Требования к правильной осанке. Требования к правильной осанке

Сен 7, 2019 Статьи

Требования к правильной осанке

осанка тренировка опорный двигательный

В процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата, направленной на формирование правильной осанки, решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений;

1) формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней;

2) гармоничное укрепление мышечного корсета и развитие силовой

З) развитие гибкости;

4) формирование навыка рационального дыхания, совершенствование функциональных возможностей дыхательной системы;

5) нормализация эмоционального статуса;

6) коррекция функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.

Как двигательный навык, осанка формируется по механизму образования временных связей, приводящих путём длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и движении. Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умения принимать и сохранять положение правильной осанки.

В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней, включая их в содержание занятий — уроков по физической культуре, утренней зарядке, гимнастики, физкультминуток, домашних заданий. Каждое занятие по физической культуре должно начинаться и заканчиваться упражнениями, способствующими формированию навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней. В течение всего урока при выполнении различных упражнений необходимо добиваться от детей сохранения положения правильной осанки.

Необходимо подчеркнуть, что выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят во время выполнения гимнастических упражнений (строевых, общеразвивающих, вольных), при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. Стиль выполнения гимнастических упражнений и требования к технике движений и фиксации поз в исходных, промежуточных и конечных положениях дают основание рассматривать гимнастику как своего рода осанки.

При использовании строевых упражнений для сохранения интереса детей желательно использовать игровые методы, образные сравнения, музыкальное сопровождение. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдаётся упражнениям симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще применять упражнения с предметами — гимнастической палкой, мячом, обручем.[10]

Основные требования к правильной осанке, упражнения по формированию правильной осанки, правила выполнения и способы контроля правильной осанки

Основные требования к правильной осанке. Правильная осанка характеризуется следующими признаками — прямое положение туловища, развернутые плечи, приподнятая голова, немного втянутый живот. Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить «индикатором» нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание. Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение. Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета — прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба. Какие же виды нарушений осанки нужно знать?[6]

Сколиоз (искривление позвоночника в левую или правую сторону), сутулость, впалая грудь и некоторые другие. на Рис. 1.показаны типичные виды нарушений осанки, которые встречаются у младшего школьника. Обратим внимание, что представлены явные нарушения.

Рис. 1.Типичные виды нарушения осанки: а — сколиоз, б — лордоз, в — кифоз, г — правильная осанка.

Упражнения для формирования правильной осанки младшего школьника включают фиксацию стойки смирно и стойки смирно у стены (прислонясь к стене), прогибание туловища в основной стойке (прогибание туловища в положении выпада вперед, в наклоне назад) и в положении лежа (прогибание назад в положении лежа на животе, подъем прямых ног назад из того же положения), вращение туловищем влево и вправо, наклоны вперед и назад.

Можно выполнять специальный комплекс упражнений из системы хатха-йога, подобранный для учащихся младшего школьного возраста рис. 2.

Рис. 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки.

Все упражнения выполняются 10-30 с, в зависимости от уровня подготовленности школьника.

Правила выполнения физических упражнений для формирования осанки. Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило — достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы. Для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота. На этот раздел мы советуем обратить особое внимание.

Для детей младшего школьного возраста полезны занятия разными видами физических упражнений на открытом воздухе. Летом это могут быть катание на велосипеде, купание в открытых водоемах, пешие прогулки по лесу или парку, игры в футбол, волейбол, бадминтон со сверстниками. Зимой, несомненно, прогулки на лыжах, катание на коньках. В ненастную погоду (в так называемые переходные периоды — осенью и весной), когда слякотно, промозгло и ветрено, можно энергично выполнять общеразвивающие упражнения. Примерный комплекс таких упражнений (которые можно выполнять безо всяких приспособлений и спортивного инвентаря) приведен на рис. 3.

Рис.3.Комплекс общеразвивающих упражнение для младшего школьника. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними — период отдыха от 30 до 40 с.[11]

Способы контроля правильной осанки: обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены — имеются признаки нарушения осанки. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу и проверить свою осанку более тщательно. Врач поможет подобрать и индивидуальный комплекс упражнений, который требуется при разных видах нарушения осанки.

Для формирования правильной красивой осанки необходимо дополнительно использовать упражнения дыхательной гимнастики и укреплять мышцы живота. Остановимся на этом подробнее.

Дыхательная гимнастика. Считается, что с помощью правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, навсегда избавиться от головной боли, насморка, простуд, расстройств пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления.

Большинство детей дышат ртом. Обычно они часто болеют, имеют слабое физическое развитие, быстро утомляются. Специальные дыхательные упражнения очистят слизистую оболочку дыхательных путей, укрепят дыхательную мускулатуру, что сразу же скажется на самочувствии ребенка. Занятия дыхательной гимнастикой нужно проводить в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. После еды должно пройти 30-40 мин.[4]

1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения — исправить неправильные привычки в дыхании. Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторять упражнение 10 — 15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10 — 15 дыхательных циклов.

2. Диафрагмальное дыхание (дыхание животом). Цель упражнения — научить ребенка экономичному дыханию, способствующему наиболее полной вентиляции легких. Неполное дыхание оставляет большую часть легких неактивной, при этом в них развиваются бактерии, провоцирующие легочные заболевания.

Сесть на коврике со скрещенными ногами. Выполнить плавный выдох, сокращая мышцы живота и максимально втягивая живот. После этого без задержки выполнить максимальный плавный вдох, выпячивая живот. Выполнить упражнение в течение 30 — 40 с.

3. «Очистительное» дыхание. Цель упражнения — очистить дыхательные проходы. Сесть на коврике со скрещенными ногами. Выполнить максималь ный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. За этим немедленно следуют расслабление мышц живота и глубокий вдох. Пассивный вдох и резкий выдох непрерывно чередуются один за другим. Выполнить 10 — 15 дыхательных циклов.

4. «Кузнечный мех». Упражнение позволяет быстро «насытить» организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Для выполнения упражнения нужно сесть со скрещенными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. После этого делается в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе — втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с затяжкой дыхания на 5-7 с. После этого переходят к обычному дыханию. Форсировать тренировку дыхательными упражнениями ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок — отсутствие неприятных ощущений, улучшение самочувствия, повышение умственной и физической работоспособности.[7]

Закрепление навыков правильной осанки

Большое значение для закрепления навыка правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.

На третьем этапе реализуется конечная цель обучения — образование прочного двигательного навыка, доведенного до определённой степени совершенства.

движение можно считать освоенным в том случае, если ребёнок правильно выполняет его и в привычных стандартных условиях, и в непривычных.

Таким образом, формирование у детей навыка правильной осанки происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных стадий на протяжении трёх этапов обучения, каждый из которых предусматривает использование адекватных намеченным задачам средств и методов физического воспитания.[9]

Примеры строевых упражнений с игровыми заданиями.

1. “Чья команда быстрее построится?”

2. “Поход оловянных солдатиков”. (Ходьба в колонне по одному, сохраняя дистанцию — на вытянутые руки.По сигналу дети останавливаются, а учитель проверяет сохранение дистанции в строю и осанку детей и поправляет тех, кто стоит неверно)

3. “Филин”, “Чайки”, “Аист”, “Танец журавлей” и т. д.

Учитывая, что все упражнения, связанные с проявлением равновесия требуют от детей сосредоточенность, внимания, волевых усилий, они должны проводиться по возможности раньше, до упражнений на силу или выносливость.

Комплекс общеразвивающих упражнений у стены:

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

Формирование навыков правильной осанки — НОВОСТИ

Формирование навыков правильной осанки

Формирование навыков правильной осанки

Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) информирует родителей о формировании навыков правильной осанки у детей.

Все школьные годы дети большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность. Именно поэтому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка.

Осанка — привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы. Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности. Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Правильная осанка в положении сидя— прямая посадка головы, слегка оттянутые назад и опущенные книзу плечи, развернутая грудная клетка, прямая, чуть прогнутая в пояснице спина, подтянутый живот. Сидя на стуле, нужно полностью занимать его сиденье, плотно прижимаясь спиной к спинке стула. Край стола находится по отношению к груди на расстоянии кисти руки, поставленной ребром. При письме, рисовании, лепке руки лежат на столе, голова слегка наклонена. Нельзя низко опускать голову над бумагой и склонять голову набок. Если локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого, позвоночник искривляется. На устных занятиях дети сидят, откинувшись назад, опираясь спиной о спинку стула, спина прямая, руки на коленях (ближе к животу), плечи развернуты, голова поднята, взгляд обращен на воспитателя. При такой позе органы брюшной и грудной полостей не сдавливаются, кровообращение и дыхание улучшаются, устраняется застой крови в ногах и брюшной полости. На занятиях надо напоминать детям, чтобы они время от времени меняли позу. Однообразное положение, особенно когда руки лежат на столе, очень утомительно, потому что туловище все время наклонено вперед, брюшная полость сдавлена, дыхание поверхностно, мышцы шеи и спины напряжены. От положения головы зависит тонус мышц плечевого пояса и верхних конечностей, разгибателей позвоночника. Стоять нужно в основной стойке или на слегка расставленных ногах (на ширине ступни) Развитию мышечных ощущений правильного положения тела и головы помогает следующее задание: дети встают к стене, прикасаются к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками; закрывают глаза и запоминают это положение. Затем, открыв глаза, они ходят, сохраняя принятое положение, по залу. Такое задание повторяется несколько раз. Сохранить правильное положение тела помогает также ходьба с мешочком на голове. Необходимо повседневно следить за осанкой детей. В старших группах нужно приучать детей замечать недостатки в своей осанке и стремиться самостоятельно исправлять их.

Так что же делать?

1. Наращивать «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому от родителей достались слабые соединительные ткани–предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости… Поэтому ребенок должен больше бегать, прыгать, плавать, подтягиваться и карабкаться.

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то и рядом мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2–3см выше локтя опущенной руки вашего ребенка, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 40см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ось таза наклоняется, и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким (волосяным или травяным), подушка – маленькой, низкой. Кровать – такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. А детям, уже имеющим искривление позвоночника, придется приобрести ортопедический матрас. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно.

Работать над осанкой никогда не поздно. Даже в 15–16 лет еще можно исправить спину так, что в одежде искривленного позвоночника видно не будет. Правда, это потребует значительных усилий и занятий под руководством врача. Но зачем ждать, когда спина станет кривой, не лучше ли начать заботиться о ней прямо сейчас?

Формирование осанки у детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры

Формирование правильной осанки детей в процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата. Основные требования к правильной осанке, упражнения по формированию правильной осанки, правила выполнения и способы контроля правильной осанки.

Рубрика Спорт и туризм
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.06.2013
Размер файла 125,0 K
Смотрите так же:  Получить паспорт РФ по упрощенной схеме смогут все жители Донецкой и Луганской областей. Упрощенно получить российское гражданство

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие и типы осанки. Факторы, влияющие на ее формирование. Определение степени искривления позвоночника. Профилактика и лечение ее нарушений. Разработка рекомендаций по оздоровлению детей и формированию правильной осанки в условиях школьного обучения.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 14.05.2015

Распространение деформаций опорно-двигательного аппарата среди младших школьников. Самоконтроль соблюдения двигательного режима, гимнастические упражнения, направленные на исправление осанки и формирование мышечного корсета туловища в условиях урока.

презентация [711,3 K], добавлен 30.01.2015

Изучение формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия в процессе обучения детей коррегирующим упражнениям. Обзор классификации общеразвивающих упражнений. Проведение занятий лечебной физической культуры в условиях дошкольных учреждений.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 28.07.2015

Осанка как привычная поза в покое и при движении, ее виды. Понятие правильной осанки и причины ее нарушения. Дефекты осанки и заболевания позвоночника. Классификация патологий нарушения осанки. Признаки нормальной осанки, упражнения для ее контроля.

реферат [260,5 K], добавлен 20.12.2011

Осанка как физиологическое положение позвоночника. Осанка и здоровье школьника. Отклонения в структуре осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Организация двигательного режима для детей с нарушением осанки на уроке физической культуры.

курсовая работа [262,2 K], добавлен 31.05.2013

Понятие об осанке и телосложении. Причины нарушения осанки, способы ее коррекции. Профилактика травматизма во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Комплекс физических упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

контрольная работа [52,1 K], добавлен 22.06.2015

Физические упражнения как основное и специфическое средство формирования осанки. Роль оздоровительных сил природы и гигиенических факторов в формировании осанки. Комплексное применение средств закаливания. Выполнение режима дня и личной гигиены.

курсовая работа [36,4 K], добавлен 06.11.2011

Характеристики и причины возникновения нарушений осанки. Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки. Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза. Педагогический эксперимент, его результаты.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 28.06.2012

Закаливание. Быть в движении — значит укреплять здоровье. Нужно ли развивать у ребенка мышечную силу?. Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания детей. Примерные комплексы упражнений. Физическая культура.

реферат [37,1 K], добавлен 21.09.2005

Рациональная осанка, ее значение, признаки. Нарушение осанки: классификация и основные симптомы. Причины и профилактика нарушений осанки. Физическая реабилитация пациентов с нарушением осанки: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, упражнения.

курсовая работа [673,4 K], добавлен 03.07.2012

Основные требования к правильной осанке, упражнения по формированию правильной осанки, правила выполнения и способы контроля правильной осанки. Формирование Правильной Осанки — Что Нужно Знать

Процесс формирования осанки

Правильная осанка

Полноценное физическое развитие невозможно без правильной осанки. Осанку часто считают универсальным показателем состояния здоровья человека и его гармоничного развития, т.к. при всех видах нарушения осанки внутренние органы смещаются, а, следовательно, нарушаются их функции:

· Ухудшается работа сердца;

· Уменьшается жизненная ёмкость лёгких;

· Снижается обмен веществ;

· Развивается головная боль;

· Ребёнок с нарушенной осанкой становится ленивым, апатичным, избегает излишней физической нагрузки и подвижных игр.

Поэтому смело можно говорить о том, что нарушение осанки ведёт к различным проблемам со здоровьем. И если в детском возрасте эти проблемы может быть не так заметны, то в более зрелом возрасте могут превратиться в смертельно опасные болезни. Именно поэтому на формирование правильной осанки необходимо обратить внимание ещё в раннем возрасте.

Осанка – это привычная поза человека при сидении, стоянии, ходьбе.

Признаки правильной осанки:

Плечи развёрнуты и отведены назад;

Лопатки не выпирают;

Линия шеи должна находиться на одной вертикальной линии с позвоночником;

Живот подтянут (у дошкольников при нормальном развитии, физиологическая особенность такова, что живот выступает вперёд)

Голова держится прямо;

Наш позвоночник при правильной осанке имеет три изгиба: шейный прогиб, грудной выгиб и поясничный прогиб. Формирование правильной осанки начинается практически с первых дней жизни человека. Позвоночник новорожденного ребёнка не имеет никаких изгибов. Первый изгиб – шейный лордоз формируется к трём месяцам жизни ребёнка. Второй изгиб позвоночника – грудной кифоз формируется к шести месяцам жизни ребёнка. Третий изгиб – поясничный лордоз формируется к 9 – 12 месяцам жизни ребёнка. Закрепляются все эти изгибы позвоночника в подростковом возрасте.

Неправильная осанка – это не значит, что произошло просто искривление позвоночника. Нарушения осанки бывают разные. Чаще всего встречается три вида нарушения осанки: кифоз, лордоз и сколиоз.

Виды неправильной осанки:

1. Кифотическая (кифоз) — усиленный изгиб позвоночника грудной области. При кифозе наблюдается круглая спина или сутулость, нижний край лопаток выступает назад, грудь впалая, плечи направлены вперёд.

Лордотическая (лордоз) – усиленный изгиб позвоночника в поясничной области. При лордозе наблюдается сутулость, живот выделяется вперёд.

С

Cколиоз – это изгиб позвоночника влево или вправо от нормального положения позвоночника (боковое искривление позвоночника. При этом лопатки находятся ассиметрично, одна выше, другая ниже.

На формирование правильной осанки влияют множественные факторы. К ним можно отнести: наследственность, правильные физические нагрузки, организацию двигательной деятельности ребёнка, правильное питание, режим дня, организацию развивающей среды и т.д. Если Вы замечаете, что у ребёнка появляются признаки нарушения осанки, то необходимо найти причины этого и устранить их. На формирование правильной осанки большое влияние так же оказывает правильное развитие стопы. Поэтому ещё одним фактором формирования правильной осанки ребёнка будут меры профилактики плоскостопия.

Причины нарушения осанки:

§ Чрезмерные физические нагрузки;

§ Неправильное питание, т.к. растущему организму необходимы кальций и фосфор;

§ Нарушение витаминного обмена;

§ Неправильная посадка ребёнка за столом;

§ Мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;

Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки . Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:

1. Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.

2. Не допускать, чтобы ребёнок спал на очень мягкой, легко проминающейся постели.

3. Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки, позже применяется детская ортопедическая подушка .

4. До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.

5. Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости.

6. До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.

7. Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.

8. Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка.

Как правильно подобрать мебель для ребёнка нужного размера?

Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см;

Для ребёнка 1,5 – 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см;

Для ребёнка 2 – 4 лет, при его росте 90 – 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см;

Для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 – 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см;

Для ребёнка 5 – 7 лет, при росте 115 – 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см;

Для ребёнка 6 – 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36 см

Ещё одна мера профилактики нарушения осанки — правильная посадка ребёнка за столом :

Если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;

Если ребёнок пишет или рисует, то появляется её одна точка опоры – предплечья рук;

Между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;

Спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;

Ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;

Высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё 2 см;

Край стула должен заходить под крышку стола на 4 – 5 см.

Это самые простые рекомендации по формированию правильной осанки ребёнка и профилактике нарушения осанки. Следуя этим простым правилам, у Вашего ребёнка не должно быть проблем с красивой, грациозной и ровной спиной. Более подробную и конкретную информацию можно посмотреть в специализированной литературе, посвящённой именно формированию правильной осанки. И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости.

Осанка – привычное положение тела человека.

Позвоночный столб состоит из: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых позвонков. После рождения заметно изменяются размеры и форма позвоночного столба. Наиболее быстро позвоночник растет в первые два года. Позвоночник имеет физиологические изгибы. Первоначально, в 3-4 месяца, когда ребенок начинает держать голову, формируется шейный лордоз. К 6 месяцам, когда ребенок уверенно сидит, появляется грудной кифоз. И несколько позднее, когда ребенок начинает ходить у детей образуется поясничный лордоз и крестцовый кифоз . К 6-7 годам формируется типичная форма позвоночника. Окончательное формирование естественных изгибов происходит к 18-20 годам.

Для нормальной осанки характерно: перпендикулярное положение туловища и головы по отношению к площади опоры, симметричность очертаний шеи, надплечий (плечи на одном уровне), нахождение на одном уровне лопаток, физиологические изгибы позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах в пределах нормы, одинаковая форма боковых поверхностей туловища и опущенных рук, горизонтальный уровень гребней подвздошных костей, одинаковая длина ног, симметричность скелетной мускулатуры и сводов обеих стоп. Вертикальная ось проходит через середину темени, мочку уха, поперечную ось тазобедренного сустава и бугорок пятой плюсневой кости. Человек с такой осанкой выглядит стройным и подтянутым, его фигуру называют красивой.

Правильная осанка обеспечивает высокие амортизационные свойства позвоночника, благодаря которой головной мозг в процессе движения не испытывает значительных сотрясений. Толчки при движении направляются снизу вверх и смягчаются в конечном итоге в 25-30 раз за счет естественных изгибов позвоночника. Помимо рессорной функции, осанка выполняет ряд других положительных функций: улучшает условия для работы внутренних органов и двигательного аппарата. Мышцы, обеспечивающие позу правильной осанки, находятся в наименьшем напряжении, что повышает их готовность к двигательной деятельности.

Основными причинами нарушения правильной осанки являются:

1. Несоблюдение гигиенических условий режима дня, питания, гигиены обуви, одежды.

2. Болезни, из-за которых человек вынужден лежать долгое время.

3. Перегрузка позвоночника во время работы.

4. Недостаточная освещенность рабочего места.

5. Слабое развитие мышц спины, таза, брюшного пресса.

6. Подражание взрослым.

7. Отсутствие самоконтроля и контроля со стороны взрослых.

8. Ношение тяжести в одной руке.

Нарушения осанки проявляются чаще всего в увеличении или уменьшении выраженности естественных изгибов позвоночника. Наиболее частыми являются плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина, ассиметричная осанка.

Плоская спина характеризуется сглаженностью физиологических изгибов позвоночника. Для людей с такой осанкой типичны крыловидные лопатки, плоская поясница, уплощения ягодиц, вялая, слаборазвитая мускулатура. Причинами формирования плоской спины являются болезни, из-за которых дети вынуждены подолгу лежать, раннее и длительное сидение ребенка при неокрепшем позвоночном столбе, слабость связочного аппарата позвоночника, мышц спины и мышц – сгибателей тазобедренных суставов.

Круглая спина отличается от нормального дугообразным искривлением всего позвоночника выпуклостью назад. Возникает увеличенный грудной кифоз, при этом шейный и поясничный лордозы почти отсутствуют. Лица с такой осанкой часто стоят на полусогнутых ногах, чем компенсируют слабовыраженный поясничный лордоз. Грудная клетка у них впалая, плечи выдвинуты вперед и опущены вниз, живот несколько выпячен. Этот дефект осанки отрицательно сказывается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Причинами развития круглой спины является перегрузка позвоночника во время работы (за партой, у станка), а также несоответствие рабочего места росту, недостаточное его освещение, близорукость. Если чрезмерный изгиб позвоночника выпуклостью назад (кифоз) образуется преимущественно в верхней части грудного отдела позвоночника, то такую спину называют сутулой.

Кругло-вогнутая спина обусловлена увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза, т.е. имеет место чрезмерное увеличение физиологических изгибов позвоночника в переднезаднем направлении. Грудная клетка находится в положении выдоха, мышцы живота расслаблены, диафрагма слегка сдавлена, и ее движение затруднено, живот выдается вперед, туловище отклонено назад. Причинами описанного дефекта осанки является слабость связочного аппарата, а также мышц спины и брюшного пресса.

Ассиметричная осанка представляет собой диспропорцию правой и левой половин туловища. Она выражена в изгибе позвоночника вправо и влево. Плечо и лопатка с одной стороны опущены. Причинами ассиметричной осанки чаще всего являются неправильная поза за столом, особенно во время письма, постоянное ношение тяжести в одной руке, слабость связочно-мышечного аппарата позвоночника.

Методика формирования правильной осанки.

Средства формирования правильной осанки.

Для формирования правильной осанки используют следующие упражнения:

1. Статические упражнения у стены.

2. Упражнения с предметами на голове.

3. Общеразвивающие упражнения, строевые и вольные.

4. Корригирующие упражнения.

5. Упражнения с элементами жонглирования.

6. Упражнения в равновесии на умеренной опоре.

В процессе коррекции осанки выделяют два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе решается задача увеличения гибкости позвоночника и восстановления нормальной выраженности физической кривизны путем специальных упражнений. Задачей основного этапа является воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Это достигается путем зрительного самоконтроля перед зеркалом, тактильного контроля при выполнении упражнений у стены. Кроме того, на этом этапе важно совершенствовать умение к произвольному напряжению и расслаблению мышечных групп, обеспечивающих правильную осанку.

Ровная спина, развернутые плечи, красивая походка – не только черты привлекательности человека, но и свидетельство здоровья его опорно-двигательного аппарата. Как ни жаль, сегодня многие из школьников уже имеют разного рода нарушения осанки. Чтобы помочь ребенку избежать проблем с позвоночником, начинать об этом беспокоиться следует еще до школы, с раннего детства – самого благодатного периода для укрепления и сохранения здоровья. Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста осуществляется не одномоментно и не каким-то определенным воздействием, а посредством применения целого комплекса мероприятий.

Немного анатомии

Правильная осанка, слегка отведенные назад и опущенные плечи, прямой корпус, подтянутый живот, ровно стоящие ноги, начинает формироваться с самого рождения. У младенца на первом году жизни образуются все изгибы позвоночника: шейный и поясничный лордоз, грудной кифоз, что обеспечивает естественное, без излишнего напряжения мышц, положение тела в пространстве. От того, насколько внимательны взрослые будут к поддержанию у детей правильной осанки, зависит здоровое состояние организма, полноценное развитие внутренних органов, общая физическая подготовленность и красота фигуры.

Нарушенной осанкой считается:

Причины возникновения и последствия неправильной осанки

Генетическая предрасположенность к неестественным искривлениям позвоночника, его травмы и врожденные патологии – лишь малая часть причин появления неправильной осанки. Чаще проблемы возникают при нарушениях режима питания, недостаточной двигательной активности, безразличном отношении взрослых к развитию у ребенка привычки стоять, сидеть и ходить, контролируя правильное положение тела, не грамотном подборе одежды, при ношении обуви, размер которой слишком мал или велик, а также при выборе мебели не по росту.

Следствиями нарушения осанки могут быть весьма серьезные патологии в организме. Из-за смещения естественного положения позвоночника при ослабленном мышечном корсете внутренние органы, находящиеся в грудной и брюшной полостях, могут перестать нормально функционировать:

  • снижается жизненная емкость легких;
  • нарушается работа сердца, желудочно-кишечного тракта, подвижность суставов;
  • появляется быстрая утомляемость, частые головные боли.
  • Кроме того, из-за негармонично сложенной фигуры у детей в более старшем возрасте развивается заниженная самооценка и возникают проблемы с психологическим здоровьем.

    Вырастить детей здоровыми – главная задача заботливых и мудрых взрослых, родителей и педагогов, поэтому формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста так важно. Какими способами можно достичь этого?

    Питание и режим

    Период дошкольного детства – это интенсивное развитие всех органов и систем организма ребенка, в том числе и опорно-двигательного аппарата. Поддержать этот процесс, в первую очередь, помогает наличие в рационе разнообразных и полезных блюд. Кальций, содержащийся в молоке и молочных продуктах, крупах, мясе, укрепит кости, а овощи и фрукты насытят организм витаминами.

    Формированию у ребенка хорошей осанки способствует и продуманный режим. Солнце, воздух и вода по-прежнему остаются лучшими друзьями здоровья, поэтому пренебрегать прогулками, особенно в солнечную погоду никак нельзя. Солнце – лучший источник витамина D, который препятствует развитию рахита у младенцев. Дети постарше должны гулять каждый день минимум по два часа, а заниматься во время прогулки предпочтительнее подвижными играми, бегом и ходьбой – это обеспечивает нормальное развитие всей костно-мышечной системы, повышает жизненный тонус, обеспечивает положительные эмоции.

    Купание и плавание – отличный способ поднять настроение дошкольника и одновременно укрепить мышцы спины.

    Важно ограничивать время нахождения дошкольника в одной и той же позе: сидеть за монитором компьютера и перед телевизором более 20-30 минут нельзя, поскольку это расслабляет позвоночник и снижает общий тонус мышц.

    Одновременно с этим взрослые должны контролировать положение конечностей и спины во время игр за столом.

    Грамотно построенный режим дня подразумевает достаточное время, отведенное на дневной и ночной сон. Он способствует расслаблению мышц, отдыху всего организма, накоплению сил для активного времяпрепровождения во время бодрствования.

    Двигательная активность

    Потребность в движении у детей в возрасте до 7 лет довольно высокая: дошкольники в большинстве своем предпочтут спокойной ходьбе стремительный бег, тихим играм – салочки, догонялки и спортивные соревнования. Взрослым необходимо давать малышам возможность двигаться как можно больше. Осанка у детей дошкольного возраста от этого станет только лучше, суставы не потеряют свою подвижность, а мышцы будут в тонусе.

    В детском саду двигательная активность детей обеспечивается разными способами. С утра организм разбудит 10-минутная утренняя гимнастика. До обеда воспитанники получат возможность развить физические навыки на занятиях по физкультуре и при купании в бассейне. После занятий необходима любимая всеми малышами прогулка, насыщенная играми с движением и всевозможными упражнениями на скорость, ловкость, гибкость, координацию и равновесие. Проснуться после тихого часа помогут зарядка пробуждения и закаливающие процедуры, а вечером – снова на прогулку, за зарядом бодрости и отличного настроения.

    Родителям следует сохранять примерно такой же объем физических нагрузок для дошкольников в выходные дни, праздники и в период отпуска. Тогда вряд ли взрослым придется столкнуться с проблемой нарушения осанки у своих малышей.

    Специальные упражнения

    Осанка у детей дошкольного возраста формируется и за счет специально подобранного комплекса различных упражнений. При их выполнении важно следить за правильным, естественным положением тела и добиваться качества выполнения каждого упражнения.

    Хорошим профилактическим средством, предупреждающим нарушения осанки, являются различные виды ходьбы: обычная, на носочках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы, ходьба с перешагиванием через препятствия. Ходьбу можно разнообразить, предложив ребенку ступать по ортопедическим массажным коврикам, по ребристой доске, по канату.

    Ползание – еще один вид упражнений, предупреждающий развитие неправильной осанки. Рекомендуется научить ребенка ползать не только на четвереньках с продвижением вперед, но и задним ходом, в зигзагообразном направлении, а также лежа на животе или спине с отталкиванием ногами или руками.

    Если дома или в физкультурном зале детского сада есть шведская стенка, профилактика нарушений осанки станет более эффективной: лазание укрепляет мышечный корсет, одновременно развивая четкую координацию движений. Лазать можно не только по направлению вверх и вниз, но и передвигаясь вбок. При страховке и поддержке взрослого можно практиковать чередование передвижения с висом на руках (при страховке и поддержке взрослого).

    Бег – любимое занятие детей-дошкольников. Видов бега множество – на носочках, змейкой, с препятствиями, их можно чередовать в разных вариантах.

    Чтобы закрепить навык постоянного сохранения правильной осанки, ребенку можно предлагают выполнить статическое упражнение: встать, выровнявшись спиной к стене, коснуться одновременно затылком, лопатками, локтями, ягодицами, пятками. После фиксации корпуса отойти, сохранив правильную осанку, затем вернуться, чтобы проверить себя. Также результативными будут упражнения, где исходное положение – правильная осанка у стены: подняться на носочки и опуститься, поднимать, сгибая в колене поочередно, правую и левую ногу. Зафиксировать положение у стены, положив на голову мешочек с песком, затем пройти с ним по комнате, вернуться и проверить сохранность осанки.

    С удовольствием дети выполняют упражнения с ортопедическим мячом. Они заставляют работать разные группы мышц, а опора, то и дело пытающаяся ускользнуть из-под малыша, заставляет его координировать свои усилия для сохранения равновесия.

    Обычный резиновый жгут тоже может стать помощником в формировании . Ребенок берет жгут в руки и попеременно натягивает его в стороны, а также попеременно в разные. Заставляя активно напрягаться мышцы рук и спины, он тем самым тренирует их на силу и выносливость.

    Профилактические меры

    К таким мерам относятся:

  • подбор мебели;
  • контроль освещения;
  • подбор обуви;
  • подбор одежды;
  • ограничение нагрузок на позвоночник.
Смотрите так же:  Нужна ли прописка для получения гражданства РФ. Нужно ли гражданство для прописки

Современные дошкольники проводят большое количество времени, практически неподвижно сидя за столом: выполняют задания, читают, играют за компьютером, рисуют, лепят, играют с пазлами, конструктором. Родители и педагоги, заботясь о здоровой осанке ребенка, должны предусмотреть наличие грамотно подобранной мебели. Важно, чтобы стол и стул подходили малышу по росту, тогда во время занятий спина будет оставаться прямой, ноги – иметь твердую опору, локти – не свисать с края стола. Нельзя допускать, чтобы дети, увлекаясь игрой, горбились или долгое время сидели, наклонившись в одну сторону. Идеально, если родители приобретут для малыша ортопедический стул, повторяющий естественные изгибы позвоночника. Но если такой возможности нет, желательно следить за тем, чтобы у спины была опора, а голова слегка наклонялась вперед. Под поясничный отдел можно подложить плотный валик.

Правильное освещение во время занятий рисованием – слева и сверху, довольно яркое, но не слепящее глаза.

Во время сна мышцы должны полностью расслабляться, поэтому пригодится ортопедический матрац – достаточно твердый, но комфортный для лежачего положения. Подушку лучше выбирать небольшую, плоскую, чтобы на ней покоилась только голова, а не плечи.

Требования к подбору обуви дошкольника простые, но не менее важные. Малышам следует приобретать удобную обувь из натуральных материалов, подходящего размера, причем с небольшим каблучком. Плоская подошва или слишком высокий каблук могут привести к нарушению свода стопы, которое, в свою очередь, может спровоцировать развитие плоскостопия. Для обеспечения комфорта во время движения обувь маленького ребенка должна зашнуровываться или застегиваться, прочно обхватывая ногу, но не создавая при этом ощущение тесноты.

В одежде важно, чтобы она соответствовала по размеру. Слишком свободная или тесная одежда приведет к тому, что малыш будет постоянно поправлять ее, приподнимая плечи, из-за чего осанка может ухудшиться. Взрослым надо следить за тем, чтобы ребенку не приходилось время от времени поправлять лямки платьев и сарафанов. Если малыш будет бояться наклониться или прогнуться, чтобы заправленные в юбку или шорты концы рубашки, футболки не вылезли, его спина также будет в постоянном напряжении, что не приведет к здоровью. Главный принцип подбора одежды – это удобство и обеспечение свободы движений.

Формированию у детей правильной осанки способствует и предупреждение перенапряжения позвоночника. Родители и педагоги не должны допускать, чтобы дошкольник переносил тяжести, непомерные для его возраста. Свои личные вещи ребенок может носить в небольшом рюкзачке, оптимальном для детей этого возраста аксессуаре, сохраняющем здоровье позвоночника.

Если же малыш собирается поднимать что-то с пола, взрослым стоит проконтролировать, как он это делает. Нельзя наклоняться за предметом и поднимать его, резко разгибая спину. Правильный способ – сгибание ног в коленях с сохранением прямой спины и подъем без наклона вперед.

Дошкольный возраст – благодатное время для развития физических качеств, укрепления здоровья ребенка и сохранения правильной осанки, которая в основном формируется за счет профилактических мер и внимательного отношения к этому взрослых, окружающих малыша. Любовь, забота и знание основных правил ухода за позвоночником дошкольника позволят родителям и педагогам вырастить детей счастливыми и успешными.

1. Значение правильной осанки

4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение

5. Практическое задание

1. Значение правильной осанки

Осанка — привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник — именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки , естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

2. Виды, признаки неправильной осанки

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

Лордоз шейного отдела — это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) — увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

Плоская спина — длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Если сколиоз — это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела — оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа «калачиком», когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают «ошибочные» условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Смотрите так же:  Инструкция для POS-терминала Сбербанка. Возврат на терминале сбербанка

Главный принцип сохранения здоровья — профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель — стол, стул — должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ — белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки — для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула — на уровне коленного сустава.

«ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБОРУДОВАНИЮ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

В настоящее время в нашей стране около 60% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки. Растёт больное поколение и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей у нас не будет будущего. Проблема осложняется тем, что различные нарушения осанки и даже первая степень сколиоза не всегда считается болезнью. Нашим исследованием мы хотим обратить внимание специалистов, педагогов, родителей на факторы, влияющие на формирование осанки младших школьников. Для того, чтобы выявить влияние школьной мебели на осанку младших школьников были поставлены следующие задачи:

— проанализировать литературные источники по данной теме;

— определить гигиеническую оценку и выявить недостатки в подборе школьной мебели для младших школьников;

Просмотр содержимого документа
««ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБОРУДОВАНИЮ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».»

— подобрать простые и доступные упражнения для исправления и поддержания осанки.

1. Характеристика нарушения осанки и сколиоза у детей.

1.1 Пути формирования осанки.

1.2 Виды нарушений осанки.

1.3 Гигиеническая оценка школьной мебели.

2. Организация и результаты исследования

2.1 Результаты исследования пригодности школьной мебели для младших школьников

Список используемой литературы

Школьная гигиена – это наука об охране, укреплении развитии здоровья подрастающего поколения, детей и подростков. Школьная гигиена изучает особенности развития и гигиену организма школьника; гигиеническое значение природных факторов внешней среды и использование их для закаливания школьников; гигиенические требованию к зданию школы и санитарно-техническим устройствам в школе, к оборудованию школы и к учебным пособиям; гигиенические основы обучения и воспитания детей; питание школьников; профилактику болезней у детей школьного возраста. Знание этих вопросов необходимо для каждого педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.
Школьная гигиена в своём развитии опирается на такие науки, как физиология, химия, микробиология. Школьная гигиена частично связана и с техническими науками, архитектурой и санитарной техникой. Она учитывает основные требования к проектированию зданий школ и детских дошкольных учреждений, к их внешнему и внутреннему оформлению, в том числе и художественно-эстетическому оформлению помещения и оборудования.
Но и архитектура получает от школьной гигиены данные о санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к зданиям школ, внешнему и внутреннему оборудованию.

В настоящее время в нашей стране около 60% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Растёт больное поколение и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нас не будет будущего. Если раньше таких заболеваний было мало, то сейчас уже в дошкольном, школьном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, крыловидные лопатки носят массовый характер. Болезни школьных лет (сколиоз, сколиотическая осанка) прогрессируют в юности, создают основу для проявления клиники остеохондроза у взрослых. Проблема осложняется тем, что различные нарушения осанки и даже первая степень сколиоза не всегда считается болезнью. Родители, воспитатели в детских дошкольных учреждениях, учителя начальных классов не обращают внимания на начальные проявления столь грозного заболевания, обращаясь к врачу лишь тогда, когда налицо явные признаки сколиоза второй степени.

Данная работа призывает обратить внимание на проблему одной из болезней спины встречающейся чаще других — сколиозу.

Сколиоз — это одна из наиболее актуальных проблем современной медицины, а также педагогики. Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, и является профилактикой сколиоза.

При правильном подборе школьной мебели и при систематическом укреплении мышц спины младших школьников дома и в школе (на уроках во время физкультурных пауз, на уроках физической культуры) возможно предотвращение возникновения сколиоза и профилактика на начальной стадии, а значит сохранение здоровья младших школьников.

В данное время более 60% детей имеют нарушение осанки, что создаёт в дальнейшем основу для различных заболеваний у взрослых людей. Нашим исследованием мы хотим обратить внимание специалистов на факторы, влияющие на формирование осанки младших школьников.

Выявить влияние размеров школьной мебели на осанку младших школьников.

— анализ научной литературы по данной теме;

— анализ результатов исследований медицинского осмотра учащихся младших школьников;

— гигиеническая оценка и выявление недостатков в подборе школьной мебели младших школьников;

— подбор простых и доступных упражнений для исправления и поддержания осанки.

— состояние здоровья младших школьников

— учащиеся младших классов

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Педагогические наблюдения, анкетирование.

3. Педагогический эксперимент (измерения).

4. Статистическая обработка полученных результатов.

Глава 1. Характеристика нарушения осанки и сколиоза у детей

Позвоночник — орган опоры человеческого тела, стержень, вокруг которого сгруппированы органы грудной клетки и брюшной полости, надежный и крепкий футляр для весьма уязвимого спинного мозга, без которого жизнь человека невозможна. Природа очень удачно «сконструировала» наш позвоночник, дальновидно предусмотрев, что этому «опорному столбу» придется выдерживать большие и сложные нагрузки. Трудно представить себе, что было бы с нашим телом, мозгом, не будь этого надежного амортизатора. Позвоночник — основа скелетной, мускульной и нервной систем. Именно его гибкость и упругость предохраняет тело от сотрясений и ударов, которые возникают при беге, ходьбе и прыжках непоседливых детей. Сколиоз — это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам или, проще говоря боковое искривление позвоночника (рис.1). Сколиоз может быть простым или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным — при наличии нескольких дуг искривления в различные стороны и, наконец, тотальным, ели искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным или не фиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например: при укорочении одной конечности (рис.2,3).

1.1 Пути формирования осанки

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Осанка создается двумя путями. Во-первых, развитием мощного мышечного корсета, способного постоянно «защищать» позвоночник. Во-вторых, сознательным контролем привычных поз, положением тела, т.е. навыкам правильно сидеть, стоять, лежать, выполнять все работы дома и в школе. Эти условия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведь, не имея сильной мускулатуры, трудно длительно удерживать правильную позу, и наоборот: хорошие мышцы еще не дают гарантии от сутулости и шаркающей походки (рис. 4). Формирование осанки начинается в раннем возрасте и зависит от силы мышц и соотношения мышц сгибателей и разгибателей. У школьников привычка гордо держать голову, прямо сидеть и стоять не только удовлетворяет эстетические номы, но и сохраняет здоровье и трудоспособность. С годами осанка закрепляется и если у ребенка слабый мышечный корсет, формируется и фиксируется не правильная осанка (рис. 5,6). Часто взрослые не обращают внимание на то, что мебель не соответствует росту ребенка, в результате ребенок не правильно сидит и сутулится (рис.7).

1.2 Виды нарушений осанки

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются прочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. Осанка может изменяться при неправильном физическом воспитании, под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, из-за неудобных вынужденных рабочих поз. Нарушение осанки может произойти в любом возрасте, но все, же чаще всего это происходит в детстве. К сожалению, мало кто следит за правильным положением тела ребенка во время его учебы в школе. А ведь от этого страдает не только спина, но и глаза. У детей часто очень рано появляется близорукость, (поэтому правильную осанку надо формировать с детства). В течение дня дети выполняют массу разнообразных движений, многие из них проводят много времени сидя, что не является идеальным для позвоночника. К концу дня спина устает и все труднее поддерживать правильную осанку — возникают различные нарушения осанки. В практике встречаются такие виды осанки: правильная осанка, плоская спина, сутулая, плосковогнутая, круглая и кругловогнутая спина. В сагиттальной плоскости различают два типа нарушения осанки — с уменьшением и увеличением физиологической кривизны позвоночного столба. К нарушениям осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночного столба относятся:

а) сутулость — увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

б) круглая спина (тотальный кифоз) — увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза

в) кругловогнутая спина — все изгибы позвоночного столба увеличены, увеличен также угол наклона тела

При сутулой, круглой, кругловогнутой спине грудь западает, плечи, шея, голова наклонены вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены.

К нарушениям осанки с уменьшением физиологической кривизны позвоночника относятся:

а) плоская спина — уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен (грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смешена вперед, нижняя часть живота выступает, лопатки крыловидны)

б) плосковогнутая спина — уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены)

К нарушениям осанки во фронтальной (лицевой) плоскости (т. е., если смотреть па спину) относится так называемая асимметричная осанка. Она характеризуется выраженной асимметрией между правой и левой сторонами туловища. Позвоночный столб при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, однако, если ребенок примет правильную осанку, эта дуга исчезает и позвоночник выпрямляется. При этом плечо и лопатка с одной стороны опущены по сравнению с другой стороной. Это сколиотическая осанка.

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшением экскурсии (расширение при вдохе и сужение при выдохе) грудной клетки и диафрагмы, снижением жизненной емкости легких по сравнению с физиологической нормой, уменьшением колебаний внутригрудного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма.

Мы решили провести исследования среди учащихся начальной школы на наличие нарушений осанки. Вся работа проводилась совместно с медицинскими работниками. По результатам медицинского осмотра в октябре месяце 2013 года среди учащихся начальных классов в количестве 31 человека было выявлено 3 ребёнка с нарушением осанки, что составляет 9% от общего числа начальной школы. В феврале 2014 года медицинский осмотр показал, что среди учеников начальной школы в количестве 31 человека выявилось уже 2 ребёнка с нарушением осанки, что составило 6 % от общего числа учащихся начальной школы. Из данных исследований видно, что процент нарушений осанки среди учащихся начальных классов снизился. Учителя, работающие в начальных классах, регулярно проводят на уроках физминутки, на переменах – подвижные игры, что способствует формированию правильной осанки у детей (фото 1,2,3,4),(приложение1).

1.3 Гигиеническая оценка школьной мебели.

Основным видом мебели в классе является парта или рабочий стол. Они должны обеспечить правильное положение тела школьника: корпус прямой; голова слегка наклонена вперед; глаза находятся на расстоянии 30 — 35см. от стола; оба предплечья ровно лежат на столе; горизонтальная линия глаз, локтей и лопаток параллельно краю стола парты; ноги согнуты под прямым или тупым углом в тазобедренных и коленных суставах, полной стопой стоят на полу или подставке; часть бедра лежит на сиденье; поясничная область опирается о спинку сиденья. Такую же посадку ученик должен соблюдать и дома при подготовке уроков (рис.8). Прямая посадка менее утомительна, чем посадка с наклоном туловища вперед, так как при ней центр тяжести тела находится над точками опоры и положении тела; поэтому является более устойчивым, не требующим большого напряжения мышц. Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной впадины, прибавляя 1 — 1,5 см на высоту каблука). При слишком высоком сиденье положение тела сидящего неустойчиво, так как его ноги не достают до пола; при слишком низком сиденье приходится либо отводить ноги в сторону, что нарушит правильность посадки ребенка, приведет к искажению позы, либо подбирать их под сиденье, что может вызвать онемение ног, поскольку сосуды, проходящие в подколенной впадине, будут зажаты. Высота стола над сиденьем, или дифференция, должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть предплечья на его крышку. При слишком большой дифференции сидящий за столом вынужден поднимать плечи (особенно правое), при слишком малой — сгибаться, сутулиться и приближать глаза к рассматриваемым предметам. Если мебель не соответствует росту, под ноги ребенка ставят скамейку, а под ягодицы и в области поясничного изгиба подкладывают валики (в домашних условиях). Для того, чтобы во время занятий сидящий мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки — расстояние между спинкой стула и краем стола, обращенного к сидящему (задний край стола), — должна на 3-5 см превышать переднезадний диаметр его грудной клетки. При этом расстояние между передним краем стула и задним краем стола по горизонтали — дистанция сиденья — становится отрицательной, т. е. край стула на 3-4 см заходит под край стола. При отсутствии расстояния между краем сиденья и краем стола — нулевая дистанция сиденья, а также при несколько отодвинутом от края стола сиденье — положительная дистанция сиденья — опираться на cпинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно. Добиться от детей правильной посадки можно лишь тогда, когда мебель соответствует их росту и пропорциям тела. Отдельные части тела ребенка при его нормальном развитии находятся в определенном соотношении с ростом всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из которой исходят при определении размера мебели. Для школ разработана мебель различных размеров, в соответствии с возрастом и ростом детей, посещающих школьные учреждения. Если, например, высота крышки стола над полом равна 54см, а высота сиденья стула -32см, то они относятся к размеру мебели, которым могут пользоваться дети с ростом от 115 до 130см (приложение 2). Столы и стулья должны стоять на таком расстоянии друг от друга, чтобы учитель во время занятий мог свободно подойти к каждому, а каждый ребенок имел возможность, отодвинув стул, выйти из-за стола, не толкая и не мешая соседу. Наиболее удобными для занятий в школе являются двухместные столы; за такими столами можно рассадить двоих детей так, чтобы естественный свет падал на них с левой стороны (фото 4).

Детей, как правило, сажают по росту так, чтобы меньшего роста находились ближе к учителю, с дефектами зрения сажают ближе к источнику света и учителю, а с пониженным слухом — ближе к учителю. Нельзя сажать ребят спиной к свету. Первые ряды столов располагаются не ближе чем на 1,5-2 м, последние — не дальше чем на 6м от доски.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *