Партнерские отношения в дополнительном образовании: перспективы развития Текст научной статьи по специальности — Социологические науки. Договор социальное партнерство школа

Июл 22, 2019 Статьи

Партнерские отношения в дополнительном образовании: перспективы развития Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна

В данной статье рассматривается процесс развития партнерских отношений в дополнительном образовании , как механизм и основной ресурс реализации концепции развития дополнительное образования .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна

Текст научной работы на тему «Партнерские отношения в дополнительном образовании: перспективы развития»

?ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Смирнова Жанна Венедиктовна, доцент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К Минина, г. Нижний Новгород, Россия

В данной статье рассматривается процесс развития партнерских отношений в дополнительном образовании, как механизм и основной ресурс реализации концепции развития дополнительное образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, социальное партнерство, сфера дополнительного образования.

Социальное партнерство — ключевая задача преобразований сферы дополнительного образования.

Задача развития социального партнерства в сфере дополнительного образования детей является системообразующей в обновлении и повышении его качества.

Любое образовательное учреждение является открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Влияние этой среды с каждым годом становится все более ощутимым, не случайно, говоря об образовании, сегодня все чаще употребляют такие слова, как конкурентоспособность, рынок образовательных услуг, образовательный маркетинг и др. Социально-экономические условия, в которых живет и работают образовательные учреждения, вынуждают руководителей искать новые формы управленческой деятельности, новые, более совершенные механизмы управления, дополнительные ресурсы, способные обеспечить устойчивое функционирование и дальнейшее поступательное развитие учебного учреждения. Одним из перспективных направлений в этом отношении становится взаимодействие с социальными партнерами.

«Социальное партнерство» — относительно новое понятие. Оно появилось в России в связи со сменой форм собственности. Первоначальный смысл его состоял в том, что представители работников и работодателей должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, нахождения компромиссов и достижения согласия на взаимовыгодной основе. На сегодняшний день термин получил расширенную трактовку: под ним понимают определенный тип социального взаимодействия, характеризующийся особым — основанным на равноправном сотрудничестве способом регулирования общественных отношений между различными социальными группами. При этом у разных авторов можно найти некоторые отличия в определениях. В. А. Михеев называет партнерство «цивилизованной системой общественных отношений», строящейся на основе договора, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по активным проблемам экономической и социально-политической жизни общества».

Педагоги-исследователи видят в социальном партнерстве два аспекта: организационный (в этом случае социальное партнерство рассматривается как объединение, содружество, союз, совместная деятельность и т.д.) и личностный (предполагает отношения, основанные на доверии, взаимопонимании, согласии и, более того, на чувстве сопричастности общему делу и даже сопереживании). И это не случайно, ведь партнерами образовательной организации могут выступать не только предприятия и учреждения, но и отдельные индивиды, в частности родители учащихся. При этом главным условием партнерских отношений можно считать следующее: добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития обучающихся.

На сегодняшний день каждая образовательная организация самостоятельно занимается разработкой механизмов поиска и установления партнерских отношений. Инициируя такого рода отношения, она стремиться вовлечь в них как можно большее количество участников. Среди них могут быть бюджетные организации, в том числе, образовательные, промышленные предприятия, малый и средний бизнес, общественные некоммерческие организации, органы местного самоуправления, учреждения культуры, здравоохранения, представители местного сообщества и др. Особый тип партнерских отношений складывается между школой и семьей, правда, в этом случае термин «социальное партнерство» употребляется с осторожностью, чаще его заменяют такими словами, как «сотрудничество», «взаимодействие», «работа школы с семьей», «поддержка семьи» и т.д.

Внутри образовательной системы социальными субъектами являются обучающиеся, преподаватели, руководители. Государство, как правило, принимает участие в социальном партнерстве на национальном, региональном и отраслевом уровнях, выполняя функции гаранта, контроллера или арбитра.

В связи с этим прослеживается два основных подхода к трактовке социального партнерства: первый подход (его называют «концептуальным») демонстрирует выход школы за границы своей «территории» (при нем возникают отношения между различными социальными слоями, группами в масштабах всего социума). Второй подход («инструментальный») рассматривает социальное партнерство как «технологию взаимодействия социальных субъектов в рамках конкретной сферы жизнедеятельности». Эти подходы могут сменять друг друга, сопрягаться друг с другом. Кроме того, партнерское взаимодействие может осуществляться непрерывно в течение достаточно продолжительного времени, а может быть ситуативным, возникающим в рамках проведения какой-либо акции или мероприятия.

Множественность вариантов партнерских отношений обусловливает наличие различных подходов к их классификации. Так, исследователи предлагают различать отношения:

— по форме (договорная, организационная);

— по уровню (макроуровень, мезоуровень, микроуровень);

— по видам взаимодействия (благотворительность, спонсорство,

При характеристике самого процесса развития партнерских отношений выделяются этапы — подготовительный, организационный, функциональный.

На первом — подготовительном — этапе определяются общие цели, ценностные установки, возможности и ресурсы (материальные, временные, социальные (знакомства, связи), кадровые и др.) сторон. Наличие именно общих целей считается особо важным условием для построения партнерства. Рассматривая данное условие на примере отношений семьи и школы, И.А. Хоменко пишет: «Если родители больше ориентированы на предметное обучение, а школа — на развитие социальных навыков детей, то конфликт между ними неизбежен; у родителей будут претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми, и ко многому другому».

Будучи еще потенциальными партнерами, стороны, также определяют степень возможной «полезности» друг другу. Как утверждают специалисты, на этом этапе необходимо провести два главных мероприятия: мониторинг запросов и ресурсов потенциальных партнеров и собственный «ценностный аудит». Результатом последнего становится четкое понимание своей миссии, своих приоритетов в области осуществляемой деятельности, что позволит привлечь именно тот контингент партнеров, которому позиция образовательной организации покажется особенно близкой. Таким образом, основным итогом первого этапа можно считать: осознанное желание образовательной организации и потенциальных партнеров к осуществлению совместной деятельности.

На втором этапе определяются юридические рамки партнерства. Правовое оформление отношений социального партнерства осуществляется путем заключения договоров. На сегодняшний день большинство образовательных организаций ограничиваются заключением договоров лишь с родителями или законными представителями обучающихся. Вместе с тем, заключение соглашений и договоров о сотрудничестве с организациями, учреждениями или предприятиями позволяет более точно определить границы участия партнеров в предполагаемой совместной деятельности, к тому же — исключить возможные риски и тем самым увеличить эффективность сотрудничества. При оформлении договорных обязательств образовательные организации чаще всего разрабатывают и подписывают такие документы, как договор о сотрудничестве, совместной деятельности, координации и т.п. При этом используются и синонимы термина «договор»: «соглашение», «контракт», «протокол».

В любом случае документ должен устанавливать обязательства сторон, приоритетные направления деятельности, условия, при которых эта деятельность может осуществляться. Далее начинается этап строительства

партнерских отношений — разрабатываются партнерские проекты, планируются совместные мероприятия, происходит дальнейшая детализация функций обеих сторон и их непосредственная реализация. Все это должно происходить при соблюдении принципов добровольности, взаимной заинтересованности, ответственности сторон, а также обоюдного доверия. Только таким образом могут устанавливаться взаимовыгодные отношения, служащие основой долгосрочной совместной деятельности.

Показательно, что именно доверию исследователи уделяют первостепенное значение. Формируется оно при соблюдении партнерами всех своих договоренностей, включает партнерскую поддержку (своевременное информирование, консультирование, принятие компромиссных решений в случае возникающих затруднений и т.д.) и возможно лишь при продуктивности сложившихся отношений. Каждое из этих слагаемых является обязательным на всех этапах партнерского взаимодействия, в своей совокупности они позволяют укрепить отношения, повысить уровень доверия партнеров друг к другу, что и может привести к долгосрочным партнерским связям. Напротив, утрата лишь одного из них ведет к непониманию, взаимным претензиям и, в конечном счете, разрыву отношений. Так, например, недостаточное информирование партнера о ходе совместного проекта чревато рассогласованием позиций, рассредоточенностью действий, а значит, и малой эффективностью осуществляемой деятельности. Последнее ставит под сомнение необходимость партнерства как такового. Или напротив: постоянные переговоры по выявлению и согласованию позиций участников того или иного проекта позволяют повысить компетентность сторон, укрепить возникшие между ними отношения и перевести их на более высокий уровень.

В связи с этим школе приходится во многом изменять систему своего внутреннего взаимодействия: на смену встречам на уровне директор — руководитель приходят совещания или круглые столы, родительские собрания переходят в форму «встреч рабочих групп по реализации совместных проектов»; партнеры, подчеркивая важность роли, друг друга в совместной деятельности, информируют сообщество о своих заслугах, достижениях, позитивных сдвигах в решении конкретных проблем и т.д. Основываясь на вышеназванных принципах — принципах добровольности (добровольного признания партнерами друг друга в качестве участников общественных отношений), обоюдной ответственности партнеров за общее дело (выполнения партнерами своих обязательств в соответствии с достигнутыми договоренностями), взаимной заинтересованности и доверия, только и возможно строить по-настоящему партнерские отношения.

Исследователи подчеркивают, что этап строительства партнерских отношений может быть весьма длительным. Он требует современного, инновационного менеджмента: наличия команды, включающей не только директора и завучей, но и педагогов — наиболее активных и деятельных членов коллектива, особых методов и технологий управленческой деятельно-

сти, новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. Таким образом, в учреждении меняется многое: структура и содержание деятельности, позиции педагогов и воспитанников, микроклимат их взаимоотношений, методика и содержание обучения. Все это приводит к повышению качества образования, расширению спектра образовательных услуг, привлечению дополнительных интеллектуальных, имущественных, социальных ресурсов и, как результат — к развитию социализации и профориентации самих обучающихся. В этом как раз и заключается основное значение социального партнерства: эффективное взаимодействие обеспечивает повышение качества образовательного процесса.

Полноценное партнерство как механизм взаимодействия школы и местного сообщества относится уже к «зрелому» этапу деятельности. На нем отношения между социальными партнерами формализуются, им, как говорят специалисты, становится «присуща правовая обеспеченность (обоснованность) партнерства» . Субъектами партнерства создаются планы совместной деятельности, разрабатываются и реализуются проекты, направленные на улучшение жизни самой школы и местного сообщества, проводятся различного рода мероприятия и т.д. Кроме того, на данном этапе часто инициируется создание некоммерческих организаций — благотворительных фондов, разного рода советов, ассоциаций, целью которых является развитие школы как образовательного учреждения.

Таким образом, школа формирует «открытое пространство» своей деятельности, вовлекая в него всех, кто заинтересован в ее развитии и продвижении. Педагогический коллектив школы начинает ощущать ее своеобразным центром, «зоной сопряжения интересов» всех, кто не равнодушен к судьбам ее воспитанников. Инициируя, актуализируя и координируя социальное партнерство, школа сама поднимается на новый уровень своего развития.

1. Зеленецкая Т.И. Социальное партнерство в образовании: школа и местное сообщество / Т.И. Зеленецкая // Идеи и идеалы. — 2012. — № 2(12). — С. 87

2. Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения / И.А. Хоменко // Директор школы. — 2006. — № 7. — С. 28

3. Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика: учеб. для вузов / В. А. Михеев. — М.: Экзамен, 2001. — С. 4

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174

5. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 30.10.2020) «О рекламе» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/ cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=3 10115&fld= 134&dst= 1000000001,0&rnd= 0.7637802037827324#02877507842626923

6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=308564&fld=134&dst =1000000001,0&rnd=0.30801273605200663#09670001905096346

Smirnova Zhanna Venediktovna, associate Professor

Nizhegorodsky state pedagogical University named after Kozma Minin (Minin

University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

PARTNER RELATIONS IN ADDITIONAL EDUCATION:

Abstract. This article discusses the process of development of partnerships in additional education, as a mechanism and the main resource for the implementation of the concept of additional education development. Keywords: additional education, social partnership, additional education.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент ([email protected]) ([email protected]) Пулькина Елена Евгеньевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина ([email protected])

Изменения в структуре и содержании процесса управления образовательным учреждением, интенсивность преобразовательных процессов в социальной сфере, сложности прогнозирования развития образовательного учреждения определяют актуальность исследования, посвященное управлению процессом профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональное образование, управление процессом профессионального образования.

В последнее время количество исследований, посвященных проблеме управления процессом профессиональной подготовки в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, возросло.

Исследуя генезис понятия «управление» в трудах отечественных и зарубежных ученых, можно выделить ряд ключевых этапов развития данного термина.

Классическая теория управления Ф. Тейлора отражала научное представление присущее XIX веку, а именно деление целого на отдельные части для того, чтобы лучше осуществлять контроль над ними. Управление базировалось на трех основных моментах:

1) рациональная организация труда;

2) разработка формальной структуры организации;

Договор социальное партнерство школа

Система образования РФ в настоящее время переживает период модернизации, сопровождающей непрерывным поиском новых подходов к повышению качества обучения. Одним из направлений развития системы образования в современных условиях является реализация принципа социального партнерства, которое понимается как целенаправленно организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Создается оно и по той причине, что для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – школы.

Грамотно выстроенные отношения между школой и обществом (социальным окружением), действительно, позволяют создавать более комфортное пространство, в котором ориентируется и развивается ученик. Это также способствуют тому, чтобы учащийся имел возможность реализовывать свою индивидуальную образовательную программу для осуществления собственной творческой, проектировочной, научно-исследовательской деятельности, охватывая при этом определенные, необходимые ему, виды познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественной, спортивной деятельности. Такие отношения решают проблему личностного самоопределения школьника, которая является одной из главных в условиях введения ФГОС [1].

Что же такое «партнерство» в отношениях сторон и субъектов сферы образования? Чем оно отличается от других форм взаимодействия? Очевидно, что в содержании соответствующего понятия и деятельности в образовании должны проявиться принципы партнерства, отработанные в других сферах: политической, экономической, социальной. Опыт партнерства в этих сферах говорит о том, что основой партнерских отношений являются: равноправие, добровольность взаимодействия, самостоятельность в выборе и принятии решений каждой из сторон, взаимовыгодность, диалогичность, осознанность.

Партнерские взаимоотношения, связанные с сущностью образовательной деятельности, затрагивающие субъекты образовательного процесса (семью, школу, ребенка), а также партнерство школы с другими (внешними) структурами и организациями как средство повышения качества образования начали рассматриваться в качестве объектов исследования только в последние годы [3].

В настоящее время существует проблема неэффективности функционирования современной школы, в основе которой не заложена модель социального партнерства, позволяющая формировать социально-правовую, гражданственную компетенцию школьников, будущих активных участников социума, адаптированных к дальнейшей жизни в нем в качестве равноправного социального партнера. Данная компетенция является одной из ключевых, заложенных в модель успешного выпускника, создаваемую в условиях внедрения ФГОС. Модель успешного выпускника предполагает высокий уровень развития личностного потенциала; формирование и становление профессионального самоопределения школьника. Современный выпускник – личность, максимально отвечающей условиям и запросам современного общества, обладающей ценностно-смысловыми установками, способной ставить цели и строить жизненные планы, удовлетворяющей социальному заказу и адаптированной к современной жизни. Согласно модели выпускника, школьник обладает спектром определенных умений:

– умением позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры;

– умением действовать в социуме с учетом позиций других людей;

– умением вступать в коммуникацию и быть понятым;

– умением анализировать определенную проблему, ситуацию, решать ее;

– умением ставить предметные, социально-ориентированные, личностные задачи, выбирать и определять средства и способы их достижения;

– умением творить, исследовать, проектировать;

– умением строить индивидуальную образовательную траекторию и жизненную траекторию.

Достигнуть результатов, по нашему мнению, возможно только посредством выстраивания в рамках общеобразовательной школы эффективно действующей системы социального партнерства.

Процесс формирования системы социального партнерства в условиях общеобразовательной школы, можно разбить на ряд последовательных этапов:

первый этап предполагает создание информационного банка социальных партнеров (с указанием на возможные или имеющиеся ресурсы). В качестве социальных партнеров общеобразовательной школы могут выступать различные органы и учреждения, общественные организации, занимающиеся вопросами обучения и воспитания подрастающего поколения.

Органы и учреждения, выступающие в качестве социальных партнеров школы, можно разделить на несколько групп:

1) образовательные организации (высшего и среднего профессионального, дополнительного образования);

2) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) государственные надзорные и контрольные органы;

4) общественные организации;

5) предприятия и организации различных форм собственности.

Внутри школы принцип социального партнерства реализуется посредством взаимодействия между участниками образовательных отношений (педагогами, родителями и учениками).

Органом, призванным координировать систему социального партнерства в общеобразовательной школе, по нашему мнению, может являться «Общественный (или управляющий) совет школы, состоящий из педагогов школы, учащихся и представителей социальных партнеров.

Второй этап – планирование и реализация сотрудничества между школой и социальными партнерами.

Отношения между общеобразовательной школы и органами и учреждениями, выступающими в качестве социальных партнеров школы, по нашему мнению, должны выстраиваться на основе договорных отношений (договор или соглашение о сотрудничестве). На основе договора о сотрудничестве разрабатывается план совместных мероприятий [4].

Формами сотрудничества в рамках социального партнерства могут быть:

– совместная организация и проведение внеклассных мероприятий,

– вечера-встречи с интересными людьми,

– совместная исследовательская и диагностическая деятельность,

– экскурсии и различные тематические проекты,

– приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,

– спонсорская помощь школе.

Отдельным направлением сотрудничества в рамках социального партнерства является разработка педагогами совместно с социальными партнерами программ вариативных учебных курсов (курсов по выбору), элективных курсов, учитывающих запросы, склонности, личностные, профессиональные интересы старшеклассников, их познавательные возможности. В числе таких курсов могут быть следующее: «Методология научного исследования», «Информационные технологии в исследовательской деятельности», «Я – исследователь» и другие [5].

Реализация принципов социального партнерства в школе предполагает не просто выполнение всеми сторонами договорных отношений, но и изменение подхода к осуществлению учебно-воспитательного процесса в школе.

Социальное партнерство позволяет организовать различные формы деятельности учеников не только в стенах школы, но и вне ее, используя ресурсы, предоставляемые социальными партнерами. Для их оптимального использования, необходимо осуществить переход от преимущественно классно-урочной организации образовательной деятельности к пространственной с предоставлением учащимся возможности осуществлять исследовательскую, проектировочную, социальную деятельность в условиях внешкольных пространств, а не только на уроках. Такими внешкольными пространствами становятся библиотеки, вузы, другие школы, образовательные организации, культурно-просветительские, спортивные учреждения. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования муниципального и регионального уровней позволяет также выстраивать и организовывать систему дополнительного образования в школе с учетом запроса школьников и их родителей, склонностей, личностных, профессиональных интересов учеников. Благодаря тесному сотрудничеству предоставляется возможность использования базы материально-технических ресурсов социальных партнеров школы для осуществления предпрофильной и профильной подготовки учащихся, организации эффективной профориентационной работы. Таким образом происходит создание и реализация механизма непрерывности образования (школа-колледж (техникум), школа-вуз) [2].

Главным результатом социального партнерства в рамках общеобразовательной школы будет эффективно функционирующие отношения между социальными партнерами, которые обеспечивают:

– повышение качества образования;

– обеспечение доступности качественного общего образования;

– укрепление материально-технической базы;

– повышение конкурентоспособности школы;

– повышение инвестиционной привлекательности школы;

– формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Сегодня в образовательной практике идут процессы, связанные с расширением сферы партнерских отношений. В условиях растущей актуальности объединения ресурсов общества при решении наиболее сложных социальных проблем партнерство становится важнейшей позитивной тенденцией, формирующей новый тип взаимоотношений в сфере образования личности. Очевидно, что в этой новой для образования сфере пока остается много неразработанных и неисследованных тем, в частности, с точки зрения практической реализации, требуют дополнительного изучения пути, этапы, формы и механизмы социального партнерства (в том числе межсекторного) в образовании как средства повышения его качества.

«социальное партнерство в системе допонительноего образования школы»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОНИТЕЛЬНОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ»

Заместитель директора по воспитательной работе

Термин «Социальное партнерство» — относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Но сегодня речь пойдет о социальном партнерстве в образовании, где взаимодействие заключается в решении конкретной социальной проблемы

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Безусловно, что желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания

Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков

Данное сотрудничество решает ряд основных задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебного и воспитательного процесса, выполнения социального заказа общества

привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

уважение и учет интересов участников соглашения;

заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях

соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов

наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей

равноправие и доверие сторон

невмешательство во внутренние дела друг друга

добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования

регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства

обязательность исполнения достигнутых договоренностей

систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров

Долгосрочные договоры. В нашей школе этот вид представлен сотрудничеством с успешно действующей на базе школы ДШИ «Вдохновение», ЦВР «Март», «Новопеределкино»,

Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Эта форма нам очень хорошо известна, так как мы все взаимодействуем в системе одного Западного Окружного управления образованием, находимся в едином образовательном пространстве

Данные договоры чаще заключаются в устной форме.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

широкое информационное обеспечение деятельности

функционирование механизма саморазвития партнерских организаций

сформированная стратегия организаций, предполагающая именно партнерские взаимоотношения

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров, в нем есть третья составляющая – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

Разнообразие форм объединения субъектов партнерства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Для успешной реализации основных принципов социального партнерства в нашей школе, мы представили образовательное пространство в целом и воспитательная работа школы сложилась в достаточно стройную воспитательной систему, являющуюся центром духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющая собой три

основополагающих компонента и ставящая перед собой следующие цели и задачи:

— продолжать внедрение эффективных развивающих технологий обучения, технологии уровневой дифференциации в 5-11 классах для повышения качества образования;

— создать условия для творческой активности в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов;

— совершенствовать традиции школы через вовлечение большего количества учащихся в общешкольные мероприятия;

— развивать сети творческих объединений, спецкурсов, секций для более полного удовлетворения потребностей учащихся в организации их развивающего досуга;

— вовлекать в экспериментальную работу школы большее количество учащихся и педагогов род по различным направлениям экспериментальной и воспитательной работы школы

Решение данных целей и задач невозможно без все более развивающейся системы дополнительного образования.

Следует отметить, что дополнительное образование в школе не существует как отдельная структура.

Учебный план дополнительных образовательных услуг школы составлен на основе положения о дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе, изучения потребностей интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей.

Дополнительные образовательные услуги в школе направлены на решение основных ПРОБЛЕМ, стоящих перед школой:

— развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— укрепление психического и физического здоровья;

— формирование активной жизненной позиции

Принцип социального заказа является одним из основополагающих при составлении данного учебного плана. Для реализации этого принципа в школе проводится анализ, мнения учащихся и их родителей, используются методы анкетирования, тестирования, собеседования и педагогического наблюдения.

В 2009/2010 учебном году учебный план дополнительного образования представлен блоками:

— художественно-эстетический блок ( вокально-хоровая студия, кружки художественного творчества), привлекаются учащиеся со 2-го по 10 класс;

— туристско-краеведческий блок (фотостудия и ДОО «Обелиск»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 классы;

— физкультурно-спортивный блок (основы боевых искусств, спортивные игры), участвуют учащиеся с 1-го по 11 класс;

— естественнонаучный блок (кружок «Занимательная география», «Ступеньки», «Юный Архимед», «Любители финансовой математики»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 класс;

— социально–педагогический блок (клуб «Вожатый», клуб «Юный экскурсовод», педагогические классы школы), привлекаются учащиеся с 5 по 11 класс, а также учащиеся детских садов района.

Каждое из направлений внеурочной деятельности в школе решает следующие ЗАДАЧИ:

— объединения художественно-эстетического блока решает задачи создания условий для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную творческую внеурочную деятельность;

— объединения туристско-краеведческого блока решают задачи привлечения школьников к сохранению историко-культурного наследия, распространение краеведческих знаний среди школьников через работу кружков, факультативов, тематических выставок. Помощь юным гражданам в формировании Российского государственного самопознания, воспитание патриотизма;

— объединения физкультурно-спортивного блока решают задачи укрепления здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, обеспечение душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния учащихся, оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств;

— секция естественнонаучного блока способствует развитию аналитического мышления и исследовательских качеств учащихся.

— объединения социально-педагогического блока решают задачи создания условий для раскрытия творческих и педагогических способностей детей через вовлечение их в шефскую работу, помощь в выборе будущей профессии.

Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ системы педагогических воздействий – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества.

Таким образом, в школе сложилось достаточно крепкое, многогранное социальное партнерство, соответствующее воспитательной системе школы, целям и задачам воспитательной и экспериментальной работы, где все компоненты тесно взаимосвязаны. Это три составляющие – в образовательном процессе, внеурочной, внешкольной деятельности. Из схемы понятно, что многие наши структуры реально действуют во всех 3 направлениях. Это и есть особенность нашего сотрудничества. Об этом подробнее расскажут мои коллеги.

К сожалению, работа по налаживанию социальных взаимосвязей не всегда складывается успешно. Имеется ряд проблем и рисков. Это и сложная социальная среда, в которой находится учебное заведения, инертность родительской общественности и не всегда продуктивный диалог с властными структурами, Управой района.

Задачи будущего вытекают из сложившихся на данный момент проблем. А именно,

Более четкая координация взаимодействия всех структур для решения поставленных обществом задач. Ведь не секрет

Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

Разработка и реализация, в рамках экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования» социально значимых проектов, влияющие на окружающую социальную среду.

Nav view search

Навигация

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Брусничная средняя общеобразовательная школа»

Год основания 1971

Искать

Главное меню

Договор социального партнерства со школой

МОУ «Брусничная СОШ»» в лице директора школы Сидоровой Елены Николаевны и Школьного парламента действующего на основании Устава шко­лы, положении о Школьном парламенте, в дальнейшем именуемые «Стороны» заключили настоящий Договор о нижеследующем:

I. Общее положение, предмет Договора

1.1 Стороны путём объединения усилий договорились совместно действовать в де- лях успешного решения вопросов местного значения реализации своих полномочий и других задач, направленных на улучшения качества жизни учащихся МОУ «Брусничная СОШ».

1.2. Стороны в соответствии с общим планом работы совместно проводят меропри­ятия для школьников: праздники, спортивные соревнования, физкультурно-оздоровительные мероприятия, образовательные, культурные, профориентационные ме­роприятия.

II. Обязанности сторон

2.1 . Директор школы МОУ «Брусничная СОШ» обязуется:

2.1.2.Оказывать содействие Школьному парламенту в проведении мероприятий и представлении, указанных в п. 1.2. настоящего Договора.

2.1.3. Оказывать помощь в поисковой, краеведческой, экологической деятельности школьников.

2.1.4. Привлекать членов Школьного парламента к организации общешкольных меро­приятий с учащимися.

2.2. Школьный парламент:

2.2.1. Принимать активное участие в акциях, конкурсах, мероприятиях, преду­смотренных в плане работы.

2.2.2. Согласовывать с директором школы в разумные сроки план проведения каждого из мероприятий.

2.2.3. Оказывать содействие МОУ «Брусничная СОШ» в проведении мероприятий и представлений, указанных в п. 1.2. настоящего Договора.

2.3. В целях реализации положений настоящего соглашения Сторонами мо­гут проводин, переговоры, образовываться совместные рабочие группы.

2.4. Стороны обязаны соблюдать согласованный план работы.

III. Ответственность сторон

3.1. Меры ответственности сторон применяются в соответствии с действующим нормативно — правовыми актами.

IV. Прочие условия

4.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего Договора, будут разрешаться путём переговоров между Сторонами.

4.2. Настоящий Договор составлен в двух подлинных экземплярах на русском языке, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждого из Сторон.

4.3. Все изменения и дополнения к настоящему Договору будут иметь силу лишь в том случае, если они составлены в письменном виде и подписаны обеими сторонами.

4.4. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами.

Директор МОУ «Брусничная СОШ»

Президент Школьного парламента МОУ «Брусничная СОШ» ______________

Статья «Социальное партнёрство в образовании».

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №68»

Тема «Социальное партнёрство в образовании».

Учитель иностранного языка

Талалаева Юлия Рихартовна

1.Основные характеристики и принципы социального партнерства.

2.Социальное партнерство как средство повышения качества образования.

3.Подходы к развитию социального партнерства в сфере образования.

Социальное партнёрство — это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства — учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к интересам друг друга, разрешение споров и конфликтных ситуаций (1).

Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственно-экономической деятельности — от организации (а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) до государственного уровня. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли местных и локальных актов являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход от директивного регулирования к договорному, к поиску взаимовыгодных условий совместной работы, к социальному партнерству.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Результат социального партнёрства — создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания. Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков.

Социальное партнерство в школах осуществляется в целях:

— обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития школы;

— организации мониторинга деятельности школы по комплексу вопросов (пожарная безопасность, Роспотребнадзор, выполнение государственного стандарта и др.);

— обеспечения скоординированной деятельности по реализации городских и школьных комплексных программ;

— взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;

— повышения квалификации педагогов школы;

— формирования эффективных решений, направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечения инвестиций, спонсорских средств;

— организации медицинского, психологического, информационно-аналитического, инженерно-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Задачи социального партнёрства:

1. привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

2. помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

3. помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

4. способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

5. позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

Основные принципы социального партнёрства:

1 . Уважение и учет интересов участников соглашения.

2.заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях.

3. соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов.

4. наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей.

5. равноправие и доверие сторон.

6. невмешательство во внутренние дела друг друга.

7. добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования.

8. регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства.

9. обязательность исполнения достигнутых договоренностей.

10. систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений.

11. ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

Социальное партнерство выстраивается школой на принципах:

— координации деятельности всех субъектов образовательного процесса;

— кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов населения;

— взаимодействия с общественными организациями;

— экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда, перспектив его развития;

— учета исторически сложившихся культурных связей и традиций населения.

Условия, необходимые для реализации успешного социального партнёрства:

1. развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

2. эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

3. широкое информационное обеспечение деятельности

4. .функционирование механизма саморазвития партнерских организаций

5. сформированная стратегия организаций, предполагающая именно партнерские взаимоотношения

К субъектам социального партнерства относят:

— образовательные учреждения различного типа;

— органы управления образованием;

— общественные, коммерческие, государственные организации;

Родители — один из самых важных социальных партнеров школы. Партнерские отношения между школой с семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка. Отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, скоординировать просвещение родителей с содержанием образования школьников, включить в содержание образования совместную деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт взрослых в образование учащихся. Современная родительская общественность готова сотрудничать и взаимодействовать со школой, т.к. озабочена средой проживания детей, каждого конкретного ребенка.

Образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, своевременно реагируют на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации учащихся.

Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.

Проводит работу по выявлению:

— учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении;

— несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном учреждении;

— учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности;

— принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;

— участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении;

— принимает участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

— проводит совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;

— участвует в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

— вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями.

В своей работе педагогическому коллективу следует учитывать особенности социальной среды и выступать как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.

Составляющие компоненты стратегии социального партнёрства:

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях — достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.

На основе охвата субъектов (по масштабности):

— Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.

— Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления.

— Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.

На основе развития отношений:

— Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.

— Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.

— Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру , в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров.

Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.

Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры.

Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.

На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.

Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны.

Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями.

Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон.

Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.

Подходы к развитию социального партнёрства в сфере образования:

1.Партнёрство как система определённых взаимоотношений между семьёй и образовательным учреждением –партнёрство школы с семьёй.

2. Партнёрство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами.

3. Партнёрство в тред- юнионистском смысле- как определённые нормативно-правовые и экономические отношения между работодателями, профсоюзами и работниками.

Формы социального партнёрства в сфере образования:

Совет партнёров образовательного учреждения.

Ресурсный центр социального партнёрства на базе общеобразовательного учреждения.

Территориальный межведомственный координационный совет.

Рефлексивный семинар и др.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

Социальное партнерство: школа – местное сообщество

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры. Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации.

При разработке программы развития мы столкнулись с проблемой несформированности у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет четкой жизненной позиции, опыта взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы мы учитывали, что нам необходимо разработать комплекс мер, позволяющих формировать у учащихся ценностное отношение к миру и социальный опыт.

Цель программы развития: внедрение в образовательный процесс системы взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.

Основные задачами программы:

  1. Создать систему взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру, через организацию и реализацию педагогического проектирования.
  2. Выявить и реализовать в практике взаимодействия всех участников образовательного процесса организационно-методические условия, способствующие эффективному внедрению системы взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающей развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.
  3. Проанализировать и откорректировать деятельность всех участников образовательного процесса.

Миссия школы:

  • Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков;
  • Формирование четкой жизненной позиции;
  • Формирование социального интеллекта.
  • Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей школе обучается 426 учащихся, разной национальности, разного материального достатка. Кроме того, из них 90 учащихся являются воспитанниками детского дома, которые после окончания основного общего образования покидают школу.

    Определений социального интеллекта несколько. Мы принимаем следующее определение: социальный интеллект – это способность уживаться с другими людьми; способность иметь дело с другими, иметь знания о людях, умение входить в их положение, ставить себя на их место; способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей. Эти способности необходимы для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

    Сформировать мировоззрение, четкую жизненную позицию, социальный интеллект в одиночку невозможно. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь считаем необходимым и важным развивать социальное партнерство, задача которого – развитие общественного участия в управлении образованием через реализацию приоритетных направлений развития образования; что в свою очередь способствует:

    • Повышению качества образования;
    • Обеспечению доступности качественного общего образования;
    • Повышению инвестиционной привлекательности сферы образования;
    • Формирование эффективного рынка образовательных услуг.
    • Мы понимаем, что успех партнерства во многом определяется общественными ориентирами общественного развития:

      • Снижение бедности и удвоение ВВП (школа может формировать активную позицию граждан на рынке труда);
      • Доступность жилья (учащиеся учатся планировать, выбирать программы ипотечного кредитования);
      • Увеличение продолжительности жизни (школа формирует представление о ценности здоровья);
      • Реформа власти (создают новые модели управления).

      При создании институтов общественного участия в управлении мы учитываем, что предстоит отработать механизмы обсуждения образовательной проблематики с социальных позиций, определить образовательные идеи и подходы, позволяющие решать социально – экономические проблемы.

      Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов; на совпадение нормативных и маркетинговых целей.

      Школа работает над созданием модели эффективного взаимодействия: «Школа – местное сообщество».

      Социальными партнерами школы являются власть, органы управления образования различных уровней, образовательные учреждения, общественные организации, бизнес – структуры:

      • Детские сады № 26, 27; детский дом, МУК, педагогический колледж №3, ВГУЭС;
      • Школы № 3, 7, 12, 4; учреждения дополнительного образования: ДДТ, МКС, ДЮКПФ;
      • Власть – администрация городского округа Спасск – Дальний, городская дума; родители; коммерческие организации: магазин «Спектр», ОАО «Влад – Экспо»; учреждения культуры – музыкальная школа; телевизионная студия «Орбита».
      • Механизмы взаимодействия:

        • Исследовательская деятельность;
        • Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);
        • Моделирование рыночных отношений;
        • Социально значимые (в том числе рекламные) акции.
        • Планирование всей деятельности на учебный год осуществляется по направлениям: «Демократизация», «Сотрудничество и сотворчество», «Партнерство школы и местного сообщества».

          Основные направления работы:

          • Реализация непрерывности образования;
          • Совместная (коллективная) деятельность;
          • Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
          • Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.
          • Социальное партнерство мотивирует его участников на совершенствование управления качеством образования. Этому в школе на разных этапах деятельности способствовали такие социальные партнеры, как детские сады №26, 27, детский дом, МУК, педагогический колледж №3, ВГУЭС, которые на основе совместных программ и договоров участвовали в реализации концепции непрерывного педагогического образования, по направлениям: «Адаптация первоклассников», «Решение проблем воспитанников», «Переход на предпрофильное и профильное обучение», «Развитие партнерских отношений», «Реализация коллективно-творческих дел».

            Также значимыми социальными партнерами являются образовательные учреждения города, с которыми совместно реализуются педагогические идеи через семинары, творческие отчеты, ролевые игры, тренинги. Так, педагоги Дома детского творчества проводят на базе школы кружки, Дни открытых дверей.

            Взаимовыгодные условия сотрудничества школы и социума обеспечиваются такими социальными партнерами, как музыкальная школа (совместные праздники – музыкальные номера для мероприятий «День рождения школы», «День Победы» — реклама среди учащихся и родителей, освещение в прессе); коммерческое предприятие «Влад- Экспо» — участие в диспуте «Форма: за и против», показ образцов моделей формы, совместная разработка моделей формы, экономические расчеты, пошив формы для учащихся школы.

            Формированию активной жизненной позиции и получению социального опыта способствуют такие партнеры, как представители магазина «Спектр» (диспут «Форма: за и против»), они же стали нашими партнерами — единомышленниками в достижении цели; совет ветеранов — «День рождения школы», «День победы», «День науки», ролевая игра «Я обращаюсь к власти»; городской музей – экскурсии, посвященные памятным датам, памяти ученика школы Подкосова С., знакомство с народными традициями; налоговая инспекция- проведение экскурсий старшеклассников.

            В тесном сотрудничестве живут учащиеся школы с коллективами других школ (№ 7, 12, 3, 4, гимназии, клуб «Лидер»), которые активно включаются в процесс организации и проведения ролевых игр: «Мы строим город», «Я обращаюсь к власти», в диспуте «Форма: за и против», мероприятии «День науки». Это способствует обмену практическим опытом, повышению эффективности за счет освоения нового.

            Школа расширяет круг социальных партнеров, занимаясь исследовательской деятельностью и реализуя программу «Одаренные дети». В течение 3- х лет учащиеся, учителя и родители работают над темой «Мой город». В исследованиях представлены материалы о предприятиях города: Цементном заводе, Шиферном заводе, фирме «Арго», ОАО «Примавтотранс», банке 4141, пожарной части; учреждениях: отдел статистики, СЭС, городская библиотека, отдел архитектуры. За три года было представлено 52 работы.

            Сотрудничество с телевидением позволяет школе быть конкурентоспособной и расширить круг социокультурного взаимодействия.

            Особым партнером является власть: законодательная и исполнительная. Ежегодные экскурсии в городскую думу, посещение школы депутатами городской думы, участие депутатов в ролевых играх: «Самоуправление школьников», «Я обращаюсь к власти». В процессе игры учащиеся выдвигают проблемы молодежи, предлагают свою помощь власти для решения этих проблем. Ученики участвуют в акциях: «Помоги собраться в школу», «Мы за чистый город». «Сделаем город красивым» — уход за клумбами, озеленение города. В свою очередь власть опирается на мнение молодежи при планировании целевых программ.

            Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой – совет школы, родительский комитет; они включены в состав инициативной группы, разрабатывающей программу развития школы, модели самоуправления школьников, являются непосредственными организаторами и участниками диспутов: «Причины неуспешности и пути их преодоления», «Форма: за и против», совместных мероприятий: «День рождения школы», «День науки», «Новый год», туристический слёт.

            Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

            Благодаря расширению социальных партнеров нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы:

            • Повышение качества образования;
            • Повышение уровня доступности качественного общего образования.
            • Взаимоотношения школы и социальных партнеров имеют долгосрочные перспективы развития:

              • повышение инвестиционной привлекательности сферы образования (реализация совместно с малым и средним бизнесом, властью и т. д. социальных проектов: «Строительство спортплощадки в районе АТП», «Молодежная политика», «Трудоустройство подростков в летнее время»);
              • формирование эффективного рынка образовательных услуг (раннее изучение английского языка, подготовка детей к школе, курсы повышения квалификации, компьютерные курсы – пользователь ЭВМ, углубленное изучение предметов, услуги психолога по адаптации учащихся);
              • проектирование «Школы подросткового периода»;
              • создание городского фонда поддержки детских инициатив;
              • создание модели эффективного взаимодействия «Школа – местное сообщество».

              В результате совместной деятельности мы получим учащихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп.

              Власть: общественно активных людей, способных определять и строить политику и экономику; граждан, способных проявлять гражданскую позицию.

              Предприятия: работников, способных творчески относиться к своей деятельности.

              Общественные организации: не будет прервана связь поколений и будет передан социальный и исторический опыт.

              Образовательные учреждения: черпать передовые педагогические идеи, осуществлять обмен опытом.

              Бизнес: предприимчивых людей с продвинутым мышлением,

              Родители: могут активно влиять на учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление качеством образования.

              1. Сухорукова А.С. Управление сотворческими процессами. Библиотека журнала «Директор школы» № 8 2000г.
              2. Савенков А. Секреты жизненного успеха. Журнал «Директор школы» №10 2004г. стр. 48
              3. Фомина Е. Общественно – ориентированное образование и общественно – активные школы в России. Журнал «Народное образование» № 8 2005 г. ст. 32 – 36.
              4. Филиппова Е.Ф. Социальное партнерство – условие развития школы. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 6 2004 г.стр. 38 – 41.
              5. Камалиев Н.З. Социальное партнерство в профессиональном образовании. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 2 2005 г.стр. 42 – 46.
              6.Заславская О. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. Журнал «Народное образование» № 2 2006 г. ст. 43.

По admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *