Международный Суд. Мировой суд оон

Международный Суд

Сэр Роберт Дженнингс
Председатель Суда (1991–1994 годы)
Выступление в Генеральной Ассамблее ООН,
октябрь 1992 года

Суд имеет постоянный административный орган — Секретариат, который помогает Суду в выполнении им своих обязанностей.

Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное число голосов в обоих органах. В связи с этим зачастую возникает необходимость проводить голосование несколько раз.

Порядок выдвижения кандидатур

В целях ограждения процесса выдвижения кандидатур от политического влияния непосредственное выдвижение кандидатур производится не правительствами, а группами юристов («национальными группами») в Постоянной палате третейского суда (ППТС) или в случае стран, не являющихся участниками ППТС, группами, учрежденными в аналогичном порядке.

На практике, до избрания многие члены Суда были юрисконсультами в министерствах иностранных дел их стран, профессорами международного права, послами или судьями верховного суда.

Да. В состав Суда не может входить более одного гражданина одного и того же государства. Кроме того, весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

Хотя ни одно государство не имеет автоматического права на членство, в состав Суда всегда входили судьи, являющиеся гражданами государств — постоянных членов Совета Безопасности, за единственным исключением Китая, национальная группа которого не назначала кандидата из Китая в течение периода 1967–1984 годов.

Каждый новый судья делает следующее заявление на первом открытом заседании Суда, на котором он присутствует:

Каков порядок назначения Председателя и Вице-Председателя?

Существуют ли какие-либо правила старшинства в Суде?

Да. После Председателя и Вице-Председателя члены Суда имеют старшинство в соответствии с датой, с которой начинает истекать их соответствующий срок полномочий.

Когда Суд проводит открытое заседание, судьи, имеющие самый большой стаж работы, сидят рядом с Председателем и Вице-Председателем. Недавно избранные члены Суда рассаживаются по обеим концам судейского стола.

Члены Суда при выполнении функций судей Суда пользуются дипломатическими привилегиями, иммунитетами и льготами.

Ежегодный оклад членов Международного Суда составляет 160 000 долл. США (по состоянию на 2000 год). Председатель получает специальную надбавку.

Решение об окладах и надбавках принимается Генеральной Ассамблеей. Оклады и надбавки налогами не облагаются.

Государство, являющееся стороной в рассматриваемом Судом деле и не имеющее в судебном присутствии судьи, являющегося его гражданином, может выбирать судью ad hoc для этого конкретного дела, хотя оно не обязано делать это.

Судья ad hoc не обязательно должен быть (и часто не является) гражданином государства, которое его назначило. Судья ad hoc делает при вступлении в должность то же торжественное заявление, что и члены Суда, принимает участие в принятии решения по делу на основе равенства с его коллегами, имеет право голоса и получает от Суда вознаграждение за каждый проработанный день.

Как судьи, которые имеют гражданство одной из сторон, так и судьи ad hoc могут помогать Суду более глубоко понять позиции одной из сторон в деле.

Поскольку МС одновременно является судебным органом и международным органом, задачи Секретариата носят юридический, дипломатический, а также административный характер.

Значительная часть функций Секретариата носит правовой характер, в частности, в связи с тем, что члены Суда не имеют сотрудников или помощников по правовым вопросам, а имеют только помощников-секретарей. Другая часть ее работы связана с лингвистическим обслуживанием: поскольку в Суде используются два официальных языка — французский и английский, — существует потребность в большом объеме высококачественного письменного перевода.

Он отвечает за связь с Судом и помогает поддерживать отношения между Судом и государствами, международными организациями и Организацией Объединенных Наций. Он обновляет общий список дел Суда, присутствует на заседаниях Суда, обеспечивает ведение протоколов, скрепляет подписью решение Суда и хранит печать Суда.

Он отвечает за архивы и показания Суда, составляет проект его бюджета и отвечает на запросы, касающиеся Суда и его работы.

На всех должностных лиц Секретариата, будь то сотрудники с постоянными или срочными назначениями, распространяется действие Положений о персонале, которые почти идентичны Положениям и Правилам о персонале ООН.

Ежегодный бюджет Суда, утверждаемый Генеральной Ассамблеей, составляет менее 1 процента бюджета Организации Объединенных Наций.

Мировой суд оон

Международный суд является судебным органом ООН, который рассматривает юридические споры между государствами и дает консультативные заключения для ООН и её специализированных учреждений. Только государства могут ставить свои споры на рассмотрение Суда и выступать сторонами в рассматриваемых Судом делах. В Суд не могут обращаться частные лица, структуры и международные организации. Все государства – члены ООН, подписавшие Устав ООН, неотъемлемую часть которого составляет Статут Международного Суда, могут обращаться в Суд. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут непосредственно запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать, но лишь с санкции Генеральной Ассамблеи, консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, входящим в круг их деятельности. Государства могут признавать или не признавать для себя обязательной юрисдикцию Международного Суда, в целом или по отдельным вопросам. Государства могут заранее признать для себя обязательной юрисдикцию Суда по какому либо вопросу, подписав соглашение, предусматривающее передачу спорных вопросов по этому соглашению на рассмотрение Международного Суда. Волеизъявление государства в отношении обязательности юрисдикции Международного Суда может быть выражено и в отдельном заявлении. В то же время в этом заявлении могут содержаться и оговорки об изъятии из компетенции Суда определенных дел какой-либо категории.

В принципе в юрисдикцию Международного Суда входят:

  • все дела, переданные на его рассмотрение государствами,
  • все вопросы, предусмотренные на этот счет Уставом ООН,
  • вопросы, рассмотрение которых в Международном Суде предусмотрено международными договорами и конвенциями.
  • Источники права, которые применяет Суд, определены в его Статуте (статья 38):
  • международные конвенции и договоры;
  • общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  • судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.
  • Кроме того, если стороны достигнут согласия, Суд может решать дело на основе ex aequo et bono, т. е. не ограничивая себя действующими нормами международного права. Международный Суд состоит из 15 судей, избранных параллельно Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Судьи должны представлять разные страны и различные правовые системы мира. Суд работает, проводя пленарные заседания, либо образуя группы, называемые камерами, с учетом пожеланий сторон. Особые камеры образуются Судом по вопросам окружающей среды, а также по вопросам упрощенного судопроизводства.

    С 1946 года Международный Суд вынес около 80 решений по спорам между государствами и более 20 консультативных заключений. Споры нередко касались пограничных конфликтов и территоральных прав (спор между Камеруном и Нигерией о нефтяном полуострове Бакасси 2002 г., спор между Малайзией и Индонезией о принадлежности двух островов 2002 г., спор о границах между Катаром и Бахрейном 2001 г., пограничный спор между Ботваной и Намибией 1999 г., пограничный спор между Сальвадором и Гондурасом 1992 г., спор о южной границе Ливии с Чадом1994 г.). В Международном Суде были также споры между США и Ираном по поводу захвата Ираном американского посольства и заложников (1980 г.), по поводу сбитого иранского авиалайнера (1989 г.) и разрушения иранских нефтяных платформ (1992 г.). Ливия дважды обращалась в Международный Суд в связи с катастрофой лайнера «Панамерикен» близ Локерби (1992г.), Босния и Герцеговина обвиняла Югославию в нарушении Конвенции о геноциде (1993 г.), Испания подала иск против Канады по поводу юрисдикции над зонами рыболовства (1995 г.). Никарагуа выиграло в Международном Суде дело против США по поводу поддержки Вашингтоном никарагуанских «контрас» и закладки мин у никарагуанских портов (1986 г.). В области охраны окружающей среды Венгрия и Словакия спорили в Международном Суде о строительстве заградительной системы на реке Дунай (1997 г.). В целом число обращений государств в Международный Суд в последние годы нарастает. Среди консультативных заключений, вынесенных Международным Судом в последнее время, – два обращения Генеральной Ассамблеи и Всемирной организации здравоохранения о законности угрозы или применения ядерного оружия.

    Кто является судьями Международного Суда?

    «Судьями являются лица из многих разных частей мира . представляющие разные культуры и, что не менее важно, очень разные правовые системы. У тех, кто не знаком с его работой, всегда возникает один и тот же вопрос: как при этом удается проводить согласованные и конструктивные обсуждения? . Ответ заключается в том, что на практике, эта проблема практически не возникает . Международное право — это то средство общения, которое понятно людям, говорящим на разных языках, представителям различных культур, рас и религий».

    Пятнадцать судей Международного Суда избираются на срок девять лет. Они могут быть переизбраны.

    Все государства — участники Статута обладают правом выдвижения кандидатур.

    Каждая группа юристов выставляет до четырех кандидатов, причем не более двух кандидатов могут состоять в гражданстве государства, выставляемого группой. Другие могут быть из любого другого государства.

    Судьи, избираемые в ходе проводимых раз в три года выборов (как правило, осенью), приступают к выполнению своих обязанностей 6 февраля следующего года, т. е. с даты, когда первые судьи МС вступили в должность в 1946 году.

    Каким требованиям должны удовлетворять судьи?

    В Статуте Суда предусматривается, что Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

    Этот принцип отражен в следующем распределении мест в Суде по главным регионам мира: три члена от Африки, два члена от Латинской Америки, три члена от Азии, пять членов от Западной Европы и других государств (включая Канаду, Соединенные Штаты, Австралию и Новую Зеландию) и два члена от Восточной Европы (включая Российскую Федерацию). Это распределение соответствует распределению мест в составе Совета Безопасности.

    Торжественное заявление, которое делают судьи

    «Я торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи честно, с преданностью делу, беспристрастно и добросовестно».

    Обязаны ли судьи проживать в Гааге?

    Могут ли члены Суда продолжать выполнять определенные профессиональные функции, выходящие за рамки их функций как членов Суда?

    Члены Суда не могут выполнять никакие политические или административные функции или заниматься какой-либо деятельностью профессионального характера. Они не могут выполнять функции представителя, поверенного или адвоката в каком-либо деле или участвовать в рассмотрении какого-либо дела, которым они ранее занимались в каком-либо качестве.

    Пользуются ли судьи дипломатическим иммунитетом?

    В Нидерландах Председатель Суда имеет старшинство перед всеми послами, аккредитованными при короне Нидерландов, включая дуайена дипломатического корпуса. Последний имеет старшинство сразу после него, за ним следует Вице-Председатель Суда и после них старшинство чередуется между членами дипломатического корпуса и членами Суда.

    Какие оклады у судей МС?

    Кто такие судьи ad hoc?

    Как и члены Суда, судья ad hoc должен находиться в распоряжении Суда и присутствовать на заседаниях по делу, в рассмотрении которого он участвует.

    Какие функции выполняет судья ad hoc?

    Поскольку член Суда, который имеет гражданство одной из сторон, сохраняет свое право участвовать в разбирательстве дела, видимо, было бы несправедливым по отношению к другой стороне (если в Суде нет члена, имеющего его гражданство), если бы она не имела право выбрать то или иное лицо в качестве судьи ad hoc.

    Что такое Секретариат и как он работает?

    Печать Суда

    Эта печать первоначально была печатью Постоянной палаты международного правосудия (ППМП), предшественницы МС. Ее дизайн был разработан в 1922 году голландским скульптором Я.С. Виенеке.

    Имеют ли должностные лица Секретариата какой-либо особый статус?

    Условия их работы, оклады и пенсионные права соответствуют условиям работы, окладам и пенсионным правам сотрудников Организации Объединенных Наций эквивалентной категории и класса. Они пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, что и члены дипломатических представительств в Гааге сопоставимого ранга.

    Как работает Международный Суд?

    «Я не рискнул бы утверждать, что Суд является самым важным органом Организации Объединенных Наций; однако я думаю, что могут сказать, что в любом случае важнее его органа нет. Видимо, Генеральная Ассамблея является более многочисленной; видимо, Совет Безопасности является более зрелищным . Ваша, работа, видимо, будет меньше находиться на виду, однако я убежден, что она имеет весьма исключительное значение».

    Поль Анри Спаак
    Председатель первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН
    Первое заседание Суда, 1946 год

    Как часто Суд заседает в течение года?

    Суд заседает постоянно. Он не имеет фиксированных перерывов, хотя обычно прерывается на часть лета и в конце года.

    Помимо открытых заседаний, которые представляют собой видимую часть их работы, члены Суда участвуют в большом числе внутренних заседаний разного рода: обсуждениях, заседаниях, посвященных зачитыванию проектов решений, административных заседаниях и заседаниях комитетов.

    Работает ли Суд лишь на пленарных заседаниях?

    Нет. Суд обычно выполняет свои функции в полном составе (кворум составляет девять судей, исключая судей ad hoc). Однако он может также создавать постоянные или временные (ad hoc) камеры.

    В Статуте предусматривается, что Суд ежегодно назначает пять судей (Председателя и Вице-Председателя) для образования Камеры упрощенного производства в целях ускорения разрешения дел. Суд может также образовывать одну или несколько камер в составе по меньшей мере трех судей для разбора определенных категорий дел. В 1993 году Суд образовал Камеру по экологическим вопросам в составе семи судей. Эти камеры являются постоянными.

    В Статуте также предусматривается, что Суд может образовать камеру ad hoc для разбора отдельного дела после консультаций со сторонами относительно количества и кандидатур ее членов, которые затем будут заседать на всех этапах рассмотрения дела до его завершения, даже если за это время они перестанут быть членами Суда. Это положение впервые было применено в 1982 году в деле, касающемся демилитации морской границы в районе залива Мэн между Канадой и Соединенными Штатами, и оно использовалось в трех последующих делах.

    Решения, вынесенные камерами, считаются решениями самого Суда.

    Может ли состав Суда меняться при рассмотрении разных дел?

    Да. Прежде всего, ни один судья не может участвовать в рассмотрении какого-либо дела, в котором он ранее принимал участие в любом ином качестве (например, в качестве поверенного).

    Кроме того, если член Суда считает, что по какой-либо особой причине (например, родство) он не может участвовать в рассмотрении дела, он должен информировать об этом Председателя. Поскольку в МС должность заместителя судьи отсутствует, никто не заменяет судью, который не участвует в заседании. Из этого следует, что количество судей, рассматривающих то или иное конкретное дело, может быть меньше 15. И напротив, оно может быть больше 15, если назначаются судьи ad hoc.

    Однако после того, как определен состав Суда для того или иного конкретного этапа производства по делу (например, предварительные возражения или рассмотрение по существу) и были проведены слушания в рамках этого этапа, состав Суда уже не меняется до вынесения решения в отношении этого этапа. Судья, который уходит в отставку или умирает, не заменяется во время этого этапа. В принципе, судья, который заболел, лишь возобновляет свое участие в данном этапе рассмотрения дела, если он не пропустил какого-либо важного аспекта разбирательства. Если выборы проводятся после открытия слушаний на том или ином конкретном этапе рассмотрения дела, те члены, сроки полномочий которых истекли, продолжают заниматься рассмотрением дела до тех пор, пока не будет вынесено решение.

    Может ли Председатель воздержаться от выполнения своих функций при рассмотрении того или иного дела?

    Регламент Суда предусматривает, что, если Председатель Суда является гражданином одной из стран-сторон в том или ином деле, он должен отказываться от выполнения функций Председателя в связи с этим делом в пользу Вице-Председателя.

    Кроме того, как и любой другой судья, Председатель может обратиться с просьбой освободить его от участия в разбирательстве по особой причине. Любые сомнения или разногласия разрешаются определением Суда.

    Может ли Суд назначать экспертов?

    Суд может поручить любому лицу или органу по своему выбору задачу проведения расследования или вынесения экспертного заключения. Он может также посетить место, где имеет место спор.

    Что такое общий список?

    Общий список Суда — это реестр, в котором представленные на рассмотрение Суда дела перечисляются в хронологическом порядке.

    Список включает в себя, среди прочего, название дела, стороны, дату, когда дело было представлено на рассмотрение Суда, сроки, установленные для подачи состязательных бумаг, дату слушаний, какие-либо побочные разбирательства и решение по делу.

    Что такое находящееся на рассмотрении дело?

    О деле говорят, что оно «находится на рассмотрении», когда оно рассматривается Судом и он еще не вынес окончательного решения.

    Какие источники права применяет Суд?

    Источники права, которые применяет Суд, определены в статье 38 его Статута:

  • международный обычай;

Кроме того, если стороны достигнут согласия, Суд может решать дело на основе ex aequo et bono, т. е. не ограничивая себя действующими нормами международного права.

Кем и как избираются члены Суда?

Поскольку Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций, последняя проводит выборы его членов.

Судьи избираются Генеральной Ассамблеей (на которую по этому случаю допускаются государства — участники Статута Суда, не являющиеся членами Организации Объединенных Наций и Советом Безопасности (члены которого не обладают правом вето для целей выборов). Эти органы проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга.

В целях обеспечения определенной преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и тоже время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда.

Если во время срока своих полномочий судья умирает или уходит в отставку, проводятся как можно скорее специальные выборы для избрания судьи на оставшийся не истекший срок полномочий.

Соблюдается ли в Суде географический баланс?

Обладают ли судьи подлинной независимостью?

После избрания члены Суда не представляют ни правительства своих стран, ни любую другую власть. Они являются независимыми судьями, первая задача которых заключается в том, что они должны сделать торжественное заявление на открытом заседании Суда, в соответствии с которым они будут выполнять свои обязанности «беспристрастно». Не редки случаи, когда судья голосует против позиции, занятой его страной в деле, в котором она является одной из сторон.

Председатель и Вице-Председатель Суда избираются их коллегами каждые три года путем тайного голосования. Для избрания требуется абсолютное большинство голосов, и условия, связанные с их гражданством, не применяются.

Председатель руководит работой Суда и осуществляет надзор за его административным управлением при помощи Административно-бюджетного комитета и разных других комитетов, в которых работают все члены Суда.

Вице-Председатель замещает Председателя в его отсутствие в случае, если Председатель не может выполнять свои функции, или в случае, если место Председателя становится вакантным.

Если два судьи вступают в должность в один и тот же день, старшинство имеет старший по возрасту судья. Член Суда, который имеет старшинство после Председателя и Вице-Председателя, называется «старшим судьей».

Вместе с тем при осуществлении своих функций (например, при составлении текстов решений Суда) члены Суда имеют равный статус, независимо от возраста, времени выборов или продолжительности срока службы.

В Гааге должен проживать лишь Председатель. От других членов Суда требуется только то, чтобы они постоянно находились в распоряжении Суда. На практике большинство членов Суда проживают в Гааге.

С учетом обязательств судей перед Судом судья может выступать в качестве арбитра в делах, которые не могут быть переданы на рассмотрение МС, может участвовать в работе научных обществ и время от времени читать лекции.

После выхода на пенсию судьи получают ежегодную пенсию, которая после девятилетнего срока службы составляет половину их оклада. Судьи, которые проработали 18 лет или более, имеют право на пенсию в размере двух третей от их оклада.

Институт судей ad hoc отражает один из основополагающих принципов, регулирующих функционирование Суда, т.е. принцип строгого равенства сторон.

Секретариат является постоянным административным органом Суда. Он подотчетен лишь Суду. Его возглавляет Секретарь, которому оказывает помощь заместитель и который замещает его в его отсутствие.

Секретарь, который по своему положению соответствует должности помощника Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, и заместитель Секретаря избираются Судом на семилетний срок. Они могут быть переизбраны.

В штат Секретариата входят сотрудники по правовым вопросам, письменные и устные переводчики, архивариусы, типографские рабочие, библиотекари, сотрудники по вопросам общественной информации, бухгалтеры, компьютерные специалисты, административные помощники, машинистки, посыльные, телефонистки и охранники.

Каковы обязанности Секретаря?

Секретарь, который должен жить в Гааге, руководит работой Секретариата и отвечает за все его подразделения.

Печать Суда, которой удостоверяются официальные копии решений Суда и которая фигурирует на его изданиях, изображает восходящее солнце, лучи которого освещают фигуру Правосудия на переднем плане, держащую весы в одной руке и пальмовую ветвь — в другой. Эта фигура расположена на кирпичном пьедестале над двумя полушариями Земли, представляющими мир.

Нижнюю часть обрамляют лавровые ветви как на эмблеме Организации Объединенных Наций, главным судебным органом которой является Суд.

Каков бюджет Суда?

В двухгодичном периоде 2000–2001 годов он составлял около 11 млн. долл. США в год.

Судопроизводство по спорным делам

«Находящиеся на рассмотрении Суда дела связаны с обширными районами нашей планеты. Суд стал по-настоящему планетарным . [в то же время] Суду приходится рассматривать дела, связанные с жизнью и благосостоянием огромного числа людей».

Шабтай Розен
Право и практика Международного Суда, 1997 год

Процедура рассмотрения споров заключается в рассмотрении Международным Судом юридического спора, переданного ему государствами.

Кто может представлять дела на рассмотрение Суда?

В соответствии со статьей 34 Статута лишь государства могут быть сторонами споров, рассматриваемых Судом, и, следовательно, только они могут представлять их на рассмотрение.

Поэтому Суд не может рассматривать споры между государством и международной организацией или между двумя международными организациями и не может рассматривать многочисленные письменные и устные заявления частных субъектов (например, корпораций или неправительственных организаций) или физических лиц, которые получает Секретариат, сколь бы обоснованными или волнующими они ни были.

Какие государства имеют доступ к Суду

  • Все государства — члены Организации Объединенных Наций, которые, ратифицировав Устав, взяли на себя предусмотренные в нем обязательства и, таким образом, автоматически стали участниками Статута Суда, который является неотъемлемой частью Устава;
  • те государства, которые стали участниками Статута Суда, не став при этом членами Организации Объединенных Наций;
  • любое другое государство, которое, не являясь членом Организации Объединенных Наций или участником Статута МС, направило Секретариату заявление, отвечающее требованиям, установленным Советом Безопасности, посредством которого оно признало юрисдикцию Суда и обязалось добросовестно выполнять решения Суда (многие государства оказались в таком положении до того, как они стали членами Организации Объединенных Наций).
  • Должны ли государства заранее признавать юрисдикцию Суда? Что такое специальное соглашение, юрисдикционная оговорка или одностороннее заявление? Как действует система факультативных оговорок?

    МС может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующие государства определенным образом дали согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде (принцип согласия сторон). Это основополагающий принцип, регулирующий разрешение международных споров, поскольку государства являются суверенными и имеют свободу выбирать средства разрешения споров между ними.

    Государство может выразить свое согласие следующими тремя разными способами:

  • Специальное соглашение: два или более государств — сторон спора по тому или иному конкретному вопросу могут достичь соглашения относительно его совместного представления Суду и заключить специальное соглашение с этой целью;
  • Статья в договоре: в нескольких договорах содержатся статьи (известные как юрисдикционные статьи), в которых государство-участник заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора с другим государством-участником относительно толкования или применения договора в будущем;
  • Одностороннее заявление: государства — участники Статута Суда могут сделать одностороннее заявление о признании юрисдикции Суда обязательной в отношении любого другого государства, взявшего на себя такое же обязательство. Благодаря этой так называемой системе «факультативной оговорки» сложилась группа государств, которые на взаимной основе наделили Суд юрисдикцией решать споры между ними, которые могут возникнуть в будущем. Каждое государство, принадлежащее к этой группе, имеет, в принципе, право возбуждать в Суде дело против любого другого государства, входящего в эту группу. Заявления могут быть ограниченными по времени и содержать оговорки или исключать определенные категории споров. Они передаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Следует отметить, что из пяти постоянных членов Совета Безопасности лишь один (Соединенное Королевство) сделал такое заявление, которое в настоящее время действует. Ранее это сделали Франция и Соединенные Штаты, однако они отозвали его, в то время как Китай и Россия никогда не делали такие заявления.
  • Почему некоторые государства, признавшие юрисдикцию Суда, все же оспаривают ее, когда их вызывают в Суд?

    Государство, которое признало юрисдикцию Суда, может, после того как его вызвало в Суд другое государство, счесть, что такая юрисдикция не является применимой, поскольку, по его мнению, спор с этим другим государством отсутствует или поскольку спор не носит правового характера или поскольку его согласие признать юрисдикцию Суда не применимо к рассматриваемому спору.

    Если одна из сторон возражает против юрисдикции Суда в отношении этого спора или его приемлемости к производству, Суд решает этот вопрос в предварительном решении.

    Каков порядок возбуждения разбирательства? В чем заключается различие между специальным соглашением и заявлением?

    Разбирательство возбуждается одним из двух следующих способов:

  • Посредством уведомления о специальном соглашении: специальное соглашение является двусторонним по своему характеру, заключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда, и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих государств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;
  • Посредством заявления: заявление, которое является односторонним по своему характеру, подается государством против другого государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы «факультативной оговорки».
  • В документах, сопровождаемых письмом министра иностранных дел соответствующего государства или его посла в Гааге, должен указываться точный предмет спора и названия сторон.

    Заявление должно быть более подробным, чем специальное соглашение: помимо вышеупомянутых элементов, государство-заявитель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда юрисдикции. Оно должно также указать точный характер претензии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежащих в основе этой претензии.

    Секретарь немедленно препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и всем государствам-членам, имеющим право обращаться в Суд. Он включает дело в общий список Суда и информирует прессу.

    Кто такие заявитель и ответчик?

    Государство, которое представляет заявление, называется заявителем, а другое государство — ответчиком. В официальном названии дела названия сторон отделяются словом «против» (например, Камерун против Нигерии).

    В случае специального соглашения ни «заявителя», ни «ответчика» нет. Поэтому названия сторон разделяются знаком дробь (например, Индонезия/Малайзия).

    Кто представляет стороны?

    Государства не имеют постоянных представителей, аккредитованных при Суде. Когда их дело передается на рассмотрение Суда, их представляют представители.

    Представитель правительства может быть послом в Нидерландах или старшим гражданским служащим, например юрисконсультом министерства иностранных дел. Представитель получает сообщения от Секретаря Суда, касающиеся дела, и направляет состязательные бумаги Секретарю. На открытых слушаниях он выдвигает аргументы и делает представления. Он выступает от имени своего правительства и может брать на себя обязательства от его имени.

    Представителю порой оказывает помощь сопредставитель и заместитель представителя, и у него всегда есть поверенные или адвокаты для оказания ему помощи в подготовке состязательных бумаг или представлении устных аргументов. Представители, поверенные и адвокаты пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей.

    Кто может выступать в Суде?

    Поскольку коллегии адвокатов МС не существует, нет никаких требований, которым должны отвечать поверенные или адвокаты для того, чтобы выступать в Суде, за исключением того, что они должны быть назначены государством-участником для участия в деле.

    От поверенных не требуется, чтобы они имели (и часто они не имеют) гражданство государства, от имени которого они выступают. Они избираются из числа практикующих юристов, профессоров международного права и правоведов, которые, по мнению тяжущихся государств, являются наиболее квалифицированными.

    Что происходит во время разбирательства?

    В Статуте Суда предусматривается, что судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства.

    Письменное производство состоит из представления Суду состязательных бумаг, содержащих подробное изложение спорных вопросов. Каждая состязательная бумага, предъявляемая одной стороной, должна быть препровождена другой.

    Продолжительность этапа письменного производства варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности дела, количества и размера состязательных бумаг и сроков их представления, испрошенными сторонами.

    Поскольку официальными языками Суда являются французский и английский, все состязательные бумаги, поданные на одном из них, должны переводиться на другой Секретариатом.

    Как правило, состязательные бумаги не предаются гласности до открытия устных слушаний. Это происходит по прошествии нескольких месяцев после представления последней состязательной бумаги и означает начало устного судопроизводства.

    Меморандум, контрмеморандум, ответ и реплика на ответ

    Так называются состязательные бумаги, представляемые сторонами в спорах.

    Государство-заявитель подает меморандум, на который государство-ответчик представляет контрмеморандум. Если стороны требуют или Суд считает необходимым, может быть назначен второй этап представления состязательных бумаг. Государство-заявитель затем представляет ответ, на который государство-ответчик представляет реплику на ответ.

    В делах, переданных на рассмотрение Суда посредством специального соглашения, где нет ни заявителя, ни ответчика, каждая из сторон представляет меморандум и контрмеморандум и, в случае необходимости, ответ и реплику на ответ.

    Являются ли слушания открытыми?

    Да, если стороны не просят о том, чтобы слушания были закрытыми или Суд не принимает соответствующего решения. Слушания проходят в Большом зале правосудия Дворца мира в присутствии представителей прессы, дипломатического корпуса, юристов и других лиц, интересующихся деятельностью Суда. Пропуск можно получить в день слушаний у ворот Дворца по представлении удостоверения личности.

    Судьи носят черную мантию с белым кружевном жабо, а Секретарь, который сидит вместе с судьями, — черную мантию с белым плоским воротником. Лицом к судьям сидят представители сторон, одетые в соответствии с обычаями их стран.

    Во время разбирательства, возбужденного посредством заявления, государство-заявитель располагается слева от Председателя, а государство-ответчик — справа. В случае разбирательства, возбужденного посредством специального соглашения, стороны располагаются в алфавитном порядке слева.

    Стороны обращаются к Суду в порядке, в котором они подавали свои состязательные бумаги или, в случае возбуждения дела посредством специального соглашения, — в порядке, установленном Судом. Устные аргументы нацелены на вопросы, которые являются предметом спора. Обычно каждая сторона выступает дважды.

    Выступающие могут говорить на французском или английском языках, при этом обеспечивается синхронный перевод.

    Как правило, слушания длятся от двух до шести недель.

    Может ли во время разбирательства дела возникать необходимость в проведении побочных разбирательств?

    Да. В ходе рассмотрения Судом дел может возникать необходимость в проведении побочных разбирательств, как и во внутригосударственных судах.

    Наиболее обычными побочными разбирательствами являются разбирательства, посвященные предварительным возражениям и временным мерам.

    Расходы, связанные с проведением разбирательств в МС

    От сторон в деле, рассматриваемом Судом, не требуется платить гонорары или покрывать расходы на административное или переводческое обслуживание, поскольку их несет Организация Объединенных Наций. Единственные расходы, которые несут государства — участники разбирательств в МС, — это гонорары их поверенным и адвокатам.

    Однако государства, которые испытывают финансовые трудности, могут представлять заявки в Целевой фонд, учрежденный в 1989 году Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций. Цель этого фонда, пополняемого за счет пожертвований государств — членов Организации Объединенных Наций, заключается в оказании бедным странам помощи в покрытии расходов, которые они несут в связи со спором, рассматриваемым в Суде согласно специальному соглашению, или выполнением решения Суда в результате такого соглашения.

    Ресурсы Фонда использовались, например, при демаркации установленной решением Суда границы в деле между Буркина-Фасо и Мали в 80-х годах.

    Могут ли стороны вызывать свидетелей?

    Да. Заслушивая свидетелей, вызванных одной из сторон, Суд обычно следует процедуре, используемой в странах обычного права: первоначальный допрос свидетеля выставившей стороной, затем перекрестный допрос другой стороной, повторный допрос первой стороной и ответы на любые вопросы, поставленные Судом.

    Сам Суд также может вызывать свидетелей.

    Что такое предварительные возражения?

    Предварительные возражения выдвигаются для того, чтобы оспорить компетенцию Суда выносить решение по существу дела. Государство может, например, выдвигать аргумент о том:

  • что Суд не обладает юрисдикцией: государство-ответчик может утверждать, что договор или заявление, на которых государство-заявитель основывает свое заявление, являются ничтожными и не имеющими юридической силы или более не действуют; что спор предшествует времени, к которому применяется договор или заявление; или что оговорка к договору или заявлению исключает рассматриваемый спор;
  • что заявление не является приемлемым: государство-ответчик может утверждать, что не были соблюдены существенно важные положения Статута или Регламента; что спор отсутствует или что он не носит юридического характера; что не были исчерпаны местные средства правовой защиты; или что государство-заявитель не обладает правоспособностью для возбуждения разбирательства.
  • Когда одна из сторон выдвигает предварительное возражение, разбирательство по существу дела приостанавливается и открывается отдельный этап разбирательства дела, который также включает в себя письменное и устное судопроизводство.

    Суд выносит решение, которое оглашается на открытом заседании. Он может либо поддержать возражение (тогда производство по делу прекращается), отвергнуть его (в этом случае разбирательство по существу дела возобновляется со стадии, с которой оно было приостановлено), либо объявить, что решение в отношении возражения должно быть вынесено во время разбирательства дела по существу.

    Когда Суд может указывать временные меры?

    Суд может указывать временные меры защиты по просьбе одной из сторон или по своей собственной инициативе, если он считает, что права, которые составляют предмет решения, которое он должен впоследствии вынести, находятся под непосредственной угрозой.

    Цель временных мер — своего рода временный судебный запрет — обычно заключается в замораживании развития ситуации до того, как Суд не вынесет окончательное решение по спору.

    Если Суд считает необходимым, в срочном порядке проводятся слушания. Суд выносит свое решение в форме постановления, оглашаемого на открытом заседании, в течение периода времени от одного дня до четырех недель.

    Какими могут быть иные побочные разбирательства?

    Существует еще четыре случая, когда возможно проведение побочных разбирательств:

    • неявка: неявка одной стороны в Суд не препятствует продолжению разбирательства по делу. Другая сторона может обратиться к Суду с просьбой вынести решение в ее пользу. До этого Суд должен убедиться, что он обладает юрисдикцией рассматривать дело и что заявление государства-заявителя является обоснованным;
    • вступление в дело: то или иное третье государство может обратиться с просьбой разрешить вступить в дело, если оно считает, что оно имеет интерес правового характера в этом деле. Решение по такой просьбе принадлежит Суду. Если спор касается толкования договора, в котором, кроме заинтересованных в деле сторон, участвуют и другие государства, эти государства имеют право вступить в дело;
    • встречное требование: встречное требование может быть заявлено государством-ответчиком в его контрмеморандуме. Оно должно находиться в прямой связи с предметом требования другой стороны и подлежать юрисдикции Суда. Как правило, цель встречного требования заключается в расширении первоначального предмета спора (например, государство, обвиняемое другим государством в нарушении договора, может утверждать, что это другое государство действовало аналогичным образом);
    • объединение дел: если Суд сочтет, что стороны отдельных разбирательств выдвигают одни и те же аргументы и представления в отношении общего ответчика по одному и тому же вопросу, Суд может вынести постановление об объединении дел. Это означает, что этим сторонам будет разрешено назначить лишь одного судью ad hoc и что они будут представлять совместные состязательные бумаги и устные аргументы. Выносится лишь одно решение.
    • Как проходят обсуждения?

      По завершении слушаний Суд приступает к рассмотрению своего решения. Такое рассмотрение проходит на закрытых заседаниях.

      Сначала судьи проводят предварительный обмен мнениями, в ходе которого Председатель в общем виде определяет вопросы, которые, по его мнению, требуют обсуждения и решения Суда.

      Затем каждый судья готовит письменную записку с изложением своего мнению по делу, своего рода предварительное мини-решение. Эта записка переводится и распространяется среди других судей, что дает им возможность получить представление о возможном мнении большинства.

      Через несколько недель проводится второе расширенное обсуждение, по завершении которого на основе мнений, выраженных всеми судьями, Суд учреждает редакционный комитет в составе двух судей, мнение которых наиболее полно отражает мнение очевидного большинства, и Председателя, если только, как представляется, его мнение не относится к мнению меньшинства. Этот комитет готовит проект решения, распространяемый среди судей, которые могут представить в письменном виде предлагаемые поправки.

      Рассмотрев эти поправки, редакционный комитет готовит новый проект. Суд проводит первое чтение этого проекта, после чего в текст могут вноситься дополнительные изменения. Затем следует второе чтение.

      Окончательное голосование проводится после принятия окончательного текста во втором чтении. Судьи голосуют устно «за» или «против» в обратном порядке старшинства. Воздерживаться нельзя. В случае разделения голосов поровну голос Председателя дает перевес. Если решение касается не связанных между собой вопросов, по каждому из них может проводиться отдельное голосование. По своему желанию судьи могут прилагать к решению заявления с изложением позиции или отдельное или особое мнение с разъяснением мотивов их голосования.

      Процесс принятия Судом решения является согласованным и скоординированным процессом, в котором делается акцент на его коллективном характере. В соответствии с этим подходом судьи, прилагающие отдельные или особые мнения, продолжают в полной мере участвовать в обсуждениях и оказывать влияние на содержание решений Суда, с тем чтобы оно во всех отношениях было решением Суда в целом.

      Сколько Суду необходимо времени для принятия окончательного решения?

      Как правило, окончательное решение выносится по прошествии трех-шести месяцев после окончания слушаний, в зависимости от сложности дела или наличия более срочной работы.

      Решение оглашается Председателем (или Вице-Председателем, когда он действует в качестве Председателя) на открытом заседании в Большом зале правосудия Дворца мира в присутствии всех членов Суда.

      Почему на рассмотрение некоторых дел уходит так много времени?

      Порой в адрес Суда раздается критика, касающаяся медленных темпов разбирательств (хотя они не медленнее, чем темпы во многих других национальных судебных органах).

      Суд по самой своей природе не может действовать быстро — за исключением случаев, когда выносится постановление о временных мерах или срочно необходимо вынесение консультативного заключения. Его разбирательства, во время которых используются различные методы систем общего и континентального права, были задуманы таким образом, чтобы он мог рассматривать дела на самом высоком профессиональном уровне, при этом следует учитывать также, что в разбирательствах участвуют 15 или более судей. Существуют также пределы скорости разбирательств в Суде, поскольку стороны в спорных делах являются суверенными государствами.

      Одной из главных причин увеличения продолжительности разбирательств является увеличение числа и объема состязательных бумаг. Кроме того, Суду все чаще приходится рассматривать «дела в рамках дел», т.е. дела, сопряженные с побочными разбирательствами.

      Возникающие в этой связи задержки усугубляются бюджетными ограничениями, при этом ресурсы Секретариата — правовые, лингвистические и административные — являются очень ограниченными.

      Вместе с тем Суд принял меры для ускорения темпов работы и повышения результативности.

      Как выглядит решение?

      Решение издается в качестве двуязычного документа с французским и английским вариантами на противоположных страницах и, как правило, составляет 50 страниц на каждом языке.

      Каждое решение подписывается Председателем Суда (или Вице-Председателем, когда он выполняет функции Председателя) и Секретарем и скрепляется печатью Суда. На открытом заседании, на котором оглашается решение, представителям сторон вручаются копии текста. Третья копия хранится в архивах Суда.

      Текст состоит из трех главных частей:

    • введение: в нем указываются фамилии судей и представителей сторон, содержится краткая история разбирательства и документы, представленные сторонами;
    • основания решения Суда: в них резюмируются значимые факты в деле и излагаются причины, лежащие в основе решения Суда;
    • пункт постановляющей части: в нем излагается то, что Суд реально решил, и указывается, как голосовали судьи. Этот пункт может быть разделен на несколько подпунктов.
    • Решение или постановление?

      В принципе решения принимаются Судом по самым важным вопросам: решения по вопросу о юрисдикции и по существу дела, просьбы о возмещении, просьбы о пересмотре или толковании предыдущих решений. Некоторые просьбы о вступлении в дела также решаются с помощью решения.

      Решение выносится Судом или одной из его камер.

      Постановления обычно издаются для регулирования порядка разбирательств (например, установление или продление сроков для подачи состязательных бумаг).

      Некоторые постановления более предметного характера используются для регулирования побочных разбирательств (например, временные меры) или для прекращения производства по делу (исключение дела из общего списка).

      Постановления могут выноситься Судом в целом или в некоторых случаях (например, в случае простых процессуальных вопросов) одним Председателем.

      Имеет ли решение обязательную силу?

      Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон. Этот принцип применяется по отношению ко всем решениям, независимо от того, вынесены ли они Судом полного состава или камерой.

      В статье 94 Устава Организации Объединенных Наций предусматривается, что «каждый член Организации обязуется выполнить решение [Суда] по тому делу, в котором он является стороной».

      Можно ли обжаловать решение?

      Нет. Все решения окончательны и не подлежат обжалованию. Если одна из сторон оспаривает его смысл или объем, единственная возможность, которая у нее имеется, состоит в том, что она должна обратиться с просьбой о толковании или изменении решения.

      Однако в последнем случае вопрос должен касаться обстоятельств, которые Суду или стороне, обращающейся с просьбой о пересмотре решения, не были ранее известны и которые, кроме того, оказали бы решающее влияние на исход дела.

      Что происходит в случае невыполнения решения Суда?

      В соответствии со статьей 94 Устава Организации Объединенных Наций любое государство, независимо от того, является ли оно членом Организации Объединенных Наций или нет, которое считает, что другая сторона не выполнила решение Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

      Может ли выигравшая дело сторона требовать возмещения?

      Да. В результате этого может возникать дополнительная стадия рассмотрения спора, которая, как и производство по существу, включает в себя письменное и устное судопроизводство.

      Всегда ли рассмотрение спорных дел завершается вынесением решения?

      Нет. Иногда во время разбирательства стороны достигают соглашения об урегулировании спора.

      Это может также произойти, если государство-заявитель информирует Суд о том, что оно отказывается от иска, или когда обе стороны заявили о том, что они достигли согласия относительно отзыва иска.

      В обоих случаях Суд или его Председатель выносит постановление об исключении дела из списка Суда.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *