ГИТ проверяет работодателей: какие нарушения встречаются чаще всего. Готовимся к проверке трудовой инспекции 2020

Июн 17, 2019 Законы

ГИТ проверяет работодателей: какие нарушения встречаются чаще всего?

Уже больше года Государственная инспекция по труду проводит проверки по-новому. Приходя в компании, сотрудники ГИТ задают только те вопросы, которые есть в утвержденных чек-листах. Никаких сторонних вопросов быть не должно (читайте подробнее в материале «Трудовая инспекция запланировала проверку: как готовиться компании, чтобы пройти ее без штрафов?», «ЭЖ-Юрист», 2020, № 19). Основной целью новой схемы было сделать проверки прозрачными и удобными. Однако для бизнеса не все так очевидно.

Прежде всего отметим, что на сегодняшний день официально утверждены уже 133 проверочных листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»). И их общее число, по оценкам законодателей, превысит 300. Знать и дать ответы на все вопросы просто невозможно, даже при наличии времени в запасе. При этом нельзя знать точно, что именно спросят у вас. Чек-листы стали сильным подспорьем и для самих инспекторов: им не надо детально изучать тему, ведь все вопросы уже перечислены в документах. Так что компаниям вряд ли можно рассчитывать на то, что какой-то вопрос останется незамеченным.

Серьезный риск подстерегает работодателей и с другой стороны. Поправки в ст. 360 ТК РФ (внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 502-ФЗ) позволили Инспекции не ждать жалоб сотрудников для начала проверки. Поводом для этого теперь может служить информация от других надзорных органов или статья в СМИ, в том числе и в интернете. А сами штрафы ГИТ может выносить мультипликативно, то есть суммировать их по числу сотрудников, в отношении которых было допущено нарушение. Такой вывод позволяет сделать постановление Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-12, в котором ВС РФ не согласился с выводами нижестоящего суда о том, что нарушения, допущенные в отношении нескольких работников, образуют один состав правонарушения. В итоге общая сумма штрафа может превысить несколько миллионов рублей, как было в практике автора в 2020 г. по итогам проверки одной крупной FMCG-компании.

Инспекторы могут прийти в компанию в следующих случаях:

с плановой проверкой,

с внеплановой проверкой — допустим, после жалобы сотрудника, и

в ходе расследования несчастного случая в организации.

Если вторую и третью причины предсказать не всегда возможно, то «плановые визиты» известны заранее. Информацию об этом можно найти на сайте Прокуратуры или регионального отделения Инспекции по труду. Общий порядок плановой проверки можно описать так: уведомление о предоставлении документов, день проверки, составление акта и предписаний, привлечение к административной ответственности. Каждый этап имеет свои нюансы, и практика BLS позволяет об этом говорить. Например, предварительный список запрашиваемых документов обязательно расширят. Однажды нам пришлось по итогам проверки делать копии почти 900 трудовых договоров и везти их в ГИТ. Какие же нарушения надзорные органы выявляют чаще всего?

Внутренние документы

Одним из первых документов для изучения станут Правила внутреннего трудового распорядка в компании. Уже в нем работодатели очень часто допускают ошибки, а именно: не включают в документ все обязательные условия. В соответствии со ст. 189 ТК РФ в Правилах должны быть указаны порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы и время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания. По опыту автора, хотя быть один из этих пунктов отсутствует в абсолютном большинстве Правил внутреннего трудового распорядка.

Где Правила, там и другие локальные нормативные акты компании. Если в Правилах найдена ошибка, можно быть уверенным, что и другие документы будут проверять детально: корпоративные политики, регламенты и т.д. Любое несоответствие в них нормам закона — основание для предписания. Здесь стоит вспомнить об одной из недавних конференций для HR. На ней представитель ГИТ уточнил, что причина многих ошибок — несогласованность действий подразделений компаний. Чаще всего это выявляют, когда приходится сравнивать документы Отдела по работе с персоналом и Юридического отдела. Другой распространенный случай: по запросу инспектора сотрудник отдела кадров печатает документ из базы, а там устаревшая версия, которая отличается от бумажной версии. Например, на бумаге поставили дату начала работы, а в компьютере — нет. Поэтому сами инспекторы советуют, чтобы в каждой компании был человек, который сможет координировать департаменты и контролировать документы.

Трудовой договор

ГИТ обязательно проверит основной документ — трудовой договор. Необязательно, что в отношении всех сотрудников, но определенную выборку попросит. Допустим, срочные трудовые договоры, договоры будущих декретниц и т.д. Или, найдя ошибку где-то ранее, эту же ошибку будет целенаправленно искать в трудовых соглашениях. По нашему опыту, более 90% договоров содержат хотя бы одно замечание из-за положения, не соответствующего нормам закона. А здесь необходимо лишь внимательно изучить ст. 57 Трудового кодекса. Именно в ней указано, что должно быть в документе, в том числе: место и дата начала работы, трудовая функция, условия труда и оплаты, режим работы и отдыха, гарантии и компенсации.

Отдельного внимания заслуживает договор генерального директора. Недочеты в нем бывают такие же, как и в договорах других сотрудников — место работы, дата начала, условия труда, зарплата, но есть и «свои должностные» — сохранение коммерческой тайны и конфиденциальной информации, ответственность, условия расторжения договора и т.д. Особенности найма руководителя (поиск, согласование, утверждение) обуславливают то, что в его трудовом договоре ошибки встречаются чаще и, как правило, потому, что забыли их вовремя исправить.

Иностранцы

Очень вероятно, что инспекторы пристально рассмотрят, как оформлены иностранные работники, в том числе генеральный директор — экспат. Это связано с частыми нарушениями при их регистрации и разрешениями на трудовую деятельность в нашей стране. К тому же с 16 января 2020 г. у работодателей прибавилось обязанностей. Согласно федеральным законам от 19.07.2020 № 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“» и от 19.07.2020 № 215-ФЗ «О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» компании должны следить за тем, чтобы деятельность иностранца соответствовала цели его въезда в Россию и чтобы он своевременно выезжал из страны. Кстати, штраф за это нарушение составляет до 500 000 руб. на компанию и до 50 000 руб. — на должностное лицо (ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ). А еще в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» после двух административных штрафов иностранного директора могут просто не впустить на территорию России. В этой связи можно посоветовать компаниям документально перенести ответственность с генерального директора на HR-руководителя или функционального менеджера. Сделать это несложно — необходимо издать приказ о возложении на соответствующее должностное лицо обязанности по ведению кадрового делопроизводства и ответственности за нарушения, а также выдать ему доверенность на представление интересов и на право подписи в кадровых вопросах.

Индексация

Напомним, что ст. 134 Трудового кодекса говорит об индексации заработной платы как «ответной реакции» бизнеса на рост потребительских цен. И еще год назад мнение Инспекции труда было следующим. На мероприятиях и в ходе проверок мы слышали фразу: если в компании есть локальный нормативный акт об индексации, ее надо проводить, если нет — не надо. Сейчас же позиция изменилась — само понятие в законе присутствует, а значит, индексацию нужно проводить. Хотя здесь стоит уточнить, что правил и порядка индексации в Трудовом кодексе как не было, так и нет. Определено лишь то, что проводить ее надо на одинаковую величину и в отношении всех сотрудников. К тому же ее внедрение — дело небыстрое, ведь придется разработать алгоритм, коэффициенты, согласовать в компании. Однако ГИТ требует проведения индексации уже сейчас, отсюда и участившиеся нарушения.

Начисление зарплаты

Один из самых острых вопросов при проверках связан с зарплатами. Хотя о сроках и порядке начисления зарплаты говорили много раз, это по-прежнему остается очень частым нарушением. На основании ст. 136 ТК РФ сотрудникам необходимо сообщать о составных частях зарплаты, других начислениях, удержаниях и общей сумме. Выплачивать ее обязательно не реже двух раз в месяц, при этом указывать конкретные даты выплат, следовательно, и начислять в эти дни. В практике автора в документах клиентов до сих пор часто встречается фраза «выплата до 10 числа» или «…до 25 числа», а это противоречит закону. Проверяющие посмотрят расчетные и платежные ведомости, справки о различных выплатах. Санкции за нарушения очень серьезные — не только возмещение и выплата процентов, но и штрафы и даже уголовная ответственность. Кстати, в этой связи отметим, что работник может выбрать другую кредитную организацию для перечисления его дохода. В нашей практике было несколько случаев, когда работодатель отказывал в этом сотруднику из-за того, что был заключен партнерский договор с конкретным банком.

Разные зарплаты на одной должности

Часто в ходе проверки инспекторы изучают штатное расписание и трудовые договоры сотрудников на одинаковых должностях, находя в них различия в заработной плате. Между тем это противоречит нормам ТК РФ, ст. 22 которого гласит, что за равный труд должна быть равная оплата. А статья 132 уточняет, от чего зависит зарплата, и запрещает дискриминацию при установлении оплаты. Это в большой части относится, например, к торговым и медицинским представителям, менеджерам по продажам и т.д. Если четко следовать букве закона, то менеджеры в Калининграде, Москве и Иркутске должны получать одинаковую зарплату. Увидев нестыковки, ГИТ может выписать предписание устранить их. Помимо возможного штрафа за нарушение (на основании ст. 5.27 КоАП РФ) компании придется доплатить персоналу за весь период несоответствия. Варианты выхода из этой ситуации есть: например, документально закреплять функциональные различия в трудовых обязанностях сотрудников. Например, один менеджер отвечает за торговые отношения в одном регионе, другой — в соседнем и т.д. Можно также делать различия в том, с какими группами товаров работают люди.

График отпусков

Серьезные риски несет бизнесу система отпусков в компании. ГИТ в ходе каждой плановой проверки проверяет график отпусков. Само отсутствие графика влечет штраф в размере до 50 000 руб., поскольку этого требует ст. 123 ТК РФ, а нарушение трудового законодательства чревато штрафом на основании ст. 5.27 КоАП РФ. А вот непредоставление отпуска грозит таким же штрафом, но уже за каждый случай, то есть за каждого работника. К тому же появилась и еще более серьезная опасность из-за неиспользованных отпусков. По результатам одной из проверок в Москве ГИТ усмотрела в «хвостах» отпусков признаки ст. 127.2 Уголовного кодекса («Использование рабского труда»). Хотя это мнение инспектора не дошло до Следственного комитета, компания не на шутку испугалась: штрафы были немаленькие, а генеральный директор и вовсе уволился по собственному желанию.

Корпоративные автомобили

Очень внимательно надо отнестись к корпоративному автопарку: выдаче служебных автомобилей или компенсации за использование личного авто. ГИТ настойчиво пытается признать водителями всех сотрудников, использующих автомобили компании. Даже если это, например, региональный менеджер по продажам, который не выполняет функции водителя, а только перемещается между клиентами. Если эта тема затрагивает вас, будьте готовы предоставить максимум документов: от справок о прохождении медосмотров до документов, подтверждающих техническую исправность транспорта. Штрафы могут выписать по каждому конкретному нарушению, и они будут суммироваться в зависимости от количества нарушений по каждому работнику. В такой ситуации оспаривать санкции придется уже в суде.

Спецоценка условий труда

Напомним, что 31 декабря 2020 г. завершился пятилетний переходный период, в течение которого специальную оценку условий труда должны были завершить все компании, которые не делали ее раньше. И с 1 января текущего года проверяющие органы могут оштрафовать за это нарушение. Однако те работодатели, которые уже проводят спецоценку, также должны соблюдать правила ее проведения. А с этим как раз не все гладко, и инспекторы часто фиксируют нарушения сроков проведения и ознакомления сотрудников с ее результатами. Например, вы укажете, что с результатами спецоценки ознакомлен весь персонал, а табель учета рабочего времени покажет, что двое из сотрудников в этот день были в отпуске или командировке. Нельзя забывать и про еще одну, небольшую, на первый взгляд, ошибку. Результаты оценки надо размещать на корпоративном сайте компании. Оценивая возможные размеры штрафов, проще будет «с нуля» сделать отдельный простой сайт (если его нет), на котором публиковать данные.

Выдача мыла

Зачастую в корпоративных документах нигде не указаны условия о норме выдачи смывающих и обезвреживающих средств (СОС), в народе называемые «закон о мыле». Напомним, что это обязательное требование Трудового кодекса (ст. 221), и относится оно не только к производственному персоналу, но и к большинству офисных компаний. Просто сотрудникам в офисе не всегда надо его выдавать, как на производстве, а можно обеспечивать его наличие в местах общего пользования. И, несмотря на кажущуюся несерьезность вопроса, относиться к этому требованию закона надо со всей ответственностью.

Конечно, это далеко не все нарушения, которые встречаются в ходе проверок, например, немало их в части выполнения требований по охране труда. Так, недавно одно из столичных предприятий оштрафовали на 35 млн руб. Поводом для проверки стал несчастный случай, а при ее проведении выяснилось, что несколько сотен сотрудников не проходили обучение по охране труда.

Но несмотря на внушительное число чек-листов, важно желание своевременно закрывать риски компании. Для начала стоит проверить на сайте ГИТ или Прокуратуры — есть ли компания в списке плановых проверок. На сайте Роструда можно определить категорию риска вашего предприятия, чтобы понять, когда и как часто стоит ждать инспекторов. Кстати, если в назначенный день компания по объективным причинам не может принять проверку, с ГИТ обязательно стоит обговорить возможность переноса их визита на несколько дней. Оценив время, стоит провести аудит документов и процессов, понять проблемы и решить их вовремя, и тогда проверка будет проходить спокойно и без неприятных последствий.

Готовимся к проверке ГИТ: чек-лист для кадровика

Управляющий партнер юридической фирмы BLS

специально для ГАРАНТ.РУ

Инспекторы могут прийти к вам в гости в трех случаях: в рамках плановой, внеплановой проверки (например, после жалобы сотрудника на работодателя), а также в ходе расследования несчастного случая с работником компании. О дате проведения плановой проверки можно узнать на сайтах соответствующих надзорных ведомств (ГИТ соответствующего региона, Генеральной прокуратуры РФ).

Если посмотреть поэтапно, проверка проходит по следующему алгоритму: организация получает уведомление от ГИТ о предоставлении документов, затем – сама проверка, после нее составляется акт и предписания по ее итогам и происходит привлечение к административной ответственности в случае нарушений.

В каких случаях ГИТ откажет в рассмотрении жалобы работника? Узнайте ответ экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

Безусловно, на каждом этапе могут быть свои тонкости. Например, список запрашиваемых документов обязательно будет расширен: у вас в гостях инспекторы в любом случае попросит показать что-то дополнительно. И к этому надо быть готовым. С другой стороны, увидев в календаре дату визита в вашу компанию, не надо сразу впадать в уныние. Если в назначенный день компании по объективным причинам не получается принять «гостей», с ГИТ обязательно стоит обговорить возможность переноса. С датой связан и еще один момент, важный после завершения проверки. Обжаловать акт и предписание в суде можно лишь в течение 10 календарных дней со дня вручения или получения копии документа. Не забывайте об этом, если визит ГИТ в компанию намечен в преддверии праздников.

Какие же темы и документы интересуют инспекторов, прежде всего?

Начну с главного лица компании – генерального директора. Как вы знаете, при нарушениях ответственность может быть возложена на организацию и отдельно на должностное лицо, которым является руководитель предприятия. В этой связи особенно рискует директор-экспат. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» после двух административных штрафов, его могут просто не пустить на территорию России. В этой связи я рекомендую документально перенести ответственность с генерального директора на HR-руководителя или функционального менеджера. Для этого нужно будет издать приказ о возложении на него обязанности по ведению кадрового делопроизводства и ответственности за нарушения, внести соответствующие изменения в трудовой договор и должностную инструкцию, а также выдать ему доверенность на представление интересов, на право подписи в кадровых вопросах.

Столь же интересен ГИТ трудовой договор руководителя. Практика BLS показывает, что в этом документе всегда есть ошибки: не указаны функционал и ответственность, неправильно указано место работы, условия труда и другие условия, в том числе обязательные (ст. 57 Трудового кодекса РФ).

Сразу же советую подготовить учредительные документы компании (как правило, ГИТ запрашивает копии, заверенные нотариально или печатью компании).

В ходе проверки обязательно будет изучено штатное расписание компании. Именно в нем можно увидеть разные оклады на одинаковых должностях, что, в соответствии с законодательством, является нарушением (ст. 132 ТК РФ). Проще говоря, у одинаковых должностей должен быть одинаковый оклад. Если у вас не так, будьте готовы, что, помимо собственно штрафа за нарушение в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, придется доплатить тем, у кого зарплата была меньше (минимум за три года (срок исковой давности), а, возможно, и за весь период, если так решит инспектор ГИТ). Выход из такой ситуации есть, например, во введении уникальных должностей с разделением функционала и уникальными должностными инструкциями. Но это нужно сделать прямо сейчас, не дожидаясь плановой или чего хуже – внеплановой проверки, так как этот проект достаточно объемный и трудозатратный.

Столь же интересны инспекторам будут документы, касающиеся зарплаты: расчетные и платежные ведомости, справки о различных выплатах и т.п. Обращу ваше внимание на то, что в документах даты выплат должны быть точными, а не плавающими «до такого-то числа». Естественно, что и начислять зарплату необходимо день в день: ни раньше, ни позже, за исключением выходных дней, в этом случае зарплата выплачивается накануне (ст. 136 ТК РФ).

Отдельного внимания заслуживает индексация заработной платы. Она обязательно должна быть (ст. 134 ТК РФ). Следовательно, у вас запросят отдельный локальный нормативный акт, регулирующий ее проведение. Порядок ее проведения, как правило, прописывается в Положении об оплате труда или Правилах внутреннего трудового распорядка. Если его еще нет, рекомендую прямо сейчас приступать к его разработке. Напомню, что индексацию проводят на одинаковую величину и в отношении абсолютно всех сотрудников. Если у вас в ЛНА указано на 2% в год, значит, именно на этот уровень у каждого сотрудника индексируется зарплата.

Еще один предмет анализа – табель учета рабочего времени. Этот документ – основной источник информации по охране труда. Представьте, у вас указано: инструктаж проведен и имеются подписи всех сотрудников, а табель покажет, что один из работников был в отпуске, еще двое – в командировке и т.д. А ведь именно охрана труда несет самые большие риски бизнесу. Непроведение вводного инструктажа, периодических инструктажей, медосмотров (для обязательных случаев) и многое другое – все это чревато огромными рисками. Просто скажу, если в организации нет системы охраны труда, совокупный штраф по нарушениям на одного сотрудника может достигать 600 тыс. рублей.

Здесь добавлю еще один риск: он связан со специальной оценкой условий труда. Закон требует размещать ее результаты на корпоративном сайте (п.6 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). У кого-то, даже сегодня, его может не быть, у иностранных представительств, возможно, нет доступа к корпоративному сайту. Уверена, проще и дешевле сделать отдельный простой сайт, чем потом доказывать в суде, что у вас не было возможности опубликовать эту информацию. Кроме того, спецоценку надо проводить не только в отношении вновь созданных рабочих мест, но и в случае переименования должностей. Об этом помнят далеко не все.

Серьезные риски несет бизнесу система отпусков. ГИТ в ходе каждой плановой проверки проверяет график отпусков. Само отсутствие графика влечет штраф в размере до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ), а вот непредоставление отпуска грозит таким же штрафом, но за каждый случай, то есть за каждого работника. К тому же, появилась и еще более серьезная опасность из-за неиспользованных отпусков. По результатам одной из недавних проверок столичная ГИТ озвучила новую «трактовку» нарушения. Инспекторы усмотрели признаки ст. 127.2 Уголовного кодекса («Использование рабского труда»). Возможное наказание за это – вплоть до лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.

Очень внимательно отнеситесь к теме корпоративного автопарка: выдаче служебных автомобилей или компенсации за использование личного авто. ГИТ настойчиво пытается признать водителями всех сотрудников, использующих автомобили компании. Даже если это, например, региональный менеджер по продажам, который не выполняет функции водителя, а только перемещается между клиентами. Если эта тема затрагивает вас, будьте готовы предоставить максимум документов: от справок о прохождении медосмотров до документов, подтверждающих техническую исправность транспорта.

Конечно, это не весь перечень запросов и документов, интересующих ГИТ. Но все они напрямую связаны с соблюдением законодательства, а значит, в ваших силах своевременно и тщательно анализировать его, следить за изменениями и судебной практикой.

Проверки ГИТ: как подготовиться, чего ожидать, как себя правильно вести

Вероятно, каждому работодателю приходилось пережить такое малоприятное событие как инспекционная проверка, а тем, кто еще не знает всех нюансов, рано или поздно это предстоит. В помощь руководителям и HR-специалистам — консультация-памятка от Александра Южалина, консультанта Департамента трудового права «IPK Group».

Проверки органов государственного контроля могут быть инициированы по разным обстоятельствам, но требования и регламент всегда едины, и они установлены законодательством РФ.

Соответственно, результат проверки во многом зависит от того, насколько работодатель осведомлен о своих правах, насколько хорошо он владеет информацией о правилах, которые обязан соблюдать уполномоченный инспекционный орган.

В этой статье мы рассмотрим порядок прохождения проверки Государственной инспекции труда Российской Федерации (далее — ГИТ). Для начала определим ключевые требования, которые закон предъявляет к процедуре проверки организаций и инливидуальных предпринимателей государственными надзорными органами.

Вопросы, связанные с проверками трудовой инспекции регламентируются двумя основными нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Приказ Минтруда России от 30.10.2012 N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
  • Как известно, законодательство выделяет два вида проверок: плановая и внеплановая.

    Плановая проверка

    Такая проверка проводится в обязательном порядке государственными надзорными органами (в том числе ГИТ) с определенной периодичностью. Цель ее — выявить у юридического лица нарушения тех или иных требований закона. В рассматриваемом случае — несоблюдение норм трудового права.

    Плановая проверка может быть как выездной, так и документарной. При документарной проверке организация или ИП должна направить проверяющему органу необходимый пакет документов по соответствующему распоряжению. Как правило, государственный орган ограничивается документарной проверкой.

    Однако законом выделяются случаи, когда может быть инициирована выездная проверка. Так, согласно статье 12 Федерального закона N 294-ФЗ, выездная плановая проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и других документах юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • оценить соответствие деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям закона без подтверждения на месте.
  • В отличие от документарной проверки, выездная проверка — как плановая, так и внеплановая — проводится по месту нахождения юридического лица (ИП) и/или по месту их фактической деятельности.

    Узнать, будут ли проверять вашу организацию в этом году, можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Ежегодный сводный план плановых проверок утверждается Генпрокуратурой и публикуется в открытом доступе в срок до 31 декабря текущего календарного года. Чтобы найти свою компанию в едином реестре, достаточно набрать в поисковой форме ИНН, ОГРН или название (фамилию ИП).

    Можно ли уйти от надзора

    Необходимо помнить, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (за исключением отдельных случаев — например, проверки в сфере здравоохранения).

    Однако мало кто из работодателей знает: даже если организация включена в ежегодный план контрольных мероприятий, обязательной проверки можно избежать. Такая льгота установлена статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц (ИП), отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    Исключения составляют лишь частные случаи. Например, если ранее в отношении компании было вынесено и вступило в законную силу постановление об административном наказании за грубое нарушение.

    В остальных случаях, обнаружив себя в едином реестре Генпрокуратуры, субъекты малого или среднего предпринимательства вправе подать в надзорный орган заявление с обоснованным требованием исключить компанию из плана проверок.

    Внеплановые проверки

    В отношении внеплановых проверок дела обстоят совсем иначе. Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать практически любые выявленные факты несоблюдения работодателями положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе — нарушения требований по охране труда, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

    Трудовая инспекция принимает во внимание:

  • сведения от органов государственной власти;
  • данные из средств массовой информации;
  • обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запросы работников о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте.
  • Кроме того, обоснованием считаются:

  • приказы (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданные в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законодательных норм по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.
  • Как подтверждает практика, одним из самых распространённых поводов для внезапного визита трудовых инспекторов является жалоба работника о нарушении его трудовых прав. То есть, любое заявление работника, считающего, что его права были нарушены, поданное в соответствии с требованиями трудового законодательства, признается основанием для внеплановой проверки работодателя.

    При этом необходимо учитывать, что анонимные заявления и обращения граждан не могут служить основанием для внеплановой проверки.

    Полномочия инспекторов не безграничны

    Важно знать об ограничениях и требованиях, которые закон устанавливает для надзорного органа при проведении всех видов проверок — как плановых, так и внеплановых.

    Ограничения по продолжительности мероприятий. Любая проверка не может длиться больше 20 рабочих дней. В течение одного года общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

    Ограничения по срокам извещения о начале проверки. Орган муниципального контроля должен уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. Копия распоряжения или приказа руководителя направляется заказным почтовым отправлением с обязательным уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки надзорные органы обязаны предупреждать не менее чем за 24 часа до ее начала, уведомление вручается любым доступным способом.

    Проверяющий инспектор непременно запросит документы для анализа, по результатам которого будет сделан вывод, нарушает ли работодатель какие-либо нормы закона. При запросе тех или иных документов необходимо удостовериться, относятся ли они к предмету проверки. Закрытый перечень документов, которые инспектора имеют право запрашивать у работодателя, законом не установлен.

    Что проверяют в первую очередь

    На практике можно выделить основные документы, которые с большей долей вероятности запросит инспектор. Прежде всего, к ним относятся:

  • трудовые договоры и соглашения к ним;
  • штатное расписание;
  • графики отпусков;
  • личные карточки работников;
  • приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • табели учета рабочего времени;
  • локальные нормативные акты (в первую очередь — Правила внутреннего трудового распорядка, локальный акт по оплате труда);
  • приказы по основной деятельности и по личному составу.
  • Но, как отмечалось ранее, данный перечень документов открыт. Это означает, что инспектор вправе потребовать и другой документ, относящийся к предмету проверки. Тем не менее, для минимизации рисков первым делом надо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вышеуказанные кадровые документы.

    Как действовать во время проверки

    Итак, вернемся непосредственно к самой процедуре проверки. Работодателю рекомендуется:

    1) потребовать предъявления служебного удостоверения должностных лиц, которые прибыли с проверкой, и убедиться, что эти специалисты имеют право действовать от имени государственной трудовой инспекции;

    2) получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки*.

    *Напомним, что распоряжение (приказ) руководителя проверяющего государственного надзорного органа, является основанием к проведению проверки.

    При предъявлении копии данного документа работодателю следует внимательно ознакомиться с его содержанием. В частности, важно изучить:

  • правовое обоснование самой проверки;
  • список непосредственных участников проверяющей бригады;
  • срок, в течение которого проводится проверка;
  • документы, которые будут анализироваться в процессе проверки.
  • Следует помнить, что проверка, инициированная в целях исполнения государственной функции, не может проводиться, а уже начатая должна быть прекращена, если установлено:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов.
  • 3) непосредственно присутствовать во время проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

    4) знакомиться с результатами и подтверждать свою осведомленность в акте проверки: в частности, выражать согласие или несогласие с выводами инспектора и отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

    5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

    Проверка завершается: что важно помнить?

    Не менее внимательно следует подойти к вопросу оформления документов по окончании проверки.

    По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

    В акте указываются:

    1) дата, время и место его составления;

    2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

    3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

    4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов, проводивших проверку;

    5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица;

    6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

    7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований;

    8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, о наличии их подписей или об отказе от подписи;

    9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

    9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

    Разумеется, контролируя составление итогового акта, крайне важно проявить предельную ответственность, и если возникнут замечания и возражения — непременно сделать отметку.

    Где «спотыкаются» трудовые инспекторы

    Проверяющие органы чаще всего допускают такие оплошности:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • нарушаются сроки начала или окончания проверки;
  • уведомление о начале проверки не поступает в установленный срок;
  • проверка начинается без распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа;
  • запрашиваются документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • не предоставляется для ознакомления акт проверки;
  • инициируется плановая проверка юридического лица (ИП), не включенного в ежегодный план.
  • Любая из вышеперечисленных ошибок инспектора будет основанием для того, чтобы признать недействительными результаты проверки.

    Итак, учитывая судебную и инспекционную практику, можно сделать однозначный вывод. Результат каждой проверки в очень большой степени зависит от грамотного подхода проверяющего органа и корректного оформления всех необходимых документов. По большому счету, этот результат выражается в том, будет ли работодатель привлечен к административной ответственности или нет.

    Соответственно, знание своих прав, тщательный контроль действий должностных лиц, правильное оформление документов многократно увеличивает шансы работодателя выйти победителем по окончании проверки. Ведь любое отступление проверяющего органа от буквы закона может сыграть ключевую роль в вопросе привлечения к административной ответственности — особенно если учесть, что в последнее время государственная инспекция по труду привлекает работодателей к ответственности за каждый отдельный случай нарушения трудового законодательства. Таким образом, возможность обжаловать действия инспектора, который сам не соблюдает требования закона, может помочь сэкономить сотни тысяч рублей.

    Александр Южалин, консультант Департамента трудового права « IPK Group », специалист по вопросам трудового законодательства

    Какие документы проверяет трудовая инспекция

    Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

    Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

    Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

    Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

    По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

    Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

    • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
    • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
    • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
    • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
    • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
    • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
    • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.
    • Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

      О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

      Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

      Плановая проверка трудовой инспекции

      Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

      Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

    • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
    • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
    • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).
    • Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

      Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

      1. Проверка кадровых документов.
      2. Проверка безопасности выполняемых работ.

      Проверка кадровых документов

      В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

      Кадровые документы, которые будут проверять:

    • учредительные документы;
    • коллективный договор;
    • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
    • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
    • табели расчета зарплаты;
    • больничные листы;
    • график отпусков;
    • приказы о назначении на должность;
    • трудовые книжки;
    • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
    • положение об оплате труда и премировании;
    • положение о защите персональных данных.
    • Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

      Проверка локальной внутренней документации

      К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

      Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

      Проверка графика отпусков

      Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону. В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

      Проверка выплаты зарплаты

      Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

      Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

      В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

      Проверка сведений, связанных с охраной труда

      Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

      При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

    • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
    • меры безопасности при проведении работ;
    • обеспечении работников средствами защиты;
    • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.
    • Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

      Срок проведения проверки

      По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

      Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться?

      Проверка трудовой инспекции, особенно проводимая на предприятии впервые, может вызвать много вопросов и опасений. Какие документы готовить, что вправе делать инспектора? Об этом расскажем в статье.

      Какими бывают трудовые проверки? Основания для проверок ГИТ

      Проверочные мероприятия ГИТ бывают плановые и внеплановые. Первые из них носят профилактический характер и не зависят от действий работодателя и третьих лиц.

      Ранее предприятия проверялись инспекцией не чаще чем 1 раз в 3 года — по общей норме ч. 2 ст. 9 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Ныне частота планового контроля ГИТ зависит от категории риска, присвоенной работодателю. Так, проверки работодателей с высокой категорией проводятся не чаще 1 раза в 2 года, а с низкой — не проводятся вообще (см. пп. 17–24 Положения о надзоре по труду, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).

      Истечение указанных сроков с окончания последнего планового контроля или регистрации предприятия само по себе уже является основанием для новой проверки.

      Для внепланового контроля установлены специальные основания (ч. 7 ст. 360 ТК РФ):

      1. Истечение срока устранения нарушений, установленного в ранее выданном работодателю предписании.

      2. Поступление в инспекцию:

    • информации о нарушениях на предприятии, которые повлекли угрозу жизни и здоровью людей, невыплату зарплаты или выплату ее ниже МРОТ;
    • информации о не оформленных надлежащим образом трудовых отношениях;
    • жалобы на нарушение трудовых прав или заявления о проверке условий охраны труда от сотрудника.
    • 3. Приказ руководителя инспекции, изданный в соответствии с поручением Президента, Правительства или требования прокуратуры.

      Плановая проверка ГИТ — что проверяют инспекторы?

      Цель плановых проверок любого из контролирующих органов — выяснить, соблюдают ли хозяйствующие субъекты обязательные требования закона в той или иной сфере. Соответственно, предмет планового контроля ГИТ — соблюдение работодателями законодательства о труде и об охране труда.

      Также в рамках планового контроля проверяют соответствие обязательным требованиям сведений, указанных в уведомлениях о начале определенных видов деятельности.

      Напомним, что о начале деятельности в некоторых сферах должны обязательно уведомляться надзорные органы. Так, Роструд уведомляется о таких видах деятельности, как уход с обеспечением проживания и соцуслуги без обеспечения проживания (п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

      Методические рекомендации (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 №455) выделяют проверки комплексные и тематические (подп. 2.6 п. 2). Первые направлены на проверку соблюдения трудового законодательства в общем (по главным институтам трудового права).

      Тематические проверки трудовой инспекции касаются отдельных институтов трудового права, например:

    • надлежащее оформление трудовых отношений;
    • обучение по охране труда
    • своевременность и полнота оплаты труда;
    • предоставление компенсаций и гарантий и т. д.
    • На практике в планах ГИТ в графе «Предмет проверки» указывается стандартная фраза о проверке соблюдения законодательства о труде. Поэтому узнать, что проверит при проверке трудовая инспекция, заранее нельзя.

      План проверок Роструда в 2020 году — где взять?

      Информация о запланированных проверках Роструда находится в открытом доступе. Так, инспекции в регионах обязаны публиковать план на своих официальных порталах в интернете до 1 декабря года, предшествующего году проверки.

      Кроме того, сведения о проверках трудовой инспекции включаются в единый сводный план проверок предпринимателей, формируемый Генеральной прокуратурой РФ. С помощью соответствующего сервиса на сайте органа можно узнать, какие плановые проверки ждут предприятие в текущем году.

      ВАЖНО! Если организацию не включили в план, хотя срок очередной проверки подошел, в течение года этого сделать уже не могут. Исчерпывающий перечень оснований для изменения плана закреплен в п. 41 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент).

      План поможет определить предполагаемый месяц проверки, но не ее конкретную дату. О начале плановой проверки инспектора ГИТ обязаны уведомить работодателя минимум за 3 рабочих дня до контрольного мероприятия путем вручения ему распоряжения на проверку (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).

      Виды документов, интересующие инспекторов при плановом контроле

      Как правило, ГИТ требует при плановых проверках следующий перечень документов:

      1. Документы, подтверждающие трудовые отношения:

    • трудовые книжки и вкладыши;
    • трудовые договоры и дополнительные соглашения.
    • 2. Книга учета движения трудовых книжек.

      3. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек.

      4. Приказ о возложении обязанности по ведению трудовых книжек.

      5. Обязательные локальные нормативные акты:

    • правила трудового распорядка;
    • положение о защите персональных данных;
    • положение, устанавливающее оплату труда, доплаты, надбавки и премии.

    6. Коллективный договор (при наличии).

    7. Обязательные кадровые документы:

  • табель учета рабочего времени;
  • личные карточки;
  • должностные инструкции;
  • график сменности.
  • 8. Форма расчетного листка.

    9. Медицинские книжки.

    10. Кадровые распорядительные документы и основания к ним (служебные записки, заявления и т. д.)

    11. Журналы регистрации и учета (больничных, трудовых договоров, приказов, несчастных случаев на производстве и т. д.).

    12. Инструкции и иные документы по охране труда (состав зависит от направления деятельности предприятия).

    13. Документы, относящиеся к оплате труда (зарплатные ведомости, записки-расчеты и т. д.).

    14. Журнал учета мероприятий по контролю.

    Отметим, что большая часть нарушений связана с отсутствием каких-либо документов по охране труда.

    Границы внепланового контроля Роструда

    В Законе 294-ФЗ сделана оговорка, что проверка по основанию истечения срока ранее выданного предписания ограничивается только подтверждением его выполнения (ч. 21 ст. 10). Однако по общей норме этого же закона контролирующим органам вообще запрещено выходить за пределы предмета проверки (п. 3 ст. 15).

    Поэтому границы внеплановой проверки трудовой инспекции напрямую зависят от основания ее проведения. Так, по жалобе на невыплату зарплаты инспекция должна проверить доводы работника и запросить лишь документы, которые помогут это сделать.

    Перечень требуемых в рамках внеплановой проверки документов может отличаться от указанного выше. Так, если она проводится по факту несчастного случая на производстве, ГИТ может запросить:

    • сведения о проводимых на территории предприятия работах, гражданско-правовые договоры, на основании которых такие работы проводятся, реквизиты подрядчиков;
    • данные о состоянии травматизма на предприятии;
    • акты о расследовании несчастных случаев и т. д.
    • ВАЖНО! На те или иные неправомерные действия инспектора ГИТ (в том числе при запросе «лишних» документов) можно пожаловаться в порядке, установленном разделом V Регламента.

      В законе нет перечня документов, которые вправе требовать Роструд (для обоих видов проверок). Главное — чтобы не был нарушен запрет на затребование документов (а равно иной информации, проб, образцов и т. д.), не относящихся к предмету проверки. А решение об относимости тех или иных объектов к ее предмету субъективно и принимается государственным инспектором труда.

      Формы проверок. Полномочия ГИТ в рамках документарных проверок

      Любая проверка ГИТ (как плановая, так и внеплановая) может проводиться в документарной или выездной форме. Форма контроля указывается в плане и распоряжении на ее проведение (по внеплановым проверкам — только в распоряжении).

      ВАЖНО! Фактические действия инспекторов должны соответствовать форме проверки. Они не вправе явиться на предприятие, если проверка определена в распоряжении как документарная.

      Осуществляемая Рострудом проверка по документам состоит из нескольких этапов:

    • Инспекция направляет в адрес предприятия письменный запрос с указанием перечня требуемых документов.
    • В течение 10 рабочих дней работодатель исполняет запрос.
    • При выявлении в документах ошибок, неточностей, противоречий ГИТ предлагает работодателю предоставить пояснения и дополнительные документы.
    • Если выявленные ошибки, неточности и противоречия не устранены, проверка трансформируется в выездную.
    • Как ответить на запрос трудовой инспекции?

      Все документы работодатель предоставляет в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя организации или предпринимателя (либо иного уполномоченного на такие действия доверенностью лица), а также печатью (при наличии).

      Трудовая инспекция не вправе требовать:

    • оригиналы документов и их нотариально заверенные копии;
    • документы, которые она может получить в порядке межведомственного взаимодействия.
    • В законе нет ограничения в отношении периода, за который ГИТ может потребовать документы. Не указывается проверяемый период деятельности и в распоряжении на проверку. Поэтому запрос может поступить в отношении любых документов, в том числе касающихся уже уволенных работников.

      Объективно представить документы не всегда возможно из-за того, что срок их хранения истек и они были уничтожены. В такой ситуации работодателю следует в ответе на запрос пояснить причину отсутствия документов. Напомним, что при уничтожении относящихся к трудовым отношениям документов нужно руководствоваться перечнем, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.

      Непредставление документов в срок или представление их в неполном объеме без уважительной причины может повлечь для работодателя ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

      Права инспекторов ГИТ при выездной проверке

      Выездные проверки трудовая инспекция проводит по месту нахождения предприятия. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ ее проводят, если по документам оценить соответствие деятельности работодателя закону не представляется возможным.

      Мнение о том, что ГИТ всегда обязана начинать только с документарной проверки, ошибочно. Однако если инспектора могли оценить отсутствие или наличие нарушений по документам, выездную проверку можно признать неправомерной через суд. В основном это касается внеплановых проверок по жалобам работников, то есть проверок, имеющих узкий предмет. В ежегодных планах обычно все проверки определены как выездные, оспорить их на этом основании невозможно.

      При выездной проверке инспектора вправе (ст. 357 ТК РФ, ст. 12 Конвенция МОТ от 11.07.1947 №81 «Об инспекции труда…»):

    • при наличии распоряжения на проверку и служебных удостоверений в любое время беспрепятственно проходить на территорию предприятия и проверять состояние используемых зданий, сооружений, оборудования, транспорта и т. д.;
    • запрашивать для ознакомления документы (причем инспектора вправе просить изготовить для них копии на безвозмездной основе), иную информацию;
    • беседовать с сотрудниками предприятия;
    • на месте выдавать предписания;
    • запрещать использование средств индивидуальной защиты, не соответствующих нормативам;
    • расследовать несчастные случаи на производстве и т. д.
    • Препятствование проверке будет расценено как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.4.1 КоАП РФ.

      Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться и как?

      Подготовка к любой проверке ГИТ заключается:

    • в ознакомлении с нормативными актами, регламентирующими проведение проверок, уяснении прав и обязанностей — как своих, так и контролеров;
    • определении соответствия деятельности предприятия трудовому законодательству (в том числе в изучении документов на предмет согласованности между собой, наличия ошибок, соответствия их содержания закону);
    • оперативном устранении нарушений.
    • С 2020 года при плановом контроле ГИТ применяет проверочные листы (ч. 11.1–11.5 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Причем проверка должна ограничиваться вопросами чек-листов. Правда, до 01.07.2020 листы применяют только в отношении работодателей с умеренной категорией риска, а после указанной даты — в отношении любых работодателей.

      Ответы на проверочные листы могут существенно помочь работодателю при подготовке к проверке, так как:

    • листы разработаны по большинству аспектов трудовых отношений;
    • контрольные вопросы сформированы исходя из наиболее типичных нарушений;
    • ответы на вопросы однозначно позволяют установить, есть ли нарушения.
    • Любой работодатель может скачать листы на официальном портале Роструда. Но мы рекомендуем воспользоваться расположенным там же сервисом «Электронный инспектор». Ответить на контрольные вопросы из всех разработанных чек-листов можно онлайн, а по завершении сервис дает рекомендации по устранению нарушений. Сервис бесплатный, доступен в любое время, а факт выявления нарушений никаких последствий для работодателя не повлечет.

      Итоги

      Конечно, возможность подготовиться к проверке трудовой инспекции есть не всегда. Ведь о некоторых проверках (например, по жалобам работника) инспектора даже не обязаны предварительно уведомлять работодателя. Рекомендуется держать кадровые документы в порядке и периодически проводить самопроверку с помощью чек-листов.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *