Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Требования к стандарту педагога

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Требования к стандарту педагога

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты применяются:

— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

— при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:

— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

— планирование и проведение учебных занятий;

— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

— формирование универсальных учебных действий;

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

— формирование мотивации к обучению;

— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Возможные наименования должностей по данной профессии: «учитель», «воспитатель».

Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).

Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога. Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как «квалификация» и «профессиональный стандарт», которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.
  • И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

    Структура и содержание профстандарта

    Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

    Описание каждой функции включает в себя три блока: «Трудовые действия», «Необходимые навыки» и «Необходимые знания». Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль «Предметное обучение. Математика».
  • Модуль «Предметное обучение. Русский язык».
  • Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

    Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.

    Как будет проходить переход на новые стандарты?

    На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.
  • Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

    Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

    О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

    Проблемы внедрения профессионального стандарта

    Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

    • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
    • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
    • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.
    • Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

      Профессиональный стандарт педагога ТЕСТ

      Ответьте на вопросы

      1) Когда был утвержден Профессиональный стандарт педагога в Министерстве труда и социальной защиты?

      18.10.2013г.

      2) Что определяет Профессиональный стандарт педагога?

      Деятельность дошкольной Организации.

      Основные требования к квалификации педагога.

      Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование.

      3) Для какой категории педагогических работников разработан Профессиональный стандарт?

      Для всех педагогических работников.

      Для специалистов и воспитателей ДОУ.

      Для педагогов ДОУ и учителей.

      4) Какова Основная функция Профессионального стандарта педагога?

      Выявление социально-экономических трендов, обуславливающих развитие дошкольного образования в Российской Федерации.

      Постоянное повышение квалификации педагогов.

      Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

      5) В соответствии с чем разработан Профессиональный стандарт педагога?

      ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» + ФГОС ДО.

      ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» + ФГОС ДО + Муниципальная модель развития образования.

      ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» + п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н

      6) Сколько трудовых функций обозначено в Профессиональном стандарте педагога?

      2 (А, В)

      7) Что отражает содержание трудовой функции?

      Необходимые знания + необходимые умения + другие характеристики.

      8) Трудовые действия в Профессиональном стандарте педагога это.

      завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека.

      совокупность обязательных требований к образованию.

      хаотичный набор трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека. 9. Профессиональный стандарт педагога зарегистрирован под номером.

      9) Под каким номером зарегистрирован Профессиональный стандарт педагога?

      № 544н

      10) Каковы требования к профессиональному стандарту педагога?

      Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога; побуждать педагога к поиску нестандартных решений; соответствовать международным нормам и регламентам.

      Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

      Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Анна Валерьевна, Клименко Иван Михайлович

      Рассмотрены основные требования к учителю основного общего и полного среднего образования, содержащиеся в Профессиональном стандарте педагога . Представлена авторская позиция в отношении отдельных требований к педагогу, сформулированных в Профессиональном стандарте педагога .

      Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Анна Валерьевна, Клименко Иван Михайлович

      PROFESSIONAL TEACHER’S STANDARD: NEW REQUIREMENTS AND QUALIFYING CHARACTERISTICS OF THE MODERN TEACHER

      The article describes the basic requirements to the teacher of basic and upper secondary education, which are formulated in the professional teacher’s standard. It presents the authors’ position on individual requirements to the teacher, set out in the professional teacher’s standard.

      Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя»

      УДК 371.124 ББК Ч420.421

      Антонова Анна Валерьевна,

      ассистент, кафедра отечественной истории и теории и методики обучения истории, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

      Клименко Иван Михайлович,

      доцент, заведующий кафедрой отечественной истории и теории и методики обучения истории, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

      КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональный стандарт педагога; профессиональные компетенции; компетентность; профессиональные умения и знания.

      АН НОТАЦ ИЯ. Рассмотрены основные требования к учителю основного общего и полного среднего образования, содержащиеся в Профессиональном стандарте педагога. Представлена авторская позиция в отношении отдельных требований к педагогу, сформулированных в Профессиональном стандарте педагога.

      Antonova Anna Valerievna,

      Assistant Lecture of Department of Russian History and Theory and Methods of Teaching History, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

      Klimenko Ivan Mikhailovich,

      Associate Professor, Head of Department of Russian History and Theory and Methods of Teaching History, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

      KEY WORDS: professional teacher’s standard; professional competence; competence; professional skills and knowledge.

      ABSTRACT. The article describes the basic requirements to the teacher of basic and upper secondary edu-

      ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

      PROFESSIONAL TEACHER’S STANDARD: NEW REQUIREMENTS AND QUALIFYING CHARACTERISTICS OF THE MODERN TEACHER

      cation, which are formulated in the professional teacher’s standard. It presents the authors’ position on in-

      dividual requirements to the teacher, set out in the professional teacher’s standard.

      вает, в настоящего время практически каж дого профессионала в данной сфере. Не-мыслей и деятельности. Сегодня на страни- удивительно, что в обсуждение реформ пы-

      цах периодической печати, на форумах, в таются одновременно включиться все субъ-

      общеобразовательных школах и высших екты процесса. Так, например, институт

      учебных заведениях активно обсуждается развития образования (ГАОУ ДПО СО

      «Профессиональный стандарт педагога», ут- «ИРО») г. Екатеринбурга совместно со

      вержденный приказом Министерства труда Свердловским региональным отделением

      и социальной защиты Российской Федера- общероссийской общественной организации от 18 октября 2013 г. Возникновение ции «Ассоциация учителей истории и обще-

      этого документа обусловлено, с одной сторо- ствознания», Свердловским региональным

      ны, перманентным процессом реформиро- отделением общероссийской общественной

      вания образования, а с другой — потребно- организации «Ассоциация учителей гео-

      стями практики. В связи с динамично ме- графии», издательским центром «Вентана-

      няющейся социальной средой, активным граф» 14-15 марта 2014 года провел I Все-

      процессом информатизации образования, российский форум учителей общественно-

      усиления роли психологии в воспитательной научных дисциплин «Современное общест-

      деятельности меняются и требования к ква- венно-научное образование школьников:

      лификационным характеристикам учителя. инновационные ориентиры развития».

      Инновационный процесс в подготовке В работе форума участвовали руководители

      учителей объективно обоснован и затраги- органов местного самоуправления, осуще-

      © Антонова А. В., Клименко И. М., 2014

      ствляющих управление в сфере образования, руководители и педагоги общественнонаучных дисциплин образовательных организаций, руководители информационнометодических центров, руководители методических объединений учителей общественно-научных дисциплин. Авторам удалось принять участие в этом представительном собрании, на котором, в частности, обсуждался и Профессиональный стандарт педагога.

      Факт выхода этого документа, безусловно, представляется положительным. Более того, именно с профессиональных стандартов и должно начинаться выстраивание программ подготовки специалистов (в широком смысле слова) различных отраслей разветвленного общественного хозяйства. Вместе с тем, большинство из выступающих на форуме организаторов образования, ученых и учителей отмечали, что профессиональный стандарт педагога в определенной степени является идеалом, т. е. принципиально недостижимой целью, к которой, тем не менее, необходимо стремиться. Далее мы остановимся подробнее на некоторых аспектах «идеальности» стандарта.

      Вторая особенность этого документа -значительный повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки (например, «Освоение и применение психолого-педагогических технологий. » [3, с. 8]), либо предполагают ее (например, «Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития» [3, с. 7]; или «Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе» [3, с. 7-8]). Несмотря на очевидное повышение стребо-ваний к психологической подготовке, которое, в целом, одобряется большинством педагогов, налицо и явные пробелы в психологической компетентности разработчиков стандарта. Уверены, что подобный анализ будет осуществлен психологами, но, к примеру, больше всего бросается в глаза вследствие многократного повторения требование знать «основные принципы деятельностного подхода». Поневоле задумаешься, чем же плохи иные подходы и как может

      работать учитель, не зная их основные принципы.

      Третья особенность документа — разработка стандартных требований только для модулей «Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык» для педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования. Для других дисциплин и модулей стандартные требования не разработаны.

      Чувствуется, что завершение подготовки стандарта шло в авральном режиме. Это не единственное замечание к методической части документа, но мы не считаем подробный анализ своей задачей.

      Четвертая особенность стандарта -почти полное игнорирование компетентно-стного подхода к подготовке педагога, за исключением формирования общекультурных компетенций и ИКТ-компетентностей (так в документе). Министерство труда и социальной защиты определяет обобщенные трудовые функции, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики, находящиеся в сфере нравственности, профессиональной этики и соблюдения норм права. Вполне допускаем, что перед разработчиками и не ставилось таких задач, как определение необходимых компетенций и стандартных требований для всех модулей школьной программы. Однако это не снимает потребности в их разработке.

      Итак, профессиональный стандарт представляет собой документ, в котором раскрыты трудовые действия, необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования; трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности.

      Для нас, специалистов, осуществляющих подготовку учителей истории в педагогическом вузе, наибольший интерес представляют трудовые функции учителя основного и среднего общего образования в связи с тем, что учебный предмет «История» изучается в школе с пятого по одиннадцатый классы.

      Среди трудовых действий учителя основной и средней школы на первом месте стоит формирование «общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира» [3, с. 14]. На примере только одного трудового действия мы покажем, как расширяется компетентностная среда педагога. Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 — «История» (квалификация «бакалавр») показал, что учитель

      должен обладать девятнадцатью общекультурными компетенциями [4, с. 5-7]:

      — способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

      — осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

      — использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

      — способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

      — готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-националь-ные, религиозные и культурные различия;

      — способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного и математического знания и др.

      Таким образом, общекультурные компетенции учителя истории прежде всего связаны с самоанализом достоинств и недостатков, общекультурным кругозором, аналитическими умениями и знаниями в области работы с информацией, владением иностранным языком и компьютерной грамотностью. Конечно, и в профессиональном стандарте общекультурные компетенции условно «распространятся» на другие трудовые действия, необходимые умения и знания, но подобную корреляцию необходимо проводить дополнительно.

      На страницах периодической печати и в научно-исследовательских работах до сих пор ведутся дискуссии о том, что такое «компетенция» и «компетентность». Анализ научно-педагогической литературы (А. С. Белкин, И. Я. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской, Е. В. Чуб и др.) позволил сформировать авторскую точку зрению по отношению к данным понятиям. Итак, компетенцию мы определяем как потенциальную активность, готовность и способность учителя к определенному виду деятельности, а компетентность — как интегративное качество личности учителя, проявляющееся в успешной реализации совокупности компетенций в педагогической деятельности.

      В определении понятия «профессиональная компетенция», представленном в «Стандарте педагога», соединены понятия «компетенция» и «компетентность», так как, по мнению разработчиков данного документа, профессиональные компетенции

      изначально предполагают наличие у учителя практического опыта, знаний и умений в решении профессиональных задач.

      Следует отметить, что составляющие профессиональной компетентности учителей различных учебных дисциплин будут иметь определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.

      На основе изучения и анализа учебнометодической литературы (Е. Е. Вяземский, А. Т. Степанищев, О. Ю. Стрелова, М. Т. Сту-деникин, М. В. Короткова, П. Г. Постников и др.) и собственного педагогического опыта мы выявили специфику учебного предмета «История» и методики его преподавания, которые состоят в том, что:

      — учебный предмет «История» является средством приобщения учащихся к историческому опыту как ценности человеческого мироздания;

      — предмет «История» является одним из наиболее политизированных предметов, т. к. из практически бесконечного количества исторических фактов всегда можно выбрать те, которые в наибольшей мере отвечают целям данного государства или данного режима правления;

      — исторические факты обладают значительной эмоциональной нагрузкой, что позволяет использовать не только убеждение, но и методы внушения и положительного (отрицательного) примера в учебно-воспитательной работе учителя истории;

      — «История» как предмет в наибольшей мере применима для воспитания патриотических, гражданских качеств, для укоренения в родной культуре, для формирования коллективного бессознательного и государственного менталитета;

      — изучение предмета «История» позволяет овладеть аналитическим подходом в оценке действительности, выявлять тенденции исторического развития и, соответственно, предвидеть последствия принимаемых решений в самых различных видах жизнедеятельности;

      — основная задача учителя истории в процессе преподавания своего предмета состоит в развитии исторического сознания подрастающего поколения; ученик в процессе изучения истории должен «научиться оценивать настоящее под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием [2]»;

      — учитель истории не может оставаться беспристрастным в процессе обучения истории; вместе с учениками он как бы проживает наиболее яркие, грозные, трагические, великие моменты истории своего народа и страны;

      — учитель должен не просто владеть методикой преподавания своего предмета, а уметь осуществлять инновационную деятельность в процессе обучения истории: применять различные технологии (развивающего, личностно ориентированного, модульного, знаково-контекстного, компьютерного обучения и др.), использовать разнообразные средства (наглядные, экранные, мультимедийные и др.), формы обучения (лекция, семинар, урок-дисскусия, исследовательские уроки, проблемно-лабораторные занятия, практические занятия, игры-реконструкции, игры-соревнования и т. д.), проблемно-познавательные задания разного уровня сложности и т. д.;

      — специфика преподавания истории, аккумулирующей знания из различных сфер деятельности человека, заключается в том, что учитель должен свободно владеть инструментарием смежных дисциплин: источниковедения, историографии, социологии, демографии, политологии, религове-дения, экономики, права, философии и др.;

      — специфика учебного предмета «История» и методика его преподавания обуславливают высокий уровень актуализации памяти учителя истории, который должен не только знать, но и свободно оперировать хронологией, картографией, биографическим материалом, историческими понятиями, фактами отечественной и всеобщей истории и т. д.

      Учебный предмет «История» является одним из наиболее интересных ив то же время сложных предметов в системе среднего общего (полного) образования учащихся, что в свою очередь требует более качественной подготовки учителей истории, способных на высоком уровне осуществлять не только учебный и воспитательный процесс, но и внеучебную работу учащихся по истории. В связи с этим актуальным является вопрос о формировании профессиональной компетентности студентов — будущих учителей истории в системе высшего педагогического образования.

      На основе анализа педагогической литературы и диссертационных исследований нами было сформулировано понятие «профессиональная компетентность будущего учителя истории», которое мы рассматриваем с позиции системного подхода и определяем как интегративное качество личности, включающее совокупность компетенций в психолого-педагогической и историко-методической областях знаний, а также в сфере личностных отношений, обеспечивающих готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

      Мы считаем, что профессиональная компетентность будущего учителя истории

      как структурное образование состоит из трех компонентов, включающих, в свою очередь, ряд компетенций:

      — социально-психологический (социально-психологические компетенции, состоящие в способности и готовности к социальному взаимодействию, социально-психологической адаптированности и мобильности, к применению социально-психологических знаний, умений и навыков в сфере профессиональной деятельности);

      — дидактический (дидактические компетенции, представляющие собой приобретенный студентом синтез предметных знаний, умений, навыков функционирующий в виде способов деятельности);

      — личностный (личностные компетенции, выступающие стимулом для личностного и профессионального роста студента).

      Под дидактическими (предметными) компетенциями мы понимаем способность и готовность применения предметных знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе обучения в будущей профессиональной деятельности. Следует отметить, что выделенные дидактические компетенции учителя истории представляют собой особый интерес для системы профессиональной подготовки будущего педагога в рамках бакалавриата и магистратуры, так как вписываются в рамки компетентно-стного подхода, положенного в основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения.

      В состав дидактических компетенций мы включаем следующие компетенции:

      — владение навыками работы с исторической информацией;

      — способность формировать у учащихся представление об историческом времени и историческом пространстве;

      — способность применять исторические знания в практической деятельности;

      — способность к объективному выбору учебника по истории, критическому анализу учебников и их использованию;

      — способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности;

      — способность и готовность использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;

      — владение предметно-методическими умениями (картографическими, хронологическими, аналитическими, методическими и др.);

      — способность и готовность к проектной деятельности.

      Таким образом, профессиональная компетентность — это деятельностная характеристика личности будущего учителя истории. Поскольку реализация компетен-

      ций, входящих в состав профессиональной компетентности, происходит в процессе выполнения разнообразных видов учебной и внеучебной деятельности для решения пси-холого-педагогических, методических, научно-исследовательских и др. задач, то в структуру компетенций, помимо знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы.

      В связи с тем, что Профессиональный стандарт педагога заявлен как «рамочный документ, определяющий основные требования к квалификации учителя», которыми будут руководствоваться при приеме на работу в общеобразовательное учреждение, а также при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений в случае предоставления им соответствующих полномочий, возникает острая необходимость представления в рамках приложения данного документа профессиональных компетенций учителей, осуществляющих подготовку по всем модулям образования, а не только учителей математики, информатики и русского языка.

      Помимо трудовых действий учителя, в стандарте представлен перечень необходимых умений и знаний для осуществления педагогической деятельности. К необходимым умениям учителя основного и среднего общего образования относятся следующие: «применять современные образовательные технологии, включая информационные; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены; планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных программ и обеспечивать ее выполнение; организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий» [3, с. 14] и др.

      «Необходимые знания» учителя основного и среднего общего образования, согласно «Профессиональному стандарту» в основном сводятся к знаниям «общетеоретических дисциплин (педагогики, психологии, возрастной физиологии, методики учебного предмета), программ и учебников по преподаваемому предмету, современных педагогических технологий реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, методов и технологий поли-

      культурного, дифференцированного и развивающего обучения» [3, с. 15].

      Итак, основной акцент в Профессиональном стандарте педагога делается на высокой методической подготовке, умении применять на практике психологические знания; владении современными педагогическими технологиями (в том числе и информационными); а также эффективной работе с различными категориями учащихся и разрешении конфликтных ситуаций.

      Понимая основополагающую роль профессионального стандарта, мы, вместе с тем, отдаем себе отчет, насколько сложные задачи для педагогического вуза он в некоторых положениях выдвигает. Например, знать «основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью»; знать «законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития». Это совершенно новые требования к преподаванию психологии, требующие включения в программу, как минимум, двух новых блоков — психологии развития и семейной психологии. Что уж говорить о требовании «понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.)».

      Педагог должен быть отчасти психологом, отчасти коррекционным педагогом, отчасти воспитателем, отчасти социальным работником и социальным педагогом, отчасти медиком и т. д. Самое удивительное, что это — правда! Так и должно быть. Но как совместить эти великие требования к великой специальности с современными псевдонова-ционными тенденциями, гуляющими в министерстве образования РФ. Ведь в кулуарах уже распространяется мнение, что можно готовить педагога иначе. Сначала учить по специальности студентов бакалавриата, а потом желающих два года готовить в магистратуре как учителей. И за эти два года — научить быть и психологом, и логопедом, и медиком. Это напоминает систему привлечения на два года в армию офицеров — выпускников гражданских вузов. Мучение для себя, угроза для солдат, армии и страны.

      Почему, человек, сидящий в оркестровой яме, должен учиться своему ремеслу всю жизнь? Потому, что он несет людям красоту и гармонию. Но учитель должен совершать точно такое же действие. А по своим последствиям — еще более масштабное. Ребенок пребывает в его руках шесть дней в неделю. А на концерт все же ходят гораздо реже. Не говоря уже о том, что учителя выигрывают войны. В Екатеринбурге на учредительной конференции Университетской лиги Организации Договора о коллектив-

      ной безопасности (ОДКБ), проходившей 22 апреля 2014 г., генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что «после распада СССР выросло целое поколение юных украинцев, значительная часть которых воспитана на дремучей русофобии» [1, с. 4]. Подростки в Крыму в большинстве выступают за украинскую идею и возмущаются, что их мнения не спрашивают при голосовании за воссоединение с Россией. Их так учили. И если Россия хочет оставаться великой державой, то она не должна жалеть усилий на выполнение великих требований к учителю, определяемых профессиональным стандартом. И первыми по всей стране пошли на идеологический фронт — проводить уроки «Мы — вместе!» именно учителя истории и студенты исторических факультетов. Разве можно с внутренней убежденностью проводить такой урок, если ты не готовился к нему всей своей жизнью?

      На наш взгляд, все-таки новый стандарт несколько преувеличивает требования к учителю, перекладывает на него некоторые функции школьного психолога. Например, требуя «владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся». Документ уже принят, и убирать из него отдельные положения не позволено. Но любые документы с течением времени уточняются, дорабатываются, значит, ставить вопрос в порядке обсуждения возможно.

      В стандарте спорадически возникают положения, касающиеся знаний «современных технологий реализации компетент-ностного подхода» в обучении [3, с. 15]. Однако доработать основные элементы компе-

      тентностного подхода в подготовке учителей по истории с учетом требований нового документа — это все-таки задача всего историко-педагогического сообщества.

      Естественно введение нового профессионального стандарта неизбежно повлечет за собой изменение федеральных государственных образовательных стандартов

      высшего профессионального образования и вообще перестройки всей системы обучения и воспитания в педагогических вузах в целом. Вероятно, большинство изменений будет связано с расширением и совершенствованием практико-ориентированной и психолого-педагогической составляющих в подготовке будущих учителей.

      Уже сегодня на уровне кафедр и ученых советов факультетов идет обсуждение первоочередных мер по приведению системы подготовки будущих учителей в соответствие с требованиями профессионального стандарта. Определяются спецкурсы и факультативы, позволяющие хотя бы частично преодолеть разрыв между требованиями министерства труда и социальной защиты и содержанием действующих учебных программ. Вносятся срочные поправки в содержательную часть предметов образовательных программ. Это необходимая сиюминутная работа. Не будем забывать, что хорошая теория — половина практики. Разработка практико-ориентированных элементов компетентностного подхода по каждому модулю среднего образования — и есть важное условие точной разработки будущих образовательных программ, тесно сопряженных с требованиями профессионального стандарта педагога.

      1. Поздеев Л. На информационную войну-добровольцами // Областная газета. 23 апреля 2014 г. С. 1-12.

      2. Постников, П. Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству). М. : OIM.RU, 2004. URL: ^^р://№№^0Іт.ш/геагїег@п0тег=409.аБр.

      3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedag0g-d0k.html.

      4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 — «История», квалификация «бакалавр»: приказ министерства образования и науки РФ от 16.12. 2009 г. № 732.

      Статью рекомендует д-р ист. наук, проф. В. В. Запарий.

      Информационно-аналитический журнал

      Впервые в российском образовании разрабатывается профессиональный стандарт педагога. На сайте Минобрнауки РФ опубликованы для широкого обсуждения проект концепции и содержание. К участию приглашены все заинтересованные стороны: педагоги, руководители школ, родители, учащиеся, представители общественности. Сегодня редакция журнала «АО» предоставляет слово одному из авторитетных экспертов в сфере отечественной педагогики.

      Вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога

      БИМ-БАД Борис Михайлович – профессор кафедры педагогики Московского психолого-социального университета, доктор педагогических наук.
      Родился в 1941 году в городе Илецкая Защита Оренбургской области. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института (ныне – МПГУ).
      Вся профессиональная деятельность связана с системой образования. Теоретик, исследователь, продолжатель российской научной школы педагогической антропологии, а также учитель-экспериментатор, учитель-практик, долгие годы работающий со слепоглухими студентами психологического факультета МГУ, с детским домом для слепоглухих детей в Загорске (ныне – Сергиев Посад). Основатель и первый ректор Университета Российской академии образования.
      Научные интересы: методика преподавания истории и литературы, дидактика гуманитарного цикла, история и философия педагогики и образования. Автор множества книг и статей.
      Действительный член (академик) Российской академии образования.
      Женат. Имеет дочь и трёх внуков.
      Кредо жизни: живи и не мешай жить другим.

      По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.

      Иными словами, стандарт определяет собой «наше всё» в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории; объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.

      Каковы же эти судьбоносные требования? Согласно проекту стандарта, педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для того чтобы включить в образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в образовании, одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, для которых русский язык не является родным и других. Педагог обязан эффективно управлять классами – вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие личностному развитию, независимо от происхождения, способностей и характера.

      Педагогу вменяется в обязанность умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и прочее.

      В проекте стандарта неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю:

    • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
    • обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
    • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
    • работать с девиантными (хулиганами), зависимыми (наркоманами), социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
    Смотрите так же:  Сравнение РСБУ и МСФО. Отчетность мсфо отличия

    Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, «неотделимым от его профессиональных компетенций, таким как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Для учителей искусства, технологии, литературы обязательно использование цифровых технологий визуального творчества, в числе которых мультипликация, анимация, трёхмерная графика и прототипирование.

    На официальной площадке Минобрнауки РФ в
    Livejournal блогеры, обсуждая проект концепции и содержания профстандарта педагога, пишут, каким они видят современного преподавателя: «Преподаватель должен обладать навыками хорошего психолога, менеджера и быть сильным мотиватором. Внешне красивый и ухоженный, человек с оптимистическим настроем, с которого хотелось бы брать пример».
    «Плюс отлично знающий свой предмет, умеющий объяснить ученикам новое, успевающий за учебное время интересно дать всю информацию и проверить её усвоение. Эх, идеал…»
    «Да нет, это далеко не идеал, а всего лишь минимальный набор качеств, которыми должен обладать современный преподаватель».

    Предполагается также поддержка учителем развития коммуникативной компетентности обучающихся, формирования системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирования детсковзрослых сообществ, становления картины мира, работа с родителями, семьёй, местным сообществом.

    Стандартом предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и др.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует творческих усилий учителей и других педагогов, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества.

    Требования к педагогу, предусмотренные проектом стандарта, думается, слишком широки, одному и тому же человеку непосильны. Универсальных учителей и воспитателей не существует в природе. Каждый сильнее в чём-то одном, чем в другом. Специалист в обучении ярко одарённых детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей.

    Смотрите так же:  Приказ сталина номер 227 ни шагу назад. Приказ за номером 227

    Немыслимо ответить требованиям «учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Выполнение этого требования означало бы превращение школ в казармы, где действует принцип «не умеешь или не хочешь – заставим».

    Невозможно, как того требуют от педагогов, вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность независимо от их способностей и характера. Нет таких способов, методов, технологий и приёмов мотивации к учению, чтобы охватить ими всех без разбора детей вне зависимости от их природных дарований, склонностей, интересов и особенностей здоровья.

    По требованию авторов документа, стандарт должен «побуждать педагога к поиску нестандартных решений». Обретение столь ценного качества «невозможно без расширения пространства педагогического творчества». Но расшифровка этой формулы и подобных ей деклараций, на которые не поскупились разработчики стандарта, означает соединение в лице педагога ещё и психолога, и дефектолога, и тьютора, и социального работника.

    Вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога. Как в проекте стандарта предполагается оценивать соответствие требованиям, предъявляемым к учителю? Посредством так называемого внутреннего и внешнего аудита. Оба их вида мало чем отличаются. Оба включают анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков. Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

    Внутренний аудит – это аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемых к педагогам профессиональных требований.

    По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребёнка (был – стал).

    Смотрите так же:  Какие льготы положены участникам боевых действий в Украине. Участники ато льготы в 2020 году

    Или, в особо сложных случаях (например, ребёнок с синдромом Дауна) – показатели, свидетельствующие о сохранении его психоэмоционального статуса.

    Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка (например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости).

    Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из её политики в области повышения качества образовательных услуг.

    В проекте стандарта подчёркивается, что, оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей (а не «соавторов» педагога) выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных
    форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

    Внешним аудитом в проекте стандарта называется проведение аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования.

    По-видимому, предусмотренные в стандарте аудиты и иные мероприятия по оценке качества педагогического труда не реалистичны.

    Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся, которые зависят далеко не только от педагога. «Соавторами» учителя и воспитателя выступает природа и общество, равно как и обстоятельства жизни, в большинстве случаев обладающие для учителя непреодолимой силой.

    И сами в принципе недостижимые требования, и оценка степени удовлетворения этим требованиям превращают стандарт в инструмент формализации деятельности педагога.

    По мысли авторов, стандарт заменяет собой существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями. Но это декларации. В действительности предлагаемый стандарт не преодолевает технократический подход в оценке труда педагога, а усиливает его.

    В проекте стандарта содержится утверждение, не вызывающее протеста и сомнения. Это тезис о том, что требовать от учителя можно только то, чему учителя научили. «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил».

    Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно следовать за изменением стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. А не предшествовать им.

    Весьма странно, что стандарт предусматривает как раз обратную последовательность: сначала в действие вводится стандарт, а потом уж изменяются педагогическое образование и система переподготовки учителя.

    К профессиональному стандарту учителя прилагаются рекомендации по процедуре его внедрения к сентябрю 2014 года. К этому времени рекомендуется сделать три шага:

    1. широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами – педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками;
    2. запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога;
    3. полномасштабное введение профессионального стандарта педагога.

    Сделать эти три шага за оставшееся до сентября 2014 года время не представляется возможным.

    Притом авторы заявляют, что этот стандарт должен соответствовать международным нормам и регламентам. Каким именно, не говорится. Неясно, чему и в чём он должен соответствовать.

    Появление стандарта учителя продолжает уже давно начавшийся процесс «стандартизации» ученика и выпускника. Но педагоги стандартизируемы не более чем «личностные результаты» выпускника школы. В проекте стандарта нет даже упоминания о миссии педагога. Не потому ли, что миссия не поддаётся стандартизации, учёту и контролю?

    Нет в проекте стандарта и различения между педагогической практикой как искусством и педагогической наукой как теорией этого искусства. Различения, которое со времён К.Д. Ушинского стало истиной отечественной педагогики. Практическая педагогика зависит от душевного склада, таланта и опыта педагога.

    Если профессия педагога творческая, нестандартная (всегда была таковой и останется таковой во веки веков), то стандарт педагога так же невозможен, как и профстандарт писателя, живописца, пианиста.

    Настоящий «стандарт педагога» может служить ещё одним элементом административного контроля, надзора и «чисток» во вред обучающимся и обучающим их людям.

    Профессиональный стандарт педагога доклад на педсовете

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Тема: «Профессиональный стандарт педагога»

    Выступление руководителя ШМО учителей начальных классов Ихсановой Л.Г. на Педагогическом совете 14.01.2015 г.

    Педагог – ключевая фигура реформирования образования (слайд №2). «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

    Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

    Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования.

    Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

    Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

    Зачем нужен профессиональный стандарт педагога (слайд№3)

    · В первую очередь, стандарт – это повышения качества образования, объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

    Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями (слайд№4)

    · Работа с одаренными учащимися.

    · Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

    · Работа с девиантными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

    Требования к профессиональному стандарту педагога(слайд№5)

    · Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

    · Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

    · Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

    Характеристика стандарта (слайд№6)

    · Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

    · Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

    · Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

    · Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

    · Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

    Профессиональный стандарт педагога

    Область применения. ( слайд№7 )Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

    — при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений

    Цель применения (слайд№8)

    Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

    Содержание профессионального стандарта педагога(слайд№9)

    Часть первая: обучение

    1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

    2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

    3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

    4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

    5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.( слайд№10 )

    6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

    7. Владеть ИКТ-компетенциями

    Часть вторая: воспитательная работа(слайд№11)

    1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

    2. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

    3. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

    Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) ( слайды №12,13)

    1. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

    2. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

    3. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

    4. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

    5. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

    6. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

    Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога (слайды №14,15)

    Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

    Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

    Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

    Заключительные положения (слайд№16)

    Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

    Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

    admin

    Поadmin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *