Налоги на транспорт и имущество. Транспортный налог за 2010 год нужно ли платить

Налоги на транспорт и имущество

Налог на имущество и транспортный налог порой доставляют бухгалтерам не меньше проблем, чем НДС и налог на прибыль. Всегда ли при наличии транспорта у компании возникает обязанность по уплате этих налогов? Какие изменения произойдут в исчислении налогов и представлении отчетности по ним с 2011 года? Какие документы помогут избежать уплаты транспортного налога в случае угона автомобиля? На эти и другие вопросы по налогу на имущество и транспортному налогу ответил Алексей Валентинович Сорокин, начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России.

Алексей Валентинович, поясните, пожалуйста, как изменится порядок сдачи отчетности и уплаты транспортного налога с 2011 года?

В связи с внесенными в главу 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса изменениями 1 с 1 января 2011 года все организации — плательщики транспортного налога будут представлять только декларацию по налогу. Ее нужно будет сдавать один раз в год не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом организации не будут представлять в инспекцию по месту нахождения транспортных средств расчеты по истечении каждого отчетного периода. Однако это не влечет за собой освобождение от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. Иными словами, авансовые платежи по транспортному налогу по-прежнему придется перечислять и в 2011 году.

Скажите, пожалуйста, какие еще новации ожидают компании по региональным и местным налогам с 2011 года?

Изменения коснутся и плательщиков земельного налога — организаций и индивидуальных предпринимателей. Они начиная с 2011 года освобождаются от обязанности подавать расчеты по авансовым платежам по земельному налогу в течение налогового периода. Обратите внимание, что это не влечет за собой освобождение их от уплаты авансовых платежей по земельному налогу 2 .

Теперь вопросы наших читателей. Компания приобрела по договору лизинга автомобиль. По окончании срока действия договора транспорт перешел в собственность фирмы. ГИБДД поставила автомобиль на учет и выдала новый регистрационный знак. Каким образом заполнить декларацию по транспортному налогу за год — какой номер автомобиля указать: старый или новый, если в течение года автомобиль стоял на учете в ГИБДД под разными номерами?

Если организация была плательщиком транспортного налога за весь налоговый период, то при представлении налоговой декларации ей следует заполнить два раздела 2 «Расчет суммы налога по каждому транспортному средству» 3 . В обоих нужно рассчитать отдельно сумму транспортного налога за период нахождения транспортного средства под соответствующим номером.

Скажите, пожалуйста, по какой ставке рассчитывать транспортный налог на прицепы, полуприцепы, дизель-электростанции, если все эти объекты стоят на учете в Ростехнадзоре и ГИБДД? Данное имущество не является самоходным.

Прицепы, полуприцепы и иные не поименованные в статье 358 Налогового кодекса средства не являются объектом обложения транспортным налогом. Автомототранспортные средства и другие виды самоходной техники регистрируются в порядке, который установлен Правительством РФ 4 .
В подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД России подлежат регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 см3, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования 5 . Государственной регистрации, учету подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД России, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин 6 .
Таким образом, Государственная автомобильная инспекция МВД России не регистрирует транспортные средства, относящиеся к категории «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».
В этой связи Президиум ВАС РФ в мотивировочной части своего постановления 7 указал: «если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в пункте 1 статьи 361 Кодекса».

У фирмы в ноябре 2009 года угнали автомобиль. В 2010 году директор получил справку из милиции о том, что производство предварительного следствия приостановлено в январе 2010 года. Компания в течение этого периода платила транспортный налог по данному автомобилю. Будет ли такая справка основанием для освобождения от уплаты налогов?

Не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом 8 . Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), которые ведут работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Таким образом, в случае угона автомобиля необходимо обратиться в органы МВД России за получением документа, подтверждающего этот факт. Данный документ должен быть направлен в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога на угнанный автомобиль. В налоговые органы документ, доказывающий факт угона автомобиля, представляется только в оригинале.

Если автомобиль сгорел в результате поджога или не подлежит восстановлению после аварии, но компания-собственник не сняла его с учета в ГИБДД, нужно ли по такому объекту платить транспортный налог?

Да, нужно. Согласно статье 357 Налогового кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таковыми считаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в органах ГИБДД 9 . Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у организации.

На балансе нашей компании есть транспортные средства с нулевой остаточной стоимостью, снятые с учета в ГИБДД. Эти автомобили мы используем для перевозок грузов на территории общества. Нужно ли учитывать эти транспортные средства при расчете транспортного налога?

Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. При этом плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть его владелец. Следовательно, транспортные средства до их государственной регистрации не рассматриваются в качестве объекта обложения транспортным налогом.

Наша компания создана в результате реорганизации. По разделительному балансу мы получили автомобиль, который за нами не зарегистрирован и на учет в ГИБДД нами не поставлен. Нужно ли платить транспортный налог в таком случае?

Как уже отмечалось выше, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно статье 358 Кодекса. Следовательно, до перерегистрации автомобиля на компанию, получившую его по разделительному балансу, она не может рассматриваться в качестве плательщика транспортного налога. Однако это не освобождает ее от обязанности по уплате налога на имущество за указанное транспортное средство.

По договору лизинга фирме-лизингополучателю временно передается автомобиль и по его месту нахождения временно ставится на учет в органах ГИБДД. При этом лизингодатель с учета автомобиль не снимает. Кто в такой ситуации является плательщиком транспортного налога?

Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом о безопасности дорожного движения 10 . Порядком регистрации транспортных средств 11 предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению. Кроме того, Порядок допускает временную, на срок действия договора лизинга, регистрацию за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем. В случае если по договору лизинга транспортные средства (зарегистрированные за лизингодателем) временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД России по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.

Имущество компании, в том числе автомобиль, переведено на консервацию. Нужно ли в этом случае платить налог на имущество по таким объектам?

Да, нужно. Объектами обложения 12 для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется Планом счетов бухгалтерского учета 13 , ПБУ 6/01 «Учет основных средств» 14 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств 15 .
Согласно названным документам для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 «Основные средства», а также начиная с расчетов за 2006 год счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение условий, установленных пунктом 4 ПБУ 6/01. При этом пунктом 20 Методических указаний определено, что по степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; запасе (резерве); ремонте; на стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации; на консервации. Согласно пункту 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
При этом установлено, что выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, а также в иных случаях.
Таким образом, объекты основных средств, переведенные по решению руководства организации на консервацию на срок свыше 3 месяцев, не списываются с бухгалтерского учета организации-балансодержателя и рассматриваются в качестве объекта обложения налогом на имущество у данной компании.

Фирма реконструировала производственное здание. Объект до перевода на реконструкцию числился в составе основных средств. Здание фактически используется в производственном процессе, но еще не зарегистрировано. Должна ли организация платить налог на имущество?

Да, должна, поскольку рассматриваемый объект до перевода его на реконструкцию использовался организацией и учитывался в составе основных средств. Порядок начисления амортизации основных средств установлен пунктами 17—24 ПБУ 6/01. Согласно этим нормам начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1 го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания с бухгалтерского учета.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев 16 . В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации фирмой пересматривается срок полезного использования по этому объекту 17 .
Пунктом 27 ПБУ 6/01 определено, что восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объекта основных средств.
При увеличении первоначальной стоимости объекта основных средств в результате модернизации и реконструкции годовая сумма амортизационных отчислений пересчитывается исходя из остаточной стоимости объекта, увеличенной на затраты на модернизацию и реконструкцию, и оставшегося срока полезного использования, в том числе пересмотренного срока полезного использования реконструированного объекта 18 .

Нужно ли по итогам 2010 года сдавать декларацию по налогу на имущество и транспортному налогу, если имущества (основных средств) у компании нет?

Нет, не нужно при условии, что ни имущества, признаваемого объектом обложения по налогу на имущество организаций 19 , ни транспортных средств, признаваемых объектами обложения по транспортному налогу 20 , у организации в течение всего налогового периода не было. Поскольку в силу положений статей 363.1 и 386 Налогового кодекса обязанность по представлению деклараций возложена на плательщиков транспортного налога и налога на имущество, то организации, не имеющие на балансе имущества, признаваемого объектом обложения по данным налогам, в течение всего налогового периода не представляют «нулевые» декларации по этому налогу.

ООО было преобразовано в ОАО. До и после преобразования организация применяет общий режим налогообложения. Как уплачивать налог на имущество при реорганизации в течение налогового периода?

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами 21 .
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной в соответствии с передаточным актом 22 .
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами 23 .
Следовательно, в рассматриваемом примере в результате преобразования возникло новое юридическое лицо (ОАО). Плательщиками налога на имущество организаций признаются компании, которые владеют имуществом, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса. Налог на имущество организаций в отношении ООО и ОАО должен быть исчислен отдельно по каждому юридическому лицу с учетом срока нахождения на балансе имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом статьей 50 Налогового кодекса установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшая организация.

Компания приобрела недвижимость в другом субъекте РФ, зарегистрировала право собственности в регистрационной палате. А налог на имущество бухгалтер уплачивал по месту нахождения компании за первый отчетный период. Вправе ли налоговая инспекция оштрафовать компанию? Как бухгалтеру исправить такую ошибку?

При обнаружении ошибок или искажений в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки 24 . Перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены искажения, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок или когда допущенные искажения привели к излишней уплате налога.
Если в прошедших налоговых (отчетных) периодах обнаружены ошибки, которые привели как к занижению, так и к завышению налоговой базы и суммы налога, то исправления необходимо произвести в отношении каждой такой ошибки. При этом уточненные декларации (расчеты) нужно подать только за те периоды, в которых ошибки повлекли за собой занижение налоговой базы или суммы налога. В отношении ошибок, из-за которых налоговая база или сумма налога была завышена, перерасчет можно сделать в текущем налоговом (отчетном) периоде.
Следовательно, организация вправе в случае обнаружения ошибки в исчислении налоговой базы за предыдущие отчетные (налоговые) периоды внести исправления в данные налогового учета и пересчитать размер исчисленной налоговой базы за прошедший период, в котором допущена ошибка.
Таким образом, если у налогоплательщика имеются документы, подтверждающие как сам факт, так и период совершения ошибки, то на основании норм статьи 54 Налогового кодекса организация может произвести перерасчет налоговой базы по налогу на имущество за предыдущие налоговые (отчетные) периоды, направив в налоговый орган уточненные декларации (расчет). Порядок их представления определен статьей 81 Кодекса.
При этом необходимо учитывать, что в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса 25 . Однако за невнесение или неполное внесение авансового платежа по налогу на имущество организаций начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате авансового платежа по налогу.

Беседу провела
Н.В. Горшенина,
заместитель главного редактора,
налоговый консультант

1 Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ
2 п. 1 ст. 397 НК РФ
3 Приложение N 1 к приказу Минфина России от 13.04.2006 N 65н
4 пост. Правительства РФ от 12.08.1994 N 938
5 Правила, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001
6 п. 1.4 Правил, утв. Минсельхозпродом России от 16.01.1995
7 пост. Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 N 5336/07
8 подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ
9 п. 1 ст. 358 НК РФ
10 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
11 утв. приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001
12 п. 1 ст. 374 НК РФ
13 утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н
14 утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н
15 утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н
16 пп. 17—24 ПБУ 6/01
17 п. 20 ПБУ 6/01
18 п. 20 ПБУ 6/01
19 ст. 374 НК РФ
20 ст. 358 НК РФ
21 п. 1 ст. 57 ГК РФ
22 п. 5 ст. 58 ГК РФ
23 п. 1 ст. 59 ГК РФ
24 п. 1 ст. 54 НК РФ
25 п. 16 Приложения к информационному письму ВАС РФ от 17.03.2003 N 71

Автоправо: когда можно не платить транспортный налог?

Что делать, если с Вас требуют заплатить транспортный налог, с процентами, за 8 лет, и за давно проданый Вами автомобиль, надо ли платить налог с прибыли после продажи за меньшую сумму недавно купленного автомобиля, и другая полезная информация — в очередной подборке вопрос/ответ из нашей рубрики «Автоправо».

Вопрос пользовательницы портала Kolesa.Ru:
— Мы живем в Ленинградской области, и мой муж является участником боевых действий в Афганистане, какую он имеет льготу на транспортный налог?

Отвечает Рощин Геннадий Александрович, юрист:
— Добрый день! Обратитесь в налоговую инспекцию, там Вам все разъяснят. Льготы в каждом регионе разные.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:
— Что мне делать, если налоговая прислала за все года извещение об оплате за раз, да еще и с процентами?

Отвечает Тимошенко Владимир Андреевич, юрист (частная практика):
— Ни чего не делать! Пусть попробуют взыскать через суд. Если вы заявите о пропуске сроков давности, во взыскании части налогов будет отказано. Сами же сроки весьма специфические. Так, в соответствии со ст. 48 НК РФ, «исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение ШЕСТИ месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога». В соответствии же со ст. 70 НК РФ, «требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее ТРЁХ месяцев со дня выявления недоимки». Таким образом, срок исковой давности = срок уплаты налога (срок наступления недоимки) + 3 месяца на выставление требования + 10 дней на его выполнение + 6 месяцев на подготовку иска. Срок пропущен, как минимум, за прошлые года. Это, согласно ст.199 ГК РФ является основанием к отказу в иске.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:
-10 лет назад в Москве я продал машину по генеральной доверенности, а копию себе не оставил. Где можно взять эту доверенность, как долго она хранится у нотариуса, и должен ли быть у него какой-то архив?

Отвечает Стрикун Галина Владимировна, адвокат:
— Копия доверенности хранится у нотариуса, у которого она удостоверена или в нотариальном архиве Санкт-Петербурга.

Отвечает Логинов Сергей Александрович, зам. руководителя юридического центра:
— При совершении нотариального действия нотариус записывает о нем сведения в реестр (журнал). Копию доверенности нотариусы себе почти никогда на хранение не оставляют. Вы можете обратиться с запросом о содержании нотариального действия к тому нотариусу, у которого совершали данное нотариальное действие (заверяли доверенность). Данный нотариус обязан будет выдать вам выписку из реестра о совершенном нотариальном действии, в которой будет содержаться:
— Ф.И.О., место регистрации и рождения доверителя;
— вид нотариального действия, дата его совершения;
— примерное содержание нотариального действия (текст доверенности);
— Ф.И.О. доверенного лица (т.е. кому Вы выдали доверенность), адрес его регистрации и место рождения; — информацию о размере взысканного тарифа.
Указанные реестры (книги) о совершении нотариальных действий хранятся очень долго (срок затрудняюсь назвать, но больше 25 лет точно). Или нотариус должен сказать, в какой архив он передал указанный реестр и всю остальную документацию. Если данный нотариус уже прекратил свою практику, то необходимо обратится в соответствующую нотариальную палату субъекта РФ с запросом о том, в какой архив были переданы реестры и прочие документы по «такому то Ф.И.О.» таким-то нотариусом.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:
— Я не платил транспортный налог 8 лет, за какое время должен я заплатить? Действует ли срок давности?

Отвечает Шмелев Александр Федорович, юрист, налоговый консультант:
— Да! Могут взыскать ТОЛЬКО за последние 3 года

Отвечает Семыкин Дмитрий Сергеевич, юрисконсульт:
— Общий срок исковой давности — 3 года. Так что можете заплатить ТН за последние 3 года, и Вы снова законопослушный налогоплательщик.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:
— Здравствуйте. 8 лет не платил налог за машину, ничего с налоговой не получал. А в этом году получил извещение за все года, да еще с процентами. Честно говоря, я и не знал ничего, т.к. продал по генеральной доверенности и уехал в другую страну. Я уехал в 2000 году, а закон вышел в 2002 году. Должен ли я платить за все года или только за последние три года (слышал, что действует именно такой срок давности)? Спасибо.

Отвечает Савиных Владислав Алексеевич, юрист:
— Здравствуйте! В принципе, Вам нужно было уведомить налоговую о том, что машина передана по доверенности, и Вы были бы временно освобождены от уплаты налога (на период действия доверенности), а затем просто выдавать новые доверенности и посылать новые уведомления. Сейчас Вы также можете подать такое уведомление с необходимыми документами, что обезопасит Вас от начисления налога в будущем. Что касается налога за предыдущие 8 лет, то здесь ситуация спорная. С одной стороны, поскольку Вы физическое лицо, то расчет налога должна производить налоговая и высылать вам уведомление в установленный срок: за 30 дней до момента уплаты. Соответственно, есть мнение о том, что если налоговая присылает уведомление за предыдущие годы, то совокупный срок, установленный на взыскание, пропущен, и взыскать налог нельзя. С другой стороны, суды зачастую указывают, что срок в 30 дней никакого значения не имеет и нарушать его налоговая может как угодно, и поэтому она может взыскать налоги и за предыдущие 8 лет, плюс пени, но без штрафов, так как Вашей вины здесь нет. В принципе, так как сумма накапала большая, то имеет есть смысл обжаловать акт налоговой (скоро придет требование об уплате налогов).

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:
— Надо ли платить налог с продажи авто? Машине меньше 3 лет, покупал за 500 тыс. руб., продаю за 480 тыс. руб. Какая схема расчета налога в этом случае?

Отвечает Мазунин Сергей Александрович, юрист:
— Если у Вас имеются документы о покупке машины за 500 т.р., налог у Вас брать не за что, поскольку 480 000 – 500 000 = доход 20 000 со знаком минус, т.е. нет дохода ВООБЩЕ.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:
— Живу в Санкт-Петербурге, у меня «Мерседес» 240D, 1981 г.в., 65 л.с. Нужно ли мне платить транспортный налог?

Отвечает Жеребцов Антон Юрьевич, адвокат:
— Здравствуйте! В соответствии со ст. 358 НК РФ, «объектом налогообложения признаются:
— автомобили;
— мотоциклы;
— мотороллеры;
— автобусы
и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также
— самолеты;
— вертолеты;
— теплоходы;
— яхты;
— парусные суда;
— катера;
— снегоходы;
— мотосани;
— моторные лодки;
— гидроциклы;
— несамоходные (буксируемые суда);
и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность уплаты транспортного налога не ставится в зависимость от года выпуска и мощности автомобиля. Однако, если Вы относитесь к льготной категории граждан, предусмотренных ст. 4-1 закона СПб от 04.11.2002 г. № 487-53 (ред. 13.11.2009 г.) «О транспортном налоге», то от уплаты налога Вы освобождаетесь полностью или частично, если, конечно, Ваш автомобиль зарегистрирован в г. Санкт-Петербург).

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:
— Купил «Ладу Приора» две недели назад за 310 000 руб. в автосалоне. Хочу теперь продать за такую же сумму. Придется ли мне платить налог?

Отвечает Юридическая группа «Аванта»:
— Добрый день! Налог на доходы, подлежащий уплате в Вашем случае, будет рассчитываться следующим образом: 13% (доход от продажи машины (310 т.р.) — расходы на приобретение (310 т.р.)). Таким образом, налог к уплате будет равен нулю. И не забудьте о том, что несмотря на отсутствие сумм налога к уплате, Вы должны будете подать налоговую декларацию по итогам 2010 г., документально подтвердив доходы и расходы по сделке с машиной. С уважением, Красненко Д.А.

Вопрос пользователя портала Kolesa.Ru:
— Продал свой грузовой автомобиль по доверенности в 1999 году. Новый владелец с учета не снял. Налоговая в судебном порядке взыскивает транспортный налог с меня за три последних года. Как быть? Машина 11 лет не проходила техосмотр.

Отвечает Юридическая группа «Аванта»:
— Добрый день! Надо заявить о пропуске срока исковой давности на обращение в суд, он составляет 6 месяцев. Чтобы ответить четко на вопрос, за какой период суд вправе с Вас взыскать суммы налога, необходимо знать дату обращения налоговй в суд с иском. С уважением, адвокат Калинина Ольга Геннадьевна (СПб).

Благодарим за помощь юридечскую консультацию 9111.ru

Возвращение в дорожный фонд

Транспортный налог отменят уже в следующем году. Зато акцизы на бензин повысятся. Такие решения были приняты правительством, отметил вице-премьер Сергей Иванов на заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи.

Кроме того, начнут взымать плату за проезд большегрузов свыше 12 тонн. За счет нее и повышенных акцизов будет пополняться Федеральный дорожный фонд. Деньги из него будут направляться на ремонт, содержание и строительство федеральных автодорог, уточнил Иванов.

По его мнению, новая система сбора средств на дороги будет объективней, чем взымание транспортного налога. Сейчас тем, кто редко ездит на машине, приходится платить налог наравне с заядлыми автолюбителями и профессионалами. А со следующего года расходы на содержание автомобиля будут определяться, в первую очередь, количеством потребляемого топлива. Те, кто пользуется своим железным конем один раз в неделю, будут платить меньше, отметил Иванов.

Но, по прогнозам экспертов аналитического агентства «Автостат», чтобы компенсировать выпадающие при отмене транспортного налога доходы бюджета, стоимость бензина надо поднять на 10 процентов. По подсчетам редакции, его цена окажется на уровне около 30 рублей за литр А-92.

Принципиально важным вице-премьер считает решение о закреплении минимального объема наполнения фонда на уровне не ниже ассигнований, которые выделены на содержание и строительство автодорог в 2010 году из федеральной казны. Это даст возможность не уменьшать расходы на дорожное хозяйство «ни в коем случае, ни при каких сценариях экономического развития», подчеркнул вице-премьер. Ранее «РГ» уже сообщала, что на текущее содержание дорог федерального значения в 2010 году планируется выделить 17 миллиардов рублей, а на строительство 274 миллиарда рублей. По расчетам минтранса, федеральная часть дорожного фонда может пополняться и за счет акцизов на импортные бензин, дизельное топливо и моторные масла плюс акцизы на автомобили и мотоциклы, НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории России и импортных. Это позволит за год аккумулировать в фонде до 475 миллиардов рублей. Этих денег должно хватить на содержание и ремонт автодорог, считают в ведомстве.

Дело осталось за малым: за полгода подготовить и внести изменения в кодексы, законы и нормативы. А также прояснить некоторые социальные вопросы. Например, на данный момент пенсионеры освобождены от уплаты транспортного налога. А будут у них льготы при покупке бензина при новой системе?

Минфин в целом поддерживает идею о переходе от транспортного налога к топливным акцизам. Ведомству поручено правительством просчитать финансовые перспективы отмены транспортного налога и компенсации его повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы. На проработку данного вопроса минфину дан месяц.

Глава минфина Алексей Кудрин предлагает отходить от транспортного налога поэтапно. «О темпах введения акцизов и отмены транспортного налога сейчас говорить рано. Какими именно этапами и какими ставками будет сопровождаться этот переход, пока сказать тоже нельзя», — сказал Кудрин.

По предварительной информации минфина, для компенсации отмены транспортного налога может потребоваться увеличение акциза на ГСМ в среднем в 2 раза. Как сообщил «Интерфакс», по мнению начальника отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Алексея Сорокина, транспортный налог маневренный в отношении ставок и льгот. Что же касается акциза, «если его повысят, то уже никто льгот не получит». «Здесь есть социальный фактор, поэтому вопрос требует обсуждения», — отметил чиновник, пояснив, что получить конечному потребителю какую-либо льготу по стоимости покупаемого им бензина будет невозможно. Сорокин также сообщил, что за 2009 год поступления транспортного налога составили 62 миллиарда рублей, на 2010 год ожидается еще большая сумма поступления налога. И напомнил, что сейчас транспортный налог платят миллионы, а акциз берется с тех, кто перерабатывает нефть и продает бензин.

Замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что после замены транспортного налога акцизом собираемость средств будет лучше. Левого бензина станет меньше. Однако следить за техническим состоянием своего авто придется больше, ведь если карбюратор плохо отрегулирован, то он больше требует топлива, констатировал Удалов. Акциз будет стимулировать покупку более экономичных современных машин, у которых расход меньше, чем у старых моделей с большим объемом двигателя.

Увы, эксперты отмечают и отрицательные моменты повышения акциза и, как следствие, роста стоимости топлива. В конечном счете цены на бензоколонках отражаются на стоимости всех продуктов на прилавках. Растет в цене топливо — дорожает и хлеб. Кроме того, введение платы за проезд большегрузов тоже отразится на ценах товаров первой необходимости. Поскольку владельцы фур просто поднимут цены на перевозку, чтобы компенсировать свои потери.

Возможно, часть грузов, которые сейчас перевозят по автотрассам, после повышения акцизов на топливо будет выгоднее отправлять по железной дороге. И в электричках станет больше народу, ведь междугородние автобусные перевозки тоже подорожают.

В 2009 году автомобильным транспортом России было потреблено 30,67 миллиона тонн бензина и 20,46 миллиона тонн дизельного топлива, подсчитали в «Автостате».

Проверка слуха

Транспортный налог, ставку которого на прошлой неделе удвоили депутаты, вернется к своему привычному уровню.

Решение его увеличить будет пересмотрено и, скорее всего, отменено. Сейчас закон о его повышении, вызвавший массовое недовольство автомобилистов, находится в Совете Федерации, но сенаторы планируют вернуть его в Госдуму.

Вчера руководитель администрации президента Сергей Нарышкин сообщил, что депутатам рекомендовано не повышать ставку этого налога. «В последние дни и недели развернулась широкая, интенсивная дискуссия вокруг законопроекта, который вносит изменения в Налоговый кодекс в части транспортного налога», — заявил он. Против выступили граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации, перечислил Нарышкин. С учетом этого обстоятельства и поручения президента кремлевская администрация собралась на совещание, пригласив представителей федеральных органов исполнительной власти, лидеров фракции «Единая Россия» и членов Совета Федерации. «Признано нецелесообразным повышать ставку транспортного налога и рекомендовано законодателям пересмотреть решение и принять норму, исключающую повышение ставки транспортного налога», — рассказал Нарышкин.

И вчера же думские «единороссы» выразили надежду, что закон о повышении базовой ставки транспортного налога, принятый Госдумой, будет отклонен Советом Федерации. Такое в современной парламентской практике случается, пожалуй, впервые — чтобы депутаты, которые потратили много слов, убеждая коллег в необходимости и срочности принятия документа, и дружно проголосовали за него, вдруг сами захотели, чтобы плод их законотворческого труда был забракован. Объяснить это можно только злым колдовством — третье чтение законопроекта выпало на пятницу, 13-е число.

Впрочем, у спикера нижней палаты парламента Бориса Грызлова вчера нашлись вполне реальные, не связанные с мистикой, объяснения ситуации с транспортным налогом. Спикер заявил, что «Единая Россия» «внимательно следила за развитием этого законопроекта», анализировала отзывы на него, по большей части положительные, которые пришли из регионов. «Дело в том, что транспортный налог — это налог, который берется в субъектах Федерации, — уточнил Грызлов, — и у субъектов Федерации есть коридор применения той базовой ставки, которая устанавливается федеральным законом». Однако в некоторых регионах, по словам Грызлова, возникло недопонимание. «Ряд субъектов Федерации считает, что если базовая ставка повышается в два раза, надо автоматически увеличивать тот налог, который действовал на данный момент», — заметил Борис Грызлов. Поэтому «единороссы» решили, что «это разночтение надо снять». «Снять его можно только тем, чтобы вернуть базовую ставку к прежнему значению, расширив коридор, в рамках которого субъект Федерации может устанавливать транспортный налог именно для своего субъекта Федерации, — объяснял Грызлов дальнейшие действия. — Есть базовая ставка. И субъект может установить налог меньше базовой ставки или больше базовой ставки. Но это уже будет вопрос субъекта».

То есть основная идея «Единой России» — вернуться к прежней базовой ставке, ее устанавливают федеральные законодатели и они же за нее отвечают. За все остальные движения транспортного налога вверх или вниз будет отвечать региональная власть.

Реализовать эту идею возможно только по одной процедуре. «В Совете Федерации должно быть принято решение — его могут инициировать члены партии «Единая Россия», которые являются сенаторами, — о возврате законопроекта в Государственную Думу, где мы его поправим и уже примем в новой редакции, в которой базовая ставка будет возвращена к той, которая действовала на сегодняшний момент», — сказал Борис Грызлов, заметив, что такая идея родилась у «единороссов» после консультаций с рядом законодательных собраний субъектов Федерации и общественными организациями — Союзом пенсионеров, Всероссийским советом муниципальных образований, Союзом автомобилистов.

Между тем в законе, спешно проведенном через Госдуму, обнаружилась еще одна «серьезная ошибка принципиального характера», уже не связанная с транспортным налогом.

Член Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский («Единая Россия») сообщил вчера журналистам, что согласно тексту принятого закона спиртосодержащие жидкости отнесены в группу льготного алкоголя, с меньшей ставкой акциза (158 рублей), — то есть в ту же группу, что и слабоалкогольные напитки». Как уточнил Звагельский, раньше эти жидкости неизменно находились в одном разделе с крепким алкоголем с содержанием спирта более 9% и ставкой акциза 210 рублей. «Хотелось бы верить, что эта ошибка носит чисто технический, а не заранее спланированный характер, — заметил Звагельский, напомнив, что «в ходе обсуждения законопроекта ни разу не упоминалось об изменении данной нормы, в пояснительной записке об этом также ничего не сказано». Между тем последствия «необъяснимой трансформации законодательства» (ну точно, мистика!), по словам депутата, могут проявиться самым негативным образом. «Данная льготная группа товаров облагается гораздо более низким налогом, чем крепкий алкоголь, в результате такие жидкости, как очистители, стеклоомыватели, одеколоны и т.д., станут более доступны для их «любителей». Кроме того, недобросовестные производители и продавцы получили новую лазейку для уклонения от уплаты налогов».

Вчера же председатель Совета Федерации Сергей Миронов подтвердил, что верхняя палата парламента намеревается отклонить закон. «Правильнее было бы повышать акцизы на бензин — тогда будет платить тот, кто ездит, а не повышать транспортный налог пенсионеру, который, может, раз в год выезжает из гаража», — сказал он. «Причем подчеркну, что закон отклонит именно Совет Федерации, — продолжил Миронов. — Потому что, когда услышал, что «Единая Россия» призывает отозвать этот закон, подумал, что в Госдуме у нее завелись какие-то двойники. Ведь именно «единороссы» яростно отстаивали этот закон, и все за него проголосовали». «Совет Федерации будет исправлять принципиальную ошибку Госдумы», — подытожил спикер. Главы комитетов и комиссий Совфеда собираются предложить нижней палате создать согласительную комиссию, на которой и доработать спорную инициативу.

Для москвичей в будущем году ставка точно не изменится — в каком бы виде ни появились поправки по транспортному налогу. Об этом вчера сказал думский спикер Борис Грызлов, сославшись на заявление мэра столицы Юрия Лужкова. Ведь по закону региональные власти сами решают, уменьшить или увеличить ставку транспортного налога; федеральным законодательством лишь предусмотрены пределы этой «вилки». А Мосгордума этот вопрос пока обсуждать не планирует, тем более что в столичном бюджете поступления от транспортного налога почти незаметны и их рост не сыграет существенной роли. В отличие от кошельков горожан, которые удвоенный налог может изрядно опустошить.

Александр Усс, спикер Законодательного собрания Красноярского края:

— Мы решили пока не рассматривать региональный законопроект, предполагавший увеличение ставки транспортного налога.

Депутаты считают, что необходимо изменять саму систему этого налога. Предложенная форма не соответствует интересам людей. Уверен, будут найдены более справедливые подходы.

Виталий Мартыненко, заместитель председателя бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

— Санкт-Петербург принял решение не повышать транспортный налог в 2010 году. Во время кризиса это не может считаться адекватной мерой наполнения бюджета. Надо понимать, что повышение налога коснулось бы не только дорогих джипов, но и автомобилей, принадлежащих пенсионерам и другим небогатым петербуржцам.

Александр Стародубцев, председатель комитета по бюджету и налогам Сахалинской областной Думы:

— Часть депутатов регионального парламента Сахалинской области не видит необходимости в увеличении ставок транспортного налога. Дело в том, что действующие в регионе с 2004 года ставки транспортного налога в 2-2,5 раза выше тех, что предлагает федеральный закон. Например, у нас владелец автомобиля мощностью до ста лошадиных сил, находящегося в эксплуатации свыше трех лет, платит за одну «лошадку» в бюджет 20 рублей в год. В то же время в недавно принятом федеральном законе ставка по такой машине составляет всего 10 рублей за одну лошадиную силу. Поэтому мы считаем, что размер транспортного налога в регионе следует пока оставить без изменений.

Игорь Мураев, министр экономики Омской области:

— Действующие ставки транспортного налога не менялись в регионе с 2003 года. Экономисты подсчитали, что за это время зарплата омичей выросла втрое, а реальные денежные доходы — в 1,7 раза. С введением новых ставок доходы бюджета вырастут на 240 миллионов.

Виктор Плюснин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Вчера состоялось заседание рабочей группы Законодательного собрания Пермского края, рассмотревшей законопроект о повышении ставок транспортного налога в регионе. Созрел и одобрен почти всеми депутатами такой вариант: транспортный налог повысится на 56 процентов для всех без исключения автовладельцев. Эта цифра взята не с потолка: именно на столько в регионе выросла инфляция с 2006 года, когда налог пересматривался в последний раз.

Пенсионеры, как и сегодня, будут платить только половину начисленной суммы.

Сайгитали Абдуразаков, член комитета Народного собрания Дагестана по бюджету, финансам и налогам:

— В Дагестане ставки транспортного налога повысились. Теперь в зависимости от мощности автомобилей их владельцам придется платить за транспортное средство сумму, превышающую предыдущую в 1,5-4 раза. Эта мера позволит увеличить налоговые поступления в местные бюджеты муниципальных образований. Больше всего изменения коснутся хозяев дорогих и мощных машин.

Иван Мельников, председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края:

— На Кубани мы решили выровнять «ножницы» между налоговыми ставками для физических и юридических лиц. Например, если раньше для обычного владельца автомобиля мощностью до 100 лошадиных сил транспортный налог составлял 10 рублей с лошадиной силы, а для юридического лица на пять рублей больше, то теперь для всех он будет единым — 12 рублей.

Зато депутаты решили полностью освободить от транспортного налога ветеранов Великой Отечественной войны, «чернобыльцев», инвалидов первой и второй групп, а также ряд других кубанцев-льготников по автомобилям с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. Предусмотрены льготы и для пенсионеров: транспортный налог им придется платить наполовину меньше.

Владимир Боровик, начальник департамента финансов и бюджетной политики администрации Белгородской области:

— Транспортный налог в Белгородской области повышается на 25 процентов. Изменения не коснутся льготной категории граждан — каждый пятый владелец авто будет платить минимальные 8 и 10 рублей с каждой лошадиной силы.

Александр Микельсон, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансам областного Совета народных депутатов Кемеровской области:

— После многочисленных встреч с кузбассовцами мы решили повременить с принятием областного закона. Посмотрим, как будут разворачиваться события в соседних регионах. Только после этого мы соберемся вновь, чтобы решить, как нам быть и что делать.

Антонина Драчева, заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов:

— Думаю, какое бы решение ни было принято на федеральном уровне, на региональном — ставки будут повышены. Хотя бы в пределах тех полномочий, которые есть у области.

Владимир Бессонов, депутат Законодательного собрания Ростовской области:

— Насколько я знаю, инициатива повысить транспортный налог в наш парламент пока не поступала. Надеюсь, что этого и не будет. Попытка, таким образом, наполнить бюджет за счет граждан — не совсем правильная, особенно в нынешних сложных экономических условиях.

Кстати, с начала года задолженность по транспортному налогу в Ростовской области увеличилась в 1,7 раза и достигла 839 миллионов рублей. По данным заместителя руководителя управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Вадима Ефименко, из 745 тысяч плательщиков транспортного налога в должниках ходят 45 процентов. Почти 37 процентов долгов фискалы относят к категории проблемных. Еще часть из них взыскать просто не представляется возможным.

Подготовили: Александр Григоренко (Красноярск), Илья Изотов (Пермь), Анастасия Шоломицкая (Архангельск), Светлана Сибина (Омск), Геннадий Емельянов (Сахалин), Юлия Кривошапко (Ростов-на-Дону), Тимур Алиев(Дагестан), Елена Лубинец (Краснодар), Максим Симонов (Белгород), Марина Кларисс (Кемерово)

Базовые ставки транспортного налога должны остаться на уровне нынешнего года, считает председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин.

В то же время, признал он в беседе с корреспондентом «РГ», по максимуму регионы из-за такого решения могут недополучить 7,5 миллиарда рублей. Пока какого-либо механизма компенсации этих доходов нет, признал Бушмин. Однако, по его мнению, может быть, имеет смысл дать регионам самостоятельно определиться, какие источники поступлений они могут найти. Например, разрешить им повышать транспортный налог для автомобилей большей мощности и, наоборот, снижать по экологическим автомобилям. При этом предельный размер такого увеличения и уменьшения может составить 10 раз. Сейчас, напомним, регионы имеют право увеличивать базовую ставку в 5 раз и уменьшать в 10.

Надо искать баланс между стремлением пополнить доходную часть региональных бюджетов и возможностями граждан платить налоги по повышенным ставкам, считает эксперт по региональным бюджетам Александр Моносов. А если граждане не смогут или не захотят платить налоги, то возникнет проблема собираемости. В то же время действенного механизма для выявления уклонистов, напоминает эксперт, не так уж много. Взаимодействие между налоговыми органами и ГБДД как следует не отлажено.

Многие регионы, прогнозирует Моносов, могут пойти на увеличение ставки транспортного налога, даже понимая, что это вызовет недовольство среди населения. Со следующего года, напоминает Моносов, на региональный уровень передаются новые полномочия и возникнут проблемы с наполнением бюджетов. Чтобы решить их, региональные власти могут прибегнуть к увеличению транспортного налога. Кроме того, рассказывает он, не так давно обсуждалась идея о введении авансовых платежей по транспортному налогу. Ее высказывали представители налоговых служб. Но неясно, что делать, если человек, например, продал машину или поменял ее на менее мощную, говорит эксперт.

Горячая линия: Транспортный налог

На вопросы читателей «УНП» отвечает Елена Курочкина, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц УФНС России по Санкт-Петербургу.

По машинам на учете в одной инспекции сдаем одну декларацию

– На организацию зарегистрированы три автомобиля по одному адресу. Сколько деклараций надо сдавать?

– Организации представляют отчетность по транспортному налогу в ту инспекцию, на территории которой зарегистрированы транспортные средства (п. 3 ст. 80 НК РФ). На основании пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса местом нахождения для автотранспортных средств признается место госрегистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника. При наличии нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории разных муниципальных образований, отнесенных к ведению одной инспекции, в которой компания стоит на учете по месту нахождения транспортных средств, заполняется одна декларация (п. 7 раздела III Порядка заполнения налоговой декларации, утвержденного приказом Минфина России от 13.04.06 № 65н).

Платим за время владения автомобилем

– Я купил машину в октябре 2008 года. Сейчас мне прислали квитанцию на оплату за весь прошлый год.

– Согласно статье 362 Налогового кодекса сумму транспортного налога, подлежащую уплате физическими лицами, исчисляют налоговые инспекции на основании сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Сумма налога (в 2009 году транспортный налог платится за 2008 год), исчисляется в отношении каждого автомобиля как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации или снятия с учета транспортного средства в течение налогового периода налог исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых машина была зарегистрирована на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц постановки на учет, а также месяц снятия с регистрации принимается за полный месяц.

Таким образом, за прошлый год вам должны были исчислить транспортный налог исходя из срока владения автомобилем, т.е. за октябрь, ноябрь и декабрь. За уточнением налоговых обязательств вам необходимо обратиться в свою межрайонную инспекцию (по месту регистрации машины), где вам произведут перерасчет за 2008 год.

Блокадники освобождены от уплаты налога

– Скажите, у блокадников есть льгота по транспортному налогу?

– Да. Согласно пункту 1.1 статьи 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.02 № 487-53 от уплаты транспортного налога освобождаются, в том числе, ветераны Великой Отечественной войны – за одно транспортное средство, зарегистрированное на таких граждан. При этом автомобиль должен иметь мощность двигателя до 100 лошадиных сил включительно или со дня его выпуска должно пройти более 15 лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся в том числе лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Поэтому, если у вас есть удостоверение жителя блокадного Ленинграда, обратитесь в свою межрайонную налоговую инспекцию (по месту регистрации машины) для получения освобождения от уплаты транспортного налога за автомобиль (до 100 л.с. включительно). Для этого нужно написать заявление в произвольной форме и представить копию удостоверения.

За неиспользуемый, но состоящий на учете автомобиль платить придется

– На организацию зарегистрирован автомобиль, который неисправен и мы им не пользуемся. Скажите, надо ли нам за него платить налог?

– Нужно, ведь уплата транспортного налога не зависит от того, используется машина или нет. В соответствии со статьей 358 кодекса объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассрочка оплаты проданной машины не влияет на уплату налога

– На организацию был зарегистрирован автокран, который мы продали в феврале 2009 года. В договоре предусмотрено условие о рассрочке платежа до сентября 2009 года. С учета автокран сняли в месяце продажи. До какого срока мы должны платить транспортный налог?

– Условие по рассрочке платежа за транспортное средство никоим образом не влияет на уплату транспортного налога. Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (ст. 358 НК РФ). Если машина поставлена на учет или снята с него в течение налогового (отчетного) периода, налог рассчитывается с учетом числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика. Месяц постановки на учет, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Таким образом, исчислить и уплатить транспортный налог за 2009 год вы должны исходя из срока владения машиной, т.е. за январь и февраль 2009 года.

В Правилах регистрации самоходных машин произошли изменения

– В прошлом году постановление Правительства РФ от 26.07.08 № 562 внесло изменения в правила госрегистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники. Теперь нужно регистрировать самоходные машины с максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт. У нас в организации есть два трактора, как раз подпадающие под указанные характеристики. Они предназначены исключительно для внутренних нужд организации – для уборки территории завода. Надо ли ставить их на учет и платить по ним транспортный налог?

– Ваша оранизация обязана поставить на регистрационный учет транспортные средства. Правила регистрации есть правила, вы должны соблюдать условия, прописанные в них.

Объектом налогообложения признаются в том числе самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (п. 1 ст. 358 НК РФ). Поэтому, если ваши тракторы относятся к данной категории, после государственной регистрации за них следует платить налог.

Пенсионеры могут рассчитывать на льготу, если машина до 100 л.с.

– Скажите, есть ли льгота по транспортному налогу для пенсионеров и инвалидов третьей группы?

– Льготы предусмотрены статьей 4-1 Закона Санкт-Петербурга № 487-53. От уплаты налога, в частности, освобождены инвалиды I и II групп за одно транспортное средство, зарегистрированное на них, при условии, что данное транспортное средство имеет мощность двигателя до 100 лошадиных сил включительно. Освобождения от уплаты транспортного налога инвалиды III группы не имеют.

Что касается пенсионеров, зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге, то они уплачивают налог в размере 70 процентов от установленной законом ставки. При этом есть дополнительное условие: автомобиль должен быть отечественного производства (Российской Федерации или СССР до 1991 года) с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно.

– У меня машина мощностью 180 лошадиных сил.

– В таком случае вы не подпадаете под категорию граждан, пользующихся указанной льготой, и уплату налога следует производить в размере, указанном в налоговом уведомлении.

Угон машины следует подтверждать ежегодно

– У меня угнали машину в 2004 году, но каждый год мне приходит квитанция на уплату налога. Что делать?

– На основании подпункта 7 пункта 2 статьи 358 кодекса не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. При этом налогоплательщики в случае угона машины представляют в налоговый орган документ, подтверждающий этот факт (п. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28, утвержденных приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/177).

Таким образом, вам необходимо представить в свою межрайонную налоговую инспекцию (по месту регистрации транспортного средства) справку из следственных органов о факте угона вашего автомобиля. Этот документ будет основанием для того, чтобы снять начисления транспортного налога по данному автомобилю за 2008 год.

Не прислали квитанцию – обратитесь в инспекцию

– Мы купили машину в марте 2007 года, но документы на уплату налога еще ни разу не приходили. Что нам делать?

– Вы проживаете по тому адресу, по которому зарегистрирован принадлежащий вам автомобиль?

– В каждой межрайонной инспекции в операционном зале имеется окно для приема плательщиков транспортного налога. Вам необходимо обратиться в свою межрайонную инспекцию (по месту регистрации транспортного средства) с паспортом и получить налоговое уведомление и платежный документ на уплату налога.

В каких случаях возникает обязанность платить транспортный налог

Обязанность уплаты налога

После смерти автовладельца (объявления его умершим) задолженность по транспортному налогу, а также штрафы и пени должны уплатить наследники. Но только в пределах стоимости унаследованного имущества.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 октября 2011 г. № 03-02-07/1-373.

Если транспортное средство зарегистрировано на несовершеннолетнего ребенка, то обязанность по уплате транспортного налога возлагается на его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 октября 2012 г. № БС-2-11/666.

Ситуация: кто платит транспортный налог по транспортному средству, переданному по доверенности?

Транспортный налог обязан платить человек, на которого зарегистрировано транспортное средство, облагаемое этим налогом (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

И факт того, что владелец выдал доверенность другому человеку, не отменяет его обязанность уплатить налог.

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля с транзитными номерами?

Обязанность по уплате транспортного налога возникает только с момента регистрации автомобиля в ГИБДД (ст. 357 НК РФ). Регистрация автомобиля в ГИБДД и выдача знаков «Транзит» являются разными регистрационными действиями. При выдаче транзитного номера в паспорте транспортного средства делается соответствующая отметка, свидетельство о его регистрации при этом не выдают (п. 33.1 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

В частности, знаки «Транзит» нужно получать:

– в связи с вывозом автомобиля за пределы России на постоянное пребывание;

– при перегоне автомобиля на завод-изготовитель для доработки (доукомплектования);

– при перегоне автомобиля к месту продажи или регистрации.

В первом случае выдача транзитных номеров происходит уже после снятия автомобиля с учета (п. 43 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

В остальных случаях знаки «Транзит» выдают до постановки автомобиля на учет (п. 4 и 33 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

Таким образом, наличие на автомобиле транзитных номеров не означает, что он зарегистрирован в ГИБДД. А значит, платить с него транспортный налог не нужно.

Какие транспортные средства облагаются налогом

Перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом, приведен в таблице .

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с прицепов и полуприцепов?

Транспортные средства, с которых нужно платить транспортный налог, перечислены в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Несамоходные наземные транспортные средства (в т. ч. прицепы и полуприцепы) в этом пункте не указаны. Таким образом, с них платить транспортный налог не нужно.

Аналогичной точки зрения придерживается и налоговое ведомство (п. 12 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

Освобождение от налога

От транспортного налога освобождены:

  • определенные виды транспорта;
  • определенные категории граждан.
  • От транспортного налога освобождены, в частности, такие виды транспорта:

  • весельные и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л. с.;
    • легковые автомобили для инвалидов;
    • транспортные средства, находящиеся в розыске в связи с угоном (кражей);
    • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозпроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
    • В последнем случае контролеры разъяснили, что льготу нужно подтверждать ежегодно. Для чего в налоговую инспекцию каждый раз надо подать такие документы:

    • справка из муниципалитета (выписка из хозяйственной книги), которая подтвердит, что в налоговом периоде человек вел личное подсобное хозяйство;
    • правоустанавливающие документы на землю и кадастровый паспорт участка. Из них должно быть ясно, что назначение земли – ведение личного подсобного хозяйства.
    • Об этом сказано в письме ФНС России от 8 апреля 2016 г. № БС-4-11/6174.

      Полный перечень транспортных средств, освобожденных от налога, приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

      Ситуация: нужно ли для освобождения от транспортного налога представить в инспекцию документы, подтверждающие угон автомобиля?

      Если факт угона (кражи) транспортного средства подтвержден документально, оно не является объектом обложения транспортным налогом (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Подтвердить этот факт можно справками органов внутренних дел, которые занимаются расследованиями таких преступлений (п. 17.4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177, абз. 2 п. 5 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

      Основанием для прекращения уплаты транспортного налога является подлинник справки об угоне. Однако, если владелец транспортного средства может представить только копию справки, выданную соответствующим подразделением ОВД России, он не лишается права на освобождение от уплаты транспортного налога. В этом случае налоговая инспекция обратится за подтверждением факта угона в подразделение ОВД, указанное в ксерокопированном документе. Такой порядок приведен в письме ФНС России от 13 мая 2015 г. № БС-3-11/1919.

      Если у человека нет справки ОВД об угоне транспортного средства, но есть какие-либо другие документы, подтверждающие факт угона, право на освобождение от уплаты транспортного налога придется отстаивать в суде (письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475).

      После получения подтверждающих документов перерасчет налога инспекция сделает самостоятельно. В период розыска (с момента подтверждения факта угона и до возврата автомобиля владельцу либо прекращения (приостановления) уголовного дела) угнанное транспортное средство не будет облагаться транспортным налогом. При этом месяцы, в которых автомобиль был угнан и возвращен владельцу, включаются в период нахождения транспортного средства у владельца (письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475).

      После прекращения либо приостановления уголовного дела об угоне транспортное средство можно снять с учета в ГИБДД. Для этого необходимо представить в ГИБДД заявление и письмо органов предварительного следствия о приостановлении (прекращении) уголовного дела (абз. 2 п. 5 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

      Если расследование по факту угона не приостановлено (не прекращено), а автомобиль не найден, уголовное дело будет прекращено через два года с момента угона (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В таком случае снять автомобиль с регистрации можно будет только по истечения этого срока. До снятия автомобиля с регистрации необходимо ежегодно подтверждать факт его угона в целях освобождения от налогообложения. Об этом сказано в письмах ФНС России от 13 мая 2015 г. № БС-3-11/1919, от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475.

      Региональные льготы

      В каждом регионе России (области, крае и т. д.) могут быть установлены льготы по налогу для некоторых категорий граждан. Перечень льготников утверждается законами субъектов РФ (области, края, республики). Это следует из пункта 3 статьи 12, статей 14 и 356 Налогового кодекса РФ.

      Например, льготы по транспортному налогу для жителей Москвы утверждены статьей 4 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33. Их перечень см. в таблице .

      Льготы по транспортному налогу для жителей Московской области утверждены Законом Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ. Их перечень см. в таблице .

      Если имеете право на льготу, то, чтобы ее получить, подайте в инспекцию заявление по типовой форме , приведенной в письме ФНС России от 16 ноября 2015 г. № БС-4-11/19976.

      Ситуация: нужно ли платить транспортный налог, если автомобиль приобретен в кредит. Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД?

      Человек обязан платить транспортный налог с зарегистрированного на него транспортного средства (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

    При этом льгота по автомобилям, приобретенным в кредит, в законодательстве не предусмотрена. Согласно Налоговому кодексу РФ обязанность по уплате транспортного налога не зависит от того, за счет каких средств владелец приобрел транспортное средство: собственных или заемных.

    Таким образом, с момента, когда человек зарегистрировал на себя автомобиль в ГИБДД, у него возникает обязанность по уплате транспортного налога (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

    Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля, который является вещественным доказательством по уголовному делу? Автомобиль фактически не используется.

    Ответ на этот вопрос, прежде всего, зависит от того, зарегистрирован автомобиль в ГИБДД или нет.

    Если автомобиль не зарегистрирован, то налог платить не придется (ст. 357 НК РФ). В этом случае у налоговой инспекции не будет данных для того, чтобы рассчитать налог и направить владельцу уведомление на уплату транспортного налога (ст. 362, п. 3 ст. 363 и п. 4 ст. 57 НК РФ).

    Если автомобиль зарегистрирован, налог заплатить придется. Обязанность заплатить налог возникает с момента регистрации транспортного средства. Это следует из статьи 357 Налогового кодекса РФ.

    При этом льгота по автомобилям, переданным в качестве доказательства по уголовному делу, в законодательстве не предусмотрена.

    Аналогичной позиции придерживается налоговое ведомство (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 3 марта 2008 г. № 18-08/4/020096).

    Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля, взятого в аренду?

    Транспортный налог обязан платить тот, на кого зарегистрировано транспортное средство, облагаемое этим налогом (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

    В законодательстве предусмотрен ряд исключений из этого правила. В том числе регистрация транспортного средства, полученного в аренду по договору лизинга. Такое транспортное средство может быть зарегистрировано как на лизингодателя (арендодателя), так и на лизингополучателя (арендатора). Об этом сказано в пунктах 22 и 48.1 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.

    Однако договоры лизинга, как правило, заключаются в сфере предпринимательской деятельности (абз. 1 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ).

    Человек (не предприниматель), который берет в аренду автомобиль, заключает с арендодателем договор аренды или проката (ст. 632, 642 и 627 ГК РФ). По такой сделке никаких исключений в правилах регистрации транспортных средств не предусмотрено. Оно регистрируется на собственника (арендодателя).

    Таким образом, арендатору автомобиля платить транспортный налог не нужно.

    Ситуация: нужно ли платить транспортный налог, если владелец сдает автомобиль в аренду?

    Зарегистрировать транспортное средство может его собственник (п. 20 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001, п. 4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

    В законодательстве предусмотрен ряд исключений из этого правила. В том числе регистрация транспортного средства, сданного в аренду по договору лизинга. Такое транспортное средство может быть зарегистрировано как на лизингодателя (арендодателя), так и на лизингополучателя (арендатора). Об этом сказано в пунктах 22 и 48.1 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.

    Человек (не предприниматель), который сдает в аренду автомобиль, заключает с арендатором договор аренды или проката (ст. 632, 642 и 627 ГК РФ). По такой сделке никаких исключений в правилах регистрации транспортных средств не предусмотрено. Оно регистрируется на собственника (арендодателя).

    Таким образом, владелец-арендодатель должен платить транспортный налог с автомобиля, сданного в аренду.

    Исключения составляют следующие случаи:

      Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля, на который наложен арест. Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД?

      Человек обязан платить транспортный налог с зарегистрированного на него транспортного средства (абз. 1 ст. 357 и ст. 358 НК РФ).

    • владелец транспортного средства льготник;
    • При этом льгота по транспортным средствам, на которые наложен арест, в законодательстве не предусмотрена.

      Кроме того, арест имущества не предусматривает, что владелец будет окончательно лишен права собственности. Арест имущества может на время ограничивать право на распоряжение (в некоторых случаях – пользование) этим имуществом. Это следует из пункта 2 статьи 1 и пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ.

      Таким образом, пока транспортное средство зарегистрировано на человека, он должен платить транспортный налог. Независимо от того, наложен на это имущество арест или нет.

      Подтверждает такой вывод письмо ФНС России от 6 апреля 2010 г. № 3-3-06/468.

      Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля, приобретенного для использования в качестве запасных частей? Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.

      При этом льгота по транспортным средствам, приобретенным для использования в качестве запчастей, законодательством не предусмотрена.

      Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 6 мая 2006 г. № 03-06-04-04/15. Обязанность по уплате транспортного налога прекратится после того, как транспортное средство будет снято с регистрационного учета (ст. 357, п. 3 ст. 362 НК РФ).

      Совет: чтобы не платить транспортный налог с автомобилей, которые приобретены для использования в качестве запчастей, не регистрируйте их в ГИБДД.

      Владелец обязан зарегистрировать в ГИБДД только те транспортные средства, которые предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Об этом сказано в пункте 1 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001. Если автомобиль изначально приобретен для использования в качестве запчастей, то ставить его на регистрационный учет не нужно. Ведь в этом случае он не будет использоваться в качестве транспортного средства. А с незарегистрированного автомобиля транспортный налог платить не нужно (п. 1 ст. 358 НК РФ).

      Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобилей, которые уже несколько месяцев находятся в длительном ремонте после ДТП? Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.

    • транспортное средство освобождено от транспортного налога.
    • При этом льгота по транспортным средствам, которые находятся в ремонте, в законодательстве не предусмотрена.

      Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 31 августа 2011 г. № 03-05-06-04/269, от 3 июля 2008 г. № 03-05-06-04/39.

      Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с водного транспортного средства, которое эксплуатируется только в летний период?

      Водные транспортные средства признаются объектом налогообложения транспортным налогом (п. 1 ст. 358 НК РФ, абз. 9 п. 2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

      С зарегистрированного транспортного средства человек обязан платить транспортный налог (абз. 1 ст. 357 и ст. 358 НК РФ).

    • владелец транспортного средства – льготник;
    • Это следует из абзаца 3 статьи 356 и пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

      При этом льгота по транспортным средствам, в том числе и водным, эксплуатация которых зависит от сезона, в законодательстве не предусмотрена. Следовательно, транспортный налог в таком случае нужно платить в полном объеме за весь календарный год независимо от времени фактического использования транспортного средства.

      Аналогичная точка зрения высказана в письме ФНС России от 27 января 2012 г. № БС-3-11/241.

      Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля, который был продан, но не снят с регистрационного учета в ГИБДД?

      Транспортный налог обязан платить тот, на кого зарегистрировано транспортное средство, облагаемое этим налогом (абз. 1 ст. 357 и ст. 358 НК РФ). Поэтому, если владелец, продавший автомобиль, не снял его с учета, он будет платить транспортный налог.

      Налоговая инспекция рассчитывает транспортный налог по автомобилям на основании данных, которые поступают из ГИБДД (ст. 362 НК РФ и п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

      Поэтому до тех пор, пока транспортное средство не снято с регистрационного учета, налоговая инспекция будет присылать человеку уведомления на уплату транспортного налога (ст. 357 и п. 3 ст. 363 НК РФ).

      Для того чтобы не платить налог с проданного автомобиля, нужно снять его с учета в ГИБДД. После этого ГИБДД подаст уточненные сведения в налоговую инспекцию. И платить налог будет уже тот владелец, который зарегистрирует автомобиль на себя (ст. 357 НК РФ).

      Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 июля 2013 г. № 03-05-06-04/26030.

      Постановка на учет в налоговой инспекции

      Владельца транспортного средства налоговая инспекция должна поставить на учет по местонахождению принадлежащего ему транспорта. Таким местонахождением считается:

    • для водного транспорта (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации транспорта;
    • для воздушного транспорта – место регистрации его собственника;
    • для всех видов транспорта (кроме морского, речного и воздушного), зарегистрированного до 24 августа 2013 года, – место регистрации такого транспортного средства;
    • для всех видов транспорта (кроме водного и воздушного), поставленного на учет с 24 августа 2013 года, – место регистрации его собственника.
    • Налоговая инспекция делает постановку самостоятельно, без участия человека, на основании сведений, которые поступают из органов, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств.

      Это следует из положений пункта 2 статьи 11, пунктов 1, 5 статьи 83, пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

      Ситуация: нужно ли зарегистрироваться в качестве плательщика транспортного налога в инспекции по новому местожительству? Автомобиль снят с учета в ГИБДД по старому местожительству и поставлен на учет по новому.

      Налоговая инспекция самостоятельно осуществляет постановку на учет владельца автомобиля – плательщика транспортного налога. Она делает это без участия человека на основании сведений, которые поступают из ГИБДД. Это следует из пункта 5 статьи 83 и пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

      Таким образом, не нужно обращаться в налоговую инспекцию по новому местожительству, чтобы зарегистрироваться в качестве плательщика транспортного налога.

      На основании этих же сведений налоговая инспекция:

    • рассчитывает транспортный налог;
    • высылает владельцу уведомление об уплате транспортного налога.
    • Если уведомление не приходит

      А что делать, если владелец зарегистрированного транспортного средства так и не получил уведомление об уплате налога? В этом случае он обязан письменно сообщить в инспекцию о наличии транспортных средств. Сообщение подайте в налоговую инспекцию по местожительству или по местонахождению транспорта. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом. К сообщению обязательно приложите документ о государственной регистрации транспортного средства.

      Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/598.

      Если же владельцу предоставлена льгота в виде полного освобождения от уплаты налога, подавать такое сообщение в инспекцию не надо.

      Это следует из положений пункта 2.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

      Внимание: с 1 января 2017 года за несообщение (несвоевременное сообщение) о наличии транспортных средств будет введена налоговая ответственность.

      Размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 12 ст. 1, ч. 3 ст. 7 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ).

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *