Нужна ли лицензия для работы с АКБ. Лицензия на вывоз аккумуляторов

Нужна ли лицензия для работы с АКБ?

В этой статье дадим ответы на вопросы — нужна ли лицензия при работе с АКБ и что поменялось с 2016 года, а также, что ждет бизнес АКБ в грядущем 2017 году.

Что собой представляют отработанные АКБ?

отработанный старый аккумулятор

  • он содержит электролиты, в которых присутствует серная кислота, вызывающая тяжелые ожоги у человека. Кроме того, ее испарения опасно воздействуют на легкие и на дыхательные пути;
  • в АКБ присутствует свинец. С одной стороны, это канцерогенный металл, а его соединения образуют политропный ад. Этот яд способен вызвать необратимые изменения в нервной и сердечнососудистой системах. Но с другой стороны, свинец является ценным цветным металлом. При изготовлении стандартного автомобильного аккумулятора используется около 17 кг свинца, покупная стоимость которого в регионах разнится и доходит до 100 рублей за 1 кг и даже более. Именно этот металл и составляет интерес закупщиков.
  • Однако отработанные аккумуляторы, которые подлежат переработке и идут на утилизацию, по истечении своего срока службы не относится к лому цветных металлов. Он классифицируется согласно федеральному закону №89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах потребления» (статья 1), как отходы. И в зависимости от фактического содержания в аккумуляторах электролита они могут признаваться отходами II класса опасности (т.е. отходы с высокой опасностью) или отходами III класса опасности (т.е. отходы умеренной опасности) по ФККО. Перевод АКБ из одного класса опасности в меньший означает слив из него электролита, который очень вреден и не имеет коммерческой ценности. Данный процесс на языке законодательства именуется обезвреживанием. Согласно ст.1 закона №89-ФЗ обезвреживание происходит посредством изменения у отходов их состава, их химико-физических свойств. Цель данных изменений — уменьшение отрицательного влияния отходов на окружающую среду и на людей.

  • в блоке №9 представлены коды для автомобильных аккумуляторов;
  • в блоке №4 отражены коды для остальных видов батарей.
  • Последняя цифра (11-я) в коде означает класс опасности. И поскольку лом АКБ относятся либо к 2-му, либо к 3-му классу опасности, то получать лицензию для работы с ними придется обязательно, включая лицензию на сбор!

    Видео — как происходит утилизация аккумуляторов:

    Нормативное обоснование необходимости получения лицензии для работы с АКБ

    Об обязательности получения лицензии для работы с АКБ говорят два основных нормативных документа, регулирующих данную сферу:

  • лицензирование указанной деятельности должно быть реализовано и на основании другого федерального акта — закона №99-ФЗ от 04 мая 2011г. «О лицензировании». В этом законе в статье 1 (пп.30 п.1) все процессы, связанные с обращением отходов I-IV классов опасности, поименованы как обязательные лицензированию. Кроме того, сам процесс получения лицензии осуществляется с соблюдением требований именно закона №99-фз.
  • обработка. Данный процесс связан с подготовкой отходов к последующему их утилизированию. В состав этого процесса входят такие операции, как очищение отходов, их разборка, сортирование и иные;
  • размещение. Включает в себя складирование (т.е.хранение) отходов и их захоронение. Под складированием понимается хранение отходов в специальных условиях в течение срока, превышающего 11 месяцев, для последующего утилизирования, захоронения или обезвреживания. Под захоронением понимается полное изолирование отходов, которые не подлежат дальнейшему обращению, чтобы не допустить их проникновения в окружающую среду;
  • утилизация. Нужно принять тот факт, что утилизация представляет собой коммерческое применение отходов, в частности, в товарном производстве, для реализации работ, при оказании услуг, а также рециклинг (повторное использование отходов по их прямому назначению). Кроме того, к утилизации относится и рекуперация – вторичное использование извлеченных из отходов полезных элементов. Если заявлена утилизация аккумуляторов — лицензия также требуется ;
  • обезвреживание. Цель этого процесса – снижение негативности со стороны отходов в их воздействии на людей и природу. Это происходит за счет изменения состава самих отходов (например, из лома АКБ удаляют электролиты), изменения их физико-химических свойств, и т.д.
    • перечисляются виды работ, какие входят в состав лицензируемой деятельности. Например, лицензия может выдаваться только на прием и транспортировку отходов. Это означает, что иными видами работ (утилизация, обезвреживание и т.д.) предприятию запрещено заниматься. Поэтому, получая лицензию, необходимо точно определиться с теми видами работ, на которые оформляется данное разрешение. Так, для приемки лома АКБ очень важна процедура по обезвреживанию, а потому ее нельзя проигнорировать при подготовке заявления на лицензирование;
      • Стоит еще также заметить, что лицензия:

      • лицензию на обращение отходов, в том числе и АКБ, может получить, как предприниматель, так и коммерческая организация. Но в обоих случаях обязательна государственная их регистрация в установленном законами порядке. А вот простой гражданин вправе только сдать старый аккумулятор (статья 13.1 закона №89-фз), который находится у него в собственности. Кроме того, организациям и предпринимателям тоже не запрещают сдавать свои старые АКБ, но при условии, что есть документы, какие подтверждают наличие права собственности на данные отходы (п.2 ст.13.1, закон №89 – ФЗ). И для этого указанным лицам не потребуется лицензия! Если, конечно, оборот АКБ не составляет их деятельность. Т.е. АКБ не приобретены ими специально для продажи и не было цели заработать.
      • разрешения на обезвреживание отходов 1-4 класса и их размещение, которые выданы предприятиям до 01 июля 2015 года, остаются в силе до 01 января 2020 года. Причем, указанные лицензии предприятия вправе переоформить на более широкий вид деятельности, т.е. на сбор, обработку отходов и т.д.;
      • Ответственность за работу без лицензии

      • статья 171 Уголовного кодекса РФ. Часть 1-я этой статьи предусматривает взыскание до 300-т тысяч рублей, обязательные работы или арест до полугода. А 2-я часть данной статьи обязывает к уплате до 500 тыс.рублей или предусматривает лишение свободы на 5 лет максимум;
      • кроме того, есть множество и налоговых последствий для бизнеса, если он работает без лицензии в той сфере, где она должна быть.
      • Получение лицензии на работу с АКБ

        Как получить лицензию? Можно обратиться в специализированную юридическую фирму, а можно все делать самостоятельно. Чтобы получить лицензию для работы с аккумуляторами, потребуется:

      • положительное заключение от Государственной экологической экспертизы. Оно выдается на оборудование, которое используется при обезвреживании отработанных АКБ;
      • Лицензия на вывоз аккумуляторов

        Через тернии к лицензии

        07.11.11 | Рубрика: Новости законодательства. Просмотры: 5 979

        Российский автопарк стремительно растёт с каждым годом. По данным аналитического агентства «Автостат», только легковых автомобилей в нашей стране насчитывается более 34 миллионов. В прошлом году продажи новых машин выросли почти на треть, составив более полутора миллиона штук, что на четыре сотни превосходит показатель 2009 года. Между тем, в России до сих пор нет эффективной системы сбора отработанных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей с электролитом (ОСКАБ).

        — Михаил Владимирович, что было самым сложным на старте?

        — Приходилось ли привлекать сторонние организации к подготовке необходимой для лицензии документации?

        Да, мы обращались к профессиональным экологам, естественно, за деньги. Оказалось, что нужен паспорт проекта на отходы, но никто не мог объяснить, как его написать. Для нас его сделала заведующая одной из кафедр Белгородского государственного технологического университета имени Шухова В.Г. (БГТУ). Теоретически начинающий сборщик может сделать это самостоятельно, но не меньше чем за год. В этом документе всё очень сложно.

        Помимо самой лицензии на сбор аккумуляторов, нужно разрешение на перевозку опасных отходов. Мы очень долго выясняли, как его оформить. Обращались в региональное Управление автодорог общего пользования и транспорта, управление государственного автодорожного надзора Белгородской области, в ГИБДД. Сотрудники этих организаций не могли чётко объяснить, какие документы нам необходимо предоставить для получения разрешения. В письмах чиновники лишь отсылали к постановлениям, утратившим силу. Также и с санитарно-эпидемиологическим заключением на деятельность по обращению с отходами. В конце концов, в Роспотренадзоре нам выдали листок с перечнем необходимых документов, не поясняя, на основе какого закона он составлен…

        «ЭкоПрогресс» решил проверить, проще ли получить разрешение на сбор аккумуляторов в Москве. Оказалось, что и столице лицензирование деятельности на обращение с опасными отходами пребывает в информационном вакууме.

        В Ростехнадзоре нам ответили, что организация не занимается лицензированием данной деятельности с 30 сентября 2010 года. Теперь такие разрешения выдает некая структура Министерства природных ресурсов и экологии, однако, какая именно — не пояснили. Оказалось, что Росприроднадзор. В лицензионном отделе этого ведомства лишь посоветовали почитать Фз №128 «о лицензировании». Однако этот документ утратит силу с 3 ноября 2011 года, после чего вместо него начнёт действовать Фз №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Также выяснилось, что за лицензией нужно обращаться в региональное управление Федеральной службы в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.

        По закону, соискатель лицензии может направить заявление на выдачу разрешения по почте или в форме электронного документа. В нём необходимо указать следующие сведения.

        Помимо этого, нужно предоставить нотариально заверенные копии документов (или оригиналы), свидетельствующие о том, что организация либо ИП в состоянии работать с опасными отходами.

        • Список опасных отходов, с которыми планируется работать, составленный согласно федеральному классификационному каталогу отходов
        • Копия положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, предоставленных для обоснования лицензии
        • Копии свидетельств (сертификатов), подтверждающих профессиональную подготовку ИП либо работников юрлица в сфере обращения с опасными отходами
        • Копии документов аренды либо права собственности производственных помещений, специализированного оборудования и автотранспорта
        • Копия санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) о соответствии правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

        СЭЗ придётся получать в Роспотребнадзоре. Для этого начинающему сборщику нужно собрать ещё одну внушительную стопку документов. К заявлению на имя руководителя территориального управления ведомства необходимо приложить копии санитарно-эпидемиологического заключения на проект лимита образования отходов, договоров на вывоз отходов по классам, приказа от должностного лица о назначении ответственного за ввоз вывоз мусора, а также копии документов о постановке юридического илифизического лица на учет в налоговом органе и подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ.

        Как сообщается на официальном сайте Минтранса РФ, с 1 марта 2011 года перевозки опасных грузов согласовываются не с органами МВД, а с Ространснадзором.

        Пройдя все тернии к получению лицензии, сборщик ОСКАБ сможет спокойно работать в течение пяти лет. После этого потребуется продлять срок действия документа.

        Лицензия на утилизацию аккумуляторных батарей

        Утилизация аккумуляторов.

        Лицензия на прием аккумуляторов, лицензия на утилизацию аккумуляторов, лицензия на утилизацию АКБ с электролитом.

        Утилизация аккумуляторов с лицензией, лицензия на прием аккумуляторов, лицензия на утилизацию АКБ с электролитом, лицензия на утилизацию аккумуляторов различного типа и назначения..

        Транспортный отдел компании Техлайнтранс осуществляет перевозку различных аккумуляторов без электролита и с электролитов на основании лицензии на прием аккумуляторов и других опасных отходов 1 — 4 класса, номер лицензии О П от 2 ноября 2009 года. Данная лицензия на утилизацию аккумуляторов разрешает производить деятельность по сбору, использованию. транспортировке, обезвреживанию и размещению опасных отходов начиная от первого и до четвертого класса Лицензия на утилизацию аккумуляторов с электролитом и без такового предусматривает приложение к лицензии, где прописаны основные виды, а именно, сбор и транспортировку аккумуляторов свинцовых отработанных не поврежденных и с не слитым электролитом, также сбор и транспортировка аккумуляторов свинцовых отработанных и не разобранных но со слитым электролитом. При осуществлении утилизации аккумуляторов компания Техлайнтранс выдает все остальные необходимые документы, копия лицензии, копия приложения к лицензии, договор, приемосдаточный акт и другие документы предусмотренные при утилизации опасных отходов.

        Утилизация аккумуляторов (кислотных и щелочных)

        Развитие промышленных технологий сопровождается загрязнением окружающей среды. Синтетические материалы, кислоты и тяжелые металлы не разлагаются в течение сотен лет, и Подмосковные свалки переполнены токсичными веществами. Так, отработанные аккумуляторы, которые несознательные граждане выбрасывают вместе с бытовыми отходами, содержат электролит, свинец и соединения тяжёлых металлов, которые образуются во время эксплуатации. Поэтому после выработки рабочего ресурса АКБ подлежат промышленной переработке.

        Компания «ЭкоПроф» с 2005 года осуществляет приём и утилизацию аккумуляторов на основании государственной лицензии. Она позволяет транспортировать, обрабатывать, обезвреживать и размещать промышленные отходы I-IV классов опасности, к которым относятся компоненты старых аккумуляторов.

        Максимальная стоимость утилизации аккумуляторных батарей – 17 рублей за 1 кг.

        Промышленные и автомобильные. Залитые и сухие. Обслуживаемые и необслуживаемые.

        Гарантируем вывоз аккумуляторов в день подачи заявки собственным спецавтотранспортом.

        Работаем в соответствии с Лицензией на осуществление деятельности по переработке отходов I-IV классов опасности.

        Утилизация аккумуляторов

        Добрый день! Коллеги, поделитесь опытом!! Ситуация:
        Заключаю договор на сбор отработанных аккумуляторов с неслитым электролитом. У контрагента лицензия на сбор и и транспортировку, + лицензия на переработку лома цвет.металлов. Ну и договор с третьим лицом, которое занимается утилизацией аккумуляторов (оно напрямую работает только с большими партиями поставок). Договор доходный. Итак..
        1. Бухгалтерия благополучно списала все аккумуляторы, на балансе у них ничего нет, и они не понимают, как им оформить приход от сдачи.
        2. Мой юрист настаивает на том, что я собираюсь продавать отход,содержащий цвет.мет, а потому, попадаю под все постановления правительства (Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370) по деятельности с металлами, должна реализовывать именно свинец и заставить контрагента принимать у меня свинец.
        3. Я понимаю, что у меня по факту целый отход аккумулятора, в содержании которого есть свинец, и сдавать его я должна КАК ОТХОД.
        ВОПРОСЫ: )))
        1. Как бухгалтерии оформить приход?) Оценивать отход они не умеют..
        2. Есть ли основания, по которым я действительно со своими аккумуляторами попадаю под требования о реализации цвет.мета? по ГОСТу ГОСТ 1639-2009 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия», утвержденному Приказом Росстандарта от 09.07.2010 N 175-ст, неразделанные аккумуляторные батареи являются ломом цветных металлов. По ФЗ «Об отходах производства и потребления»- это ОТХОД, состоящий из нескольких компонентов, в том числе, свинца.
        3. Могу ли я сдать свой отход, не принимая во внимание содержание в нем свинца, и не признавая его ломом цв.мета, вопреки ГОСТу?

        П.С. нужны нормативные доводы, т.к. юрист у меня очень прошаренный.

        Dasha72, Бухгалтерия должна поставить АКБ как «товар» на учет, далее выписать счет -фактуру ТОРГ-12.
        АКБ не попадают под действие «Цветмета», так как вы продаете б/у изделие, в целом, а не разделанные на куски.
        Тут отношения регулируются Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. N 1886-р

        «1. В соответствии с пунктом 2 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утвердить прилагаемый перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.»

        Утвержден
        распоряжением Правительства
        Российской Федерации
        от 24 сентября 2015 г. N 1886-р

        ПЕРЕЧЕНЬ
        ГОТОВЫХ ТОВАРОВ, ВКЛЮЧАЯ УПАКОВКУ, ПОДЛЕЖАЩИХ УТИЛИЗАЦИИ
        ПОСЛЕ УТРАТЫ ИМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ

        Наименование товара Код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014
        (КПЕС 2008) Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза
        (ТН ВЭД ЕАЭС) Наименование позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)

        Группа N 28 «Аккумуляторы»
        из 27.20
        Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей 27.20.21.000 8507 10
        Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них, прямоугольной (в том числе квадратной) или иной формы:
        — свинцовые, используемые для запуска поршневых двигателей
        Аккумуляторы свинцовые, кроме используемых для запуска поршневых двигателей 27.20.22.000 8507 20
        Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них, прямоугольной (в том числе квадратной) или иной формы:
        — аккумуляторы свинцовые прочие
        Группа N 29 «Батареи аккумуляторные»
        Батареи аккумуляторные никель-кадмиевые 27.20.23.110 8507 30
        Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них, прямоугольной (в том числе квадратной) или иной формы:
        — никель-кадмиевые
        Батареи аккумуляторные никель-металл-гидридные 27.20.23.120 8507 50
        Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них, прямоугольной (в том числе квадратной) или иной формы:
        — гидридно-никелевые
        Батареи аккумуляторные литий-ионные 27.20.23.130 8507 60
        Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них, прямоугольной (в том числе квадратной) или иной формы:
        — литий-ионные

        ChijovaEM, Вот, вы пишете ГОСТ, по которому отр.аккумуляторы относятся к лому цве.мета. А это- реализация цвет.металла (именно металла) по поставновлению Правительства 370)), а не продажа отработанных аккумуляторов. это уже надо оценивать именно массу свинца. А как?? У меня цельный аккумулятор, если я будут выделять из него свинец, значит, понижать класс опасности и т.д.

        Я правильно понимаю? Они списали аккумуляторы в производство. Я сдаю отработанные контрагенту, к/а мне дает акт о приеме-передаче, на основании его бухгалтерия приходует его как «Товар», и выставляет ТОРГ-12, так?

        отход — то что УДАЛЯЕТСЯ (ст. 1 89-ФЗ), а не продается.

        Если вы прописываете в договоре купли/продажи, что продаете аккумуляторы б/у — это продажа имущества предприятия. к РПН отношения не имеет. это не отходы.

        Да и в реальности это именно так.

        Нормативные документы

        Государственные доклады

        Экологический словарь

        В помощь начинающим

        Контактная информация

        РЕДАКЦИЯ
        Адрес: 105066, Москва,
        Токмаков пер., д. 16, стр. 2
        +7 (499) 267-40-10
        E-mail: [email protected]

        ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
        +7 (800) 200-111-2
        (звонок бесплатный
        по всей территории РФ)
        E-mail: [email protected]

        © 2004-2020 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
        Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

        Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

        Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

        В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

        Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

        Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

        Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

        Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

        Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

        Правила утилизации аккумуляторов

        В соответствии с классификацией отходов аккумуляторы отнесены ко 2 классу опасности ввиду содержания свинца, серной кислоты и других компонентов, вредных для экологии и человека. Исходя из этого утилизация аккумуляторов — важный экологический вопрос. Ресурс любого аккумулятора имеет определенный срок годности, по окончании которого он становится непригодным к дальнейшей эксплуатации.

        Сбор и утилизация старых аккумуляторов осуществляется только при наличии лицензии. Утилизация старых аккумуляторов, произведенная в соответствии с требованиями к опасным отходам, направлена на сохранение экологии и вторичного использования ценного сырья, которое входит в состав изделий.

        Сегодня используются различные виды автомобильных аккумуляторов. Они имеют разную сферу применения, отличаются параметрами: размер, внешний вид, цикл перезарядки, емкость, срок хранения и химический состава.

      • Свинцовые модели в качестве реагента содержат свинец и его диоксид. Электролит — раствор серной кислоты. Распределяются на 4 группы — портативные, стационарные, стартерные и тяговые.
      • Никель — кадмиевые типы батарей. Реагент — кадмий и гидроксид никеля. Электролит – гидроксид калия.
      • Железо — никелевый аккумулятор имеет в своем составе железо, гидроксид натрия или калия, окись никеля.
      • Никель — металл — гидридные модели включают в себя такие химические элементы, как никель, литий, гидроксид калия и оксид никеля.
      • Никель — цинковые виды АКБ содержат цинк, гидроксид калия, литий и оксид никеля. Серебряно — цинковые (кадмиевые) состоят из цинка или кадмия, гидроксида калия, оксида серебра.
      • Литий – в состав ионных аккумуляторов входят литий и оксид кобальта.
      • Литий — полимерные – литий, оксиды ванадия, марганца или кобальта.
      • Практически каждый автомобильный аккумулятор содержит в себе литиевый компонент, который крайне опасен для окружающей среды. Учитывая тот вред, который может принести подобный «букет» химических веществ экологии, не остается никаких сомнений, что утилизация и переработка автомобильного аккумулятора, а также авиационного, производственного и всех остальных видов – единственная возможность не допустить критического уровня загрязнения планеты, но заниматься этим могут лишь организации, имеющие лицензию.

        Куда сдать старый аккумулятор? Все виды батарей, непригодных к дальнейшей работе, вредны не только для экологии, но и для человека. Поэтому складировать и хранить их у себя дома или в гараже очень опасно. Самостоятельно утилизировать АКБ также не рекомендуется. Перерабатывающие предприятия, которые осуществляют прием отработанных батарей, должны иметь лицензию. В нашей стране их пока что очень мало и они работают только с крупными партиями.

        Утилизация авто аккумуляторов

        В последнее время начинает расширяться сеть приемных пунктов, которые выкупают все типы АКБ у частных лиц и организаций. К сожалению, далеко не все предприниматели, которые занимаются подобным бизнесом, знают, как хранить аккумуляторы и технически не способны обеспечить соответствующие условия хранения отходов 2 класса опасности.

        Если организация не имеет лицензии на скупку, хранение, транспортировку опасных отходов и проведение предварительных технических мероприятий, которые включает в себя утилизацию и переработку аккумуляторов, то она принимает их только без электролита, а слить токсичную жидкость должен владелец утиля самостоятельно.

        Электролит представляет собой серную кислоту, разбавленную дистиллированной водой. Он опасен как в форме жидкости, так и в виде испарений. Электролит способен вызвать ожоги кожного покрова, дыхательных путей, слизистых оболочек. Если допущено неаккуратное обращение с этим веществом, то приведет к его попаданию в глаза, которое чревато сильным ожогом и слепотой.

        Самостоятельная утилизация электролита достаточно опасна, такое занятие – задача сертифицированных организаций. Если в населенном пункте нет специальной организации, которая скупает отработанные аккумуляторы, их охотно принимают автомобильные мастерские. В Японии утилизация и переработка аккумуляторных батарей получила оптимальное решение, владелец автотранспорта не может приобрести новый аккумулятор, пока не сдаст старый в переработку.

        Сбор устройств от портативной аппаратуры

        В последнее время стало значительно проще избавиться от аккумуляторных устройств, которые используются в портативной аппаратуре. Контейнеры для их сбора установлены во многих торговых центрах, специализированных магазинах, которые продают электротехнику, гипермаркетах.

        Утилизация аккумуляторных батарей привлекла внимание общественных организаций, которые заняты решением экологических проблем. Они организовывают мобильные бригады, проводят акции, устанавливают контейнеры в подъездах. Раздельный сбор утиля, который помог бы частично решить проблему, организован только в крупных городах и еще не принес ожидаемого эффекта.

        Технология переработки

        Промышленная утилизация автомобильных и портативных батарей на предприятии происходит примерно по одинаковой схеме:

        1. Изделия освобождаются от электролита. Это происходит на технологической линии, которая осуществляет весь процесс автоматически, чтобы исключить вредное воздействие паров и жидкости электролита на человека.
        2. Следующий этап – измельчение. Исходное сырье поступает в дробилку и одновременно обрабатывается раствором соды, которая нейтрализует остатки электролита.
        3. Раздробленное сырье поступает в электромагнитный сепаратор, где происходит отделение металлосодержащей фракции.
        4. Вибрационный грохот с ячейками различного размера сортирует крупные элементы и отправляет их на повторное измельчение.
        5. Фракция, соответствующая оптимальному размеру, поступает в сепаратор для разделения.
        6. После процедуры обезвоживания и сепарации получают сырье – свинец и полимерную фракцию (полипропилен и поливинилхлорид).

        Приобрести современное оборудование и использовать технологию, при которой утилизация батарей осуществляется механизированным способом, могут лишь крупные предприятия, поэтому ручной способ переработки остается до сих пор актуальным, хоть и считается опасным.

        Происходит утилизация старых АКБ следующим образом:

      • после того, как аккумулятор освобожден от электролита его промывают содовым раствором
      • используя слесарный инструмент, корпус изделия разбирают на составные элементы
      • рассортированное сырье – свинец, пластик, подвергается соответствующей технологии переработки
      • Ручная утилизация автомобильных аккумуляторов позволяет получить сырье высокого качества, но она требует больших физических усилий и осторожности при работе с высокотоксичным материалом, поэтому в последнее время используется все реже. Утилизация и переработка аккумуляторов в идеале должна осуществляться квалифицированным специалистом во избежание нанесения тяжкого вреда своему здоровью.

        Лицензия на утилизацию аккумуляторных батарей

        07.11.11 | Рубрика: Новости законодательства. Просмотры: 5 730

        Российский автопарк стремительно растёт с каждым годом. По данным аналитического агентства «Автостат», только легковых автомобилей в нашей стране насчитывается более 34 миллионов. В прошлом году продажи новых машин выросли почти на треть, составив более полутора миллиона штук, что на четыре сотни превосходит показатель 2009 года. Между тем, в России до сих пор нет эффективной системы сбора отработанных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей с электролитом (ОСКАБ).

        Это значит, что десятки миллионов автомобилистов выбрасывают батареи вместе с бытовым мусором. Существует и другой вариант развития событий. Большинство заводов принимают аккумуляторы уже без электролита — такие проще перерабатывать. Предприимчивые граждане собирают отработанное оборудование по гаражам и свалкам, скупают у населения, а затем разбирают, пытаясь избавиться от загрязненного свинцом электролита. Попадая в почву или канализационную сеть, опасное вещество наносит непоправимый вред окружающей среде. Поэтому в России необходимо создать разветвленную сеть пунктов приёма и переработки батарей с электролитом. Желающие работать в этой сфере уже есть, но вход на рынок оборачивается сложнейшим квестом по дебрям российской бюрократии. ОСКАБ относится к отходам высшего класса опасности (I-IV). На обращение с ним необходимо иметь специальную лицензию, которую получить нелегко. Особенно тяжело приходится региональным компаниям. Одной из таких фирм является предприятие «Автосервис «Белгород», которое входит в число родоначальников сбора батарей в Белгородской области. Её создатель Михаил Алиев рассказал «ЭкоПрогрессу» о различных перипетиях получения разрешения на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов.

        Отсутствие информации о том, как получить лицензию. Проконсультироваться было просто негде. Я бегал по разным инстанциям, обивал пороги — все смотрели на меня как-то подозрительно, и никто не мог подсказать, с чего начать. Пришлось собрать внушительную стопку документов, при этом заплатив различным структурам немалые деньги. За рассмотрение предоставленных заявителем материалов ведомства берут неплохие комиссии. Суммы доходят до 20 тысяч рублей. Лицензию на сбор аккумуляторов мы получали в Ростехнадзоре. Сейчас этим занимается какая-то другая структура. Когда закончится срок действия нашего разрешения, придётся вновь бегать по разным инстанциям, выясняя, как получить новую лицензию.

        — Какие документы получить трудней всего?

        Закон — дело тонкое

        В большинстве структур, в которые мы обращались (а именно Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор), даже затруднялись объяснить, какой отдел занимается этими вопросами. Вместо этого чиновники отмахивались несколькими законами (дескать, посмотрите сами, там всё написано), однако не могли озвучить минимальный перечень документов, которые необходимо отправить с заявкой на получение лицензии на деятельность по обращениюс опасными отходами.

        Юридическое лицо:
        • Полное и сокращенное, а также фирменное наименование организации
        • Организационно-правовая форма
        • Место нахождения
        • Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица
        • Данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нём в единый госреестр юрлиц, ИНН, данные свидетельства
        • Вид деятельности, который планируется осуществлять индивидуальный предприниматель
        • Фамилия, имя, отчество
        • Место жительства
        • Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании ИП, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нём в единый госреестр ИП
        • ИНН, данные свидетельства
        • Вид деятельности, который планируется осуществлять

        К заявлению необходимо приложить в бумажном либо электронном виде оригиналы или нотариально заверенные копии учредительных документов, квитанцию об уплате госпошлины за предоставление лицензии.

        Их перечень можно найти в постановлении правительства РФ №524 от 26.08.2006 года «об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов».

        Также нужно сообщить марку и госномер собственного транспорта, на котором планируется вывозить отходы. Помимо этого, требуются документы о результатах медицинских осмотров водителей.

        За специальным разрешением сборщику нужно обратиться в территориальный орган службы. В заявлении должны быть сведения о перевозчике (наименование и организационно-правовая форма, место нахождения и телефон), информация о транспортном средстве, на котором планируется перевозить опасный груз (тип, марка, модель, государственный регистрационный знак автомобиля, прицепа), сведения о наличии свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, информация о наличии аварийной карточки системы информации об опасности на груз, предназначенный для перевозки, а также сведения о маршруте перевозки аккумуляторов.

        По законам о лицензировании, Росприроднадзор имеет право рассматривать заявку не более 45 дней. Однако подготовка пакета всех необходимых документов может растянуться на несколько месяцев. Ряд юридических фирм предлагает содействие в оформлении заявки на получение лицензии. В этом случае значительно возрастают шансы получить разрешение на работу с опасными отходами в прописанные в законе сроки, но помимо госпошлин (к примеру, выдача лицензии стоит 2600 рублей) за такую помощь придётся заплатить порядка 300 тысяч рублей.

        Стоит отметить, что ни в одной из лицензирующих структур так и не смогли дать исчерпывающую консультацию. Инструкций для начинающих сборщиков не нашлось и на официальных сайтах госслужб. А для некоторых чиновников стало новостью то, что их ведомство должно выдавать разрешения на работу с опасными отходами.

        Нужна ли лицензия для работы с АКБ?

        Аккумуляторные батареи или просто аккумуляторы (по тексту далее – АКБ), которые более не подлежат прямому использованию, поскольку отработали свое, способны приносить бизнесменам очень хороший доход. Но вот вопрос: можно ли в этом случае обойтись только лицензией на работу с отходами цветных и черных металлов? Если происходит утилизация аккумуляторов — требуется лицензия или нет?

        Любой АКБ служит, как правило, не больше 4-х лет. А далее такой отработанный аккумулятор переходит в разряд опасных отходов, поскольку:

        Определение класса опасности у аккумуляторов производится с помощью специального классификатора отходов, утвержденного Росприроднадзором РФ в приказе №445 от 18 июля 2014г. Согласно этому классификатору вид каждой батареи занесен в соответствующий блок:

        Нормативное обоснование необходимости получения лицензии для работы с АКБ

      • прежде всего, закон №89-ФЗ. В его статье 9 сказано, что деятельность, связанная со сбором отходов, относимых к 1 — 4 классу по опасности, с их перевозкой, обработкой, утилизированием, размещением и обезвреживанием, в обязательном порядке должна быть лицензирована;
      • Однако оформляя лицензию с учетом норм вышеуказанных законов, следует учесть, на какие виды работ нужно получить разрешение.

        Что входит в лицензируемый вид деятельности?

        Стоит отметить, что обезвреживание использованных аккумуляторов – это все-таки отдельный вид работ, а не деятельность. Однако при получении лицензии потребуется конкретика, чем именно собирается заниматься предприятие. Поэтому нужно знать, какие виды работ составляют лицензируемую деятельность, связанную с оборотом опасных отходов, включая и отработавший аккумулятор:

      • сбор. Под данным видом работ понимается прием аккумуляторов от граждан (включая и предпринимателей) и от компаний с целью последующей их обработки, обезвреживания, и т.д. Таким образом лицензия на сбор нужна, а принимать аккумуляторы без лицензии нельзя;
      • транспортировка. Этот процесс представляет собой перемещение отходов с использованием транспортных средств за пределы границ того участка, на котором происходит приемка, утилизирование отходов и прочие процессы. Следует отметить, что закон №89-ФЗ указывает, что земля, на территории которой происходит работа с опасными отходами (и с ломом АКБ, в частности), может принадлежать на праве собственности предприятию, занимающемуся данным лицензируемым видом деятельности, а может находиться в его распоряжении и по иным основаниям (например, по договору аренды);
      • пункт приема аккумуляторов

        Лицензия выдается в целом на деятельность по приемке, перемещению, утилизации, по обработке, размещению и по обезвреживанию опасных отходов 1-4 класса. Но в самом разрешении дается важная конкретика, в частности:

      • еще одним важным моментом является класс опасности отходов. В лицензии обязательно перечисляются не только разрешенные виды работ, но и тот класс отходов, с которым предприятие планирует работать. При этом вид работ указывается в лицензии с уточнением, с каким видом отходов он может быть реализован. Например, в лицензии будет стоять «сбор отходов 1 класса опасности, сбор отходов 2 класса…».
      • это разрешение, которое выдается на конкретное лицо. И согласно п.2 статьи 9 закона №89-ФЗ заниматься приемкой и последующим утилизированием отходов под лицензией другого лица запрещено;
      • Работа с приемом аккумуляторов после 01 июля 2016 года

        Внесенные в закон №89-ФЗ изменения в 2016 году серьезно скорректировали порядок работы с АКБ, в частности:

      • те организации и предприниматели, которые занимаются сбором, перевозкой, обработкой и утилизацией отходов до 4-го класса опасности (включительно), теперь обязаны получить разрешение на указанные виды работ. И сделать это нужно было до 01 июля 2016 года. После 1-го числа заниматься без лицензии указанной деятельностью запрещено. В противном случае предприятию грозит административная и уголовная ответственность.
      • Ответственность остается и в 2017 году и 2020 и будет действовать, пока не произойдут очередные изменения.

        На фото пример лицензии работу с классами отходов 1-4

        Ответственность за работу без лицензии

        Наказание будет достаточно суровым, если работа ведется без наличия разрешения:

      • статьи 8.2 и 14.1 КоАП РФ – это штраф до 250 тысяч рублей (сумма может определяться судом), либо приостановка деятельности до девяноста дней. Получивший штраф врядли получит приостановку деятельности;
      • все сделки на основании статьи Гражданского Кодекса РФ 173, совершенные без разрешения (лицензии), признаются недействительными;
      • экспертное заключение, которым подтверждается полное соответствие лицензируемой деятельности санитарным правилам и нормативам. Срок рассмотрения документов на получение данного заключения составляет 30 рабочих (!) дней;
      • санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора РФ. Документы, поданные на его получение, рассматриваются в течение 30-ти дней;
      • непосредственно лицензия, разрешающая деятельность по обращению отходов 1-4 класса опасности. Выдается лицензия Росприроднадзором РФ (лицензирующий орган). Рассматриваются документы, поданные на ее получение, в течение не более 45-ти рабочих (!) дней.
      • Скорость и реальность получения лицензии на акб зависит от качества поданных документов на ее соискание и от соответствия предприятия лицензионным требованиям. Если обращаться в фирму, то скорость получения лицензии может зависеть от того — сколько за нее придется платить.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *