Экологический налог – что это такое. Природоохранный налог

Июл 10, 2019 Законы

Экологический налог – что это такое

Фото: Артем Геодакян/ ИТАР-ТАСС

13 августа на портале нормативно-правовых актов появился документ, который условно можно назвать проектом о введении в России экологического налога. Официальное название документа «Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Автором законопроекта является Минфин. Редакция сайта ОТР предлагает внимательно почитать документ.

Что должен регулировать налог

В проекте документа Министерство финансов предлагает заменить ныне действующие платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) экологическим налогом. Сейчас физические и юридические лица, чья деятельность вызывает загрязнение окружающей среды, обязаны вносить в федеральный бюджет соответствующие платежи, компенсирующие вредное воздействие на природу.

Администрированием этих платежей занимается Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Территориальные подразделения этого ведомства проводят регистрацию ИП и организаций, в своей деятельности использующих объекты негативного влияния на окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и соответствующие тарифы утверждаются сейчас постановлением правительства РФ. Действующие на 2020 годы тарифы таких платежей содержат 159 наименований веществ, загрязняющих атмосферный воздух, столько же наименований, которые можно обнаружить в водных объектах, и перечень тарифов за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Кто станет плательщиками нового налога

Проект изменений в Налоговый Кодекс РФ в части введения экологического налога предусматривает, что его плательщиками станут как юридические, так и физические лица, чья деятельность оказывает негативное влияние на окружающую среду. Причем, деятельность эта может вестись не только на территории страны, но и на ее континентальном шельфе или в пределах исключительной экономической зоны.

Проект освобождает от уплаты нового экологического налога тех предпринимателей и организации, чье производство признается объектами IV категории, т.е., согласно нормам федерального закона «Об охране окружающей среды», не наносит или наносит минимальный вред природе. Также не будут подпадать под действие нового налога те предприятия, в результате деятельности которых образуются лишь твердые коммунальные отходы.

Что касается коммунальных отходов вообще, то проект изменений предлагает сделать ответственными за уплату экологического налога по ним региональных операторов, отвечающих за размещение, утилизацию и захоронение ТБО. Есть в документе и еще одно исключение. Он предлагает не признавать объектом налогообложения «негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней». Логика здесь простая. Зачем заставлять бюджет платить деньги в тот же бюджет.

Как платить налог

Проект поправок предусматривает, что по истечении календарного года все плательщики экологического налога обязаны будут подать соответствующую декларацию в налоговые органы по месту нахождения организации. Сам налог должен будет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом.

У плательщиков налога будет возможность уменьшить его величину за счет проведения мероприятий, которые реально смогут уменьшить негативное воздействие на природу соответствующих хозяйственных объектов. Для этого достаточно будет документально подтвердить эффективность таких мероприятий и расходы на их проведение. И тогда можно будет произвести налоговый вычет.

К документу приложен проект налоговых ставок на первый год их действия. Сравнение с действующими сейчас размерами платежей НВОС показывает, что создатели проекта не планируют их резко менять. Но в документе оговаривается, что в дальнейшем они будут учитывать фактическую инфляцию в стране.

Зачем это нужно

В пояснительной записке, приложенной к проекту поправок, говорится, что «анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему Российской Федерации свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа». Министерство финансов считает, что перевод платежей НВОС в форму экологического налога повысит ответственность физических и юридических лиц за его уплату. Еще бы! Ведь неуплата экологических неналоговых платежей не образует сейчас состава преступления, предусмотренного УК РФ. А когда они станут налогом ситуация резко изменится. Минфин считает, что принятие поправок позволит без изменения уровня налоговой нагрузки увеличить поступления в бюджет за счет улучшения качества администрирования. А это, в свою очередь, будет благотворно влиять на экологическое развитие Российской Федерации.

Сейчас документ должен пройти стадию оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Его создатели планируют, что на принятие поправок может уйти около года. Таким образом, они могут вступить в силу с 1 января 2020 года, и тогда в России заработает экологический налог.

Экологический налог — изменение названия или содержания?

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, являлся темой круглого стола, который прошел 31 октября 2020 г. в рамках Всероссийского налогового форума в Торгово-промышленной палате РФ. В заседании приняли участие представители Минфина России, Минприроды России, Минэкономразвития России, Конституционного суда, Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, а также представители бизнес-сообщества.

Поводом для проведения круглого стола послужил разработанный Минфином России проект федерального закона, вводящего в НК РФ новую главу «Экологический налог». Он размещен на едином портале правовой информации и в настоящее время находится на стадии публичных обсуждений текста законопроекта и его антикоррупционной экспертизы. В разъяснении от 14.08.2020 «По законопроекту об экологическом налоге» финансовое ведомство пояснило, что никакие новые экологические платежи не вводятся. Экологический налог должен прийти на замену действующей сейчас платы за негативное воздействие на окружающую среду. Подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», 2020, № 33.

Участникам круглого стола было предложено рассмотреть возможность одобрения ТПП РФ трансформации платы за загрязнение окружающей среды в экологический налог при выполнении ряда принципиальных условий, а именно:

реальное обеспечение целевого использования аккумулируемых средств путем создания специальных экологических бюджетных фондов различных уровней;

снятие барьеров для реализации законного права природопользователей учитывать затраты на природоохранные мероприятия;

правильное распределение функций и задач между ФНС России и Росприроднадзором;

переходный период в администрировании — не менее 10 лет;

недопустимость повышения совокупной административной нагрузки природопользователей;

признание плательщиками экологического налога всех природопользователей, независимо от источников финансирования;

исключение возможности параллельно требовать возмещения вреда окружающей среде, не считаясь с фактом уплаты экологического налога;

исключение взимания экологического налога за образование отходов, поскольку негативное воздействие на окружающую среду возникает в результате размещения отходов, а не их образования;

выделение бюджетных ассигнований природоохранной направленности не только на государственные закупки конкретных работ или оборудования, но и на государственно-частное партнерство;

установление правил отбора проектов природоохранной направленности, осуществляемых за счет бюджетов или с применением государственной поддержки.

Свои соображения по поводу законопроекта высказали участники круглого стола.

Минфин России

Представитель ведомства отметил, что цель введения экологического налога — сделать систему взимания экологических платежей более прозрачной и понятной, в том числе и в плане администрирования. А налоговики администрируют платежи очень хорошо.

При разработке законопроекта не ставились задачи увеличить налоговую нагрузку на предприятия или ее ужесточить. Она должна остаться прежней и не приводить к ухудшению положения предприятий. А все спорные моменты, которые возникают, можно «настроить» в рамках Налогового кодекса.

Минприроды России

По мнению ведомства, являющегося сейчас единственным администратором экологического платежа, законопроект пока очень «сырой». В целом Минприроды России поддерживает курс на предсказуемость и прозрачность экологических платежей. Но проект нужно доработать, чтобы избежать увеличения нагрузки на компании и чтобы плата из стимулирующего платежа не превратилась в фискальный.

Сбор экологического налога должен быть направлен не на пополнение бюджета, а на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому конечной целью должна быть нулевая собираемость налога. Это будет означать, что все нормативы предприятиями выполняются и негативного воздействия на окружающую среду не оказывается.

Конституционный суд

Положительным моментом введения экологического налога является то, что он устранит имеющуюся сейчас путаницу в экологических платежах. В перспективе должен быть единый комплексный платеж, включающий в себя все публичные платежи, связанные с воздействием на окружающую среду. Иначе бизнес-сообщество окончательно запутается, кто за что платит. При этом важно, чтобы не получилось, что большая часть налога будет уходить на его администрирование.

В законопроекте сохранена возможность уменьшить сумму экологического налога на расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Однако, по мнению представителя Конституционного суда, важно не допустить, чтобы эти вычеты полностью «съедали» обязанность по уплате налога. В бюджет все равно должны поступать средства. Ведь природоохранные мероприятия не молниеносно восстанавливают окружающую среду. В связи с этим Конституционный суд поддерживает заложенное в законопроекте 70-процентное ограничение на вычет.

По мнению представителя судебного органа, нельзя освобождать от уплаты экологического налога по виду финансирования. Должно быть равенство плательщиков публичного платежа. Кроме того, нельзя говорить о том, что уплата налога может заменять собой возмещение вреда, которое является мерой гражданско-правовой ответственности. А налог к ответственности никакого отношения не имеет. Государство не должно отказываться от возмещения вреда в интересах граждан, проживающих на территории, которой нанесен вред.

Еще один момент, на который обратил внимание представитель Конституционного суда, касается переходных положений. В законопроекте упор сделан на взыскание недоимки по экологическим платежам в переходный период, но ничего не говорится о возврате переплаты. А с этим, как показала практика перехода администрирования страховых взносов к налоговым органам, могут быть проблемы.

Минэкономразвития России

Ведомство поддерживает позицию: «Все, что налог, должно быть в Налоговом кодексе». Но экологический налог очень сложный. По нему трудно установить налоговую базу, адекватную налоговую ставку, чтобы не увеличивать налоговую нагрузку. Поэтому Минэкономразвития России считает, что начинать перевод платежей в налоги с такого сложного платежа нельзя.

Кроме того, пугает уголовная ответственность, которая грозит неплательщикам налога. Есть опасения, что все крупные плательщики строем пойдут судиться с налоговыми органами.

Комитет ТПП РФ по природопользованию и экологии

Представители комитета отметили, что для налога должна быть четко определена налоговая база. А то, как она определена в законопроекте (объем или масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, объем или масса фактически образованных и размещенных отходов производства и потребления), этому критерию не соответствует. Для такой налоговой базы нужен хороший инструментальный контроль, которого пока нет.

Положительным моментом от введения налога будет то, что появится более жесткая ответственность. Сейчас ее фактически нет. В настоящее время, чтобы не платить экологические платежи, можно взять справку, что ты сам перерабатываешь отходы. Эти справки обычно покупаются.

Нужно четко понимать, куда идут собранные деньги. Сейчас за этим слабый контроль. По действующему законодательству экологические платежи поступают: 5% — в федеральный бюджет, 40% — в субъекты РФ и 55% — в местные бюджеты. При этом трата собранных средств осуществляется по усмотрению субъектов РФ и местных органов власти. То есть деньги могут быть направлены, например, на зарплату врачам и учителям, а не на природоохранные мероприятия.

Недоработкой (или ошибкой) законопроекта является включение в число плательщиков экологического налога физических лиц. Выходит, что каждому дворнику и каждому дачнику придется получать лицензию на обращение с отходами.

Представители бизнес-сообщества

Выступающие на круглом столе отметили важность целевого использования экологического налога. Необходимо, чтобы компании знали и видели, что уплаченные деньги идут на восстановление экологии на их территории. Также важно контролировать, чтобы субъекты РФ и местные органы власти направляли на экологию не меньше средств, чем получили в качестве платежей.

Представители бизнес-сообщества согласились с тем, что есть проблемы с определением налоговой базы, поскольку на это влияет огромное количество факторов.

Отдельные выступающие говорили о том, что государство рассматривает экологический налог как пополнение бюджета. Об этом, в частности свидетельствует система авансовых платежей. Ведь вне зависимости от того, какое негативное воздействие на окружающую среду компания оказала в текущем году, заплатить нужно четверть от того, что платили в прошлом году. А прошлый год мог быть и неудачным в плане экологии. Кроме того, согласно заявлениям разработчиков законопроекта, экологический налог направлен на реализацию природоохранных мероприятий. Однако конкретной программы таких мероприятий нет. Поэтому получается, что главная задача введения экологического налога — собрать деньги.

В законопроекте предусмотрен возврат до 70% платежей. Но у компаний могут быть очень эффективные затраты по снижению негативного воздействия на окружающую среду, которые полностью исключат негативное воздействие. Но вернуть уплаченные деньги в полном объеме компании не смогут. В связи с этим появляется дестимулирование предприятий на внедрение высокоэффективных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Экологический налог в 2020-2020 годах — сроки уплаты, ставки

Экологический налог пока еще не упоминается в Налоговом кодексе РФ, хотя некоторые виды платежей могут попадать под это понятие. Что собой представляет экологический налог и какие существующие в России сборы могут охарактеризовать данное словосочетание, рассмотрим в нашей специальной рубрике.

Что такое экологический налог

Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.

Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.

Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.

Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.

Подробнее о действующих экологических платежах читайте в этом материале.

Добавим, что скорее всего, экологический налог в полном смысле этого слова скоро появится и у нас в стране. Соответствующие поправки в НК РФ (проект) уже увидели свет.

Какие налоги можно отнести к экологическим

С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

  • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
  • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
  • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
  • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.

О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается здесь.

Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды

I кв. — до 20.04.2020;II кв. — 20.07.2020;III кв. — 22.10.2017;IV кв. — 21.01.2020

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых

январь — до 26.02.2020;февраль — 26.03.2020;март — 25.04.2020;апрель — 25.05.2020;май — 25.06.2020;июнь — 25.07.2020;июль — 27.08.2020;август — 25.09.2020;сентябрь — 25.10.2020;октябрь — 26.11.2020;ноябрь — 25.12.2020;декабрь — 25.01.2020.

Как уплатить НДПИ в 2020 году, узнайте здесь

Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз.

физлица за 2017 год до 03.12.2020;организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ.

Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель.

физлица за 2017 год — до 03.12.2020;организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в местных НПА.
  • Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.
  • Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

    Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2020 год приведены в таблице:

    Экологический налог 2017–2020

    Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

    В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса

  • По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 06.08.2020, оплату необходимо произвести 06.08.2020.
  • По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20 числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26.03.2020, оплату нужно совершить 26.03, 20.04, 21.05, 20.06, 20.07, 20.08, 20.09, 22.10, 20.11, 20.12.2020 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения.
  • По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 12.11.2020, платеж нужно произвести до 20.12.2020
  • Как осуществить уплату экологического сбора

    Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:

    При этом указанный платеж начиная с 2017 года (т. е. с платежа за 2016 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

    Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.

    О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

    Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.

    Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

    Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2017 год, можно увидеть здесь.

    Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.

    По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

    Другой вид экологического налога, существующий уже много лет, — это плата за негативное воздействие на окружающую среду.

    О нормативных документах, отражающих особенности экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

    Обязанность его перечисления в бюджет возникает по следующим основаниям:

  • при осуществлении выбросов от стационарных объектов.
  • при организации сбросов загрязняющих веществ.
  • при размещении отходов.
  • ВАЖНО! В расчете платы не существует такого понятия, как ставка. Так же, как и в экологическом сборе, расчет платежа осуществляется с учетом нормативных значений того или иного воздействия. Нормативы устанавливаются Правительством РФ и корректируются на коэффициенты в зависимости от вида воздействия и территории его возникновения.

    Разобраться с нюансами отчетности и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) помогут материалы:

    О повышении с 2020 года ставок платы за НВОС см. здесь.

    Важно также обратить внимание на некоторые нюансы исчисления указанного сбора. Например, если отходы размещаются на придворовой территории арендуемого помещения, кто тогда должен платить за загрязнения — арендатор или арендодатель?

    Правильный ответ в такой ситуации поможет найти корректно составленный договор аренды: если в нем предусмотрен переход права собственности на отходы арендатору, то плату вносит он. В противном случае плательщиком сбора будет арендодатель как собственник помещения. Именно такие разъяснения дает Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», размещенной на сайте этой службы. Отметим, что если у арендодателя заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, предусматривающий переход права собственности на этот мусор, то ему не придется уплачивать такой экологический налог, т. к. этим займется специализированная организация. Соблюдение правильности исчисления и уплаты указанного платежа осуществляется тем же органом, который контролирует уплату экологического сбора (Росприроднадзором).

    По итогам каждого квартала плательщики подают в него расчеты по экологическому налогу за негативное воздействие на окружающую среду и туда же уплачивают платежи по нему. Сроки уплаты этого вида экологического налога за 2020 год приходятся на 20.04, 20.07, 20.10.2020 и 20.01.2020. Перенос срока для этого платежа в связи с выходными днями не действует.

    Как Минприроды планирует изменить срок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, расскажем в публикации.

    Как видим, несмотря на то что экологического налога в настоящее время в нашей стране нет, его функции выполняются другими налоговыми и неналоговыми платежами.

    О том, как в РФ решается вопрос платы за соблюдение экологической обстановки, а также об опыте других стран по этому вопросу, вы всегда сможете узнать из материалов нашей рубрики «Экологический налог».

    Порядок исчисления и уплаты экологического налога

    Экологический налог — понятие, которое на сегодняшний день отсутствует в НК РФ. В России оно неофициально используется для обозначения некоторых платежных обязательств — экологического и утилизационного сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако скоро в кодексе может появиться отдельная глава, посвященная этому налогу.

    Экологические налоги в России: перспективы введения

    Экологический налог в Российской Федерации на данный момент не является юридической категорией. Данное понятие не закреплено в каких-либо источниках права. Некоторые эксперты ожидают, что этот налог будет дополнять транспортный налог, установленный гл. 28 НК РФ. Так, на уровне Правительства рассматриваются инициативы по введению норм, позволяющих государству взимать сбор с владельцев автомобилей, исходя из экологических характеристик транспортных средств.

    Экологический налог, таким образом, предполагается взимать в корреляции с интенсивностью загрязнения окружающей среды тем или иным транспортным средством. Вероятно, в первую очередь он будет рассчитан на владельцев автомобилей устаревших моделей, что, по мнению чиновников, поможет стимулировать приобретение россиянами машин новых марок, в том числе отечественного производства. Это положительно скажется на рынке автомобильного ритейла и положении дел на российских автозаводах.

    Оценка правительственной инициативы по введению экологического налога неоднозначна. С одной стороны, эксперты считают, что соответствующий сбор, действительно, может стать дополнительным драйвером роста автомобилестроения и продаж транспортных средств в Российской Федерации.

    С другой стороны, такая инициатива оценивается как не вполне корректная в силу того, что многие российские автолюбители, владея машиной, могут фактически не пользоваться ей. Нередко автомобили старых, неэкологичных моделей стоят в гараже как вспомогательное средство транспорта, в то время как их владельцы ездят на более новых авто. Соответственно, существенного вреда окружающей среде такие машины не приносят, но, исходя из логики предлагаемой инициативы, человеку придется платить за них налог.

    Экологический налог и одноименный сбор: соотнесение понятий

    Отметим, что в правовой системе РФ зафиксировано понятие «экологический сбор». Оно раскрывается в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89.

    Экологический сбор — это не налог, однако относится к доходам федерального бюджета. Он должен уплачиваться производителями либо импортерами товаров, которые подлежат утилизации по факту утраты ими необходимых потребительских свойств.

    О том, в каких конкретно случаях производители и импортеры становятся плательщиками этого сбора, читайте в материале «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

    Ставка экологического сбора определяется, исходя из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку, а также утилизацию конкретного изделия или единицы его массы (п. 5 ст. 24.5 закона № 89).

    Денежные средства, которые поступят в федеральный бюджет от плательщиков экологического сбора, будут направлены на реализацию государственных программ в форме выплаты субсидий субъектам РФ на софинансирование экологических региональных программ, направленных на оптимизацию обращения с отходами, а также компенсацию издержек на утилизацию товаров, утерявших потребительские свойства (п. 10 ст. 24.5 закона № 89).

    Таким образом, между понятиями «экологический налог» (его юридическое закрепление предполагается в перспективе) и «экологический сбор» (уже зафиксированного в источниках права) есть следующие ключевые различия:

    • первое предполагает регулирование посредством положений НК РФ, второе — общим налоговым законодательством, а также подзаконными правовыми актами (в данном случае — постановлениями Правительства РФ);
    • первое предполагает отнесение к налоговым доходам бюджета (по всей вероятности, федерального), второе классифицируется как неналоговый сбор;
    • налоговые поступления в федеральный (и иные) бюджет впоследствии могут расходоваться на разные цели, а в случае с экологическим сбором поступившие средства должны использоваться в конкретных целях.
    • О ключевых моментах, определяющих правила расчета сбора, оплаты и подачи отчетности по нему, читайте в статье «Пример заполнения декларации по экологическому сбору».

      Плата за вредное воздействие на экологию

      Экологическим налогом в России также неофициально называют плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В отличие от экологического сбора, который был введен только в 2014 году, плата за НВОС существует уже давно. Она была установлена законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7.

      Рассматриваемый платеж — это, как и экологический сбор, не налог. Его статус звучит как «публично-правовой платеж» (определение Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О), который можно отнести к категории фискальных сборов. В данном случае — сборов компенсационного характера (за вредное воздействие на экологию).

      Перечислять плату за НВОС должны организации и физлица, как российские, так и иностранные, которые работают в РФ в сфере природопользования, а также те фирмы, которые пользуются арендованным оборудованием, оказывающим вредное воздействие на экологию.

      Расчет данной платы предприятия осуществляют самостоятельно в соответствии с положениями постановлений Правительства РФ:

    • от 28.08.1992 № 632;
    • от 12.06.2003 № 344.
    • Перечислять соответствующие платежи необходимо до 20 числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

      Администрирует соответствующие платежные обязательства Управление Федеральной службы в сфере природопользования.

      Итак, ни экологический сбор, ни плата за вредное воздействие на окружающую среду в РФ на данном этапе не являются налогами. Поэтому понятие экологического налога пока в законодательстве РФ никак не закреплено.

      Экологический налог в Беларуси

      Вместе с тем де-юре данный термин присутствует в другой стране ЕАЭС — Беларуси, и потому нам, россиянам, ожидающим введения в РФ налога экологического, полезно будет изучить опыт соседнего государства в части правовых норм, регулирующих его исчисление и уплату.

      О составе ЕАЭС и обязанностях его членов читайте в статье «Таможенный союз Евразийского экономического союза (нюансы)».

      Экологический налог в Беларуси вполне соответствует критериям полноценного налога. Положения, регулирующие его исчисление и уплату, зафиксированы на уровне национального законодательства, а именно — в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

      Так, плательщиками соответствующего налога, установленного в Беларуси, являются организации и ИП. Также к субъектам уплаты этого налога относятся собственники отходов производства, практикующие захоронение подобных веществ.

      Объектами налогообложения признаются:

    • выбросы веществ в атмосферу;
    • сброс водных стоков;
    • хранение и захоронение веществ, относящихся к отходам производства;
    • ввоз в Республику Беларусь веществ, разрушающих озоновый слой, как в чистом виде, так и в составе какой-либо продукции.
    • Базу экологического налога в Беларуси формируют зафиксированные объемы:

    • выбросов веществ в атмосферу;
    • сточных вод;
    • веществ, относящихся к категории производственных отходов и подлежащих хранению либо захоронению;
    • веществ, разрушающих озоновый слой (представленных в чистом виде либо в составе продукции).
    • Дифференцирование ставок налога

      Ставки по экологическому налогу в Беларуси установлены для каждого объекта налогообложения и практически ежегодно меняются в сторону повышения.

      Если речь идет о выбросах веществ в атмосферу, то их величина зависит от класса опасности веществ. Если не определено, к какому классу опасности относится то или иное вещество, выбрасываемое в атмосферу, экологический налог не исчисляется.

      Что касается ставки по экологическому налогу за сброс предприятиями сточных вод, ее величина зависит от типа водоема, в который производится сброс.

      Экологический налог на отходы зависит от класса опасности этих отходов. Существуют и ставки для сбора за хранение отходов, также зависящие от класса их опасности, причем за хранение отходов 4 класса опасности взимание экологического налога в РБ не предусмотрено.

      Есть ставка, установленная в отношении экологического налога на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ, включая те, что присутствуют в составе какой-либо продукции.

      Налоговый период, расчет суммы налога, сроки уплаты

      Налоговый период экологического налога в Беларуси (кроме сбора за ввоз озоноразрушающих веществ) — календарный квартал. Налогоплательщики обязаны предоставлять в Министерство по налогам и сборам РБ декларацию до 20 числа месяца, который следует за прошедшим отчетным кварталом.

      Декларации по налогу за хранение веществ, относящихся к отходам производства, предоставляются в упомянутое ведомство до 20 числа месяца, следующего за тем, в котором у плательщика возникло обязательство по перечислению в госбюджет данного налога.

      Уплата в бюджет РБ экологического налога (кроме той его разновидности, что предусмотрена за ввоз в Беларусь озоноразрушающих веществ) осуществляется ежеквартально до 22 числа месяца, который следует за прошедшим отчетным кварталом. Уплата в госбюджет налога на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ должна осуществляться еще до того, как они будут ввезены на территорию республики.

      Уплата в госбюджет экологического налога плательщиками, которые владеют объектами захоронения веществ, относящихся к категории отходов, должна осуществляться в корреляции с суммами, которые перечисляют им собственники данных веществ.

      Суммы налога на выбросы веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение либо захоронение веществ, относящихся к отходам производства, а также на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ налогоплательщики включают в структуру затрат по производству и реализации товаров.

      Формула расчета установленного законами РБ экологического налога предполагает умножение величины налоговой базы и установленной ставки. Определение фактических объемов, характеризующих выбросы веществ в атмосферу, предполагает суммирование показателей по выбросам в зависимости от класса опасности веществ. Соответствующие выбросы не рассматриваются дифференцированно по конкретным видам веществ.

      Если общая величина выбросов, допущенных предприятием, менее 3 тонн, то уплата экологического налога необязательна. В МНС Беларуси в этом случае подается нулевая декларация.

      Итоги

      В России законодательно установлены 2 понятия, имеющие отношение к платежам за экологию. Это экологический сбор и плата за НВОС. Однако они не являются налоговыми платежами. Экологического налога в РФ нет. Однако рассматривается возможность его введения. За образец при этом может быть взят подобный налог, существующий в Республике Беларусь.

      В России вводится новый налог. Поправки для новой главы НК уже готовы

      В Налоговом Кодексе появится новая глава «Экологический налог». Проект соответствующего закона разместил Минфин.

      Таким образом внедряется план по включению в НК неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер.

      Кто будет платить, за что и сколько — расскажем.

      Зачем

      Существующий в настоящее время неналоговый платеж — плата за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемый природоохранным законодательством, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в НК.

      Введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду, говорится в пояснительной записке к проекту.

      Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему РФ свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, посетовали в Минфине.

      Чиновники обратили внимание на недостаточную ответственность плательщиков, которые пренебрегают своими обязанностями.

      Взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке, а способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют. Неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного УК РФ.

      Таким образом, в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

      Но введение экологического налога все изменит.

      При сохранении действующего уровня налоговой нагрузки позволит увеличить поступления в бюджетную систему РФ за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания.

      Что облагается

      Экологический налог, по сути, заменяет действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

      Объектом налогообложения признаются виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.

      Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

      Кто платит

      Налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

      При образовании отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том ИП, при осуществлении которыми деятельности образовались отходы.

      При образовании твердых коммунальных отходов налогоплательщиками налога признаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

      Не являются плательщиками налога организации и физлица, в том числе ИП:

      — осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;

      — в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

      За что

      Объектом налогообложения признается негативное воздействие на окружающую среду в результате:

      — выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ;

      — сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ;

      — образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

      Не признается объектом налогообложения:

      — негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней.

      — размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов;

      — накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов

      Ставки

      Проектом установлены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества, с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества (показателя).

      Таблицу со ставками экологического налога можно скачать здесь.

      С 2021 года налоговые ставки умножаются на коэффициент, учитывающий уровень инфляции.

      В ряде случаев к ставкам налога применяются коэффициенты от 0 до 100.

      В НК будут представлены формулы для расчета налога. Вот, например, как выглядит формула расчета налога за размещение отходов для субъектов МСП:

      Как платить и отчитываться

      Поправками в НК определены порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и представления декларации по налогу, установлен порядок уменьшения суммы налога на расходы, связанные с реализацией мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

      Налоговым периодом по экологическому налогу признается год.

      В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов МСП, уплачивают в бюджет авансовые платежи в размере ? от суммы налога за прошлый год до 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

      Сам налог уплачивается не позднее 1-го марта года, следующего за налоговым периодом.

      В этот же срок (до 1 марта следующего года) надо сдать декларацию в ИФНС.

      Когда

      Планируется, что новая глава НК заработает с 1 января 2020 года, но не ранее 1 января года, следующего за годом принятия закона с вышеназванными поправками, и не ранее одного месяца со дня официального опубликования такого закона.

      Бизнес

      Промышленность

      Берегите природу: в России могут ввести новый налог

      Новый экологический налог могут ввести в России

      Правительство обсуждает введение экологического налога, который заменит сбор с предприятий за сброс неочищенных вод. Новый налог должен подстегнуть «грязные» предприятия перейти на современные очистные сооружения, считают чиновники. Впрочем, бизнес выступает против таких нововведений.

      В правительстве рассматривают возможность заменить платежи для предприятий за сбросы неочищенных стоков в водные объекты на экологический налог, рассказал в интервью «Российской газете» руководитель Росводресурсов Дмитрий Кириллов. В настоящее время плата за сбросы загрязняющих веществ зависит от объемов таких веществ, от их видов и от региона, где находится предприятие.

      «Сейчас финансовым блоком правительства обсуждается идея заменить платежи для предприятий за сбросы неочищенных стоков в водные объекты на экологический налог. Такой налог может быть дополнительным стимулом для «грязных» промышленных и коммунальных предприятий использовать современные технологии очистки»,

      По его словам, государство помогает предприятиям, модернизирующим очистные сооружения. В частности, субсидирует процентную ставку по кредитам, взятым на эти цели. Субсидии уже получили 40 организаций на сумму 5,3 млрд рублей. Общая стоимость реализуемых проектов составила 146,2 млрд рублей, указал Кириллов.

      Ранее стало известно о том, что Министерство финансов России намерено внести в Налоговый кодекс пять новых глав, которые коснутся экологического налога, утилизационного сбора, сбора с пользователей автодорог, налога с операторов связи и гостиничного сбора. Таким образом, ведомство кодифицирует платежи, которые в настоящий момент являются неналоговыми.

      По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс не приведет к увеличению фискальной нагрузки.

      При этом Дмитрий Медведев, подводя в среду, 17 апреля, итоги работы кабинета в Госдуме за прошлый год, заверил, что налоговая нагрузка в России не будет увеличиваться на протяжении следующих шести лет. По его словам, правительство по данному вопросу приняло «принципиальное решение». «Мы приняли принципиальное решение — в ближайшие шесть лет налоговую нагрузку не увеличивать», — сказал Медведев

      Однако проблема интеграции неналоговых платежей в налоговый кодекс беспокоит бизнес-объединения. Они считают, что обновленный Налоговый кодекс увеличит нагрузку на бизнес. Об этом в письме президенту Владимиру Путину написали «Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей.

      Законопроект Минфина фактически приравнивает неналоговые платежи к налоговым, что позволит налоговой блокировать счета компании за неуплату утилизационного или курортного сбора, опасается бизнес.

      Что касается экологического налога, он был предложен Минфином летом 2020 года. Как отметили в ведомстве, замена экологического сбора на экологический налог не повысит расходы бизнеса на выплаты за негативное воздействие на окружающую среду.

      Сейчас взимание платы за загрязнение окружающей среды не эффективно, указывают в Минфине. По этой причине государственные экологические программы финансируются из других статей бюджета. Введение экологического налога позволит существенно увеличить природоохранные поступления, поскольку его расчет будет производится исходя из необходимых ежегодных затрат бюджета на охрану экологии, отмечало ведомство.

      В марте российский президент Владимир Путин призвал «не спешить» с введением экологического налога.

      «Понимаю, что есть последствия определенные, и прошу Антона Германовича (Силуанова, главу Минфина — «Газета.Ru») с этим не спешить, тем более что это пока не законопроект, а одна из идей Минфина. Ничего здесь пока не сформулировано окончательно», — сказал президент в ходе пленарного заседания съезда РСПП.

      Глава государства отметил, что предпринимателям все равно, по каким каналам платить, ведь «эти неналоговые платежи становятся неподъемными». «Поэтому Минфин и сделал это предложение — внести экологические платежи, упаковать их в Налоговый кодекс», — указал Путин.

      Спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов ранее выступил против идеи Минфина. «Я не за налоги, а за плату. Я не противник Минфина, но налоги должны касаться всех или почти всех, а негативное воздействие на экологию оказывает не вся промышленность — это сырьевики, металлурги, но не сфера ИТ», — пояснил свою позицию Иванов.

      Природоохранный налог

      Министерство финансов опубликовало на портале проектов нормативных правовых актов проект поправок в Налоговый кодекс, которые касаются введения в России экологического налога. Этот налог, в случае если законопроект будет принят, заменит платежи за загрязняющие выбросы.

      Новым налогом предлагается облагать организации, деятельность которых наносит ущерб экологии, в том числе из-за выбросов загрязняющих веществ в воздух или воду. Однако предлагается сделать исключение: если вред экологии наносится «в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней». Также новый налог не будет взиматься с организаций, которые размещают отходы на специальных объектах (порядок размещения предлагается определить правительству), а также с тех, кто накапливает отходы, чтобы утилизировать их в течение 11 месяцев.

      Источник РБК в Минприроды объясняет, что под деятельностью, финансируемой бюджетами всех уровней, которая не будет объектом налогообложения, подразумевается работа бюджетных учреждений. «В рамах деятельности таких организаций тоже образуются отходы, но платить за их размещение экологический налог не будут», — сказал он. РБК направил запрос в Министерство финансов с просьбой уточнить, какие компании не должны будут платить новый налог.

      Минфин предлагает также ввести коэффициент, который будет зависеть от объема размещенных предприятием отходов, от использования технологий, минимизирующих вред окружающей среде, от класса опасности отходов. Коэффициент будет равен 100, если объем или масса выбросов превышают лимиты, установленные для объектов I и II категорий (в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», это объекты, оказывающие значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду). Понижающий коэффициент будет действовать для новых нефтяных месторождений, расположенных в Баренцевом, Карском, Печорском, Чукотском, Восточно-Сибирском, Белом морях и море Лаптевых. Для них с января 2020-го по декабрь 2020 года будет действовать коэффициент 1, затем до конца 2030 года — 0,25, затем снова 1.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *