Лицензия на алкоголь — требования для кафе в 2020 году. Лицензия на производство алкоголь 2020 требования

Лицензия на алкоголь — требования для кафе в 2020 году

Розничная продажа алкоголя в точках общепита

В соответствии с положениями п. 4 ст. 18 закона «О госрегулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее — закон № 171-ФЗ) лицензия на продажу алкоголя в розницу (например, в магазине) и лицензия на алкоголь для общепита (в т. ч. для ресторанов, кафе и пр., см. статью «Правила оказания услуг общественного питания в 2020 году») выдаются отдельно.

При этом розничная лицензия на алкоголь для его реализации в точках общепита также предусматривает право организации, получившей такую лицензию, на осуществление нижеперечисленных видов деятельности в отношении соответствующей алкогольной продукции:

  • на закупку по договору поставки;
  • хранение (в т. ч. во вскрытой потребительской таре);
  • использование в целях приготовления алкогольных напитков, блюд;
  • продажу во вскрытой потреб. таре или в розлив при оказании услуг общепита.

При этом розничная продажа не всех видов такой продукции обязывает к получению данного разрешительного документа. Так, без лицензии могут совершаться в кафе продажи (п. 1 ст. 18 закона № 171-ФЗ):

  • пива и пивных напитков;
  • сидра;
  • пуаре;
  • медовухи;
  • спиртосодержащей продукции;
  • виноградного сусла, произведенного сельхозтоваропроизводителями.
  • ВАЖНО! В точках, осуществляющих реализацию алкогольной продукции в розницу, обязательно применение контрольно-кассовой техники. Данное правило не содержит исключений (например, для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, и т. д.), т. к. нормы закона № 171-ФЗ являются специальными по отношению к нормам закона «О применении контрольно-кассовой техники» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47, разъяснения Росалкогольрегулирования от 25.11.2016 № 2-9375/03-04).

    Лицензия на алкоголь для кафе: требования к точке общепита

    Выделим следующие требования, которые должны быть соблюдены в совокупности для того, чтобы кафе (см. ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт…» для определения классификационных признаков кафе как одного из видов объектов общепита) была выдана соответствующая лицензия на алкоголь:

  • Организационно-правовая форма. Заниматься розничной торговлей алкоголем имеют право только юрлица. Аналогичная деятельность запрещена для ведения индивидуальными предпринимателями (см. п. 1 ст. 16 закона № 171-ФЗ). ИП могут продавать в кафе только пиво и пивные напитки, сидр, медовуху, пуаре.
  • Помещение. Помещение кафе должно быть стационарным. Однако при оказании услуг общепита разрешается продавать алкоголь в вагонах-ресторанах, на воздушных, морских, речных судах и судах смешанного и внутреннего плавания (п. 4 ст. 16, абз. 7 п. 1 ст. 18 закона № 171-ФЗ).
  • Вид вещных прав на помещение: собственность, хозведение, оперативное управление или аренда сроком более 1 года (абз. 8 п. 10 ст. 16 закона № 171-ФЗ).
  • Территориальное расположение точки. У точек общепита требований к размещению относительно тех или иных объектов меньше, чем у розничных магазинов (например, кафе, в котором продается алкоголь, может быть размещено и на территории культурного объекта). Общие требования изложены в пп. 2, 4–6 ст. 16 закона № 171-ФЗ.
  • Площадь точки не установлена.
  • Наличие складского помещения необязательно.
  • Какие нужны документы

    Разрешительный документ (лицензия на продажу алкоголя в точках общепита) выдается уполномоченным госорганом — Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулированием, п. 5.3.2 Положения… от 24.02.2009 № 154).

    Список документов, которые должны быть представлены хозсубъектом в контролирующий орган для получения лицензии на продажу алкоголя в кафе, регламентирован:

  • п. 1 ст. 19 закона № 171-ФЗ;
  • пп. 14–23 Административного регламента. утв. приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.
  • Так, в названный перечень документов входят:

  • заявление о выдаче соответствующего вида лицензии с указанием обязательных реквизитов;
  • надлежащим образом заверенные копии учредительной документации;
  • копия документа о госрегистрации заявителя, заверенная регистрирующим органом;
  • копии документов о постановке заявителя и его обособленных подразделений на учет в органах ФНС РФ (могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия);
  • копия документа о внесении госпошлины (также может быть запрошен в порядке межведомственного взаимодействия);
  • заключение компетентного органа о соответствии помещения для ведения деятельности всем установленным законом требованиям (также может быть запрошено в порядке межведомственного взаимодействия);
  • документация, подтверждающая, что заявителем оплачен уставный капитал.
  • Рекомендуем также к прочтению наши статьи:

    Итак, при предоставлении населению услуг общепита может осуществляться также продажа алкогольной продукции. При этом необходимо наличие соответствующей лицензии. Без лицензии, тем не менее, может осуществляться продажа некоторых видов алкогольной продукции. По общему правилу продажа алкоголя, в т. ч. в точках общепита, может вестись только юрлицами, хотя это правило не распространятся на те виды алкоголя, которые могут продаваться без лицензии.

    Лицензия на алкоголь 2020: виды, цены, процедура оформления

    Оборот алкогольной продукции в Российской Федерации — дело законодательного уровня. Для регулирования его производства и оборота еще в 1995 году принят Федеральный закон №171-ФЗ от 22.11.95 , действующий и по сей день, правда, со множеством поправок и изменений.

    Для того, чтобы все требования, предписанные законом, выполнялись надлежащим образом, существует специальный контролирующий орган — Федеральная служба «Росалкогольрегулирование» .


    Прежде всего, закон дает четкий перечень понятий и определений, чтобы не возникало разночтений при его толковании:

    Понятие Толкование
    Оборот алкогольной продукции Закупка, поставка (экспорт), продажа в розницу, хранение, транспортировка
    Круг лиц, участвующий в обороте продукции Все виды организаций, вне зависимости от формы собственности, участвующие в производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; ИП, занимающиеся продажей в розницу непищевой продукции, содержащей спирт, пива и пивных напитков, яблочного сидра, медовухи; физлица, которые находятся в трудовых отношениях с перечисленными субъектами хоз. деятельности; потребители
    Алкогольная продукция Продукция (пищевая), которая в конечном объеме готового продукта которой содержит более 0,5% этилового спирта — водка, вина (виноградные, ликерные, фруктовые, игристое), сидр, пиво,

    Когда нужна лицензия

    Итак, какие же виды продукции подвергаются государственному лицензированию? В случае, если содержание этилового спирта в продукте не превышает 15%, лицензия на такую алкогольную продукцию не требуется и ее можно производить и реализовывать на общих основаниях.

    Однако, производитель должен помнить, что упомянутый выше Федеральный Закон делит продукцию с содержанием спирта, превышающим 15%, на пищевую (полуфабрикаты для алкопродукции — виноматериал, эмульсия, сусло) и непищевую (парфюмерия, лакокрасочные вещества), и предписывает, что не требуют лицензирования:

  • продажа (розничная) спиртосодержащей продукции непищевого назначения;
  • производство, закупка и распространение пива и пивных напитков;
  • закупка и транспортировка жидкостей, содержащих спирт, который используется в качестве сырья либо для технужд, однако годовой объем не должен превышать 2000 литров.
  • Вывод: для осуществления предпринимательской деятельности по поставке, производству и продаже алкогольной продукции пищевого назначения с содержанием спирта свыше 15%, необходимо получение государственной лицензии.

    Виды и цена

    Продажа спиртосодержащей продукции, подверженная лицензированию, делится на:

  • оптовую — при получении таких лицензий выдвигаются дополнительные требования по наличию складских помещений достаточной площади и соответствующих технических характеристик;
  • розничную — для предприятий общепита, кафе, баров, ресторанов, магазинов.
  • Наименование лицензии Стоимость, руб Примечание Срок действия
    Розничная продажа алкогольной продукции 65 000 Любого вида 1 год
    Оптовая продажа алкогольной продукции собственного производства, реализуемая самостоятельно 9 500 000 Этиловый спирт 1 год
    800 000 Вино и винные напитки 1 год
    800 000 Другое 1 год
    Оптовая продажа продукции, закупленной на стороне 800 000 Любого вида 1 год

    Для малого бизнеса получение лицензии на торговлю алкоголем имеет слишком высокую цену. Объясняется столь высокая планка стремлением государства допустить на рынок только тех поставщиков, которые смогут обеспечить потребителя по-настоящему качественным продуктом.

    Тем бизнесменам, для которых сумма государственной пошлины за оптовую торговлю еще слишком высока, следует начать с розницы и лицензии за 65 000 рублей.

    Требования для получения лицензии на алкоголь в 2020 году

    Как гласит Федеральный Закон № 171-ФЗ и Положения о лицензировании, разрабатываемые на региональном уровне, получить лицензию на торговлю алкогольной продукцией может как российская, так и зарубежная компания, любой формы собственности.

    Минимальная сумма уставного капитала для розничной торговли — 10 000 рублей (в Москве — 1 000 000 рублей), для оптовой — предпринимателям с объемом уставного капитала не менее 10 000 000 рублей.

    Важно наличие помещения в соответствии с требованиями МЧС, санэпидемстанции и прочих требований, указанных в региональных указах.

    Для кафе, в котором планируется продавать алкоголь, эти требования таковы:

  • Площадь помещения — не менее 50 м 2 .
  • Как разъясняет Росалкогольрегулирование в своем Письме № 8977/03-04 от 30.04.2013, отвечая на часто задаваемые вопросы, алкоголь может реализовываться лишь в стационарных объектах торговли, то есть оборудованных специально для этих целей, связанных с землей фундаментом.
  • Наличие инженерных коммуникаций обязательно — водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
  • Установлено минимальное расстояние от места розничной продажи алкопродукции до спортивных, образовательных и медицинских учреждений — 100 метров.
  • О порядке получения лицензии на алкоголь узнайте из видео.

    Необходимые документы для получения лицензии

    Копии, заверенные нотариусом.

    Пакет уставных документов:

  • Решение о создании Учредителя (для 1 участника) или Договор о создании и Протокол собрания Учредителей (для 2 и более участников)/
  • Последняя редакция Устава/
  • Государственная регистрация (свидетельство выдается ЕГРЮЛ)/
  • постановка на учет в налоговой (ИНН)/
  • документ, подтверждающий право собственности на здание или его часть, где будет производиться оборот алкогольной продукции/
  • санэпидемзаключение Службы по надзору прав потребителей.

  • Прошитые, пронумерованные и заверенные печатью соискателя копии:

    • план помещения (выдается в проектно-инвентаризационном бюро (экс-БТИ);
  • договор аренды/субаренды объекта (бар, магазин, ресторан, кафе).
  • договор со специализированной организацией на монтаж пожарной сигнализации либо акт обследования существующей пожарной сигнализации, с приложением актов приема-передачи и лицензии организации, выполнявшей работы по ее монтажу;
  • договор о техобслуживании пожарной сигнализации с лицензией обслуживающей организации;
  • регистрация контрольно-кассовой машины (карточка);
  • в случае оплаты уставного капитала денежными средствами прилагается подтверждающая справка из банка.
  • Документы в оригинале:

  • подтверждение соответствия помещения нормам пожарной безопасности (Федеральная противопожарная служба);
  • справка, подтверждающая отсутствие у соискателя лицензии задолженности по уплате налогов и сборов (справка имеет ограниченный срок действия).
  • Как получить лицензию: порядок оформления 2020

    2020 год стал во многом революционным для предпринимателей, связанных с торговлей и производством спиртного. В том числе претерпели изменения и предъявляемые к кандидату на получение лицензии требования.

    Сегодня ее выдачу осуществляет Федеральная служба Росалкогольрегулирования .

    Для упрощения нелегкой участи предпринимателей на рынок вышли негосударственные компании-посредники, получившие лицензионные сертификаты на осуществление услуг по получению лицензий на торговлю алкоголем для физических и юридических лиц. Они содействуют своим клиентам, консультируют их, продляют действующие и получают для них новые лицензии.

    Подача заявления для получения права осуществлять розничную торговлю алкоголем осуществляется в департамент развития предпринимательства и торговли по месту регистрации субъекта хозяйственной деятельности. Сама же лицензия выдается строго «Росалкогольрегулированием».

    Между подачей заявления и получением лицензии должно пройти не более 30 календарных дней.

    Возможные причины отказа в получении лицензии

    Может случиться так: собран огромный пакет документов, часть из них заверена нотариально (что тоже стоит денег!), наконец найдены средства на госпошлину для получения вожделенной лицензии. Казалось бы, дело за малым: положи все это на стол чиновнику и жди установленного законом срока, чтобы начать получать баснословную прибыль.

    А на деле выходит немного иначе — все так, но до момента получения лицензии.

    В получении лицензии часто отказывают и вот почему. На рассмотрение подаются просроченные уставные документы, ошибочно оформленные, указанные фиктивно либо вовсе неуказанные данные о соискателе, требования об уставном капитале и его оплате игнорируются заявителем, помещение непригодно к эксплуатации, задолженности по налогам не погашены. Все бы ничего, можно повторно подать документы.

    Но! Ни государственную пошлину, ни пакет документов, в случае отказа никто не вернет. Поэтому следует отнестись к их подаче максимально серьезно и ответственно.

    Сроки действия лицензии на алкоголь

    Получить лицензию на продажу алкоголя (оптовую или розничную) придется не единожды. Если планируется дальнейшая реализации продукции, то лицензию со всем пакетом документов придется оформлять один раз в год, или же оформить ее сразу на 5 лет с уплатой соответствующей госпошлины.

    Выгода от алкогольного бизнеса в 2020 году

    Одним из самых прибыльных видов предпринимательской деятельности, отличающейся высокой рентабельностью, всегда считалась розничная торговля алкогольной продукцией.

    Невзирая на высокие затраты при подготовке документации, доведения помещения до соответствия техническим требованиям, все они с лихвой окупятся уже в первые несколько месяцев работы торговой точки. Для достижения более высоких показателей в получении прибыли следует соблюдать несколько основных условий, чтобы бизнес стал выгоден уже с первых дней своей работы.

    Поскольку для торговли алкопродукцией в розницу требуется торговая площадь квадратурой не менее 50 м 2 , лучше, если на такой большой площади будут продаваться не исключительно алкогольные напитки, а и продукты питания, кулинария, бакалея, табачные изделия.

    Практика показывает, что «алкогольные бутики», где ведется торговля исключительно спиртными напитками, еще не слишком популярны на территории РФ.

    Важно учесть, что процент наиболее востребованных напитков: водки, коньяка, пива и виски должен составлять 70% от общей доли продукции спиртного. Однако в преддверии новогодних или женских праздников, когда спрос на вина и шампанское резко возрастает, запас их должен быть достаточным, чтобы обеспечить покупателя в полной мере, а торговую точку хорошей выручкой.

    Пример начисления отпускных в 2020 году смотрите на нашем сайте.

    Коды бюджетной классификации в статье. Что это такое, зачем они нужны и какие изменения в КБК в 2020 году.

    Как закрыть ИП с долгами перед ПФР здесь.

    Штрафы

    И без того немалую степень ответственности перед потребителем заметно ужесточил принятый в декабре 2013 года Федеральный Закон № 365-ФЗ .

    В соответствии с его статьями, нерадивому предпринимателю надлежит выплатить штраф в размере до 15 000 рублей, а организации — до 300 000 рублей. Помимо уплаты штрафа, контролирующий орган должен конфисковать всю алкогольную продукцию, реализуемую без лицензии.

    В случае несоответствия объекта лицензионным требованиям, даже при наличии лицензии, торговля в магазине или работа кафе или бара будет прекращена на срок до 3 месяцев.

    Реализация товара с фиктивными акцизными марками карается штрафом до 300 000 рублей и полной конфискацией всей партии продукта. Причем, неведение не освободит от ответственности и прикрыться тем, что алкоголь в таком виде был получен от поставщика не удастся.

    Что же предписывает законодательство? С 1.01.2016г. все, кто производит, продает алкоголь оптом и в розницу, должны подключиться к ЕГАИС , чтобы с 1.07.2016 направлять информацию о своих продажах в Службу Росалкогольрегулирования.

    Иными словами, система будет содержать данные о том, кем, когда произведена каждая бутылка алкогольной продукции, каков ее состав, объем и крепость.

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 577-03-71
    (Москва)

    +7 (812) 425-60-36
    (Санкт-Петербург)

    8 (800) 350-84-13 доб 680
    Для всех регионов!

    Это быстро и бесплатно!

    Так что вот и еще один потенциальный штраф для предпринимателя: неподключение к системе обойдется до 15 000 рублей для физических лиц и до 200 000 рублей для юридических лиц.

    Как получить лицензию на алкоголь узнайте из видео.

    Автор: Ольга Максимова

    Руководитель HR службы, Кандидат юридических наук

    Лицензия на производство алкоголя

    Определение понятий: что такое «лицензия» и «алкогольная продукция»

    Определения терминов «лицензирование» и «лицензия» отражены приведены в ст. 3 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

    Лицензия — это разрешение, которое выдается для того, чтобы у организации или ИП возникло право на осуществление определенного вида деятельности.

    Лицензирование — это деятельность лицензирующих органов по оформлению лицензий.

    ВАЖНО! ФЗ № 99, определяя смысл приведенных выше терминов, не регулирует порядок лицензирования деятельности по производству алкоголя. Выдача разрешений производится в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, в частности законом «О государственном регулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

    В силу ст. 2 ФЗ № 171 алкоголь — это пищевая продукция, произведенная как из спирта, так и без его использования, которая на выходе содержит более 0,5% спирта. В частности, к алкоголю можно отнести спиртные напитки (водка, коньяк), вино, шампанское, винные напитки, пиво, пивные напитки, сидр, медовуху.

    Постановлением Правительства РФ от 09.11.2017 № 1344 утвержден Перечень пищевой продукции, не относящейся к алкогольной продукции. В частности, к такой продукции принадлежат повидло, желе, соусы, ароматизаторы, мучные и кондитерские изделия, напитки брожения и квас до 1,2% алкоголя, мороженое и десерты и т. д. Лицензия для производства и оборота такой продукции не требуется.

    Какие виды деятельности в сфере производства и оборота алкоголя подлежат лицензированию

    ФЗ № 171 в ст. 18 определяет виды деятельности, для осуществления которых нет необходимости получать лицензию:

  • Производство фармацевтической субстанции этанола, спиртосодержащих лекарств, пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
  • Розничная продажа продукции, содержащей спирт (пищевая и непищевая продукция, в том числе медицинская, содержащая более 0,5% этилового спирта).
  • Закупка спирта для использования в качестве сырья для производства алкоголя или в иных технических целях.
  • Перевозка спирта и иного алкоголя до 25% крепости (лицензия не нужна, если перевозится не более 200 декалитров в год, а также если алкоголь используется в качестве сырья или в технических целях).
  • Производство и оборот виноградного сусла.
  • В свою очередь, п. 2 ст. 18 ФЗ № 171 перечисляет продукцию, деятельность по обращению с которой обязательно требуется лицензировать. К таковой относится деятельность:

    1. По производству, закупке, хранению, поставке спирта, иного алкоголя, а также спиртосодержащей пищевой продукции.
    2. Розничной продаже алкоголя.
    3. Перевозке спирта и иных напитков с содержанием спирта более 25%.
    4. Производству, хранению, поставке, розничной продаже винодельческой продукции.

      ВАЖНО! Лицензии выдаются на каждый вид продукции отдельно. Соответственно, если организация занимается различными видами деятельности в отношении алкоголя (производит, перевозит и т. д.), а также работает с различными видами алкоголя, необходимо получение нескольких лицензий.

      Правовое регулирование порядка выдачи лицензий на производство алкогольной продукции

      Помимо приведенного выше закона № 171-ФЗ регулирование разрешительной деятельности по производству алкоголя осуществляется и иными нормативными актами, в частности:

      1. Положением, утвержденным постановлением Правительства от 06.12.1999 № 1344 (далее — положение № 1344).
      2. Приказом Росалкогольрегулирования «О форме лицензии…» от 12.11.2015 № 359 (далее — приказ № 359).
      3. Административным регламентом, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования 27.12.2013 под № 335 (далее — Административный регламент).

        Далее, опираясь на содержание перечисленных актов, расскажем, как выдаются лицензии, что необходимо сделать для их получения, каким требованиям соответствовать.

        Кто выдает лицензии на изготовление и хранение алкоголя

        Орган, выдающий лицензии на изготовление алкогольной продукции, определен указом Президента РФ «Об образовании Федеральной службы…» от 31.12.2008 № 1883. Краткое название образованного органа — Росалкогольрегулирование. Он находится в ведении Минфина РФ.

        Данный орган осуществляет контроль за производством и обращением алкоголя, а также выполняет надзорные функции (т. е. проверяет соблюдение требований законодательства во вверенной ему области). Официальный сайт органа — http://fsrar.ru. Там можно подать документы на получение электронной лицензии (при наличии электронной подписи).

        Порядок деятельности Росалкогольрегулирования определен в постановлении Правительства РФ «О Федеральной службе…» от 24.02.2009 № 154. Полномочия указаны в разделе II данного нормативного акта. В их число входит в том числе издание актов, определяющих порядок получения лицензий на производство алкоголя, а также осуществление непосредственно лицензирования данной деятельности.

        Документы, необходимые для получения лицензии на производство алкоголя

        Порядок выдачи лицензий урегулирован ст. 19 ФЗ № 171, а также Административным регламентом (п. 14). В число документов входят как обязательные к представлению, так и факультативные (получаемые госорганом в формате межведомственного взаимодействия). Для ускорения процедуры рекомендуется представлять все указанные ниже бумаги. Лицензия на хранение алкогольной продукции, ее производство и поставку единая, соответственно, подавать документы отдельно для получения разрешения на производство алкоголя не требуется.

        Для того чтобы получить разрешение, необходимо подать в Росалкогольрегулирование:

      4. Заявление. Его форма содержится в приложении № 2 к Административному регламенту.
      5. Копии учредительных документов организации, заверенные нотариально (либо оригиналы).
      6. Копию документа о госрегистрации заявителя, которая заверена органом, его выдавшим (не обязательно, но желательно).
      7. Копию документа о постановке на налоговый учет (не обязательно, но желательно).
      8. Копию документа об уплате госпошлины. Ее размер различается в зависимости от вида продукции, которую желает производить заявитель. Представление копии квитанции необязательно, факт ее уплаты Росалкогольрегулирование может проверить по базе данных (подробнее о размерах пошлин расскажем далее).
      9. Заключение о соответствии производственных и складских помещений требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (не обязательно, но желательно).
      10. Документ об аккредитации лаборатории по производству и техконтролю производства спирта, алкогольной продукции (не обязательно, но желательно).
      11. Копии сертификатов соответствия используемого оборудования (не обязательно, но желательно).
      12. Документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала в необходимом размере, например выписка из ЕГРН. Для производства спирта и алкоголя необходим уставный капитал не менее 10 миллионов рублей, для водки — 80 миллионов рублей.
      13. Схемы оснащения технологического оборудования.
      14. Расчет мощности технологического оборудования по каждому виду продукции.
      15. Документ, подтверждающий наличие производственных и складских помещений в собственности или аренде на срок более года (не обязательно, но желательно).
      16. Копии техдокументации на средства измерения и учета концентрации алкоголя в готовой продукции.

        Порядок уплаты госпошлины и ее размер

        Размер пошлины зависит от того, какой вид алкогольной или спиртосодержащей продукции желает производить заявитель. В случае если планируется производство этилового спирта, необходимо уплатить 9,5 миллионов рублей. Аналогичный размер госпошлины предусмотрен за производство любой другой алкогольной продукции за исключением вина, шампанского, винных напитков. За право производства этих видов продукции размер пошлины составляет 800 тысяч рублей. Такой же размер установлен на право получить лицензию на производство спиртосодержащей пищевой продукции.

        Представлять или не представлять документ, который подтверждает факт уплаты пошлины, решает заявитель. Если таковой не представлен, факт уплаты проверяется Росалкогольрегулированием в базе данных о государственных и муниципальных платежах.

        Факт уплаты госпошлины подтверждает платежное поручение с отметкой банка или органа Федерального казначейства о его исполнении.

        Отличается ли порядок получения разрешений на производство и на продажу алкоголя?

        Лицензии на производство и продажу алкоголя — разные разрешительные документы. Соответственно, оформленная лицензия, позволяющая производить алкогольную продукцию, не дает право заниматься ее реализацией.

        Выдачей лицензий на продажу занимается всё тот же орган — Росалкогольрегулирование. Для получения разрешения необходимо представить:

      17. Заявление. Его форма аналогична, содержится в приложении № 2 к Административному регламенту.
      18. Учредительные документы.
      19. Документ о госрегистрации юрлица (необязательно).
      20. Копия документа о постановке на налоговый учет (необязательно).
      21. Копия документа об уплате госпошлины в размере 65 тысяч рублей в год (необязательно).
      22. Документ, подтверждающий наличие уставного капитала в размере 1 миллиона рублей.
      23. Документ, подтверждающий наличие стационарных торговых объектов и складов (срок аренды более года либо собственность).

        Требуется ли лицензия на производство алкоголя в домашних условиях?

        Действие ФЗ № 171 в силу требований п. 3 ст. 1 данного закона не распространяется на деятельность физических лиц, которые производят этиловый спирт и прочий алкоголь в домашних условиях. Это означает, что лицензия на производство спиртосодержащей продукции дома не требуется.

        Это не означает, что любое физическое лицо может свободно производить, перевозить и торговать алкоголем. Производство допустимо для личного потребления. Перевозка алкоголя, изготовленного самостоятельно, нелегальна в случае, если объем перевозимой продукции составляет более 10 литров. За это ст. 14.17.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей с конфискацией напитков (соответствующие разъяснения даны в письме Минфина РФ от 27.02.2020 № 03-14-11/12347).

        Продажа также невозможна. Если в качестве цели преследуется реализация, то возможно привлечение к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 238 УК РФ. Максимальная санкция — лишение свободы на срок до двух лет.

        Таким образом, для производства и хранения алкоголя необходимо получить лицензию. Другую лицензию требуется получить в случае, если организация или ИП желают торговать алкоголем. Все виды разрешений выдаются Росалкогольрегулированием. Подача документов возможна как в бумажном, так и в электронном виде при наличии цифровой подписи. Лицензия на производство алкоголя в домашних условиях не требуется.

        Федеральная служба
        по регулированию алкогольного рынка

        Часто задаваемые вопросы

        Вопрос: Какие существуют требования к закупке, хранению и поставке алкогольной продукции и какими действующими законодательными актами данная деятельность регулируется?

        Ответ: Деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон) подлежит лицензированию и регулируется Федеральным законом.

        Вопрос: Какой размер уставного капитала должна иметь организация, планирующая заниматься закупками и поставками алкогольной продукции с содержанием этилового спирта только до 15 процентов объема готовой продукции?

        Ответ: Статьей 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определены особые требования к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии с пунктом 2.1. данной статьи производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением производства водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей. Таким образом, в случае получения лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции особые требования к организации, как наличие оплаченного уставного капитала в размере 10 миллионов рублей, не установлены.

        Вопрос: Организация оформляет документы на получение лицензии на право оптовой торговли алкогольной продукции (закупка, хранение и поставка). Существует ли минимальный размер площади складского помещения, предназначенного для хранения алкоголя? Если да, то какой нормативный акт содержит данное требования?

        Ответ: В настоящее время Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» требования к площади складского помещения для хранения алкогольной продукции не установлены.

        Вопрос: Наша организация хотела бы получить лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Необходимо ли нам получать лицензию на каждый вид алкогольной продукции, например, отдельно лицензию на вино, отдельно лицензию на водку? Необходимо ли при этом отдельно оплатить государственную пошлину несколько раз как за отдельные виды продукции? Либо, в заявлении мы указываем вид продукции: алкогольная продукция и имеем возможность заниматься оборотом всех видов продукции, которые входят в это понятие?

        Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон) лицензированию подлежит деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции. Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции позволит осуществлять хранение и поставки всех видов алкогольной продукции. Подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлены размеры государственной пошлины за лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Размер государственной пошлины за выдачу лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции составляет 800 000 руб.

        Вопрос: Росалкогольрегулированием было принято решение об отказе организации в выдаче лицензии. Может ли организация и каким образом вернуть представленные в целях получения лицензии документы?

        Ответ: Возврат документов, ранее поданных в лицензирующий орган в целях выдачи лицензии, законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Росалкогольрегулирование может произвести возврат заключений специально уполномоченных государственных органов о соответствии складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и экологическим нормам и требованиям, только при необходимости внесения в них каких-либо исправлений, в частности, в случае выявления в процессе рассмотрения заявления и документов, представленных организацией для выдачи лицензии, неверного (ошибочного) указания в заключениях наименования организации, места нахождения организации, места хранения и поставок и т.п. Возврат заключений осуществляется в случае письменного обращения организации о возврате указанных документов, в котором указывается причина необходимости получения заключений, а также способ их получения (нарочно или по почте).

        Вопрос: Сейчас у нас 2 лицензии — одна на хранение, другая на закупку, хранение и реализацию. Можно ли работать по второй лицензии, если планируется деятельность по содержанию комиссионного склада алкогольной продукции?

        Ответ: В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организация имеет право осуществлять только тот вид деятельности, который указан в лицензии.

        Вопрос: Организация собирается получить лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Одним из необходимых документов для получения лицензии является сертификат соответствия на технологическое оборудование. В соответствии с распоряжением Правительства РФ №17-р от 13.01.2006г. для получения вышеуказанной лицензии организации необходимо иметь «мерники» и «емкости для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Необходимо ли организации приобретать данный вид оборудования в том случае, если она планирует осуществлять оборот только бутылированной продукции?

        Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» при получении лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции представлять копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования не требуется.

        Вопрос: В лицензии на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков указан следующий юридический адрес и адрес производства, хранения и поставок — г.Б***л, ул.Тр***вая, 35. В договоре аренды нежилых помещений, а также в свидетельствах о праве собственности на арендуемые объекты отдельно указаны: 1. Адрес — г.Б***л, ул.Тр***вая, 35. 2.Объект права — производственные помещения литер А, В. В акте проверки проверяющие органы указали на несоответствие адреса осуществления деятельности, указанного в лицензии с адресом, указанным в правоустанавливающих документах в связи с отсутствием в адресе лицензии указания на производственные здания литер А, В. На основании данного акта проверки было вынесено предписание об устранении указанного несоответствия. Правомерно ли такое требование? Наша организация с данным требованием не согласилась, считая, что производственные здания литер А, В согласно договору аренды и свидетельству о праве собственности к адресу не относятся, а являются объектами права, однако свое несогласие не выразило. Каковы сроки обжалования акта проверки? Что делать организации в случае пропуска срока обжалования?

        Ответ: Порядок выдачи лицензии предусмотрен статьей 19 Федерального закона РФ от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в соответствии с пунктом 1 данной статьи для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции организацией представляются в лицензирующий орган, в том числе, сведения о месте нахождения юридического лица, а также его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. Не указав в заявлении точное место осуществления лицензируемой деятельности, организация представляет искаженную информацию, в связи с чем данное обстоятельство в силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ является основанием для отказа в переоформлении или продлении срока действия лицензии. Одновременно сообщаем, что ограничений по срокам обжалования актов проверки действующим законодательством не установлено.

        Вопрос: Если запрашивается лицензия на оптовую торговлю алкогольной продукцией сроком на 3 года, уменьшается ли пропорционально стоимость госпошлины?

        Ответ: Пунктом 94 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлены размеры государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Уменьшение размера государственной пошлины пропорционально сроку действия лицензии действующим законодательством не предусмотрено.

        Вопрос: Организации было отказано в выдаче лицензии. В настоящее время причины отказа устранены. Для повторного обращения в Росалкогольрегулирование организации нужно прикладывать к заявлению весь необходимый пакет документов или только документы, подтверждающие устранение причины предыдущего отказа?

        Ответ: В данном случае в лицензирующий орган необходимо представить следующие документы: 1) заявление о выдаче лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, 2) документы, подтверждающие устранение причин предыдущего отказа в выдаче лицензии.

        Вопрос: Я сдаю документы на получение лицензии на оптовую торговлю алкогольной продукцией (натуральные виноградные вина) крепостью до 15 градусов. Вопросы, на которые хотелось бы получить дополнительные пояснения: 1) Как заполняется заявление о выдаче лицензии (шариковой ручкой или нужно заполнить на компьютере)? 2) Необходимо ли заключение по экологическим нормам и требованиям? 3) Каким органом должны быть заверены все прикладываемые к заявлению (нотариус, директор предприятия и т.д.)?

        Ответ: 1) Заявление о выдаче лицензии может быть заполнено как шариковой ручкой, так на компьютере. 2) Перечень документов, необходимый для оформления лицензии на соответствующий вид деятельности размещен на официальном сайте Росалкогольрегулирования в разделе «Лицензирование». 3) Копии документов заверяются нотариально либо органом, их выдавшим.

        Вопрос: Имеем лицензию на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметической). Кроме основного производства есть участок производства дезинфицирующих средств. Поступило предложение производить спиртосодержащее дезинфицирующее средство, содержащее денатурированный или технический этиловый спирт. Имеем ли мы право с нашей лицензией осуществлять производство дезинфицирующего средства?

        Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно пункту 3 статьи 18 того же Федерального закона лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 Федерального закона. Таким образом, для производства дезинфицирующего средства организации необходимо переоформить имеющуюся лицензию, включив в нее новый вид продукции – дезинфицирующее средство. В соответствии с пунктом 12 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии в лицензирующий орган. За переоформление лицензии организации необходимо заплатить государственную пошлину в размере 2 000 руб. и представить в лицензирующий орган документ, подтверждающий оплату государственной пошлины. Порядок лицензирования деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе денатурированной, установлен Положением о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.1999 №1344.

        Вопрос: К нам, как к вновь образованному Торговому Дому, обратились европейские партнеры с просьбой поставлять в ассортименте Русскую Водку на экспорт в Польшу и Швейцарию. Огромная просьба подсказать, как правильно приобрести лицензию и организовать поставки алкоголя за границу? Какие документы нужно собрать для таможни и государственных учреждений, чтобы с первой поставкой не было никаких проблем?

        Ответ: Экспорт алкогольной продукции возможен только при наличии у организации лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Порядок выдачи лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции установлен статьей 19 Федерального закона. Вопросы получения разрешительных документов (лицензии) на осуществление экспорта алкогольной продукции, входят в компетенцию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации По вопросам, касающимся таможенного регулирования, следует обращаться в Федеральную таможенную службу Российской Федерации.

        Вопрос: Подскажите, пожалуйста, при получении оптовой лицензии, какими документами подтверждается наличие у организации — заявителя уставного капитала в размере более 10 млн. рублей? Выписки из ЕГРЮЛ и копии платежных документов будет достаточно?

        Ответ: В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 11 Федерального закона производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции вправе осуществлять организации, имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 10 миллионов рублей. Порядок рассмотрения заявлений о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов определен в Административном регламенте предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденном приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 №335, в котором также прописан перечень документов, необходимых для получения лицензии.

        Вопрос: Имеет ли право компания, занимающаяся только оптовой торговлей алкогольной продукцией выставлять экземпляры (образцы) продукции не на территории склада, а в выставочном зале офиса и какие при этом существуют требования и ограничения?

        Ответ: В соответствии с Федеральным законом организация может осуществлять лицензируемые виды деятельности только в обособленных подразделениях, указанных в лицензии. Перемещение алкогольной продукции в выставочный зал по адресу, не указанному в лицензии, является нарушением Федерального закона.

        Вопрос: Будет ли выдана отдельная лицензия на производство ликероводочных изделий либо переоформлена лицензия на производство слабого алкоголя, в которую будут добавлены «ликероводочные изделия»?

        Ответ: Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон). В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона ликероводочные изделия и слабоалкогольные напитки относятся к спиртным напиткам. Таким образом, организации-производителю слабоалкогольных напитков для производства ликероводочных изделий необходимо переоформить имеющуюся лицензию в связи с включением в нее нового вида продукции – ликероводочные изделия.

        Вопрос: Должно ли новое основное технологическое оборудование (необходимое по технологии приготовления ликероводочных изделий) уже быть установлено на линии производства на момент подачи заявления в Росалкогольрегулирование о выдаче/переоформлении лицензии для производства напитков крепостью до 25% или можно одновременно с указанным заявлением подать перечень нового основного технологического оборудования и сертификаты, а устанавливать одновременно с выдачей лицензии?

        Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 64 «Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции», утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 N 335, при проведении внеплановой выездной проверки заявителя, подавшего заявление о выдаче лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции, проверяются и указываются в Акте сведения об установленном и находящемся на балансе заявителя оборудовании, обеспечивающем производство продукции, соответствующей требованиям государственных стандартов (технических регламентов, технических условий), в том числе наличие оборудования.

        Вопрос: Могут ли храниться вместе произведенная нами слабоалкогольная продукция и ликероводочная с нанесенными федеральными специальными марками или требуются раздельные складские помещения?

        Ответ: Нормы, запрещающие совместное хранение произведенной одной организацией слабоалкогольной продукции и ликероводочной с нанесенными федеральными специальными марками, законодательством Российской Федерации не установлены.

        Вопрос: Указывается ли в лицензии крепость ликероводочных напитков – до или более 25% и надо ли это указывать при подаче заявления на выдачу/переоформление лицензии?

        Ответ: В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 указанного Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.

        Вопрос: За сколько дней до окончания срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции можно подавать в лицензирующий орган заявление о продлении такой лицензии?

        Ответ: В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» заявление о продлении срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подается в лицензирующий орган не ранее, чем за 90 дней до истечения срока её действия.

        Вопрос: Должна ли организация при переоформлении лицензии направить в Росалкогольрегулирование оригинал действующей лицензии? Если да, то каким образом организация может осуществлять свою деятельность до получения нового бланка лицензии?

        Ответ: В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии. До переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии. В случае принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии оформляется новая лицензия, которая выдается непосредственно руководителю организации при представлении им паспорта и документа, подтверждающего его полномочия в качестве руководителя организации, или доверенному лицу организации при представлении им доверенности на получение лицензии и паспорта, а также при условии возврата ранее выданной лицензии.

        Вопрос: Объясните, пожалуйста, действующий на данный момент порядок и форму подачи заявления по поводу получения разрешения на использование основного технологического оборудования (винификаторов) для производства спиртосодержащей продукции (виноматериалов).

        Ответ: Обязанности лицензиата в случае приобретения основного технологического оборудования определены пунктом 10 статьи 19 Федерального закона, в соответствии с которым в лицензирующий орган необходимо представить заявление, заполненное по форме Приложения N 3 к Административному регламенту предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции (далее – Регламент), утвержденному приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 N 335, с приложением к нему документов в соответствии с пунктами 19 и 20 Регламента. Лицензирующий орган рассматривает указанные документы в течение 30 дней с момента их представления. Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган перечня видов данного оборудования, сертификатов соответствия или деклараций о его соответствии, при условии отсутствия решения о недопустимости использования основного технологического оборудования, или до истечения 45 дней при условии, что лицензирующим органом принято решение о допустимости использования данного оборудования.

        Вопрос: Какие санкции предусмотрены при нарушении сроков подачи в лицензирующий орган документов на переоформление лицензии?

        Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии.

        Вопрос: Пунктом 15 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» внесены изменения в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, согласно которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции на автозаправочных станциях. Между тем, пункт 11 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ предусматривает, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до вступления в силу настоящего закона, действуют до окончания срока их действия. Возможно ли реализовывать алкогольную продукцию на автозаправочных станциях до истечения срока действия лицензии?

        Ответ: Пункт 11 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 218 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) предусматривает, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до вступления в силу указанного закона, действуют до окончания срока их действия. Вместе с тем, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции на автозаправочных станциях. Таким образом, по лицензиям, выданным до вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ, возможно реализовывать алкогольную продукцию в обособленных подразделениях организации, указанных в лицензии, не являющихся автозаправочными станциями.

        Вопрос: Является ли в настоящее время обязательным лицензирование деятельности по закупке, хранению и поставке пива, а также по розничной продаже пива?

        Ответ: Новая редакция пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ, согласно которой деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков не подлежит лицензированию, вступает в силу с 1 января 2012 года. Однако до этого срока указанная деятельность также не подлежит лицензированию ввиду отсутствия соответствующей юридической и технической возможности. Такое положение обусловлено тем, что согласно нормам, установленным пунктами 1 и 19 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ, соответственно, в заявлении о выдаче лицензии указывается каждый поставляемый или поступающий в розничную продажу вид произведенной продукции, указанный в статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ. Вместе с тем, в положениях статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ, действующих до 1 июля 2012 года, не определено к какому виду алкогольной продукции относятся пиво и пивные напитки. В этой связи, ни до 1 января 2012 года, ни в период с 1 января 2012 года до 1 июля 2012 года, ни после 1 июля 2012 года производство и оборот пива и пивных напитков лицензированию не подлежат.

        Вопрос: В соответствии со статьей 1 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом. С какого момента указанная норма вступает в силу?

        Ответ: Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) внесены изменения, в частности, касающиеся лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и особых требований к ее осуществлению. Лицензия является правом на осуществление определенного вида деятельности, которое государство предоставляет организации. Однако реализация этого права обусловлена соблюдением соответствующих особых требований. Согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются в порядке, установленном Федеральным законом № 171-ФЗ. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 32 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган, в частности, документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. При этом в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 218-ФЗ с 1 июля 2012 года вступают в силу требования, установленные абзацами первым и вторым пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику. Необходимо отметить, что норма подпункта 3 пункта 32 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ относится к порядку выдачи лицензий, а нормы абзацев первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ устанавливают особые требования к розничной продаже алкогольной продукции. При этом частью 11 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, действуют до окончания срока их действия, а требования абзацев первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона № 218-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после 21 июля 2011 года. Следовательно, с 22 июля 2011 года организации для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции обязаны представлять в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Вместе с тем, организации, получившие лицензии до 22 июля 2011 года, обязаны обеспечить соблюдение требований абзацав первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ с 1 июля 2012 года.

        Вопрос: В старой редакции закона в статье 16 пункт 5 говорилось: Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику. Как действовать сейчас?

        Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

        20 декабря 2012 г.

        Вопрос: В связи с утверждением нового бланка лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции необходимо ли заверять отметку о продлении срока действия лицензии печатью лицензирующего органа и подписью руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа?

        Ответ: В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
        Форма лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждена приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 3 сентября 2012 г. № 245 «О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Форма лицензии).
        В Форме лицензии предусматривается указание срока действия лицензии, срока продления действия лицензии, а также место печати с подписью руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа, выдавшего лицензию.
        В случае продления срока действия лицензии отметка о ее продлении заверяется печатью лицензирующего органа и подписью руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа.

        Вопрос: Просьба представить информацию о необходимости получения лицензии на оптовую торговлю красками и лаками, ввозимыми на территорию России для дальнейшей реализации.

        Ответ: Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ спиртосодержащей непищевой продукцией является непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Под оборотом понимается — закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
        Таким образом, деятельность организации по импорту и дальнейшей реализации спиртосодержащей непищевой продукции, указанной в статье 2 Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пунктах 3, 4 статьи 1 и пункте 1 статьи 18 Федерального закона, осуществляется на основании лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.

        Вопрос: Подлежит ли лицензированию деятельность организации, осуществляющей ввоз на территорию Российской Федерации и последующую оптовую торговлю спиртосодержащими БАД с содержанием спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

        Ответ: Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ спиртосодержащей пищевой продукцией является пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции. Под оборотом понимается — закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
        Таким образом, деятельность организации по импорту и дальнейшей реализации спиртосодержащей пищевой продукции, указанной в статье 2 Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 1 и пункте 1 статьи 18 Федерального закона, осуществляется на основании лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *