Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном (Тегеран, 25 марта 1940 г. Договор с ираном 1940

Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном (Тегеран, 25 марта 1940 г.)

Договор
о торговле и мореплавании между Союзом Советских
Социалистических Республик и Ираном
(Тегеран, 25 марта 1940 г.)

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и Его Императорское Величество Шахиншах Ирана, с другой стороны, одинаково одушевленные желанием содействовать развитию торговых отношений между обеими Странами, решили заключить Договор о Торговле и Мореплавании и назначили для этой цели своими уполномоченными

(следуют фамилии уполномоченных),

которые после предъявления своих полномочий, найденных в должной форме и надлежащем порядке, согласились о нижеследующих постановлениях:

Совершено 25 марта 1940 в Тегеране.

В удостоверение чего вышеназванные уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном (Тегеран, 25 марта 1940 г.)

Ратифицирован Президиумом Верховного Совета Союза ССР 7 апреля 1940 г., Иранским Меджлисом — 4 апреля 1940 г.

Текст Договора опубликован в Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1955 г., вып. X, с. 56

Договор с ираном 1940

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и Его Императорское Величество Шахиншах Ирана, с другой стороны, одинаково одушевленные желанием содействовать развитию торговых отношений между обеими Странами, решили заключить Договор о Торговле и Мореплавании и назначили для этой цели своими Уполномоченными:

(следуют имена Уполномоченных),

которые после предъявления своих полномочий, найденных в должной форме и надлежащем порядке, согласились о нижеследующих постановлениях:

Произведения почвы и промышленности, происходящие из таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон, при ввозе на таможенную территорию другой Договаривающейся Стороны могут подлежать обложению лишь по минимальным ставкам таможенного тарифа и прочих сборов, которые предусмотрены или будут предусмотрены в таможенном тарифе и в законах страны их ввоза. Но во всяком случае ставки таможенных пошлин и сборов не будут иными или менее благоприятными, чем те, которые применяются или будут применяться к таким же произведениям, происходящим из любой третьей страны.

Равным образом, произведения почвы и промышленности, происходящие и вывозимые из таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон с назначением на таможенную территорию другой Стороны, не будут подлежать при вывозе их иному или менее благоприятному режиму в таможенном отношении, чем тот, который применяется или будет применяться к таким же произведениям, вывозимым в какое бы то ни было третье государство.

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется также предоставить другой Договаривающейся Стороне безусловный режим наибольшего благоприятствования в отношении:

а) условий взимания таможенных пошлин, надбавок и сборов, упомянутых в статье 1;

б) помещения предусмотренных в статье 1 товаров в склады; пользования для них таможенными складами и другими складами общего пользования, нормирования их прибытия и пребывания в портах и упомянутых складах, а также выбытия из последних;

в) таможенной классификации и толкования применяемых тарифов; правил, формальностей, повинностей или платежей, которым могут быть подвергнуты операции по очистке от пошлин;

г) обложения на таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон товаров другой Стороны внутренними сборами, падающими на производство, обработку, обращение, потребление или перевозки соответствующих товаров, от чьего бы имени и в чью бы пользу такие сборы ни взимались.

В отношении того, что предусмотрено в пункте «г» настоящей статьи, каждая из Договаривающихся Сторон обязана во всяком случае, без ущерба применения наибольшего благоприятствования, обеспечить другой стороне пользование национальным режимом, установленным ею на собственной территории для своих товаров.

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется не применять в отношении ввоза из таможенной территории другой Стороны или вывоза на таможенную территорию этой последней каких-либо ограничений или воспрещений, поскольку они не будут применяться по отношению ко всем другим странам, за исключением распространяющихся без различия на все страны, находящиеся в одинаковых условиях, ограничений или воспрещений, в связи с общественным порядком, государственной безопасностью, здравоохранением и борьбой с болезнями растений и животных.

Режим наибольшего благоприятствования, установленный настоящим Договором в статьях 1 и 2, а также в последующих статьях 8, 10 (пункт 7), 11 и 12 (пункт 5), не распространяется:

1. На права и преимущества, вытекающие из таможенного союза.

2. На права и преимущества, которые предоставлены или могут быть предоставлены Союзом Советских Социалистических Республик — Латвии, Литве. Финляндии и Эстонии.

3. На льготы, которые каждая из Договаривающихся Сторон предоставила или предоставит в будущем для товарооборота в пограничной полосе, не превышающей 15 километров по ту и другую сторону пограничной линии.

Союз Советских Социалистических Республик имеет в составе своего Посольства в Иране Торговое Представительство. Это Торговое Представительство имеет своей задачей:

а) содействие развитию экономических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном;

б) представительство интересов Союза Советских Социалистических Республик в области внешней торговли;

в) регулирование от имени Союза Советских Социалистических Республик торговых оборотов между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном;

г) ведение торговли между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном.

Торговый Представитель Союза Советских Социалистических Республик в Иране и оба его заместителя входят в состав дипломатического персонала Посольства Союза Советских Социалистических Республик в Иране и пользуются всеми правами и привилегиями, присвоенными членам дипломатических миссий.

Помещение Торгового Представительства Союза Советских Социалистических Республик в Тегеране пользуется экстерриториальностью.

Торговое Представительство Союза Советских Социалистических Республик в Иране имеет право пользоваться шифром.

Торговое Представительство Союза Советских Социалистических Республик будет публиковать в «Официальном Вестнике» Ирана фамилии лиц, уполномоченных от его имени к правовым действиям, с указанием предоставленных каждому из этих лиц прав в отношении подписания торговых обязательств Торгового Представительства Союза Советских Социалистических Республик в Иране. О прекращении указанных полномочий Торговое Представительство будет публиковать в «Официальном Вестнике» Ирана, и, по своему усмотрению, в одной из газет по месту работы лица, имевшего полномочия. Полномочия будут считаться прекратившимися по отношению к третьим лицам со дня той публикации, которая появилась первой.

Торговое Представительство Союза Советских Социалистических Республик в Иране будет иметь, как и ранее, свои отделения в Пехлеви, Тавризе и Мешеде и будут пользоваться правом открывать, по согласованию с Министерством Торговли Ирана, свои Отделения в других пунктах Ирана по мере надобности.

Торговое Представительство Союза Советских Социалистических Республик в Иране действует от имени Правительства Союза Советских Социалистических Республик. Правительство Союза Советских Социалистических Республик несет ответственность по всем торговым сделкам, заключенным или гарантированным в Иране от имени Торгового Представительства уполномоченными на то лицами.

Для признания торговых сделок заключенными или гарантированными Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик в Иране необходимо наличие на сделках, или соответственно на гарантии, надлежащих подписей лиц, уполномоченных на то Правительством Союза Советских Социалистических Республик или Народным Комиссариатом Внешней Торговли, с опубликованием Торговым Представительством в «Официальном Вестнике» Ирана фамилий этих лиц с указанием предоставленных им прав, как это предусмотрено в ст.5-й настоящего Договора.

Все торговые сделки, заключенные или гарантированные Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик в Иране на территории Ирана, подлежат, при отсутствии в сделке оговорки об арбитражном разбирательстве, компетенции иранских судов и иранскому законодательству.

Ввиду установленной в настоящей статье ответственности Правительства Союза Советских Социалистических Республик по сделкам, заключенным или гарантированным в Иране Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик в Иране, по претензиям к указанному Торговому Представительству не применяются правила, касающиеся обеспечения и предварительного исполнения решений и определений как в производстве судебном, так и в административном.

Принудительному исполнению в отношении Торгового Представительства Союза Советских Социалистических Республик в Иране подлежат лишь вошедшие в законную силу окончательные судебные решения по спорам, возникшим из торговых сделок, подписанных или гарантированных Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик в соответствии с тем, что предусмотрено во втором абзаце настоящей статьи.

Указанные решения будут обращаемы исполнением лишь на имущество и права Торгового Представительства Союза Советских Социалистических Республик в Иране, относящиеся к сделкам, упомянутым в настоящей статье, и на другое имущество Торгового Представительства, находящееся в Иране.

Однако принудительное исполнение судебных решений, предусмотренное в предыдущем абзаце настоящей статьи, не может касаться предметов, являющихся согласно общепринятым нормам международного права экстерриториальными, а также предметов, необходимых для служебной деятельности Торгового Представительства Союза Советских Социалистических Республик в Иране.

Ответственность по торговым сделкам, заключенным без гарантии Торгового Представительства Союза Советских Социалистических Республик в Иране какой бы то ни было государственной хозяйственной организацией Союза Советских Социалистических Республик, пользующейся согласно Законодательству Союза Советских Социалистических Республик правами самостоятельного юридического лица, лежит на указанной организации. Ответственность по этим сделкам не падает ни на Правительство Союза Советских Социалистических Республик, ни на его Торговое Представительство в Иране, ни на какую-либо другую хозяйственную организацию Союза Советских Социалистических Республик.

Торговые сделки, заключенные в Иране этими хозяйственными организациями, подлежат, при отсутствии в сделке оговорки об арбитражном разбирательстве, компетенции иранских судов и иранскому законодательству.

Иранские коммерсанты и промышленники, физические лица или лица юридические, образованные согласно иранским законам, будут по отношению к ним лично и к их имуществу пользоваться режимом столь же благоприятным, как и граждане и юридические лица наиболее благоприятствуемого государства, при осуществлении непосредственно или через выбранных ими посредников своей хозяйственной деятельности на территории Союза Советских Социалистических Республик в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается советским законодательством.

Государственные хозяйственные организации Союза Советских Социалистических Республик и другие советские юридические лица, обладающие согласно советскому законодательству гражданской правоспособностью, равно как и физические лица — граждане Союза Советских Социалистических Республик, будут по отношению к ним лично и к их имуществу пользоваться режимом столь же благоприятным, как юридические лица и граждане наиболее благоприятствуемого государства, при осуществлении ими своей хозяйственной деятельности на территории Ирана в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается иранским законодательством.

Граждане и юридические лица каждой из Договаривающихся Сторон будут пользоваться, на одинаковых условиях с местными гражданами и юридическими лицами, правом свободно искать в судах всех инстанций для отстаивания и защиты своих прав; они ни в каком случае не будут поставлены в этом отношении в условия менее благоприятные, чем граждане и юридические лица наиболее благоприятствуемого государства.

Остается, однако, условленным, что ни одно из постановлений настоящего Договора не может дать торговым обществам и другим экономическим организациям одной из Договаривающихся Сторон права требовать особых привилегий, предоставляемых другой Стороной обществам, условия деятельности которых на ее территории регулируются или будут регулироваться специальными концессиями.

1. Торговое Представительство Союза Советских Социалистических Республик в Иране и советские хозяйственные организации могут, с соблюдением законов и правил о внешней торговле Ирана, производить свободно, без трудностей и помех, закупки для вывоза в Союз Советских Социалистических Республик всех товаров иранского происхождения, за исключением тех из них, вывоз которых запрещен из Ирана постановлениями Правительства во все страны.

2. Союз Советских Социалистических Республик будет иметь право ввозить в Иран товары в пределах контингентов, которые будут устанавливаться на каждый год действия Договора о Торговле и Мореплавании. Список этих товаров с указанием размера контингентов будет составляться ежегодно Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик в Иране совместно с Министерством Торговли Ирана.

На первый год действия настоящего Договора список будет составлен в момент подписания Договора, а в последующие годы — к началу каждого иранского хозяйственного года.

При составлении вышеуказанных списков на последующие годы будет обеспечено сохранение, по крайней мере, той процентной доли Союза Советских Социалистических Республик в отношении каждого из товаров, упомянутых в общем контингенте, которая предусмотрена в списке на первый год.

Торговое Представительство Союза Советских Социалистических Республик в Иране может включить в список товаров, разрешаемых Правительством Ирана к ввозу на данный хозяйственный год, также и товары, которые не были включены в этот список. Количество этих товаров будет установлено Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик в Иране совместно с Министерством Торговли Ирана, которое отнесется благожелательно к соответствующему предложению Торгового Представительства Союза Советских Социалистических Республик в Иране.

Контингент ввоза какого-либо из товаров, включенных в список, может быть увеличен в течение года по согласованию между Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик в Иране и Министерством Торговли Ирана.

Если в течение действия настоящего Договора Правительство Ирана увеличит путем расширения контингентов размер ввоза какого-либо иностранного товара в Иран, то Союзу Советских Социалистических Республик будет предоставлена доля в этом увеличении пропорционально доле участия Союза Советских Социалистических Республик во ввозе в Иран соответствующего товара до увеличения размера контингентов.

В тех случаях, когда Иранское Правительство допустит к ввозу, в пределах определенных контингентов, товары, ввоз которых в настоящее время запрещен, то Союзу Советских Социалистических Республик будет предоставлено, в течение срока действия настоящего Договора, право на получение доли в этом ввозе, и эта доля будет установлена по согласованию между Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик в Иране и Министерством Торговли Ирана, которое благожелательно отнесется к соответствующему предложению Торгового Представительства Союза Советских Социалистических Республик.

3. Правительство Ирана будет оказывать Торговому Представительству Союза Советских Социалистических Республик в Иране необходимое содействие в заключении по нормальным ценам и на нормальных условиях коммерческих договоров с иранскими государственными организациями, государственными обществами и обществами, действующими по поручению Правительства Ирана, по закупке иранских товаров и продаже советских товаров, сделки по которым сосредоточены в руках указанных организаций и обществ; со своей стороны Правительство Союза Советских Социалистических Республик соглашается, чтобы ввоз советских товаров, проданных Правительству Ирана и упомянутым организациям и обществам Ирана по соответствующим договорам на риалы, составлял, по крайней мере, сумму не меньшую, чем стоимость товаров, закупленных у Правительства Ирана и указанных организаций и обществ на риалы и вывезенных из Ирана.

4. Торговое Представительство Союза Советских Социалистических Республик в Иране и советские хозяйственные организации будут иметь право производить продажи советских товаров иранским купцам, товариществам купцов и частным торговым обществам, а также производить покупку иранских товаров у иранских купцов и указанных товариществ и обществ.

Правительство Союза Советских Социалистических Республик соглашается, чтобы соответствующий ввоз в Иран советских товаров, продаваемых купцам, товариществам купцов и частным торговым обществам на риалы, составлял, по крайней мере, сумму не меньшую, чем стоимость товаров, купленных у купцов и упомянутых товариществ и обществ на риалы, и вывезенных в Союз Советских Социалистических Республик.

5. Торговое Представительство Союза Советских Социалистических Республик в Иране, а также советские хозяйственные организации будут освобождены, при получении импортных лицензий на ввоз товаров в Иран по ежегодным контингентам, от представления свидетельств о вывозе иранских товаров.

Министерство Торговли Ирана будет беспрепятственно выдавать Торговому Представительству Союза Советских Социалистических Республик в Иране и советским хозяйственным организациям лицензии на ввоз товаров по ежегодным контингентам, предусмотренным в пункте 2-м настоящей статьи; указанный в том же пункте список будет рассматриваться как генеральная лицензия.

6. Правительство Ирана соглашается не применять в отношении советских организаций валютных ограничений, ныне действующих, а также ограничений, могущих быть установленными в течение действия настоящего Договора, если бы эти постановления препятствовали осуществлению Договора.

7. Правительство Ирана предоставляет Торговому Представительству Союза Советских Социалистических Республик в Иране, а также советским хозяйственным организациям право участвовать во всех торгах, объявляемых иранскими учреждениями на приобретение за границей материалов и оборудования, с применением тех условий, которые устанавливаются для всех участников торгов.

8. Правительство Ирана соглашается предоставить Торговому Представительству Союза Советских Социалистических Республик и советским хозяйственным организациям, в течение действия настоящего Договора, право устанавливать, в соответствии с существующими в Иране законами и постановлениями, бензиновые колонки, а также строить нефтяные склады и прочие инсталляции, относящиеся к торговле нефтепродуктами и побочными продуктами производства нефти.

9. Установлено, что каждые полгода Паритетная Комиссия, состоящая из уполномоченных, назначаемых Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик в Иране и Министерством Торговли Ирана, просматривает итоги осуществления торговли за истекший полугодовой период действия Договора о торговле и мореплавании для приведения практики торговли между обеими Странами в соответствие с духом и смыслом настоящего Договора.

* См. Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией от 26 февраля 1921 года (С. У. РСФСР, за 1921 год, N 11, ст.95).

1. Учитывая торговые интересы Ирана, в согласии со статьей 20-й Договора между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией от 26 февраля 1921 года и в целях уточнения его постановлений, Союз Советских Социалистических Республик предоставляет свободный транзит через свою территорию произведениям почвы и промышленности Ирана с назначением в любую третью страну.

Со своей стороны Иран предоставляет свободный транзит через свою территорию произведениям почвы и промышленности Союза Советских Социалистических Республик с назначением в любую третью страну.

2. Союз Советских Социалистических Республик предоставляет, кроме того, иранским торговым обществам и купцам право свободно вывозить в любом направлении произведения почвы и промышленности, ввезенные из Ирана на его территорию и там не проданные. При условии установления тождества произведений, которые они вывозят, с теми, которые они ввезли, таможенные пошлины, которые они уплатили при ввозе, будут при вывозе из таможенной территории Союза Советских Социалистических Республик возвращены иранским торговым обществам или купцам.

Эти же права предоставляются Правительством Ирана торгующим организациям и учреждениям Союза Советских Социалистических Республик.

3. Союз Советских Социалистических Республик предоставляет свободный транзит через свою территорию с назначением в Иран указанным ниже произведениям почвы и промышленности, происходящим из стран, имеющих с Союзом Советских Социалистических Республик торговые договор, конвенцию или соглашение:

а) машины, орудия и материалы, необходимые для фабрик и заводов, равно как и для сельскохозяйственных предприятий; машины, орудия и материалы для сооружения и содержания домов и построек; машины, орудия, инструменты и материалы для оборудования и использования путей и средств транспорта всякого рода и для нужд общественно полезных предприятий;

б) медикаменты всякого рода, хирургические инструменты и протезные аппараты;

в) бумага и печатные произведения;

г) шелковичная грена;

д) чай;

е) осветительные и отопительные приборы;

ж) велосипеды, мотоциклы, автомобили легковые и грузовые, их принадлежности и отдельные части.

4. В отношении не предназначенных для торговых целей заказов Правительства Ирана, сделанных в третьих странах, с которыми Союз Советских Социалистических Республик имеет торговые договор, конвенцию или соглашение, предоставляется право свободного транзита через территорию Союза Советских Социалистических Республик, без различия в предметах заказа, за исключением оружия и предметов военного снаряжения.

Что касается заказов Иранского Правительства, равным образом не предназначенных для торговых целей и без различия в предметах заказа, изготовленных в третьих странах, с которыми Союз Советских Социалистических Республик не имеет торговых договоров, конвенции или соглашения, за исключением оружия и предметов военного снаряжения, то Союз Советских Социалистических Республик будет рассматривать просьбы о предоставлении транзита для предметов таких заказов с наибольшей благожелательностью и предоставлять возможные облегчения.

5. Остается условленным, что постановления настоящей статьи не наносят никакого ущерба транзиту почтовых посылок через Союз Советских Социалистических Республик в Иран, который регулируется специальной конвенцией от 2 августа 1929 года, остающейся в силе в соответствии с постановлениями той же конвенции.

6. Со своей стороны Иран предоставляет свободный транзит через свою территорию в Союз Советских Социалистических Республик произведениям почвы и промышленности, происходящим из стран, имеющих с Ираном торговые договор, конвенцию или соглашение, за исключением оружия и предметов военного снаряжения.

7. Условлено, что в вопросе условий осуществления предусмотренного выше транзита каждая из Договаривающихся Сторон предоставит другой Стороне режим наиболее благоприятствуемого государства.

Договаривающиеся Стороны соглашаются предоставлять друг другу режим наиболее благоприятствуемого государства в том, что касается перевозки пассажиров, багажа, товаров и других грузов по железным дорогам и вообще по сухопутным, водным и воздушным путям.

Каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет другой Стороне, как в отношении тарифов и транспортных сборов и всяких сборов, связанных с транспортом, так и в том, что касается очередности и порядка отправки и ее быстроты по всем упомянутым выше путям, режим наиболее благоприятствуемого государства.

1. Торговые суда, плавающие под флагом одной из Договаривающихся Сторон в Каспийском море, будут трактоваться в портах другой Стороны при входе, во время пребывания в них и при выходе из них на основаниях, равных во всех отношениях с национальными судами.

2. Указанные суда не будут платить других портовых сборов, кроме законно установленных для национальных судов, на тех же условиях и с теми же исключениями.

При взимании упомянутых сборов не будут рассматриваться в качестве ввозимых или вывозимых товаров:

а) багаж пассажиров, не составляющий части груза; под багажом подразумеваются, помимо небольших ручных мест, также все вещи, перевозимые по багажной квитанции;

б) топливо, продовольствие для экипажа и пассажиров, предметы судового снаряжения и снабжения судна в количестве, необходимом для рейса, поскольку они не выгружаются в порту для оставления в нем;

в) грузы, выгруженные по случаю аварии или во время других случайных остановок в порту, если они снова грузятся на суда в целях их перевозки в порт назначения;

г) грузы, перевозимые судами с тоннажем менее трех с половиной тонн;

д) грузы, перегружаемые на другие суда для дальнейшей их перевозки морем.

3. Каботаж сохраняется за национальными судами Договаривающихся Сторон. Однако условлено, что каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет судам под флагом другой Стороны право каботажа для перевозки пассажиров и грузов в Каспийском море.

4. Независимо от предшествующих постановлений каждая из Договаривающихся Сторон сохраняет за судами своего флага ловлю рыбы в водах, омывающих ее берега, до пределов 10 морских миль, равно как и сохраняет право пользования льготами и преимуществами в отношении ввоза рыбы, составляющей улов экипажа судов, плавающих под ее флагом.

5. В морях других, чем Каспийское море, суда, плавающие под флагом одной из Договаривающихся Сторон, будут пользоваться в территориальных водах и портах другой Стороны в отношении условий судоходства, в том числе сборов всякого рода, теми же правами и преимуществами, какие предоставляются судам наиболее благоприятствуемого государства.

6. Буксиры, имеющие у себя на буксире другие суда, от уплаты портового (потонного) сбора освобождаются.

Договаривающиеся Стороны условливаются, что в согласии с принципами, провозглашенными Договором от 26 февраля 1921 года между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией, на всем протяжении Каспийского моря могут находиться только суда, принадлежащие Союзу Советских Социалистических Республик или Ирану, а равным образом гражданам и торговым и транспортным организациям одной из Договаривающихся Сторон, плавающие соответственно под флагом Союза Советских Социалистических Республик или Ирана.

Мерительные свидетельства, выданные судам, плавающим в Каспийском море соответственно под флагом Союза Советских Социалистических Республик или Ирана, компетентными органами Договаривающихся Сторон, о которых каждая Сторона сообщит другой, будут взаимно признаваться в портах обеих Сторон. Суда, имеющие такие мерительные свидетельства, не будут подвергаться новому осмотру в портах другой Стороны. Равным образом, в расположенных на Каспийском море портах обеих Договаривающихся Сторон будут взаимно признаваться свидетельства, выданные судам упомянутыми выше органами и относящиеся к вопросу о годности судна к плаванию и к определению линии нагрузки, а также все другие технические судовые документы.

Договаривающиеся Стороны соглашаются в том, что в отношении санитарных мер, подлежащих применению к судам одной из них, находящимся в портах другой Стороны на Каспийском море, будут применяться постановления Международной Санитарной Конвенции, подписанной в Париже 26 июня 1926 года, с учетом тех оговорок, которые были сделаны каждою из Договаривающихся Сторон при подписании этой Конвенции.

Настоящий Договор будет ратифицирован.

Настоящий Договор заключен сроком на три года. Он вступает в силу со дня обмена актами о ратификации, который состоится в Москве в возможно короткий срок.

Однако Договор вводится временно в действие в день его подписания; время, протекшее между подписанием и обменом актами о ратификации, будет включено в упомянутый трехлетний срок.

Если Договор не будет денонсирован одной из Сторон за 6 месяцев до окончания вышеуказанного трехлетнего срока, то Договор будет считаться автоматически продленным на неопределенное время.

В этом случае он может быть во всякое время денонсирован с предупреждением за 6 месяцев.

Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, каждый на русском и персидском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Совершено 25 марта 1940 года в г.Тегеране.

В удостоверение чего вышеназванные Уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.

Ратифицирован Президиумом Верховного Совета Союза ССР 7 апреля 1940 года и Иранским Меджлисом 4 апреля 1940 года.

ПИСЬМО
Полномочного представителя СССР в Иране
на имя Министра иностранных дел Ирана

* Письмо Иранской Стороны от той же даты, в котором воспроизводится текст письма Советской Стороны, не приводится.

Имею честь довести до Вашего сведения нижеследующее:

Ввиду того, что Каспийское море, рассматриваемое обеими Договаривающимися Сторонами, как море советское и иранское, представляет для Договаривающихся Сторон исключительный интерес, условлено, что оба Правительства примут необходимые меры для того, чтобы граждане третьих стран, находящихся на службе на судах соответствующей Договаривающейся Стороны и в ее портах на Каспийском море, не использовали своей службы и пребывания на судах и в портах для целей, выходящих за рамки возложенных на них служебных обязанностей.

Примите, Господин Министр, уверения в моем высоком к Вам уважении.

Тегеран,
25 марта 1940 года

Имею честь подтвердить получение Вашего письма от 25 марта 1940 года следующего содержания:

«В связи со статьей 8 подписанного 25 марта 1940 года Договора о Торговле и Мореплавании между Ираном и Союзом Советских Социалистических Республик, имею честь подтвердить, что поскольку, согласно действующих в Иране законов, коммерческие организации могут быть представлены в иранских судах Уполномоченными, избираемыми из числа их сотрудников, для ведения и защиты своих дел, Торговое Представительство Союза Советских Социалистических Республик в Иране и советские хозяйственные организации не встретят в соответствии с этим затруднений в указанном отношении».

Принимая к сведению вышеизложенное письмо, прошу Вас, Господин Министр, принять уверения в моем высоком к Вам уважении.

от 25 марта 1940 года*

* Письмо Иранской Стороны от той же даты, текст которого воспроизводится в письме Советской Стороны, не приводится.

Имею честь подтвердить получение Вашего письма от 25 марта 1940 года относительно согласия Иранского Правительства применять, при условии взаимности, в отношении охраны товарных знаков следующие положения:

1. Юридические и физические лица каждой из Договаривающихся Сторон, владеющие промышленными и торговыми предприятиями, будут пользоваться на территории другой Договаривающейся Стороны такой же охраной товарных знаков, как граждане и юридические лица этой Стороны, при условии выполнения ими действующих на территории последней требований и формальностей.

2. Обе Стороны взаимно обязуются впредь официально не признавать и не регистрировать на своей территории товарных знаков, служащих для обозначения товаров, вошедших во всеобщее употребление.

Обе Стороны взаимно сообщают друг другу порядок удостоверения подписей на документах, представляемых в учреждения по регистрации товарных знаков, и будут освобождать эти документы от консульской легализации.

Приведенные выше положения будут применяться ко всем промышленным и торговым предприятиям, независимо от того, принадлежат ли они государственным организациям, объединениям или частным лицам».

Принимая к сведению содержание вышеизложенного письма, имею честь сообщить, что со своей стороны и мое Правительство согласно в отношении охраны товарных знаков применять приведенные выше положения.

Примите, Господин Министр, уверения в моем высоком к Вам уважении.

Тегеран, 4 ноября 1950 года *

1. Настоящим имею честь подтвердить, что в результате состоявшихся переговоров Правительства Союза Советских Социалистических Республик и Ирана согласились возобновить торговлю между двумя странами на основе Договора о Торговле и Мореплавании от 25 марта 1940 года и установили на текущий двенадцатимесячный период, начиная с 10 ноября 1950 года по 10 ноября 1951 года, товарные контингента, указанные в списках N 1 и 2, прилагаемых к настоящему письму.

2. Покупка и продажа всяких товаров, помимо товаров, указанных в списках N 1 и 2, будет производиться по согласованию между Министерством Национальной Экономики Ирана и Торговым Представительством СССР.

3. Министерство Национальной Экономики Ирана окажет всевозможное содействие Торговому Представительству СССР в том, чтобы оно смогло в течение указанного двенадцатимесячного периода закупить и вывезти из Ирана все товары иранского происхождения, перечисленные в списке N 2.

4. Министерство Национальной Экономики Ирана также окажет необходимое содействие Торговому Представительству СССР в отношении закупки хлопка и шерсти сверх количеств, предусмотренных в списке N 2, с соблюдением статьи 2-й настоящего письма.

Оба Правительства для осуществления этих целей окажут необходимую помощь и содействие.

Примите, господин Премьер, уверения в моем высоком к Вам уважении.

Чрезвычайный и Полномочный
Посол СССР в Иране

Его Превосходительству
Премьер-Министру Ирана

СОВЕ?ТСКО-ИРА?НСКИЕ ДОГОВО?РЫ И СОГЛАШЕ?НИЯ

  • В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 552

    Скопировать библиографическую ссылку:

СОВЕ?ТСКО-ИРА?НСКИЕ ДОГОВО? РЫ И СО­ГЛАШ Е?НИЯ, 1) До­го­вор об ус­та­нов­ле­нии дру­же­ст­вен­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду РСФСР и Пер­си­ей (Ира­ном). Под­пи­сан 26.2.1921 в Мо­ск­ве. От­ме­нил не­рав­но­прав­ные рус.-перс. до­го­во­ры, а так­же со­гла­ше­ния, за­клю­чён­ные Рос. им­пе­ри­ей с треть­и­ми дер­жа­ва­ми во вред Пер­сии. РСФСР от­ка­зы­ва­лась от прав по зай­мам, пре­дос­тав­лен­ным Рос­си­ей, и без­воз­мезд­но пе­ре­да­ва­ла перс. пра­ви­тель­ст­ву рос. Учёт­но-ссуд­ный банк Пер­сии, а так­же по­стро­ен­ные Рос. им­пе­ри­ей на тер­ри­то­рии Пер­сии шос­сей­ные до­ро­ги, ж.-д. ли­нии, те­ле­граф­ные и те­ле­фон­ные ли­нии, порт Эн­зе­ли на Кас­пий­ском м., при­ста­ни и скла­ды на оз. Ур­мия. До­го­вор пре­ду­смат­ри­вал сво­бо­ду пла­ва­ния су­дов обо­их го­су­дарств по Кас­пий­ско­му мо­рю. Сто­ро­ны обя­за­лись воз­дер­жи­вать­ся от вме­ша­тель­ст­ва во внутр. де­ла друг дру­га, не до­пус­кать на сво­ей тер­ри­то­рии об­ра­зо­ва­ния или пре­бы­ва­ния ор­га­ни­за­ций, групп или отд. лиц, ста­вя­щих сво­ей це­лью борь­бу про­тив др. сто­ро­ны. Сов. пра­ви­тель­ст­во по­лу­чи­ло пра­во вве­сти свои вой­ска на тер­ри­то­рию Пер­сии при по­пыт­ке треть­их дер­жав за­хва­тить её или ис­поль­зо­вать в ка­че­ст­ве плац­дарма для во­ен. на­па­де­ния на РСФСР (в том слу­чае, ес­ли перс. пра­ви­тель­ст­во не смо­жет са­мо­стоя­тель­но от­вра­тить эту опас­ность, ст. 6). Сто­ро­ны обя­за­лись во­зоб­но­вить тор­го­вые от­но­ше­ния, пре­до­ста­вить друг дру­гу пра­во тран­зи­та то­ва­ров че­рез свои тер­ри­то­рии, а так­же об­ме­нять­ся пол­но­моч­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми.

Советско-иранский договор 1940 о торговле и мореплавании — подписан 25 марта в Тегеране. В договоре содержится обязательство о взаимном применении в торговых отношениях принципа наибольшего благоприятствования, а также взаимного свободного транзита товаров в третьи страны.

С.-и. д. определил статус советского торгового представительства. В договоре записано, что торговый представитель СССР в Иране и оба его заместителя входят в состав дипл. персонала посольства СССР и пользуются всеми правами и привилегиями, присвоенными членам дипл. миссий, а помещение торгового представительства в Тегеране пользуется экстерриториальностью и правом пользования шифром.

Обе стороны условились, что в соответствии с принципами Советско-иранского договора 1921 в Каспийском море могут находиться только суда, принадлежащие СССР и Ирану, а равным образом гражданам и торговым и транспортным организациям договаривающихся сторон, плавающие соответственно под флагом СССР или Ирана.

С.-и. д. 1940 был заключен на трехлетий срок с автоматическим продлением до тех пор, пока одна из сторон не заявит о его денонсации.

Последующие торговые соглашения и протоколы основывались на принципах, заложенных в С.-и. д. 1940.

Советско-иранский договор 1940 о торговле и мореплавании подписан 25 марта в Тегеране; заключен на 3 года с продлением до тех пор, пока не будет денонсирован (см. Денонсация) одной из сторон. Вступил в силу со дня подписания. Предусматривает предоставление сторонами друг другу безусловного режима наибольшего благоприятствования в торговле, судоходстве и перевозках по сухопутным, водным и воздушным путям, а также права свободного транзита товаров в третьи страны. Определил статус торгового представительства СССР в Иране. Одновременно с подписанием Д. состоялись обмены письмами о Каспийском море, об охране товарных знаков, о представительстве советских организаций в иранских судах, о порядке регистрации паспортов сотрудников торгпредства СССР в Иране.

Сов е тско-ир а нские соглаш е ния. Дипломатические отношения с 4—20.5.1920. Договор (26.2.1921) отменял все неравноправные договоры и соглашения царского правительства с Персией (Ираном) и третьими державами относительно её. Стороны обязались не допускать на свои территории войска третьих государств, пребывание которых создавало бы угрозу границам, интересам и безопасности др. стороны. Ст. 6 предусматривала право Советского правительства ввести свои войска на территорию Персии, чтобы в интересах самообороны принять необходимые меры в случае попыток третьих стран превратить Персию в базу для военных выступления против Сов. государства и в случае опасности сов. границам, если персидское правительство не будет «в силе отвратить эту опасность». Советское правительство отказалось от всех прав по займам царского правительства; безвозмездно передало Ирану шоссейные и железные дороги, телеграф и телефонные линии, порт Энзели и т.д. Стороны договорились о возобновлении торговых и консульских отношений. Договор действует и ныне. Договор о гарантии и нейтралитете (1.10.1927) включал обязательства сторон о неучастии в политических союзах и соглашениях, направленных против их безопасности и независимости, отказ от участия в экономических блокадах против одной из них: предусматривал мирное урегулирование споров. Договор действует и в настоящее время. В 30-е гг. СССР и Иран подписали ряд актов, в том числе ныне действующие конвенции: О борьбе с саранчой; О борьбе с вредителями и болезнями растений; Санитарно-ветеринарную (27.8.1935) и Договор о торговле и мореплавании (25.3.1940). Англо-советско-иранский договор 1942 обеспечил сотрудничество Ирана со странами антигитлеровской коалиции во 2-й мировой войне 1939—45. На Тегеранской конференции 1943 была подписана Декларация СССР, Великобритании и США об Иране, в которой заявлялось о желании сохранить независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана.

В послевоенные годы подписаны соглашения: Об урегулировании пограничных и финансовых вопросов (2.12.1954); По транзитным вопросам (25.4.1957); Договор о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов (14.5.1957). Произведён обмен нотами 15.9.1962 О непредоставлении иностранным государствам права иметь на территории Ирана ракетные базы всех видов. Подписаны соглашения: Об экономическом и техническом сотрудничестве (27.7.1963), предусматривало содействие Ирану в строительстве гидроузла Араке и др. [дополнительный протокол к Соглашению 1954 (7.5.1970) определил новую границу по водохранилищам гидроузла Араке и Мильско-Муганской плотины]; Платёжное (20.6.1964); О сотрудничестве в строительстве промышленных и др. объектов в Иране; О поставках природного газа из Ирана в СССР и оборудования из СССР в Иран в 1970—85 (оба — 13.1.1966); О культурных связях (22.8.1966); Долгосрочное о товарообороте (30.7.1970); О сотрудничестве в области производственно-технического обучения для содействия в подготовке иранских национальных кадров (7.10.1970); О научно-техническом сотрудничестве (25.2. 1971); Договор о развитии экономического и технического сотрудничества (12.10.1972), определяет основные направления сотрудничества: О сотрудничестве в расширении металлургического завода в Исфахане (15.3.1973); О сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов (7.8.1973).

Советско-иранский договор 1921 года Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева О. А.

Статья посвящена рассмотрению советско-иранского договора 1921 года. Это первый в истории Ирана равноправный политический договор с иностранным государством. Советско-иранский договор 1921 года способствовал укреплению независимости иранского народа, а также возлагал на СССР и Иран обязательства, предусматривавшие отказ обеих сторон от вмешательства во внутренние дела друг друга. Договор намечал конкретные пути для восстановления экономических связей, предусматривал заключение торгового соглашения, обмен постоянными дипломатическими представителями.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васильева О. А.

Текст научной работы на тему «Советско-иранский договор 1921 года»

?НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ря Серия Философия. Социология. Право. 113

IЩ I 2014. № 16 (187). Выпуск 29

СОВЕТСКО-ИРАНСКИЙ ДОГОВОР 1921 ГОДА

Ключевые слова: Иран, СССР, советско-иранский договор, преамбула, торговая конвенция, концессия, пограничный вопрос, право транзита, займ, меджлис, Учетно-Ссудный банк, суверенитет.

Елецкий государственный университет им. И А. Бунина

26 февраля 1921 года в Москве был подписан Договор между СССР и Персией, положивший начало новому этапу в отношениях между двумя странами. Согласно ст. 23, договор вступил в силу «немедленно по его подписании».11Этот важнейший политический документ лежит в основе добрососедских советско-иранских отношений. Документ подписан с иранской стороны послом Ирана Али Голи-ханом Мошавер-оль-Мемалеком (Ансари), а с советской стороны — народным комиссаром иностранных дел Г. В. Чичериным2.

Договор бессрочен. Текст договора не предусматривает также положений о его денонсации или иного способа прекращения действия его силы. Советское правительство при выработке и заключении договора руководствовалось стремлением установить между советским и иранским народами дружественные добрососедские отношения, базирующиеся на полном равноправии сторон с учетом их взаимных интересов.

В ст. 1 договора Советское правительство заявило «о бесповоротном отказе России от насильнической, в отношении Персии, политики империалистических правительств России, свергнутых волею ее рабочих и крестьян».3 Желая видеть иранский народ независимым, процветающим и свободно распоряжающимся всем своим достоянием, Советское правительство объявило «все трактаты, договоры, конвенции и соглашения, заключенные бывшим царским правительством с Персией и приводившие к умалению прав персидского народа, отмененными и потерявшими всяческую силу»4. Одновременно Советское правительство заявило об аннулировании всех конвенций и соглашений, заключенных царским правительством России с третьими державами во вред Ирану и о своем «отказе от участия в каких бы то ни было мероприятиях, клонящихся к ослаблению и нарушению суверенитета Персии».

Советское правительство в договоре подтвердило признание им права «каждого народа на свободное и беспрепятственное разрешение своих политических судеб». Исходя из признания этого права, стороны обязались строго воздерживаться от вмешательства во внутренние дела друг друга5.

Согласно ст. 11 договора, утратил силу мирный трактат, заключенный между Ираном и Россией в Туркманчае в 1828 году. Советское правительство восстанавливало ограниченное ст. 8 Туркманчайского трактата право Ирана иметь свой флот на Каспийском

1 Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях. Министерство иностранных дел СССР. Москва, 1946. С. 98.

2 Алексеев Л. Советский Союз и Иран. Москва Изд-во Института международных отношений, 1963. С. 10

3 АВП РФ. Ф. 94.Оп. 5. Д.5. Л. 3.

4 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 3.

5 Деборин Г.А. Международные отношения и внешняя политика СССР 1917-1941 гг. М., 1946. С. 85.

море. Стороны договорились в равной степени пользоваться правом свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом6.

Одним из основных элементов договора 1921 года, заложившего основы близких добрососедских отношений между двумя государствами, были ст. 19 и 20, касавшиеся вопросов торговли. Первая из них создавала юридическую базу для скорейшего урегулирования вопроса о восстановлении торговых отношений между СССР и Ираном. Обе стороны договорились о том, что они в кратчайший после подписания договора срок приступят к восстановлению торговых отношений. Статья 19 предусматривала, что особая комиссия из представителей обеих сторон разработает «особую торговую конвенцию», которая определит «способы организации ввоза товаров и оплату их, равно как порядок взимания и размеры таможенных пошлин, налагаемых Персией на российские товары». Обе стороны на основании ст. 20 предоставили друг другу «право транзита товаров через Персию или через Россию в третьи страны». При этом устанавливалось, что провозимые товары не должны облагаться сбором большим, чем с товаров наиболее благоприятству-мой нации, кроме союзных СССР7.

В целях облегчения связей между двумя государствами, а также дальнейшего укрепления их отношений обе стороны договорились о том, что в кратчайший срок приступят к восстановлению телеграфной и почтовой связи между двумя странами, определив ее условия в собой телеграфной конвенции (ст. 21)8.

Советско-иранским договором 1921 года устанавливалось равноправное дипломатическое и консульское представительство сторон.

Таким образом, Советское правительство, в договорном порядке признавая право иранского народа на самоопределение и свободу, способствовало восстановлению и упрочению государственной независимости иранского народа.

Признавая суверенное право иранского народа на свою территорию, Советское правительство возвращало иранскому народу части его территории, оказавшиеся во владении царской России. Ирану были возвращены острова Ашур-Ада и другие острова, расположенные у побережья Астрабадской провинции Ирана. Был урегулирован пограничный территориальный вопрос относительно города Серахса (Старого, или Русского). Этот город «с прилегающим к нему районом, ограниченным рекой Серахс», оставался «во владении России». Стороны договорились «пользоваться рекой Атрек и другими пограничными реками и водами на равных правах»9.

В договоре создавалась основа для урегулирования вообще всех пограничных территориальных споров. Оба правительства договорились, что для окончательного урегулирования вопроса о пользовании пограничными водами и для разрешения всех вообще спорных пограничных и территориальных дел будет «назначена комиссия из представителей Персии и России». Следует отметить, что касается положения ст. 3 советско-иранского договора 1921 г. относительно передачи района Фирюза, в силу ряда обстоятельств этот вопрос был окончательно улажен советско-иранским соглашением 2 декабря 1954 г., согласно которому район Фирюза был передан СССР, а Иран получил значительные территориальные приращения за счет советской территории на других участках.

Советское правительство полностью восстанавливало право собственности иранского народа на те территориальные участки Ирана, которые в силу концессионных соглашений были изъяты из пользования и владения иранского народа на неравноправных условиях. К таким территориальным участкам относились земли, полученные в силу концессий на эксплуатацию ископаемых богатств, лесных массивов и т.д., а также участки определенной ширины по обе стороны строившихся дорог, которые, как правило, переходили в полное владение концессионера.

В ст. 8 договора Советское правительство заявило о «полном отказе от той финансовой политики, которую вело на Востоке царское правительство России, снабжавшее Персидское Правительство денежными средствами не ради содействия хозяйственному разви-

6 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 7.

7 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 9.

8 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 9.

9 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 4.

Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29

тию и процветанию народа, а в видах политического закабаления Персии». Советское правительство отказалось от всяких прав на займы, предоставленные Ирану царизмом, объявило эти займы недействительными и не подлежащими оплате, отказалось «от всех требований на пользование теми государственными доходами Персии, коими гарантировались оказанные займы». советское правительство, кроме того, отказалось «от использования финансовых предприятий царской России, имевших целью экономическое закабаление Персии», передав «в полное владение персидского народа денежные суммы, ценности и вообще актив и пассив Учетно-Ссудного банка Персии, а равным образом движимое и недвижимое имущество означенного банка, находящееся на территории Персии»10.

Советское правительство безвозмездно передало в полную собственность иранского народа следующие русские сооружения в Иране (ст. 10):

а) шоссейные дороги Энзели — Тегеран и Казвин — Хамадан протяженностью в 600 верст со всеми относящимися к ним землями, постройками и инвентарем;

б) железнодорожные линии Джульфа — Тавриз и Суфиан — Урмийское озеро протяженностью в 200 верст со всеми постройками, подвижным составом и другим имуществом;

в) пристани, товарные склады, пароходы, баржи и прочие транспортные средства на Урмийском озере со всем относящимся к ним имуществом;

г) все выстроенные бывшим царским правительством в пределах Ирана телеграфные и телефонные линии, включая все имущество, здания, инвентарь;

д) порт Энзели с товарными складами, электростанцией и другими постройками11.

Советское правительство объявило недействительными также и все прочие концессии, «вынужденные у Правительства Персии бывшим царским правительством для себя и для своих подданных». При этом возвращались концессии, как приведенные в исполнение, так и приведенные.

Исходя из провозглашенного им принципа свободы религиозных верований, Советское правительство заявило о желании положить конец миссионерской религиозной пропаганде в странах ислама, имевшей целью скрытое политическое воздействие на народ. Оно объявило закрытыми «все религиозные миссии, учрежденные в Персии бывшим царским правительством», и указало, что «примет меры к недопущению впредь посылки в Персию из России таковых миссий». Советское правительство безвозмездно передало в вечное владение иранскому народу в лице его правительства земли, постройки и имущество православной духовной миссии в Урмии, равно как все имущество других учреждений этого рода. При этом было обусловлено, что эти земли, здания и имущество будут использованы иранским правительством для устройства школ и других культурных просветительных учреждений12.

Как видно, Советское правительство, содействуя договором 1921 года укреплению национальной независимости иранского народа, делало основной упор на обеспечение его суверенных прав.

Советско-иранский договор 1921 года явился проявлением бескорыстной и великодушной политики Советского правительства в отношении Ирана. По некоторым подсчетам, общая стоимость лишь одного имущества, переданного Советским правительством иранскому народу по договору 1921 г., исчислялась в 582 млн. золотых рублей13.

По подсчетам В. Осетрова, отказавшись лишь от царских займов и авансов, Совест-кое правительство передало иранскому правительству 58 119 020 золотых рублей, а с операциями по мораторию — 62 199 020 золотых рублей14. По другой оценке, без учета более мелких выдач, текущих счетов и т.д. задолженность иранского правительства царскому правительству в 1921 году составляла 67 500 тыс. золотых рублей15.

10 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 5.

11 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 6.

12 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 8.

13 Ильинский Г.П. Иран в период общего кризиса мировой капиталистической системы. М., 1953.

14 Осетров В. Очерки экономического строя Персии / Колониальный Восток, изд. «Новая Москва», 1924. С. 134.

15 РСФСР. Вестник Народного комиссариата иностранных дел», 1921 г., № 7-8, С. 111.

Передача Учетно- Ссудного банка иранскому народу не только означала освобождение его от сетей финансовой зависимости от этого банка, но и давала значительные выгоды иранскому народу: капиталы банка, налаженное делопроизводство, сеть отделений и т.д. О размере непосредственной выгоды, полученной Ираном в связи с передачей банка, можно судить по следующим данным. В 1907 году основной капитал банка составил 11 875 тыс. рублей против 5 млн. в 1894 году. Актив банка был равен 20 млн. золотых рублей (половина актива была обеспечена ценными бумагами и недвижимостью). Чистая прибыль банка в 1913 году составила 776 880 рублей, а в 1914 году — 811 939 рублей16.

Создание иранским правительством Национального банка Ирана на базе переданного Советским правительством Учетно-Ссудного банка позволило ему прекратить функционирование Имперского банка в качестве центрального государственного банка.

В целях гарантии использования на благо иранского народа всех возвращенных ему концессий и имущества, в договор была включена ст. 13. Согласно этой статье, правительство Ирана обещало «не передавать возвращенные Персии, согласно настоящему Договору, концессии и имущества во владение, распоряжение или пользование никакому третьему государству или его гражданам»17. В условиях ожесточенной борьбы империалистов против СССР по всем направлениям передача во владение иностранных государств или их граждан концессий, имущества и прав на территории северных иранских провинций, непосредственно граничащих со среднеазиатскими и закавказскими советскими республиками, создала бы угрозу южным и юго-западным границам Советского государства.

Таким образом, национальные интересы как иранского, так и советского народов требовали от иранского правительства строгого соблюдения ст. 13 советско-иранского договора, то есть соблюдения им добровольно взятого обязательства.

Интересно отметить, что уже при утверждении советско-иранского договора меджлисом в 1921 году правительство Кавам эс-Салтане пошло на неправомерное требование о том, чтобы возвращение русских концессий было произведено без оговорки.

Необоснованность этого требования заключалась в следующем: 1) правительство Кавама потребовало уничтожения единственного условия ст. 13, которое и составляло ее содержание, то есть фактической отмены всей статьи; 2) ст. 13 была включена по просьбе Советского правительства, в свою очередь, как уже было выше показано, отказавшегося от очень больших материальных и прочих ценностей и прав в Иране; 3) эта статья была включена Советским правительством в первую очередь в интересах иранского народа, за которым Советское правительство стремилось закрепить все возвращаемое им истинному хозяину; 4) иранское правительство , добиваясь отмены ст. 13, стремилось получить carteblanche (в отношении переданных концессий) в антинародных интересах, с тем чтобы вновь отдать эти концессии в руки иностранного империализма. В конкретном случае правительство Кавама договорилось о передаче северных нефтяных концессий Соединенным Штатам, но этому мешала ст. 13 договора, хотя соответствующее соглашение со «Стандард ойл» было ратифицировано меджлисом еще в ноябре 1921 года18.

В последующие годы после заключения советско-иранского договора 1921 года, и особенно последние 10-15 лет, этот договор приобрел большое значение в силу его ст. 5-7, регулирующих взаимоотношение двух стран в их общих интересах самообороны и в интересах укрепления мира.

Включение в советско-иранский равноправный договор 1921 года статей 5-7, направленных на обезопасение советско-иранской границы, было справедливым и правомерным, ибо в этих статьях предусматривалась защита взаимных интересов двух народов и интересов мира. С другой стороны, ст. 5-7 договора были оправданы и с точки зрения защиты интересов советского народа. Через иранскую территорию была совершена интервенция англичан в Закавказье и Средней Азии.

Не секрет, что в стремлении захватить богатые нефтью прикаспийские области Советской страны империалисты рвались к господству в этих районах и на Каспийском море.

16 Тузмухамедов Р.А. Советско-иранские отношения (1917-1921 гг.). Изд-во ИМО. Москва, 1960. С. 78.

!7 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 7.

18Тузмухамедов Р.А. Советско-иранские отношения (1917-1921 гг.). Изд-во ИМО. Москва, 1960. С. 79.

Газета «Морнинг пост» признавала в 1920 году, что в 1918 году Англия ставила себе целью «установление фактического военно-морского наблюдения за Каспийским морем»19.

Вполне очевидна полная обоснованность и глубокая заинтересованность не только иранского народа, но и советского народа в обеспечении безопасности своих границ от возможной агрессии. Предусматривая защиту национальной независимости советского и иранского народов от возможного вооруженного нападения и т.д. со стороны империализма, статьи об обеспечении безопасности советско-иранской границы призваны были сохранять силу вплоть до появления гарантии от угрозы агрессии. Благодаря наличию этих статей, иранский народ несколько раз был спасен от возможной агрессии (например, со стороны Англии, которая в 1932-1933 гг. не смогла пойти дальше военно-морской демонстрации в Персидском заливе. Наличие ст. 6 спасло иранский народ от фашистского порабощения во время второй мировой войны. Наличие этой статьи удержало Великобританию и США от вооруженного вмешательства с целью угодного им разрешения вопроса об иранской нефти в 1951-1952 гг.).20

Основная цель статей 5-7 советско-иранского договора 1921 г. — это борьба за мир и международную безопасность.

Статья 5 договора устанавливала взаимные обязательства обеих сторон:

1) не допускать на своей территории образования или пребывания организаций или групп, как бы они ни именовались, или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Персии и России, а также против союзных с последней государств, а равным образом не допускать на своей территории вербовку или мобилизацию личного состава в ряды армии или вооруженных сил таковых организаций;

2) воспретить тем государствам или организациям, как бы последние ни именовались, которые ставят своей целью борьбу с другой Высокой Договаривающейся Стороной ввозить на территорию каждой из Высоких Договаривающихся Сторон или провозить через таковую все, что может быть использовано против другой Высокой Договаривающейся Стороны;

3) не допускать всеми доступными им способами пребывания на их территории войск или вооруженных сил какого-либо третьего государства, пребывание которых создавало бы угрозу границам, интересам или безопасности другой Высокой Договаривающейся стороны»21.

Иначе говоря, в ст. 5 договора речь идет о взаимных обязательствах, полностью отвечающих элементарным требованиям мирных добрососедских отношений определенных государств.

Статья 6 декларировала, что «в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам СССР или союзных ей держав и если Персидское правительство после предупреждения со стороны Советского правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры»22.

В ст. 6 точно оговаривались условия осуществления права ввода советских войск в Иран. Такими условиями были: во-первых, попытки со стороны третьих государств «путем вооруженного вмешательства» осуществлять на территории Ирана «захватную политику» или превратить территорию Ирана «в базу для военных выступлений против России»; во-вторых, если при этом «будет угрожать опасность границам» СССР; в-третьих, если иранское правительство «после предупреждения» со стороны Советского правительства само «не окажется в силе отвратить эту опасность». Кроме того, Советское правительство обязывалось по устранении данной опасности «немедленно вывести свои войска из Ирана».

19 Тузмухамедов Р.А. Советско-иранские отношения (1917-1921 гг.). Изд-во ИМО. Москва, 1960. С. 80.

21 АВП РФ. Ф. 94. Оп. 5. Д. 5. Л. 4.

22 АВП РФ. Ф. 94. Оп. 5. Д. 5. Л. 5.

118 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ р. Серия Философия. Социология. Право.

I I 2014. № 16 (187). Выпуск 29

И, наконец, ст. 7 — одна из трех статей, которая прямо направлена на укрепление и сохранение мира. Эта статья по своему характеру непосредственно связана со ст. 5 и 6. Ввиду того, что «соображения, изложенные в ст. 6, могут равным образом иметь место в отношении безопасности на Каспийском море», стороны согласились с тем, что «в случае, если в составе экипажа судов персидского флота окажутся граждане третьих держав, использующие свое пребывание в персидском флоте в недружелюбных по отношению к России целях», Российское Советское правительство будет иметь право «потребовать от Правительства Персии устранения указанных вредных элементов».

Трудно переоценить значение данного договора, его роль в развитии политических, экономических и культурных отношений между СССР и Ираном. Заключение его было выгодно обеим странам. «Для Советской России оно означало прорыв организованной международным империализмом дипломатической изоляции страны, а вместе с тем и определенную гарантию столь необходимого и желанного мира и безопасности на южных границах».23 Для Ирана это было первое равноправное соглашение, заключенное с великой державой24. Договор способствовал укреплению независимости иранского народа, стал серьезной преградой на пути английских и американских империалистов в их стремлении к порабощению Ирана.

Таким образом, советско-иранский договор юридически оформлял отказ Советского правительства от политики бывших империалистических правительств России в Иране, закрепляя акт передачи Советского правительства иранскому народу огромных материальных ценностей, обеспечивая безопасность договаривающихся сторон, закрепляя условия, на которых должны впредь базироваться советско-иранские отношения, и, наконец, наметил отвечающие интересам двух государств экономические и политические мероприятия, которые предстояло провести в жизнь после подписания договора.

1. АВП РФ. Ф. 94.Оп. 5. Д.5.

2. Алексеев Л. Советский Союз и Иран. Москва, Изд-во института международных отношений, 1963.

3. Деборин ГА. Международные отношения и внешняя политика СССР 1917-1941 гг. М., 1946.

4. Ильинский Г.П. Иран в период общего кризиса мировой капиталистической системы. М.,

5. Осетров В. Очерки экономического строя Персии / Колониальный Восток, изд. «Новая Москва», 1924.

6. РСФСР. Вестник Народного комиссариата иностранных дел», 1921 г., № 7-8.

7. Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях. Министерство иностранных дел СССР. Москва, 1946.

8. Тузмухамедов Р.А. Советско-иранские отношения (1917-1921 гг.). Изд-во ИМО. Москва,

THE SOVIET-IRANIAN TREATY OF 1921

The article is devoted to consideration of the Soviet-Iranian agreements of 1921 year. This is the first in the history of Iran equal political-sky agreement with a foreign State. The Soviet-Iranian to spoken 1921 year strengthened the independence of the Iranian people, as well as the USSR and Iran impose obligations for the smatrivavsie refusal of both parties from interfering in the internal affairs of each other. The Treaty set the specific paths for the rehabilitation of economic relations, included the conclusion of the agreement on trade, the exchange of permanent diplomatic missions from launch vehicles.

Keywords: Iran, the Soviet Union, the Soviet-Iranian Treaty, preamble, Convention, trade concession, the border issue, the right of transit, the loan, the Majlis, accounting and Loan Bank, sovereignty.

23 Мирошников Л.И. Советский Союз и страны Центральной Азии: к вопросу об основах внешнеполитических отношений. М., 1972.

24 Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях. М., изд. МИД СССР, 1946. С. 74-82.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *