Оформление прирезок к земельным участкам: новые возможности. Оформить землю рядом с участком

Июл 22, 2019 Статьи

Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Как расширить свой участок за счет пустующей земли?

Желание расширить границы своего земельного участка вполне естественно для любого рачительного хозяина, тем более если рядом пустует бесхозный кусок земли.

Раньше это решалось достаточно просто – просто передвигали забор и пользовались ненужной никому землей.

Но теперь подобный самовольный захват земли может навлечь штрафы, поэтому лучше все-таки перейти на легальное положение собственника, тем более, что в законе появился упрощенный порядок оформления подобных земельных «прирезок» путем проведения процедуры перераспределения земель.

Рассмотрим вкратце, в чем она заключается.

1) «Прирезать» свободный кусок земли можно к смежному участку, который предназначен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства или огородничества.

При этом необходимо соблюдать максимально допустимую норму площади земельного участка, предусмотренную местными правилами землепользования – с ними можно ознакомиться на сайте своей местной администрации.

Если итоговая площадь участка с «прирезанием» превысит предельную норму, то в регистрации права собственности на расширенный участок откажут и придется выкупать в общем порядке излишки земли.

2) Не допускается «прирезать» участки земель, которые относятся к территориям «общего пользования», либо выходят за границы «красных линий» (это обозначения автомобильных дорог, коммуникаций, линий электропередач и т.п.), либо относятся к другой территориальной зоне (например, земли сельскохозяйственного назначения или промышленности и т.п.).

Поэтому прежде чем начинать процедуру оформления «прирезки» земли, необходимо тщательно удостовериться в том, что участок, который вы хотите присоединить, соответствует всем этим требованиям.

Границы территориальных зон и «красных линий» муниципального образования публикуются на сайте местной администрации или можно лично обратиться туда за предварительным уточнением необходимой информации.

3) Если все в порядке, можно заказывать проект межевания земельного участка, который планируется присоединить. Этим занимаются специализированные организации кадастровых инженеров, стоимость такой услуги в среднем составляет 5-7 тысяч рублей.

4) С документами, подтверждающими право владения своим земельным участком, и проектом межевания «прирезаемого» участка следует обратиться в местную администрацию, написав заявление о перераспределении земель.

В течение 30 календарных дней администрация должна вынести решение – утвердить предлагаемую схему расположения «прирезаемого» участка, если требования закона не нарушаются.

Это самый важный этап оформления участка, т.к. именно здесь тщательно проверяются все вышеуказанные ограничения по «прирезке» участка.

5) При наличии положительного решения администрации нужно провести постановку на кадастровый учет «прирезаемого» участка и вновь образуемого участка.

Для этого снова потребуется кадастровый инженер, который проведет геодезические измерения и направит все документы в Росреестр для оформления кадастрового паспорта расширенного участка.

6) С кадастровым паспортом можно обращаться в администрацию для подписания соглашения о перераспределении земельных участков. Подписанное соглашение является основанием для регистрации права собственности на новый расширенный участок в Росреестре.

Следует отметить, что «прирезка» земель не бесплатная, стоимость участков определяется по соответствующим методикам, утверждаемым на уровне каждого региона. Но все же стоимость «прирезаемых» земель, как правило, гораздо ниже их рыночной и даже кадастровой стоимости (обычно около 15-20% кадастровой стоимости).

Это объясняется тем, что небольшие участки пустующих земель не имеют самостоятельного значения, в связи с чем и не ценятся высоко. Поэтому «прирезать» землю гораздо выгоднее, чем ее выкупать.

Знайте свои права и используйте их в своих интересах!

Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность

Мы обсудим процедуру оформления участка, который относится к землям поселений — деревень, ПГТ и сел. О землях садовых товариществ и дачных кооперативов речь пойдет в следующих статьях.

Представьте ситуацию: вы захотели передвинуть забор своего дома на метр, рядом как раз есть “ничейная полоса”. Казалось бы, вам ничего не мешает это сделать, просто располагаете ограждение дальше от дома, и места станет практически на одну сотку больше!
Это стандартный пример самозахвата территории. То есть пользование землей без права, подтвержденного законом.

Случаи самозахвата земли

  • Подробнее рассмотрим примеры самозахвата территории. Первый случай классический. Вернемся к варианту о перенесенном заборе. Ну кто из собственников так не делал? Ведь рядом никому не нужная сотка, возможно, низинная, заваленная мусором. Однако в России ничьей земли не бывает. Все, что никому не принадлежит, является собственностью государства. Отсюда неприятный вывод. То, что построено на государственной площади, по решению суда будет снесено.
    • Второй пример захвата чужих метров станет для вас неожиданным. По федеральному закону N 251 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» все собственники земли обязаны встать на учет в ЕГРП. Если земельная собственность не зарегистрирована, то она перейдет государству. То есть в этом случае без бумажки вы захватчик чужой территории.
    • Самозахват является преступлением, соответственно, к «захватчику» могут быть применены административные меры наказания (штраф) и в некоторых случаях реальное лишение свободы.

      Закон о перераспределении земельных участков

      Но не стоит паниковать. Существует закон, разрешающий оформление площади, дополнительной к территории собственника — Федеральный закон No171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации« . Его задача — перераспределить земельные метры от государства к народу. Поэтому всегда есть шанс присвоить прирезку к своему участку абсолютно законно. Тема правильного оформления зоны, прилегающей к дому, очень актуальна.

      Условия оформления территории

      Кто может оформить привязку?

    • частное лицо;
    • хозяин личного подсобного хозяйства;
    • владелец огорода, сада, участка с жилым домом.
    • Какие требования к участку?

    • граничит с землей, принадлежащей государству (муниципалитету);
    • не является территорией общего пользования;
    • не включает в себя площадь, на которой расположены коммуникации, дороги, канавы и т.п.;
    • по размеру получившаяся собственность не может быть больше максимального размера земельного участка. Размеры указаны в правилах землепользования и застройки территории;
    • является смежной площадью, которая не находится под арестом или санкциями.
    • Какие документы подготовить для того, чтобы оформить прирезку?

      Важно! Прежде, чем проводить процедуру присоединения “ничейного” земельного участка, необходимо произвести межевание (уточнение границ) вашего “основного” участка.

      После межевания нужно оформить всю необходимую документацию.

    • Схема расположения границ земельного участка или проект межевания территории.
    • Эти бумаги поможет подготовить кадастровый инженер на основании геодезической съемки. В конечном итоге Вы получите документ, в котором точно определены границы и площадь участка, который Вы хотите присоединить.

    • Заявление о перераспределении участков.
    • Копии документов, устанавливающие право на землю.
    • Документы подаются в орган местного самоуправления, который распоряжается государственными территориями. После рассмотрения местная администрация выносит постановление о передаче участка или об отказе.

      После этого следует зарегистрировать новый земельный участок в Росреестре, и получить, таким образом, право собственности.

      Далее кадастровым инженером изготавливается межевой план на объединенный участок.

      В итоге Вы становитесь законным собственником участка, включающего в себя “прирезанный” кусок.

      Сколько стоят перераспределенные метры?

      Стоимость устанавливает собственник, в данном случае — государство, она складывается из разных показателей. Итоговую сумму сможет посчитать специалист Центрального Кадастрового Бюро.

      Могут ли отказать в узаконивании земли?

      В расширении придомовой территории откажут, если:

    • Ваш случай не соответствует перечню, указанному в Земельном кодексе.
    • Нет письменного согласия всех землепользователей и арендаторов.
    • У прирезки есть другой собственник.
    • На этом месте планируется строительство.
    • Под участком проложены городские канализации.
    • Размер прирезки больше, чем допускает закон.
    • Если вы получили отказ, то не опускайте руки. Вы можете обжаловать это решение, напишите заявление с доказательствами того, что отказ незаконен, и отправьте его в орган самоуправления.

      Администрация обязательно ответит письменно и пояснит причину отказа, и способ ее устранения. Это решение вы можете обжаловать в суде.

      Обратитесь за бесплатной консультацией к специалистам Центрального Кадастрового Бюро. Кадастровые инженеры нашей компании оформят перераспределение участков любой сложности в Москве и Московской области.

      Земельный
      эксперт

      Бесплатная горячая линия

      +7 499 553-09-05 Москва

      +7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

      +7 (800) 550-38-47 Россия

      Земельные отношения

      Москва
      +7 499 553-09-05
      Санкт-Петербург
      +7 812 448-61-02
      Россия
      +7 (800) 550-38-47

      Прирезка земельного участка

      Содержание статьи:

      Принят новый закон о прирезке земли

      17 июня Президент РФ подписал новый закон, который своими положениями внес изменения в нормы Закона о кадастровой деятельности (ФЗ РФ № 221 от 24.07.2007) и Закона о государственной регистрации недвижимости (ФЗ РФ № 218 от 13.07.2015) – ФЗ РФ № 150 (от 17.06.2020). Текст документа в этот же день опубликован на Центральном интернет-портале правовой информации.

      Законопроект был предложен представителями Министерства экономического развития . Идея его возникла после детального анализа результатов кадастровых работ, осуществленных в 16 регионах страны.

      Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

      По данным Росреестра , с момента принятия законов, обязующих проводить кадастровые работы для постановки на регистрационный учет, количество зарегистрированных в ЕГРН земель возросло на 20 %. Специалисты Росреестра пришли к выводу, что осуществление кадастровых работ позволяет существенно уменьшить количество судебных тяжб по земельным вопросам. Плюс они являются гарантом защиты имущественных прав собственников и позволяют местным органам власти более эффективно управлять территориями.

      Условия нового закона упрощают процедуру проведения кадастровых работ. Теперь кадастровый инженер может воспользоваться для их осуществления данными технических паспортов и прочими документами на земельный участок.

      Согласно принятому закону, если в ходе проведения кадастровых работ инженер обнаружит, что заказчик использует в реальности для своих нужд площадь большую, чем обозначена в документах, и злишек можно будет оформить в пользование официально.

      Нормативный акт устанавливает правила осуществления кадастровых работ в зависимости от типа земельного участка и объектов недви жимости, расположенных на нем. Например , теперь они будут отличаться для земель, отведенных под огороды и садоводческие хозяйства и для участков, на которых расположены многоквартирные дома.

      Что такое прирезка?

      Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

      Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли, которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки. Поэтому понятие перераспределение земельных участков — это прирезка надела на законном основании.

      После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с главой V.4, ст. 39.29 ЗК.

      Порядок оформления прирезки

      При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

    • Написание заявления. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на прирезку земельного участка]. Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
      • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
      • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
      • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
      • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
      • Сбор необходимых документов. В пакет нужной документации входит:
        • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
        • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
        • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
        • Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
        • Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК, то УО вправе возвратить заявление заявителю.
        • Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
          • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
          • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
          • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
          • Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
          • На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
          • После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.
          • Цена оформления прирезки

            Правительство России постановлением № 1308 от 3.12.2014, вступившим в силу с 1.03.2015, утвердило правила формирования цены на прирезку земельного участка. Согласно постановлению, функция по определению величины платы за перераспределение наделов возложена на федеральный орган исполняющей власти, который осуществляет полномочия владельца земельных территорий, являющихся федеральным владением.

            Размер платы за прирезку равняется 15% от кадастровой цены на муниципальный надел, который переходит в собственность гражданина (п. 3 Правил определения величины платы за прирезку, утверждённых постановлением № 1308). Кадастровую стоимость можно узнать из кадастрового паспорта земельного угодья, в местной администрации либо из публичной кадастровой карты Россреестра.

            Пример по прирезке земельного участка

            Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье. Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

            Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2017 году. Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

            Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

            Заключение

            Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

            1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
            2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
            3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела, который будет присоединён.
            4. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

              Вопрос: Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

              Ответ: Василий Петрович, пунктом 3 статьи 39.28 ЗК Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

              Прирезка земельного участка в 2020 году

              С 01 марта 2015 года прирезка земельного участка стала законным способом увеличения площади используемой земли.

              В результате прирезки земельного участка можно увеличить его площадь за счет земель, примыкающих к основному (используемому) участку.

              В земельном кодексе нет такого понятия – прирезка земельного участка.

              Прирезка — это обывательское название юридического термина — перераспределение земли.

              В результате перераспределения земли на месте основного участка появляется новый земельный участок, который по площади больше изначального (основного).

              Иными словами, основной участок перестает существовать, а на его месте появляется новый участок с увеличенной площадью.

              Чтобы сделать перераспределение земельный участок должен быть в собственности.

              Перераспределение земельных участков можно разделить на 2 вида:

            5. перераспределение государственных или муниципальных участков между собой.
            6. перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.
            7. Первый вид перераспределения земли для нас неинтересен, потому что он не приводит к увеличению участков, находящихся в собственности граждан и/или организаций.

              Второй вид перераспределения земли интересен, потому что с его помощью можно увеличить свой участок.

              В этой статье рассмотрим 2-ой вид перераспределения земли, так как он позволяет нам расширить земельный участок за счет прилегающей земли.

              4 основания прирезать участок.

              Прирезка или перераспределение земли допускается в 4-х случаях:

              а) Прирезка участка в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории.

              Данное основание перераспределения земли используется для приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

              Иными словами, если в отношении застроенной территории заключен договор о ее развитии, то можно перераспределять землю с целью приведения границ участков в соответствие с проектом межевания территории.

              Данное основание для нас не очень интересно, потому что не часто встречается в подавляющем большинстве населенных пунктов.

              б) Перераспределение допускается, когда земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

              Полный перечень объектов капитального строительства, при образовании которых возможно перераспределение, указан в статье 49 ЗК РФ.

              Среди этих объектов можно выделить:

              • автомобильные дороги,
              • объекты обороны,
              • объекты транспорта, связи и т.д.
              • Очень часто перераспределение земли по данному основанию связано с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

                Данное основание тоже не интересно для нас, потому что не позволяет гражданам увеличивать свои участки за счет прирезки.

                в) Перераспределение земель и земельных участков на территории, для которой утвержден проект межевания.

                Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.

                Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков, которые приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.

                Перераспределение участков, на территории где действует проект межевания, допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.

                Иными словами, перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвержден проект межевания.

                Если у вас есть участок, который вы получили до утверждения проекта межевания, то у вас есть возможность перераспределить землю, таким образом, чтобы он соответствовал упорядоченным участкам.

                В любом случае, площадь вашего нового земельного участка не может превышать максимальный размер, установленный Правилами землепользования и застройки.

                Данное основание имеет для нас интерес, потому что в отдельных случаях такое перераспределение приводит к увеличению площади участка.

                Однако, поскольку территорий с утвержденными проектами межевания значительно меньше территорий, где проекты не утверждаются, то данное основание для перераспределения имеет узкий круг случаев для реального применения.

                г) Перераспределение земельных участков под ЛПХ, огородничество, садоводство, дачное хозяйство (до 01.01.2020 года) и индивидуальное жилищное строительство.

                Данное основание прирезки земельного участка является самым подходящим для большинства обычных граждан.

                Если вы являетесь собственником земельного участка предназначенного:

              • для ведения личного подсобного хозяйства,
              • ведения огородничества,
              • для ведения садоводства,
              • для использования под ведение дачного хозяйства (до 01.01.2020 года),
              • для строительства индивидуального жилого дома,
              • то у вас есть право увеличить свой участок за счет прирезки дополнительной территории, при наличии свободной земли, примыкающей к вашему участку.

                Основное условие такой прирезки: площадь нового участка не должна превышать предельные размеры земельных участков, установленные Правилами землепользования и застройки.

                Допустим, площадь вашего участка под ИЖС составляет — 12 соток. В Правилах землепользования и застройки вашего населенного пункта установлено, что максимальная площадь участка под ИЖС не может превышать 15 соток.

                Это означает, что вы можете прирезать к своему участку не более 3 соток земли, при условии, что вокруг вашего участка есть свободная земля с такой площадью.

                Обратите внимание.

                Если вы хотите прирезать к своему участку достаточно большой кусок земли, то возрастает риск получить отказ.

                В такой ситуации, чтобы увеличить шансы на получение дополнительной земли, целесообразно не прирезать землю к существующему участку, а получать ее как отдельный участок.

                Получить участок без торгов можно через предварительное согласование.

                Первый шаг в этом направлении — сформировать Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

                Бонус к готовому заявлению — краткая пошаговая инструкция.

                Рассмотрим данное основание более подробно, но предварительно выясним следующий вопрос:

                Чем перераспределение земель отличается от перераспределения земельных участков?

                При перераспределении земель к основному участку присоединяется свободная земля, то есть территория, которая не имеет границ, и не состоит на кадастровом учете.

                При перераспределении земельных участков к основному участку присоединяется другой участок, который принадлежит муниципалитету или государству.

                Иными словами, при перераспределении земли вы присоединяете к своему участку не учтенную в кадастре землю, а при перераспределении земельных участков, вы присоединяете к своему участку другой сформированный участок, который имеет границы.

                Как оформить прирезку участка под ИЖС, огород, ЛПХ, садоводство?

                Как уже упоминалось выше: прирезать к своему участка дополнительный кусок земли может только собственник участка. У арендаторов, а также лиц, владеющих участком на праве безвозмездного пользования, права на прирезку земли нет.

                Для прирезки земли нужно заключить соглашение с администрацией, в чьей собственности находится земля, которую прирезают к участку.

                Как правило, в населенных пунктах земля является муниципальной, поэтому будем рассматривать соглашение с местной администрацией.

                Соглашение о перераспределении земли готовит сама администрация.

                Вам важно убедиться, чтобы в соглашении было указано, что на вновь образуемый участок возникает право частной собственности, то есть вы становитесь собственником нового увеличенного участка.

                Оформление прирезки состоит из 6-ти этапов.

                Обратите внимание, что описываемая процедура относится к 4-му основанию, то есть прирезка к участку ИЖС, ЛПХ, огород, садоводство, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

                1-ый этап.

                Подготовка схемы расположения земельного участка.

                Первым делом необходимо подготовить Схему расположения земельного участка.

                Схему можно подготовить самостоятельно.

                Кто имеет доступ к видео инструкции, знают, как готовится Схема для получения участка.

                Отличие Схемы для прирезки от Схемы для получения участка состоит в том, что для прирезки вы охватываете контуром нового участка свой собственный участок и территорию, которую хотите присоединить.

                Будьте готовы к тому, что чиновники в администрации станут навязывать вам услуги прикормленных кадастровых инженеров, чтобы те сделали вам схему.

                Вы можете пойти на поводу у чиновников и заказать схему у обозначенных кадастровых инженеров. При этом нужно понимать, что схема, подготовленная кадастровым инженером, не дает 100% гарантию, что ее утвердят в администрации, и вы успешно пройдете процедуру прирезки.

                В бесплатной инструкции, которую получают все пользователи онлайн сервиса по формированию Заявления о прирезке, показаны 3 способа как подготовить Схему.

                Один из этих способов вам обязательно подойдет.

                2-ой этап.

                Готовим заявление о перераспределении земельных участков.

                Необходимо подготовить заявление и подать его в местную администрацию.

                Заявление о прирезке участка можно подготовить одним из 3-х способов:

              • изучить статью 39.29 ЗК РФ, в которой указано, что должно содержаться в заявлении, и самому составить текст,
              • самостоятельно за 3 минуты сформировать Заявление через сервис и получить бонус в виде пошаговой инструкции,
              • использовать чужой шаблон.
              • Подготовка заявления через сервис наиболее проста и безопасна, потому что:

              • не нужно тратить время на изучение Земельного кодекса,
              • вы застрахованы от ошибок, которые могут быть в чужом шаблоне.
              • К заявлению следует приложить:

              • копию правоустанавливающих документов на земельный участок.
              • Иными словами, документы, подтверждающие право собственности на участок.

                Прикладывать копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов не обязательно в том случае, если право собственности зарегистрировано в ЕГРН.

                Проверить наличие зарегистрированного в ЕГРН права собственности можно онлайн. Для этого достаточно получить выписку из ЕГРН.

              • схему расположения земельного участка.
              • Напомню, что мы рассматриваем ситуацию, когда нет утвержденного проекта межевания территории.

              • документ, подтверждающий полномочия представителя.
              • Если вы подаете заявление через представителя, то необходимо приложить доверенность.

                3-ий этап.

                Проверка заявления на предмет соответствия установленным требованиям

                Если заявление по своему содержанию не соответствует пункту 2 статьи 39.29 ЗК РФ или к не нему не были приложены необходимые документы, а также в случае подачи заявления в неуполномоченный орган, данное заявление в течение 10 дней со дня поступления будет возвращено.

                В случае возврата, чиновники должны указать все основания, по которым заявление было возвращено.

                Иными словами, у чиновников нет уловки, которой они частенько пользовались, каждый раз возвращая документы по разным основаниям.

                4-ый этап.

                Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.

                В течение 30 дней с момента получения заявления о перераспределении администрация должна выполнить одно из следующих действий.

              • принять решение об утверждении Схемы и направить вам данное решение вместе со схемой.
              • Данное решение может оформляться в виде постановления (распоряжения) главы администрации.

                Обратите внимание, что администрация должна предоставить вам оригинал решения и утвержденную Схему.

                Не доверяйте ничьим устным заверениям о том, что по вашей схеме принято положительное решение, потому что чиновники за слова не отвечают.

                Если вы получили положительное решение и утвержденную схему, то можно переходить к следующему 5-му этапу.

              • направить письменное согласие на заключение соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
              • Указанное согласие администрация направляет в случае, если вы заявили о перераспределении участка по 3-му основанию, то есть на территории, где утвержден проект межевания.

                Поскольку мы рассматриваем процедуру прирезки земли по 4-му основанию, то есть для участков ЛПХ, ИЖС, огородничество и садоводство, где нет утвержденного проекта межевания, то не будем акцентироваться на этом пункте.

              • принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
              • В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ перечислено 13 оснований, по которым может быть отказано в перераспределении земельных участков.

                Далее рассмотрим эти основания, а также способы, как минимизировать риск получения отказа.

                5-ый этап.

                Выполнение кадастровых работ.

                После получения положительного решения и утвержденной схемы вам необходимо за свой счет провести кадастровые работы и поставить новый участок на учет.

                Эту процедуру, в отличие от подготовки Схемы расположения земельного участка, нельзя сделать без кадастрового инженера.

                Поэтому, нанимайте кадастрового инженера (желательно не первого встречного) и ставьте ему задачу по выполнению кадастровых работ и постановке участка на учет.

                По результатам, вы должны иметь на руках кадастровый паспорт нового участка.

                Указанный паспорт нужно представить в администрацию.

                Кадастровый паспорт целесообразно передавать в администрацию с сопроводительным письмом, на котором администрация должна поставить входящий штамп с датой.

                С этой даты будет отсчитываться 30-дневный срок, в течение которого чиновники должны предоставить вам Соглашение о перераспределении земельного участка.

                Текст сопроводительного письма может быть такой:

                УВЕДОМЛЕНИЕ

                Направляю кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером _____________ для заключения Соглашения о перераспределении земельных участков на основании решения № ____ от «__»______ 2020 года об утверждении Схемы расположения земельного участка.

                Приложение: кадастровый паспорт – 1 экз. на ___ листах.

                ФИО подпись дата.

                Если передать кадастровый паспорт без сопроводительного письма с отметкой о приеме, то вы рискуете тем, что чиновники начнут тянуть резину или вообще потеряют ваш кадастровый паспорт, но при этом будут без тени смущения заявлять, что ничего от вас не получали.

                6 этап.

                Заключение соглашения о перераспределении земель.

                В течение 30 дней с момента передачи в администрацию кадастрового паспорта, вы должны получить Соглашение о перераспределении земельного участка.

                Как только вы получили Соглашение, у вас есть 30 дней, чтобы его подписать и направить в администрацию.

                Направлять Соглашение целесообразно с сопроводительным письмом, на 2-ом экземпляре которого администрация должна поставить входящий штамп с датой.

                Обратите внимание, что администрация может отказать в заключении соглашения.

                Отказ в заключении соглашения возможен, если площадь земельного участка в кадастровом паспорте окажется больше, чем площадь того же участка, указанная на Схеме расположения, более чем на 10%.

                Чтобы избежать данной проблемы необходимо проконтролировать кадастрового инженера, чтобы он соблюдал предельный лимит расхождения площади.

                Отказ в перераспределении земель.

                Как уже упоминал ранее, в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено 13 оснований, по которым может быть отказано в перераспределении земельных участков.

                1. Подано заявление о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса.

                Данное основание относится к 1-ому виду перераспределения земельных участков, то есть к перераспределению государственных и муниципальных участков между собой.

                1-ый вид перераспределения земель не относится к частным участкам, поэтому для нас он не особо интересен.

                2. Отсутствует письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

                Если вы хотите прирезать свой участок, но при этом участок сдан вами в аренду, или заложен в банке, то прежде чем подавать заявление в администрацию, вам необходимо получить письменное согласие арендатора или банка на перераспределение участка.

                Без этого согласия в прирезке могут отказать.

                Если ваш участок не обременен правами 3-х лиц (арендаторы, банки и др.), то данное основание отказа для вас не имеет значения, потому что оно к вам неприменимо.

                3. На земельном участке, который возникает в результате прирезки, окажется объект недвижимого имущества или незавершенного строительства, принадлежащий 3-им лицам.

                Чтобы избежать данного основания отказа, при подготовке Схемы не стоит охватывать контурами нового участка чужие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства, которые вам не принадлежат.

                Из этого правила есть исключения, которые связаны с сервитутами. Но сервитут это отдельная большая тема, которую нужно описывать в отдельном материале.

                Если в комментариях будет достаточно вопросов по сервитутам, то подготовлю отдельный материал по этой теме.

                4. Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или земельных участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

                Если прилегающая к вашему участку земля изъята из оборота или ограничена в обороте, то прирезать землю к участку не получится.

                Как узнать, изъята прилегающая земля из оборота или ограничена в обороте?

                В-первую очередь нужно ознакомиться с перечнем земель, которые изъяты или ограничены в обороте.

                Посмотреть перечни можно в пунктах 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ. В них перечислены земли, которые прирезать к участку не удастся.

                Во вторую очередь, нужно на Публичной кадастровой карте проверить свой участок на предмет наличия вокруг него земель из вышеуказанных перечней.

                Случаев примыкания к частному участку земель из числа изъятых или ограниченных в обороте не так много, поэтому данное основание отказа не самое распространенное.

                5. Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или земельных участков зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

                Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.

                По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.

                Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.

                Однако, учитывая, как у нас исполняются законы, было бы опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.

                Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему и/или сделать официальный запрос в администрацию.

                6. Перераспределение осуществляется за счет участка выставленного на аукцион или за счет участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании.

                Если вы прирезаете к своему участку землю:

              • за счет участка, который выставлен на аукцион,
              • или за счет участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании и 2 летний срок действия данного решения не истек,
              • то в прирезке будет отказано.

                Наличие объявленного аукциона можно проверить на сайте torgi.gov.ru либо через поисковые системы Яндекс, Google, путем поиска по кадастровому номеру участка, за счет которого планируете сделать прирезку.

                Определить наличие решений о предварительном согласовании можно 3 способами, которые я показал в 2-х видео.

                7. Прирезка осуществляется за счет участков, в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании или о предоставлении участка и решения об отказе еще не приняты.

                Данное основание отказа похоже на предыдущее, но имеет одно отличие.

                В прирезке участка будет отказано, если ваша схема охватывает участок, в отношении которого начата, но еще не закончена процедура предварительного согласования или процедура предоставления участка.

                Для справки.

                Предварительное согласование – это процедура, в ходе которой есть возможность получить земельный участок без торгов.

                К сожалению, в силу непрозрачности деятельности наших властей, со 100% уверенностью достоверно установить, что кто-то запустил процедуру предварительного согласования или предоставления участка, примыкающего к вашей земле, очень сложно.

                Даже если вы прокачали сайт torgi.gov.ru, сайт местной администрации и другие источники, всегда остается вероятность, что какой-то чиновник «затупил» и своевременно не обнародовал сведения, либо обнародовал их так, что с собаками не найдешь.

                Поэтому целесообразно учитывать риск отказа по данному основанию.

                8. Площадь нового участка превышает предельные максимальные размеры.

                Об этом основании отказа уже упоминал ранее.

                Суть его состоит в том, что в каждом населенном пункте принимаются свои Правила землепользования и застройки.

                В этих Правилах устанавливаются предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков.

                Найти ПЗЗ можно на сайте местной администрации.

                Например, на данном фрагменте видно, что для территориальной зоны Ж-1, которая предусматривает ИЖС, установлены минимальные размеры участков — 6 соток, а максимальные размеры – 20 соток.

                Таким образом, площадь нового участка под ИЖС, полученного в результате перераспределения, не может превышать 20 соток для населенного пункта, где действуют указанные Правила землепользования застройки.

                9. Новый земельный участок образуется за счет земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, установленных статьей 11.9 ЗК РФ.

                Данное основание, на мой взгляд, является самым трудным препятствием на пути получения положительного решения о перераспределении участка.

                Попробуем в нем разобраться.

                Камнем преткновения может стать размер площади земли, на которую увеличивается ваш участок в результате перераспределения.

                Как уже говорилось ранее, Правила землепользования и застройки устанавливают минимальные размеры земельных участков.

                Если вы увеличиваете свой участок на размер площади больше минимального размера, установленного в ПЗЗ, то это может стать основанием для отказа, потому что чиновники, пользуясь вышеуказанным основанием, могут отказать в прирезке по причине того, что из площади присоединяемой земли можно образовать самостоятельный участок.

                Например.

                Допустим, минимальный размер участка согласно ПЗЗ составляет 4 сотки. Вы хотите увеличить свой участок площадью 6 соток до 10 соток, то есть прирезать к участку дополнительные 4 сотки.

                В этом случае, вы рискуете получить отказ, потому что из площади, на которую увеличивается участок, можно сформировать самостоятельный участок.

                Как минимизировать риск получения отказа по данному основанию?

              • прирезать к своему участку землю площадью менее минимального размера участка, установленного в ПЗЗ,
              • прирезать землю к участку со всех или нескольких сторон, чтобы контур присоединяемой территории не имел правильной формы. Например, увеличивать участок за счет расширения границ своего участка с 4-х, либо 3-х сторон, в крайнем случаем с 2-х сторон. Если будете увеличивать участок путем присоединения земли с одной стороны, то есть фактически присоединяете смежную территорию, то при превышении минимального размера, можно получить отказ.
              • Кроме этого, необходимо соблюдать следующие требования:

              • границы участка не должны пересекать границы муниципального образования, территориальных зон, лесничеств, лесопарков;
              • новые границы участка не должны препятствовать разрешенному использованию объектов недвижимости;
              • прирезка не должна приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.

              Иными словами, не нужно в погоне за лишними сотками впадать в безумное стяжательство, потому что разумный подход позволит минимизировать риск отказа.

              10. Границы земельного участка подлежат уточнению.

              Многие земельные участки имеют статус – ранее учтенный.

              Проверить статус участка можно на публичной кадастровой карте.

              Если ваш участок имеет статус – ранее учтенный, то прежде чем затевать прирезку, необходимо провести межевание, чтобы уточнить границы участка.

              11. Допущены нарушения при составлении схемы расположения земельного участка.

              В прирезке участка могут отказать, если имеются основания для отказа в утверждении схемы, которые предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

              В отдельной статье: Утверждение схемы земельного участка детально показано, как избежать 5 оснований отказа.

              Используйте данные подсказки, потому что они помогут составить Схему и пройти процедуру прирезки без отказов.

              12. Схема расположения земельного участка сделана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

              Данное основание по своему содержанию во многих аспектах перекликается с вышерассмотренными основаниями отказа.

              В статье: Утверждение схемы земельного участка, вы найдете способы и инструменты, как подготовить правильную Схему, соответствующую требованиям землеустроительной документации.

              Не так страшен черт, как его малюют.

              13. На территории утвержден проект межевания.

              Если вы планируете осуществить прирезку на основании Схемы расположения земельного участка, то на территории, где располагается ваш участок, не должно быть утвержденного проекта межевания.

              Проверить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания территории достаточно просто.

              Как узнать, утверждался ли проект межевания территории?

              Установить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания можно 3 способами:

            8. в поисковой строке Яндкеса и/или Google наберите номер кадастрового квартала, в котором располагается ваш земельный участок,
            9. на сайте местной администрации (если хотите прирезать к участку муниципальную землю) или на сайте регионального правительства (если планируете прирезать к участку государственную землю) поищите нормативные документы (постановления) об утверждении проектов межевания территории,
            10. направить в администрацию письменный запрос, в котором задать вопрос: утверждался ли проект межевания территории для кадастрового квартала, в котором находится ваш земельный участок.
            11. В большинстве случаев, при наличии утвержденного проекта межевания, поисковые системы выдадут текст постановления об утверждении проекта межевания, потому что органы власти обязаны публиковать подобные документы.

              Если в первой десятке результатов поисковой выдачи нет постановления об утверждении проекта межевания, то с высокой степенью вероятности можно сделать вывод, что проект не утверждался.

              Тем не менее, если поисковые системы выдают отрицательный результат, целесообразно поискать его на сайте администрации и/или сделать письменный запрос в администрацию.

              И в завершении, рассмотрим вопрос:

              Стоимость прирезки земли

              Единой стоимости перераспределения земли не существует, потому что федеральная, региональная и местная власти для своих земель устанавливают свой порядок определения стоимости.

              Например, для федеральных земель размер платы будет составлять 15% от кадастровой стоимости.

              Иными словами, если вы прирезаете к своему участку федеральную землю, то за дополнительную площадь участка вам придется заплатить 15% его кадастровой стоимости.

              Чтобы рассчитать примерную стоимость предстоящей прирезки, можно на Публичной кадастровой карте узнать кадастровую стоимость соседних участков, вычислить кадастровую стоимость одной сотки и полученную величину умножить на количество соток, которые вы планирует прирезать.

              Если сумма вас устраивает, то можно приступать к процедуре перераспределения.

              С муниципальными и региональными землями ситуация несколько сложнее, потому что в каждой области, районе и населенном пункте может быть установлен свой размер платы за прирезку земли.

              Информацию о размере платы за прирезку земли необходимо искать на официальном сайте администрации, либо направлять запрос в администрацию.

              Вопросы задавайте в комментариях, чем смогу помогу.

              Анекдот: Муж смотрит на лицо безмятежно спящей жены: «Сопит мое сокровище, губками чмокает, наверное, кого-то убила и ест».

              Сохраните статью в соц. сети

              Похожие записи:

              Комментарии 49

              Здравствуйте, у нас такая проблема. З/у неправильно отмене вали, он теперь выступает к дороге на 10 м, а сбоку на 4 м отступ со смежных участком получился. По проекту планировки должен быть 24*50, а по факту и по документам вышел 20*60. Как нам сделать перераспределение границ? Наши коммуникации остались на этой 4х метровой полосе. А администрация просит отказаться от 10 м, что выступают к дороге. В каком порядке действовать для корректировки?

              В статье над комментариями изложены порядок и условия перераспределения земли.

              Вам нужно изучить их и соотнести с вашими исходными условиями.

              Сколько у вас будет стоить работа по прирезке земельного участка?

              Примерная стоимость личных услуг на главной странице.

              Здравствуйте.
              Подскажите столкнулись с таким вопросом, выполнили процедуру перераспределения (согласовали схему поставили на учет) потом повторно обратились с заявлением о перераспредлении, но получили отказ связанный с утверждением схемы, якобы имеются пересечения с ранее утвержденной схемой.
              Из разговоров было сказано что та схема на первое перераспрделение пересекается со второй. Можете подсказать как в таком случае понимать пересечение?
              Как первоначальный участок что пересекается или как-то тут все не понятно.

              В вашем описании ситуации есть некоторые очень непонятные моменты.

              Если вы выполнили процедуру перераспределения (согласовали схему поставили на учет), то зачем повторно обращаться с аналогичным заявлением?

              После согласования схемы и постановки нового участка на учет администрация должна заключить с вами соглашение о перераспределении земельного участка.

              Это все выполнено, соглашение заключено. Только первоначально когда обращались с вопросом перераспределения целью была расширить участок, для возможности более рационального строительства, но нам объяснили в ширь вам нельзя только в даль до границы пожалуйста, иначе мы вам откажем. Выполнив перераспределение понятно стало из процедуры что обратись мы с расширением в ширину процедура бы прошла аналогично. Поэтому обратились повторно, на что получили отказ что схема пересекается с уже утвержденной согласно которой образован участок. Хотя начав разбираться возникает вопрос схема как таковая нужна для формирования участка, а раз участок сформирован то имеет ли силу схема утвержденная ранее.

              По общему правилу, схема действительна 2 года.
              По логике, после формирования участка на основании утвержденной схемы, сама схема, на мой взгляд перестает иметь свое первоначальное юридическое значение.
              Тем не менее, в законодательстве не нашел положения, которые бы отменяли действие схемы после формирования участка.

              Здравствуйте. Хочу сделать прирезку 1 сотки к своему участку. Рядом с этой соткой находится муниципальный дом, не поставленный на кадастр, мой участок и дорога. Земля по кадастру пустая. Администрация затребовала письменное согласие жильцов этого дома и соседа с другой стороны дороги. Законно ли это ? И что мне делать?

              Добрый день, Елена.

              В статье 39.29 ЗК РФ есть перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о прирезке земельного участка.

              В этом перечне нет такого документа как согласие собственников или владельцев соседних участков.

              Исходя из этого, можно сделать предположительный вывод о том, что требования администрация не основаны на законе.

              Я вижу 2 варианта выхода из ситуации:

              — просите чиновников обосновывать ссылками на законодательство их требование.
              Если есть какие-то нормы, которыми они руководствуются, пусть сообщать вам, чтобы можно было их оценить и дать более четкий ответ о правомерности требования.

              — подать заявление на прирезку без каких-либо согласий (способы подачи указаны в статье над комментариями).
              Если чиновники откажут, то они должны дать официальный ответ с обоснованием отказа.
              Этот отказ можно (а в некоторых случаях даже нужно) обжаловать в суде.

              PS
              Не редко сотрудники администрации требуют чтоо попало, особенно из категории трудно доставаемых документов.
              И чаще всего причина кроется в том, что они не хотят принимать документы, по которым придется работать.

              Доброго времени суток. Дмитрий, у меня несколько вопросов. Предисловие: дом с з/у куплен в ипотеку. Сейчас хотим оформить прирезку. Свой участок 6,5 соток, прирезка 8 соток (по нормам нашего города 15 соток, т. е. в нормы укладываемся). Прирезку находится на федеральной земле, на данный момент земля отдана в безвозмездное пользование «санэпидемстанции» (гос. учреждение), но земля не используется этой организацией (филиал в другом городе и есть офиц. от них письмо, что они землю не используют, также они хотели передать землю в муниципальную собственность, но администрация города отказалась в связи с отсутствием потенциальных пользователей земли).
              Вопросы:
              1. По закону мы должны получить согласие «санэпидемстанции». Есть ли какие-то шаблоны согласия или достаточно в свободной форме? Согласие достаточно от филиала, или это должно быть от головного офиса?
              2. В статье увидела, что если прирезка большой площадью, то лучше оформить как отдельный участок. Мне интересен данный вариант, так как не нужно согласие от банка. Но будет ли это рассматриваться как прирезка (перераспределение земли в пользу другого участка). И как указать данный момент в заявлении. Не будет ли это поводом для отказа. Если «прирезку» оформляем отдельным участком, то по как будет определяться цена по постановлению за 15% от кадастровой стоимости или за полную кадастровую стоимость.

              Добрый день, Натали.

              1. Шаблон подобного согласия мне не попадался.
              Если в доверенности руководителя или другого должностного лица филиала четко прописаны полномочия на выдачу подобного согласия, то его можно получить и от филиала.
              В противном случае, только от головного офиса.
              Признаться, у меня есть определенные сомнения в легитимности прирезки за счет части земли юридически оформленной в безвозмездное пользование.
              Факт неиспользования земли юридически оформленной по обязательству безвозмездного пользования, на мой взгляд, правового значения не имеют.

              Также, удивляет допустимый размер площади (15 соток), которую допускают прирезать.
              С такого куска земли можно сформировать самостоятельный участок.
              А наличие возможности сформировать из прирезаемой территории самостоятельный участок, является одним из оснований для отказа.

              Вообщем описываемые вами условия несколько настораживают.

              2. Получение отдельного участка — это процедура абсолютно не связанная с прирезкой.

              Существуют разные способы получения земли в виде отдельного участка.

              Некоторые из них описаны на моем сайте, но более детально они изложены в пошаговых инструкциях.

              Добрый день. У меня в собственности з/у размером 12 соток для ведения личн. подс.хоз-ства. Земли населён.пунктов. В этом году, при определении границ своего участка выяснилось, что в заборе у меня не 12 соток, а 16. и принадлежат эти лишние 4 сотки юр. лицу на правах собственности.

              Скажите, пож-ста, могу ли я, допустим, через суд, забрать себе эти 4 сотки?

              Я ими пользуюсь с 1993 года, как поставили забор, так он и стоит, но доказательств, что это именно так.. нет. На этом участке построен фундамент под гараж, растут фруктовые деревья.

              Добрый день, Валентина Стефановна.

              Если участок принадлежит кому-то на праве собственности, то 3-е лицо не имеет законных оснований забрать его себе.

              Здравствуйте. При заполнении заявления на перераспределение нужно заполнить пункт «Вид разрешенного использования», и нужно выбрать из списка. У меня по свидетельству (от 2000 года) стоит вид «Для дачного строительства», которого в всплывающем списке нет. Посоветуйте пожалуйста, какие мои действия? Можно ли перераспределить мой участок?

              При подготовке заявления о перераспределении через сервис, вид разрешенного использовать указывать не нужно.

              Добрый день. В Можайском районе МО, в СНТ куплен участок 6 сот (земли сельхоз назначения). На участке проведено межевание. К нему примыкает кусочек земли (в районе 1,5 сот), само СНТ так же замежевано. И этот кусок отностится к СНТ. Войти на эту землю можно только со стороны моего участка, т.к. он крайний и с других сторон канава с водой (пожарная). Председатель не против присоединения данного участка к моему и уточнения площади в сторону увеличения. Возможно ли в данном случае произвести прирезку этой земли к основному участку? И от кого должно исходить разрешение? От СНТ или Администрации Можайского района?

              Уточнение. Все таки этот кусок относится не к СНТ, а к Администрации.

              Извините, за 150 комментариев, но относится кусок к СНТ. Сейчас разговаривали с председателем и смотрели по картам.

              В вашем описании нет достаточной информации, чтобы сделать однозначный вывод.

              В статье над комментариями описаны условия, при которых возможно осуществить прирезку, а также 9 оснований отказа в прирезке участка.

              Проверьте насколько ваш участок и прирезаемая земля соответствуют описанным условиям и нет ли признаков, попадающих под основания отказа.

              По поводу относимости 1,5 соток к СНТ или администрации.
              Участок может находиться в пределах СНТ, но принадлежать администрации.
              Поэтому важно выяснять именно в чьей собственности находится земля.

              Извините не дописала в вопросе,что дом который числиться по документам незавершённым -уже от старости почти разрушен)

              Здравствуйте, Дмитрий, пожалуйста проконсультируйте,Приобрели землю лпх 5сот и объект незавершенного строительства на нем(есть документы на то и другое из егрн), а поскольку тот объект который числиться по документам незавершенным , то поставили сруб рядом.Когда стали подавать в администрацию заявление на разрешение строительства, то получили отказ, поскольку минимумом в этой дер является участок 6сот.(видимо участок который мы приобрели давали когда то от совхоза по 5сот).теперь мы подали заявление на перераспределение 2сот земли в нашу пользу(прирезку).сотка есть сбоку от участка и сотка сзади,Вопрос в администрации рассматривают около 2мес(Лен обл).По возможности напишите есть ли перспективы перераспределения земли и постройки дома-сруба?или в случае отказа лучше разбирать и отстраивать старый дом, который значится в документах как незавершённый?

              Добрый день, Анна.

              Едва ли я могу советовать, что лучше, потому что «лучше» и «хуже» это сугубо личные категории.

              По поводу перспективы положительного решения по прирезке тоже не могу дать оценку, потому что нужно смотреть ваши условия (за счет каких земель осуществляется прирезка, правильность составления схемы и т.д.).

              По поводу отказа.
              Нужно понимать, когда были приняты Правила землепользования и застройки, в которых установлен предельный минимальный размер участков — 6 соток.

              На мой взгляд, если ваш участок в 5 соток был сформирован до того, как были установлены новые требования к минимальным размерам участков, то никакого нарушения в этом быть не должно.

              Если единственной причиной отказа явилось только несоответствие размеров участка новым минимальным размерам, то я бы в похожей ситуации обжаловал бы отказ в отношении строительства.

              По поводу завершения строительства незавершенного объекта.
              Нужно смотреть, не истек ли срок действия разрешения на строительство.
              Если есть запас времени до истечения срока достаточный для завершения стройки, то можно рассматривать вариант достройки.

              Здравствуйте, Дмитрий! СНТ, участок 5 сот плюс в аренде 1.2 сотки защитки на берегу реки, есть перспектива собственности?

              Для обоснованного ответа слишком мало исходной информации.

              В любом случае, получение в собственность земли защитной полосы водоохранной зоны на законных основаниях маловероятно (это мое субъективное мнение, которое не претендует на истинность в последней инстанции).

              Здравствуйте, Дмитрий! Благодарю Вас за ответ. Если позволите, немного уточню.

              1. «Само по себе арифметическое превышение площади прирезаемого участка (0,5) над площадью минимального участка (0,2) не является безусловным основанием для отказа в прирезке или отмены уже состоявшего решения, потому что конфигурация участка тоже имеет значение.
              Если 0,5 сотки прирезаны в виде полосы вокруг участка шириной, допустим, в 1 метр, то сформировать самостоятельный участок из прирезаемой земли невозможно, поэтому отсутствуют основания для отказа в прирезке или отмены принятого решения о прирезке».

              Прирезанный участок имеет правильную форму, и сформировать из прирезаемой земли самостоятельный участок было возможно. Странно вот что – согласно Решению Совета местных депутатов предельный минимальный размер земельного участка составляет 20 кв.м. Неужели возможно сформировать самостоятельный участок площадью 20 кв.м.? Если такое возможно, то практически все прирезки земель правильной формы, совершенные до принятия ПЗЗ можно оспорить в суде только на основании превышения предельного минимального размера земельного участка?

              2. «Кроме этого, нужно проверять есть ли правовые основания для отмены решения и не истекли ли сроки на обжалование (3 месяца)».
              Не понятно что именно надо обжаловать — Постановление местной администрации или Соглашение о перераспределении?
              Если речь идет о Постановлении, то согласно Письму от 05.11.2015г. №7-ВС-7105/15 и постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», рассмотрению в исковом (не административном) порядке гражданских дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства подлежат в том числе споры о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве, а также о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о постановке земельного участка на кадастровый учет или снятии с кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок.
              Таким образом, срок исковой давности по данной категории дел составляет 3 года (по правилам ст.196 ГК РФ).
              Если же обжаловать надо Соглашение о перераспределении, то как определить срок исковой давности в этом случае – 1 год как для оспоримой сделки или 3 года как для ничтожной сделки?

              3. «Глава о перераспределении (прирезке) земельных участков включена в Земельный кодекс и вступила в силу с 01 марта 2015 года.
              Если на тот момент не были приняты ПЗЗ, то показатели предельных размеров участков, отступов и другие градостроительные параметры, могли устанавливаться иными нормативно-правовыми актами».

              Согласно ст.11.9 Земельного кодекса РФ Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
              Получается, что установление предельных размеров земельных участков иными нормативно-правовыми актами кроме градостроительного регламента (ПЗЗ) противоречит Земельному кодексу?
              С уважением,
              Дмитрий

              Добрый день, Дмитрий.

              1. По первому вопросу, комментировать не берусь, потому что очень сложно определить, чем руководствовались местные власти при установлении такого мизерного значения минимального размера участка.

              2. Если я правильно понял суть письма N 7-ВС-7105/15, на которое вы ссылаетесь, то условием для рассмотрения дела в рамках гражданского судопроизводства, является наличие спора о праве, соединенного с обжалованием ненормативного акта.

              Если проецировать это условие на отношения, возникающие при прирезке участка, то должно получаться, что прирезка осуществлена за счет земли, принадлежащей третьему лицу, чьи права такой прирезкой были нарушены.

              В этом случае, третье лицо, безусловно, должно идти по пути гражданского судопроизводства.

              Но в этом случае, превышение минимального размера (0,2) уже не имеет определяющего юридического значения, потому что нарушаются права собственности (аренды) третьего лица.

              Если же инициатором обжалования выступает лицо, имущество (земля) которого не пострадало в результате совершенной прирезки, и единственным основанием для обжалования является превышение минимального размера площади участка, то весьма сомнительно, что при таком раскладе соблюдается условие: наличие спора о праве.

              Рассматривать вариант, когда сам инициатор прирезки ее обжалует, практического смысла не имеет, потому что подобные действия мало кому могут прийти в голову (хотя конечно всякое бывает).

              Кроме этого, наименование и характер перечисленных в приведенном вами письме N 7-ВС-7105/15 видов ненормативных актов —
              цитата:
              «1) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве;
              2) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о постановке земельного участка на кадастровый учет или снятии с кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок;
              »
              на мой взгляд, не очень гладко стыкуются с наименованием ненормативного акта о прирезке (о перераспределении земель и (или) земельных участков).

              Иными словами, по моему субъективному мнению, которое, допускаю, может быть ошибочным, возможность обжалования ненормативного акта о прирезке в рамках гражданского (не административного) судопроизводства третьим лицом, чьи права не были нарушены, по основанию превышения минимального размера участка, представляется мне несколько сомнительной.

              Критерием, по которым различают оспоримые или ничтожные сделки, является основание, по которому сделка считается (или признается) недействительной.
              В параграфе 2 главы 9 ГК РФ они перечислены.

              Если исходить из того, что основанием для признания Соглашения недействительным является превышение минимального размера участка, установленного правовым актом (решение Совета депутатов), то полагаю основанием может быть статья 168 ГК РФ.

              По данному основанию сделка, по общему правилу является оспоримой. Но при наличии определенных условий может считаться и ничтожной.

              Для более точных выводов нужно глубоко погружаться в эту проблему и «перекапывать» судебную практику.

              3. С точки зрения буквы закона, согласен с вами полностью.

              Сейчас не могу припомнить источник, но где-то находил информацию о сроках, до которых должны быть утверждены ПЗЗ.
              Пока пытался найти этот источник, в законе о введении в действие ГрК РФ натыкался на формулировки условий, при которых ПЗЗ не утверждены.

              Иными словами, в контексте целей обжалования актов о прирезке, целесообразно детальнее изучить порядок установления градостроительных регламентов, в ситуациях, когда ПЗЗ не утверждены (или не приведены в соответствии с ГрК РФ), потому что частенько в ЗК и ГрК установлены одни нормы, а в законах о введение в действие этих кодексов устанавливаются переходные положения, которые допускают исключения из норм, закрепленных в кодексах.

              Смотрите так же:  Кредиты под залог квартир - реальные отзывы заемщиков. Залог под квартиру отзывы

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *