Статья 19 ЗК РФ. Земли населенных пунктов собственность

Май 31, 2019 Статьи

Статья 19 ЗК РФ. Муниципальная собственность на землю

Новая редакция Ст. 19 ЗК РФ

1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

4. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

5. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарий к Статье 19 ЗК РФ

Положения комментируемой статьи регламентируют правовой режим муниципальной собственности на землю, самостоятельность которой признана на конституционном уровне (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Согласно легальному определению, закрепленному в п. 1 ст. 215 ГК, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Для раскрытия содержания указанной дефиниции следует обратиться к положениям Закона N 131-ФЗ, устанавливающим основные понятия и термины.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона муниципальное образование представляет собой городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения.

В свою очередь, сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Таким образом, субъектом муниципальной собственности (правообладателем имущества) является муниципальное образование. При этом права собственника от имени муниципального образования в силу п. 2 ст. 215 ГК осуществляют органы местного самоуправления (избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения), и лица, указанные в ст. 125 ГК.

Например, права собственника от имени Красногорского муниципального района в соответствии с решением Совета депутатов Красногорского муниципального района от 28 февраля 2008 года N 1533/2 реализует КУМИ администрации Красногорского муниципального района.
———————————
Решение Совета депутатов Красногорского муниципального района от 28 февраля 2008 года 1533/2 «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Красногорского муниципального района» // Красногорские вести. 2008. N 34.

Критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности в целом аналогичны тем, что предусмотрены в ст. ст. 17 — 18 ЗК применительно к определению государственной собственности на землю. Вместе с тем законодателем в комментируемой статье устанавливается ряд особенностей регулирования отношений муниципальной собственности на землю.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК земельные участки могут находиться в муниципальной собственности не только в силу прямого указания федерального закона, но и на основании принятых в соответствии с ними законами субъектов РФ. Данная норма корреспондирует с конституционным принципом соответствия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в рассматриваемом случае по вопросам владения, пользования и распоряжения землей (п. «в» ч. 1 ст. 72, ч. 5 ст. 76 КРФ).

В качестве примера федерального закона, содержащего специальное указание на принадлежность земельных участков муниципальным образованиям, можно привести Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», в п. 3 ст. 7 которого предусмотрено, что собственностью муниципальных районов являются земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, и если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. В свою очередь, к собственности поселений и городских округов п. 4 ст. 7 названного Закона относит земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер.

Примером Закона субъекта РФ в данном случае может служить Закон Волгоградской области от 2 октября 2008 года N 1848-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области» , согласно ст. 4 которого особо охраняемые природные территории местного значения, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты, являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
———————————
Красный Север. 2008. N 118.

Муниципальная собственность на земельные участки может возникнуть при разграничении государственной собственности на землю. Напомним, что вопрос разграничения некогда единой государственной собственности на землю стал актуальным сразу после распада СССР и впервые получил свое нормативное воплощение в Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» .
———————————
См. подробнее: комментарий к ст. 16 ЗК.

Как следует из положений ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК, критериями разграничения государственной собственности на землю и отнесения ее к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов служат:

1) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности расположенных на нем зданий, строений, сооружений, или объектный критерий, в силу которого земельные участки, занятые указанными объектами, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, относятся к собственности этих муниципальных образований;

2) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности занимающей его организации, или субъектный критерий, в соответствии с которым соответствующим муниципальным образованиям на праве собственности принадлежат земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления таких муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

3) критерий специального законодательного закрепления муниципальной собственности на земельные участки и земли, который сообразуется с первым из рассмотренных оснований возникновения муниципальной собственности на земельные участки (п. 1 ст. 19 ЗК).

Необходимо отметить, что в силу п. 4 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК земельные участки, расположенные в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, относятся к государственной собственности указанных субъектов РФ. При этом исходя из положений п. 1 ст. 19 ЗК законами данных субъектов РФ могут быть предусмотрены изъятия из названного правила.

Поскольку муниципальные образования являются субъектами гражданского права (ст. 124 ГК), им доступны способы возникновения права муниципальной собственности на земельные участки, предусмотренные гражданским законодательством.

Наряду с различными гражданско-правовыми сделками, административно-правовыми актами, наследованием и др. юридическими фактами, с которыми закон связывает возникновение права собственности на землю, среди предусмотренных гражданским законодательством оснований приобретения права собственности на земельные участки следует особо выделить такое основание, как признание судом права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, в том числе земельного участка (ст. 225 ГК). Данное основание возникновения права собственности является специфическим не только по отношению к способам приобретения частной собственности гражданами и юридическими лицами, но и применительно к способам приобретения государственной собственности РФ и субъектами РФ. Исключение составляет случай приобретательской давности бесхозяйных недвижимых вещей, находящихся на территории города федерального значения — Москвы или Санкт-Петербурга, когда по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет решением суда может быть признано право собственности такого субъекта РФ на данную вещь (п. 4 ст. 225 ГК).

Закон N 423-ФЗ, дополнивший перечень оснований возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки, соответствующие изменения внес и в п. 1 комментируемой статьи. Так, еще одним способом возникновения муниципальной собственности на земельные участки служит безвозмездная передача земельных участков муниципальным образованиям из федеральной собственности.

Исходя из положений Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежат расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:

1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

Подобно п. 3 ст. 18 ЗК в п. 1.1 комментируемой статьи также предусмотрена возможность возникновения муниципальной собственности на земельный участок, от права собственности на который собственник отказался. Причем правом собственности наделяется городской округ, городское или сельское поселение, на территории которого расположен такой земельный участок, либо муниципальный район в случае расположения подобного земельного участка на межселенной территории. Что касается внутригородских муниципальных образований, то вопрос отнесения к их собственности рассматриваемых земельных участков решается на основании законов городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3 ст. 18 ЗК).

Напомним, что в соответствии со ст. 30.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от него производится одномоментно с государственной регистраций права собственности соответствующего муниципального образования, при этом последняя не требует предоставления заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

Пункт 2 комментируемой статьи Законом N 53-ФЗ признана утратившей силу с 1 июля 2006 года.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлена возможность безвозмездной передачи земли, находящейся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований. Причем по сравнению с другими основаниями возникновения муниципальной собственности на землю в данном случае муниципальные образования могут быть правообладателями земельных участков, расположенных в том числе за пределами границ указанных муниципальных образований. Целью такой безвозмездной передачи является обеспечение развития муниципальных образований.

Порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, действующим законодательством не урегулирован.

Вместе с тем письмом Минэкономразвития России от 24 марта 2010 года N Д23-989 разъяснено, что для решения вопроса о целесообразности передачи в собственность муниципального образования земельного участка, находящегося в федеральной собственности, и подготовке проекта распоряжения Правительства РФ необходимо представить в Минэкономразвития России следующие документы:
———————————
.

1) кадастровые паспорта земельных участков;

2) выписку из Единого государственного реестра прав о правах на земельные участки;

3) сведения о наличии утвержденного генерального плана муниципального образования;

4) копию утвержденного проекта планировки, предусматривающего строительство на испрашиваемых земельных участках, указанных в обращении.

5) мнения Территориального управления Росимущества по области и высшего органа государственной власти субъекта РФ.

Таким образом, вопрос целесообразности закрепления права собственности муниципального образования на земельный участок, находящийся в федеральной собственности, решается на основании мотивированного обращения муниципального образования с учетом мнения органов государственной власти федерального и регионального уровней.

Кроме того, вышеназванное ведомство в другом письме особо подчеркнуло, что передача земельного участка может быть осуществлена только в целях развития муниципального образования, что должно подтверждаться документами территориального планирования.
———————————
См.: письмо Минэкономразвития России от 10.11.2011 N Д23-4657 // .

Смотрите так же:  Последствия продления договора аренды. Возобновленный договор аренды

Примером подобной смены формы публичной собственности на землю является распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 2377-р, в соответствии с которым в собственность Новоусманского муниципального района Воронежской области и Шуберского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области безвозмездно переданы находящиеся в федеральной собственности земельные участки .
———————————
Распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 2377-р «О безвозмездной передаче земельных участков в собственность Новоусманского муниципального района Воронежской области и Шуберского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области» // СЗ РФ. 2012. N 2. Ст. 349.

Пункт 4 комментируемой статьи Законом N 53-ФЗ признана утратившей силу с 1 июля 2006 года.

В п. 5 комментируемой статьи сформулировано еще одно основание для безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в муниципальную собственность, которое заключается в отчуждении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, в собственность муниципальных образований на безвозмездной основе в целях предоставления указанных земельных участков гражданам бесплатно.

Условия бесплатного предоставления гражданам указанных земельных участков сформулированы в ст. 28 комментируемого Кодекса .
———————————
См. подробнее: комментарий к ст. 28 ЗК.

Следует отметить, что муниципальное образование в данном случае выступает так называемым «транзитным» собственником на землю, так как муниципальная собственность на рассматриваемые земельные участки является временной, конечной целью данного «передаточного» процесса является преобразование публичной формы собственности на землю в частную.

Кроме того, п. 5 комментируемой статьи устанавливает аналогичную возможность безвозмездной передачи земельных участков из муниципальной собственности одного муниципального образования в муниципальную собственность другого муниципального образования, а также из федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности в собственность субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Целью такой передачи остается предоставление указанных земельных участков гражданам без взимания платы.

Добавим, что проектом Федерального закона N 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» предусмотрено расширение круга субъектов, которым могут бесплатно предоставляться земельные участки в собственность. Наряду с гражданами к таким субъектам могут быть отнесены и их некоммерческие объединения.
———————————
.

Другой комментарий к Ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Имущество, в том числе земельные участки, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 2 закреплены определения ряда понятий, связанных с определением земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности. Так, сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение представляет собой город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальным районом является несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных названным Законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Так же как в п. 1 ст. 17 ЗК РФ и в п. 1 ст. 18 ЗК РФ, комментируемая статья предусматривает основания для признания права муниципальной собственности на землю, аналогичные тем, что применяются к федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

2. Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» эти территории могут иметь местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В муниципальной собственности могут также находиться земли водного фонда.

3. ЗК предусматривает следующую особенность регулирования отношений муниципальной собственности на землю. В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться государственные земли, которые могут находиться как в пределах границ муниципального образования, так и вне их. Цель такой передачи — обеспечение развития муниципальных образований.

Так, например, согласно ст. 3 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность земельных участков Фонда, на которых расположены объекты инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков Фонда, расположенных в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования.

4. Предусмотрен ряд ограничений, касающихся распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Так, ст. 63 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» закрепляет правило о том, что ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не допускается, за исключением земельных участков, указанных в п. 1 ст. 62.1 названного Закона. В соответствии со ст. 62.1 Закона предметом залога по договору об ипотеке могут быть земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если такие земельные участки предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Решения об ипотеке таких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принимаются органами местного самоуправления. Решения об ипотеке земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимаются органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, наделенными полномочиями на распоряжение такими земельными участками в соответствии с законодательством РФ.

Установление или изменение категории земель.

Установление или изменение категории земель

Для этого уполномоченный орган должен принять соответствующее постановление (решение)

Органы, уполномоченные на изменение категории земель

Уполномоченный орган

Виды земель

1

1.1 земли,находящиеся в федеральной собственности, в т.ч. земли лесного фонда;

1.2 земли или земельные участки, необходимые для федеральных нужд;

1.3 земли или земельные участки для установления или изменения черты г.Санкт-Петербурга или Москвы.

Ст.8 ЗК РФ, ст.15 ФЗ № 172-ФЗ

2

Органы исполнительной власти субъектов РФ (Кабинет Министров РТ)

2.1 земли сельскохозяйственного назначения;

2.2 земли, находящиеся в собственности субъектов РФ (РТ); — Ст.8 ЗК РФ.

2.3 земли и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением случаев,установленных законами субъектов РФ и п.1.2 и 1.3 Таблицы)

Ст.15 ФЗ № 172-ФЗ

3

Органы местного самоуправления

3.1 земли, находящиеся в муниципальной собственности (за искл. Земель сельскохозяйственного назначения);

3.2 земли, находящиеся в частной собственности (за искл. Земель сельскохозяйственного назначения); —Ст.8 ЗК РФ.

3.3 земли и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (если это предусмотрено законами субъектов РФ. Законодательством РТ это не предусмотрено)

Ст.15 ФЗ № 172-ФЗ

4

Исполнительный орган государственной власти Орган местного самоуправления, принявших решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии

Земельные участки, утвержденные документами территориального планирования и утвержденные проектом планировки территории для размещения линейных объектов федерального значения, регионального значения или местного значения. Осуществляется изменение любой категории за исключением случаев, если такие земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов, в категорию земель промышленности. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется

ч. 14 ст. 26 от 31.12.2014 г. 499-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В случаях, если категория земель не указана в документах единого государственного реестра недвижимости и правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок в соответствии со ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» категория земель устанавливается путем принятия органом местного самоуправления решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель в зависимости от цели использования, для которой он предоставляется.

Особенности перевода земель из категории земель населенных пунктов

и в земли населенных пунктов.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.

C 31.12.2017 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов может осуществляться только путем утверждения генерального плана или внесения изменений в утвержденный генеральный план в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

С 31.12.2017 г. перевод земельных участков в земли населенных пунктов и из земель населенных пунктов в другую категорию Кабинет Министров РТ не осуществляет.

Последнее обновление: 20 августа 2020, 8:16

Земли населенных пунктов собственность

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

У юридического лица в собственности находится земельный участок. Участок располагается в границах сельского поселения; относится к землям сельскохозяйственного назначения; разрешенный вид использования — для сельскохозяйственного производства.
Собственник планирует осуществить на данном земельном участке строительство спортивно-оздоровительного комплекса (объект спортивного назначения).
В какую категорию надо перевести земельный участок, чтобы осуществить строительство? Какой вид разрешенного использования должен быть у данного земельного участка?

1) Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Ни ЗК Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую категорию (п. 2.11 Энциклопедии судебной практики. Состав земель в Российской Федерации (Ст. 7 ЗК)).
Таким образом, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этого земельного участка в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов) (апелляционное определение СК по административным делам Смоленского областного суда от 06 февраля 2020 г. по делу N 33а-388/2020).
2) Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель (пп. 1, 2 п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, установленных в ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе и в связи с с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентам в том числе к общественно-деловым и рекреационным территориальным зонам: для размещения объектов спорта, отдыха, туризма (ч. 1, 6, 9 ст. 85 ЗК РФ).
В соответствии с Классификатором наиболее подходящим к рассматриваемой ситуации является такой вид разрешенного использования, как «Отдых (рекреация). Обеспечение занятий спортом в помещениях» для размещения спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов в зданиях и сооружениях (код — 5.1.2).
3) Согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Соответственно, размещение на землях сельскохозяйственного назначения иных объектов, в частности спортивно-оздоровительного комплекса, противоречит действующему законодательству. В подобной ситуации собственник земельного участка может быть привлечен к административной ответственности за его нецелевое использование по ст. 8.8 КоАП РФ. Кроме того, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Смотрите так же:  Договор поставки: образец. Договор поставки товара на сумму образец

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Вопрос: При проведении процедуры межевания выяснилось, что в выписке из кадастрового паспорта указана категория земли «земли сельскохозяйственного назначения». Предстоит обратиться в суд с иском об изменении категории земли на категорию «земли поселений».
— Вопрос: Имеется земля сельхозназначения для сельхозиспользования. Какая здесь процедура перевода?
— Энциклопедия судебной практики. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (Ст. 8 ЗК).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

30 апреля 2020 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Абзац девятый утратил силу.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Комментарий к Ст. 8 ЗК РФ

1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным (ч. 1 ст. 14 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую).

Поскольку к настоящему времени практически все земельные участки уже отнесены к той или иной категории земель, то с практической точки зрения особо важное значение имеет осуществление перевода земель из одной категории в другую, тем более что в реальной жизни необходимость такого перевода возникает постоянно, прежде всего в связи с необходимостью осуществления нового жилищного и промышленного строительства, проведения дорог и коммуникаций. Поэтому законодательство детально регулирует основания и порядок перевода земель из одной категории в другую: в комментируемой статье зафиксированы органы, уполномоченные принимать решения о таком переводе, а непосредственно порядок перевода и особенности перевода земельных участков из отдельных категорий земель установлены ФЗ о переводе земель из одной категории в другую. В частности, этим Законом регламентированы состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, порядок рассмотрения ходатайств о таком переводе, основания отказа в переводе, порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия этих участков для государственных или муниципальных нужд.

В комментируемой статье определение органа, правомочного принимать решения о переводе земель, поставлено прежде всего в зависимость от того, в чьей собственности находятся земли, нуждающиеся в переводе. Однако что касается государственной собственности, то, как известно, процесс ее разграничения на федеральную собственность и собственность субъектов РФ не закончен. Поэтому ст. 15 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую установлено правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: 1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; 2) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных случаях перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления, кроме отнесения к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу ФЗ о переводе земель из одной категории в другую: оно осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

Как можно заметить при изучении текста п. 1 комментируемой статьи, для перевода в другую категорию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения требуется решение органов более высокого ранга, чем в случаях перевода участков из земель других категорий. Это один из способов обеспечения приоритета сельскохозяйственных земель и их охраны, в том числе путем недопущения вывода их без достаточных на то оснований из аграрного производства. ФЗ о переводе земель из одной категории в другую (ст. 7), в свою очередь, установлен перечень тех исключительных случаев, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий (т.е. лучших, продуктивных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения) в иные категории.

Абзац относительно земель населенных пунктов в п. 1 комментируемой статьи введен ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, соответствующие изменения внесены и в ч. 1 ст. 8 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую. Таким образом, подчеркивается, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. (О порядке установления или изменения границ населенных пунктов см. комментарий к ст. 84 Кодекса.)

Федеральное законодательство оставляет за собой прерогативу установления порядка перевода земель из одной категории в другую. Однако необходимо отметить, что об основаниях и других условиях перевода в данном случае не упоминается, следовательно, они могут устанавливаться и субъектами РФ.

Такой вывод подтверждается и нормой ст. 1 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, согласно которой правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Упомянутый Федеральный закон закрепляет и конкретные вопросы, которые отнесены к сфере регулирования субъектов РФ, — например, органами государственной власти субъектов РФ устанавливаются содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации).

2. В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи ФЗ о переводе земель из одной категории в другую (ст. 14) определены нормы, регулирующие порядок установления категории земель в тех случаях, когда отсутствует соответствующая запись в документах государственного кадастра недвижимости.

Если при этом категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, то на основании их, по заявлениям правообладателей земельных участков, вносятся изменения в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, применяется следующее правило. Если документы на земельный участок получены до вступления в силу ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, то отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

Если же категория земель не указана ни в документах государственного кадастра недвижимости, ни в правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом действует следующее правило: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Порядок отнесения земель к той или иной категории аналогичен порядку, установленному для перевода земель из одной категории в другую: заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Сведения, которые должно содержать такое ходатайство, и состав прилагаемых к нему документов установлены ст. 2 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (или, соответственно, об отнесении земель к определенной категории) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством РФ;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Хотя в названном Федеральном законе ничего на сей счет не сказано, но представляется, что в отнесении земельного участка к категории земель вообще не может быть отказано, так как каждый земельный участок должен принадлежать к какой-либо категории земель. Однако заявителю может быть отказано в отнесении земельного участка именно к той категории, на которую он указывает (например, если заявитель ведет личное подсобное хозяйство на земельном участке, находящемся при его индивидуальном жилом доме в поселке, и считает, что участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, в то время как по закону это земли населенных пунктов).

Основаниями же отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую могут быть только следующие случаи:

1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

ФЗ о переводе земель из одной категории в другую установлено, что сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение 30 дней бесплатно вносятся в документы государственного кадастра недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка.

Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в установленном ст. 21 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество порядке исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.

Смотрите так же:  Заявление в органы опеки и попечительства. Письмо в органы опеки образец

3. Норма п. 3 комментируемой статьи включает два важных момента: во-первых, еще раз подчеркивается, что порядок перевода земель устанавливается только федеральным законодательством, во-вторых, устанавливается, что недействительность актов об отнесении земель к категориям или о переводе их из одной категории в другую может быть результатом не только неверного решения по существу вопроса, нарушения «материального» законодательства, но и нарушения установленной законом процедуры перевода земель.

Право собственности на земли населённых пунктов

Земли населенных пунктов – участки, которые расположены внутри этих населенных пунктов и поселений. Они предназначены для развития и последующей застройки. Земли населенных пунктов могут быть в частной, муниципальной и государственной собственностях.

Частная собственность предполагает, что физическое или юридическое лицо приобрело землю, согласно действующему законодательству. Также они могут в определённом порядке приобретать участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Существует и категория участков, которые по закону нельзя передавать в частную собственность.

В муниципальной собственности находится та земля населенных пунктов, которая является такой с момента образования, признана таковой федеральным законом, была приобретена или безвозмездно передана под нужды органов власти.

Государственные земли населенных пунктов – все участки, которые не находятся ни в частной, ни в муниципальной собственностях.

Права пожизненного наследуемого владения и постоянного пользования

Согласно действующему законодательству, право пожизненного наследования возникает только на те земли населенных пунктов, которые находятся в муниципальной или государственной собственностях. Обладателем такого права может быть лишь физическое лицо. Поводом для отзыва пожизненного владения является:

  • Добровольный отказ землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 53 ЗК РФ.
  • Ненадлежащее использование земли.
  • Приобретение этого же участка в частную собственность.
  • Кроме права пожизненного наследования, принято выделять право постоянного, или бессрочного, пользования. Оно распространяется только на участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственностях. Обычно такие земли предоставляются государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления. Частные лица не могут воспользоваться этим правом. Владение по праву бессрочного пользования должно осуществляться в пределах правовых актов и законов. Такие земли населенных пунктов предназначены для возведения зданий, сооружений и другого типа недвижимости.

    Ограничения права собственности

    Ограничения прав собственности – все то, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения землей населенных пунктов. Сюда же относится и ограничение оборотоспособности, что указано в статье 27 ЗК РФ. Все ограничения необходимо регистрировать, также нужно выделить, что они передаются при продаже земельного участка от одного владельца к другому. Любые обременения можно обжаловать в судебном порядке. Существуют следующие виды ограничений:

  • Особые условия по охране окружающей среды.
  • Особые условия по использованию и хозяйствованию.
  • Условия по началу и окончанию застройки в отведенные сроки.
  • Иные условия, которые оговорены в ЗК РФ или Федеральных Законах.
  • Прекращение права собственности

    Право собственности на землю населенного пункта может быть прекращено при отчуждении этого участка собственником другим лицам или же при его отказе от права на этот участок. Право постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения прекращается при самостоятельном отказе владельца от него. Принудительно остановка прав происходит в следующих случаях:

  • Участок используется не по целевому назначению.
  • При использовании участка таким способом, который приводи к значительному ухудшению окружающей среды.
  • При изъятия земли населенного пункта для нужд государства или муниципалитета.
  • При изъятии участка с целью реквизиции.
  • При неустранении последствий земельных нарушений.
  • В случае регулярной неуплаты земельного налога (смотрите статью «Налог на земли населённых пунктов»).
  • При использовании земельного участка с нанесением серьезного ущерба экологической обстановке.
  • При невыполнении мероприятий по восстановлению и улучшению качества земель в случае необходимости.
  • При неиспользовании участка земли населенного пункта в течение трех лет или более того, если иное указано в Федеральном законе.
  • В иных случаях, которые описаны в Федеральном законе.
  • Принять решение об прекращении права собственности сможет только суд, опираясь на статью 54 ЗК РФ. Также необходимо учитывать положения, которые установлены Федеральными Законами. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд происходит путем выкупа.

    Купля-продажа земель населённых пунктов

    Земли населенных пунктов – территории, которые предназначены для последующей застройки и развития городов, сел или других поселений. Они делятся на конкретные зоны, которые и определяют способ использования этих земель. Земли населенных пунктов могут быть выкуплены в целях застройки, соответствующей генеральному плану городского либо сельского поселения. Сельское поселение – один из видов муниципального образования, который является совокупностью сельских населенных пунктов.

    Физические лица могут приобретать в собственность только два вида земель населенных пунктов: жилые и сельскохозяйственные. Согласно статье 85 части 5 ЗК РФ, земельные участки в жилых зонах используют с целью:

    • Индивидуальной жилой застройки.
    • Мало- или многоэтажной жилой застройки.
    • Возведения бытовых или культурных помещений.
    • Физические лица имеют право приобретать земли населенных пунктов сельскохозяйственного назначения с целью строительства там зданий, необходимых для сельскохозяйственного производства, пашен и многолетних насаждений. Узнать о возможностях использования того или иного участка поможет классификатор №540, утвержденный 01.09.2014 Минэкономразвития.

      Чтобы приобрести участок, нужно обращаться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, т.е. в администрацию города или местную администрацию. Это может быть дума, совет, муниципальный совет и т.д.

      Купля и продажа земель населенных пунктов

      Договор купли-продажи – наиболее распространенное основание, по которому земельные участки переходят в чью-то собственность. Процесс заключения этого документа регламентируется Земельным Кодексом РФ. Нужно учитывать, что земли населенных пунктов предназначены для застройки. В договоре купли-продажи земельного участка должна быть следующая информация:

    • Обязательства покупателя и продавца.
    • Информация о виде территориальной зоны.
    • Экспертная оценка земельного участка.
    • Документ, подтверждающий право собственности.
    • Наименования продавца и покупателя.
    • Стоимость земельного участка.
    • Мера ответственности продавца и покупателя.
    • Порядок проведения денежных расчетов.
    • Стороны договора купли-продажи: продавец и покупатель. Продавец – лицо, которое отчуждает имущество, согласно договору. Таким правом обладает не только владелец, но и комиссионер, агент, доверительный управляющий. Выступать в роли продавца может организация, которая выполняет свои обязанности от имени собственника. Уплата денег и действия по передаче земельного участка регламентируются договором купли-продажи.

      Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учёт.

      Таким образом, договоры купли-продажи на участки, не имеющие этого документа, — не имеют юридической силы. В договоре обязательно должны быть учтены следующие данные об участке:

    • Местоположение.
    • Кадастровый номер.
    • Категория.
    • Разрешенный способ использования.
    • Целевое назначение.
    • Площадь.
    • Иные параметры.
    • При продаже земельного участка продавец должен сообщить покупателю об ограничениях или обременении. Проведение кадастрового учета будет невозможным, если площадь участка будет меньше минимальной. Стоимость – формируется в процессе диалога сторон. Они могут обратиться за квалифицированной помощью оценщика. Он сможет определить стоимость единицы измерения, которая определит цену на участок исходя из его фактической площади. Статья 37 пункт 2 Земельного Кодекса РФ гласит, что договоры купли продажи земельных участков могут быть признаны недействительными в следующих случаях:

    • Договор устанавливает право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию.
    • Договор ограничивает дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ипотеку, передачу в аренду, иные сделки
    • Договор ограничивает ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами

    Проведение торгов на земельные участки (аукцион)

    Согласно законодательству Российской Федерации все сделки с участием земельных участков должны быть возмездными. Чаще всего земля приобретается по результатам аукциона. Предмет таких мероприятий – право на заключение договора купли-продажи участка с установленными границами. Торги проводятся на основании решений органов власти или самоуправления, специализированных организаций или по заявлениям самих физических или юридических лиц.

    Стартовая цена на земли сельских поселений определяется рыночной или кадастровой стоимостью, если результаты оценки утверждены не меньше чем за 5 лет до даты проведения аукциона. По инициативе заинтересованных лиц земельный участок может быть образован на месте, в границах которого его ранее не было. Для этого нужно предоставить схему расположения этого участка, кроме того, заинтересованное лицо обеспечивает выполнение кадастровых работ, затем подаётся заявление о проведении аукциона с указанием цели использования участка. Документы, необходимые для заключения договора купли-продажи:

  • Документ, удостоверяющий личность покупателя и продавца.
  • Кадастровый паспорт на земельный участок.
  • Разрешение на строительство.
  • Документ об отказе органа власти о покупке участка.
  • Выписка из ЕГРП об отсутствии каких-либо запрещений или обременений.
  • Выписка из налоговой об отсутствии каких-либо задолженностей.
  • Извещение о начале проведения торгов публикуется на сайте администрации муниципального округа, в средствах массовой информации как минимум за 30 дней до их начала. Нужно учитывать, что шаг аукциона составляет 3% от начальной стоимости. К торгам могут не допустить претендентов, которые:

  • Предоставили неполный пакет документов.
  • Являются лицом, которое не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду
  • Ранее участвовали в торгах и не выкупили участок по его результатам
  • Победитель торгов – участник, который предложит наибольшую сумму за земельный участок. Результаты заносятся в протокол, который составляется в день мероприятия. Там же должна присутствовать информация о покупателе и данные об участке. Лицам, которые не выиграли в торгах, сумма задатка возвращается в течение 3 дней банковским переводом. С результатами можно ознакомиться на официальном сайте администрации либо же в средствах массовой информации. Договор купли-продажи составляется после проведения торгов в трех экземплярах: продавцу, покупателю и для Росреестра и и направляется в 10-дневный срок победителю аукциона.

    Чтобы приобрести землю в сельском поселении, необходимо подать в местную администрацию заявление о предоставлении участка, указав цель его приобретения.

    Администрация в течение месяца примет решение, после чего публично объявит о предстоящих торгах. Все, что вам нужно для участия, — внести определенную сумму в качестве задатка. Если желающих на землю больше не найдется, она будет передана заявителю по первоначальной цене.

    Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов (аукциона)

    Чтобы получить земельный участок без торгов, необходимо подать заявление в местную администрацию. Если участок необходимо образовать, то необходимо подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В нем должны быть указаны: полная информация о заявителе, кадастровый номер интересующего объекта, реквизиты решения об изъятии ЗУ для нужд государства, основание о выдаче земли без торгов, вид желаемой собственности, цель использования участка, реквизиты документа об территориальном планировании, почтовый и электронный адрес заявителя. Также придется предоставить:

  • Документ, по которому вы претендуете на покупку земельного участка без аукциона.
  • Документ, подтверждающий полномочия заявителя.
  • В случае необходимости, заверенный перевод документов о государственной регистрации в соответствии с иностранным законодательством.
  • Списки членов организации для ведения садоводства или огородничества, если участок приобретается для таких целей.
  • В течение 10 дней со дня подачи заявления и пакета документов заявитель должен получить ответ. В случае отказа ему должны предоставить причины такого решения. При положительном ответе уполномоченный орган за 30 календарных дней должен рассмотреть полученное заявление: проверить подлинность всех документов, наличие оснований. По результатам рассмотрения орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об отказе и направляет принятое решение заявителю.

    До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями из ЗК РФ.

    В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

  • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика;
  • кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
  • основание предоставления земельного участка без проведения торгов
  • вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок
  • цель использования земельного участка;
  • реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка
  • почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
  • Прилагаются следующие документы:

  • документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов
  • документ, подтверждающий полномочия представителя
  • В течение 10 дней уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует закону, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены соответствующие документы. Уполномоченный орган должен указать причины возврата заявления.

    В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление. По результатам его рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

    1. осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю;
    2. принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа.
    3. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в 30 тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

      Без торгов можно приобрести участок:

    4. Земли, образованный из участка для комплексного освоения, гражданину, с которым заключен договор последующего освоения территорий.
    5. Земли некоммерческой организации, которая предназначалась для жилищного строительства.
    6. Земли некоммерческой организации, предназначенной для ведения дачного хозяйства, садоводства или огородничества, членам этой организации.
    7. Земли, предназначенного для жилищного строительства, относящегося к имуществу общего пользования.
    8. Земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации
    9. Земли, которая предоставлялась юридическому лицу для дачного хозяйства.
    10. Земли, на которых есть имущество покупателя.
    11. Земли, которая была в бессрочном пользовании этого покупателя.
    12. Земли, которая подпадает под ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
    13. Земли, которая находилась в аренде покупателя более трех лет.
    14. Земли, которая предназначена для ведения личного хозяйства в населенном пункте либо дачном хозяйстве.

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *