Налоговые льготы. Налоговые льготы сущность и назначение налоговых льгот

Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды и классификация

По отдельным налогам (сборам) могут устанавливаться льготы – преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 Налогового кодекса РФ).

По региональным и местным налогам льготы устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Виды налоговых льгот:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • освобождение от налога;
  • уменьшение объекта налогообложения;
  • понижение ставки налога;
  • понижение налога;
  • отсрочка исчисления и уплаты налога;
  • освобождение, понижение, отсрочка уплаты установленных налоговым законодательством пени и штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства.

Налогоплательщик вправе отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

8. Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды и классификация

По отдельным налогам (сборам) могут устанавливаться льготы – преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

Виды налоговых льгот:

• освобождение от налога;

• уменьшение объекта налогообложения;

• понижение ставки налога;

• отсрочка исчисления и уплаты налога;

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговые льготы, их виды и назначение. — Шпаргалки по теории и истории налогообложения

Понятие налоговой льготы. Налоговые льготы и решение приоритетных задач, стоящих перед обществом. Основные формы налоговых льгот. Уменьшение налогооблагаемой базы. Налоговый вычет. Уменьшение ставки налога.

Инвестиционный налоговый кредит: сущность и назначение, порядок предоставления. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита. Органы, принимающие решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций. Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы — поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.

Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:

3) налоговые кредиты.

Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:

1) на постоянной основе и на ограниченный срок;

2) как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.

Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);

2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).

Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

1) снижение ставки налога;

2) вычет из налогового оклада (валового налога);

3) отсрочка или рассрочка уплаты налога;

4) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

5) зачёт ранее уплаченного налога;

6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит — это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов.

Предоставляется на срок от года до 5 лет в части налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональные и местные бюджеты.

Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка России.

Основания для предоставления кредита

  • проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения производства (на сумму 100 % от стоимости оборудования);
  • осуществление инновационной деятельности или внедренческой деятельности;
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
  • выполнение организацией государственного оборонного заказа
  • Предоставляется на основании заявления и оформляется договором между уполномоченным органом и организацией-налогоплательщиком. Организация представляет документы:

    • Заявление.
    • Бизнес-план инвестиционного проекта;
    • Данные о предполагаемых сроках и источниках погашения кредита.
    • Расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией.
    • Баланс с приложением Отчета о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года.
    • Документы об имуществе, которое является предметом залога или поручительство.
    • Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности.
    • Копии учредительных документов налогоплательщика.
    • Расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.
    • Организация может уменьшить платежи по налогу на прибыль в течение срока действия договора. Уменьшение производится по каждому налоговому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором.

      В отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи, не должны быть больше 50 % соответствующих сумм налогов Стоимость инвестиционного налогового кредита не должна превышать 30% стоимость чистых активов предприятия в случае, если основанием кредита является не инновационная деятельность.

      Сроки и стоимость предоставляемого кредита

      Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

      Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

      Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

      Принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита

      Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

      Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

      Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

      Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

      Правовое регулирование вопроса

      Налоговый кодекс РФ, Глава 9, статьи 62, 64, 65, 66, 67

      Нало?говый вы?чет — это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Налоговые вычеты определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. На данный момент в Российской Федерации существуют 4 вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

      По федеральным налогам льготы устанавливаются НК РФ (а до вступления в силу соответствующих глав Кодекса – законами РФ). Дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, зачисляемых в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

      В основу классификации налоговых льгот положен принцип существа льготы.

      • необлагаемый минимум объекта налога;

      • освобождение, понижение, отсрочка уплаты установленных налоговым законодательством пени и штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства.

      Налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер.

      9. Принципы налогообложения

      Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

      1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности (все остальные принципы, как считал А. Смит, занимают подчиненное данному принципу положение).

      2. Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.

      3. Принцип определенности, из которого следует что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

      4. Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

      5. Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

      В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков и экономичности (эффективности).

      Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.

      Согласно принципу справедливости каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

      Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

      Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другими проявлениями этого принципа являются информированность налогоплательщика (обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее) и простота исчисления и уплаты налога.

      Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

      Сущность и классификация налоговых льгот Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

      Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Д.В. Латыпова

      Текст научной работы на тему «Сущность и классификация налоговых льгот»

      ?СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ льгот

      Казанский государственный финансово-экономический институт

      В налоговой политике государства понятие налоговых льгот в настоящее время играет неоднозначную роль. С одной стороны, декларируется курс на их широкомасштабное сокращение, с другой — в целях поддержания тенденции экономического роста льготы могут быть дополнительным стимулом для отечественных товаропроизводителей при эффективном их использовании со стороны государства. Таким образом, несмотря на то, что налоговые льготы называют только факультативным элементом налогообложения, на взгляд автора, данный инструмент содержит потенциальный регулирующий ресурс. Для его реализации представляется важным с теоретической точки зрения решить две задачи: определиться с самим понятием налоговых льгот и сформировать полную классификацию всех возможных их видов. Безусловно, эти задачи являются не единственными, однако они представляются наиболее важными для понимания сущности предмета и дальнейшего, более глубокого, изучения отдельных его механизмов.

      Налоговые льготы одновременно выступают в двух основных ипостасях. С одной стороны, это элемент налогообложения, который одни авторы относят к обязательным, другие называют факультативным. С другой стороны, льгота является важнейшим инструментом налоговой политики государства. В связи с этим существующие определения налоговых льгот отражают, как правило, ту или иную сторону понятия и не могут всеобъемлюще отобразить экономическую сущность предмета.

      Несмотря на широкое использование в теории и практике понятия «налоговые льготы», до настоящего времени не сложилось его единого понимания, и вопрос этот остается дискуссионным в отечественной и зарубежной теории налогообложения.

      Современное налоговое законодательство устанавливает, что «льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере»1. Однако нам представляется, что данное определение

      1 Налоговый кодекс РФ, ст. 56 п. 1.

      является довольно общим и недостаточно точным. Так, исходя из этого определения, трудно однозначно трактовать, какие преимущества считать льготой, а какие — нет. В определении четко сказано только о возможности не уплачивать налог (сбор), либо уплачивать их в меньшем размере. Тогда считать ли льготой, например, возможность уплачивать налог позже, чем все остальные налогоплательщики? Следуя логике Налогового кодекса РФ (НК РФ), видимо, нет, поскольку механизмы, предусматривающие такую возможность, названы лишь «формой изменения срока уплаты налога или сбора (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит)2. Такой подход с точки зрения теории является не совсем корректным, поскольку изначально закладывает ограниченную роль отсрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. К тому же здесь присутствует очевидное противоречие: на определенный момент времени и отсрочка, и налоговый кредит предусматривают уменьшение налогового обязательства, что соответствует определению налоговой льготы, которое приводится в НК РФ.

      Второй важной проблемой нам кажется отсутствие полного перечня в НК РФ всевозможных видов льгот. Так, например, в законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который регулировал установление налоговых льгот до введения НК РФ, был определен следующий перечень3:

      > необлагаемый минимум объекта налога;

      > изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

      > освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

      > понижение налоговых ставок;

      > вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

      > целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

      > прочие налоговые льготы.

      Не останавливаясь на перечне налоговых льгот, мы хотели бы, в первую очередь, подчеркнуть необходимость подобного списка льгот в НК РФ, что позволило бы избежать неопределеннос-

      2Там же, ст. 61 п. 3.

      3 Закон РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», ст. 10.

      ти и разночтений. Так, во второй части НК РФ упоминаются народу с льготами вычеты, скидки, отдельные элементы, не подлежащие налогообложению тем или иным налогом. Между тем составленный полный список всех форм льгот позволил бы однозначно их трактовать и эффективно использовать на практике.

      В отношении перечня налоговых льгот существует еще одна проблема. Статья 18 НК РФ устанавливает понятие специального налогового режима, которым «признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции»4. Однако до момента утраты силы Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» данная статья не регулирует общие вопросы установления специальных налоговых режимов. Тем не менее необходимо отметить, что уже сейчас она отражает неполный перечень видов специальных налоговых режимов. Так, ст. 18 НК РФ не относит к ним систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Поэтому устанавливаемые специальные налоговые режимы являются особым, комплексным видом налоговых льгот, поскольку «особый порядок исчисления и уплаты налогов» всегда предполагает льготные правила для отдельных категорий налогоплательщиков, будь то субъекты малого предпринимательства либо предприятия, зарегистрированные в свободной экономической зоне.

      Таким образом, законодательное определение не лишено недостатков и требует более четкого и системного подхода.

      Рассмотрим также теоретические дефиниции налоговых льгот. Финансово-кредитный энциклопедический словарь рассматривает налоговую льготу как «предоставленную налоговым законодательством исключительную возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика»5. По нашему мнению, приведенное

      4 Налоговый кодекс РФ, ст. 18.

      5 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред.

      А.Г. Грязновой М. Финансы и статистика 2002, с. 616.

      определение дает достаточно точную характеристику налоговых льгот в соответствии с законодательно установленными признаками, т.е. определяет внешние формы проявления, однако не отражает экономической сути понятия.

      В учебнике «Налоги и налогообложение» дают такое определение: «Налоговая льгота — снижение размера (тяжести) налогообложения. Налоговые льготы служат проявлениям налоговой политики»6. Данное определение представляется слишком широким, поскольку снижение налогового бремени может являться следствием не только налоговых льгот, но и, например, общего для всех налогоплательщиков снижения налоговой ставки того или иного налога. Кроме того, налоговые льготы, несомненно, являются инструментом налоговой политики, но это не единственное ее проявление, поэтому такая формулировка также не отражает всей сути предмета.

      Обобщая приведенные трактовки понятия «налоговые льготы», отметим, что большинство дефиниций отражает его лишь как элемент налога, что является достаточно узким подходом, поскольку основным предназначением налоговой льготы является не собственно снижение налогового бремени, а достижение при этом определенных экономических и социальных задач. Учитывая изложенные мнения, представляется необходимым отметить наиболее важные аспекты в сущности налоговых льгот:

      > большинство определений не отражает двуединой сущности налоговых льгот — как элемента налогообложения и инструмента налоговой политики;

      > практически каждое определение отмечает действие льгот в отношении налогоплательщиков. Однако отличительной особенностью, предопределяющей регулирующие свойства льгот, является то, что они устанавливаются не для всех налогоплательщиков, а для отдельных их категорий. В связи с этим необходимо отличать всех налогоплательщиков от категорий, имеющих право на применение льгот, т.е. носителей налоговых льгот;

      > снижение налогового бремени не всегда является результатом действия налоговых льгот, следовательно, необходимо различать эти условия. Снижение налогового бремени лишь в результате особых мер, установленных налоговым законодательством, может относиться к понятию налоговых льгот;

      > под существующие определения налоговых льгот, как правило, подпадают лишь очевид-

      6 Налоги и налогообложение. — 2-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — СПб: Питер, 2001. — С. 33.

      ные, налоговые льготы прямого действия. Между тем льготы косвенного воздействия также существуют, и теоретики их относят к таковым, но при этом по формальным признакам они не могут быть отнесены к льготам, например ускоренная амортизация. На взгляд автора, проблема здесь заключается в способах установления конкретных налоговых льгот в отношении отдельных налогов, не всегда даже очевидные преференции отражены в законодательстве именно в качестве льгот. С учетом изложенного можно считать, что налоговые льготы — это инструмент налоговой политики, представляющий собой снижение налогового бремени отдельных групп налогоплательщиков в результате особых мер, установленных налоговым законодательством, направленный на решение экономических и/или социальных задач государства.

      Вопрос о классификации налоговых льгот в настоящее время является дискуссионным как в теорий, так и на практике. Разные экономисты группируют налоговые льготы по разным признакам, однако даже при традиционной, наиболее распространенной классификации, одни и те же виды часто относят к разным группам. Следует также отметить, что в настоящее время практически отсутствует полная классификация налоговых льгот, на взгляд автора, она должна содержать группировку по всем возможным признакам.

      Например, E.H. Евстигнеев в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота, выделяет три группы: изъятия, скидки и налоговые кредиты. Изъятия — это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов налогообложения. Скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада7. Следует отметить, что данная классификация — наиболее распространенная, однако в ней присутствуют определенные противоречия: некоторые виды льгот не соответствуют тем группам, к которым они отнесены по обозначенным в дефинициях признакам. Например, E.H. Евстигнеев относит к налоговым кредитам отсрочку или рассрочку уплаты налога. Между тем отсрочка или рассрочка представляет собой изменение такого элемента, как срок уплаты налога, а не ставки либо оклада. Такая трактовка понятна лишь с той точки зрения, что налоговый оклад уменьшается в данный момент времени и увеличится на ту же

      »Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права:

      Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2000. — С. 32.

      либо большую величину в момент погашения задолженности. Однако это является не прямым, а косвенным влиянием на элемент налога — налоговый оклад, первичен в данном случае срок уплаты. Помимо этого, E.H. Евстигнеев определяет возврат ранее уплаченного налога налоговой амнистией, что, на взгляд автора, неверно, поскольку механизм налоговой амнистии не может быть регулярным и предусматривает лишь разовое освобождение от уплаты задолженности по налогам либо штрафным санкциям.

      Представляет интерес классификация налоговых льгот, предложенная C.B. Барулиным и A.B. Макрушиным. Все налоговые льготы авторы делят на 3 основные укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты. В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования, в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база, окладная сумма налога).

      В первую группу льгот под общим названием налоговых освобождений входят8:

      > полное освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков;

      > возврат ранее уплаченных налогов;

      > образование консолидированной группы налогоплательщиков;

      > налоговая инвестиционная премия.

      Из этого перечня не совсем корректно относить к налоговым льготам возврат ранее уплаченных налогов. Потому что возврат ранее уплаченных налогов не снижает налогового бремени, он происходит в случае превышения авансовых платежей над фактическим расчетом либо технических ошибок в расчетах. При этом освобождение от части будущих платежей совершается не вследствие особого положения данного налогоплательщика, а по причине перевыполнения им своих налоговых обязательств в прошлом периоде.

      Вторая группа, налоговые скидки, представляет собой группу налоговых льгот более сложного порядка, сопряженных, как правило, с разнообразными условиями для получения прав на них. Это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое уменьшение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к

      8 Барулин C.B., МакрушинЛ.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. — 2002. — № 2. — С. 40.

      вычету видов расходов в целях стимулирования их экспансии и некоторых видов расходов9:

      > скидки «на истощение недр»;

      > механизм ускоренной амортизации.

      Третья группа — налоговый кредит, в нее входят10:

      > частичное сокращение или вычет из налогового оклада;

      > отсрочка или рассрочка платежа по одному или нескольким налогам;

      > инвестиционный налоговый кредит. Заслуживает внимания классификация, предлагаемая A.B. Брызгалиным, которая представлена на рис. I11. Данная схема выделяет виды налоговых льгот, в зависимости от того, на изменение какого элемента налога они направлены. Классификация является достаточно логичной, но не охватывает всех возможных видов льгот. Например, на схеме никак не отражена такая значительная группа налоговых льгот, как налоговые вычеты.

      N Существует еще один подход к классификации налоговых льгот. Он представлен авторами Финансово-кредитного энциклопедического словаря: в зависимости от субъектов и элементов налогового

      Отсрочка, налоговый кредит Рис. 1. Виды налоговых льгот

      9 Барулин C.B., Макрушин A.B. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики// Финансы. -2002.-№2.-С. 41.

      11 Налоги и налоговое право в схемах / A.B. Брызгалин, В.Р. Бер-

      ник, A.H. Головкин и др. — М.: Аналитика-Пресс, 1998. — С. 30.

      производства они выделяют четыре группы налоговых льгот, предоставляемых:

      > по объекту (изъятия, скидки);

      > по ставкам (понижение ставки);

      > по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит);

      > по отдельным субъектам (комбинация перечисленных льгот, налоговые каникулы, понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.).

      При данной классификации выделяют следующие формы их предоставления12:

      освобождение от налогов отдельных категорий лиц;

      изъятие из облагаемой базы определенной части объекта налога;

      установление необлагаемого минимума; вычет из необлагаемой базы определенных сумм; понижение налоговых ставок при определенных условиях;

      вычет из налогового оклада; возврат ранее уплаченного налога; отсрочка (рассрочка) уплаты налога. Однако здесь трудно согласиться с авторами словаря, поскольку виды льгот, отнесенные к группам, повторяются в формах льгот, и в этом видно противоречие.

      Здесь изложены наиболее известные классификации налоговых льгот, далеко не каждая охватывает все существующие виды, независимо от выбранного признака. Ни одна из классификаций не рассматривает такого особого вида, например, как специальные налоговые режимы.

      Обобщив существующие точки зрения, обозначим совокупность всех возможных видов налоговых льгот, используемых в отечественной и зарубежной теории и практике, которые будут сгруппированы в нашей классификации. Итак, существуют следующие виды налоговых льгот: налоговые скидки, налоговый иммунитет, налоговый кредит, отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия, освобождение отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы, понижение ставок, инвестиционная премия, льгота на истощение недр, ускоренная амортизация, преференции, специальные налоговые режимы.

      Налоговая скидка — это группа налоговых льгот, которые направлены на уменьшение налогооблагаемой базы. К ним можно отнести:

      > необлагаемый минимум — это налоговая скидка наиболее общего характера, представляет собой прямой вычет определенной законодательством величины из налогооблагаемой базы.

      12 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой М. Финансы и статистика, 2002. — С. 617.

      К ним можно отнести стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц;

      > налоговый вычет — это исключение из налогооблагаемой базы отдельных видов доходов, расходов, имущества. Эти величины могут исключаться полностью и в пределах определенных законодательством лимитов. К ним можно отнести имущественные, социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц, зафиксированные законодательством расходы по налогу на прибыль;

      > инвестиционный вычет — представляет собой вычет из налогооблагаемой прибыли инвестиционных расходов, выделен как отдельный вид, поскольку имеет целевую стимулирующую направленность.

      Налоговый иммунитет — освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги.

      Налоговый кредит — это группа условных (требующих дополнительных оснований), предполагающих непосредственное сокращение налогового обязательства (налогового оклада) в целях оказания нуждающимся предприятиям финансовой поддержки, стимулирования пользователей в производственном и социальном развитии предприятий и территорий, а также исключения двойного налогообложения. Популярность налоговых кредитов во всем мире связана с их преимуществами по сравнению с другими льготами. Во-первых, налоговые кредиты предполагают прямое сокращение налоговых обязательств плательщика перед бюджетом путем уменьшения окладной суммы налога и (или) отсрочки (рассрочки) платежа. При правильном применении данных льгот это должно быть выгодно и пользователю, и государству. Причина — их преимущественно целевая направленность на послабление налогового бремени (исключение двойного налогообложения) и на развитие производственной и социально-экономической базы пользователей и территорий, что должно способствовать росту производства, доходов и прибыли, а значит, и увеличению массы налоговых поступлений в будущем. Во-вторых, налоговые кредиты в большей степени учитывают имущественное положение налогоплательщика, чем другие виды льгот, при условии, что они будут предоставляться действительно нуждающимся в помощи субъектам налоговых отношений13.

      Налоговый кодекс РФ не относит налоговый кредит к налоговым льготам. Такая его трактовка

      13 Барулин C.B., Макрушин A.B. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. — 2002. — № 2. — С. 42.

      и правила получения привели к тому, что на практике налоговый кредит в России не имеет стимулирующей направленности. В таблице налоговые кредиты и некоторые другие виды налоговых льгот разделены по механизму, установленному НК РФ. Однако, как показал анализ, налоговый кредит немногим отличается от такого вида льгот, как отсрочка (рассрочка). Основные различия заключаются лишь в сроках предоставления и в основаниях, когда он является платным. Это лишает налоговый кредит сложившегося в мировой практике регулирующего характера. На взгляд автора, налоговый кредит может быть использован в качестве эффективного инструмента налоговой политики, если будет предоставляться организациям, осуществляющим инновационную, инвестиционную деятельность в приоритетных для региона отраслях, либо решающим определенные социальные задачи.

      Отсрочка (рассрочка) представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии определенных законодательством условий. Отсрочка (рассрочка) может быть платной и бесплатной. Порядок и условия предоставления отсрочек (рассрочек) регламентируется ст. 64 НК РФ.

      Инвестиционный налоговый кредит — наиболее перспективная форма налогового стимулирования предпринимательской деятельности, представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии утвержденных законом оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Большая эффективность данной формы налоговой льготы достигается за счет прямого вычета из налогового оклада. Предоставление такого кредита не меняет принципиальных основ налогообложения и в то же время позволяет оперативно вносить коррективы в ход инвестиционных процессов и общее состояние рыночной конъюнктуры. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита установлен ст. 66 и 67 НКРФ.

      Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации в части, поступающей в региональные и местные бюджеты, принимаются региональными местными финансовыми органами. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе

      Сравнительный признак Отсрочка (рассрочка) Налоговый кредит Инвестиционный налоговый кредит

      Определение Изменение срока уплаты налога при наличии оснований соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности Изменение срока уплаты налога при наличии хотя бы одного из оснований Такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов

      Основания \ \ 1) причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; 3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога; 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер; 6) иные основания, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ 1) причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; 3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога; 1) проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3) выполнение организацией особо важного заказа по социально- экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению

      Количество и вид налогов Один или несколько Один или несколько Налог на прибыль, региональные и местные налоги

      Срок 1 — 6 месяцев 3—12 месяцев 1 — 5 лет

      Проценты за использование По пп. 3,4, 5 на сумму задолженности начисляются проценты, равные 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки По п. 3 начисляются проценты на сумму задолженности, равные ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период договора о налоговом кредите По всем основаниям — не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ

      уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период, до тех пор покр сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налогом кредите. Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать сумму кредита по следующему договору.

      В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. В соответствии с установленным порядком по одному из оснований величина кредита ограничивается 30% от стоимости необходимого организации оборудования.

      На взгляд автора, последние условия являются нерациональными, поскольку ограничивают возможность применения кредита, вынуждают предприятие искать другие пути решения проблемы недостаточности средств.

      Налоговая амнистия—единовременное освобождение плательщика от уплаты штрафных санкций либо задолженности по налогам, штрафам и пени.

      Освобождение отдельных категорий плательщиков — полное или частичное освобождение от уплаты налога определенных категорий налогоплательщиков может применяться как в социальных, так и в экономических целях.

      Налоговые каникулы — установленный законом срок, в течение которого определенная категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога14. Данная мера налогового регу-

      14 Словарь отдельных налоговых терминов // www.cfin.ru/ taxes/ glossary.

      лирования призвана стимулировать экспорт или развитие новой отрасли хозяйствования, однако по ряду причин эти цели не всегда достигаются.

      Понижение ставок — это налогообложение по сниженным, льготным ставкам. Например, ставка НДС 10%.

      Инвестиционная премия — применяемая за рубежом льгота, направленная на стимулирование завоевания внешних рынков и пополнения валютных запасов. Представляет собой снижение налоговых ставок по налогу на прибыль в случае прямого инвестирования за границей.

      Льгота на истощение недр — предоставляется предприятиям добывающих отраслей промышленности в размере дополнительных, по сравнению со среднеотраслевыми, расходов на добычу полезных ископаемых в старых, истощенных месторождениях, что стимулирует разработчиков максимально извлекать из недр полезные ископаемые. В России с введением налога на добычу полезных ископаемых стимулирование разработки некондиционных, остаточных или списанных запасов полезных ископаемых производится обложением их добычи по ставке 0%, принимая таким образом форму понижения ставки налогообложения15.

      Ускоренная амортизация — косвенная форма налоговой льготы, направленная на стимулирование инвестиционной деятельности. Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые финансовые ресурсы для замены устаревшего производственного оборудования новым.

      Преференции — особые международные льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Чаще всего применяется в виде отмены либо снижения таможенных пошлин.

      Специальные налоговые режимы — режимы, устанавливаемые для отдельных групп налогоплательщиков, предусматривающие особый льготный режим налогообложения:

      > упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

      > система налогообложения в свободных экономических зонах;

      > система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

      > система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;

      15 Барулин C.B., Макрушин A.B. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. — 2002.-№ 2. — С. 41.

      Понижение налоговых ставок

      Льгота на истощение недр

      Освобождение отдельных категорий плательщиков

      Проблемы налоговых льгот

      Сущность и признаки налоговых льгот

      Государственная власть производит финансирование собственных нужд через систему налогообложения, которая представляет собой установление и взимание обязательных безвозмездных платежей с населения и предпринимательства.

      Основным инструментом взаимодействия между субъектами налогового права выступают налоги и сборы. По своей экономической сути они представляют выплаты налогоплательщиков через налоговых агентов в пользу государства. Однако, разница между ними заключается в том, что сбор в отличие от налога дает плательщику определенные преференции. Налог представляет собой обязательство.

      Налоговая система страны являет собой совокупность всех процессов, относящихся к налогообложению.

      Через применение налогов и сборов, а так же через гибкое изменение законодательства, государство может влиять на определенные процессы экономики. Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов стимулирования и контроля за развитием определенных хозяйственных видов деятельности.

      Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

      Особое преимущество плательщика перед другими плательщиками в части налоговых выплат называется налоговой льготой.

      Важно понимать, что налоги не подразумевают применение льгот. Они направлены на формирование достаточности государственного бюджета. Льготы приводят к финансовым потерям бюджета. Основной функцией налоговых преимуществ является стимулирование определенных экономических процессов. Получается, что льготы снижают доходность бюджета в текущем временном отрезке. Однако, при выполнении своей функции, они могут повысить его финансирование в долгосрочном будущем.

      Основными признаками льгот являются:

    • Законность и обоснованность их применения. Плательщик должен подтвердить свое право на пользование льготами.
    • Отсутствие дискриминационного подхода в предоставление льгот.
    • Ликвидация индивидуального подхода при назначении налоговых преимуществ.
    • Разработка и внедрение новых видов льгот должно отвечать вышеперечисленным признакам, тогда эффективность от их действия будет выше.

      Задай вопрос специалистам и получи
      ответ уже через 15 минут!

      Формы и способы применения налоговых льгот

      Плательщик имеет право пользоваться налоговыми льготами. Он может приостановить применение налоговых преимуществ на определенный период времени. Полная отмена льгот возможна только при изменении законодательства, согласно постановлению Конституционного суда РФ, а так же по добровольному отказу самого плательщика.

      Льготы могут подразделяться относительно областей и объектов применения. Так выделяют преимущества предоставляемые гражданам, а так же юридическим лицам, являющимся резидентами. Льготы могут иметь экономический или социальный характер, в зависимости от целей их применения. Отдельно выделяют льготы для стимулирования процессов во внешнеэкономической деятельности страны.

      Для отечественной практики характерно применение следующих форм налоговых льгот:

      1. Изъятие части объекта налогообложения из общей суммы уплаты. Оно может применяться относительно имущества и финансового результата деятельности. Необлагаемый минимум формируется благодаря изъятию.
      2. Скидки снижают базу налогового исчисления. Например, для организаций, занимающихся общественно значимой деятельностью, предоставляется уменьшение уплаты налога с прибыли. Скидки могут быть лимитированными и общими.
      3. Налоговое освобождение является льготой, уменьшающей ставку или окладную сумму. Сюда так же относят рассрочку, отсрочку, налоговый кредит и налоговую амнистию. Первые три вида льгот имеют схожую природу, они дают срок на выплату налога, первые два на шесть месяцев, а кредит на год. Налоговая амнистия может способствовать возврату всей или части суммы ранее произведенной выплаты.

      Налоговые льготы являются инструментом налоговой политики. В зависимости от экономических целей, производится предоставление налоговых преимуществ определенным категориям граждан или предпринимателей.

      Проблемы налоговых льгот

      Если на Западе механизм налоговых льгот достаточно проработан и является гибким инструментом реагирования на изменения в экономике, то в России все обстоит иначе. Налоговые преимущества дают возможность снизить налоговое бремя на плательщиков, однако, не выполняют своих прямых функций. Рассмотрим причины данного процесса.

      В законодательстве России приведен большой перечень льгот. При этом они могут назначаться региональными и муниципальными органами управления. Все это приводит к неясностям в определении полного перечня преимуществ, относящихся к определенному налогу.

      Отсутствие упорядоченности выражается в широком списке граждан и предпринимателей, имеющих право на льготы. Возникает непонимание разделения причин и оснований для применения льгот. Такая ситуация усложняет налоговые институты, кроме того, влияет на снижение дохода и сложности определения источников потерь.

      Возникают ситуации, когда льготы применяются не целевым образом. То есть, они предоставляются тем, кто в них не нуждается. Изменения в законодательстве полностью не решили этой проблемы. До сих пор пользуются спросом услуги налоговых консультантов, помогающих легально снизить налоговые выплаты, путем использования налоговых льгот.

      Неэффективность льгот выражается в низкой функции стимулирования плательщиков. Например, уменьшение выплаты налога на доходы физических лиц не соизмеримо всей суммы выплат, производимых плательщиком за год. Поэтому данный вид льгот не выполняет своей основной функции в силу незаинтересованности граждан.

      Особо стоит выделить эффективность социальных льгот, которые по данным статистики попадают лишь к 20% малообеспеченных людей. В итоге не выполняется функция по выравниванию социального положения граждан. Дифференциация доходов населения настолько различается, что ее показатели равны показателям бедных стран.

      Стимулирование определенных отраслей народного хозяйства через механизм налоговых льгот приводит к подавлению других сфер деятельности. Здесь государству необходим объективный подход к назначению льгот.

      Так и не нашли ответ
      на свой вопрос?

      Просто напиши с чем тебе
      нужна помощь

      Смотрите так же:  Статья КоАП РФ. Наказание мелкое хищение

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *