Полномочия федерального центра и субъектов федерации. Полномочия федерального центра и субъектов федерации

ЕГЭ. Обществознание. Конституция РФ. Статьи 71-72. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ.

В заданиях ЕГЭ часто бывают вопросы, связанные с разграничением полномочий между РФ и её субъектами. Статьи 71 и 72 Конституции РФ посвящены тому, что находится в ведении РФ, а что в совместном ведении с субъектами. Вспомним эти статьи, на ряде примеров посмотрим, как выполнять задания , связанные с данной темой.

Статья 71. В ведении РФ находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);

т) федеральная государственная служба.

Статья 72.В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

  1. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Как легко запомнить данный материал?

Помните, что есть вопросы ,которые могут находиться только в ведении РФ. Среди них наиболее важные:

  • Изменение Конституции РФ
  • Конституционные и федеральные законы
  • Правовые основы всех сторон жизни общества
  • Оборона страны
  • Денежная система
  • Границы субъектов РФ
  • Государственные награды РФ и другие.
  • В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем, но с опорой на федеральные законы.

    Среди них наиболее важные:

  • Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов
  • Образование, здравоохранение, спорт. культура
  • Организация органов государственной власти и местного самоуправления и др.
  • Подсказка: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.

    Примеры заданий на ЕГЭ по данной теме

    Пример № 1.

    ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
    А) судоустройство

    Б) фе­де­раль­ные на­ло­ги и сборы

    В) обо­ро­на и безопасность

    Д) адвокатура, нотариат

    1) толь­ко фе­де­раль­ный центр

    2) фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты РФ

    А Б В Г Д
    1 1 1 2 2

    Пример № 2

    ВОПРОСЫ Уровни предметов ведения
    A) природопользование, охра­на окру­жа­ю­щей среды

    Б) кадры су­деб­ных и пра­во­охра­ни­тель­ных органов

    B) внешняя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния РФ

    Г) де­неж­ная эмиссия

    Д) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с катастрофами, сти­хий­ны­ми бедствиями

    А Б В Г Д
    2 2 1 1 2

    Пример № 3

    ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
    A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

    Б) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской Федерации

    B) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынка

    Г) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­нов

    Д) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники

    А Б В Г Д
    2 2 1 2 1

    Пример № 4

    Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

    ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
    A) защита семьи, материнства, от­цов­ства и детства

    Б) опре­де­ле­ние ста­ту­са и за­щи­та го­су­дар­ствен­ной границы, тер­ри­то­ри­аль­но­го моря, воз­душ­но­го пространства

    B) финансовое, валютное, кредитное, та­мо­жен­ное регулирование

    Г) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственности

    Д) со­ци­аль­ное обеспечение

    1) ведение РФ

    2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

    А Б В Г Д
    2 1 1 2 2

    Пример № 5

    ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
    A) управление фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной собственностью

    Б) уста­нов­ле­ние пра­во­вых основ еди­но­го рынка

    B) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

    Г) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с катастрофами, сти­хий­ны­ми бедствиями, эпидемиями, лик­ви­да­ция их последствий

    Д) обо­ро­на и безопасность

    1) ведение РФ

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    А Б В Г Д
    1 1 2 2 1

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Полномочия федерального центра и субъектов федерации

    Понятие «предметы ведения» используется Конституцией РФ в двух значениях.

    Первое и основное значение связано с обозначением с помощью данной категории вопросов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Их перечень закреплен в главе 3 Конституции РФ — «Федеративное устройство», причем ст. 71 и 72 посвящены исключительно данной задаче. В настоящее время в юридической науке предметы ведения анализируются именно в этом аспекте.

    Вместе с тем, категория «предметы ведения» рассматривается и в другом аспекте. Он связан с обозначением их как составной части понятия «компетенция» органа государственной власти

    Компетенция государственного органа определяется через два ее элемента: предмета ведения и полномочия. Под компетенцией государственного органа понимается совокупность его властных полномочий по определенным предметам ведения

    Конкретное полномочие органа государственной власти означает юридическое закрепленное за органом государства право и одновременно, как правило, обязанность принятия правовых актов и осуществление иных властных мер, направленных на решение конкретных задач и функций данного органа.

    Разграничение предметов ведения — это вопрос об отношениях между Федерацией и ее субъектами, а вопрос о разграничении компетенции и полномочий касается отношений между отдельными видами федеральных органов и органов субъектов Федерации.

    Суть предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов производна от функций государства, под которыми понимаются основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

    Одна из особенностей функций состоит в том, что они представляют собой устойчивую, сложившуюся предметную деятельность в той или иной сфере — в экономике, политике, государственном строительстве, в праве и т.д.

    Таким образом, в предметах ведения выражаются и конкретизируются функции государства. Для более успешной реализации они могут быть распределены между государством в целом (Федерацией) и его составными частями (субъектами Федерации).

    И здесь возникает один из сложнейших вопросов государственного строительства — оптимальность распределения сфер деятельности предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

    После принятия Конституции РФ 1993 г . возникало и возникает много сложностей с реализацией предметов ведения как Российской Федерацией, так и ее субъектами. Со всей остротой эти проблемы встают и при осуществлении в последнее время укрепления вертикали государственной власти [1] .

    Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

    Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:

    · исключительной компетенции федеральных органов власти;

    · совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;

    · исключительной компетенции субъектов федерации.

    Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ. Австралии и других федераций [2] .

    Российская Федерация следует по этому испытанному пути (хотя термин «исключительная компетенция» в ней не употребляется): ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

    Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.

    В основу структурирования предметов ведения в действующей Конституции России положен принцип кооперации. С точки зрения способа структурирования предметов ведения по уровням власти, российская конституционная модель пошла по пути признания предметов совместного ведения Российской Федерации и се субъектов. Непосредственно в самой федеральной Конституции представлен перечень двух видов предметов ведения: предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения Федерации и ёе субъектов.

    Предметы ведения Российской Федерации — это круг вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению России как федерального центра.

    В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

    · принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

    · федеративное устройство и территория Российской Федерации,

    · регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

    · установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

    · федеральная государственная собственность и управление сю;

    · установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

    · установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

    · федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

    · федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

    · внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

    · внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

    · оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

    · определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    · судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

    · федеральное коллизионное право;

    · метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

    · государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

    · федеральная государственная служба.

    В юридической литературе отмечается, что при определении предметов ведения Российской Федерации имеют место неточности и противоречия. Например, перечень предметов ведения РФ включает вопросы, отнесенные одновременно к предметам ведения Федерации и к предметам совместного ведения. Так, в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств отнесены к ведению Российской Федерации. Одновременно эти же вопросы в п. «б» ст. 72 Конституции РФ отнесены к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    И.А. Умнова вполне обоснованно констатирует и тот факт, что данный в ст. 71 перечень предметов ведения Российской Федерации неполон. Из содержания ряда других статей Конституции РФ следует, что к ведению Федерации относятся вопросы установления государственных символов: государственного флага, герба, гимна (ст. 70 Конституции РФ); введения чрезвычайного положения (ст. 56, 88 Конституции РФ); введения военного положения на отдельных территориях РФ (ст. 87 Конституции РФ). Однако данные вопросы не включены в круг предметов ведения Российской Федерации в ст. 71.

    В мировой практике встречается два способа структурирования предметов совместного ведения. Первый способ — закрепляются предметы ведения федерации и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов (ФРГ, Австрия, Бразилия, Пакистан, Нигерия).

    Второй — определяются предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов федерации (Индия, Малайзия, Россия) [3] .

    В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

    · обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

    · защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

    · вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

    · разграничение государственной собственности;

    · природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

    · общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

    · координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

    · осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

    · установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

    · административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

    · кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

    · защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

    · установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

    · координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

    И хотя перечень предметов совместного ведения Российской Федерации, данный в ст. 72 Конституции, является закрытым, но, как отмечается в юридической литературе, фактически он неточен и неполон.

    И.А. Умнова, обстоятельно исследовавшая эту проблему, приходит к выводу, что «несовершенна юридическая техника и достаточно высока степень пробельности в определении круга предметов совместного ведения. Не все сферы, объективно нуждающиеся в признании их предметами совместного ведения, обозначены в федеральной Конституции».

    Например, вопросы социального обслуживания, которые по своему характеру явно должны относиться к предметам совместного ведения в перечне вопросов, установленных в ст. 72 Конституции РФ, отсутствуют. Согласно пункту «е» данной статьи, к совместному ведению отнесены лишь вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение. Социальное обслуживание — это категория, которая по смыслу значительно шире, нежели социальная защита. Социальное обслуживание подразумевает и предоставление разных социальных услуг, спектр которых чрезвычайно многообразен [4] .

    По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ.

    Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов РФ.

    До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование, но после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

    Как уже говорилось выше, в годы президентства Б.Н. Ельцина получила широкое распространение практика заключения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ договоров и соглашений по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

    Предметы ведения субъектов РФ определены в Конституции РФ по остаточному принципу, а именно: в Российской Федерации к ведению субъектов РФ относится все то, что не отнесено к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов [5] .

    При этом следует различать:

    · предметы ведения субъектов Федерации;

    · предметы исключительного ведения субъектов Федерации.

    В сферу ведения субъекта Федерации входит, во-первых, то, что им реализуется совместно с Федерацией, и, во-вторых, все то, что не отнесено к ведению Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ и по договорам между Федерацией и ее субъектами.

    Для определения предметов ведения, принадлежащих исключительно субъекту РФ, необходимо оставить лишь те предметы ведения, которые не относятся ни к предметам ведения Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

    Приоритет правовых актов субъектов Федерации перед правовыми актами Федерации существует только по предметам исключительного ведения субъекта Федерации, и в этой связи очень важно определить предметы исключительного ведения субъекта Федерации.

    Таким образом, можно сделать вывод, что разграничение полномочий РФ и её субъектов РФ является важнейшим принципом федеративного устройства и российского федерализма.

    [1] Конституционный строй и конституционализм в России: Монография / Боброва Н.А., Лучин В.О.. — М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 101.

    [2] Теория современной конституции / Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е.. — М.; Норма, 2005. С. 137.

    [3] Умнова И А. Конституционные основы современного российского федерализма — М„ 1999. С. 191 — 192.

    [4] Умнова И,А. Конституционные основы современного российского федерализм -М„ 1999. С. 194.

    [5] Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права // Северо-кавказский юридический вестник. — Ростов-на-Дону, 2003. — № 1. — с.29-51

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Глава 3. Федеративное устройство

    1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

    Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика, Республика Калмыкия, Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

    Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

    Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

    Москва, , Севастополь — города федерального значения;

    Еврейская автономная область;

    Ненецкий автономный округ, автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, автономный округ.

    2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

    1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

    2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

    4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

    5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

    1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

    2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

    3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

    1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

    2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

    З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

    Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

    2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

    В ведении Российской Федерации находятся:

    б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

    г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

    ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

    з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

    и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

    м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

    н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

    р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

    1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

    а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

    в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

    д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

    е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

    ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

    и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

    л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

    2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

    Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

    1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

    2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

    2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

    3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

    4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

    1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

    2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

    3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

    4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

    5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

    6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

    1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

    2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

    2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

    4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

    Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

    Разграничение полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в регулировании принципов территориальной организации местного самоуправления Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

    Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ладин Иван Николаевич

    Согласно ст. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с вполне определенными и исчерпывающе обозначенными требованиями. Так, указывается, что вся территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями (сельскими и городскими). В свою очередь территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

    Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ладин Иван Николаевич

    Текст научной работы на тему «Разграничение полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в регулировании принципов территориальной организации местного самоуправления»

    разграничение полномочий федерального центра и субъектов рф в регулировании принципов территориальной организации местного самоуправления

    Согласно ст. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с вполне определенными и исчерпывающе обозначенными требованиями. Так, указывается, что вся территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями (сельскими и городскими).

    В свою очередь территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

    Входе обсуждения законопроекта об общих принципах организации местного самоуправления выдвигались различные предложения относительно порога численности населения городского поселения (в частности, 50 тыс. жителей, 200 тыс. жителей и более), однако в окончательный текст закона они не попали и этот вопрос остается открытым. Размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения. При этом границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях. Данные законодательные положения также являются новеллами.

    Вместе с тем новый закон хотя и упорядочил определенным образом проблему правового регулирования территориальной организации местного самоуправления, однако остается ряд нерешенных вопросов. Это касается, в частности, нескольких общетеоретических вопросов соотношения административнотерриториального устройства и территориальной организации местного самоуправления. Есть точка зрения, что административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации как механизм организаций государственной власти и админист-

    Николаевич — Краснодарский университет МВД России

    ративно-территориальное деление как способ организации местного самоуправления могут не совпадать, поскольку преследуют различные цели1.

    Однако это весьма спорный момент. И в целом нужно отметить, что проблемы территориальной организации местного самоуправления во многом обусловлены тем, что отсутствует необходимое единство в правовом регулировании вопросов территориального устройства субъектов Российской Федерации. При рассмотрении территориальной организации местного самоуправления важным является вопрос о целесообразности организации двухуровневой системы местного самоуправления. Дело в том, что в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. он решается однозначно — двухуровневая система местного самоуправления становится обязательной для всех субъектов Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. И если ранее эти вопросы могли регулироваться и другими федеральными законами, то теперь все сосредоточивается в одном акте. Одной из причин усиления федерального участия в правовом регулировании организации местного самоуправления послужили серьезные пробелы в нормативной базе о местном самоуправлении. И хотя субъекты Российской Федерации сохранили некоторые свои полномочия, их участие в нормативном решении многих вопросов местного самоуправления теперь не предусмотрено. Таким образом, содержание общих принципов организации местного самоуправления, находящихся согласно Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в новом законе выглядит иначе, чем в прежнем. Их «федеральная составляющая» в большей степени, чем прежде, перевешивает «региональную»2.

    Федеральный законодатель взял на себя решение вопросов, многие из которых уже апробированы в региональ-

    1 Берг О. В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты. Журнал российского права. 2001, № 4, стр. 23

    2 Черкасов В. А. Территориальная организация местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006, стр.

    ном законодательстве, и с принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. существенно изменилась система всех правовых актов о местном самоуправлении. Смысл этих изменений состоит в том, чтобы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, привести нормативную модель местного самоуправления в соответствие с общественной практикой. Вместе с тем, как представляется, федеральный законодатель занял излишне жесткую позицию, не допуская вариантов территориального устройства субъектов РФ в зависимости от местных условий.

    В развитие федерального закона на уровне субъектов Федерации издавались законы, в которых определялись территориальные принципы организации местного самоуправления. Обычно это делалось в рамках законов о местном самоуправлении. Так, в Краснодарском крае в 2004 г. был принят закон «О местном самоуправлении в Краснодарском крае»3. Здесь, в частности, устанавливается, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Краснодарского края в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами Краснодарского края в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 — 13 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Еще одним существенным полномочием субъекта Российской Федерации является также первоначальное наделение населенных пунктов определенным муниципально-правовым статусом.

    Вместе с тем практика показывает, что первоначальное определение муниципально-правового статуса населенных пунктов на основе федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. не всегда осуществля-

    3 О местном самоуправлении в Краснодарском крае. Закон Краснодарского края от 07.06.2004 № 717-КЗ (ред. от 04.07.2006). Справочно-правая система «Консультант+», 2007, июль

    лось с учетом сложившихся исторических, культурных и иных условий. Одна из причин этого заключалась в том, что приблизившись к разграничению института административно-территориального устройства как института организации государственной власти и института территориального устройства местного самоуправления как института организации муниципальной власти, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. оставил неясность в том, на каком уровне должны быть определены базовые территориальные категории обоих институтов, в частности, какие органы государственной власти — федеральные или региональные — должны разграничить понятия сельского и городского населенных пунктов и какие признаки следует положить в основу такого разграничения, а также в решение вопросов о том, по каким критериям отдельные поселки включать в составы городских округов или предоставить им статус самостоятельного муниципального образования. А ведь окончательное прояснение соотношения административно-территориального деления субъекта Федерации и муниципального территориального устройства невозможно без применения единого понятийного аппарата того и другого на федеральном уровне1.

    В литературе справедливо отмечается, что соответственно изменения, вносимые в территориальную организацию местного самоуправления, не должны нарушать структуру данной организации, осуществляться с соблюдением основных начал регулирования территориальной основы местного самоуправления. Кроме того, при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, должен соблюдаться конституционный принцип учета мнения населения соответствующих территорий. При этом важнейшее значение при определе-

    1 Васильев В. И. Государственная власть и местное самоуправление: продолжение спора. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2004, стр. 11

    нии границ территорий сельских и городских поселений станут играть оценочные критерии и принципы, на основе которых субъекты Российской Федерации установят границы муниципальных образований. В частности, именно в сфере ведения субъектов Российской Федерации будет находиться решение таких вопросов, как установление площади поселений и районов в малонаселенных территориях будет осуществляться субъектами Российской Федерации, также исходя из следующего важнейшего дополнительного условия: в границы района войдут территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также межселенных территорий; включение в состав городского поселения либо в состав сельских поселений (а значит, и в состав территории районов) сельских населенных пунктов численностью населения менее 3 тыс. человек.

    Изложенное дает основание полагать, что при разграничении полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере территориальной организации субъектов Российской Федерации следует учитывать важность того или иного элемента территориального устройства, его место в общей системе территориальной организации Российской Федерации. Федеральное регулирование должно охватывать наиболее важные вопросы территориальной организации субъектов Российской Федерации, имеющие общегосударственное значение, такие, как определение критериев отнесения территории к категории поселения — базового, первичного элемента территориальной организации государства, определение порядка формирования уровня территориальной организации субъекта Российской Федерации, являющегося базовым для организации деятельности федеральных государственных органов в субъекте Российской Федерации. Остальные вопросы, в том числе определение уровней системы муниципальных образований, должны решаться на уровне субъектов Российской Федерации.

    Форма государственного устройства. Полномочия федерального центра и субъектов РФ

    Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства.

    Форм государственного устройства существует три:

    • Унитарное государство
    • Федерация
    • Конфедерация
    • Унитарное государство – это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

      (Суверенитет – независимость государства во внутренней и внешней политике от других стран).

      Признаки унитарного государства:

    • Единые законы
    • Единая система органов власти
    • Единая финансовая и налоговая система
    • Единая армия
    • Единые атрибуты власти
    • (Атрибуты власти – герб, флаг и гимн)

      Примеры государство с унитарной формой государственного устройства: Япония, Франция, Венгрия, Чехия, Финляндия.

      Федерация – сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета.

      Признаки федерации:

    • Двойная система законодательства (Субъекты федерации принимают собственные законы, важно только то, чтобы они не противоречили общегосударственным постановлениям. Например, в США в одних штатах разрешена смертная казнь, а в других – запрещена)
    • Двойная система органов власти (в России есть Государственная Дума, а в Москве – Московская городская дума, в Курске – Курская областная дума и т.п.)
    • Двойная финансовая и налоговая система (часть налогов уходит в федеральный бюджет, а часть – в бюджет субъекта федерации)

    Государственным образованиям разрешается иметь свои атрибуты власти

    Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Россия, США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия.

    Конфедерация – это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.

    Признаки конфедерации:

    • Не имеет единой системы законодательства (каждое государство имеет собственные законы)
    • Нет единой системы органов власти (у каждого государства свои независимые органы власти, хотя могу быть созданы и общие конфедеративные органы)
    • Финансовая и налоговая система сохраняют специфику входящих в конфедерацию стран
    • Нет единой армии
    • Могут быть общие атрибуты власти с сохранением собственных
    • Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Европейский Союз, СНГ.

      Россия по форме государственного устройства — федерация.

      В России четко распределены обязанности между федеральным центром (центральными органами власти) и субъектами федерации.

      Полномочия федерального центра:

      к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

      л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

      п) федеральное коллизионное право;

      с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

      Полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов федерации:

      б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

      г) разграничение государственной собственности;

      з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

      м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

      н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

      Смотрите так же:  Заявление об усыновлении. Заявление об усыновлении ребенка в суд образец