Срок для выставления требования по пеням. Направление требования об уплате налогов сборов пени штрафа

Сен 12, 2019 Законы

Срок для выставления требования по пеням

Минфин России в письме от 03.08.2016 № 03-02-07/1/45510 рассказал, какие сроки должны соблюдаться налоговиками при выставлении требований об уплате пеней. Разъяснения финансисты подготовили с участием своих коллег из ФНС России.

Общие правила

К срокам направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов применяются те же правила, которые установлены ст. 70 НК РФ для выставления требований об уплате налога (п. 3 ст. 70 НК РФ). Поэтому приведем порядок, действующий для налоговых требований.

Срок направления требования об уплате налога зависит от того, каким образом была обнаружена недоимка.

Если она выявлена в ходе налоговой проверки, требование должно быть выставлено в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения по результатам проверки (п. 2 ст. 70 НК РФ).

В ситуации, когда задолженность обнаружена налоговиками вне рамок проверки, срок направления требования зависит от суммы недоимки. Если ее размер менее 500 руб., требование должно быть выставлено в течение одного года со дня выявления недоимки. В противном случае (при наличие задолженности по налогу на сумму 500 руб. и больше) на выставление требования отводится не более трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Обнаружив недоимку, налоговики сразу же начисляют по ней и пени. Ведь пени перечисляются в бюджет одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Об этом говорится в п. 5 ст. 75 НК РФ.

Таким образом, в случае начисления пеней на сумму выявленной недоимки они выставляются налогоплательщику вместе с задолженностью по налогу в одном требовании в сроки, указанные в п. 1 и 2 ст. 70 НК РФ. Форма требования утверждена приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected] и предусматривает отражение в ней как суммы недоимки, так и сумм пеней, штрафов и процентов.

В комментируемом письме чиновники отметили, что Налоговым кодексом не предусмотрено направление требования об уплате пеней после выставления требования по уплате недоимки.

Недоимка погашена, а пени остались

Но необходимость начисления пеней может возникнуть, и когда недоимка по налогу уже уплачена. Например, налогоплательщик перечислил налог с нарушением установленного срока его уплаты, но не уплатил пени за дни просрочки.

При обнаружении этого факта налоговики выставят ему требование об уплате пеней. Но какие сроки для выставления требования применяются в этом случае?

Пленум ВАС РФ в п. 51 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что требование об уплате пеней должно быть направлено не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки, а в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части.

Обратите внимание, что данное разъяснение было дано Пленумом ВАС РФ в период действия старой редакции п. 1 ст. 70 НК РФ, которая устанавливала лишь один срок для направления требования — ?три месяца со дня выявления недоимки. В связи с этим в комментируемом письме финансисты указали, что позицию Пленума ВАС РФ нужно применять с учетом разъяснений, данных специалистами ФНС России в письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692. Согласно им необходимо учитывать изменения, внесенные в п. 1 ст. 70 НК РФ в части сроков направления требований по задолженности, размер которой составляет менее 500 руб.

Таким образом, если сумма недоимки по налогу, погашенной налогоплательщиком, составляет менее 500 руб. требование об уплате пеней может быть направлено в течение одного года со дня уплаты недоимки.

Если срок пропущен

В Налоговом кодексе ничего не сказано о том, какие последствия влечет за собой пропуск налоговиками срока, установленного для направления требования об уплате налога, пеней, штрафа.Поэтому налогоплательщиков интересует вопрос: будет ли считаться действительным требование, направленное с нарушением срока?

Правовая позиция по данному вопросу содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11. В этом документе указано, что срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Его пропуск не может считаться основанием для признания требования недействительным, если на момент выставления требования налоговым органом не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ.

Напомним, что согласно этой норме решение о взыскании должно быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если решение о взыскании принято после истечения вышеуказанных двух месяцев, оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Окружные суды также считают, что пропуск налоговой инспекцией срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не может быть основанием для признания его недействительным (постановления АС Северо-Кавказского округа от 20.11.2015 № Ф08-8587/2015 (Определением ВС РФ от 06.05.2016 № 308-КГ16-399 отказано в передаче дела на пересмотр), ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2014 по делу № А03-13103/2013, Поволжского округа от 15.04.2014 по делу № А12-16429/2013, Западно-Сибирского округа от 24.01.2013 по делу № А27-10166/2012, Дальневосточного округа от 25.12.2012 № Ф03-5697/2012).

Требование об уплате налога, пени и штрафа

Как определено п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Как правило, налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) и в установленный срок уплачивает налог.

Однако в некоторых случаях обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ). В таких ситуациях обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Обязанность по уплате налогов, пени и штрафа может возникнуть на основании вступившего в силу решения, принятого по результатам налоговой проверки.

В силу п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В п. 10 ст. 101.4 НК РФ также указано, что на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном ст. 69 НК РФ, и в сроки, установленные п. 2 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, представляется возможным выделить три основания для направления требования об уплате налога, пени и штрафа:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога;
  • вступление в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (если дело о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматривалось в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ);
  • на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (если дело о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях рассматривалось в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ).
  • Содержание требования. Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. N 503-О, Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 марта 2005 г. N 13592/04 по делу N А03-13136/03-3, направление требования об уплате налога, пени и штрафа — это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке и др.). Поэтому согласно п. 4 ст. 69 НК РФ с учетом п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» требование об уплате налога (пени) должно содержать:

  • сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
  • подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
  • срок исполнения требования;
  • размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставку пеней.
  • Кроме того, требование об уплате налога, пени и штрафа должны быть подписаны надлежащим образом и надлежащим лицом. Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2010 г. по делу N А58-10036/09, заявление о признании недействительными требований об уплате налогов, сборов, пени и штрафов удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые требования не отвечают признаку обязательности их подписания уполномоченным лицом и как неподписанные ненормативные правовые акты налогового органа не порождают правовых последствий его неисполнения.

    Таким образом, сведения, которые должны содержаться в требовании об уплате налога, пени и штрафа, позволяют налоговому органу информировать налогоплательщика о факте наличия задолженности; предупреждают налогоплательщика о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога (пени) и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (пени). Налоговые органы должны указывать в требовании об уплате налога (пени) все сведения, предусмотренные п. 4 ст. 69 НК РФ, ибо их отсутствие является существенным нарушением прав налогоплательщика, так как не дает ему возможности четко определить, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.

    Последствия признания незаконным требования. Отсутствие обязательных сведений в требовании об уплате налога, пени и штрафа может служить основанием для его обжалования, поскольку требование об уплате налога (пени) является ненормативным актом налогового органа, так как отвечает следующим условиям:

  • этот документ предусмотрен гл. 10 НК РФ, утвержден Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected], составлен в письменной форме, подписан руководителем (его заместителем) налогового органа;
  • этот документ обращен к конкретному налогоплательщику;
  • этот документ содержит предписания налогоплательщику по исполнению его обязанности по уплате налога (пени), влечет для него негативные последствия при неисполнении требований налогового органа в виде принятия мер государственного принуждения.
  • В п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, оспорил ли он решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

    На возможность обжалования в суд требования как ненормативного акта указал также Конституционный Суд РФ в Определении от 4 декабря 2003 г. N 418-О. Более того, в Определении от 27 декабря 2005 г. N 503-О Конституционный Суд РФ, а также в Постановлении от 29 марта 2005 N 13592/04 по делу N А03-13136/03-3 Президиум ВАС РФ указали, что перечисление денежных средств во исполнение требования налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и сбора и исключать возможность последующего обжалования требования об уплате налога (пени).

    Как правило, налогоплательщики обжалуют требования налогового органа об уплате налога (пени) по формальным основаниям, среди которых можно выделить неполное указание сведений, предусмотренных п. 4 ст. 69 НК РФ. Однако налогоплательщику не стоит рассчитывать на то, что указание сведений в требовании будет являться безусловным основанием для признания его незаконным. Нарушения порядка составления требования должны быть существенными и не давать ему возможности четко определить, за какой налоговый период и в каком объеме налогоплательщик должен внести обязательные платежи.

    Признание требования об уплате налога, пени и штрафа незаконным влечет следующие правовые последствия:

    1) лишает налоговый орган права на взыскание сумм налоговой задолженности по данному требованию в административном порядке (Постановление Президиума ВАС РФ от 23 августа 2005 г. N 4507/05 по делу N А19-13170/04-48);

    2) перечисленные налогоплательщиком денежные средства во исполнение требования об уплате налога (пени) должны быть ему возвращены в случае признания данного требования незаконным (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 503-О).

    Таким образом, еще раз отметим, что направление требования об уплате налога, пени и штрафа — это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налоговых платежей. Форма требования утверждена Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected] Пунктом 4 ст. 69 НК РФ определено содержание требования, при этом следует также учитывать разъяснения п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5. Отсутствие обязательных сведений в требовании об уплате налога, пени и штрафа может служить основанием для его обжалования. При этом нарушения порядка составления требования должны быть существенными и не давать ему возможности четко определить, за какой налоговый период и в каком объеме налогоплательщик должен внести обязательные платежи.

    Помимо содержания требования об уплате налога, пени и штрафа НК РФ указывает на порядок, срок его направления и исполнения.

    Порядок направления требования

    Порядок направления требования определен п. п. 5 — 6 ст. 69 НК РФ.

    Следует отметить, что эти положения НК РФ постоянно претерпевают изменения, причем на сегодняшний день в худшую для налогоплательщика сторону.

    Ранее требование об уплате налога можно было передать руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. А если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, то оно могло быть направлено по почте заказным письмом. Поэтому при возникновении спорных вопросов при отправке требования заказным письмом по почте суды требовали от налогового органа представить доказательства вручения требования лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения спорного требования, как того требуют нормы ст. 69 НК РФ, уклонения налогоплательщика от получения требования либо невозможности его личного вручения (см., например, Определение ВАС РФ от 25 ноября 2010 г. N ВАС-15154/10 по делу N А78-8185/2009).

    Смотрите так же:  Список нотариусов, ведущих наследственные дела (в отношении лиц, умерших до 01 января 2015 г. Кто нотариус по фамилий ш

    Все дальнейшие возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены лишь в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (см., к примеру, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).

    В настоящее время п. 6 ст. 69 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ и от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ) предоставляет налоговому органу три самостоятельных и независимых способа направления требования:

  • личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  • направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  • передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
  • Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (п. 5 ст. 69 НК РФ).

    Как правило, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает, считая, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

    Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010). Судебная практика по такому ограниченному порядку вручения требования налогоплательщику находится в стадии формирования, однако можно выделить два основных момента, применимых и к настоящему порядку вручения требования:

    1) требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 декабря 2008 г. N Ф03-5514/2008 по делу N А59-356/08-С19);

    2) порядок направления требований об уплате налога и пени в добровольном порядке не может считаться соблюденным, если требования направлены предпринимателю заказной почтой по адресу, не соответствующему данным налогового учета (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 августа 2007 г., 23 августа 2007 г. N Ф03-А04/07-2/2730 по делу N А04-7220/2006-14/760).

    Следующим вопросом, заслуживающим внимания бухгалтера, являются срок направления требования и правовые последствия его пропуска.

    Срок направления требования

    Сроки требования об уплате налога, пени и штрафа определены ст. ст. 70, 101.3, 101.4 НК РФ.

    Установлен: общий срок направления требования и срок направления требования по результатам налоговой проверки.

    Если говорить об общем сроке направления требования об уплате налога, то он исчисляется со дня фактического выявления недоимки. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

    Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected] Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

    Статьей 100.1 НК РФ установлено, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, а дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

    В связи с этим если производство по делу о налоговом правонарушении осуществлялось в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, то требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

    Статья 101.4 НК РФ не содержит сроков вступления в силу решения, как это определено в ст. 101.2 НК РФ (для решений, принятых по ст. 101 НК РФ). Следовательно, если производство по делу о налоговом правонарушении осуществлялось в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, то требование об уплате налога, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты его вынесения.

    Как установлено п. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

    В Письме ФНС России от 9 марта 2011 г. N ЯК-4-8/[email protected] «О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» указано, что:

  • требования об уплате налога в электронном виде направляются налогоплательщикам по телекоммуникационным каналам связи не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки;
  • требования об уплате налога по результатам налоговой проверки в электронном виде направляются налогоплательщикам по телекоммуникационным каналам связи в сроки, установленные п. 2 ст. 70 НК РФ.
  • Бухгалтеру следует иметь в виду, что если налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога и представляют налоговую декларацию, то недоимка по такому налогу не может быть выявлена налоговым органом ранее даты представления деклараций. Соответственно, если срок уплаты налога и представления декларации истек, срок на направления требования об уплате налога исчисляется с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 3147/11 по делу N А19-11973/10-41).

    Таким образом, установлен общий срок направления требования — не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки. Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) — в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

    Последствия пропуска срока направления требования. В практике не редки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования. В связи с этим, если говорить о последствиях несоблюдения налоговым органом срока направления налогоплательщику требования об уплате налога, в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

    Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, пени и штрафа не является пресекательным, исключающим возможность применения дальнейших мер по взысканию недоимки. В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, пени и штрафа все последующие сроки исчисляются исходя из законодательно установленного срока направления требования, т.е. сроки для возможного осуществления последующих действий по применению мер государственного принуждения к уплате налоговых платежей зависят от того, как их установил законодатель, если бы срок направления требования налоговым органом был соблюден.

    Срок исполнения требования

    Пунктом 4 ст. 69 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ) установлен минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

    Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г. N ЯК-4-8/[email protected] «О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — не менее 30 календарных дней.

    До истечения на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения уплаты налога, пени и штрафа. К примеру, в Постановлении ФАС Московского округа от 23 января 2012 г. по делу N А41-27584/10 указано, что постановление о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика признано незаконным, так как налоговый орган принял это постановление до истечения срока на добровольное исполнение требования.

    По истечении срока на добровольное исполнение требования налоговый орган вправе переходить к следующему этапу принуждения к исполнению обязанности по уплате налогов, однако прежде перечислим существенные недостатки требования об уплате налога, пени и штрафа, при наличии которых имеются основания для обжалования этого документа.

    Существенные недостатки оформления требования об уплате налога, пени и штрафа

    К существенным недостаткам оформления и направления требования об уплате налога, пени и штрафа можно отнести:

    • отсутствие сведений, информирующих налогоплательщика о факте наличия задолженности; о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;
    • непредоставление налогоплательщику минимально установленного срока для добровольного исполнения требования;
    • нарушение порядка вручения требования.
    • Вышеуказанные нарушения правил оформления и направления требования об уплате налога, пени и штрафа являются основаниями для обжалования этого документа, а существенность этих недостатков гарантирует налогоплательщику, что его жалоба будет удовлетворена.

      Приложение N 3. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)

      ГАРАНТ:

      Решением Верховного Суда РФ от 23 августа 2020 г. N АКПИ18-698 настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству в той части, в которой содержащаяся в настоящем приложении форма требования предусматривает возможность указания двух различных сумм недоимки и слова «справочно»

      Решением Верховного Суда РФ от 25 января 2020 г. N АКПИ17-969 настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству

      Приложение N 3
      к приказу ФНС России
      от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected]

      Наименование налога, сбора, страховые взносы

      Установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога (сбора, страховых взносов)

      (1) Отчество указывается при наличии.

      (2) При формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени).

      (3) Строка заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов) — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по результатам налоговой проверки.

      (4) Часть заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов) — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, уточненного требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

      © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

      Требование об уплате налогов и сборов в 2020-2020 годах

      Требование об уплате налога — одна из мер, применяемых налоговиками к неплательщику. Какая должна быть задолженность для получения этого требования и какими последствиями может обернуться неуплата налога, читайте в материалах нашей рубрики.

      Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

      Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.

      Физлица платят налоги по данным уведомлений ФНС, рассылаемых «Почтой России» или полученный через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС. Для удобства граждан такие уведомления содержат не только размер налогооблагаемой базы и ставку, но и срок, до которого нужно перечислить налог. Например, за 2017 год личные имущественные налоги гражданин должен заплатить до 01.12.2020. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ письмо из инспекции должно прийти не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

      Предприниматели по личному имуществу платят налоги по правилам, установленным для обычных граждан. А вот по налогам за бизнес самостоятельно рассчитывают суммы к уплате соответственно выбранному налоговому режиму. Сроки уплаты для каждого налога и спецрежима установлены Налоговым кодексом. Например, если ИП работает на ОСН, то годовую декларацию за прошедший год по подоходному налогу ему нужно сдать до 30 апреля следующего года. В этот же срок он должен заплатить и НДФЛ с предпринимательской деятельности.

      Юрлица отчитываются по налогам и сборам также самостоятельно: сдают в налоговый орган отчетность и платят налоги и сборы. Кроме того, по некоторым налогам компания должна в установленный срок перечислять авансы и с их учетом затем рассчитывать размер годового платежа по налогу.

      Таким образом, своевременная уплата налогов и сборов является непосредственной обязанностью каждого налогоплательщика и закреплена в п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Нарушение сроков перечисления налогов и сборов в бюджет или неполная их уплата — основание для направления налоговиками плательщику требования об уплате налога.

      Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой уведомление плательщика о неуплаченной сумме налога и обязанности заплатить ее в установленный срок. Требование об уплате налога инспекторы высылают при наличии недоимки у гражданина или организации, выявленной по результатам проверки. Подробнее об обязательности соблюдения условия проверки читайте в материале «Требовать уплатить налог вне проверки налоговая не вправе».

      С какой даты применяется обновленная форма требования об уплате (утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]), узнайте из публикации.

      Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

    • сумму задолженности по налогу;
    • размер пеней, начисленных на момент отправления требования об уплате налога;
    • срок погашения задолженности и меры по взысканию налога — на случай, если налогоплательщик проигнорирует требование.
    • Для физлица налоговики приводят также сведения о первоначальном сроке уплаты налога. Помимо этого, в требовании об уплате налога инспекторы должны предоставить ссылки на законодательные акты, регламентирующие уплату просроченного налога. Для организаций и предпринимателей требование об уплате налога также содержит КБК и ОКТМО по каждому виду неуплаченного налога.

      В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

      Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.

      Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС. На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику. Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.

      Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога, то недоимку они все равно имеют право взыскать.

      ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 руб., то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

      Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:

    • лично под расписку;
    • по почте заказным письмом;
    • в электронной форме по ТКС (порядок утвержден приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]);
    • в личном кабинете налогоплательщика (порядок утвержден приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/[email protected]).
    Смотрите так же:  Есть ли штраф за несвоевременную сдачу декларации 3-НДФЛ. Штраф при несдачи ндфл-3

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Участились случаи мошенничества — по электронной почте в адрес компании присылают письма о наличии задолженности по налогам и сборам. К письму приложен файл-вирус, запуск которого приводит к нарушениям в работе компьютера. ФНС никогда не рассылает требования об уплате налога по электронной почте!

    Если налоговики высылают требование об уплате налога по почте, то его доставят по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это необходимо учитывать в случае, если фактический и юридический адреса налогоплательщика не совпадают, поскольку по законодательству такое письмо считается полученным на 6-й рабочий день с момента отправки. А значит, начиная с 7-го дня после отправки требования об уплате налога налоговики ждут от вас действий по погашению недоимки.

    Физическому лицу требование об уплате налога инспекторы пришлют по адресу регистрации, указанному в паспорте.

    Если налоговики прислали вам требование об уплате налога по ТКС, то квитанцию, подтверждающую получение документа, вы должны отправить в течение 6 дней со дня отправки требования налоговиками. Если инспекторы не получат от вас в 6-дневный срок квитанцию, то они вправе заблокировать расчетный счет компании. Чтобы этого не произошло, рекомендуем вам регулярно проверять используемую вами программу передачи отчетности в госорганы.

    Если за время, прошедшее с момента отправки требования об уплате налога, задолженность налогоплательщика изменилась, налоговики высылают уточненное требование.

    Когда должно быть исполнено требование об уплате налога

    Какими должны быть ваши действия при получении налогового требования? Если вы с ним не согласны, то в течение 1 года вы можете его обжаловать в вышестоящей инстанции. Но за это время налоговики могут успеть взыскать деньги в принудительном порядке, поэтому возражать на требование при необходимости нужно как можно раньше.

    В требовании об уплате налога указывается дата, до которой необходимо погасить задолженность по налогу, пени или штрафу. Как правило, этот срок составляет 10 календарных дней. Если вы за это время уплачиваете необходимую сумму, то требование об уплате налога считается исполненным.

    Что происходит, если компания не погасила задолженность в указанный срок? В таком случае у налоговиков есть 2 месяца, чтобы принять решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке и блокировке расчетных счетов организации. Почтой России, лично или по ТКС налогоплательщику вручается решение о взыскании — решение считается полученным на 6-й рабочий день. Затем налоговые органы направляют в банк инкассо на перечисление необходимой суммы в бюджет.

    О максимальном размере недоимки, которую ФНС может взыскать без привлечения судебных органов, читайте здесь.

    Если налоговики пропустили 2-месячный срок, то взыскать деньги в бесспорном порядке они уже не смогут. Теперь у них есть еще 4 месяца, чтобы обратиться в суд и получить сумму задолженности по решению суда.

    Когда недоимку по налогам могут списать с депозитного счета, узнайте из публикации.

    Таким образом, организации следует максимально быстро после получения требования об уплате налога урегулировать взаимоотношения с бюджетом, иначе деньги налоговики получат сами или через суд.

    Для физических лиц порядок исполнения требования об уплате налога имеет некоторые отличия — гражданин должен в указанный в требовании срок погасить задолженность перед бюджетом. В противном случае налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании недоимки.

    Требование об уплате недоимки по страховым взносам

    Не только налоговые органы имеют право получить с неплательщика денежные средства. Невыполнение обязанности по уплате страховых взносов также чревато принудительным взысканием денежных средств с организации или предпринимателя. И хотя с 2017 года страховые взносы, подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, переданы в ведение налоговых органов и подчинены правилам гл. 34 НК РФ, за ФСС осталась обязанность курирования взносов на страхование от несчастных случаев. Поэтому возможность взыскания взносов со стороны ФСС сохранена.

    Порядок взыскания аналогичен: фонд направляет требование об уплате взноса, пени, штрафа. В 10-дневный срок должник должен погасить недоимку, иначе в течение 2 месяцев фонд имеет право вынести решение о принудительном взыскании денежных средств. Если госорган пропустил срок вынесения решения, то остается возможность взыскания недоимки через суд.

    Законно ли требование об уплате взносов, полученное простым, а не заказным письмом, узнайте здесь.

    ВАЖНО! При недостаточном количестве денежных средств на расчетном счете компании государственные органы имеют право получить деньги за счет ее имущества. Однако налоговики или фонды не могут взыскивать задолженность сразу за счет имущества. Обоснование этой позиции приведено в статьях:

    Невыполнение компанией или физическим лицом обязанности уплачивать налоги вовремя и в полном объеме чревато финансовыми потерями (уплатой пеней и штрафов за просрочку, блокировкой расчетного счета), а также репутационными — не исключены проблемы с получением кредитов в банках, участием в конкурсах и тендерах.

    Материалы нашей рубрики «Требование об уплате налога (взноса)» помогут вам правильно и вовремя среагировать на требование об уплате налога и избежать возможных негативных последствий

    Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

    Автор: · Опубликовано 24.12.2013 · Обновлено 17.01.2014

    Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа со дня выявления недоимки.

    Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа должно быть направлено налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) – организации, индивидуальному предпринимателю, а также физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, ответственному участнику КГН (если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), превышает полторы тысячи рублей), не позднее 10 календарных дней со дня выявления недоимки.

    Требование об уплате только соответствующих сумм пеней формируется и направляется ежемесячно.

    В случае если общая сумма налога, сбора, пени, штрафа, подлежащая взысканию с налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя, а также физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ответственного участника КГН, не превышает полутора тысяч рублей, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа должно быть направлено не позднее двух месяцев со дня выявления недоимки.

    В случае если сформировано несколько документов о выявлении недоимки, образовавшейся из-за неуплаты налогов (сборов) в пределах 10 календарных дней (двух месяцев), то требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа формируется на основании всех вышеуказанных документов о выявлении недоимки.

    Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемое налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения.

    Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемое налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту по результатам налоговой проверки, формируется отдельно.

    При отсутствии в налоговом органе информации об обжаловании налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа направляется не позднее 10 дней после истечения 10 дней со дня вручения соответствующего решения (пункт 9 статьи 101 Кодекса).

    При поступлении в налоговый орган апелляционной жалобы налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, если она была подана в установленные сроки (в том числе при ее подаче по почте), указанное выше требование отзывается налоговым органом в связи с тем, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не вступило в силу.

    В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа направляется налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту не позднее 10 дней с даты утверждения решения нижестоящего налогового органа вышестоящим налоговым органом.

    В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту направляется требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа с учетом внесенных изменений в решение нижестоящего налогового органа не позднее 10 дней с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

    Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемые ответственному участнику КГН в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 70 Кодекса формируются отдельно.

    Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа заполняется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 №ММВ-7-8/[email protected]

    Один экземпляр требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа передается соответственно руководителю организации (законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным ФНС России. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Кодекса).

    Второй экземпляр требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа с подписью руководителя (законного или уполномоченного представителя) налогоплательщика и с указанием даты его вручения или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.

    Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемого налогоплательщику, устанавливается не менее 8 рабочих дней с даты получения данного требования налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

    В случае изменения по результатам совместной сверки расчетов суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа в порядке статьи 71 Кодекса.

    В случае получения налогоплательщиком права на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам и начисленным пеням и штрафам, предоставления отсрочки, рассрочки, заключения договора об инвестиционном налоговом кредите до принятия решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, ранее направленное требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа отзывается в срок не позднее трех рабочих дней со дня предоставления права на реструктуризацию, отсрочки (рассрочки), заключения договора об инвестиционном налогов кредите или после поступления в налоговый орган информации о предоставлении права на реструктуризацию, предоставления отсрочки (рассрочки) и заключения договора об инвестиционном налоговом кредите.

    Приказ Федеральной налоговой службы (ФНС России) от 9 декабря 2010 г. N ММВ-7-8/[email protected] г. Москва «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

    Изменения и поправки

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 февраля 2011 г. Регистрационный N 19804

    В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2010, N 31, ст. 4198) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

    2. Управлению информатизации (В.Г. Колесников), ФГУП ГНИВЦ ФНС России (И.Н. Задворнов) обеспечить сопровождение и разработку программного обеспечения для отправки требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по каналам связи в информационной системе налоговых органов.

    3. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

    Руководитель Федеральной налоговой службы М. Мишустин

    Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

    1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N31, ст. 3824; 2010, N31, ст. 4198) и определяет общие положения организации информационного обмена при направлении налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (далее — Требование) по формам, утвержденным приказами Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825 @ «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2006 г., регистрационный N 8633; Российская газета, 2006, N 289) и от 26 апреля 2010 г. N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в формы требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/[email protected]» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 мая 2010 г., регистрационный N 17354; Российская газета, 2010, N 124), в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.

    2. Участниками информационного обмена при направлении Требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и указанными лицами налогоплательщиком (далее — специализированные операторы связи).

    3. Положения, предусмотренные пунктами 5, 11 — 19 настоящего Порядка распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

    4. В процессе электронного документооборота при направлении Требования по телекоммуникационным каналам связи также участвуют следующие технологические электронные документы:

    1) подтверждение даты отправки по форме и формату согласно приложениям NN 1 и 2 к настоящему Порядку;

    2) квитанция о приеме по форме и формату согласно приложениям NN 3, 4 к настоящему Порядку;

    3) уведомление об отказе в приеме по форме и формату согласно приложениям NN 5 и 6 к настоящему Порядку;

    4) извещение о получении электронного документа по форме и формату согласно приложениям NN 7, 8 к настоящему Порядку. Извещение о получении электронного документа по телекоммуникационным каналам связи формируется на каждое Требование и технологический электронный документ, из указанных в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта.

    5. При направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе.

    6. Участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых Требований и технологических электронных документов с электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) и сертификатов ключей подписи.

    7. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление Требований и технологических электронных документов.

    8. Направление и получение Требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании сертифицированных средств ЭЦП, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанном Требовании.

    Смотрите так же:  Судебная строительно-техническая экспертиза. Судебная экспертиза мурманская область

    9. Сертификаты ключей подписи участникам информационного обмена выдаются организациями, которые выпускают сертификаты ключей подписи для использования их в информационных системах общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127; 2007, N 46, ст. 5554), и являются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы.

    10. Направление Требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в зашифрованном виде.

    11. Датой направления налогоплательщику Требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

    12. Требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.

    13. При получении налоговым органом квитанции о приеме Требования датой его получения налогоплательщиком в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме.

    14. Требование не считается принятым налогоплательщиком, если оно:

    1) ошибочно направлено налогоплательщику;

    2) не соответствует утвержденному формату;

    3) отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа.

    II. Процедура направления документа

    в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

    15. Требование формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе.

    Не позднее следующего рабочего дня Требование формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогоплательщика. При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику.

    16. Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после отправки Требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должен получить:

    1) подтверждение даты отправки;

    2) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика.

    При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении об отказе ошибки и повторяет процедуру направления Требования.

    17. При получении от налогового органа Требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного Требования налогоплательщик в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее ЭЦП и направляет в налоговый орган.

    При наличии оснований для отказа в приеме Требования налогоплательщик формирует уведомление об отказе, подписывает ЭЦП и направляет его в налоговый орган.

    18. Специализированный оператор связи:

    1) фиксирует дату направления Требования и формирует подтверждение даты отправки;

    2) подписывает подтверждение своей ЭЦП и высылает его одновременно в адрес участников информационного обмена. Подтверждение направляется специализированным оператором связи налогоплательщику вместе с Требованием в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

    19. Если налоговый орган в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет Требование налогоплательщику на бумажном носителе в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Приложение N 2 к Порядку

    Формат подтверждения даты отправки

    1. Настоящий Формат описывает требования к XML файлам (далее — файлам обмена) передачи подтверждения даты отправки.

    2. Номер версии настоящего формата 5.01.

    R_T — префикс. R принимает значение «PD» (принадлежность передаваемых сведений к подтверждению даты отправки); Т — принимает значение префикса полученного файла (префикс полученного файла без разделителя для форматов версии 4.0, 5.0). В случае, когда в составе транспортного контейнера получен набор логически связанных документов (файлов), Т принимает значение префикса основного 1 из полученных файлов);

    А_К — идентификатор получателя информации, где: А — идентификатор получателя подтверждения даты отправки (участник информационного обмена, сформировавшего файл, в ответ на который сформировано подтверждение даты отправки), К — дублирует значение идентификатора А;

    идентификаторы А и К имеют вид:

    для налоговых органов — четырехразрядный код (код налогового органа в соответствии с Классификатором «Система обозначений налоговых органов» (далее — СОНО);

    для специализированного оператора связи — трехзначный код специализированного оператора связи в соответствии с информационным ресурсом организатора сети доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы (далее — ДУЦ ФНС России);

    GGGG — год формирования передаваемого файла, ММ — месяц, DD — день;

    N — идентификационный номер файла. (Длина — от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла.)

    Расширение имени файла — xml. Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

    Имя файла, содержащего XSD схему файла обмена, должно иметь следующий вид: PD_ON_1_891_00_05_01_xx , где хх — текущая версия схемы. Расширение имени файла — xsd.

    4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего Формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1-4.12 настоящего Формата.

    Сокращенное наименование элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML.

    Признак типа элемента. Может принимать следующие значения: «С» — сложный элемент логической модели (содержит вложенные элементы), «П» — простой элемент логической модели, реализованный в виде элемента XML файла, «А» — простой элемент логической модели, реализованный в виде атрибута элемента XML файла. Простой элемент логической модели не содержит вложенные элементы.

    Формат числового значения указывается в виде N(m.K), где m — максимальное количество знаков в числе, включая знак (для отрицательного числа), целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки, k — максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части числа равно 0 (т.е. число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).

    2 В строке таблицы могут быть описаны несколько элементов, наименования которых разделены символом «

    «. Такая форма записи применяется в случае возможного наличия в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке. Рисунок 1. Таблицы 4.1 — 4.12

    Приложение N 4 к Порядку

    Формат квитанции о приеме

    I. Общие положения

    1. Настоящий Формат описывает требования к XML файлам (далее — файлам обмена) передачи квитанции о приеме.

    R_T — префикс. R принимает значение «KV» (принадлежность передаваемых сведений к квитанции о приеме); Т — принимает значение префикса полученного файла (префикс полученного файла без разделителя для форматов версии 4.0, 5.0). В случае, когда в составе транспортного контейнера получен набор логически связанных документов (файлов), Т принимает значение префикса основного 1 из полученных файлов;

    А_К — идентификатор получателя информации, где: А -идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, К — идентификатор конечного получателя (получателя квитанции о приеме — участнике информационного обмена, сформировавшего файл, в ответ на который сформирована квитанция о приеме 2 ;

    для организаций — девятнадцатиразрядный код (идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации (обособленного подразделения);

    для налоговых органов — четырехразрядный код (код налогового органа в соответствии с СОНО);

    О — идентификатор отправителя информации (квитанции о приеме) имеет вид:

    GGGG — год формирования передаваемого файла, ММ — месяц, DD — день.

    N — идентификационный номер файла. (Длина — от 1 до 36 знаков; Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла.)

    Первая строка XML файла обмена должна иметь следующий вид: ?xml version=»1.0″ enconding = windows-1251″?>

    KV_ON_1_892_00_05_01_xx , где хх — текущая версия схемы. Расширение имени файла — xsd.

    4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего Формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1 — 4.12 настоящего Формата.

    Формат числового значения указывается в виде N(m.к), где m — максимальное количество знаков в числе, включая знак (для отрицательного числа), целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки, k — максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части числа равно 0 (т.е. число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).

    Для простых элементов, являющихся базовыми в XML (определенными в http://www.w3.org/TR/xmlschema-0), например, элемент с типом «date», поле «Формат значения элемента» не заполняется. Для таких элементов в поле «Дополнительная информация» указывается тип базового элемента.

    Признак обязательности элемента определяет обязательность наличия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: «О» — наличие элемента в файле обмена обязательно; «Н» — наличие элемента в файле обмена необязательно, т.е. элемент может отсутствовать. Если элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и т.п.), то признак обязательности элемента дополняется символом «К». Например: «ОК». В случае, если количество реализаций элемента может быть более одной, то признак обязательности элемента дополняется символом «М». Например: «НМ, ОКМ».

    1 Принадлежность файла обмена к основному в составе транспортного контейнера определяется при описании документооборота по представлению рассматриваемых сведений.

    2 Передача файла от отправителя к конечному получателю (К) может осуществляться в несколько этапов через другие (промежуточные) налоговые органы. Такие налоговые органы (осуществляющие передачу на промежуточных этапах) обозначаются идентификатором А. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю без промежуточных этапов (т.е. при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах) значения идентификаторов А и К совпадают.

    3 В строке таблицы могут быть описаны несколько элементов, наименования которых разделены символом «

    «. Такая форма записи применяется в случае возможного наличия в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке. Рисунок 2. Таблицы 4.1 — 4.12

    Приложение N 6 к Порядку

    Формат уведомления об отказе в приеме

    1. Настоящий Формат описывает требования к XML файлам (далее — файлам обмена) передачи уведомления об отказе в приеме.

    II. Описание файла обмена

    Имя файла должно иметь следующий вид:

    R_T — префикс. R принимает значение «UO» (принадлежность передаваемых сведений к уведомлению об отказе); Т — принимает значение префикса полученного файла (префикс полученного файла без разделителя для форматов версии 4.0, 5.0). В случае, когда в составе транспортного контейнера получен набор логически связанных документов (файлов), Т принимает значение префикса основного 1 из полученных файлов;

    А_К — идентификатор получателя информации, где: А — идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, К — идентификатор конечного получателя (получателя уведомления об отказе — участника информационного обмена, сформировавшего файл, в ответ на который сформировано уведомление об отказе 2 );

    О — идентификатор отправителя информации имеет вид:

    для организаций — девятнадцатиразрядный код (ИНН и КПП организации (обособленного подразделения);

    для физических лиц — двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, при наличии. При отсутствии ИНН — последовательность из двенадцати нулей);

    N — идентификационный номер файла. (Длина — от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла).

    Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:

    ?xml version=»1.0″ enconding = windows-1251″?>

    Имя файла, содержащего XSD схему файла обмена, должно иметь следующий вид:

    UO_ON_1_894_00_05_01_xx , где хх — текущая версия схемы.

    Расширение имени файла — xsd.

    4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего Формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1 — 4.20 настоящего Формата.

    Наименование элемента. Приводится полное наименование элемента 3 .

    Формат символьной строки указывается в виде Т(n-к) или Т(=к), где n — минимальное количество знаков, к — максимальное количество знаков, символ «-» — разделитель, символ «=» означает фиксированное количество знаков в строке. В случае, если минимальное количество знаков равно 0, формат имеет вид Т(0-к). В случае, если максимальное количество знаков неограниченно, формат имеет вид Т(n-).

    Формат числового значения указывается в виде N(m.к), где m — максимальное количество знаков в числе, включая знак (для отрицательного числа), целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки, k — максимальное число знаков дробной части числа.

    Если число знаков дробной части числа равно 0 (т.е. число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).

    Дополнительная информация. Для сложных элементов указывается ссылка на таблицу, в которой описывается состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и т.п.), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и т.п.) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и т.п.) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип данных, указывается наименование типового элемента.

    XSD схема файла обмена в электронном виде приводится отдельным файлом и размещается на сайте ФНС России.

    2 Передача файла от отправителя к конечному получателю (К) может осуществляться в несколько этапов через другие (промежуточные) налоговые органы. Такие налоговые органы (осуществляющие передачу на промежуточных этапах) обозначаются идентификатором А. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю без промежуточных этапов (т.е. при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах) значения идентификаторов А и К-совпадают.

    «. Такая форма записи применяется в случае возможного наличия в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке. Рисунок 3. Таблицы 4.1 — 4.20

    Приложение N 8 к Порядку

    Формат извещения о получении электронного документа

    1. Настоящий Формат описывает требования к XML файлам (далее — файлам обмена) передачи извещения о получении.

    3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:

    R_T — префикс. R принимает значение «IZ» (принадлежность передаваемых сведений к извещению о получении электронного документа); Т — принимает значение префикса полученного файла (префикс полученного файла без разделителя для форматов версии 4.0, 5.0). В случае, когда в составе транспортного контейнера получен набор логически связанных документов (файлов), Т принимает значение префикса основного 1 из полученных файлов;

    А_К — идентификатор получателя информации, где: А — идентификатор получателя извещения о получении электронного документа (участник информационного обмена, сформировавшего файл в ответ на который сформировано извещение о получении электронного документа), К — дублирует значение идентификатора А;

    О — идентификатор отправителя информации (извещения о получении электронного документа);

    идентификаторы А, К, О имеют вид:

    для специализированного оператора связи — трехзначный код специализированного оператора связи в соответствии с информационным ресурсом организатора сети ДУЦ ФНС России;

    Параметры первой строки файла обмена

    IZ_ON_1_895_00_05_01_xx , где хх — номер версии схемы. Расширение имени файла — xsd.

    4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего Формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1 — 4.9 настоящего Формата.

    Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:

    Наименование элемента. Приводится полное наименование элемента 2 .

    Формат значения элемента. Формат значения элемента представляется следующими условными обозначениями: Т — символьная строка; N — числовое значение (целое или дробное).

    К вышеперечисленным признакам обязательности элемента может добавляться значение «У» в случае описания в XSD схеме условий наличия (отсутствия) элемента в файле обмена или к принимаемым значениям элемента. Например: «НУ», «ОКУ».

    «. Такая форма записи применяется в случае возможного наличия в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке. Рисунок 4. Таблицы 4.1 — 4.9

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *