Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты. Требования предъявляемые к президенту рф

Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты

Должность Президента ко многому обязывает, и далеко не каждый может на нее претендовать.

В Конституции РФ отмечаются только некоторые, наиболее важные качества, необходимые Президенту РФ.

  • 1. Кандидат в Президенты РФ должен быть гражданином России.
  • 2. Президент РФ должен обладать значительным жизненным опытом, и поэтому на эту должность может претендовать человек не моложе 35 лет. Предельный возраст для занятия должности Президента РФ законом не установлен, ведь и в зрелом возрасте человек может отличаться здоровьем, работоспособностью и эффективно использовать свой потенциал.
  • 3. Кандидат в Президенты РФ должен хорошо знать Россию (се возможности, особенности, ситуацию, в которой она находится), и поэтому к нему выдвигается требование постоянно проживать в России не менее 10 лет.
  • Безусловно, Президент РФ должен обладать такими ярко выраженными личностными качествами, как интеллект, воля, организаторские способности и др. Некоторые качества приобретаются в процессе обучения (например, эрудиция), другие относятся к числу врожденных, хотя в какой-то степени и их можно развить в себе с помощью упорных тренировок (например, волевые).

    Прекращение полномочий Президента РФ

    Предусмотрено ст. 92 Конституции РФ. Существуют два варианта прекращения полномочий Президента.

  • 1. Нормальный порядок. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
  • 2. Досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь место в трех случаях:
    • – отставки, т.е. инициативы самого Президента;
    • – стойкой неспособности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья;
    • – отрешения от должности. Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в совершении государственной измены или иного умышленного тяжкого преступления, за которое предусматривается наказание свыше пяти лет лишения свободы.

Процедура отрешения от должности Президента очень сложна, ведь смена главы государства – это всегда политическое потрясение для всего общества.

Это надо запомнить

  • 1. В России установилась смешанная форма правления, хотя существует явное превалирование президентской формы правления.
  • 2. Президент РФ обладает широкими и реальными полномочиями, не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.
  • 3. Функции Президента РФ состоят в том, что он:
    • – является главой государства;
    • – является гарантом Конституции РФ, прав и свобод граждан;
    • – определяет основы внутренней и внешней политики;
    • – координирует работу всех ветвей власти.
    • 4. Гарантиями общества от всевластия Президента являются:
      • – возможность переизбирать Президента каждые шесть лет;
      • – невозможность Президента сохранять этот пост более двух сроков подряд;
      • – возможность признания его актов Конституционным Судом РФ нс соответствующими Конституции РФ;
      • – возможность отрешения от должности (импичмент).
      • 5. Компетенция Президента РФ весьма обширна и касается законодательной, военной сферы, внешней политики, проявляется в его участии в формировании высших органов государственной власти и др.
      • 6. Президент РФ может принимать указы и распоряжения.
      • 7. Согласно Конституции РФ Президент должен:
        • – иметь российское гражданство;
        • – быть не моложе 35 лет;
        • – постоянно проживать в России не менее 10 лег.
        • 8. Полномочия Президента РФ прекращаются в момент принесения присяги вновь избранным Президентом. Возможно досрочное прекращение его полномочий в результате:
          • – отставки;
          • – болезни;
          • – отрешения от должности (импичмента).
          • Требования к кандидату в президенты РФ. Конституция Российской Федерации

            Сегодня нас с вами будут интересовать требования к кандидату в президенты РФ. Кроме того, порядок выборов руководителя страной тоже придется изучить. Ведь данный процесс важен для всех граждан. Только он имеет огромное количество правил и принципов, которые должны в обязательном порядке соблюдаться. Причем нарушения могут привести к недействительности результатов. Поэтому обратить внимание стоит не только на требования к кандидатам в президенты, но и на сами правила проведения процесса. К счастью, все не так трудно, как кажется на первый взгляд. Сам процесс выборов прописан в Федеральном законе «О выборах Президента РФ». Рассмотрим основные важные моменты, которые только могут касаться нашего сегодняшнего процесса.

            Возрастная категория

            Для начала стоит отметить, что, согласно современному законодательству, имеет место так называемый возрастной ценз кандидата. Что это такое? Так называемое ограничение по возрасту для потенциального руководителя страной. Важный момент, который должен соблюдаться. В противном случае баллотироваться в президенты вам никто не позволит.

            Какое тут требование? Дело все в том, что некоторые полагают — президентом можно стать уже с 18 лет. Только вот федеральный закон говорит об обратном. Ведь ограничение по возрасту установлено на 35 годах. Это значит, что кандидат на должность президента РФ должен быть не моложе указанного возраста. То есть от 35 лет и старше. Именно такой принцип имеет место. Но это еще не все.

            Оседлость

            Например, не стоит забывать, что существует так называемый ценз оседлости. Это что-то вроде очередного ограничения для граждан, желающих баллотироваться в президенты. И действует оно в отношении длительности проживания гражданина. Довольно серьезный момент, который способен доставить массу неудобств некоторым кандидатам. Хотя на практике казусы с оседлостью почти не возникают.

            Почему? Потому что и без того все потенциальные кандидаты постоянно проживают на территории РФ. Причем длительное время. Но вот если посмотреть на ограничения, то ценз оседлости при этом указывает, что жить в России нужно минимум 10 лет. Причем непрерывно. Переезжать из одного населенного пункта страны в другой разрешается. Поэтому обратите внимание на эту особенность. Если вы в России живете меньше десятка лет, у вас не будет никаких прав на участие в качестве кандидата. Только как избиратель сможете голосовать за ту или иную кандидатуру.

            Гражданство

            Но и это еще не все. Какие требования к кандидату в президенты РФ выдвигаются, помимо возрастного ценза и оседлости? Ведь не может быть так мало особенностей! Должность главы государства крайне ответственна, а значит, потенциальные руководители отбираются с особым вниманием.

            Действительно, на всем этом не заканчиваются требования. Следующий пункт, который придется учитывать, если вы хотите баллотироваться в президенты — это ваше гражданство. Согласно современным законам, только гражданин Российской Федерации может быть кандидатом на пост главы государства. Иностранные граждане не имеют такой возможности. И лица без гражданства в том числе. Иначе говоря, только россиянин имеет право на участие в выборах в качестве непосредственного участника. В принципе, очевидный факт, который, как правило, вовсе упоминать не стоит — все и так понятно.

            Судимость

            Разумеется, на взаимоотношения потенциального руководителя страной с законом тоже обращают внимание. Причем этот момент способен в некоторых случаях доставить массу проблем кандидатам. Почему?

            Все потому, что глава государства должен быть дееспособным, а также без судимостей. Причем любых. Также запрещается выдвигаться на пост президента тем, кто отбывает наказание в местах лишения свободы. Либо у кого отняли по решению суда возможность занимать руководящие и государственные должности.

            Обратите внимание — у гражданина должен быть военный билет (для мужчин). Понятное дело, что к 35 годам потенциальный кандидат военную службу пройдет. Но только если когда-то он пытался увильнуть от своей воинской обязанности, вследствие чего на него было заведено уголовное дело, можно не баллотироваться вовсе. У такого человека нет возможности участия в выборах в качестве кандидата. В принципе, никаких больше ограничений нет. Только сплошные правила. Требования к кандидату в президенты РФ не такие уж и огромные. Обычно их легко соблюсти. А что можно сказать непосредственно о выборах? Как проводятся они? Ведь именно этот момент крайне важен. И он еще включает в себя некоторые условия и правила в отношении поведения кандидатов перед выборами. На что стоит обратить внимание?

            Сроки избрания

            Моментов важных очень много. Скажем, стоит узнать, на какой срок избирается президент в России. Это важно. И все потому, что от этого зависит то, когда именно будут проводиться следующие выборы.

            Согласно современным законам, глава государства в РФ выбирается на 6 лет (ранее на 4 года). После придется снова повторять процедуру. Только у каждого кандидата есть возможность быть избранными на второй срок. Таким образом, максимальная продолжительность пребывания на посту главы государства — 12 лет. На 3 и последующие сроки уже нельзя баллотироваться в президенты. Только с перерывом минимум в 1 период «правления».

            Таким образом, в России происходит так называемая периодическая смена главы государства. Это обязательный процесс. Но самое главное, что после двух непрерывных сроков и одного периода без руководства государством можно снова баллотироваться в президенты. Так что здесь все предельно просто. Никаких проблем не возникает.

            Порядок выдвижения

            К слову, есть некоторые правила выдвижения тех или иных кандидатур для участия в выборах. Они тоже прописаны в федеральном законе. Обычно никаких проблем не вызывают, на практике в России имеет место преимущественно один из вариантов.

            Выдвижение кандидатов может происходить от какой-либо политической партии. Как раз этот расклад чаще всего встречается в России. Но обратите внимание — у политической партии должно быть право на выдвижение кандидатов, а также на участие в выборах. Если данные правила соблюдены, то объединение сможет предложить своего участника на пост главы государства. И никаких проблем с этим не будет.

            Но имеет место и самовыдвижение кандидата в президенты. Не самое частое явление. В России оно практически не используется, хоть и существует «на бумаге». Ведь проблемы возникнут тогда, когда придется проводить предвыборную кампанию. В случае с политическими партиями все гораздо проще — вы получаете поддержку от нее. Но вот самовыдвижение потребует огромных затрат. Кроме того, в России выборы президента — это преимущественно политическая гонка. Соответственно, в ней участвуют разнообразные партии.

            Еще одна особенность, которая имеет отношение к самовыдвижению — вас должны поддержать избиратели. Даже если это будет небольшая группа. К сожалению, это очень редкое явление. Поэтому на практике самовыдвижение кандидатуры практически невозможно. Только если очень сильно постараться. Но вряд ли вы сможете получить пост президента — у политических партий куда большее влияние на граждан, чем у обычного участника выборов. К слову, согласно современным законам, нужно около 2 миллионов подписей избирателей, которые готовы вас поддержать.

            Кампании

            Федеральный закон «О выборах Президента РФ» указывает еще и на то, что в ходе подготовки к процессу кандидаты на пост президента РФ имеют право проводить разнообразные кампании, чтобы мотивировать избирателей голосовать именно за конкретного участника.

            Главное требование здесь — это законность. То есть ваши действия не должны нарушать Конституцию РФ, а также законы страны. Кроме того, они не могут быть опасными или ущемляющими права других кандидатов. Скажем, порочить чью-то честь и достоинство нельзя ни под каким предлогом. Это незаконно. Иногда предвыборная кампания, которая нарушила все устои страны, влечет за собой дисквалификацию участника.

            Ни для кого не секрет, что разнообразные предвыборные программы будут показываться и публиковаться в СМИ. Кандидат на должность президента РФ имеет полное право выбрать, какими именно источниками информации пользоваться. Причем их количество не ограничено. А Совет Федерации, в свою очередь, гарантирует всем участникам равные права и доступ к СМИ. То есть на выборах изначально все равны. И никто не имеет каких-то преимуществ. А значит, можно надеяться на честность процесса.

            Избиратели

            Отдельного внимания требуют избиратели. Они играют для выборов важную роль. И к ним, как ни странно, тоже выдвигаются определенные требования для участия. К счастью, их значительно меньше, чем у кандидатов на пост главы государства. Какие действуют ограничения, согласно закону «О выборах Президента РФ»?

            Для начала — это то, что участвовать в процессе имеет право только совершеннолетний гражданин России. Такой человек может прийти и отдать свой голос в пользу того или иного кандидата в назначенный день. Правда, немаловажным моментом является то, что избиратель еще и дееспособным признан должен быть. То есть адекватным. Недееспособные граждане участвовать в выборах даже в качестве избирателей не могут.

            Обратите внимание на еще одну небольшую особенность. Гражданин России, пришедший на выборы, имеет только один голос. И отдать его можно лишь в пользу одного кандидата на пост главы государства. Такой подход гарантирует равную и законную борьбу в процессе выборов. Поэтому избирателям стоит хорошенько подумать, прежде чем отдавать свой голос тому или иному участнику.

            Кроме того, участие в процессе — это индивидуальное решение. Каждый совершеннолетний дееспособный гражданин имеет право на голос при проведении выборов в президенты РФ. Но только данный процесс не носит принудительного характера. При желании избиратель способен просто не явиться на голосование. Да, это не слишком патриотично, но никто не принуждает вас к участию. И никакого наказания за отсутствие на выборах не полагается.

            День выборов

            Итак, выдвижение кандидатов, требования к ним, а также ограничения и возможности избирателей уже понятны. Некое представление о том, как проходят выборы, соответственно, тоже имеет место. Но на этом закон «О выборах» не заканчивается. Он предусматривает еще очень много особенностей процесса.

            К примеру, в вопросе назначения дня выборов. Решение принимается Советом Федерации страны. При всем этом оно должно быть вынесено не раньше, чем за 100 дней до выборов, но и не позднее, чем за 90. После в обязательном порядке происходит обнародование данных. На это, согласно современному законодательству, у Совета Федерации будет не более 5 дней с момента принятия решения. Так что учтите этот фактор.

            Каким образом выбирается день проведения выборов? Это второе воскресенье месяца, в котором ранее проводился данный процесс. Именно такие правила прописаны в Федеральном законе «О выборах Президента РФ».

            Регистрация

            Очередной важный момент — это регистрация кандидатов для участия в нашем сегодняшнем процессе. Дело все в том, что для этого тоже существуют свои собственные правила и алгоритмы. Несоблюдение оных ведет к тому, что сам процесс «сорвется», а результаты признаются недействительными. Кроме того, иногда несоблюдение правил регистрации кандидатов на пост главы государства РФ ведет к дисквалификации. Подобные случаи, к счастью, почти что не встречаются.

            Центральная избирательная комиссия (далее ЦИК) занимается регистрированием участников. Те, в свою очередь, после выдвижения своей кандидатуры должны предоставить определенный перечень документов для участия. Что к ним можно отнести?

            Первый пункт — подписные листы. Каждый кандидат в свою поддержку обязан собрать не менее 2 миллионов подписей избирателей. При этом проверка подлинности проводится ЦИК в отношении 20% листов.

            Далее требуется платежный документ, который подтвердит то, что вы оплатили изготовление подписных листов. То есть это своеобразное доказательство подлинности оных.

            После следует протокол о сборе подписей избирателей. Без него обойтись никак нельзя. Вы не сможете баллотироваться в президенты, если отсутствует данное заключение. Оно в обязательном порядке предоставляется вместе с подписными листами. Никаких исключений и отсрочек!

            Еще один момент — от вас потребуется предъявить в Избирательную комиссию список тех, кто собирал подписи. Скорее всего, будет проведена проверка подлинности предоставленных вами данных. Поэтому учтите, что обман приведет к дисквалификации.

            Порядок выборов президента предусматривает также предоставление личных данных и документов, подтверждающих соблюдение всех конституционных требований к участникам процесса. Не забудьте, что при изменении информации нужно тут же принести в ЦИК справки, которые могли бы это подтвердить.

            Последнее, что от вас потребуется, — это личный финансовый отчет. Без него тоже обойтись никак нельзя. Это все. Теперь можно подавать вышеперечисленный перечень документов в Избирательную комиссию, а затем просто ждать. У комиссии будет 10 дней с момента получения бумаг на то, чтобы либо зарегистрировать вашу кандидатуру, либо отказать в этом процессе. Но тогда должно быть обоснование действий. Скрывать их никто не имеет права. Как только все кандидаты будут зарегистрированы, места для голосований (в каждом субъекте по районам распределяются оные) определены, можно ждать дня выборов.

            Досрочная отставка

            Только жизнь — это нечто непредсказуемое. И поэтому точно сказать, что президент будет на своем посту положенный срок, нельзя. Как быть, если имела место досрочная отставка главы государства? Неужели страна будет без руководителя оставшийся срок?

            А вот и нет. Если по тем или иным причинам президент РФ отказывается от должности досрочно, то Совет Федерации должен назначить день выборов не позднее, чем через 14 дней с момента отставки руководителя страной. В противном случае это право переходит к ЦИК. Датой выборов будет являться последнее воскресенье месяца, в котором истекает трехмесячная отставка предыдущего президента. Такие правила действуют на территории РФ. И никаких исключений.

            По каким причинам можно покинуть пост главы государства? Во-первых, это может быть добровольное решение. Крайне редкое явление, которое вообще в малом количестве стран встречается. Руководители, как правило, от своих должностей просто так не отказываются. Особенно если они стремились к данному посту.

            Во-вторых, имеет место импичмент. По тем или иным причинам само государство способно отстранить руководителя от должностных полномочий. Причины могут быть разнообразными — от нарушения проведенных выборов (иногда это «вскрывается» после происшествия) до противозаконных действий гражданином.

            В-третьих, состояние здоровья. Если по каким-то обстоятельствам из-за проблем с организмом президент не может больше выполнять свои должностные обязательства, он должен покинуть пост руководителя. Сюда же можно отнести принудительное отстранение в связи с наступлением недееспособности, психические заболевания (шизофрению, например).

            В конце концов смерть гражданина, занимающего пост президента, ведет к прекращению его должностных обязанностей. Как следствие — требуется досрочное проведение выборов и назначение нового руководителя страной. Ничего сложного для понимания в этом нет. Все предельно просто.

            Как видите, требования к кандидату в президенты РФ по Конституции не так уж и трудно запомнить. Кроме того, сам процесс выборов для избирателей тоже является простым. Большинство трудностей достается высшим инстанциям, которые занимаются непосредственной подготовкой к процессу. Помните, что голосование — это ваш выбор. Никто не имеет права принудить вас отдать голос в пользу того или иного кандидата (только мотивировать — поможет предвыборная кампания). Также вы имеете право не являться на выборы. Никакого наказания за это не предусмотрено.

            Требования к кандидатам в президенты РФ

            Правом стать президентом РФ обладают многие граждане страны – действующее законодательство предусматривает возможность баллотироваться на пост главы государства практически для каждого человека. Однако существует ряд ограничений и достаточно строгих требований к кандидатам в президенты России, которым должно соответствовать лицо перед допуском к всенародному голосованию. Узнайте, кто может стать президентом РФ и как это сделать.

            Президент с точки зрения российского законодательства

            Права, полномочия и обязанности Президента РФ закреплены, в первую очередь, в положениях Главы 4 Конституции РФ. В основном же документе также излагаются и главные требования к претендентам на должность Президента. Кроме этого, указывается и механизм, в соответствии с которым проводятся выборы – тайное всенародное голосование дееспособных граждан. Однако Конституция регулирует лишь самые основные требования к кандидатам в Президенты РФ, к каковым относится:

          • Возраст кандидата. Статья 81 Конституции предусматривает, что избран в качестве Президента может быть лишь кандидат, достигший 35-летнего возраста. При этом достичь 35-летнего возраста необходимо к моменту регистрации в качестве кандидата, а не к моменту всенародного голосования или вступления в должность.
          • Гражданство. К участию в выборах Президента Российской Федерации допускаются лишь лица, являющиеся полноправными гражданами РФ.
          • Срок гражданства. Кандидаты должны не просто иметь российское гражданство, но и находиться в нём в течение не менее чем 10 лет до момента голосования.
          • Правовой статус. Не может подавать свою кандидатуру на участие в выборах лицо, каковое уже занимало президентское кресло на протяжении предыдущих двух сроков президентского правления подряд.
          • Более подробно действующие нормативы, касающиеся порядка регистрации кандидатов в Президенты РФ, а также проведения таковых выборов и требований, предъявляемых к кандидатам, соответственно положениям статьи 81 Конституции определяются соответствующим Федеральным законом. Таковым является ФЗ №19 от 10.01.2003. Данный закон регулярно обновляется и дополняется нормативами с целью обеспечения эффективной защиты национальной безопасности и независимости Российской Федерации в целом и Президента в частности.

            Статус Президента в соответствии с законодательством, а также кандидата в Президенты наделяет как определенным спектром дополнительных прав и полномочий в сравнении с остальными гражданами и должностными лицами РФ, так и соответствующими ограничениями. В частности, таковые могут включать обязательный отказ от ведения предпринимательской деятельности, хранения средств на счетах в иностранных организациях и так далее.

            Подробные требования к кандидату в Президенты РФ

            Действующее Федеральное законодательство тщательно регулирует порядок регистрации кандидатов в Президенты России и механизмы, при которых обеспечивается отказ в регистрации кандидата. Так, к регистрации в качестве кандидата в Президенты могут допущены лишь лица, соответствующие как конституционным требованиям, так и положениям вышеозначенного ФЗ «О выборах президента». Общий список требований, согласно которым можно понять, кто не может быть кандидатом для выдвижения в президенты, является следующим:

            1. Кандидат в президенты не должен обладать судимостью за свершение уголовно караемых преступлений тяжкого характера, либо относимых к особо тяжким. В случае наличия и последующего снятия или погашения таковой судимости, к выборам в качестве кандидата в Президенты РФ, таковое лицо может быть допущено не ранее, чем через 10 лет после фактического снятия или погашения наличествующей судимости в случае тяжкого преступления или 15 лет – для особо тяжких преступлений.
            2. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не могут баллотироваться в Президенты.
            3. Лица, уличенные и привлеченные к ответственности за использование, пропаганду или распространение нацистской символики или материалов, признанных экстремистскими не могут регистрироваться в качестве кандидатов в Президенты РФ до истечения срока, в течение которого таковые лица считаются подвергнутыми административному наказанию.
            4. Лица, лишенные права занимать государственные должности по решению суда также не могут в течение этого срока выдвигаться в качестве кандидатов на президентские выборы.
            5. Лица, обладающие иностранным гражданством или видом на жительство на территории другого государства, не могут быть избраны Президентом, если не откажутся от таковых преференций и сторонних гражданств окромя российского.
            6. Недееспособные граждане, лишенные дееспособности в судебном порядке, вне зависимости от причин такового лишения не могут баллотироваться в Президенты.

            Все вышеозначенные ограничения касаются как лиц, самовыдвигающихся в Президенты, так и выдвинутых политическими партиями.

            Порядок самовыдвижения кандидатов либо выдвижения их от политических партий является различным. При этом политическая партия не имеет права выдвигать кандидатов, состоящих в иных партиях, но может предлагать к выдвижению беспартийных лиц. Для регистрации в качестве кандидата в Президенты необходимо подтвердить наличие народной поддержки у такового кандидата.

            Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты России

            В целом, подать документы на регистрацию себя в качестве кандидата в Президенты РФ может любое лицо, соответствующее вышеозначенным требованиям. Однако прежде чем лицо будет внесено в избирательные списки, следует совершить целый ряд дополнительных действий в соответствии со строгим регламентом действующего законодательства. Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты РФ будет следующим:

          • Необходимо собрать группу из как минимум 500 граждан Российской Федерации, каковые обладают активным избирательным правом для демонстрации поддержки избирателями будущего кандидата.
          • Следует назначить дату собрания группы избирателей, а также уведомить Центризбирком РФ не позднее, чем за пять дней до даты такового собрания. На собрании должно быть вынесено решение про поддержку самовыдвижения потенциального кандидата, формировании избирательной группы и назначении уполномоченных лиц таковой группы. Протокол собрания и все его решения должны быть зафиксированы в нотариальной форме.
          • В течение 20 дней с момента объявления и публикации решения про назначение выборов Президента РФ, кандидат должен обратиться в Центризбирком с ходатайством про регистрацию избирательной группы граждан. Кроме этого, в Избирком предоставляются также документы, удостоверяющие личность и гражданство потенциального кандидата, а также решения собрания избирательной группы, заявление самого кандидата о его самовыдвижении, декларация о доходах кандидата и его семейства, декларация об имуществе,
          • После одобрения регистрации кандидата, он обязан собрать не менее 300 тыс. подписей граждан РФ (для самовыдвиженцев, при выдвижении от партии — 100 тыс. подписей). При этом Центризбирком запрещает предъявлять более 7500 подписей из каждого из конкретных субъектов РФ, а также – более 7500 автографов от граждан РФ, находящихся вне российской территории. Подписные листы производятся исключительно за наличествующие средства избирательного фонда потенциального кандидата по установленной на федеральном уровне форме.
          • После сбора подписей, их проверки, а также предоставления окончательного пакета документов, в том числе свидетельствующего о закрытии всех имеющихся иностранных счетов, проводится окончательная регистрация кандидата в Президенты РФ и внесение информации о нём в избирательные списки, а также её публикация.
          • Все отказы центральной избирательной комиссии по поводу регистрации кандидатов на любом этапе должны выдаваться не более, чем в двухдневный с момента подачи документов. Кроме этого, любой отказ должен быть мотивирован. Оспаривание таковых отказов проводится исключительно в Верховном Суде РФ, а рассмотрение таковых исков составляет не более пяти суток с момента их подачи.

            В целом, касательно регистрации кандидата действует дополнительный существенный список ограничений прав. В частности, не допускается превышение установленного на федеральном уровне максимума затрат на ведение избирательной компании и предвыборной агитации более, чем на 5 процентов. Таковые нормативы призваны обеспечить равные права у участников предвыборной гонки вне зависимости от наличествующих у них финансов.

            Кто по закону может стать президентом России?

            Согласно части 2 статьи 81 Конституции РФ, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В части 3 указанной статьи приводится еще одно требование — одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

            В статье 32 Конституции РФ (часть 3) сформулировано общее требование, согласно которому не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

            Таким образом, конституционных требований шесть:

            2) не моложе 35 лет;

            3) постоянно проживает в РФ не менее 10 лет;

            4) не занимает должность Президента РФ второй срок подряд;

            5) не признан судом недееспособным;

            6) не содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

            Указанные положения Конституции воспроизводятся в пунктах 2 и 5 статьи 3 специального закона (Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»). Так, пункт 5 указывает, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

            Никаких иных требований Конституция РФ к кандидату в президенты РФ не предъявляет. Конституция РФ представляет собой акт высшей юридической силы и прямого действия (это означает, что Конституция действует непосредственно, и для приведения в исполнение ее норм не требуется принятия иных нормативных актов).

            Правда, в самой Конституции имеется оговорка- часть 4 статьи 81 предусматривает, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом (тем самым 19-ФЗ» О выборах Президента РФ»). И вот тут , как всегда, начинается самое интересное. Специальный закон, который, по идее, ничего к конституционным требованиям к кандидату добавлять не должен, а предусматривать только процедуру выборов, содержит целый ряд дополнительных требований:

            I) Пункт 5.1 статьи 3 — «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства»;

            II) Пункт 5.2 статьи 3 — «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

            1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

            1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

            1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

            2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта;

            3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

            4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

            III) Пункт 6 статьи 3 — «Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока».

            Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

            Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

            1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

            2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

            2 1 . В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.

            3. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

            4. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

            5. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

            6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2 1 и 3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2 1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

            7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

            8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

            9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации – не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.

            1–2. Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что завершением процедуры выдвижения и началом участия кандидата, в том числе в составе списка кандидатов, в избирательной кампании, является момент уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Порядок уведомления устанавливается законом. Таким уведомлением может быть непосредственно подача в комиссию заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу либо решения избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов. Законом может быть предусмотрена подача такого документа, как уведомление о выдвижении в письменной форме 1 , как правило, в виде заявления кандидата или избирательного объединения, подаваемого в соответствующую избирательную комиссию, в котором говорится о том, что гражданин намерен участвовать в выборах в качестве кандидата (в случае самовыдвижения) или о том, где и когда состоялось выдвижение, т.е. принято решение избирательным объединением о выдвижении кандидата, списка кандидатов. Целесообразно в данном заявлении (уведомлении) указать весь перечень документов представляемых в избирательную комиссию с указанием количества листов каждого документа.

            Уведомительный характер выдвижения кандидата означает, что кандидат, для того, чтобы считаться выдвинутым, не нуждается в получении одобрения, разрешения или иного действия со стороны избирательной комиссии. Однако, поскольку кандидат (в том числе в составе списка кандидатов) считается выдвинутым и приобретает права и обязанности кандидата после уведомления соответствующей комиссии о выдвижении (поступления в избирательную комиссию предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи заявления кандидата, в том числе выдвинутого в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться, этот юридический факт подтверждается комиссией путем выдачи справки, расписки, копии акта либо иного документа, свидетельствующего о фактах передачи и получения представляемых документов.

            Избирательная комиссия обязана принять все документы от кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в том виде и в том объеме, в котором эти документы представляются. Отказ комиссии в приеме документов при уведомлении о выдвижении кандидата, списка кандидатов незаконен и может быть обжалован заинтересованными лицами (кандидатом, избирательным объединением) в вышестоящую комиссию либо в суд.

            ________________
            1 См., например: пункт 1 главы 14 Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2006 года № 402 // СЗ РФ. 2006. № 17. Ч. II. Ст. 1821.

            ЦИК России подтверждает прием документов от политических партий или от кандидатов на должность Президента Российской Федерации справкой с подробным перечнем всех принятых документов, с указанием времени и даты приема документов. Справка подписывается членом ЦИК России ответственным за прием документов и уполномоченным лицом политической партии. Справка регистрируется в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

            При представлении избирательным объединением в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидат (каждый кандидат из такого списка кандидатов) считается выдвинутым с момента представления заявления о согласии баллотироваться в соответствующую избирательную комиссию, правомочную заверить этот список, если иное не предусмотрено законом.

            Необходимость представления на этапе выдвижения заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу исключает возможность выдвижения без ведома кандидата. Давая согласие на выдвижение, кандидат лично подтверждает свое осознанное и ответственное отношение к участию в избирательной кампании в качестве кандидата на депутатский мандат (выборную должность). Заявление о согласии баллотироваться подается в письменной форме и адресуется в соответствии с законом избирательной комиссии либо (если кандидат выдвинут избирательным объединением) избирательному объединению. Комментируемый Федеральный закон не устанавливает требование собственноручного написания заявления кандидата, поэтому заявления могут быть изготовлены с использованием оргтехники (компьютера), но непременным условием является личная, собственноручная подпись кандидата.

            В целях более полного информирования избирателей о личности кандидата в заявлении указывается достаточно большой перечень сведений биографического характера: кроме фамилии, имени, отчества, даты рождения указываются сведения об образовании, основном месте работы, службы, о занимаемой должности, роде занятий. Следует отметить, что в случае, когда кандидат работает в двух и более местах, указывается одно место работы, как правило, то, где находится его трудовая книжка. Род занятий предполагает деятельность, не связанную с определенным местом работы или конкретной должностью, например, писатель, художник, предприниматель, домохозяйка, пенсионер (подпункт 57 статьи 2 комментируемого Федерального закона). В целях обеспечения возможности проведения проверки достоверности сведений, предоставляемых кандидатом, в заявлении должны быть указаны его место рождения, полный адрес места жительства с указанием не только субъекта Российской Федерации, где проживает кандидат, а конкретно улицы, номера дома, а также вид, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (подпункт 16 статьи 2 комментируемого Федерального закона), наименование или код органа, выдавшего указанный документ, и дата его выдачи. В соответствии с пунктом 1 1 статьи 38 комментируемого Федерального закона в случае если по каким-либо причинам в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, в том числе кандидата в списке кандидатов, указаны неточные биографические сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 комментируемого Федерального закона, либо часть этих сведений отсутствует (за исключением сведений о неснятой или непогашенной судимости, предусмотренных пунктом 2 1 статьи 33), то кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе не позднее чем за один день до дня рассмотрения комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) представить уточненные сведения о кандидате или, в том числе по сообщению избирательной комиссии, дополнить сведения о кандидате (в произвольной письменной форме). При этом документ, в котором указаны неточные сведения биографического характера (или часть этих сведений отсутствует) не может быть признан избирательной комиссией не представленным (отсутствующим). Вместе с тем, с учетом положений пункта 1 1 , подпункта «в 2 » пункта 24, подпункта «и» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ) если недостающие сведения о кандидате не будут восполнены по указанию избирательной комиссии в указанный срок, кандидату будет отказано в регистрации (в том числе в составе списка кандидатов).

            Новеллой комментируемого Федерального закона является требование о том, что кандидат, являющийся депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, должен указать в заявлении о согласии баллотироваться депутатом какого представительного органа он является. Это положение актуально не только для более полного портрета кандидата, поскольку демонстрирует его уже состоявшуюся электоральную поддержку, но и дает возможность более полного контроля за ограничением на совмещение депутатских обязанностей в представительных органах разного уровня, предусмотренных законодательством, в частности Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

            Помимо вышеуказанных сведений в заявлении о согласии баллотироваться кандидат вправе указать либо свою принадлежность к политической партии и статус в ней, либо принадлежность (членство, участие в составе учредителей или участников) не более чем к одному зарегистрированному в установленном законом порядке за один год до дня голосования общественному объединению и свой статус в этом общественном объединении. Необходимо отметить, что указание данных сведений является не обязанностью кандидата, а его правом 1 . Сведения о принадлежности к общественному объединению и о занимаемых должностях в партийных либо иных общественных структурах должны быть подтверждены документом (справкой, копией решения уполномоченного органа о назначении на должность и т.д.), заверенным постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. Представляется возможным и целесообразным, чтобы подобного рода документы на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления заверялись постоянно действующими органами региональных и местных отделений общественных организаций (политических партий), для чего постоянно действующий орган политической партии или иного общественного объединения должен своим решением наделить их этим правом.

            ______________________
            1 Примечательно, что в 2003 году на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва доля кандидатов, баллотирующихся в составе списков кандидатов, указавших свою партийную принадлежность, составляла: ЛДПР – 100 процентов, Аграрная партия России – 92 процента, СПС – 91,1 процента, Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» – 87,6 процента, Народная партия Российской Федерации – 80,5 процента, КПРФ – 80,1 процента, «Единая Россия» – 77,8 процента, избирательный блок «Партия Возрождения России – Российская партия «ЖИЗНИ» – 75,4 процента, избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз) – 48,1 процента.

            Одновременно с согласием баллотироваться в своем заявлении кандидат дает обязательство прекратить в случае избрания деятельность, не совместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности (пункт 9 статьи 4 комментируемого Федерального закона).

            2 1 . Задачу более полного информирования избирателей о личности кандидата выполняет законодательное требование об указании в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведений о неснятой и непогашенной судимости кандидата (подпункт 58 статьи 2 комментируемого Федерального закона). Требование комментируемого Федерального закона о предоставлении кандидатом сведений о судимости (непогашенной и неснятой), касаясь юридически значимых фактов его биографии, дает избирателю более полную информацию для последующего осознанного выбора 1 .

            Согласно подпункту «е» пункта 24, подпункта «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона сокрытие сведений, предусмотренных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата (исключении кандидата из списка кандидатов) 2 . С учетом положений пункта 3 1 статьи 4 комментируемого Федерального закона (см. комментарий) сокрытие гражданином сведений о наличии у него гражданства иностранного государства также влечет для него, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, неблагоприятные последствия в случае, если факт наличия такого гражданства будет выявлен. О выявленных фактах недостоверности иных сведений, указанных кандидатами о себе, избирательная комиссия доводит до сведения избирателей (пункт 8 комментируемой статьи), однако эта недостоверность не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из списка кандидатов.

            ____________________
            1 Судимость за отдельные виды преступлений влечет лишение гражданина пассивного избирательного права (см. комментарий к пункту 32 статьи 4 комментируемого Федерального закона).
            2 См., например: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2006 года № 1-Г06-9.

            3–4. При уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов одновременно с представлением в нее заявления (заявлений) кандидата (кандидатов в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться должны быть также представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, каждого кандидата из списка кандидатов и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. При этом необходимо отметить, что законы субъектов Российской Федерации не вправе менять форму сведений об имуществе и доходах, а должны воспроизвести в своих текстах приложение к комментируемому Федеральному закону. Сведения об имуществе и доходах представляются в СМИ в обязательном порядке для более полного информирования избирателей о кандидатах. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества на момент представления сведений в комиссию, это не освобождает кандидата от представления сведений о размере и об источниках доходов, имуществе в общем порядке по установленной форме в приложении к комментируемому Федеральному закону, где кандидат указывает об отсутствии у него имущества и доходов. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (пункт 7 статьи 34, подпункт 3 пункта 11 статьи 35) предусмотрена необходимость представления сведений о доходах и имуществе супруга кандидата на должность Президента Российской Федерации. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления по избирательным округам, образованным исходя из средней нормы представительства в пять или менее тысяч избирателей, требования пункта 3 комментируемой статьи не применяются, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена обязанность кандидата по предоставлению сведений о доходах и имуществе.

            5. Важной нормой комментируемого Федерального закона является положение, предписывающее кандидату, выдвинутому по избирательному округу (за исключением случая выдвижения в составе списка кандидатов), уведомлять комиссию о выдвижении, представлять в комиссию заявление о согласии баллотироваться, сведения об имуществе и доходах и другие документы лично. В практике проведения выборов ранее встречались случаи, когда кандидат не только не появлялся в избирательной комиссии лично, но и вообще проводил всю избирательную кампанию, включая предвыборную агитации, через доверенных лиц, сам, находясь в розыске по подозрению в совершении уголовного преступления. Избиратели не должны быть лишены права на непосредственное общение с тем, кто претендует на представительство от их имени в выборных органах государственной власти или местного самоуправления, в противном случае это извращает суть идеи представительства. Гражданско-правовой институт доверенности, на основе которого действовали представители такого «невидимого кандидата», не может по своей частноправовой природе восполнить публичные государственно-правовые полномочия, осуществляемые во время избирательной кампании. Указанные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях болезни кандидата либо нахождения его в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых с условием, что подпись кандидата будет заверена руководителями указанных учреждений, а также будет представлено подтверждение факта болезни либо нахождения в следственном изоляторе. Перечень условий, когда кандидат вправе действовать через уполномоченных лиц, не является исчерпывающим, однако вносить в него изменения и дополнения можно только федеральными законами, т.е. субъекты Российской Федерации должны ограничиться вышеуказанными условиями. Вместе с тем Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не предусмотрел иных случаев, когда кандидат представляет документы не лично, кроме случаев, перечисленных в комментируемом пункте. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» также не содержит каких-либо дополнений по этому вопросу, поскольку не предусматривает непосредственное выдвижение кандидатов.

            6. При получении документов все полученные сведения по всем кандидатам, в том числе из списка кандидатов, избирательная комиссия обязана направить для проверки в соответствующие государственные органы и учреждения, в частности в МВД России. Принципу равенства прав кандидатов отвечает такой порядок деятельности избирательной комиссии, когда запросы направляются в отношении всех кандидатов. Соответствующие органы обязаны проверить достоверность направленных к ним сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии. Полученная информация о недостоверности сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи 33, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из списка кандидатов (подпункт «е» пункта 24, подпункт «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона). Недостоверность сведений о доходах и имуществе, других сведений биографического характера не является основанием для отказа в регистрации кандидата, сведения о такой недостоверности указываются в соответствии с пунктом 8 комментируемой статьи.

            7. В целях обеспечения гарантий по информационному обеспечению информирования избирателей избирательные комиссии, организующие выборы, доводят до них сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в том числе через СМИ. Это положение комментируемого Федерального закона устранило некоторую неопределенность, существовавшую ранее, прежнее законодательство предусматривало представление разного рода сведений о кандидатах, но не содержало требования об их опубликовании, доведении до сведения избирателей, и на этой основе некоторые избирательные комиссии, расценивали подобные сведения как конфиденциальную информацию о личной жизни кандидата как гражданина, в том числе о судимости (неснятой и непогашенной), об имуществе и доходах. Сведения о кандидатах должны доводиться до сведения избирателей, как через СМИ, так и посредством размещения в информационных плакатах, которые должны находиться в помещениях для голосования, а также могут размещаться в иных местах, удобных для ознакомления с их содержанием. Объем сведений, подлежащих опубликованию, устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы, и должен содержать всю информацию, представленную кандидатами, за исключением подробных юридических адресов нахождения их имущества, а также банковских учреждений и номеров личных счетов, на которых содержатся денежные средства кандидатов.

            8. В случае выявления фактов недостоверности представленных кандидатами сведений избирательные комиссии также обязаны довести эти факты до сведения избирателей через СМИ и в информационных плакатах, размещенных в помещениях для голосования (подпункт «е» пункта 3 статьи 61 комментируемого Федерального закона).

            9. Законом не может быть сокращен по сравнению с установленным в комментируемом пункте сроком период для выдвижения кандидатов, списков кандидатов и сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Началом этого периода является день, когда закон позволяет кандидату уведомить избирательную комиссию о самовыдвижении, а избирательному объединению принять решение уполномоченным органом о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Например, согласно части 3 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политических партий осуществляется не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом необходимо иметь в виду, что процедуры по созыву съезда политических партий, конференций, региональных отделений и общих собраний (конференций) местных и иных отделений не могут рассматриваться составляющей частью процедуры выдвижения кандидатов. Комментируемый пункт адресован законодателю, который обязан предусмотреть в конкретном законе о выборах «точку отсчета» для начала периода выдвижения кандидатов, списков кандидатов (например, день официального опубликования решения о назначении выборов или опубликование схемы избирательных округов), а также последний день для представления избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов, при этом период между двумя установленными датами не может быть менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней) при выборах в федеральные органы государства; не менее 30 дней – при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней – при выборах в органы местного самоуправления.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *