Требования к тьюторам. Требования к тьюторам

Тьюторы

Тьютор (преподаватель-консультант) создает образовательную среду, позволяющую студенту не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в удобном для него режиме. При этом тьютор помогает максимально эффективно использовать разнообразные учебные материалы, Интернет, практический опыт других обучающихся. В процессе обучения тьютор использует как очные, так и виртуальные формы обучения.

В задачи тьютора входит:

  • проводить тьюториалы и Воскресные Школы в учебной группе
  • организовывать работу в Интеренет-конференции группы
  • консультировать и поддерживать Вас
  • давать обратную связь по выполненным практическим заданиям
  • поддерживать в Вас заинтересованность в обучении на протяжении всего курса
  • предоставить Вам возможность связываться с ним посредством телефона, почты, электронной почты и интернет конференций.
  • Специфика дистанционного обучения (краткость занятий, их интенсивный характер, работа со взрослыми) предъявляет к преподавателю — тьютору требования, которые существенно отличаются от традиционных, как по личным качествам, так и по подходам к ведению занятий.

    Стать тьютором можно только после обучения в качестве студента на курсах Открытого Университета. При этом кандидат должен хорошо усвоить не только сам предмет и специфику дистанционного образования, но и продемонстрировать свои управленческие и педагогические навыки.

    Все тьюторы прошли обучение в ЛИНК-ОУ и имеют соответствующую подготовку — ЛИНК постоянно инвестирует значительные средства в подготовку и развитие преподавательского состава.

  • Для подготовки тьюторов разработана Программа В550 «Основы тьюторской деятельности», позволяющая кандидату в тьюторы максимально эффективно войти в тьюторскую деятельность. Далее в процессе работы тьютор имеет возможность непрерывно повышать свою квалификацию, продвигаясь по ступеням тьюторского мастерства: от тьютора — ассистента до тьютора — мастера.
  • Непрерывное развитие тьюторов обеспечивается за счет формирования профессиональной тьюторской среды. Тьютор имеет возможность ваимодействовать с коллегами-тьюторами, участвуя в постоянно действующих интернет-конференциях тьюторов, выездных Школах тьюторов, различных семинарах, авторских Мастерских, конференциях. Используя эти разнообразные формы взаимодействия, тьюторы обмениваются опытом, узнают о новых компонентах Программ, создают общее видение подходов к преподаванию курсов и оцениванию работ студентов.
  • Для стимулирования роста квалификации, профессионализма, продуктивности образовательной деятельности тьюторов и обеспечения их социальной защищенности регулярно проводится аттестация тьюторов.
  • К настоящему времени корпус тьюторов ЛИНК имеет в своем составе свыше 350 человек. Тьюторы ЛИНК имеют самую разную профессиональную направленность. Многие занимают руководящие посты или ведут активную консалтинговую деятельность. Они работают в крупных и небольших организациях коммерческого и некоммерческого секторов.

    По опросам студентов ЛИНК, тьюторы всегда оказываются среди наиболее высоко ценимых аспектов нашей системы обучения.

    Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе

    О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.

    Кто такой тьютор

    Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.

    Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед.

    Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом.

    Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.

    Тьютор в обычной школе

    В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка.

    Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.

    О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:

    «В прошлом году моя дочка сменила школу. Новый класс учился по незнакомой, более сложной программе — и через несколько недель после начала года у нее начались проблемы с обучением. Тогда администрация назначила ей индивидуального тьютора, которого выбрали из учителей начальных классов. Дочка несколько месяцев занималась по всем предметам с этой учительницей, пока не нагнала других учеников и не присоединилась к своему классу».

    В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.

    Тьютор в онлайн-школе

    Другой вариант — поддерживать в ребенке «огонь» учебной мотивации.

    О нем мы попросили рассказать руководителя службы персональных наставников (тьюторов) в «Домашней школе» InternetUrok Анну-Марию Панасий:

    «Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение — занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.

    В остальном существенных отличий нет.

    Задача персонального наставника в онлайн-школе — подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.

    Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса — ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.

    Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.

    Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении.

    Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.

    Тьютор — это человек, который всегда находится на стороне школьника».

    Тьютор в инклюзивной школе

    Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития.

    О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:

    В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.

    Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.

    Кто такой тьютор. Функции и должностные обязанности.

    Тьютор Плюс > Кто такой тьютор? > Кто такой тьютор. Функции и должностные обязанности.

    Несмотря на то, что образование, особенно в нашей стране, всегда являлось достаточно консервативной сферой, но и в ней сегодня, вслед за развитием технологий, происходят значительные изменения. Сфера становится более гибкой, индивидуализированной, открытой. В связи с этим роль классического учителя постепенно меняется и появляются новые педагогические позиции. Одна из них – позиция тьютора, кстати говоря, профессия тьютор занесена в Атлас новых профессий и претендует на то, чтобы стать одной из востребованной в рассматриваемой сфере. В этой статье обсудим, кто такой тьютор и чем он занимается.А для тех, кому интересна востребованность профессии и заработная плата — можете заглянуть и вот в эту статью.

    Кто такой тьютор

    Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос: «тьютер или тьютор как правильно пишется?».

    Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».

    Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять». Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке. На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.

    Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня. В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».

    Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:

    Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

    А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:

    Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.

    Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?» я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».

    А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется, кто такой тьютор.

    Должностные обязанности и функции тьютора

    Должностные обязанности и функции тьютора лучше изучать с опорой на выше перечисленные документы.

    В ЕКСД мы видим, что есть разделение: тьютор в сфере высшего и дополнительного профессионального образования и тьютор в остальных сферах образования.

    Если обобщить данные статьи, то к должностным обязанностям можно отнести следующие:

    — выявляет и развивает познавательные интересы;

    -оказывает помощь в выборе образовательной стратегии;

    -организует взаимодействие с другими субъектами образования, необходимое для индивидуальной образовательной программы тьюторируемого;

    — организует индивидуальные и групповые консультации.

    В профессиональном стандарте указаны три основные функции тьюторского сопровождения обучающихся:

    1. Педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
    2. Действия: выявление индивидуальных интересов, способностей, проблем; организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; организация рефлексии.

      2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

      Действия: проектирование среды, её доступности; координация взаимодействия субъектов.

      В разделе «Из практики» можно найти несколько статей про то, как я организую открытую среду для своих ребят, в том числе, и через знакомство и интервью с представителями различных профессий.

      3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

      Во всех функциях есть уточнение: «включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», что означает – тьютор может работать с данной категорией детей, а может и не работать.

      Должностная инструкция тьютора разрабатывается с опорой на данные документы и самое главное, с ориентацией на конкретную организацию, в которой будет работать тьютор. В зависимости от задач, которые ставит организация, типа организации, возраста учащихся, функции и требования к тьюторам могут немного корректироваться, но при этом, сущность профессии, её основная миссия: сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ, должна быть сохранена. Как можно получить образование тьютора, свежую информацию о курсах и местах обучения — читайте здесь.

      Качества тьютора и требования к личности

      Если должностные обязанности, требования к знаниям тьютора вы сможете легко найти в профессиональном стандарте, поэтому я не стала подробно их расписывать, то вот на качествах тьютора стоит остановиться подробнее.

      Тьюторская деятельность в первую очередь предполагает работу с людьми, поэтому основные качества личности, без которых тьютору не обойтись: коммуникабельность, порядочность, ответственность. Умение общаться необходимо не только в непосредственном взаимодействии с детьми, но и с другими субъектами образования.

      Наряду с вышеперечисленными качествами, ключевым, на мой взгляд, является стремление к развитию, самообразованию и опыт построения своего образовательного маршрута.

      Поскольку профессию тьютора относят к средовой (умение работать с образовательной средой, создавать её), то тьютору очень могут пригодиться организаторские способности, умение нестандартно мыслить.

      Тьютор

      Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

      Особенности профессии

      Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.

      Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

      Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

      Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

      В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение – в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.

      «Особые» дети

      В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

      Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.

      Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

      Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

      Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

      Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

      Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира.

      Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

      Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

      Альтернативные школы

      Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.

      Рабочее место

      Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

      Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

      Оплата труда

      Зарплата на 03.12.2020

      Важные качества

      Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

      Знания и навыки

      Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

      Тьютор в школе: нормативная база

      Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем.

      Здесь для вас квалификационная характеристика тьютора , направления его деятельности, документация тьютора, информационные материалы.

      Нормативно-правовые акты являются основанием для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.

      При этом основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор:

      Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

      Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

      Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

      Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

      Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

      Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

      Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

      Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

      Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

      Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

      Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

      Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

      Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

      Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

      Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

      основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

      методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;

      методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

      современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

      основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

      основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

      правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    3. должен иметь (требования к квалификации):
    4. высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

      Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.

      Представленный на интернет-сайтах опыт работы ОУ, где практикуется должность тьютора, позволяет сделать следующие выводы:

      тьютор:

    5. работает в соответствии с планом (на учебный год, четверть, месяц, неделю), утверждаемым администрацией школы. Содержание плана определяется выбранной моделью тьюторского сопровождения, особенностями направлений, определенных обучающимися. На основании этого плана тьютор организует индивидуальную и групповую работу;
    6. ежедневно ведёт учёт посещаемости и успеваемости обучающихся в отдельном журнале;
    7. еженедельно отслеживает продвижение учеников в обучении;
    8. один раз в четверть заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика (уровень владения учебным материалом, степень готовности к самостоятельной работе, активность на уроках и внеурочной деятельности, развитие исследовательских и проектных навыков);
    9. подводит предварительные итоги успеваемости по окончании четверти, полугодия и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей;
    10. представляет отчёт по итогам полугодия, года промежуточной и итоговой аттестации в закрепленных группах, классах;
    11. отчитывается о проделанной работе и ее результатах перед директором школы, заместителем директора по УВР, на совещании при директоре, информационных совещаниях, на педагогическом совете;
    12. разрабатывает организационно-методические материалы:
    13. — комплекс вариантов индивидуальных образовательных программ и маршрутов,

      — комплекс материалов для диагностики интересов и проектирования образа будущего,

      — макет портфолио достижений обучающегося,

      — макет индивидуального плана обучающегося;

    14. как сопровождающий индивидуальную образовательную программу обучающегося не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат;
    15. ответственность тьютора перед обучающимися и их родителями (законными представителями) состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата.
    16. Специалисты считают, что результатом деятельности тьютора в образовательном плане может быть:

      • рост уровня мотивации и культуры личностного и профессионального развития обучающегося;
      • рост уровня развитости и сформированности базовых компетентностей (информационной, предпринимательской, коммуникативной) обучающегося;
      • рост уровня развитости личностных качеств, умений и способностей обучающегося: умения видеть и формулировать цель, умения планировать, умения делать выбор, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
      • развитие у обучающегося творческих, рефлексивных способностей, интеллектуальной активности, способности к самообразованию;
      • расширение горизонтов образовательного, профессионального, соци­ального самоопределения обучающегося.
      • Примерная документация тьютора:

      • программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
      • план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;
      • индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
      • план-график работы с тьюторской группой;
      • журнал учета посещаемости детей;
      • анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;
      • портфолио обучающихся;
      • материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.
      • Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87.
      • Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 27–32.
      • Гаврилова С. В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С. В. Гаврилова, Ю. Э. Дьяченко. – URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/file_download (20.09.2012).
      • Гущина Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося: [тьюторское сопровождение] / Т. Н. Гущина // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 50–58.
      • Золоторева А. В. Дополнительное образование: «двери» и «форточки» ФГОС. Тьютор – школе / А. В. Золоторева // Директор школы. – 2011. – № 8. – С. 82–87.
      • Ковалева Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26.
      • Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.
      • Фамелис С. А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся / С. А. Фамелис // Биология в школе . – 2007. – № 2. – С. 57–62.
      • Челнокова Е. А. Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения / Е. А. Челнокова // Наука и школа. – 2011. – № 6. – С. 57–60.

    Некоторые сайты по проблеме

    http://thetutor.ru/ — Тьюторская Ассоциация

    http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»

    http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html — Тьюторство в образовательном процессе

    ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор — Тьютор – Википедия

    www.fondedu.ru — Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)

    При подготовке использованы материалы образовательных учреждений, отдельных авторов, размещенные на интернет-сайтах

    Кто такие тьюторы и почему они нужны

    Современный мир меняется очень быстро: появляются новые сферы деятельности и новые профессии. Как выбрать то, что нужно и безошибочно сформировать свою образовательную траекторию? Здесь на помощь могут прийти тьюторы.

    От Англии до России

    Пять лет назад Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий». По мнению разработчиков, до 2030 года в различных сферах деятельности должен появиться целый ряд новых специальностей. Сфера образования не исключение. До 2020 года должны появиться (то есть происходит это прямо здесь и сейчас) такие профессии, как игромастер, ментор стартапов, тренер по майнд-фитнесу, тьютор и несколько других. В рамках атласа тьютору дается следующее определение: «педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития». Специалист должен обладать следующими надпрофессиональными навыками и умениями: клиентоориентированность, работа с людьми, управление проектами, межотраслевая коммуникация, системное мышление.

    Тьюторство обязано своим появлением на свет чопорной Великобритании. В XIV веке студенты Оксфорда и Кембриджа получили индивидуального наставника, проводника, тьютора. Эти люди были призваны выполнять роль некой третьей стороны, быть между профессорами и студентами. Именно тьюторы помогали в разработке индивидуальной программы обучения слушателям европейских университетов для получения максимально полезной для них информации и возможности сдать все необходимые экзамены в дальнейшем.

    В нашей стране должность тьютора появилась значительно позже. Официально она утверждена приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н. Должностные обязанности и навыки, предъявляемые к тьюторам, за исключением специалистов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, прописаны в Приказе от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих».

    Требования, которые к ним предъявляются:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
  • стаж педагогической работы не менее 2 лет.
  • организовать процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • организовать персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • скоординировать поиск информации обучающимися для самообразования;
  • сопровождать процесс формирования их личности (помогать разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
  • Точка зрения

    Мы обратились к профессиональному тьютору с большим опытом работы Наталье Петропавловской, чтобы узнать как можно больше об этой профессии будущего.

    Расскажите, какую работу выполняет тьютор?

    Тьютор – это педагог, который сопровождает разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ. Его деятельность заключается в том, чтобы обсудить с человеком его образовательный запрос (это может быть некоторый дефицит, например: «хочу подготовиться к ЕГЭ по физике» или проблемная ситуация: «не могу определиться, куда идти после 9-го класса») и помочь подобрать необходимые ресурсы (курсы, интенсивные школы, информационные источники и т. д.). Таким образом, у человека появляется свой набор практик, которые решают его личный образовательный запрос. Это мы и называем индивидуальной образовательной программой. Составляя, затем реализуя свою программу (а не предложенную, например, учителем для всего класса), человек приобретает опыт самообразования, учится подбирать ресурсы, выбирать из них наиболее оптимальные.

    Какими качествами должен обладать человек, решивший идти по этой стезе?

    Если человек решил стать тьютором, то обязательным является опыт своего самообразования, стремление развиваться, ориентироваться в том, что происходит сейчас в образовании. Второе, это, конечно же, умение взаимодействовать с людьми, коммуникабельность, толерантность. Также важными являются организаторские способности, активность. Тьютору часто приходится не только обсуждать образовательное движение с тьюторантом, но и организовывать различные события, привлекать других специалистов.

    Есть ли определенная специфика работы тьюторов, оказывающих помощь дошкольникам, школьникам или же студентам?

    Специфика, безусловно, есть. В первую очередь это связано с возрастными особенностями, с уровнем самостоятельности тьюторанта. Если это дошколята, то тьютор, например, может больший акцент сделать на организации пространства для ребенка, на взаимодействии с родителями как основными заказчиками на образование, с ними обсуждать индивидуальные особенности, интересы ребенка, а также подбирать разнообразные ресурсы (программы, центры, мероприятия). Для школьников тьютор организует сопровождение познавательных интересов, включает детей в проектную и исследовательскую деятельность, обсуждает с подростками образ будущего и варианты послешкольного образования. В случае со студентами это сопровождение в профессиональном образовании: каким профессионалом я хочу быть? что мне для этого нужно? какие практики мне необходимы, чтобы таким стать?

    Каков был ваш путь к тьюторству: образование, опыт работы до этого вида деятельности?

    Мой путь начался еще в студенчестве. На факультете начальных классов у нас была практика, в которой мы, студенты старших курсов, сопровождали первокурсников, помогали им сориентироваться в образовательном пространстве вуза. После окончания педагогического университета в Красноярске я пошла работать в дополнительное образование для детей, а также в краевой центр профориентации. Идеи тьюторства помогли мне начать практику работы с подростками в роли педагога и педагога-психолога. Затем я параллельно закончила магистратуру «Тьюторство в сфере образования» при МПГУ (руководитель – Ковалева Татьяна Михайловна) и в скором времени начала свою частную практику в качестве тьютора.

    Нужны ли такие специалисты России в общем и каждому учебному заведению в частности?

    Конечно. Тьютор – это позиция, которая позволяет сделать образовательное пространство открытым, вариативным, интересным. На мой взгляд, каждому человеку нужна своя индивидуальная образовательная программа: в детском саду, школе, техникуме, вузе. Мир, в котором мы живем и будем жить, не предлагает готовых решений и моделей жизни. Каждому из нас приходится так или иначе конструировать свой путь, в том числе образовательный.

    Как вы считаете, становление тьюторства в нашей стране было обусловлено принятием закона об инклюзивном образовании?

    На мой взгляд, становление тьюторства как раз таки произошло вследствие того, что мир изменился, появилось много образовательных предложений, в которых нужно уметь ориентироваться, выбирать из них то, что соответствует личным интересам, предпочтениям, особенностям. Особую роль в его становлении сыграла, на мой взгляд, Межрегиональная тьюторская ассоциация. Закон об инклюзивном образовании лишь ускорил этот процесс.

    Равно ли тьюторство коучингу в каком-то смысле?

    Тьюторство и коучинг – это помогающие человеку практики. Они схожи отдельными приемами и направлены в конечном итоге на прирост человека, его развитие. Но по своему содержанию практики разные. Тьюторство – сопровождение человека в его образовании (чему мне важно научиться? какие ресурсы для этого я буду использовать?), коучинг – достижение целей в профессиональной, личной жизни.

    Вы работаете как частнопрактикующий тьютор? Известны ли вам учебные заведения, штат которых укомплектован тьюторами (Москва, Московская область, другие города России)? Можете назвать некоторые из них?

    Да, я работаю как частнопрактикующий тьютор. В России с каждым годом становится все больше и больше таких организаций, в которых есть штат тьюторов. Это Хорошкола, Новая школа в Москве, «Эврика-развитие» в Томске.

    Каждому по тьютору

    Тьютор – это учитель, наставник, психолог. Эта профессия имеет максимально широкий охват применения – детские сады, школы, ссузы и вузы, инклюзивное образование, домашнее обучение.

    Недаром говорят, педагог в работе использует ответы, а тьютор – вопросы. Тьюторство максимально отличается от подхода классической школы, где ребенок как индивидуальная единица практически не рассматривается. Подход к обучению группы и индивидуальный подход – разница колоссальная. Тьютор может построить индивидуальный маршрут освоения новых знаний, зная способности конкретного ребенка, опираясь на его интересы. Таким образом, даже школьника, на котором поставили крест, специалист сможет заинтересовать в обучении, дать ему представление о его будущей профессии.

    Особое значение имеет профессия тьютора в системе сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. В некоторых случаях такого специалиста еще называют педагогом сопровождения, куратором, поддерживателем, адаптором и освобожденным классным куратором. Миссия этого человека – успешное включение особенного ребенка в школьный социум. И главная его задача – быть проводником между такими детьми с особенностями развития и учителями, родителями, школьными товарищами.

    Пока тьюторство в нашей стране больше напоминает эксперимент. В то время как в Европе и США система, выстроенная столетиями, используется максимально широко. Если смотреть на различия между нашим и иностранным подходами, четко видна разница. В России тьюторы чаще работают в образовательных центрах, школах и детских садах с инклюзивным и дистанционным образованием, в то время как за рубежом эта профессия больше распространена в университетах. Увы, дипломированных специалистов в нашей стране крайне мало. Но потребность в этой профессии будущего очевидна.

    Проект профессионального стандарта тьютора 2012-2015 г.

    28 Июн

    Проект профессионального стандарта тьютора 2012-2015 г.

    ПРОЕКТ

    Утверждение стандарта ожидается в сентябре 2016 года

    Прочитать весь документ можно ниже

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

    т ьюторское сопровождение в образовании

    к валификационный уровень –7

    Коды по ОКВЭД[1]

    Межрегиональная тьюторская ассоциация

    Федеральный институт развития образования

    СОДЕРЖАНИЕ

    II. ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА………………………………………………………. 6

    III. КАРТОЧКА ВИДА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………….. 6

    IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА……………………………………. 7

    V. ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ………………………………….. 8

    VI. ВИДЫ СЕРТИФИКАТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ НА ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ………………………………………………………………………….. 16

    VII. РАЗРАБОТЧИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА……………………………………….. 16

    VIII. ЭКСПЕРТИЗА И РЕГИСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ………… 20

    Приложение 1. Лист регистрации изменений профессионального

    Приложение 2. Пояснительная записка к профессиональному стандарту (рекомендуемый раздел) ……………………………………………………………

    I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Область применения профессионального стандарта

    Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, описывающий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.

    Основными сферами применения профессионального стандарта являются:

    решение широкого круга задач в области управления персоналом (разработка стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала, планирование карьеры);

    осуществление различных процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);

    оценка и сертификация квалификаций граждан;

    формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.

    1.2. Термины, определения и используемые сокращения

    Для целей настоящего профессионального стандарта используются следующие термины, их определения, а также сокращения:

    Базовые термины и сокращения:

    вид экономической деятельности – производственный процесс, организованный на основе объединения того или иного вида ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии и пр.) с целью производства продукции (оказания услуг), предназначенной для реализации. Виды экономической деятельности являются объектами классификации «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» (ОКВЭД)

    область трудовой деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности;

    вид трудовой деятельности – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе. Вид трудовой деятельности имеет специфические объекты, условия, характер и результаты труда;

    единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;

    квалификационный уровень – положение в иерархии (градации) квалификаций, построенной на основе совокупности признаков сложности деятельности (характера умений), наукоемкости деятельности (характера знаний), широты полномочий и ответственности работника при выполнении деятельности (общей компетенции);

    квалификация – 1) готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;

    2) официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта)

    компетенция – готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовой (ых) функции (ий);

    квалификационный сертификат – официальный документ, выдаваемый уполномоченным органом, подтверждающий результаты образования (обучения), продемонстрированные в ходе установленных процедур оценки – квалификации, необходимой для осуществления определенного вида трудовой деятельности;

    трудовая функция – совокупность действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части производственного (бизнес-) процесса в рамках конкретного вида трудовой деятельности;

    условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

    Национальная рамка квалификаций – документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования;

    отраслевая рамка квалификаций – документ, содержащий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели Национальной рамки квалификаций и другие значимые для отрасли показатели;

    В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:

    ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации»;

    ЕКСД – «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»;

    КСД – «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»;

    ОКВЭД – «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. Ок 029-2001»;

    ОКЗ – « Общероссийский классификатор занятий . ОК 010-93 (ОКЗ)»;

    НАРК – Национальное агентство развития квалификаций.

    В настоящем стандарте введены следующие специальные термины:

    индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности;

    индивидуальная образовательная программа (ИОП) – комплексное описание образовательной деятельности, отражает индивидуальные цели образования, шаги и способы их достижения, методы анализа и оценки результатов, результаты; ИОП формируется и реализуется субъектом образовательной деятельности, оформляется различными средствами;

    образовательная среда – социокультурная, в т.ч. педагогическая, среда, включающая материальные и нематериальные объекты, которые используются или могут быть использованы в образовательной деятельности, в т.ч. деятельности по формированию и реализации ИОП;

    тьюторское сопровождение в образовании – педагогическая деятельность, которая направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации ИОП;

    тьютор – педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании;

    тьюторант – А) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сопровождаемый тьютором на основе обоюдного соглашения (договоренности);

    Б) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сотрудничающий с тьютором;

    тьюториал – открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ.

    тьюториал – занятие (учебный тьюторский семинар) деятельностно-интерактивного типа в минигруппе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере

    образовательные ресурсы – элементы образовательной среды, которые тьюторант может использовать в своей образовательной деятельности, в т.ч. при формировании и реализации ИОП;

    картирование (работа с картой) – метод графического отображения образовательной деятельности, в т.ч. элементов ИОП (направлений индивидуального образовательного движения тьюторанта, пространства самоопределения и целей, образовательных ресурсов и субъектов образовательной среды и т.д.);

    образовательное событие – форма организации образовательной деятельности, ситуация с высокой степенью неопределенности, предполагающая интенсивное освоение новых способов деятельности, продуктивные пробы, выход в рефлексивную позицию по отношению к образовательной деятельности, в т.ч. ИОП.

    ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

    ООП – основная образовательная программа

    ДОП дополнительная образовательная программа

    ДОрП – дополнительная общеразвивающая программа

    ИОП – индивидуальная образовательная программа

    РФ – Российская Федерация

    ТСО – технические средства обучения

    ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

    PR – связи с общественностью (public relations)

    II . ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

    Виды экономической деятельности

    Образование: общее и профессиональное образование, дополнительное образование детей, образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки

    Область профессиональной деятельности [2] :

    Коды по ОКВЭД

    Основная цель области профессиональной деятельности: педагогическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) – педагогическое (тьюторское) обеспечение организации деятельности обучающихся по формированию и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ, создание избыточной развивающей образовательной среды и других условий для успешной реализации ИОП.

    Виды трудовой деятельности по квалификационным уровням и их связь с действующими нормативными документами

    В соответствии с Национальной рамкой квалификаций Виды занятий по ОКЗ, код-наимено-вание

    III . КАРТОЧКИ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Квалификационный уровень 7

    1.1 Вид трудовой деятельности

    Тьюторское сопровождение в образовании

    Возможные наименования должностей:

    Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности

    Трудовая деятельность может включать в себя выполнение, как всех обобщенных трудовых функций, так и одной или нескольких из них.

    Тьюторское сопровождение в образовании – это педагогическая деятельность, которая направлена на педагогическое сопровождение формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ при реализации принципов индивидуализации, открытости, вариативности, событийности образования и др. Тьюторское сопровождение включает организацию образовательной среды, собственно сопровождение формирования и реализации тьюторантом индивидуальной образовательной программы и методическое обеспечение сопровождения формирования и реализации тьюторантом индивидуальной образовательной программы.

    Тьюторское сопровождение осуществляется в соответствии с особенностями возраста тьюторантов, предполагает педагогическое обеспечение самостоятельной постановки и реализации обучающимися образовательных целей, стимулирования и мотивации самостоятельной образовательной деятельности. Тьюторское сопровождение предполагает осуществление обучающимися (тьюторантами) самоконтроля формирования и реализации ИОП с принятием на себя ответственности за качество реализации ИОП.

    Тьюторское сопровождение предполагает педагогическое обеспечение привлечения обучающимся различных образовательных ресурсов для формирования и реализации ИОП, данная деятельность имеет высокую коммуникативную насыщенность, предполагает как индивидуальную работу с тьюторантом, так и его кооперацию с другими субъектами образования.

    Тьюторская деятельность требует использования инновационных образовательных и коммуникативных технологий, включая использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих субъектную позицию обучающихся (тьюторантов) в образовании, в процессе формирования и реализации ИОП.

    Тьюторское сопровождение требует от тьютора постоянного профессионального и личностного роста, повышения квалификации.

    Работа предполагает ведение документации, обеспечивающей процесс тьюторского сопровождения формирования и реализации обучающимися (тьюторантами) ИОП.

    Тьютор опирается на инициативу тьюторанта, его образовательные запросы и интересы. Инициатива – показатель эффективности его взаимодействия с тьюторантом. Сотрудничество с тьютором носит добровольный характер, выстраивается на основе обоюдного соглашения (договоренности).

    Уровень самостоятельности тьюторанта при разработке и реализации ИОП во взаимодействии с тьютором, степень взаимодействия тьютора с законными представителями несовершеннолетнего тьюторанта определяются с учетом объективных обстоятельств (возраст, состояние здоровья, образовательный опыт тьюторанта и иные). Тьютор обеспечивает развитие у тьюторанта компетентностей по формированию и реализации ИОП, постепенную передачу тьюторанту ответственности за этот процесс.

    Тьютор обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Возможные места работы

    Образовательные организации различных форм собственности, различных типов и видов, в т. ч. реализующие образовательные программы дошкольного образования, всех уровней общего и профессионального образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования.

    Индивидуальная трудовая деятельность

    Деятельность в нестандартных ситуациях, высокая степень сложности, высокий уровень личной ответственности и самостоятельности, тесное взаимодействие с руководителями и специалистами организации-работодателя и других организаций, ненормированный рабочий день (гибкий график), необходимость высокой степени эмпатии, важность соблюдения этических норм профессионального общения, высокий риск профессионального выгорания.

    Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

    Требования к профессиональному образованию и обучению работника, практическому опыту работы

    1) Высшее (преимущественно педагогическое, психолого-педагогическое) профессиональное образование с дополнительным профессиональным образованием по направлению «Тьюторское сопровождение в образовании» (краткосрочные курсы повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки).

    2) Высшее педагогическое, психолого-педагогическое профессиональное образование и не менее двух лет педагогического стажа или не менее двух лет работы по профилю деятельности тьюторанта

    Для осуществления тьюторского сопровождения на разных ступенях образования, а также в особых сферах (семейное, инклюзивное, дистанционное образование и иных) рекомендуется наличие опыта работы с соответствующим контингентом обучающихся и их семей, при необходимости – дополнительное профессиональное образование.

    Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию

    Сертификат соответствия настоящему стандарту

    Особые условия допуска к работе

    Осуществление тьюторского сопровождения, профессиональной тьюторской деятельности отнесено к работам, при выполнении которых в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования).

    Источник : приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н (приложение 2) «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников»

    Работники, уклоняющиеся от предварительных и периодических медицинских осмотров, к работе не допускаются.

    Источник: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (пп. 11.8. и 11.9).

    Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.

    Источник: ст. 56 Закона «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

    Лишение права занимать определенные должности в образовательных учреждениях или заниматься педагогической деятельностью на определенный срок может быть установлено решением суда в качестве меры основного или дополнительного наказания по отношению к лицам, осужденным за совершение уголовных преступлений

    IV . ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

    Наименование единицы профессионального стандарта А 7
    Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта с учетом его потребностей
    Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса А.3 7
    Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы А.5 7
    Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы Б.1 7
    Сотрудничать с субъектами образования и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы тьюторанта В 7
    Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства тьюторской деятельности В.2 7

    V. ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

    Шифр – А.1. Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта

    Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации и психологии развития личности. Антропологический, системно-деятельностный, синергетический и компетентностный подход в образовании. Акмеология. Основы коррекционной педагогики. Понятия мотива, интереса, цели, образовательного запроса. Классификации мотивов человеческой деятельности. Особенности познавательной (образовательной) активности и мотивации тьюторантов различных категорий (по возрасту, гендеру и др.). Результаты исследований о профессиях будущего, тенденциях развития профессий, отраслей науки и производства, сфер жизнедеятельности. Образовательные и профессиональные стандарты
    Умение выстроить совместную с тьюторантом деятельность с учетом его позиции. Выстраивать и поддерживать доверительные отношения с тьюторантом и его окружением. Создавать условия для совместной познавательной деятельности, коммуникации и рефлексии. Использовать различные методики и приемы проявления и оформления образовательного запроса. Соотносить действия тьюторанта с трендами и контекстами развития культуры, науки, образования, профессиональной среды и т.д. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, рефлексию. Осуществлять поиск и анализ социально-педагогической, социально-экономической, научно-технической, культурологической и другой информации. Анализировать образовательные и профессиональные стандарты, фиксировать их требования к образовательным компетенциям тьюторанта. Составлять карты потребностей, целей, запросов, интересов, устремлений. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы
    Коммуникативная компетентность. Соблюдение этических норм, тактичнсть. тактичность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту. Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев.

    Шифр – А.2. Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса

    Выявлять и обсуждать с тьюторантом условия реализации образовательного запроса. Помогать тьюторанту оценивать наличные ресурсы (культурно-предметные, социальные, антропологические), целесообразность их применения по отношению к своему образовательному запросу. Обеспечивать составление карты образовательных ресурсов среды

    Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Основы коррекционной педагогики. Понятие образовательного ресурса. Типология и источники образовательных ресурсов. Аксиологический, антропологический, системно-деятельностный, синергетический и компетентностный подходы в образовании. Кластерный подход в системе непрерывного образования. Методически грамотно проводить индивидуальные и групповые консультации. Анализировать, систематизировать и оценивать образовательные ресурсы. Использовать вопросные техники, соответствующие визуальные средства представления информации. Обеспечивать составление карты образовательных ресурсов тьюторантом и совместный анализ составленной карты. Организовывать рефлексию и совместный анализ составления тьюторантом ресурсных карт. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы, поисковые системы, Интернет-источники Коммуникативная компетентность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. (Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту). Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев.

    Шифр – А.3. Оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе в планировании) и реализации индивидуальной образовательной программы

    Организовывать целеполагание, проектирование (моделирование, конструирование), планирование действий и подготовку условий для реализации ИОП, рефлексию способа построения ИОП.

    Содействовать в оформлении и фиксации тьюторантом процесса разработки и реализации ИОП. Оказывать поддержку тьюторанту при взаимодействии с семьей, должностными лицами организаций или представителями различных групп и сообществ, значимых для формирования и реализации ИОП, оценки ее результатов и продуктов

    Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Антропологический и компетентностный подход в образовании. Основы коррекционной педагогики. Методология моделирования, конструирования, проектирования и программирования организации деятельности. Формы организации образовательной деятельности. Образовательные и профессиональные стандарты. Программные продукты для коллективного планирования Организовывать рефлексию образовательной деятельности. Составлять и работать с образовательными маршрутными картами. Обеспечивать фиксирование образовательных достижений и результатов тьюторантом в форме дневников, планов, портфолио, карт, схем, рефлексивных эссе и т.д. Использовать методы социологического исследования для анализа и оценки образовательных результатов и эффектов. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, тренинги, деловые и развивающие игры и т.п. Методически грамотно использовать различные методики и приемы развития самоорганизации, самообразования. Организовывать самооценку и рефлексию коммуникации тьюторантом. Обучать тьюторанта приемам продуктивного разрешения конфликтов. Использовать информационно-коммуникационные и дистанционные технологии общения и коллективной работы. Включать в тьюториалы коммуникативные, мотивационные, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение группы тьюторантов, выработку доверия, приобретения уверенности в себе, навыков сотрудничества и самоопределения. Выявлять, оценивать и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне основной образовательной организации тьюторанта для формирования и реализации ИОП. Составлять карту образовательных ресурсов. Проектировать образовательную среду, определять ее элементы, необходимые для формирования и реализации ИОП . Проектировать механизмы и формы, обеспечивающие взаимодействие тьюторанта с различными субъектами образовательной среды, включение тьюторанта в новый коллектив или социальную среду. Оценивать доступность ресурсов образовательной среды для тьюторанта с учетом его опыта. Влиять на предоставление доступа тьюторанту к необходимому для реализации ИОП ресурсу Способность к анализу и синтезу. Опыт разработки образовательных средств, опыт оценки эффективности образовательных средств, технологическая компетентность, Способность к систематизации, анализу, обобщению и описанию (распространению) полученного методического опыта.

    Шифр – В.2. Вести рабочую тьюторскую документацию

    Вести дневник, ведомости, протоколы тьютора. Систематизировать, обобщать и оформлять отчеты или презентации о ходе и результатах тьюторского сопровождения

    Наименование квалификационного сертификата Сертификат соответствия Системы добровольной сертификации тьюторов
    ФИО руководителя Т.М. Ковалева
    А.Г. Асмолов

    Лица, принявшие участие в организации работ и во внутренней экспертизе настоящего профессионального стандарта:

    Ученая степень, звание, должность (по основному месту работы)
    Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета
    Кандидат технических наук, доцент кафедры управления учебным заведением Киевского университета имени Бориса Гринченко, президент Украинской тьюторской ассоциации, исполнительный директор Украинского педагогического клуба
    Старший преподаватель кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования
    Сотрудник Центра корпоративного развития Института инноватики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
    Директор МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Кандидат философских наук, доцент кафедры управления образованием Факультета психологии НИ Томского государственного университета
    Магистр педагогики по направлению “Тьюторство в сфере образования”, генеральный директор ООО “Московский институт тьюторства”, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Кандидат социологических наук, психолог Центра реабилитации инвалидов детства “Наш Солнечный Мир”, Москва
    Директор центра корпоративного развития Института инноватики Томского университета систем управления и радиоэлектроники, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Методист Центра тьюторства ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Заместитель директора МБДОУ № 4 (Монтессори), г. Томск
    Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории дидактики ИТИиП РАО
    Кандидат философских наук, доцент Сибирского федерального университета
    Заместитель директора АМОУ “Гуманитарный лицей”, г. Ижевск, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Научный сотрудник Института современного детства, Москва
    Заместитель директора по инновационной деятельности МБОУ СОШ “Эврика-развитие” (г.Томск), победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНП “Образование” (2006, 2008), член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Заместитель директора МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, директор учебно-методического центра тьюторского и социально-психологического сопровождения студентов КГПУ им. В.П. Астафьева
    Доцент кафедры управления образованием факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Новосибирского государственного педагогического университета, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием Факультета психологии НИ Томского государственного университета, председатель Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Кандидат педагогических наук, заместитель заведующего кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Руководитель Центра альтернативного образования, Москва
    Кандидат социологических наук, доцент факультета менеджмента НИУ ВШЭ
    Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования
    Кандидат педагогических наук, директор АМОУ “Гуманитарный лицей”, г. Ижевск, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
    Магистр педагогики по направлению “Тьюторство в сфере образования”, заместитель директора ООО “Московский институт тьюторства”
    Кандидат педагогических наук, доцент, директор НИО «Центр развития тьюторских практик» ГБОУ ДПО «ВГАПКиП РО», член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”

    Организации, принявшие участие в разработке настоящего профессионального стандарта:

    Алтайский край
    Архангельская обл-ть
    Башкортостан республика
    Бурятия республика
    Владимирская обл-ть
    Владимирская обл-ть
    Волгоградская обл-ть
    Волгоградская обл-ть
    Волгоградская обл-ть
    Волгоградская обл-ть
    Волгоградская обл-ть
    Волгоградская обл-ть
    Коми республика
    Костромская обл-ть
    Краснодарский край
    Краснодарский край
    Краснодарский край
    Красноярский край
    Красноярский край
    Курская обл-ть
    Липецкая обл-ть
    Марий Эл республика
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Москва
    Московская обл-ть
    Московская обл-ть
    Московская обл-ть
    Московская обл-ть
    Московская обл-ть
    Нижегородская обл-ть
    Омская обл-ть
    Омская обл-ть
    Оренбургская обл-ть
    Оренбургская обл-ть
    Пермский край
    Пермский край
    Пермский край
    Пермский край
    Пермский край
    Пермский край
    Приморский край
    Псковская обл-ть
    Ростовская обл-ть
    Ростовская обл-ть
    Ростовская обл-ть
    Самарская обл-ть
    Самарская обл-ть
    Санкт-Петербург
    Свердловская обл-ть
    Тамбовская обл-ть
    Тверская обл-ть
    Тверская обл-ть
    Томская обл-ть
    Томская обл-ть
    Томская обл-ть
    Томская обл-ть
    Тульская обл-ть
    Удмуртская республика
    Удмуртская республика
    Ханты-Мансийский автономный округ
    Челябинская обл-ть
    Чувашская Республика
    Чувашская Республика
    Чувашская Республика
    Чувашская Республика
    Чувашская Республика
    Чувашская Республика
    Чувашская Республика
    Чувашская Республика
    Чувашская Республика
    Чувашская Республика
    Чувашская Республика
    Ярославская обл-ть
    Украина, Киев
    Украина, Киев

    Организации и лица, принявшие участие во внешней общественной экспертизе проекта профессионального стандарта:

    VIII . ЭКСПЕРТИЗА И РЕГИСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

    (раздел заполняется НАРК)

    Настоящий профессиональный стандарт утвержден и зарегистрирован Комиссией по профессиональным стандартам НАРК.

    Внесен в Общероссийский реестр профессиональных стандартов

    Протокол № ___________ Дата __________________

    Смотрите так же:  Нотариус ул. Нотариус институтская

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *