ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от N 346н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ 346н от 12 мая 2010 г

Сен 16, 2019 Законы

Оглавление:

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 августа 2010 г. N 18111

Утвердить прилагаемый Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕН
Приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от _________ N _____

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Наименование документ ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ, порядок
Принявший орган минздравсоцразвития рф
Номер документа 346Н
Дата принятия 31.08.2010
Дата редакции 12.05.2010
Номер регистрации в Минюсте 18111
Дата регистрации в Минюсте 10.08.2010
Статус действует
Публикация
  • «Российская газета», N 186, 20.08.2010
Навигатор Примечания

Приложение N 1
к Порядку организации
и производства судебно-медицинских
экспертиз в государственных
судебно-экспертных учреждениях
Российской Федерации,
утвержденному Приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от ___________ N _________

1. Должность заместителя начальника государственного судебно-экспертного учреждения, экспертного подразделения системы здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ (услуг) по судебно-медицинской экспертизе (далее соответственно — ГСЭУ, экспертиза) по экспертной работе, устанавливают из расчета:

2. Должность заместителя начальника ГСЭУ по организационно-методической работе устанавливают из расчета:

— 1 должность на ГСЭУ при наличии в его штате более 40 врачебных должностей.

3. Должность заместителя начальника ГСЭУ по финансово-экономическим вопросам устанавливают из расчета:

— 1 должность на ГСЭУ при наличии в его штате более 60 врачебных должностей.

4. Должность врача — судебно-медицинского эксперта подразделений экспертизы трупов, экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1 должность на 80 экспертиз трупов в год;

— 1 должность на 60 экспертиз трупов, 120 экспертиз потерпевших, обвиняемых и других лиц в год в районных и городских подразделениях;

— 1 должность на 50 экспертиз трупов, 100 экспертиз потерпевших, обвиняемых и других лиц в год в межрайонных подразделениях;

— 1 должность на 500 экспертиз потерпевших, обвиняемых и других лиц в год, осуществленных без выезда за пределы населенного пункта, где расположено ГСЭУ (подразделение), для обеспечения деятельности правоохранительных органов.

5. Должность врача — судебно-медицинского эксперта подразделения комплексных экспертиз ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1 должность на 20 экспертиз в год.

6. Должность врача — судебно-медицинского эксперта для обеспечения дежурств, с целью участия в осмотре трупов на местах их обнаружения (происшествия), устанавливают из расчета:

— не менее 6 должностей в ГСЭУ.

Для судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций штатные должности для бригад быстрого реагирования устанавливают в ГСЭУ дополнительно.

7. Должность врача — судебно-медицинского эксперта организационно-методического подразделения ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 8 должностей при наличии в штатном расписании более 60 врачебных должностей;

— 6 должностей при наличии в штатном расписании 40 — 60 врачебных должностей;

— 4 должности при наличии в штатном расписании менее 40 врачебных должностей.

8. В подразделении, осуществляющем внедрение новых медицинских технологий, устанавливают 2 должности врачей — судебно-медицинских экспертов на ГСЭУ.

9. В подразделении, обслуживающем информационные системы, устанавливают 2 должности инженеров-программистов на ГСЭУ.

10. Должность врача — судебно-медицинского эксперта (судебного эксперта) в судебно-биологическом подразделении (судебно-цитологическом подразделении) ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1 должность суммарно на 1750 условных единиц учета исследований (одного применения одного из методов подготовки, изучения и регистрации свойств одного объекта (отдельно исследуемого предмета либо участка, следа на нем, микрочастиц и др.) либо одного из методов анализа полученных результатов, без учета применения методов раздельного исследования экспериментально полученных в ходе экспертизы образцов), 240 предметов и 48 экспертиз в год.

Подсчет цитологических объектов проводят соответственно количеству приготовленных препаратов (600 препаратов в год на одну должность врача — судебно-медицинского эксперта). Коэффициент пересчета судебно-цитологических исследований составляет 1:2 путем удвоения условных единиц учета исследований.

11. Должность врача — судебно-медицинского эксперта (судебного эксперта) молекулярно-генетического подразделения ГСЭУ устанавливают из расчета:

— при неавтоматизированном типировании — 1 должность при проведении не менее 400 условных единиц учета исследований в год;

— при автоматизированном типировании — 1 должность при проведении не менее 1000 условных единиц учета исследований (работы, проведенной для получения генетической характеристики одного индивидуального образца ДНК по одному генетическому локусу, включая подготовку объектов, регистрацию и анализ результатов) в год.

12. Должность врача — судебно-медицинского эксперта (судебного эксперта) медико-криминалистического подразделения устанавливают из расчета:

— 1 должность на 2000 условных единиц учета исследований (одного применения одного из методов подготовки, наблюдения и регистрации свойств одного отдельно исследуемого объекта (отдельно исследуемого предмета, а также имеющего самостоятельное диагностическое или идентификационное значение каждого отдельно изучаемого участка, детали предмета, следа на нем, анатомического и патологического образования, микрочастицы, процесса и явления) либо применение одного из диагностических и аналитических методов по отношению к одному объекту, одно применение одного из методов сравнения, с учетом применения методов раздельного исследования не более трех экспериментально полученных в ходе экспертизы образцов от одного следообразующего предмета) в год.

13. Должность врача — судебно-медицинского эксперта (судебного эксперта) в подразделении спектральных исследований ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1 должность на 2300 условных единиц учета исследований в год (эмиссионный спектральный анализ);

— 1 должность на 15000 условных единиц учета исследований в год (рентгенофлюоресцентный спектральный анализ).

При применении 1-го метода спектрального анализа спектральная лаборатория входит в состав судебно-химического или медико-криминалистического отделений. При применении 2-х и более методов спектрального анализа спектральная лаборатория организуется как самостоятельное структурное подразделение.

14. Должность врача — судебно-медицинского эксперта (судебного эксперта) в судебно-химическом подразделении ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1 должность на 60 полных анализов в год.

Коэффициенты пересчета судебно-химических экспертиз на полные анализы приведены в таблице N 1.

Коэффициенты пересчета судебно-химических экспертиз на полные анализы

N п/п Методы исследования и объекты Количество объектов Результаты Примечание
«+» «-« Количественное определение
1. Газовая хроматография (ДТП) 1
1.1. Алкоголь:
1.1.1. моча 0,04 0,04
1.1.2. дистиллят 0,04 0,04
1.1.3. жидкость 0,04 0,04
2. Газовая хроматография (ДИП): 1
2.1. летучие 0,15 0,08 0,20
2.2. лекарственные 0,30 0,20 0,20
2.3. гликоли 0,30 0,20 0,20
2.4. уксусная кислота 0,15 0,08 0,20
3. Газовая хроматография (ДЭЗ) 1 0,30 0,30 0,20
4. Газовая хроматография (ТИД) 1 0,30 0,30 0,20
5. Высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ) 1 0,30 0,30 0,20
6. Высокоэффективная жидкостная хроматография — масс-селективная (ВЭЖХ-МС) 1 0,5 0,5 0,20
7. Хроматомассспектрометрия 1 0,30 0,30 0,20
8. Перегонка: 1
8.1. суррогаты алкоголя 0,40 0,25 0,20
8.2. уксусная кислота 0,30 0,20 0,20
8.3. гликоли 0,20 0,20 0,20
8.4. синильная кислота 0,40 0,25 0,20
8.5. фтор 0,60 0,60 0,20
9. Изолирование лекарственных веществ: 1
9.1. водой 0,30 0,30 0,20
9.2. спиртом 0,30 0,30 0,20
9.3. ацетонитрилом 0,30 0,30 0,20
9.4. другими органическими растворителями 0,30 0,30 0,20
10. Изолирование наркотиков из биологических жидкостей 1 0,20 0,20 0,20
11. Гидролиз: 1
11.1. внутренние органы 0,30 0,30 0,20
11.2. извлечения 0,30 0,30 0,20
12. Изолирование пестицидов органическими растворителями: 1
12.1. эфиром 0,30 0,30
12.2. гексаном 0,40 0,40 0,20
12.3. бензолом 0,30 0,30 0,20
12.4. другими органическими растворителями 0,30 0,30 0,20
13. Спектрофотометрия: 1 к п. 8, 9, 10, 11 — одна спектральная характеристика
13.1. УФ-область и видимая область 0,05 0,05
13.2. ИК-область 0,20 0,20
14. Тонкослойная хроматография: 1 к п. 8, 9, 10, 11 — одна пластинка
14.1. без элюирования 0,15 0,05
14.2. элюирование 0,10
15. Реакции: 1 к п. 8, 9, 10, 11 — одна реакция
15.1. микрокристаллоскопические 0,02 0,02
15.2. окрашивания 0,02 0,02
16. Деструкция 1 0,40 0,40 0,10
17. Минерализация 1 0,40 0,40 0,20
18. Озоление 1 0,30 0,30 0,10
19. Диализ 1 0,40 0,30 0,20
20. Определение COHb: 1
20.1. спектрофотометрия 0,10 0,10 0,20
20.2. газовая хроматография 0,05 0,05
20.3. реакции окрашивания 0,05 0,05
21. Иммуноферментный анализ: 1
21.1. гомогенный 0,05 0,05
21.2. Гетерогенный 0,30 0,30 0,20
22. Прочие (по затрате рабочего времени): 1 полный анализ = 25,5 ч.

15. Должность врача — судебно-медицинского эксперта в судебно-биохимическом подразделении ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1 должность на каждые 60 полных анализов в год.

Коэффициенты пересчета биохимических экспертиз на полные анализы приведены в таблице N 2.

Коэффициенты пересчета биохимических экспертиз на полные анализы

Метод исследования Количество объектов Условные единицы
Определение гликогена 3 объекта по 2 пробы 0,4
Определение глюкозы в крови и моче 1 0,07
Определение метгемоглобина 1 0,15
Определение креатинина 1 0,08
Определение мочевины 1 0,07
Определение активности ацетилхолинэстеразы (АХЭ) 1 0,15
Определение гликолизированного гемоглобина (La-Hema) 1 0,4
Определение гликолизированного гемоглобина (ИФА) 1 0,07
Определение билирубина 1 0,12
Определение миоглобина 1 0,07
Определение электролитов 1 0,4
Определение лактатдегидрогеназы (ЛДГ) 1 0,4
Определение общего белка 1 0,08
Определение альбумина 1 0,08
Определение средних молекул 1 0,07

Примечание: Одна условная единица (полный анализ) = 25,5 ч.

16. Должность врача — судебно-медицинского эксперта в судебно-гистологическом подразделении ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1 должность на 300 экспертиз или 2100 условных единиц учета исследований в год.

17. Должность врача — судебно-медицинского эксперта — заведующего подразделением (отделением, лабораторией) устанавливают при наличии в штате подразделения ГСЭУ 3 и более должностей врачей — судебно-медицинских экспертов:

в подразделении экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;

в подразделении комплексных экспертиз;

в организационно-методическом подразделении.

18. Должность врача — судебно-медицинского эксперта — заведующего подразделением (отделением, лабораторией) для подразделений экспертизы трупов и экспертизы вещественных доказательств ГСЭУ устанавливают при наличии в их штатах 10 и более должностей врачей — судебно-медицинских экспертов (судебных экспертов).

19. Должность врача — судебно-медицинского эксперта — заведующего подразделением (отделением, лабораторией) в городском, районном и межрайонном подразделении ГСЭУ устанавливают при наличии в каждом из них 2 и более должностей врачей — судебно-медицинских экспертов (вместо одной из этих должностей).

20. Должность врача — судебно-медицинского эксперта — заведующего отделом ГСЭУ устанавливают дополнительно из расчета одна должность на каждые 6 районных (межрайонных) подразделений.

21. Врачи — судебно-медицинские эксперты — заведующие подразделениями экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, комплексных экспертиз ГСЭУ при наличии в их штате 2 должностей врачей — судебно-медицинских экспертов (без учета должности заведующего) выполняют работу в объеме 50% нормы затраты труда эксперта, 3 — 5 должностей — 25% нормы затраты труда эксперта, 6 должностей и более — 15% нормы затраты труда эксперта.

22. Врачи — судебно-медицинские эксперты — заведующие городскими, районными и межрайонными подразделениями ГСЭУ при наличии в штате подразделения 2 должностей врачей — судебно-медицинских экспертов (без учета должности заведующего) выполняют работу в объеме 50% нормы затраты труда эксперта, при наличии 3 — 5 должностей — 25% нормы затраты труда эксперта, при большем числе должностей — 15% нормы затраты труда эксперта.

23. Врачи — судебно-медицинские эксперты — заведующие другими подразделениями (за исключением обозначенных в пунктах 22 и 23), в штате которых содержится 3 — 5 должностей врачей — судебно-медицинских экспертов, выполняют работу эксперта в объеме 50% нормы затраты труда эксперта, при наличии 6 — 10 должностей — в объеме 25% нормы затраты труда эксперта, свыше 10 должностей — 15% нормы затраты труда эксперта.

24. Должность главной медицинской сестры устанавливают из расчета:

— 1 должность на ГСЭУ.

25. Должность лаборанта (медицинской сестры) подразделений экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, комплексных экспертиз ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1 должность на 1 должность врача — судебно-медицинского эксперта.

26. Должность лаборанта подразделения экспертизы трупов ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1 должность на 1 должность врача — судебно-медицинского эксперта (включая заведующего подразделением).

27. Должность лаборанта городских, районных и межрайонных подразделений ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1,5 должности на 1 должность врача — судебно-медицинского эксперта, включая должность заведующего подразделением.

28. Должность лаборанта подразделения экспертизы вещественных доказательств и организационно-методического подразделения ГСЭУ устанавливают из расчета:

— 1,5 должности на 1 должность врача — судебно-медицинского эксперта судебно-гистологического подразделения, включая должность заведующего подразделением;

— 1 должность на 1 должность врача — судебно-медицинского эксперта (судебного эксперта) судебно-биологического, молекулярно-генетического, медико-криминалистического, судебно-химического, судебно-биохимического подразделений, подразделения спектральных исследований, включая должность заведующего подразделением;

— 1 должность на 1 должность судебного эксперта судебно-цитологического подразделения;

— 0,75 должности на 1 должность врача — судебно-медицинского эксперта организационно-методического подразделения.

29. Должность лаборанта (с функциями фотографа) устанавливают из расчета:

— 1 должность на 5 должностей врачей — судебно-медицинских экспертов (судебных экспертов) медико-криминалистического подразделения, включая должность заведующего подразделением, при наличии в нем 6 и более должностей врачей — судебно-медицинских экспертов (судебного эксперта) — 2 должности лаборантов (с функциями фотографа);

— 1 должность на 10 должностей врачей — судебно-медицинских экспертов подразделения экспертизы трупов;

— 0,25 должности в городском, районном, межрайонном подразделении ГСЭУ.

Примечание. На должность лаборанта (с функциями фотографа) может быть назначено любое лицо из числа среднего медицинского персонала, в том числе другие сотрудники подразделений, владеющие приемами и методами судебной фотографии.

30. Должность санитара (санитарки) устанавливают из расчета:

— 0,5 должности на 1 должность врача — судебно-медицинского эксперта в подразделениях экспертизы трупов, экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, комплексных экспертиз ГСЭУ;

— 0,75 должности на 1 должность врача — судебно-медицинского эксперта (судебного эксперта) медико-криминалистического, судебно-биологического, молекулярно-генетического, судебно-гистологического, судебно-химического подразделений ГСЭУ;

— 1 должность в организационно-методическом подразделении;

— 1 должность на 1 должность врача — судебно-медицинского эксперта городского, районного и межрайонного подразделения ГСЭУ, включая заведующего подразделением.

31. Для обслуживания морга подразделения экспертизы трупов, производящего круглосуточный прием трупов, дополнительно устанавливают 6 должностей санитаров (санитарок).

32. В штат городских, районных, межрайонных подразделений ГСЭУ с обеспечиваемым населением более 100 тыс. человек для обеспечения дежурств дополнительно вводят не менее 4,75 должностей санитаров (санитарок).

33. Должность медицинского регистратора устанавливают из расчета — 1 должность на 3 должности врачей — судебно-медицинских экспертов (судебных экспертов), включая заведующего подразделением:

— в подразделении экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;

— в подразделении экспертизы трупов;

— в подразделении комплексных экспертиз;

— в городских, районных и межрайонных подразделениях.

34. Должность медицинского регистратора в судебно-биологическом, судебно-цитологическом, медико-криминалистическом, судебно-химическом, судебно-биохимическом, судебно-гистологическом, молекулярно-генетическом подразделениях и подразделении спектральных исследований ГСЭУ устанавливают из расчета — 1 должность на 10 должностей врачей — судебно-медицинских экспертов (судебных экспертов).

Приложение N 2
к Порядку организации
и производства судебно-медицинских
экспертиз в государственных
судебно-экспертных учреждениях
Российской Федерации,
утвержденному Приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от ___________ N _________

Приказ 346н от 12 мая 2010 г

Утвержден
Приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от _________ № _____

Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы организации и производства судебно-медицинской экспертизы, включая судебно-медицинскую экспертизу вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическую, генетическую, медико-криминалистическую, спектрографическую, судебно-биологическую, судебно-гистологическую, судебно-химическую, судебно-цитологическую, химико-токсикологическую), судебно-медицинскую экспертизу и исследование трупа, судебно-медицинскую экспертизу и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц (далее — экспертиза) в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) (далее — ГСЭУ).

2. Правовой основой производства экспертиз в ГСЭУ являются Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 6, ст. 640; 2007, № 31, ст. 4011; 2008, № 30, ст. 3616), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; № 30, ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 27, ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 1, ст. 13; 2006, № 28, ст. 2975, 2976; № 31, ст. 3452; 2007, № 1, ст. 46; № 24, ст. 2830, 2833; № 49, ст. 6033; № 50, ст. 6248; 2009, № 11, ст. 1267; № 44, ст. 5170; 2010, № 1, ст. 4; № 15, ст. 1756; № 21, ст. 2525, № 27, ст. 3431), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2004, № 31, ст. 3230; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 1, ст. 8; 2007, № 31, ст. 4011; № 41, ст. 4845; 2008, № 24, ст. 2798; 2009, № 14, ст. 1578, 1579; № 26, ст. 3126; № 45, ст. 5264; 2010, № 18, ст. 2145), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012; 2005, № 14, ст. 1210; 2006, № 1, ст. 8; 2007, № 41, ст. 4845; 2008, № 18, ст. 1941; № 24, ст. 2798; 2009, № 29, ст. 3642; 2010, № 18, ст. 2145), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847; 2004, № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 13, 40; № 19, ст. 1752; № 30, ст. 3131; № 52, ст. 5574; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 2, ст. 172; № 6, ст. 636; № 19, ст. 2066; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5281; № 52, ст. 5498; 2007, № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 31, ст. 4015; 2008, № 20, ст. 2259; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 29, ст. 3597; № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291), Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2291; 2002, № 1, ст. 2; 2009, № 26, ст. 3122), а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

3. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в действующем законодательстве, регламентирующем конкретный вид судопроизводства.

Порядок привлечения эксперта к судопроизводству, его права, обязанности и ответственность, содержание работы и требования к процессуально предусмотренным экспертным документам определяются действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим конкретный вид судопроизводства.

4. Основаниями для осуществления экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя.

5. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления в ГСЭУ постановления или определения о назначении экспертизы и прилагаемых к нему объектов и материалов, необходимых для проведения экспертизы и выдачи экспертного заключения, по день окончания оформления экспертного заключения и его подписания исполнителем (исполнителями).

6. Организация и порядок производства экспертиз в ГСЭУ осуществляются по административно-территориальному принципу.

ГСЭУ в обязательном порядке осуществляют производство экспертиз для органов дознания, органов предварительного следствия и судов (далее — орган или лицо, назначившее экспертизу).

В случае невозможности производства экспертиз и осуществления экспертной деятельности в ГСЭУ, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специализации, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, экспертиза для органа или лица, назначившего экспертизу, может быть осуществлена ГСЭУ, обслуживающими другие территории.

7. ГСЭУ осуществляют свою деятельность с учетом рекомендуемых штатных нормативов (приложение № 1 к настоящему Порядку) и стандарта оснащения медицинскими приборами и оборудованием (приложение № 2 к настоящему Порядку).

8. Производство экспертиз осуществляется государственными экспертами ГСЭУ, занимающими должности экспертов согласно штатному расписанию, в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Штатную должность государственного эксперта может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший подготовку и аттестацию по соответствующей специальности с учетом квалификационных требований и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Об оптимальном сочетании судебнобиологических и молекулярно-генетических методов исследования в рамках единого судебно-биологического отдела Бюро судебно-медицинской экспертизы Текст научной статьи по специальности « Прочие медицинские науки»

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Рындин Виталий Владимирович

Доклад посвящен взаимодействию судебно-медицинских экспертов двух подразделений судебно-биологического отдела ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» при исследовании следов биологического происхождения на вещественных доказательствах. Проанализированы касающиеся судебно-биологической экспертизы положения «Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.08.2010), с точки зрения их соответствия современному состоянию молекулярно-генетических исследований .

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Рындин Виталий Владимирович

Текст научной работы на тему «Об оптимальном сочетании судебнобиологических и молекулярно-генетических методов исследования в рамках единого судебно-биологического отдела Бюро судебно-медицинской экспертизы»

?что образцы желчи пригодны для исследования, но, в сравнении с образцами крови, дают менее устойчивые результаты. Следовательно, забор желчи при наличии образца крови от трупа для молекулярно-генетического исследования нецелесообразен. • Ключевые слова: молекулярно-генетиче-ская экспертиза, образцы крови и желчи, электрофорез в пластинах из полиакриламидного геля, капиллярный электрофорез

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», п. 74.7: «для посмертного исследования категории выде-лительства берут желчь, а при ее отсутствии — мочу или перикардиальную жидкость». В связи с возрастающим количеством молекулярно-генетических исследований определение категории выделительства реакцией абсорбции в количественной модификации, для чего предназначен высушенный образец желчи, в настоящее время практически не проводится. Целью работы является изучение возможности и целесообразности использования образцов желчи при наличии образца крови от этого же трупа для молекулярно-генетического исследования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследованию подвергались образцы крови и желчи от 20 трупов, высушенные на марле. Выделение ДНК проводили набором реагентов: «Комплект реагентов для выделения ДНК (ExtraPhen)» производства НПФ «АТГ-Биотех», г. Москва. Анализ матричной активности ДНК проводили с помощью полимеразной цепной реакции с использованием системы количественной энзимати-ческой амплификации ДНК Quantifiler* Human DNA Quantification Kit (Applied Biosystems, США), руководствуясь Методическими указаниями № 98/253 «Использование индивидуализирующих систем на основе полиморфизма длины амплифицированных фрагментов (ПДАФ) ДНК в судебно-медицинской экспертизе идентификации личности и установления родства» (утверждены Минздравом РФ 19.01.1999) и инструкцией фирмы-изготовителя.

Продуктивность полимеразной цепной реакции регистрировали в режиме реального времени с использованием специализированного амплификатора ABI PRISM 7500 Sequence Detection System и программного обеспечения SDS software v. 1.0 (Applied Biosystems, США).

Типирование полиморфных STR-локусов в одной половине препаратов проводили с помощью полиме-разной цепной реакции с использованием энзимати-ческой амплификации 16-локусной панели AmpFlSTR® Identifiler® Plus PCR Amplification Kit (Applied Biosystems, США), во второй половине — с помощью полимеразной цепной реакции с использованием систем набора реагентов для идентификации личности на основе определения количества тандемных повторов в указанных локусах геномной ДНК человека (НПФ «АТГ-Биотех»), руководствуясь Методическими указаниями № 98/253 «Использование индивидуализирующих систем на основе полиморфизма длины амплифицирован-ных фрагментов (ПДАФ) ДНК в судебно-медицинской экспертизе идентификации личности и установления родства» (утверждены Минздравом РФ 19.01.1999) и инструкцией фирмы-изготовителя.

Также во всех образцах желчи определяли наличие крови человека с помощью иммунохимического экспресс-теста SERATEC HemDirect (SERATEC GmbH, Германия).

Оценка полученных результатов проводилась с учетом наличия следов крови в образцах желчи, матричной активности ДНК в исследуемых препаратах и картины элек-трофоретического фракционирования.

• Во всех исследованных образцах желчи обнаружены следы крови, что не позволяет использовать их для определения категории выделительства методом реакции абсорбции в количественной модификации.

• При оценке матричной активности ДНК в образцах крови и желчи выявлена концентрация ДНК выше установленного порога чувствительности 0,01 нг/мкл, что свидетельствует о приемлемом уровне матричной активности ДНК исследованных образцов, но образцы крови в целом имеют большую концентрацию ДНК.

• Методом капиллярного электрофореза со всеми образцами крови получен полный амплификационный профиль ДНК, при исследовании соответствующих образцов желчи по нескольким локусам получены неустойчивые результаты.

• При детекции методом электрофореза в пластинах по-лиакриламидного геля с препаратами ДНК, выделенными из образцов крови, получен устойчивый результат по всем исследованным локусам, с образцами желчи в большинстве случаев получены слабые и неустойчивые результаты.

• Полученные результаты позволяют сделать вывод о нецелесообразности изъятия образца желчи (при наличии образца крови) при судебно-медицинском исследовании трупа для молекулярно-генетического и серологического исследований.

ОБ ОПТИМАЛЬНОМ СОЧЕТАНИИ СУДЕБНО-БИОЛОГИЧЕСКИХ И МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ ЕДИНОГО СУДЕБНО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛА БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОИ_ЭКСПЕРТИЗЫ_ В. В. Рындин

• Аннотация: Доклад посвящен взаимодействию судебно-медицинских экспертов двух подразделений судебно-биологического отдела ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» при исследовании следов биологического происхождения на вещественных доказательствах. Проанализированы касающиеся судебно-биологической экспертизы положения «Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н (зарегистрирован

в Минюсте РФ 10.08.2010), с точки зрения их соответствия современному состоянию молеку-лярно-генетических исследований.

• Ключевые слова: молекулярно-генетиче-ское исследование, судебно-биологическое исследование, серологическое исследование, приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010

№ 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации»

Ввиду того что молекулярно-генетическая лаборатория ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» является структурным подразделением судебно-биологического отдела и работает в тесной связи с экспертами-биологами, экспертам-генетикам необходимо учитывать действующие нормативные документы, регламентирующие производство судебно-биологических исследований, т.к. большинство генетических экспертиз используют результаты экспертиз судебно-биологических. Генетикам необходимо быть уверенными, что методики, используемые экспертами-биологами, не влияют негативно на результаты генетического исследования. Основным нормативным документом, регулирующим порядок производства судебно-медицинских биологических экспертиз в бюро судебно-медицинской экспертизы, является приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».

При изучении этого «Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз. » за 2010 год видно, что, помимо относительно мелких и безобидных неточностей, касающихся, например, наличия регистрационных удостоверений на все методики и реактивы, порядка описания вещественных доказательств и расплывчатых, нечетких определений (объем «полноты исследований»), имеются положения, прямым образом влияющие на качество экспертных исследований и, с точки зрения современного состояния экспертных возможностей молекулярно-генетических исследований, нуждающиеся в пересмотре. С учетом того, что молекулярно-генетическая лаборатория судебно-био-логического отдела Бюро СМЭ Московской области проводит все виды молекулярно-генетических исследования, за исключением исследований митохондри-альной ДНК, и имеет самое современное оборудование, позволяющее проводить исследования всех видов биологического материала, требования к уровню работы экспертов-биологов максимальны. Однако устаревшие нормативные документы иногда вступают в противоречие с требованиями практической экспертной деятельности.

Приведу соображения по основным положениям приказа № 346н, нуждающимся в неотложной переработке с целью повышения продуктивности взаимодействия су-дебно-биологического и молекулярно-генетического этапов исследования вещественных доказательств:

• Необходимо ввести фотографирование биологических следов на вещественных доказательствах как обязательный элемент первичного судебно-биологического исследования.

• Необходима также фотофиксация результатов исследований наличия биологических следов с помощью тестов. Современные технологии микроскопирова-ния позволяют прилагать фотографии обнаруженных сперматозоидов, клеточных элементов, волос.

• Целесообразно отказаться от исследования «категории выделительства», так как из-за отсутствия необходимых реактивов данный вид исследования сводится только к исследованию системы АВ0 в выделениях реакцией абсорбции в количественной модификации (КРА). Ре-

зультаты этой реакции зачастую невозможно однозначно интерпретировать.

• Следует категорически отказаться от проведения предварительных реакций на наличие крови (перекись водорода, серная кислота) и на наличие спермы (реакция с картофельным соком, реакция подавления кислой фосфатазы ингибитором). В нашей лаборатории эти реакции уже не используются.

• С учетом возможностей молекулярно-генетической экспертизы (даже в варианте исследования с использованием пластин из полиакриламидного геля) исследования по дифференцированию по системам крови как серологические (MNSs, Рр, Lewis, Rhesus, От), так и электрофоретические (Нр) непродуктивны и должны быть изъяты из применения. В нашем отделе уже 6 лет не проводятся исследования на гаптоглобин и 2 года не проводится дифференцирование по другим системам.

В связи с тем что объем серологических исследований по системе АВ0 остается достаточно большим, в данном приказе должны быть даны критерии оценки целесообразности серологического исследования объектов по этой системе. Может быть, следует не рекомендовать (или даже запретить) проведение серологических исследования пятен малых размеров (до 1×1 см) и слабонасыщенных следов. Должны быть жесткие критерии отбора следов для серологического исследования. Недопустимо, когда в ходе проведения такого рода исследования, зачастую безрезультатного, расходуется как исследуемый материал, так и реактивы. Выработка таких критериев позволит не только сохранить экспертный материал, но и уменьшит нагрузку на экспертов-биологов. В нашем отделе такая проблема сведена к минимуму, т.к. при наличии небольших или малонасыщенных биологических следов выработка правильной тактики их исследования проходит при участии эксперта-генетика. Особенно важно отметить низкое качество реактивов, используемых для установления групповой принадлежности по системе АВ0. Это проявляется в неустойчивости результатов, получаемых в части биологических исследований, что приводит к противоречивым биологическим и генетическим выводам по одним и тем же объектам. Необходимо пересмотреть систему снабжения и, возможно, сертификации этих реактивов. Крайне важный момент, с точки зрения экономии биологического материала, заключается в пересмотре методик для установления групповой принадлежности. Вероятно, целесообразно использовать наиболее экономную из них — реакцию абсорбции — элюции в различных вариантах и отказаться от реакции абсорбции в количественной модификации и реакции покровного стекла.

• Необходимо изъять из перечня реагентов лектины (в частности, бузины для исследования антигена Н); в нашем отделе от них уже отказались.

• Необходимо откорректировать рекомендации предварительных поисков биологических следов при помощи ультрафиолетовых лучей. Известно, что они воздействуют на структуру ДНК, что может привести к инги-биции полимеразной цепной реакции (ПЦР) при моле-кулярно-генетическом исследовании.

• Раздел 81 Порядка, посвященный исследованиям по поводу спорного происхождения детей (установления родства, отцовства, материнства), необходимо исключить полностью, т.к. сейчас это входит исключительно в компетенцию молекулярно-генетической экспертизы.

Кроме перечисленных стратегических вопросов необходима корректировка документа по таким видам исследования, как дифференцирование крови плода, новоро-

жденного и взрослого человека, принадлежность крови беременной женщине, установление менструального характера следов крови, изучение пальцевых отпечатков на пот и исследований следов пота в целом, проведение судебно-цитологической экспертизы.

• «Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н в части проведения судебно-биологических исследований практически в каждом разделе содержит рекомендации, не соответствующие современному уровню экспертной практики, с точки зрения взаимосвязи судебно-биологических и молекулярно-генетических методов исследования.

• Часть положений этого «Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз. » содержат рекомендации, которые при их исполнении могут негативно влиять на качество молекулярно-генетических исследований.

• Данный документ нуждается в неотложной детальной переработке с учетом современного состояния экспертизы биологических следов на вещественных доказательствах.

¦ ОПЫТ РАБОТЫ С ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ И КОСТНЫМ МАТЕ-РИАЛОМ В МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ГБУЗ МО «БЮРО СМЭ»

• Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области (нач. — д.м.н., проф. В. А. Клевно)

• Аннотация: доклад посвящен молекуляр-но-генетическому исследованию костного

и гистологического материала, поступающего в молекулярно-генетическую лабораторию ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» по постановлениям Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области для идентификации личности и установления родства. Проведен анализ объема, характера исследований, полученных результатов, с учетом особенностей представленного материала, методов выделения ДНК.

• Ключевые слова: молекулярно-генетиче-ское исследование, костный материал, гистологический материал, выделение ДНК

Внедрение в экспертную практику новых высокотехнологичных решений повышает информативность молекулярно-генетического исследования и обеспечивает существенное увеличение доказательного значения получаемых результатов. В связи с этим возрастает количество и сложность предоставляемых объектов для проведения экспертизы с помощью методов мо-лекулярно-генетической индивидуализации человека с целью судебно-медицинской идентификации (отождествления) личности и установления спорного происхождения детей.

Исследованию подвергались образцы костного материала (фрагменты ребер, трубчатых костей, черепа,

позвонки, зубы) и гистологического материала (парафиновые блоки, гистологические препараты). Выделение ДНК из костного материала, предварительно измельченного на гомогенизаторе Precellys Evolution (Bertin Technologies, Франция), проводили двумя способами: буфером PrepFiler BTATM Lysis Buffer (Applied Biosystems, США) с добавлением DTT и протеиназы К с применением сорбентных технологий на роботизированной станции AutoMate Express DNA Extraction System (Applied Biosystems, США) с использованием специализированного набора реагентов PrepFiler Express Forensic DNA Extraction Kit* (Applied Biosystems, США) и с применением технологии очистки геномной ДНК за счет избирательного связывания ДНК с мембраной на основе силики с помощью прибора QIAcube фирмы QIAGEN с использованием набора QlAamp DNA Investigator Kit. Выделение ДНК из гистологического материала (после предварительной стадии депарафинизации с использованием ксилола) проводили на роботизированной станции AutoMate Express DNA Extraction System (Applied Biosystems, США) с использованием специализированного набора реагентов PrepFiler Express Forensic DNA Extraction Kit* (Applied Biosystems, США).

Анализ матричной активности препаратов ДНК проводили с помощью полимеразной цепной реакции с использованием системы количественной эн-зиматической амплификации ДНК Quantifiler® Duo DNA Quantification Kit (Applied Biosystems, США), руководствуясь Методическими указаниями № 98/253 «Использование индивидуализирующих систем на основе полиморфизма длины амплифицирован-ных фрагментов (ПДАФ) ДНК в судебно-медицинской экспертизе идентификации личности и установления родства» (утверждены Минздравом РФ 19.01.1999) и инструкцией фирмы-изготовителя. Продуктивность полимеразной цепной реакции регистрировали в режиме реального времени с использованием специализированного амплификатора ABI PRISM 7500 Sequence Detection System и программного обеспечения SDS software v. 1.0 (Applied Biosystems, США).

Типирование полиморфных STR-локусов проводили с помощью полимеразной цепной реакции с использованием энзиматической амплификации 16-локусной панели AmpFlSTR® Identifiler® Plus PCR Amplification Kit, 24-локус-ной панели GlobalFiler™ PCR Amplification Kit, 25-локус-ной системы AmpF/STR* Yfiler™ Plus PCR Amplification Kit (Applied Biosystems, США), руководствуясь Методическими указаниями № 98/253 «Использование индивидуализирующих систем на основе полиморфизма длины амплифицированных фрагментов (ПДАФ) ДНК в судебно-медицинской экспертизе идентификации личности и установления родства» (утверждены Минздравом РФ 19.01.1999) и инструкциями фирмы-изготовителя. Продукты полимеразной цепной реакции фракционировали электрофоретически с использованием системы капиллярного электрофореза ABI PRISM 3500 (Applied Biosystems, США).

Полученные электрофореграммы анализировали с использованием штатного программного обеспечения GeneMapper ID-X (Applied Biosystems, США) и устанавливали индивидуальные генотипические комбинации аллельных вариантов (профили ПДАФ) типируемых STR-локусов, а также устанавливали индивидуальные ал-лельные варианты полиморфных локусов Y-хромосомы исследуемых объектов.

Оценка полученных результатов проводилась с учетом матричной активности ДНК в исследуемых объектах и картины электрофоретического фракционирования.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 N 18111)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 мая 2010 г. N 346н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 640; 2007, N 31, ст. 4011; 2008, N 30, ст. 3616), пунктом 5.2.100.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225), и в целях совершенствования порядка организации производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации приказываю:

Утвержден
Приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от _________ N _____

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПОГРЕБЕНИЯ И ПОХОРОННОЙ ОТРАСЛИ

Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации ПРОСМОТР

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 № 18111) ПРОСМОТР

Приказ Минздрава РФ от 10.12.1996 N 407 (ред. от 05.03.1997) «О введении в практику Правил производства судебно — медицинских экспертиз» ПРОСМОТР

Минздравсоцразвития РФ: Письмо № 14-6/10/2-178 от 19.01.2009 О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти ПРОСМОТР

Правила по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических отделений и моргов (патогистологических и судебно-гистологических лабораторий) лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений (утвержден 20 марта 1964 г. N 468-64) ПРОСМОТР

ПРОЕКТЫ ЗАКОНА О ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ 2012-2020 ГГ.

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(рабочий вариант), апрель 2020 , ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(рабочий вариант), август 2020 , ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(рабочий вариант), февраль 2020, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(рабочий вариант), ноябрь 2017, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(рабочий вариант), апрель 2017, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», февраль 2017, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сентябрь 2016, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 13.04.2016, ПРОСМОТР

Законопроект Правительства Российской Федерации «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг», 02.07.2015 ПРОСМОТР

Проект федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 02.07.2015 ПРОСМОТР

Законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 18.03.2015 ПРОСМОТР

Законопроект О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»(об увеличении размеров социального пособия на погребение и возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению) 12.03.2015 ПРОСМОТР

Законопроект «О похоронном деле в РФ», 17.10.2014 ПРОСМОТР

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О ветеранах», 22.09.2014 ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон«О погребении и похоронном деле», январь 2014 ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», ноябрь 2013 ПРОСМОТР

Проект федерального закона «О проведении пилотного проекта по организации погребения и похоронного дела в субъектах Российской Федерации — городе федерального значения Москве и Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», октябрь 2013 ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», июль 2013г. ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», ноябрь 2012г. ПРОСМОТР

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *