Организация рабочего места школьника. Экспертиза рабочего места ученика

Организация рабочего места школьника

Если в семье есть школьник, то независимо от площади квартиры и наличия у ребенка собственной комнаты, необходимо правильно устроить место, где он будет делать домашние задания.

Некоторые родители считают, что ничего страшного нет в том, что делать уроки школьник будет в любом месте – за журнальным столиком в гостиной, кухонным столом или лежа на диване. Но это не так. Следует помнить, что подготовка домашних заданий занимает ежедневно не так уж и мало времени и неправильная организация рабочего места ребенка не только не способствует повышению успеваемости, а еще чревато – нарушением осанки, ухудшением зрения и другими проблемами со здоровьем.

При организации рабочего места школьника следует учитывать, что ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям ребенка и требованиям эргономики.

В зависимости от роста ребенка, высота над полом переднего края стола, обращенная к обучающемуся, должна иметь следующие значения:

Высота стола (см)

Лучше в качестве мебели использовать ученическую парту угол наклона столешницы которой будет составляет 15 — 17°.

Хорошо, если родители потратят свое время и объяснят ребенку, как правильно сидеть во время занятий, а именно:

— сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову;

— ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой.

Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, школьник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза.

Если родители выработают привычку у ребенка правильно сидеть ребенка за рабочим столом, то в дальнейшем это сохранит его здоровье и поможет правильно концентрироваться на домашних занятиях.

Так же, нельзя забывать, что домашние задания сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, поэтому при выполнении школьных уроков рекомендуется делать небольшие перерывы для отдыха, подвижных игр или «физкультурных минуток».

Лучше начинать самоподготовку в 15 — 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности.

Необходимо учитывать так же, что на работоспособность помимо правильно подобранной мебели, влияют такие факторы как:

— Цвет мебели и стен. Наиболее благоприятны нейтральные однотонные тона. Темные и серые стены вызывают напряжение глаз и угнетающе действуют на школьника, а яркие цвета рассеивают внимание.

— Освещение. Рабочее место желательно организовать у окна с естественным боковым левосторонним освещением. Желательно, чтобы окна были ориентированы на южные, юго-восточные или восточные стороны горизонта.

Что касается искусственного освещения в темное время суток, то здесь специалисты рекомендуют использовать настольный светильник с ярким, но мягким светом. Устанавливается он сбоку от пишущей руки школьника (если правша – слева, если левша – справа). Светильник должен регулироваться по высоте и направленности света. Для профилактики переутомления глаз следует совмещать локальное освещение с общим.

— Микроклимат. При выполнении домашних заданий ребенку не должно быть жарко или холодно, в воздухе так же не должен присутствовать табачный дым или другие посторонние запахи.

— Отсутствие внешних источников раздражителей. Телевизор или музыка не только способствуют рассеиванию внимания, но и вызывают головные боли, раздражительность и снижение остроты слухового восприятия. Поэтому, даже если школьник утверждает, что музыка помогает ему сконцентрироваться, нельзя разрешать выполнение домашнего задания, сидя рядом с включенным плеером или телевизором. Также не рекомендуется прием пищи или употребление напитков во время выполнения домашнего задания. Взрослым следует уважать труд ребенка, не надо разговаривать по телефону или между собой в комнате, где школьник выполняет домашние задания.

— Наличие дополнительных предметов, способствующих процессу обучения.

Этажерка или полка для книг и тетрадей. Органайзер для ручек и карандашей. Желательно, чтобы они были расположены в прямой доступности — на расстоянии вытянутой руки ребенка.

Если выбранный стол будет с выдвижными ящиками — еще лучше. При отсутствии ящиков можно купить тумбочку к столу. Выбирайте не слишком глубокие и объемные ящики.

Не забываете про подставку для книг.

Если совсем не хватает места для организации полноценного рабочего места для школьника, можно проявить смекалку и организовать полноценное рабочее место путем установление откидного стола или сооружение стола на длинной столешнице. Также в небольших помещениях удобно использовать маленький угловой стол либо стол-трансформер, позволяющий расширять рабочую поверхность и в соответствии с необходимостью менять высоту ножек.

/ Санитарный надзор / Пресс-релизы /

Организация рабочего места школьника

Дети растут довольно быстро, и уже через несколько лет, вчерашний кроха становится школьником. Обучение в школе – это не только увлекательный мир знаний, но и, при неправильно организованном учебном процессе, риск здоровью несформировавшегося организма. Для предотвращения нарушения осанки и зрения, мышечного перенапряжения и утомления школьника, сохранения его высокой работоспособности и здоровья, профилактики школьных форм патологии большое внимание необходимо уделять подбору и расположению школьного оборудования в классе и подбору мебели дома.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т.д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

Более подробно с требованиями к школьной мебели и классу можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Немаловажное, а порой даже большее значение имеет организация рабочего места школьника дома. В домашних условиях это место является не только местом подготовки к занятиям в школе, но и местом для отдыха и свободного времяпрепровождения. Итак, что нужно учитывать родителям при обустройстве рабочего места школьника?

Во-первых, определить расположение рабочего места (школьного уголка). Идеальный вариант – отдельная комната. Если вы живёте в маленькой однокомнатной квартире, лучше не давать ребёнку делать уроки на кухне, а организовать ему удобный письменный стол в углу вашей комнаты.

Во-вторых, учитывать наличие естественного освещения. Оптимальный вариант нахождения источника естественного освещения сбоку от пишущей руки школьника. Что касается его искусственного освещения в темное время суток, то здесь специалисты рекомендуют использовать настольный светильник с ярким, но мягким светом. Устанавливается он сбоку от пишущей руки школьника (если правша – слева, если левша – справа). Светильник должен регулироваться по высоте и направленности света. Медицина не рекомендует локальное освещение рабочего места – вредно для зрения. Поэтому следует над уголком иметь рассредоточенное потолочное освещение – это поможет снять излишнее напряжение глаз ученика.

В-третьих, не стоит оформлять рабочее место в разнотонных и контрастных тонах. Это будет способствовать рассеиванию внимания ребёнка. Исследованиями установлено, что при окрашивании поверхности столов в черный или коричневый цвет, уровни освещенности в помещении понижаются на 20% по сравнению с оборудованием таких же помещений светлой мебелью. Для отделки учебной мебели оптимальными являются цвета светло-зеленый или натурального дерева.

В-четвёртых, мебель для школьника нужно приобретать из натурального материала. Практически идеально подходит дерево. Лучше выбирать берёзу, бук или сосну. Мебель из ДСП намного дешевле, но необходимо удостовериться в том, что выбранные предметы имеют соответствующие сертификаты. Отделка мебели должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции.

В-пятых, рабочее место школьника должно иметь письменный стол, одну или несколько книжных полок. Конструкция стола не так важна. Главное, чтобы он был нужной высоты. Сегодня школьники практически постоянно могут работать с компьютером. Поэтому необходимо подумать о том, чтобы он помещался на столе. Для клавиатуры должна быть выдвижная полка. Наибольшим удобством отличаются многомодульные столы. На них все необходимые предметы можно разместить с максимальной функциональностью.

Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, школьник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза. При выборе кресла на колесиках оно должно иметь подлокотники и регулируемую спинку с анатомическим изгибом. Но такое кресло не подойдет для детей младших школьных возрастов.

В учебной мебели должны выдерживаться правильное соотношение основных элементов:

— расстояние по вертикали от края стола до сидения стула должно равняться высоте до локтя свободно опущенной руки с добавлением 5-6 см. Завышение или занижение этого расстояния может привести к ассиметрии тела, искривлению позвоночника, изменению расстояния от глаз до книги;

— расстояние по горизонтали от края стола до спинки сиденья стула должно превышать переднезадний диаметр грудной клетки не более, чем на 5 см. При завышении этого расстояния спинка стула не используется в качестве опоры, при занижении – «зажатая» рабочая поза;

— расстояние по горизонтали между краем крышки стола и краем стула должно быть отрицательным, т.е. сиденье должно заходить за край стола на 4-8 см;

— ноги ребенка должны упираться в пол или в подставку, образуя прямой угол в тазобедренном и коленном суставах.

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Практическая работа №4. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Аттестация рабочих мест по условиям труда является обязательной для всех организаций независимо от организационно-правовых форм, формы собственности и вида деятельности.

Аттестация проводится с целью обеспечения безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работников, решение вопросов о предоставлении социальных гарантий.

Аттестация проводится организациями самостоятельно и включает:

гигиеническую оценку условий и характера труда;

оценку травмобезопасности рабочих мест;

оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

определение компенсации, установленных законодательством затяжную работу и работу во вредных и опасных условиях труда;

оценку возможности применения труда отдельных категорий работающих;

аттестации подлежат все рабочие места.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из состояния, изменений условий, охраны и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., в том числе по требованию аттестационной комиссии организаций, а также органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда Российской Федерации при выявлении нарушений в процессе проведения аттестации.

Результаты переаттестации оформляются в виде изменений и дополнений к материалам аттестации.

По результатам аттестации рабочих мест аттестационной комиссией с учетом предложений, поступивших от подразделений организации, отдельных работников, разрабатывается План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

К санитарно-гигиеническим параметрам на рабочем месте относятся микроклиматические условия и световая среда.

Показателями, характеризующими микроклимат в рабочем помещениях, являются:

— относительная влажность воздуха;

— скорость движения воздуха;

— интенсивность теплового облучения.

Для оценки сочетанного воздействия параметров микроклимата в целях осуществления мероприятий по защите работающих от возможного перегревания рекомендуется использовать интегральный показатель тепловой нагрузки среды (ТНС)[13].

Для исключения вредного влияния микроклиматических условий на организм человека и создания нормальных условий труда, параметры воздушной среды должны соответствовать ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» и Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». Эти документы устанавливают оптимальные и допустимые микроклиматические условия для рабочей зоны помещения в зависимости от времени года и категории выполняемых работ.

Оптимальные микроклиматические условия, установленные по критериям оптимального теплового и функционального состояния человека, обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для высокого уровня работоспособности и являются предпочтительными на рабочих местах.

Допустимые микроклиматические условия, установленные по критериям допустимого теплового и функционального состояния человека на период 8-часовой рабочей смены, не вызывают повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, напряжению механизмов терморегуляции, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности.

Рациональное освещение рабочего места является одним из основных факторов, обеспечивающих безопасный и высокопроизводительный труд работающих.

Освещение может быть естественным, искусственным и совмещенным[14].

При описании производственного освещения обычно используют светотехнические величины, основанные на оценке ощущения их глазом человека. Различают количественные и качественные показатели освещения. К количественным показателям относятся: световой поток, сила света, освещенность[15], яркость, коэффициент отражения. К качественным показателям освещения относятся: фон, контраст объекта различения с фоном, показатель ослеплённости, коэффициент пульсации освещенности.

Естественное и совмещенное освещение нормируется не по абсолютной величине, а по относительному показателю – коэффициенту естественной освещенности (КЕО).

Коэффициент естественной освещенности (е, %) – отношение естественной освещенности Евн, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения солнечным светом (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности Енар, создаваемой светом полностью открытого небосвода:

Естественное и совмещенное освещение в зданиях может быть:

— боковое – через световые проемы в наружных стенах (окна);

— верхнее – через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высот здания;

— комбинированное – сочетание верхнего и бокового освещения.

Искусственное освещение применяется как в темное время суток, так и в светлое, когда для нормальных условий по освещенности естественное освещение недопустимо, недостаточно или невозможно.

Система искусственного освещения – это группа светильников с размещенными в них электрическими источниками света, спроектированная по определенному принципу в зависимости от выполняемых задач.

Системы искусственного освещения классифицируются по двум основным признакам: конструктивное исполнение и функциональное назначение. По конструктивному исполнению различают две системы искусственного освещения – общее и комбинированное освещение.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное (освещение безопасности и эвакуационное), охранное и дежурное.

Светильник представляет собой совокупность источника искусственного света и осветительной арматуры, перераспределяющей световой поток в пространстве. Кроме того, осветительная арматура служит для подвода электрического питания, крепления и предохранения источника света от загрязнения и механического повреждения.

Для искусственного освещения производственных помещений и территорий предприятий используются электрические источники света, которые делятся на две группы:

— газоразрядные лампы низкого и высокого давления;

— лампы накаливания (ЛН).

В системах производственного освещения предпочтение отдается газоразрядным лампам. Использование ламп накаливания допускается в случае невозможности или экономической нецелесообразности применения газоразрядных. Из газоразрядных ламп наибольшее распространение для освещения производственных помещений нашли люминесцентные лампы (ЛЛ)

Цель работы – определение основных показателей санитарно-гигиенического состояния рабочего места.

Рабочая (учебная) среда оказывает постоянное воздействие на организм человека. От эргономических показателей рабочего места, микроклимата, освещённости, внутренней отделки помещения зависят самочувствие, работоспособность, состояние здоровья людей. Санитарно-гигиеническую оценку можно произвести, используя ряд показателей:

– соответствие размеров мебели росту учащихся;

– хорошая освещённость рабочего стола;

– уровень шума, не превышающий предельно-допустимого уровня (ПДУ);

– нормальный вентиляционный режим учебного помещения;

– рациональная полезная площадь комнаты;

– хорошее качество отделки стен, потолка, пола.

Оборудование: сантиметровая лента, рулетка, информационное обеспечение.

Снимите размеры рабочего стула:

Проведите антропометрических измерения.

Основные размеры стула для учащихся и студентов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение городского округа Королёв

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
город Королев Московской области

Приказом по школе

№ 66/29 от 31.08.2009 года

о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

1. Общие положения.

1.2. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

1.5. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменений условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

1.6. Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной -экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организацией самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ.

2. Подготовка к проведению аттестации рабочих мест

по условиям труда

2.1. Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров.

2.2. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, назначаются председатель аттестационной комиссии, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

2.3. В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать специалистов служб охраны труда, организации труда и заработной платы, представителей администрации, профсоюзной организаций совместного комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, медицинских работников.

2.5. При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств.

2.6. На каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах) составляется Карта аттестации рабочих (его) мест (а) по условиям труда.

2.7. Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких рабочих мест.

3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

3.1. Определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

3.1.1. При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда.

3.1.2. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений. Инструментальные измерения физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, эргономические исследования должны выполняться в процессе работы при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом используются методы контроля, предусмотренные соответствующими ГОСТами и (или) другими нормативными документами.

3.1.3. Инструментальные измерения уровней производственных факторов, определение тяжести и напряженности трудового процесса оформляются протоколами. Форма протоколов устанавливается нормативными документами, определяющими порядок проведения измерений уровней показателей того или иного фактора.

3.2. Оценка травмобезопасности рабочих мест.

3.2.1. Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются:

— производственное оборудование,
— приспособления и инструменты;

— обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

3.2.2. Оценка производственного оборудования, приспособлений и инструмента производится на основе действующих и распространяющихся на них нормативных правовых актов по охране труда (государственных и отраслевых стандартов, правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда и др.).

3.2.4. Оценка травмобезопасносги проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов. При оценке травмобезопасности проводятся пробные пуски и остановки производственного оборудования с соблюдением требований безопасности.

3.2.6. Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом в соответствии с приложением № 6 к настоящему Положению, выводы результатов оценки травмобезопасности рабочего места вносятся в Карту аттестации рабочих (его) мест (а) по условиям труда.

3.3. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

3.3.1. По каждому рабочему месту определяется обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.

3.3.2. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных

средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и слу­жащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и другими нормативными документами (ТОСТ, ТУ и т.д.).

3.3.3. При оценке обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты одновременно производится оценка соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте, а также производится контроль их качества.

3.3.4. Оценка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты оформляется в виде протокола

3.4. Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах.

3.4.1. Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценок:

— по степени вредности и опасности,
— по степени травмобезопасности;

— обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

3.4.2. Оценка фактического состояния условий труда по степени вредности и опасности производится в соответствии с Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами. На базе таких сопоставлений определяется класс условий труда как для каждого фактора, так и для их комбинации и сочетания, а также для рабочего места в целом

3.4.3. Отдельно по результатам оценки травмобезопасности рабочего места в соответствии с классификацией условий труда по травмобезопасности устанавливается класс опасности или дается заключение о полном соответствии рабочего места требованиям безопасности.

3.4.4. Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в Карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссией организации дается заключение о результатах аттестации.

3.4.5. При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. В этом случае рабочее место признается аттестованным

3.4.6. В случаях, когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 — по травмобезопасности) и внесении предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

4. Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

4.1. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда заполняются:

— ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условия труда, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работников, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты

— сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации, где указывается количество рабочих мест в целом по организации, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация.

4.2. Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда

— карты аттестации рабочих мест по условиям труда,

— ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда

— план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

5. Реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

5.1. Разработка плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

5.1.1. По результатам аттестации рабочих мест аттестационной комиссией с учетом поступивших предложений разрабатывается План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

5.1.2. План должен предусматривать мероприятия по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране труда

5.1.3. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с требованием по охране труда, а также указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения и исполнители.

5.1.4. План подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с совместным комитетом по охране труда. Профессиональным составом утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор

5.2. По завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда руководитель организации издает приказ, в котором дается оценка проведенной работы и утверждаются результаты.

5.5. Информация о результатах аттестации рабочих мест доводится до сведения работников организации.

5.6. Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

5.8. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

Принято на педагогическом совете
протокол № 12 от 28.08.2009 года

Мебель для школьника. Советы врача гигиениста

С наступлением нового учебного года проблема сохранения здоровья школьников становится особенно актуальной, и одной из главных проблем у родителей школьников становится формирование и сохранение у ребёнка правильной осанки.

Здоровье детей рассматривается как важнейшая составляющая санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Здоровье детей и подростков — результат сочетания многих факторов, кроме того, здоровье зависит от уровня физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, состояния адаптационно-приспособительных реакций в процессе роста, заболеваемости.

Для формирования правильной осанки у ребенка необходимо:

  • обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом и возрастом;
  • приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову;
  • ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Как правильно сидеть за учебным столом:

1. Спина: ровная, позвоночник расположен вертикально. Если нужно немного наклониться, то делают это всем корпусом, сохраняя позвоночник ровным.

2. Плечи: расположены на прямой горизонтальной линии.

3. Расстояние от груди до парты: равно раскрытой ладони.

4. Руки: лежат на столе, согнутые в локтях.

5. Ноги: расположены рядом, согнуты в коленях, стопы полностью соприкасаются с полом, что позволяет равномерно распределить нагрузку на ягодицы.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Основные требования, предъявляемые к школьной мебели, изложены в санитарных правилах СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» и Техническом регламенте Таможенного Союза «О безопасности мебельной продукции» ТР ТС 025/2012.

Эти нормативные документы устанавливают требования к мебельной продукции и процессам ее использования в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Мебельная продукция должна быть изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению и при условии соблюдения правил, предусмотренных эксплуатационными документами, она обеспечивала:

механическую безопасность;химическую и санитарно-гигиеническую безопасность;пожарную безопасность;электрическую безопасность.

Каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства — члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке и, при наличии соответствующих требований в его законодательстве — на его государственном языке.

Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом.

Маркировка должна быть четкой и содержать:

наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению;обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное);товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии);наименование страны изготовителя;наименование и местонахождение изготовителя;наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем

лица, импортера; дату изготовления; гарантийный срок;

срок службы, установленный изготовителем;единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.

Мебель, используемая в детских, дошкольных, школьных учреждениях, должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции рабочих и фасадных поверхностей во избежание роста и развития микрофлоры (особенно патогенной).

Мебель детская, мебель для учебных заведений, и мебель для дошкольных учреждений в соответствии со ст. 6 технического регламента ТР ТС 025/2012 подлежит обязательной сертификации.

Мебельная продукция, соответствующая требованиям безопасности и прошедшая процедуру подтверждения соответствия должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском мебельной продукции в обращение на рынке.

При выполнении домашних заданий, родители должны помнить, что домашнее задание нельзя с успехом выполнить, сидя за обеденным столом или сидя на табуретке.

Парта, письменный стол и стул, за которыми сидит ребенок дома, должны также соответствовать ростовым особенностям детей и требованиям эргономики, быть безвредными для здоровья.

Лучше всего им отвечает парта или стол ученический (для младших школьников), который обеспечен регулятором наклона поверхности рабочей плоскости (от 7° до 16°). Столешница предпочтительнее светлых тонов — матовая или с незначительным блеском.

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера. Наличие спинки обязательно. Лучше всего, если стул будет «подвижным»: с возможностью регулировать высоту, а также углы наклона сиденья и спинки.

Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий, в том числе правильной безопасной школьной мебели, в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Напоминаем вам, что на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора размещены памятки для детей и родителей по выбору мебели и организации рабочего места для школьника.

Обращаем ваше внимание, что на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» размещен баннер/гиперссылка на сайт www.cgon.ru.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Сейчас 672 гостей онлайн

Версия для печати Версия для MS Word Актуальные темы

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», 2006-2020 г.

Адрес: 410031, г. Саратов, Большая Горная ул., д.69.

Экспертиза рабочего места ученика

Преимущества после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда могут получить все заинтересованные стороны. Работники — уверенность в безопасности работы и рабочего места, компенсацию воздействия вредных факторов (дополнительные перерывы и отпуска, повышенная оплата труда, профилактическое питание, льготные пенсии и т. д.). Работодатели — возможность избежать административной ответственности при проверках Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и прокуратуры; возможность избежать уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве (отсутствие аттестации рабочих мест может служить доказательством вины организации и ее руководителя в несчастном случае или профзаболевании); значительно снизить сумму гражданской ответственности. Контрольные и надзорные органы — возможность оценить реальные профессиональные риски и планировать затраты на выплаты по обязательному социальному страхованию и пенсионному обеспечению. Контроль за обязательным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда будет усиливаться, и рано или поздно добровольно или со штрафными санкциями проводить аттестацию придется всем.
Ответственным за организацию и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является руководитель организации, в школе это директор. Инспекторы Государственной инспекции труда в случае уклонения от требований ТК РФ могут наложить административный штраф в размере до 5000 р. на руководителя и до
50 000 р. на организацию (ст. 5.27 КоАП РФ). Особых требований к образовательным учреждениям в плане аттестации рабочих мест не предъявляется.
Аттестоваться должны все рабочие места в организации с периодичностью не реже одного раза в пять лет. Если в вашей школе еще не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или сроки очередной переаттестации уже прошли, то в первую очередь необходимо аттестовать рабочие места с вредными и опасными для здоровья факторами. В школе это будут химическая и физическая лаборатории, кабинеты труда, кабинеты информатики и спортзал. Работа уборщиков тоже относится к работам с повышенной вредностью.
Аттестация рабочих мест по условиям труда своими силами в школе невозможна, поэтому придется обращаться к аттестующей организации. Это может быть центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда или другая аккредитованная лаборатория. Важно учесть, чтобы область аккредитации лаборатории включала в себя аттестацию по всем предполагаемым для школы опасным факторам.
Приказом Минздравсоцразвития РФ утвержден новый Порядок проведения аттестации по условиям труда, который будет введен в действие с 1 сентября 2011 года. Обращаем внимание, что все приложения к приказу будут опубликованы в «ОП» позже.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2011 г. № 20963

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 апреля 2011 г. № 342н

Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I), ст. 3; № 30, ст. 3014, 3033; 2003, № 27 (ч. I),
ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. I), ст. 27; № 13, ст. 1209; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 41, ст. 4285; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812; № 30 (ч. I), ст. 3613; № 30 (ч. II), ст. 3616; № 52 (ч. I), ст. 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17, 21; № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732, 3739; № 46, ст. 5419; № 48, ст. 5717; № 50, ст. 6146; 2010, № 31, ст. 4196; 52 (ч. I), ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49) и подпунктом 5.2.65.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
№ 28, ст. 2898; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11 (ч. I), ст. 1036; № 15, ст. 1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 3, ст. 378; № 2, ст. 244; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434; № 33, ст. 4083, 4088; № 43, ст. 5064; № 45, ст. 5350; 2010, № 4, ст. 394; № 11, ст. 1225; № 25, ст. 316; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 35, ст. 4574; № 52 (ч. I), ст. 7104; 2011, № 2, ст. 339; № 14, ст. 1935, 1944), приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению.
2. Ввести в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим Приказом, с 1 сентября 2011 года.
3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего Приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. № 10577). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.
4. Признать утратившим силу с 1 сентября 2011 года Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. № 10577).

Приложение
к Приказу Минздравсоцразвития России
от 26 апреля 2011 г. № 342н

Порядок проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда

I. Общие положения
1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.
Требования Порядка распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее — работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее — аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
3. Результаты аттестации используются в целях:
разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
оценки профессионального риска;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
4. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
5. Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее — измерения и оценки) если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.
В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.
6. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя*.
_____________
* Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I),
ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30 (ч. I), ст. 3613; 2009, № 1, ст. 21).

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Аттестующая организация — юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке* в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.
_____________
* Приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2010 г. № 17648), с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 10 сентября 2010 г. № 794н «О внесении изменений в Приказ Минздравсоцразвития России от
1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (зарегистрирован Минюстом России 4 октября 2010 г.
№ 18605).

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.
Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.
7. При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:
документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
При проведении аттестации работодатель обязан:
содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;
не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;
не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 43 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
При проведении аттестации аттестующая организация:
определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;
запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;
отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.
При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.
8. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

II. Порядок подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
9. Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.
10. В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.
В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.
При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.
11. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.
12. Аттестационная комиссия:
осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением № 1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест* и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;
_____________
* Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*;
_____________
* Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 44, ст. 4399; 2003,
№ 52 (ч. II), ст. 5066).

присваивает номер каждому рабочему месту*;
_____________
* Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999).

заполняет и подписывает карты аттестации;
готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда*.
_____________
* В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

III. Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
13. Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:
оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
оценку травмоопасности рабочих мест;
оценку обеспеченности работников СИЗ;
комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам
14. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации.
15. При аттестации оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте.
Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.
16. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.
При проведении оценки должны использоваться методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения.
17. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится согласно критериям оценки и классификации условий труда.
18. Измерения и оценки оформляются протоколом. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке.
Протокол должен содержать следующую информацию:
полное или сокращенное наименование работодателя;
фактический адрес местонахождения работодателя;
идентификационный номер протокола*;
_____________
* Идентификационный номер протокола должен быть уникальным для данного рабочего места. Система кодирования протоколов определяется аттестующей организацией.

наименование рабочего места, а также профессии, должности работника, занятого на данном рабочем месте, по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее — ОК 016-94);
дата проведения измерений и оценок (их отдельных показателей);
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);
наименование аттестующей организации, сведения об ее аккредитации (регистрационный номер в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и дата внесения в реестр), а также сведения об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (дата и номер аттестата аккредитации);
наименование измеряемого фактора;
сведения о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);
методы проведения измерений и оценок с указанием нормативных документов, на основании которых проводятся данные измерения и оценки;
реквизиты нормативных правовых актов (наименование вида акта, наименование органа, его издавшего, его название, номер и дата подписания), регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее — ПДК), предельно допустимые уровни (далее — ПДУ), а также нормативные уровни измеряемого фактора;
место проведения измерений с указанием наименования рабочего места в соответствии с перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации, с приложением, при необходимости, эскиза помещения, в котором проводятся измерения, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) измерений (отбора проб);
нормативное и фактическое значение уровня измеряемого фактора и продолжительность его воздействия на всех местах проведения измерений;
класс условий труда по данному фактору;
заключение по фактическому уровню фактора на всех местах проведения измерений, итоговый класс условий труда по данному фактору.
По каждому фактору или группе факторов на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда (далее — Карта), образец формы которой предусмотрен приложением № 2 к Порядку, а Рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда — приложением № 3 к Порядку. При этом в правом верхнем углу протоколов делается надпись «к строке 030». Допускается оформление результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору или группе факторов в одном сводном протоколе для группы рабочих мест. При этом (в случае оформления протокола по точкам проведения измерений) наименования рабочих мест (профессий, должностей), продолжительность воздействия производственных факторов, классы условий труда и заключение по фактическим уровням факторов в сводный протокол допускается не вносить. В этом случае в Карте дополнительно заполняется таблица фактического состояния условий труда.
19. Протокол измерений и оценок подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими их, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.

Оценка травмоопасности рабочих мест
20. Оценка травмоопасности рабочих мест проводится специалистами аттестующей организации.
21. Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются:
производственное оборудование;
приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям*.
_____________
* Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2003 г.
№ 4209).

22. Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие объектов, указанных в пункте 21 Порядка, требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе:
требованиям по защите от механических воздействий;
требованиям по защите от воздействия электрического тока;
требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.
23. При оценке травмоопасности производственного оборудования проводится проверка наличия и соответствия нормативным требованиям:
комплекта эксплуатационной документации;
средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;
ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;
сигнальной окраски и знаков безопасности;
сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);
защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий.
24. Оценка травмоопасности производственного оборудования проводится путем анализа технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ, внешнего осмотра производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.
25. Оценка травмоопасности инструментов и приспособлений проводится путем внешнего осмотра и проверки соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.
26. При оценке травмоопасности производственного оборудования, а также инструментов и приспособлений может проверяться также наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.
27. Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места, образец которого предусмотрен приложением № 4 к Порядку.
При оценке травмоопасности рабочих мест, имеющих объекты, контролируемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, в протоколах оценки травмоопасности рабочих мест следует дополнительно указывать наличие необходимых разрешений на ввод производственного оборудования и (или) его отдельных составных частей в эксплуатацию, прохождение технических освидетельствований.
Протокол оценки травмоопасности рабочего места подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.
28. По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются следующим образом:
1-й класс травмоопасности — оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент);
2-й класс травмоопасности — допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);
3-й класс травмоопасности — опасный (на рабочем месте выявлено одно и более несоответствий требованиям охраны труда).

Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты
29. Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится специалистами аттестующей организации.
30. Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места.
31. Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется путем последовательной реализации следующих процедур:
сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ*;
_____________
* Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2009 г. № 14742) с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от
27 января 2010 г. № 28н (зарегистрирован в Минюсте России 1 марта 2010 г., № 16530);

оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
32. Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, образец которого предусмотрен приложением № 5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда.
33. При оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ*.
_____________
* Эффективность выданных работнику СИЗ подтверждается выполнением требований стандартов безопасности труда, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению эффективного использования СИЗ на рабочих местах.

34. Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований настоящего раздела Порядка. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.
35. Протокол оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.

Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте
36. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:
класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
класса условий труда по травмоопасности;
обеспеченности работников СИЗ.
37. При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».
38. При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».
39. При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

IV. Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест
40. Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).
При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № 2 к Порядку.
Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.
41. Аттестация с территориально меняющимися рабочими зонами (далее — нестационарные рабочие места), где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.
42. При выполнении на рабочем месте работ, не содержащихся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных приказом работодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии (должности), оценке подлежат все виды работ, выполняемые работником на данном рабочем месте.
43. Особенности аттестации устанавливаются локальным нормативным актом работодателя, разработанном на основании Порядка, согласованным с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника.

V. Порядок оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
44. Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:
приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением № 1 к Порядку;
карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению № 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок;
сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № 6 к Порядку;
сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением № 7 к Порядку;
план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда*, образец которого предусмотрен приложением № 8 к Порядку;
_____________
* План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.

протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением № 9 к Порядку;
сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением № 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
протоколы заседаний аттестационной комиссии;
заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).
Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.
45. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.
46. Документы, указанные в пункте 45 Порядка, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

VI. Порядок проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда
47. Внеплановая аттестация проводится:
в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации.
48. Работодатель обязан провести внеплановую аттестацию также в случаях:
выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
замены производственного оборудования;
изменения технологического процесса;
изменения средств коллективной защиты.
49. Результаты внеплановой аттестации оформляются в соответствии с пунктами 43 — 45 Порядка. При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений.
50. В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест оценка факторов производственной среды и трудового процесса, оценка травмоопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ производятся в полном объеме в соответствии с Порядком.
51. В случае выявления по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации, несоответствия материалов аттестации государственным нормативным требованиям аттестационная комиссия разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением.

VII. Заключительные положения
52. Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.
53. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящего Порядка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).
54. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества аттестации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в установленном законодательством порядке.
55. Контроль за соблюдением работодателями Порядка в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.