Платить ли штраф, если инспекция не выставила требование. Куда платить штраф налоговой

Окт 14, 2019 Законы

Платить ли штраф, если инспекция не выставила требование?

В нашей организации проведена выездная налоговая проверка. Инспекция составила акт проверки без отражения в нем информации о штрафе, а по итогам вынесено решение о начислении штрафа и пеней. Организация заплатила пени согласно акту выездной проверки. Основанием для уплаты штрафа является требование, реквизиты которого необходимо указать в платежном поручении. Требование об уплате штрафа налоговым органом выставлено не было. Может ли организация заплатить штраф при отсутствии требования о его уплате?

В соответствии с п. 2 ст. 70 НК РФ в адрес налогоплательщика в течение 10 дней с момента вступления в силу решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, вынесенного по результатам налоговой проверки, направляется требование об уплате налога, пеней и штрафов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/[email protected]

Требованием об уплате налога, пеней и штрафов признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, пеней, штрафов (п. 1 ст. 69 НК РФ).

Как следует из п. 4 ст. 69 НК РФ, требование во всех случаях должно содержать сведения:

  • о сумме задолженности по налогу;
  • о размере пеней, начисленных на момент направления требования;
  • о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
  • о сроке исполнения требования;
  • подробные данные об основаниях взимания налога, пеней и штрафа, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог и соответствующие санкции;
  • о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
  • По нашему мнению, если требование об уплате налога, пеней и штрафа оформлено с существенным нарушением установленного порядка либо оно не вручено налогоплательщику, то его исполнение организацией необязательно. Подтверждение этой позиции можно встретить в арбитражной практике (постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2003 № А56-30590/02, ФАС Центрального округа от 15.08.2008 № А54-66/2008-С5).

    Налоговые штрафы

    Штрафы ФНС РФ в качестве меры воздействия на нерадивых налогоплательщиков применяет достаточно часто. Налогоплательщик обязан оплатить его наряду с налогом на основании требования инспектора. Конечно, при несогласии с вынесением решения о назначении санкции налогоплательщик вправе оспорить его в суде.

    Законодательная основа

    Налоговые штрафы — это санкция, денежное взыскание за совершение налогового правонарушения. В соответствии со ст. 114 НК РФ это мера материальной ответственности, размер которой устанавливается на основании норм закона в зависимости от серьезности правонарушения. При наличии смягчающих обстоятельств (тяжелое материальное положение физлица, совершение нарушения под угрозой, в результате стечения тяжелых обстоятельств, суд и налоговый орган вправе в качестве смягчающих принять и другие ситуации) сумма штрафа должна быть уменьшена не меньше чем вдвое.

    Порядок оплаты

    Как заплатить штраф в налоговую? На основании ст. 45 НК РФ сделать это может как сам должник, так и его представитель. В соответствии с разъяснениями ФНС РФ, если оплата штрафа налоговой инспекции производится представителем, в полях платежного документа «ИНН» и «КПП» ставятся значения, соответствующие данным самого должника. При отсутствии ИНН и при уплате за физлицо в полях «КПП» и «ИНН» значения не проставляются или указывается 0.

    Физлицо может совершить перечисление суммы через Личный кабинет на официальном сайте ФНС или оформить там документ и затем обратиться в любой коммерческий банк. КБК для штрафов устанавливается особенный, не такой, как для основных платежей. В нем значения с 14 по 17 цифры всегда устанавливаются 3000.

    Исковая давность

    Это понятие означает период, в пределах которого возможно осуществление судебной защиты прав заинтересованного лица. Срок исковой давности по штрафам налоговой устанавливается в ст. 113 и 115 НК РФ и именуется «срок давности взыскания», так как и сама ИФНС может выставлять обязательные требования и совершать некоторые действия по принудительному исполнению своих решений (обращение на средства в банке или за счет электронных денежных средств).

    Общий равняется трем годам, как и по иным требованиям. Однако есть специфика в его расчете. Так, в соответствии со ст. 113 НК РФ срок отсчитывается со дня совершения правонарушения или со дня, следующего за налоговым периодом, в котором оно было совершено.

    Второй вариант применяется в случае:

  • грубого нарушения правил учета объектов налогообложения, а также доходов и расходов;
  • неуплаты обязательного платежа или неполной его уплаты.
  • Если лицо препятствует проведению проверки, давность не рассчитывается за этот период. Это правило касается только привлечения к ответственности. То есть, в течение периода в три года с момента совершения нарушения гражданин и организация могут быть привлечены к ответственности. Порядок реального взыскания денег иной.

    Порядок взыскания

    Для организаций и ИП он следующий:

  • в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения о начислении штрафа ИФНС направляет нарушителю соответствующий акт;
  • если требования не исполнены — не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного для исполнения требования, налоговики могут обратить взыскание на доступные денежные суммы на счетах и т.д.;
  • если в течение двух месяцев ничего не предпринято, есть еще шесть для обращения в суд за счет имущества.
  • В случае если должником является физлицо, за взысканием штрафа в сумме, превышающей 3000 рублей, налоговики могут обратиться в суд в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования. В отношении других сумм действует «накопительная» система.

    Если в течение трех лет с момента, когда истек период исполнения самого раннего требования об оплате на сумму менее трех тысяч рублей, долг конкретного лица с учетом всех новых требований превысит указанную сумму, заявление в суд будет предъявлено в течение полугода со дня, когда долг в общей сумме превысил три тысячи рублей.

    Если же за 3 года долг гражданина так и не превысил 3 000 рублей, иск в суд будет подан в течение полугода со дня истечения такого трехлетнего срока.

    Куда платить штраф за несвоевременную подачу РСВ?

    Добрый день!
    Уважаемый автор вопроса! Когда Вы задаёте вопрос, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято здороваться, а также говорить «спасибо» и «пожалуйста». Уважительное отношение к форумчанам, экспертам и модераторам — требование правил форума.

    Пожалуйста, не создавайте новую тему с таким же вопросом. На Ваш вопрос Вам ответят здесь, в этой теме.

    Добрый день! А Вам решение о штрафе уже пришло из налоговой? Ст. 101 НК РФ:

    7. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
    1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
    При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы; (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
    .
    9. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
    .
    15.1. .
    Копии решений налогового органа, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней со дня вынесения соответствующего решения передаются (направляются) налоговым органом лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его представителю). (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ) (п. 15.1 введен Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ)

    Если еще не получали — можете спокойно его дождаться, там будут указаны все суммы и КБК, куда и что уплачивать.

    Налогоплательщик обязан уплачивать не только сам налог, но и санкции в виде штрафа, наложенные на организацию или физлицо за нарушение налогового законодательства. О способах, как заплатить штраф в налоговую инспекцию, расскажем в нашей консультации.

    Штрафы налоговой инспекции

    Штрафы ФНС предусмотрены за налоговые правонарушения. Виды налоговых правонарушений и ответственность за них в виде штрафа указаны в гл. 16 НК РФ и рассматривались нами в отдельной консультации.

    Оплата штрафа налоговой инспекции

    Штраф может быть уплачен как самим должником, так и за него третьим лицом (п. 1 ст. 45 НК РФ).

    При этом в соответствии с Информацией ФНС при уплате штрафа иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика нужно указывать ИНН и КПП должника, за которого производится уплата. При отсутствии ИНН у физлица, а также в поле КПП при уплате штрафа за физлицо указывается «0». В поле «Плательщик» нужно указать лицо, оформившее платежное поручение.

    Физлицо может уплатить штраф через свой Личный кабинет или через любое отделение банка, предварительно сформировав в своем кабинете квитанцию на оплату.

    Необходимо иметь в виду, что КБК по штрафам в налоговую – особенный. В нем независимо от вида налога 14-17 разряды принимают значение 3000.

    Срок исковой давности по штрафам налоговой

    Сроки взыскания штрафов для организаций и ИП, а также физлиц, не являющихся предпринимателями, различные.

    Для организаций и ИП порядок следующий. В течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по налоговой проверке, в результате которой был начислен штраф, налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование об уплате штрафа (п. 2 ст. 70 НК РФ). Если это требование не было своевременно исполнено, не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного в требовании срока налоговая инспекция принимает решение о взыскании штрафа за счет денежных средств налогоплательщика. Если этот двухмесячный срок налоговая пропустит, у нее есть 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования, чтобы подать в суд заявление о взыскании штрафа (п. 3 ст. 46 НК РФ).

    Если же денежных средств для погашения штрафа на счетах налогоплательщика недостаточно, налоговая инспекция может принять решение о взыскании штрафа за счет имущества налогоплательщика. На вынесение такого решения ей дается 1 год со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании. Если в этот срок налоговая не вынесет такого решения, то в течение 2 лет с момента истечения срока уплаты, указанного в требовании, она может подать на должника в суд заявление о взыскании штрафа за счет имущества должника (п. 1 ст. 47 НК РФ).

    Что касается сроков взыскания штрафов с физлиц, не являющихся предпринимателями, то он такой. Если сумма штрафа по требованию (с учетом всех просроченных налогов, сборов и пеней) превышает 3 000 рублей, то налоговая инспекция в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования подает заявление в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).

    Когда сумма задолженности по требованию с учетом штрафа не превышает 3 000 рублей налоговая инспекция не будет торопиться с обращением в суд.

    Если в течение 3 лет с момента, когда истек срок исполнения самого раннего требования об уплате на сумму менее 3 000 рублей, долг налогоплательщика с учетом новых выставленных требований превысит 3 000 рублей, заявление в суд будет подано в течение 6 месяцев со дня, когда суммарный долг по требованиям превысил 3 000 рублей.

    Если же за 3 года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования на сумму менее 3 000 рублей, налоговый долг физлица так и не превысил 3 000 рублей, в суд будет подано заявление о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения такого трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).

    Как создать платёжку на уплату пени и штрафов

    Справочная / Всё про налоги

    Как создать платёжку на уплату пени и штрафов

    Сколько видов налогов — столько пени и штрафов и по ним. Для каждого вида нужна своя платёжка с особенными реквизитами. Реквизиты будут зависеть даже от того, добровольно вы собрались платить штрафы и пени или нет.

    Эльба готовит платёжки по пени и штрафам автоматически, если в раздел Письма пришло требование на их уплату. Вы увидите в открытом требовании кнопку «Оплатить или скачать платёжки».

    Если требование не пришло, или вы хотите покончить с хвостами добровольно, — читайте нашу инструкцию.

    Создать платёжку вам поможет сайт налоговой. Давайте разбираться по шагам, что же там выбирать.

    Шаг 1. Тип налогоплательщика и вид платёжного документа

    Налогоплательщик: ООО выбирают «Юридическое лицо», ИП — «Индивидуальный предприниматель или глава КФХ или физическое лицо, занимающееся частной практикой».

    Расчетный документ: Платежный документ, если собираетесь платить с расчётного счёта.

    Шаг 2. Вид платежа — самое интересное

    Заполнять поля из выпадающих списков не очень просто, поэтому советую найти готовый КБК пени/штрафа здесь, вставить его в поле «КБК» без пробелов и сразу нажать «Далее» — остальные поля в этом блоке заполнятся автоматически.

    Вот КБК, которые вы можете искать.

    Страховые взносы ИП с 2017 года
    Пени на ОПС: 18210202140062110160
    Штрафы на ОПС: 18210202140063010160

    Пени на ОМС: 18210202103082013160
    Штрафы на ОМС: 18210202103083013160

    УСН «доходы»
    Пени: 18210501011012100110
    Штрафы: 18210501011013000110

    УСН «доходы минус расходы»
    Пени: 18210501021012100110
    Штрафы: 18210501021013000110

    ЕНВД
    Пени: 18210502010022100110
    Штрафы: 18210502010023000110

    НДФЛ за сотрудников
    Пени: 18210102010012100110
    Штрафы: 18210102010013000110

    Страховые взносы за сотрудников с 2017 года
    Пени на ОПС: 18210202010062110160
    Штрафы на ОПС: 18210202010063010160

    Пени на ОМС: 18210202101082013160
    Штрафы на ОМС: 18210202101083013160

    Шаг 3. Реквизиты получателя платежа

    Здесь заполняете реквизиты налоговой. Пени и штрафы платите в ту же налоговую, что и налог по которому их начислили.

    Шаг 4. Реквизиты платёжного поручения

    Статус лица: «09 — Индивидуальный предприниматель» или «01 — Юридическое лицо».

    — Если платите добровольно — «ЗД — Добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа». Поля «налоговый период» и «дата подписи декларации налогоплательщиком» оставляете пустыми.

    — Если платите по требованию — «ТР — Погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа». Срок, номер и дату требования вы легко найдёте в самом требовании.

    — Если платите по акту проверки — «АП — Погашение задолженности по акту проверки». Номер и дату акта проверки смотрите в акте.

    Очерёдность платежа: 5.

    Сумма платежа: вписываете свою.

    Шаг 5. Реквизиты плательщика

    Здесь заполняете свои реквизиты > «Сформировать платёжное поручение»

    Сдавайте отчётность в три клика

    Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН, ЕНВД и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

    Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

    • Романов Д.И. | юрист ООО «Резилюкс Дистрибьюшн»
    • Рекец И.Г. | исполнительный директор ЗАО «Аспект»

    Налоговые инспекции должны осуществлять налоговый контроль над деятельностью индивидуальных предпринимателей. Он необходим для проверки соблюдения и правильного исполнения налогового законодательства всеми налогоплательщиками.
    Одной из основных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок (ст. 82 НК РФ). Каждый индивидуальный предприниматель может столкнуться с такой проверкой. При проверке могут быть выявлены нарушения, за которые впоследствии наложат штрафы. Как избежать штрафных санкций от налоговых инспекторов – ­рассмотрим в статье.

    Налоговая проверка

    Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):

    Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.

    Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.

    Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.

    Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.

    Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.

    При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.

    Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.

    После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.

    Спорные вопросы по акту о проверке

    Если по результатам проверки предпринимателя не составлен акт, то считается, что проверка состоялась, но нарушений налогового законодательства в ходе проверки не обнаружено. Решение о привлечении предпринимателя к ответственности без составления акта о выявленных нарушениях налогового законодательства является незаконным. Так определено в пункте 17 совместного постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. I Налогового кодекса РФ» (далее – Постановление).

    Из Постановления можно сделать вывод о том, что акт необходим как документ, являющийся основанием для осуществления налоговиками дальнейшей процедуры привлечения предпринимателя к ответственности и дальнейшего применения механизмов принудительного взыскания налогов и, как следствие, – наложения штрафов за их неуплату. Подтверждение данного вывода мы найдем в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2006 г. по делу № Ф08-1583/2006-652А, ФАС Северо-Западного округа от 25 августа 2006 г. по делу № А56-53796/2005, ФАС Центрального округа от 20 марта 2006 г. по делу № А09-3956/05-22.

    Если в акте о произведенной проверке предприниматель не обнаружил фактов совершенных им налоговых правонарушений (то есть отсутствуют разъяснения, по каким сделкам и на каком основании налоговый орган не принимает к вычету налог на добавленную стоимость или не признает расходы по НДФЛ) и/или отсутствуют документальные подтверждения таких фактов, то такой акт и решение, вынесенное на основании этого акта, будут признаны судом недействительными (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 мая 2004 г. по делу № Ф08-2218/2004-861А). Акт налоговой проверки в обязательном порядке должен содержать факты о совершении налогового правонарушения, которые должны быть ­подтверждены налоговыми инспекторами документально (п. 2 ст. 100 НК РФ).

    Следовательно, правильное составление акта, полное отражение в нем выявленных нарушений, направление акта, последующие изучение и составление возражений на него предпринимателем являются элементом досудебного рассмотрения возможного спора по итогам налоговой проверки и служат гарантией соблюдения прав предпринимателя.

    При несогласии с доводами, изложенными в акте, предпринимателю следует написать возражения на акт налоговой проверки в течение 15-ти дней с момента его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Форма возражений на акт является произвольной.

    Таким образом, предпринимателю необходимо обращать внимание и на оформление этого ненормативного акта налогового органа. Как показывает практика, впоследствии все действия, требования налогового органа об уплате налогов и санкций могут быть признаны незаконными из-за неправильного составления акта налоговой проверки.

    Решение налогового органа о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности

    Материалы налоговой проверки рассматриваются при участии индивидуального предпринимателя или его представителя. О времени и месте рассмотрения предпринимателя извещают отдельно.

    По результатам рассмотрения материалов, в случае нарушения норм налогового законодательства, руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) выносит решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершенное налоговое правонарушение (подп.1 п. 7 ст. 101 НК РФ). Решение оформляется в течение 10-ти дней с момента окончания течения срока, предоставленного для составления возражения по акту налоговой проверки (напомним, этот срок равен 15 дням).

    При составлении решения по результатам проверки налоговый орган руководствуется пунктом 8 статьи 101 НК РФ.

    Пункт 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ

    В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налого­плательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной ­недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

    Решение о привлечении к налоговой ответственности вступает в силу через 10 дней со дня его вручения предпринимателю (п. 9 ст. 101 НК РФ). В случае уклонения от получения решения действия налогового органа аналогичны действиям, совершаемым при уклонении предпринимателя от получения акта налоговой проверки. А именно – решение направляется «уклонисту» заказным письмом по почте и считается полученным на шестой день.

    Вступление в силу решения о привлечении к налоговой ответственности – это момент начала его исполнения. Исполнение решения предполагает также меры по принудительному взысканию. Разумеется, предприниматель в этом не заинтересован. Предлагаем ему предпринять следующие шаги.

    Обжалование во внесудебном порядке

    Если предприниматель хочет приостановить исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности и не дать ему вступить в силу, он должен воспользоваться введенным с 1 января 2007 г. правом ­апелляционного обжалования в вышестоящий налоговый орган (ст. 101.2 НК РФ).

    В апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы может быть обжаловано только не вступившее в силу решение.

    Исполнение принятого, но не вступившего в силу решения будет приостановлено до завершения разбирательства в апелляционном порядке, так как оно не вступит в силу до его утверждения вышестоящим налоговым органом, рассматривающим апелляционную жалобу.

    Налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу на решение, вправе отменить его, изменить, оставить без изменения. Эффективность подачи апелляционной жалобы пока малоизвестна, поскольку с момента применения этого института (с 1 января 2007 г.) прошло ­незначительное количество времени.

    Если предприниматель пропустил срок вступления решения в силу, он не лишается права на обжалование. В этом случае он просто должен направить обычную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Такая жалоба, в отличие от апелляционной, подается на уже вступившее в силу решение. То есть данное решение уже находится на стадии исполнения, а подача жалобы не приостанавливает его исполнение.

    Поэтому при подаче таких жалоб рекомендуется ходатайствовать о приостановлении исполнения решения. Ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого акта необязательно для исполнения налоговыми органами (ст. 141 НК РФ), однако попытаться использовать такую ­возможность необходимо.

    Если все вышеперечисленные мероприятия не увенчались успехом – предпринимателю необходимо обратиться в арбитражный суд

    Обжалование через суд

    Обжалование решений налоговых инспекций можно производить и путем обращения в арбитражный суд. Это самый эффективный способ. Подача жалоб в вышестоящие налоговые инстанции зачастую лишь затягивает время, не давая желаемых результатов. То есть для того чтобы обратиться с заявлением в суд, совсем нет необходимости «обивать пороги» вышестоящих налоговых органов. Заявление можно подать в арбитражный суд непосредственно, минуя налоговиков.

    Судебное обжалование происходит в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ. Индивидуальный предприниматель подает заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции, в котором излагает все обстоятельства дела и свои мотивированные возражения.

    Однако следует учитывать, что в полной мере это право ­предпринимателей действует лишь до 1 января 2009 г.

    После указанной даты вступает в силу норма об обязательном досудебном предварительном порядке обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

    Ходатайство об обеспечении

    Индивидуальный предприниматель, обратившийся в арбитражный суд либо в налоговый орган с ходатайством об обеспечении иска / жалобы в виде приостановления исполнения решения о привлечении к ответст­венности, должен обосновать необходимость принятия обеспечительных мер и представлять доказательства, подтверждающие его доводы. Иначе такое ходатайство останется без удовлетворения (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А38-2163-14/461-2004 от 19 октября 2004 г., постановление ФАС Московского округа по делу № КА-А40/9166-04 от 11 октября 2004 г.).

    Например, если списание с расчетного счета индивидуального предпринимателя суммы, указанной в решении, приведет к невосполнимым финансовым убыткам, невыплате текущих налогов, невыплате заработной платы работникам, непогашению заемных средств, то есть шанс удовлетворения такого ходатайства (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа по делу № А19-13984/06-50-Ф02-5746/06/С1 от 1 ноября 2006 г.).

    Списание денежных средств с расчетного счета, а также обращение взыскания на имущество может затруднить исполнение судебного акта в будущем (в случае удовлетворения его требований), поскольку потребует соблюдения установленной законом процедуры возврата излишне взысканного итога, которая сложна и продолжительна во времени. Это в свою очередь приведет к задержке и приостановлению расчетов по гражданско-правовым договорам на поставку сырья, материалов и оборудования, а также задержке выплаты заработной платы. В данном случае ходатайство может быть удовлетворено (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-1784/2006(21538-А27-34) от 19 апреля 2006 г.).

    Из постановления ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-1927/2006(21164-А27-29) от 4 апреля 2006 г. можно сделать вывод о том, что если предметом заявленных требований является признание незаконным и отмена решения налогового органа, то меры, гарантирующие возможность реализации судебного акта по существу рассматриваемого спора, должны быть направлены на недопущение взыскания денежных средств на основании оспариваемого решения, на уменьшение негативных последствий действия ненормативного акта. Тогда такое ходатайство об обеспечении также будет удовлетворено.

    Как при подаче ходатайства об обеспечении в виде приостановления исполнения решения с арбитражный суд, так и в жалобе в вышестоящий налоговый орган в качестве подтверждения позиции предпринимателя советуем указывать судебную практику. Суд подобной практикой руководст­вуется, а «вышестоящие» налоговики, возможно, прислушаются к мнению судей и удовлетворят такие ходатайства.

    Процессуальные нарушения при вынесении решений налоговиками

    Анализ ряда постановлений Федеральных арбитражных округов свидетельствует о том, что при вынесении решений о привлечении предпринимателей к ответственности налоговые инспекторы допускают некоторые нарушения. Они приводят к тому, что решения инспекторов признаются незаконными и освобождают предпринимателей от ответственности.

    Одним из грубейших нарушений является отсутствие в решении ссылок на первичные документы налогоплательщика (постановление ФАС ­Московского округа по делу № КА-А41/10565-03 от 20 января 2004 г.).

    Если в решении не указано, каким образом и какая норма законодательства о налогах и сборах нарушена в спорной ситуации, то такое решение также подлежит признанию незаконным (ФАС Московского округа по делу № КА-А40/2409-03 от 22 апреля 2003 г.).

    Незаконным будет и решение инспекции, если в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие предоставление предпринимателю возможности дать письменное объяснение или возражение по акту проверки, притом, что предприниматель просил дать ему такую возможность. Материалы проверки должны быть рассмотрены в присутствии налого­плательщика, который должен быть извещен о дате и месте рассмотрения (см. постановление ФАС Поволжского округа по делу № А55-794/2004-43 от 23 ноября 2004 г.).

    Если нарушена процедура (срок вынесения решения, отсутствие возможности налогоплательщику представить свои доводы) привлечения предпринимателя к ответственности, то такое решение незаконно (постановление ФАС Северо-Западного округа по делу № А56-43129/04 от 25 апреля 2005 г.) 1 .

    Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

    Требование об уплате штрафа (а равно и налога, сбора, пеней) направляется налогоплательщику независимо от того, привлечен он к ­ответственности или нет (ст. 69 НК РФ).

    Когда у предпринимателя образуется задолженность по уплате налога (недоимка), налоговая инспекция посылает ему требование об уплате налога.

    В последней редакции НК РФ в пункте 8 статьи 69 НК РФ указано, что данные правила применяются и в отношении требований об уплате штрафа. Поэтому сложившаяся к настоящему времени практика относительно требования об уплате налогов интересна и в случае получения ­предпринимателем от налоговиков требования об уплате штрафа.

    Требование об уплате налога должно соответствовать порядку, установленному статьей 69 НК РФ. Налоговики должны указывать размер задолженности по налогу, в требовании об уплате налога необходимо указывать размер задолженности по налогу, размер пеней (пени указываются до момента выставления требования), срок, в который надо успеть уплатить налог (в зависимости от вида налога законодательством предусматриваются разные сроки), срок исполнения требования, а также меры, которые могут быть приняты, если требование не будет исполнено.

    В любом случае налоговики должны указывать полную информацию об основаниях требования уплатить налог со ссылками на соответствующие статьи НК РФ, в которых установлена такая обязанность (абз. 2 п. 4 ст. 69 НК РФ).

    Смысл направления требования об уплате налога (в нашем случае и штрафа) заключается в урегулировании спорной ситуации с предпринимателем в досудебном порядке. На это указывает пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Требование должно быть оформлено четко, ясно, в соответствии с законом, а не являться формальным шагом к последующему взысканию налогов и наложению штрафов.

    Предприниматель может обжаловать требование об уплате налога (штрафа) вместе с решением о привлечении к налоговой ответственности. В некоторых случаях это полезно, потому что дает дополнительный довод в пользу удовлетворения судом ходатайства предпринимателя о применении обеспечительных мер.

    Несоблюдение налоговыми органами правил оформления требований позволяет индивидуальному предпринимателю «положительно» обжаловать незаконность такого требования в судебном порядке.

    Например, если налоговый орган в своем требовании указал размер начисленных пеней, но не указал размер недоимки по налогу, то суды признают такие требования незаконными, поскольку они не соответствуют статье 69 НК РФ (постановления ФАС Московского округа от 27 сентября 2006 г., 28 сентября 2006 г. по делу № КА-А40/9161-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2005 г. по делу № А33-18459/04-С3-Ф02-1275/05-С1, ФАС Северо-Западного округа от 3 декабря 2003 г. по делу № А05-5785/03-323/9).

    Зачастую требования об уплате налога (штрафа) не содержат сведений о размере недоимки, периоде формирования задолженности и пеней, о расчете пеней с учетом ставки рефинансирования Банка России, дейст­вовавшей в период их начисления, об основании взимания налогов. Суды не признают законными такие требования (постановления ФАС Поволжского округа от 13 июня 2006 г. по делу № А55-22137/05-3, ФАС Северо-Западного округа по делу № А66-9894-03 от 3 декабря 2004 г.).

    Однако суды не всегда считают, что отсутствие в требовании сведений о размере задолженности, ставке пеней и периоде взимания является существенным нарушением. К примеру, ФАС Поволжского округа в своем постановлении по делу от 20 апреля 2006 г. № А12-28779/2005-С29 посчитал такие «неточности» формальностью, сославшись на справедливость фактических требований налоговиков, и признал требование об уплате налога законным. В данном деле сыграло свою роль то, что налоговым органом представлены данные и материалы, которые налогоплательщиком не оспорены. Следовательно, предприниматели должны активно выступать в суде и требовать исполнения закона в полной мере.

    Списание денежных средств с банковских счетов налогоплательщика

    Если решение налоговиков о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу и требование об уплате налога (штрафа) предпринимателем добровольно в установленный срок не исполнено, то налоговый орган предпринимает действия по принудительному ­исполнению своих решений.

    Требование об уплате налога (штрафа) должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

    После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (штрафа), налоговая инспекция принимает решение о взыскании. Инспекторы выносят такое решение не позднее двух месяцев после истечения срока добровольной уплаты. Решение о взыскании доводится до сведения предпринимателя в течение шести дней после его вынесения.

    Если же налоговики не уложились в указанный двухмесячный срок, то взыскать недоимку с предпринимателя можно уже только через суд.

    Заявление о взыскании с предпринимателя налога (штрафа) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

    На основании решения о взыскании в течение одного месяца налоговая инспекция направляет в банк, в котором открыты счета индивидуального предпринимателя, поручение на перечисление сумм налога (штрафа) в бюджет. Это поручение подлежит безусловному исполнению банком (п. 4 ст. 46 НК РФ).

    Банк обязан исполнить его в течение следующего операционного дня, если счет рублевый, и в течение двух последующих операционных дней, если счет валютный, по получении инкассового поручения. Взыскание с валютных счетов производится при недостаточности средств для погашения налога и налоговых санкций на рублевых счетах. Такие изменения в отношении валютного счета вступили в силу с 1 января 2007 г.

    При отсутствии или недостатке средств для исполнения инкассового поручения банк, в который поступил исполнительных документ, обязан исполнять его по мере поступления денежных средств на счета. И так же, в течение одного дня, он списывает средства с рублевого счета, а в течение двух – с валютного.

    Налоговый орган вправе взыскать «налоговый» долг за счет иного имущества индивидуального предпринимателя (п. 7 ст. 46 НК РФ), но только после того, как удостоверится в том, что денежные средства на счетах предпринимателя в банках отсутствуют. Иначе такие решения и постановления будут незаконными.

    Если налоговый орган взыскал штраф за счет имущества, минуя банковские счета предпринимателя, то ему следует обратиться в суд с иском о признании незаконными актов налогового органа – решения и постановления о взыскании недоимки и пени за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 НК РФ. Суд признает такие действия налоговиков противоречащими порядку взыскания санкций (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-3824/2006(27379-А27-37) от 16 октября 2006 г.).

    Взыскание штрафа за счет иного имущества предпринимателя

    Постановление о взыскании налога (штрафа) за счет иного имущества индивидуального предпринимателя, вынесенное руководителем налогового органа на основании решения о взыскании налога (штрафа) за счет иного имущества индивидуального предпринимателя, направляется на исполнение судебному приставу-исполнителю. Налоговый орган выносит указанное решение в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. То есть фактически списание денежных средств с банковского счета может длиться до года, а потом налоговики будут ­претендовать на «иное имущество налогоплательщика».

    Что же значит «иное имущество» в данном контексте? Во-первых, как отмечено в пункте 5 статьи 47 НК РФ, это наличные денежные средства и денежные средства в банках, на которые не наложено первичное ­взыскание – в соответствии со статьей 46 НК РФ (списание с банковских счетов).

    Во-вторых, можно объединить имущество, не предназначенное и не участвующее непосредственно в производстве (в частности, непроизводственные помещения, ценные бумаги, легковые автотранспортные средства, предметы дизайна). К такому имуществу также может относиться готовая продукция (например, расходные материалы для последующего участия их в производстве), сырье и материалы (из которых изготавливается товар), станки и различное оборудование (что, собственно, производит материальную ценность), здания и сооружения (например, помещения, где стоят или хранятся станки).

    Автор полагает, что данный порядок взыскания направлен на предоставление возможности индивидуальному предпринимателю продолжать бизнес, чтобы он мог выбраться из «долговой налоговой» ямы.

    Впоследствии взыскание накладывается на имущество, переданное во владение, в пользование или распоряжение другим лицам. Законодатель предоставил налоговикам это право для того, чтобы не позволить предпринимателю уберечь имущество от взыскания. Ведь предприниматель мог бы, например, сдать здание в аренду, тем самым обезопасив себя от обращения взыскания на здание.

    И в последнюю очередь взыскание накладывается на остальное имущество, за исключением имущества, находящегося в повседневном, личном использовании индивидуальным предпринимателем и его семьей.

    Постановление подлежит исполнению в течение двух месяцев со дня его поступления к приставу-исполнителю (п. 3 ст. 47 НК РФ).

    Постановление налогового органа о взыскании налога (штрафа) за счет иного имущества индивидуального предпринимателя является исполнительным документом в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Требования к его содержанию предусмотрены пунктом 2 статьи 47 НК РФ и статьей 7 ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Получив постановление, судебный пристав-исполнитель решает, соответствует ли оно закону. Это утверждено в пункте 2.4 приложения 1 к приказу Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства юстиции РФ № ВГ-3-10/265/215 от 25 июля 2000 г. Там указано, что в случае несоответствия постановления требованиям закона судебный пристав-исполнитель возвращает его налоговому органу и устанавливает срок для исправления нарушений. После исправления нарушений пристав-­исполнитель ­возбуждает исполнительное производство.

    После этого индивидуальному предпринимателю следует удостовериться в законности постановления налоговиков. Если предприниматель посчитает постановление о взыскании налогов и санкций за счет иного имущества не соответствующим указанным нормам НК РФ и Федерального закона «Об исполнительном производстве», он вправе обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве». А именно – обратиться с жалобой в арбитражный суд.

    Кстати, предприниматель сможет уберечь свое имущество, если передаст его в оперативное управление. Например, в собственность надежному, доверенному лицу, с которым заключит договор на оперативное управление «своим» имуществом. При недостаточности денежных средств взыскание не может быть обращено на имущество, закрепленное за предпринимателем на праве оперативного управления (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А43-29045/2004-31-1360 от 18 августа 2005 г.).

    Бывает так, что у предпринимателя вообще отсутствуют банковские счета. В таком случае налоговый орган вправе сразу взыскать «налоговый» долг за счет имущества предпринимателя (постановление ФАС Поволжского округа по делу № А72-10929/04-7/865 от 7 июня 2005 г.). Поэтому нужно на всякий случай завести счет с какой-нибудь символической суммой, чтобы в случае взыскания за счет имущества можно было сослаться на его наличие.

    Таким образом, в споре с налоговиками предпринимателю следует занимать активную позицию. Не следует пренебрегать возможностями обжалования решений налоговиков в вышестоящих органах и судах. Успех такого дела будет зависеть не только от тщательно подготовленного заявления, доказательной базы, но и от знания процедур взыскания налога и порядка обжалования в вышестоящих органах.

    1 Данное дело имеет особую важность для налогоплательщиков, так как при его рассмотрении было достоверно установлено, что налогоплательщик совершал налоговые правонарушения, но по процессуальным мотивам был освобожден от ответственности.

    Не торопитесь платить штрафы

    Рекомендации бывшего налогового инспектора

    Каждый бухгалтер знаком с проверками, проводимыми налоговой инспекцией. Иногда много сил и времени приходится тратить на то, чтобы доказать налоговикам неубедительность тех или иных фактов, изложенных в акте. Еще сложнее порой обЪяснить инспекторам то, что штрафные санкции применены неправильно. Стоит ли «обивать пороги» налоговой инспекции или лучше попытаться разрешить спор в судебном порядке?

    Общий порядок проведения камеральных и выездных проверок налоговыми инспекциями закреплен в Налоговом кодексе. Этим документом руководствуются специалисты МНС России при определении вида проверки, порядка и сроков ее проведения, а также при применении налоговой ответственности по ее результатам. К сожалению, довольно часто налоговики «забывают» о кодексе. Сплошь и рядом они результаты проверок оформляются неправильно, а организации привлекают к уплате штрафных санкций.

    О каких же положениях НК РФ должен помнить бухгалтер, чтобы избежать произвола налоговиков и уверенно отстаивать интересы организации в случае необходимости?

    Штраф по камеральной проверке?

    Камеральная проверка — это проверка правильности исчисления налогов по представленным налоговым декларациям и расчетам. Она проводится в налоговой инспекции в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации или расчета.

    По истечении этого срока камеральные проверки не проводятся. Другими словами, если прошло больше трех месяцев, то, несмотря на выявленную ошибку, инспекторы не могут начислить налог и привлечь организацию к налоговой ответственности. Об этом говорится в статье 88 НК РФ. Казалось бы, налоговики должны знать положения Налогового кодекса лучше всех, однако на практике они довольно часто нарушают нормы и штрафуют организации по истечении установленного срока.

    Если инспектор пытается вручить бухгалтеру организации решение о привлечении к налоговой ответственности с предЪявлением требования об уплате налога, штрафных санкций и пени, лучше этот документ не получать и не подписывать. Мотивировать отказ нужно тем, что сроки проведения камеральной проверки прошли.

    Инспектор вынужден будет согласиться с таким доводом, и организацию минует «налоговая кара». Если же по-доброму договориться не получится и инспекция все же обратится в суд, иск наверняка будет отклонен. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает это. Например, решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2001 года налоговой инспекции отказано в удовлетворении иска о взыскании штрафа в размере 43 850 рублей по результатам камеральной проверки в связи с истечением срока ее проведения.

    Вообще правомерность штрафных санкций по камеральной проверке вызывает сомнение даже в том случае, если проверка проведена в установленные сроки. В той же 88 статье НК РФ говорится о том, что на суммы доплат по налогам, выявленным по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция направляет требование об уплате суммы налога и пени. О том, что при этом должно выписываться решение о привлечении к налоговой ответственности, в кодексе нет ни слова.

    Оформляя такое решение, инспекции руководствуются разработанным МНС России внутренним регламентом проведения камеральных проверок, которым предусмотрена форма решения о привлечении к налоговой ответственности. Кроме того, штрафуя за занижение налога по результатам камеральной проверки, налоговики ссылаются на статью122 НК РФ. При этом они утверждают, что для наложения штрафа достаточно установить факт неуплаты или неполной уплаты суммы налога, а какой проверкой он установлен, камеральной или выездной, не важно.

    Однако арбитражные суды придерживаются другой позиции. В постановлениях от 23 октября 2000 г. N КА-А41/4820-00 , от 14 мая 2001 г. N КА-А41/2195-01 и от15 мая 2001 г. N КА-А41/2272-01 ФАС Московского округа признал неправомерными действия налоговых инспекций о взыскании налоговых санкций за неуплату или неполную уплату налога, выявленную камеральными проверками. Суд указал, что привлечение организаций к ответственности по камеральной проверке противоречит сути этой процедуры и не предусмотрено статьей 88 НК РФ.

    љТаким образом, используя положения статьи 88 НК РФ и сложившуюся арбитражную практику, штрафы можно не платить, даже если налоговики будут на этом настаивать.

    Напомним и еще об одном моменте. Если налоговый инспектор обнаружил ошибку по истечении трех месяцев после представления декларации, в связи с чем утратил право выписать организации требование на уплату налога и пени, то «добрать» эти суммы он может по итогам выездной налоговой проверки. Чтобы этого не случилось, до такой проверки нужно успеть составить уточненный расчет и сдать его в инспекцию вместе с уплаченной суммой налога и пени.

    Выездная проверка вдобавок к камеральной

    Выездные налоговые проверки проводятся после камеральной. Налоговики стараются проводить их не реже одного раза в два года, как рекомендует МНС России. Однако, если по результатам камеральной проверки выявлены серьезные нарушения, назначается внеплановая выездная проверка.

    Выездная проверка проводится по первичным документам, журналам-ордерам и другим бухгалтерским регистрам непосредственно в организации. Основанием для ее проведения является решение руководителя налоговой инспекции. Только имея этот документ, инспектор вправе начать проверку. Поэтому, если в организацию пришли с проверкой, нелишне узнать, есть ли такое решение. Об этом решении должен знать руководитель организации. Более того, он должен расписаться в этом документе. С содержанием решения следует ознакомиться и бухгалтеру. Желательно сделать это до того, как решение попадет на подпись к руководителю. Ведь не секрет, что, хотя акт по результатам проверки подписывает руководитель организации, всю ответственность за нарушения, изложенные в нем, несет бухгалтер. Если по отдельным положениям акта возникнут разногласия, то отстаивать интересы организации в инспекции также придется ему.

    В решении написано, за какой период и по каким налогам проводится проверка. Организация проверяется за три предшествующих календарных года (ст. 87 НК РФ). Если предприятие не проверялось более трех лет, то непроверенные периоды «выпадают» и документы за это время представлять не надо. Также из решения можно узнать, не будут ли повторно проверяться налоги, которые были проверены раньше.

    Статьей 87 НК РФ налоговым инспекциям запрещено проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период.

    Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев за исключением случаев, предусмотренных статьей 89 НК РФ. В ней говорится об увеличении продолжительности выездной налоговой проверки до трех месяцев по решению регионального УМНС России или при наличии у предприятия филиалов и представительств. Определить этот срок можно и по дате подписания решения. Обычно оно выносится за один день до начала проверки.

    Все нарушения, выявленные выездной налоговой проверкой, описываются в акте. В заключение указываются налоговые санкции, которые инспектор предполагает применить по итогам проверки. Акт вручается руководителю организации не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке.

    Получив акт, бухгалтер узнает, какие нарушения выявлены, сколько налогов начислено и какую сумму штрафа заплатит организация. Если бухгалтер не согласен с фактами, изложенными в акте, а также считает, что налоговые санкции начислены неверно, то он вправе представить письменные разногласия по отдельным положениям или по акту в целом. На это дается две недели. Если в течение этого срока разногласия не представляются, налоговая инспекция выносит решение о привлечении организации к налоговой ответственности.

    Зачастую инспектор начисляет налог и штрафы из-за того, что бухгалтер не представил необходимые документы (хотя в наличии они есть). Это возможно в тех случаях, когда бухгалтер не знает о том, что тот или иной налог будет проверяться, а инспектор не напомнил ему об этом. Подобную оплошность можно исправить, представив разногласия, а вместе с ними и нужные документы. В таких случаях инспекторы идут навстречу налогоплательщикам неохотно, а порой и вообще отказываются принимать документы, ссылаясь на то, что проверка закончена. Тем самым они нарушают статью 100 НК РФ.

    Пункт 5 статьи 100 НК РФ разрешает организации прилагать к письменному обЪяснению (возражению) или в согласованный срок передавать в налоговую инспекцию документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы, по которым акт проверки не подписан.

    Но до суда на основании вынесенного решения инспекция начислит предприятию налоги и штрафы по акту выездной проверки. Если нет уверенности в том, что суд примет сторону организации, налоги лучше заплатить, ведь на них начисляются пени. А вот со штрафными санкциями можно подождать. Организации это ничем не грозит, поскольку пени со штрафов не берутся. А для того, чтобы взыскать штрафы (если они не уплачены добровольно), нужно определение арбитража.

    Следовательно, есть смысл дождаться решения суда о взыскании штрафных санкций, если такой иск будет инспекцией подан вовремя. По пункту 1 статьи 115 НК РФ на это отводится шесть месяцев со дня составления акта проверки. Если срок пропущен, суд не удовлетворяет иск налоговиков. На этом основании постановлениями ФАС Московского округа от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6751-01, от 26 ноября 2001 г. N КА-А40/6824-01 и от 15 февраля 2002 г. N КА-А41/395-02 инспекциям отказано во взыскании штрафных санкций.

    Кроме того, в суде есть возможность доказать, что те или иные штрафные санкции применены неправильно. Особенно это касается штрафов за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и обЪектов налогообложения. Постановлениями ФАС Московского округа от 3 декабря 2001 г. N КА-А40/7096-01 и от 14 декабря 2001 г. N КА-А41/7244-01 налоговым инспекциям отказано во взыскании штрафных санкции по пункту 1 статьи 120 НК РФ. В первом постановлении суд посчитал, что организация оштрафована за неправильное исчисление налоговой базы (отнесение расходов на себестоимость), а не за отсутствие учета этих расходов, как указано в решении ИМНС. Вторым постановлением в иске отказано по той причине, что грубое нарушение правил учета доходов и расходов не привело к занижению налогооблагаемой базы.

    В постановлении ФАС Московского округа от 29 октября 2001 г. N КА-А40/6091-01 указал, что организация неправомерно привлечена к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ в размере 15000 рублей. Эта ответственность налагается, если на счетах бухгалтерского учета не отражены денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы и финансовые вложения. В данном случае организация была оштрафована за непредставление кассовых чеков, хотя расходы и были подтверждены товарными чеками на приобретенные товары.

    Камеральная проверка после выездной?

    Попытаемся уберечь организации и от еще одного «изобретения» налоговиков. В некоторых налоговых инспекциях сложилась такая практика. Выездная налоговая проверка организации проведена. Однако через некоторое время инспектор находит ошибку в декларациях или из налоговой полиции поступают сведения, по которым нужно провести проверку и начислить налоги. Выездную проверку проводить нельзя, так как статья 87 НК РФ запрещает проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный период.

    Тогда налоговики проводят так называемые «камеральные налоговые проверки с истребованием документов». При этом они убеждают организации в том, что Налоговый кодекс не нарушается, поскольку срок такой проверки начинается с момента представления запрашиваемых документов. Кроме того, в отдельных случаях, главным образом если проверка проводится по материалам налоговой полиции, инспектор составляет акт камеральной проверки и по окончании принимает решение о налоговой ответственности.

    Все это противоречит Налоговому кодексу. Как уже говорилось выше, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации, а не дополнительных документов. Акт по результатам такой проверки не составляется. Об этом неоднократно упоминалось в постановлениях ФАС Московского округа (от 20 июня 2001 г. N КА-А41/2935-01 и от 25 июня 2001 г. N КА-А40/3100-01). Решение о привлечении к налоговой ответственности НК РФ также не предусмотрено. Однако работники ИМНСљ игнорируют эти правила. Подписывать акт и получать решение по такой проверке не надо. Даже если налоговая инспекция обратится в суд с иском по такому акту, то во взыскании налогов и штрафов будет отказано.

    В заключение хочется посоветовать бухгалтерам не идти на поводу у налоговиков, если они допускают нарушения норм и положений Налогового кодекса и не подписывать незаконные акты и решения. Поверьте, если сегодня бухгалтер докажет свою правоту и продемонстрирует знание основ НК РФ, то завтра налоговый инспектор будет очень осторожен с ним и не предЪявит необоснованных требований. Что касается арбитражных судов, то они все чаще занимают сторону организаций, и число дел, проигранных налоговыми инспекциями, с каждым годом растет.

    Динамика рассмотренных арбитражных споров с участием налоговых органов (по данным «Вестника ВАС РФ», N 4, 2002), в процентах:

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *