Штраф на юридическое лицо и должностное. Штраф на юридическое лицо и должностное

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На руководителя организации наложен административный штраф по ст. 5.27 КоАП РФ.
Правомерна ли оплата данного штрафа за счет средств самой организации (деньги выданы в подотчет руководителю и проведены по счету 91.02)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность по уплате административного штрафа возложена законом на самого нарушителя. Уплата такого штрафа руководителем организации за счет средств организации может повлечь за собой уголовную ответственность.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к названной статье раскрывается понятие «должностного лица». Из него следует, что руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Административное наказание, в том числе и административный штраф, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1, ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Административный штраф является выраженным в рублях денежным взысканием (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).

В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственность должностного лица (руководителя организации) не равнозначно привлечению к административной ответственности организации, которую он возглавляет. Административный штраф, наложенный на должностное лицо организации (юридического лица), не может рассматриваться в качестве штрафа, наложенного на юридическое лицо.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Иначе говоря, штраф должен быть оплачен директором за счет собственных средств. В противном случае наказание не достигнет своей цели.

В случае выдачи руководителю организации денежных средств под отчет для уплаты наложенного на него административного штрафа штраф будет оплачен не за счет собственных средств руководителя, а за счет средств организации.

По мнению судебных органов, сущность административного наказания, как и любого другого наказания, выражается в наступлении для виновного лица каких-либо негативных последствий, в данном случае материальных лишений, финансовых затрат. Поэтому административный штраф должен уплачиваться лицом, привлеченным к административной ответственности, за счет собственных средств (приговор Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 25.10.2012 по делу N 1-45/2012, постановление Шаховского районного суда (Московская область) от 21.0.2013*(1), приговор Узловского городского суда Тульской области от 16.11.2012, приговор Стерлитамакского районного суда от 11.04.2013 по делу N 1-20/2013*(1), кассационное определение СК по уголовным делам Алтайского краевого суда от 19.01.2012; Обобщение судебной практики по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий (статьи 285 и 286 УК РФ), рассмотренным судами Астраханской области в 2007 году — первом полугодии 2008 года (г. Астрахань, 15 августа 2008 г.)).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

Правомерно ли привлекать к ответственности по факту одной проверки) по одной и той же статье КоАП одновременно юридическое лицо и его директора?

Вопрос:

В отношении юридического лица (ООО) была проведена внеплановая выездная проверка Управлением Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по факту не выполнения п.п.5-10 Предписания.

Постановлением мирового судьи ООО привлечено к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, назначено административное .наказание в виде взыскания штрафа за не выполнение п.п.5-10 Предписания.

Постановлением по делу об административном правонарушении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору к административной ответственности привлечен директор ООО по ч.8 ст.19.5 КоАП РФ за нарушение пп.7,8,9,10 Предписания и назначено административное наказание в виде взыскания штрафа.

Правомерно ли привлекать к ответственности по факту одной проверки по одной и той же статье КоАП (части статьи разные) одновременно юридическое лицо и его генерального директора?

Ответ:

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ возможность одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его должностного лица не исключается и в том случае, когда противоправное деяние выразилось в невыполнении требований индивидуального правового акта, адресованного как юридическому лицу, так и его должностному лицу.

Сказанное наиболее актуально для практики применения ст. 19.5 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор.

Так, например, если предписание государственного органа об устранении нарушений требований законодательства вынесено в отношении юридического лица, то к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за его невыполнение может быть привлечено как само юридическое лицо, так и должностное лицо этого юридического лица, ответственное за выполнение предусмотренных в данном предписании мероприятий.

В свою очередь, невыполнение предписания, вынесенного в отношении должностного лица организации, не исключает возможность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ самой организации, в которой это должностное лицо осуществляет трудовые функции, так как в силу закона подобное предписание порождает для организации правовые последствия и налагает на нее определенные обязанности.

В то же время если в санкции статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ, подлежащей применению, в качестве возможных субъектов административного правонарушения значатся только юридические лица или только должностные лица, то при наличии в Кодексе общей по отношению к данной статье (части статьи) нормы, предусматривающей возможность назначения административного наказания лицу, которое в санкции специальной нормы не указано, одни и те же действия юридического лица и должностного лица могут быть квалифицированы по общей и специальной нормам соответственно.

Предположим, общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе по адресу, не указанному в лицензии на осуществление этого вида деятельности. Согласно ныне действующей редакции КоАП РФ административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена специальной нормой ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в санкции которой значатся только юридические лица. Возникает вопрос: можно ли привлечь к административной ответственности за данное правонарушение должностное лицо общества? На этот вопрос следует дать положительный ответ, поскольку описанные выше действия должностного лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного общей нормой ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Таким образом, должностное лицо организации, виновное в осуществлении деятельности по ведению азартных игр с нарушением условий лицензии, подлежит административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, тогда как сама организация будет отвечать по ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ

гл. II, 1, «Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях» (Панкова О.В.) (под ред. О.А. Егоровой) («Статут», 2014)

Подборка судебной практики:

Постановление Саратовского областного суда от 01.07.2014 по делу N 4А-401/14

Юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, правомерно, поскольку факт невыполнения юридическим лицом предписания компетентного органа по устранению нарушений законодательства подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении, актами проверки, распоряжением органа государственного контроля (надзора).

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу N А45-12578/2013

По делу о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации пищевых продуктов.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по делу N А46-5471/2012

Требование: О привлечении ООО к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 N 17АП-16432/2014-АКу по делу N А71-9870/2014

В удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за ненадлежащее содержание территории объекта благоустройства отказано правомерно, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден актами осмотра территории, к которым приложены схемы и фототаблицы, протоколом об административном правонарушении.

Дополнительные материалы:

Вопрос: Таможенный орган привлек организацию-декларанта к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление недостоверных сведений при декларировании. Административное правонарушение произошло по вине работника организации, в должностные обязанности которого входило осуществление таможенного оформления товара. Можно ли привлечь к административной ответственности этого работника организации? (Консультация эксперта, 2013)

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, август 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

К ответственности за одно и то же правонарушение может быть привлечена и сама организация, и ее должностное лицо

Невыполнение предписания, вынесенного в отношении должностного лица организации, не исключает возможности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ самой организации, в которой это должностное лицо осуществляет трудовые функции. Кроме того, указание в предписании или протоколе на определенные последствия в случае невыполнения такого предписания не лишает должностное лицо надзорного органа в случае обнаружения признаков иного состава правонарушения привлечь к ответственности виновное лицо по иной статье КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и организации, и должностного лица данной организации, виновного в совершении правонарушения.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, и наоборот (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Как указал Верховный суд РФ, в случае совершения юридичес­ким лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц (п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридичес­кого лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусмат­ривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юриди­ческому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает возможность как выбора лица, привлекаемого к административной ответственности (организация или ее должностное лицо), так и одновременного привлечения юридического лица и должностного лица, осуществ­ляющего трудовые функции в нем.

При этом возможность одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его должностного лица имеет место и в случае, когда правонарушение выразилось в невыполнении индивидуального правового акта (предписания, решения и т.д), адресованного как юридическому лицу, так и его должностному лицу. В частности, невыполнение предписания, вынесенного в отношении должностного лица организации, не исключает возможности привлечения к административной ответственнос­ти по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ самой организации, в которой это должностное лицо осуществляет трудовые функции, так как в силу закона подобное предписание порождает для организации правовые последствия и налагает на нее определенные обязанности, а сама санкция данной нормы предусматривает ответственность как должностного, так и юридического . Такой же порядок действует и в случае, когда предписание об устранении нарушений вынесено в отношении юридического лица.

Исходя из изложенного, по нашему мнению, отсутствуют основания для оспаривания административного наказания по причине привлечения к ответственности и должностного лица организации, и самого юридического лица.

Следует также учитывать, что ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляю­щего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль» и ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения» имеют разный состав административного правонарушения. Указание в предписании или протоколе на определенные последствия в случае невыполнения такого предписания не лишает должностное лицо надзорного органа в случае обнаружения признаков иного состава правонарушения права привлечь к ответственности по иной статье КоАП РФ.

Разграничение ответственности юридического лица и должностного

Добрый вечер? хотелось бы услышать внятный ответ когда в каком случае привлекают к административной ответственности юридическое лицо, а каком должностное, если санкция предусмотрена для должностного или для юридического лица?

Подготовка и ведение дел в суде. Исполнение судебных решений

Корпоративное право. Онлайн курс

Повышение квалификации: трансграничная торговля

Комментарии (9)

Павел, а Вы сами как думаете?

Внятного ответа думаю никто не даст.
Мое мнение, если приказом по предприятию назначен ответственный за что-либо, то гос.орган вправе привлечь его к админ.ответственности. Поскольку штрафы существенно ниже, чем в отношении юр.лица, то для последнего это всяко лучше. Даже если этот ответственный не назначен, то всегда существует генеральный директор, который также подпадает под эту категорию.
Кроме того, субъектом нарушения может является и само юр.лицо. Или они вместе.

Я пытался разбираться в этом, но, как Вы говорите, внятного ответа на свои вопросы не нашел. В качестве остатка получилось, что привлечь можно и того, и другого. Хотя.

Нормы КоАП РФ позволяют привлекать к ответственности за административный проступок как должностное лицо, так и Общество. При этом — это не будет являться двойной мерой ответственности. Различие лишь в объемах и видах ответственности (например, для ЮЛ — штраф, а для должностного лица — предупреждение\штраф\дисквалификация).
ИП же несут ответственность как должностные лица ЮЛ (п. 22 ПП ВАС РФ от 270103 № 2).

Так, пунктом 16.2. ПП ВАС РФ от 02062004 № 10 разъясняется, что в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Кроме прочего, пунктом 15 ПП ВАС РФ № 5 от 24032005 г. высказано следующее: «Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц».

Новости

Автор: Елисеенков Денис Викторович, руководитель направления по судебным спорам Юридической компании Митрофанова и Партнеры, ведущий специалист в области трудового законодательства и кадрового делопроизводства (г. Москва)

После утверждения Правительством РФ 05.06.2015 г. Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на 2015-2020 годы, заметно возросла активность Инспекционных органов по проверкам организаций в части соблюдения трудового законодательства и законодательства в области охраны труда РФ и, как следствие, увеличился риск привлечения должностных лиц к административной ответственности за установленные нарушения в данной области.

В основном, исходя из инспекционной практики привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения, к ответственности привлекаются генеральные директора организаций, хотя в рамках административного законодательства не только генеральный директор является должностным лицом организации, а в рамках Трудового законодательства РФ не только генеральный директор подлежит административной ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а, например, и иные должностные лица организаций.

В частности, статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях дает трактовку понятия должностного лица, под которым следует понимать – руководителей и других работников организаций, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

То есть, помимо генерального директора, также к ответственности могут привлекаться в качестве должностных лиц и специалист по охране труда, и специалист по кадрам, если они в рамках своих должностных обязанностей осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть в рамках должностных обязанностей несут ответственность за соблюдение требований трудового законодательства и законодательства по охране труда.

Но в данном случае следует исходить из нарушений, которые были выявлены в ходе проверки, поскольку за некоторые нарушения административную ответственность несет только генеральный директор организации. В частности, к таким нарушениям относятся: невыплата и/или неполная выплата заработной платы, а также нарушения в сфере охраны труда, которые повлекли или могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью работников и др.

Иными словами, полное возложение функций по охране труда на специалиста по охране труда, а функций соблюдения норм трудового законодательства в организации на специалиста по кадрам или директора по персоналу не исключает административную ответственность генерального директора за нарушения в данных областях.

С 01.01.2015 г. вступили в силу измененная статья 5.27 и новая статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которые вывели нарушения в области охраны труда в отдельную статью КоАП РФ, а также разделили составы административных нарушений в области трудового законодательства и законодательства в сфере охраны труда и увеличили размер санкций в зависимости от вида совершенного правонарушения.

С 03.10.2016 г. статья КоАП РФ так же была дополнена отдельным составом за нарушения в сфере оплаты труда и установила отдельный размер штрафных санкций как юридическому, так и должностному лицу.

Итак, давайте разберемся по порядку, за какие нарушения в сфере трудового законодательства и законодательства в сфере охраны труда могут быть привлечены должностные лица, а также и юридические лица, и какой размер санкций за данные нарушения предусмотрен.

Статья 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность как за общие нарушения трудового законодательства, так и по специальным составам:

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. На должностное лицо влечет предупреждение или административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на юридическое лицо — предупреждение или административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

2. За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, на должностное лицо влечет штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; на юридическое лицо — штраф в размере от 50 000 до 70 000 рублей.

3. За фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), на должностное лицо влечет штраф от 10 000 до 20 000 рублей.

Административная ответственность юридического лица за данное нарушение не предусмотрена.

4. За уклонение от оформления или за ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, на должностное лицо влечет штраф от 10 000 до 20 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 50 000 до 100 000 рублей.

5. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 статьи 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, на должностное лицо влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридическое лицо — штраф от 100 000 до 200 000 рублей.

6. За невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, на должностное лицо влечет предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 30 000 до 50 000 рублей.

7. За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, на должностное лицо влечет штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридическое лицо — штраф от 50 000 до 100 000 рублей.

Статья 5.27.1 КоАП РФ, так же по аналогии устанавливает ответственность как за общие нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, так и по специальным составам:

1. За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, кроме случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, на должностное лицо влечет предупреждение или штраф размере от 2 000 до 5 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 50 000 до 80 000 рублей.

2. За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение на должностное лицо влечет предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 60 000 до 80 000 рублей.

3. За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний на должностное лицо влечет штраф от 15 000 до 25 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 110 000 до 130 000 рублей.

4. За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты на должностное лицо влечет штраф от 20 000 до 30 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 130 000 до 150 000 рублей.

5. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, на должностное лицо влечет штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридическое лицо — штраф от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Помимо этого, с конца 2015 — начала 2016 годов сложилась практика привлечения к административной ответственности не только исходя из видов нарушений, предусмотренных конкретной статьей или частью статьи, а также исходя из количества работников, в отношении которых допущено нарушение. То есть, если организацией были допущены до исполнения должностных обязанностей без обязательного прохождения предварительного медицинского осмотра 100 работников, то должностное лицо организации и сама организация будет привлечена к административной ответственности по каждому работнику в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. В связи с этим и размеры штрафных санкций на должностных лиц исчисляются в сотнях тысяч рублей, а на организации — в миллионах, а то и в десятках миллионов рублей.

Предпосылкой для такой практики послужила позиция Верховного Суда РФ, сформулированная в Постановлении ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-15. В настоящий момент такая практика стала меняться и некоторые суды считают, что инспекционные органы не могут привлекать одно и то же лицо за одно и то же нарушение несколько раз, в связи с чем действия инспекционных органов признают незаконными.

Помимо административного штрафа предусмотрена еще такая мера наказания как дисквалификация. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать определенные должности, перечисленные в статье 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация может быть применена только к лицам, указанным в положениях той же статьи КоАП РФ, в том числе и к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета).

То есть дисквалификация не может применяться к работнику кадровой службы или специалисту по охране труда, данная мера наказания предусмотрена только для генерального директора организации и назначается она только по решению суда.

В заключение, хотелось бы отметить, что основную административную ответственность за нарушения в области трудового законодательства и законодательства по охране труда, конечно же, несет генеральный директор, но это не означает, что специалист по охране труда или специалист по кадрам, в функции которых входит организация и контроль работ по своему направлению, не могут быть привлечены к такой же ответственности.

За что могут оштрафовать руководителя организации

Комментирует ПЕТЯЕВА Наталия Дмитриевна, главный специалист-ревизор контрольно-ревизионного отдела ГУ-Красноярского РО ФСС РФ

На основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) уполномочен привлекать должностных лиц — руководителей организаций и физических лиц — индивидуальных предпринимателей к административной ответственности в виде штрафа за следующие правонарушения:

1) предусмотренное статьей 15.32 КоАП: нарушение установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации.

Нарушение страхователями установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

За этот вид нарушения административный штраф может быть применен как к руководителю организации (юридического лица) так и к индивидуальному предпринимателю — физическому лицу, заключившему трудовой договор с наемным работником.

Порядок и сроки регистрации страхователей в ФСС установлены ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — 255-ФЗ) и ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — 125-ФЗ);

2) предусмотренные статьей 15.33 КоАП: Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов:

— п. 2 ст. 15.33 КоАП: нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Сроки представления расчета в ФСС установлены п. 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — 212-ФЗ);

— п. 3 ст. 15.33 КоАП: непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок либо отказ от представления в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, а также их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей;

— п. 4 ст. 15.33 КоАП: Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок либо отказ от представления в орган государственного внебюджетного фонда, осуществляющий контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — ВНиМ), а также его должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

Сроки представления документов в ФСС установлены п. 3 ст. 34 и п. 5 ст. 37 212-ФЗ, порядок представления документов в ФСС установлен п. 2.1 ст. 37 212-ФЗ.

За нарушения, предусмотренные п. п. 2, 3, 4 ст. 15.33 КоАП, административный штраф может быть применен только к руководителю организации (юридического лица).

С 1 января 2017 г. за ФСС сохранятся полномочия применения административных штрафов к руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям — физическим лицам, заключившим трудовой договор с наемным работником за нарушение, изложенное в ст. 15.32 КоАП, и к руководителям организаций за нарушения, изложенные в п. п. 2, 3, 4 ст. 15.33 КоАП (с 1 января изменится редакция ст. 15.33 КоАП). С учетом изменений, вносимых в ст. 15.33 КоАП, ФСС будет уполномочен применять административные штрафы к руководителю организации по следующим основаниям:

по п. 2 ст. 15.33 КоАП за нарушение срока представления в территориальные органы ФСС расчета по форме 4-ФСС (в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — НС и ПЗ).

Сроки представления расчета в ФСС установлены п. 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

по п. 3 ст. 15.33 КоАП — за непредставление в территориальные органы ФСС в установленный законодательством РФ об НС и ПЗ срок либо отказ от представления документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов по НС и ПЗ, либо представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде;

— по п. 4 ст. 15.33 КоАП — за непредставление в территориальные органы ФСС в установленный законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай ВНиМ срок либо отказ от представления документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения и выплаты страхового обеспечения по ВНиМ, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом ФСС застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Размер административных штрафов, установленных ст. 15.32 и ст. 15.33 КоАП, с 1 января 2017 г. не изменится.

Ответственность плательщика за нарушение законодательства о страховых взносах

Комментирует БЕКЛЕМЫШЕВА Елена Ивановна, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю

К плательщику страховых взносов применяются следующие штрафные санкции:

  • за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
  • за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
  • за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов, в случае умышленных действий – в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
  • за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
  • Постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 г. № 83п утверждена новая форма ежемесячной отчетности «Сведения о застрахованных лицах» СЗВ-М, которую, начиная с апреля 2016 года, страхователи – плательщики страховых взносов обязаны ежемесячно представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ по утвержденной законодательством форме. За непредставление страхователем ежемесячной отчетности в установленный законодательством срок, либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к данному страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица, за которое не представлены в установленные сроки, либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.
  • Страхователями по обязательному пенсионному страхованию (плательщиками страховых взносов) являются:

    • лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
    • индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
    • Административная ответственность руководителя как должностного лица компании, как работодателя, а также налоговая ответственность

      Комментирует КАМИНСКИЙ Владислав, управляющий партнер Юридической компании «Каминский, Степанов и партнеры»

      Руководитель организации является достаточно важной фигурой, от которой зависит эффективность деятельности компании. В случаях нарушения норм действующего законодательства он может нести административную, а также налоговую ответственность.

      Административная ответственность руководителя предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

      Повышенный размер штрафных санкций обусловлен тем, что при наличии властных полномочий у должностного лица, им может быть причинен больший вред, чем совершение административного правонарушения простым гражданином.

      Также необходимо отметить, что законодательством предусмотрена возможность одновременного привлечения к административной ответственности как должностного лица, так и юридического лица (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

      Административные правонарушения руководителя как должностного лица можно разделить на группы в зависимости от размера штрафа.

      Незначительный штраф в размере от трехсот до пятисот рублей может быть применен к должностному лицу за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (предупреждение или штраф) (ст. 13.20 КоАП РФ); нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (предупреждение или штраф) (ст. 15.5 КоАП РФ); за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ); а также за непредставление информации, необходимой для эффективного осуществления государственного управления (ст. 19.7 КоАП РФ).

      Штраф в размере до пяти тысяч рублей применяется за такие правонарушения как, например, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно (штраф от четырех до пяти тысяч рублей) (ст. 14.1 КоАП РФ); нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров (штраф от одной тысячи до трех тысяч рублей) (ст. 14.15 КоАП РФ); нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (штраф от четырех тысяч до пяти тысяч рублей) (ст. 15.1 КоАП РФ); нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе (штраф от двух тысяч до трех тысяч рублей) (ст. 15.3 КоАП РФ); нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (предупреждение или штраф от одной тысячи до двух тысяч рублей) (ст. 15.4 КоАП РФ).

      Штраф в размере от пяти тысяч рублей может быть наложен за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях (штраф в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей) (ст. 14.5 КоАП РФ); обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей (штраф от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей) (ст. 14.7 КоАП РФ); незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров (штраф от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака) (ст. 14.10 КоАП РФ); фиктивное или преднамеренное банкротство (штраф от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификация) (ст. 14.12 КоАП РФ); нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (штраф от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей) (ст. 20.4 КоАП РФ).

      Административная ответственность руководителя организации за нарушение трудового законодательства также установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

      Наиболее часто административная ответственность руководителя возникает по ст. 5.27 КоАП. Данной статьей предусмотрены следующие составы правонарушений. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей); уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (штраф от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей); невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (предупреждение или наложение штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей).

      В случаях, когда работодатель необоснованно отказывает в заключении коллективного договора, соглашения, ему может быть вынесено предупреждение или наложен штраф от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30 КоАП РФ). За сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний налагается штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей (ст. 15.34 КоАП РФ).

      С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ст. 14.54 КоАП РФ).

      За нарушение правил трудоустройства иностранцев работодатель также несет административную ответственность, а именно за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства применяется штраф от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 18.15 КоАП РФ).

      Таким образом, в российском законодательстве содержится достаточно много норм, в соответствии с которыми руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности.

      Ответственность для руководителя

      Комментирует БОРИСОВА Наталья Александровна, заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края

      Хочется напомнить работодателям, что в Красноярском крае утвержден «Порядок представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в краевые государственные учреждения службы занятости населения» (постановление Правительства Красноярского края от 09.10.2015 г. № 544-п). Он разработан в целях реализации требований статьи 25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» и определяет процедуру представления информации о вакансиях.

      В соответствии с данным Порядком работодатели обязаны представлять информацию о вакансиях в центры занятости населения по месту их государственной регистрации (для юридических лиц) либо по месту жительства (для индивидуальных предпринимателей и иных субъектов, наделенных правом заключать трудовые договоры в случаях, установленных федеральными законами) ежемесячно не позднее трех рабочих дней со дня появления свободного рабочего места либо вакантной должности по форме согласно приложению № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.02.2015 г. № 125н.

      Сведения работодатели могут подавать разными способами, в том числе через Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края www.trud.krskstate.ru.

      Стоит отметить, что в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление работодателями в государственный орган информации, представление которой предусмотрено законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

      За дискриминационную информацию о вакансиях наказывают

      Согласно Федеральному закону от 02.07.2013 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях в печати, на радио, телевидении, в сети Интернет, в виде листовок, объявлений в общественных местах, содержащей ограничения дискриминационного характера.

      Под дискриминацией подразумеваются сведения об установлении преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Не допускаются и иные ограничения, не связанные с деловыми качествами работников.

      В соответствии с законом распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, влечет наложение административного штрафа на граждан — от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

      Ответственность главного бухгалтера 2016-2017

      Комментирует АГАНОВА Ирина Геннадьевна, директор аудиторской компании «Север-аудит плюс», аттестованный аудитор, аттестованный эксперт по МСФО, член НП Ассоциация Аудиторов Содружество и НП Ассоциация Бухгалтеров Содружеств.

      Работа главного бухгалтера трудна, сложна и ответственна, если к рядовому сотруднику бухгалтерии применяются в основном дисциплинарные меры воздействия, установленные Трудовым кодексом и локальными актами организации, то руководитель службы бухгалтерского и налогового учета, как должностное лицо, может быть привлечен как к административной, так и к дисциплинарной (или материальной), даже, в некоторых случаях, к уголовной ответственности.

      В Информационном сообщении Минфина от 07.04.2016 г. № ИС-учет-1 «Об изменении порядка привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности» было указано, что Федеральным законом от 30 марта 2016 г. № 77-ФЗ введена новая редакция статьи 15.11 и уточнена статья 4.5 КоАП, с изменениями, которые вступили в силу 10 апреля 2016 г. В результате произошедших изменений:

      К грубым нарушениям относят (НК РФ, 402-ФЗ):

      — занижение на 10 и более процентов сумм начисленных налогов из-за искажения данных бухучета (неверный расчет первоначальной стоимости ОС в бухгалтерском учете может привести к занижению налога на имущество организаций), но если ошибка, приведшая к занижению суммы налога или сбора, — это не следствие искажения сведений в бухгалтерском учете, то привлечь к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ должностное лицо не могут;

      — искажение на 10 и более процентов любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном выражении (отсутствие в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам искажает в балансе величину активов);

      — отсутствие первичных документов,

      или регистров бухгалтерского учета,

      или бухгалтерской отчетности,

      а также аудиторского заключения (если отчетность подлежит обязательному аудиту), если срок хранения этих документов (не менее 5 лет после составления отчетности) не истек.

      Обратите внимание, что через пять лет не заканчивается срок хранения годовой бухгалтерской отчетности и аудиторских заключений к ней, эта документация подлежит хранению постоянно, поэтому в течение пяти лет ее обязан хранить непосредственно экономический субъект, а затем ее можно сдать в архивный фонд специализированного учреждения (предприятия);

      — регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого или притворного объекта бухучета, при этом под мнимым объектом бухгалтерского учета понимают несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под мнимой сделкой сделку, совершенную лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, под притворным объектом бухгалтерского учета — объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделк

      Штраф на юридическое лицо и должностное

      Клиент обратился с вопросом о возможности привлечения к одновременной ответственности за одно и то же административное правонарушение сотрудника, его, как должностное лицо и компании одновременно.

      Ответ: да — законно.
      Так, в соответствии с ч.3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. Следовательно, одновременное привлечение юридического лица, сотрудника и должностного лица не противоречит законодательству.

      Также следует обратить внимание и на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в пункте 15 которого говорится следующее: «В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.»

      Могут ли на индивидуального предпринимателя наложить штраф как на должностное лицо?

      Я являюсь ИП, на меня возможно наложат штраф по статье 18.5 ( не уведомила миграционную службу о принятии граждан Киргизстана на работу), всего 5 человек.

      Могу ли я просить что б наложили штраф как на должностное лицо или это будет как на организацию.

      Если можно как на должностное лицо — то кто решает каким образом наложить штраф?

      Ответы юристов ( 2 )

      Вы путаете, за указанное Вами правонарушение предусмотрена ответственность не по ст. 18.5, а по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса об административных правонарушений РФ.

      Часть 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

      Так как Вы индивидуальный предприниматель, то Вы являетесь физическим лицом. Соответственно Вам могут назначить административный штраф как гражданину в размере от 2000 до 5000 рублей. Вы не являетесь не должностным лицом, ни юридическим лицом.

      Спасибо за ответ!

      Разве ИП это не юр лицо? вы уверены?

      Я нигде в интернете не нашла что ИП это физ лицо. Где это можно посмотреть?

      Часть 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гласит о том, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
      Часть 1 статьи 48 того же Кодекса, дает понятие юридического лица.
      Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

      Нашла информацию что по ч. 3 ст. 18.15 ИП приравнивается к юр лицу

      • 10,0 рейтинг
      • 75 отзывов эксперт

      Екатерина, добрый день!

      Могу ли я просить что б наложили штраф как на должностное лицо или это будет как на организацию.

      Штраф на Вас будет наложен как на юридическое лицо.

      В соответствии с примечанием к ст.18.1 КоАП РФ,

      За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

      В соответствии с п.3 ст.18.15 КоАП РФ,

      3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *