Пояснительная записка. Пояснительная записка по обществознанию кравченко

Пояснительная записка. (Обществознание. 5-9 классы: рабочие программы по учебникам А.И Кравченко, Е.А.Певцовой

    Евгений Ширков 2 лет назад Просмотров:

    1 Пояснительная записка. Рабочая программа по граждановедению для 5-х классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы А.И.Кравченко, И.С.Хромовой. (Обществознание. 5-9 классы: рабочие программы по учебникам А.И Кравченко, Е.А.Певцовой.2. Реализация рабочей программы способствует выполнению следующих целей и задач: — развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственный, политический и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; -воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; -освоению системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; -овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства; -формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Личностными результатами являются: — мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; — заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии своей страны; — ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважении к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур. Метапредметными результатами являются: — в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

    2 — умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; — способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;— овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссии) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; — умении выполнять познавательные и практические, в том числе и использовании проектной деятельности на уроках. Предметными результатами являются: В познавательной сфере: — относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; — знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологи, правоведения, этики, социальной психологии и философии; -В ценностно-мотивационной сфере: — понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности; — знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; — приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; В трудовой сфере: — знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; понимание значения трудовой деятельности для личности и общества. В эстетической сфере: — понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; — понимание роли искусства в становлении личности. В коммуникативной сфере: — знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

    3 — знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; — в понимании значения коммуникации в межличностном общении..3.общая характеристика учебного предмета. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один и из рекомендованных Министерством образования и науки РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса..4. Формы обучения — дифференцированная работа — коллективная работа: пары смешанного состава (сильный учит слабого) — групповая работа — индивидуальная работа — самостоятельная работа.5. Методы и приемы обучения — беседа, фронтальная беседа, работа с книгой — сравнение, анализ, общие выводы.6. Виды деятельности на уроке — объяснительно-иллюстративная деятельность — проблемное изложение — частично-поисковая деятельность Раздел 2. Требования к уровню подготовки (планируемые результаты) Определять основные понятия; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формировать собственную точку зрения: осуществлять поиск нужной информации в учебнике. Научатся понимать, почему темпы изменений в жизни современного общества возрастают; характеризовать черты современного общества. Получат возможность

    4 находить в тексте ответ на поставленный вопрос; проводить сравнение, классификацию по разным критериям. Научатся решать проблемные. Получат возможность научиться выбирать критерии для сравнения; строить логические цепочки для рассуждений; анализировать выделенные признаки, делать выводы. Содержание обучения по темам Наименование раздела Содержание. Человек и человечество Происхождение и развитие человека Человечество как сумма поколений 2. Исторические ступени развития Собирательство, огородничество, общества возникновение земледелия и скотоводства, появление ранних государств 3. Ребенок в семье Взаимоотношения ребенка и родителей, социализация. Методы родительского контроля и руководства. Влияние родителей на самооценку подростков. 4. Ребенок в школе Современная школа. Школьные проблемы. Календарно-тематическое планирование Тема Кол. час Понятия Человек и человечество 9. Вводный урок «Я и окружающий меня мир» 2-3 Происхождение и развитие 2 Технический прогресс, человека социальный прогресс, орудия труда 4. Ускорение прогресса Информатизация, технологии 5. Возрастные изменения Детство, юность, зрелость, Домашнее задание П., вопросы, П.2, П.3,, человека подросток вопросы 6-7. Человечество как сумма 2 поколение П.4, таблица, поколений 8. Поколения вещей П.5, таблица 9. Урок-повторение «Человек и человечество» Исторические ступени 8 развития общества 0 Первая ступень: охота и Собирательство, охота, П.6, практикум собирательство родовая община. Вторая ступень: Огородничество, племя П.7,

    5 огородничество 2. Третья ступень: скотоводчество и земледелие П.8,, сообщения 3-4. Возникновение ранних государств 2 Демократия, государство, правитель, закон П.9,, понятия 5-6. Современное общество 2 П.0, 7. Урок повторения «Исторические ступени развития общества» Ребенок в обществе 0 8. Что такое детство П., схема, Отношение взрослых к детям. 2 Воспитание, социальное П.2, вопросы Воспитание детей сиротство 2. Личный пример родителей Конспект,, практикум Взаимоотношения с родителями Влияние семьи и родителей на 2 П.3, практикум ребенка Методы родительского контроля и руководства. Влияние родителей на самооценку подростков. 2 П.4, практикум, 26. Влияние на подростка П.5, ровесников и родителей 27. Повторение темы «Ребенок в семье» Ребенок в школе История школьного обучения Риторика, философия П.8, 29. Современная школа П.9, практикум 30. Школьные проблемы П.20, практикум 3 Друзья и ровесники П Товарищи и современники П.22, практикум Повторение «Ребенок в школе» Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:. Учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 5 класс, М, «Русское слово», Хромова И.С. Обществознание. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание»/ И.С.Хромова М.: ООО «ТИД Русское слово», Программа Кравченко А.И. Обществознание : программа курса для 5-7 классов общеобразовательных учреждений/ А.И.Кравченко, И.С.Хромова. М: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2008 Всего по программе 34 часа

    6 Календарно-тематическое планирование 202=3 Тема Кол. час Понятия Домашнее задание Человек и человечество 9. Вводный урок «Я и окружающий меня мир» 2. Происхождение человека 2 Технический прогресс, социальный прогресс, П., вопросы, орудия труда 3 Этапы развития человечества П., линия времени 4. Ускорение прогресса Информатизация, П.2, технологии 5. Возрастные изменения человека Детство, юность, зрелость, подросток П.3,, вопросы 6. Человечество как сумма поколений 2 поколение П.4, таблица, 7. Поколения вещей П.5, таблица 8. Урок-повторение «Человек и человечество» Исторические ступени 8 развития общества 9. Первая ступень: охота и Собирательство, охота, П.6, практикум собирательство родовая община 0. Вторая ступень: огородничество Огородничество, племя П.7,

    7 . Третья ступень: скотоводчество и земледелие П.8,, сообщения 2. Возникновение ранних государств 2 Демократия, государство, правитель, закон П.9,, понятия 3. Античные государства-полисы 4. Современное общество 2 П.0, 5 Урок повторения «Исторические ступени развития общества» Ребенок в обществе 0 6. Что такое детство П., схема, 7. Отношение взрослых к детям. 2 Воспитание, социальное П.2, вопросы (практикум) сиротство 8 Воспитание детей П.2, 9. Личный пример родителей Конспект,, практикум 20. Взаимоотношения с родителями 2 П.3, практикум 2. Влияние семьи и родителей на ребенка. 22. Методы родительского контроля и руководства. 23. Влияние родителей на самооценку подростков. 24. Влияние на подростка ровесников и родителей 25. Повторение темы «Ребенок в 2 П.4, практикум, П.5, семье» Ребенок в школе История школьного обучения Риторика, философия П.8, 27. Современная школа П.9, практикум 28. Школьные проблемы П.20, практикум 29 Друзья и ровесники П Товарищи и современники П.22, практикум 3. Урок-обобщение «Ребенок в школе» 32 Практикум «Ребенок в семье» 33. Практикум «Ребенок среди друзей и ровесников» 34. Урок-обобщение «Я и окружающий меня мир»

    IAUANOAICIAIEA. А.И. Кравченко И.С. Хромова. Программа курса для 5 7 классов общеобразовательных учреждений. 3-е издание

    Елена Адамович 3 лет назад Просмотров:

1 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 1 А.И. Кравченко И.С. Хромова IAUANOAICIAIEA Программа курса для 5 7 классов общеобразовательных учреждений 3-е издание Допущено Министерством образования Российской Федерации Москва «Русское слово» 2006

2 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 2 ББК К 78 Кравченко А.И., Хромова И.С. К 78 Программа курса «Обществознание» для 5 7 классов общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», с. ISBN ББК ISBN ООО «ТИД «Русское слово РС», 2002, 2006 Все права защищены.

3 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 3 Программа курса для 5 7 классов Пояснительная записка Курсы «Обществознания» в 5, 6 и 7 классах входят в образовательную область «граждановедения» и являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научиться жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися своего места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества. Данный курс представляет собой единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он дает учащемуся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях. 3

4 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 4 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 5 КЛАСС. Введение Естественные науки, общественные науки. Появление общества. РАЗДЕЛ I. Развитие общества. Материал раздела дает представление об обществе, о его происхождении, развитии. Школьник знакомится с происхождением и развитием человека не только в исторической перспективе, а в связи с возрастными изменениями организма, с тем, как маленькое существо превращается во взрослую личность. Историческое развитие человеческого общества тесно связано с социокультурным развитием человеческого рода. Школьник знакомится с человечеством как суммой поколений, отношениями между старшим и младшим поколениями людей. Одновременно материал раздела учит подростка внимательней присматриваться к своему окружению, тому миру, в котором он живет и видеть его через призму культурной памяти поколений. Вторая глава рассказывает об исторических ступеньках развития общества. Человечество в своем развитии прошло стадии охоты и собирательства, огородничества, земледелия и промышленности, дошло до современного индустриального общества. Основные понятия и термины: прогресс, технический прогресс, социальный прогресс, физическое развитие человека: детство, юность, зрелость, старость, человечество, 4

5 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 5 поколение, культурная память поколений, материальная культура, культурное наследие, нематериальная культура, предки, потомки, современники, охота, собирательство, огородничество, родовая община, племя, скотоводство, земледелие, вождество, государство, законы, право, демократия, современное общество. ГЛАВА 1. Человек и человечество. Тема 1 (2 часа). Происхождение и развитие человека. Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей. Совершенствование орудий труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс. Тема 2. Ускорение прогресса. Прогресс. Связь технического прогресса с развитием общества. Скорость прогресса, его ускорение на современной стадии развития общества. Результаты ускорения прогресса. Роль компьютерных технологий и информации в современном мире. Тема 3 (2 часа). Возрастные изменения человека. Понятие физического развития человека. Закономерности физического развития. Возрасты человеческой 5

6 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 6 жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость; их отличительные черты. Общество как развивающийся организм. Тема 4 (2 часа). Человечество как сумма поколений. Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества. Современники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурного наследия». Тема 5. Поколение вещей. Понятие вещей. Роль вещей в различные исторические эпохи в разных странах. Повторение. ГЛАВА 2. Исторические ступеньки развития общества. (8 часов). Тема 6. Первая ступень: охота и собирательство. Первые люди: внешний вид и образ жизни. Основные занятия: охота и собирательство. 6

7 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 7 Тема 7 8. Вторая ступень: огородничество. Третья скотоводство и земледелие. Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Племена. Общины. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия. Тема 9. Возникновение ранних государств. Новые явления в развитии общества: города, ремесло, письменность. Возникновение государств. Развитие политической власти. Образование империй. Складывание бюрократического аппарата. Появление законов. Право. Армия. Древние империи. Чиновники. Право. Древняя демократия, ее черты. Тема 10. Современное общество. Современное производство, его отличительные черты. Компьютер. Интернет. Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи, плюсы и минусы. Повторение. РАЗДЕЛ II. Ребенок в обществе. В данном разделе угол зрения меняется, от глобальных проблем развития общества переходим к отношениям ребенка с родителями, ровесниками, которые оказывают на него не меньшее влияние, чем родители. 7

8 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 8 Отдельная глава вводит в семейный мир ребенка. Взаимоотношения с родителями, методы родительского контроля и руководства, влияние родителей на самооценку подростка эти вопросы помогут лучше понять проблемы, избежать конфликтных отношений. В последней главе речь пойдет о мире школьных проблем и трудностей, познакомимся с тем, какой школа была в древности и какой она стала сейчас, узнаем о взаимоотношениях между друзьями и ровесниками, как и с кем дружить. Таким образом, начав рассказ с глобальных проблем, характеризующих человечество в целом, завершаем его описанием ближайшего к ребенку окружения. Основные понятия и термины: Детство, стадии детства, отрочество, молодость, уровень жизни детей, воспитание, родительский контроль, методы воспитания, ровесники, самооценка, авторитет, автократический стиль, либеральный стиль, инфантильность, школа, современная школа, трудолюбие, друзья, дружба, товарищи, современники. ГЛАВА 3. Ребенок в семье. (11 часов). Тема 11. Что такое детство. (2 часа). Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе. 8

9 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 9 Тема 12. Отношение взрослых к детям. Понятие «детство». Отношение к детству в разные периоды истории. Детство и отношение к нему современного общества. Детство и государство. Тема 13. Воспитание детей. Обязанности родителей. Понятие воспитания. Воспитание духовности как специфическая черта человеческого общества. Тема 14. Взаимоотношения с родителями. (2 часа). Влияние семьи и родителей на ребенка. Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Отличие в восприятии детьми и родителями друг друга. Необходимые детям качества родителей. Тема 15. Методы родительского контроля и руководства. (2 часа). Основные методы воспитания и контроля, их характеристика. Демократический стиль воспитания, его основные черты. Ответственность и самостоятельность. Тема 16. Ровесники и родители. Влияние на подростка ровесников и родителей. Соотношение влияния. 9

10 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 10 Тема 17. Влияние родителей на самооценку подростка.. Роль самооценки для подростка. Причины высокой самооценки, причины низкой самооценки. Отношения между родителями и детьми. Напряженность в отношениях. Причины конфликтов, способы их разрешения. Повторение. ГЛАВА 4. Ребенок в школе. (6 часов). Тема 18. История школьного обучения. Возникновение школы, ее функции в обществе. Школа в разные исторические времена, ее роль и методы обучения (Древность. Древний Египет, Рим, монастырские школы, европейская школа в XVIII XIX вв.). Тема 19. Современная школа. Доступность школы. Обязательное обучение. Школа в информационном обществе. Роль школы. Воспитательная роль школы. Необходимость хорошего образования. Тема 20. Школьные проблемы. Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить общий язык с одноклассниками. Причины проблем. Отношение семьи к школьным проблемам. 10

11 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 11 Последствия нерешенных школьных проблем. Пути разрешения проблем. Тема 21. Друзья и ровесники. Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте, ее изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства. Тема 22. Товарищи и современники. Товарищи, друзья. Современники. Отношение к друзьям, товарищам и современникам. Круг товарищей. Круг современников. Чувство товарищества. Отношения с ровесниками. Мальчики и девочки в коллективе и в дружбе. Повторение. Итоговый урок.

12 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 12 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6 КЛАСС. Курс для 6 класса сохраняет логику изложения материала 5 класса от общего к частному. Подобная логика повествования сохранилась и в этой книге. Вначале речь идет о структуре современного общества, различных подходах к его определению, а также трех главных сферах общества экономической, политической и духовной. Школьник много нового узнает о мире бизнеса и трудовом воспитании детей, правах ребенка и формировании его гражданской позиции, поддержании правопорядка в районе и в стране в целом, сущности и механизмах реализации права, строении государства, морали и нравственности, ценностях и идеалах, наконец, о том, как можно ребенку защититься от несправедливости. Большую воспитательную нагрузку несет глава о духовной сфере общества. Из нее школьник узнает о роли книгопечатания в развитии образования, о том, чем различаются образованность и просвещенность, о сущности и зарождении цивилизации, о том, что такое наука и познание, мораль и право, когда и как произошло зарождение идеи добра и зла, что такое идеал и что такое ценности, каковы жизненные ценности подростка и роль школы в воспитании нравственности. После этого автор книги обращается к ближайшей среде школьника городу, микрорайону, дому, квартире. Мы рассматриваем исторические этапы становления 12

13 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 13 городской среды, в которой проживает сегодня до 70% населения нашей страны, противоречия процесса урбанизации и его влияние на образ жизни горожан. Читатель узнает, что такое ближайшая социальная среда и какие отношения складываются между людьми по месту жительства, как трудятся и отдыхают горожане, что такое качество городской жизни, чем город отличается от деревни, каковы плюсы и минусы городской жизни. Школьник узнает, что такое наше жилище, если о нем рассказать с позиций последних достижений науки, от чего оно предохраняет нас и от чего не защищает, насколько уютно живется в нем человеку, что такое соседство и какое влияние оказывает на детей современный город. Учащийся знакомится с анатомией окружающего пространства, а именно с тем, что такое общественная территория, домашняя территория и личное пространство. Немало познавательного материала содержится в разделах об исторической эволюции жилища. Основная задача данного курса обществознания вооружить подрастающее поколение такими знаниями об обществе и людях, которые позволят ему в недалеком будущем улучшить нашу среду обитания, сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений. Цель данного курса первое знакомство с основными сферами общества: экономической, политико-правовой и духовной; воспитание социально активной личности; воспитание патриотической позиции; подготовка подростка к взрослой жизни. Курс способствует общеинтеллектуальному развитию учащегося, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащегося.

14 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 14 РАЗДЕЛ I. Общество и сферы. (21 час). В разделе речь пойдет о структуре и сущности современного общества, различных подходах к его определению, а также о трех главных сферах общества экономической, политико-правовой и духовной. В разделе будет сказано о мире бизнеса, трудовом воспитании детей, правах ребенка, о формировании гражданской позиции, строении государства, морали и нравственности, ценности и идеалах. Опорные понятия и термины: Общество, страна, государство, сообщество, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, экономика, производитель, потребитель, бизнес, деньги, капитал, предприниматель, карманные деньги, трудовое воспитание, трудовой договор, работодатель, работник, демократия, граждане, паспорт, суверенитет, конституция, Президент, депутат, разделение властей, право, правопорядок, законность, суд, преступления, собственность, цивилизация, наука, познание, мораль, моральный поступок, аморальный поступок, идеал, идеалист, идеализация, нравственные ценности. 14

15 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 15 ГЛАВА I. Сущность и структура общества. (2 часа). Тема 1. Что такое общество? (2 часа). Понятие «общество» в разные исторические эпохи: Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Общество как человеческий организм. Сферы общества: экономическая, политическая, духовная, социальная; их характеристика. Сообщество. Организации (трудовые коллективы, семья, школа). ГЛАВА 2. Экономическая сфера. (5 часов). Тема 2. Что такое экономика и бизнес.. Производители. Потребители. Экономика, ее роль в жизни общества. Стадии развития капитализма. Бизнес. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры. Капитал. Тема 3. Экономическая деятельность подростков.. Молодежная экономика. Карманные деньги. Возможные способы подростковых заработков. Умение распоряжаться деньгами. 15

16 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 16 Тема 4. Трудовое воспитание детей в разные эпохи.. Необходимость передачи трудовых навыков. Трудовые умения и знания у детей в разные исторические эпохи. Особенности трудового воспитания в различных социальных слоях. Стимулы трудовой деятельности. Тема 5. Труд и семья с точки зрения закона. (2 часа) Отношение к труду в современном обществе. Право на труд. Трудовой договор. Нормы трудового права. Особенности труда несовершеннолетних. Труд и отдых. Семья как объект законодательства в современном обществе. Взаимосвязь прав и обязанностей. Обязанности граждан. Налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества. Забота о детях. ГЛАВА 3. Политико-правовая сфера. (7 часов). Тема 6. Что такое государство. Причины появления государства. Определение государства. Функции государства. Первые государства. Формы государственного устройства. Полис. Государство полис. Нация. Государство нация. Значение терми- 16

17 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 17 на «государство». Государство и общество. Государство и Мировое сообщество. Главные признаки государства. Тема 7. Государство и его граждане. История понятия «гражданин». Гражданин и государство. Гражданство. Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства. Тема 8. Основной закон страны. Понятие «Конституция», значение ее в государстве. История создания Конституции. Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции. Содержание и форма основного закона РФ. Власть по Конституции РФ. Разделение властей. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Местное самоуправление. Тема 9. Права и правопорядок. Необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране. Правопорядок, законность, их взаимосвязь. Роль граждан в сохранении правопорядка. Правоохранительные органы (милиция общественной безопасности, криминальная милиция), их функции. Судебные органы. Юридическая защита. Тема 10. Как можно защититься от несправедливости? (2 часа) Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав (осторожность, сохранение документов, 17

18 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 18 компромисс). Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов в РФ. Тема 11. Право на службе человека. Понятие права. Источники права, их отличительные черты. История права. Права и обязанности несовершеннолетних. Право на собственность. Право на образование. Право и семья. Понятие ответственности. Преступление и уголовная ответственность. ГЛАВА 4. Духовная сфера. (6 часов). Духовная сфера образование, культура, религия и наука. Тема 12. Роль книгопечатания в развитии образования.. Изобретение книгопечатания. Первые печатные книги, их содержание, влияние на общество. Роль печатных книг в развитии образования. Грамотный человек. Просвещенный человек. Ученый. Положительная роль просвещения. Тема 13. Появление цивилизации.. Понятие цивилизации. Возникновение цивилизации, этапы ее развития. Роль книг и чтения в современном обществе. 18

19 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 19 Тема 14. Наука и познание. Наука и научные знания. Система наук. Естественные науки. Общественные науки. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение. Тема 15. Мораль и право. Добро и зло. Мораль. Общественное мнение, его влияние на человека. Сходство и отличие морали и права. Представление о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро. Тема 16. Идеал. Определение идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы. Конкретные идеалы разных поколений. Тема 17. Что такое ценности. Определение ценностей. Вечные ценности: истина, красота, добро, польза, справедливость, свобода. Ценности семейной жизни. Конфликт ценностей, нравственная дилемма. Ценности подростков. Три этапа нравственного развития. Повторение: (1 урок). 19

20 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 20 РАЗДЕЛ II. Ребенок и его жилая среда. (11 часов). В этом разделе пойдет разговор о городе и селе, их развитии, архитектуре, роли города в истории человечества, а затем перейдем к городскому району, улице, дому, квартире. Опорные понятия и термины: Город. Пригородная зона. Город-спутник. Урбанизация. Качество жизни, городская жизнь, городская среда. Село. Сельская жизнь. Отчуждение людей. Социальное пространство. Общественная территория. Домашняя территория. Личное пространство. Эволюция жилища. Современное жилище. Уровни знакомства. Соседи. Район проживания. Дача. ГЛАВА 5. Город и село. (5 часов). Тема 18. Эволюция города. Возникновение городов. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современный город. Законы развития города. Пригородная зона. 20

21 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 21 Тема 19. Город и урбанизация. (2 часа) Урбанизация. Процесс урбанизации, его проявления. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Проблемы горожан: нервные нагрузки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание. Тема 20. Город и село. Город и село две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества. Особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе. Тема 21. Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен. Влияние города на отношения между людьми. Общение и уединение. Человек среди незнакомых людей: дистанция, отчуждение. Благо и зло отчуждения между людьми. Подросток в городской среде. Города и технический прогресс. Влияние технического прогресса на молодежь. ГЛАВА 6. Мой дом, мое жилище. (5 часов). Тема 22. В каком пространстве мы обитаем. Понятие «социальное пространство». Общественная территория. Поведение на общественной территории. 21

22 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 22 Домашняя территория. Поведение дома. Личное пространство. Социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение, его последствия. Тема 23. Дом, в котором мы живем. Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища: дом в первобытном обществе, дом в античности, дом в Средневековье. Современное жилище, его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья. Тема 24. Наши соседи. Кто такие соседи. Отношения с соседями. Уровни знакомства. Уровень приблизительного знакомства. Уровень поверхностного знакомства. Уровень контактного знакомства. Уровень глубокого знакомства. Квартальное знакомство. Дворовое знакомство. Домовое знакомство. Особенности соседских отношений в современном городе. Тема 25. Район проживания. Жилой район. Районы города: старые и новые. Центр города. Привязанность к району, к месту жительства. Влияние характера жилого района на человека. Положительные и отрицательные особенности районов. Восприятие района проживания подростками. Тема 26. Дача и дачная жизнь. Понятие дачи. Появление дач. История развития дачи. Современная дача, ее роль в жизни общества. Дачники. Дачная жизнь: проблемы и решения. Дача в жизни подростков и молодежи. 22

23 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 23 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 7 КЛАСС. Данный учебник продолжает рассказ об очень важной и очень необходимой людям науке обществознании. В целом ее структура та же самая, что и в двух предыдущих учебниках (для 5 и 6 классов) повествование идет от общего к частному. Вместе с тем она не похожа на них потому, что двенадцатилетний возраст это граница между детским и подростковым мирами. А если учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то можно считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте. Важно не опоздать и вовремя направить формирующуюся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подростков от 13 до 19 лет. Сообразуясь с особенностями возраста, автор построил изложение материала следующим образом. Первая глава личность подростка, его физическое и психологическое состояние, внутренний мир подростка, а во второй части авторы переходят к социальному миру, гражданской позиции, воспитанию гражданственности. На взаимоотношения с другими людьми в огромной мере влияет характер и темперамент подростка, его психологическая конституция, включающая интеллект, чувства, способности. Она же во многом определяет самооценку, 23

24 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 24 низкую или высокую, в зависимости от которой подросток строит свои жизненные планы. Книга призвана научить не только тому, как контролировать свои эмоции, но и тому, как стать лидером, а, возможно, и выдающейся личностью. Непростая наука лепить свою личность состоит не только в умении общаться, говорить или слушать, но и в нравственном развитии. Об этом и о том, как стать взрослым, ведется очень серьезный разговор. ГЛАВА 1. Личность подростка. (11 часов) В этой главе пойдет разговор о личности подростка его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь идет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество, о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Автор учит преодолевать барьеры общения, разбираться в самом себе. Тема 1. Переходный возраст. Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость. 24

25 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 25 Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста. (2 часа) Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода. Тема 3. Быть взрослым. (2 часа) Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков. Тема 4. Физические изменения у подростков. Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления. Тема 5. Психологический портрет личности. Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. 25

26 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 26 Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект. Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков. Тема 6. Самооценка подростка. Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Высокая самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка. Тема 7. Выдающаяся личность. Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети, их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности. Тема 8. Как стать лидером. Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знание, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде. Обобщающе-повторительный урок 26

27 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 27 ГЛАВА 2. Подросток в социальной среде. (20 часов) Тема 9. Социальная среда подростка. Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе. Тема 10. Юношеский пессимизм. Драматизм подросткового возраста. Возникновение юношеского пессимизма, причины его. Пути преодоления пессимистических настроений. Тема 11. Подросток в группе. Определение группы и их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм. Соотношение самооценки и влияния группы. Тема 12. Межличностные отношения. (2 часа) Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие 27

28 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 28 развитию межличностных отношений. Взаимопонимание основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде. Тема 13. «Мы» и «они». Непосредственное окружение. Понятие «я». Понятие «мы». Понятие «они». Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». Знакомство. «Свои» и «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» и «чужими». Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей. Знакомые и незнакомые; различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». Понятия «чужие» и «чужаки». «Свои», их защита. Родственная солидарность. Тема 15. Социальный портрет молодежи. Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов. Тема 16. Юридические границы подросткового возраста. (1час) Понятие «юридических отношений». Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка. 28

29 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 29 «Конвенция ООН о правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав. Тема 17. Подросток как гражданин. (2 часа) Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права, их характеристика. Основные конституционные обязанности. Тема 18. Подросток и его права. Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами. Тема 19. Опасный путь преступной жизни. Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, их виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании. Тема 20. Заброшенные, одинокие, непонятые. Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество. Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового 29

30 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 30 одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии. Тема 21. Подросток в обществе риска. Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов. Тема 22. Подростковая культура. Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе. Тема 23. Образ жизни. Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты. Тема 24. Досуг и отдых. Досуг и отдых часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Отдых, его 30

31 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 31 особенности в различные исторические эпохи у разных народов. Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков. Тема 25. Развитие спорта. Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история). Спорт в XX в.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия. Тема 26. Речевое поведение. Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков. Хвастовство. Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Одобрение. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения. Обобщающе-повторительный урок

32 ProgObsh5-7.qxd :37 Page 32 Учебное издание Кравченко Альберт Иванович Хромова Ирина Сангуровна ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 5 7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 3-е издание Редактор М.И. Лобзина Корректор Е.Ю. Петухова Дизайн обложки и верстка И.Д. Петровской Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от выдано Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Подписано в печать Формат 60х84 1 / 16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура «Прагматика». Усл. печ. л. 1,86. Тираж 4000 экз. Заказ ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово РС» , Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5. Тел.: (495) , , ISBN

Рабочая программа по обществознанию 10 класс Кравченко 2012
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в современном инновационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

Скачать:

Вложение Размер
Рабочая программа 257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право): ООО «Руское слово» 2012, и авторской программы по обществознанию 10-11 классы. Авторы: А.И. Кравченко: М., Просвещение, 2011, (Экспертиза РАН и РАО 2010г; поурочных методических разработок по Обществознанию – 10 класс, Е. А. Певцовой; сборника «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию: 10-11 классы, под редакцией Л.Н. Алексашкиной ,Москва: «Дрофа», 2001 г.

Организация обучения и изучение курса обществознания в классах и группах базового уровня предполагают формирование культуры поведения, общения, отношений, основных компетенций, необходимых для успешного взаимодействия между людьми в обществе. Кроме того, курс играет важнейшую роль в формировании зрелой личности с устойчивой системой ценностей и мировоззрением. Курс также предполагает формирование необходимых в будущей самостоятельной жизни умений и навыков.

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений.

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.

— содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

— воспитание гражданственности и любви к Родине;

— выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

— содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если. »);

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

доступность для учащихся основной школы;

Возрастные и психологические особенности детей

Материал курса учитывает возрастные особенности школьников в период ранней юности. Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей обучающихся.

Условия реализации программы

Организация образовательного процесса осуществляется через различные технологии:

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
1. Игровые технологии
2. Проблемное обучение
3. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

4. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
5. Технология программированного обучения
6. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
7. Групповые технологии.
8. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
1. Педагогика сотрудничества.
2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Частнопредметные педагогические технологии.
1. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

Современное традиционное обучение

Связь программы со смежными дисциплинами

Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя истории. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Для эффективного изучения истории нужны межпредметные связи с учебными дисциплинами: история, МХК, литература, география, социология, информатика, экономика, изобразительное искусство, музыка.

Виды и формы контроля

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 8 тем. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение обучающимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны обучающимся.

  • уметь самостоятельного добывать знания, приобретать умения и навыки;
  • понимать значение и осознавать ценность образования;
  • владеть системой предметных, межпредметных и надпредмегных
  • (общеучебных) умений и навыков;

  • развивать свою познавательную сферу, стремиться к самообразованию;
  • владеть современной информационной культурой;
  • уметь планировать и организовывать собственную деятельность;
  • обладать правовым самосознанием, толерантным мышлением, приверженностью гуманистическим и демократическим ценностям;
  • знать основные виды деятельности людей, сферы общественной жизни, способы правового регулирования общественных отношений
  • Большое внимание в программе уделено формированию как специальных, так и общеучебных умений и навыков обучающихся, что на взгляд автора является актуальным. Программа предусматривает формирование ОУУН и способов деятельности на основе представленной ниже классификации.

    Классификация и содержание общеучебных умений и навыков:

  • Организационные;
  • Информационные;
  • Интеллектуальные;
  • Коммуникативные.
  • 1. Организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающихся. К ним относятся:

    1. определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
      1. выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
      2. сравнение полученных результатов с учебной задачей;
      3. владение различными формами самоконтроля;
      4. оценивание своей учебной деятельности;
      5. постановка целей самообразовательной деятельности.
      6. 2. Информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

      7. работа с основными компонентами учебника;
      8. использование справочной и дополнительной литературы;
      9. различение и правильное использование разных литературных стилей;
      10. подбор и группировка материалов по определенной теме;
      11. составление планов различных видов;
      12. владение разными формами изложения учебного текста;
      13. составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
      14. составление тезисов, конспектирование;
      15. подготовка рецензии;
      16. подготовка доклада, реферата;
      17. использование различных видов информации;
      18. качественное и количественное описание изучаемого объекта;
      19. проведение эксперимента;
      20. использование разных видов моделирования.

      3. Мыслительные общеучебные умении и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

    2. определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
    3. выявление существенных признаков объекта;
    4. определение соотношения компонентов объекта;
    5. проведение разных видов сравнения;
    6. установление причинно-следственных связей;
    7. оперирование понятиями, суждениями;
    8. классификация информации;
    9. владение компонентами доказательства;
    10. формулирование проблемы и определение способов ее решения.
    11. 4. Коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество с учителями и другими обучающимися, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. К таким навыкам относятся:

    12. выслушивание мнения других;
    13. владение различными формами устных публичных выступлений;
    14. оценка разных точек зрения;
    15. владение приемами риторики;
    16. организация совместной деятельности;
    17. владение культурой речи;
    18. ведение дискуссии.
    19. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

      10 класс (68 часов)

      Введение в курс обществознания 10 класса (1 час)

      Человек как творец и творение культуры (12 часов)

      Раздел 1. Эволюционный базис человечества (8 часов)

      Тема 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

      Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

      Основные понятия : инстинкт, культура, свобода, ответственность

      Материал учебника: § 1Эволюционная цепочка человека, § 2 Культурные составляющие эволюции

      Тема 2. Мышление и деятельность.

      Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «Я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

      Основные понятия : идентификация, самосознание, общественное сознание, философия, познание, сознание, знание, истина, наука, научное знание, общественные науки, обществознание

      Материал учебника: § 3. (Сознание и деятельность, § 4 Самосознание, § 5 Общественное сознание и философия, § 6. Знания и познание, § 7. Система социально-гуманитарного знания

      Раздел 2. Цивилизация и культура (11 часов)

      Тема 4. Цивилизация

      Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Искусство.

      Основные понятия : цивилизация, культура, культурное многообразие, культурный плюрализм, искусство, изобразительное искусство, художественная культура

      Материал учебника : § 8. Цивилизация, § 9. Сущность культуры, § 10. Искусство

      Тема 5. Образование

      Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

      Основные понятия: образование, обучение, школьное (общее) образование, высшее образование, дистанционное обучение, тьютор

      Материал учебника : § 11. Общественная значимость образования, § 12. Образование в Российской Федерации, § 13. Знания и умения в информационную эпоху

      Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

      Основные понятия : религия, конфессия, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, религиозное объединение, традиционные верования, новые религии

      Материал учебника : § 14 Религии и конфессии, § 15. Конфессии в России .

      Общество как сложная динамическая система (10 часов)

      Раздел 3. Системное строение общества. Общественный прогресс (10 часов)

      Тема 7. Системное строение общества

      Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

      Основные понятия : система, общество, общность, иерархия, социальный институт, социальная политика, социальная защита, социальное страхование, социальная помощь

      Материал учебника : § 16. Взгляд на общество в истории, § 17. Общество и его основные сферы, § 18. Общественные (социальные) институты и социальная защита.

      Тема 8. Социальные нормы и социальный контроль

      Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.

      Основные понятия : социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль

      Материал учебника: § 19. Социальный контроль

      Тема 9. Социальный прогресс

      Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.

      Основные понятия : прогресс, регресс, реформа, эволюция, революция

      Материал учебника : § 20 Социальный прогресс

      Тема 10.Современный мир

      Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную сред. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

      Основные понятия : глобализация, глобальное общество, терроризм

      Материал учебника : § 21-22. Глобализация

      Раздел 4.Социальные группы в прошлом и сегодня (7 часов)

      Тема 11. Социальные группы

      Социальные группы, их типы.

      Основные понятия: социальная группа, групповые нормы

      Материал учебника : § 23. Социальные группы

      Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

      Основные понятия : этнос, клан, племя, диаспора, титульный этнос, народность, нация, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм

      Материал учебника : § 24-25. Этнос и этнические отношения

      Тема 13. Семья и брак

      Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.

      Основные понятия: семья, брак, нуклеарная семья, многопоколенная семья, неполная семья

      Материал учебника : § 26. Семья и брак

      Тема 14. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

      Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

      Основные понятия : демография, популяция, депопуляция

      Материал учебника: § 27Современная демографическая ситуация в России

      Раздел 5 Социализация (7 часов)

      Социализация индивида. Социализация индивида. Социальные роли в юношеском возрасте. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

      Основные понятия : статус, социальное положение, статусный набор, социальный статус, личный статус, приписываемый статус, достигаемый статус, статусная роль, социализация, агенты социализации, альтруизм, ролевое бесправие, акселерация, молодёжь, субкультура, контркультура

      Материал учебника : § 28. Социальный статус и социальная роль, § 29. Сущность социализации, § 30-31. Юность как этап социализации, § 32-33. Молодёжь и молодёжная субкультура

      Человек в системе общественных отношений

      Раздел 6. Социальная стратификация и мобильность (4 часа)

      Тема 16. Социальная структура и социальные отношения

      Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.

      Основные понятия : социальная стратификация, доход, престиж, класс, рабство, каста, сословие, чин, титул, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, каналы вертикальной мобильности, миграция

      Материал учебника : § 34. Социальная стратификация, § 35. Стратификация и мобильность

      Раздел 7.Общественные отношения и социальное поведение (7часов)

      Тема 17. Социальные взаимодействия

      Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

      Основные понятия : общественные отношения, социальное взаимодействие, кооперация, конкуренция, конфликт, демонстрация, массовая истерия, слухи, паника, погром, бунт, социальная напряжённость, социальное действие, рациональное поведение, отклоняющееся (девиантное) поведение, девиант, деликвентное поведение, криминальное поведение, группа риска

      Материал учебника : § 36. Общественные отношения и социальные взаимодействия, § 37. Конфликт и протестное движение, § 38Социальное поведение § 39. Девиантное поведение

      Обобщающий контроль (1 час)

      Раздел 8. Личность и её духовная сфера (7 часов)

      Тема 18.Личность и её духовная сфера

      Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Мораль. Духовная жизнь человека. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Самооценка личности. Гражданские качества личности.

      Основные понятия : личность, психика, темперамент, потребность, мотив, интерес, духовная культура, ценности, мораль, право, материалист, идеалист, идеал,

      Материал учебника : § 40-41. Личность, § 42. Духовная жизнь человека , § 43-44. Ценности и идеалы личности

      Смотрите так же:  Программа развития школы «своими руками». Требования к разработке программы развития

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *