Штрафные плоды «Платона». Взымается ли штраф по платону

Штрафные плоды «Платона»

О том, как усиливается контроль за собираемостью штрафов в системе, сколько уже насобирали и чувствуют ли штрафной «эффект» перевозчики

Виктория Чуланова
шеф-редактор

Сумма наложенных штрафов в системе «Платон», по состоянию на 10 августа, составила 300 млн рублей, сообщили «Логирусу» в Ространснадзоре. Данный показатель приводится ведомством по итогам пяти стартовых недель работы Центра автоматизированной фиксации правонарушений. Механизм усиления контроля за собираемостью штрафов был введен 8 июля этого года. Цель ЦАФАП – выявить нарушителей, которые не установили бортовое устройство или не оплатили маршрутную карту в надежде избежать проверки.

Рекордную регистрацию в системе отмечает и оператор «Платона» ? «РТ-Инвест Транспортные системы». Согласно статистике, предоставленной «Логирусу», на 10 августа в системе зарегистрировано более 1,033 млн транспортных средств. За июль рост регистрации превысил 15 тысяч большегрузов. Первые дни августа демонстрируют активную регистрацию – свыше 1000 транспортных средств ежедневно. РТИТС связывает данные показатели с запуском в работу ЦАФАП Ространснадзора.

А пока статистика демонстрирует такую интересную динамику, мы выясняем: каким образом реализуются задачи по усилению контроля за штрафами в системе «Платон», как организовано вынесение штрафов и чувствуют ли перевозчики на себе «мудрый взор» Ространснадзор, в ведение которого не так давно передан контроль. Выяснить это нам помогли:

Свой ЦАФАП – свои правила

9 июля 2020 года вступили в силу изменения в КоАП РФ, которые предполагают усиление контроля за грузоперевозчиками-нарушителями в рамках государственной системы «Платон» (ФЗ от 27.06.2020 №154). Для того, чтобы реализовать это усиление, контроль за вынесением штрафов в системе передан от ГИБДД Ространснадзору.

Ведомство наделено полномочиями по рассмотрению постановлений об административных правонарушениях за проезд большегрузов без оплаты. При этом постановления выносятся «в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото – видеофиксации», пояснили «Логирусу» в Ространснадзоре. Нарушения выявляют в автоматическом режиме 100 специальных автомобилей и 480 рамочных конструкций.

Центр автоматической фиксации правонарушений имеет прямой доступ к базе ГИБДД. В свою очередь, постановления о штрафах выносятся, только после подтверждения каждого транспортного средства от Федеральной информационной системы ГИБДД. Сумма штрафа на сегодняшний день равна – 5000 рублей.

10 штрафов в день как способ размяться

То, что штрафы в системе приходят многим перевозчикам с относительной регулярностью, подтверждает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Но он подчеркивает, что пока система ЦАФАП работает с перебоями.

? Так, например, коллега получил 10 штрафов в день, хотя по закону 1 штраф в день должен приходить, ? отмечает эксперт.

Ространснадзор опровергает эту информацию, подчеркивая: «Постановления выносятся ежедневно на всех федеральных трассах, задержек нет». Так, в ведомстве отмечают, что нарушители получают постановления и квитанции о сумме штрафа заказным письмом по почте в установленном законодательством порядке.

«Если нарушитель своевременно не оплатит штраф, то информация направляется в Федеральную службу судебных приставов для взыскания штрафа. При этом в 20-дневный срок с даты вынесения постановления, перевозчики могут оплатить лишь 50% от суммы наложенного штрафа», ? отметили в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

По данным Ространснадзора, в пятерке лидеров по количеству нарушителей – Новосибирская, Свердловская, Нижегородская и Ленинградская области, а также Приморский край.

Еще одно возражения представителей бизнес-сообщества – на сегодняшний день система в состоянии обработать лишь 30 тыс. штрафов в день. – В «Платоне» зарегистрировано 1,033 млн транспортных средств, а выставить могут только 30 тыс. штрафов в день, эти цифры не соотносимы. Показатель обработки должен быть значительно выше, ? отмечает Владимир Матягин.

По словам президента ассоциации «Грузавтотранс», любые неполадки в системе установления штрафов вызывают затруднения у добросовестных перевозчиков. – Те самые 1 — 2 тыс. рублей, закладывающиеся на оплату за проезд в системе «Платон», остаются конкурентным преимуществом тех, кто не оплачивает или игнорирует, ? сетует Матягин.

«Платон»? Не слышали

Несмотря на то, что с момента введения системы взимания платы «Платон» прошло уже 3 года, отраслевые ассоциации до сих пор отмечают: «Около 1/3 перевозчиков на сегодняшний день оплачивают «Платон»». Об этом заявили представители Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли на июльском совещании в Минтрансе. С этой статистикой солидарны и в ассоциации «Грузавтотранс». Так, президент ассоциации Владимир Матягин отмечает, что лишь 20% перевозчиков зарегистрированы в системе «Платон».

Одновременно с этим РТИТС отмечает, что рост регистрации в системе «Платон» за июль превысил 15 тысяч большегрузов. «При этом в ряде регионов (Ленинградская, Челябинская, Нижегородская области) ежедневная регистрация повысилась на 95% после запуска в работу ЦАФАП Ространснадзора», ? пояснили «Логирусу» в «РТ-Инвест Транспортные системы».

Также отмечается, что в дорожный фонд собрано свыше 52,5 млрд руб. Рост сборов по отношению к июлю составил более 9%. Заместитель генерального директора по связям с органами власти компании TRASKO Тарас Коваль видит возможность дальнейшего развития системы «Платон» в дифференцировании тарифов в зависимости от экологического класса транспортного средства, количества осей в грузовике и других критериев. В пример Коваль приводит немецкую систему взимания платы с грузовиков Toll Collect, в которой главным показателем работы является «количество проплаченных километров».

Но для возможности дифференцировать тарифы, необходимо приблизить количество проплаченных километров хотя бы к 95%. На сегодняшний день, продолжает Тарас Коваль, РТИТС приводит статистику в виде количества зарегистрированных пользователей в системе и суммы сбора с нарастающим итогом.

? Несмотря на увеличение количества зарегистрированных пользователей, собираемость в «Платоне» больше не стала. Такую тенденцию мы наблюдали до передачи администрирования Ространснадзору. Особый интерес вызывает статистика, которая будет опубликована 15 августа – спустя чуть более месяца после передачи функций Ространснадзору, ? подчеркивает Коваль.

А пока сравнивая показатели системы «Платон» и немецкой Toll Collect, продолжает он, учитывая автопарки России и Германии, интенсивность движения в странах, длину сети платных участков, с высокой долей вероятности можно предположить, что в «Платоне» должно быть проплачено примерно 2,1-2,4 млрд км в месяц.

? Делением собранных средств на тариф – 1,91 руб. мы получаем за каждый месяц 2020 года менее 1 млрд проплаченных км в месяц. Только с середины апреля до середины мая показатель превысил 1 млрд км. Пока это сильно не дотягивает до 2,1-2,4 млрд км. С изменением администрирования надеемся на приближение показателей к этой цифре. Крайне важным для рынка является условие равной конкуренции между всеми его участниками, ? поясняет Коваль.

Тернистая трасса в будущее

Собранные «Платоном» 52,5 млрд рублей Правительство РФ направило на неотложный ремонт 2 тысяч км дорог. Также обеспечено финансирование ремонта 24 аварийных мостов и строительства 7 новых мостов. Например, 2020-2020 годах состоится открытие моста через Волгу в подмосковной Дубне, Фрунзенского моста в Самаре, моста через р. Катунь в Республике Алтай и двух мостов в Орловской области.

Самые масштабные объекты, открытые благодаря финансированию «Платона»: новый Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Свердловский мост в Пензе, Затонский мост в Уфе, мост через реку Битюг в Воронежской области, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, мост через реку Терек в Грозном и мост через реку Белая в Краснодарском крае.

Также в этом году финансирование направлено на ремонт федеральной автодороги Р-243 от Костромы до Перми. Она будет полностью приведена к нормативу до 2020 году, сообщили в РТИТС.

Будет ли приведен к нормативу контроль за взиманием штрафов в системе «Платон», покажет осень. В октябре РТИТС, отраслевые ассоциации и ведомства вновь соберутся на площадке Минтранса, чтобы подвести первые итоги работы Ространснадзора по усилению контроля за собираемостью штрафов.

Оказывается, не только цыплят по осени считают. Мы обязательно присоединимся к подсчетам, а пока нужно подготовить почву «для цыплят».

*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики — станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости

Читайте также

Что в копии тебе моей: как создать «цифрового двойника» цепи поставок
О том, можно ли спланировать перевозки с математической точностью и прицелом на будущее

Грузоподъемным въезд запрещен
«Ситилинк» о том, как обойти столичные ограничения, которые не на любом грузовике объедешь

Гонщики и все, что прицепом
О том, какие грузовые квесты приходится преодолевать автоспортсменам, чтобы добраться до места проведения соревнований

Штрафы в системе «Платон»

Штрафы в системе Платон

Похожие публикации

При регистрации в системе «Платон» собственник большегруза, за который надо вносить плату, получит данные о банковских реквизитах, по которым он сможет вносить платежи и пополнять баланс. А для учета денежных средств оператор сформирует расчетную запись. Схема платежей в системе – авансовая. Таким образом, вы сначала вносите деньги, а затем, по мере передвижения автомобиля по федеральным трассам, оператор будет списывать с расчетной записи соответствующую сумму платы.

Однако обратите внимание, плата не вносится в отношении:

  • транспортных средств, которые предназначены специально для того, чтобы перевозить людей (исключение составляют грузопассажирские автомобили-фургоны);
  • транспортных средств, которые оборудованы устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для работы специальных служб: полиции, медицинской скорой помощи, пожарной охраны, аварийно-спасательных служб и т.д.;
  • транспортных средств, которые предназначены для перевозки военного вооружения и техники.
  • Многие задаются вопросом, предусмотрены ли штрафы за отсутствие «Платона»? И насколько большой штраф за «Платон» придется уплатить в 2017 году? Да, за движение большегрузов по федеральным дорогам общего пользования без уплаты сбора предусмотрена административная ответственность. Нарушением, за которое владельцу большегруза придется нести ответственность, считается:

  • движение автомобиля с выключенным или неисправным бортовым устройством, а также будет взиматься штраф за езду без «Платона»;
  • движение автомобиля без оформления маршрутной карты;
  • движение автомобиля в иное время, другую дату или по новому маршруту, которые не заявлены в маршрутной карте;
  • если авансовых средств на балансе расчетной записи «Платона» недостаточно, также предусмотрен штраф.
  • Для собственников большегрузов, а также для водителей транспортных средств, которые принадлежат иностранным перевозчикам, предусмотрены одинаковые размеры штрафов:

  • при первом нарушении – 5000 руб.;
  • при повторном нарушении – 10 000 руб.
  • Как проверить штрафы в системе «Платон»?

    Многих собственников транспортных средств волнует вопрос: приходят ли штрафы за «Платон»? Да, приходят. Если специальными техническими средствами, осуществляющими фото- и видеосъемку (камерами) было зафиксировано нарушение, то полиция (ГИБДД) привлечет нарушителя к ответственности.

    Обратите внимание: если правонарушение было зафиксировано в течение суток не единожды, а два раза и более, собственник автомобиля не привлекается к ответственности за второй и следующие случаи нарушения. То есть если нарушение было зафиксировано камерами, например, 21 ноября 2016 года три раза, штраф в систему «Платон» вы заплатите только за одно правонарушение — за последующие правонарушения, которые вы совершили в течение суток, платить не нужно. Сейчас обсуждается вопрос о необходимости штрафовать за все нарушения, зафиксированные в течение одного дня, но пока никаких решений по этому вопросу не принято.

    Также лицо, совершившее правонарушение при въезде на территорию России, освобождается от административной ответственности, если на тот момент, когда рассматривается дело о правонарушении:

    • протяженность расстояния, которое фактически проехал автомобиль после пересечения границы России без внесения платы составила не более 50 км;
    • плата за вред, который причиняет автомобильным дорогам федерального значения такой автомобиль, внесена в установленном порядке.
    • Не все знают, что штрафов можно избежать: на официальном сайте «Платона» имеется информация о том, что внесение платы может быть перенесено на один календарный месяц. Это возможно сделать, если большегруз зарегистрирован в системе «Платон» более 2 месяцев, автомобиль и его собственники проживают в России, собственник авто не имеет штрафов за неуплату, а в течение полугода до этого не имел задолженности по внесению платы.

      Как проверить штрафы за «Платон»? Вы можете сделать это в системе точно так же, как и проверить любые другие административные штрафы за нарушение ПДД, например, на сайте ГИБДД.

      Как взимается штраф за Платон?

      Многие водители интересуются, что представляет собой штраф за Платон. На территории нашего государства с недавних пор стала действовать система денежного взыскания под названием «Платон».

      Что представляет собой штраф за Платон?

      Ее основной функцией является взимание дополнительной оплаты с транспортных средств, вес которых превышает 12 т. Это решение было принято с целью возмещения ущерба, который наносят данные машины автомобильным дорогам. Оплата производится за каждую лишнюю тонну, отсюда и произошло название системы — плата за тонну.

      Ее появление было необходимым, так как через территорию РФ проходит много транзитных транспортных средств, приводящих в негодность автотрассы. А финансов на их ремонт и восстановление, увы, не хватает. Именно поэтому и возникла идея создания данной системы.

      Рассмотрим принцип работы системы Платон, штрафы, которые могут назначить.

      Принцип работы системы Платон:

      1. Шаг 1. Регистрация в системе через личный кабинет, терминал или центр поддержки клиентов.
      2. Шаг 2. Получение доступа к личному кабинету.
      3. Шаг 3. Пополнение счета и оформление маршрута.

      Взимание платы за Платон

      Оплата за проезд совершается авансом или постоплатой. Это означает, что владелец фуры или грузовика может оплатить проезд до начала передвижения или в течение следующего расчетного месяца.

      Отсрочка предоставляется пользователям, зарегистрированным в системе более двух месяцев, не имеющим задолженностей, штрафов и своевременно закрепившим за собой бортовое устройство.

      Оплата взимается за каждый километр маршрута, согласно данным бортового устройства или разовой маршрутной карты. Сведения о маршруте передаются через сигналы навигационных спутниковых систем.

      В настоящее время предусмотрен штраф за езду без Платона. За проезд по федеральным автомобильным дорогам без совершения соответствующей оплаты установлено денежное наказание в размере 5000 руб. В случае повторного нарушения эта цифра удваивается. Если не заплатить штраф Платон, привлекут к административной ответственности.

      Что касается штрафования граждан российской федерации, то все происходит на государственном уровне. Данные с камер отслеживания, установленных на автотрассах, автоматически передаются в службу ГИБДД. Нарушителям отсылаются уведомления с указанием размера штрафа и сроков оплаты.

      При желании проверить штрафные санкции нужно посетить официальный сайт ГИБДД (www.gibdd.ru) и в «Проверке неоплаченных штрафов» ввести соответствующие данные о машине.

      Рассмотрим, как выплачивают штраф Платон иностранные перевозчики.

      Транспортник, не являющийся гражданином РФ, уклонившийся от оплаты штрафных санкций за передвижение по федеральным трассам, не сможет покинуть границы государства. В случае если он успел покинуть пределы государства раньше, то въехать обратно, не оплатив задолженности, он не сможет. Штраф за отсутствие Платона у иностранных граждан отныне контролируются таможенными органами.

      С 2020 года система Платон предусмотрела штрафы, на которые действует скидка 50%. Это льгота от основной суммы штрафа, которая указана во всех предъявленных квитанциях. Но сроки такой оплаты строго ограничены. Действие скидки длится ровно 20 дней с момента составления протокола. Рекомендуется совершить оплату на несколько дней раньше, чтобы скидка подействовала наверняка.

      Перечень нарушений, на которые действует скидка:

      • впервые не зарегистрированная машина;
      • впервые превышенная скорость;
      • отсутствие документов или доверенности на вождение данного ТС;
      • игнорирование знаков или спец. сигналов
      • неверная тонировка;
      • игнорирование правил безопасного передвижения (не пристегнутые ремни и отсутствие детских кресел);
      • неправильный переезд ж/д путей;
      • неверное передвижение по автомагистрали;
      • несоблюдение сигнала светофора;
      • выезд на встречную полосу;
      • не уступили дорогу пешеходам на зебре;
      • игнорирование требования инспектора ДПС об остановке;
      • использование телефона во время езды;
      • отсутствие страхового документа ОСАГО.

      Скидка размером 50% не действует на ряд нарушений, о которых водители должны быть осведомлены:

    • Если водитель находился в нетрезвом состоянии и это подтвердила мед. экспертиза.
    • Отказался проходить медицинское освидетельствование.
    • Превысил допустимые показатели скорости движения повторно.
    • Повторно выехал на встречную полосу.
    • Вновь управлял транспортным средством, зарегистрированным с ошибками или вовсе не зарегистрированным.
    • От взыскания за повторное нарушение освобождены следующие машины:

    • пожарной службы;
    • медицинской помощи;
    • технической помощи;
    • аварийно-спасательных служб;
    • военной инспекции;
    • перевозки военной техники.
    • По правилам дорожного движения, повторным считается нарушение, которое водитель совершил в течение 1 года дважды.

      Штраф за неоплату проезда в системе «Платон» с 15 июля может возрасти в 4 раза

    Milos Muller / Shutterstock.com

    Проект соответствующего закона 1 размещен Минтрансом России на Федеральном портале проектов нормативных актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Министерство предлагает с 15 июля текущего года увеличить размер штрафа за неоплату проезда в системе «Платон» до 20 тыс. руб. вместо нынешних 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП). При это предполагается отменить существующий штраф в размере 10 тыс. руб. за повторное совершение указанного правонарушения (ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ). Отметим, что штраф за это нарушение уплачивает собственник транспортного средства, а если оно принадлежит иностранному владельцу – водитель грузовика.

    Узнать о том, какие убытки, понесенные потерпевшим, подлежат возмещению в рамках ОСАГО, можно из материала «Протокол об административном правонарушении, совершенном водителем» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Напомним, что с 15 апреля текущего года льготный коэффициент в системе «Платон» увеличился на 25% и составляет 0,51. Таким образом, за пробег одного км пути по федеральным трассам для большегрузных транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн нужно заплатить 1,91 руб. (п. 2 постановления Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. № 1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»).

    Независимая антикоррупционная экспертиза законопроекта завершится 7 июня.

    «Платон» сбавит штрафы

    Запуск системы «Платон» по взиманию оплаты за проезд по федеральным трассам прошел удачно, утверждают в Росавтодоре. Чиновники уверены, что технические проблемы возникли только потому, что многие перевозчики занялись регистрацией в последний момент. Они признают, что не успели снизить чрезмерные штрафы для нарушителей, и обещают сделать это в начале декабря. Неправомерные штрафы Росавтодор советует оспаривать на сайте «Платона», в ГИБДД и в суде.

    Путаница со штрафами для автоперевозчиков, сбои в системе «Платон» и резкая критика со стороны депутатов и самих дальнобойщиков. На встрече с журналистами представители Росавтодора и оператора «Платона» попытались отразить все вопросы со стороны прессы о том, как идет работа по отладке схемы взимания платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам, и отстоять свою точку зрения.
    По словам участников пресс-конференции, о вводе системы стали говорить еще в 2011 году и все, кто не успел вовремя зарегистрироваться, просто сами до последнего тянули время. Система «Платон», несмотря на серьезную нагрузку, выдержала атаку хакеров и уже работает полностью без сбоев, утверждают чиновники. В настоящее время действующие акцизы и транспортный налог не покрывают всего ущерба, который дальнобойщики наносят федеральным трассам, а все собранные средства пополнят дорожный фонд и позволят уже к 2020 году привести все автотрассы в нормативное состояние.
    Что касается слишком высоких тарифов, то они уже снижены, и мировая практика подсказывает, что за пользование трассами нужно платить. На вопросы о массовых митингах и акциях дальнобойщиков, многие из которых утверждают, что останутся полностью без прибыли и без работы, тоже есть заготовленный ответ.
    В Росавтодоре уверяют, что за все время самые крупные акции протеста водителей 12-тонников в России собирали не более 2–2,5 тыс. человек. И устраивают их в большинстве своем те, кто работает «всерую» и не хочет выводить на свет свою прибыль и платить налоги.
    При этом чиновники забыли упомянуть, что подобных акций протеста по всей стране прошло и продолжает проходить едва ли не ежедневно не один десяток.
    На вопрос корреспондента «Газеты.Ru» об отсутствии какого-либо тестового режима для самих автоперевозчиков, чтобы испытать технику и привести в порядок вопросы с регистрацией и законодательством, например как при открытии первого участка платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург, у Росавтодора и «РТ-Инвест Транспортные Системы» один ответ – сколько времени ни давай, все равно все бы решили озаботиться вопросом в самый последний момент. Однако на деле не все оказывается так однозначно.
    Вот, например, один из самых острых вопросов про штрафы внушительных размеров, которые на корню могут сделать из небольшого успешного предприятия банкрота. Напомним, что за «безбилетный проезд» для юридических лиц действует штраф в размере 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн – в случае повторной неоплаты проезда. Штрафы для ИП и должностных лиц составляют 40 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно.
    Замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов признался, что размеры штрафов, которые действуют сейчас, неэффективны и ведомство не успело вовремя привести их в должный вид. В итоге новые, куда более приемлемые тарифы ориентировочно начнут действовать только в начале декабря.
    «Мы изначально, еще полгода назад, начинали говорить о том, что в КоАП предусмотрена неэффективная система штрафов как по размеру, так и по его дифференциации на пользователей разных дорог, – заявил Прончатов «Газете.Ru». – Сейчас правительство вместе с депутатами смогли найти общий язык по этому вопросу. И на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение о том, что размер штрафов для всех автоперевозчиков, включая как юридические, так и физические лица, за первое нарушение будет составлять 5 тыс. руб. и 10 тыс. руб. за повторное.
    То есть будет действовать плоская шкала штрафов, что позволит сделать практику правоприменения более эффективной. Сейчас регулирование неправильное, а будет правильное. Мы давно просили депутатов об этом, но произошла накладка – этот закон не успели принять до вступления в силу (сбора оплаты с 12-тонников. – «Газета.Ru»). Это явная наша недоработка, которую мы устраним в самое ближайшее время».

    А если штраф уже в пути?

    Если с плоской шкалой будущих штрафов теперь более или менее понятно, то вопрос с теми автоперевозчиками, которые уже попали под пока действующие штрафы, остался открытым. И волна недовольства по этому поводу может оказаться весьма серьезной. Ведь вероятность большого количества неправомерных штрафов, выписанных из-за сбоев «Платона», весьма велика. Напомним, что 16 ноября, на второй день после запуска платного проезда для 12-тонников, корреспондент «Газеты.Ru» побывала в одном из офисов «Платона». Там под дверями собрались десятки автоперевозчиков, которые могли попасть под штрафы по независящим от них причинам. Так, кто-то не смог оперативно оплатить дорожную карту, в то время как фура уже была в пути. У кого-то не проходила оплата или не получалось зарегистрироваться, а у кого-то оказалось бракованное устройство по автоматическому списанию средств, и водителю фуры пришлось возвращаться в Москву через пункты контроля.
    Еще одним стимулом для дополнительных штрафов стали действия самого Росавтодора, которые чиновники всеми силами пытаются замолчать или переложить ответственность на другие ведомства и журналистов.
    Так, 12 ноября пресс-служба Росавтодора распространила сообщение о том, что до 1 мая 2016 года владельцев грузовых автомобилей массой более 12 тонн, которые со следующей недели должны вносить плату за проезд по федеральным трассам, не будут штрафовать за нарушение этого требования за пределами Московской области. «Такое решение принято с учетом ряда обращений представителей рынка грузоперевозок, которые не успели подключиться к системе взимания платы «Платон» в установленные сроки», – говорилось в сообщении ведомства, которое немедленно подхватили все информагентства.
    Однако позже от такого заявления в Росавтодоре открестились, а в ответ на запрос «Газеты.Ru» заявили, что «есть законодательство, которое предусматривает штрафные санкции за отсутствие внесения платы за проезд автомобиля массой свыше 12 тонн по федеральным трассам. Если перевозчик пренебрегает данным требованием, а система зафиксирует нарушителя, то информация об этом будет направляться в Госавтоинспекцию». Вместо опровержения некорректную информацию с сайта Росавтодора просто удалили.
    В кулуарах Росавтодора не скрывают своего ужаса перед волной штрафов, которые начнут сыпаться автоперевозчикам после запуска «Платона».
    Напомним, что в настоящее время ГИБДД высылает штрафы спустя 15 дней после нарушения ПДД. Однако данные о нарушениях от системы «Платон» в ГИБДД отправляются не сразу, а с некоторой задержкой. Получается, что информация о первых штрафниках должна появиться в начале декабря. Как заявил Прончатов, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, что будет происходить с теми, кто получит «старые», высокие штрафы, работа с ними будет вестись в рамках действующего законодательства.
    «Пока еще не выписано ни одного штрафа, есть лаг, некоторая задержка перед его выпиской, – сказал замруководителя Росавтодора. – Так, до нас не сразу могли дойти деньги за оплату проезда. Во-вторых, существует маршрутная карта, по которой оплату можно провести после завершения поездки. Есть разбег по времени, который дается на то, чтобы информация с контрольных устройств поступила в ГИБДД с некоторой задержкой. Так, к примеру, нарушение произошло 1-го, а в ГИБДД информация об этом поступила 7-го – это просто пример, не конкретные цифры. В случае если постановление пришло, а вы с ним не согласны, то существует общепринятая процедура. Во-первых, на сайте концессионера есть специальная кнопка «Не согласен со штрафом». Переходите туда, пишете обращение. И это замечание могут удалить, если штраф был выписан необоснованно – к примеру, они ошиблись или прибор не списывал деньги. То есть была техническая причина. Другой способ – это обжалование в ГИБДД.
    В случае если и в ГИБДД считают штраф обоснованным, а перевозчик – нет, то вопрос должен решаться в суде».
    Может ли стать поводом для обжалования неверная информация от самого Росавтодора, в ведомстве не уточнили.

    Бортовые устройства не для всех

    Еще одной причиной, которая внесла сумятицу в ряды пытающихся освоить «Платон», стали безуспешные попытки многих из них получить бортовое устройство для списания денег за проезд. Оказалось, что не все автоперевозчики поняли объяснения Росавтодора о том, что совершенно не обязательно получать это устройство, чтобы оплатить поездку. В качестве альтернативы предлагалось оформить маршрутную карту. Однако, как заметили в Росавтодоре, серьезные очереди в офисах «Платона», в частности, возникли из-за того, что люди в последний момент решили получить бортовое устройство, которое им на самом деле не так и нужно. В итоге возник дефицит.
    «На сегодняшний день пользователям выдано около 170 тыс. бортовых устройств, забронировано под выдачу еще 30 тыс., – рассказал Прончатов. – При этом из полученных устройств используется всего порядка 70 тыс., так как остальные перевозчики пока используют маршрутные карты.
    Дефицит устройств мы планируем покрыть в ближайшее время, будет выпущено 2 млн устройств, и при необходимости мы закажем еще. Производство начато, начало поставки ожидается во второй половине декабря.
    Невозможность поставить их на рынок прямо сейчас объясняется тем, что они должны производиться на территории России. Это было одним из условий, которое поставило перед нами государство.
    К сожалению, когда мы начали запускать систему, мы увидели, что в России производителей бортовых устройств на тот момент не было.
    Это бортовое устройство полностью спроектировано российским производителем и сделано на заводе в Санкт-Петербурге. Узость рынка не позволила создать необходимого количества бортовых устройств».
    Отметим, что, по данным Росавтодора, на 24 ноября в системе «Платон» зарегистрировано около 600 тыс. транспортных средств, что составляет 60% от общего объема парка. Крупные компании с парком от 50 автомобилей и более – зарегистрированы на 90%. За период с 15 по 22 ноября сборы составили 312 млн руб. За этот период работы пользователи системы оформили 438 тыс. маршрутных карт.

    Первая реакция ФАС

    Между тем на непростую ситуацию с дальнобойщиками во вторник впервые отреагировали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Ведомство намерено инициировать мониторинг механизма взимания платы с 12-тонников. Как заявил глава ФАС Игорь Артемьев, любое обременение прежде всего падает на бизнес.
    «Конечно, самый маленький и самый слабый при этом не выживает, – сказал Артемьев. – Нам надо так сбалансировать систему, чтобы не пострадали компании, которые могли бы в этой ситуации выжить».

    Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко в разговоре с «Газетой.Ru» назвал снижение тарифов «подачкой». Он уверен, что под натиском дальнобойщиков штрафы и заявленные тарифы будут снижаться и дальше, что приведет к тому, что сама система «Платон» потеряет смысл, а собранные средства не дойдут до дорожного фонда.
    «Подачка не отменяет основных претензий к «Платону», – заявил Войтко «Газете.Ru». – Это рост инфляции, подорожание продуктов. С нами уже согласился глава Сбербанка Герман Греф. Если говорить о тех штрафах, которые совсем скоро начнут приходить автоперевозчикам, то я сомневаюсь, что доказать в суде факт, что поездка была не оплачена из-за технических сбоев, будет просто. Да, мы сохраняли сообщения об ошибках, звонили в колл-центры. Но вероятность того, что судья или ГИБДД встанут на нашу сторону, – 50 на 50».

    Минтранс придумал, как сделать неотвратимыми штрафы за «Платон»

    Есть перевозчики, которые ни разу не заплатили сбор в «Платон» и при этом ни разу не получили квитанцию со штрафом, рассказывает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, и таких много. «Штрафы же берутся только в Московской области, в остальных регионах разве не в тестовом режиме?» – удивляется вопросу «Ведомостей» сотрудник другой ассоциации перевозчиков.

    Штрафовать не заплативших 1,53 руб. за 1 км пути по федеральным трассам перевозчиков должны по всей стране. Штраф – 5000 руб. (может выписываться 1 раз в сутки) с владельцев российских транспортных средств, а если грузовик принадлежит иностранному перевозчику – с водителей. За повторное нарушение – 10 000 руб.

    Нарушителей отслеживают 194 рамки контроля (в Московской и Калужской областях) и 100 автомобилей мобильного контроля, говорит представитель «РТ-инвест транспортные системы» (оператор «Платона», принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»). К июлю 2017 г. оператор рассчитывает довести количество рамок до 491. Система автоматически передает данные автомобилей, проезжающих без оплаты, в ГИБДД, подчеркивает представитель компании.

    В системе зарегистрировано 774 148 машин (см. график), сборы за год – 16,7 млрд руб., как если бы каждый грузовик проехал 1200 км в месяц. Чтобы перевозчик остался с прибылью, фура должна проезжать 10 000–14 000 км в месяц, говорил ранее директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов.

    С момента запуска системы было вынесено 4868 постановлений о привлечении к ответственности за неуплату сбора, такую статистику со ссылкой на данные МВД приводило Минэкономразвития в сентябрьском письме в правительство. В отличие от штрафов за нарушения правил движения, пополняющих бюджеты региона, штрафы за «Платон» уходят, как и основные сборы, в федеральный дорожный фонд. Может быть, поэтому ГИБДД не торопится их выписывать, предполагает Матягин. Получить комментарии от ГИБДД и МВД не удалось.

    Выявляется почти 100% нарушителей, но штраф часто не выписывается, говорит председатель комитета по транспорту «Опоры России» Глеб Киндер: это порождает недобросовестную конкуренцию. Мелкие перевозчики предпочитают не платить, надеясь, что с них не спросят, средние теряют клиентов из-за конкуренции с недобросовестными и только крупные ритейлеры могут заложить тариф «Платона» в цену товара, говорит Матягин. Прежде чем повышать тариф до 2,6–3,06 руб., надо заставить платить всех, тогда сборы вырастут и повышать тариф не придется, говорили «Ведомостям» дальнобойщики.

    Чтобы сделать наказание неотвратимым, Минтранс предлагает передать полномочия по анализу данных о нарушителях от ГИБДД в подведомственный ему Ространснадзор. Законопроект успешно прошел общественные обсуждения, говорит представитель Минтранса: упростится система учета нарушителей.

    Пока Ространснадзор может штрафовать только водителей грузовиков, принадлежащих иностранным перевозчикам.

    В Белоруссии аналогичный сбор введен на платных дорогах, но это основные международные и республиканские трассы. Если автомобиль не оплатил проезд или оплатил его не полностью, с него берется повышенная плата, говорит начальник отдела ГУ «Белавтострада» владельца правового контроля оператора системы взимания платы Beltoll Юлия Познанская. Это 260 евро за проезд без оплаты в течение двух часов для грузовиков массой более 3,5 т, поясняет она. Первое время многие не платили, пока не осознали необходимость, говорит Познанская, но таких становится меньше.

    Какие размеры штрафов предусмотрены системой «Платон» ?? в 2020 году

    Наибольший вред асфальтовому покрытию наносят большегрузные автомобили. Предотвратить ухудшение качества дорог, а также частично покрыть убытки, наносимые отечественным автотрассам, можно двумя способами: контролированием предельно допустимой массы грузовиков и взиманием платы за проезд. При этом штраф за «Платон» в 2020 году может быть наложен не только за превышение грузоподъёмности, но и за сбои в самой системе. При повторной фиксации нарушения водитель или собственник грузовика может быть оштрафован в двукратном размере от предыдущего штрафа.

    Что такое система «Платон» и как она работает


    Можно ли ездить без «Платона»? Если гражданин является владельцем легкового автомобиля, то плата за проезд по любым дорогам федерального значения (за исключением платных) ему не грозит. Не нужно оплачивать «Платон» и тем водителям, которые сидят за рулём грузовиков, общая масса которых не превышает 12 тонн.

    Система взимания платы предусмотрена в первую очередь для большегрузных фур и других крупнотоннажных транспортных средств. Именно они наносят основной урон качеству автомобильных дорог.

    Принцип работы системы «Платон» довольно прост. Водитель или собственник грузовика обязан иметь в кабине специальное устройство, отслеживающее перемещение автомобиля. Аналогом аппарата является маршрутная карта.

    В устройстве или карте отображается маршрут автомобиля. Каждый километр проезда по дороге федерального значения требует оплаты. На сегодняшний день тариф составляет 1,90 руб. за 1 км. Большая часть из этих денег, за исключением комиссии обслуживающего систему оператора, перечисляется на счет Дорожного фонда РФ, из которого финансируется капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог по всей стране.

    Тем водителям, которые не желают платить или умышленно изменяют показания прохождения маршрута, грозит штраф за «Платон». Для юридических лиц, а также для физических лиц он одинаков. Согласно статье КоАП 12.21.3, штраф за «Платон» составляет 5000 рублей. Повторное нарушение, совершенное спустя сутки, карается штрафом в 10000 рублей. Если же повторное игнорирование правил системы было зафиксировано в течение 24 часов после первого нарушения, то взыскание за него не начисляется.

    За что будут штрафовать

    Несмотря на то, что штраф за езду без «Платона» был уменьшен (до 2016 г. он достигал 40 тысяч рублей), это не отразилось на основаниях для административного взыскания. В частности, взыскание может быть выписано при наличии следующих причин:

  • отсутствие в кабине водителя устройства «Платон» или оформленной маршрутной карты;
  • выезд на федеральную трассу с неработающим устройством «Платон»;
  • отсутствие на балансе устройства достаточных средств для оплаты проезда;
  • выезд по другому маршруту и в другой день, чем это было указано в маршрутной карте.
  • Многие водители интересуются, какой штраф будет за невключенный «Платон», и можно ли включить в транспортный налог сумму, уплаченную за проезд по федеральной трассе? По первому вопросу ответ однозначен: неработающее устройство даёт все основания для наложения штрафа в размере 5000 рублей. Включение же суммы, оплаченной в системе «Платон», в транспортный налог допускается на общих основаниях. Штрафом погасить налог нельзя.

    Для уменьшения размера транспортного налога владелец грузовика должен подать в ФНС заявление с информацией о внесении платежей в систему «Платон» за отчетный период. При этом учитывается лишь стоимость проезда 12 тонников за 1 км по федеральным трассам. Если оплаченная сумма превысит размер ежегодного транспортного налога, то оплачивать его не придётся. Если же размер оплаты меньше, то эта сумма вычитается из налогового платежа.

    Водителям стоит учесть, что штраф за перегруз грузового автомобиля в 2020 году или штраф за негабаритный груз не имеют прямого отношения к системе «Платон» или административному взысканию за нарушение правил платы за пользование трассами федерального значения. Основания и размер штрафа в каждом из упомянутых случаев определяются согласно отдельной статье КоАП РФ.

    Способы проверки штрафов

    Как проверить штрафы «Платон»? Для этого необходимо зайти на официальный сайт МВД РФ, с главной страницы перейти по ссылке «Онлайн-сервисы» — «Сервисы ГИБДД». Нажав на последнюю ссылку, гражданин попадает на сайт ГИБДД, где он может проверить наличие штрафа, введя номерной знак своего транспортного средства и номер свидетельства о его государственной регистрации. В качестве альтернативного способа проверки можно использовать онлайн-сервис Госуслуги.

    Оплата денежного взыскания

    Согласно правилам системы «Платон», плата за проезд по федеральным трассам взимается с внесенного аванса. Отсутствие достаточных денежных средств в системе, а также другие нарушения являются основанием для штрафа. Оплата денежного взыскания происходит по стандартной процедуре:

  • банковским переводом;
  • через платежный терминал;
  • через интернет.
  • Льготное погашение

    Нормы действующего законодательства предоставляют автомобилистам оплатить наложенный на них штраф за нарушение системы оплаты «Платон» со скидкой 50%. Такая возможность допускается положением п.1.3 ст.32.2 КоАП РФ. Единственное требование, которое следует соблюсти водителю — это оплата штрафа в течение 20 дней после его наложения. Если же административное взыскание было погашено позднее этого срока, то льгота не действует.

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7 (499) 322-27-86

    СПб, Ленинградская обл. +7 (812) 407-29-43

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Как зарегистрировать автомобиль в системе

    Индивидуальные предприниматели, а также руководители частных предприятий, которые собираются заняться грузовыми перевозками, обязательно должны знать порядок регистрации в системе «Платон». Это не только избавит от наложения штрафа за нарушение правил, но и сократит время для начала грузоперевозок крупнотоннажным автомобильным транспортом.

    Зарегистрироваться в системе «Платон» можно в одном из Центров информационной поддержки. Они имеются в каждом крупном городе РФ, а также на всех автомобильных пунктах пограничного контроля при въезде в Россию. Регистрация в системе бесплатна, покупать устройство «Платон» также не требуется, поскольку оно будет предоставлено владельцу грузовика без взимания платы.

    Вопрос относительно того, можно ли ездить без тахографа на грузовике, не имеет отношения к системе «Платон». Тахограф — это устройство, которое отслеживает скорость грузовых и пассажирских автомобилей, а также режим работы водителей. Тахограф устанавливается на любом автомобильном транспорте, используемом для коммерческих перевозок, в том числе пассажирском и с грузоподъёмностью менее 12 тонн. Устройство системы «Платон» предназначено лишь для большегрузных фур.

    Смотрите так же:  Подписан закон о ратификации российско-киргизского договора о развитии военно-технического сотрудничества. Когда будет ратифицирован договор с киргизией

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *