Пенсионное обеспечение в России Текст научной статьи по специальности — Экономика и бизнес. Средняя трудовая пенсия

Пенсионное обеспечение в России Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев Аркадий Константинович

Единственным измерителем уровня пенсий в Российской Федерации, закрепленным на законодательном уровне, на протяжении длительного времени остается прожиточный минимум пенсионера (ПМП). В статье также проводится оценка уровня пенсионного обеспечения с использованием другого показателя коэффициента замещения , который позволяет охарактеризовать уровень жизни людей после выхода на пенсию относительно периода их трудовой деятельности, т.е. с позиций замещения пенсией утраченного заработка, либо в сравнении с уровнем жизни нынешних работающих. Анализируются тенденции и динамика изменения этих показателей в ходе пенсионной реформы.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьев Аркадий Константинович

Pension provision in Russia

The only measure of the level of pension provision in the Russian Federation set by the law has been for a long time the subsistence minimum of pensioners (SMP). The article prov >replacement rate , which allows characterizing the living standards of people after retirement in comparison with those in the employment period, i.e. in terms of replacement of the lost earnings by pension, or in comparison with the living standards of the present-day employees. The author also analyses trends and dynamics in the change of these indicators in the course of the pension reform.

Текст научной работы на тему «Пенсионное обеспечение в России»

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ

(исследование выполнено в соответствии с Государственным заданием Финансового университета при Правительстве РФ за 2017 год)

Пенсионная реформа 2002 г., основанная на страховых принципах, прервала негативный тренд падения уровня жизни пенсионеров, который продолжался с середины 1990-х гг., и сокращения численности и удельного веса населения с душевым денежным доходом ниже прожиточного минимума (ПМ).

2014 г. стал годом, когда уровень бедности вырос до 11,2% (на 0,4 п.п.), а численность бедного населения увеличилась более чем на 600 тыс. (до 16,1 млн. человек). В 2015 г. 19,1 млн. человек и 13,3% от общей численности населения РФ имели доходы ниже ПМ в среднем на душу

Пенсионеры составляют 28,3% населения страны. Основным источником их дохода являются пенсии: страховая (до 2015 г. трудовая), накопительная, по государственному пенсионному обеспечению. Именно бедность пенсионеров, обусловленная крайне низким уровнем пенсий, стала одним из главных катализаторов пенсионной реформы 2002 года. Но в первые годы после начала реформы ситуация изменялась крайне медленно. К концу 2002 г. соотношение средней трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП) оставалось непри-

емлемо низким: 84% и 57%, соответственно. Лишь средняя пенсия по старости превышала величину ПМП и составляла 115,3%.

К концу пятого года реформы средняя пенсия по инвалидности и по старости стали даже ниже, чем в начале реформы — 80% и 113,5% ПМП, соответственно. Лишь средняя пенсия по случаю потери кормильца выросла до 62% ПМП. Благодаря реализованным в 2010 г. мерам по валоризации (повышению) пенсионных прав граждан, приобретенных до 01.01.2002 с учетом трудового стажа до 1991 г., соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости с ПМП выросло до 180,6%, а по случаю потери кормильца — до 106,4%. У получателей пенсий по инвалидности такого роста не произошло вследствие отсутствия трудового стажа в советский период — соотношение их пенсии с ПМП снизилось на 3,5 п.п. от уровня 2009 г. Тем не менее, в 2010 г. средние размеры всех трех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) превысили черту абсолютной бедности, установленную в целом для Российской Федерации. Максимальные соотношения средних размеров трудовых пенсий с ПМП были достигнуты в 2012 г. (по старости — 191%, по инвалидности —

118%, по случаю потери кормильца — 116%), но удержать достигнутый уровень не удалось в результате начавшегося экономического кризиса. К концу 2015 г. соотношение с ПМП снизилось у получателей пенсий по старости до 161,1%, по инвалидности до 100,0% и по случаю потери кормильца до 99,4%.

В 2010 г. была решена также проблема материального обеспечения неработающих пенсионеров, у которых пенсия ниже ПМП. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» введена норма, согласно которой общая сумма материального обеспечения (СМО) неработающего пенсионера не может быть меньше величины ПМП в субъекте РФ. Тем пенсионерам, СМО которых не достигает регионального ПМП устанавливается социальная доплата до этого уровня.

После введения этой нормы среднегодовая численность получателей федеральной социальной доплаты (ФСД) составила 2522,9 тыс. человек, в 2013 г. — 2644,7 тыс. человек в 67 регионах, в 2014 г. — 2482,5 тыс. человек в 66 регионах (это на 162,2 тыс. человек, или на 6,1% меньше). Наибольшее ее сокращение (от 30 до 70%) отмечено в Чеченской Республике, Астраханской и Саратовской областях.

В 2015 г., напротив, наблюдался рост числа получателей ФСД к пенсии. Ее выплата производилась в 67 субъектах РФ, на территории которых величина ПМП, не превышала величины ПМП по Российской Федерации (7161 руб.). Численность получателей ФСД к пенсии в целом по стране в начале 2015 г. составляла 2859,2 тыс. человек, а к концу года увеличилась до 3712,5 тыс. человек (на 29,8%) — это более 6% в общей численности пенсионеров России. Средний размер доплаты в целом по

РФ варьировался от 1487 руб. в январе до 1250 руб. в декабре.

Региональная социальная доплата (РСД) к пенсии в 2015 г. выплачивалась в 18 субъектах РФ (северные регионы, г. Москва и Московская область, Еврейская автономная область). Средний размер доплаты за 6 лет вырос на 14% (в 2010 г. он составлял 3354 руб., в 2014 г. — 3796 руб., в 2015 г. — 3819 руб.). Численность получателей РСД с момента ее установления остается примерно на одном уровне, несмотря на кризисные явления последних двух лет — немногим более 2400 тыс. человек.

Таким образом, и в 2010 г., и в 2015 г. в России насчитывалось 5,2 млн. пенсионеров, у которых размер пенсии были ниже федерального и регионального ПМП. Выплата ФСД или РСД увеличивает их индивидуальный доход до уровня принятого в РФ критерия бедности, но не превышает его [1]. В тоже время число пенсионеров (работающих и неработающих) в составе малообеспеченных (бедных) домохозяйств по данным Росстата за этот период увеличилась с 2,76 млн. человек до 3,78 млн. человек, или с 15,6% до 19,8%, соответственно.

Среднестатистический пенсионер по старости получал в 2015 г. пенсию в размере 12862 руб. (табл. 1), или 38,1% от средней заработной платы. Соотношение медианных значений пенсии и заработной платы — 49,8%. Коэффициент дифференциации пенсий по старости (коэффициент фондов) в 4,3 раз ниже, чем по заработной плате (3,3 против 14,5 раз). Это говорит о том, что размер страховой пенсии у застрахованных лиц, которые наиболее полно выполняют условия участия в страховой пенсионной системе, не позволяет им сформировать пенсионные права, адекватные их трудовому участию.

Распределение получателей страховой пенсии по старости по размерам пенсии в РФ в 2015 г.

Размер назначенной пенсии по старости, руб. Средний размер пенсии в группе, руб. То же в % к средней пенсии Численность группы, тыс. человек То же в общей численности, %

До 4000 1875 14,6 4,1 0,1

4001 — 5500 5128 39,9 244,8 0,7

5501 — 7000 6332 49,2 2412,7 6,9

7001 — 8500 7785 60,5 2533,4 7,2

8501 — 10000 9302 72,3 3143,2 8,9

10001 — 11500 10805 84,0 5104,4 14,5

11501 — 13000 12276 95,4 6381,7 18,2

13001 — 14500 13702 106,5 5592,1 15,9

14501 — 16000 15215 118,3 2995,4 8,5

16001 — 17500 16739 130,1 2109,1 6,0

17501 — 19000 18236 141,8 1820,6 5,2

19001 — 20500 19664 152,9 1301,3 3,7

20501 и выше 24634 191,5 1481,5 4,2

Итого: — — 35124,5 100,0

Средняя пенсия 12862 100,0 — —

Коэффициент фондов, раз 3,33 — —

Дифференциация страховых пенсий по инвалидности и потере кормильца выше дифференциации пенсий по старости. Так, по состоянию на ту же дату средний размер страховой пенсии по инвалидности по стране составил 7959 руб. (табл. 2), или 62% от средней страховой пенсии по старости, а медианный размер — 7449 руб., или 93,6%. Соотношение среднего размера страховой пенсии по инвалидности и средней заработной платы составило 23,5%, а медианных размеров пенсии по инвалидности и заработной платы — 30%. Коэффициент фондов страховых пенсий по инвалидности составлял 3,75 раза.

Пенсионеры по случаю потери кормильца — самая «малобеспечен-ная» категория получателей страховых пенсий: средняя пенсия в 2015 г.

составляла 7959 руб., у 21% пенсионеров размер пенсии не достигал 4000 рублей. Для сравнения, среди пенсионеров по инвалидности удельный вес таких получателей равен 4,78%, по старости — 0,01%. Половина пенсионеров по случаю потери кормильца получали пенсию, не превышавшую 8085 рублей. Этот вид страховых пенсий отличает относительно высокая их дифференциация

— 6,72 раза по коэффициенту фондов (табл. 3).

Так же, как среди пенсионеров по инвалидности, лишь у 2% пенсионеров по случаю потери кормильца пенсия достигала 2 и более региональных ПМП. Их удельный вес варьировал по федеральным округам от 0,8% в Северо-Кавказском ФО до 9,2%

— в Крымском ФО (табл. 4).

Распределение получателей страховой пенсии по инвалидности по размерам пенсии в РФ в 2015 г.

Размер назначенной пенсии по инвалидности, руб. Средний размер пенсии в группе, руб. То же в % к средней пенсии Численность группы, тыс. человек То же в общей численности, %

4000 и ниже 3324 41,8 108,8 4,8

4001 — 5500 4902 61,6 345,0 15,2

5501 — 7000 6220 78,2 555,5 24,4

7001 — 8500 7720 97,0 432,9 19,0

8501 — 10000 9223 115,9 325,9 14,3

10001 — 11500 10615 133,4 236,2 10,4

11501 — 13000 12107 152,1 131,7 5,8

13001 — 14500 13652 171,5 69,7 3,1

14501 — 16000 15125 190,0 34,8 1,5

16001 — 17500 16678 209,6 17,3 0,8

17501 — 19000 18166 228,2 8,7 0,4

19001 — 20500 19667 247,1 4,9 0,2

20501 и выше 24035 302,0 6,2 0,3

Итого — — 2277,5 100,0

Средняя пенсия 7959 100,0 — —

Коэффициент фондов, раз 3,75

Источник: отчетность ПФР.

Распределение получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца по размерам пенсии в РФ

Размер назначенной пенсии по СПК, руб. Средний размер пенсии в группе, руб. То же в % к средней пенсии Численность группы, тыс. человек Удельный вес группы в общей численности, %

До 4000 2887 36,2 290,4 21,4

4001 — 5500 4811 60,3 234,6 17,3

5501 — 7000 6215 77,9 85,2 6,3

7001 — 8500 7799 97,8 95,1 7,0

8501 — 10000 9299 116,6 137 10,1

10001 — 11500 10784 135,2 207,6 15,3

11501 — 13000 12129 152,1 170,7 12,6

13001 — 14500 13544 169,8 96,3 7,1

14501 — 16000 15142 189,8 19,3 1,4

16001 — 17500 16657 208,8 9,8 0,7

17501 — 19000 18181 228,0 5,3 0,4

19001 — 20500 19655 246,4 3,0 0,2

20501 и выше 25784 323,3 3,8 0,3

Итого: — — 1358,0 100,0

Средняя пенсия 7976 100,0 — —

Коэффициент фондов, раз 6,72

Распределение получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца по размерам пенсии в соотношении с ПМП в федеральных округах РФ (по состоянию на 01.04.2015)

Регион Всего пенсионеров, тыс. человек В то числе, получающие пенсию, тыс. человек То же в %

ниже или на уровне ПМП выше ПМП из них 2ПМП и выше ниже или на уровне ПМП выше ПМП из них 2ПМП и выше

Российская Федерация 1 358,0 646,5 711,5 33,3 47,6 52,4 2,4

Центральный ФО 304,9 175,0 129,9 5,0 57,4 42,6 1,6

Северо-Западный ФО 76,8 42,7 34,1 4,5 55,6 44,4 5,9

Южный ФО 179,1 60,3 118,8 2,6 33,7 66,3 1,4

Северо-Кавказский ФО 132,5 86,7 45,8 1,1 65,4 34,6 0,8

Приволжский ФО 320,8 124,0 196,8 11,2 38,7 61,3 3,5

Уральский ФО 106,8 53,0 53,8 2,7 49,6 50,4 2,5

Сибирский ФО 175,2 76,6 98,5 3,8 43,7 56,3 2,2

Дальневосточный ФО 45,1 28,1 17,0 0,6 62,3 37,7 1,4

Крымский ФО 16,9 0,0 16,9 1,5 0,0 100,0 9,2

Для оценки уровня пенсионного обеспечения удобно использовать так называемый солидарный коэффициент замещения (КЗсол), рассчитываемый как отношение среднего размера пенсии по стране к среднемесячной заработной плате в экономике. Рассматривать этот показатель предлагается в двух видах, принятых в международной практике: брутто- и нетто-коэффициенты. Для расчета первого используются размеры пенсии и заработной платы до налогообложения, второго — после (заработная плата уменьшается на величину НДФЛ по ставке 13%, пенсии данным налогом не облагаются).

Брутто-коэффициент замещения позволяет оценить, в какой мере пенсия замещает заработную плату, с которой уплачивались взносы, нетто-коэффициент — в какой мере пенсия соответствует заработной плате, которую работник получает на руки и может распоряжаться. В случае ис-

пользования солидарного коэффициента замещения указанные сравнения проводятся не с собственной зарплатой пенсионера, которую он имел в период трудовой деятельности, а со средней зарплатой нынешних работников, что значительно более важно для человека, вышедшего на пенсию [2].

В 2010 г. в результате мер по валоризации пенсионных прав, заработанных в советский период, соотношение среднего размера трудовой пенсии и средней номинальной начисленной заработной платы в стране — солидарный брутто-коэффициент замещения — достигло своего максимума — 37,3%. Для новых назначений трудовой пенсии брутто-коэффициент замещения также был максимальным в этот год и составил 30,7%. Нетто-коэффи-циент замещения был еще выше — 42,8 и 35,3%, соответственно. Благодаря валоризации пенсионных прав

2010 г. стал годом максимальных значений солидарного коэффициента замещения для всех видов трудовых пенсий. Нетто-коэффициент замещения для среднего размера трудовой пенсии по старости достиг 44,8%, превысив уровень 40% — минимальный норматив, установленный Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»1.

Для средних размеров трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца величина брутто-коэффициента замещения составила в 2010 г. соответственно 24,3 и 23%, а нетто-коэффициента — 28 и 26,4%.

В последующие годы тенденция постепенного снижения коэффициентов замещения возобновилась. К концу 2014 г. значения солидарных брутто- и нетто-коэффициентов замещения среднего размера трудовой пенсии по старости составили соответственно 35,6 и 40,9% (новые назначения — 28,4 и 32,6%). У получателей трудовой пенсии по инвалидности коэффициенты замещения были значительно ниже и составляли 22,0 и 25,3% (новые назначения — 21,7 и 25,0%). На этом же уровне находились коэффициенты замещения у получателей пенсии по случаю потери кормильца — 22,1 и 25,4%, однако для новых назначений он был ниже, чем по инвалидности — 19,0 и 21,8%.

К концу 2015 г. в связи с опережающим темпом роста средних размеров страховых пенсий относительно средней заработной платы (111,0 и 104,8%, соответственно) наблюдал-

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

ся рост значений солидарного брут-то-/нетто-коэффициентов по всем видам пенсий, которые составили:

• пенсии по старости — 37,8 и 43,4% (новые назначения — 30,2 и 34,7%), соответственно;

• пенсии по инвалидности — 23,4 и 26,9% (новые назначения — 23,4 и 26,9%);

• пенсии по случаю потери кормильца — 24,4 и 26,8% (новые назначения — 22,8 и 20,4%). Более 11 млн. человек получают

страховую (трудовую) пенсию по старости, назначенную им в различные годы со снижением общеустановленного пенсионного возраста, — так называемые досрочные пенсии по старости. Средний размер досрочных пенсий значительно выше размера пенсий, установленных на общих основаниях, особенно, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На 01.01.2016 средний размер досрочных пенсии составлял 110,2% пенсии по старости, а за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — 132,7%, соответственно [3].

Более высокие размеры досрочных пенсий по старости (для большинства оснований их назначения) по сравнению с пенсиями на общих основаниях обусловлены тремя основными факторами:

• более высокой заработной платой работающих в неблагоприятных производственных или природно-климатических условиях;

• продолжением большинством застрахованных лиц трудовой деятельности после выхода на досрочную пенсию по старости, что в условиях действия условно-накопительной пенсионной модели и отсутствия ограничений

на выплату пенсий работающим пенсионерам приводило к значительному повышению размеров их пенсий по сравнению с первичным назначением; • одинаковой ожидаемой продолжительностью периода выплаты, как досрочной пенсии, так и пенсии на общих основаниях. Только с 2013 г. вступила в действие норма, по которой ожидаемая продолжительность периода выплаты для досрочных пенсий по старости стала увеличиваться ежегодно на год.

В связи с этим солидарный коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии по старости в целом по Российской Федерации для получателей досрочных пенсий составил на 01.01.2016 года 41,6% (брутто) и 47,8% (нетто), тогда как на общих основаниях — 35,9 и 41,3%.

Для досрочных пенсий по условиям труда показатель был еще выше: по Списку № 1 — 41,5% (брутто) и 47,8% (нетто), по Списку № 2 и малым спискам — 40,1 и 46,1%, соответственно, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выше всего — 50,1 и 57,6%.

Уровень замещения средней зарплаты в экономике у новых назначений пенсий гораздо ниже (поскольку у них нет прибавки к пенсии, заработанной после ее назначения и исчисленной со снижением ожидаемой продолжительности периода выплаты, а также отсутствуют повышения фиксированного базового размера пенсии, в первую очередь, за достижение 80 лет — это второй по значимости после занятости пенсионеров фактор увеличения среднего размера пенсии по старости при рассмотрении его в целом по стране).

Не только у пенсионеров на общих основаниях средняя пенсия не дотягивает до 40% средней зарплаты в экономике, т.е. коэффициент замещения равен 27,1% (брутто) и 31,1% (нетто), но и новые назначения досрочных пенсий ни по одной из категорий (кроме пенсий за работу на Крайнем Севере) не достигают указанного норматива:

• в среднем по досрочным пенсиям коэффициент замещения для новых назначений составляет 34,4% (брутто) и 39,5% (нетто);

• по Списку № 1 — 32,9 и 37,8%,

• по Списку № 2 и «малым спискам» — 34,3 и 39,4%;

• за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — 40,9 и 47,0%.

Анализ показывает снижение солидарного коэффициента замещения по всем видам пенсий — и на общих основаниях, и досрочных — в 2014 г. по сравнению с 2010 годом. Повышение в 2015 г. связано не столько с увеличением среднего размера пенсий, сколько с замедлением темпов роста средней заработной платы в РФ.

Низкая заработная плата является главным препятствием для формирования достойного уровня будущей пенсии: 29% работающих из-за низкого уровня зарплаты ни при каком стаже не смогут заработать себе пенсию даже в размере ПМП, еще 39% работников, выработав предельно возможный стаж, сформируют пенсию в размере от 1-го до 2-х ПМП. Только 16% наиболее высокооплачиваемых работников могут рассчитывать на пенсию в размере 3-х ПМП, даже если будут работать не в течение всего трудоспособного возраста.

В 2015 г. среди получателей страховой пенсии по старости 10,2% имели страховую пенсию, размер которой был ниже или равен ПМП в регионе проживания (в 2013 г. — 5%), среди пенсионеров по инвалидности — 51,4%, по случаю потери кормильца — 47,6%. Большая часть пенсионеров по старости (83%) и по случаю потери кормильца (86%) и около 20% пенсионеров по инвалидности, у которых пенсия ниже регионального ПМП, являлись получателями федеральных или региональных социальных доплат, у остальных общая сумма материального обеспечения за счет иных выплат (в том числе ЕДВ) превышала региональный ПМП. Пенсию в размере 2-х и более региональных ПМП получали 22,6% пенсионеров по старости, 2,1% — по инвалидности и 2,4% — по случаю потери кормильца.

Оценка уровня пенсионного обеспечения, исходя из соотношения средней пенсии со средней заработной платой, дает следующие результаты. Средняя пенсия по старости в 2015 г. была в 2,6 раза ниже, чем номинальная средняя начисленная зарплата, а пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца — соответственно в 4,3 и 4,1 раза. Приблизительно одинаковый рост доходов трудоспособного населения и пенсионеров в абсолютном выражении за указанный период времени не привел к существенному сокращению разрыва. Переход на индексацию по прогнозируемой инфляции вместо фактической неизбежно приведет к снижению реального содержания пенсий и ухудшению уровня жизни пенсионеров [4].

1. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность (учебное пособие). — М.: Проспект, 2015. — 300 с.

2. Соловьев А.К. Коэффициент замещения: проблемы теории и практики. — М.: Вариант, 2014. — 304 с.

3. Соловьев А.К., Мележик Н.В., Нуриева Н.Н. Актуарный анализ пенсионного обеспечения застрахованных лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях // Вопросы статистики — 2013 — № 3 — С. 60-70.

4. Соловьев А.К. Проблема преодоления бедности пенсионеров — ключевая задача государства и общества современной России // Экономические и социальные перемены. Факты, тенденции, прогноз. — 2014 — № 5 (35) — С. 143-155.

Пенсии в России

Устаревшая статья
Эта статья или некоторая содержащаяся в ней информация устарела и её нужно обновить или дополнить актуальными на данный момент времени данными.

В 2017 году средняя пенсия по старости в России составила 13 304 ? — это примерно 34 % от средней зарплаты. [5] [6] Возраст выхода на пенсию в России пока ещё составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, [2] таким образом, наши пенсионеры начинают получать пенсию на 5-10 лет раньше, чем их сверстники из Западной Европы и США.

На постсоветском пространстве Россия является лидером по размеру пенсий. В абсолютных цифрах нашим показателям соответствует только Прибалтика, однако значительно более дорогая «коммуналка» оставляет прибалтийским пенсионерам гораздо меньше денег на жизнь, чем они могли бы сохранить в России.

В целом к 2013 году можно констатировать успешное преодоление катастрофы девяностых годов. Средние пенсии растут в 2 раза быстрее средней инфляции потребительских цен, при этом до 2010 рост пенсий шёл сильно опережающими темпами. После — замедлился, но рост пенсий продолжает оставаться выше инфляции.

Также государство субсидирует затраты на ЖКХ, превышающие 22 % от совокупного дохода. Таким образом, у среднего пенсионера после оплаты средних услуг ЖКХ остаются средние 7000 рублей. Если ситуация не изменится кардинально, в ближайшие годы средний пенсионер, проживающий в средней квартире, сможет после оплаты коммунальных услуг тратить на своё усмотрение около 130 % прожиточного минимума.

Согласно данным GlobalRichList.com, российские пенсионеры входят в 20 % богатейших людей мира. [7]

Содержание

[править] Виды и размеры пенсий

В России существует два основных вида пенсий: трудовая и социальная. Социальную пенсию выплачивают инвалидам всех категорий, гражданам, достигшим 65/60 лет соответственно, [3] а также детям и студентам, потерявшим хотя бы одного из родителей.[8] Отдельного упоминания заслуживают военные пенсии.

[править] Социальная пенсия

Размер социальной пенсии на 2012 год составляет 3 626,71 рублей в месяц. Для инвалидов I группы, инвалидов с детства I и II группы, и детей инвалидов — 7 253,43 рубля в месяц. [9]

[править] Трудовые пенсии

Трудовые пенсии назначаются при наличии как минимум пяти лет стажа всем достигшим возраста в 60/55 лет для мужчин и женщин соответственно. [10] Размер пенсии состоит из страховой и накопительной части: он зависит как от возраста пенсионера, так и от зарплаты, которую он получал до выхода на пенсию.

Для ПФР целевым размером трудовой пенсии является 40 % от доходов работающих. На конец 2012 средняя зарплата в России составила около 26 500 рублей. [11] Так как пенсионеры не платят НДФЛ, то целевая средняя пенсия на конец 2012 должна составить 26500 * 0,87 * 40 % = 9 222 руб (сравните с 9170 на ноябрь 2012).

[править] Военные пенсии

Право на пенсию в размере 50 % [12] оклада военнослужащие приобретают после 20 лет выслуги [13], то есть без льготной выслуги — в 37-38 лет, с льготной выслугой — значительно раньше.

Финансовое обеспечение идёт не через бюджет Пенсионного фонда, а через бюджет Министерства обороны: таким образом, военнослужащие не платят взносов в Пенсионный фонд.

Начисление пенсии зависит от периода нахождения на службе (календарные годы), выслуги лет (с учетом повышающих коэффициентов за особые условия службы) и ещё ряда факторов.

На 2013 год намечено повышение военной пенсии на 20 %, к концу года средний размер пенсии военных должен составить около 22 000 рублей. [14]

[править] Региональная специфика

Пенсия не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, поэтому в зависимости от региона минимальная пенсия составляет 5-7 тысяч рублей. При этом некоторые регионы доплачивают пенсионерам из своего бюджета. Так, например, в Москве пенсионерам доплачивают до «социального стандарта», который составляет на 2013 год 12 000 рублей. Меньшую пенсию получают только те, кто переехал в Москву недавно: на это ограничение московские власти были вынуждены пойти, чтобы пресечь так называемую пенсионную миграцию в столицу из других регионов. [15]

Самые большие пенсии по России не в Москве (она по данным за 2011 года на 17 месте), а на Чукотке — 15 211 руб, в Магаданской области — 13 149 руб и в Камчатском крае — 12 848 руб.

[править] Увеличение пенсии

В России предусмотрена увеличенная пенсия для тех, кто выходит на неё позже установленного законом срока. Для тех, кто откладывает свой выход на пенсию на 5 лет, предусмотрен премиальный коэффициент 1,5. Пенсионеры же, которые отложат выход на пенсию на 10 лет, будут получать вдвое большую пенсию. [16]

Эти коэффициенты также можно использовать для сравнения наших пенсий с европейскими — так как на Западе пенсионный возраст обычно составляет 65 лет или больше.

[править] История

[править] Советское время

Согласно распространённому мифу, в Советском Союзе пенсионеры жили богато и ни в чём себе не отказывали. На самом деле, пенсия в последние годы СССР составляла от 30 до 130 рублей: по покупательской способности это было значительно ниже, чем средняя пенсия в 2013 году.

[править] Ельцинские девяностые

После распада СССР гиперинфляция и скачущий курс доллара поставили пенсионеров на грань выживания. В 1992—1993 средняя пенсия в разные периоды составляла 5-15 долларов США, при этом чудовищная инфляция быстро её обесценивала. Некоторые чиновники пользовались этим, «прокручивая» пенсии — достаточно было купить на пенсионные деньги долларов, а через месяц-другой купить обратно рубли, украв таким образом у пенсионеров до половины пенсии.

В 1995 году ситуация стала чуть получше, средняя пенсия составляла тогда около 50 долларов в месяц. Однако обвал рубля 1998 года снова обострил ситуацию, и на момент ухода Ельцина в отставку средний российский пенсионер получал всего лишь 29 долларов в месяц.

Кроме проблем с небольшим размером пенсии, смена государственного строя повлекла за собой огромное количество проблем с расчётом трудового стажа.

В советское время учет стажа происходил по трудовым книжкам и по архивам кадровых служб предприятий. В момент обращения за назначением пенсии в России многие люди внезапно обнаруживали, что:

  • отдельные записи в трудовой признавались не читаемыми/не действительными;
  • ряд записей по одной и той же специальности в трудовой, на которые ранее особо и внимание при написании не уделяли — стали разделять, по одному типу записи меньше пенсия, а по другому больше;
  • подтвердить запись справкой из архива предприятия было сложно, так как оно могло оказаться развалившимся или заграничным;
  • архив мог исчезнуть или сгореть: полностью или частично;
  • иногда данные могли быть утеряны на одного конкретного работника.
  • В результате человек терял часть стажа, что приводило к существенному понижению пенсии или получал более низкую пенсию.

    Кроме того, изменение порядка учёта стажа в СССР и современной России привело к неоднозначности учета «трудового стажа» для периодов беременности и декретного отпуска, а также для периода учета обучения в высших учебных заведениях (студенты и аспиранты).

    Отдельным негативным фактором девяностых стала массовая работа «без трудовой», которая негативно сказалась на размерах пенсий работников, которые выходили на пенсию уже в новом тысячелетии.

    [править] Нулевые и десятые годы

    С 2000 по 2012 год средние пенсии в долларовом исчислении выросли более чем десятикратно, с учётом инфляции — более чем в пять раз. Если в 1999 году средняя пенсия составляла мизерные 449 рублей [17], то уже в 2000 году она поднялась до 700 рублей, в 2005 году выросла до 2 538 рублей, а в 2010 достигла отметки в 7 593 рубля. На 2014 год средняя пенсия составляет 11 600 рублей.

    С 2014 года отчисления в накопительную часть пенсии стали равными 0 % для всех граждан, которые не подали заявление на передачу накопительной части пенсии в НПФ. У тех, кто перевел свою накопительную часть в НПФ, данные отчисления замораживаются уже третий год подряд. По факту, государство отобрало накопительную часть с целью затыкания дыр в бюджете, стимулируя граждан работать по черным схемам, ибо только так возможно сохранить накопления.

    В декабре 2017 года Пенсионный фонд России опубликовал информацию, что в стране больше не осталось пенсионеров, чей ежемесячный доход был бы ниже прожиточного минимума.[18]

    [править] Льготы пенсионерам

    Несмотря на прошедшую монетизацию льгот, пенсионеры в России до сих пор пользуются значительным количеством льгот и субсидий, среди которых особо следует отметить льготную оплату коммунальных услуг и полное освобождение от налогов с пенсии.

    [править] Пенсионеры и здравоохранение

    Все пенсионеры России являются участниками системы ОМС, и имеют право на получение бесплатной медицинской помощи как любой другой застрахованный гражданин.

    При этом, с пенсий не выплачиваются страховые взносы в ФОМС — равно как и иные налоги.

    [править] Пенсии и ЖКХ

    Часто в дискуссиях встречаются истории о пенсионерах, большая часть дохода которых уходит на оплату коммунальных услуг.

    На самом деле, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи равен 22 % [19]. Кроме этого, существуют региональные стандарты, уменьшающие эту долю вплоть до 0 % в зависимости от уровня совокупного дохода (обычно — 10 % для дохода менее регионального прожиточного минимума).

    Затраты, превышающие максимально допустимые (но не более регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг), субсидируются государством.

    Например, для одинокого пенсионера из Екатеринбурга (прожиточный минимум 5386 руб, стандарт квартплаты 3098 руб) с пенсией 9500 рублей субсидия составит 1008 рублей.

    А для одинокого пенсионера из Екатеринбурга с социальной пенсией в 3626 рублей субсидия составит уже 2756 рублей. [20]

    [править] Возраст дожития

    В дискуссиях распространена следующая русофобская «арифметика»:

    Средняя продолжительность жизни мужчин в России — 61 год, следовательно, средний мужчина получает пенсию всего лишь один год.

    На самом деле, средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет на 2012 год 64 года для мужчин и 76 лет для женщин, однако главный обман заключается не здесь. Человек может умереть до достижения пенсионного возраста — и тогда, действительно, государство на нём сэкономит, однако если уж мужчина доживает до пенсионного возраста, он, согласно статистике, проживёт в среднем ещё 12 лет. Эта цифра называется «возрастом дожития». На 2012 год она составляла 12 лет для мужчин и 22 года для женщин. Исходя из этих цифр пенсионный фонд рассчитывает свои выплаты и бюджеты. [21]

    Тем не менее фактом остается дискриминация мужчин по половому признаку, которые начинают получать пенсию (уточнение — выйти на пенсию и начать ее получать — таки разные вещи) на пять лет позже женщин, при меньшей средней продолжительности жизни.

    «Уравнивание» пенсионного возраста в настоящий момент не предвидится. Популистская это мера или нет — оставляем на суд читателя.

    Впрочем, надо отметить, что пенсионный возраст в РФ для женщин является одним из самых низких в мире. Но продолжительность жизни в РФ имеет на данный момент далеко не лучший мировой показатель, оставаясь, однако, выше среднемировой и демонстрируя устойчивый рост.

    При этом дефицит Пенсионного фонда РФ в 2015 г. планируется в 829 млрд рублей. Погашать его планируется за счет бюджетных средств, то есть «армия», «социалка» и прочее недополучат эти самые 829 млрд рублей.

    [править] Пенсионный фонд

    За короткую историю современной России порядок расчёта и финансирования пенсий уже успели изменить много раз. Главными изменениями стали вызвавшая большое бурление в обществе так называемая «монетизация льгот» и появление негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

    В идеале бюджет пенсионного фонда должен наполняться из налогов работающих и накоплений прошлых лет: взносы в ПФР являются одним из основных зарплатных налогов. В реальной жизни накопления прошлых лет практически отсутствуют, а налогов работающих не хватает, поэтому чуть ли не половину доходов пенсионного фонда составляют прямые дотации из бюджета страны. Ситуацию могли бы теоретически изменить негосударственные пенсионные фонды, однако государство регулярно перекраивает бюджет, изымая из них деньги на текущие нужды.

    Вместе с тем, согласно утверждению вице-премьера Ольги Голодец [22], «если бы у нас сегодня все платили нормально (страховые взносы), то пенсия была бы у нас почти 20 тысяч рублей».

    На 2014 год общее состояние российской пенсионной системы можно назвать сложным: хоть пенсионный фонд пока и не испытывает острых финансовых проблем, в перспективе страна может столкнуться с нехваткой денег на поддержание уровня обеспечения пенсионеров.

    [править] Пенсионные системы в других странах

    Пенсии существуют далеко не во всех странах мира, при этом даже в странах, в которых они существуют, ими охвачены обычно далеко не все слои населения. В Китае, например, пенсии положены только госслужащим и работникам промышленности.

    Размер пенсий в тех странах, где они положены всем, бывает очень разным. В большей части республик бСССР, например, пенсии значительно ниже, чем в России. В Западной Европе, наоборот, средний размер пенсии значительно выше, чем у нас.

    С другой стороны, средний пенсионный возраст в Европе составляет 65 лет [4] : это на 7,5 лет больше, чем в России. А если российский пенсионер решит работать до 65 лет, государство будет выплачивать ему увеличенную пенсию: в 2 раза большую женщинам и в 1,5 раза большую мужчинам. [23]

    [править] Пенсии в Германии

    На 2013 год средний размер пенсии в Германии составляет 1266 евро. С учётом разной покупательской способности наших валют и разного пенсионного возраста, это примерно втрое выше, чем в России. [24] [25] Хороший показатель, если учесть, что в конце девяностых годов размеры средних пенсий отличались в десятки раз.

    С 2015 года возраст выхода на пенсию в Германии — 67 лет. Таким образом, с учётом разницы в продолжительности жизни, государство платит среднему российскому пенсионеру дольше, чем среднему немецкому.

    [править] Пенсии в Японии

    Государственная пенсия в Японии составляет около 30 000 иен, это примерно 300 долларов. Если японец хочет получать большую пенсию, он должен позаботиться о ней сам. [26] Пенсионный возраст в Японии — 65 лет.

    [править] Пенсии в странах бСССР

    Самые большие пенсии в республиках бывшего Советского Союза в Прибалтике и в России, при этом относительно неплохие пенсии в Прибалтике обесцениваются довольно дорогой жизнью в этом регионе.

    Сразу после России идёт Беларусь, со значительным отставанием от неё — Казахстан, Азербайджан и Украина, пенсия в которой примерно вдвое ниже, чем в России. Пенсии в остальных странах бСССР значительно меньше. [27]

    Витрина западной демократии — Грузия — не может похвастаться большими пенсиями. Последние данные (от сентября 2013 года) сообщают о повышении минимальной пенсии в Грузии до примерно 91 доллара США. [28]

    [править] Пенсии в странах БРИКС

    К сожалению, данные о пенсионных системах в странах БРИКС фрагментарны и труднодоступны. Можно предположить, что средняя пенсия в Бразилии по крайней мере не ниже, чем в России [29].

    Средняя пенсия в Китае составляет несколько тысяч рублей, при этом большая часть китайцев пенсий не получает никаких и может рассчитывать только на поддержку детей. [30]

    В Индии пенсию платят только государственным служащим [31]. Исходя из низкого размера средней зарплаты в Индии можно предположить, что размер этой пенсии также невелик. Интересно, что в Индии предусмотрена пенсия для отслуживших слонов. Пенсионный возраст слонам установлен в 65 лет. [32]

    ЮАР имеет развитую систему пособий и дотаций. Согласно статье в англоязычной Википедии, так называемая «The State Old Age Pension», которую получают 80 % пожилых людей, составляла в 2007 году около 2500 рублей. Эта сумма более чем вдвое превышала средний доход чернокожего жителя страны. [33]

    Надо отметить, что в то время как в Бразилии, Индии и Китае пенсионный возраст примерно соответствует российскому, пенсионный возраст в ЮАР составляет 65 лет. [34]

    [править] Пропаганда и агитация

    Пенсии — одна из самых широко затрагиваемых в спорах о России тем: про пенсии с радостью и удовольствием говорят все стороны дискуссии.

    [править] Рост пенсий в нулевые годы

    Пенсии выросли в нулевые годы с 700 рублей в 1999 до 13 900 рублей (примерно 200 долларов США) в 2015 году. Это огромный рост, даже с учётом инфляции. Также можно вспомнить, что в 1999 году средняя пенсия в Германии составляла 1600—1900 марок (22-27 тыс. рублей), а сейчас составляет 1400 долларов США (около 100 000 рублей). То есть, разрыв между Российскими пенсионерами сократился за эти годы в невероятные 7 раз.

    При этом, впрочем, не следует забывать, что до кризиса 1998 года средняя пенсия в России была немного выше: примерно 50 долларов. Однако, опять-таки, это были не вполне честные 50 долларов, так как в лихие девяностые пенсию вполне могли задержать — чтобы выдать её пенсионерам уже подъеденной гиперинфляцией. Таким образом, разница между пенсиями 1998 года и 2015 года в долларовом эквиваленте составляет 50 и 200 долларов соответственно.

    [править] Моя мама получает пенсию 6000 рублей и платит 4500 за коммуналку

    Государство доплачивает пенсионерам за коммуналку так, чтобы расходы на коммунальные услуги не превышали 22 % от дохода пенсионера. Скорее всего, упомянутая дама живёт вместе с семьёй, и эти 4500 следует делить на нескольких человек.

    Иногда пишут, будто пенсионерам компенсируется коммуналка только за 9 квадратных метров площади, а за всю остальную квартиру надо платить в полном размере. Это не так. Дотация рассчитывается исходя из норматива:

  • на одинокого человека — 33 квадратных метра общей площади;
  • на семью из двух человек — 42 кв. м;
  • на семью из трех человек (и более) — по 18 м? на каждого.
  • Таким образом, если одинокая пенсионерка живёт в квартире площадью 38 квадратных метров, государство поможет ей с оплатой коммуналки за 33 квадрата, а за оставшиеся 5 квадратных метров пенсионерке придётся платить самостоятельно. [35]

    [править] Инфографика РБК

    По Рунету широко кочует безграмотная инфографика РБК о сравнении пенсий в разных странах, на которой Россия находится на последнем месте. Из режущих глаза ляпов следует выделить три:

  • Средняя пенсия в России не 8 тысяч рублей, а 10.
  • Средняя продолжительность жизни в России не 66 лет, а 70 лет.
  • В Китае пенсии получает сугубое меньшинство: большая часть пожилых людей пенсий не получает вообще.
  • Подробно инфографика разбирается в статье «Китайские шпионы на RBC».

    [править] Пенсионерки, пославшие Путину пенсию

    В апреле 2013 года две пенсионерки из Челябинской области возмутились тем, что им прибавили всего лишь по 300 рублей пенсии, и отправили эти прибавки Путину. После этого якобы их вызвали к себе чиновники и пригрозили уголовным преследованием.

    Самое любопытное в истории — абсолютный размер пенсий активисток. Большая часть журналистов обходит этот вопрос стыдливым молчанием, однако «Советская Россия» приводит конкретные цифры:

    У Людмилы Викторовны пенсия побольше, ставка в школе повыше: у нас 3700 рублей в месяц, у учителя — 4100 рублей.

    Это очевидная неправда, так как минимальная трудовая пенсия в Челябинской области составляла на начало 2013 года 5 400 рублей.

    [править] Сбор денег на дрова пенсионеркам

    Осенью 2015 года по «Первому каналу» вышел сюжет о пенсионерах, которым не хватает денег на дрова. Сюжет получился трогательным, однако заявленные журналистами факты выглядят не соответствующими действительности. Так, например, журналисты пишут, будто госпоже Назаровой 85 лет, и что её пенсия составляет 6 тысяч рублей:

    Вместе с тем после 80 лет пенсионеры могут рассчитывать на автоматическое повышение пенсии: [36]

    Согласно ФЗ-173, пенсионер после 80 лет может рассчитывать на 100%-ное увеличение базовой фиксированной ставки. С 2015 года эта величина переименована в фиксированную выплату (ФВ). С 1 февраля этого же года ее минимальный размер был увеличен по отношению к началу года. Это связано с нестабильной экономической обстановкой, из-за которой потребовалась дополнительная индексация. Сейчас минимальная ФВ равна 4383,59 рубля. У некоторых категорий граждан, например, у пенсионеров с инвалидностью, этот размер может быть иным. После 80 лет ФВ увеличивается на 100%, следовательно, для достигших этого возраста исчисление пенсии происходит от ставки 8767,18 рубля.

    Проще говоря, после 80 лет минимальная пенсия в России — около 9 тысяч рублей. Это экстремальный случай: без учёта разнообразных пособий типа пособия на помощника, который помогает пенсионерам. Пенсионный фонд при этом работает очень и очень неплохо: порядок там по сравнению с тем, что было 15-20 лет назад, идеальный, если ошибки в расчётах и случаются, исправляют их быстро.

    [править] «Дворцы» Пенсионного фонда

    Естественно, что сотрудникам Пенсионного фонда в любом случае нужно где-то работать и принимать посетителей, и если Пенсионный фонд не будет строить свои здания, он будет тратить те же суммы на аренду чужих зданий. Да и дворцами эти здания выглядят лишь на фоне окружающей архитектурной обстановки периода Н. С. Хрущева (где любой современный жилой дом или магазинчик тоже будет выглядеть дворцом), хотя на самом деле являются очень простыми и недорогими строительными объектами, возведенными по типовым проектам офисных зданий эконом-класса.

    В обсуждении вопроса строительства зданий пенсионным фондом не следует забывать еще о двух вещах: 1. В отделениях пенсионного фонда хранится первичная документация (как в бумажном, так и в электронном виде), содержащая, в том числе персональные данные россиян. Хранить эти сведения в случайных арендованных помещениях явно не стоит. Здание должно быть специальным образом зонировано и доступ посторонних в «чистую зону» (там где стоят серверы и находится архив) должен быть принципиально исключен. А зонированное здание не может быть маленьким, так как «чистая зона» будет иметь свои кабинеты, коридоры, лестницы и даже туалеты. 2. В отделениях пенсионного фонда всегда вал посетителей. Это и сами пенсионеры и представители работодателей. Такие здания должны иметь достаточно просторные холлы, чтобы посетителям не пришлось толкаться в узких коридорах, а то и ждать очереди на улице.

    Повышение пенсии на 1000 ? в месяц с 2020 года. Кого ждет прибавка?

    Помните шум по поводу повышения пенсионного возраста? Кроме этого есть и другие особенности пенсионной реформы, о которых важно знать. Сам пенсионный возраст повысят не сразу, а в течение 10 лет, поэтому мы начнем с тех поправок, которые коснутся пенсионеров уже через несколько дней.

    Речь пойдет о прибавке к пенсии. Есть ли эта прибавка на самом деле и какую сумму добавит государство после 1 января? Тут разбираем только законы и действующую нормативку, без слухов и спекуляций.

    Главное о повышении пенсий

    Вот основные условия для индексации пенсий:

    1. Страховые пенсии в 2020 году вырастут на 7,05%. Один балл теперь стоит 87,24 рубля, фиксированная часть составит 5334 рубля.
    2. Средняя пенсия в России увеличится на тысячу рублей в месяц и составит 15 400 рублей. Но у каждого прибавка будет своя. Повышение зависит от прежнего размера пенсии.
    3. Каждый год пенсия будет расти примерно на тысячу рублей. Опять же, усредненно. Индексация утверждена на пять лет вперед.
    4. Повышение пенсии на 7,05% касается только неработающих пенсионеров. У работающих индексация на других условиях и в другое время.
    5. Все это мы взяли из федерального закона № 350-ФЗ, а не из СМИ и публичных заявлений чиновников.
    6. Повышение пенсий происходит каждый год. Раньше сумма прибавки была примерно вдвое меньше.

    О какой прибавке идет речь?

    Речь об индексации пенсий. Государство централизованно повышает всем пенсионерам выплаты на какой-то процент. Так компенсируют инфляцию: продукты, коммуналка, проезд и лекарства дорожают, а других источников дохода у многих пожилых людей нет.

    Когда обсуждали закон о пенсионной реформе, шла речь о прибавке нынешним пенсионерам. Им обещали повысить размер пенсии примерно на тысячу рублей. При сумме выплат в 13—14 тысяч рублей прибавка для многих весьма существенная. Условие о повышении на самом деле появилось в законе.

    Как было раньше?

    Обычно страховые пенсии индексировали на процент, который был немного выше официальной инфляции. Например, при инфляции 2,5% индексация трудовых пенсий составляла 3,7%. В пересчете на среднюю пенсию по России — это 500 рублей в месяц.

    Например, в прошлом году индексация была после 1 февраля и составила 3,7%. Это значит, что пенсионер Иван Иванович до 1 февраля получал 14 тысяч рублей пенсии, а стал получать 14 500.

    Фактически прибавка вышла символической: она просто шла на компенсацию повышения цен.

    Прибавка в рублях зависит от размера пенсии. Если Иван Иванович получает 14 тысяч рублей, в 2020 году ему добавляли 500 рублей, а Петру Петровичу с пенсией 10 тысяч — только 370 рублей.

    Как будет с 2020 года?

    В 2020 году страховые пенсии проиндексируют на 7,05%. Это почти в два раза больше, чем год назад, гораздо больше, чем обычно, и вдвое выше предполагаемой официальной инфляции. За все время индексаций по новым правилам такого повышения действительно никогда не было. И это повышение — уже не просто обещание чиновников, а норма федерального закона.

    Найти ее не так уж просто. В законах о пенсиях вы не найдете упоминания 7,05% и тысячи рублей. Поэтому рассказываем, где спрятано условие об индексации:

    На сколько вырастут пенсии?

    Повышение зависит от того, какую пенсию конкретному человеку платят сейчас. Когда говорят о тысяче рублей прибавки, то имеют в виду среднюю страховую пенсию по России — 14 414 рублей. Если такую пенсию увеличить на 7,05%, то прибавка составит как раз тысячу. И пенсионер в 2020 году будет получать уже 15 400 рублей.

    Если пенсия составляет 12 тысяч рублей, прибавят 850 рублей, зато к пенсии в 20 тысяч добавят 1400.

    Помогите посчитать прибавку родителям и бабушкам. Если соседки на лавочке говорят, что Путин всем обещал по тысяче сверху, это не так. Пенсию повысят по-разному.

    Средняя пенсия в России в 2020 году

    Средняя пенсия в России в 2020 году составила 14 116 рублей . 2020 год связан с положительными ожиданиями населения в части повышения уровня пенсионных выплат без изменения пенсионного возраста, благодаря проводимой государством и президентом политике. Ожидается пересмотр пенсионных выплат для некоторых сегментов населения, а также процедура индексации пенсионных пособий.

    Средняя пенсия в России в 2020 году — предпосылки увеличения

    В 2020 году рост пенсионных выплат ощутят на себе сразу несколько групп населения:

  • Будут проиндексированы страховые пенсии неработающим гражданам. Рост выплат в случае конкретного лица зависит от двух факторов: величины заработка в период трудоустройства, а также стажа. В среднем же, в 2020 году пенсии вырастут на 1 тыс. рублей.
  • С 01.04.2020 ожидается рост государственных и социальных пенсий на 2%. Показатель индексации для соцвыплат, осуществляемых Пенсионным фондом, — 4,3%.
  • В августе вырастут выплаты для работающих пенсионеров. Размер повышения индивидуален: решающее значение имеют взносы, направленные работодателем в Пенсионный фонд. Но минимальная величина надбавки определена – от трех баллов (при стоимости одного балла в 87 рубл. 24 коп). Следовательно, занятые в экономике пенсионеры могут рассчитывать на поощрение в 244,47 рублей.

Индексация пенсии в 2016 — 2020 годах

После рекордной индексации 2015 года, когда выплаты выросли на 11,4%, увеличение пенсий происходило низкими темпами:

  • В 2016 году впервые было решено не индексировать пенсии работающим гражданам. В феврале роста выплат на 4% дождались лишь нетрудоустроенные пенсионеры.
  • В 2017 году повышение произошло дважды: в феврале на 5,8% была проиндексирована фиксированная выплата неработающим гражданам, а в апреле – на 0,38% выросла страховая пенсия как для работающих, так и неработающих пенсионеров.
  • В 2020 году выплаты для неработающих пенсионеров повысили на 3,7% – это наименьший показатель за предшествующие годы. Мораторий на индексацию выплат для работающих пенсионеров продолжил действовать.
  • В 2020 году величина индексации составляет 7,05% и, таким образом, превышает уровень инфляции вдвое. Соцвыплаты от Пенсионного фонда вырастут на 4,3%, а государственные и социальные пенсии – на 2%.

Средняя пенсия в России по годам

В 2016-2020 гг. российские пенсионеры получили минимальные надбавки: в правительстве это объясняют системными проблемами в экономике, которые наметились из-за обвала цен нефть и введения международных санкций. Недостаток средств в казне сказался на размере выплат. В рублевом эквиваленте их размер составил:

Средняя пенсия в России за год выросла на 60 процентов и составила 7,1 тысячи рублей

Размер средней назначенной пенсии россиян в январе 2010 года составил 7,1 тысячи рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 года в 1,6 раза, говорится в докладе Росстата, распространенном в среду.

«В январе 2010 года средний размер назначенных пенсий, по предварительным данным Пенсионного фонда РФ, составил 7 тысяч 119 рублей и увеличился по сравнению с январем 2009 года в 1,6 раза», — говорится в документе. В докладе отмечается, что такой рост вызван тем, что в 2009 году дважды индексировалась страховая часть трудовой пенсии на 17,5% и 7,5%, базовая часть трудовой пенсии была увеличена в 1,4 раза, а также в связи с проведением с 1 января 2010 года валоризации страховой части пенсии.

Программа валоризации пенсий предусматривает увеличение размера трудовой пенсии у людей, имеющих трудовой стаж до 2002 года, которое заключается в увеличении пенсионного капитала на 10% и дополнительно по одному проценту за каждый год стажа до 1991 года.

По данным ПФР, в результате валоризации пенсии увеличились у 36 миллионов пенсионеров. На увеличение пенсий в рамках валоризации за два месяца 2010 года из бюджета ПФР было направлено более 80 миллиардов рублей.

В целом на валоризацию в 2010 году в бюджете фонда заложено 502 миллиарда рублей. Прибавка от валоризации у каждого пенсионера индивидуальна, поскольку зависит от стажа и прежнего заработка, на основе которых формируется расчетный пенсионный капитал, отмечают в Пенсионном фонде.

Средняя сумма прибавки у получателей трудовой пенсии по старости за счет валоризации составила 1,09 тысячи рублей. При этом прибавки от 1 до 1,5 тысячи рублей получили свыше 30% от общего числа получателей трудовой пенсии по старости, свыше 1,5 тысячи рублей — 23% от общего числа таких пенсионеров. При этом, средняя прибавка к пенсии россиянам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, составила 1,7 тысячи рублей, участникам Великой Отечественной войны — 1,85 тысячи рублей, родителям погибших военнослужащих — 1,04 тысячи рублей.

Средняя трудовая пенсия по России выросла в 2007 году на 27 проц.

В 2007 году пенсии повышались 2 раза в плановом порядке и один раз по поручению главы государства. Так, с 1 апреля 2007 года базовая часть трудовой пенсии выросла на 7,5 проц., страховая часть трудовой пенсии — на 9,2 проц., также на 7,5 проц. была проиндексирована ежемесячная денежная выплата. С 1 октября 2007 года базовая часть трудовой пенсии составила 1260 рублей.

С 1 декабря 2007 г. президент распорядился повысить базовую часть трудовой пенсии на 300 рублей. Таким образом она достигла 1560 рублей.

Таким образом, доходы многочисленной армии российских пенсионеров, которая насчитывает 38 млн человек, медленно, но верно растут. По итогам года с учетом «путинского» внепланового повышения средняя российская пенсия в составит 3656 руб., а трудовая пенсия по старости — 3940 рублей. Прирост получился существенный — на целых 26,7 проц., тогда как в 2006 г. пенсии выросли в среднем на 11,7 проц.

Реальный средний размер назначенной ежемесячной пенсии, скорректированный на инфляцию, увеличился в России в ноябре 2007 года по сравнению с тем же месяцем 2006 года на 4,1 проц. Как сообщает Росстат, по сравнению с октябрем текущего года реальный размер средней пенсии в ноябре снизился на 1,1 проц.

В ноябре 2007 года средняя назначенная месячная пенсия составила 3 тыс. 296 руб. и выросла по сравнению с ноябрем 2006 года в номинальном выражении на 16,1 проц.

Средний размер назначенных пенсий в ноябре 2007 года составил лишь 22,9 проц. от средней начисленной зарплаты (в ноябре 2006 года — 25,1 проц.)

С 1 января 2008 г. вступает в силу Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающий повышение размера базовой части трудовой пенсии гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет — на 50 процентов, а в приравненных к ним местностях не менее 20 календарных лет — на 30 проц., независимо от места их жительства.

Помимо увеличения размеров базовых частей всех видов трудовых пенсий в 2007 году увеличены те денежные выплаты, размеры которых определяются в соответствующем процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии.

По итогам 2006 года средняя пенсия по старости в России составила, по данным Пенсионного фонда России 3087 рублей. Социальная пенсия к концу 2006 года — 1950 рублей.

В 2008 году повышение пенсий составит 15 проц. и планируется только в августе 2008 года. До этого пенсию обещают проиндексировать на инфляцию за 2007 год. И еще 7,5 проц. могут добавить исходя из роста среднемесячной заработной платы в стране и с учетом индекса роста доходов Пенсионного фонда.

ПФР уже подсчитал, что средний размер трудовой пенсии по старости возрастет в 2008 году до 4587 руб. Средний размер социальной пенсии составит 3216 руб., или 98,3 проц. от величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

К тому же за военных пенсионеров внепланово вступился президент РФ Владимир Путин. Он вновь подкорректировал планы. Президент 17 декабря предложил повысить денежное довольствия военнослужащим на 18 проц. в два этапа, причем не с конца сентября, как было запланировано, а с 1 февраля следующего года. Соответственно, должен произойти перерасчет пенсий военных пенсионеров.

Порядок формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

Сформированная в Российской Федерации система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав приобретенных в рамках данной системы.

С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (новая пенсионная формула), трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии влияет:

  • размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;
  • длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
  • возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.
  • По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия — на 45%; если — 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия — в 2,32 раза.

    Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

    В настоящее время величина коэффициента замещения близка к 40 процентам утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате (по методике расчета, сложившейся в Российской Федерации) и значительно превышает 40 процентов по методике расчета по стандартам Международной организации труда.

    Необходимо отметить, что в условиях новых социально-экономических вызовов российская пенсионная система сохранила весь накопленный отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения:

    • в России возраст выхода на пенсию — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, остается самым низким среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства, а также Восточной Европы, включая страны бывшего СССР, несмотря на то, что с начала 20 века во всех странах мира, в том числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда изменились, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг;
  • ежегодно в пенсионную систему приходит порядка 300-400 тыс. «новых» пенсионеров, в этом случае можноговорить о стабильном расширении охвата населения пенсионным обеспечением. Это сотни тысяч новых получателей пенсий ежегодно, а значит ежегодное значительное увеличение социальных расходов государства;
  • сохранены досрочныепенсии для граждан, занятых на работах с вредными либо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, а также для педагогических, медицинских и творческих работников;
  • сохранены досрочныепенсии для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • сохранены так называемые «северные» коэффициенты, увеличивающие фиксированную выплату к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство Российской Федерациив зависимости от района проживания на период проживания «пенсионеров-северян» в этих районах;
    • сохранен порядок, в соответствии с которым не производятся прямые отчисления из заработной платы работников посредством взносов в систему обязательного пенсионного страхования,при этомстраховые взносы за работников уплачиваются работодателями;
    • сохранены льготы по выплате пенсий работающим пенсионерам, необходимо отметить, что по своей правовой природе выплата страховых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из того, что пенсия — это компенсация утраченного заработка, должна быть связана с получением заработка. Целевое предназначение страховых пенсий – предоставление гражданину средств к существованию, который в силу нетрудоспособности, связанной, в том числе с пожилым возрастом, не имеет возможности трудиться и утратил заработок. Вместе с тем, понимая интересы наших граждан, решено сохранить выплату пенсий при наличии заработка, при этом лишь несколько ограничив размер пенсий работающим пенсионерам на сумму индексации;
    • предусмотрены нормы, направленные на стимулирование деятельности субъектов экономической деятельности, путем установления пониженных тарифов на обязательное пенсионное страхование.
    • Кроме того, ежегодно в рамках федерального бюджета бюджету ПФР выделяется межбюджетный трансферт на финансирование государственных обязательств по обязательному пенсионному страхованию.

      Повышение уровня пенсионного обеспечения, несмотря на проводимые мероприятия по увеличению пенсий, является актуальным для всех категорий пенсионеров. Государство в рамках законодательства Российской Федерации принимает соответствующие меры по улучшению материального положения пенсионеров.

      Что касается накопительной пенсии, сообщается — накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии — накопительную пенсию.

      Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.е. находящихся в ПФР) или на пенсионном счете накопительной пенсии (т.е. находящихся в негосударственных пенсионных фондах).

      Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который, начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

      На 2020 год в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 419-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год» установлен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии — 20 лет 6 месяцев (246 месяцев).

      Размер накопительной пенсии подлежит увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения накопительной пенсии средств пенсионных накоплений.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *