Подоходный налог с богатых. Подоходный налог с богатых

Июл 3, 2019 Законы

Бизнес

Экономполитика

«Вернитесь в Россию»: как изменят налоги для богатых

Минфин ужесточает налогообложение для богатых россиян

Минфин ужесточает налогообложение для состоятельных россиян. Если раньше, чтобы не платить налоги, достаточно было провести в России менее 183 дней в год, то теперь те, кто провел в стране хотя бы 90, уже считаются налоговыми резидентами. Таким образом правительство рассчитывает вернуть бизнесменов с Запада. Кроме того, налоговые резиденты и нерезиденты будут платить по одинаковой ставке НДФЛ — 13%.

Министерство финансов России предложило сократить в два раза срок, необходимый для признания гражданина налоговым резидентом. Сейчас люди, которые проводят в стране менее 183 дней в год, могут не выплачивать налоги в российский бюджет. Минфин намерен сократить это время до 90 дней, пишет принадлежащее Григорию Березкину РБК.

Эта инициатива может особенно сказаться обеспеченных россиянах, которые таким образом избегают оплаты налогов.

Согласно законопроекту, налоги будут платить и те граждане, которые провели в стране 90 дней в году, а также имеют в России недвижимость, экономические и личные контакты.

Предложение содержится в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на ближайшие три года, который Минфин внес в Госдуму.

Ранее первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов отмечал, что многие бизнесмены намеренно проводят в стране менее 183 дней в год. Таким образом, они могут не отчитываться ФНС об иностранных активах и не платить налог с нераспределенной прибыли.

Одна из причин ужесточения условий — «чтобы наши бизнесмены, которые в одно время убежали на Запад, к нам возвращались», говорил он.

Теперь же, если человек провел в России больше трех месяцев, он уже будет считаться налоговым резидентом. Кроме того, даже если гражданин находился в России менее 90 дней, он будет признан налоговым резидентом, если у него здесь есть недвижимость, экономические и личные связи.

«Не секрет, что одной из «деофшоризационных» стратегий для состоятельных бизнесменов была «потеря» российского налогового резидентства», — рассказал РБК партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Виктор Калгин.

«Безусловно, какая-то часть бизнесменов снова станут российскими налоговыми резидентами. Другая часть постарается выполнить новые, более сложные условия», — полагает он.

Вместе с тем в документе прописаны и другие налоговые нововведения. Так, министерство финансов предложило уравнять ставку НДФЛ для налоговых резидентов и нерезидентов.

Иностранцы сейчас платят по ставке НДФЛ 30%, а будут платить 13%, как и россияне.

Уравнивание ставок существенно упростит администрирование налога. К тому же, такое существенное снижение НДФЛ уберет часть причин для обеспеченных россиян надолго уезжать из страны, отмечают в министерстве.

Ранее глава премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что правительство не рассматривает вопрос об изменении ставки НДФЛ для россиян. Он отмечал, что прогрессивный подоходный налог сильно ударит по среднему классу.

Силуанов в прошлом году также высказывался против повышения налоговой нагрузки на граждан.

«Считаю, что мы имеем и по другим направлениям совершенствования налоговой системы возможности дополнительного привлечения ресурсов в бюджетную систему», — заявил он.

Однако глава Минфина не исключал повышения налогов для богатых.

«Нам часто говорят, давайте повысим налоги у богатых, и со временем мы это сделаем: повысим налоги на роскошные имущественные комплексы, машины, яхты, квартиры и так далее», — заявил министр в интервью программе «Познер» на «Первом канале».

Министр считает, что разница в уровне доходов россиян «создает напряжение в обществе».

В России сейчас действуют некоторые дополнительные налоги на роскошь, на квартиры, на дорогие машины.

Так, есть, например, повышенный транспортный налог для дорогих автомобилей. Он привязан к цене и году выпуска автомобиля и исчисляется при помощи коэффициента. Для транспортных средств ценой 3–5 млн руб. коэффициент составляет 1,1-1,5; от 5–10 млн руб. — коэффициент 2; от 10–15 млн руб. и дороже 15 млн руб. — коэффициент 3.

Сами россияне считают, что минимальная планка налога на роскошное потребление, — это предметы дороже 4,5 млн руб., говорится в исследовании «Ромир».

При этом более трети россиян считают, что предметы стоимостью от 0,5 до 1 млн руб. уже должны облагаться специальным налогом. Еще 37% выступают за дополнительные налоги на предметы стоимостью от 1 до 5 млн руб. И каждый пятый опрошенный (21%) полагает, что налогооблагаемая стоимость предметов роскоши должна находиться в диапазоне 10–20 млн рублей.

Предметами роскоши россияне считают яхты (50% респондентов), элитную недвижимость (50%), самолеты (46%), эксклюзивные автомобили (39%), украшения и часы (33%).

«Богатые платят меньше бедных»: о несправедливой фискальной нагрузке в России

Кроме подоходного налога 13% все россияне через своих работодателей платят взносы в ПФР, ОМС, ФСС.

«И здесь начинается самое интересное — богатые платят меньше бедных!»- отмечает экономист Юрий Пронько. Граждане с годовым доходом менее 1 млн 21 тыс. рублей платят эти взносы в размере 30%, если доход выше этой суммы, отчисления составят 15,1%.

То есть сводный подоходный налог для малообеспеченных россиян составляет 43%, для состоятельных — 28,1%. При это граждане платят также налоги за пользование землей, за недвижимость, транспорт и иные взносы.

Все косвенные налоги: НДС, акцизы по сути являются налогами для бедных, поскольку гражданин с маленьким доходом в долевом выражении от заработной платы заплатит больше, чем гражданин с доходом высоким, сообщает экономист.

«Вот такая «плоская» фискальная нагрузка в нашем «социальном» государстве», — отмечает он.

Читайте также

За неэффективную финансово-экономическую политику правительства, из-за которой РФ все ниже откатывается в международных сравнениях, платить, конечно же, будут самые беззащитные граждане — пенсионеры и бедняки.

Налоги в РФ значительно выше, чем в ЕС для бедных и ниже для богатых, сообщал ранее Infox. Россия — одна из стран с наиболее высокими налогами для бедных и самыми щадящими для богатых.

В целом в ЕС к бедным применяется отрицательная налоговая ставка, то есть они получают от государства больше, чем выплачивают. В нашей стране все обстоит не так.

В Европе граждане с определенным уровнем дохода, который государство считает низким, вообще не платят налоги, но получают субсидии.

Если посмотреть на чистую эффективную налоговую ставку (доходы за вычетом разных обязательных платежей и налоги, скорректированные на возврат от государства в денежном выражении), то первые 3 самые бедные группы в РФ платят самые высокие отчисления среди крупных стран мира. При этом налоги для богатых в РФ — одни из самых низких в мире.

Шкала несправедливости. Изменится ли налог для бедных и богатых?

Страсти вокруг плоской шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) со ставкой 13% не утихают с её введения в 2001 г. Уже в тот момент разрыв между доходами 20% самых обеспеченных жителей России и 20% малоимущих составлял 13,9 раза. С тех пор он только увеличивался. Сейчас этот показатель – 15,3. С одной стороны, правительство борется с бедностью, расширяя перечень всевозможных пособий. С другой стороны, собирая средства на соцпрограммы, борется за собираемость налогов. Местечек в тени, где можно спрятать доходы, всё меньше. С каждого рубля должны быть заплачены законные 13 копеек! Но в самых развитых странах мира не так. Может ли измениться российский НДФЛ, стать более справедливым и эффективным?

В Европе бедные не платят

«Нужно ввести нулевую ставку для людей, зарабатывающих на уровне прожиточного минимума, – убеждён профессор Налогового института Российского нового университета Владимир Кашин. – Ведь, во-первых, в Налоговом кодексе РФ чётко написано: доходом является экономическая выгода. А когда денег хватает только на жизнь, это означает, что заработок всего лишь компенсирует потраченный труд. Во-вторых, среди людей, которые зарабатывают 1–2 «минималки», немало бюджетников и получателей соцпособий. Какой смысл брать с их зарплаты 13%, чтобы потом те же деньги возвращать из бюджета? Это лишняя работа, которая тоже стоит огромных денег».

В Германии, следуя этой логике, не облагают налогом сумму, которая равна 2 прожиточным минимумам. На наши деньги это 49 тыс. руб. В Австрии освобождены от подоходного заработки до 67 тыс. руб., в Китае – до 38,6 тыс. руб. А дальше применяется прог­рессивная шкала налогообложения: чем выше доход – тем выше ставка налога. При этом на счетах состоятельных граждан всё равно остаётся несоизмеримо больше денег, чем в кошельках тех, кто не платит налог. Всё по труду и таланту. Всё справедливо. Почему у нас такое невозможно?

Попытка № 5

В октябре 2017 г. Госдума РФ рассмотрела и отклонила сразу четыре варианта законопроектов, вводящих прогрессивную шкалу НДФЛ. Но уже весной 2020 г. в думский налоговый комитет поступила пятая подобная инициатива, которая ждёт своего рассмотрения до сих пор. Один из последних законопроектов на данную тему предлагает более чем умеренную шкалу прогрессии. Для подавляющего большинства работников, получающих до 3 млн руб. в год или 250 тыс. в месяц (см. инфо­графику), он ничего не меняет в худшую сторону. Их доход предлагается по-прежнему облагать по ставке в 13%. Зато для заработка, равного 100 тыс. руб. в год (8,3 тыс. в месяц), устанавливается уменьшенная, 5%-ная ставка. А для годовых доходов, превышающих 3 млн, применяются ставки в 18–25%. Это далеко не те 57%, как в Швеции. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, повышенные ставки коснутся только 484 тыс. человек, и дополнительные доходы бюджета превысят 1 трл­н руб. Но и у этой инициативы шансы на превращение в закон близки к нулю.

Каковы аргументы против? Многоступенчатые ставки НДФЛ существовали в России в 90-е гг. Но бюджет они пополняли плохо. Богатые находили способы уходить от внимания ФНС. А налоговые были завалены декларациями людей, которые получали доходы в разных местах. Составлять всю эту отчётность простым налогоплательщикам, не имеющим финансовых знаний, было трудно, и никто их по-настоящему не проверял. Единая для всех 13-процентная ставка обязательные декларации отменила. Уклонений от налогов стало меньше.

«Менять систему, которая исправно работает, рискованно в условиях санкций, когда финансовая стабильность крайне важна для нормальной жизни страны, – считает член Комитета ГД по бюджету и налогам Дмитрий Юрков. – Не факт, что дополнительные доходы, на которые делают акцент сторонники прогрессивной шкалы, действительно будут получены. Все такие расчёты основаны на том, что вырастут отчисления с крупных доходов, которые декларируют сегодня самые богатые граждане. Но это не обычные зарплаты. Это доходы от бизнеса, которые можно спрятать, обладая штатом хороших юристов. Можно не сомневаться, что многие предприниматели захотят это сделать».

Как взять под контроль богатых?

По данным ФНС за 2017 г., годовой доход, превышающий 10 млн руб., по всей России задекларировали только 41 429 человек. Супердоход от 10 млрд руб. – лишь 113 предпринимателей. Неужели государство не в состоянии взять под особый контроль такую горстку налогоплательщиков?

«Во Франции создана специальная инспекция, которая работает с крупными налогоплательщиками-физлицами. То же самое можно сделать в России. Но при этом важно изменить саму систему налогового контроля, – уверен Владимир Кашин. – Начать с того, что в бюджет РФ платят налоги только те граждане, которые в течение года находятся в России больше 183 дней, – так называемые налоговые резиденты. А богатый человек может постоянно жить в Лондоне, Монако и получать доход в разных странах, где зарегистрированы его компании. Поэтому нужен механизм, который бы собирал эти доходы.

Во-первых, важно законодательно изменить характеристики налогового резидентства, дополнив их таким понятием, как центр экономических интересов. Если компания, которой владеет бизнесмен, работает в России, налог с дивидендов он должен платить тоже в России, где бы постоянно ни жил. Такая норма есть в развитых странах. И, кстати, благодаря ей Жерару Депардье даже после получения российского гражданства всё равно пришлось платить налоги во Франции.

Во-вторых, России нужно заключить соглашения об обмене финансовой информацией со всеми офшорными странами, куда направляют большую часть доходов крупные предприниматели, и наладить систему работы с этими данными. С рядом офшоров у ФНС соглашения уже есть, но создается впечатление, что там не знают, что делать с полученной информацией. Не видно, чтобы на ее основе принимались какие-то конкретные решения по доначислению налогов нашим миллиардерам.

И, наконец, нужно активнее выявлять уход от налогов, сравнивая крупные расходы и доходы, которые заявил гражданин. При нынешнем уровне технологий вполне возможно создать единую компьютерную базу, с помощью которой производились бы такие сравнения. Не хватает только политической воли».

Когда ждать прогресса?

Если посмотреть на налоговую карту Европы, то видно, что одинаковая для всех шкала НДФЛ есть только в постсоциалистических странах. Проблемы везде одни: доля теневых доходов велика, а работа с налогами населения не отлажена. «Главная цель российского правительства в этой сфере сегодня – обеление доходов. Повышение НДФЛ хотя бы для части граждан может затормозить этот процесс. Время для такого решения ещё не настало. Но Владимир Путин говорил, что в будущем это возможно, – оценивает ситуацию доцент ­РАНХиГС Олег Филиппов. – Чтобы государство поддержало прогрессивную шкалу, должен созреть ряд условий. Финансовым властям предстоит провести инвентаризацию всех доходов. Что они и делают, переводя выплату зарплат на карты, поощряя безналичные платежи и вводя за ними контроль. И должна быть создана такая информационная система, которая до максимума упростит подачу деклараций о доходах. ФНС должна научиться сама собирать их из всех источников и присылать гражданам извещения, которые тем останется только проверить и подписать. Вот тогда всё будет как в странах, на которые мы хотим равняться».

Налоги в мире

Налоги — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В мире есть счастливчики, которые вообще не платят налог на доходы — это жители богатых нефтедобывающих стран (ОАЭ, Саудовской Аравии, Катара, Кувейта), Багамских и Бермудских островов, княжества Монако и др. В России и ряде других стран Восточной Европы — плоская шкала налогообложения. То есть ставка одинакова для человека с любой величиной дохода. У нас в стране это 13%, столько же в Белоруссии, в Литве — 15%, на Украине — 18%. Самый низкий в Казахстане — 10%. Но в большинстве стран — прогрессивный налог на доходы: чем выше заработок, тем выше ставка.

Подоходный налог в мире

Подоходный налог – в России налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

На протяжении последнего года в России остро обсуждается тема введения прогрессивного подоходного налога. Напомним, сегодня действует плоская шкала – все платят единую ставку в 13%, независимо от размера получаемых доходов. Прогрессивная же шкала позволяет повысить ставку для тех, кто получает сверхприбыли. Данный вопрос достаточно противоречив – большинство провластных чиновников против такой «дискриминации» богатых, в то время как общественность уже «созрела» и требует повышения налоговой нагрузки для того меньшинства, которое обладает огромными капиталами.

В любом случае этот остросоциальный вопрос пока остается лишь на этапе дискуссии. В мире существует множество моделей. Более того, мы найдем чем удивить и вас: есть немало откровенно счастливых стран, граждане которых вообще не платят налоги! С них, пожалуй, и начнем.

Карта подоходных налогов в мире

Где не нужно платить налоги?

Среди наиболее счастливых государств, которые освободили своих граждан от подоходного налогообложения, прежде всего, фигурируют богатые сырьевые страны, вроде Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Омана и Кувейта. Часто встречается мысль о том, что от них также освобождены жители Саудовской Аравии, что является заблуждением. Пусть налог небольшой – всего 2,5% с любой получаемой прибыли, но он все-таки существует. Кроме них, на статус настоящего «налогового рая» претендует княжество Монако, Багамы и Бермуды. Там, безусловно, есть некоторые налоговые исключения. Например, на Багамах и Бермудах гражданам приходится самостоятельно уплачивать страховые взносы, а в Монако налогами облагаются граждане Франции. Однако в общем порядке подавляющее большинство граждан от налогов фактически освобождено. Но повезло ни им одним.

Во многих странах, где действует прогрессивная шкала налогообложения, граждане с низкими доходами также подоходный налог не платят. Правда, к числу «везунчиков» их в таком случае можно отнести с большой натяжкой. Таковыми, в частности, считаются австралийцы, чей доход ниже 4,6 тыс. $ в год, австрийцы с ежегодным доходом ниже 12,5 тыс. $, бразильцы, зарабатывающие в год менее 5,3 тыс. $, немцы с доходом менее 9 тыс. $ и многие другие. Например, шведы, которые заработали за год менее 2,2 тыс. $. Сумма, откровенно говоря, ничтожная для Швеции, но кто заработал меньше, тот налоги не платит. Определены подобные необлагаемые налогом пределы и в чудо-стране Сингапуре. Там используется территориальная система налогообложения, однако в общих случаях, все, кто заработали менее 16 тыс. $ в год или заработали доход за пределами Сингапура, от налогов освобождаются.

Похожая схема действует и в Великобритании – у англичан также есть минимум, который налогом не облагается – это 11 тыс. ?. При этом примечательно то, что данная сумма не облагается налогами, даже если гражданин зарабатывает значительно больше: при доходе до 100 тыс. ?, необлагаемая налогом сумма вычитается из налоговой базы. Подоходный же налог уплачивается лишь с оставшейся суммы. Например, заработав за год 15 тыс. ?, налоги будут платиться всего с 4 тыс. ?. При этом ставки прогрессивного НДФЛ очень даже существенные и составляют 20% при доходе до 35 тыс., 40% при доходе до 150 тыс., 45% для всех доходов, которые выше указанного ценза.

А как у них?

Необходимо отметить, что прогрессивные ставки подоходного налога определены во многих развитых странах как Европы, так и Запада в целом. Например, США, где колебания налоговых ставок происходят в пределах от 10 до 39,6%, естественно, в зависимости от получаемого дохода. По нижней налоговой ставке платят все те, чей годовой доход не превышает 9,2 тыс. $. Верхние пределы для откровенных богачей, чей доход превышает 418 тыс. в год. Это, кстати, пределы для одиноких граждан, семейные пары платят по совершенно другим ставкам и лимитам. Кроме того, в США есть множество поводов для налоговых вычетов. Это, в частности, наличие иждивенцев, оплата образования (своего или ребенка), наличие ипотечных займов или оплата налога на недвижимость. При этом «фишка» в том, что граждане обязаны одновременно платить налоги как в федеральный бюджет, так и бюджет штата. Более того, налоговая система США настолько запутана, что для ее описания не хватить и целой заметки, поэтому мы описываем ее лишь в общих чертах.

Максимальная ставка подоходного налога зафиксирована в социально ориентированной Швеции – 56.4%, которая заняла первое место в рейтинге. Во многом эта ставка в последние годы приводит к оттоку из страны некоторых востребованных на рынке профессий с высокой зарплатой. Вторую строчку рейтинга занимает Бельгия, где максимальная ставка налога на доходы физических лиц равняется 53.7%, на третьем Нидерланды (52.0%), далее следуют Дания и Австрия со ставками налогов 51.5% и 50.0% (столько же в Великобритании). Россия с ее плоской шкалой налогообложения и ставкой в 13% расположилась на скромном 34 месте из 37 позиций рейтинга (4 место с конца рейтинга). Ниже нашей страны подоходный налог только в Беларуси (12.0%), Болгарии и Казахстане (по 10.0%).

Не менее жесткой считается налоговая система Франции. Сами граждане постоянно жалуются на огромные налоговые поборы, от которых многие даже успели сбежать из страны (как, например, Жерар Депардье, который получил российское гражданство). Декларация о налогах традиционно подается практически всеми гражданами в феврале, и в ней обычно указываются совершенно все доходные поступления. Сокрытие доходов, вроде поступлений от сдачи имущества в аренду или продажи машины обычно обнаруживается налоговиками, после чего гражданам приходится платить серьезные штрафы.

Как и в Америке, подоходный налог во Франции имеет некоторые специфические особенности, которые во многом весьма логичны. Так, налоги на доходы взимаются не с конкретного гражданина, а с домохозяйства. То есть налог уплачивается с общего дохода семьи. Причем от количества членов семьи применяются отдельные коэффициенты. Так, к одиноким применяется коэффициент 1, к супружеским парам соответственно – 2, если у них есть ребенок – коэффициент будет 2,5 и т.д. данный коэффициент применяется для деления на него налогооблагаемую базу домохозяйства, после чего высчитывается налог. Получается, что чем больше членов семьи без дохода, например, детей, то тем меньше будет налогооблагаемая база, а следовательно и уплаченные налоги. Кроме этого, налоговые вычеты предоставляются для благотворителей и инвесторов, тех, кто оплачивает обучение, имеет иждивенцев, участвует в системах энергосбережения и т.д.

Где самые страшные налоги?

Франция считается страной с одной из самых жестких налоговых систем. Сами французы на величину своих налогов постоянно жалуются, а некоторые из них даже сбегают в другие страны и платят налоги там. Декларацию о своих доходах французы обычно заполняют в феврале и отсылают в местную налоговую по почте. В ней нужно указать абсолютно все виды доходов: зарплаты, пособия, прибыль от сдачи квартир и т. д. Указывать все нужно максимально честно, потому что налоговики неучтенный доход все равно найдут и выставят солидный штраф за неверно указанные сведения.

Помимо этого величину налогооблагаемой базы и сумму налога можно уменьшить и другими способами. Например, вычеты можно получить, если делать благотворительные взносы или инвестировать в средний и малый бизнес, платить за обучение детей в детсадах и школах, содержать недееспособных родственников, тратить на покупку энергосберегающих приборов в доме и пр. Что касается ставок, годовой доход домохозяйства до 9710 евро (или 809 евро в месяц) не облагается налогом.

Домохозяйства с доходом до 26 тыс. евро в год (2234 евро в месяц) платят налог по ставке 14%, до 71898 евро — 30%, до 152898 евро — 41%, свыше 152260 -41%. Помимо этого доходы богатых французов облагаются дополнительным налогом. От 250 до 500 тыс. евро — 3%, от 500 тыс. евро — 4%. Знаменитый налог на миллионеров, по которому у обладателей дохода свыше 1 млн. евро, государство забирало 75% доходов, отменен.

Что касается прогрессивных ставок: при годовых доходах в 9,7 тыс. € налог не оплачивается; при доходе до 26 тыс. € – 14%, до 71 тыс. € – 30%, до 153 тыс. € и выше – 41%. Интересно, что для тех, кто имеет высокий доход в 250, 500 и выше тыс. €, предусмотрен еще и дополнительный налог в 3-4%. Ранее действовал еще и специальный налог для миллионеров, однако от него решили отказаться.

Порядок взимания подоходного налога в каждой конкретной стране индивидуален. Так, например, в России действует единая для всех (вне зависимости от уровня дохода) ставка 13%. Это так называемая плоская шкала подоходного налога. В России перечисление данного налога в бюджет осуществляет непосредственно организация, в которой трудится сотрудник.

В большинстве развитых стран действует прогрессивная ставка подоходного налога. Т.е. чем выше годовой доход, тем выше ставка.

Также существуют страны, где подоходный налог и вовсе отсутствует. В основном это либо крохотные княжества на территории Европы, либо небольшие островные государства, либо страны Ближнего Востока.

Некоторые страны, которые желают привлечь больше иностранных инвестиций и состоятельных граждан, могут предлагать специальные налоговые режимы. Эти специальные льготные налоговые режимы для новых налоговых резидентов могут длиться сколько угодно долго (Швейцария, Великобритания, Мальта) или быть ограниченными во времени (например, Канада или Португалия).

Подоходный налог с богатых

Министр экономического развития России Максим Орешкин заявил о готовности лично платить подоходный налог по повышенной ставке, но вопрос введения прогрессивной шкалы налогообложения может рассматриваться только после глубокого предварительного анализа. Об этом он сказал, отвечая на вопросы читателей РБК в прямом эфире.

«Если вы спросите меня лично, готов ли я платить более высокий подоходный налог, я скажу: «Да, я готов». Но нужно все тщательно просчитать», — сказал он.

Орешкин объяснил, что большая часть богатого населения живет в Москве. «Если мы повысим налог на доходы здесь, имея в виду всю страну, то весь этот доход получит московский бюджет. Если мы снизим налог на доходы у менее богатого населения, то потеряют в первую очередь все остальные регионы, а Москва потеряет мало», — пояснил министр. По его словам, таким образом осуществится перераспределение между регионами, которого не хотелось бы видеть.

«Мы хотим снизить уровень дифференциации доходов в нашем обществе, снизить уровень бедности и снизить разницу между богатыми и бедными», — сказал министр, добавив, что государство делает в этом направлении очень много.

Орешкин упомянул повышение налогов на дорогие автомобили, повышение налогов на недвижимость, рост кадастровой стоимости. Те, кто обладает небольшими квартирами, получают налоговые вычеты, кто обладает большой недвижимостью, платит больший налог, добавил он.

По словам Орешкина, если богатый человек ведет скромный образ жизни и инвестирует в создание предприятий, он помогает улучшать ситуацию с уровнем зарплат в стране, однако есть те, кто много получает и много тратит. «Обложение налогами расходов — автомобилей, недвижимости — гораздо более эффективно с точки зрения общего экономического развития, чем просто обложение доходов», — сказал он.

«Обязательно заставить всех тех, кто владеет дорогой недвижимостью и дорогими автомобилями, платить повышенные ставки налогов, потому что в первую очередь такое показное потребление несет в себе негативный эффект для экономического роста», — указал он. Орешкин добавил, что именно такое потребление нужно облагать более высокими налоговыми ставками.

В прошлом году президент Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что власти не собираются вводить налог с продаж или прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц. Глава государства отмечал, что, как показывает практика введения дифференцированной шкалы НДФЛ, эта мера неэффективна. Как только вводится прогрессивный НДФЛ, часть граждан с высокими доходами начинают скрывать их, пояснял Путин.

Ставка по НДФЛ в настоящее время составляет 13% для всех слоев населения России.

По большому счету. Богатых россиян попросили поделиться триллионом

МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Игорь Наумов. Депутаты-коммунисты предлагают ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения. По их мнению, богатые должны платить больше, бедные — меньше. Это пополнит казну на триллион рублей. Правительство инициативу не поддерживает, а Минфин принципиально не хочет повышать ненефтегазовые налоги. Что ждет российскую налоговую систему — в материале РИА Новости.

Принцип справедливости

Группа депутатов из фракции КПРФ внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий изменение фискальной системы с 1 января 2020 года.

Для россиян с доходом менее 100 тысяч рублей в год налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предполагается на уровне пяти процентов. От 100 тысяч до трех миллионов рублей в год — пять тысяч рублей плюс 13% с суммы, превышающей 100 тысяч рублей. От трех до десяти миллионов — 382 тысячи и 18% с дохода больше трех миллионов. Наконец, от 10 миллионов рублей — 1,642 миллиона плюс 25% от суммы, превышающей 10 миллионов.

Авторы законопроекта ссылаются на принципы справедливости, всеобщности налогообложения и равномерности распределения НДФЛ между гражданами с разным уровнем благосостояния. Поднять ставку налога для самых богатых — правильное решение, говорит депутат-коммунист Михаил Щапов.

«Под действие закона подпадут около 500 тысяч человек — менее одного процента всех работающих россиян. Но эффект будет колоссальный: бюджет дополнительно получит более триллиона рублей», — заявил он в беседе с РИА Новости.

В правительстве инициативу представителей КПРФ не поддержали. Чиновники исходят из того, что введение с 2001 года ставки НДФЛ на уровне 13% упростило администрирование и повысило собираемость налога. Попытка изменить сложившуюся систему чревата массовым возвращением к зарплатам в конвертах. Соответственно, доходы казны уменьшатся.

Кабинет министров обсуждает возможность повышения НДФЛ до 15%. Вице-премьер Аркадий Дворкович признает, что это возможно. «Ничего страшного не вижу, если дополнительные два процента направить, например, на здравоохранение», — говорил он ранее.

Споры по понятиям

В правительстве нет полного единства относительно налогов на доходы физлиц. В Минфине скептически относятся к попыткам изменить ставку НДФЛ. Глава ведомства Антон Силуанов во вторник, 27 марта, подчеркнул, что считает невозможным повышение фискальной нагрузки на ненефтегазовый сектор.

«Это в конечном счете приведет только к замедлению экономического развития и создаст макроэкономические риски. Мы это уже проходили», — сказал министр.

Председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, комментируя РИА Новости инициативу коллег-депутатов, напомнил, что это далеко не первая попытка ввести в России прогрессивную шкалу. В частности, подобный законопроект предлагала фракция «Справедливой России».

Аксаков категорически против повышения НДФЛ до 15%. Переход же к прогрессивной шкале, по его мнению, возможен. Но для россиян, зарабатывающих менее трех миллионов рублей в год, налог следует сохранить на уровне 13%, отметил он.

С тех, у кого годовой доход выше, — брать от 15% до 35%, пояснил Аксаков РИА Новости. Это обеспечит дополнительные поступления в бюджет на уровне 500 миллиардов рублей.

Позицию предпринимательского сообщества ранее озвучил бизнес-омбудсмен Борис Титов, также призвавший ввести прогрессивную шкалу НДФЛ. При этом, по его мнению, для россиян с доходами ниже прожиточного минимума следует обнулить ставку, а с зарабатывающих более миллиона рублей в год брать 25%.

Товарные артикулы

В новейшей истории России уже был период, когда действовала прогрессивная шкала налогообложения. В конце 1990-х граждане, в зависимости от заработка, платили НДФЛ в размере 12%, 20% и 30%. Потом от такой системы отказались.

Директор Европейской школы бизнеса и финансов (ESBF) Олег Филиппов объясняет это тем, что эффект от прогрессивной шкалы получился отрицательный — пострадала собираемость налога, на рынке труда доминировали серые зарплаты.

«В России применительно к НДФЛ эффективнее либо плоская шкала, либо регрессивная, как у страховых взносов. С прогрессивной всегда будут проблемы, так как это усложняет расчет налога», — отметил собеседник РИА Новости.

Возможно, именно поэтому последние годы правительство в качестве альтернативы рассматривает повышение налога на добавленную стоимость (НДС) — с нынешних 18% до 22%. Сборы от этого налога наполняют государственный бюджет примерно на треть. Система администрирования НДС отлажена. Нет рисков, что налогоплательщики — предприятия и организации — попытаются уйти в тень.

Правда, возникает другая проблема: единовременное повышение НДС чревато ускорением инфляции. Ведь сразу подорожают буквально все товары и услуги. Чтобы смягчить последствия, рассматривается возможность провести реформу поэтапно, в течение нескольких лет.

Экономическая логика, конечно же, в пользу прогрессивной шкалы налогообложения, но с большой долей вероятности чаша весов склонится к повышению НДС, считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Откладывать реформу не стоит. Разовое повышение лучше тем, что экономика быстрее адаптируется к новым правилам игры, убеждена она.

Медведев боится освободить бедных от НДФЛ: Так все в России захотят быть бедными

Почему Кремль скорее поднимет пенсионный возраст, чем налоги для олигархов

Премьер Дмитрий Медведев считает, что тема освобождения малоимущих от налога на доход физлиц (НДФЛ) очень чувствительная, и требует обдумывания.

«Идеи есть разные, вопрос в том, каковы последствия этих решений, каковы выпадающие доходы и, в не меньшей степени, кого надо относить к малоимущим», — сказал он, комментируя слова главы ВТБ Андрея Костина о целесообразности освобождения малоимущих от НДФЛ.

По мнению главы кабмина, часть граждан в этом случае смогут сказать: «Мы тоже не богатые, а с нас почему-то НДФЛ все-таки решили брать».

Тем не менее, по словам Медведева, подобная идея прорабатывалась правительством и по-прежнему «остается». «Но есть эти сложности, о которых я сказал. Надо еще подумать», — заключил премьер.

Напомним, с идеей освободить малоимущих от НДФЛ Костин выступил на Московском финансовом форуме. «К примеру, мы говорим о том, что сейчас растет собираемость налогов. Одно из наших предложений — снижение налогового бремени в эквиваленте роста собираемости, который ФНС считает устойчивым уровнем», — сказал глава ВТБ.

В тот день, 12 сентября, Госдума как раз приняла в третьем чтении законопроект вице-спикера парламента Ирины Яровой.

Действительно, по мнению аналитиков, зарплаты в России практически не растут, а пенсии растут чрезвычайно медленно — вопреки обещаниям, что пенсионная реформа принимается для их резкого увеличения. Росту экономики в такой ситуации взяться неоткуда.

Бизнес наталкивается на ограничение спроса, и в дилемме «закрываться или сбрасывает цены» выбирает «закрываться». Закрытие предприятий и производств ведет к сокращению работников, а сокращение работников — к падению платежеспособного спроса. А дальше падение платежеспособного спроса ведет, как по замкнутому кругу, к дополнительному сокращению производств и работников.

При таком раскладе ослабление налогового бремени на малоимущих могло бы послужить импульсом к росту экономики. Поскольку малоимущие, в том числе пенсионеры (формально они бедными не являются, но с точки зрения официальной статистики сидят ровно на черте бедности) волей-неволей покупают отечественную продукцию — просто потому, что она дешевле.

Другой вопрос, что бедных в России действительно много. Согласно данным Росстата, в первом квартале 2020 года, 15,2% опрошенных сообщило, что денег им хватает только на еду, а с покупкой одежды и оплатой услуг ЖКХ у них сложности. Число же семей, чьих доходов хватает только на еду и одежду, составляет 49,4%. Это означает, что 65% наших граждан живет не лучшим образом.

Парадокс в том, что в России именно бедные, а не богатые являются дойной коровой для бюджета. Судите сами: у нас налоговое бремя скинуто, в основном, на рядовых граждан — тех, чья заработная плата не превышает 85 тысяч в месяц. Налоговая нагрузка на них — подоходный налог плюс социальные взносы — составляет 40%. Если же зарплата выше — налоги опускаются до 26?27%

Зато с 1 января 2015 года власти отменили налог на дивиденды, в итоге собственник оказался в выигрышном положении: с его нетрудовых доходов снимают 20% налога на прибыль, плюс те же 13% подоходного налога. Такого перекоса нигде в мире больше нет.

Для сравнения, в Германии доходы от собственности облагаются по ставке 49%, а если гражданин зарабатывает более 25 тысяч евро в год, у него идет прогрессивное начисление подоходного налога.

Вывод напрашивается простой: «обдумывать» идею освобождения бедных от НДФЛ кабмин будет очень долго — что называется, до упора. Поскольку повысить налоги в этом случает придется на богатых. А такого в новейшей истории РФ не случалось.

— Едва ли власть пойдет на налоговую реформу, чтобы навести порядок в стране, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Сегодня многие говорят, что необходимо решать вопрос со справедливым налогообложением. Ведь в России, если смотреть в абсолютных цифрах, богатые платят налогов меньше, чем бедные. При этом ставка подоходного налога в 13% для человека небогатого — деньги существенные.

На Западе, замечу, ситуация в корне другая: там богатые обязаны — именно обязаны — за свой счет поддерживать малообеспеченные слои населения.

Американцы платят федеральный индивидуальный подоходный налог по прогрессивной шкале, при которой доход разбивается на порции: до 30 тыс. долларов в год — ставка налога 15%, от 30 до 72 тыс. долларов — 28%, от 72 до 150 тыс. — 33%, свыше этой суммы — 28%. При этом доход, составляющий 2 тыс. долларов в год на каждого плательщика плюс столько же на каждого иждивенца в семье, в США вообще не облагается налогом.

Или возьмите японскую налоговую систему — она обеспечивает надежную социальную защищенность малообеспеченных. Налоговые ставки рассчитаны там на четыре типа семьи: холостяки, бездетные супруги, семья с одним ребенком, с двумя и

более детьми. Так вот, необлагаемый максимум в Японии составляет примерно 15,4 тыс. долларов на семью, имеющую детей, и 7,7 тыс. долларов — на холостяков и бездетных.

Но в России тема справедливого налогообложения считается запретной. И любые попытки поставить вопрос о повышении налогов на богатых — которые по определению должны платить больше — отвергаются властью.

«СП»: — Почему так происходит?

— Для власти это означает урезать самих себя. Те, кто в России пробивается в высшие слои власти — в так называемую элиту — автоматически становятся богатыми и сверхбогатыми. Напомню, по подсчетам Forbes, 100 богатейших госслужащих и депутатов России заработали в 2020 году более 1,1 млрд. долларов. Все они — сотрудники администрации президента, правительства, федеральных министерств и ведомств, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы и региональных парламентов, менеджмент госкорпораций.

Так, в рейтинг вошли многие влиятельные на федеральном уровне фигуры — вице-премьер Юрий Трутнев, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов и индустриальный директор госкорпорации, экс-министр обороны Анатолий Сердюков.

Надо думать, все эти люди точно не поддержат идею ограничить собственные доходы.

«СП»: — Отмена НДФЛ для бедных могла бы ускорить нашу экономику?

— Я считаю, надо не снижать налоги для бедных, а увеличивать налоги на богатых. Только это может обеспечить наполняемость бюджета, рост экономики и решение острых социальных проблем.

А мой взгляд, дискуссия вокруг возможной отмены НДФЛ — лишь попытка замаскировать истинное положение дел: то, что главный вопрос — налогообложение богатых — никогда не будет решен по справедливости.

«СП»: — 24 октября глава «Роснефти» Сечин заявил на Евразийском экономическом форуме в Вероне, что мир стоит на пороге валютной войны, которая может загнать глобальную экономику в рецессию. Это почти наверняка приведет к падению экспорта из России нефти и газа, и к подрыву — в значительной мере — нашего экономического благополучия. Кризис заставит Кремль пересмотреть налоговые и социальные приоритеты?

— Я так не думаю. В октябре аналитики швейцарского банка Credit Suisse подсчитали, что 83% богатств нашей страны принадлежит 10% самым состоятельным россиянам. Это на сегодня самый высокий показатель в мире.

Одна эта цифра, я считаю, доказывает, что Кремль никогда не будет перекрывать кислород богатым. Скорее, он еще раз поднимет пенсионный возраст.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *