Установлены новые штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей. Несоблюдение режима труда и отдыха штраф

Установлены новые штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей

Shell114 / Depositphotos.com

Внесены поправки в ст. 11.23 КоАП РФ (Федеральный закон от 26 июля 2020 г. N 216-ФЗ). Изменения коснутся в том числе ответственности за нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. На сегодняшний день оштрафованы по данной статье за такие нарушения могут быть только сами водители. Для работодателей же такого рода противоправные деяния образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ (решения Брянского облсуда от 29 ноября 2016 г. № 21-283/2016, Омского облсуда от 22 сентября 2015 г. № 77-392/2015). Однако после вступления в силу рассматриваемого закона статья 11.23 КоАП РФ будет предусматривать также и ответственность для работодателей.

Примечательно, что если размеры штрафов для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей по статье 11.23 КоАП РФ будут выше, то в отношении юридических лиц санкция по указанной статье допускает возможность назначения штрафа за данное правонарушение в меньшем размере, чем это предусмотрено ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Правда, никто из указанных субъектов при привлечении к ответственности по ст. 11.23 КоАП РФ не сможет отделаться предупреждением. Для водителей же вырастет минимальный размер штрафа, но уменьшится максимальный.

Субъект правонарушения Санкция
ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ (действующая редакция) ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ (будущая редакция)
Водитель наложение штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей наложение штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей
предупреждение или наложение штрафа в размере от 1000 до 5000 рублей наложение штрафа в размере от 7000 до 10000 рублей
Индивидуальный предприниматель наложение штрафа в размере от 15000 до 25000 рублей
Юридическое лицо предупреждение или наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 тысяч рублей наложение штрафа в размере от 20000 до 50000 рублей

При этом в законе уточняется, что юридические и должностные лица несут ответственность за данное нарушение только в том случае, если оно совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов. Иными словами, если водитель переусердствует в управлении автомобилем по собственной инициативе, работодатель оштрафован не будет.

Отметим также, что, по нашему мнению, установление статьей 11.23 КоАП РФ ответственности работодателей и их должностных лиц за нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха, не исключает возможности привлечения данных субъектов к ответственности за указанные нарушения по ст. 5.27 КоАП РФ. Дело в том, что дела об административных правонарушениях по данным статьям уполномочены рассматривать разные органы: по ст. 11.23 КоАП РФ – Ространснадзор и полиция, а по ст. 5.27 КоАП РФ – ГИТ. Соответственно, ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, предусматривающая при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы разных административных правонарушений, назначение одного наиболее строгого административного наказания, в данном случае не применяется. Иными словами, если нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха будет выявлено в рамках проверки ГИТ, то работодатель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. А если такое нарушение выявят Ространснадзор или полиция — работодателя будет ждать штраф по ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ.

Кроме того, строже начнут наказывать за управление и выпуск на линию транспортного средства с неисправным тахографом или вообще без такового в случаях, когда это устройство должно быть установлено на автомобиль в соответствии с законом. Причем если раньше за такие нарушения к ответственности могли быть привлечены лишь сами водители и должностные лица, ответственные за выпуск на линию транспортных средств, то теперь штрафы предусмотрены также для индивидуальных предпринимателей и юрлиц.

С 1 ноября вводятся штрафы за неотдохнувших водителей и отсутствие тахографа

За несоблюдение режима труда и отдыха водителей работодатели — организации могут быть оштрафованы до 50 тысяч рублей, а индивидуальные предприниматели — до 25 тысяч рублей. Аналогичные санкции грозят в случае, если в машине не окажется тахографа или будут нарушены правила его установки. Соответствующие поправки в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 26.07.19 № 216-ФЗ и вступят в силу с 1 ноября 2020 года.

Режим труда и отдыха водителей

Напомним, что организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать режим труда и отдыха водителей (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Нарушение режима труда и отдыха влечет административную ответственность. Но в настоящее время наказание предусмотрено только для самих водителей. Штраф для них составляет от 1 тыс. до 3 тыс. рублей (ч. 2 ст. 11.23 КоАП).

Согласно недавним поправкам в КоАП РФ, с 1 ноября за подобное нарушение штраф грозит также должностным лицам и работодателям. Его размер составляет:

  • для должностных лиц — от 7 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей;

Также изменился размер штрафа для самих водителей — санкции теперь составят от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей.

В законе оговариваются условия, при которых организации и должностные лица могут быть оштрафованы. Санкции грозят им в том случае, если они фактически установили для водителей время управления транспортным средством и отдыха с нарушением требований. Уточнение «фактически» означает, что при разбирательстве во внимание будут приниматься не только локальные нормативные акты организации, которыми установлен режим труда и отдыха, но и свидетельства об устных распоряжениях руководителя или иного представителя работодателя.

Заполнить путевой лист в сервисе «Путевые листы и ГСМ»

Отсутствие тахографа

Помимо соблюдения режима труда и отдыха, юрлица и ИП, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами (ч. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ). Тахограф — это техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, приведены в приложении №2 к приказу Минтранса от 13.02.13 № 36. К таковым относятся грузовые транспортные средства грузоподъемностью свыше 3,5 тонн, а также ТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения.

Сейчас за управление транспортным средством при перевозке грузов или пассажиров без тахографа предусмотрен штраф для граждан (от 1 тыс. до 3 тыс. рублей) и для должностных лиц (от 5 тыс. до 10 тыс. рублей).

Комментируемый закон предусматривает возможность привлечения к ответственности, в том числе, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, выпуск на линию транспортного средства без тахографа (в случае, если его установка предусмотрена законодательством РФ) либо с нарушением требований к его использованию (за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию ТС) влечет штраф:

  • для должностных лиц — в размере от 7 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
  • Также увеличился штраф для водителей. За управление транспортным средством без тахографа или с нарушением требований ему придется заплатить от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

    Штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей

    Особенности труда водителей

    Общие требования к режиму водителей стандартны: 40 часов в неделю при 8-ча ­совом (на пятидневке) или 7-ча ­совом (на шестидневке) рабочем дне п. 7 Положения, утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение № 15) .

    Но график водителя зависит от продолжительности рейса, поэтому общие правила зачастую невыполнимы. В таких случаях вводится суммированный учет рабочего времени со стандартным учетным периодом в 1 месяц. Его продолжительность может быть увеличен а п. 8 Положения № 15 :

    • до 3 месяцев — при необходимости и по согласованию с представительным органом работников;

    • до 6 месяцев — при перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период, а также в других случаях при обслуживании сезонных работ.

    Если в компании есть представительный орган работников, то его мнение необходимо учесть при введении суммированного учета рабочего времени водителе й п. 8 Положения № 15 .

    По общему правилу при суммированном учете водитель может ежедневно работать не более 10 часов. Иногда время работы разрешено увеличивать до 12 часов, например чтобы водитель мог доехать до места отдыха при междугородных перевозках. А если маршрут еще длиннее, то в рейсе должно быть два водителя и более, а в автомобиле следует оборудовать место, где сменщик может поспат ь пп. 9— 12 Положения № 15 .

    Нарушение этих и других норм карается административными штрафами и другими санкциями.

    Возможные санкции

    Непосредственно за нарушение режима труда и отдыха водителей КоАП предусматривает штраф только для самого работник а ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ . Но это не значит, что работодателя нельзя наказать.

    Вид нарушения по КоАП Кто привлекает к ответственности В отношении кого применяется санкция Вид наказания Размер штрафа, руб.
    Нарушение режима труда и отдыха водителе й ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ Органы Рос­транс­над­зо­ра, ГИБДД ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 23.3, ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ Водитель Штраф 1 000— 3 000
    Первичное нарушение трудового законодательств а ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ Трудинспекци я ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ Компания • или предупреждение;
    • или штраф
    30 000— 50 000
    Директор (ИП) 1 000— 5 000
    Повторное аналогичное нарушение трудового законодательств а п. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6, ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ Суд ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ Компания Штраф 50 000— 70 000
    ИП 10 000— 20 000
    Директор • или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
    • или штраф
    10 000— 20 000
    Нарушение правил обеспечения безопасности перевозо к ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ Органы Рос­транс­над­зо­ра, ГИБДД ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 23.3, ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ Компания (ИП) Штраф 25 000
    Директор 10 000
    Водитель 1 500
    Нарушение лицензионных требовани й ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ Суд ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ Компания • или предупреждение;
    • или штраф
    30 000— 40 000
    Директор (ИП) 3 000— 4 000
    Грубое нарушение лицензионных требовани й ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ Суд ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ Компания • или штраф;
    • или приостановление деятельности
    100 000— 200 000
    ИП 4 000— 8 000
    Директор Штраф 5 000— 10 000

    Как видим, во-первых, есть общий штраф за нарушение ТК, поскольку он обязывает соблюдать режим труда и отдыха любых работнико в ч. 2 ст. 212 ТК РФ; ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ . По этой норме в прошлом году трудинспекция наказала ОАО на 45 000 руб. за то, что обществом допускалась работа водителей более 14 часов в сутки, включая время подготовки к рейсу, прохождения медосмотра, выполнения погрузочных складских работ и др. Ведь все названные периоды входят в рабочее время водител я п. 15 Положения № 15 . Нарушения были выявлены при расследовании несчастного случая с водителем компани и Постановление ВС от 03.07.2017 № 83-АД17-1 . В другом случае по той же статье за нарушения в организации труда водителей был оштрафован директор компани и Решение Мосгорсуда от 20.12.2016 № 7-16488/16 .

    Во-вторых, возможен административный штраф за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозо к ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ ; Решение ВС Республики Саха (Якутия) от 17.11.2017 № 7/2-519/17 . Дело в том, что названные Правила также требуют от компаний (ИП), использующих транспортные средства, соблюдать режим труда и отдыха водителей-работнико в п. 15 Правил, утв. Приказом Минтранса от 15.01.2014 № 7 .

    В-третьих, для перевозчиков, обязанных получать лицензии на свою деятельность, предусмотрен штраф за нарушение лицензионных требовани й ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ; Постановление ВС от 19.05.2016 № 301-АД16-4227 ; Решение АС Свердловской области от 15.02.2016 № А60-60481/2015 . Соблюдение лицензиатом режима труда и отдыха водителей входит в их числ о п. 1 ст. 20 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ ; подп. «з» п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства от 02.04.2012 № 280 .

    Соблюдать требования о безопасности перевозок должны и те организации (ИП), которые эксплуатируют транспорт только для собственных нужд п. 4 ст. 20 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ ; Постановление АС УО от 22.11.2016 № Ф09-10245/16 ; Решение Мосгорсуда от 24.08.2017 № 7-10737/2017 .

    Если нарушения в организации труда водителей имели место повторно в течение года или повлекли за собой, например, причинение вреда здоровью граждан, то перевозчика оштрафуют уже за грубое нарушение лицензионных требовани й ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ ; ч. 11 ст. 19 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ ; пп. 5, 11 Положения, утв. Постановлением Правительства от 02.04.2012 № 280 . Так, проверка, проведенная в связи с ДТП, в результате которого пострадали пассажиры принадлежащего ИП автобуса, показала, в частности, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха у водителя была за учетный период меньше установленной норм ы Постановление 6 ААС от 14.12.2015 № 06АП-6290/2015 (оставлено без изменения Постановлением ВС от 20.07.2016 № 303-АД16-6572 ) .

    Планируемые санкции

    В настоящее время разработан и внесен в Госдуму проект поправок в ст. 11.23 КоАП РФ законопроект № 435964-7 . Он, в частности, предполагает, что непосредственно за нарушение режима труда и отдыха водителей штрафовать будут не только работников, но и компании (ИП) — на сумму от 20 000 до 50 000 руб., а также руководителей — на сумму от 7000 до 10 000 руб.

    Обращаем внимание, что эти штрафы будут применяться не только к профессиональным перевозчикам, но и к тем работодателям, которые используют транспорт просто для собственных нужд.

    Кстати, допускаемые перевозчиками нарушения могут привести и к полному запрещению деятельности компании (ИП) по иску прокурор а ст. 12, ч. 1 ст. 1065 ГК РФ; Апелляционное определение Мосгорсуда от 14.01.2016 № 33-0900 . Также с работодателя могут взыскать компенсацию морального вреда родственники водителя, пострадавшего в результате ДТП, которое было вызвано, в частности, несоблюдением работодателем режима труда и отдых а Апелляционное определение Свердловского облсуда от 20.01.2017 № 33-742/2017(33-23676/2016) .

    Госдума увеличила штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей

    МОСКВА, 18 июля. /ТАСС/. Госдума в четверг приняла в третьем чтении законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающих санкции за нарушение режима труда и отдыха водителей, а также правил установки тахографов.

    На данный момент в КоАП прописано: если водитель сам нарушает установленный режим, то это грозит ему штрафом до трех тысяч рублей. Данная статья была существенно переработана. Теперь в кодексе будет прописано, что несоблюдение установленных нормативными актами норм времени отдыха повлечет за собой штраф для водителя в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб., для должностных лиц — от 7 тыс. до 10 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. руб., для юрлиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Уточняется, что юридические и должностные лица будут нести ответственность в том случае, если установленный ими режим работы водителей не соотносится с нормативными актами РФ.

    Кроме того, согласно принятому закону, управление транспортным средством без тахографа или с нарушением установленных требований к его использованию, за исключением случаев поломки аппарата уже во время поездки, влечет за собой штраф для водителей в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (сейчас от 1 тыс. до 3 тыс. рублей). Для должностных лиц, допустивших выпуск машины без тахографа на линию, законом предусмотрен штраф в размере от 7 тыс. до 10 тыс. рублей (сейчас от 5 тыс. до 10 тыс. рублей), для ИП — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, для юрлиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

    «Мы усиливаем административную ответственность за выход на маршрут транспорта без тахографа или со сломанным, отключенным тахографом. В обязательном порядке тахографами должны быть оборудованы, например, все междугородние автобусы или большегрузные фуры», — указывал ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, в первую очередь вводится ответственность для владельцев транспортных компаний.

    Закон должен вступить в силу с 1 ноября 2020 года.

    Не спи за рулем

    По нынешним правилам, штраф за подобные нарушения платит фактически сам водитель, отметил спикер ГД Вячеслав Володин. Новым законом депутаты вводят ответственность, в первую очередь, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — то есть для владельцев транспортных компаний.

    За нарушение установленного режима труда и отдыха водителей должностных лиц оштрафуют на сумму от 7 тыс. до 10 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. руб., а юрлиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. При этом все они понесут ответственность в том случае, если сами заставляют водителя перерабатывать. Если же это личная инициатива самого гражданина, то будет отвечать он — штраф составит от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.

    Отслеживать соблюдение правил помогают тахографы — этими приборами должны быть оборудованы, например, все междугородние автобусы или большегрузные фуры. Согласно законопроекту, штраф за выпуск авто на линию без тахографа составит от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.

    Госдума на том же заседании приняла закон, который кратно увеличивает наказание за целый ряд противоправных деяний на воздушном транспорте, а также морском и внутреннем водном транспорте. В частности, для граждан административный штраф за нарушение правил пользования воздушным пространством вырастет в 10 раз — до 50 тыс. рублей.

    С 1 ноября за нарушение режима труда и отдыха будут наказывать не только водителей

    16 июля 2020 г. 17:56

    Пресс-служба ГИБДД России по городскому округу Подольск

    С 1-го ноября 2020-го года за несоблюдение режима труда и отдыха будет наказываться не только непосредственно сам водитель, но и его работодатель. С этого времени для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет также введена административная ответственность за отсутствие тахографа, а для самого водителя штрафы в таком случае возрастут с 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) сегодня, 16-го июля, Государственная Дума приняла во втором чтении.

    Первое чтение этот законопроект, напомним, прошел год назад, 17-го июля. Сейчас, стоит ожидать, его рассмотрение ускорится: как раз с 1-го ноября этого года должно вступить в силу положение, согласно которому обязательное требование об оснащении тахографами будет распространяться на все грузовые автомобили массой от 3,5 тонн вне зависимости от того, на кого они зарегистрированы — на юридическое лицо или ИП или на физическое лицо.

    Министерство транспорта уже, во-первых, «подправило» соответствующим образом 36-й и 273-й Приказы (изменения пока официально не приняты), а во-вторых, подготовило обновленные Правила дорожного движения (тоже еще имеют вид проекта), распространяющие режим труда и отдыха на всех водителей грузовых автомобилей от 3,5 тонн без привязки к тому факту, работают они на кого-то или перевозят грузы для себя.

    Принятые во втором чтении изменения в Кодекс об административных правонарушениях должны поддержать реализацию нового порядка тахографического контроля.

    Так, они предусматривают, что за отсутствие тахографа или за использование устройства, установленного с нарушениями, с 1-го ноября 2020-го года будут наказываться не только водители и должностные лица, как это происходит сейчас, но и юридические лица и ИП. Единственное, размер штрафа для них будет разным: для индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, для юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

    При этом сумма санкций для водителей будет увеличена с 1-3 тыс. до 3-5 тыс. рублей, а для должностных лиц — с 5-10 тыс. до 7-10 тыс. рублей.

    С 1-го ноября 2020-го года должностных, юридических лиц и ИП будут, кроме того, штрафовать и за несоблюдение водителем режима труда и отдыха. Сейчас ч. 2 ст. 11.23 КоАП распространяется только на того, кто непосредственно находится за рулем транспортного средства, в то время как нередко, по оценкам представителей отрасли, водитель «забывает» про сон именно по «настоятельной просьбе» работодателя.

    Правда, эту «настоятельную просьбу» придется еще доказать. В примечании к принимаемым поправкам сказано, что работодатели и должностные лица будут нести ответственность в случае «фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований».

    Штраф за такое нарушение для должностного лица составит 7-10 тыс. рублей, для ИП — 15-25 тыс. рублей, для юридических лиц — 20-50 тыс. рублей.

    Однако, что примечательно, для водителей размер санкций, наоборот, уменьшится: если сейчас сумма наказания варьируется от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, то с принятием поправок в КоАП границы штрафного коридора сузятся до 1,5-2 тыс. рублей.

    Законопроекту, подчеркнем, осталось еще пройти третье чтение. Его дата пока не определена, однако вполне вероятно, что оно состоится до 28-го июля — до окончания весенней сессии Государственной Думы.

    Законы, регламентирующие использование тахографов, и штрафы за их нарушение

    Требования установки тахографов на ряд транспортных средств действуют уже достаточно давно. За отсутствие таких приборов полагается штраф, равно как и за нарушение режима труда и отдыха водителей.

    p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

    p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

    Кроме того, за любое вмешательство в его работу также придётся расплачиваться «рублём». Рассмотрим этот ряд вопросов подробнее.

    p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

    p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

    Тахограф и закон

    p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

    Приказы Министерства транспорта РФ № 273 от 13 августа 2013 года ( текст ) и №470 от 17 декабря 2013 года ( текст ), предписывают установку тахографов (с системой криптографической защиты информации – СКЗИ) на следующие категории транспортных средств:

    p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

    • Все транспортные средства, перевозящие опасные грузы;
    • М2 – транспортные средства, с разрешённой максимальной массой до 5 тонн и наличии более 8 пассажирских мест;
    • М3 – автомобили максимальной массой более 5 тонн, предназначенные для перевозки пассажиров;
    • N2 – грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой от 3,5 тонн, до 12;
    • N3 – грузовые автомобили, с разрешенной максимальной массой более 12 тонн.
    • На начало 2015 года такими приборами должны быть оборудованы все транспортные средства, перевозящие опасные грузы, автобусы и грузовики, с массой от 12 тонн.

      p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

      При этом, если на транспортном средстве уже установлен тахограф старого образца (без криптозащиты) в период до 28 февраля 2014 года, то его использование допускается до 1 января 2020 года.

      p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

      Также допускается использование транспортных средств с тахографами, соответствующими нормам Евросоюза, установленными при производстве (если автомобиль выпущен до 1 апреля 2014 года).

      p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

      Необходимость устанавливать тахографы с криптозащитой на грузовики категории N2 с массой от 3,5 до 12 тонн, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, наступает с 1 апреля 2015 года.

      p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

      Видео — о применение тахографов с 1 апреля 2015 года:

      p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

      p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

      Установка прибора

      p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

      Самостоятельно установить тахограф нельзя. Их могут устанавливать только мастерские, которые имеют соответствующее разрешение (выдаётся Минтрансом, точнее ФБУ «Росавтотранс»). Каждая мастерская имеет свою пломбировку, которой подвергаются все установленные приборы и ответственные соединения. Нарушать пломбы пользователям нельзя.

      p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

      Сама технология и модель тахографа зависит от конкретной марки автомобиля.

      p, blockquote 15,0,0,0,0 —> adsp-pro-1 —>

      Потребуются и электронные карты, причём как для водителя, так и для предприятия. Такие карты выдают всего две организации – ООО «РусТАХОНЕТ» и ООО «РусАвтокарт».

      p, blockquote 16,0,1,0,0 —>

      Процесс получения карт для тахографа может занять до двух недель, что необходимо учесть перед началом эксплуатации. Использование транспортного средства без карты водителя (карта предприятия используется только для доступа к данным тахографа) будет наказываться административным штрафом (неправильная эксплуатация).

      p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

      Штраф за тахограф

      p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

      По тахографу учитывается время труда и отдыха водителей, которое должно соответствовать Приказу Минтранса №15 от 20.08.2004 ( текст ).

      p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

      Этот нормативный документ устанавливает рамки рабочего времени — не более 40 часов в неделю, за некоторыми исключениями.

      p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

      Кроме того нормируются периоды труда и отдыха — не менее 42 часов в неделю, при этом отдых должен как предшествовать поездке, так и следовать за ней.

      p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

      Штраф за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха водителя

      Административное наказание последует в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ, если на транспортном средстве (подходящим под требования обязательной установки тахографа) не будет прибора соответствующего образца, либо транспортное средство было выпущено на линию с неработающим тахографом: штраф от 1 до 3 тыс. рублей для граждан, а на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.

      p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

      В случае нарушения водителем режима труда и отдыха — штраф составит от 1 до 3 тыс. рублей.

      p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

      Выдержка из КоАП:

      p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

      «Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

      1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

      2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей

      Штраф за неисправный тахограф

      Возможна ситуация, когда тахограф вышел из строя после выхода на линию транспортного средства, при этом все пломбы на ответственных узлах устройства в сохранности. Т.е. поломка произошла без «посторонней помощи».

      p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

      В этом случае водитель должен возвращаться в свой гараж с целью ремонта тахографа с привлечением специалистов компании, имеющей допуск на проведение таких работ.

      p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

      Эксплуатация ТС с неработающим тахографом запрещена, о чем говорит пункт 7.4 перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства:

      p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

      «Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация:

      7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.»

      В таких случаях за неисправный тахограф в соответствии с п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.

      p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

      «Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена

      1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей

      Видео — кто обязан устанавливать тахограф на транспортное средство и какая ответственность за их отсутствие:

      p, blockquote 32,1,0,0,0 —>

      p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

      Эксплуатация прибора и хранение данных

      p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

      Тахограф записывает данные не только в собственную память, но и на карту водителя. С карты водителя данные необходимо выгружать каждые 28 дней, а из памяти прибора каждые 90.

      p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

      Из прибора данные выгружаются на компьютер и должны храниться в течении 1 года, притом быть доступными для возможной проверки. Водитель же, при невозможности выгрузки данных с карточки, может распечатать их с помощью тахографа и иметь их при себе.

      p, blockquote 36,0,0,0,0 —>

      Невыполнение этих требований грозят штрафами, аналогичными за отсутствие тахографа и эксплуатацию транспортного средства с неисправным тахографом.

      p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

      Как обмануть тахограф и следует ли это делать?

      p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

      Категорически не рекомендуется пытаться обмануть тахограф. Даже его питание, без острой необходимости отключать не следует. Система сделана таким образом, что его обман (а равно и корректировка показаний) практически невозможна. Все нештатные ситуации записываются в модуль с криптозащитой.

      p, blockquote 39,0,0,0,0 —>

      Соответствующий сотрудник всегда узнает о всех периодах пропадания питания устройства, о любых нарушениях электрических цепей связи с датчиками (если используется собственный датчик, который, к слову, пломбируется) и несоответствии пробега по данным прибора и данным ЭСУД (на современных автомобилях тахограф соединяется с системой управления, в которых фиксируется пробег и скорость, а также прочие параметры).

      p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

      Даже если отключить питание прибора и связь с ЭСУД, после включения будет записано в память нештатная ситуация о расхождении данных.

      p, blockquote 41,0,0,0,0 —>

      Попытка вывести прибор из строя методом подачи слишком высокого напряжения также бесполезна. Тахограф имеет встроенную защиту линии питания. Даже если теоретически его вывести из строя, данные всё равно сохранятся, т.к. использованы компоненты с высоким уровнем защиты (даже от радиации).

      p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

      Для более старых транспортных средств, не оборудованных ЭСУД, устанавливаются отдельные датчики. Их обмануть также практически невозможно. Передача данных осуществляется цифровым способом, с шифрованием потока данных и контролем целостности.

      p, blockquote 43,0,0,0,0 —>

      При этом каждый датчик «привязан» к своему тахографу и откалиброван в мастерской, где устанавливали прибор. К тому же все важные соединения пломбируются, а факты нарушения связи фиксируются.

      p, blockquote 44,0,0,0,0 —>

      Магнитами также баловаться бесполезно – оборудование выполнено по «военным стандартам» и не боится даже ЭМИ от ядерного взрыва.

      p, blockquote 45,0,0,0,0 —>

      Надежды скорректировать память прибора можно также оставить – нормы безопасности разработаны в ФСБ. Вскрыть защищённый модуль сможет не каждая спецслужба, не говоря уже о доморощенных юных хакерах, а времени это займёт непозволительно много (из-за необходимости выгрузки факт будет виден).

      p, blockquote 46,0,0,0,0 —> adsp-pro-2 —>

      Ещё один важный момент – блок СКЗИ оснащён модулем навигации. По данным из него (со спутника определяется время, скорость, факт движения и другие данные) легко определяются все параметры движения транспортного средства.

      p, blockquote 47,0,0,0,0 —>

      Если они не будут совпадать с данными других систем (часы, скорость, пробег) – то это также будет отображено в энергонезависимой зашифрованной области памяти прибора.

      p, blockquote 48,0,0,1,0 —>

      p, blockquote 49,0,0,0,0 —>

      В итоге, все неправомерные действия не только не приведут к желаемому результату, но и с большой вероятностью вызовут финансовые потери (возможны как административные наказания, так и необходимость обращения в мастерскую для исправления или перепроверки).

      p, blockquote 50,0,0,0,0 —>

      Плюсы и минусы использования такого прибора учета

      p, blockquote 51,0,0,0,0 —>

      Правительство введением тахографов стремится снизить аварийность на дорогах, заставив соблюдать ПДД и режим труда и отдыха водителей. Эффективность этого метода доказана в европейских странах, откуда и был перенят опыт.

      p, blockquote 52,0,0,0,0 —>

      Насколько он будет эффективен в условиях нашей страны – покажет время.

      p, blockquote 53,0,0,0,0 —>

      Кроме того нельзя не отметить и дополнительные финансовые потоки от наложенных штрафов и налоговых поступлений от общей хозяйственной деятельности предприятий, занятых в обслуживании инфраструктуры.

      p, blockquote 54,0,0,0,0 —>

      Для добросовестного водителя также есть положительные стороны – работодатель не сможет «требовать невозможного». Можно спокойно выполнять свою работу, вовремя отдыхая и не нарушая правил дорожного движения.

      p, blockquote 55,0,0,0,0 —>

      Работодателям также прибор учёта может прийтись кстати – это поможет избавиться от недобросовестных водителей. Ведь факты, например, слива топлива, будет достаточно просто установить. Равно как и вмешательство в систему контроля – достаточно задать некоторые вопросы, с какой целью «задет» тот или иной блок. Да и «левые» перевозки также будут зафиксированы.

      p, blockquote 56,0,0,0,0 —>

      А вот недобросовестным водителям придётся трудно. Нужно будет либо тратить много финансовых средств на штрафы, постоянно меняя место работы, либо переквалифицироваться в добросовестных.

      p, blockquote 57,0,0,0,0 —>

      Среди минусов есть один, но достаточно серьёзный – дополнительные финансовые затраты. Придётся оснащать транспортные средства не самым дешёвым оборудованием, а также оплачивать его обслуживание. Но на общем фоне эти затраты не настолько значительны, особенно если «плюсы» станут значимыми.

      p, blockquote 58,0,0,0,0 —>

      Не все знают как пользоваться тахографом. Рекомендуем ознакомиться.

      Про оформление карты водителя здесь рассказано более подробно.

      Практика использования тахографа за рубежом показала положительные результаты.

      p, blockquote 60,0,0,0,0 —>

      Посмотрите видео рассказ дальнобойщика по Европе о режиме труда и отдыха водителей (часть 1):

      p, blockquote 61,0,0,0,0 —>

      p, blockquote 62,0,0,0,0 —>

      и об использовании тахографа (часть 2):

      p, blockquote 63,0,0,0,0 —> p, blockquote 64,0,0,0,1 —>

      Может заинтересовать:

      Сложно будет донести до владельца транспорта необходимость и пользу от использования тахографа. Водитель видит только то, что аппарат это дорогостоящий. А это несомненно скажется на тарифах перевозки грузов. Собственно как и штрафы за отсутствие тахографов так же лягут в стоимость этих тарифов.

      Тахограф — вещь нужная, но дорогая. Порой стоимость автомобиля, подлежащего оснащению намного ниже самой установки. Также остро стоит вопрос об оснащении водителей картами — в случае ухода карта будет недействительна, так как она именная и придется потратиться на оформление новой, что тоже требует дополнительных средств и времени.

      Очередной способ развести население на деньги…
      В Европе может и пошло, только у нас доходы не европейские…

      Идея установления тахографа и штрафы за его отсутствие и неисправность — хорошая, она защищает водителей от переработки, а значит они будут внимательнее на дорогах и не будут перерабатывать. Но процедуры по установке слишком сложны.

      Неплохой прибор. Но как видно тенденция внедрения в нашей стране различных новшеств взятых сами знаете откуда не соответствует нашему уровню развития, в данном случае экономического. Пример: товарищ работал на фуре, оплата сдельная по количеству рейсов. Поставили тахограф, заработок упал почти в половину, зарплату ни кто не добавлял, семьи кормить практически нечем. И подобных примеров миллионы.

      Максим, это как посмотреть, что идея установления тахографа — хорошая, она защищает водителей от переработки, а значит они будут внимательнее на дорогах и не будут перерабатывать. Я сам на себя работаю, сам слежу за собой — либо ты с головой либо нет. Если нет то и тахограф тут не поможет. мне, работающему на себя, он не нада. пусть обязуют тех, у кого оборот по грузоперевозкам не менее опеределенных сумм и у кого есть ни одна единица техники с рабочей силой наемной. опять приводят к тому, что пытаются задавить мелкое предпринимательство

      То что выживают малый бизнес — это точно. Продам машину и пойду стану на биржу. Пусть государи платят мне как безработному. И кому от этого выгода?

      На старенький ЗИЛок, который возит дрова и доски в дачные поселки раза три в неделю (а зимой и того реже), нужно установить тахограф. Цена тахографа выше цены этого самого ЗИЛка. Почему всех под одну гребенку гребут?

      У нас на предприятии поставили тахографы водителям.
      Сразу скажу — все эти разговоры о пользе для водителей чушь. Не один тахограф на тех машинах, на которых я по работе был, он не работал.
      Либо карт нет, либо при наличии карты работает не пойми как. Соответственно едут водители сколько надо, а не сколько должны. Строгость наших законов как обычно компенсируется необязательностью их исполнения.

      А давайте сразу микрочип в руку вшивать — это же какая вещь удобная! Сразу и кошелек и документы и ключи от машины всегда с собой, и отобрать нельзя без членовредительства. Где был, сколько пил, сколько работал — все под контролем! И Европу ОБГОНИМ!

      Этот закон очень сырой! Удар по мелким грузоперевозкам и по малому бизнесу …. многие лишатся работы — оборудование очень дорогостоящее! Не под силу многим ….. Междугородние грузоперевозки — там это еще как-то можно понять, но если пробег до 100-150 км перевезти вещи или еще что …. А есть ведь модели например односкаты 2 тонники категории С просто их берут что бы хоть подвеску по нашим ЕВРО-дорогам каждый год не ремонтировать (покрепче они). Что же всех то под одну гребенку?

      Как по мне, так это очередная акция, которая обогатит определенных товарищей и их карманные компании. Ведь если закон будет принят, то сколько же тахографов нужно будет устанавливать, но ведь только по специальному разрешению Министерства транспорта, кто-то же за это будет конкретно отвечать, кого-то назначать. Не верю, что пекутся о безопасности!

      С аптечками раньше тоже мозги парили… Кому-то это очень выгодно на сегодня!

      Просто наше ,,горячо любимое» правительство опять поимело свой народ, как всегда кому-то миллиардные долги прощаем а со своих десять шкур сдираем. Я согласен что крупным перевозчикам это полезно, а простым работягам у кого одна старенькая машинка где такие деньги брать? Когда они нажруться не известно…

      Район дотационный, за счет муниципалитета установили тахографы на 20 автобусов на сумму 975000,00 рублей. Часть автобусов в день проезжает от 20 до 60 км. Какая польза от тахографа? А если сломался, то и детей в школу возить нельзя.

      Полностью согласен с Димычем — закон не забота о людях, а о своих карманах. Потому что тахограф столько не стоит и себестоимость его копеечная. А вред водителям большой. Я уже с апреля не работаю. Я столько не зарабатываю! +Налоги +пенсионный. А планировал и после выхода на пенсию поработать. Предпенсионный возраст на работу не берут. Вот и остаётся оформляться на пенсию. Кому от этого хорошо? (забота людях. )

      Скажите, пожалуйста, а кто должен оплатить карту водителя по закону? сам водитель автобуса на госпредприятии или его работодатель?

      @Наталья,
      в законах нигде не сказано — кто именно должен оплачивать оформление карты водителя. Указано только что для работы водителем на транспортных средствах, на которых используют тахографы, требуется карта водителя.
      Но предприятия могут компенсировать расходы на оформление (оплатить данные услуги). Это каждое предприятие решает в индивидуальном порядке.

      Я с Камчатки у нас длинна дороги 100 км какой нафиг тахограф . Зато сволочи штрафов накосили. Все чтоб загнулся средний бизнес

      По поводу установки тахографа мое мнение таково, он должен устанавливаться для ТС, работающего более 8-10 часов в день, для автобусов междугородних рейсов. Водители этой категории много находятся в дороге и мало отдыхают. Раньше многие мужчины приобретали грузовой автомобиль для перевозки грузов по временному договору, потому что это было выгодно, а сейчас провально. Ну, что можно сказать:-«Спасибо родная страна за нашу счастливую жизнь!»

      В первую очередь это удар по и так нищей зарплате водителей. Я работаю в крупной тр.компании, з.п. от километража в среднем 30 000р. — 40 000р. Дома бываю две недели в два с половиной месяца (дети растут практически без отца). Теперь пробега меньше, а зарплату никто увеличивать не собирается. И режим соблюдать невозможно, время доставки как было так и осталось. Вот и получается, успел доставить груз вовремя, получил штраф от гибдд, а если ехал по тахографу, получил штраф за задержку груза. Разговор с работодателем на эту тему привёл к однозначному ответу работодателя, не нравиться, тебя никто не держит. В других транспортных компаниях та же ситуация. Этот закон добавит армию нищих в России которая и так уже зашкаливает. Я предлагаю ввести штраф за нарушение режима труда и отдыха водителем работодателю. И если брать пример с Европы, так будьте последовательны. В Европе за км пробега платят от 3х евро, а у нас 20.000р за 500 км. Так же у нас не готовы работать в таком графике ни грузоотправители ни грузополучатели, а крайний как всегда остаётся простой водитель. Этот закон был принят для очередного набития карманов деньгами определенных лиц, а не для якобы заботой о людях.

      Хочу ответить Сибирячке. Тарифы как были 15 лет назад так они и остались. Ни повышение стоимости топлива, ни Платон и т.д. ничто на них не повлияло. Как было сказано выше, как была ставка 40р за километр так она и осталась. Из них 12р за топливо, 4р з.п. водителю, 1р командировочные водителю, 10р амортизация автомобиля, 3р Платон и получается что все, «приехали». Никого этот закон и не отчего не защищает.

      Кто соблюдал трудовой кодекс, тот его и так будет соблюдать. А кто не соблюдал, просто будет искать пути обмана и обхода закона.

      Водители нарушают режим не из-за своей прихоти, а чтобы хоть немножко что-то заработать. Если брать пример с Европы и Америки, то надо смотреть на зарплаты водителей — там и у нас.

      С одной стороны, установка тахографа — это дорого и долго. С другой, он может обеспечить безопасность на дорогах, ведь столько аварий происходит просто потому, что водитель уснул за рулем, не соблюдая режим отдыха.

      В принципе, я в водительской практике с тахографами не сталкиваюсь, но много наслышан от друзей и свое мнение имею. Почему то в нашей стране (может и в других тоже, не знаю) предлагаются идеи, которые изначально вызывают уважение и поддержку, но в процессе реализации этих проектов выплывает столько косяков, что хочется, что бы все назад вернули. Не можете довести до ума — не беритесь. Хотя, я думаю, что каждый из таких проектов лоббирует какая-то группа людей, которые на этом делают приличные деньги и, собственно, ради будущих доходов и проталкивают эти проекты. Та же картина и с тахографами. Они хороши тогда, когда обкатана вся система грузоперевозок, налажена инфраструктура… У нас этого нет. Если мы делаем высокотехнологичным одно звено цепочки, не трогая остальные, толку не будет никакого, даже хуже…

      Понимаю озлобленных водителей — дальнобойщиков, тогда и в такси нужно устанавливать тахографы. Порой таксисты работают наизнос, засыпая за рулем, агрегаторы уронили тарифы ниже плинтуса и чтобы выжить нужно нарушать законы.

      Согласен с Павлом у нас в городе водители междугородних маршруток из-за заработка сутками не вылезают из машины. Да и финансово установка выходит очень и очень накладно. Не лучше ли было бы оснащать машины всем этим уже на заводе, чтобы не перекладывать эти расходы с компаний организующих перевозки на плечи водителей.

      В отношении тахографов СКЗИ — забавно, почему в нашем государстве из любого правильного дела умеет сделать банальный развод на деньги?
      1. Занимаюсь контейнерными перевозками, имел определенный объем перевозок в/из Беларуси. Но теперь вынужден отказаться от этих рентабельных перевозок, в которых до введения этого закона Белорусские перевозчики не могли с нами конкурировать в связи с тем что получение и возврат контейнера происходит на жд терминалах Московского региона, для Белорусов это перевозка в два конца, но теперь мы исполнили закон и при проверке белорусскими транспортниками их приборы не считывают данные российских тахографов, что они трактуют как 21 дней нарушений режима труда и отдыха со всеми вытекающими последствиями. Налоговая инспекция хочет что бы я платил налоги, но с чего платить если деньги зарабатывают наши партнеры из союзной республики. И если кто то посоветует нам оформить допуск к международным перевозкам и установить старые тахографы (ЕСТР) — то ведь перевозки на Беларусь не являются международными!!
      2. 90% перевозок осуществляем в Московском регионе, при этом возникают следующие противоречия — если по ЕС средняя скорость грузовика — 9*90=810км, а с учетом загрузок и т.п. — снижается до 700км в сутки, то средняя скорость по Москве день/ночь по факту ниже 50км, а в дневном режиме — ниже 30-ти. В отношении времени погрузочно/разгрузочных работ — на некоторых жд терминалах время постановки контейнера может превышать 12 ( двенадцать. ) часов — что бы не быть голословным — ст. Ворсино. Но речь идет о монополии и претензии предъявить нереально. Кроме того — подскажите мне в радиусе 10 км от МКАД официальные стоянки для большегрузов, где машина могла бы отстоять свои 15-30 минут или свои 11 часов? Я имею не обочину дороги, а именно паркинг?
      3. Если тахограф ломается ( а российские тахографы ломаются) — закон не предусматривает движения ТС вообще. С ЕСТР все понятно — водитель берет тетрадь, а если ее нет — лист А4 и пишет — «Бортовой журнал»! и ведет запись своих переездов с указанием времени и показаний спидометра. А у нас — срывать рейс и вызывать эвакуатор? Или нарушать?
      4. Исполнение режима труда и отдыха — вещь крайне важная, санкции за его нарушение должны быть суровыми, это не обсуждается и ЕС тому пример, но господа-товарищи — решите проблемы заторов и пробок, обеспечьте за разумные деньги паркингами для отстоя ТС, введите запрет на профессиональную деятельность гастробайтеров в этой сфере, а в равной мере (по примеру того же ЕС) — введите уголовную ответственность за каботаж. И только после этого крутите гайки российским перевозчикам…

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *