Основы педагогики пособие. Основы педагогики пособие

Сен 30, 2019 Законы

Год публикации: 2006

Библиографическая ссылка:: Соловцова И.А., Борытко Н.М. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3)

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебник продолжает серию «Гуманитарная педагогика», в которой явления и процессы в сфере образования рассматриваются с гуманитарных позиций, т.е. с позиций их понимания как «образов бытия», соотнесенности с ценностями и смыслами, признания права на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений. В учебнике рассматриваются предусмотренные Государственным образовательным стандартом 2005 г. вопросы, раскрывающие важнейшие аспекты педагогики как науки и являющиеся базовыми для изучения других педагогических дисциплин, а также для выполнения научно-педагогических исследований разного уровня. Тексты содержат не только теоретический материал с изложением выявленных в педагогической науке закономерностей, но также анализ примеров из практики образования, вопросы для более глубокого понимания учебного материала, упражнения для самостоятельной индивидуальной и групповой работы, которые можно также использовать в семинарско-практических занятиях. В конце учебника предлагается список литературы для более глубокого изучения рассмотренных в нем вопросов. Предназначен для студентов педагогических вузов. Может быть полезным для системы повышения квалификации работников образования. Подготовлен на кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета.

1.1. Педагогика как наука, еe предмет и задачи.

1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).

1.3. Структура педагогической науки.

Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.

Педагогика ? это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог ? производное от греческих слов «пейда» ? ребенок, «гогес» вести, буквально «детоводитель», «детовожатый».

Современная наука «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детовождение». Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира ? Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

  • формируется под влиянием потребностей общества;
  • любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле ? влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика ? целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования ? способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики ? человек.

А.С. Макаренко ? ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования . Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики ? это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний ? взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

  1. Теоретические функции:
    • обогащение, систематизация научных знаний;
    • обобщение опыта практики;
    • выявление закономерностей в педагогических явлениях.
    • Практические функции:
      • повышение качества воспитания;
      • создание новых педагогических технологий;
      • внедрение итогов педагогических исследований в практику.
      • Прогнозирование:
        • научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.
        • Задачи педагогики :

          1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
          2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
          3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
          4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
          5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
          6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
          7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
          8. Категории педагогической науки

            Категории ? это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории ? основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание , образование , обучение . Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как «развитие» и «формирование». К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как «педагогический процесс», «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «продукты педагогической деятельности» и др.

            Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

            В широком социальном значении:
            ? это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

            В узком социальном значении:
            ? это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

            В широком педагогическом значении:
            ? специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

            В узком (локальном) педагогическом значении:
            ? это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

            Образование

            Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

            Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.

            Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле.

            В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

            Сегодня образование понимается как:

            • ценность развивающегося человека и общества;
            • процесс обучения и воспитания человека;
            • как результат последнего;
            • как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня)
            • Образование ? процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания) .

              Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

              Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

              Главный критерий образованности ? системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

              В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования ? обучение.

              Обучение

              Обучение ? конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

              Обучение ? процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося .

              В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента ? преподавание и учение.

              Преподавание
              (деятельность учителя)
              Учение
              (деятельность ученика)

              Преподавание ? передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

              Учение ? усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

              Существует точка зрения, что обучение ? это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение ? со стороны деятельности ученика.

              Обучение ? особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности ? обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками. В процессе обучения происходит управляемое познание .

              Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки :

              • двусторонний характер;
              • совместная деятельность ученика и учителя;
              • руководство со стороны учителя;
              • специальная организация и управление;
              • целостность и единство;
              • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
              • управление развитием и воспитанием учащихся.
              • Развитие

                Развитие ? это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);

                Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

                Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

                «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)

                Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

                Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

                • уровень актуального развития ? отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
                • зону ближайшего развития ? зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
                • Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

                  Формирование

                  Формирование ? это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека ? личность.

                  Человек ? существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.

                  Личность ? субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

                  Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.

                  Второстепенное влияние на развитие педагогики оказывают:

                  • связь педагогики с другими науками;
                  • исследование педагогических процессов и явлений;
                  • инновационное обогащение педагогических методов.
                  • Структура педагогической науки

                    1. История педагогики ? изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
                    2. Общая педагогика ? исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
                    3. Возрастная педагогика ? изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
                    4. Профессиональная педагогика ? исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
                    5. Отраслевая педагогика ? изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
                    6. Социальная педагогика ? разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
                    7. Коррекционная педагогика (специальная) ? изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
                    8. Этнопедагогика ? исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
                    9. Сравнительная педагогика ? раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
                    10. Частные (предметные) методики ? исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
                    11. Философия образования/воспитания ? раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

                    Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

                    Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

                    © ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

                    Педагогические новинки в регионе: учебное пособие по педагогике (о книге Г. Ц. Молонова «Педагогика») Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

                    Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

                    Текст научной работы на тему «Педагогические новинки в регионе: учебное пособие по педагогике (о книге Г. Ц. Молонова «Педагогика»)»

                    Педагогические новинки в регионе: учебное пособие по педагогике

                    (о книге Г.Ц. Молонова «Педагогика»)

                    За последние десятилетия по специальностям гуманитарного цикла опубликовано много учебников, учебных пособий. Это относится и к изданиям по общей педагогике. Наибольшее распространение получили учебники по педагогике И.П. Подласого; учебник под редакцией академика РАО В.А. Сластенина, в 2008 г. вышло 9-е издание; несколько учебников было издано под редакцией чле-на-корреспондента РАО П.И. Пидкасистого, С.А. Смирнова и других авторов. В 2006 г. вышел учебник «Общие основы педагогики» В.В. Анисимова, О.Г. Грохольской и Н.Д. Никандрова.

                    Так, авторами учебников являются известные, авторитетные ученые. Во всех учебных пособиях по педагогике есть достоинства, сильные стороны, хорошо раскрыты отдельные проблемы, вопросы, но, очевидно, существуют и недостатки, какие-то положения можно оспорить. Ни один специалист не может сказать, что не нужны другие учебники, иного характера. Учебно-методическая мысль, также как и любая научная идея, всегда находится в развитии, поиске, ищет новые подходы, трактовки, вырабатывает положения, рекомендации.

                    Результатом таких поисков является подготовленное и изданное в 2009 г. в Бурятском государственном университете доктором педагогических наук, профессором Г.Ц. Молоновым учебное пособие «Педагогика». Научный редактор пособия — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор С.В. Калмыков.

                    Это, безусловно, знаковое издание, выполненное в отдаленном от центра России регионе.

                    Пособие включает пять разделов: основы педагогики; теория и практика образования; теория и методика воспитания; организация, руководство и управление в системе образования России; педагогическая практика — предмет изучения различных учений, теорий и наук.

                    Содержание учебного пособия, на наш взгляд, достаточно полное: во многих учебниках и учебных пособиях первые три раздела представлены, а четвертый отсутствует. Если его и включают, то под названием «Управление педагогическими системами, управление образовательными системами» т.п. Поэтому не совсем понятно, об управлении на каком уровне идет речь — муниципальном, региональном, федеральном, или же об управлении профессиональным образованием в общем. Прав автор учебного пособия, замечая: «говорится только об управлении педагогическими системами, думается, что так обедняется содержание деятельности системы образования, ибо управлению предшествует руководство, а последнему организация» (с. 340). Последний раздел — это авторская находка, продиктованная желанием показать и доказать, что педагогические идеи, положения и рекомендации содержатся в народных традициях, религиозных учениях и других социальных науках. Естественно, опора на них обеспечит результат и успех на практике. Рассмотрим кратко, аналитически содержание отдельных разделов. Прежде всего отметим, что все пять разделов учебного пособия логически взаимосвязаны.

                    Первый раздел «Основы педагогики» содержит 6 тем. Оригинально представлена первая тема «Воспитание подрастающего поколения как общественно-историческая практика». Профессор Мо-лонов считает, что занятию людей определенной специальности в обществе предшествовала деятельность — практика воспитания детей в ранних обществах. Понятно, что это небольшая вступительная тема, но она открывает «двери и окна» в содержание раздела и всего курса педагогики.

                    Вторая тема сформулирована как «Воспитание в системе наук о человеке», в ней подчеркивается, что педагогика — это не единственная наука о человеке, но самостоятельная область познания, имеющая свой объект и предмет изучения. Здесь рассмотрены важные «проблемы, вопросы и задачи педагогической науки, позволяющие читателю понимать сущность педагогической науки, «педагогического исследования».

                    Третья тема «Воспитание, обучение, образование — факторы развития, формирования и становления человека» вытекает из предыдущей.

                    Сущность и содержание воспитания, обучения и образования рассматриваются автором как взаимосвязь общественных внешних факторов, вступающих во взаимоотношения и взаимодействия с внутренним процессом — развитием, формированием и становлением человека. Правомерен тот факт, что все начинается с воспитания. В учебной и научной литературе последних лет, в ведомственных документах образование по существу вытесняет воспитание, что приводит к недооценке воспитательной деятельности.

                    Заслуживает внимания толкование сущности и взаимосвязи понятий развитие, формирование и становление человека. Первое фундаментальное понятие — это развитие человека (физическое, умственное, нравственное и т.д.). Затем под воздействием воспитания, обучения и образования влиянием родителей и педагогов происходит формирование отдельных качеств, особенностей, черт личности. Во взаимосвязи развития и формирования происходит становление детей. Такое разведение сути терминов правомерно и вносит определенность в их использование.

                    Дискуссионной остается проблема цели воспитания, можно не соглашаться с толкованиями автора, однако свои позиции он обосновывает ссылками на социально-педагогические источники и приводит довольно убедительные аргументы.

                    Если раскрыта цель воспитания, обучения и образования детей, молодежи, то как, где, каким образом она находит реализацию? Ответом служит пятая тема — «Система воспитания и образования -общественно- государственная основа развития, социализации и самореализации детей и молодежи». Содержание темы включает педагогический, социологический и психологический аспекты. Это правомерно и достойно одобрения, ведь система образования — это структура. Главным звеном в ней является педагог, что раскрывается в шестой теме — «Ведущая роль педагога в образовании и воспитании учащихся».

                    В такой системе и логике излагается первый раздел педагогики — «Основы педагогики». Научнопрактическая значимость материала заключается не только в содержательности, она усиливается логической взаимосвязью тем, вопросов, которые они содержат, что подтверждают семь тем раздела «Теория и практика образования». Все семь тем формулируются в проблемно-вопросной форме, и каждый предшествующий вопрос предваряет следующий, так образуется своеобразная взаимосвязанная логическая цепь:

                    — каковы цели и задачи образования; какие функции должна выполнять образовательная деятельность; в чем состоит результат образовательного процесса;

                    — какое содержание образования может и должно быть определено, освоено обучающимися на разных ступенях общего, профессионального и дополнительного образования; на основе каких подходов, позиций, требований разрабатывается содержание образования;

                    — каким образом осуществляется образовательный процесс в сущности, в принципе; как можно добиться результативности, наибольшей эффективности; какими критериями следует руководствоваться;

                    — как осуществляется образовательная деятельность, с использованием каких способов, средств, методов, приемов; есть ли техника и технология в образовании?

                    — какие формы деятельности традиционно применяются, какие новые вводятся; какова их зависимость от направлений и видов учебной деятельности;

                    — результаты любого вида деятельности подытоживаются, а как подытоживать результаты образовательной деятельности; какие критерии оценок, методы и формы контроля используются и как их совершенствовать?

                    Таков блок основных проблем и вопросов, которые представляют в совокупности предмет изучения, разработки, обобщения и систематизации в теории и практике.

                    Получение образования — это деятельность обучающих (не только педагогов) и обучающихся, а также самостоятельная деятельность личности. Организация и осуществление названных видов деятельности возможны на основе руководства, реализации определенных требований, положений, принципов и т.д.

                    В третьем разделе «Теория и методика воспитания» представлено шесть тем. В теме «Воспитание как явление в обществе прошлого и настоящего» раскрываются сущность и значение воспитания, которые предметно и проблемно рассматриваются в нескольких планах — психологическом, социальном, историческом и духовном. Этот подход методологически обоснован, осуществляется новый ракурс видения; воспитание, также как процесс и деятельность, — это психолого-педагогический ра-

                    курс; варианты осуществления воспитательных действий — практический педагогический ракурс; воспитание и самовоспитание — теоретический психолого-педагогический ракурс. Таким образом, раскрывается во взаимосвязи подходов из различных наук сущность воспитания.

                    Во второй теме «Основные направления и содержание воспитания» кратко показаны сущность, цели и задачи физического, трудового, эстетического, духовного нравственного и экологического воспитания. В последние годы в некоторых учебниках опускаются вопросы направления воспитания, дается материал о воспитании в общем плане.

                    В других учебниках не затрагивается тема основных факторов воспитания детей, учащихся, которые, на взгляд автора, оказывают непосредственное влияние и воздействие на учащегося. Поэтому разработка и включение этой темы обоснованны и расширяют содержание учебного курса по педагогике.

                    Четвертая тема посвящена общеобразовательной школе как системообразующему фактору воспитания.

                    Далее рассматриваются общие методы и формы воспитания, теории и концепции воспитания. К сожалению, содержание этой темы не до конца раскрыто, т.к. она впервые затрагивается в учебнике.

                    В разделе «Организация, руководство и управление в системе образования России» достаточно хорошо освещены теоретические аспекты, в то время как практическая сторона вопроса затрагивается лишь поверхностно. По проблеме управления в образовании раскрываются три темы: 1) руководство и управление в образовании; 2) организация, руководство и управление в общеобразовательных учреждениях; 3) методы, информация и планирование — составные части в руководстве и управлении работой школы. Дополнением могут стать вопросы о руководстве и управлении в профессиональных образовательных учреждениях, об общественном управлении и др.

                    Как уже выше указывалось, в учебное пособие включен раздел «Педагогическая практика — предмет изучения различных учений, теорий и наук».

                    Обозначенные в данном учебном пособии вопросы изложены конспективно, не приходится говорить об основательности. Однако в новаторстве и находчивости автору не откажешь. Несомненно, инициатива заслуживает достойной оценки, ибо фундаментальные, научные теории позволят адекватно, успешно решать актуальные проблемы и вопросы педагогической практики. По нашему мнению, включение в текст учебного материала ключевых понятий и основных положений — это определенный вклад проф. БГУ Г.Ц. Молонова в обогащение научно-методического аппарата учебной литературы. В конце каждой темы приводится перечень литературы, на которую дается ссылка в тексте: закон РФ «Об образовании», правительственные и ведомственные документы, цитаты, выдержки из других учебников. Это свидетельствует о культуре использования источников автора, которую может перенять и читатель.

                    По каждой теме в учебнике формулируются вопросы и задания. Такой единый подход дисциплинирует преподавателей и студентов, работающих с ним.

                    Проанализированное нами учебное пособие является существенным шагом на пути совершенствования и обогащения научно-методического аппарата учебной литературы. Пособие написано ученым Бурятского государственного университета (Улан-Удэ), с которым много лет сотрудничают вузы и ученые Иркутска: Е.Л. Федотова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Восточно-Сибирской государственной академии образования; А.С. Косогова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Восточно-Сибирской государственной академии образования; О.А. Лапина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ВосточноСибирской академии образования; О. Л. Подлиняев, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Восточно-Сибирской государственной академии образования; Я.Б. Санжиева, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе Иркутского института повышения квалификации работников образования; Н.А. Переломова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и технологий образовательного процесса Иркутского института повышения квалификации работников образования; Т.А. Стефановская, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитательной работы Иркутского института повышения квалификации работников образования.

                    Основы педагогики пособие

                    Автор: Рождественская Н.А.

                    Год издания: 2020

                    Издательство: Вузовское образование

                    Автор: Ефромеева Е.В., Ефромеев Н.М.

                    ISBN: 978-5-4487-0591-5 (ч. 1), 978-5-4487-0590-8

                    Автор: Горюшкин А.П.

                    ISBN: 978-5-4487-0592-2 (ч. 2), 978-5-4487-0590-8

                    Автор: Морозов Ю.М., Турчина М.С., Оболенская Т.И.

                    ISBN: 978-5-4488-0674-2, 978-5-4497-0265-4

                    Издательство: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа

                    Автор: Исяньюлова Р.Р., Половникова М.В.

                    ISBN: 978-5-4488-0620-9, 978-5-4497-0375-0

                    С этой книгой также читают

                    Издательство: Ай Пи Эр Медиа

                    Автор: Мягкова Т.Л.

                    Год издания: 2011

                    Издательство: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа

                    Автор: Трыкова Т.А.

                    Год издания: 2010

                    Автор: Гройсман А.Л.

                    Год издания: 2003

                    Просмотр оглавления издания

                    Просмотр списка использованных источников

                    Бесплатная горячая линия

                    Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

                    410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

                    Тел./факс: 8 800 555 22 35

                    Мы в социальных сетях:

                    Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

                    8 800 555 22 35

                    Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

                    доб. 206, 213, 144, 145

                    Сетевое издание «www.iprbookshop.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 7 декабря 2020 года. 16+

                    Установите баннер на ваш сайт:

                    Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

                    Для установки одного из баннеров ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

                    Поделиться

                    Данный товар недоступен для доставки в Ваш регион

                    Ваша экономия 265 ?

                    Спасибо!

                    Мы всегда стремимся к лучшему, чтобы радовать своих покупателей самыми выгодными ценами.

                    С уважением, интернет-магазин Wildberries.

                    Добавлено в Лист ожидания

                    Зарезервируйте товар и получите в магазине уже через 1 час

                    Срок резерва: 4 дня

                    Оплата: в магазине, наличными или картой

                    Описание

                    В данном учебнике, написанном в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, рассматриваются все необходимые для изучения вопросы и проблемы в рамках педагогики и психологии. В первом разделе раскрываются общие основы педагогики как науки, рассматриваются педагогические способы развития личности, дается характеристика профессии и личности педагога. Особое внимание уделяется изложению основ теории, методики и технологий обучения и воспитания. Второй раздел раскрывает ключевые основы психологии, основные характеристики психологии как науки, методы и этические принципы психологического исследования.

                    Информация о технических характеристиках, комплекте поставки, стране изготовления и внешнем виде товара носит справочный характер и основывается на последних доступных сведениях от производителя

                    Общие основы педагогики, учебное пособие, Краевский В.В., 2005

                    Общие основы педагогики, учебное пособие, Краевский В.В., 2005.

                    Учебное пособие подготовлено в соответствии с ныне действующим стандартом педагогического образования (ОПД.Ф.02 «Педагогика», раздел «Общие основы педагогики»). Раскрываются задачи педагогической науки, ее категориальный аппарат. Образование представлено как общественное явление и как педагогический процесс. Подробно рассматриваются вопросы содержания образования, соотношения педагогики с философией и психологией. Даны методологические ориентиры для приступающих к исследованию на уровне студенческой дипломной работы или диссертации.
                    Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно аспирантам и преподавателям педагогических вузов, а также всем интересующимся педагогикой как наукой.

                    1.2. Задачи педагогической науки.
                    Необходимо с самого начала предостеречь изучающих педагогику от смешения научных и практических задач в области образования. Более подробно о единстве и различиях науки и практики, о тех последствиях, к которым может привести игнорирование этих различий, будет сказано в последующих разделах этой книги. Здесь отметим только, что практическая работа в данной сфере нацелена на конкретные результаты деятельности обучения и воспитания людей, а научная — на получение знаний о том, как объективно протекает эта деятельность и что нужно делать, чтобы она стала более эффективной, в возможно большей степени соответствующей поставленным целям.
                    Что для науки главное? Педагогическая наука решает познавательные задачи. На первом месте среди них стоит задача выявления объективных закономерностей образовательного процесса. Необходимость их изучения обусловлена тем, что недостаточно лишь описать то, что происходит в школах и других образовательных учреждениях. Нужно найти глубинные основания педагогической деятельности, выявить сущность педагогической действительности, раскрыть действующие в ней закономерности.


                    Оглавление

                    Введение.
                    Глава 1. Педагогика как наука.
                    1.1. Объект и предмет педагогической наука.
                    1.2. Задачи педагогической науки.
                    1.3. Система педагогических научных дисциплин.
                    1.4. Категориальный аппарат педагогики.
                    1.5. Образование как общественное явление и как педагогический процесс.
                    1.6. Содержание образования.
                    Глава 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
                    2.1. Единство и различия педагогической науки и практики.
                    2.2. Педагогическая наука и практика как единая система.
                    2.3. Связь науки и практики в движении.
                    2.4. Учитель и педагогическая наука.
                    Глава 3. Связь педагогики с другими науками.
                    3.1. Суверенность педагогики и прозрачность ее границ.
                    3.2. Педагогика и философия.
                    3.3. Педагогика и психология.
                    3.4. Условия формирования педагогической теории.
                    3.5. Определение качества педагогической теории.
                    Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований.
                    4.1. Понятие «методология педагогической пауки».
                    4.2. Методология как система знаний и как деятельность
                    4.3. Методологическая рефлексия научного работника.
                    4.4. Научное исследование в педагогике.
                    4.5. Методологические характеристики педагогического исследования.
                    4.5.1. Система характеристик.
                    4.5.2. Проблема.
                    4.5.3. Тема.
                    4.5.4. Актуальность.
                    4.5.5. Объект и предмет исследования.
                    4.5.6. Цели и задачи.
                    4.5.7. Логика педагогического исследования.
                    4.5.8. Гипотеза и защищаемые положения.
                    4.5.9. Новизна результатов, их значимость для педагогической науки и практики.
                    4.6. Методы исследования.
                    4.7.0 курсовых и дипломных работах.
                    Темы для самостоятельного изучения.

                    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
                    Скачать книгу Общие основы педагогики, учебное пособие, Краевский В.В., 2005 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

                    Скачать pdf
                    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

                    Психология и педагогика: печатные и периодические издания в помощь изучающим предмет

                    Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика : учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2014. – 624 с.

                    Новый подход к содержательному наполнению учебника, а также к структурированию материала обусловлен переходом отечественного высшего образования на двухступенчатую модель обучения. Разнообразие затронутых в учебнике тем должно способствовать максимальному развитию соответствующих компетенций в области педагогики и психологии. Связь теории с практикой подкреплена большим количеством иллюстративных примеров и практических заданий. Освоение представленного в учебнике материала позволит более эффективно справляться с проблемами в ситуациях обучения, в ходе самостоятельной образовательной или профессиональной деятельности, в разрешении конфликтов, при выборе способов влияния и общения в образовательной, семейной или профессиональной среде.

                    Психология и педагогика : учебник для бакалавров /под общ. ред. В.А. Сластенина, В.П. Каширина. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 609 с.

                    Учебник соответствует новым образовательным стандартам третьего поколения и содержит основные вопросы психологии и педагогики: психология личности, малых групп общения, конфликтных отношений, психологические проблемы адаптации специалиста, теоретико-методологические основы педагогики, воспитание и обучение в педагогическом процессе, поддержание психического здоровья, регулирование межличностных отношений. Особое место занимает педагогика и психология профессиональной деятельности.

                    После каждой главы приведены вопросы и задания для самоконтроля, которые помогут лучше усвоить теоретический материал.

                    Психология и педагогика : учебник для студентов стоматологических факультетов / под ред. Н.В. Кудрявой, А.С. Молчанова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 400 с.

                    В учебнике представлено современное состояние психологии и педагогики как системы теоретических и практических знаний, большое внимание уделено прикладным аспектам работы врача-стоматолога. Изложение теоретического материала подкреплено анализом конкретных ситуаций из врачебной практики, результатами экспериментальных исследований, диагностическими методиками самопознания, деонтологическими задачами для группового обсуждения и анализа.

                    Каждый раздел сопровождается вопросами для самостоятельной работы и списком литературы.

                    Психология и педагогика высшей школы

                    / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 620 с.

                    В учебнике раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI века и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности.

                    Марцинковская Т. Д., Григорович Л. А.

                    Психология и педагогика : учебник. – М. : Проспект, 2013. – 464 с.

                    Учебник представляет собой краткое и комплексное изложение содержания психологии и педагогики, которые всегда были и остаются одними из важнейших наук о человеке. Именно эти дисциплины разрабатывают пути социализации людей, намечают направления и способы вхождения детей в мир взрослых, то есть отвечают на жизненно важный вопрос о том, каким может и должен стать человек, как его обучить и воспитать, способствовать его духовному развитию, самореализации, преодолению возрастных и ситуативных кризисов, возникающих на его жизненном пути.

                    Содержание курса «Психология и педагогика» является основой культуры, необходимой для человека в любой области его деятельности.

                    Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология : учебник. – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 664 с.

                    (Серия «Психологический компендиум врача»)

                    Данное учебное издание подготовлено с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.. Его содержание отражает современное состояние психологической науки и историю ее становления, место в системе наук (в том числе соотношение психологии и медицины), дается подробный анализ всех основных категорий психологической науки, отдельное внимание уделяется психологии здоровья. Также освещаются вопросы, связанные со своеобразием внутренней жизни и поведения человека, со спецификой его взаимодействия с другими людьми и обществом.

                    Каждая глава сопровождается перечнем вопросов для подготовки к зачету и экзамену и списком рекомендованной литературы.

                    Маклаков А. Г. Общая психология : учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2014. – 583 с.

                    Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассмотрены общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности.

                    Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.

                    Столяренко Л.Д. Психология : учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2015. – 592 с.

                    В данном учебнике достаточно четко изложены основные понятия и современные научные сведения о познавательных процессах человека, о развитии сознания и самосознания, подробно рассмотрены психологические теории и типологии личности, описаны различные социально-психологические феномены.

                    К каждой главе учебника прилагается список рекомендованной литературы.

                    Гиппенрейтер Ю.Б. Ввведение в общую психологию : курс лекций. – М. : АСТ, 2014. – 352 с.

                    В учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее важнейшие проблемы и методы. Книга, созданная на основе курса лекций, читавшегося автором в течение многих лет на факультете психологии МГУ для студентов 1 курса, сохраняет непринужденность общения с аудиторией, содержит большое количество примеров из экспериментальных исследований, художественной литературы, жизненных ситуаций. В ней удачно сочетаются высокий научный уровень и популярность изложения фундаментальных вопросов общей психологии.

                    Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум: учебное пособие для бакалавров. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 307 с.

                    Учебное пособие содержит описание десяти наиболее распространенных в исследовательской практике методов психологической науки.

                    Материал глав построен по единой схеме, включающей определение сущности того или иного метода, описание его сравнительных преимуществ и ограничений, указание на имеющиеся разновидности, характеристику этапов и процедур применения. После каждой главы приведены: перечень основных понятий, вопросы для обсуждения, лабораторные работы, с помощью которых можно на практике ознакомиться с началами исследовательской деятельности. Все главы снабжены списками рекомендуемой литературы.

                    Голованова Н. Ф. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. –

                    М. : Издательский центр «Академия», 2013. –

                    В настоящем учебнике педагогика как наука представлена в единстве ее истории и современных тенденций развития. Автором подробно раскрываются общие основы педагогики, теория воспитания и теория обучения, их роль в целостном образовательном процессе. Проблемы науки рассматриваются в философском, историческом, культурологическом и психологическом контекстах. Раскрыты наиболее авторитетные концепции современной отечественной и западной педагогики, методы и технологии воспитания и обучения.

                    Корниенко Е.Р. Педагогика : учебное пособие для иностранных студентов. –

                    Архангельск : Издательство СГМУ, 2015. – 147 с.

                    В учебном пособии раскрыты основные теоретические вопросы курса «Педагогика»: предметно-проблемное поле современной педагогики принципы, методы, формы, средства процессов обучения и воспитания. Большое внимание уделено вопросам медицинской педагогики, дана характеристика педагогических аспектов профессиональной деятельности врача, описаны методы, формы и средства просветительской работы врача.

                    Адресовано иностранным студентам высших медицинских учебных заведений.

                    Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса : учебник – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 376 с.

                    Содержание учебника соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта и включает в себя основные научные знания по таким вопросам, как: теоретические основы социальной педагогики, социальная педагогика личности, социальная педагогика среды, социальное воспитание растущего человека, проблемы, трудности и способы коррекции в процессе воспитания.

                    Текст учебника хорошо структурирован, изложен простым и доступным языком, легко и надолго запоминается. Содержит задания для самоконтроля

                    и списки рекомендованной литературы.

                    Педагогика физической культуры : учебник / под ред. С. Д. Неверковича. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.

                    В учебнике представлены методология и методика формирования профессионального мышления в деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта на основе теории развивающего обучения В.В. Давыдова. Описан широкий теоретический и практический материал по вопросам теории обучения и воспитания, педагогического мастерства, управления педагогическими системами в современной образовательной среде. Учебник также содержит глоссарий.

                    Базылевич Т. Ф. Дифференциальная психология : учебник. – М. : ИНФРА – М, 2015. – 224 с.

                    В учебнике анализируется общее состояние дифференциальной психологии в России и за рубежом. Прослежены история психологии индивидуальных различий, развитие исторически инвариантных и новых идей в формулировке предмета, объекта и задач области дифференциальной психологии. Отдельные главы посвящены традиционной – аналитической и новой – субъектоцентрированной – системной психологии, а также современным исследованиям в области прикладной дифференциальной психологии.

                    В книге описаны основные возможности и ограничения дифференциально – психологических технологий, особенности интерпретации результатов и вопросы этики специалиста- психолога.

                    Корнилова Т. В. Экспериментальная психология : учебник для бакалавров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 640 с.

                    Данный учебник практически не имеет аналогов, потому что представляет собой новый переработанный вариант первого современного отечественного издания по экспериментальной психологии, раскрывающего основы методов психологических исследований и разработанного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения.

                    Психологический эксперимент раскрывается в учебнике как предметная исследовательская деятельность и как система нормативов гипотетико- дедуктивного рассуждения. Частные направления оценивания психологических экспериментов даются в общей логике построения теоретико — эмпирического исследования. Специальные разделы посвящены проблемам соотношения экспериментирования и преемственности в мире психологических теорий, а также статистических решений и психологических гипотез.

                    Деркач А. А. Политическая психология : учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 591 с.

                    В книге изложен обобщенный материал по новой отрасли отечественной психологии – политической психологии. Раскрываются закономерности, принципы, механизмы и эффективные стратегии продуктивного формирования и развития политической культуры с использованием возможностей психологии; представлены продуктивные модели, алгоритмы и технологии достижения практических целей и задач. Особое внимание уделено исследованию политической манипуляции и информационно — психологической безопасности в политических отношениях.

                    Для эффективного усвоения курса теоретические положения снабжены иллюстративным материалом, в конце глав представлены вопросы для самостоятельной работы.

                    Смотрите так же:  Как узнать транспортный налог по ИНН физического лица. Как проверить налог по транспорту

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *