Налог с продаж введен не будет, налоговые новации подготовят через 2 недели. Вводиться налог с продаж

Налог с продаж введен не будет, налоговые новации подготовят через 2 недели

Налогу с продаж сказали: «Нет»

Антону Силуанову, министру финансов, ставшему недавно первым вице-премьером, пришлось два последних дня отвечать на вопросы про налоги. В пятницу, 25 мая, он сначала «отдувался» на деловом завтраке Сбербанка, а затем на панельной сессии по налоговой и бюджетной политике.

В ходе завтрака у Грефа, он подтвердил, что речь не идет о неизменности текущей конфигурации налоговой системы. Изменения будут, а потом уже новый вариант зафиксируют на следующие шесть лет.

Модератор налоговой сессии, глава комитета по бюджету Госдумы Андрей Макаров, устроил первому вице-премьеру небольшой допрос с пристрастием. В какой-то момент министр даже попросил Макарова перестать задавать ему вопросы.

Будет ли повышаться подоходный налог или вводиться прогрессивная шкала, спросил Макаров. Мы против, но решать будет правительство, ответил Сиуанов.

«Мы считаем, что у нас низкий уровень налогообложения граждан и отсутствие возможностей для уклонения, махинаций. И 13%, которые последнее время платили мы все, мне кажется, очень хороший принцип налогообложения. Мы предлагаем не менять ситуацию с подоходным налогом. Окончательное решение еще будет принимать правительство», — добавил он.

Какова судьба маневра 22/22, предполагающего повышение НДС с 18% до 22% и понижение совокупной ставки страховых взносов с 30% до 22%? Ничего не могу сказать, ответил министр. Будет ли реализована инициатива по перераспределению налога на прибыль между федеральным центром и регионами? Это было бы справедливо, но окончательное решение не принято.

«Есть субъекты России, например Москва, которые за счет прибыли получают большие объемы ресурсов. Если мы централизуем часть налога на прибыль, мы сможем собрать этот доход у регионов, которые пользуются, например, столичными функциями», — сказал Силуанов.

Против этой инициативы позже высказался мэр Москвы Сергей Собянин, поскольку столица сильно пострадает от таких изъятий.

А как быть с налогом на движимое имущество, против возврата которого протестует бизнес, продолжал спрашивать Макаров. Мы слышим предложения бизнеса, ответил министр.

Единственный однозначный ответ был получен на вопрос о возможности введения налога с продаж. Силуанов сказал: «Нет».

Порадовал он и некоторых плательщиков НДС с льготной ставкой. По его словам, позиция Минфина заключается в том, что «мы, как Министерство финансов, как экономический блок, против дополнительного обложения детского питания».

Принято также решение о снижении акцизов на моторное топливо, чтобы приостановить рост цен на заправках. Потери бюджета оцениваются примерно в 140 млрд руб., и предстоит еще понять, как их компенсировать.

Антон Силуанов подтвердил еще раз, что все новации в налоговой сфере должны быть в ближайшее время согласованы. Провести их через парламент планируется до конца текущей, весенней сессии.

Чиновники не должны отрываться от реальности

Статус первого вице-премьера помимо административного роста привел к тому, что ему приходится теперь отвечать за широкий круг вопросов. Так Силуанову в пятницу еще раз «прилетело» от бывших коллег.

Герман Греф считает, что проектное управление, модель которого прошлое правительство Дмитрия Медведева пыталось внедрить еще недавно «не полетит», если не будет создана эффективная система управления.

На вопрос «как реализовать стратегические задачи» глава Сбербанка отвечал на одноименной сессии. В этой дискуссии руководитель Сбербанка объединился с главой Счетной палаты Алексеем Кудриным.

Модель уже сформированного кабинета министров защищал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. По его мнению, трансформация управления от неэффективных ФЦП через госпрограммы в приоритетные проекты уже состоялось и дальше произойдет трансформация в национальные проекты. Поэтому на этот раз «должно выстрелить» считает первый вице-премьер. По логике Силуанова, этому способствует политика бюджетной консолидации.

Раньше поставленные цели не исполнялись «в результате оптимизаций» признался Антон Силуанов. На этот раз будет комплексный охват госпрограмм и ресурсов, новый подход в управлении и мониторинг за их исполнением.

Но бюджетный порядок не устраивает Германа Грефа, по мнению которого «госуправление завязано на процесс», а «такое количество проверяющих органов приводит к тому, что люди боятся принимать решения».

Он считает, что нужны «новые лидеры среди госчиновников», нужно разрушать «вертикальные колодцы», как административные, так и цифровые и создавать единую цифровую систему управления. А правительство, по его мнению, сейчас занимается уже устаревшими методами проектного управления вместо того, что бы повышать скорость исправления ошибок, демонстрации готовности отойти от изначального плана, если что-то пошло не так.

Правительству, по мнению Грефа, не нужна отдельная стратегия в цифровом мире, если «весь мир превращается в цифровой». Ключевым направлением Греф назвал цифровое управление социальным сектором.

«Искуственный интеллект дает индивидуальный трек каждому ребенку. Безопасность. Новые возможности предоставления услуг. Система управления кадрами, система управления эффективности перед каждым госслужащим», — это те направления, где без цифровизации уже не обойтись.

Алексей Кудрин, так же считает, что правительству сильно не хватает реформы госаппарата. Он напомнил, что цифровизация и реформирование госаппарата может привести к сокращению 30% чиновников. А нынешняя система управления создала «нестыкуемые» модели бумажных и цифровых баз данных. Нужны шаги по консолидации функций.

С ним был согласен и Герман Греф в том, что структура из 22 министерств и 10 вице-премьеров не способствует повышению эффективности правительства.

Черту под этим спором подвел министр торговли из сингапурского правительства Ко По Кун. В Сингапуре проектные методы опробовали еще в начале 90-х.

И по его словам, все, о чем спорят российские политики конечно важно, но «обычным людям неинтересно слушать большие политические вещи».

«Чиновники должны быть более масштабны, но начинать с небольших шагов. Не отрываться от реальности», — посоветовал сингапурский министр.

Налог с продаж в РФ вводиться не будет

С.-ПЕТЕРБУРГ, 25 мая — ПРАЙМ. Налог с продаж в России вводиться не будет, заявил министр финансов, первый вице-премьер РФ Антон Силуанов.

«Нет», — ответил он на вопрос модератора сессии ПМЭФ, будет ли в России вводиться налог с продаж.

Хотите получать самые важные новости экономики? Подпишитесь на обновления ПРАЙМ в вашем браузере.

Мощный инструмент для анализа компаний и организаций, отраслей, рынков и территорий России

Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.

Автоматизированная электронная система управления финансовыми потоками и активами

ПРАЙМ — агентство, уполномоченное финансовой службой Банка России на раскрытие информации эмитентами ценных бумаг.

Весь комплекс рыночной информации в реальном времени в одной системе.

Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.

Система комплексного анализа всех российских эмитентов.

Издания Банка России

Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».

Новостные потоки Доу Джонс

Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.

PRIME in English

Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.

PR поддержка вашего бизнеса в мировых СМИ

Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.

Справки по иностранным компаниям

Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

Глава 27 «Налог с продаж» НК РФ

Глава 27 «Налог с продаж» НК РФ

Глава введена Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ и вступила в действие с 1 января 2002 года.

В соответствии с данной главой НК РФ налог с продаж устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели в случае, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен данный налог.

Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации в случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Налоговая база по данному налогу определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения налога с продаж. Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Налоговая ставка определяется законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5%.

В главе 27 НК РФ также приводится исчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) налогом с продаж.

Кроме того, предусматривается, что с введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимаются некоторые налоги, предусмотренные Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Глава 27 НК РФ утрачивает силу с 1 января 2004 года.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налог с продаж: кому он выгоден?

Неужели проблемы по механизму возмещения НДС будут сняты?

На Российском налоговом портале была опубликована новость, в которой шла речь о возможном введении налога с продаж. Кому выгоден налог с продаж? Заменит ли налог с продаж НДС и как сложен он будет в администрировании?

Эксперты Российского налогового портала прокомментировали настоящую новость.

Комментарии

Научно-производственная фирма «Политехника», директор

НДС следует оставить, но существенно реформировать

1. Реальное поступление НДС в Федеральный бюджет в 2011 году составило 3,25 трлн. руб. или 24,7% его доходной части. Возмещение вычитать не надо, т.к. оно было учтено при расчете НДС к уплате. Другое дело, что из возмещенных 1,1 трлн. руб., как минимум, 500 млрд. (в основном, поставщиками сырья и материалов) возмещено незаконно. От таких доходов добровольно никто не откажется. В Китае проблему сырьевого экспорта решили очень просто и давно (в 2006 году): ставка возмещаемого НДС для экспортеров сырья снижена до 5%. Если это сделать в России, бюджет получил бы дополнительно порядка 500 млрд. руб. Но это надо уточнять.

2. Сегодня весь НДС идет в Федеральный бюджет. При этом 70 из 83 регионов остаются дотационными. Есть исследования, которые говорят, что если бы 50% НДС оставалось в регионах, дотационными было бы не больше 5-6 регионов. Отсутствие собственных средств у регионов – одна из главных причин низких темпов их развития и России в целом.

3. Как сказано выше, поступления НДС в 2011 году составили 3,25 трлн. руб. Объем розничного товарооборота и платных услуг (19,1 + 5,8) = 24,9 трлн. руб., включая НДС или 21,1 трлн. руб. без НДС при ставке 18% и без учета льгот. Если НДС заменить налонгом с продаж (НСП), для замещения 3,25 трлн. руб. выпадающих доходов ставка НСП должна составлять (3,25 : 21,1 х 100) = 15,4%. По сути НДС и НСП – одно и то же. Разница (15,4%, а не 18%) обусловлена тем, что многие товары имеют ставку НДС 10%. В 2007 году мы рассматривали вопрос о введении НСП вместо НДС. НСП включается в цену товаров (работ, услуг) и оплачивается населением. В идеальном варианте замена НДС на НСП для населения ничего не должна изменить, т.к. НДС тоже входит в цену товаров (работ, услуг) и его полностью оплачивает население. Дело в том, что документом, определяющим величину НДС, подлежащего уплате или возмещению, является счет-фактура. Сумма НДС всех счетов-фактур, выставленных и полученных юридическими лицами России, равна нулю. Единственным покупателем, который полностью оплачивает НДС, входящий в стоимость товара, и не возмещает его из бюджета, является население. По существу, НДС и есть НСП. Такое, на первый взгляд, парадоксальное утверждение легко проверить, сопоставив сумму всех покупок населения в 2005 году, которая, по данным Росстата, вместе с входящим в нее НДС составляла около 7,0 трлн. руб., и сумму поступившего в бюджет НДС, равную 1,2 трлн. руб. При ставке 18% в сумме покупок НДС составляет около 1,1 трлн. руб. (7,0 : 1,18 х 0,18). Как видим, разница находится в пределах погрешности для подобных статистических оценок. За 2011 год получилось то же самое.

4. Налог с продаж (НСП) первый раз появился в СССР в 1991 году. В законодательстве России 1992 года НСП уже не было. Второй раз НСП появился в 1998 году. С 1 января 2002 года порядок взимания налога с продаж регулировался главой 27 НК РФ и был отменен с 1 января 2004 года. Одновременно существовал и НДС. Налоговая база НСП – стоимость товара (работы, услуги), включая НДС. Налог был региональным: 40% шло в региональный бюджет, 60% – в местный. Ставка НСП устанавливалась субъектами Федерации и не должна была превышать 5%. Фактически 5% было почти везде. Когда налог отменили, цены в магазинах не изменились.

5. С учетом всех обстоятельств, в России надо оставить НДС. Если сделать единую ставку НДС равной 8%, ликвидировать льготы и считать НДС «прямым» способом (путем умножения ставки налога на добавленную стоимость — сумму зарплата, прибыли, амортизации и налогов), поступления налога в бюджет существенно возрастут, упростится администрирование, многие выйдут из тени, существенно улучшится предпринимательский климат. Для уточнения значений некоторых показателей и более строгого доказательства нужны дополнительные расчеты.

ГК CONTRUST, Старший консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Прежний налог с продаж существовал одновременно с НДС и включал его в себя. Практика применения налога с продаж привела к росту цен, увеличению инфляции, росту социальной напряженности, увеличению налогового бремени для предпринимателей. Теперь речь идет о налоге с продаж, который заменит НДС. Так как налог с продаж является региональным, а НДС федеральным, произойдет перераспределение бюджетов. Цена вопроса для налогоплательщиков будет стоять в ставке налога. Право устанавливать ставку налога будут региональные власти на свое усмотрение. В соответствии с бюджетным законодательством региональные власти имеют больше возможностей по распоряжению доходами от таких налогов, соответственно, у них больше появятся возможностей для экономического развития регионов.

ANV Business Process Outsourcing Services company (Краснодар), Бухгалтер

Не то, что действительно нужно в правительстве обсуждать собрались. Любые налоги будут держаться на «честном слове» налогоплательщиков до тех пор, пока не будет введена работоспособная система аутентификации физических и юридических лиц. Счет-фактура на любую сумму заверяется подписью двух человек. Даже печать, от которой никакого толку, не предусмотрена. Виноват ли НДС в том, что его трудно администрировать? Виноват ли он в том, что легко создать фирмы однодневки? В том, что юридические адреса лишь формально связаны с теми, кто их указывает в учредительных документах?

Невозможно придумать налог, который будет качественно собираться, до тех пор, пока не появятся условия при которых размер уставного капитала будет определяться не по хотению, а по формуле и в явной форме подкрепляться денежными средствами, налогоплательщики будут однозначно идентифицируемы, место их нахождения будет соответствовать заявленному юридическому адресу и прочее, прочее, прочее. Конечно, нужно заметить, что такие условия как минимум до 2020 года не будут созданы, потому что сложившаяся мировая практика заставляет законотворцев платить налоги наравне с «не законотворцами». А желание сохранить для себя и своих друзей правовые лазейки общечеловечно.

www.taxanalytics.ru, Руководитель проекта, консультант

Говоря о любом налоге, следует рассматривать его преимущества или недостатки с двух позиций: влияние на пополняемость бюджетных средств и влияние на предпринимательскую активность налогоплательщика. Полная замена налога на добавленную стоимость налогом с продаж приведет к ряду сложностей. Так как налог на продажи является региональным налогом, его введение приведет к потерям бюджетных средств.

Ставки налога с продаж, которые действовали у нас раньше в соответствии с законом «Об Основах налоговой системы в РФ» (до 5%) не смогут обеспечить достаточный приток средств. Это будет возможно только в регионах с высокой предпринимательской активностью. Придется искать дополнительный источник пополнения бюджета, в том числе за счет повышения налоговой нагрузки в стране или повышать ставки налога с продаж, что ляжет бременем на конечного покупателя. Эффект будет схож с последствиями введения налоговых льгот и появления «выпадающих доходов».

Существенный плюс замены – упрощение исчисления налога и его администрирования. Циклический процесс уплаты и вычетов по НДС создает немало сложностей для налогоплательщика. С другой стороны, эта цикличность обеспечивает контроль над денежными потоками, даже, несмотря на махинации и незаконное возмещение налога из бюджета. Кому выгоден налог с продаж? Возможно, промежуточным звеньям хозяйственной деятельности. Баланс чьей деятельности он нарушит? Думаю, что малого и среднего предпринимательства. На мой взгляд, полная замена налога на добавленную стоимость налогом с продаж преждевременна. Так как, по словам вице-премьера Правительства РФ Игоря Шувалова «налоги в ближайшее время расти не будут», то, думаю, говорить о конкретных мерах до 2020 года не придется.

Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа», Директор по стратегическому развитию

Недавно на одном кулинарном сайте увидела рецепт – пицца из пельменей. «Разморозьте пельмени в микроволновке и руками придайте получившейся массе форму лепешки». Приготовить такое блюдо, конечно, можно, вот только зачем?

Когда говорят о замене НДС налогом с продаж, я задаюсь тем же вопросом. Эти разговоры ведутся ни один год. При этом, как помним, налог с продаж дважды вводился в России и дважды отменялся.

Считается, что НДС сложен в администрировании. Также приводятся аргументы о том, что система возмещения по НДС часто используется для уклонения от уплаты налога. Но если кто-то не платит НДС, то особого труда не составить уклониться и от уплаты налога с продаж. Не забылись еще времена, когда огромное количество расчетов проводилось «в черную» наличкой, в том числе и чтобы сэкономить на налоге с продаж.

Сторонники введения налога с продаж утверждают, что эта мера позволит более равномерно распределять поступления налогов между регионами и федеральным центром. А кто мешает изменить принцип распределения того же НДС?

В случае, если НДС все же заменят налогом с продаж, бюджет понесет ощутимые потери. Не стоит забывать и о том, что введение любого нового налога и, соответственно, новой системы администрирования, предполагает значительные усилия как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. НДС, конечно, не идеален по целому ряду параметров, но не стоит сбрасывать со счетов, что за много лет решена масса спорных вопросов, прошло огромное количество судов, которые отточили практику применения налога, вводятся новшества, упрощающие администрирование налога (в частности, отказ от печати на счете-фактуре, переход на электронные счета-фактуры). Так что, на мой взгляд, это как раз тот самый случай, когда условно лучшее, враг условно хорошего. Несмотря на все усилия, «лучшего» можно и не достичь, а потерять при этом уже достигнутое «хорошее» (пусть и весьма условно хорошее) – вполне реально.

Я соглашусь с мнениями всех экспертов. И с тем, что любые изменения в налоговом законодательстве влияют на функционирование всей налоговой (в узком смысле) и бюджетной (в широком) систем, и что необходимо учитывать исторический опыт уже «пережитого» нами налога с продаж, и с тем, что диспропорции фискализации перекошены в пользу федерального бюджета и обложения населения.

Я только отмечу, что при катастрофической ситуации с модернизацией экономики, внедрением новых технологий и методов научной организации труда, которые только и могут радикально оздоровить ситуацию в социальной сфере страны, необходимо, чтобы каждый чиновник, каждый административный пупырышек, взявшийся комментировать ситуацию в налоговой сфере, а уж тем паче, предлагать некие нововведения, просто обязан знать и аргументировать свою позицию с научной (истинной) точки зрения. Налоговая система выполняет четыре задачи (функции, принципы). Фискальную – пополнение доходной части бюджета. Регулирующую – народнохозяйственные пропорции в интересах развития отечественных отраслей экономики, прежде всего, генерирующих НТП. Стимулирующую – снижение издержек при производстве и реализации продукции, снижение цен (инфляции), развитие по современному типу постиндустриальной экономики, а не по экстенсивному типу, когда конечные результаты экономической деятельности достигаются всего лишь двумя путями – снижением затрат и ускорением оборота капитала. Оценочная, контрольная функция – дающая истинное представление о состоянии дел на отдельном предприятии, отрасли, экономики в целом, с целью принятия грамотных и адекватных экономических решений.

Если какое-либо должностное лицо не будет, при высказывании любых мнений по налогообложению, аргументировать свою позицию с точки зрения выполнения комплексного и динамического одновременно всех функций налоговой системы, его надо публично выводить на Красную площадь, приспускать штаны и бить кнутом до тех пор, пока он не соизволит объяснить правильно и грамотно свою позицию. Как положено.

Теперь о налоге с продаж и косвенных налогах, в частности. Это те самые налоги, которые включаются (утяжеляют) цену конечной продукции для потребителя (НДС, акцизы и пр.), то есть эту цену увеличивают и действуют как дополнительные инфляторы. А должны действовать как дефляторы. С инфляцией у нас все борются-борются, а побороть не могут. Не хотят.

Надо находить в цепочке общественного воспроизводства такие объекты налогообложения, которые «заставят» предпринимателя снижать издержки производства, повышать качественные показатели роста – капиталоотдачу, энергоемкость и др. То есть облагать налогами расходы предприятий. И тогда, только идиоту, придет в голову мысли растягивать через цепочки подставных фирм путь товаров и услуг (часто липовых) на пути от производителя до потребителя. Надо думать головой. А не прочими местами тела. Борьба с прокладками (однодневками всегда носила трудоемкий, бессистемный и малопродуктивный характер). Сфера теневой экономики находится вне контроля налоговых органов. Ну пригласите вы грамотных специалистов, они вас хоть научат правильно использовать терминологию налогообложения, зарубежный и отечественный опыт (крайне богатый, кстати).

Соглашусь с мнениям экспертов, что налог с продаж не обладает какими-либо значительными преимуществами перед налогом на добавленную стоимость. При этом, введение налога с продаж может существенным образом повлиять на социальную обстановку в стране, а также изменить налоговую нагрузку на бизнес и население.
Мало того, практическое внедрение этой идеи в ближайшие годы невозможно. Проблема в том, что Россия, как участник Таможенного союза, не может в одностороннем порядке заменить НДС другим налогом.
Отмечу, что в 2011 году уже поднимался вопрос отмены НДС и возврата к системе взимания налога с продаж. Необходимость указанной меры обосновывалась проблемами с администрированием НДС и потерями бюджета при его возмещении. Вопрос так и остался в теоретической плоскости.
На мой взгляд, следует направить усилия на устранение недостатков существующей системы налогообложения, а не ломать ее.
Тем более опыт применения налога с продаж у нас уже имеется: он действовал в последние годы существования Советского Союза, а затем дважды включался в российскую налоговую систему. В период с 2002 по 2004 г. НДС и налог с продаж взимались одновременно.

Эти налоги имеют как общие черты, так и существенные отличия. НДС – это налог на стоимость товаров с налоговым вычетом, налог с продаж имеет обычно тот же объект налогообложения, но уже без налоговых вычетов. В этом и есть принципиальное отличие этих налогов.

Пожалуй, единственным плюсом налога с продаж является его явная простота в расчете и администрировании по сравнению с НДС.

Что же касается выполнения главнейшей функции налогов – фискальной, то здесь большой вопрос: сможет ли налог с продаж заменить НДС и обеспечить поступление в бюджет достаточной доли доходов.

Основной проблемой НДС, как известно, является незаконное его возмещение из бюджета. Налоговые органы постоянно «жалуются» на сложности его администрирования. Вместе с тем, юридическая конструкция этого налога позволяет обеспечивать стабильный доход бюджета.

Отсутствие НДС в России затруднит внешнеэкономические отношения с третьими странами, в которых взимается НДС, ведь экспортеры будут уплачивать НДС в стране назначения, а следовательно, на стоимость НДС они будут вынуждены увеличить цену товара. Ввиду участия России в Таможенном Союзе ЕврАзЭС это очень не выгодно.

ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой», Генеральный директор

Налог с продаж проще рассчитывается, легче администрируется, значительно уменьшает налоговые риски. Для бизнеса налог с продаж предпочтителен, по сравнению с НДС.

Для бюджета более интересен НДС за счет «временной» оттяжки вычета налога у налогоплательщиков по сравнению с начислением, что влечет бесперебойное и беспроцентное привлечение средств в доходы бюджета.

Уверена, что НДС ни отменять, ни заменять на налог с продаж не будут. Слишком велик риск потерять стабильный финансовый приток налоговых поступлений в бюджет.

Путин пообещал не менять НДФЛ и не вводить налог с продаж

Вместе с тем, по словам президента, предстоит «настройка налоговой системы»

Москва. 7 июня. INTERFAX.RU — Президент РФ Владимир Путин в ходе «Прямой линии» заявил о нецелесообразности вводить дифференцированный НДФЛ и налог с продаж.

По словам президента, хотя переход на дифференцированный налог на доходы физлиц выглядит справедливым, на практике его введение приводит к тому, что граждане с высокими доходами начинают скрывать свой заработок, «начинаются зарплаты в конвертах». Таким образом, по словам президента, «фискальный доход почти нулевой, а шума много».

«Как известно, многие предлагают НДФЛ изменить, в том числе и политические партии, которые находятся в оппозиции, но представлены в парламенте. Мы долго думали на этот счет. На первый взгляд, дифференцированная шкала НДФЛ кажется и выглядит более социально справедливой, то есть кто больше получает дохода, тот должен и больше платить. Но практика сложнее, чем эти теоретические формулы. О чем говорит практика дифференцированного НДФЛ прошлых лет? Как только это вводится, часть граждан, которые получают более высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы, выплачивается зарплата в конвертах и так далее. То есть фискальный результат почти нулевой, а шума много и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно. Поэтому признано это нецелесообразным», — сказал Путин.

Введение налога с продаж, в свою очередь, ведет к росту инфляции, отметил Путин.

«Многие и мои коллеги, и на экспертном уровне выступали за то, чтобы ввести такой налог. У нас, во-первых, такой налог был, налог с оборота. Это серьезная нагрузка на экономику в целом, это серьезная нагрузка в конечном итоге на граждан, потому что это неизбежно приведет к значительному росту инфляции», — заявил президент.

Вместе с тем, по словам президента, предстоит » настройка налоговой системы» для получения дополнительных 8 трлн рублей, необходимых на выполнение нового «майского указа».

Как налог с продаж поможет экономике и снизит коррупцию

Что общего между Дмитрием Медведевым, Юлией Тимошенко и Джорджем Бушем — младшим? Все они в разное время и по разным причинам были и остаются критиками налога на добавленную стоимость (НДС). Изобретение социалистов середины XX века было призвано добавить в экономику справедливости. Хочешь обогатиться, добавлять большую маржу к цене товара — плати больше налогов. Прогрессивность внутри самого налога плюс прогрессивность самих ставок делают этот налог идеальным инструментом в руках распорядителей чужого, то есть политиков и чиновников.

Врожденные дефекты НДС

Издержки и искажения, которые приносит НДС, гораздо больше издержек администрирования и уплаты любых других налогов. Как и любая модель системного равновесия или оптимального распределения, НДС не учитывает мотивацию плательщиков, администраторов и политиков, а также издержки регулирования и непреднамеренных последствий. Когда определенный объем ресурсов забирается у одних, чтобы передать другим под неизменно благовидным предлогом, схема быстро становится источником нерыночного обогащения и дискриминации.

Чтобы определить значимость НДС, нужно сравнить полные издержки на его уплату и администрирование, в том числе коррупционную составляющую, с доходами бюджета, а затем сделать то же самое с его прямым конкурентом — налогом с розничных продаж товаров и услуг. В России поступления по НДС составляют около 6% ВВП, или 16% всех доходов бюджетной системы. ВВП России в 2011 году составил $1850 млрд, в 2012 году прогнозируется на уровне $1920 млрд. Это значит, что оценочно бюджет России в 2012 году получит от НДС $115 млрд. Сумма вычетов при расчете НДС составляет более 90%. При этом совокупные издержки бизнеса и государства от этого налога превышают сумму, поступающую в бюджет.

НДС — один из самых сложных для расчета налог. Он требует от бизнеса больших затрат (бухгалтерия, правовая база, сбор документов, время руководителей, программное обеспечение и т. д.). Оценочно эти расходы составляют

0,8% ВВП. Государство также тратит немало ресурсов на сбор НДС, налоговые проверки, обработку запросов на возврат НДС и т. д. Это людские ресурсы, офисы, транспортные и другие расходы. Оценочно они составляют 0,2% ВВП.

Даже законопослушные европейцы признают, что НДС — один из самых популярных инструментов мошенников и казнокрадов. Лжеэкспорт, фирмы-однодневки, даже целые финансовые структуры создаются под то, чтобы выманивать деньги из бюджета. Возврат НДС стал не только устойчивым бизнесом для незаконопослушных граждан, но и инструментом развращения чиновников. В России же суммарные потери от мошеннических схем, коррупции и злоупотреблений с этим налогом, включая затраты государства на выполнение контрольных функций, отвлечение экономических ресурсов страны на организацию коррупционных схем с НДС, составляют около 6,5% ВВП.

Теоретики НДС заверяют в его нейтральности. На самом деле это один из самых мощных исказителей структуры экономики и системы стимулов для компаний. У него нет единой «плоской» ставки. Импорт дискриминируется по сравнению с экспортом. Выделяются отдельные, «социально значимые» товары. Искажение происходит в том числе по скорости и порядку администрирования и возврата. Большой бизнес, обладающий мощным финансовым и административным ресурсом, не имеет проблем с возвратом НДС, в то время как малый дискриминируется государством. Чиновники заглушают сигналы рынка о совершении производственных и инвестиционных ошибок. Потом перед лицом рецессии распорядители чужого направляют миллиарды долларов на поддержку проблемных секторов под прикрытием так называемых антикризисных мер.

Сторонники НДС в поддержку этого налога представляют усеченный баланс издержек и выгод. Они делают вывод о безальтернативности НДС для России, ссылаясь на объем поступлений, европейский опыт, а также на постоянное улучшение качества администрирования налога.

Но если посмотреть на подробный расклад плюсов и минусов НДС и налога с продаж, легко убедиться, что НДС, обеспечивая доходы бюджета в 6% ВВП, приносит экономике издержки на 10,5% ВВП — и это при весьма консервативной оценке.

Достоинства налога с продаж

Большинство аргументов против налога с продаж к природе этого налога и к той институциональной и правовой среде, в которой он должен работать, не имеет никакого отношения. Аргумент «в России уже был налог с продаж, и он показал свою низкую эффективность» несостоятелен. Этот налог был не вместо, а вместе с НДС и другими налогами, которые толкали коммерческие организации в тень, к сокрытию реального оборота. Когда государство забирает более половины валовой прибыли, естественно, налогоплательщики будут уклоняться от уплаты налогов. Платить взятки проверяющим за игнорирование формальных нарушений дешевле, чем платить все налоги.

Второй аргумент против налога с продаж — «каскадный эффект». Мол, налоговая база уже будет включать другие налоги. Получится удорожание товаров и услуг, а если вводить разного рода исключения, то получится тот же самое, если не хуже, что с НДС. В предлагаемой налоговой системе каскадный эффект минимален. Более того, его гораздо меньше, чем в сегодняшней системе.

Максимальную пользу налог с продаж приносит при следующих условиях:

Во-первых, никакого «соседства» с НДС;

Во-вторых, одновременно с введением налога с продаж отменяется налог на прибыль юридических лиц;

В-третьих, одна плоская ставка на все товары и услуги в рознице без исключений;

В-четвертых, ликвидация всех тех налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие организации, не работающие на уровне розницы (налог на недвижимость, землю, экологический и т. д.). В налоговой системе остаются акцизы на производителей алкоголя, табака, металлов, топливных и энергетических товаров (вместо налога на добычу полезных ископаемых). Сбор этих налогов максимально простой, поскольку производителей таких товаров и услуг относительно мало. Второй налог, который будут платить все физические лица на все формы дохода, это единый солидарный налог по плоской шкале (от 10% до 15%). Его будут автоматически начислять и уплачивать у источника дохода (работодатели). Этот налог заменяет налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

В-пятых, вместо многочисленных ставок таможенных пошлин вводится единая плоская ставка на импорт всех товаров и услуг (от 2% до 5%).

В-шестых, введение жестких штрафов за уклонение от уплаты налога с продаж. Контролировать уплату одного налога с понятной налоговой базы гораздо легче, чем наводить порядок в существующей системе.

Аксиоматично, что все налоги платят конечные потребители. Предлагаемая система исходит именно из этого постулата. В ней налог с продаж становится центральным элементом.

Основания для обвинений в каскадности отпадут, поскольку будут отменены многие налоги, которые включаются в цену. Можно будет не опасаться подорожания товаров. Причиной инфляции является мягкая денежная политика Центрального банка и монополистические практики правительства, а не изменение структуры цен и места уплаты налогов. Более того, из-за значительного сокращения издержек производителей, выхода из тени розничного оборота (невыгодно будет уходить от налогов, а мотивация платить будет резко усилена) легальный товарооборот резко увеличится.

Заметно сократятся издержки бизнеса по уплате налогов, которые сейчас достигают 15% оборота. Платить единый солидарный налог с начисленной зарплаты будут все физические лица. Даже издержки коммерческих организаций, работающих в рознице, будут минимальными благодаря единой ставке на все без исключения товары и услуги.

Появятся условия для ликвидации структурных искажений экономики, дискриминации по секторам экономики, размеру компаний, наличию административного ресурса. Большая часть налогов будет собираться как раз в том месте, где их платят потребители. Розничный оборот товаров и услуг был, есть и будет. Объем налоговых поступлений будет в гораздо меньшей степени зависеть от внешней конъюнктуры на нефть и газ.

При этом сырьевые компании будут платить только акцизы. Исчезнет дискриминация поставок на внутренний рынок по сравнению с экспортом. Размер акцизов согласовать легче и дешевле, чем сохранять существующую систему налогового фаворитизма для отдельных компаний и секторов.

Новый инновационный налоговый режим приведет к резкому снижению коррупции. С отменой НДС и налога на прибыль ликвидируется львиная доля оснований для возникновения коррупционных сделок. С уходом от уплаты налога с розничных продаж и услуг будет бороться значительно легче ввиду прозрачной, однозначно трактуемой налоговой базы и единой для всех налоговой ставки. Только экономия от ликвидации большого количества коррупционных схем и издержек выполнения налоговых обязательств бизнесом превысит $300 млрд.

Выбор ставки налога с продаж

Расходы органов госуправления в России в 2011 году составили 36,8% ВВП, в 2012-м — 37,3% ВВП. Это очень большой объем для нерыночного сектора. Для выполнения базовых функций государства и социальных обязательств, в первую очередь пенсионных, размер совокупных госрасходов должен быть максимум 25-28% ВВП. Для справки: в Сингапуре и Гонконге — меньше 20% ВВП, в Чили и Южной Корее — меньше 25% ВВП. Доходы органов госуправления при бездефицитном бюджете в инновационной налоговой системе с налогом с продаж в виде центрального элемента должны были быть на уровне $480 млрд.

Розничный оборот товаров и услуг в 2012 году в рамках существующей налоговой системы оценивается примерно в $850 млрд. Включение финансовых услуг под действие данного налога и выход из тени до 30% розничного товарооборота расширяет налогооблагаемую базу до $1400 млрд. Ставка налога с розничных продаж 18% дает нам поступления в объеме $252 млрд. Это почти 53% от суммы всех необходимых государственных доходов. Это гораздо больше, чем сегодня собирается от НДС, налога на прибыль и более мелких налогов. Остальную сумму доходов бюджета будут формировать акцизы, единый солидарный налог и «плоская» импортная пошлина. После становления новой налоговой системы, очищения экономики и органов госуправления от налоговой коррупции и мошеннических схем ставки налога с продаж можно будет снизить до 13-15%.

Таково комплексное предложение по введению в России налога с продаж вместо НДС. Если Дмитрий Медведев хочет найти альтернативу действующей налоговой системы с центральным элементом в виде НДС, ему нужно представить реальный план, а не механическую замену одного налога (НДС) на другой (налог с продаж). Сегодня Запад (ЕС и США) балансируют на грани кризиса в том числе и потому, что имеют очень некачественную налоговую систему. Россия не должна копировать неработающие модели и институты Запада. Ей нужна своя, инновационная модель. Основные ее контуры и положения я здесь описал.

Аргументы типа «правительство России не готово на радикальные налоговые реформы» или «бизнес не поддерживает» несостоятельны. Сначала нужно представить новую налоговую систему, объяснить ее суть, обсудить административные, фискальные и правовые аспекты, а потом делать вывод.

Налог с продаж: возвращение. К чему готовиться простым россиянам?

В правительстве обсуждается вопрос о возвращении налога с продаж (НСП). Как пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников, введение НСП может стать альтернативой повышению налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 22 %.

По словам одного из собеседников издания, НСП не может быть больше 2-3 %. В противном случае бизнес будет уходить «в тень». Он отметил, что идея рассматривается только в cвязке с отказом от увеличения НДС при налоговом манёвре: повышение налога на добавленную стоимость усилит налоговую нагрузку на всех, а налог с продаж почувствует только розничная торговля.

Из двух зол

Налог с продаж в России вводился дважды. Сначала он действовал в 1991 году, но уже в 1992 был отменён. Затем налог появился в 1998 году, решение о размере НСП принимали региональные власти. В 2004 году Конституционный суд РФ признал региональный налог неконституционным и отменил его. Максимальная ставка НСП составляла 5 %.

Последний раз вопрос о возвращении НСП поднимался три года назад. Тогда СМИ писали о том, что идею поддержал президент Владимир Путин. Вероятность того, что в России будет введён налог с продаж, источники из президентской администрации оценивали в 90 %. В то время в правительстве также обсуждалось повышение НДС, и от него готовы были отказаться в случае возрождения НСП.

Введение налога с продаж обеспечит поступления именно в региональные бюджеты. НДС же поступает в федеральную казну и затем в субъекты в виде дотаций. На сегодняшний день число регионов-получателей превышает число регионов-доноров. Значит, в денежном объёме нуждающиеся субъекты могут получать гораздо меньше, чем отчисляют. Таким образом, введение налога с продаж поможет региональным властям самостоятельно решать местные проблемы. Однако вместе с тем существует высокая вероятность того, что розничные цены увеличатся более чем на 3 %.

Стоит отметить, что повышение налоговых ставок и введение новых налогов не всегда приводит к увеличению бюджетных доходов, а чаще всего провоцирует рост цен и тормозит развитие розничной торговли. Дело в том, что налоговые новшества всегда перекладываются на плечи простых потребителей, а это не стимулирует их больше покупать.

«С нашей точки зрения, подобные инициативы в более-менее равной степени благоприятны для роста налоговых поступлений, но губительны для потребителей и экономики в целом. НДС является самым собираемым налогом, и любое его повышение незамедлительно приведёт к росту цен, причём в реальности это будут не те 1,5-2 %, о которых говорит Минфин, а 5-8 %. Всё просто: компании будут закладывать в цены не только новый налог, но и вероятное угасание потребительского спроса.

Что касается манёвра с налогом с продаж, то тут есть один несомненный плюс: он ударит только по розничному сектору, в то время как НДС повлиял бы на все отрасли сразу. Есть и дополнительные плюсы: он не предусматривает вычетов, контроль за его оплатой осуществлять проще. Ведь в случае с НДС компании, особенно малый бизнес, всегда могут забыть пробить чек. В случае с налогом с продаж такая ситуация невозможна», — говорит главный аналитик «Международного финансового центра» Станислав Солдатов.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *