Закон об ОСАГО 2020 новая редакция. Осаго через интернет закон

Июл 28, 2019 Законы

Закон об ОСАГО 2020 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2020 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2020 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  • Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  • Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  • Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.
  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

    Контроль над исполнением закона

    Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

    В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

    В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

    Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

    1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
    2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
    3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
    4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
    5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
    6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
      — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
      — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
      — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

      Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

      • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
      • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
      • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
      • распространение поддельных полисов ОСАГО;
      • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

      Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

      Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

      Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

      В России стартовали обязательные продажи электронных полисов ОСАГО

      Москва. 1 января. INTERFAX.RU — С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), согласно которым страховые компании обязаны обеспечить возможность заключения электронных договоров ОСАГО с каждым обратившимся лицом.

      Закон был принят Госдумой 10 июня 2016 года под названием «О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

      После заключения договора ОСАГО в электронном виде страховщик направляет клиенту по электронной почте страховой полис и размещает его в личном кабинете автовладельца на сайте страховой компании. Личный кабинет также может быть использован страхователем для внесения изменений в договор страхования, если в течение срока его действия изменились сведения, указанные ранее в заявлении о заключении договора.

      Сам е-полис можно распечатать и возить с собой. Сотрудники ГИБДД могут удостовериться в том, что автовладелец действительно застрахован, запросив информацию по выделенному каналу или с помощью базы АИС РСА. При желании страхователь сможет получить полис на привычном ему бланке ОСАГО (бланке строгой отчетности).

      Согласно указаниям ЦБ РФ, которые также вступили в силу с начала года, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22:00 до 8:00 по московскому времени.

      В свою очередь, Российский союз автостраховщиков (РСА) обеспечит бесперебойную работу системы. Если из-за технических причин страховщик не может заключить электронный договор с клиентом, потребитель перенаправляется на сайт другого страховщика, который будет предложен случайным выбором по номеру паспорта транспортного средства (ПТС). Аналогичный порядок «взаимовыручки» применяется в настоящее время при организации системы продаж через единого агента РСА обычных бумажных полисов ОСАГО. В ротации используются полисы всех страховщиков, имеющих соответствующую лицензию. О фактах нарушения работы сайтов страховщики и РСА обязаны информировать Банк России.

      Кроме того, закон ужесточает ответственность страховщиков при заключении договора обязательного автострахования и ответственность автовладельцев за предоставление страховщикам недостоверных данных. Так, если предоставление страхователем недостоверных сведений при заключении договора привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, «страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю (. . .) при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства (. . .) вне зависимости от наступления страхового случая», говорится в документе.

      Закон также регламентирует срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов — срок действия «не может быть менее одного года». Также увеличивается срок повторного рассмотрения дела о выплате страховщиком возмещения — с 5 до 10 рабочих дней.

      Ряд компаний уже начали продажи е-ОСАГО с 1 июля 2015 года в добровольном порядке. Так, по данным РСА, с момента старта добровольных продаж, было продано 375 тыс. е-полисов.

      Текст закона об электронном ОСАГО

      Предлагаю вашему вниманию цитаты из Федарального Закона №40-ФЗ “Об ОСАГО” с учетом правок, которые внесены законопроектом №o 191229-6. Я буду цитировать только те части закона, которые касаются электронного полиса ОСАГО и процесса покупки страховки через Интернет. Все поправки, касающиеся ОСАГО онлайн, начнут действовать с 1 июля 2015 года. Итак:

      Пункт 1.1. дополнен вторым абзацем, который разрешает продажу ОСАГО через Интернет в виде электронного документа:

      Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами

      В ГИБДД и прочих регистрирущих органах достаточно будет показать распечатку страховки из Интернета (п 1.3.):

      При совершении в отношении транспортного средства регистрационных действий исполнение обязанности его владельца по страхованию своей гражданской ответственности подтверждается путем предъявления сотруднику регистрирующего органа страхового полиса обязательного страхования или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа.

      Новый пункт 1.11 подробно описывает, что такое “электронный документ” (электронный полис) и какова процедура его оформления:

      Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа.

      В этом случае страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

      Заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме может подписываться простой электронной подписью страхователя (комментарий автора: под простой электронной подписью понимается “комбинация из логина и пароля которая подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом”; на практике применяется регистрация на сайте страховой компании и получение логина-пароля. Подробнее про электронную подпись для электронного полиса) физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя – юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (далее – Федеральный закон “Об электронной подписи”).

      Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети “Интернет” для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.

      Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа при выявлении несоответствия сведений, представленных страхователем, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

      Договор обязательного страхования в виде электронного документа не заключается с владельцами транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.

      В течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика (при оплате страховой премии наличными денежными средствами), а в случае уплаты в безналичном порядке – не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии, страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, направляется страхователю.

      При получении от страхователя заявления в электронной форме, подписанного в соответствии с требованиями настоящего пункта Правил, об изменении сведений, указанных ранее в заявлении о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, исходя из страховых тарифов по обязательному страхованию, а страховщик – внести изменения в страховой полис обязательного страхования (в случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее были отражены в полисе обязательного страхования). В этом случае страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с момента наступления одного из событий, предусмотренных настоящим абзацем, а в случае, если сообщенные страхователем изменения сведений не требуют доплаты страховой премии – не позднее двух рабочих дней с даты получения страховщиком заявления об изменении сведений, направляет страхователю переоформленный (новый) полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанный в порядке, предусмотренном настоящим пунктом Правил. В случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее не были отражены в полисе обязательного страхования и не требуют их отражения в полисе обязательного страхования, страхователю в сроки, предусмотренные настоящим абзацем направляется электронное уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, об учете страховщиком измененных сведений.

      В случае, если сведения , об изменении которых заявляет страхователь, не соответствуют сведениям, отраженным в информационных системах и (или) базах данных соответствующих государственных органов , страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с даты получения им заявления об изменении сведений, направляет страхователю уведомление о невозможности переоформления полиса обязательного страхования в электронном виде.

      Вот собственно и всё! Вот эти три пункта закона так кардинально должны поменять (надеюсь, упростить!) жизнь простого автолюбителя. Более подробно все тонкие вопросы описаны в подзаконных актах и прочих “прилагающихся” документов, их я буду публиковать по мере появления информации.

      Добавлено. 5 июня официально опубликовано постановление Правительства №567 от 2 июня 2015 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567”. Этот документ приводит в соответствие с новым законом об ОСАГО процедуру обмена информацией между ведомствами. А именно – разрешает МВД доступ к базе АИС ОСАГО для проверки “электронных полисов” ОСАГО на дорогах, а также даёт право доступа к единой базе полисов налоговикам, Минсельхозу, Минобороны и таможенникам. Помимо этого ничего интересного в постановлении нет, но приведу его полный текст (по Российсой Газете) под “катом”.

      Правительство Российской Федерации постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567 “Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 38, ст. 3825; 2011, N 36, ст. 5148; 2013, N 36, ст. 4578).

      2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2015 г.

      Председатель Правительства Российской Федерации

      Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567

      1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

      “2. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба осуществляют по запросу некоммерческой организации “Российский Союз Автостраховщиков” – оператора автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предоставление информации для включения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – автоматизированная информационная система) путем подключения к указанной системе.

      Указанные федеральные органы исполнительной власти вправе получать информацию из автоматизированной информационной системы, в том числе по запросам.

      Установить, что организациями, подключаемыми к автоматизированной информационной системе, осуществляющими предоставление информации для включения в указанную систему, являются некоммерческая организация “Российский Союз Автостраховщиков” – оператор автоматизированной информационной системы и ее члены.

      Информационное взаимодействие между Центральным банком Российской Федерации и оператором автоматизированной информационной системы осуществляется на основании соглашения об информационном обмене между Центральным банком Российской Федерации и оператором автоматизированной информационной системы.”.

      2. В пункте 2[1] слова “автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” заменить словами “автоматизированной информационной системы”.

      3. Дополнить пунктами 2[2] и 2[3] следующего содержания:

      “2[2]. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в пунктах 2 и 4 настоящего постановления, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

      Доступ уполномоченных лиц федеральных органов исполнительной власти, их государственных информационных систем и организаций, указанных в пункте 2 настоящего постановления, к информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе, в том числе к персональным данным, подлежащим предоставлению в соответствии со статьей 30 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”.

      2[3]. Защита персональных данных при их обработке в автоматизированной информационной системе обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.”.

      4. Дополнить пунктом 4 следующего содержания:

      “4. Федеральная миграционная служба с 1 июля 2017 г. на основании запросов некоммерческой организации “Российский Союз Автостраховщиков” подтверждает сведения о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания (указанное подтверждение осуществляется в форме “да, нет”).”.

      5. В перечне информации, формируемой и предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками и иными организациями, утвержденном указанным постановлением:

      в наименовании слова “Российский союз автостраховщиков” заменить словами “Российский Союз Автостраховщиков”;

      подпункт “г” пункта 1 изложить в следующей редакции:

      “г) сведения о лицензии, выданной страховщику:

      дата выдачи (возобновления действия);

      дата аннулирования (ограничения срока действия лицензии или приостановления действия лицензии, отзыва лицензии);”;

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      “3. Информация о страхователях:

      а) для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения;

      б) для юридических лиц – наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).”;

      пункт 4 после слов “отчество” дополнить словами “(при наличии), номер водительского удостоверения”;

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      “5. Информация о страховых случаях (при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции):

      а) дата страхового случая, время, место;

      б) количество потерпевших в связи с нанесением ущерба имуществу (при наличии);

      в) поврежденные транспортные средства:

      государственный регистрационный знак (при наличии);

      идентификационный номер (VIN, при наличии) или заводской номер машины (рамы);

      г) количество страховых случаев, документы о которых оформлены без участия сотрудников полиции.”;

      подпункт “г” пункта 7 изложить в следующей редакции:

      “г) идентификационный номер (VIN, при наличии), номер шасси, рамы (при наличии), номер кузова, прицепа (при наличии).”;

      пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

      “1. Информация о зарегистрированных транспортных средствах и прицепах к ним:

      а) тип транспортного средства;

      б) государственный регистрационный знак (при наличии);

      в) паспорт транспортного средства:

      е) идентификационный номер (VIN, при наличии);

      ж) категория (А, В, BE, С, СЕ, D, DE, Tb, Тm, прицеп);

      и) номер шасси, рамы (при наличии);

      к) номер кузова, прицепа (при наличии);

      л) мощность двигателя (для легковых автомобилей):

      м) разрешенная максимальная масса (для грузовых автомобилей);

      н) масса без нагрузки (для грузовых автомобилей);

      о) номер диагностической карты, дата окончания ее действия;

      п) дата прохождения технического осмотра.

      2. Информация о владельцах транспортных средств и прицепов к ним:

      а) для физических лиц:

      отчество (при наличии);

      место рождения (при наличии);

      паспорт (серия, номер, дата и место выдачи);

      б) для юридических лиц:

      идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при наличии).”;

      абзац второй после слов “отчество” дополнить словами “(при наличии)”;

      абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

      “дата и место рождения (для совершившего административное правонарушение);

      серия, номер водительского удостоверения (если участником дорожно-транспортного происшествия является водитель транспортного средства);”;

      абзац шестой исключить;

      дополнить абзацем следующего содержания:

      “места наибольшего повреждения транспортного средства;”;

      подпункт “д” исключить;

      подпункты “е” – “и” изложить в следующей редакции:

      “е) фамилия, имя, отчество (при наличии) потерпевших (для каждого), категория потерпевшего (водитель транспортного средства, пассажир транспортного средства, пешеход, иная категория) и степень причинения вреда (при наличии);

      ж) нарушенный пункт Правил дорожного движения Российской Федерации (для совершившего нарушение, при наличии);

      з) часть, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность (для совершившего нарушение, при наличии);

      и) постановление по делу об административном правонарушении (либо протокол об административном правонарушении) или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (при наличии):

      серия (при наличии);

      дополнить подпунктами “к” и “л” следующего содержания:

      “к) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения: да, нет (при наличии);

      л) направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: да, нет (при наличии).”;

      дополнить пунктом 4 следующего содержания:

      “4. Информация о выданных водительских удостоверениях:

      а) серия, номер, дата выдачи;

      б) категории, подкатегории транспортных средств;

      в) фамилия, имя, отчество (при наличии);

      г) дата рождения;

      д) дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории (при наличии).”;

      в) дополнить разделом VII следующего содержания:

      “VII. Информация о юридическом лице, предоставляемая оператору автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федеральной налоговой службой из Единого государственного реестра юридических лиц

      Информация о юридическом лице:

      а) полное и сокращенное наименование;

      б) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

      в) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

      г) адрес (место нахождения);

      д) серия и номер свидетельства о государственной регистрации юридического лица (при наличии).”

      Получение полиса ОСАГО онлайн: сложно, а будет еще сложнее

      Страховка гражданской ответственности нужна каждому автовладельцу, будь то организация или обычный гражданин. Этого требует закон. Но также полис ОСАГО защищает от возможных неприятностей на дороге, ведь от аварий, к сожалению, никто не застрахован. Порядок оформления страховки, а также все остальные связанные с этим вопросы регулирует Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ. С 1 января 2017 года все владельцы транспортных средств имеют возможность сделать страховку на машину ОСАГО онлайн прямо на сайте страховой компании с оформлением электронного полиса. Однако у добросовестных автомобилистов получается это далеко не всегда, а вот мошенники умудряются страховать несуществующие машины или оформлять полисы уже после произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Почему так происходит и как борются с этим страховщики?

      Алгоритм получения полиса ОСАГО онлайн

      По закону электронный страховой полис ОСАГО имеет равную юридическую силу с бумажным. Если смотреть на регламент его оформления, прописанный в Положении Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», то в оформлении нет ничего сложного. Алгоритм действий, который должен выполнить гражданин, желающий застраховаться, выглядит так:

      1. Получить регистрацию на сайте страховой компании.
      2. Создать личный кабинет на сайте страховщика.
      3. Заполнить заявление о заключении договора Е-ОСАГО.
      4. Пройти проверку указанных данных через автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков ( АИС РСА).
      5. Получить уведомление от страховщика о необходимости предоставить электронные копии (сканы) документов указанных в подпунктах «б»–«е» пункта 3 статьи 15 Закона об ОСАГО. Представляемые копии документов должны полностью воспроизводить информацию подлинника, их текст должен свободно читаться.
      6. После подтверждения соответствия представленных сведений и проверки сканов документов страховая компания публикует в личном кабинете пользователя расчет страховой премии.
      7. Оплатить расчитанную страховую премию с помощью банковской карты или иных электронных платежных средств.
      8. Как только страховщик получит оплату, он должен направить электронный страховой полис ОСАГО онлайн на указанный пользователем адрес электронной почты. Копия полиса размещается в личном кабинете.
      9. Электронная страховка ОСАГО действует в бумажном варианте. Ее нужно обязательно распечатать и иметь при себе при управлении автомобилем.

      Теоретически ничего сложного нет, но на практике желающие осуществить онлайн-страхование автомобиля ОСАГО часто сталкиваются с неработающими сайтами, ошибками при отправке документов и другими техническими сложностями. В этом случае страховщики советуют перейти на сайт другого страховщика (замещающий страховщик). Все дальнейшие действия, чтобы выполнить страхование автомобиля ОСАГО через интернет, аналогичны приведенному выше алгоритму.

      Перебрав несколько сайтов и так и не получив желаемого электронного полиса, пользователи, как правило, обращаются в офис страховой компании и получают обычный бумажный полис на бланке строгой отчетности. Такой документ обходится им дороже, чем через интернет. Кроме того, уходит время на безуспешные попытки воспользоваться сервисом в интернете, а после на визит к страховщику. Когда изменились требования к бланкам полисов, в автогражданке даже случился настоящий коллапс, потому что у страховщиков не было бумажных полисов нового образца, а автострахование ОСАГО онлайн было недоступно из-за перегрузки сайтов. Жаловаться на такие проблемы можно в Центробанк РФ, который выступает как регулятор в вопросах страхования, но и такие обращения не всегда помогают решить проблему. Сейчас же, скорее всего, проблем у автовладельцев прибавится.

      QR-код уберут из бумажных бланков

      Банк России решил в очередной раз изменить действующие Правила автостраховки и издал Указание от 25 декабря 2017 г. № 4664-У, которым упразднил обязательное наличие в бумажных бланках договоров автогражданки двухмерного штрих-кода (QR-код). Теперь такой код страховые компании будут указывать, только если была осуществлена страховка ОСАГО онлайн и полис был выдан в виде электронного документа.

      Кроме того, регулятор отменил обязательное заполнение таблицы на обратной стороне бланка и избавил автовладельцев от необходимости прилагать к заявлению о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, справку о ДТП, выданную подразделением полиции. Это связано с упразднением самих справок. Документ вступает в силу спустя 10 дней после официального опубликования.

      Страхование ОСАГО онлайн станет сложнее

      Страховщики считают, что существующая процедура, когда онлайн страховка автомобиля ОСАГО возможна любым лицом (не только самим владельцем транспортного средства) и в любое время, приводит к многочисленным случаям мошенничества. Поэтому РСА обратился Центробанку РФ с предложением об усложнении процедуры покупки электронных полисов. Вот их основные пожелания.

    7. Страховщики хотят, чтобы право страховать автомобили было только у их непосредственныхи владельцев.
    8. При этом все данные в договор такой пользователь должен будет вносить только вручную, не используя сканы.
    9. Время оформления полиса будет ограничено 90 минутами (включая оплату стоимости страховки).
    10. Если у страховой компании уже после оформления договора онлайн возникнут сомнения относительно достоверности указанных данных, она сможет анулировать договор в одностороннем порядке.

      Также страховщики добиваются от регулятора технических требований к бесперебойной работе сайта ОСАГО, которые были введены после многочисленных жалоб пользователей. В частности, сейчас на сайте запрещено проводить профилактические работы в дневное время.

      По мнению страховых компаний, такие меры позволят бороться с мошенничеством при заключении электронных договоров автострахования. Ведь сейчас доля махинаций составляет около 30% от всех проданных цифровых полисов. Граждане предоставляют страховщикам поддельные сканы документов и даже умудряются оформлять страховку на несуществующие автомобили. В сообщении РСА в Центробанк, в частности, сказано:

      Предоставление страхователем ложных сведений страховщику при заключении договора страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, является основанием для прекращения страховщиком действия договора обязательного страхования, заключенного в виде электронного документа.

      Также, как информирует регулятора РСА, некоторые недобросовестные автомобилисты манипулируют стоимостью страховки путем занижения коэффициентов по мощности транспортного средства и территории проживания, указывая, например, Крым или Чеченскую Республику. В результате страховые компании несут значительные убытки. А ведь они и так считают страхование ответственности автомобилистов неблагодарным делом.

      Электронное ОСАГО онлайн

      Удобный способ рассчитать ОСАГО на калькуляторе и купить электронный полис

      Электронный полис ОСАГО

      Для того чтобы оформить электронное ОСАГО необходимо выполнить следующие действия:

      1. Зарегистрировать личный кабинет на сайте страховой компании. Для регистрации достаточно ввести имя, адрес электронной почты и номер мобильного телефона. После заполнения необходимо верифицировать данные при помощи кода, направленного в СМС на указанный номер.

      2. Заполнить форму электронного заявления. До 01 января 2017 года введенные данные будут проверены по базе АИС РСА, и в случае положительного результата проверки, страхователь получит доступ к возможности оформить покупку. С 01 января 2017 года услуга доступна всем страхователям.

      3. Произвести оплату полиса с помощью банковской карты. После оплаты полис в электронном виде будет направлен на e-mail страхователя.

      4. Распечатать его на листе формата А4

      Но, несмотря на удобство процедуры страхования автомобиля через интернет, во избежание потенциальных проблем важно учесть несколько закрепленных законодательством правил.

      Во-первых, стоит учесть, что в случае несоответствия информации в заявлении данным в автоматизированной информационной системе РСА, внесение изменений возможно только в офисе страховой компании.

      Во-вторых, если вы указали в заявлении недостоверные сведения, которые привели к сокращению размера страхового взноса, то в случае ДТП по вашей вине страховая компания может воспользоваться правом регресса и взыскать с вас сумму страховой выплаты.

      В соответствии с новой редакцией закона с 1 июля 2015 года потребители имели возможность оформить полис только в качестве пролонгации действующего полиса и строго в своей страховой компании. С 1 октября эти ограничения были сняты, и возможность заключения полиса и его получение онлайн появилась для всех автолюбителей в любой компании, предоставляющей данную услугу. До 1 января 2017 года возможность заключения договора в электронном виде является правом, а не обязанностью страховщиков. Но в связи с внесенными Банком России в 2016 году поправками в закон об ОСАГО начиная с 1 января 2017 года все страховщики, имеющие лицензию на страхование автомобилей, обязаны обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к ним.

      Купить электронный полис ОСАГО стало возможно лишь в очень ограниченном перечне компаний. Предложения некоторых их них доступны после расчета на нашем калькуляторе.

      Осаго через интернет закон

      29 октября вступает в силу новая редакция закона об ОСАГО, которая затрагивает порядок оформления страхового полиса. Страховщики заявляют, что документ теперь может быть только электронным, а распечатывать и возить с собой его бумажную версию не обязательно. Эти изменения должны были положить конец разногласиям между водителями и инспекторами ГИБДД, которые нередко выписывали штрафы тем, кто не мог предъявить распечатку электронного полиса. Но все снова оказалось не так просто, и даже сами страховщики косвенно признают, что без бумажки опять не обойтись.

      В Российском союзе автостраховщиков (РСА) и раньше утверждали, что электронный полис уравнен в правах с бумажным, но владельцы е-ОСАГО периодически получали протоколы. Инспекторы выписывали штраф за езду без полиса в размере 800 руб., отказываясь проверять наличие документа в интернете посредством смартфона. Кроме того, гаишники ссылались на пункт 2.1.1 ПДД, который прямо обязывает водителя иметь при себе и передавать сотрудникам полиции для проверки полис ОСАГО.

      Как рассказали Autonews.ru в Российском союзе страховщиков (РСА), до момента вступления поправок в силу водитель транспортного средства обязан был иметь при себе страховой полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении электронного договора ОСАГО. А с 29 октября обязанность представлять сотрудникам полиции именно распечатку электронного полиса исключается, достаточно будет показать документ в электронном виде. Как именно водитель обязан показать полис, закон об ОСАГО не уточняет.

      «С 29 октября вступают в силу изменения в пункт 1 ст. № 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Они предусматривают, что водитель по требованию сотрудников ГИБДД обязан представить для проверки страховой полис ОСАГО. При этом в случае заключения договора ОСАГО в электронном виде страховой полис ОСАГО может быть представлен для проверки в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе», — сказали в РСА.

      Увы, никаких изменений в ПДД внесено не было, поэтому на водителя по-прежнему накладывается обязанность доказать инспектору наличие полиса. В РСА уточнили, что теперь полис ОСАГО можно продемонстрировать сотрудникам ГИБДД из личного кабинета страхователя на сайте страховой компании или же из электронной почты, куда страховщик присылает полис сразу после подписания договора. «А если водитель боится, что в момент остановки сотрудником ГИБДД у него может не быть доступа в интернет, то он может заранее распечатать полис ОСАГО на бумажном носителе или скачать его из личного кабинета и возить с собой бумажную копию полиса ОСАГО или скачанный файл с электронным полисом ОСАГО», — посоветовали в РСА.

      Таким образом, если автомобилист понимает, что в дороге у него есть шанс остаться без связи, а под рукой не окажется гаджета с закачанным полисом ОСАГО, лучше все-таки распечатать документ, поскольку инспектор ГИБДД также может не иметь связи. При этом отказаться принимать доказательства наличия полиса ОСАГО в электронном виде, как заверяют в РСА, у инспекторов не будет права. С другой стороны, проверить действительность электронного документа они тоже смогут не всегда.

      За дополнительными разъяснениями Autonews.ru обратился в МВД России, где описали ответственность водителей за езду без полисов ОСАГО во всех возможных вариантах. Ответ поступил с аналогичной формулировкой: с 29 октября 2020 г. страховой полис может быть представлен для проверки по требованию сотрудников полиции на бумажном носителе, а в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

      В МВД уточнили, что управление транспортным средством, владелец которого не исполнил свою обязанность по страхованию гражданской ответственности, квалифицируется как нарушение ч. 2 ст. 12.37 КоАП и влечет штраф 800 рублей. А управление ТС с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление лицом, не указанным в страховом полисе, — по ч. 1 ст. 12.37 КоАП, за что полагается штраф 500 рублей. В случае если водитель застрахован и в качестве подтверждающего документа получил от страховщика полис на бланке, но на момент проверки не имел документ при себе, его действия подпадают под определение ч. 2 статьи 12.3 КоАП. Инспектор может выписать такому забывчивому автомобилисту предупреждение или оштрафовать его на 500 рублей.

      При этом в МВД подтвердили, что даже если у водителя нет с собой доказательств наличия электронного полиса, инспектор не имеет права его оштрафовать. Но в случае проблем со связью проверка может занять определенное время. Какое именно, в ведомстве не конкретизировали. «В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного суда от 25.06.2020 № 20, если страховой полис был оформлен водителем в виде электронного документа, непредъявление его уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП», — сказали в МВД России.

      Представитель ведомства также добавил, что в этом случае проверка факта заключения договора обязательного страхования будет проводиться сотрудником Госавтоинспекции путем запроса сведений о нем в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, что может потребовать некоторых временных затрат. «Если водитель будет не согласен с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, он может воспользоваться своим правом на его обжалование в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП», — объяснили в ведомстве.

      Бумажный и электронный полисы ОСАГО уравняли

      Это новшество вводится поправками в закон об ОСАГО, которые подписал президент Владимир Путин. Напомним, что до сих пор регресс страховщики могли предъявлять только нетрезвым водителям. А если виновник в ДТП отказался проходить медосвидетельствование, страховая компания просто возмещала за него причиненный ущерб. Да, такой водитель лишался прав, платил штраф 30 тысяч рублей. Но за чужой поврежденный автомобиль он не расплачивался. Теперь ситуация изменится. В публикуемом сегодня законе четко прописано, что регресс предъявляется, если водитель не выполнил требования инспектора о прохождении медосвидетельствования, либо употребил алкоголь или наркотики в нарушение правил дорожного движения после ДТП.

      Таким образом, закрыта еще одна лазейка для нетрезвых водителей, которые, пользуясь дырами в законе, смягчают свою ответственность. Теперь, если водитель отказался от медосвидетельствования, страховая компания возместит за него ущерб пострадавшим, но потом потребует возместить ей эти траты.

      Также закон уравнивает в статусе бумажные и электронные полисы. По сути, это нормативно закрепляет возможность возить с собой копию электронного полиса, распечатанного на принтере на обычной бумаге, а не на бланке строгой отчетности с кучей защит.

      Такой порядок действовал и до сих пор. Просто он не был закреплен законом. Если инспектор дорожно-патрульной захочет проверить наличие полиса, ему достаточно будет предъявить такую распечатку, в которой есть и номер полиса, и название страховой компании. Этой информации достаточно, чтобы проверить полис по базе данных ОСАГО. Кроме того, исключается порядок двойного учета полисов, то есть, когда для бумажных и для электронных полисов были свои базы данных. Получалось, что номера полисов могли дублироваться. Законом устанавливается единый учет. Каждый полис, каким бы он ни был — электронным или бумажным — получит свой уникальный порядковый номер.

      Еще одна новация, которая вносится в закон об ОСАГО, это снятие запрета на перестрахование рисков по обязательному страхованию. До сих пор это был единственный вид имущественного страхования, риски по которому не передавались в перестрахование. Снятие такого ограничения связано, со значительным увеличением за годы действия ОСАГО объемов собираемых страховщиками страховых премий. С 26 миллиардов рублей в 2003 году до 234 миллиардов в 2016 году, а также увеличением размера средней выплаты и ростом активов страховщиков. Впрочем, на простых автомобилистах это никак не скажется. Лишь повысятся гарантии выплаты.

      Другая новость не всем придется по вкусу. Напомним, что у нас на страховщиков по части выплат за ущерб распространяются требования закона о защите прав потребителей. То есть, просрочил страховщик срок выплат или мало заплатил, по суду помимо спорной суммы можно взыскать еще и штраф за просрочку, и пени, и прочие неустойки. Эти положения хитрые юристы пытались распространять и на компенсационные выплаты. То есть те, которые производит Российский союз автостраховщиков, если страховая компания, которая должна была рассчитаться с пострадавшим, обанкротилась. В соответствии с этим законом положения закона о защите прав потребителей на отношения между страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не распространяются.

      Также установлен претензионный порядок рассмотрения споров, касающихся компенсационных выплат. То есть сначала пострадавший должен обратиться с претензией в РСА, и только получив неудовлетворяющий его ответ, или вовсе не получив ответа, он может обращаться в суд.

      Не обошлось в законе и без казусных норм. Так в нем прописано, что не допускается предъявление регрессного требования к виновному в ДТП пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему, а также к его родственникам и наследникам. Но вот беда, если пешеход попал под колеса автомобиля, это не страховой случай по ОСАГО. И по ОСАГО никто не заплатит водителю. Ведь у пешехода ОСАГО просто нет. А значит и регресс возникнуть не может. Эту норму необходимо было включить в закон об организации страхового дела в России, но никак не в закон об ОСАГО. А теперь это просто мертворожденная статья.

      *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *