Закон о науке. Федеральный закон о науке

Закон о науке

Новые знания необходимы человечеству для развития, понимания и усовершенствования мира. Исследования в медицине, образовании и других сферах жизнедеятельности человека регламентируются Федеральным Законом Российской Федерации.

Закон о науке

Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации 7.08.1996 года. Регламент подразумевает отношения между научными деятелями, государственными органами и потребителями научно-технических работ, исследований, услуг.

Закон гласит, что у сотрудников научной деятельности есть право выбора на проведение интересующих исследований, а также:

  • свода выбора в тематике и способе экспериментальных работ;
  • защита от недобросовестной конкуренции;
  • понимание риска;
  • доступ к любой информации, за исключением секретной (подробнее этот пункт описан в статье №3 ФЗ О науке).
  • Научный деятель, это гражданин Российской Федерации (кстати, узнайте о законе РФ о гражданстве), который имеет определенную научную степень (кандидат, доктор, доцент или профессор). Квалификация присуждается по результатам аттестации. По закону, ученый имеет право на:

    • признание авторства;
    • получение вознаграждения за свою деятельность, например за собственное изобретение;
    • выплату процента за реализацию своего конечного продукта;
    • занятие собственной предпринимательской научной деятельностью;
    • принимать участие в научных исследованиях, конференциях и коллоквиумах;
    • финансирование своих исследований за счет государства;
    • участие в конкурсах и проектах;
    • дополнительное образование.

    Для присвоения научной степени кандидатам необходимо написать диссертацию и иметь высшее образование. Допускаются магистры и аспиранты. Доктор наук — это следующая ступень в квалификации научно-технических работников (статья 4 ФЗ о науке). Для защиты научной работы создается аттестационная комиссия, которая дает оценку, а также принимает решение о присвоении или лишении ученой степени кандидата.

    Для подтверждения документа о научной степени необходимо его заверить юридически. Это обязательно для иностранных сотрудников или признание документов действительными в другом иностранном государстве. По закону подтверждение документов осуществляется на основе письменного заявления соискателя (Статья №6 ФЗ-127).

    Государством ежедневно рассматриваются заявления на признание наук общественно значимыми. По закону, организации имеют право на льготы, финансирование своих проектов, последующее признание и привлечение иностранных специалистов. Для развития проектов создаются научно-технические фонды поддержки. Основателями могут быть как физические так и юридические лица, заинтересованные в развитии науки. Работа фонда поддержки регламентируется Федеральным Законом о науке, и подразумевает:

  • формирование направлений научно-технических исследований;
  • выбор программы и академических проектов;
  • проведение экспертиз;
  • финансирование;
  • контроль процессов научно-технической деятельности;
  • сотрудничество с иностранными фондами поддержки естествознания (Статья 15.1 от 27.12.2000 года, ФЗ о науке).
  • Изменения в закон вносились в 2011 году. Они определяют аспекты бюджетной организации научно-технической деятельности — грантов. Финансирование проектов допускается иностранными фондами поддержки, и регламентируется законодательством Российской Федерации (Статья №2, ФЗ о науке).

    Важно! Под номером 127 в РФ так же существует важный закон о несостоятельности граждан и банкротстве. Ознакомиться с основными положениями можно тут:

    Последние изменения в законе о науке

    ФЗ о научной деятельности был дополнен 18 мая 2016 года. Последняя редакция затронула статью №4, в которой говорится о передаче университетам полномочий самостоятельно регулировать часть процессов по защите академических работ.

    Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а так же другие высшие учебные заведения, которые достигли результатов в подготовке и реализации научно-технической деятельности, вправе самостоятельно утверждать положения о советах по защите ученых диссертаций. Так же, университеты имеют право:

  • регламентировать правила присуждения академической степени;
  • устанавливать критерии которым должны соответствовать диссертации;
  • Данные университеты принимают решения о предоставлении и лишении ученых степеней.
  • Закон о науке и научной деятельности 127

    Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» регламентирует проведение академических исследований и деятельность организаций на основе требований.

    Скачать ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» 127 по ссылке

    Об изменениях федерального закона «о науке и государственной научно-технической политике» Текст научной статьи по специальности « Право»

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фетисов Вячеслав Петрович, Васильева Е. Е.

    Текст научной работы на тему «Об изменениях федерального закона «о науке и государственной научно-технической политике»»

    ?ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007

    Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»1

    к. т. н., заместитель начальника научноорганизационного управления РАН

    За последние 4 года в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — закон о науке) внесено более 50 изменений, т. е. почти столько же, сколько было внесено за предыдущие 8 лет с момента его принятия.

    В первую очередь это связано с решениями высших органов государства о переходе отечественной экономики на инновационный путь развития. Существенную роль в этом процессе сыграли подписанные Президентом Российской Федерации следующие организационные документы: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», а также «О политике Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы». В них подчеркивается приоритетность, стратегическая значимость науки, ее ведущая роль в формировании национальной инновационной системы и необходимости развития инновационного процесса на основе последних достижений науки.

    Кроме того, органы законодательной власти ведут планомерную целенаправленную работу по совершенствованию бюджетного, налогового, земельного законодательства. Помимо этого, в закон о науке вносятся

    1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ 06-62-04089а.

    заместитель начальника аналитического отдела научно-организационного управления РАН

    изменения, диктуемые правоприменительной практикой и процессом реформирования отечественной науки.

    Как следует из решений руководства страны, к основным направлениям совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере науки отнесены:

    ? нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности;

    ? принятие новых нормативно-правовых актов, а также внесение в действующее законодательство изменений, направленных на повышение престижа научной, научно-технической и образовательной деятельности;

    ? правовое обеспечение создания интегрированных научно-образовательных структур;

    ? уточнение правового положения и нормативноправовой базы Российской академии наук, ее научных организаций и учреждений, а также отраслевых академий, имеющих государственный статус;

    ? изменение законодательства в области охраны объектов интеллектуальной собственности. Ответственность по совершенствованию законодательства в сфере науки возложена на Министерство образования и науки Российской Федерации, которое в соответствии с Положением о Минобрнауки

    России2 осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности. Ему предоставлено право вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также другие документы по вопросам науки.

    Практика законотворческой работы в сфере науки убеждает в необходимости тесного взаимодействия субъектов права законодательной инициативы и научной общественности. Нарушение этого негласного принципа, преобладание ведомственных интересов над интересами реальных участников научнотехнической деятельности негативно отражаются на результатах законотворчества.

    Примером совместной плодотворной работы законодателей и научного сообщества может служить подготовка в 1994-1995 гг. проекта закона «О науке и государственной научно-технической политике». Документ предварительно был направлен всем органам государственной власти субъектов Российской Федерации для возможного внесения предложений и замечаний, полученные отзывы учитывались рабочей группой, а перед внесением в Государственную Думу законопроект дополнительно обсуждался в научных коллективах. Принятие закона о науке дало старт подготовке соответствующих региональных законов, а также способствовало сохранению отечественного научно-технического потенциала и, в первую очередь, потенциала академического сектора науки.

    Наибольшее число изменений в законодательство о науке и Федеральный закон о науке было внесено так называемым «законом о монетизации»3. Этот закон с полным основанием следует отнести к системообразующим нормативно-правовым актам. По мнению разработчиков, он направлен на уточнение полномочий Российской Федерации в части распоряжения федеральным имуществом и правами на управление подведомственными учреждениями.

    Кроме того, к сфере его регулирования отнесено исключение из отраслевого законодательства норм бюджетного и налогового законодательства, а также исключение из федеральных нормативных правовых актов отраслевого законодательства предметов ведения субъектов Российской Федерации и муниципальных структур, а также норм, не обеспеченных федеральным бюджетом (либо отмена аналогичных федеральных нормативных правовых актов).

    2 Постановление Правительства РФ «Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации» от 15 июня

    2004 г. № 280//СЗ РФ 21.06.2004, № 25, ст. 2562.

    3 Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2 августа 2004 г. № 122-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

    По многим позициям законопроект был встречен научной общественностью негативно, и хотя в процессе его рассмотрения законодатели учли поступавшие замечания и предложения, одна из принципиально неприемлемых новаций, тем не менее, была оставлена без внимания.

    Руководствуясь, казалось бы, разумной идеей устранения недостатков «в разграничении правового регулирования и финансового обеспечения полномочий органов власти различных уровней», из закона были удалены очень важные положения. Речь идет о правовых нормах, развивавших пункт «е» статьи 72 Конституции Российской Федерации в части разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти в области реализации государственной научно-технической политики.

    В результате из статьи 12 были исключены пункты, определяющие предметы совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также полномочия региональных органов государственной власти. Именно на этих нормах закона о науке базировалось соответствующее региональное законодательство. В итоге некоторые субъекты Российской Федерации отменили свои региональные законы о науке либо исключили из них разделы по поддержке субъектов научнотехнической и инновационной деятельности.

    Только благодаря многочисленным обращениям в органы государственной власти Российской Федерации статья 12 была частично восстановлена4. Но уже сегодня ставится вопрос о дальнейшем развитии положений статьи 12 именно в части определения полномочий субъектов Российской Федерации в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Речь идет и о законодательном развитии определения предметов совместного ведения региональных и федеральных органов власти в реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Такой законопроект уже подготовлен и в ближайшее время намечается его внесение в Государственную Думу.

    Отдельно следует отметить принятый в 2005 г. Федеральный закон «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам государственной аккредитации научных организаций»5, согласно которому была прекращена государственная аккредитации научных организаций. Инициатором проекта закона выступило Минобрнауки России, которое основывалось на якобы имеющей место неэффективности государственной аккредитации, которая проводилась со значительными нарушениями. В качестве аргумента министерство также использовало довод о том, что в

    4 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31 декабря

    2005 г. № 199-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 02.01.2006, № 1, ст. 10.

    5 Федеральный закон «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации по воп-

    росам государственной аккредитации научных организаций» от 30 июня 2005 г. № 76-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 04.07.2005, № 27, ст. 2715.

    ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007

    связи с отменой большинства льгот по налогообложению организации потеряют заинтересованность в прохождении этой процедуры.

    Можно было бы согласиться с тем, что отмена льгот по налогообложению научных организаций в какой-то мере повлияет на их заинтересованность в прохождении аккредитации, но существуют и иные меры поддержки организаций, чья деятельность реально осуществляется в целях получения новых знаний и разработки новых технологических процессов. Что же касается порядка и качества проведения аккредитации, то решение этих вопросов должен был обеспечить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, организующий аккредитацию. К сожалению, эти доводы не были приняты во внимание.

    Оценка результатов упомянутой законодательно закрепленной инициативы министерства была дана на круглом столе «О повышении роли государственного сектора науки в стимулировании инновационноинвестиционной деятельности», которые состоялся в октябре 2005 г. в Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению. Был представлен анализ проведения Минобрнауки России одного из конкурсов. В результате, среди победителей не оказались ведущие в стране и получившие международное признание научно-исследовательские институты Санкт-Петербурга, а также ряд других региональных исследовательских учреждений. При этом отмечалась не единичность указанного случая.

    Не вступая в полемику об объективности проведения Минобрнауки России конкурсов, можно утверждать, что отмена государственной аккредитации, против которой категорически выступали представители научной общественности (выступление в средствах массовой информации лауреата Нобелевской премии академика В. Л. Гинзбурга, академика В. Н. Кудрявцева, депутата Госдумы, члена-корреспондента Ю. Г. На-змеева) и члены Совета Комитета по образованию и науке Госдумы сыграла крайне негативную роль. Принятие закона нанесло ущерб системе государственного управления научно-технической деятельностью, и лишило уполномоченный орган возможности реально оценивать потенциал научных организаций, в том числе и при проведении различных конкурсов.

    Следует сказать и о принятом в 2006 г. Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации»6.

    Наибольшие изменения внесены статью 6 закона о науке, регулирующую правовые вопросы функционирования и уточняющую правовое положение академий наук, систему финансирования, порядок утверждения президентов и уставов академий, а также ряд иных изменений.

    Одной из задач подготовки и принятия этого закона явилась необходимость уточнения правового

    6 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, № 50, ст. 5280.

    положения академий наук. Дело в том, что в силу совершенствования бюджетного, налогового, земельного законодательства усилились разночтения в понимании имущественных и земельных прав академий, имеющих государственный статус.

    Как следует из последней редакции закона Российская академия наук, отраслевые академии наук являются государственными академиями наук — некоммерческими организациями. Гражданское законодательство не содержит исчерпывающий перечень некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК РФ), а предусматривает, возможность создания юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями в других формах, предусмотренных законом. Таким образом организационно-правовые формы некоммерческих организаций, имеющих особенности, могут быть установлены помимо ГК РФ и Федерального закона «О некоммерческих организациях»7 в других федеральных законах. Таким законом для государственных академий наук является закон о науке.

    Они наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий. Законодатель ведет речь, в том числе и о праве на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за этими организациями федерального имущества, а также праве на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение их руководителей.

    Согласно закону, высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание государственной академии наук, которое формируется в предусмотренном уставом государственной академии наук порядке. Уставы государственных академии наук утверждаются Правительством Российской Федерации, президент РАН — Президентом Российской Федерации, президенты отраслевых академий наук — Правительством Российской Федерации. При этом порядок утверждения уставов академий наук и их президентов четко не определен.

    Уточняя систему финансирования академий, законодатель нашел необходимым отразить в законе, что средства федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований выделяются государственным академиям наук в соответствии с программой фундаментальных научных исследований указанных академий. При этом в законе о науке не определены статус программы, порядок ее формирования и реализации. В тоже время документом предусмотрено, что программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук принимается Правительством Российской Федерации на срок не менее пяти лет и включает в себя

    7 Федеральный закон «О некоммерческих организациях», от

    12.01.1996. № 7-ФЗ, «Собрание законодательства РФ»,

    15.01.1996, № 3, ст. 145.

    план проведения указанных исследований, основанный на соответствующих планах государственных академий наук, а также бюджетные проектировки расходов на проведение указанных исследований на срок действия этой программы.

    Государственные академии наук наделяются правом в пределах полученного финансирования самостоятельно определять численность работников и систему оплаты труда в академиях и подведомственных им организациях, а также основные направления расходования полученных средств, разумеется, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Первые месяцы реализации закона о науке в новой редакции убеждают, что толкование законодательных новшеств у государственных академий и отраслевых министерств явно не совпадают. Первым сигналом в этом отношении было появление так называемого «модельного устава государственных академий», отразившего весь комплекс интересов ряда должностных лиц органов исполнительной власти. Параллельно у отраслевых министерств и государственных академий возникли разночтения в толковании норм статьи 6 в части полномочий государственных академий наук.

    Основные расхождения позиции министерств и РАН вызваны, как представляется, несовпадением интересов ученых и чиновников. Так, министерства, рассматривая академию в качестве специфического учреждения (особая разновидность некоммерческой организации, созданной в форме государственной академии наук), предпринимают попытки подчинить ее деятельность правилам, установленным для государственных учреждений органов исполнительной власти. Существующие нормативные рамки, предусмотренные в законодательстве для учреждений не учитывают специфику задач по проведению фундаментальных научных исследований, поставленных перед государственными академиями в законе о науке. Эти решения должны иметь особое творческое начало. Специфика деятельности РАН также требует наделения ее комплексом необходимых правомочий, в том числе делегированных ей государством как собственником имущества РАН. В этой связи возможно принятие одного из двух вариантов решений: признать специфику деятельности академий наук в выполнении фундаментальных исследований и соответствующим образом толковать закон, либо устранить возможность не однозначного толкования норм закона.

    Российская академия наук исходит из того, что изменение закона о науке дает основания рассматривать академию как государственную некоммерческую организацию, которая должна быть юридическим лицом и одновременно как объединяющую систему организаций, где каждая подведомственная организация является юридическим лицом, относительно которых академия является органом управления. Академия наделена правом создавать, реорганизовывать и ликвидировать подведомственные организации. Их создание осуществляется от имени Российской Федерации. Академия владеет, пользуется и распоряжается на праве оперативного управления федеральным имуществом, предоставляя подведом-

    ственным учреждениям имущество не только на праве оперативного управления, но и предприятиям на праве хозяйственного ведения. При этом сам Президиум РАН использует закрепленное за ним имущество на праве оперативного управления.

    Как уже было сказано, РАН является самоуправляемой организацией и наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности в соответствии с федеральным законодательством, в том числе и законом о науке, а также уставом РАН. Структура РАН, порядок деятельности и финансирования подведомственных организаций определяются ее уставом. Финансирование РАН осуществляется за счет федерального бюджета. Академия наделена правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных организаций, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Таким образом, основные вопросы деятельности РАН решены аналогично деятельности федерального органа государственной власти.

    В соответствии с ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ по их специальному поручению от их имени могут выступать не только государственные органы, но и юридические лица. Поэтому РАН может осуществлять в порядке и в пределах, определенных названными нормативными правовыми актами, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения создаваемых РАН бюджетных учреждений и ФГУП в сфере деятельности РАН.

    Следовательно, РАН не в силу своего положения как юридического лица наделена правом создавать подведомственные организации и подчинять их себе, а в силу специального поручения законодателя или Президента и Правительства Российской Федерации

    На наш взгляд, дебаты по поводу правового положения государственных академий и их прав можно решить путем внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях Российской Федерации». Вполне естественно, что при этом придется вносить соответствующие изменения и в иные нормативные правовые акты.

    Поводя итог можно высказать следующие соображения.

    Одной из основных причин возникновения проблем, связанных с реализацией изменений, внесенных в закон о науке, является недостаточное привлечение научной общественности к подготовке и экспертизе поправок, которые вносятся в Закон, либо игнорирование специфики научно-технической деятельности. Проблемы возникают также в том случае, когда нормы нечетко сформулированы и могут быть неоднозначно истолкованы, а подзаконные акты либо отсутствуют, либо не раскрывают механизм их реализации. Нового в этом ничего нет, но, к сожалению, на практике это не способствует генерации новых знаний, разработке новых технологических процессов и формированию национальной инновационной системы.

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Навигация
    Федеральное законодательство

    Действия

    • Главная
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 N 127-ФЗ (ред. от 17.12.98) «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»
    • Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 N 127-ФЗ (ред. от 17.12.98) «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»
      Вид документа закон
      Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
      Номер документа 127-ФЗ
      Дата принятия 03.09.1996
      Дата редакции 17.12.1998
      Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
      Статус не действует
      Публикация
      • В данном виде документ опубликован не был —
      • (в ред. от 23.08.96 — «Российская газета», N 167, 03.09.96;
      • «Собрание законодательства РФ», 1996, N 35, ст. 4137)
      Навигатор Примечания

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 N 127-ФЗ (ред. от 17.12.98) «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»

      23 августа 1996 года N 127-ФЗ

      Принят
      Государственной Думой
      12 июля 1996 года

      Одобрен
      Советом Федерации
      7 августа 1996 года

      Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).

      Законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

      Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее — научная деятельность) — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

      фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

      прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

      Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

      Экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

      Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

      Научный и (или) научно-технический результат — продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

      Научная и (или) научно-техническая продукция — научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

      Гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

      1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическими лицами — гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.

      2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом:

      гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

      гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

      признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

      обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

      гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

      гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

      1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

      Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.

      Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке.

      2. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

      3. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

      4. Научный работник имеет право на:

      признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;

      объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;

      осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;

      подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;

      участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

      подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);

      доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

      публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

      мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду;

      повышение научной квалификации.

      5. Научный работник обязан:

      осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;

      объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

      6. Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      7. Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

      Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.

      Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за чет средств соответствующего бюджета.

      1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

      Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

      2. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.

      Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

      Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.

      Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного центра.

      Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности.

      3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

      Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации определяется законодательством Российской Федерации.

      Государственные научные организации, учрежденные Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной плиты, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.

      Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.

      4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды.

      5. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

      6. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

      При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

      Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учредившие государственную научную организацию, могут выделять средства на возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной организации и при недостаточности средств у данной организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае, если государственная научная организация создана в форме учреждения или унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления.

      7. За государственными научными организациями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установленном порядке.

      (в ред. Федерального закона от 19.07.98 N 111-ФЗ)

      1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.

      Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество (имущественное право или имущественные обязанности) академий наук, имеющих государственный статус, используется ими на условиях, определяемых договором (сделкой) и законодательством Российской Федерации, отражается в смете доходов и расходов, учитывается на отдельном балансе.

      Академии наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

      В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы.

      Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются уставами указанных академий наук.

      2. Российская академия наук является самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства Российской Федерации и своего устава. Российская академия наук проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета.

      3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований.

      4. Финансирование Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

      Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук) и отраслевые академии наук являются прямыми получателями и главными распределителями средств федерального бюджета.

      Порядок использования результатов научных исследований Российской академии наук и отраслевых академий наук, проведенных за счет средств федерального бюджета, определяется законодательством Российской Федерации.

      Российская академия наук и отраслевые академии наук ежегодно представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях, научных и (или) научно-технических результатах, а также предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.

      Академии наук, имеющие государственный статус, в установленном ими порядке ежегодно представляют в уполномоченные на то государственные органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены научные организации указанных академий наук, информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета научными организациями указанных академий наук научных исследованиях, представляющую интерес для соответствующих субъектов Российской Федерации.

      5. Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, переданным указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами. Реестры федерального имущества, переданного указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, утверждаются соответствующими академиями наук.

      Доходы научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы от разрешенной их уставами деятельности и имущество, приобретенное указанными организациями за счет таких доходов, поступают в самостоятельное распоряжение указанных организаций и учитываются на отдельном балансе.

      Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий наук имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей академии наук, которое должно быть согласовано с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.

      6. За академиями наук, их научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке.

      1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

      2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

      3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.

      Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации:

      утверждают уставы государственных научных организаций;

      осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;

      осуществляют другие функции в пределах их полномочий.

      Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.

      4. Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.

      1. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.

      2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом — заказчиком и организацией — исполнителем.

      Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

      3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон — субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции.

      1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют право на обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

      2. Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории Российской Федерации.

      Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники.

      3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, обеспечиваются сохранность указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам в установленном порядке.

      Правительство Российской Федерации вправе:

      устанавливать порядок проведения научных исследований и использования научных и (или) научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности Российской Федерации, здоровью граждан, окружающей природной среде;

      лицензировать отдельные виды научной и (или) научно-технической деятельности;

      вводить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях ограничения на право использования отдельных научных и (или) научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности и осуществляя надзор за его соблюдением;

      вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным видам научной и (или) научно-технической деятельности.

      1. Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

      2. Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

      признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

      гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

      гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

      интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

      поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

      концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

      стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

      развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

      стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;

      развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

      1. К ведению органов государственной власти Российской Федерации относятся:

      разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;

      выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;

      формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;

      финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

      установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов;

      содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;

      управление государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

      реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

      охрана прав интеллектуальной собственности;

      формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

      установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

      Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.

      Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают Министерство науки и технической политики Российской Федерации или его правопреемник совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.

      Формирование и практическое осуществление государственной политики поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности, отраслей оборонного значения и связанных с ними науки и образования обеспечивают органы исполнительной власти, ведущие государственные оборонные заказы.

      2. К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

      формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики;

      организация научно-технического прогнозирования;

      размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;

      формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

      формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации;

      разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе их материальное обеспечение;

      формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития;

      международные научные связи.

      3. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

      участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;

      определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах Российской Федерации;

      формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов Российской Федерации;

      финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

      формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов Российской Федерации и межрегиональных органов;

      управление государственными научными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

      контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

      создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;

      формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития;

      осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

      4. По вопросам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в форме:

      подготовки совместных предложений о совершенствовании организационно-экономического механизма научной и инновационной деятельности;

      участия представителей соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами государственной власти Российской Федерации;

      взаимной передачи отдельных полномочий на координацию научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

      подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию социальной сферы научных организаций.

      1. Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации, формируемого с учетом предложений субъектов Российской Федерации.

      2. Законодательный орган государственной власти Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.

      3. Определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.

      Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической политики.

      4. Государственная научно-техническая политика субъектов Российской Федерации формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Государственная научно-техническая политика на региональном уровне разрабатывается и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом единой государственной научно-технической политики и интересов регионов.

      5. Органы государственной власти содействуют сохранению высокого уровня научно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного назначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную поддержку их научным коллективам.

      Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение работ по федеральной научной и (или) научно-технической программе, осуществляет по отношению к организациям оборонных отраслей, работающим по указанной программе, функции государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры по их государственной поддержке.

      1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

      2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием представителей субъектов Российской Федерации, организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при:

      выборе приоритетных направлений государственной научно-технической политики, а также развития науки и техники;

      формировании научных и научно-технических программ и проектов;

      проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства.

      3. В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах.

      4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и проектов органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники.

      5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в установленном порядке проводится обязательная государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.

      1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета.

      2. Правительство Российской Федерации организует разработку и исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных федеральным бюджетом средств на эти цели между государственными заказчиками федеральных целевых программ, федеральными органами исполнительной власти, научными организациями и указанными государственными фондами.

      3. Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований, отбираемым на основе конкурса, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

      4. федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения.

      5. Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, региональных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

      За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные и научно-технические программы и проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах.

      Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на финансирование научных исследований федерального значения, осуществляется на долевых началах по согласованию между соответствующими органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

      6. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов.

      7. В Российской Федерации действуют государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

      Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создают государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности как некоммерческие организации, деятельность которых финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Государственный фонд поддержки научной и (или) научно-технической деятельности является самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом.

      Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности организуют независимую экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, представляемых субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ и проектов. Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности ведут раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели.

      8. В федеральных органах исполнительной власти, коммерческих организациях, а также в органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.

      Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций определяется Правительством Российской Федерации, внебюджетных фондов органов государственной власти субъектов Российской Федерации — законодательством субъектов Российской Федерации.

      9. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующих бюджетов или внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.

      10. Научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов.

      Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам.

      Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

      (в ред. Федерального закона от 17.12.98 N 189-ФЗ)

      1. Органы государственной власти Российской Федерации создают необходимые условия для международного научного и научно-технического сотрудничества.

      Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно — технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      На территории Российской Федерации в установленном порядке могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

      2. Иностранные инвестиции в область науки и техники осуществляются в порядке и в формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

      3. Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организаций.

      Органы государственной власти Российской Федерации, учитывая наличие высокоинтегрированного научно-технического потенциала Содружества Независимых Государств и других государств — бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические связи, содействуют развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и двусторонних договоров с ними.

      4. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют контроль за передачей научных и (или) научно-технических результатов, а также научной и (или) научно-технической продукции за пределы территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

      Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      Президент
      Российской Федерации
      Б.ЕЛЬЦИН

      23 августа 1996 года.

      На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 N 127-ФЗ (ред. от 17.12.98) «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

      На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 N 127-ФЗ (ред. от 17.12.98) «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

      При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 N 127-ФЗ (ред. от 17.12.98) «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *