Николай Заболоцкий — Завещание: Стих. Николая заболоцкого завещание

Июл 30, 2019 Законы

Николай Заболоцкий — Завещание: Стих

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,—
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий поэтически изложил свое мировозрение в стихотворении «Завещание». На тот момент поэту было 44 года, 8 из которых он провел в ссылке по надуманному обвинению в антисоветской деятельности.

Стихотворение написано в 1947 году. Автору 44 года, он прошел тюрьму и ссылку, напечатанным сборник собственных стихов он видел 8 лет назад. Он отец двоих детей, переводчик, и в письменном столе его лежит рукопись новой книги.

По жанру — философская лирика, по размеру — шестистопный ямб со смежной и перекрестной рифмой, 6 строф. Лирический герой — сам поэт. Композиция одночастная. Лексика возвышенная, стихотворение напоминает торжественный слог поэзии начала XIX века. По этой причине оно кажется академичным, однако форма обманчива. Содержание его возвращает в пору молодости Н. Заболоцкого, когда он впервые узнал натурфилософию, проникся идеями пантеизма (одушевления всего существующего), вел переписку с К. Циолковским.

Поэт думает, что человек рождается не во времени, а существует всегда, что много лет назад частица поэта жила в первобытном кристалле, капле росы. Верит он и в то, что после смерти продолжит жить — в цветах, чувствах, делах, творчестве других людей. Такой своеобразный круговорот жизни, превращения одного в другое, единства всего во всем. Поэт обращается не к современникам, даже не к подрастающему поколению — он глядит вперед на сотни лет.

Эпитеты: необозримый мир туманных превращений, бедный прах, далекий правнук, безжизненный кристалл, дальний потомок. Метафоры: иссякнет жизнь, приютит лес, погасив свечу, склоне лет, сверкание чудес. Олицетворения: почуял жизнь, дыханием цветов. Сравнения: как птица, как зарница, как дождь. Поэт представляет себя, возможно, куском мрамора, который в будущем попадет в руки талантливому скульптору: взяв меня в ладонь, доделав. Основные мотивы стихотворения: я не умру, я недаром жил. В последней строфе восклицание: о, я недаром в этом мире жил! Чтобы подчеркнуть бесчисленное множество грядущих поколений людей, на которое Н. Заболоцкий смотрит с оптимизмом, он употребляет слово «мильоны». Его завещание — в утверждении вечного торжества жизни и созидательного труда всего человечества.

Стихотворение «Завещание» — пример самобытной лирики Н. Заболоцкого, выдающегося поэта, переводчика XX века. В молодости авангардист, здесь поэт пишет произведение в традициях классической русской литературы.

Николая заболоцкого завещание

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,—
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Николай Заболоцкий: завещание.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

«Завещание» Н. Заболоцкий

«Завещание» Николай Заболоцкий

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного существовании близится к завершению. Несмотря на то, что очень скоро все обвинения с Заболоцкого были сняты, и его даже восстановили в Союзе писателей, это не принесло поэту ощущения душевного спокойствия и равновесия. Столкнувшись со смертью лицом к лицу, он не боится покинуть этот мир. Но при этом надеется, что оставит после себя след в истории, который станет своеобразным связующим звеном с потомками. Именно этому посвящено стихотворение поэта «Завещание», написанное в 1947 году – за 10 лет до смерти.

Готовясь к смерти, Заболоцкий ни о чем не сожалеет, утверждая: «Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: покоя в мире нет». Но при этом автор продолжает искать ответ на вопрос, зачем он вообще появился на свет. Творчество в расчет не берется, так как сам поэт относится к нему без фанатизма и не считает, что обладает настоящим литературным талантом. Гораздо важнее для него осознание того, что «я на земле моей впервые мыслить стал». Именно сила мысли по мнению Заболоцкого и сохранится в вечности, превратившись в дождевую каплю, которую, взяв в ладонь, «ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил». Уверенность в том, что преемственность поколений все же существует, дает поэту надежду на вечность и заставляет совсем по-другому воспринимать смерть. «О, я недаром в этом мире жил!», — восклицает Заболоцкий, не переживая о том, что ему отпущено на земле не так уж много времени. Важно ведь не то, сколько лет человеку, а то, как именно он прожил эти годы и что сумел оставить после себя тем, кто придет на его место.

Анализ стихотворения Заболоцкого Завещание

Анализ стихотворения «Завещание» Н.А. Заболоцкого

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,—
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,—
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал «сталинский режим». Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и продолжение своего дела он завещает потомкам, и что будет отовсюду наблюдать за происходящим

Человек жил, но сейчас он при смерти и завещает людям сделать то, что он не успел при собстсвенной жизни. Он рассказывает о бессмертии, о том, что он вернётся в образе окружающей природы, что бы увидеть, что делают и как живут люди.

«и погасив свечу, опять отправлясья»

По его словам у каждого человека свой жизненный путь, также, что покоя в жизни нет. Жизнь идет своей чередой, а рядом находится он.

Он не жалеет о прожитой жизни.

Наряду с тем он рассматривает денские проблемы, всегда интерессовавшие людей.

Автор говорит о том, что все процессы в человеческом обществе взаимосвязаны с природой

«. Я на земле моей в первые мыслить стал,
когда почуял жизнь безжизненный пристал. «

Основными героями в стихотворении являются автор и тот потомок, которому предназначено завещание.

Примерно в середине стиха автор говорит: «Покоя в жизни нет», но к концу:

«Я не даром в этом мире жил», т.е. хоть покоя он и не обрёл, всё же жизнь его не пропала даром, ему есть чего оставить, есть, что завещать, но это не материально. Он завещает потомкам идею.

Также стих содержит авторское описание природы, действительности и событий.

Повествование-рассказ о проблеме, поднимаемой автором и его рассуждений на философские темы ( например вечная тема:»тема добра и зла»).

Стихотворение, в своём роде, завещание самого Заболоцкого, и является одним из лучших его работ.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал «сталинский режим». Заболоцкий показывает человека, борющегося с несправедливостью, но силы иссякли, и продолжение своего дела он завещает потомкам, а он будет отовсюду наблюдать за происходящим Человек жил, но сейчас он при смерти и завещает людям сделать то, что он
не успел при собственной жизни. Он рассказывает о бессмертии, о том, что он вернётся в образе окружающей природы, что бы увидеть, что делают и как живут люди.

«…и погасив свечу, опять отправлюсь я…»

По его словам у каждого человека свой жизненный путь, также, что покоя в жизни нет. Жизнь идет своей чередой, а рядом находится он. Он не жалеет о прожитой жизни. Наряду с тем он рассматривает проблемы, всегда интересовавшие людей. Автор говорит о том, что все процессы в человеческом обществе взаимосвязаны с природой.

«…Я на земле моей впервые мыслить стал, когда почуял жизнь, безжизненный пристал… «

Основными героями в стихотворении являются автор и тот потомок, которому предназначено завещание. Примерно в середине стиха автор говорит: «Покоя в жизни нет», но к концу: «Я не даром в этом мире жил», т.е. хоть покоя он и не обрёл, всё же жизнь его не пропала даром, ему есть чего оставить, есть, что завещать, но это не материально. Он завещает потомкам идею.

Также стих содержит авторское описание природы, действительности и событий. Повествование-рассказ о проблеме, поднимаемой автором и его рассуждений на философские темы (например, вечная тема: «тема добра и зла»). Стихотворение, в своём роде, — завещание самого Заболоцкого. и является одной из лучших его работ.

Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого

Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из
ссылки, в те времена существовал “сталинский режим”. Заболоцкий
показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и
продолжение своего дела он завещает потомкам, и что будет отовсюду
наблюдать за происходящим

Человек жил, но сейчас он при смерти и завещает людям сделать то, что
он не успел при собстсвенной жизни. Он рассказывает о бессмертии, о том,
что он вернётся в образе окружающей природы, что бы увидеть, что делают
и как живут люди.

“и погасив свечу, опять отправлясь я”

По его словам у каждого человека свой жизненный путь, также, что покоя
в жизни нет. Жизнь идет своей чередой, а рядом находится он.

Наряду с тем он рассматривает денские проблемы, всегда интерессовавшие
людей.

Автор говорит о том, что все процессы в человеческом обществе
взаимосвязаны с природой

“. Я на земле моей в первые мыслить стал,

когда почуял жизнь безжизненный пристал. ”

Основными героями в стихотворении являются автор и тот потомок,
которому предназначено завещание.

Примерно в середине стиха автор говорит: ”Покоя в жизни нет”, но к
концу:

“Я не даром в этом мире жил”, т.е. хоть покоя он и не обрёл, всё же
жизнь его не пропала даром, ему есть чего оставить, есть, что завещать,
но это не материально. Он завещает потомкам идею.

Также стих содержит авторское описание природы, действительности и
событий.

Повествование-рассказ о проблеме, поднимаемой автором и его рассуждений
на философские темы ( например вечная тема:”тема добра и зла”).

Стихотворение, в своём роде, завещание самого Заболоцкого, и является
одним из лучших его работ.

Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Завещание»

Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Завещание» — раздел Литература, Анализ Стихотворения Н.а.заболоцкого Завещание Стихотворение Было Написано В.

Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого ЗАВЕЩАНИЕ Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз послевозвращения из ссылки, в те времена существовал сталинский режим. Заболоцкий показывает человека, борящегося снесправедливостью, но силы иссякли и продолжение своего дела он завещаетпотомкам, и что будет отовсюду наблюдать за происходящим Человек жил, но сейчас он при смерти изавещает людям сделать то, что он не успел при собстсвенной жизни. Онрассказывает о бессмертии, о том, что он верн тся в образе окружающей природы,что бы увидеть, что делают и как живут люди. и погасив свечу, опять отправлясь я По его словам у каждого человека свойжизненный путь, также, что покоя в жизни нет. Жизнь идет своей чередой, а рядомнаходится он. Он не жалеет о прожитой жизни.

Наряду с тем он рассматривает денскиепроблемы, всегда интерессовавшие людей. Автор говорит о том, что все процессы вчеловеческом обществе взаимосвязаны с природой Я наземле моей в первые мыслить стал, когда почуял жизнь безжизненныйпристал Основными героями в стихотворении являютсяавтор и тот потомок, которому предназначено завещание.

Примерно в середине стиха автор говорит Покоя в жизни нет. но к концу Я не даром в этом мире жил. т.е. хоть покоя он и не обр л, вс же жизнь его непропала даром, ему есть чего оставить, есть, что завещать, но это нематериально.Он завещает потомкам идею. Также стих содержит авторское описаниеприроды, действительности и событий.Повествование-рассказ опроблеме, поднимаемой автором и его рассуждений на философские темы напримервечная тема тема добра и зла .Стихотворение, в сво м роде, завещаниесамого Заболоцкого, и является одним из лучших его работ.

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Анализ хозяйственной деятельности строительной организации как объект анализа
Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием синтез соединение ранее расчленнных элементов изучаемого объекта в единое… Анализ синтез, понимается как синоним всякого научного исследования.В любой… Особое значение анализ и синтез приобрели в экономике, являющейся, как известно, основой всего сущего на планете…

Стихотворение В. Маяковского «О дряни» (восприятие,анализ, оценка)
Одним из первыхнан с удар по этому явлению революционной действительности Маяковский своимстихотворением О дряни. Этимстихотворением начинается… Но стоит заметить, что быт в стихотворении не предметсатирического обличения,… Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета Известия .Даже отношения между ними стали советскими Товарищ Надя!…

Анализ организации и деятельности коммерческой службы фирмы с позиций маркетингового анализа
Важную роль в этом в рыночных условиях играет использование принципов маркетинга, получивших широкое распространение в мировой практике. Маркетинг… Маркетинг требует творческого подхода. «Не существует единой универсальной… Сегодня в информационную эпоху, когда запросы и нужды потребителей быстро распространяются по миру, структуры рынков…

Анализ техники бега на различные дистанции, анализ техники прыжков в высоту с разбега способами “перешагивание” и “фосбери-флоп»
Бег на короткие дистанции. Эти дистанции надо пробегать с максимальной скоростью. На 60м 100м. Быстро выбегать со старта переходит в стремительное ускорение, с… Бег на 200м. Эта дистанция отличается от бега на 60,100м. Прохождением половины дистанции по повороту дорожки. Бег на…

Источники анализа системы экономической информации. Задачи анализа себестоимости продукции
Содержание анализа вытекает из его функций.Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление… Следующая функция анализа — контроль за выполнением планов и управленческих… И наконец — разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности. Система…

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье. » и Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас — и все былое. »
Лирическими шедеврами являются стихотворенияА. С. Пушкина Я помню чудное мгновенье. написанное в тысяча восемьсотдвадцать пятом году и Ф. И.… Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И… Стихотворение Я помню чудное мгновенье и Явстретил вас и все былое пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем…

Технико-экономический анализ. Анализ выпуска и объемов продаж продукции
Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.… Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных,… Выражается обычно в сопоставимых ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки…

Анализ стихотворения Тютчева «Я Встретил Вас и всё былое»
Звук представлен в строке и вот слышнее стализвуки, неумолкающие во мне. Все чувства лирического героя обострились.Тютчев сравнивает это с поздней… И во вс м виновато точувство,которое дремлет в каждом человеке. Наста т…

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»
Это повествованиестало толчком к созданию стихотворения.Основной темой стихотворения является любовьвоображаемых героинь поэмы Бахчисарайский фонтан… Образы двух героинь даны лишь как сонвоображенья автора вне связи с… В первой поэт обращается к фонтану, как к символулюбви.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?

«Завещание» Н.Заболоцкий

«Завещание» Николай Заболоцкий

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

«Я не умру, мой друг. Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу», — отмечает Николая Заболоцкий, опровергая материалистическое учение о сотворении мира. Автор не верит в загробную жизнь, но при этом не может допустить мысли о том, что скоро его тело превратиться в прах. Понимая, что ничего не исчезает бесследно, поэт прибегает к различным литературным приемам, чтобы донести эту мысль до читателей. Так, он предполагает, что «многовековый дуб мою живую душу корнями обовьет, печален и суров». Свой ум автор намерен «поселить» среди дубовых ветвей, а тело растворится во Вселенной, смешавшись с каплями летнего дождя и с ароматом луговых трав.

Готовясь к смерти, Заболоцкий ни о чем не сожалеет, утверждая: «Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: покоя в мире нет». Но при этом автор продолжает искать ответ на вопрос, зачем он вообще появился на свет. Творчество в расчет не берется, так как сам поэт относится к нему без фанатизма и не считает, что обладает настоящим литературным талантом. Гораздо важнее для него осознание того, что «я на земле моей впервые мыслить стал». Именно сила мысли по мнению Заболоцкого и сохранится в вечности. превратившись в дождевую каплю, которую, взяв в ладонь, «ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил». Уверенность в том, что преемственность поколений все же существует, дает поэту надежду на вечность и заставляет совсем по-другому воспринимать смерть. «О, я недаром в этом мире жил!», — восклицает Заболоцкий, не переживая о том, что ему отпущено на земле не так уж много времени. Важно ведь не то, сколько лет человеку, а то, как именно он прожил эти годы и что сумел оставить после себя тем, кто придет на его место.

Слушать стихотворение Заболоцкого Завещание

Заболоцкий исполнил завещание Данте

В биографии этих поэтов было то, что их роднило

В 1957 году поэты Италии пригласили к себе группу советских писателей, среди них Николая Алексеевича Заболоцкого. В ту пору подобное в нашей стране было весьма редким событием, а потому особенно тщательно готовились.

Естественно, что итальянская и советская стороны сходились не во всём. В том числе и по некоторым именам. В частности, с нашей стороны особые затруднения вызывало присутствие в делегации Заболоцкого. До этой поры он за пределами Советского Союза никогда не бывал. Наконец, его арест в 1938 году, последующее многолетнее заключение бросали некую тень на великого художника. И хотя к той поре обвинения с него были сняты, полная реабилитация произошла лишь в 1963 году, когда поэта уже не было на белом свете. Деятели Союза писателей СССР во главе с его председателем А.А. Сурковым и другие официальные лица испытывали определённые трудности в связи с кандидатурой Заболоцкого. С ним встречались ответственные лица. Наконец, состоялось решение о том, что поэт поедет в Италию в составе большой писательской делегации. Об этом подробно написано в работе сына поэта Никиты Заболоцкого «Жизнь Н.А. Заболоцкого». В группу литераторов, которые отправились туда, помимо Заболоцкого вошли весьма именитые советские поэты той поры: Микола Бажан, Вера Инбер, Михаил Исаковский, Леонид Мартынов, Александр Прокофьев, Борис Слуцкий, Сергей Смирнов, Александр Твардовский и глава делегации Алексей Сурков. Делегацию сопровождал видный специалист по итальянской литературе и переводчик Г.С. Брейтбурд. Делегация вылетела в Рим самолётом. Заболоцкий и его верный почитатель Слуцкий из-за сердечной болезни Николая Алексеевича поехали на поезде. Прибыли в Рим 11 октября, гораздо позднее советской делегации, когда тамошние встречи с итальянскими поэтами закончились. В тот же день советские гости отправились во Флоренцию, где Заболоцкий выступал в различных дискуссиях и на встречах. Конечно, он был весьма сдержан, что легко объяснимо и его жизнью, и осторожностью официальных кругов. Поэт хорошо понимал неизбежность этих обстоятельств и каких-либо откровенностей в общении с хозяевами и советскими коллегами себе не позволял. Таковы уж были времена, их тяжесть и туманность.

Заболоцкий познакомился с видными писателями Италии: А.-М. Рипеллино, В. Страда, К. Леви, Д. Унгаретти, С. Квазимодо. Надо отдать должное итальянской стороне, там вполне понимали, кто такой Николай Заболоцкий и какова его судьба. Кстати, поэт был тонким и глубоким знатоком европейской живописи, и классической, и авангардной. Он пропадал в знаменитых музеях. После Флоренции Заболоцкий побывал в Болонье, Равенне, Триесте, Венеции, Модене.

Делегация советских писателей возложила венок на могилу Данте в Равенне. Поездка в Италию после всего, что испытал художник, была чyдным потрясением и вызвала самые глубокие переживания. Ведь совсем недавно переживания были иными. В своём очерке «История моего заключения» , вещи трагически-гениальной, он писал: «С 5 декабря, Дня советской конституции, начался наш великий сибирский этап – целая Одиссея фантастических переживаний. » И там же: «Везли нас с такими предосторожностями, как будто мы были не обыкновенные люди, забитые, замордованные, несчастные, но какие-то сверхъестественные злодеи, способные в каждую минуту взорвать всю вселенную, дай только нам шаг ступить свободно. Наш поезд, состоящий из бесконечного ряда теплушек, представлял собой диковинное зрелище». То был путь в Ад, не менее страшный и жуткий, чем у Данте.

Заболоцкий, конечно, видел эпитафию Данте на латинском языке неизвестного автора в Равенне. Существует два перевода её на русский. Первый – И.Н. Голенищева-Кутузова:

Здесь покоится Дант,

из милого изгнанный края,

Так поступила с певцом

Флоренция, родина злая.

И другой перевод этих строк:

Здесь покоюсь я, Данте,

изгнанный с родной земли,

Которого родившая его

Данте испил жизненные мучения до дна. Вот как об этом в его знаменитом трактате «Пир»: «И побрёл я по всем городам и весям, где только раздаётся наш язык, побрёл бездомным странником, почти нищим, обнажая против воли язвы от нанесённых мне ударов судьбы, язвы, которые несправедливо вменяют мне в вину». Умер великий итальянец в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

Долгий страдальческий путь Заболоцкого, немыслимо страдальческий (см. «Историю моего заключения») был воплощён великим русским поэтом в стихотворении «У гробницы Данте». С.И. Бэлза в своей работе, касающейся образа Данте в русской поэзии у А. Пушкина, П. Вяземского, И. Козлова, С. Шевырёва, С. Дурова, А. Плещеева, Д. Минаева, В. Брюсова, Д. Мережковского, К. Бальмонта, Вяч. Иванова, А. Блока, М. Волошина, М. Кузмина, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Ходасевича, В. Маяковского, В. Шаламова, отметил, что образ Данте у Заболоцкого изображён «с поразительной выпуклостью и силой». И вневременной значимостью.

Итальянские впечатления Заболоцкого воплощены в трёх его стихотворениях – «Случай на Большом канале», «Венеция», «У гробницы Данте». После публикации двух первых переводов в «Литературной газете» в январе 1958 года автор исключил их из основного свода своей лирики. Причина, по мнению Заболоцкого, в определённой конъюнктурности сочинений. Но «У гробницы Данте» осталось в своде его стихов. Лишь четвёртая строфа звучит как нечто случайное, почему-то допущенное автором, она не выдерживает самого малого сопоставления с другими четырьмя строфами. Хотя причины появления этой строфы сегодня совершенно ясны и понятны.

«У гробницы Данте» воистину грандиозное создание. Оно отмечено редкостной изобразительной силой, которая несёт в себе нечто живописующее и самого Данте, и автора стихотворения; их гений, муки и страдания. Стихотворение имеет форму монолога и прямой речи великого итальянца. Без всяких стилизаций и ухищрений. Просто нагая мощь. Стихотворение от первого лица – это первое лицо – Данте. Решиться на такое уподобление может лишь личность гениальная и героическая. Стихотворение пронизывает напряжённое отчаяние, которое внушает сам мир в те далёкие времена и в не меньшей степени во времена наши. Это гениальная попытка преодоления людских мук и страданий, безумия исторического потока. Странно, что эта лирическая пьеса за редчайшими исключениями не вызывала должного интереса и внимания. Вот эта сила, красота и мученичество в исполнении русского лирика, растворившегося в тени великого художника далёкой средневековой Европы. Это трагическое признание как бы самого Данте.

У гробницы Данте

Мне мачехой Флоренция была,

Я пожелал покоиться в Равенне.

Не говори, прохожий, о измене,

Пусть даже смерть клеймит её дела.

Над белой усыпальницей моей

Воркует голубь, сладостная птица,

Но родина и до сих пор мне снится,

И до сих пор я верен только ей.

Разбитой лютни не берут в поход,

Она мертва среди родного стана.

Зачем же ты, печаль моя, Тоскана,

Целуешь мой осиротевший рот?

А голубь рвётся с крыши и летит,

Как будто опасается кого-то,

И злая тень чужого самолёта

Свои круги над городом чертит.

Так бей, звонарь, в свои колокола!

Не забывай, что мир в кровавой пене!

Я пожелал покоиться в Равенне,

Но и Равенна мне не помогла.

Стихотворение впервые было напечатано уже после смерти автора в журнале «Новый мир» (1959, № 4). Для Заболоцкого эта победа над «временем и тяготением» не случайна, а потому и стала потрясающим памятником великому итальянцу, великому русскому, великой поэзии и обычной судьбе.

Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого

Стихотворение “Завещание” Заболоцкий написал в продолжение своих философских размышлений еще довоенных лет. Краткий анализ “Завещание” по плану, который можно использовать для объяснения темы на уроке литературы, поможет ученикам 9 класса понять смысл произведения и его место в творчестве поэта.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1947 году и относится к позднему периоду творчества поэта.

Тема стихотворения – желание оставить свой сед в сердцах людей, не уйти до конца и после смерти.

Композиция – одночастная, несмотря на то, что каждая строфа выражает свою мысль, они объединены общей идеей.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Эпитеты“необозримый мир”, “туманные превращения”, “бедный прах”, “далекий правнук”, “медленная птица”, “безмолвный мрак”.

Метафоры“иссякнет жизнь”, “сверкание чудес”.

Олицетворения“дыхание цветов”, “почуял жизнь безжизненный кристалл”, “упала капля дождевая”.

Сравнения“как медленная птица”, “как летний дождь”.

История создания

В 1944 году Заболоцкий был освобожден из сталинского лагеря, куда попал по обвинению в антисоветской пропаганде. Здоровье поэта было подорвано жизнью за колючей проволокой, и хотя ему суждено было прожить еще чуть больше десятка лет, он уже предчувствовал свою смерть. Этим предчувствием и продиктовано “Завещание”. Это стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. После его написания он проживет только десять лет.

Автор говорит о своем желании оставаться с потомками даже после того, как умрет его тело – это основная тема стиха. Он считает, что если человек оставил после себя хороший след, его душа остается на земле, наблюдая за тем, как пришедшие после завершают все то, что не завершил умерший человек.

Также Заболоцкий поднимает тему единства человека и природы, говоря о том, что наблюдения за ней, стремление понять и слиться с ее процессами – это и есть настоящее рождение.

Композиция

На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о жизни после смерти. Размышления лирического героя последовательны: он говорит о неизбежности смерти, но это не грустные рассуждения, ведь поэт считает, что его прах станет частью природы – и эта мысль для него отрадна.

Он верит, что сознание человека не умирает вместе с человеком – оно остается в животных и природных явлениях, таким образом предки могут “присматривать” за своими потомками. Каждая строфа показывает какую-то грань этой идеи, наполняя произведение радостью несмотря на то, что оно посвящено такой печальной теме, как смерть.

Для воплощения свой идеи автор выбрал жанр элегии. Он позволил поэту создать гармоничный союз пейзажной и философской лирики, сделав рассуждения в меру грустными и в то же время возвышенными.

Автор также намеренно использует такой размер, как шестистопный ямб, который помогает ему придать стиху торжественность. В строфах сочетаются параллельная и кольцевая рифмы.

Средства выразительности

Чтобы стихотворение звучало еще более торжественно и возвышенно, Заболоцкий использует разнообразные тропы:

  • Эпитеты – “необозримый мир”, “туманные превращения”, “бедный прах”, “далекий правнук”, “медленная птица”, “безмолвный мрак” .
  • Метафоры – “иссякнет жизнь”, “сверкание чудес” .
  • Олицетворения – “дыхание цветов”, “почуял жизнь безжизненный кристалл”, “упала капля дождевая” .

Все эти средства выразительности работают на то, чтобы максимально полно донести до читателя авторскую идею.

Стихотворение «Завещание» Заболоцкий Николай Алексеевич

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,-
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Еще стихотворения:

ЗавещаниеВот час последнего страданья! Внимайте: воля мертвеца Страшна, как голос прорицанья. Внимайте: чтоб сего кольца С руки холодной не снимали: Пусть с ним умрут мои печали И будут с ним.

Об этом мире слишком много лгутОб этом мире слишком много лгут, Об этой жизни ходит много басен, Но все же этот мир – прекрасен, И этой жизнью все-таки живут… Пройдут года и, заглушая вздох, Раздастся.

ЗавещаниеПосвящается Н. А. С. Когда для большего порядка На бедной родине моей Я от полиции украдкой Переселюся в мир теней, Друзья! Мой прах похороните Без погребальных громких слов, На гроб.

ЗавещаниеГде б ты ни стал на корабле, У мачты иль кормила, Всегда служи своей земле: Она тебя вскормила. Неровен наш и труден путь — В волнах иль по ухабам —.

Я хочу быть любимой тобойЯ хочу быть любимой тобой Не для знойного сладкого сна, Но — чтоб связаны с вечной судьбой Были наши навек имена. Этот мир так отравлен людьми, Эта жизнь так скучна.

Это только синий ладанЭто только синий ладан, Это только сон во сне, Звезды над пустынным садом, Розы на твоем окне. Это то, что в мире этом Называется весной, Тишиной, прохладным светом Над прохладной.

ДетствоОгромные глаза, как у нарядной куклы, Раскрыты широко. Под стрелами ресниц, Доверчиво-ясны и правильно округлы, Мерцают ободки младенческих зениц. На что она глядит? И чем необычаен И сельский этот дом.

Впервые постигаю смысл и вкус землиВпервые постигаю смысл и вкус земли, когда меня срывает жизнь, как желтый лист. Не мои ноги — две скалы врастают в грунт. Не я, не я — лицо луны дрожит.

В этот мир, где за деньги выдалВ этот мир, где за деньги выдал Верный раб своего Царя, Бог не вдунул меня, а выдул В виде мыльного пузыря. В этом времени, где и завязь Вербной вести шла.

Грустная дума гимназиста лютеранского исповедания и не Киевского округаВыхожу задумчиво из класса, Вкруг меня товарищи бегут; Жарко спорит их живая масса, Был ли Лютер гений или плут. Говорил я нынче очень вольно, — Горячо отстаивал его… Что же.

Не стращай меня грозной судьбойНе стращай меня грозной судьбой И великою северной скукой. Нынче праздник наш первый с тобой, И зовут этот праздник — разлукой. Ничего, что не встретим зарю, Что луна не блуждала.

Отпишите мне в СибирьОтпишите мне в Сибирь, я — в Сибири! Лоб стеною прошиби в этом мире! Отпишите мне письмо до зарплаты, Чтоб прочесть его я смог, — до питья-то. У меня теперь.

Дай мне руку, и пойдем мы в полеДай мне руку, и пойдем мы в поле, Друг души задумчивой моей… Наша жизнь сегодня в нашей воле, Дорожишь ты жизнию своей? Если нет, мы этот день погубим, Этот день.

Только в мире и есть, что тенистыйТолько в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор.

БогО Боже мой, благодарю За то, что дал моим очам Ты видеть мир, Твой вечный храм, И ночь, и волны, и зарю… Пускай мученья мне грозят,- Благодарю за этот миг.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *