Пропала скидка по ОСАГО или КБМ не найден. Где указывается кбм в полисе осаго

Пропала скидка по ОСАГО или КБМ не найден

Проверяя свою скидку по ОСАГО, вы обнаруживаете, что скидки нет или она меньше, чем должна быть? Система проверки КБМ выдает ошибку «801 — КБМ не найден, возвращен стандартный класс»? Возможно, все проще, чем Вы думаете — может Вы были участником ДТП? Но если Вы все-таки уверены, что КБМ у Вас неправильный, ознакомьтесь с возможными причинами ошибки, которые изложены в этой статье.

Вы неправильно проверяете свой КБМ

Для начала убедитесь насколько верно Вы оцениваете свой потенциальный КБМ.

  • За каждый год безаварийной езды скидка увеличивается на 5%, а класс на один. Именно за ГОД! Если вы отъездили только полгода, скидки Вам не положено. Например, если Вы вписали супругу или друга в середине действия своего полиса.
  • Скидка действует в течение одного года после окончания полиса ОСАГО, а после этого она сгорает. Если Вы накопили хорошую скидку, а потом взяли перерыв в страховании больше года, то копить КБМ придется заново.
  • Максимальная скидка 50%, что соответствует 13 классу КБМ. Поэтому не удивляйтесь, если предыдущий класс 13, и следующий такой же.
  • При самостоятельной проверке КБМ обратите внимание на дату запроса: она должна соответствовать дате начала действия нового полиса, и быть не раньше дня, следующего за днем окончания действия старого полиса. Также обратите внимание на серию и номер водительского удостоверения. Быть может Вы меняли права? Попробуйте вбить старый номер в/у (он указан в графе «Особые отметки» нового в/у).

    Вы внесены в несколько полисов ОСАГО

    Вспомните, есть ли у Вас друзья или родственники, которые вписывали Вас в свои страховки. Возможно, они не обратили внимание на размер КБМ, а агент не уделил должного внимания этому вопросу и сделал всем 3 класс (обнулил скидку). Теперь Вы в базе РСА с обнуленной скидкой. На странице проверки КБМ Вы можете посмотреть с какого полиса берется скидка.

    Ошибка данных в базе РСА

    Вы все проверили, но скидка так и не находится? Самая распространенная проблема заключена в том, что в базу РСА Ваши данные занесли с ошибкой. Например, в дате рождения, или в серии водительского удостоверения. Иногда (не часто), страховые специально делают незаметную ошибку (например в серии прав меняют «О» на ноль). Вы ведь не читали заявление, когда оформляли предыдущий полис? Скорее всего нет. И очень зря. Большинство исчезновений скидки происходит именно из-за ошибки в дате рождения. Она не прописывается в полисе ОСАГО и Вы не сможете ее обнаружить без помощи страховой компании (запросите у нее справку о безубыточности по этому полису, там будут все Ваши данные, по которым Вы занесены в базу РСА).

    Страховая не передала данные в базу РСА

    На самом деле, сейчас такое случается очень редко, потому что договоры ОСАГО заключаются на компьютере и данные сразу попадают в систему. Но если агент полис выписал вручную, он может случайно (но маловероятно) потерять свой экземпляр, не успев донести его до страховой компании. Есть еще вероятность, что Вы приобрели поддельный полис ОСАГО, поэтому и данные никуда не попали. Проверить свой полис Вы можете на странице Проверка полиса ОСАГО.

    Агент или менеджер специально скрывает Вашу скидку

    Естественно, сотрудникам страховой компании выгоднее продать Вам страховку подороже, чтобы получить увеличенную комиссию. Поэтому они пользуются финансовой безграмотностью клиентов и просто не ставят полагающуюся Вам скидку, ссылаясь на отсутствие связи с базой РСА.

    Что делать если КБМ обнулили

    Подробно об этом написано в статье «Как восстановить КБМ».

    Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»

    Разбираемся в логике расчетов страховых компаний, чтобы избежать финансовых потерь

    Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – одна из величин, используемых страховщиками для определения суммы, которую собственник автомобиля ежегодно должен выплачивать по договору ОСАГО.

    Страховщики по ОСАГО не могут определять этот коэффициент самостоятельно. Он устанавливается Центральным Банком РФ. При этом КБМ не учитывается для КАСКО, где страховщики самостоятельно определяют сумму страховых платежей и порядок их расчета.

    Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?

    Расчет производится по формуле: ОСАГО = БЗ х КВС х КБМ.

    БЗ (базовое значение) – это индивидуальные факторы использования транспортного средства, с которыми можно ознакомиться на сайте Российского союза автостраховщиков или узнать у представителей страховых компаний. КВС (возраст и стаж водителя) и КБМ (коэффициент «бонус-малус») в совокупности составляют понятие класса водителя. Он является важным показателем при расчете стоимости полиса ОСАГО.

    Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?

    Страхуя ответственность водителей, страховщики несут риски, ведь человек, например, может попадать в ДТП слишком часто. Чтобы эти риски компенсировать и заодно побуждать граждан водить более аккуратно, был введен КБМ. Это система скидок для водителей, которые не попадают в аварии. При этом КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Но это вовсе не наказание для неосторожных водителей. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано их компенсировать.

    Как рассчитывается КБМ?

    Основная величина, используемая при расчете КБМ, – количество страховых возмещений, вне зависимости от их размера. Но считается, что после одного ДТП было выплачено одно возмещение, даже если их было больше, например, когда несколько пассажиров потребовали компенсации за вред, причиненный их здоровью.

    При определении КБМ учитываются случаи возмещения с 1 апреля года, предшествующего расчету, до 31 марта года, в котором производится расчет. То есть в 2020 г. не будут приниматься во внимание возмещения по ДТП, которые были произведены в марте 2020 г. и ранее. Прежде КБМ рассчитывался иначе. Новые правила вступили в силу 1 апреля этого года.

    Когда водитель впервые оформляет ОСАГО, его КБМ равняется 1. Он оплачивает страхование в базовом размере. В следующем году его КБМ будет рассчитываться на основании количества страховых возмещений за прошедший год, а также предыдущего КБМ. Для расчета КБМ существуют специальные таблицы, содержащиеся в Указании Банка России 1 .

    Для расчета КБМ необходимо знать количество страховых возмещений за предыдущий год.

    № п/п КБМ за предыдущий год КБМ за текущий год в зависимости от количества страховых возмещений
    0 возмещений 1 возмещение 2 возмещения 3 возмещения

    больше 3 возмещений
    1 2 3 4 5 6 7
    2 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
    3 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
    4 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
    5 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
    6 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
    7 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
    8 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
    9 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
    10 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
    11 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
    12 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
    13 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
    14 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
    15 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
    16 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

    Если страховые возмещения по вине водителя не выплачивались, то КБМ понижается. Сумма страховых взносов становится для водителя меньше. Это правило можно разобрать на примере.

    Предположим, что водитель в 2020 г. впервые оформляет ОСАГО. Его КБМ равен 1. Он уплачивает базовые страховые взносы. За год по его вине было выплачено одно страховое возмещение. С 1 апреля 2020 г. его КБМ составит 1,55. Он должен будет выплачивать страховые платежи в полуторном размере. Если за этот год он не попадет в ДТП, то его КБМ с 1 апреля 2021 г. станет 1,4. Сумма платежей уменьшится.

    Минимальный размер КБМ составляет 0,5. То есть при безупречном вождении человек платит только половину базовой суммы. Максимальный КБМ составляет 2,45.

    Как рассчитывается КБМ, если в страховку включено несколько человек?

    С 9 января этого года в правила определения КБМ были внесены изменения, и расчет коэффициента на 1 апреля был произведен по-новому. Так, изменения коснулись случаев, когда в страховку включено несколько человек. Если договор ОСАГО заключен с несколькими водителями, то общий коэффициент «бонус-малус» равен максимальному КБМ, который был рассчитан для каждого страхователя отдельно. Если договор заключен в отношении неограниченного круга лиц, то КБМ всегда равен 1. По ранее действовавшим правилам коэффициент определялся на основании КБМ собственника автомобиля.

    Как узнать свой КБМ?

    Сведения о КБМ каждого водителя и его классе содержатся в Автоматизированной информационной системе ОСАГО (АИС ОСАГО), ведение которой осуществляет Российский союз автостраховщиков. Эти сведения открыты, и их может получить любой желающий. Например, их можно запросить в АИС ОСАГО, если необходимо проверить свои данные или оформить договор ОСАГО в отношении нескольких лиц, для чего потребуется их КБМ.

    Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

    Что делать, если не получилось узнать КБМ?

    Как показывает практика, при использовании АИС ОСАГО у водителей периодически возникают затруднения. Часто человеку не удается получить сведения из-за ошибочно введенных данных. При проверке КБМ необходимо использовать данные именно из страхового полиса, так как они могут расходиться с теми, что указаны в паспорте транспортного средства.

    Как быть, если КБМ рассчитан неверно?

    Ошибка в расчете КБМ повлияет на размер страховых платежей. В таком случае нужно подать в Российский союз автостраховщиков заявление об исправлении сведений, содержащихся в АИС ОСАГО.

    Перед этим необходимо запросить у своего страховщика информацию о страховых возмещениях за предыдущий год. Эти сведения или письменный отказ в их предоставлении нужно приложить к заявлению. В заявлении должны быть указаны данные водителя: Ф.И.О., дата рождения, серия и номер водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Претензия может быть направлена обычной почтой или на адрес электронной почты, указанный на сайте РСА.

    В случае отказа в изменении КБМ водитель может подать в суд исковое заявление. В суде можно использовать документы, которые ранее были получены у страховщика для подачи заявления в РСА. Также нужно будет предоставить полис ОСАГО и справки о ДТП за предыдущий год.

    Стоит иметь в виду, что соблюдение претензионного порядка не является обязательным. То есть водитель может сразу обращаться в суд без подачи заявления в Российский союз автостраховщиков. Однако порой направление претензии в РСА является более целесообразным, так как это позволяет сэкономить время и средства.

    1 Указание Банка России от 4 декабря 2020 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    КБМ или бонус-малус по ОСАГО

    скидка за безаварийную езду

    КБМ (коэффициент бонус-малус или скидка за безаварийную езду) один из показателей, влияющих на цену полиса ОСАГО. Коэффициент введён в действие и применяется при расчёте стоимости страховок с 2003 года.

    КБМ бывает повышающим — при наличии аварий и понижающим — при безаварийной езде. Бонус-малус сохраняется как при продлении полиса в «своей» страховой компании, так и при переходе в другую СК.

    Калькулятор КБМ

    Выберите ваш текущий КБМ или класс

    Выберите количество выплат по вашей вине

    В следующем году вам присвоят 4 класс и КБМ 0.95 ;

    Когда применяется КБМ

    Коэффициент бонус-малус применяется при заключении или внесении изменений в договор ОСАГО со сроком действия один год.

    Не путайте срок действия полиса и период использования транспортного средства. Период использования не влияет на КБМ и может быть любым: три месяца, полгода и так далее.

    Водитель и собственник ТС вправе претендовать на скидку, если к моменту начала действия нового договора истёк срок действия предыдущего «безаварийного» полиса ОСАГО.

    Если водитель не был вписан в страховку ОСАГО в течение года или управлял автомобилем с полисом без ограничений и не являлся собственником, то КБМ становится равным единице. Накопленные скидки и выплаты за ДТП по вине водителя «сгорают».

    КБМ не применяется либо равен единице:

  • в «транзитных страховках» — короткие страховки на срок до 20 дней, оформляются при следовании к месту регистрации или месту прохождения техосмотра;
  • при страховании транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве.
  • Если быть точнее, в формуле расчёта стоимости ОСАГО для ТС, зарегистрированных за границей, коэффициент бонус-малус применяется, но равен единице и не зависит от количества лет безубыточной езды или страховых выплат. Виды КБМ

    Виды КБМ

    КБМ собственника может превращаться в КБМ водителя, но КБМ водителя, не может превратиться в КБМ собственника.

    Начальный КБМ — коэффициент, который был определён для водителя или собственника на момент заключения предыдущего договора ОСАГО. Начальный КБМ используется страхо?вщиками для определения КБМ по новому договору в соответствии с таблицей КБМ. Расчётный КБМ — итоговый коэффициент, используемый для расчёта итоговой премии по договору ОСАГО. Как узнать и проверить свой КБМ

    Как узнать и проверить свой КБМ

    Единственный официальный ресурс в интернете для онлайн проверки КБМ водителя и собственника транспортного средства расположен на официальном сайте Российского союза автострахо?вщиков.

    Где в полисе ОСАГО указан КБМ

    В законодательстве отсутствует требование обязательного указания на бланке ОСАГО рассчитанного КБМ. Иногда внутренние приказы страховых компаний обязывают агентов прописывать применённый коэффициент бонус-малус напротив фамилии каждого водителя, при «ограниченном» ОСАГО, или в графе «Особые отметки», если к управлению ТС допущено неограниченное количество лиц.

    КБМ водителя, собственника и итоговый КБМ в обязательном порядке указываются агентом в заявлении на страхование, которое заполняется при заключении или продлении договора ОСАГО.

    Что делать если пропал КБМ

    Если после нескольких лет безаварийной езды КБМ стал равен единице, или применённый при расчёте стоимости полиса коэффициент отличается от КБМ в базе Российского союза автострахо?вщиков, необходимо обратиться с заявлением о восстановлении КБМ в страховую компанию или РСА. Как рассчитывается КБМ

    Как рассчитывается КБМ

    Коэффициент бонус-малус рассчитывается по таблице на основании сведений об аварийности по предыдущим договорам ОСАГО, если:

    • на момент начала действия нового договора предыдущий закончил своё действие: истёк срок страхования или договор был досрочно прекращён;
    • с даты окончания предыдущей страховки прошло не более одного года.
    • К сведениям об аварийности относятся:

      • количество страховых выплат по вине водителей или собственника транспортного средства;
      • КБМ, присвоенный при заключении последнего закончившегося договора.
      • КБМ водителя (ограниченная страховка)

        По договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества водителей, допущенных к управлению:

        • Для расчёта стоимости полиса используется «худший» среди всех допущенных к управлению водителей КБМ. При этом в базе АИС РСА за каждым водителем сохраняется свой бонус-малус, «худший» КБМ полиса на него не влияет.
        • Скидка «даётся» не автомобилю, а человеку. При смене транспортного средства КБМ водителя сохраняется.
        • Повышающий коэффициент на следующий год применится только к водителю, по вине которого было совершено ДТП.
        • КБМ каждого водителя определяется по следующему алгоритму:

          • Определяется КБМ, который был присвоен водителю при заключении последнего закончившегося полиса ОСАГО. Считаются только те договоры, где водитель, был лицом, допущенным к управлению (ограниченное ОСАГО), или собственником транспортного средства (неограниченное ОСАГО). Если найдено несколько договоров, закончившихся одновременно, берётся максимальное — «худшее» значение КБМ.
          • Определяется количество выплат, за ДТП по вине водителя.
          • Новый КБМ водителя определяется в соответствии с таблицей КБМ.
          • Водитель, претендующий на скидку, должен быть вписан в ОСАГО в течение года. КБМ на следующий год не улучшится, если водитель добавлен в полис после начала действия договора или договор был досрочно прекращён. В этом случае, при оформлении нового полиса, водителю будет присвоен такой же коэффициент, как и при заключении последнего договора ОСАГО.
          • Если по договору ОСАГО были выплаты, за ДТП по вине водителя, они будут учтены в новом полисе вне зависимости от того был ли водитель вписан в страховку позже или договор был досрочно расторгнут.
          • Если предыдущий договор был заключён без ограничения лиц, допущенных к управлению:
            • КБМ учитывается только если водитель был собственником транспортного средства;
            • выплаты учитываются только если они были произведены за ДТП, совершённые по вине собственника ТС.
            • Если в АИС РСА отсутствует информация о предыдущих договорах ОСАГО в отношении водителя, его КБМ будет равен единице.
            • Примеры определения КБМ водителя

              Предыдущий договор был с ограничениями, выплат по нему не было

              Предыдущий договор ОСАГО предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Автомобилем управляли собственник Иванов с КБМ 0,95 (4-й класс) и водитель Петров с КБМ 1 (3-й класс). КБМ по договору был равен 1 (3-й класс).

              На следующий год Иванов опять покупает «ограниченный» полис ОСАГО, по которому автомобилем будут управлять те же Иванов и Петров. При этом в базу данных АИС РСА будут занесены: новый «КБМ водителя» Иванова равный 0,9 (5-й класс) и Петрова — 0,95 (4-й класс). Для расчёта стоимости ОСАГО будет использоваться КБМ «худшего водителя» — Петрова, который равен 0,95 (4-й класс).

              Предыдущий договор ОСАГО предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Автомобилем управляли собственник Иванов с КБМ 0,95 (4-й класс) и водитель Петров с КБМ 1 (3-й класс). КБМ по договору был равен 1 (3-й класс). В период действия договора, страховая компания произвела выплаты за два ДТП, одно по вине собственника Иванова, другое по вине водителя Петрова.

              На следующий год Иванов опять покупает «ограниченный» полис ОСАГО, по которому автомобилем будут управлять те же Иванов и Петров. При этом в базу данных АИС РСА будут занесены: повышающий «КБМ водителя» Иванова равный 1,4 (2-й класс) и Петрова — 1,55 (1-й класс). Для расчёта стоимости ОСАГО будет использоваться КБМ «худшего водителя» — Петрова, который равен 1,55 (1-й класс).

              Предыдущий договор был без ограничений, выплат по нему не было

              Предыдущий договор ОСАГО не предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Автомобилем управляли собственник Иванов и водитель Петров. КБМ по договору был равен 0,95 (4-й класс).

              На следующий год оформляется «ограниченный» полис ОСАГО, по которому автомобилем будут управлять те же Иванов и Петров. При этом Иванов получит понижающий «КБМ водителя» равный 0.9 (5-й класс), а Петров — начальный «КБМ водителя» равный 1 (3-й класс). При расчёте стоимости страховки будет применён КБМ 1 (3-й класс).

              Предыдущий договор ОСАГО не предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Автомобилем управляли собственник Иванов и водитель Петров. КБМ по договору был равен 0,95 (4-й класс). В период действия договора, страховая компания произвела выплаты за два ДТП, одно по вине собственника Иванова и одно по вине водителя Петрова.

              На следующий год оформляется «ограниченный» полис ОСАГО, по которому автомобилем будут управлять те же Иванов и Петров. При этом Иванов получит повышающий «КБМ водителя» равный 1,4 (2-й класс), а Петров начальный «КБМ водителя» равный 1 (3-й класс). При расчёте стоимости страховки будет применён КБМ «худшего водителя» — Иванова, который равен 1,4 (2-й класс).

              Предыдущий договор был без ограничений, по нему были выплаты, но виноват не собственник

              Предыдущий договор ОСАГО не предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Автомобилем управляли собственник Иванов и водитель Петров. КБМ по договору был равен 0,95 (4-й класс). В период действия договора, страховая компания произвела выплату за одно ДТП, по вине водителя Петрова.

              На следующий год оформляется «ограниченный» полис ОСАГО, по которому автомобилем будут управлять те же Иванов и Петров. При этом Иванов получит понижающий «КБМ водителя» равный 0.9 (5-й класс), а Петров начальный «КБМ водителя» равный 1 (3-й класс). При расчёте стоимости страховки будет применён «худшего водителя» — Петрова, который равен 1 (3-й класс).

              КБМ собственника (неограниченная страховка)

              Если договор ОСАГО не предусматривает ограничения числа лиц, допущенных к управлению, коэффициент бонус-малус:

              • присваивается только собственнику транспортного средства.
              • определяется по последнему закончившемуся договору ОСАГО, и учитывается только при соблюдении условий:
                • предыдущий договор был «без ограничений»;
                • собственник и транспортное средство нового и старого договора совпадают.
                • КБМ собственника определяется по следующему алгоритму:

                  • Определяется последний закончившийся договор ОСАГО, в котором собственник и транспортное средство совпадают с собственником и транспортным средством по новому договору;
                  • Определяется количество страховых выплат, за ДТП по вине собственника и водителей, управлявших ТС по последнему закончившемуся неограниченному договору;
                  • Новый КБМ собственника определяется в соответствии с таблицей КБМ.
                  • Моменты на которые стоит обратить внимание

                  • Если предыдущий полис ОСАГО был с ограничениями, КБМ собственника в новом неограниченном договоре будет равен единице.
                  • Если в новом договоре меняется транспортное средство или собственник, коэффициент бонус-малус «сгорает» и будет равен единице.
                  • Если последний закончившийся договор был досрочно прекращён и по нему не было выплат, КБМ на следующий год не улучшается. Собственнику будет присвоен такой же КБМ, как и при заключении последнего договора ОСАГО.
                  • Если последний закончившийся договор был досрочно прекращён и по нему были выплаты, сведения о выплатах учитываются при расчёте КБМ в новом договоре.
                  • Примеры определения КБМ собственника

                    Предыдущий полис ОСАГО не предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. По договору был застрахован автомобиль Honda, принадлежащий Иванову. Выплат по договору не было, «КБМ собственника» был равен 0.95 (4-й класс).

                    На следующий год, при продлении «неограниченного» полиса на тот же автомобиль, Иванов получит понижающий «КБМ собственника» равный 0.9 (5-й класс), который будет применён при расчёте стоимости страховки.

                    Предыдущий полис ОСАГО не предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. По договору был застрахован автомобиль Honda, принадлежащий Иванову. «КБМ собственника» был равен 0.95 (4-й класс). В период действия договора, страховая компания произвела выплату за одно ДТП.

                    На следующий год, при продлении «неограниченного» полиса на тот же автомобиль, Иванов получит повышающий «КБМ собственника» равный 1.4 (2-й класс), который будет применён при расчёте стоимости страховки. Не имеет значение кто был виноват в ДТП, Иванов или другой водитель, допущенный к управлению.

                    Полис без ограничений на новую машину

                    Предыдущий полис ОСАГО не предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. По договору был застрахован автомобиль Honda, принадлежащий Иванову. «КБМ собственника» был равен 0.95 (4-й класс).

                    На следующий год Иванов покупает «неограниченный» полис на новый автомобиль Audi. К новому полису будет применён «КБМ собственника» равный 1 (3-й класс) и «Расчётный КБМ» будет равен 1. Наличие либо отсутствие аварий по предыдущему полису не имеет значения.

                    Примеры расчёта КБМ при переходе с неограниченной на ограниченную страховку смотрите в разделе КБМ водителя.

                    КБМ при досрочном расторжении договора

                    Досрочное расторжение «безаварийного договора», даже за несколько дней до его окончания, лишает водителя и собственника скидки по этому договору. При покупке нового полиса ОСАГО будет применён такой же КБМ, какой был применён в начале действия досрочно закончившегося договора.

                    Выплаты по досрочно расторженным договорам учитываются при оформлении нового полиса.

                    Примеры определения КБМ при досрочном расторжении договора

                    Предыдущий договор ОСАГО предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Автомобилем управляли собственник ТС Иванов с КБМ 0,95 (4-й класс) и водитель Петров с КБМ 1 (3-й класс). КБМ по договору был равен 1 (3-й класс). Аварий по вине Иванова и Петрова не было. Автомобиль был продан, а договор досрочно расторгнут.

                    Спустя месяц Иванов покупает новый автомобиль и оформляет «ограниченный» полис ОСАГО, по которому новой машиной будут управлять те же Иванов и Петров. КБМ Иванова и Петрова не изменятся. Для расчёта стоимости ОСАГО будет использоваться КБМ «худшего водителя» — Петрова и будет равен 1 (3-й класс).

                    Предыдущий договор был с ограничениями, по нему были выплаты

                    Предыдущий договор ОСАГО предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Автомобилем управляли собственник ТС Иванов с КБМ 0,95 (4-й класс) и водитель Петров с КБМ 1 (3-й класс). КБМ по договору был равен 1 (3-й класс). В период действия договора, страховая компания произвела выплаты за два ДТП, одно по вине собственника Иванова и одно по вине водителя Петрова. Автомобиль был продан, а договор досрочно расторгнут.

                    Спустя месяц Иванов покупает новый автомобиль Audi, но оформляет «ограниченный» полис ОСАГО, по которому машиной будут управлять те же Иванов и Петров. Иванову КБМ будет повышен до 1,4 (2-й класс), а Петрову 1.55 (1-й класс). При расчёте стоимости страховки будет применён КБМ «худшего» водителя Петрова 1.55 (1-й класс).

                    Предыдущий полис ОСАГО не предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. По договору был застрахован автомобиль Honda, принадлежащий Иванову. Выплат по договору не было, «КБМ собственника» был равен 0,95 (4-й класс). Автомобиль был продан, а договор досрочно расторгнут.

                    Спустя месяц Иванов покупает новый автомобиль Audi, но оформляет «ограниченный» полис ОСАГО, по которому машиной будут управлять те же Иванов и Петров. Их коэффициенты бонус-малус не изменятся, Иванов КБМ 0,95 (4-й класс) и Петров КБМ 1 (начальный 3-й класс). Для расчёта стоимости ОСАГО будет использоваться КБМ «худшего водителя» — Петрова и будет равен 1 (3-й класс).

                    Предыдущий договор был без ограничений, по нему были выплаты

                    Предыдущий полис ОСАГО не предусматривал ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством. По договору был застрахован автомобиль Honda, принадлежащий Иванову. КБМ по договору был равен 0,95 (4-й класс). В период действия договора, страховая компания произвела выплаты за два ДТП, одно по вине собственника Иванова и одно по вине водителя Петрова.

                    Спустя месяц Иванов покупает новый автомобиль Audi, но оформляет «ограниченный» полис ОСАГО, по которому машиной будут управлять те же Иванов и Петров. При этом, Иванов получит повышающий «КБМ водителя» равный 1,4 (2-й класс), а Петров начальный «КБМ водителя» равный 1 (3-й класс). При расчёте стоимости страховки будет применён КБМ 1,4 (2-й класс). Таблица КБМ

                    Таблица КБМ

                    Ваш
                    текущий
                    КБМ

                    Кол-во ДТП по вашей вине

                    0

                    1

                    2

                    3

                    > 4

                    2,45

                    2,3

                    2,45

                    2,45

                    2,45

                    2,45

                    2,3

                    1,55

                    2,45

                    2,45

                    2,45

                    2,45

                    1,55

                    1,4

                    2,45

                    2,45

                    2,45

                    2,45

                    1,4

                    1

                    1,55

                    2,45

                    2,45

                    2,45

                    1

                    0,95

                    1,55

                    2,45

                    2,45

                    2,45

                    0,95

                    0,9

                    1,4

                    1,55

                    2,45

                    2,45

                    0,9

                    0,85

                    1

                    1,55

                    2,45

                    2,45

                    0,85

                    0,8

                    0,95

                    1,4

                    2,45

                    2,45

                    0,8

                    0,75

                    0,95

                    1,4

                    2,45

                    2,45

                    0,75

                    0,7

                    0,9

                    1,4

                    2,45

                    2,45

                    0,7

                    0,65

                    0,9

                    1,4

                    1,55

                    2,45

                    0,65

                    0,6

                    0,85

                    1

                    1,55

                    2,45

                    0,6

                    0,55

                    0,85

                    1

                    1,55

                    2,45

                    0,55

                    0,5

                    0,85

                    1

                    1,55

                    2,45

                    0,5

                    0,5

                    0,8

                    1

                    1,55

                    2,45

                    Как пользоваться таблицей

                    • в крайнем левом столбце выберите ваш текущий КБМ;
                    • в верхней строке выберите количество ДТП по вашей вине;
                    • смотрите ваш КБМ на следующий год в ячейке на пересечении строки текущего КБМ и столбца количество ДТП.
                    • Максимальный понижающий КБМ равен 0,5 (13 класс), это 50% стоимости полиса или 10 лет безаварийной езды.

                      Чтобы быть точными, отметим, что на КБМ влияет не количество ДТП, совершённых по вине водителя или собственника транспортного средства в период действия полиса ОСАГО, а количество страховых выплат, которые страховая компания произвела или согласовала по этим ДТП. Как определяется количество выплат

                      Как определяется количество выплат

                      Все произведённые страховой компанией выплаты по одному страховому случаю, рассматриваются как одна страховая выплата. Например, если в результате ДТП было три пострадавших, они обратились в СК за выплатой и компания произвела три страховых возмещения, то для определений КБМ это будет считаться одной страховой выплатой.

                      « Выплата 1 » не учитывается при определении КБМ: она произведена по договору, срок действия которого не закончился на дату начала срока страхования по новому договору.

                      « Выплата 2 » учитывается при определении КБМ.

                      « Выплата 3 » учитывается при определении КБМ только в случае, если на момент заключения нового договора страховщиком уже принято решение о производстве страховой выплаты. Например, подписан акт о страховом случае, распоряжении о выплате и тому подобное.

                      « Выплата 4 » учитывается при определении КБМ. На учет выплаты не влияет, что она произведена более чем за один год до даты начала срока страхования по новому договору.

                      « Выплата 5 » учитывается при определении КБМ.

                      « Выплата 6 » не учитывается при определении КБМ, т. к. она произведена по договору, срок действия которого закончился более чем за один год до даты начала срока страхования по новому договору.

                      « Выплата 7 » не учитывается при определении КБМ, т. к. договор, по которому она произведена, был заключен со сроком действия менее одного года.

                      « Выплата 8 » учитывается при определении КБМ. Выплаты по досрочно прекращенным договорам учитываются при определении КБМ. Датой фактического окончания «Договора 6» является дата его досрочного прекращения.

                      « Выплата 9 » не учитывается при определении КБМ. Датой фактического окончания «Договора № 7» является дата его досрочного прекращения, следовательно, «Договор №7» закончился более чем за один год до даты начала срока страхования по новому договору, и выплаты по нему не учитываются при определении КБМ по новому договору. Как определяется последний закончившийся договор

                      Как определяется последний закончившийся договор

                      « Договор 1 » не используется для определения начального класса КБМ: срок его действия не закончился на дату начала срока страхования по новому договору.

                      « Договор 2 » может использоваться для определения начального КБМ: его срок действия закончился на дату начала срока страхования по новому договору. «Договор 2» заключен сроком на один год, а срок его действия окончился не ранее чем за один год до начала срока страхования по новому договору.

                      « Договор 3 » может использоваться для определения начального КБМ. Однако, при наличии информации о «Договоре 2», последним закончившимся договором является «Договор 2».

                      « Договор 4 » не используется для определения начального коэффициента КБМ: его срок действия закончился ранее чем за один год до начала срока страхования по новому договору. Указанный договор не может использоваться для определения начального класса даже в том случае, если выплата по нему была произведена позже окончания срока действия договора.

                      « Договор 5 » не используется для определения начального КБМ: его срок действия менее одного года.

                      « Договор 6 » может использоваться для определения начального КБМ. Однако, при наличии информации о «Договоре 2» и «Договоре 3», последним закончившимся договором является «Договор 2». Перерасчёт КБМ

                      Перерасчёт КБМ

                      КБМ водителя и собственника ТС рассчитывается один раз в период действия годового полиса. При наличии выплат по вине водителя или собственника КБМ будет увеличен только при заключении нового договора ОСАГО. При этом КБМ, применяемый для расчёта стоимости полиса может изменяться в течение срока действия полиса в случаях:

                      • изменения перечня лиц, допущенных к управлению: исключение старого или добавление нового водителя;
                      • смены собственника транспортного средства;
                      • перехода с неограниченного ОСАГО на ограниченное и наоборот;
                      • выявления расхождений между применённым КБМ и КМБ содержащемся в АИС РСА.
                      • Моменты на которые стоит обратить внимание

                        • Пересчёт премии осуществляется за период, оставшийся до конца действия договора.
                        • Если коэффициент бонус-малус для нового водителя больше, чем тот, что был применён при заключении договора ОСАГО, стоимость полиса пересчитывается с учётом КБМ нового водителя. Страхователю выдаётся новый бланк страховки после доплаты страховой премии.
                        • При исключении водителя из числа лиц, допущенных к управлению, стоимость полиса пересчитывается в том случае, если на момент заключения договора КБМ этого водителя был больше чем у других. Страхователю возвращается часть денег за оставшийся до конца действия полиса период.
                        • База КБМ АИС РСА

                          База КБМ АИС РСА

                          1 января 2013 года для учёта КБМ по ОСАГО была введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков (сокращённо АИС РСА), содержащая сведения о договорах ОСАГО, страховых случаях, транспортных средствах и их владельцах.

                          С января 2013 года была введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система ОСАГО и сегодня страховщик при продаже полиса обязательного страхования обязан внести все сведения о страхователе и его автомобиле в базу данных и проверить коэффициент «бонус-малус» (понижающий или повышающий коэффициент в зависимости от аварийности).

                          Страховая компания, при оформлении договора ОСАГО, обязана использовать сведения о КБМ из единой базы данных Российского союза автостраховщиков. При отсутствии информации в АИС РСА, в расчёте применяется коэффициент бонус-малус равный единице.

                          Единая база данных содержит сведения о договорах, заключённых с 1 января 2011 года.

                          За 2011-2012 годы в базу загружены сведения о 100% договоров (исторические данные). Однако, те страховые организации, у которых была отозвана лицензия (за 2011-12 года рынок покинули 25 страховых компаний) не передали в автоматизированную информационную систему ОСАГО сведения о заключенных договорах. Соответственно РСА не имел возможности загрузить эти данные в информационную базу и поэтому информация о безаварийности автовладельцев в АИС отсутствует. В связи с этим, при обращении в другую страховую компанию для заключения нового договора ОСАГО, страховщик не может применить скидку за безаварийное вождение в предшествующие периоды.

                          Справка о безаварийной езде

                          Сведения о наличии или отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО можно бесплатно получить в страховой компании, у которой куплен полис:

                          • по закончившемуся договору ОСАГО;
                          • в течение пяти дней после обращения в компанию.
                          • Чтобы получить справку на день окончания предыдущего полиса, необходимо подать заявление за пять дней до его окончания.

                            Обратите внимание, при расчёте стоимости ОСАГО приоритет будет отдан сведениям о КБМ из базы АИС РСА перед информацией из справки.

                            Вопрос: Если клиент настаивает на том, что данные в базе неверны, и предъявляет справку об отсутствии аварий, в чью пользу решается спор?

                            П. Бунин: В этом случае цена страховки будет рассчитываться исходя из информации в нашей базе. Иначе мы породим рынок поддельных справок. Фальшивую справку сейчас сделать ничего не стоит.

                            Журнал «Коммерсантъ Деньги» №21 от 03.06.2013, с. 60.

                            Однако, справка пригодится при подаче жалобы на неправомерные действия страхо?вщика в Центральный банк, Российский союз автострахо?вщиков или суд. Представление недостоверных сведений

                            Представление недостоверных сведений

                            В случае отсутствия у страхо?вщика технической возможности получения сведений о КМБ из АИС РСА, страховая компания должна использовать сведения, указанные страхователем в Заявлении на заключение договора ОСАГО.

                            При определении КБМ на основании сведений, указанных в Заявлении ОСАГО страховщик обязан проверить эти данные. В случае несоответствия данных о КБМ, указанных Заявлении, сведениям, содержащимся в АИС РСА, страховщик:

                            • Направляет страхователю уведомление о несоответствии, указанных им данных с требованием о доплате.
                            • Вносит в АИС РСА сведения о страхователе, представившим заведомо ложные сведения. На следующих год к страхователю будет применён повышающий коэффициент — Коэффициент нарушений. Полис может подорожать в полтора раза.
                            • Законодательство

                              Где в полисе ОСАГО указан КБМ?

                              КБМ (или коэффициент бонус-малус) — это та величина, которая может как существенно снизить, так и значительно увеличить цену Вашей страховки. Если Вы являетесь «безаварийным водителем», ОСАГО обойдется Вам дешевле, если же Вы становились виновником ДТП за свой страховой год, за автогражданку придется заплатить больше.

                              Коэффициент бонус-малус применяется каждый раз при расчете стоимости полиса ОСАГО, данные о классе страхования каждого водителя находятся в единой базе Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

                              Вы можете узнать стоимость своей страховки, перейдя в раздел «Калькулятор ОСАГО» и заполнив специальную форму.

                              Российский Союз Автостраховщиков поощряет водителей, которые не становились виновниками дорожно-транспортных происшествий. Неаккуратных же автомобилистов, чьи неосторожные действия приводили к авариям, наказывает увеличенной стоимостью полиса. Другими словами, коэффициент бонус-малус — это скидка за безаварийное вождение.

                              Сумма скидки рассчитывается индивидуально и относится именно к водителю, а не к машине! То есть, если Вы долгое время ездили без аварий на одной машине, а потом ее продали, КБМ класс останется за Вами (это правило действует с 2008 года).

                              Не имеет значения, в какой страховой компании Вы оформите новую страховку ОСАГО, если Ваш безаварийный стаж не прерывался, понижающий коэффициент будет применен при расчете.

                              Прежде, чем поехать в страховую компанию или обратиться к брокеру с целью приобрести новый полис ОСАГО, можно самостоятельно проверить КБМ по базе Российского Союза Автостраховщиков.

                              В базе АИС РСА находится информация обо всех договорах обязательного страхования, заключенных с 2011 года. Проверить, какой класс КБМ присвоен конкретному водителю, можно только на их официальном сайте.

                              Для получения сведений о присвоенном классе страхования водителю потребуется заполнить специальную форму, где надо будет указать ФИО и серию, номер водительских прав.

                              Рассчитать КБМ каждый водитель может самостоятельно.

                              Сделать это можно двумя способами:

                              используя таблицу КБМ;

                              используя калькулятор ОСАГО.

                              С помощью таблицы КБМ Вы можете узнать, будет ли коэффициент бонус-малус повышающим или понижающим, также, определив по таблице свой класс, можно увидеть размер скидки (в случае, если коэффициент понижающий).

                              Используя калькулятор ОСАГО, можно значительно сэкономить время при расчете стоимости полиса и определении КБМ. Итоговая сумма будет рассчитана автоматически после того, как Вы введете необходимые данные в специальную форму.

                              Коэффициент бонус-малус применяется каждый раз при расчете стоимости полиса обязательного страхования. Он был введен государством для того, чтобы сократить случаи аварий, которые ежедневно происходят на дорогах. Водители, которые соблюдают правила дорожного движения и ездят аккуратно, заплатят за автогражданку меньше. Те же автолюбители, которые нарушают ПДД и становятся виновниками ДТП, приобретут ОСАГО по увеличенной стоимости.

                              Страховщики рассчитывают КБМ для каждого водителя, используя данные из базы АИС РСА, размер скидки строго индивидуален.

                              Бонусы, полученные в результате аккуратного безаварийного вождения, значительно сэкономят Ваши средства при оформлении полиса ОСАГО.

                              Часто водители, желающие узнать свой КБМ и рассчитать стоимость страховки, сталкиваются с тем, что данные в единой базе АИС РСА неверны. Прежде, чем мы расскажем, что делать в этом случае, давайте разберемся, с чем может быть связано исчезновение скидки за безаварийную езду.

                              КБМ может быть утрачен вследствие:

                              смены водительских прав;

                              отсутствия данных в системе АИС РСА (страховщик, у которого Вы оформили полис, не предоставил информацию);

                              внесения страховщиком неправильных данных в базу АИС РСА.

                              Если Вы обнаружили ошибку в единой базе, необходимо будет заполнить заявление на официальном сайте АИС РСА с просьбой перепроверить данные. Для этого необходимо перейти на страницу «Обратиться в РСА», затем скачать бланк заявления , а после его заполнения отправить на указанную электронную почту.

                              После того, как Ваша претензия будет рассмотрена, обратитесь в страховую компанию, где оформлен Ваш полис ОСАГО. Страховщик должен произвести перерасчет стоимости страховки с учетом полученного ответа от АИС РСА, вернуть Вам денежные средства (переплаченные за неверно примененный КБМ) и оформить новый договор страхования.

                              КБМ — это скидка за безаварийную езду, которую получают аккуратные водители от страховой компании. Если же Вы стали виновником аварии, эта скидка или будет уменьшена, или пропадет совсем.

                              Многих автолюбителей интересует вопрос: можно ли сохранить уменьшающий коэффициент, если авария все же произошла?

                              КБМ-класс, а, соответственно, и скидка, может быть сохранена в следующих случаях:

                              возмещение ущерба пострадавшему происходит за счет виновной стороны, в страховую компанию ни Вы, ни жертва аварии при этом не обращаетесь;

                              пострадавший не обратился в страховую компанию с целью получить компенсацию по страховому случаю.

                              Естественно, если Вы являетесь жертвой ДТП, а не его виновником, скидка останется за Вами.

                              На нашем сайте доступен сервис проверки КБМ. Наш сервис интегрирован с официальным сайтом РСА и предоставляет достоверную информацию. Для того, чтобы правильно заполнить форму, Вам необходимо будет совершить следующие действия:

                              выбрать то количество водителей, КБМ класс которых Вы хотите проверить (максимальное количество водителей — 4);

                              написать актуальную дату (дату проверки КБМ);

                              указать ФИО и дату рождения;

                              указать серию и номер водительских прав;

                              нажать «показать КБМ».

                              Имейте в виду, что проверка КБМ должна осуществляться только на проверенных ресурсах.

                              Все страховые компании и брокеры, оказывающие услуги по оформлению договоров обязательного страхования автогражданской ответственности, обязаны проверять КБМ по единой базе АИС РСА. В этой базе находится информация обо всех договорах обязательного страхования, заключенных с 1 января 2011 года.

                              В случае, если страховщик или агент не проверил Вашу скидку, откажитесь от покупки полиса ОСАГО. Вероятнее всего, страховая сумма будет рассчитана неправильно. Возможно и то, что такой полис окажется поддельным.

                              Перед тем, как купить полис ОСАГО, Вы можете проверить КБМ самостоятельно, воспользовавшись специальной таблицей КБМ классов или калькулятором КБМ.

                              Каждый водитель имеет свой КБМ класс и соответствующий ему коэффициент (он может быть как повышающим, так и понижающим стоимость полиса). Класс присваивается на основании сведений о количестве аварий за предыдущие годы страхования.

                              Также КБМ будет зависеть от того, был ли перерыв в страховании более одного года или нет, оформляется полис впервые или же происходит его пролонгация (продление).

                              КБМ класс рассчитывается один раз за период действия полиса, этот период может быть меньше года. При заключении нового договора страхования сумма полиса может быть увеличена или уменьшена (в зависимости от того, были ли аварии по вине водителя). Коэффициент бонус-малус не будет учтен, если Вы пропустили год страхования.

                              Согласно законодательству, все страховщики обязаны вносить данные о заключенных договорах страхования в единую базу АИС РСА. Неотъемлемой частью этих сведений является информация о КБМ классах всех водителей. Неважно, страхуетесь Вы в одной и той же компании или в разных, страховая история не должна прерываться.

                              Каждый автовладелец имеет доступ к этой информации и может самостоятельно проверить свой КБМ на официальном сайте АИС РСА.

                              В 9 статье закона об ОСАГО (подпункт «б») подробно описано, каким образом рассчитывается и применяется коэффициент бонус-малус.

                              Стоимость полиса ОСАГО складывается из базового тарифа, умноженного на различные коэффициенты. Одним из наиболее значимых коэффициентов является бонус-малус, именно он может как сильно увеличить, так и существенно снизить итоговую стоимость. Поэтому важно знать, какие случаи могут привести к снижению КБМ класса, а, соответственно, к повышению стоимости страховки.

                              Причины снижения КБМ:

                              аварии, в которых Вы становились виновником;

                              добавление в список допущенных к управлению водителей, чей КБМ повышает стоимость полиса;

                              пропуск страхового года, в результате чего КБМ обнуляется.

                              Сегодня существует 15 КБМ классов, каждому из которых соответствует свой коэффициент (он может быть как повышающим, так и понижающим).

                              Чтобы водителям было удобнее рассчитывать стоимость своей страховки с учетом коэффициента бонус-малус, существует специальная таблица КБМ для ОСАГО. С помощью этой таблицы Вы сможете не только узнать свой класс и соответствующий ему КБМ, но также увидеть размер полагающейся Вам по закону скидки (если она имеется).

                              Если после того, как Вы самостоятельно проверили КБМ по базе АИС РСА, становится понятно, что коэффициент неверен, необходимо выяснить, в чем причина ошибки и добиться того, чтобы стоимость новой страховки была пересчитана, а деньги, переплаченные в результате оформления нового договора страхования с повышенным коэффициентом, были возвращены.

                              На сайте АИС РСА есть раздел «Обратиться в РСА». Вам необходимо будет перейти на эту страницу и заполнить бланк заявления (предварительно скачав его на свой компьютер). После того, как заявление о пересчете КБМ будет рассмотрено, придет ответ на Вашу претензию. С этим ответом надо будет приехать в страховую компанию, где был оформлен полис ОСАГО, для того, чтобы был произведен перерасчет и возврат денежных средств страхователю.

                              Если водитель обнаружил ошибку в базе АИС РСА, связанную с неверным КБМ, необходимо написать заявление на перерасчет в ту страховую компанию, которая внесла неверные данные в единую базу. На основании Вашей претензии страховщик должен пересмотреть значение коэффициента бонус-малус и, если ошибка действительно была допущена, внести верное значение КБМ в АИС РСА. После этого Вы сможете приобрести автогражданку по наиболее выгодной стоимости.

                              Чем меньше ваш КБМ, тем дешевле обойдется полис ОСАГО, поэтому старайтесь ездить аккуратно и не попадать в аварии. Максимальная скидка может составлять 50% от стоимости полиса.

                              При оформлении полиса ОСАГО за водителем (собственником ТС) закрепляется КБМ, который сохраняется в течение всего срока действия договора (как правило, он составляет один год). Если по окончании этого срока договор не был продлен (на продление дается один год), то коэффициент обнуляется (обнуление подразумевает возвращение к начальному КБМ классу, который равен единице). В этом случае водитель может написать заявление в РСА с просьбой восстановить КБМ. К письму необходимо будет приложить отсканированное с двух сторон водительское удостоверение и копию паспорта собственника ТС (в случае, если к управлению допускается неограниченное количество лиц). После того, как заявление будет рассмотрено, старый коэффициент (тот, который был до обнуления) восстановят.

                              Если Вам необходимо восстановить КБМ, необходимо заполнить заявление на сайте АИС РСА. Помимо заявления Вам понадобятся:

                              отсканированное с двух сторон водительское удостоверение;

                              копия паспорта собственника ТС.

                              Когда срок действия полиса ОСАГО подходит к концу, водителю присваивается КБМ класс. На основании этого класса определяется коэффициент бонус-малус, который может существенно повлиять на стоимость Вашего следующего договора страхования. КБМ, закрепленный за Вами, будет сохраняться в течение года, а затем обнулится (обнуление подразумевает возвращение к начальному КБМ классу, который равен единице). То есть, если Вы захотите пропустить год страхования своего автомобиля, потом Вам придется или писать заявление на восстановление КБМ или же приобретать полис по более высокой цене.

                              Если договор обязательного страхования автогражданской ответственности был расторгнут заранее (не имеет значения, по какой причине и за какое время до окончания его срока действия), КБМ останется таким же, каким он был на момент оформления этого полиса ОСАГО. Если Вы не становились виновником аварий, скидка, которая полагалась бы Вам при заключении нового договора, применена не будет. Страховщик рассчитает стоимость автогражданки по тому КБМ классу, который был у Вас раньше. Если же Вы попадали в ДТП и по Вашему полису были произведены выплаты, при покупке новой страховки будет применен повышающий коэффициент.

                              В законе об ОСАГО нет положения, которое бы обязывало страховщиков указывать КБМ в самом бланке полиса. Однако некоторые страховые компании в графе «Особые отметки» прописывают значение коэффициента бонус-малус. Если в Вашем договоре КБМ не указан, не переживайте, Вы всегда можете узнать его, посмотрев бланк заявления. В нем страховщик обязан указать КБМ класс водителя (собственника).

                              Заявление заполняется или лично страхователем, или менеджером страховой компании. Подписывая его, Вы соглашаетесь с тем значением КБМ, которое указано страховщиком. После оформления ОСАГО информация о заключенном договоре (в том числе значение КБМ) заносится страховщиком в единую базу АИС РСА.

                              Как выглядит полис ОСАГО?

                              Евгений Попков, 711.ru

                              Автовладельцы и водители в РФ обязаны застраховать свою ответственность по полису ОСАГО.

                              Законом допускается два формата полисов: бумажный и электронный.

                              Бумажный формат существует с самого начала введения ОСАГО — с 01 июля 2003 года. И уже пережил несколько модификаций и изменений. Его выписывают в офисах страховых компаний, в точках агентских продаж и в офисах страховых посредников (автосалонах, страховых брокерах и т.д.).

                              Допускается заполнять бланк полиса ОСАГО от руки шариковой ручкой или распечатывать на принтере. Оба варианта соответствуют закону.

                              Электронный полис заработал недавно — с октября 2015 года.

                              Подробнее о том, как по шагам оформить электронный полис, читайте в статье — «Инструкция: Как оформить электронный полис ОСАГО»

                              Рассмотрим подробно основные элементы полиса ОСАГО, оформленного в бумажном формате.

                              1. Штамп страховой компании. Обязательный элемент полиса ОСАГО. На штампе должны быть указаны: название компании, адрес.

                              2. Серия и номер полиса. Каждый бланк полиса ОСАГО уникальные серию и номер, которые печатаются на типографии Госзнака. Если бланк про оформлении будет случайно испорчен, то он утилизируется особым образом, а взамен выдаёт новый бланк с другими серией и номером.

                              Все номера бланков полисов ОСАГО хранятся в единой базе РСА. За каждой компанией закрепляется свой номерной коридор бланков. И любой полис ОСАГО по номеру можно проверить на принадлежность конкретному страховщику.

                              3. Срок страхования. В полисах ОСАГО срок страхования, как правило, составляет 12 месяцев. Исключение составляют краткосрочные полисы страхования на период следования к месту регистрации. Допускается указывать и точное время начала действия срока страхования.

                              4. Период использования. На бланке ОСАГО предусмотрено место для трех периодов использования. В большинстве случаев автовладельцы указывают, что используют автомобиль круглый год. Тогда в полисе период использования совпадает со сроком действия.

                              Однако не запрещено указывать в полисе ОСАГО любое количество периодов использования, хоть день через день. И если в бланке не хватает места, разрешается составить приложение к полису, где будут указаны все периоды использования. Такое приложение должно быть заверено обеими сторонами — страхователем и страховой компанией.

                              5. Страхователь. Здесь указывается фамилия, имя и отчество лица, заключающего полис ОСАГО со страховой компанией. Страхователем может выступать любой человек, даже не владеющий автомобилем.

                              6. Собственник транспортного средства. В поле указывается собственник автомобиля по ПТС.

                              7. Сведения о транспортном средстве. В разделе указываются: наименование автомобиля (строго по документам), идентификационный номер (VIN), регистрационный знак, серия и номер документа на машину (ПТС или свидетельство о регистрации).

                              8. Список водителей. Для варианта ограниченного списка водителей в разделе указывается информация по всем лицам, допущенным к управлению по полису.

                              Не стоит обращать внимание на количество строчек в таблице — закон разрешает внести в полис ОСАГО любое конечное количество водителей. Даже тысячу человек. Если не хватает места на бланке, то следует оформить приложение, заверенное страхователем и страховой компанией.

                              9. Страховая премия. В поле указывается сумма премии, рассчитанная и уплаченная по полису. Ряд компаний дублируют цифры суммой прописью, но это не обязательно.

                              10. Особые отметки. Здесь указывается любая важна с точки зрения страховой компании информация. Некоторые страховщики указывают здесь реквизиты квитанции об оплате. Другие добавляют сведения о коэффициенте бонус-малус, в том числе идентификатор запроса на проверку в базе РСА.

                              11. Дата заключения договора. Указывается фактическая дата оформления полиса. Может не совпадать с датой начала действия полиса. ОСАГО допускается оформить за 30 до окончания действующего полиса.

                              12. Подписи сторон. Полис ОСАГО подписывается страхователем и представителем страховой компании. Представитель уточняет свою фамилию и инициалы.

                              13. Круглая печать страховой компании. Обязательно должна стоять на заключенном полисе ОСАГО. В противном случае полис может быть признан недействительным сотрудниками ГИБДД и на водителя оштрафуют.

                              Как рассчитывается скидка по ОСАГО («бонус-малус»)?

                              Выберите тип транспортного средства

                              Коэффициент «бонус-малус», более известный как Кбм, существенно влияет на стоимость ОСАГО. Кбм меняется в зависимости от частоты аварий по вине водителя, а данные по показателю годами накапливаются в единой электронной базе РСА. Однако случается, что страховая история теряется или искажается. Как восстановить справедливость в этом случае?

                              Убыточность автолюбителя по ОСАГО влияет на величину расчётного коэффициента «бонус-малус» (Кбм). Значение этого коэффициента используется при определении стоимости полиса.

                              Таблица 1. Таблица Кбм с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года.

                              Текущее значение
                              Кбм
                              Значение Кбм по новому договору по окончанию срока страхования
                              предыдущего договора, после

                              страховых
                              выплат
                              1
                              страховая
                              выплата
                              2
                              страховые
                              выплаты
                              3
                              страховые
                              выплаты
                              4 и более
                              страховых
                              выплат
                              2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
                              2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
                              1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
                              1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
                              1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
                              0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
                              0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
                              0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
                              0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
                              0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
                              0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
                              0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
                              0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
                              0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
                              0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

                              Начальным является Кбм равный единице. Далее он меняется в зависимости от количества страховых случаев по полису:

                            • При безубыточной езде коэффициент уменьшается каждый год на на 0,5. То есть растет скидка – на пять процентов от базового расчёта за каждые двенадцать месяцев страхования. Максимальная скидка – 50%. Пример: водитель с максимальным Кбм платит за ОСАГО в два раза меньше, чем начинающий.
                            • Если по полису были убытки, уменьшается скидка. Например, если при оформлении договора Кбм был равен 0,9, то после страхового случая его значение повысится до единицы. То есть скидки при пролонгации полиса уже не будет. Если же по такому полису было два убытка, коэффициент бонус-малус составит 1,55, что при пролонгации увеличит базовый ценник ОСАГО на 55%. Максимально возможное значение Кбм составляет 2,45.
                            • Разумеется, случаи, когда страхователь при ДТП является потерпевшей стороной, не влияют на значение Кбм. Не влияют на него и размеры выплат. Поэтому клиенты с одним крупным убытком платят за полис меньше, чем автолюбители с множеством мелких возмещений «за плечами». Даже если последние в сумме оказываются финансово менее убыточными.

                              Объектом применения Кбм является:

                              • Водитель, если договором ОСАГО предусмотрен ограниченный список лиц, допущенных к управлению авто. При этом расчёт стоимости страховки осуществляется исходя из худшего значения Кбм из всех водителей, вписанных в полис.
                              • Собственник машины в «привязке» к транспортному средству, если полис не предусматривает ограничений по водителям. Таким образом, например, автовладелец может иметь разный Кбм по двум своим машинам.
                              • Следует понимать, что страховая история автолюбителя как собственника транспорта никак не связана с его же страховой историей в качестве водителя. Эти две величины учитываются параллельно и не влияют друг на друга.

                                Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

                                Выберите тип ТС

                                Например, если водитель с максимальной скидкой застрахует по ОСАГО собственный автомобиль без ограничений по допущенным к управлению лицам – ему по такому договору будет присвоен начальный Кбм.

                                Несложно догадаться, в каких случаях придётся доплатить при попытке вписать нового водителя в действующий полис. Так произойдёт, если Кбм нового водителя хуже, чем у лиц, уже вписанных в страховку. Размер дополнительной премии определяется пропорционально оставшемуся сроку страхования. Аналогично, при исключении «дорогих» водителей из ОСАГО премия по страховке может быть уменьшена (и частично возвращена).

                                Важно понимать и особенности учёта коэффициента бонус-малус:

                              • Скидка Кбм увеличивается только по результатам годового периода страхования. Если полис расторгается досрочно, при оформлении новой страховки безаварийность по нему учитываться не будет.
                              • Страховая история водителя (при страховании с ограниченным списком водителей) учитывается по фамилии, имени и отчеству, дате рождения и номеру водительского удостоверения.
                              • Кбм собственника (при страховке «без ограничений») привязывается к его фамилии, имени и отчеству, серии и номеру паспорта, а также VIN-номеру авто. При отсутствии последнего используется госномер, номер кузова или шасси. Юридические лица «опознаются» по ИНН.
                              • Стоит отдельно обратить внимание, что запрашивать Кбм следует именно на дату начала действия будущего полиса. В противном случае результат может оказаться некорректным.

                                Недостатки системы

                                Данные о страховой истории всех водителей (автовладельцев) содержатся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Инструмент обеспечивает доступ к сведениям как страховым компаниям, так и страхователям (водителям). Тем не менее, ряд особенностей этой базы приводит к многочисленным случаям её некорректного использования.

                                «Обхитрить» электронный алгоритм

                                Известны способы избежать повышающего коэффициента за аварийную езду. Для этого при пролонгации полиса выполняются простые действия:

                                1. Один из вариантов – использование вместо русских букв фамилии, имени или отчества латинских аналогов по написанию. К ним относятся, например, «а», «х», «с», «о» и другие. Программа воспринимает соответствующие знаки как разные символы. Достаточно лишь одной замены, чтобы система не нашла запрашиваемого водителя и «выдала» Кбм=1. При этом в полисе всё будет выглядеть совершенно естественно. Конечно, для реализации здесь придётся договариваться с сотрудником страховой компании. Но порой продавцы готовы пойти навстречу в таких вопросах для удержания клиента.
                                2. Другой способ доступен любому автолюбителю без обращения к иным лицам. Достаточно заявить очередной срок начала страхования на день более ранним, чем следующая дата после окончания «убыточной» страховки. То есть на этот день сроки страхования двух полисов будут «пересекаться». АИС РСА при этом не учтёт страховые случаи по текущему договору, поскольку на момент начала нового он ещё не закончится. Они будут учтены лишь через год.

                                Возможно, существуют и иные варианты подобных «подтасовок». Так или иначе, использовать их не рекомендуется: фактически речь идёт о недобросовестности со стороны клиента. К тому же в результате происходит недобор премии по убыточным водителям (собственникам), что влияет на повышение тарифов.

                                Потерянные скидки по ОСАГО

                                Невозможно полностью исключить ошибки при внесении сведений по десяткам миллионов договоров, оформляемым ежегодно.

                                В базу попадают данные с многочисленными неточностями, которые впоследствии не позволяют идентифицировать автолюбителей.

                                Наиболее распространены следующие причины потери страховой истории:

                              • Ошибки операторов при вводе данных. Здесь речь идёт о человеческом факторе. Перепутанные цифры даты рождения или номера паспорта сводят на нет будущие усилия по поиску автолюбителя в базе.
                              • Смена фамилии, замена паспорта (для страхования «без ограничений») или водительского удостоверения. Часто страхователи не тратят время на внесение соответствующих корректировок в полис. Как правило, с ГИБДД в этих случаях не возникает проблем:
                                • несовпадение фамилии вполне объясняется копией документа о её замене;
                                • в новом водительском удостоверении обычно указываются старые права;
                                • данные паспорта собственника авто в страховке вообще не фигурируют.
                              • В то же время такая ситуация ведёт к отсутствию новой информации в АИС РСА. При продлении по новым «характеристикам» автолюбителя накопленная скидка не будет найдена. Избежать этого можно, официально изменив соответствующие сведения на актуальные по текущему договору.

                              • Сокрытие данных о Кбм страховыми компаниями. Наиболее часто встречается среди уходящих с рынка организаций. Впрочем, здесь всё зависит от добросовестности страховщика.
                              • К перечисленному добавляются программные сбои, а также упущения на этапе передачи сведений страхователем. В результате многие тысячи автолюбителей сталкиваются с незаслуженно завышенной стоимостью «автогражданки».

                                Где искать потерянную страховую историю?

                                К сожалению, на сегодняшний день нет чёткого успешного алгоритма для восстановления данных о КБМ. Но существуют некоторые варианты действий, которые могут дать положительный результат:

                              • Привлечение официальных надзорных органов. В первую очередь данным вопросом занимаются РСА и Центробанк. Необходимо чётко изложить суть проблемы и предоставить всю имеющуюся информацию, включая копии документов. Обратиться в данные организации можно письменно или электронно.
                              • Официальное обращение в страховую компанию, в которой оформлялся последний договор ОСАГО. Добросовестный страховщик произведёт проверку на основании подобного заявления. Бывает, это приводит к возвращению заслуженной скидки. В крайнем случае, организация может выдать справку о КБМ установленного образца.
                              • Неофициальное обращение в страховую компанию. Порой специалисты страховщика идут навстречу, помогая выяснить причину возникшей ситуации или даже исправить её.
                              • Отзывы на профильных интернет-площадках. Нередко представители компаний реагируют на подобные обращения. Попробуйте воспользоваться нашим сервисом отзывов о страховщиках .
                              • Подобные проблемы часто усугубляются сложностью определения причины потери скидки. Наиболее быстро решить вопрос позволяют, безусловно, «неформальные» методы. Однако официальные обращения дают больше гарантий каких-то ответных действий. Как показывает практика, в большинстве случаев страхователю приходится оформлять «автогражданку» на предложенных условиях. А уже потом оспаривать их, добиваясь возврата излишне уплаченной премии.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *