сравнению с ноябрем 2012 года сократилась на 20,7%. Уровень зарегистрированной безработицы на ноябрь 2013 года составил 0,5%.

        Численность населения, занятого в экономике Гродненской области, в январе – сентябре этого года составила 494,4 тыс. человек, или 98,6% от предыдущего периода. В г. Гродно, Берестовицком, Ивьевском и Островецком районах соотношение численности занятых по сравнение с предыдущим периодом несколько увеличилась. Численность населения на 1 октября 2013 года составила 1055,7 тыс. Количество населения в трудоспособном возрасте находится в соотношении 59% от общей численности населения или около 622 тыс. Таким образом, около 128 тыс. человек трудоспособного возраста не вовлечено в официальную экономическую деятельность или около 20% населения от общей численности трудоспособного населения.

        По оценкам УВД Гродненского облисполкома, не менее 18 тысяч трудоспособных жителей Гродненской области официально нигде не работают, но при этом имеют в собственности дорогие машины, коттеджи или по несколько квартир. За 10 последних месяцев налоговыми органами были проанализированы доходы более 2000 физических лиц и установлено 470 нарушений. В числе уклоняющихся от уплаты налогов: нелегальные таксисты, механики, использующие свои гаражи в качестве пунктов автосервиса, мастера по ремонту квартир, бытовой и компьютерной техники. За 10 месяцев этого года благодаря таким проверкам в бюджет области начислено налога более чем на 1 миллиард белорусских рублей. Налоговики намерены проверить еще около 1000 граждан до конца этого года. По мнению правоохранительных органов, эти гродненцы наладили нелегальный бизнес. Особое внимание уделяется тем людям, которые часто пересекают границу.

        Могилевская область

        Общая численность населения в области составляет немного более 1 млн. человек (1 076 тыс.). Численность трудоспособного населения составляет 642 тыс. человек или 59% жителей области. В I квартале 2013 г. в экономике области было занято 488,2 тыс. человек, что на 1,6% меньше, чем в I квартале 2012 г. Таким образом, потенциально под закон «о тунеядцах» в Могилевской области могут попасть около 150 тыс. человек. Соответственно, введение налога с официально неработающих жителей области уменьшит семейные доходы каждой 4-5 семьи в области.

        Стоит учитывать тот факт, что трудовая миграция из Могилевской области в соседние регионы РФ, приобрела массовый системный характер. В ряде районов количество трудоспособного мужского населения, которое работает в России вахтовым методом, составляет порядка 50%.

        В качестве механизмов ухода от потенциального налога в обществе обсуждается возможность смены статуса неработающих граждан на индивидуальных предпринимателей с отсутствием дохода от деятельности. Это только одна из схем, на самом деле механизмов ухода от потенциального налога значительно больше. Начиная от фиктивного трудоустройства и заканчивая регистрацией на бирже труда в качестве официального безработного.

        Для справки. По данным комитета по труду, занятости и социальной защиты Могилевского областного исполнительного комитета численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в настоящее время составляет около 3 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы по данным текущего года составил 0,6% от экономически активного населения (в 2012 г. – 0,7%). Средний размер пособия на одного безработного в 2013 г. составил чуть более Br100 тыс., или 10% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

        На одного безработного приходится 3,5 вакансии. На сегодняшний день в регионе зафиксировано около 9 тыс. вакансий. При этом для области характерна общереспубликанская тенденция лидерства рабочих специальностей, которые составляют почти 85% имеющихся предложений. Рейтинг наиболее востребованных возглавляют бетонщики. Также в топ-листе – водители, грузчики, каменщики, кровельщики, маляры и кондукторы. Наиболее высокий официальный уровень безработицы отмечен в Бобруйском, Глусском и Славгородском районах — 0,8%.

        Витебская область

        Уровень безработицы в области с июля 2013 года остается неизменным и составляет 0,6%. Эта цифра не отражает реального положения, так многие безработные не желают регистрироваться: пособия мизерные и платят их в течение 6 месяцев.

        В январе — октябре текущего года обращений службу занятости за содействием в трудоустройстве стало меньше на 10,1%. На 1 ноября безработных, зарегистрированных в областном центре – 8270 человек, из них самая многочисленная группа – лица со средним образованием. А вот характеристик типичного безработного нет: женщин и мужчин на бирже труда одинаково (возможно, из-за того, что женщин в городе больше), молодежи от 16 до 29 лет в общей массе всего одна треть. В Витебске, по данным текущей отчетности, численность населения составляет 358 тысяч, в т.ч. числе 44,5% — мужчины, 55,5% — женщины. Людей в трудоспособном возрасте проживает 234,8 тыс. (65,8%), старше трудоспособного – 20,4%.

        Больше всего уволенных работников в связи с сокращением штата или ликвидацией организации зарегистрировалось как безработные именно в Витебской области. Если всего в республике таких безработных 616 человек, то в Витебской области – 166. Витебская городская служба занятости оказала содействие в переселении на новое место жительства семьям некоторых безработных. Средний возраст переселенцев – 30 лет. Государственной программой выделено финансирование на переселение в 2013 году 80 семей. В области сменило прописку 22 семьи (больше всего в республике).

        При общей нехватке рабочей силы в области наблюдаются ее излишки на предприятиях. На конференции «Социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси», проходившей в октябре в Витебске, подчеркивалось, что особенностью отечественного рынка труда является удержание экономически завышенной численности работников. При этом затраты на содержание лишних работников включаются в себестоимость продукции.

        Количество вакансий в 2-3 раза превышает количество безработных. Однако витебчане не торопятся занимать имеющие вакансии, из которых 70% -рабочие профессии (строители, водители, станочники). Рынок труда области характеризуют плохая демография, низкая престижность рабочих профессий, трудовая миграция в Россию. Предполагается, что из-за демографических проблем (высокая смертность и низкая рождаемость) количество трудоспособного населения в области сократится до 2030 года на 150 тысяч человек. Власти видят способы решения проблемы нехватки рабочей силы в повышении зарплаты, привозе рабочих из деревень (уже практикуется ежедневный привоз на работу из близлежащих деревень).

        Свыше 15% трудоспособного населения занято в негосударственном секторе экономики. Уезжая из страны на заработки, лишь малая часть официально регистрируют свой отъезд. По неофициальным данным, из области выехало на работу в Минск, Россию (прежде всего, в Смоленск, Санкт-Петербург и Москву) свыше 100 тысяч человек.

        Брестская область

        В настоящее время в экономике Брестской области занято 619,8 тыс. человек, что на 1,4% меньше, чем в 2012 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 459,7 тыс. человек (74,2%) – это работники организаций. На условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях также привлекалось 18,4 тыс. человек.

        Организациями региона в 2013 г. принято на работу 83 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные места 4,5 тыс. человек, уволено по различным причинам 91 тыс. человек. Из общей численности уволенных 5,8% уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины; 1,6% — в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. Традиционно, особенно для строительной отрасли, отмечается рост увольняемых с работы в весенние и летние месяцы года (всего весной-летом 2013 г. уволено свыше 55 тыс. человек), когда многие работники, проведя зимнее время дома, увольняются и уезжают на заработки в Россию. Наниматель, чтобы хоть как-то сдержать отток кадров, требует «отработки» не менее 1 месяца, но многие не соглашаются и не выходят на работу, поэтому их увольняют за прогул.

        В 2013 г. более 18 тыс. работников организаций региона работали в режиме вынужденной неполной занятости, а свыше 2,4 тыс. человек переводились в режим неполной рабочей недели (рост на 5,8% в сравнении с 2012 г.). Около 1 тыс. работникам предоставлялись отпуска по инициативе нанимателя, из которых более половины – без сохранения заработной платы. Общее количество неотработанного времени из-за вынужденной неполной занятости составило 194 тыс. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 1 тыс. человек.

        По информации Главного статистического управления Брестской области, численность зарегистрированных безработных на конец октября 2013 г. составила 4,1 тыс. человек, что на 24,1% меньше, чем на аналогичный период 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,7% от экономически активного населения (в 2012 г. – 0,9%). Наиболее высокий уровень безработицы сложился в Ганцевичском (0,9%), Березовском, Ивацевичском (0,8%), Кобринском, Лунинецком районах и г.Пинске (0,8%).

        В 2013 г. на учет было поставлено 35,4 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 21,8 тыс. человек (61,4%), из которых 41,9% — женщины; всего оказано содействие в трудоустройстве 25,1 тыс. человек. На оплачиваемые общественные работы привлекалось 9 тыс. человек, из них 4,1 тыс. безработных.

        Средний размер пособия на одного безработного в октябре 2013 г. составил 12% от бюджета прожиточного минимума (Br121,7 тыс.).

        Официальные сведения о безработице не соответствуют действительности. Так, по утверждению властей, в регионе «проводится работа по снижению безработицы». Один из способов – отказ в постановке на учет обратившимся за помощью в трудоустройстве. Работники органов по труду, занятости и социальной защите объясняют таким гражданам, что они могут быть поставлены на учет, но по тем или иным причинам пособие по безработице им назначено не будет или пособие будет выплачиваться, но при условии обязательного привлечения к общественным работам. Поэтому на период поиска работы таких граждан вносят в «отдельные списки», и в случае их трудоустройства ставят на официальный учет, а потом тут же снимают как трудоустроенных. Многие из неработающих сами не желают регистрироваться в качестве безработных, так как знают, что найти достойную работу через центр занятости невозможно: более 85% предложений о трудоустройстве – это рабочие специальности.

        В Ганцевичском, Ляховичском, Каменецком, Малоритском районах отмечен весьма низкий уровень занятости населения трудоспособного возраста. В этих районах до 50% населения трудоспособного возраста нигде официально не работает и не желает работать, так как сезонно выезжают на заработки в Россию. Естественно, и эти граждане не регистрируется в качестве безработных, но, по мнению властей, они попадают в разряд «тунеядцев». Оценить действительное количество «тунеядцев» весьма проблематично: власти относят к данной категории всех официально не работающих, в том числе выезжающих в Россию и другие страны на заработки. По различным оценкам, в Брестской области таких «тунеядцев» от 30 до 70 тыс. человек, а действительно нигде не работающих и ведущих паразитический и асоциальный образ жизни — около 10-15 тыс. человек.

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *