Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО Текст научной статьи по специальности — Науки об образовании. Формирование читательской грамотности младших школьников требования фгос

Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинова Людмила Александровна

Показана система работы по технологии смыслового чтения как универсального учебного действия в соответствии с федеральным образовательным стандартом 2 поколения; разбираются различные стратегии продуктивного чтения, способствующие развитию навыков работы с различными текстами, информацией.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинова Людмила Александровна

Текст научной работы на тему «Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО»

?a) для проверки усвоения теоретических знаний по теме проводится бухгалтерский диктант, работа по тестовым заданиям

b) для отработки навыков обучающиеся работают по карточкам -заданиям

При выполнении практической работы № 9 в части заданий № 8 и 9 требуется воспользоваться электронным образовательным ресурсом http://www.rnk.ru/rubric/8-scheta-faktury, в котором получить дополнительную информацию и применить ее при выписки счетов — фактур (особенно по корректировочным счетам — фактурам) и записям в книгах покупок и продаж, обратить внимание на правила исправления ошибок в номерах счетов — фактур занесенных в книгу покупок в 2016 г.

Обучающиеся работают по оформлению первичных бухгалтерских документов, аналитических учетных регистров, получают консультацию у преподавателя по вопросам, на которые нет ответов на ЭОР. Информация, полученная на ЭОР, должна быть кратко вписана в тетрадь для практических работ в номер выполняемой работы

4. Этап обобщения и систематизации изученного — подведение итогов урока, сообщение и аргументация оценок по проведенной проверке уровня усвоения знаний, отмечаются недостатки, которые были выявлены в ходе обхода рабочих мест при выполнении обучающимися практической работы

5. Этап информации о домашнем задании — самостоятельная работа обучающихся № 2, вывести накопительные ведомости прихода и расхода материалов, ведомость № 10.

1. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов — М.; Просвещение, 2012.

2. Амирова С. С. Самоорганизация личности в процессе обучения. Педагогика -1993. №5.

3. Смирнов И. П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Движение к открытой системе профессионального образования. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. тр. — Екатеринбург, 2004

Developing reading competence of pupils in accordance with the FSES EGE and SEO Blinova L.

Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО Блинова Л. А.

Блинова Людмила Александровна /Blinova Ludmila — учитель высшей квалификационной

категории, методист, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Урюпинская кадетская школа имени генерал-лейтенанта С. И. Горшкова, г. Урюпинск

Аннотация: показана система работы по технологии смыслового чтения как универсального учебного действия в соответствии с федеральным образовательным стандартом 2 поколения; разбираются различные стратегии продуктивного чтения, способствующие развитию навыков работы с различными текстами, информацией. Abstract: the system of technologies of the semantic reading as a universal educational actions in accordance with the Federal educational standard of the 2nd generation;

understand various strategies effective reading, promote the development of skills to work with different texts, information.

Ключевые слова: технология смыслового чтения, стратегии смыслового чтения, виды и формы работы с текстом, преобразование и интерпретация текста, работа с информацией, структура работы с текстом.

Keywords: technology semantic reading, the semantic strategies of reading, types and forms of work with text, transformation, and interpretation of the text, work with information, structure text.

Сегодня читательская компетентность личности высоко оценивается во всем мире: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и в других странах, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. За последние двадцать лет отношение к чтению, его роль в образовании и повседневной жизни очень сильно изменилось. Поэтому данная проблема находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия даже у выпускников школ. Нас не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями -способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе универсальных учебных действий, знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни [2].

Этим и объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы в современном образовании при формировании у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов действий, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования [1, с. 80].

Я согласна с ведущими специалистами в области образования, что читательская компетентность определяется:

S овладением техники чтения,

S приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

S знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

S сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Формированием читательской компетентности детей младших классов я занимаюсь несколько лет. Сложился определённый опыт работы по теме «Формирование читательской компетентности».

В 2012 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса владели техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении, что является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе. Ранее я ознакомилась с методиками скорочтения нескольких авторов, но этого на уроках литературного чтения оказалось недостаточно. Данные методики не предполагали развитие личностных УУД: относится к книге как к другу, учителю, источнику новых знаний, вдохновения. А новый поиск привел к стратегиям смыслового чтения. Содержание образования в течение жизни ребенка будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией,

которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, а данная технология позволила более насыщенно, и не только на уроках литературного чтения, заниматься осмыслением прочитанного, работой с информацией и, в следствии, формированием читательской компетенции обучающегося. Для себя поставила цель: выявление способов, приёмов, стратегий организации читательской деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков в начальной школе в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности. Изменились и задачи на уроке:

— развивать читательские компетенции младших школьников через активное включение в деятельность через стратегии смыслового чтения;

— совершенствовать практические читательские умения на уроках в начальной школе, необходимые для успешного освоения программы ФГОС НОО и развития УУД младших школьников;

— создать условия для включения каждого обучающегося во внеурочную познавательную, исследовательскую, проектную деятельность на основе умений работы с информацией.

Читательскую компетентность я формирую на всех уроках в начальной школе, во внеклассной деятельности. Мне, как учителю, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, разнообразить методы и приемы работы с текстом, направляющих развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир литературы — мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта.

Вследствие того, что я являюсь и методистом школы, данный опыт работы был рассмотрен и внедрен через методические объединения учителей. На педагогическом совете «Итоги работы школы за 2012-2013 учебный год. Традиции и инновации: направления деятельности на перспективу в жизни школы» совместно с социально -психологической службой, учителями начальной школы был принят план работы по введению ФГОС НОО в учебно-воспитательный процесс, формированию универсальных учебных действий младших школьников. Создали инициативную группу, которая разработала 3 этапа деятельности педагогического коллектива для создания условий развития младших школьников в соответствии с ФГОС НОО и дальнейшего введения ФГОС ООО в 2015 году в 5 классе.

На первом (2011-12 гг. — поисково-теоретическом этапе), велась поисково-аналитическая работа в области выбранного направления: изучалась научная литература и нормативная документация, современные подходы к управлению учебно-воспитательным пространством на основании требований, определенных стандартами; выявлялись основные противоречия, на основе которых были сформулированы цель, задачи, разработаны диагностики на выявление уровня сформированности УУД, компетенций младших школьников на основании поставленных задач ФГОС НОО, построена модель внедрения технологии смыслового чтения в работу начальной школы в соответствии с ФГОС НОО. Изучив научные исследования, передовой педагогический опыт по данному направлению, посетив курсы ВГАПКиПРО, дистанционные курсы «Мой университет», предложила создать детское научное общество и включить в традиции школы Фестиваль исследовательских работ младших школьников «Мудрый совенок». В учебный план был введен факультатив «Основы смыслового чтения и работы с текстом». Включила в свой методический план ряд мероприятий по введению исследовательской и проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс. В рамках проведения ряда

исследований и изучения множества исторических источников и архивных документов были проведены экскурсии и сделаны исследовательские работы: «10 чудес Прихоперья», в результате, которого с детьми сделан путеводитель по достопримечательностям родного города; в станицу Михайловскую на Святые родники, в результате, которого сделан творческий проект «Экологическая сказка «Как рождается река»; «Как приходит осень», в осенний лес местного заповедника-дендропарка «Черничкин сад»; Акция «Моя чистая река Хопер», в результате которой был очищен от мусора берег реки в общественной зоне отдыха и собраны интересные факты из истории нашей реки.

В процессе работы над данными творческими проектами была проведена работа с различными источниками информации, где вместе с детьми учились алгоритму работы с текстом, работали с разными видами текстов. Данная работа способствовала формированию стойкого понимания со стороны учащихся основ смыслового чтения и значение найденной информации для работы в общих проектах.

Целью второго, теоретико-экспериментального этапа стало повышение компетентности педагогов в вопросах формирования ключевых компетенций, УУД младших школьников по технологии смыслового чтения. Разработала методические рекомендации для педагогов и учащихся, провела мастер-класс «Формирование читательской компетенции младших школьников «Ступенька к успеху» по технологии смыслового чтения в рамках аттестации и Всероссийского форума-практикума в Сочи. Провела ряд открытых уроков по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку с использованием технологии смыслового чтения, мастер-класс для воспитателей школы «Формы работы с учащимися на самоподготовке с различными видами текстов». Подготовила с учащимися класса ряд творческих проектов в процессе подготовки к различным предметам и работы с различными видами информации.

На третьем, практическом этапе (2014-2016) передо мной стояла цель приобщения воспитанников к совместной творческой деятельности, развития их компетенций средствами технологии смыслового чтения. Приняла участие совместно с детьми в ряде конкурсов школьного, городского, регионального, всероссийского уровней. В рамках обобщения опыта проведен анализ возможностей учебно-методического комплекта «Школа России» для работы по технологии смыслового чтения и включения его в практическую деятельность другими педагогами школы, сравнительный анализ способов и приемов формирования читательской компетенции на основе урока литературного чтения и окружающего мира. Вместе с детьми учились составлять учебные тесты по пониманию прочитанного. В процессе данной работы разработаны критерии оценки сформированности читательской компетентности в 4 классе.

Выполнение описанных выше условий формирования и развития читательской компетенции, универсальных учебных действий при работе с различными видами информации через включение учащихся в выполнение совместных творческих проектов, проведении всех уроков с использованием технологии смыслового чтения привело к позитивным результатам. Определение результативности осуществлялось при помощи педагогических методик, методом наблюдения учителя, воспитателей, других педагогов, работающих в классе.

Для выявления овладения учащимися читательской компетенции была проведена диагностика по следующим критериям:

1) уровень навыка чтения школьников (уровень определения темы и главной мысли текста; владения монологической и диалогической речью);

2) уровень сформированности УУД младших школьников на основе наблюдений педагогов дополнительного образования и школьного психолога;

3) степень обучающихся, участвующих в творческих конкурсах школьного, городского, регионального, всероссийского уровней.

По первому критерию наблюдается положительная динамика сформированности навыка чтения, начиная с первого класса, включающая в себя правильное, осознанное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм.

В результате сравнения диагностических материалов по уровню сформированности универсальных учебных действий учащихся педагогов дополнительного образования и школьного психолога, самодиагностик учащихся по второму критерию выявлен рост основных показателей (компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО).

Анализируя проделанную работу по третьему критерию, сделала вывод, что 100 % учащихся включены в процесс исследовательской и проектной деятельности, владеют основными навыками данной работы, знают и применяют основные правила работы с информацией. Каждое детское портфолио пополнилось наградными материалами за активное участие и победы учеников в творческих конкурсах школьного, районного и всероссийского уровней.

1. Соболева Виктория — победитель школьного этапа конкурса исследовательских работ «Мудрый совенок» (творческий проект «Как появляются краски?») 2014 г. Данный проект стал победителем и Всероссийского дистанционного конкурса исследовательских работ «Умка-2014» Центра роста талантливых детей и педагогов «Аурум».

2. Блинов Андрей — победитель городского конкурса исследовательских работ «В мире символов и знаков» — 2014 г.

3. Победитель Всероссийского конкурса педагогических проектов «Пришкольный участок — природная лаборатория», 2014 г. А учащиеся класса приняли участие в конкурсе на лучшую статью в школьную газету «Наша жизнь» о своей работе.

4. Участники международной метапредметной олимпиады «День знаний», всероссийского конкурса-тестирования «Школа-безопасности» сайта ФГОС-тест, всероссийского контрольного тестирования по математике и русскому языку на учительском образовательном портале Снейл.

5. Призеры Всероссийской олимпиады по окружающему миру международного проекта «VIDEOUROKY», Всероссийской олимпиады «Безопасность школьников в сети интернет» международного проекта «VIDEOUROKY», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, международного конкурса «Я -энциклопедия» по литературному чтению и многих других.

Данный педагогический опыт и результаты работы были представлены на МО начальных классов, педагогическом совете «Коммуникативная компетентность, творческий потенциал и профессиональное сознание педагога, секреты педагогического мастерства», на всероссийском форуме в Сочи и опубликованы в различных средствах СМИ: на персональном учительском сайте, на сайте Фестиваля международных и всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России», на сайте Центра педагогических инноваций им. К. Д. Ушинского «Новое образование», в рамках Всероссийского педагогического конкурса «Профессиональный мониторинг», на страницах педагогических порталов Videouroki.net, Infourok.ru, Kopilkaurokov.ru, PRODLENKA, Gotovimyrok.com, Интеллект-клуб «Эрудит»; на сайте «Учительского журнала on-line».

А в подтверждение ко всему сказанному хочется привести слова Э. Тоффлер: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться».

1. Лыюрова Н. В., Назметдинова И. С. «Организация учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС». Издательство ГАОУ АО ДПО АИПКП, Астрахань — 2012 г, с. 91.

2. Минобрнауки.рф/документы/922.[Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC% D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) (Дата обращения: 02.03.2016 г.).

Sand therapy using live sand Living Sand, Kinetic Sand, quartz sand and a light module in the work on the development of speech

Пескотерапия с использованием живого песка LivingSand, Kineticsand, кварцевого песка и светового модуля в работе по развитию речи Валетова О. А.

Валетова Ольга Александровна / Valetova Olga — логопед, учитель-дефектолог, Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Зарайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Зарайск

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы применения и использования живого песка LivingSand, Kineticsand, кварцевого песка и светового модуля в практической деятельности логопеда, учителя-дефектолога. Данный материал адресован дефектологам, логопедам, воспитателям коррекционных групп, родителям. Abstract: the paper deals with the application and use of live sand Living Sand, Kineticsand, quartz sand and a light module in the practice of speech therapy, speech pathologists, teachers. This material is addressed to speech pathologists, speech therapists, educators correctional groups, parents.

Ключевые слова: дошкольники, коррекционное обучение, образование, речь, песок, игра.

Keywords: preschoolers, corrective training, education, speech, sand game.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психо лого-педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Нам хотелось бы остановиться на том, который, на наш взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным — песочная терапия. Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы. Пескотерапия — это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного» [4].

Живой песок — это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен — с одной стороны, с другой — «текуч». До него дотрагиваешься — он «движется», «оживает» [2]. С песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
статья на тему

В статье представлен отчёт учителя по теме самообразования.

Скачать:

Вложение Размер
«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС» 37.41 КБ

Предварительный просмотр:

учитель начальных классов

НРМОБУ «Сингапайская СОШ»

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской компетентности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению такими учёными, как: Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Т.Г. Галактионова, Н.Н. Светловская и др. Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В начальной школе цель литературного чтения — формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников.

Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность данной темы как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.

По данным итоговой диагностики за 2 класс были выявлены проблемы: умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца. Умение заполнять таблицу, используя необходимую информацию из исходного текста. Таким образом, у учащихся не сформированы основы читательской компетентности.

Тема самообразования: «Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Цель работы: Формирование основ читательской компетентности младших школьников через поэтапное обучение читательской самостоятельности.

Выдвинула Гипотезу: Если поэтапно обучать учащихся читательской самостоятельности, то сформируются основы читательской компетентности

План работы: представлен на слайде и реализуется через подготовку, теорию и практику.

I. Подготовительный этап:

1. Провести входную комплексную работу.

2. Проанализировать, сделать выводы.

II. Теоретический этап:

3. Изучить литературу по данной теме.

4. Выделить приёмы и средства для достижения цели.

5. Выбрать контрольно-измерительные материалы.

III. Практический этап:

6. Использовать выбранные приёмы, средства и КИМ.

7. Вести мониторинг сформированности читательских умений и скорости чтения.

8. Провести итоговую комплексную работу, проанализировать, сделать выводы.

Рассмотрим поэтапное обучение читательской самостоятельности.

Процесс эффективного педагогического руководства по становлению читателя младшего школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны не только с возрастом учащихся: они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети.

Учёные выделяют Этапы обучения читательской самостоятельности, которые вы видите на слайде.

Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности

Начальный этап обучения читательской самостоятельности

Основной этап обучения читательской самостоятельности

Заключительный этап обучения читательской самостоятельности

Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, структурой занятия (урока). На всех уроках осуществляется взаимодействие форм, приемов обучения чтению.

На подготовительном и начальном этапах у детей были заложены основы читательской самостоятельности, формировался тип правильной читательской деятельности. В 3 и 4 классах знания, умения и навыки совершенствуются, учащиеся способны работать с книгой и текстом художественного произведения самостоятельно. Подробнее остановимся на основном этапе.

Цель основного этапа – формирование желания и умения читать книги по собственному выбору. Таким образом, на основном этапе (3 класс) учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а так же сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения.

Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги с читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию. Обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности.

Доказано, что общение с книгой или произведением имеет свои закономерности и этой работе нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над произведением: видеть в нем собеседника, отличать произведения друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать его; осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя.

В качестве механизмов, посредством которых происходит формирование основ компетентностного чтения, выступают педагогические технологии.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с любым типом текста.

Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста: после первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного; при повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

в процессе чтения

прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений в книге, книгах

на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель чтения и активной включаться в освоение литературного произведения

достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации

Способы читательской деятельности

прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, сноски…)

— восприятие художественного слова (речи)

— смысловое чтение (ознакомительноевыборочное, изучающее)

— обращение к новым книгам

На уроках литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности создаются проблемно-поисковые ситуации , настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. А также даются задания на развитие читательской компетентности. Например,

«Тонкие и толстые вопросы» учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выделяются в тексте синим цветом. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Любимой формой работы стало для детей создание картинного плана по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы планов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Для достижения положительных результатов работы на практическом этапе стала использовать приёмы из пособия Галактионовой Т.Г. «Учимся успешному чтению»

  • «Азбука смысла» (все слова на буквы алфавита из текста) .
  • «Живые буквы» — портрет героя (К каждой букве имени героя книги придумай подходящее ему качество, запиши слова).
  • «Саквояж героя» или «Рюкзак героя» ( Выбери из прочитанной книги героя. Подумай, какие предметы могли бы находиться в его саквояже (рюкзаке, чемодане), если бы он отправлялся в путешествие. Собери (нарисуй, сделай) и покажи своим друзьям. Пусть они угадают, о каком герое идёт речь.)
  • «Синквейн» Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
  • В качестве контрольно-измерительных материалов я использую разные пособия, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся:

    • Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
    • Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.

    • Шубина Г.В. Литературное чтение: 3 класс: контрольно-измерительные материалы . Книга содержит КИМ по предмету «Литературное чтение», предназначена для отработки практических навыков учащихся по подготовке к итоговой аттестации и контроля знаний.
    • МишакинаТ.Л., Гладкова С.А . Итоговые тесты по литературному чтению для 3 класса Тренажёр предназначен для проверки понимания литературных произведений, прочитанных третьеклассниками. Форма тестового контроля позволяет упростить процедуру проверки планируемых качественных результатов при обучении любому предмету в начальной школе. В данном пособии к каждому литературному тексту подобраны вопросы разных уровней сложности в форме тестовых заданий. Задания уровня А направлены на выяснение понимания смысла прочитанного произведения. Задания уровня В – на понимание причинно-следственных связей сюжетной линии, а также на элементарный языковой анализ. Часть С предполагает выявление умения школьников находить ответы на вопросы непосредственно в литературном тексте, выражать своё мнение о прочитанном произведении в виде мини-сочинения.
    • Мишакина Т.Л., Новикова С.Н., Александрова С.Н. Тренажёр для учащихся 3 класса. Формирование универсальных учебных действий.

    В тренажёре предлагаются тексты для чтения с заданиями с целью проверки смыслового понимания рассказов учениками. Задания к каждому тексту имеют разные уровни сложности, и это даёт возможность каждому школьнику осуществить выбор посильных для него. Основной акцент сделан на формирование УУД: умения работать с предъявленной информацией, выделять главную мысль, понимать скрытый смысл текстов, составлять план к рассказу, соотносить сведения, содержащиеся в рассказах с таблицами и диаграммами.

    Поэтапное обучение читательской самостоятельности позволило нам формировать читательскую компетентность у учащихся 3 «А» класса. Результаты диагностики показали, что на конец 2 класса общий процент выполнения составил 65, что соответствует среднему уровню. Эта же работа, но по другим вариантам была проведена в сентябре 3 класса, где проценты и уровень остались прежними, но выросло число учащихся высокого уровня и снизилось число уч-ся, выполнивших на низком уровне работу. В 3 классе уровень остался по-прежнему средний, а процент выполнения увеличился незначительно. Таким образом, результаты итогового мониторинга показали, что работа в данном направлении позволяет сохранить качество, что соответствует ещё одной задаче школы.

    Также ведётся мониторинг качества выполнения итоговых тестов по литературному чтению. Так как есть ещё 2 рабочие недели, у нас будет время закончить данную работу.

    Если мы посмотрим мониторинг скорости чтения, то увидим следующую картину:

    В результате работы по теме самообразования учащиеся 3 «А» класса достигли положительных результатов и во внеурочной деятельности: на ученической конференции были представлены итоги работы ЗД по теме «Книга – твой друг, с ней познай весь мир вокруг». Тем самым решается одна из задач школы по реализации Воспитательной компоненты.

    Также ребята в течение года участвовали в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах по литературному чтению. Конечно, были как победители и призёры, так и участники, которые награждены дипломами, грамотами и сертификатами.

    Беря пример со своих учеников, и решая такую задачу, как совершенствование методического уровня педагогов в условиях реализации ФГОС, в течение года прошла курсовую подготовку и участвовала во Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах и конференциях.

    В заключении хотелось бы сказать, что процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя — это двусторонний процесс.

    С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

    В результате я бы хотела видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность. Чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

    Все вышеперечисленные качества будут непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности. Работа в данном направлении будет продолжена и в следующем году.

    Отчет по темесамообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

    Отчет по теме самообразования учителя начальных классов МКОУ Юшинской ОШ Ивановой Оксаны Леонидовны.

    Тема самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОѻ России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми. Эта проблема подтверждается данными социологических исследований, которые гласят, что число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

    Просмотр содержимого документа
    «Отчет по темесамообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»»

    Отчет по теме самообразования

    учителя начальных классов

    МКОУ Юшинской ОШ

    Ивановой Оксаны Леонидовны

    «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

    Я начала свою педагогическую деятельность в 1998 году учителем начальных классов. В Никольском филиале МКОУ Юшинской ОШ работаю с 2015 года по той же специальности.

    Моя методическая тема, над которой я работаю с 2015 года «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС».

    В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми. Эта проблема подтверждается данными социологических исследований, которые гласят, что число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

    В начале 70 гг. 20 века исследовательская работа, проведенная под руководством Н. Н. Светловской, обогатила методическую науку теорией читательской деятельности. Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.

    Специалисты полагают, что самостоятельное чтение детей заключается не в раскодирование графических знаков, а в общении с книгами, в переживаниях, мыслях, чувствах, раздумьях.

    Разные авторы по-разному трактуют понятие «читательская самостоятельность».

    Ушинский К.Д. — Читательская самостоятельность — это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его

    Н. Рубакин — Читательская самостоятельность — это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

    Н. Светловская — Читательская самостоятельность — это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан

    Г. Наумчук — Читательская самостоятельность — это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

    К настоящему времени в методике обучения чтению определено и зафиксировано понятие «читательская самостоятельность»: «Читательская самостоятельность — это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан».

    Многие авторы (Л. С. Выготский, И. И.Тихомирова) считают, что для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения.

    Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.

    На развитие познавательного интереса к чтению влияет также и организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними.

    В программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:

    — библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;

    — круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения;

    — работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном

    Читательская самостоятельность младших школьников — важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.
    Сформировать сознательного читателя — сложная задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, научить работать с текстом, выработать соответствующие читательские умения.
    Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, влиять на определённые анализаторы. Кроме того, ребенок должен читать правильно, чётко, внятно, быстро.

    Цель моей работы: Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников в условиях обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС НОО.

    Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования ребенка-читателя.

    Провести отбор содержания для организации коллективного чтения.

    Разработать приемы и методы, обеспечивающие переход от коллективного чтения к самостоятельному чтению.

    Разработать игровые уроки, стимулирующие читательскую активность.

    Определить эффективность методики коллективного чтения.

    Объект исследования: процесс формирования основ читательской компетентности младших школьников.

    Предмет исследования: педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.

    На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения — формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.).

    К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения; В.Г. Казанская считает, что современный урок чтения – это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.

    Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, Т.С. Пичеоол, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения младших школьников. Модель самостоятельной читательской деятельности Н.Н. Светловской предполагает, что квалифицированный читатель ставит цель чтения, знает мир книг и владеет необходимыми читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и уяснить её смысл.

    Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.

    В психолого–педагогических исследованиях (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А. Маркова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.) отмечается, что знания, умения и навыки становятся средством формирования личности ребенка тогда, когда они интегрируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Компетентностный подход в образовании (И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) выдвигает новую цель обучения в начальной школе — развитие и воспитание ученика как субъекта учебной деятельности. Новое целеполагание определяет повышенные требования, предъявляемые к личностным характеристикам человека: высокий уровень его интеллектуальных способностей, самостоятельность и компетентность (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Г.А. Цукерман).

    Обозначенная проблема рассматривалась в «Стратегии модернизации содержания общего и среднего образования» (В.В. Башаев, Э.Д. Днепров, А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский и др.), в работах, посвященных реализации компетентностного подхода в образовании (А.Г. Асмолов, Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова и др.), в работах ученых-педагогов, раскрывающих разные аспекты учебно-читательской деятельности школьников (Л.А. Ефросинина, С.А. Кислинская, О.А. Крузе-Брукс, Н.Д. Молдавская, Н.Л. Московская, О.Э. Орлова, Т.А. Разуваева, А.В. Тихоненко и др.).

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность предпринятого нами исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.

    Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо резюмировать: степень разработанности проблемы формирования основ читательской компетентности в целом является недостаточной, не обоснована её сущность и структура применительно к младшим школьникам, требуют уточнения педагогические условия формирования данного феномена, необходимо определение критериального аппарата для оценки уровней сформированности основ читательской компетентности младших школьников.

    1.Разработка приемов и методов, способствующих формированию читательской активности;

    2.Формирование у обучающихся качества читательской самостоятельности;

    3.Повышение читательской активности;

    4.Мотивация учебной деятельности;

    Перечень вопросов по самообразованию:

    Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.

    Общая характеристика подготовительного этапа формирования читательской самостоятельности.

    Начальный этап в формировании читательской самостоятельности

    Основной и заключительный этапы формирования
    читательской самостоятельности

    Виды работы по самообразованию:

    Чтение конкретных педагогических периодических изданий.

    Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

    Посещение семинаров, конференций, мероприятий.

    Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

    Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

    Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.

    Организация внеклассной деятельности.

    Изучение информационно-компьютерных технологий.

    Работая над темой по самообразованию пришла к выводу, что следует остановиться на одном важном компоненте — мотивации, которая является исходной или включённой в процесс принятия учеником учебной задачи для себя и обеспечивающей эффективность всей системы действий и операций чтения. Познавательный интерес является ведущим мотивом — целью учебной и читательской деятельности школьников. В начале — это просто желание научиться читать, затем — больше узнать, найти в книге ответы на интересующие их вопросы, удовлетворить познавательный интерес, получить эстетическое удовольствие от общения с книгой. При этом использую задания разной степени трудности, стимулирую и поощряю самостоятельное составление учащимися различных учебных задач. Перед учащимися ставлю четкие цели, ученики усваивают разные способы получения знаний. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют и читательскую деятельность школьников. Она складывается, если в процессе обучения чтению формируется её основной мотив — потребность читать книги, умение ориентироваться в мире книг.

    Основная особенность младших школьников — слабое развитие произвольного внимания. Данная характеристика внимания позволяет сделать вывод о том, что при обучении следует делать упор на развитость непроизвольного внимания. Все известные психологи сходятся во мнении, что главное в обучении чтению — привлечение интереса. Исходя из данных утверждений, можно понять, залог успешного формирования ребенка-читателя — применение разных занимательных заданий и упражнений, литературных игр, организация литературных праздников, деятельность на уроках литературного чтения должна быть разнообразной и интересной для младших школьников. Мною были проведены праздник « В гостях у А.Барто», викторина по сказкам Г.Х. Андерсена, викторина по сказкам А.С.Пушкина, поле чудес «Любимые рассказы Л.Н.Толстого» и др., учащиеся принимали участие в всероссийском конкурсе «Пегас».

    Дети лучше усваивают учебный материал, готовы к различным творческим заданиям, когда имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения. Утром, например, придя в класс, ребенок вешает лепесток, затем перед началом занятий ученики вместе с учителем подходят к дереву и называют сказки или рассказы, которые они прочитали. На уроке чтения, несколько минут отводится тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята рекламируют книги. Это способствует развитию интереса к чтению. Ребята получают список книг, выбирают и читают самостоятельно.

    Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам, викторины, кроссворды, отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию.

    Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках литературного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор.

    Литературные игры — это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Они являются занимательными, оживленными, веселыми, и в то же время очень содержательными. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, узнавание знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.

    Таким образом, для развития читательской самостоятельности учеников на уроках литературного чтения наиболее оптимальными методами будут: беседа о прочитанном, обмен мнениями, чтение — рассматривание, специальные упражнения направленные на формирование читательской самостоятельности; пересказ прочитанного; передача прочитанного по ролям; иллюстрирование прочитанного; творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй; литературные игры.

    Мною подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы. Проводя диагностику, я заметила, что читательский интерес у моих учеников вырос, помимо этого улучшились навык чтения и техника чтения, дети стали более внимательно и вдумчиво читать литературные произведения, все ученики посещают библиотеки. Все это позволяет привить ученикам интерес к чтению, способствует развитию гармоничной всесторонне развитой личности, и, конечно, помогает воспитать из младшего школьника квалифицированного читателя.
    Список литературы

    Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.

    Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.

    Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей.

    Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению..

    Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период.

    Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. — М.: Просвещение, 1983. — 208 с.

    Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Начальная школа. — 2005. — № 6. — С.56-65.

    Кубасова О.В. Как помочь ребёнку стать читателем. — Т., 2004.

    Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. — 2004. — № 3. — С. 10-15.

    Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н. Оморокова. — М.: Аркти, 1999. — 160с.

    Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем / Начальная школа. — 1999. — № 12. — С. 33-38.
    Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. — №1. — 2003.

    Светловская Н.Н. Что такое полноценное чтение с позиций читательской самостоятельности // Начальная школа. — №2. – 2000

    В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям (жужжащее чтение).

    Формирование читательской компетенции младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

    Цель работы — поделиться опытом создания благоприятных условий для развития читательской компетенции первоклассников в процессе участия во внеурочной проектной деятельности; показать разнообразные направления внеурочной деятельности и технологии, использованные в развитии читательской компетенции младших школьников; проанализировать динамику процесса формирования читательской компетенции учащихся 1 класса за год.

    Просмотр содержимого документа
    «Формирование читательской компетенции младших школьников в процессе внеурочной деятельности. »

    Негосударственное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа «Индра»

    Кировского района, г. Екатеринбурга

    Работа учителя русского языка и литературы,

    учителя начальной школы Ереминой О.А. (1КК)

    Формирование читательской компетенции младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

    1. Актуальность темы.

    В современном обществе существует «противоречие между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности как фактору успешной социализации в условиях информационного общества и прогрессирующими тенденциями функциональной неграмотности среди молодежи».[8]

    Нехватка функционально грамотных специалистов сегодня – острая проблема, важность решения которой объясняет актуальность выбранной темы.

    Цель работы — создание благоприятных условий для развития читательской компетенции младших школьниковв процессе участия во внеурочной читательской деятельности.

    Изучить теоретические основы по заявленной теме.

    Провести входную диагностику навыков чтения первоклассников.

    Использовать разнообразные направления внеурочной деятельности и технологии в развитии читательской компетенции младших школьников.

    Проанализировать динамику процесса формирования читательской компетенции учащихся 1 класса за год.

    Определить задачи работы по развитию читательской компетенции на следующий учебный год.

    Объект изучения – процесс формирования читательской компетенции младших школьников.

    Предмет – внеурочная деятельность как одно из средств формирования читательской компетенции младших школьников.

    Планируемые результаты: используя технологии образовательной системы «Школа 2100»(проектную, технологию продуктивного чтения, игровую)

    — повысить уровень интереса учащихся к чтению;

    — расширить круг чтения учеников 1 класса;

    — способствовать совершенствованию техники чтения учащихся:

    осмысленно, правильно читатьпо слогам и целыми словами, находить ответы на вопросы в тексте;

    — создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала учащихся и ситуации успеха для каждого.

    2. Общая характеристика определений и понятий.

    ФГОС начального общего образования 2009 [11 с.11 ] года приоритетной цельюобучения литературному чтению в начальной школе определяет формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание им себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

    От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад навыков чтения в формировании общих (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности.

    Сформированность читательской компетенции определяется:

    — владением техникой чтения,

    — владением приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

    — знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

    — сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

    Названные выше четыре направления я приняла за критерии оценки динамики развития читательской компетенции учащихся.

    3. Внеурочная деятельность как средство формирования читательскойкомпетенции младших школьников.

    3.1. Причины организации внеурочной деятельности по чтению в данном классе.

    В начале сентября с учащимися 1 класса было проведено собеседование с целью выявления уровня владения ими техникой чтения и их читательских предпочтений. (Приложение 1)

    Проведенное собеседование показало, что только уроков чтения для достижения результатов, определенных ФГОС, для многих ребят будет недостаточно (у 27% не сформирован слоговой способ чтения, 63% читающих не соблюдают смысловые паузы, уровень знания произведений у 73% ниже нормы, просят родителей почитать лишь 54% учащихся). (Приложение 2). Опыт предыдущей деятельности показал, что внеклассные занятия по чтению всегда вызывают положительный эмоциональный отклик у учащихся, мотивируют их на чтение художественной литературы.Поэтому было принято решение о внеурочной работе по чтению.

    3.2. В своей работе я выделила следующие направления внеурочной деятельности:

    — внеурочные занятия (коллективное чтение, беседа, литературная игра, литературный праздник, библиотечныезанятия, час «тихого чтения»);

    — посещение с учреждений культуры (библиотек, театров);

    — работа с родителями.

    I Внеурочные занятия.

    Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников стала организация литературных игр и литературных праздников. Для их организации яиспользовала проектную технологию.

    Выбор мной проектной технологии был обоснован

    — необходимостью мотивировать первоклассников на освоение и развитие техники чтения;

    — необходимостью не столько просто научить детей читать, сколько научить их развивать эти умения самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач (чтения книг);

    — необходимостью создать ситуацию успеха для каждого ребенка;

    — актуальностью вопроса адаптации учащихся 1 класса к условиям школы, создания коллектива класса, а проектная коллективная деятельность наилучшим образом способствует приобретению коммуникативных навыков и умений;

    — необходимостью налаживания сотрудничества с родителями.

    Таким образом, были проведены праздники «В гостях у Корнея Чуковского» и «Фантазеры и затейники Н.Носова». Подготовка к праздникам включала несколько этапов, активизирующих разные виды деятельности учащихся.

    Таким образом, используя проектную технологию подготовки и проведения праздников, создавали условия для овладения техникой чтения (благоприятный психологический климат и необходимость больше читать в процессе подготовки к празднику), формировали интерес к чтению, следовательно, делали шаги к формированию духовной потребности в книге, расширяли круг детского чтения, что обеспечит в перспективе знание детской литературы и авторов книг.

    В течение работы над проектами, кроме проектной, были использованы следующие технологии.

    Технология продуктивного чтения (технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная методистами ОС «Школа 2100»).

    Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

    I этап. Работа с текстом до чтения.

    II этап. Работа с текстом во время чтения.

    III этап. Работа с текстом после чтения

    Игровая технология была использована на заключительном этапе работы над проектами, т. е. при проведении самого литературного праздника.

    Применение игровой технологии в работе с детьми, а младшего школьного возраста особенно, считаю важной частью своей работы. Её органичность в процессе работы с младшими школьниками объясняется их возрастными особенностями (см. выше), вызывает эмоции, заинтересованность, активность, позволяет решать воспитательные, дидактические, развивающие задачи.

    Также, мной были организованы и проведены два игровых сюжетных праздника — отчета, в которых ребятам пришлось демонстрировать достигнутые ими результаты («Спасибо Букварю!» и «Ура! Каникулы!»).

    II Работа с учреждениями культуры.

    1. Посещение театров

    Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль.

    Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместноеэстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции и тем самым мотивировать детей к чтению произведений художественной литературы. В течение года (1 класса) мы посетили

    — филармонический урок по музыкальной сказке «Айболит»,

    — театр Драмы «Мери Поппинс», «Золушка»,

    — театр Кукол, малый зал «Синюшкин колодец» (по мотивам двух сказов П.П. Бажова «Синюшкин колодец» и «Огневушка — Поскакушка»).

    2. Библиотечные уроки в школе и в районной библиотеке.

    III Работа с родителями

    Авторитет родителей, их мнение, поведение для младших школьников наиболее значимы и являются образцом для подражания. Поддержка родителей, их внимание и интерес к делам ребенка – мощный стимул к деятельности и успеху для каждого ученика, особенно в младшем школьном возрасте.Их участие в проектах заключается в следующем:

    — в поиске нужных книг;

    — помощь детям в домашнем чтении, в поиске ответов на концептуальные вопросы по текстам, предложенные в классе;

    — в разучивании текста роли ребенка для инсценирования;

    — в подготовке элементов костюмов;

    — в участии в праздниках: так на празднике «Фантазеры и затейники Н.Носова» родители помогали капитанам команд в капитанском конкурсе; на празднике «В гостях у К. Чуковского» экспромтом разыгрывали небольшие диалоги из книги «От двух до пяти»; во время праздника «Спасибо Букварю!» участвовали в конкурсе «Собери пословицу» и помогли заработать ребятам необходимую подсказку; а в заключительном празднике «Ура! Каникулы!» команда родителей наравне с двумя детскими командами участвовала в конкурсах и искала спрятанные подарки.

    Работа с родителями

    — помогла в установлении доверительных отношений, а это необходимо, чтобы заручиться поддержкой родителей в организации процесса роста маленьких читателей;

    — служила дополнительной мотивацией и для родителей, и для детей в работе с книгой;

    — способствовала развитию интереса детей к книге.

    3.3. Полученные результаты и их анализ (приложения 2, 3)

    1. Техника чтения.

    — у 72% учащихся сформирован способ чтения «слоги+целые слова», у оставшихся 19% — слоговой, один (9%) читает целыми словами;

    — темп чтения всех учащихся имеет положительную динамику; у одного учащегося темп чтения ниже нормы и низкая динамика (до школы у ребенка был сформирован неправильный способ чтения и низкая самостоятельность, избалованность в семье);

    — соблюдение смысловых пауз требует дальнейшей работы, высок процент учащихся, допускающих здесь ошибки: всегда соблюдают смысловые паузы только 27% учащихся, но и в этом направлении есть положительные сдвиги;

    2. Понимание событийного уровня у 100% учащихся, но 18% пока в самостоятельном чтении дальше событийного уровня не продвинулись, с трудом пересказывают небольшие тексты даже с помощью наводящих вопросов. Но на 36% (с 18% до 54%) выросло количество детей, способных самостоятельно передать содержание небольшого текста и ответить на концептуальные вопросы по его содержанию. Значит, в своей читательской деятельности они пользуются простейшими приемами понимания прочитанного (понимают, о чем говорит название произведения, выделяют ключевые слова, включают воображение, уже видят в тексте «особые слова» и пытаются объяснить, почему именно их использовал автор). Но это только первые шаги на пути понимания текста, авторского замысла к самостоятельному «диалогу с автором через текст». [1, с. 2]

    3. Расширился круг произведений литературы, с которыми знакомы учащиеся. Не стало тех, кто не может назвать произведения и имена их авторов (в сентябре их было 36%). Появились учащиеся, которые читают дополнительно дома сами (изменение с 0% до 27%). Но для большинства (45%) круг чтения ограничен рамками произведений, прочитанных в школе.

    4. Большинство учащихся класса проявляют интерес к книге (читают сами или просят почитать взрослых), появилась потребность в общении с книгой, количество таких ребят изменилось на 27% (с 54% до 81%).

    1. С помощью внеурочной работы по чтению в течение первого года обучения удалось достичь поставленной цели – создать в классе благоприятные условия для развития читательской компетенции учащихся:

    — у ребят нет страха и стеснения перед одноклассниками, доброжелательная атмосфера и успех каждого в общем деле;

    — удалось найти мотивацию к чтению книг: внеурочные занятия являются хорошим стимулом к овладению искусством чтения;

    — за счет внеурочной работы увеличено количество времени, посвящаемого чтению художественной литературы, которого всегда не хватает.

    В достижении поставленной цели в полном объеме (условия не только в классе, но и дома) необходима более активная позиция родителей в вопросе организации домашнего чтения. Работа в этом направлении будет продолжена, хотя есть объективные причины и границы, установленные этикой.

    2. В ходе работы удалось выделить критерии оценки уровня сформированности читательской компетенции, провести в сентябре и мае собеседование с учащимися с учетом этих критериев и проанализировать по ним динамику развития читательской компетенции учащихся 1 класса.

    3. Удалось добиться положительной динамики в процессе формирования читательской компетенции учащихся.

    4. В работе были выделены и использованы для достижения поставленной цели три направления (внеклассные занятия, работа с учреждениями культуры и работа с родителями), а также технологии ОС «Школа 2100», проектная и технология продуктивного чтения, и игровая технология.

    5. Анализ полученных данных показал актуальность и необходимость выбранного направления работы: только 27% учащихся читают с родителями или самостоятельно сверх школьной программы. Круг чтения остальных ограничен тем, что прочитано в школе. Значит, нужно расширять круг школьного чтения.

    7. Задачи на следующий год

    Учитывая положительные результаты внеурочной работы по чтению, эффективность проектной технологии и необходимость продолжения данной работы (необходимость дальнейшей работы с позицией родителей по организации домашнего чтения и необходимость совершенствования читательской компетенции учащихся) на следующий период работы поставлены такие задачи:

    для обеспечения достижения требований ФГОС второго поколения по формированию читательской компетенции

    — продолжить внеурочную проектную деятельность;

    — расширить круг чтения учащихся: использовать во внеурочной проектной работе не только произведения художественной литературы, но и познавательную литературу;

    — увеличить количество источников информации, необходимых для сбора материала (Интернет, энциклопедии, специалисты в разных областях знаний), научить ребят работать с ними, используя технологию продуктивного чтения;

    — продолжить работу с родителями по привлечению их к внеурочной работе и организации процесса домашнего чтения.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *