Саратовское экспертное бюро. Психологическая экспертиза несовершеннолетних вопросы

Авг 18, 2019 Законы

Саратовское экспертное бюро

ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ НАЗНАЧАЕТСЯ:

• по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании;
• при отмене опеки, установлении усыновления (удочерения);

• по делам о моральном вреде;
• по делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли (в т.ч., посмертная);
• пострадавшим от обмана косметических фирм (установление факта психологического воздействия со стороны сотрудников косметических фирм во время проведения бесплатных косметических процедур).

ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ НАЗНАЧАЕТСЯ В ОТНОШЕНИИ

• несовершеннолетних обвиняемых;
• свидетелей и малолетних потерпевших;
• потерпевших и подозреваемых (обвиняемых) по делам о сексуальном насилии;
• личности подэкспертного (когда необходима информация об индивидуально- психологических особенностях подэкспертного);
• преступной группировки (в т.ч., определение лидера, распределение ролей в группе);
• при определении наличия состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний, имеющих юридическое значение;
• по делам об авариях на транспорте и на производстве;
• посмертная судебно-психологическая экспертиза (когда следствие (суд) располагает сведениями о том, что имело место доведение до самоубийства либо предполагается инсценировка самоубийства);
• фонограмм и видеозаписей (проводится в тех случаях, когда обвиняемый утверждает, что свои показания, записанные на аудио- или видеопленку, он давал под влиянием допрашивающего либо иных лиц, присутствовавших при допросе или проведении иного следственного действия);
• составление психологического портрета (по данным, имеющимся в материалах дела);
• видеозаписей на предмет достоверности или признаков лжи сообщаемой информации.

Эксперты Саратовского экспертного бюро работают как по предоставленным видеозаписям следственных действий, так и могут самостоятельно провести видеозапись беседы с подэкспертным с последующим её анализом.

Основания судебно-психологической экспертизы психически полноценных несовершеннолетних субъектов Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мантикова А.В.

В статье рассматриваются факторы, условия, которые служат основанием для назначения экспертиз с участием субъектов, не достигших совершеннолетия: судебно-психологических, социально-психологических, психолого-педагогических. В качестве объекта исследования в данных экспертизах выступают несовершеннолетние с их особенностями психических, психологических проявлений. Несовершеннолетние, в интересах которых назначаются экспертизы в рамках гражданских дел как правило, это такие субъекты, в интересах которых проясняются: социально-психологический контекст их семейной ситуации, особенности их взаимоотношений со значимыми членами семьи, их психологические особенности и психологические особенности родителей и опекунов. В рамках уголовных дел, согласно практике автора, несовершеннолетние субъекты экспертизы : потерпевшие; обвиняемые; реже свидетели.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мантикова А.В.

BASES OF FORENSIC PSYCHOLOGICAL EXAMINATION OF MENTALLY SANE MINORS

The article discusses the factors, the conditions that serve as the basis for the appointment of expert examinations with participation of subjects under the age of majority: the conditions are judicial-psychological, socio-psychological, and psychological-pedagogical. The object of study in these examinations is minors with their mental characteristics and psychological manifestations. Minors whose interests are assigned to examinations in civil cases as a rule, they are subjects for whose sake they become clear: the socio-psychological context of their family situation, the features of their relationship with significant family members, their psychological characteristics and the psychological characteristics of parents and guardians. In the framework of criminal cases, according to the author’s practice, minor subjects of expertise: victims; accused; less often witnesses.

Текст научной работы на тему «Основания судебно-психологической экспертизы психически полноценных несовершеннолетних субъектов»

ОСНОВАНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПСИХИЧЕСКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СУБЪЕКТОВ А.В. Мантикова Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, условия, которые служат основанием для назначения экспертиз с участием субъектов, не достигших совершеннолетия: судебно-психологических, социально-психологических, психолого-педагогических. В качестве объекта исследования в данных экспертизах выступают несовершеннолетние с их особенностями психических, психологических проявлений. Несовершеннолетние, в интересах которых назначаются экспертизы в рамках гражданских дел — как правило, это такие субъекты, в интересах которых проясняются: социально-психологический контекст их семейной ситуации, особенности их взаимоотношений со значимыми членами семьи, их психологические особенности и психологические особенности родителей и опекунов. В рамках уголовных дел, согласно практике автора, несовершеннолетние субъекты экспертизы: потерпевшие; обвиняемые; реже — свидетели.

Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, несовершеннолетний субъект экспертизы, подросток.

BASES OF FORENSIC PSYCHOLOGICAL EXAMINATION OF MENTALLY SANE MINORS

A.V. Mantikova Katanov Khakass State University

Abstract. The article discusses the factors, the conditions that serve as the basis for the appointment of expert examinations with participation of subjects under the age of majority: the conditions are judicial-psychological, socio-psychological, and psychological-pedagogical. The object of study in these examinations is minors with their mental characteristics and psychological manifestations. Minors whose interests are assigned to examinations in civil cases — as a rule, they are subjects for whose sake they become clear: the socio-psychological context of their family situation, the features of their relationship with significant family members, their psychological characteristics and the psychological characteristics of parents and guardians. In the framework of criminal cases, according to the author’s practice, minor subjects of expertise: victims; accused; less often — witnesses.

Keywords: forensic-psychological examination, minor subject of examination, teen.

В последнее время не только в уголовном, но и в гражданском судопроизводстве неуклонно возрастает частота назначения психологических и комплексных экспертиз (психолого-педагогических, психолого-психиатрических, психолингвистических).

Несовершеннолетние субъекты экспертиз по гражданским делам, как правило, фигурируют в судебных экспертизах:

1. о расторжении брака и определении места жительства ребёнка;

2. об определении места жительства ребёнка и порядка общения с ребёнком;

3. об изменении порядка общения с ребёнком;

4. об ограничении в родительских правах [1].

В рамках уголовных дел, согласно практике автора, несовершеннолетние субъекты экспертизы:

3. реже — свидетели.

Реже имеют место случаи, когда субъект экспертизы -несовершеннолетний осужденный, они, как правило, связаны с аппеляцией, пересмотром дела и назначением повторной судебно-психологической экспертизы. В подобных случаях исследуются не только особенности восприятия, но и структурные особенности, ценностно-потребностная сфера личности несовершеннолетнего осужденного [1, 2, 3].

Причём, рост частоты судебных экспертиз с привлечением психологов наблюдается не только в крупных субъектах Российской Федерации, но и в малых субъектах. Например, за последние 3 года автор всё чаще привлекается городскими и районными судами Республик: Хакасии, Тывы, в качестве эксперта, в то время как в 2009-2013гг. определения о назначении психологической экспертизы поступали, в основном, по югу Красноярского края.

Общеправовое основание назначения судебной экспертизы отражено в процессуальном законе (ст. 74 ГПК, ст. 78 УПК), и выражается как потребность в применении специальных знаний, определяемая судом при рассмотрении конкретного дела. Применительно к судебно-психологической экспертизе процессуальным основанием её назначения является необходимость применения специальных психологических знаний для разъяснения возникающих при рассмотрении дела судом вопросов.

Необходимость или потребность в специальных знаниях определяется судом, но критерии этой потребности, по-прежнему, субъективны. Чтобы выявить наличие правового основания, нужно выяснить, существуют ли специальные основания и поводы к назначению психологической экспертизы.

Специальное основание отражает специфику процессуальных (общих) экспертных задач, решаемых в рамках конкретного судебного процесса. В таком основании,

фактически, отражаются основные элементы предмета судебно-психологической экспертизы. Определяя

специальное основание, суд проверяет, будут ли юридически значимыми обстоятельства, выявить которые эксперт компетентен. При положительном ответе суд делает вывод о наличии правового основания к назначению экспертизы, выносит определение. Объектом судебно-психологической экспертизы выступает индивид как носитель психического, находящийся в определённом статусе, согласно судебному процессу, — истец, ответчик, свидетель, потерпевший, обвиняемый. То есть, любые проявления психической активности, деятельности, личностные особенности, — могут выступать предметом судебно-психологической экспертизы [1].

Специальное основание судебно-психологической экспертизы производно от научной компетенции психологического исследования, оно одновременно учитывает потенциальную доказательственную значимость результатов исследования. Специальное основание назначения судебно-психологической экспертизы — это наличие у суда обоснованного сомнения в способности конкретного участника процесса адекватно отображать внешнюю и внутреннюю стороны событий, обстоятельств, имеющих значение в ситуации, исследуемой судом.

Формула «адекватно отображать внешнюю и внутреннюю стороны» имеет устоявшееся психологическое содержание, а именно: способность адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, адекватно запоминать и воспроизводить сведения о них, а также способность в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий (юридически значимых), и способность в полной мере осуществлять сознательное, волевое управление ими [1].

Наличие сведений о возрасте, низком уровне психического развития (низкий уровень интеллекта), не

связанными с патологией психики, могут служить поводом к назначению психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего субъекта процесса, для определения его способности адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, запоминать и воспроизводить в речевой форме информацию о них в суде. Данные о характерологических особенностях, присущих данной личности (склонности к фантазированию, повышенной внушаемости), сведения о необычном эмоциональном состоянии в момент восприятия или нестандартности ситуации (об интенсивности раздражителя) могут служить поводом к назначению экспертизы для определения способности адекватно отображать внутреннюю и внешнюю стороны событий.

Поводы конкретизируют специальные основания назначения судебно-психологической экспертизы, что помогает выбрать ее вид уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Самостоятельным поводом к проведению психологической экспертизы служит информация о возрасте субъекта (несовершеннолетние). Такие лица, в силу психологических причин, характеризуются специфическими изменениями в течении познавательных процессов, зачастую и в эмоционально-волевой структуре.

Подростковый возраст, являясь одним из самых сложных и ответственных, охватывает временные рамки от 10-11 до 13-15 лет, по иным классификациям, — вплоть до 17 лет. В этом возрасте происходят резкие, но качественные изменения, затрагивающие все стороны жизни и развития, соответственно, этот возрастной период считается кризисным. С психологической точки зрения пубертатный возраст, в первую очередь, характеризуется отсутствием гармонии. И это отсутствие охватывает и внутренний мир, и эмоциональную сферу и сферу межличностных отношений. С

другой стороны — подростковый возраст — это период становления ценностей [3].

Кризис подросткового возраста многие авторы связывают с социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью. Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться, и, в тоже время, отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом [3].

Именно возрастные особенности формирования и развития психической деятельности несовершеннолетних субъектов обусловливают необходимость участия эксперта-психолога в судебном процессе. На практике такая экспертиза чаще всего назначается в отношении несовершеннолетних потерпевших, обвиняемых, реже -свидетелей. Чтобы представить картину для оснований экспертизы психически полноценных несовершеннолетних субъектов, автор приводит реальные перечни вопросов, сформулированных судом, с которыми имеется опыт работы. Перечни представлены без изменений, заменены только персональные данные на заглавные буквы латинского алфавита.

Вариант 1. Ходатайство о назначении социально-психологической экспертизы по гражданскому делу об ограничении в родительских правах.

В Абаканский городской суд 655017, РХ, г. Абакан, ул. Чертыгашева, 80

ХОДАТАЙСТВО о назначении социально-психологической экспертизы

XXX обратилась в Абаканский городской суд с иском к YYY об ограничении в родительских правах.

Вопрос об отношении ребенка к родителям в рамках настоящего дела может быть выяснен только путем проведения социально-психологической экспертизы.

Выяснение вопроса об отношении ребенка к родителям входит в предмет доказывания по настоящему делу.

Согласно пункту 3 статьи 65 Семейного кодекса РФ, при этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Решение вопроса о том, с кем целесообразнее проживание ребенка, требует специальных познаний, поскольку зависит, в том числе, от отношения ребенка к родителям.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 35 ГПК РФ,

Назначить по делу социально-психологическую экспертизу.

Смотрите так же:  Образец заявления по факту мошенничества в полицию или прокуратуру. Кто может написать заявление в полицию о мошенничестве

Поручить проведение экспертизы психологу Мантиковой Анне Владимировне,

высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Кафедра психологии, Медико-психолого-социальный институт ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Директор института: Власова Е. Н. кандидат психологических наук, доцент, Абакан, ул. Хакасская, 68

Телефон: 8 (3902) 22-36-64.

Представить на разрешение эксперта следующие вопросы:

1. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего XXX?

2. Каковы особенности восприятия несовершеннолетним ХХХ семейной системы?

3. Как несовершеннолетний ХХХ г.р. воспринимает гражданского мужа матери, ZZZ?

4. Как несовершеннолетний XXX г.р. воспринимает воспитательные воздействия ZZZ по отношению к себе?

5. Как может отразиться на дальнейшем психоэмоциональном развитии несовершеннолетнего XXX г.р. его отдельное проживание от матери XXО?

6. 6.1. Нуждается ли несовершеннолетний XXX г.р. в коррекционно-развивающих занятиях (поведенческий блок, эмоциональный блок) и других видах психологической помощи? В каких?

7. 6.2. Если он нуждается в психологической помощи, то, по каким причинам?

8. Необходима ли XXX г.р. консультация психиатра/невролога/медицинского психотерапевта? Если необходима, то, по каким причинам?

9. Каков характер взаимоотношений несовершеннолетнего ребенка XXX г.р. с бабушкой CCC?

10. Имеется ли отрицательное влияние на несовершеннолетнего XXX г.р. со стороны бабушки ССС?

11. Имеет ли несовершеннолетний XXX какие-либо негативные представления о матери XXX, гражданском супруге матери ЪЪЪ и, если имеет, чем это обусловлено?

12. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетней XB г.р.?

13. Каковы особенности восприятия несовершеннолетней XB г.р. семейной системы?

14. Как несовершеннолетняя XB г.р воспринимает гражданского мужа матери, 222?

15. Как несовершеннолетняя XB г.р воспринимает воспитательные воздействия ЪЪЪ по отношению к себе?

16. Как может отразиться на дальнейшем психоэмоциональном развитии несовершеннолетней XB г.р. ее отдельное проживание от матери XXО?

17. 17.1.Нуждается ли несовершеннолетняя XB г.р. в коррекционно-развивающих занятиях (поведенческий блок, эмоциональный блок) и других видах психологической помощи? В каких?

17.2.Если она нуждается в психологической помощи, то, по каким причинам?

18. Необходима ли XB г.р. консультация психиатра/невролога/медицинского психотерапевта? Если необходима, то, по каким причинам?

19. Каков характер взаимоотношений несовершеннолетней XB г.р. с бабушкой ССС?

20. Имеется ли отрицательное влияние на несовершеннолетнюю XB. со стороны бабушки ССС?

21. Имеет ли несовершеннолетняя XB г.р. какие-либо негативные представления о матери XXО, гражданском супруге матери ЪЪЪ и, если имеет, чем это обусловлено?

С уважением, ФИО, 23 декабря 2015 года.

Вариант 2. Перечень вопросов судебно-психологической экспертизы по уголовному делу с участием несовершеннолетней потерпевшей.

Вопросы, подлежащие разрешению:

1. Есть ли у несовершеннолетней потерпевшей ФИО возрастные и индивидуальные особенности, которые могут повлиять на объективность её показаний?

2. Имеется ли у несовершеннолетней потерпевшей ФИО тяга к противоположному полу, и соответствовало ли это её возрасту в период времени, относящийся к инкриминируемому подсудимому деянию?

3. Могла ли несовершеннолетняя потерпевшая ФИО по уровню своего интеллектуального и личностного развития понимать характер и значение совершаемых с ней действий, и оказывать сопротивление при посягательстве на её половую неприкосновенность?

4. Могла ли несовершеннолетняя потерпевшая ФИО полностью сознавать значение сложившейся ситуации, предвидеть возможные последствия своего поведения?

5. Повлияли ли, если да, то каким образом, индивидуально-психологические особенности и эмоциональное состояние несовершеннолетней потерпевшей ФИО на адекватность восприятия особенностей и содержания ситуации, которая исследуется судом, на их воспроизведение в показаниях?

6. Происходило ли воспитание несовершеннолетней ФИО в психотравмирующих условиях, каким образом семейная ситуация, индивидуально-психологические особенности родителей, мотивационные факторы повлияли на эмоциональное состояние несовершеннолетней потерпевшей ФИО, в том числе относительно ситуации, исследуемой судом?

7. Каковы доминирующие мотивы поведения несовершеннолетней потерпевшей ФИО вследствие той ситуации, которая исследуется судом?

8. Могли ли измениться несовершеннолетней потерпевшей ФИО за период времени с момента исследуемого судом события до настоящего времени, если да, то в чём выразились данные изменения и влияют ли эти изменения при разрешении вышеуказанных вопросов?

С учётом проводимых автором психологических экспертиз различного уровня, где участвуют несовершеннолетние субъекты подросткового (младший и старший подростковый возраст) и юношеского возраста, можно заключить, что и в гражданском, и уголовном судопроизводстве, зачастую, психически полноценный несовершеннолетний субъект как фигурант дела, является достаточным основанием для назначения судебно-психологической (социально-психологической, психолого-педагогической) экспертизы.

1. Мантикова А.В., Чупров Л.Ф. К вопросу о проведении судебно-психологической экспертизы в современных условиях // Наука. Мысль. 2016. №5-1. С. 88-92.

2. Мантикова А.В., Тен Ю. В. Структурные особенности личности осужденных в зависимости от тяжести совершённого преступления // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. С. 283-312.

3. Мантикова А.В. Формирование личности в старшем пубертатном возрасте // Наука. Мысль. 2016. № 9. С. 38-42.

1. Mantikova A.V., Chuprov L.F. K voprosu o provedenii sudebno-psikhologicheskoi ekspertizy v sovremennykh usloviyakh // Nauka. Mysl’. 2016. №5-1. S. 88-92.

2. Mantikova A.V., Ten Yu. V. Strukturnye osobennosti lichnosti osuzhdennykh v zavisimosti ot tyazhesti sovershennogo

prestupleniya // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. S. 283-312.

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых является разновидностью судебно-психологических исследований и имеет важное, а подчас даже и первостепенное, значение при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними преступниками, так как способствует прояснению мотивов обвиняемого, уточнению состояния обследуемого во время совершения преступления, и так далее. Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых так же способна обнаружить возрастную симуляцию предполагаемого преступника. Возраст наступления уголовной ответственности в Российской Федерации составляет 14 лет, что установлено законодательно. Предполагается, что, достигнув данного возраста, подросток усвоил основные социальные и нравственные нормы, а также способен всецело понимать смысл своих действий и осознавать их возможные последствия. Закон, тем не менее, рассматривает случаи задержки психического развития подростков, причем особо подчеркивается тот факт, что причиной данных задержек не являются разнообразные душевные недуги.

Основополагающей целью экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, таким образом, является исследование способности подростков в полной мере руководить своими поступками и осознавать их истинный смысл и влияние на окружающих. Экспертиза производится, как правило, в отношении подозреваемых лиц, у которых наблюдаются признаки несоответствия календарному возрасту, признаки задержек и отклонений в развитии (как психологическом, так и интеллектуальном), не связанных с психическими заболеваниями. На сегодняшний день разработаны критерии оценки способности человека к осознанию содержания своих действий и способности руководить ими.

Человек полностью осознает значение совершаемых им поступков, если:

  • Правильно трактует содержание своего поведения;
  • Понимает цели предпринятых им усилий и совершенных поступков;
  • Предвидит прямой результат своих действий, а также их косвенные последствия;
  • Производит оценку собственных действий исходя из существующих на сегодняшний день положений закона, а также с точки зрения преобладающей в обществе морали и нравственных принципов.
  • Способность человека управлять своими действиями выражается в следующем:

  • Возможность свободного и осознанного целеполагания для своих последующих действий.
  • Свобода в выборе способов достижения поставленных целей.
  • Современная теория развития личности устанавливает, что способность человека к полному осознанию и руководству собственными действиями достигается при достаточно высоком уровне психической и интеллектуальной зрелости, что, в свою очередь, является показателем состояния человека и представляет собой результат его личностного развития.

    Задержки в развитии подростков могут иметь самые разнообразные причины, проявляться во множестве форм и видов. Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых в обязательном порядке учитывает общие закономерности развития психики подростка, а именно:

  • Постепенное усложнение психической деятельности;
  • Изменение структуры познавательных процессов – по пути углубления и совершенствования таковых;
  • Формирование более сложной парадигмы отношений с окружающим миром;
  • Совершенствование практической и умственной деятельности;
  • Эволюция сознания и самосознания.
  • При этом следует понимать, что становление психики ребенка и подростка осуществляется в постоянном контакте с внешним миром и под его непрерывным воздействием. Причины отставания подростка в развитии в обязательном порядке рассматриваются при производстве экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.

    Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых устанавливает психический возраст обследуемого подростка. Авторы многих теорий развития разделяют жизнь несовершеннолетнего на периоды взросления различным образом. Эти периоды могут быть связаны с условным возрастом обучения в основных школьных ступенях, а также могут базироваться на сугубо возрастном делении в соответствии с теми или иными признаками развития. Основная же задача эксперта лежит вне рамок существующих классификаций. Она заключается в определении факта достижения обследуемым психологического состояния, при котором он способен определять цели своей деятельности, руководить ею и осознавать природу и последствия своих действий.

    При проведении экспертных мероприятий, а также в ходе расследования совершенного преступления, во главу угла ставится соблюдение судебными и следственными органами прав несовершеннолетних граждан.

    Правовые основы, регулирующие осуществление экспертизы несовершеннолетних обвиняемых

    Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых назначается и производится в обязательном соответствии следующим законодательным актам:

  • Закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Вопросы, на которые отвечает специалист, производящий экспертизу несовершеннолетних обвиняемых

    Перед проведением экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, специалисту, ее осуществляющему адресуется список вопрос. Эксперт должен дать свои профессиональные ответы на данные вопросы в процессе производства экспертных мероприятий, а также непосредственно после их окончания. Перечень вопросов составляется в каждом конкретном случае проведения исследования и зависит от обстоятельств дела, а также от целей и задач выполняемого анализа. Приведенный список не является полным, он отражает общий круг проблем, над которыми работают эксперты, проводящие данное исследование. В то же время. Не все из приведенных вопросов могут быть адресованы эксперту, так как только часть их будет необходимой и достаточной для достижения цели назначенной экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.

  • Установлены ли у наблюдаемого подростка признаки отставания в психологическом или интеллектуальном развитии, не связанные с душевными заболеваниями?
  • В чем выражаются обнаруженные признаки задержки в развитии?
  • Отличается ли обследуемый подросток повышенной внушаемостью?
  • Позволяет ли уровень психического развития обследуемого гражданина руководить собственными действиями?
  • Позволяет ли уровень психического развития обследуемого гражданина полностью осознавать характер и природу совершаемых им поступков, а также возможные их прямые и косвенные последствия?
  • Каковы причины установленной психической отсталости у несовершеннолетнего обвиняемого?
  • Каковы семейные и социальные обстоятельства жизни несовершеннолетнего обвиняемого? Могли ли они оказать воздействие на формирование личности обследуемого человека?
  • Могли ли обстоятельства расследуемого дела оказать эмоциональное воздействие на обвиняемого и повлиять на уровень осознания своих действий?
  • Какие личностные особенности обследуемого подростка обнаружились в ходе производства экспертизы несовершеннолетних обвиняемых?
  • Каким образом выявленные индивидуальные личностные особенности несовершеннолетнего обвиняемого могли оказать воздействие на его поведение во время совершения им противоправного действия?
  • Наблюдаются ли в поведении несовершеннолетнего обвиняемого признаки симулирования задержки психического или умственного развития?
  • Каков психологический возраст несовершеннолетнего обвиняемого? Соответствует ли он его календарному возрасту?
  • Психологическая экспертиза несовершеннолетних вопросы

    Судебная психологическая экспертиза (СПЭ) в ФБУ Омская ЛСЭ Минюста России направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.

    Объектом СПЭ является здоровая психика личности. Предметом СПЭ является установление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий следователя (суд) момент. СПЭ проводится амбулаторно одним экспертом, а в случае необходимости комиссией экспертов. Назначение СПЭ целесообразно в тех случаях, когда психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы.

    Поэтому СПЭ не должна предшествовать судебно-психиатрической экспертизе (или проводиться параллельно с ней в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы).

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

    Психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

    Предметом СПЭ данного вида является ситуативная способность несовершеннолетнего правонарушителя осознавать фактический характер своих противоправных действий и руководить ими в юридически значимой ситуации (обусловленная как индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетнего, так и особенностями исследуемой ситуации).

    1. Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?

    2. Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, мог ли несовершеннолетний в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?

    3. Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовершеннолетний руководить своими действиями?

    К числу факультативных, дополнительных могут быть поставлены вопросы:

    • какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение несовершеннолетнего в исследуемой ситуации?

    • о наличии повышенной внушаемости (например, при расследовании групповых преступлений, а также при наличии непоследовательности несовершеннолетнего при даче им показаний);

    • о повышенной склонности к фантазированию (при противоречивости показаний);

    • об эмоциональном состоянии (когда есть основания предполагать наличие состояния аффекта, чаще кумулятивного, или другого эмоционального состояния, которое могло повлиять на психическую деятельность и поведение несовершеннолетнего).

    Смотрите так же:  Договор о междепозитарных отношениях. Междепозитарный договор

    Не рекомендуется ставить вопрос о соответствии интеллектуального возраста подростка его паспортному возрасту. Например: «Какому возрасту соответствует интеллектуальное развитие несовершеннолетнего?» В силу неравномерности, скачкообразности развития в подростковом возрасте не бывает точного соответствия психического уровня развития физическому, а поэтому данный вопрос принципиально неразрешим.

    Психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших

    Основанием для назначения данного вида экспертизы является, прежде всего, противоречивость показаний свидетелей/потерпевших о юридически значимых фактах. К числу задач, решаемых экспертом в рамках данного вида СПЭ, относятся:

    • установление способности правильно воспринимать отдельные факты или внешнюю сторону событий;

    • установление способности правильно воспринимать внутреннее содержание событий или действий, т.е. понимать их; установление влияния условий восприятия на способность правильно воспринимать важные для дела обстоятельства.

    1. Учитывая уровень психического развития А. и конкретные обстоятельства дела, мог(ла) ли он(а) правильно воспринимать интересующие следствия события, запоминать их и давать о них правильные показания?

    2. Каково было психическое состояние свидетеля (потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов (указать, каких)?

    3. Учитывая психологические особенности, психическое состояние свидетеля (потерпевшего) и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать, какие), мог ли испытуемый их правильно воспринимать?

    4. Учитывая уровень психического развития свидетеля (потерпевшего) и его психологические особенности, мог(ла) ли он(а)понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать, каких)?

    5. Имеются ли у А. повышенная склонность к фантазированию?

    6. Свойственна ли А. повышенная внушаемость?

    Следует отметить, что оценка достоверности свидетельских показаний не входит в компетенцию эксперта-психолога. Однако в вопросе № 1 правильность показаний не есть тождество достоверности, правильность понимается как адекватность показаний индивидуальным особенностям когнитивной сферы свидетеля, его психическому (эмоциональному) состоянию и условиям восприятия событий, о которых он дает показания.

    Психологическая экспертиза об установлении способности подсудимого осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации.

    1. Учитывая уровень психического развития, психическое состояние и конкретные обстоятельства дела, мог ли обвиняемый в полной мере осознавать фактический характер своих действий и их общественную опасность?

    2. Учитывая уровень психического развития, психическое состояние и конкретные обстоятельства дела, мог ли обвиняемый в полной мере руководить своими действиями?

    3. Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на принятие решения о совершении инкриминируемых ему действий?

    4. Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого повлиять на его поведение в момент совершения противоправных действий?

    5. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности личности, как импульсивность, жестокость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, подчиняемость и др. (конкретизируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела)?

    Психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальном насилии

    Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. Изнасилование — половое сношение, совершенное с использованием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего). Соответственно, основной задачей здесь является установление способности потерпевшей (потерпевшего) правильно оценивать ситуацию, понимать характер и значение совершавшихся с нею действий, социальное значение происходивших с нею событий, а также способности оказывать сопротивление сексуальным посягательствам (следует отметить, что подавляющее большинство экспертиз данного вида назначается в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших).

    1. С учетом психического состояния, психологических особенностей потерпевшего лица и особенностей исследуемой ситуации, могла ли он(а) правильно понимать характер и значение совершаемых с ним(ей) действий?

    2. С учетом психического состояния, психологических особенностей потерпевшего лица и особенностей исследуемой ситуации, мог(ла) ли он(а) оказывать осознанное и действенное сопротивление?

    3. Не находилась ли испытуемая в исследуемый период в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на ее сознание и психическую деятельность? Если да, то каким образом?

    Следует отметить, что когда потерпевшими являются малолетние (в возрасте до 10 лет), то в силу их неспособности понимать характер и значение действий сексуального характера и, как следствие, неспособности оказывать осознанное сопротивление сексуальному посягательству, на разрешение экспертизы ставят вопросы, которые ориентируют эксперта на решение экспертной задачи, связанной со способностью ребенка адекватно (правильно) воспринимать обстоятельства происходящего, сохранять в памяти данную информацию и давать о случившемся правильные (адекватные) показания (сопутствующими будут вопросы о повышенной внушаемости и повышенной склонности к фантазированию).

    Психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний

    Предметом СПЭ данного вида является способность субъекта с учетом его психического состояния к осознанно-волевому поведению в юридически значимой ситуации.

    Объектом СПЭ является собственно психическое состояние субъекта в юридически значимой ситуации; комплекс устойчивых индивидуально-психологических особенностей, особенности криминальной ситуации (с точки зрения ее экстремальности и аффектогенности).

    1. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

    2. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности)?

    3. Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

    4. Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

    Посмертная судебно-психологическая экспертиза

    Посмертная судебно-психологическая экспертиза или экспертиза в отношении лица, окончившего жизнь самоубийством1, позволяет следствию расследовать факт смерти в условиях неочевидности (суицид, несчастный случай, убийство с инсценировкой самоубийства, доведение до самоубийства).

    Задача СПЭ в таких случаях заключается в установлении наличия у суицидента в период, предшествовавшей смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, а также причины этого состояния.

    Предметом посмертной СПЭ является психическое состояние суицидента, предшествовавшее самоубийству.

    Объектами исследования являются: информация о личности субъекта, его психическое состояние в период, предшествовавшей смерти (отраженные в материалах уголовного дела), продукты психической деятельности (письма, записки, рисунки,

    1. Было ли психическое состояние А. в период, предшествовавший смерти, предрасполагающим к самоубийству и, если оно было таковым, чем это состояние вызывалось?

    2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

    Судебно-психологическая экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве

    Предметом СПЭ по фактам аварий на транспорте и производстве является способность субъекта к адекватному отражению особенностей конкретной ситуации, их осознанию, принятию адекватного решения по предотвращению негативных последствий и его реализации.

    Объектом экспертного исследования является психическая деятельность человека при выполнении им профессиональных функций в юридически значимой ситуации. Эмоциональное состояние субъекта в юридически значимой ситуации является одним из конкретных объектов исследования, равно как устойчивые профессионально значимые индивидуально-психологические свойства.

    1. Мог ли испытуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно понимать (оценивать) требования экстремальной ситуации?

    2. С учетом способности испытуемого к установлению причинно-следственных связей и общего уровня его интеллектуального развития, его профессионального опыта, мог ли он предвидеть наступление опасных последствий, принять правильное решение и реализовать его?

    3. Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемых действий в психическом состоянии, которое могло вызвать существенное снижение качества профессиональных функций, возможности совершать действия по предотвращению опасных последствий?

    Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза по делам о преступлениях экстремистской направленности

    Судебная экспертиза спорных текстов экстремистской направленности назначается, когда при расследовании или судебном разбирательстве возникает необходимость установить факты, связанные с содержанием или направленностью текстов (высказываний).

    Объектом психолого-лингвистической экспертизы является текст как продукт речевой и коммуникативной деятельности и поведения человека (автора текста). Основные задачи и типы вопросов зависят от конкретных разновидностей значений, специальных признаков, наличие/отсутствие которых должен установить эксперт.

    1. Содержатся ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды или ненависти к какой-либо национальной, религиозной или расовой группе?

    2. Содержатся ли в представленных материалах призывы, если да, то к чему побуждает автор аудиторию?

    3. Содержатся ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки пропаганды превосходства, исключительности либо неполноценности какой-либо расовой, религиозной, национальной группы?

    4. Содержатся ли в представленных материалах отрицательные оценки, уничижительные характеристики, негативные установки по отношению к какой-либо национальной, религиозной или расовой группе или к отдельным лицам как её представителям?

    5. Содержится ли в представленных материалах информация, оправдывающая применение насилия по отношению к представителям какой-либо национальной, религиозной или расовой группы?

    6. Какое психологическое воздействие призваны оказывать представленные на исследование материалы?

    Требование к материалам зависит от типа исследуемого объекта. Если текст письменный, опубликованный в газете, журнале и т.п., экспертам необходимо предоставить оригинал издания, при невозможности — соответствующим образом заверенную (отражающую все особенности объекта) копию всего издания. Если исследованию подлежит текст книги, экспертам должна быть предоставлена книга и дополнительно ее электронная копия в текстовом формате (в формате Word). При этом эксперт должен иметь полное представление и о внешнем виде объекта (шрифтовые выделения, расположение на полосе, расположение на интернет-странице, рисунки и пр.), а не только о его содержании. Поэтому эксперту должны быть предоставлены не только текст, но и оригинал изделия (газеты, книги), в котором он был опубликован.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

    По фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании. Задачей судебно-психологической экспертизы при рассмотрении указанных дел является исследование индивидуально-психологических особенностей ребенка и его родителей, психическое состояние ребенка; изучение системы ценностей и отношений, стиль воспитания каждого родителя; сложившаяся ситуация и система межличностных отношений; прогнозирование психического и личного развития ребенка с учетом различных вариантов условий его общения с родителями и другими родными и близкими (например, бабушками, дедушками, новыми супругами родителей и т.д.).

    Примечание: СПЭ вряд ли целесообразно назначать в тех случаях, когда родитель (родители) ведут

    аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем либо наркотиками и т. п.

    1. Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?

    2. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?

    3. Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?

    4. Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?

    В случае наличия информации о психическом или неврологическом заболевании ребенка, остроте реакции на семейный конфликт может возникнуть необходимость назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ).

    В таком случае целесообразно, помимо перечисленных, поставить вопросы:

    1. Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством (нарушением психического развития)?

    2. Имеются ли у ребенка психические расстройства, обусловленные семейным конфликтом?

    Решение экспертами перечисленных вопросов, несомненно, даст существенную информацию суду о ребенке, его состоянии, однако этого будет недостаточно для собственно судебного разрешения вопросов о том, с кем из родителей следует постоянно проживать ребенку, может ли негативно повлиять на ребенка общение с отдельно проживающим родителем или, наоборот, отсутствие такого общения и т.п. Полную картину сложившейся ситуации, выявление «подводных камней», всегда существующих в таких делах, даст экспертное обследование родителей ребенка (особенно в тех случаях, когда формально оба родителя положительные люди, декларирующие исключительную заботу об интересах ребенка, однако не сумевших или не пожелавших в силу глубоких обид самостоятельно, без участия сторонних лиц (в данном случае суда) конструктивно разрешить семейный конфликт).

    1. Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери)?

    2. Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку отца (матери)?

    3. Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью?

    4. Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?

    Когда в материалах дела имеется информация о том, что родитель страдает психическим расстройством либо неврологическим или тяжелым соматическим заболеванием, выявляет неадекватное поведение, совершал суицидальные попытки (в том числе неоднократно, в период, когда у него уже был ребенок), в отношении него следует назначать КСППЭ и дополнительно к вышеперечисленным ставить такие вопросы, как:

    1. Не страдает ли отец (мать) каким-либо психическим расстройством?

    2. Могут ли особенности психического состояния родителя/воспитателя (если есть психические расстройства, неврологические или серьезные соматические заболевания, суицидальные попытки) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?

    Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда.

    Объектом СПЭ по делам о компенсации морального вреда является психическая деятельность лица, претендующего на компенсацию морального вреда (пострадавшего) в юридически значимый период.

    Поводом для назначения экспертизы служат:

    • отсутствие, недостаточность или противоречивость данных о психологических компонентах нравственных страданий субъекта (исходные данные ограничены, противоречивы, недостаточны);

    Смотрите так же:  Цены на лечение в Карловых Варах. Лечение и проживание в карловых варах

    • обоснованные сомнения относительно степени нравственных страданий, заявленных пострадавшим;

    • сомнения в наличии причинно-следственной связи между правонарушением и негативными изменениями психической деятельности пострадавшего.

    В компетенцию эксперта-психолога входит:

    • установление психологических компонентов нравственных страданий (изменений психической деятельности);

    • выявление причинно-следственной связи между установленными изменениями психической деятельности и действиями (бездействиями) причинителя вреда;

    • исследование индивидуально-психологических особенностей пострадавшего.

    В компетенцию эксперта-психолога не входит:

    • определение физических страданий;

    • установление факта морального вреда и нравственных страданий;

    • отнесение выявленного и описанного психического состояния к определенной

    • определение размеров компенсации морального вреда.

    1. Имеются ли у Ф.И.О. негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чем они выражаются?

    2. Имеется ли причино-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности испытуемого и действиями (бездействием) N. (причинителя вреда)?

    3. Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

    В тех случаях, когда у суда возникают обоснованные сомнения относительно психического здоровья пострадавшего или факт психического расстройства (в том числе и пограничного) зафиксирован в медицинской документации, экспертиза должна проводиться в комплексной форме (психолого-психиатрическая, в ряде случаев медико-психолого-психиатрическая).

    Психологическая экспертиза по делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли

    Как правило, данная экспертиза проводится либо комплексно с экспертами-психиатрами в психиатрических больницах, либо после проведения психиатрической экспертизы в случае, когда установлен факт вменяемости лица на момент заключения сделки. Психологическая экспертиза назначается в тех случаях, когда лицо, заключившее ту или иную сделку, утверждает, что в тот период находилось в состоянии (соматическое заболевание, переживание психотравмы, стресс, фрустрация, подверженность психическому влиянию со стороны третьих лиц), которое препятствовало адекватному пониманию значения своих действий, их правовых и имущественных последствий, либо тогда, когда есть утверждение, что сделка совершалась под влиянием тяжелых обстоятельств. Часто истцами по таким делам являются люди преклонного возраста, страдающие сосудистой патологией.

    Примечание: при рассмотрении данной категории дел возможно назначение посмертной экспертизы.

    1. Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?

    2. Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект (сторона сделки) представление о существе сделки?

    3. Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?

    4. Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию?

    5. Мог ли субъект в период, относящийся к сделке, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

    6. Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?

    Судебно-психологическая экспертиза

    Судебно-психологическая экспертиза – разновидность экспертного обследования субъектов, направленного на изучение проблем психологического характера. К его проведению привлекаются эксперты, хорошо разбирающиеся в вопросах психологии.

    Виды судебно-психологической экспертизы

    Экспертиза классифицируется по разным признакам:

  • По количеству экспертов, участвующих в обследовании – единоличная (с подэкспертным работает один специалист) и комиссионная (анализом занимается группа специалистов);
  • По очерёдности – первичная, проводимая первый раз, и повторная, назначаемая в случаях появления подозрений по поводу правильности первичного заключения. Повторные обследования может проводить другой специалист;
  • По полноте результатов – основная, позволяющая получить ответы на ключевые вопросы, и дополнительная, назначаемая в тех ситуациях, когда выводы первичного анализа недостаточно полно раскрывают обозначенные вопросы;
  • По специализации экспертов – гомогенная, проводимая специалистом в каком-либо одном направлении, и комплексная, в которой участвует несколько узконаправленных экспертов.
  • По отношению обследуемых лиц к судебному разбирательству – обследованию могут подвергаться пострадавшие, обвиняемые, свидетели и т.д.
  • По характеру вопросов – исследования могут назначаться для выявления аффекта, особенных психологических отклонений и т.д.
  • Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний

    К данному анализу прибегают в тех ситуациях, когда нужно установить душевное состояние подозреваемого. То есть, не пребывал ли он подчас совершения противозаконных действий в состоянии аффекта.

    Аффект представляет собой кратковременное сильное волнение, которое является своеобразной реакцией организма на невозможность найти выход в чрезвычайных ситуациях. Данное состояние смягчает вину подсудимого и позволяет сократить срок отбывания в местах лишения свободы.

    Стоимость проведения экспертизы

    Услуга Москва Санкт-Петербург
    Судебно-психологическая экспертиза от 85 000 рублей от 36 000 рублей

    ?Вопросы при судебно-психологической экспертизе

    Экспертные обследования позволяют установить:

  • Каково было физиологическое состояние человека во время правомерных деяний?
  • Пребывал ли он в состоянии аффекта?
  • Имеются ли у подэкспертного какие-либо психологические отклонения и коим образом они могли повлиять на совершение преступления?
  • Нуждается ли обследуемое лицо в принудительной медицинской психологической помощи?
  • Методики судебно-психологической экспертизы

    Для определения психологического состояния человека, применяют специальные методы, предполагающие изучение:

  • Личности ­– проведение различных тестов (ТАТ – анализ внутренних сил
  • личности и т.д.);
  • Мышления – описание картинки, запоминание пиктограмм и прочее;
  • Восприятия – как подэкспертный воспринимает форму разных предметов;
  • Памяти – способности человека запоминать слова, числа и прочее;
  • Внимания – анализируется глубина и объём внимания.
  • Психолого-лингвистическая экспертиза

    Лингвистический анализ проводится с целью выявления фактов угроз, шантажа, оскорбления, унижения и соответствия смысла выражений нормам этики, а также выявления тождественности эмблем, названий и прочих корпоративных элементов, определения прецедентов нарушения авторства и т.д. Данная экспертиза может назначаться в рамках уголовного и гражданского делопроизводства.

    Объекты психолого-лингвистической экспертизы

    В данной ситуации изучениям подлежат устные и письменные отдельные высказывания и целые тексты:

  • Выступления;
  • Статьи в интернете;
  • Высказывания на форумах;
  • Рекламные носители;
  • Книги, журналы;
  • Аудио-/видеоматериалы и прочее.
  • Наряду с текстовыми и речевыми продуктами, объектами лингвистических исследований являются различные фотоснимки, графические изображения, символика, фирменные знаки и т.д.

    Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза

    Такой анализ чаще всего назначается для обследования обвиняемых, совершивших преступные деяния в состоянии аффекта. В обследованиях участвует несколько экспертов, каждый из которых является компетентным специалистом в конкретной сфере. Причём у каждого эксперта есть свои задачи, но заключение делается на основании выводов всех специалистов.

    Проведение данной экспертизы обусловлено необходимостью получения ответов на вопросы работников смежных специализаций. В таких ситуациях применяются специальные методики, позволяющие выявить разные отклонения психологического и психопатологического характера.

    Назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы

    В этом случае при назначении обследования и определении ряда вопросов следует учитывать компетентность участвующих экспертов. То есть они могут отвечать только на те вопросы, которые не выходят за рамки их правомочий и знаний. Специалисты могут определить психологическое состояние и всё, что его касается, но они не вправе отвечать на вопросы правового характера. Поэтому не стоит интересоваться у экспертов, например, видят ли они в действиях обследуемого какой-то умысел и т.д.

    Медико-психологическая экспертиза

    Цель проведения медико-психологического исследования заключается в выявлении патологий умственного развития, психологических отклонений на фоне перенесенных заболеваний, а также других особенностей психики. То есть экспертам (медикам и психологам) предстоит установить, каково психологическое состояние данного человека. Экспертное заключение является важным документом, который может существенно повлиять на определение меры наказания подсудимого.

    Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе

    Психологический анализ граждан нередко требуется при:

  • Оспаривании сделок с целью признания их недействительности;
  • Семейных спорах, связанных с воспитанием малолетних детей;
  • Установлении причин нанесения вреда гражданами, которые не могут давать отчёта своим поступкам.
  • Судебно-психологическая экспертиза по гражданским делам

    Исследования в рамках гражданского делопроизводства позволяют установить:

  • Насколько правильно человек понимает смысл заключённых сделок и осознаёт свои поступки;
  • Наличие патологических отклонений, не позволяющих адекватно воспринимать происходящее.
  • Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

    В уголовной практике экспертные исследования направлены на установление:

    • Состояния аффекта и прочих психологических отклонений у обвиняемого;
    • Влияние психологического состояния подозреваемого на совершение преступление;
    • Психологических отклонений у подозреваемого, пострадавшего, свидетеля;
    • Способности адекватного восприятия совершённых действий и прочее.
    • Цели и задачи судебно-психологической экспертизы

      Главной целью экспертного исследования является установление психологического состояния подэкспертного для прояснения обстоятельств процессуального дела. Зачастую заключения экспертов играют немаловажную роль при вынесении приговора.

      Ключевые задачи психологического анализа – установить:

    • Осознаёт ли человек происходящее?
    • Осмысливает ли он значение совершённых поступков?
    • Может ли он регулировать свои действа?
    • Проведение психологической экспертизы

      Психологический анализ может проводиться только при наличии постановления, которое вправе вынести представители следственных органов или судебных инстанций.

      Предлогом для её назначения являются любые вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства и требующие психологического разъяснения.

      Постановление о назначении судебно-психологической экспертизы

      В постановлении должны быть указаны обоснованные факты обследования подэкспертного, а также чётко сформулированы вопросы, на которые должны ответить эксперты. В документе должен содержаться перечень материалов, которые предоставляются для обследования.

      Что является объектом судебно-психологической экспертизы?

      В качестве исследуемых объектов служат живые, иногда умершие люди. При невозможности обследовать человека, экспертные мероприятия проводятся на основании изучения документов (справок, протоколов и т.д.), видео- и аудиоматериалов.

      Судебно-психологическая экспертиза посмертная

      Экспертиза умершего обычно назначается при расследовании самоубийств и во время наследственных споров. При этом экспертам предстоит:

    • Составить психологический портрет умершего человека;
    • Определить его психологическое состояние на момент совершения расследуемых действий;
    • Установить причины психологических отклонений, которые спровоцировали его самоубийство и иные неадекватные поступки.
    • Психологическая экспертиза родителя

      Экспертные мероприятия по психологическому обследованию матери или отца назначаются в тех случаях, когда, кто-то из них оказывает отрицательное влияние на малолетнего ребёнка или страдает психологическими расстройствами, из-за которых не может самостоятельно воспитывать несовершеннолетнего.

      Необходимость в проведении экспертизы возникает во время семейных споров, связанных с установлением, с кем из родителей будут проживать ребёнок и как часто сможет видеться со вторым родителем.

      Судебно-психологическая экспертиза личности

      В процессе проведения исследований экспертам нужно установить, есть ли у человека психологические проблемы, если да, то какие конкретно. В ходе экспертных мероприятий необходимо определить:

    • Наличие у подэкспертного отклонений в понимании и оценивании происходящего;
    • Является ли неполноценное психическое развитие человека следствием искажённого восприятия окружающего;
    • Склонен ли он к чрезмерной внушаемости и т.д.
    • Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних

      Обследование подростка в плане их психологического состояния назначается с целью определения, насколько полно он понимает и осознаёт смысл совершённого поступка, насколько реально он способен управлять им и насколько правильно понимает его последствия.

      В компетенцию экспертов, занимающихся обследованием несовершеннолетних подозреваемых, входят различные вопросы психологической направленности: индивидуальные отклонения, психические расстройства и т.д.

      Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

      Для экспертной оценки психиатрического состояния несовершеннолетних подозреваемых в большинстве случаев прибегают к комплексному обследованию. Главная задача экспертов состоит в определении, соответствует ли психическое развитие подростка его возрастной категории. На основании экспертизы делается вывод, может ли обследуемое лицо нести уголовную ответственность.

      Вопросы при психолого-психиатрической экспертизе несовершеннолетних

      Если обследованию подлежат несовершеннолетние лица, то специалисту предстоит дополнительно ответить:

    • Нормально ли протекают психологические процессы, не замедленно ли развитие?
    • Имеются ли патологические изменения эмоционального и интеллектуального характера? Если есть, то, как они проявляются?
    • Способен ли подозреваемый правильно расценивать характер своих поступков в силу его возрастных особенностей?

    Психологическая экспертиза ребёнка для суда

    Обычно такая экспертиза назначается в ходе бракоразводного процесса, когда родители не могут прийти к мирному решению вопроса, с кем останется ребёнок. Цель экспертных мероприятий – помочь суду разобраться, с кем из родителей должен проживать ребёнок. При этом учитываются такие факторы, как негативное влияние родителя на психологическое развитие ребёнка, пожелания самого ребёнка по поводу места проживания и т.д.

    Вопросы при психологической экспертизе ребёнка для суда

    В процессе исследования эксперты обязаны определить:

  • Какие психологические особенности характерны для несовершеннолетнего?
  • Есть ли у ребёнка предрасположенность к внушаемости?
  • Кому из родителей он отдаёт предпочтение в плане психологической привязанности?
  • Как с психологической точки зрения ребёнок относиться к отчиму/мачехе?
  • Как часто несовершеннолетний пожелает видеться с отцом/матерью, если он останется проживать с матерью или отцом соответственно?
  • Расставание с кем из родителей способно более отрицательно сказаться на психологическом состоянии ребёнка?
  • Имеются ли у него отставания в психологическом развитии?
  • Как ребёнок воспринимает скандалы в семье?
  • Кто для ребёнка является примером для подражания: мать или отец?
  • Как он на самом деле относится к отцу/матери?
  • Проживание с кем из родителей станет наиболее благоприятным для психики ребёнка?
  • Было ли оказано влияние третьих лиц на решение ребёнка проживать с конкретным родителем?
  • Постановление о назначении психологической экспертизы

    Вынесение постановления о назначении экспертных исследований находится в компетенции следователя либо судебных органов.

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *