Ростехнадзор отменил экспертизу ППРк. Экспертиза промышленной безопасности проектов производства работ

Июл 9, 2019 Законы

Ростехнадзор отменил экспертизу ППРк

Приказ Ростехнадзора от 12.12.2012 №713 «О внесении изменений в положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
отменяет экспертизу проектов производства работ кранами ППРк, также как и экспертизу любой документации на изготовление, монтаж, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию подъемных сооружений.

Ранее мы писали об общественном обсуждении этого приказа и вот он уже вступил в силу.

Соответствующие изменения были внесены в РД 10-528-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

На сегодняшний день (22.04.2016г.) требованиями действующего на территории Российской Федерации Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не предусмотрено проведение экспертизы промышленной безопасности технической документации, связанной с эксплуатацией технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе ППР и проектов реконструкции кранов (например для перевода его на управление по радиоканалу).

Для информации: документ РД 10-528-03 утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

Разработка ППР

Разработка проекта производства работ (ППР)

В соответствии со СНиП 3.01.01-85 проект производства работ (ППР) относится к обязательной документации, регламентирующей организацию строительства. ООО «Альпсервис» предлагает качественную и оперативную разработку ППР с учетом действующих правил, требований нормативных документов и техники безопасности с привязкой к условиям конкретного объекта строительства. В течении нескольких лет мы профессионально занимаемся разработкой Проектов Производства Работ и имеем огромный опыт, позволяющий нам решать любые задачи.

Нам под силу разработать Проект Производства Работ любой сложности в сжатые сроки. В последнее время в связи с возросшими требованиями к качеству строительно-монтажных работ возникает необходимость в профессионально разработанной проектно-технологической документации.

Проект производства работ является основным необходимым и регламентирующим документом для производства работ.

Разработка ППР на следующие виды работ:

ППР на подготовительный период

ППР на основной период

ППР на земляные работы

ППР на монтажные работы

Проект производства работ на демонтаж зданий и сооружений

ППР на устройство фасадов

ППР на возведение монолитных конструкций

Проект производства работ на отделочные работы

ППР на монтаж металлоконструкций

ППР на установку и эксплуатацию лесов

Проект производства работ на устройство инженерных коммуникаций

Разработка ППРк — проектов производства работ кранами

Мы разрабатываем проекты производства работ кранами.

Специалисты ООО «Альпсервис» прошли аттестацию в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в области требований, установленных Ростехнадзором России, обладают опытом работы в разработке ППРк с использованием грузоподъемных машин (строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы).

Внимание! C 05.03.2013 г. экспертиза Проектов производства работ кранами (ППРк), а также регистрация и согласование в органах Ростехнадзора не требуется

Внимание! C 05.03.2013 г. экспертиза Проектов производства работ кранами (ППРк), а также регистрация и согласование в органах Ростехнадзора не требуется

Приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 №713 «О внесении изменений в Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» с 05 марта 2013 года в РД 10-528-03 вносятся изменения, отменяющие проведение экспертизы Проектов Производства Работ кранами, а также регистрацию ППРк в территориальных округах Ростехнадзора.

В зависимости от условий строительства, объема работ и технологических возможностей ППРк может быть разработано на возведение всего здания в целом (надземная, подземная части) или поэтапно.

Кто должен разработать проект производства работ ППР

Проекты производства работ разрабатываются строительно-монтажными подрядными организациями или специализированными организациями по их заказу. На отдельные виды строительных и монтажных работ ППР могут разрабатываться организациями, выполняющими эти работы.

Кто и на основании чего может потребовать у Вас Проект производства работ ППР

ОАТИ при открытии ордера

ГИБДД при работах на проезжей части дорог и тротуаров

Представители строительного надзора, всевозможные инспекции

ППР входит в перечень исполнительной документации строительства.

Обращаясь к нам для разработки проекта производства работ, вы получаете:

Бесплатные консультации по всем этапам разработки и по окончании работ

Квалифицированные услуги от сотрудников с опытом работы в направлении разработки ППР

Внимание к пожеланиям заказчика

Гарантированное выполнение заказа в срок и высокий уровень выдаваемого результата

Мы выполняем разработку ППР независимо от сложности и объёма работ, а также других факторов.

Ростехнадзор разъясняет: Аттестация разработчиков проектов производства работ (ППР)

Вопрос:

В Ростехнадзор поступил вопрос о том, имеет ли право инженерно-технический работник, аттестованный в Ростехнадзоре по областям аттестации «А» и «Б9», разрабатывать проекты производства работ с использованием подъёмных сооружений или он должен пройти дополнительное обучение.

Ответ: Специалисты Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора ответили на данный вопрос.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в редакции приказа Ростехнадзора от 03.03.2014 № 85) разработчики проектов производства работ с использованием подъёмных сооружений (ППР) и технологических карт (ТК), помимо аттестации «А» должны быть аттестованы по областям аттестации «Б.9.31» и/или «Б.9.32», в зависимости от используемых подъёмных сооружений.

Вопрос от 29/09/2017:

«В протоколе и удостоверении специалиста, занимающегося разработкой ППРк и ТК и/р работ, делается отметка об аттестации на знание требований промышленной безопасности по конкретным Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, подъемников (вышек) с правом разработки ППРк, ТК п/р работ, а также разработки проектов на крановые пути».

В случае если специалист имеет аттестацию по областям А.1, Б.9.31, Б.9.32, однако в Протоколе отсутствует пометка «с правом разработки ППРк.», имеет ли он право разрабатывать ППРк и ТК на грузоподъемные механизмы? Либо требуется дополнительно обучать специалиста?

Ответ: Приволжское управление Ростехнадзора (далее именуется — Управление) сообщает следующее.

Порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, его проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности установлен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-19-2007), утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 с изменениями на 30.06.2015.

При аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в области аттестации А) и требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого лица, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах (в области аттестации Б).

Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 с изменениями на 29.08.2017 утверждены «Области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», согласно которым специалисты организаций, занимающиеся разработкой проектов производства работ подъемными сооружениями (далее именуется — ППР) и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ с применением подъемных сооружений (далее именуется — ТК) должны быть аттестованы в области аттестации А.1. «Основы промышленной безопасности», Б.9.31. «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов» и Б.9.32. «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и транспортировки людей». Иные области аттестации для разработчиков ППР и ТК действующими нормативно-техническими документами не предусмотрены.

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Проект производства работ (ППР, ППРк)

Разработаем проект производства работ (ППР)

Проект производства работ (ППР) – организационно-технологическая документация, включающая решения по охране труда и промышленной безопасности, на основе которых выполняются работы в условиях действия опасных производственных факторов, а также строительство, реконструкция и эксплуатация опасных производственных объектов.

Разработка ППР ведется с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности.

Проект производства работ на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение зданий и сооружений разрабатывает генеральный подрядчик, либо проектные организации, имеющие лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Готовый ППР утверждается руководителем подрядной организации, после этого передается на площадку выполнения строительных работ, но не позднее, чем за два месяца до их начала.

В случае, если работы ведутся уже на действующем предприятии, то ППР должен быть согласован с организацией заказчиком.

Для разработки решений в проекте производства работ необходимы:

проект организации строительства (ПОС);

необходимая рабочая документация;

материалы и результаты технического обследования подлежащих реконструкции эксплуатируемых зданий и сооружений, а также требования к выполнению строительных работ в условиях действующего производства;

существующая в организации база механизации;

особые условия строительства, связанные с возникновением зон постоянно действующих и потенциально действующих опасных производственных факторов.

В состав проекта производства работ входит:

Строительный генеральный план – определяет границы стройплощадки, месторасположение строящихся и временных зданий и сооружений, дорог, подземных/надземных сетей и коммуникаций, строительных и грузоподъемных машин и т.д.

Календарный план производства работ – устанавливает последовательность, очередность, сроки выполнения работ на строительном объекте.

Пояснительная записка – обосновывает решения по производству работ, покрытию потребности в энергетических ресурсах на стройплощадке, условиям привязки мобильных зданий и устройств к участкам стройплощадки; приводит перечень мероприятий по обеспечению сохранности имущества на стройплощадке, по защите зданий и сооружений от повреждений, а также мероприятия, направленные на защиту окружающей среды.

Документы, определяющие состав и содержание проектных решений по охране труда и промышленной безопасности в ППР:

СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»

СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»

ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»

ПБ 03-428-02 «Правила безопасности при строительстве подземных сооружений»

ППБ 01-93 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Проект производства работ кранами (ППРк)

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 10 мая 2007г. №317 — установка кранов и иных грузоподъемных машин, организация и выполнение строительных или монтажных работ с их применением регламентируются разработанным для этих целей проектами производства работ кранами (ППРк).

При размещении крана относительно здания нужно учитывать требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, существующие подземные коммуникации на основании СНИП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» и «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

В состав проекта производства работ кранами входит:

Вертикальная и горизонтальная привязка крана.

Расчёт опасной зоны.

Мероприятия, направленные на безопасную эксплуатацию крана.

Схемы складирования грузов.

Технологические карты на подъём и перемещение грузов.

Проект фундамента под кран.

Специалисты, участвующие в разработке ППРк на строительные и погрузочно-разгрузочные работы г/п машинами, должны пройти подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также иметь достаточный опыт работы в данной области.

ППРк согласуется с собственником крана, утверждается руководителем строительной компании, производящей работы, и проходит обязательную экспертизу промышленной безопасности согласно Федеральному Закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ.

Наша компания разрабатывает проекты производства работ любого уровня сложности, проводит экспертизу ППР и регистрацию документов в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Разработаем технологическую карту (ТК)

ТК разрабатывается в соответствии с п.4.1 МДС 12-29.2006 для использования:
— в составе проекта производства работ;
— на возведение здания, сооружения или его части;
— на выполнение отдельных видов работ — геодезических, земляных, свайных, каменных, монтажных, бетонных (опалубочных, арматурных), кровельных, отделочных, устройства полов, санитарно-технических и тому подобных работ;
— на работы подготовительного периода строительства

Разработаем план производства работ на высоте (ППРв)

ППРв разрабатывается в соответствии с п. 24 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» для производства работ, указанных в Перечне (п. 11), работодатель обязан обеспечить разработку ППР на высоте

Пакет ПРЕМИУМ (ППР, ТК, ППРв)

Разработка документов с высокой проработкой (детализацией), визуализацией всех процессов, с учетом всех тонкостей. Срок от 2 дней. Минимум 15 листов графической части

365 дней гарантии

Предоставляется со дня выдачи разработанной тех. документации

100% выдача ППР к договорному сроку

В договоре предусмотрена неустойка в размере 20% от стоимости разработки тех. документации за каждый день просрочки

Согласование с устранением замечаний включено в стоимость разработки

Правим БЕСПЛАТНО. В договоре предусмотрены пункты по обязанности устранения замечаний соответственно и по согласованию

Подробный состав разрабатываемой документации в Договоре

Как в направляемом предложении, так и в Договоре подробно расписываем содержание тех. документации, а именно: виды работ, состав графической части (чертежей), особые условия. Т.е. в Договоре не будет только 1 строчка «разработка ППР/ТК».

Экспертиза проектов производства работ кранами ППРк

Кроме экспертизы промышленной безопасности ППР кранами проводилась регистрация экспертного заключения в территориальных органах Ростехнадзора. Для строительных компаний это доставляло немало хлопот, так как срок регистрации доходил до месяца. А сроки по контрактам, заключенным с Заказчиком на выполнение работ по объекту, приходилось сдвигать.

Если же все таки Вам требуется экспертиза ППРк на правильность его разработки специалистами нашей компании, то мы с удовольствием возьмем на себя такую обязанность и составим заключение о его соответствии новым ФНП и другим действующим нормативно-техническим документам. Наши специалисты аттестованы по промышленной безопасности, компания имеет свидетельство СРО на проектирование.

Отмена экспертизы ППРк

После отмены экспертизы ППРк стало намного легче вносить в него изменения, которые согласовываются только Заказчиком объекта. Ответственность за разработанный документ в зависимости от произошедшего несчастного случая на производстве или строительном участке ложится на организацию-разработчика, владельца ПС и эксплуатирующую организацию.

В случае если Заказчик у Вас требует документ о ее прохождении необходимо ссылаться на Приказ Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. N 713. Так же в новых Федеральных нормах и правилах на опасных производственных объектах с применением подъемных сооружений такие требования отсутствуют.

Экспертиза проводится только для ПС с истекшим сроком годности и на его ремонтные работы для ввода в дальнейшую эксплуатацию.

Какие требования экспертизы ППРк были

Организация, имеющая лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы промышленной безопасности, в соответствии с ПБ03-246-98 проверяла проектную документацию на соответствие требованиям действующей нормативной документации по составу и содержанию.

По результатам проверки выдавалось заключение ЭПБ, содержащее выводы о соответствии или несоответствии ППРк предъявляемым к нему требованиям. В случае получения положительного заключения экспертная организация отдавала такое заключение на регистрацию в отел Ростехнадзора по месту регистрации экспертной организации.

Регистрирующий орган не проверял на соответствие разработанного ППР кранами, т.е. вся ответственность ложилась на проектную организацию и организацию эксплуатирующую ПС.

Заключение экспертизы ПБ содержало:

  • наименование заключения ЭПБ
  • основание для проведения экспертизы
  • наименование экспертной организации с прилложением лицензии на право ее проведения
  • удостоверения экспертов
  • объекты, на которые выдано заключение
  • сведения о заказчике
  • цели проведения экспертизы ПБ
  • документы, представленные Заказчиком
  • результаты экспертизы
  • перечень использованной литературы (нормативно-техническая документация, методические рекомендации и др.)

Экспертиза ППРк – лишняя нагрузка или оправданная необходимость?

С 5 марта 2013 года вступил в действие приказ Ростехнадзора от 12 декабря 2012 № 713 «О внесении изменений в Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», отменив проведение экспертизы промышленной безопасности ППРк.

Экспертиза документации на изготовление, монтаж, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию подъемных сооружений, а также проектов производства работ кранами была введена 10 лет назад. В Санкт-Петербурге надзор за ее исполнением усилился в 2007 году после печально известной аварии на Камышовой улице, когда в результате падения башенного крана на 12-этажный жилой дом погибли люди. Этот случай, к сожалению, не стал единичным. Аварии с участием грузоподъемной техники происходят достаточно регулярно. Как восприняли в строительном сообществе новые изменения в законодательстве?

В. Г. Гришкин, технический директор АОЗТ «Интех», кандидат технических наук

А. В. Кузнецов, директор направления по аренде и продаже мобильных и гусеничных кранов ЗАО «Автокран Аренда»

Е. О. Скрипачев, коммерческий директор ООО «Северная Высота» Группа КРАФТ ИНВЕСТ

К. А. Демидов, заместитель управляющего ОАО «УМ-260»

В. К. Романов, генеральный директор ООО «ППРК-Сервис»

А. Ю. Лохин, заместитель генерального директора по производству ОАО «УМ-3»

А. Н. Панченко, начальник конструкторско-технического отдела ЗАО «КОНЦЕРН ТИТАН-2»:

– Насколько оправданным было решение об отмене обязательной экспертизы промышленной безопасности ППРк?

– Упразднение обязательной экспертизы ППРк было введено якобы с целью минимизации финансовых затрат на проектно-строительные работы. Однако стоимость экспертных услуг настолько ничтожна в общей стоимости строительства объекта, что говорить о какой-то реальной экономии – просто смешно. Судите сами, максимальные затраты на экспертизу ППРк с учетом максимальной сложности и опасности объекта в редком случае превышают 75–80 тыс. При том что общий объем стоимости строительства может достигать нескольких миллиардов.

Многие эксперты считают причиной отмены борьбу с коррупционной составляющей в Ростехнадзоре. Сегодня функции Ростехнадзора фактически сводятся к регистрации и утверждению экспертизы проектной документации. Специалисты этого ведомства не осуществляют никакого контроля над проектом. Вся ответственность, таким образом, ложится на проектировщика, заказчика и исполнителя строительных работ.

Еще одной официальной причиной отмены экспертизы авторы поправки называют избыточную нагрузку на эксплуатирующие организации, которая, по их мнению, приводит к расходованию финансовых средств на услуги экспертных организаций, а могли бы пойти на обновление основных фондов предприятия.

К. А. Демидов

– Решение об отмене обязательной экспертизы промышленной безопасности считаем оправданным по двум причинам. Во-первых, никто не отменяет ответственности проектировщика за выполненный проект. В особо сложных случаях, если у заказчика или государственных органов возникают какие-то сомнения, никто не запрещает провести дополнительную экспертизу. Во-вторых, сложившаяся практика утверждения заключения экспертиз в Ростехнадзоре значительно удлиняла процесс допуска крана на строительную площадку и тормозила начало работ.

– Считаю, что это решение оправданно, так как существует избыточная нагрузка на эксплуатирующие организации. Обязанность проведения экспертизы промышленной безопасности проектов производства работ кранами (ППРк) приводит, на наш взгляд, к дополнительному расходованию финансовых средств на услуги экспертных организаций, которые могли бы пойти на обновление основных фондов предприятия.

Е. О. Скрипачев

– Скорее всего, должны были отменить регистрацию экспертизы, а отменили саму экспертизу. Полагаем, что это связано с перегруженностью инспекторской службы Ростехнадзора.

В. Ю. Лохин

– Отмена регистрации в Ростехнадзоре экспертизы ППРк была необходима. Это решение однозначно самым положительным образом скажется на процессе организации производства. Мы сможем заранее планировать работу башенных кранов, тяжелой техники, что приведет к оптимизации трудовых и временных ресурсов в контексте всего строительства. Специалисты давно уже говорили о том, что 30 дней, которые уходили на регистрацию экспертизы, неоправданно затягивали согласование проектов.

Другое дело – сама экспертиза. Мнение о необходимости ее отмены двоякое. С одной стороны – в проектных и строительных компаниях сегодня работают достаточно квалифицированные специалисты, которые, как говорится, «набили руку» на разработке ППРк и не нуждаются в дополнительной проверке. С другой стороны, бывают проекты нестандартные, требующие повышенного внимания, и в таких случаях взгляд эксперта просто необходим. Ведь если при разработке проекта была допущена ошибка, то как разработчик ее заметит? Для этого нужен свежий взгляд.

А. Н. Панченко

– Вероятно, причиной отмены экспертизы промышленной безопасности стало затягивание сроков выдачи ППРов в производство в связи с длительностью этой процедуры. 30 дней – неоправданно длительный срок для регистрации ППРк.

В. К. Романов

– С 2007 года мы разработали ни одну сотню ППРк, и по опыту скажу, ни разу проведение экспертизы не было простой формальностью. В тех организациях, куда мы обращаемся, работают профессионалы с огромным опытом. Их замечания и поправки всегда существенны. Поэтому я уверен, что отмена экспертизы ППРк ни к чему хорошему строительную отрасль не приведет. Не знаю, что именно побудило Ростехнадзор к принятию данного решения, но уверен, это было сделано очень поспешно и не очень обдуманно. Конечно, краны не начнут сразу падать, как деревья во время урагана, но рано или поздно данное решение приведет к несчастному случаю, а возможно и не к одному.

— Повлияет ли как-то отмена экспертизы на качество ППРк?

В. Г. Гришкин

– Качество проектных работ сегодня и так, мягко говоря, не на высоте. Сомневаюсь, что оно улучшится. По опыту могу сказать, что без замечаний к нам поступает не более 5% от общего количества всей документации. И это в большинстве своем типовые проекты, так сказать, «обкатанные» экспертами и проектировщиками в ходе совместной работы.

А. В. Кузнецов

– Уверен, что качество ППРк не изменится, если не изменится качество других проектов, в частности, Проекта организации строительства (ПОС, ППР и т. п.). Тем более что мы, как правило, работаем с профессиональными, грамотными проектировщиками, которые несут ответственность за свою работу.

– Отмена обязательной экспертизы на качество ППРк повлиять не должна, так как проектная организация несет полную ответственность за качество самих проектов.

– Полагаем, что на качество ППРк отмена экспертизы не повлияет. Все профессионалы понимают меру ответственности при работе с грузоподъемной техникой, особенно на объектах повышенной опасности. Однако увеличится время на проверку ППРк эксплуатирующими и строительными организациями, при условии, что в организациях есть компетентные специалисты. Если же таковых нет, придется дополнительно их нанимать. Так как возрастает ответственность разработчика ППРк, соответственно, увеличится и время разработки самой проектной документации.

– Качество разработки ППР в связи с отменой экспертизы ПБ не должно ухудшиться, поскольку оно напрямую зависит от таких объективных факторов, как квалификация разработчика, наличие и качество исходных данных, сроки разработки. В данном случае сроки даже увеличиваются, что положительно отразится на качестве разработки ППР.

Придерживаюсь мнения, что при наличии в организациях квалифицированных разработчиков и при соблюдении процедуры согласования ППР проведение экспертизы каждого плана производства работ, в котором задействован кран, не требуется.

– Если говорить о башенных кранах, здесь, я думаю, ничего страшного не произойдет. В управлениях механизации работают знающие люди, да и в разработке ППРк для башенного крана ничего слишком сложного нет, эти проекты в основной своей массе стандартные, и решения там принимаются стандартные. Совсем другое дело, когда речь идет о мощных автомобильных кранах, которые поднимают грузы по 30 и более тонн. Здесь очень много нюансов: нестандартные размеры грузов, грузы со смещенным центром тяжести, грузы, которые необходимо перевести из горизонтального в вертикальное положение (перекантовать), а также осуществить подъем груза двумя кранами, либо организовать одновременную работу двумя кранами с разными грузовысотными характеристиками, возможны и такие варианты, когда все эти неблагоприятные факторы совмещены. Кто имеет право на разработку ППРк? Согласно РД 11-06-2007 «специалисты, имеющие опыт работы в строительстве, прошедшие подготовку и аттестованные в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Ростехнадзором». Я так понимаю, чиновники, принимавшие закон об отмене экспертизы промышленной безопасности, считают, что молодой специалист, проработав на стройке около года, прослушав месячный курс о правилах разработки ППРк, зазубривший билеты, необходимые для аттестации, сможет разработать любой ППРк, и опыт эксперта ему не нужен. Далеко же мы пойдем с такими убеждениями!

Нередко чиновники ссылаются на европейский опыт, ведь там требования к организации работы грузоподъемной техники намного мягче, чем в России. Действительно, в некоторых европейских странах не запрещается при помощи крана перемещать грузы, с находящимися на них людьми. Но не будем забывать, что техническое состояние грузоподъемной техники в Европе не сравнимо с нашим. Множество кранов, работающих сегодня, через год-два будут сданы в металлолом, и что произойдет с этим краном в момент подъема груза не известно. Более того, при поставке из Европы оборудования требующего монтажа (сборки) при помощи крана, к этому оборудованию производитель прикладывает инструкцию по монтажу. На некоторые из них без улыбки не взглянешь, они чем-то напоминают инструкцию по сборке мебели из «Икеи», одна из них размещена на сайте stopress.ru, для примера.

– Откажутся ли на деле строительные, проектные организации и управления механизации от проведения экспертизы?

– Кому станет легче работать после отмены экспертизы? Не представляю. Многие главные инженеры УМ против этого закона. Я их понимаю, они – производители работ, они подписывают проектную документацию и фактически разрешают работы, так что именно на них ложится основной груз ответственности.

Экспертиза ППРк выполняется не столько для тех, кто производит работы, сколько для тех, кто проектирует. Если происходит несчастный случай, первым делом проверяется проектная документация. Правильно ли были определены границы опасной зоны, если существует ошибка в расчетах, то вину за травмы и гибель людей несет проектировщик. Поэтому думаю, что наши заказчики останутся при нас. При проведении проектных работ на объектах повышенной опасности дополнительная проверка проекта лишней не бывает.

– Думаю, что многие организации действительно откажутся, так как экспертиза ППРк, зачастую, носит формально-обязательный характер.

– Сложно сказать за все организации, но мы уже получили несколько писем с отказами о проведении экспертизы ППРк. Если говорить о нашей компании, то мы данное изменение принимаем с заметным облегчением. Мы понимаем, на каких сложных и опасных объектах работают наши краны. Однако если работа там будет организована должным образом, то отмена экспертиз никаким образом не скажется на безопасности. Как правило, все несчастные случаи происходят при нарушении как ППРк, так и технологии строительства.

– Скорее всего, откажутся. Для профессионального разработчика ППРк экспертиза была лишней волокитой, отнимающей время. До 10 дней уходило у проектировщика на получение экспертизы, и еще, как минимум 30 дней на регистрацию.

А. Ю. Лохин

– У нашей компании достаточно квалифицированный штат специалистов по разработке ППРк. Проекты, которые они выполняют, в большинстве своем типовые, хорошо отработанные, так что необходимость в дополнительной экспертизе отпадает. Однако бывают случаи нестандартные, требующие индивидуального подхода, может быть, коллегиального решения. И вот здесь мнение экспертов лишним не бывает. В таких ситуациях мы будем проводить экспертизу, уверен, что и Заказчик с нами согласится, т.к. все понимают меру и степень ответственности за все, что происходит на строительной площадке.

– Пообщавшись с постоянными нашими заказчиками, проводящими работы на объектах Федерального значения и экспертными организациями, мы приняли совместное решение о проведении экспертизы промышленной безопасности, разработанных нами ППРк, невзирая на решение, вступившее в силу 5 марта 2013 года. Тем более что сама стоимость этой экспертизы, не так уж и высока.

Экспертиза промышленной безопасности

Вопрос: «Наша организация осуществляет разработку проектов производства работ кранами (ППР). Требуется ли проведение экспертизы промышленной безопасности ППР?»

Ответ: «Требованиями действующего на территории Российской Федерации Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не предусмотрено проведение экспертизы промышленной безопасности технической документации, связанной с эксплуатацией технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе и ППР.»

Вопрос: «В организации проводится работа по реконструкции мостового крана для перевода его на управление по радиоканалу. Требуется ли экспертиза промышленной безопасности проекта реконструкции крана?»

Ответ: «Требованиями действующего на территории Российской Федерации Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не предусмотрено проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации по реконструкции технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.»

Вопрос: «Необходимо ли нашей организации, эксплуатирующей грузоподъемный кран, отработавший срок службы, выполнять капитальный ремонт крана или достаточно только проведения экспертизы промышленной безопасности крана?»

Ответ: «Согласно пункту 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538, зарегистрированным в Минюсте России 26 декабря 2013 г., рег. № 30855 заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);

3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

На основании указанного, в случае если экспертной организацией по результатам проведенной экспертизы в заключении экспертизы промышленной безопасности грузоподъемного крана не указаны конкретные условия и мероприятия (согласно подпункту 2 пункта 27 ФНП по ЭПБ), в том числе по проведению какого-либо ремонта, то проведение ремонтов не требуется. Однако при проведении экспертизы промышленной безопасности экспертной организацией должны учитываться обязательные требования по эксплуатации грузоподъемного крана, изложенные в инструкции (руководстве) по эксплуатации крана. В случае если в инструкции (руководстве) по эксплуатации крана установлено требование по обязательному проведению капитального ремонта крана, то данное требование должно быть отражено в выводах, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности.»

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *