Особенности и проблемы правового регулирования почасовой оплаты труда преподавателей в вузе. Договор преподаватель почасовая оплата

Авг 7, 2019 Законы

Особенности и проблемы правового регулирования почасовой оплаты труда преподавателей в вузе

(Завгородний А. В.) («Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2008)

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЧАСОВОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ

А. В. ЗАВГОРОДНИЙ

Завгородний А. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета СПбГУ.

Сегодня трудовые правоотношения по оказанию образовательных услуг становятся важным элементом образовательной деятельности учебного заведения. В условиях расширения сферы платного образования нельзя не видеть стремление высших учебных заведений достичь решения стоящей перед ними задачи — привлечения в вузы новых преподавателей, в том числе нештатных преподавателей с почасовой оплатой труда. Учебно-педагогическая работа преподавателей-почасовиков практически не отличается от той, которую выполняют штатные преподаватели вузов. Общее количество привлекаемых к педагогической работе преподавателей с почасовой оплатой труда определяется исходя из потребности вуза в обеспечении нормального учебного процесса. Среди преподавателей-почасовиков могут быть лица, для которых вуз — основное место работы . ——————————— Основное место работы — то место, где хранится трудовая книжка работника.

По-прежнему приглашаются в вузы в качестве преподавателей с почасовой оплатой труда практические работники (служащие) из разных организаций. Правовое регулирование труда преподавателей, привлекаемых для проведения различного рода учебных занятий на условиях почасовой оплаты, занимает хотя и не главное, но существенное место в учебном процессе высшего учебного заведения. Поэтому давно назрела необходимость рассмотрения ряда проблем и особенностей правового регулирования труда преподавателей, работающих в высшем учебном заведении на условиях почасовой оплаты труда. Обычно с преподавателями-почасовиками заключаются срочные трудовые договоры, т. е. в приказе о приеме на работу указывается не только дата начала работы, но и дата ее окончания. Обычно такой трудовой договор заключается на учебный год . Вместе с тем преподаватели-почасовики могут быть приняты и на выполнение определенной педагогической работы. ——————————— Учебный год, как правило, начинается с 1 сентября и заканчивается 30 июня следующего календарного года.

С учетом требований ч. 1 ст. 59 ТК РФ, предусматривающей возможность заключения срочного трудового договора только в определенных случаях, возникает вопрос о правомерности заключения срочного трудового договора с преподавателями-почасовиками. Представляется, что его заключение может быть оправдано характером работы, которую им предстоит выполнять. Как правило, преподаватели-почасовики приглашаются для проведения занятий по определенной дисциплине, преподавание которой ограничено конкретным сроком, установленным учебным планом. В подобных случаях с ними заключается трудовой договор на период проведения занятий по этой дисциплине. В тех случаях, когда приглашение преподавателя-почасовика не связано с ведением научно-педагогической деятельности, ограниченной определенными сроками, или заключение такого договора не соответствует интересам работника и вуза, трудовой договор может заключаться на неопределенный срок. Особенности правового положения преподавателя-почасовика не могут служить основанием для игнорирования высшим учебным заведением требований, предусмотренных ст. 58 ТК РФ. Отсюда следует, что с преподавателем-почасовиком может быть заключен трудовой договор как на определенный, так и на неопределенный срок. Последний вид договора будет иметь значение в тех случаях, когда на преподавательскую работу на условиях почасовой оплаты труда приглашаются лица, не имеющие основного места работы. При приеме на работу в качестве преподавателя с почасовой оплатой труда претендент обязан предоставить вузу необходимые для оформления документы. Преподаватели-почасовики, для которых данная работа будет основной, представляют документ, удостоверяющий их личность (паспорт), трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, копию диплома о высшем образовании, копии документов об ученом звании и ученой степени, фотокарточки. Если гражданин принимается на работу с почасовой оплатой труда впервые, то трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются по первому месту работы. В этом случае после заключения трудового договора и издания приказа (распоряжения) ректора в трудовой книжке преподавателя с почасовой оплатой труда делается запись о приеме на работу со дня фактического начала работником педагогической деятельности. Основной нормативный акт, регулирующий почасовую оплату труда за счет бюджетных средств, — Постановление Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7 . Так, в соответствии с названным актом почасовая оплата труда допускается, если: ——————————— Постановление Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании» // Бюллетень Министерства труда РФ. 1993. N 3.

— бюджетная организация имеет на это средства; — почасовая оплата предназначена для высококвалифицированных преподавателей, которых приглашают в бюджетную организацию проводить разовые учебные занятия; — это не ущемляет интересы основных (штатных) преподавателей. Этим же Постановлением утверждены коэффициенты ставок почасовой оплаты труда. За преподавание в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, обучение рабочих, работников, занимающих должности, требующие среднего профессионального образования, слушателей курсов установлены следующие размеры коэффициентов: — для профессора, доктора наук — 0,2; — для доцента, кандидата наук — 0,15; — для преподавателей, не имеющих ученой степени, — 0,1. В случае обучения студентов применяются следующие размеры коэффициентов: — для профессора, доктора наук — 0,25; — для доцента, кандидата наук — 0,2; — для лиц, не имеющих ученой степени, — 0,1. Более высокие размеры коэффициентов установлены за обучение аспирантов, слушателей учебных заведений по повышению квалификации руководящих работников и специалистов: — для профессора, доктора наук — 0,3; — для доцента, кандидата наук — 0,25; — для преподавателей без ученой степени — 0,15. Ставки почасовой оплаты труда определяются исходя из действующей величины ставки первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС), устанавливаемого Правительством РФ, и соответствующих коэффициентов ставок почасовой оплаты труда, указанных выше. В ставки почасовой оплаты включена оплата отпуска. Поэтому когда преподаватель-почасовик увольняется в связи с окончанием срока трудового договора, то отпуск ему не предоставляется и компенсация за неиспользованные дни отпуска не выплачивается. Однако если планируется привлечение указанного преподавателя к педагогической работе в следующем учебном году и в период летних каникул данный преподаватель-почасовик не может быть обеспечен работой, то ему желательно предоставить отпуск за проработанный учебный год продолжительностью 56 календарных дней, что позволит ему не прерывать стаж работы в данном вузе. Предоставление указанного отпуска производится преподавателю без оплаты . ——————————— На наш взгляд, преподаватели с почасовой оплатой труда, для которых работа в вузе является основным местом работы, должны иметь равное со штатными преподавателями право на оплачиваемый отпуск. Для этого достаточно законодательно исключить из почасовых ставок оплату за отпуск и производить выплату отпускных в размере средней заработной платы в соответствии с трудовым законодательством.

Указанное Постановление Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7 касается почасовой оплаты труда работников бюджетной сферы; тем не менее оно может быть также использовано и применительно к работникам внебюджетной сферы экономики. Таким образом, размеры ставок почасовой оплаты труда, указанные в этом Постановлении, определяют минимальный размер почасовой оплаты труда преподавателей государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Более высокие ставки почасовой оплаты труда преподавателя-почасовика вузы могут устанавливать самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей. На практике более высокие ставки почасовой оплаты труда устанавливаются вузом для оплаты труда преподавателям-почасовикам из внебюджетных средств. Следует также учитывать, что в Постановлении Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики от 14 ноября 1992 г. N 108 высшим учебным заведениям предоставлено право самостоятельно устанавливать ставки почасовой оплаты. При этом было определено, что при установлении ставок почасовой оплаты труда вузам необходимо исходить из уровня должностных окладов штатных преподавателей, а также учитывать научно-педагогическую квалификацию работников, привлекаемых к работе в качестве преподавателей с почасовой оплатой труда. ——————————— Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики. 1993. N 2.

Оплата работы председателей и членов Государственной аттестационной комиссии высшего учебного заведения, привлекаемых из других вузов и организаций, исчисляется исходя из часовых ставок, предусмотренных для лиц, проводящих занятия со студентами. Командировочные расходы им возмещаются за счет того высшего учебного заведения, где проводятся государственные экзамены или защита выпускных квалификационных работ; также им сохраняется заработная плата по основному месту работы. Оплата труда оппонентов при защите диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата наук производится по ставкам почасовой оплаты, предусмотренным для обучения аспирантов. Участие в работе Государственной аттестационной комиссии ректору и проректору оплачивается только в том случае, если они принимают государственные экзамены по дисциплинам, которые они преподают в вузе студентам, или участвуют в защите выпускной квалификационной работы студента, являясь научным руководителем этой работы, в соответствии с часовыми ставками, предусмотренными за обучение аспирантов. Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания «заслуженный», устанавливаются в размерах, предусмотренных для доцентов, кандидатов наук; для лиц, имеющих почетные звания «народный», — в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук. Ставки почасовой оплаты, рассчитанные с применением коэффициентов, предусмотренных Постановлением Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7, применяются в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением тех организаций, где предусмотрен иной порядок почасовой оплаты труда работников. Оплата труда членов жюри конкурсов и смотров, а также рецензентов конкурсных работ производится по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия со студентами. Оплата труда оппонентов при защите диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата наук производится по ставкам почасовой оплаты, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия с аспирантами. При оплате труда научно-педагогических работников вузов со смешанным финансированием применять почасовую оплату труда допустимо как за счет бюджетных средств, так и за счет доходов от платных услуг и иной деятельности. Как уже было сказано ранее, в высших учебных заведениях на условиях почасовой оплаты могут работать лица, для которых данная работа является основным местом работы. В этом случае вузу приходится решать вопрос о предельном объеме годовой учебной нагрузки таким преподавателям. Для штатных преподавателей высших учебных заведений установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю). Представляется, что преподаватели с почасовой оплатой труда, для которых данная работа является основной, могут также выполнять учебную нагрузку из расчета 36 часов в неделю. Теоретически преподаватели-почасовики, для которых данная работа является основной, могут выполнять такую же учебную нагрузку, как и штатный преподаватель . Однако в случаях, когда преподаватели-почасовики выполняют значительный объем учебной нагрузки и не состоят в штате другой организации, целесообразнее провести их по конкурсу и принять на соответствующую штатную преподавательскую должность в установленном порядке. ——————————— Согласно п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 31) учебная нагрузка преподавателей устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от квалификации научно-педагогических работников, профиля кафедры, но в пределах не более 900 часов в учебном году.

Согласно п. 2 Постановления Минтруда от 30 июня 2003 г. не считается совместительством и соответственно не требует заключения трудового договора: ——————————— Постановление Министерства труда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» // СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1368.

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год; — литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности; — осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой труда; — осуществление работниками, не состоящими в штате организации, руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем; — работа без занятия штатной должности в том же вузе и иной организации, в том числе выполнение научно-педагогическим работником обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся; — работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности. Выполнение ряда работ, указанных выше, допускается и в основное рабочее время с согласия работодателя. Например, штатные преподаватели высшего учебного заведения могут с разрешения ректора привлекаться к учебно-методической работе на условиях почасовой оплаты в данном вузе с объемом учебной нагрузки не более 300 часов в учебном году и в основное рабочее время. Это обстоятельство должно найти свое подтверждение в приказе о допуске такого преподавателя к учебной работе на условиях почасовой оплаты труда. Преподаватель вуза за пределами своего основного рабочего времени может иметь педагогическую нагрузку на условиях почасовой оплаты более 300 часов в учебном году. Такая работа уже считается совместительством. Поэтому она не может сочетаться с другой работой по совместительству, так как в этом случае преподаватель будет иметь два совместительства в одном вузе, а это не допускается законодательством. Следовательно, работа штатного преподавателя на условиях почасовой оплаты более 300 часов в учебном году должна оформляться дополнительным трудовым договором о работе по внутреннему совместительству. Статья 54 Закона РФ «Об образовании» допускает возможность применения в образовательных учреждениях наряду с трудовым договором «дополнительных договоров» за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. ——————————— Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. научно-педагогический работник наряду с работой по совместительству может выполнять и другую работу, которая не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора. В связи с этим возникает ряд вопросов. Каким образом легализуются в таком случае правоотношения вуза с преподавателем-почасовиком, принятым со стороны (не работающим в данном вузе)? Какой договор сегодня следует заключать для регламентации трудового процесса, связанного с оказанием образовательных услуг? Из сказанного выше можно предположить, что за рамки трудового договора выведена научная, литературная и иная творческая деятельность, если она выполняется без замещения штатной должности, в том числе педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Следовательно, работа на условиях почасовой оплаты труда должна регулироваться (если не трудовым договором) договорами гражданско-правового характера (например, возмездного оказания услуг). Следует признать, что в настоящее время в вузах заметно изменился традиционный подход к правовому регулированию труда преподавателей-почасовиков. Вузы любой формы собственности и организационно-правового статуса самостоятельно определяют форму и условия договоров, заключаемых с преподавателями, работающими на условиях почасовой оплаты труда. Высшие учебные заведения стали чаще заключать различные варианты гражданско-правовых договоров (оказание образовательных услуг, подряда) с преподавателями-почасовиками. В последнее время гражданско-правовой договор выступает своеобразным конкурентом трудового договора в регулировании однотипных трудовых отношений. Наблюдая своеобразный «уход» отношений по регулированию труда преподавателей-почасовиков из сферы трудового права, можно прийти к выводу о том, что отсутствие гибкости в сфере труда — одна из причин этого явления. Подобное сужение сферы трудового права, безусловно, требует соответствующего реагирования, прежде всего со стороны законодателя. Тем не менее следует признать, что «почасовики» проводят свои занятия, как и штатные преподаватели, работающие по трудовому договору, в соответствии с единым организующим их совместную деятельность расписанием занятий, которое утверждается ректором вуза. Можно ли понуждать вуз изначально заключать трудовой, а не гражданско-правовой договор, если принимаемый на работу преподаватель-почасовик не выдвигает никаких условий, а сама работа, например, носит временный характер? Представляется, что в действительности выбор методов регулирования трудовой деятельности осуществляется самими участниками — вузом и преподавателем, исполнителем и заказчиком. В последнее время заключение договоров гражданско-правового характера все чаще становится результатом взаимной договоренности сторон (вуза и преподавателя-почасовика). На практике встречаются случаи, когда оплата труда преподавателя может складываться из двух составляющих: заработной платы, выплачиваемой ему согласно трудовому договору в соответствии со штатным расписанием вуза, и его почасовой оплаты труда, получаемой им в виде вознаграждения по гражданско-правовому договору возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Как уже отмечалось ранее, кроме трудовых договоров, все чаще заключаются гражданско-правовые договоры, связанные с трудовой деятельностью: договор подряда (ст. 702 ГК РФ), договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) и др. В настоящее время все большее количество преподавателей-почасовиков в вузах работают по договору возмездного оказания услуг. Такая форма договора получила широкое распространение особенно при проведении занятий по платным (внебюджетным) формам обучения. В этом случае преподаватель-почасовик, по существу, трудится с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка вуза, проводя занятия в соответствии с расписанием занятий. Расписание занятий требует согласованных действий всех участников учебного процесса, в том числе и заключивших гражданско-правовой договор. Эту согласованную деятельность обеспечивает руководство вуза (факультета), а ректор (декан) утверждает расписание занятий. Преподаватель-почасовик проводит занятия по определенной специальности, квалификации и сложности (что соответствует должности, которая указывается в трудовом договоре). При этом вуз (факультет) обеспечивает такому преподавателю надлежащие условия для проведения занятий на высоком мето
дическом уровне. Как правило, преподаватель получает вознаграждение ежемесячно в зависимости от количества часов, проведенных занятий, что можно рассматривать как заработную плату, а не как оплату, производимую по окончании работы за ее конечный результат. Следовательно, в подобных случаях, по сути, трудовые отношения оформляются гражданско-правовым договором. Подобные сочетания правового регулирования трудовых отношений оказались весьма привлекательными для многих вузов, которые рассматривают это как определенные шаги «сотрудничества» трудового и гражданского права. На наш взгляд, в данном случае мы имеем отношения, составляющие не часть обычного гражданского оборота (гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг), а сочетание черт гражданско-правового договора (возмездных услуг) и трудового договора, но традиционные отношения наемного труда облекаются по тем или иным причинам в форму гражданско-правового договора. Подобное происходит тогда, когда вуз, нанимая преподавателя для проведения традиционных занятий, оформляет складывающиеся отношения как договор заказчика и исполнителя, с тем чтобы вывести их из сферы действия трудового законодательства и коллективного договора. Распространение на эти отношения гражданского законодательства отвечает интересам вуза, но наносит ущерб преподавателям-почасовикам, которые, находясь в зависимости (экономической, организационной, юридической) от вуза и будучи, по сути, наемными работниками, приобретают статус автономных, самостоятельно занятых работников (исполнителей) и лишаются определенных прав и гарантий, которые обычно связаны с отношениями наемного труда. И все же договоры гражданско-правового характера не должны преобладать над трудовыми договорами. На наш взгляд, когда для оформления отношений по труду выбирается гражданско-правовой договор, работник лишается ряда прав социальной защиты, предоставляемых трудовым законодательством. Следовательно, вузы, заключая с преподавателями-почасовиками гражданско-правовой договор, освобождают себя от обязанности предоставления им социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Поэтому ч. 4 ст. 11 ТК РФ установила: в случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Представляется, что для отграничения трудового договора преподавателя от договора возмездного оказания услуг можно использовать следующие критерии: — в какой мере вуз-пользователь определяет, где, когда и каким образом должна выполняться преподавательская деятельность, включая продолжительность рабочего времени и другие условия труда; — в какой мере вуз-пользователь осуществляет контроль и надзор за преподавателем-исполнителем в отношении выполняемой им учебной работы, включая и дисциплину труда; — выплачивает ли вуз-пользователь преподавателю причитающееся ему вознаграждение за его труд периодически и в соответствии с заранее установленными критериями; — в какой мере выполняемая преподавателем работа является составной частью учебного процесса — основной деятельности вуза; — в какой мере вуз-пользователь осуществляет инвестиции в совершенствование учебно-материальной базы, необходимой для выполнения преподавателем учебной работы; — может ли преподаватель (исполнитель) получать прибыли или подвергаться риску понести убытки при выполнении учебной работы; — выполняется ли учебная работа на регулярной и постоянной основе в соответствии с требованиями программы по обучению студентов определенной специальности . ——————————— Труд на условиях подряда: Доклад / Международная конференция труда: 86-я сессия 1998 г. V(1). Женева, 1998. С. 120 — 121.

Таким образом, можно предположить, что включение подобных «пограничных» отношений в сферу действия трудового законодательства, безусловно, повысило бы защищенность преподавателя (исполнителя). В этом случае необходимо говорить не об абсолютной неэффективности норм трудового права при регулировании трудовых отношений и полной замене их нормами гражданского права, а об усилении договорных начал в области регулирования труда . Для этого в новейших законодательных актах РФ (в том числе в ТК) необходимо расширить понятие «работники по найму». В их число желательно включить и лиц, выполняющих определенные виды работ возмездного оказания услуг, подрядных работ и т. п. . ——————————— Дивеева Н. И. Договорные основы трудового права России. Барнаул, 1999. С. 104. Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М., 1999. С. 116 — 117.

Однако в целях повышения приоритета трудового договора в системе приема преподавателей с почасовой оплатой труда на фоне расширяющегося применения высшими учебными заведениями гражданско-правовых договоров необходим более эффективный механизм, обеспечивающий условия для их взаимного сотрудничества и возможности трансформации договора гражданско-правового характера в трудовой и, при определенных обстоятельствах, наоборот . ——————————— Применение трудового законодательства к отношениям, находящимся на стыке гражданского и трудового права, или к трудовым отношениям, завуалированным под гражданско-правовые, сопряжено с немалыми трудностями в связи с противоречивостью этих отношений и неясностью их отраслевой принадлежности.

В настоящее время нуждается в совершенствовании и унификации также порядок оформления приема на работу преподавателей с почасовой оплатой труда по трудовому договору. Отсутствие единого подхода и требований к оформлению почасовиков в различных вузах, большое количество документации, связанной с оформлением их на работу, а также порядок учета и оплаты их труда вызывают определенного рода недоразумения, а порой и трудности. В связи с этим было бы желательно в нормативных актах установить четкий порядок оформления почасовиков, указать необходимый перечень предъявляемых ими документов при оформлении на работу, а также более четко сформулировать права и обязанности нештатных преподавателей и определить порядок их увольнения. Выполнение преподавателем в вузе различных видов работ (лекции, семинары, экзамены, зачеты, рецензирование выпускных квалификационных работ и т. д.) может составлять в совокупности более 300 часов в год и требует, как отмечалось ранее, заключения трудового договора о работе по совместительству либо на общих основаниях. В связи с этим в юридической литературе высказывалось мнение, согласно которому в подобных случаях целесообразно заключение с таким преподавателем нескольких трудовых договоров. Например, заключать трудовые договоры отдельно по каждой из форм обучения — очной, очно-заочной (вечерней), заочной — или отдельно по каждому предмету (если преподаватель ведет несколько предметов) . При этом предлагается тщательно проработать содержание каждого из них, при условии что правовая природа такого соглашения о труде должна оставаться неизменной и основываться на трудовом законодательстве. Это, в свою очередь, позволит более надежно защитить трудовые права преподавателя в области оплаты их труда. ——————————— Скачкова Г. С. Некоторые вопросы защиты трудовых прав педагогических работников // Проблемы защиты трудовых прав граждан: Материалы научно-практической конференции. М., 2004. С. 216 — 217.

Однако при этом открытым остается вопрос о возможности прекращения трудовых отношений и увольнения преподавателя. Предположим, что он решил уволиться по собственному желанию. Каким образом прекращается действие каждого из заключенных с преподавателем трудовых договоров? Любой трудовой договор, заключенный с преподавателем, вуз может прекратить только по основанию, указанному в законе, и прекращение одного трудового договора не может вызывать автоматическое прекращение всех остальных. На наш взгляд, преподаватель (в том числе преподаватель-почасовик) по основному месту работы должен иметь один трудовой договор. Все дополнительные виды работ, выполняемые преподавателем в том же вузе, стороны оговаривают в дополнительных соглашениях, которые оформляются в письменном виде и являются неотъемлемой частью ранее заключенного трудового договора. Они будут существовать во временных границах постольку, поскольку существует сам трудовой договор. Только в подобном случае прекращение трудового договора с преподавателем по любому основанию вызывает также прекращение всех дополнительных соглашений, принятых к этому договору.

Договор на почасовую оплату

Общие положения

Существенные условия взаимоотношений между работодателем и подчиненным должны быть закреплены документально. Для этих целей должен быть составлен трудовой договор, контракт или же соглашение, в зависимости от рода деятельности, должности и категории организации.

Оплата труда наемных работников является одним из существенных условий трудового соглашения. Так, работодатель вправе установить в отношении наемных сотрудников не только сдельную систему оплаты труда или фиксированный оклад, но и закрепить, что заработок будет исчисляться по повременной системе.

Отметим, что в таком случае ключевым моментом является обязанность нанимателя обеспечить правильный и достоверный учет времени, отработанного фактически. Ведь заработок при повременной СОТ определяется как произведение тарифной ставки за единицу времени и количества отработанных часов (смен, суток). Следовательно, отработанные часы или смены должны быть учтены в соответствии с установленными требованиями.

Законность условий

Определим отдельно, законна ли почасовая оплата, как прописать в договоре? Да, почасовая оплата законна. Такой вид расчетов с наемными сотрудниками может быть установлен наряду с иными СОТ. Однако важно учитывать действующие требования законодательства. Так, разрабатывая образец трудового договора (почасовая оплата труда может быть сформулирована как особое условие), руководствуйтесь следующими нормативами:

  • Статья 91 ТК РФ — обязывает нанимателя организовать и вести достоверный и полный учет рабочего времени. В противном случае обеспечить правильные расчеты с работником невозможно.
  • Статья 57 ТК РФ — требует подробно расписать условия вознаграждения за труд. Обязательно нужно указать:
    • часовую ставку;
    • порядок исчисления заработка и вознаграждений;
    • условия премирования работника;
    • порядок применения дисциплинарных взысканий (депремирования);
    • доплаты за работу в ночное и праздничное время, в выходные дни;
    • дни выдачи заработной платы, авансов;
    • дополнительные условия сотрудничества, такие как испытательный срок, социальные гарантии, отпускные и прочее.
  • Статья 133 ТК РФ — устанавливает временные нормы труда и соответствующие минимальные условия их оплаты. Простыми словами, ТК РФ гарантирует работнику выплаты в размере не ниже МРОТ, если он отработал установленную норму времени.
  • Статья 135 ТК РФ , а также ст. 8, устанавливает, что работодатель должен закрепить все правила и порядок начисления заработной латы в отдельном локальном распоряжении. Например, в положении по оплате труда (образец положения о почасовой оплате труда) или в правилах внутреннего трудового распорядка. Микропредприятия утверждать такие нормативы не обязаны, они вправе включить правила расчетов в трудовой договор.
  • Отдельно отметим, что расчет отпускных выплат и компенсаций за неиспользованные дни отдыха производится по среднему заработку, независимо от установленной СОТ в организации. В расчет включаются все виды начислений, доплат, надбавок и премий, кроме выплат социального характера и иных сумм, не относящихся к вознаграждениям за труд (пособия, материальная помощь, командировочные и прочее).

    Виды расчетов

    Составляя образец трудового договора с почасовой оплатой труда, заранее определите формы вознаграждений. Допустимо установить следующие формы:

  • Обычная почасовая, при которой один час работы имеет конкретную расценку. А вот фактический объем выполненной работы в данном случае не имеет никакого значения. Такую форму расчетов устанавливают для таких должностей, как вахтер, гардеробщик, администратор, охранник.
  • Премиальная почасовая. При данной форме расчетов предусмотрено начисление премий, например, за достижение определенных качественных или количественных показателей. Также премии могут быть начислены за достижение критериев, закрепленных в локальных нормативах организации.
  • Нормированная почасовая. Этот формат предусматривает наличие определенной доплаты за неукоснительное соблюдение поставленных условий. Однако данные условия следует закрепить документально.
  • Предлагаем образец формулировки «почасовая оплата» — как прописать в трудовом договоре:

    Пример расчета

    В ООО «Весна» принят новый работник — вахтер. Согласно условиям трудового договора, почасовая ставка вахтера составляет 100 рублей в час. В феврале 2020 года вахтер отработал 154 часа (по данным табеля учета рабочего времени).

    С данной суммы заработка следует удержать НДФЛ 13 % и начислить страховые взносы.

    Принимаем обдуманное решение

    Выбирать повременную систему ОТ следует далеко не всем работодателям. Например, устанавливать почасовую тарифную ставку в отношении выполнения работ, направленных на результат, не стоит. Работники будут «искусственно» увеличивать сроки выполнения конкретной работы, чтобы получить как можно больше. Над каждым не поставишь досмотрщика, поэтому применять почасовые ставки следует только в отношении работников, качество труда которых — не главный критерий. К примеру, это вахтер, гардеробщик, оператор входящих звонков, сторож.

    Дополнительный недостаток — придется ввести новую должность в штатное расписание либо предусмотреть в ФОТ надбавку за ведение учета рабочего времени по работникам, в отношении которых установлена почасовая СОТ. А это дополнительные затраты для организации.

    Зато повременная СОТ идеально подойдет совместителям или работающим по гибкому графику. Прекрасный вариант — для оплаты труда педагогического персонала, так как нагрузка каждого учителя определяется учебным планом. То есть один педагог может быть занят на полную ставку — 18 часов в неделю, например, учитель математики или русского языка, а вот преподаватель ОБЖ или ИЗО в небольшой сельской школе в неделю может вырабатывать всего 4 часа. Именно таким специалистам лучше всего подойдет оплата по часам.

    Актуальный бланк

    Предлагаем взять на заметку образец трудового договора с почасовой оплатой:

    Телефон: +7 495 250 6623; +7 495 250 6781; кабинет 148 (7 корп)

    ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

    ВНИМАНИЕ! ДОКУМЕНТЫ для оформления ВСЕГДА берите с сайта!

    ВО ИЗБЕЖАНИИ ОШИБОК ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ОБРАЗЦАМИ И КОММЕНТАРИЯМИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

    ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

    В служебной записке указывается фактическая причина оформления преподавателя на условиях почасовой оплаты труда.

    1. Договор гражданско-правового характера. Заключают преподаватели, не имеющие трудового договора в РГГУ

    Договор на оказание образовательных услуг на условиях почасовой оплаты

    2. Дополнительные соглашения. Заключают преподаватели и сотрудники, имеющие в РГГУ трудовой договор.

    Договор работника на совмещение должности преподавателя

    Дополнительное соглашение с преподавателем на увеличение работ по этой же кафедре

    Каждое из соглашений заключается в трех экземплярах, к которым прикладывается заявление на оформление в одном экземпляре.

    Акт приема-сдачи образовательных услуг на условиях почасовой оплаты

    Заявление о приеме на работу на условиях почасовой оплаты

    Отчет о выполнении почасовой нагрузки

    По прочтении курса или ежемесячно (до 15 числа) сдается отчет о выполнении почасовой нагрузки

    ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МАГИСТРАТУРА:
    УЧЕБНАЯ РАБОТА (НАГРУЗКА) ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ РАБОЧЕМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ,
    В ТОМ ЧИСЛЕ:
    — ПО НАИМЕНОВАНИЮ ДИСЦИПЛИН,
    — КОЛИЧЕСТВУ СТУДЕНТОВ,
    — СЕМЕСТРУ, в котором в соответствии с учебным планом проводятся занятия.
    ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ПЛАНОВОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЕ (НАГРУЗКЕ) ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДОЛЖНО СОВПАДАТЬ С КОЛИЧЕСТВОМ ЧАСОВ В ДОГОВОРЕ.
    ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — АКТ приема-сдачи образовательных услуг на условиях почасовой оплаты ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -АКТ приема-сдачи образовательных услуг на условиях почасовой оплаты

    Для сокращения сроков оформления документов к Акту приема-сдачи образовательных услуг необходимо прикладывать расписание учебных занятий.

    • в расписании количество часов и даты проведения занятий должны полностью совпадать с Актом.

    Претендентам на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава на условиях почасовой оплаты необходимо пройти процедуру оформления в Учебно-методическом управлении РГГУ:

  • Представить документы ведущему документоведу Учебно-методического управления Протасовой Галине Леонидовне в 214 кабинет (корп. 6) согласно перечню;
  • После оказания образовательных услуг по договору необходимо составить АКТ приема-сдачи образовательных услуг на условиях почасовой оплаты (почасовка) по образцу (см. КОММЕНТАРИИ по оформлению Акта).
  • Перечень документов для неработающих в РГГУ по основному месту трудовой деятельности* преподавателей (п.п.4-9 представляется единовременно):

    1. Служебная записка на имя ректора РГГУ (в произвольной форме обоснование для принятия на работу преподавателя по оказанию образовательных услугна условиях почасовой оплаты) с визой начальника Учебно-методического управления ;
    2. Договор в 3-х экземплярах ( с визой заведующего кафедрой/руководителя подразделения (в правом нижнем углу договора));
    3. См. Положение о порядке планирования индивидуальной нагрузки. (Приказ от 24.10.2014 № 01-260/осн «О внесении частичных изменений в Положение «О порядке планирования индивидуальной нагрузки ППС РГГУ»);
    4. Копия диплома о высшем образовании;
    5. Копия диплома об ученой степени и/или звании;
    6. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
    7. Копия ИНН;
    8. Копия паспорта гражданина РФ (стр. 2-3; 5 «Место жительства»);
    9. Заверенная копия трудовой книжки.

      При оформлении договора на следующий семестр представляется:

      1. Учебная работа (нагрузка), подписанная деканом факультета/руководителем подразделения, заведующим кафедрой и преподавателем;
        • См.Положение о порядке планирования индивидуальной нагрузки.(Приказ от 24.10.2014 № 01-260/осн «О внесении частичных изменений в Положение «О порядке планирования индивидуальной нагрузки ППС РГГУ»);
        • Справка с основного места работы.
        • Перечень документов для работающих в РГГУ по основному месту трудовой деятельности преподавателей
          (представляется единовременно) :

        • Служебная записка на имя ректора РГГУ (в произвольной форме обоснование для принятия на работу преподавателя по оказанию образовательных услуг на условиях почасовой оплаты) с визойначальника Учебно-методического управления ;
        • Учебная работа (нагрузка), подписанная деканом факультета/руководителем подразделения, заведующим кафедрой и преподавателем.
          • См. Положение о порядке планирования индивидуальной нагрузки.(Приказ от 24.10.2014 № 01-260/осн «О внесении частичных изменений в Положение «О порядке планирования индивидуальной нагрузки ППС РГГУ»).
          • * Для оформления расчетной (зарплатной) банковской карты необходимо обратиться в кабинет 121а (гл.корп.), телефон: +7(499)973-4329 к ведущему инженеру (по оформлению платиковых карт) Лейпи Светлане Леонидовне;

            заполнить Анкету клиента – физического лица на получение расчетной банковской карты,
            представить копию паспорта,
            представить копию Страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

            Почасовая оплата труда педагога

            Семинары и вебинары Аюдар Инфо

            В преддверии окончания учебного года и всех связанных с ним забот – проверки выполнения учебной нагрузки, расчета отпускных, составления начальных тарификационных списков следующего года – важно уточнить проведенные расчет почасовой оплаты, убедиться в их полноте и правильности. О применимости почасовой оплаты и особенностях ее исчисления напомним в статье.

            Основания применения почасовой оплаты.

            Стандартным порядком заработная плата педагогических работников определяется проведенной тарификацией – программными часами, дополнительными курсами и факультативами, классным руководством, иной учебной нагрузкой и целевыми показателями. Тарифицированный размер заработной платы постоянен в течение рабочего года, не зависит от нагрузки в конкретном месяце работы и пропорционален только фактически отработанному времени. В отдельных случаях рассчитывается и оплачивается каждый час работы педагога, это случаи:

          • замещения, когда педагог выполняет нагрузку своего отсутствующего коллеги, например, из?за болезни или по иной причине. Отметим, что почасовая оплата труда педагога замещения применяется при сроке не более двух месяцев, в противном случае такое замещение необходимо тарифицировать;
          • работы с обучающимися, находящимися на лечении, восстановлении или по иной причине осваивающими образовательные программы на дому, в лечебном учреждении. Если к началу учебного года известно о необходимости работы с такими учениками, то учебная нагрузка педагогов тарифицируется, но если необходимость в обучении на дому возникла в середине учебного года, то она оплачивается сверх объема, установленного при тарификации;
          • педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Как правило, к такой работе привлекается административно-управленческий персонал образовательного учреждения, а также высококвалифицированные специалисты сторонних предприятий, учреждений и организаций, которые также могут быть приглашены на педагогическую работу для чтения уникальных и (или) специфических курсов. Отметим, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год не является совместительством, не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя (пп. «в» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»). В этом случае к трудовому договору оформляется дополнительное соглашение на условиях почасовой оплаты с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении названного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор совместительства.
          • Оплата замещения.

            Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).

            Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87?М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

            В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75?М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

            Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.

            Например, для учителей 5 – 11?х классов норма рабочего времени составляет 18 часов в неделю. В 2020 году 247 рабочих дней и 6 предпраздничных дней сокращенной продолжительности. Среднемесячное количество часов равно 73,6 ч (18 ч х 247 дн. / 5 дн. — 6) / 12 мес. В отношении месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС отметим следующее. Оплата труда педагога, работающих в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях, регулируется нормативными документами, изданными органами власти субъекта, органами местного самоуправления. Как правило, это положения об оплате труда, применяемые для работников учреждений, подведомственных соответствующему органу власти. Такими положениями устанавливаются:

          • размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или профессиональных стандартов для профессиональных квалификационных групп работников по квалификационным уровням;
          • размеры надбавок за работу при наличии особых условий труда территориального и бытового характера (работу в сельской местности, районах Крайнего Севера);
          • перечень выплат компенсационного характера;
          • перечень выплат стимулирующего характера.
          • В месячную ставку для расчета оплаты часов замещения включаются надбавки за квалификационную категорию, надбавки за почетное звание и стаж, доплаты за специфику работы в организации за установленную норму часов педагогической работы в неделю. При этом оплата труда педагога производится по стоимости часа того преподавателя, который замещает отсутствующего сотрудника.

            Контроль проведения замен осуществляется учебной частью учреждения и фиксируется в соответствующем журнале, книге учета, табеле, то есть документе, установленном для этих целей самим учреждением.

            8

            Учитель русского языка и литературы замещал в мае 2020 года своего заболевшего коллегу. Должностной оклад по ПКГ в данном муниципальном образовании для должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня составляет 11 200 руб. Замещающий учитель имеет первую квалификационную категорию с повышением должностного оклада на 20 %, также ему установлена надбавка в размере 15 % от должностного оклада за ведение уроков с углубленным изучением предмета (за специфику работы в учреждении). Согласно журналу замещения учитель провел 7 часов учебных занятий.

            Стоимость 1 педагогического часа у него составит 210 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 / 73,6 ч).

            Размер оплаты часов замещения – 1 470 руб. (210 руб. х 7 ч).

            Оплата часов работы на дому.

            Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обу­чения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.

            Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87?М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 6.1.11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20 %.

            9

            Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).

            Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).

            Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).

            Оплата педагогической работы не более 300 часов в год.

            Привлечение к педагогической работе в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой, как мы уже отмечали, не является совместительством. Если дополнительную педагогическую работу выполняет лицо, с которым у работодателя уже заключен трудовой договор, выполнение такой работы может быть оформлено в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ, которая допускает поручение работнику с его письменного согласия выполнения в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Дополнительная работа поручается путем совмещения профессий (должностей) (например, в случае привлечения к педагогической работе сотрудников административно-управленческого персонала (должность заместителя директора совмещается с должностью учителя)), а также путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). В письменном соглашении с работником указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание, объем, а также размер доплаты (ч. 3 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ) – количество часов педагогической работы и стоимость часа. Он будет рассчитываться по правилам, изложенным выше (см. Письмо Минобразования РФ № 87?М).

            Подчеркнем еще раз, что рассмотренный вариант оформления дополнительной работы возможен только в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени – основное рабочее время и с согласия работодателя (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ, п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41). Если преподаватель будет выполнять дополнительную педагогическую работу за пределами предусмотренного для него рабочего времени, то потребуется оформить трудовой договор на внутреннее совместительство.

            В образовательном учреждении работать на условиях почасовой оплаты труда могут как внутренние преподаватели-почасовики, так и приглашенные внешние специалисты. Из пункта 2 Постановления Минтруда РФ № 41 следует, что если педагогическая работа на условиях почасовой оплаты осуществляется в объеме не более 300 часов в год, то заключения трудового договора не требуется, однако не сказано, как должны быть оформлены взаимоотношения между учреждением и внешними преподавателями-почасовиками. Отсутствуют разъяснения и в других нормативных документах. Но поскольку привлечение к работе, выполнение работы, наконец, оплата работы в принципе невозможны без правовых оснований, взаимоотношения должны быть оформлены.

            Нередко с преподавателями-почасовиками заключаются договоры возмездного оказания услуг. Это крайне неверное решение, так как гражданско-правовые договоры оформляются на выполнение разовых работ, для получения разового результата. Гражданско-правовой договор не предусматривает обязанности работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять трудовую функцию, определенную штатным расписанием. Действующее законодательство содержит прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 2 ст. 15 ТК РФ). Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., а в случае повторного нарушения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

            Таким образом, и с преподавателями-почасовиками, приглашенными в учреждение извне, следует оформлять трудовые отношения. В штатном расписании должна быть предусмотрена ставка (часть ставки). На практике часто возникают вопросы об оформлении преподавателя на почасовую работу, для которого нет ставки в штатном расписании. Мы считаем такую ситуацию надуманной. Если учебные планы и программы предусматривают педагогические часы, значит, в штатное расписание должна быть включена ставка (доля ставки) на эти часы педагогической нагрузки.

            Письмом Минобразования РФ № 87?М предусмотрена возможность руководителям образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, установленных Постановлением Минтруда РФ от 21.01.1993 № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». В настоящее время этот документ отменен, но главный посыл Письма Минобразования РФ № 87?М, по нашему мнению, сохранен и сегодня: для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений учреждение может применять повышенные часовые ставки, если финансовые возможности учреждения позволяют такое увеличение.

            В случае, когда учебная нагрузка, определенная учебным планом, не была тарифицирована по причине вакантности ставок и к выполнению такой работы был привлечен преподаватель на условиях почасовой оплаты, расчет стоимости часа его работы производится в обычном порядке.

            На преподавателя-совместителя учреждения среднего профессионального образования возложена учебная нагрузка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов на 2020 – 2020 учебный год.

            Преподаватель имеет первую квалификационную категорию с надбавкой в размере 20 %. Положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу власти субъекта РФ, установлен должностной оклад по ПКГ четвертого квалификационного уровня в размере 17 500 руб. Норма часов за ставку заработной платы – 72 часа в месяц.

            Согласно сведениям учебной части преподаватель в мае 2020 года провел 6 часов учебных занятий.

            Стоимость одного педагогического часа работы преподавателя составит 291,67 руб. (17 500 руб. х 1,2 / 72 ч).

            Заработная плата за май равна 1 750,02 руб. (291,67 руб. х 6 ч).

            Отметим, что и для преподавателя-почасовика сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (в частности, право на оплачиваемый отпуск). Расчет отпускных будет производиться из сумм фактического заработка за проведенные часы.

            Возможность применения почасовой оплаты работы педагога ограничена исчерпывающим перечнем случаев. Общим же порядком учебная нагрузка тарифицируется, и такая система оплаты труда в большей степени защищает интересы работников.

            При применении почасовой оплаты важен не только расчет стоимости часа, но и оформление выполняемой работы. Порядок начисления почасовой оплаты труда должен быть предусмотрен в локальном нормативном акте учреждения. Кроме того, конкретные часовые ставки должны быть указаны в трудовом договоре с работником.

            Почасовая форма оплаты труда

            В зависимости от многих факторов, в частности, от способа учета занятости сотрудников, выплату заработной платы на предприятии можно организовать по-разному. Наряду со сдельной, повременная оплата является одним из самых распространенных видов заработной платы. Рассмотрим случаи, когда выгоднее внедрять именно ее почасовую разновидность, уточним нюансы трудового законодательства, связанные с «почасовкой», научим производить расчет на конкретном примере и покажем, как этот вопрос отражается в трудовом соглашении с сотрудником.

            Зарплата точна, как часы

            Учет отработанного рабочего времени обязателен, как бы ни было организована выплата вознаграждения за труд. Но при некоторых системах именно он является определяющим фактором, который влияет на размер заработанных денежных средств и особенности их начисления.

            Почасовая оплата – это зависимость между положенным работнику вознаграждением и временем, которое фактически было им отработано, исчисленным в часах.

            На практике ее ввести несложно, поскольку работодатель и так обязан учитывать рабочее время своих сотрудников (ч.4 ст.91. ТК РФ).

            ВАЖНО! При системе окладов или тарифных ставок также важен учет времени, но там расчетный промежуток составляет месяц. При почасовой системе тарифы (оклады) устанавливаются за каждый трудовой час.

            Особенности почасовой оплаты

            Поскольку почасовая зарплатная система является частным случаем повременной, то можно определить, когда ее целесообразнее применять, с тех же позиций. Если нормировка работы в адекватных единицах затруднена, как ее оценить с финансовой стороны? К примеру, можно подчитать количество изделий, сделанных за час, но нельзя таким же образом нормировать работу, к примеру, юриста или учителя.

            Виды «почасовки»

            В зависимости от влияния различных производственных факторов могут применяться различные формы почасового вознаграждения.

          • Обычная почасовая оплата. 1 час работы имеет неизменяемую расценку, на которую не влияет выданный сотрудником результат («время – деньги»). Такой вид вознаграждения применяется, когда качество работы не так важно, как фактически проведенное на рабочем месте время, например, должность дежурного, охранника, оператора, администратора и т.п.
          • Премиальная почасовая оплата. Премия назначается за дополнительные к отработанному времени показатели, такие, как объем работы, заявленное качество и т.п. Размер премии должен быть оговорен заблаговременно, он добавляется к установленному часовому тарифу.
          • Нормированная «почасовка». Помимо расценки за час работы, установленной тарифом или окладом, гарантируется доплата за четкое соблюдение поставленных работодателем условий. Такую систему целесообразно применять, когда перевыполнение производственных норм нежелательно.

      Почасовая оплата по ТК РФ

      Принимая в качестве зарплатной системы почасовую, предприниматель обязан руководствоваться соответствующими статьями трудового законодательства России:

      • ст. 91 говорит о необходимости учета фактически отработанного времени каждым сотрудником, вмененном в обязанность работодателю;
      • ст. 57 ТК РФ обязует включать условие о почасовой оплате в трудовой договор, поскольку система оплаты труда является его существенным условием;
      • ч.3 ст. 133 ТК РФ говорит о временных нормах и соответствующей им оплате – максимальная продолжительность рабочей недели в 40 часов и выполнение часовой нормы по производственному календарю в течение месяца должно гарантировать сотрудникам-почасовикам зарплату не ниже установленного государством минимального уровня (МРОТ);
      • текущую актуальную статью Федерального закона об установлении МРОТ в России.
      • Кому и когда выгодна «почасовка»

        Плюсы для работодателя

        • рабочий час – это всегда один и тот же промежуток времени, а рабочий день может менять свою продолжительность, поэтому часами оперировать удобнее;
        • расценки за час занятости помогут точнее регулировать размер полагающейся оплаты в случаях, когда сотрудник отсутствовал в течение определенного времени;
        • удобнее исчислять вознаграждение работникам-совместителям, занятым неполный рабочий день, а также тем, в отношении которых применяется гибкий график работы;
        • экономия финансов, поскольку оплачивается только занятое работой время;
        • дополнительный стимул для эффективного использования рабочего времени сотрудниками.
        • «Работодательские» риски:

        • более усложненная система расчета (со строгим учетом рабочего времени всего персонала);
        • сниженная эффективность этой системы без премиальных;
        • нужна дополнительная должность – контролера и учетчика рабочего времени.
        • Каким сотрудникам подойдет:

        • сколько отработал – за столько и получил, это весьма удобно при гибком графике, неполной занятости или совместительской должности;
        • идеально подходит работникам, чей рабочий день невозможно точно нормировать, например, учителям (один день он может быть занят 6 часов, в другой – 4);
        • хороший вариант оплаты при неравномерной нагрузке.
        • Возможные минусы для работников:

        • работодатель иногда может установить достаточно большой объем работы, необходимый к выполнению за час, а недостижение нормы, хоть и гарантирует выплату часового тарифа (оклада), но лишает возможности получить премию.
        • Расчет зарплаты при почасовке

          Чтобы вычислить полагающуюся сотруднику-почасовику сумму, нужно часовую тарифную ставку (оклад) умножить на фактически отработанное и учтенное время (в часах).

          Например, педагог центра по изучению иностранных языков получает за 1 час своей занятости с ребенком 300 руб. Четкого графика работы у него нет: сегодня может быть два занятия с детьми, на следующий день – три и так далее. В январе 2017 года репетитор работал в течение 75 часов. За январь ему полагается 300 х 75 = 22 500 руб.

          ВНИМАНИЕ! Какая бы стоимость часовой расценки ни была выбрана, если в течение месяца работник отработал норму согласно производственному календарю, он не может получить меньше, чем гарантирует МРОТ – на сегодня 7 500 руб.

          Почасовая оплата и трудовой договор

          ТК РФ говорит об обязательном включении условия почасовой оплаты труда в трудовой договор, заключаемый с сотрудником, или дополнительное соглашение к нему. Если на «почасовку» сотрудники переводятся с другой зарплатной системы, они должны узнать о грядущих изменениях минимум за 2 месяца: перемены должны не только войти в трудовой договор, но и быть закреплены в соответствующих приказах и локальных актах фирмы. Обязательно надо указать:

        • часовую ставку (оклад);
        • порядок исчисления заработка;
        • условия премирования и депремирования;
        • процедура оплаты за часы в праздники, выходные и ночное время;
        • конкретные дни выдачи з/п (не менее 2 в течение месяца);
        • дополнительные условия, если они предусмотрены: испытательный срок, социальные гарантии и т.п.

        Пример трудового договора с включением условия почасовой оплаты

        Внимание! В договоре ниже проработаны те пункты, которые касаются почасовой оплаты труда. Остальные пункты можно вставить из штатного трудового договора на ваше усмотрение.

        Трудовой договор с преподавателем

        г. Москва «13» августа 2017 года

        Общество с ограниченной ответственностью «Умные дети» (сокращенное наименование ООО «Умные дети»), именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице генерального директора Разуменцева Алексея Степановича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и гражданин Полиглотов Аркадий Константинович, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор, далее – «Договор», о нижеследующем.

        1.Предмет договора

        1.1. По Договору Работодатель обязуется предоставить Работнику работу по обусловленной в настоящем договоре трудовой функции: преподавательская деятельность в детском центре раннего развития, обеспечить условия труда, предусмотренные действующим трудовым законодательством, локальными нормативно-правовыми актами Работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать Работнику заработную плату, а Работник обязуется лично выполнять определенную настоящим Договором трудовую функцию – предоставлять преподавательские услуги, соблюдать действующие в организации Правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные нормативно-правовые акты Работодателя, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные Договором, а также дополнительными соглашениями к нему.

        1.2. Трудовой договор с работником составлен с учетом действующего законодательства и является обязательным документом для Сторон, в том числе при решении трудовых споров между Работником и Работодателем в судебных и иных органах.

        2. Основные положения

        2.1. Работодатель поручает, а Работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности преподавателя английского и немецкого языка для детей 4-7 лет в школе раннего развития «Умные дети».

        2.2. Работа по Договору является для Работника основной работой и оплачивается по часам, в соответствии с утверждаемым и согласованным графиком.

        2.3. Местом работы Работника является филиал школы «Умные дети», расположенный по адресу: г. Москва, Заваруевский переулок, д. 12.

        3. Срок действия договора

        3.1. Трудовой договор с работником вступает в силу с момента его подписания и действует в течение шести месяцев. Работник должен приступить к выполнению своих трудовых обязанностей с «01» сентября 2016 года.

        4. Условия оплаты труда

        4.1. Размер должностного оклада Работника составляет 250 рублей в час.

        4.2. Заработная плата Работнику выплачивается путем перечисления денежных средств на дебитовую (кредитную) карту Работника дважды в месяц, 13 и 28 числа или выплатой наличных денежных средств в кассе организации.

        4.3. Из заработной платы Работника могут производиться удержания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

        4.4. Работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.). Условия таких выплат и их размеры определены в Положении о выплате надбавок и премий работникам общества.

        4.5. В случае выполнения Работником наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой должности или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы Работнику производится доплата в соответствии с дополнительным соглашением.

        5. Права и обязанности Работника

        5.1. Работник обязан:

        5.1.1. Добросовестно исполнять обязанности в соответствии с настоящим Договором.

        5.1.2. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и иные локальные нормативно-правовые акты Работодателя.

        5.1.3. Соблюдать трудовую дисциплину.

        5.1.4. Выполнять нормы труда в случае их установления Работодателем.

        5.1.5. Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

        5.1.6. Бережно относится к имуществу Работодателя и других работников.

        5.1.7. Незамедлительно сообщать Работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью детей, сохранности имущества Работодателя.

        5.2. Работник имеет право на:

        5.2.1. Предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором.

        5.2.2. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

        5.2.3. Отдых, в том числе оплачиваемый ежегодный отпуск, еженедельные выходные дни, нерабочие праздничные дни.

        5.2.4. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

        5.2.5. Иные права, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

        6. Права и обязанности Работодателя

        6.1. Работодатель обязан:

        6.1.1. Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативно-правовые акты, условия настоящего трудового договора.

        6.1.2. Предоставлять Работнику работу, обусловленную Договором.

        6.1.3. Обеспечивать Работника оборудованием, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей.

        6.1.4. Выплачивать в полном размере причитающуюся Работнику заработную плату в установленные сроки.

        6.1.5. Осуществлять обязательное социальное страхование Работника в порядке, установленном федеральными законами.

        6.1.7. Исполнять иные обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

        6.2. Работодатель имеет право:

        6.2.1. Поощрять Работника за добросовестный эффективный труд.

        6.2.2. Требовать от Работника исполнения трудовых обязанностей, определенных в Договоре, бережного отношения к имуществу Работодателя и других работников, соблюдения законодательства и локальных нормативно-правовых актов.

        6.2.3. Привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

        6.2.4. Принимать локальные нормативно-правовые акты.

        6.2.5. Осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством РФ, локальными нормативно-правовыми актами.

        7. Гарантии и компенсации

        8. Ответственность сторон

        9. Заключительные положения

        10. Реквизиты сторон

        Работодатель: ООО «Умные дети», ИНН: хххххххххх юр. адрес: Г.Москва, Заваруевский переулок, д.12.
        р/с: хххххххххх в банке Сбербанк России, к/с: хххххххх, БИК: ххххххххх.

        Работник: Полиглотов Аркадий Константинович, зарегистрирован по адресу: Г.Москва, ул. Заветная, 9.18, кВ. 135;:, паспорт: ХХ хххххххх, выдан «18 октября 1995 г., Басманным ОВД г. Москвы.

        От Работодателя: Генеральный директор ООО «Умные дети» (подпись) Разуменцев А.С

        Работник: Полиглотов А.К (подпись)

        Обратите внимание! Те пункты, которые не раскрыты в договоре — стандартны! Т.е. их можно смело позаимствовать из обычного трудового договора.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *