Требования предъявляемые к руководителю. Требования предъявляемые к руководителю в менеджменте

Требования предъявляемые к руководителю

11.4. Основные требования, предъявляемые к руководителю предприятия

Многие специалисты утверждают, что успех в деятельности любой коммерческой организации на 80–90% зависит от руководителя. Поэтому к нему должны предъявляться жесткие требования, важнейшие из которых компетентность, требовательность, честность, справедливость, собранность, умение ценить свое время и время подчиненных, коммуникабельность и др.

Американский ученый Н. Хилл на основании анализа жизни нескольких сот известных преуспевающих руководителей-бизнесменов определил одиннадцать секретов управления:

Естественно, эти секреты успешного управления не являются исчерпывающими. К таким, например, секретам можно отнести и умение руководителя подбирать кадры, т. е. формировать свою «команду».

Многие руководители подбирают свою «команду» только по критерию преданности, «забывая» о необходимости наличия и других не менее важных критериях, таких, как компетентность, неординарность мышления, организаторские и другие способности. Талантливые личности имеют, как правило, свою точку зрения, они порой «ершистые» и с ними работать трудно, но интересно. К сожалению, многие руководители не находят с ними общего языка и под всякими предлогами пытаются от них освободиться. Прок от этого руководителя не очень большой. Настоящий руководитель сам ищет талантливых сотрудников, создает им хорошие условия, умеет с ними сотрудничать, и результаты деятельности этого руководителя, как правило, блестящие.

В современных условиях актуальнейшая проблема для России состоит в подборе и расстановке таких руководителей, особенно руководителей высшего звена, которые бы работали не только на себя, но и на общество и государство в целом, т. е., чтобы у них присутствовало чувство патриотизма. Без наличия этого критерия у большинства руководителей вряд ли мы создадим сильную и процветающую Россию.

Мы стали забывать о чувстве патриотизма к своей стране и ее гражданам. Патриотизм — это очень емкое понятие, в словаре оно трактуется следующим образом: «Патриотизм (греч. palre – родина) – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение к своей стране, которое определяется в определенном образе действий общественных чувств, обычно названном любовью к родине».

Особенно хотелось бы остановиться на предмете наличия чувства патриотизма у российских олигархов, которые сосредоточили в своих руках огромные финансовые ресурсы.

Патриотизм с их стороны заключается в первую очередь в том, чтобы «их ресурсы» работали на благо России и ее граждан. К. сожалению, не всегда так получается. Например, разве можно говорить о патриотизме губернатора Чукотки Романа Абрамовича, который значительные ресурсы направил на приобретение английской футбольной команды «Челси», когда отечественный футбол находится в весьма плачевном состоянии?! Неужели на Чукотке так хорошо обстоят дела во всех сферах (медицине, НТП, спорте, жилищном комплексе и др.), что не нашлось бы места для применения этих средств?! Конечно, это не так. Таких олигархов в нашей стране не должно быть.

11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

11.1. Содержание работы руководителя

Всю работу по управлению можно разделить на две части:
— управление деятельностью фирмы,
— управление людьми (персоналом) (рис. 42).

Рис. 42. Основные виды управления

Руководитель должен иметь:
— широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования,
— чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы,
— творческий подход и умение мотивировать себя и персонал,
— желание и способность сотрудничать,
— понимание результатов, умение планировать и выполнять планы,
— способность идти на риск,
— способность принимать решения,
— готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.

В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т. д.

11.2. Стиль управления

Это типичная манера и способ поведения менеджера.

Стили могут классифицироваться по разным критериям:

А. Критерий участия исполнителей в управлении.

Наиболее четко здесь различают три стиля:
— авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает — сотрудники исполняют),
— сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений),
— автономный (менеджер играет сдерживающую роль — сотрудники решают сами, обычно большинством) (рис. 43).

Рис. 43. Различие стилей управления (по участию в них исполнителей)

Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
— диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций),
— автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти),
— бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы),
— патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи», сотрудники неограниченно ему доверяют),
— благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому следят за его решениями).

Сопричастный стиль тоже имеет варианты:
— коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако, в конце концов, должны следовать указаниям менеджера),
— консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно),
— совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).

Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:

— управление через инновацию (разработка инновации — как руководящее задание).

— управление с помощью задания цели (На каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем).
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.

— управление через согласование цели (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).
Преимущества: согласование целей — лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.
Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.

— управление через правила решения.

— управление через мотивацию.

— управление через координацию.

— управление только в исключительных случаях (менеджер оставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач. Вмешательство происходит в исключительных случаях — особо критические ситуации, игнорирование возможности решения, отклонения от заданных целей).

В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.

Пять типичных стилей отражены на рис. 44.

Рис. 44. Стили управления по критерию преимущественной ориентации

Стиль 1.1 (слабое управление) — нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.
Стиль 9.1 (управление по задачам) — с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.
Стиль 1.9 (клубное управление) — господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.
Стиль 5.5 (управление по среднему пути) — достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.
Стиль 9.9 (сильное управление) — идеальный стиль.

11.3. Эффективность стиля управления

Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
— по разработке продукции,
— организации,
— управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства). Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
— личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования),
— зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков),
— организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля),
— условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Предпочтительность стиля управления в зависимости от крайних (идеализированных) ситуаций показана в табл 11.1.

Характеристики авторитарного и сопричастного стилей управления

Пессимистическое мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности, мало собственной инициативы.
Исполнение долга.

Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная инициатива.
Творчество/инновации

Условия постановки задач

Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные задания, давление сроков.

Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания, нет давления сроков.

Строгая организация, формальные структуры, централизованное распределение, единичная инстанция, вертикальная информация.

«Рыхлая» организация, неформальные структуры, децентрализованное распределение, множественные инстанции, свободная информация.

Условия окружающей среды

Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей.

Процветание.
Освобожденные ценности

Если такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает воздействие на эффективность управления в соответствии с табл. 11.2.

Оценки эффективности различных стилей управления

Эффективность достижения цели

Обеспечение выживания в случае кризиса.
Снижение издержек в условиях дефицита времени.
Большие затраты на квалифицированного менеджера.
Незаинтересованность сотрудников в экономии средств.
Частое отсутствие менеджера.

Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников.
Снижение убытков в отсутствие менеджера.
Большие затраты на координацию.

Эффективность выполнения заданий

Быстрые решения.
Решения, приближенные к оптимальным.
Использование творческого потенциала только менеджера.

Медленное решение.
Решение с пониманием дела.
Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников.

Четкое распределение ролей.
Зависимость от менеджера. Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников.

Нечеткое распределение ролей.
Независимость от менеджера.
Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников.

Организационные требования к резерву.
Недовольство эмансипированных сотрудников.
Стихийность, потеря инициативы сотрудников.

Более высокие требования к резерву менеджеров.
Путаница, недовольство среди верящих авторитетам.
Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников.

В результате можно сделать вывод, что поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).

Основные требования, предъявляемые к менеджеру

В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наде­ ленный полномочиями в области принятия решений по конк­ретным видам деятельности фирмы в рыночных условиях. При­ нимаемые менеджером решения в условиях свойственного рын­ку риска и неопределенности ситуации должны быть обоснован­ными и вырабатываться на базе новейших методов оптимизации управления: многовариантных расчетов с помощью компьютер­ной техники.

Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:

¦ наличие общих знаний в области управления предприя­ тием;

¦ компетентность в вопросах технологии производства фир­ мы;

¦ владение навыками не только администрирования, но и
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках,
проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы
фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

¦ принятие обоснованных и компетентных решений;

¦ наличие практического опыта и знаний в области анали­ за экономической ситуации на рынках;

¦ умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;

¦ умение предвидеть тенденции развития хозяйственной
конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного ре­ гулирования экономики в своей стране и в других странах, на
рынках которых фирма стремится усилить, либо удержать свои
позиции;

¦ умение согласования решений с нижестоящими сотруд­ никами и распределение участия каждого в их исполнении;

¦ знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их
способностей и возможностей выполнения конкретной поручае­ мой им работы;

¦ знание условий, связывающих предприятие и работни­
ков, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;

¦ устранение неспособных с целью удержания единства и
правильности функционирования фирмы.

По словам А. Файоля руководитель должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тяго­стное. Эта обязанность вызывает к высшим нравственным каче­ ствам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храб­ рость.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечи­ вать эффективность функционирования фирмы.

Требования к руководителю

Требования к личности руководителя можно разделить на 3 основные группы: мировоззренческие качества; деловые; нравственно-психологические (рис. 4.1.).

Мировоззрение человека — это система ценностей, которая определяется его знаниями, логикой мышления и поведения, должным образом ориентированной волей, вынуждающей действовать по внутреннему убеждению, так как повелевает долг и совесть.

Ценности — это то, что для человека является важным, значимым, стоящим. Они определяют его отношение к различным атрибутам (значащим признакам) жизни: общественным, материальным, духовным. Еще в древности знали, что у человека есть духовная сила, верность своим убеждениям и уверенность в своей правоте, придающая мужество преодолеть многие трудности. По Аристотелю, такой человек находится на верхней ступени духовного величия и мужества. Оно заключается в том, чтобы одинаково открыто высказывать любовь и ненависть, чтобы судить и говорить о чем бы то ни было с полнейшей искренностью и чтобы, ценя истину превыше всего, не обращать внимания на одобрения и порицания, исходящие от других.

Ценности человека — это его точка зрения, которой он готов твердо придерживаться, за нее бороться и ее совершенствовать.

Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они ускользают от понимания. Их можно распознать только изучая реакции и подходы, лежащие в основе поведения человека.

Ценности можно определить, рассматривая отношение человека к следующим атрибутам жизни:

к власти (с уважением, подвергая сомнениям);

к результату работы;

к помощи другим;

к жизни и работе;

к поощрению и наказанию;

Рис. 4.1. Группы требований к руководителю

Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:

способности находить кратчайший путь к достижению цели;

способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;

способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;

способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).

Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию. Не вдаваясь в их обстоятельный разбор, можно заметить лишь, что они есть симбиоз (сожительство, помощь одного другому) двух составляющих: компетентности и организаторских способностей (знания и умения).

Компетентность понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как понимание связей различных явлений и процессов, как нахождение возможных способов и средств достижения намеченных целей.

Организаторские способности руководителя выражаются прежде всего в следующем:

в умении выделять и четко формулировать как перспективные, так и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи;

в умении своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение;

в умении согласовывать свои замыслы с условиями действительности;

в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;

в умении постоянно и успешно сотрудничать с другими подразделениями и с органами контроля.

Нравственно-психологические качества являются необходимыми любому руководителю как нравственные ориентиры его деятельности. Без них он просто неспособен руководить коллективом.

Три вида нравственных качеств представляются наиболее характерными с точки зрения рассматриваемого вопроса — это порядочность, способность привлекать к себе людей, умение воздействовать на подчиненных. Эти качества характеризуют особенность личности руководителя, как она воспринимается коллективом и как она способна воздействовать на членов коллектива.

Порядочность. Наверное, каждый мог бы предложить свое толкование, что такое порядочность. Мнения были бы в чем-то совпадающие, а в чем-то различающиеся. В общем перечне признаков порядочности выделим три, которые наиболее важны для руководителя: правдивость, уважительное и справедливое отношение к подчиненным, здоровое восприятие критики.

Правдивость является основой нравственности. Доброкачественная информация препятствует демагогии, самовосхвалению, бюрократизму. Без правды невозможна нормальная совместная работа, осуществление всесторонне взвешенной деятельности. От частого обмана человек становится равнодушным. Ничто не деморализует людей столь сильно, как ложь и демагогия, разрыв между словом и делом. Если человек слышит одно о благополучии дел, успехах во всем и вся, а видит воочию нечто другое — халатность и равнодушие, злоупотребление служебным положением и искажение показателей, то он, естественно, постепенно теряет веру в слова.

Уважение личности подчиненного и справедливое к нему отношение — это также безусловный признак порядочности руководителя. Достоинство подчиненного не должно быть унижено ни при каких обстоятельствах. Состояние взаимоотношений руководителя с подчиненными служит своеобразной и убедительной характеристикой уровня его профессионализма.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать выводы о том, что руководители — это весьма ценный контингент людей, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к дисциплине, к упорному целенаправлен­ному труду, обладающих чувством ответственности. Также немаловажным требованием к личности руководителя являются деловые качества, мировоззренческие и нравственно-психологические качества.

Знание разных типов «трудных» руководителей, умение оп­ределить их и обращаться с ними может помочь менеджерам и другим специалистам построить более здоровые и продуктив­ные отношения с непосредственными руководителями.

1) «Новый русский» — чаще всего молодой, до 30 лет, очень богатый, происхождение состояния находится в тайне, чаще всего финансовые махинации с банком или использование бюд­жетных средств.

2) «Мафиози» («бык») — на вид похож на боксера, борца или уголовника. Бритая голова или короткая стрижка, золотая цепь, «бычья шея». Профессиональное образование — ПТУ или техникум. Любит простые виды бизнеса (автозаправка, автосервис, автостоянка, рынок, магазины).

3) «Наполеон» — мужчина маленького роста до 160 см, невзрачная внешность, очень тщеславный, с трудом пробился в начальники, т.к. девушки в молодости не обращали внимания, ребята «колотили», начальники унижали, приходилось постоянно догонять «счастливчиков». Брал усердием, старанием и трудолюбием.

4) «Важная птица» — руководитель, обладающий комплексом психологических качеств «птицы высокого полета», напускает на себя загадочный вид, давая понять окружающим и подчиненным, что он многое знает и у него есть «рука везде» (губернатор, мэр, глава района).

5) «Организатор» — руководитель моторного типа («локомотив»), постоянно в движении, яркий холерик с инженерным типом личности, предпочитает быстро решать оперативные задачи в ущерб стратегическим, его отличает высокий уровень интеллекта.

6) «Авторитет» — властный, сильный руководитель авторитарного стиля, не терпит возражений. Живет по пословице «директор всегда прав». Быстро принимает решения, не всегда обоснованные и справедливые, «рубит с плеча» и может быстро уволить непокорного.

7) «Хитрый лис» — внешне всегда улыбающийся, приятный человек. Получил хорошее образование, всесторонне развитая личность, обязательно имеет хобби (рисует, сочиняет стихи, нумизмат, музицирует), творческий тип личности, холерик или флегматик, ориентирован на окружающую действительность, быстро реагирует на изменение среды, обычно не имеет проблем с моралью, уходит от конфликтов.

8) «Серый кардинал» — очень сильная личность в коллективе, предпочитает находиться «в тени» и на вторых ролях при молодом или старом руководителе, обычно в возрасте за 50 лет и старше, перенес тяжелую болезнь, которая всегда в нем. Имеет блестящее образование, очень высокий интеллект, обладает отличной памятью и огромным производственным или кадровым опытом.

9) «Задира» громогласен, стоек, тверд, грозен, агрессивен, и о нем поговаривают, что он имеет влиятельных друзей в высоких инстанциях (часто «задира» делает это сам). «Задиры» имеют сильное желание контролировать других; для них жизнь – это непрекращающаяся борьба за власть.

10) «Медведь» (медлительный руководитель) обычно дружелюбен, мил и доброжелателен. Однако такие руководители имеют два главных недостатка: любой ценой откладывают решения и обходятся утверждениями общего характера, избегая быть конкретными.

11) «Боец» (для женщин «амазонка» или «Жанна Д’Арк»). «Горя бездымно» сдерживаемой яростью, «боец» — это «ходячая бомба» с часовым механизмом. Его (или ее) гнев лежит не на поверхности. «Боец» взрывается неожиданно: много кричит, атакует и выплескивает свой сарказм.

12) «Льстец» постоянно улыбается, дружелюбен, угодлив, с чувством юмора. «Льстецы» говорят людям то, что те хотят слышать; попытка «припереть их к стенке» столь же безрезультатна, как и попытка собрать ртуть вилкой.

13) «Всезнайка» знает много, но его проблема в том, что он действует так, как будто знает все. Он (или она) очень нетерпелив, что проявляется в неспособности слушать. Если «всезнайка» сталкивается с отрицательными явлениями, он критикует то, чего сам не знает, обвиняет других.

14) «Лентяй» (разгильдяй). Личные привычки (склонности) «лентяя» могут раздражать и даже вызывать отвращение; беспорядок и хаос проявляются как в его (или ее) работе, так и в личной жизни. «Лентяи» не могут ориентироваться в порядке вещей и определять приоритеты задач; их одежда постоянно смята, испачкана или порвана. Они могут слишком много есть, курить, распространять запах алкоголя или оставлять половину обеда на собственных усах.

15) «Ненормальный» («отклоняющийся») руководитель проявляет аномальное (отклоняющееся от нормы) поведение. Ненормальность сказывается или в сексуальных заигрываниях, или в частых прогулах, или в постоянной лжи. «Ненормальные» руководители пытаются отделаться от ответственности и надеяться, что люди будут «покрывать» их.

Менеджер создает планы, определяет, не только что и когда делать, но также кто и как будет выполнять намеченное (управление персоналом), определяет рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

В обязанности менеджера входят определение цели и выбор средств ее достижения, установление приоритета задач в работе предприятия и прогнозирование возможных последствий их решений. Он отвечает за разработку стратегии развития организации, анализ и прогноз динамики ситуации, как на самом предприятии, так и за его пределами. Он должен предвидеть события, проявлять гибкость в планировании. Успешная реализация профессиональных функций предполагает выраженность у менеджера соответствующих личных качеств. Он должен уметь мыслить стратегически, владеть навыками интуитивного мышления, принимая быстрые и правильные решения в условиях неполной информации. Добиться, этого невозможно, не имея широкого кругозора, прочных профессиональных знаний, без понимания роли самообучения и естественного (без принуждения) обращения к нему. Важны также способности быстро перерабатывать поступающую информацию, видеть и выделять существенное в том, чего не замечают другие, эффективно и наименьшими затратами идти к реализации поставленной цели, находить простые решения сложных проблем. Он должен не бояться рисковать, не утрачивая при этом реализма и при необходимости открыто признавая допущенные ошибки. Что­бы быть признанным лидером в коллективе, менеджер должен проявлять стремление к сотрудничеству, коммуникабельности (навыки социального взаимодействия), сочувствие и уважение к своим подчиненным, желание и готовность прийти к ним на помощь. Вместе с тем он должен быть способен к принятию подчас жестких, непопулярных, но оправданных по ситуации решений. Менеджер не может рассчитывать на успех в своей профессиональной деятельности, если ему не присуща уверенность в себе, т.е. обоснованная вера в свои способности выполнить стоящие перед ним задачи.

Требования, предъявляемые к руководителю

Понятие «требования» выражает тс или иные просьбы, желания, (пожелания), установления, нормы, потребности, запросы, которым должны соответствовать «руководитель вообще» и или конкретный руководитель.

Наиболее распространенными видами требований являются следующие.

  • 1. Требования на «входе в социальную организацию» – при приеме на работу на ту или иную должность руководителя (наличие образования, опыта работы в аналогичной должности, специфических знаний и умений и др.).
  • 2. Требования к личности руководителя, сто физическим, психологическим и моральным характеристикам с точки зрения профессиональной пригодности и выполнения профессиональной деятельности.
  • 3. Требования к деятельности руководителей по обеспечению эффективной (результативной) работы организации (предприятия, учреждения), подразделения.
  • 4. Требования, обусловленные содержанием и спецификой профессиональной деятельности в конкретных условиях – в период формирования организации, ее реорганизации, смене руководства и др.
  • 5. Требования к действиям и поведению руководителей в экстремальных (чрезвычайных, кризисных) ситуациях.
  • Различают такие параметры требований, как субъект (кто, когда и как их определяет), предмет (к чему конкретно они предъявляются), формы и методы (в каких формах и как они предъявляются).

    В нашем контексте речь идет о втором, третьем и четвертом видах требований, т.е. к личности и деятельности руководителей.

    К настоящему времени сложилось три теоретических и практических подхода к требованиям, предъявляемым к руководителям: 1) с позиции личных качеств (свойств); 2) поведенческая модель; 3) ситуационный метод.

    В рамках первого подхода имеются следующие теории: теория качеств выдающихся руководителей; теория качеств, обеспечивших успех в том или ином виде деятельности – политике, предпринимательстве, управлении; теория базовых качеств руководителя; теория изменяющихся качеств.

    В социальном управлении как науке накоплен объемный научно-исследовательский материал по базовым качествам руководителей. Считается, что их эффективность (результативность) определяется индивидуальными свойствами личности и практическими профессиональными знаниями, навыками и умениями. Высокий, очень высокий и супервысокий уровень результатов в деятельности возглавляемой системы (предприятие, организация, учреждение) или подсистемы (подразделения) считаются важнейшими показателями, отличающими профессионального, высокопрофессионального и суперпрофессионального руководителя от антиподов – непрофессионального, низкопрофессионального или недостаточно профессионального. Какие же свойства личности, их сочетания свойственны профессиональным руководителям?

    Несмотря на множество градаций и описаний качеств, как положительных, так и отрицательных (нежелательных), однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако их анализ и обобщение позволяет определить так называемую «плавающую модель» (подвижную по своим параметрам в зависимости от специфики исследования) личности эффективного руководителя.

    Первая часть модели – психофизическая предрасположенность к данному виду профессиональной деятельности, т.е. доминирование в личности экстравертированности или склонности к общению с людьми. Поэтому одно из главных требований – умение работать с людьми, включающее целый ряд более конкретных навыков и умений (слушать и слышать, мотивировать и стимулировать, говорить и убеждать и др.).

    Вторая часть модели связана с наделением руководителей правами или властью. Поэтому одно из важнейших требуемых качеств – умелое использование власти через механизм принятия и реализации управленческих решений.

    И наконец, третья часть модели – умение организовать работу людей, т.е. придать ей упорядоченный характер, направленный через отношения «руководитель – группа (коллектив)» на реализацию необходимых целей, задач.

    Таким образом, данная модель включает человековедческую, властно-распорядительную и организационно- деятельностную составляющие.

    В поведенческом подходе требования к руководителям нашли отражение в таких теоретических положениях, как стили и методы управления (руководства); внешний вид и манеры поведения; использование систем и средств стимулирования.

    Представители ситуационного метода рассматривают качества и стили поведения руководителей (лидеров) применительно к конкретным ситуациям, которые, в зависимости от своей специфики, «требуют» исполнения соответствующих ролей, проявления качеств и стилей.

    Для понимания требований к руководителям важно иметь представление об основных составляющих процесса управления и соответствующих средствах (формах и методах) их профессиональной работы. В систематизированном и соотносительном виде они представлены в табл. 13.

    Основные составляющие процесса управления (менеджмента) и средства личной работы руководителя

    Основные составляющие процесса управления

    Средства личной работы руководителя

    Информационная система на рабочем месте

    Методы анализа информации

    Определение и формулирование стратегических, тактических и оперативных целей, задач

    Планирование собственной работы и работы коллектива

    Увязка целей, задач с необходимыми ресурсами

    Подготовка и принятие решений по различным проблемам

    Методы подготовки и принятия решений

    Функции и организационная структура

    Механизм распределения и закрепления функций

    Взаимодействие с должностными лицами по «вертикали» и «горизонтали» Организация рабочего места

    Слово как основной инструмент управления людьми

    Речь руководителя – коммуникативная, публичная, инструктивная Позы, мимика, жесты. Контакты с людьми, в т.ч. по телефону Деловая одежда руководителя – для мужчин и женщин Служебный этикет

    Наличие и использование информации по различным видам ресурсов – материальным, трудовым, финансовым, временным

    Управление своим и чужим временем (тайм-менеджмент)

    Время руководителя (тайм-менеджер)

    Обратная связь – учет, контроль

    Учетные и контрольные системы в труде руководителя

    Из таблицы видно, что многие требования к руководителю обусловлены, во-первых, теми составляющими, что включает в себя процесс социального управления, и, во-вторых, теми, что необходимо ему практически знать и уметь применительно к каждой составляющей.

    Менеджер

    Менеджеры в организациях

    Менеджер в современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

    Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
  • руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.
  • Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.

    Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.

    Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному (табл.4.1).

    Таблица 4.1 Особенности конечного результата деятельности в менеджменте

    Менеджмент

    Конечный результат

    Уровень прибыли предприятия или социальная эффективность институциональной организации

    Перестройка организационных структур и систем управления для организации в развивающейся рыночной экономике

    Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):

    обеспечение функционирования подсистемы снабжения;обеспечение функционирования производственной системы;обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;ОФ финансовой подсистемы;ОФ инновационной подсистемы;ОФ социальной подсистемы;

    Типы менеджеров

    Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (рис. 4.2).

    Рис. 4.2. Уровни управления

    Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).

    Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

    Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.

    Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.

    Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).

    Функциональные руководители — это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.

    Уровень функционального руководителя определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.

    Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:

    Предприниматель — основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.

    Бизнесмен — субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.

    Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.

    Качества, необходимые менеджеру

    Основные качества, необходимые менеджеру:

    • мировоззренческая позиция:
      • наличие выработанной управленческой концепции;
      • желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
      • умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;
      • деловая компетенция:
        • обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
        • обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
        • владеть современными методами менеджмента;
        • административный талант:
          • проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
          • обладать опытом административной работы;
          • иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
          • уметь осуществлять корпоративную поддержку;
        • личностные качества:
          • генетическая предрасположенность к лидерству;
          • обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
          • критически оценивать свои достижения;
          • уметь гармонизировать межличностные отношения;
          • Мировоззренческая позиция — это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.

            Деловая компетенция — это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.

            Административный талант это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.

            Личностные качества — это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.

            Требования, предъявляемые к менеджеру

            В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

            Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

            1. Знание специальности:

          • — знание технологии производственного процесса и его функционирования;
          • — знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
          • — знание общей экономической теории;
          • — знание теории маркетинга;
          • — а также общая эрудиция по специальности;
          • — знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

          2. Личные качества:

        • — умение быть в форме;
        • — выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
        • — выдержка в любой конфликтной ситуации;
        • — коммуникативность;
        • — умение слушать;
        • — приспособляемость к ситуации;
        • — восприимчивость критики, самокритичность;
        • — уверенность в себе;
        • — авторитетность;
        • — стремление к успеху и готовность работать для этого;
        • — возраст и внешние данные;
        • — сила воли;
        • 3. Личные способности:

        • — умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
        • — умение распределять обязанности и давать четкие указания;
        • — умение стимулировать и мотивировать работников;
        • — легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
        • 4. Интеллектуальные способности:

        • — ум и рассудительность;
        • — творческий потенциал;
        • — умение принять нужное решение;
        • — логическое, структурное, системное мышление;
        • — интуиция;
        • 5. Рабочие приемы:

        • — рациональность и системность в работе;
        • — умение максимально концентрироваться;
        • — умение принятия решений и снятия проблем;
        • — самоменеджмент;
        • — умение выражать свои мысли, вести переговоры;
        • 6. Физические возможности:

        • — активность и подвижность;
        • — энергичность;
        • — сила и здоровье.
        • Основные требования, предъявляемые к современному менеджеру

          организовывать и планировать производство и реализацию продукции и услуг; принимать правильные управленческие решения; руководить коллективом на уровне современных требований, то есть должен быть реальным лидером в коллективе; общаться и контактировать с людьми; побуждать работников к творческой активности и рационализации изобретений, оценивать достижения подчиненного сообразно достигнутым результатам; находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях; быть предельно объективным к подчиненным независимо от своих симпатий; отбирать и обучать работников;уметь подчиняться самому в случае необходимости и соблюдать субординацию.

          цены и ценообразование; формирование спроса на продукцию фирмы и стимулирование сбыта; исследование рынков; технику и концепции прогнозирования; бюджет (разработка способов рационального использования денег); маркетинговое планирование; каналы товародвижения; товары фирмы; технологию производства и ее роль в производстве; рынок покупателей (характеристика потребителей); трудовое законодательство; использование компьютеров и информатики; устройство фирмы, ее политику и структуру; бухучет; макро- и микро-экономику; финансы; международную торговлю; социальную ответственность за рыночную деятельность фирмы; материально-техническое снабжение (источники ресурсов, транспорт, обеспечение).

          В американских школах бизнеса существует свой собственный подход к проблеме подготовки менеджеров. Ниже приводится список тематических областей, в которых кандидат на получение сертификата менеджера должен продемонстрировать компетентность: понимание природы управленческих процессов; знание основных организационно-правовых форм предприятий; знание функциональных обязанностей и стиля работы менеджера;четкое представление об ответственности менеджера и распределении ответственности по уровням управления; способы повышения эффективности управления; знание информационных технологий и средств коммуникаций; умение письменно и устно излагать свои мысли; компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов; способность к лидерству и нормализации рабочих и личных отношений между подчиненными; знание особенностей взаимоотношения между фирмами и клиентами;способность управлять ресурсами

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *