Поддержка СОРМ (Приказ №268) в новой версии ПО SMG-1016 и SMG-1016M. Приказ по сорм 268

Поддержка СОРМ (Приказ №268) в новой версии ПО SMG-1016 и SMG-1016M

Элтекс выпустил новую версию программного обеспечения для цифровых шлюзов SMG-1016 и SMG-1016M.

Версия ПО: V.3.0.0.962 L.M.

Версия SIP-адаптера: 3.0.0.12

В новой прошивке реализованы следующие возможности:

  • Полная реализация поддержки СОРМ (приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.11 2012 № 268).
  • Изменена нумерация версий ПО.
  • Настройка режимов работы портов встроенного коммутатора.
  • Поддержка сетевого функционала Dual-homing (автоматический переход на резервный порт Ethernet в случае аварии).
  • Обновление ПО по протоколу FTP
  • Реализация функции NAT keep-alive сообщениями SIP OPTIONS, SIP NOTIFY и пакетами UDP-CRLF. Отправляются сообщения с заданным периодом для поддержания соединения на NAT.
  • Настройка доменного имени для NTP-сервера.
  • Подключение к web-интерфейсу по протоколу https.
  • Передача категории АОН в полях cpc/cpc-rus сообщений SIP.
  • Успешно пройдена сертификация в Центральном Научно-Исследовательском Институте Связи на подтверждение сертификатов ГАТС, СТС, КАТС, УПАТС. Так же подтвердили соответствие требованиям приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.11 2012 № 268. Соответствующие сертификаты будут предоставлены в октябре 2014 года. Письмо о подтверждении прохождения сертификации можно получить по запросу в коммерческом отделе.

    Программное обеспечение и подробное описание новых возможностей доступно в Центре загрузки или на странице продукта. В случае возникновения вопросов по обновлению Вы можете обратиться в отдел технической поддержки Eltex.

    СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий) – комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения ОРМ в сетях передачи данных, телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи.

    Нажмите, чтобы увеличить структуру.

    Разработка и внедрение решений обусловлено и производится
    в строгом соответствии с нормативными актами:

    Приказ Минкомсвязи России №83 от 16.04.2014 г.

    «Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть III. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.»

    Постановление Правительства РФ №538 от 27.08.2005 г.

    «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.»

    Приказ Минкомсвязи России №146 от 03.04.2020 г.

    «Об утверждении правил применения технических и программных средств информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.»

    Приказ Минкомсвязи России №86 от 26.02.2020 г.

    «Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть IV. Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение и технические средства накопления голосовой информации, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.»

    Федеральный закон №374-ФЗ от 6 июля 2016 г.

    «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», в части статьи 13 о внесении изменений в Федеральный закон №126-ФЗ от 7 июля 2003 г.»

    На данный момент компания «МФИ Софт» предлагает оптимально соответствующие текущим нормам федерального законодательства решения:

    Комплекс предназначен для обеспечения легального сбора и обработки информации с целью осуществления ОРМ на сетях документальной электросвязи.

    Ис предназначенная для накопления и хранения информации об абонентах оператора связи в соответствии с Постановлением Правительства

    Все решения могут поставляться в двух вариантах:

    Как часть одного
    комплексного решения

    Хотите узнать, какой СОРМ
    подходит именно Вам? Подобрать индивидуальное решение

    г. Нижний Новгород,
    пр-т Гагарина, д. 50, корп. 9

    г. Москва,
    Комсомольский проспект, 19а

    Для подбора оптимально подходящего Вам решения, пожалуйста, ответьте на пару вопросов:

    Какие услуги связи оказывает
    Ваша компания?

    Выполнение каких требований СОРМ согласно НПА Вам необходимо реализовать в данный момент?

    Для получения бюджетной оценки, пожалуйста, заполните форму:

    Заявка на расчет

    Какой вариант Вам больше подходит?

    Предлагаем ознакомиться с Комплексным решением «374-ФЗ»

    предназначенным для обеспечения легального сбора и обработки информации с целью осуществления ОРМ на сетях документальной электросвязи.

    Заказ звонка
    от эксперта MFI

    Для заказа звонка — пожалуйста, заполните поля ниже:

    Ваша заявка успешно отправлена!

    Для расчета КТП, пожалуйста, скачайте анкету, заполните и отправьте нам по адресу [email protected]

    Связаться с отделом продаж

    Оставьте контактный данные и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

    СОРМ. Приказ 268 Минкомсвязи. Что это?

    Согласно нормам федерального закона о связи (№126-Ф3 от 07.07.2003), Министерство связи России выдает лицензии оператору или провайдеру только в тот случае, если лицензиат обязуется содействовать компетентным органам в проведении оперативно-розыскной деятельности в пределах своей сети связи.

    В связи с чем рано или поздно перед многими серьезными компаниями встает задача необходимости сдачи СОРМ.

    Так что же такое СОРМ?

    СОРМ система оперативно-розыскных мероприятий, то есть совокупность программно-аппаратных средств, позволяющих компетентным органам проводить оперативно-розыскные действия, помогающие предотвратить преступления, расследовать их, проводить профилактические действия, направленные на их предупреждение.

    Выделяют следующие виды СОРМ:

    СОРМ-1. Отвечает за анализ телефонных разговоров.

    СОРМ-2. Отвечает за анализ интернет трафика (содержимое электронной почты, сообщения месенджеров ICQ,Jabber и др).

    СОРМ-3. Используется для долгосрочного хранения и доступа к информации об абонентах и оказанных им услугах связи.

    В России, в настоящий момент, основополагающим документом СОРМ-1 является приказ Минкосвязи РФ №268 от 2012 года, определяющий правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

    Стоит оговориться, что приказ 268 относится только к СОРМ для фиксированной связи, тогда как требования СОРМ для подвижной связи регламентированы приказом 174 (в данной статье рассматриваться не будет).

    Новый приказ претерпел ряд изменений в соответствии со своим предшественником 70 приказом. По новым требованиям организация КПД (канала передачи данных) до ПУ СОРМ может быть реализована двумя способами по старинке, используя протокол X25 (через потоки Е1) и, в дополнении к этому, с использованием выделенного канала Ethernet и протокола TCP/IP. На основании нового приказа сотрудники ФСБ получают возможность контролировать на крупных транзитных узлах связи не 1024 абонентов как было ранее, а целых 2048. Оператору теперь, имея в своем распоряжении транзитную или оконечно-транзитную станцию в зависимости от объема номерной емкости необходимо иметь возможность предоставлять до 8 цифровых потоков в сторону ПУ СОРМ, а вот для оконечных станций эта цифра в новом приказе была уменьшена до 4. Остальные изменения касаются устранения опечаток, введении новых команд от ПУ СОРМ и их значений, введении новых сообщений от оборудования и добавлении новых значений в уже существующие, а так же другие нововведения, с которыми можно ознакомиться в приказе 268.

    Однако, с приходом нового приказа не изменилась последовательность работы СОРМ:

    После физического подключения посредством потоков Е1 или канала Ethernet с использованием протокола TCP/IP предварительно происходит постановка номера на контроль со стороны сотрудников ФСБ:

    1) От ПУ СОРМ приходит команда на запуск технических средств ОРМ

    2) Далее происходит закрепление групп КСЛ

    3) После чего уже от ПУ СОРМ на устройство приходит номер, который необходимо будет просормировать (номера согласно приказу 268 приходят в формате E.164)

    После успешной постановки на контроль, устройство ожидает вызова с поставленным на контроль номером. При наличии такого вызова происходит оповещение в ПУ СОРМ об этом соответствующими сообщениями и проключается разговорный канал, чтобы сотрудники ФСБ могли прослушать вызов.

    На деле ничего сложного, однако, не стоит расслабляться, поскольку основополагающим моментом в получении лицензии, конечно, встает выбор оборудования, ведь от этого зависит не только возможность сдачи СОРМ, но бесперебойность и гарантированость работы вашего узла в течение долгого времени.

    Компания Элтекс уже более 20 лет занимается разработкой и внедрением телекоммуникационного оборудования на Российском и международном рынках. Обширный список продукции компании Элтекс включает в себя и оборудования с поддержкой функций СОРМ абонентская цифровая станция МС240, блок коммутации потоков БКП-М, транковый шлюз SMG1016M/SMG2016. Помимо соответствующих лицензий сотни успешных инсталляций со сдачей СОРМ на оборудовании компании Элтекс говорят сами за себя. А в совокупности с богатым опытом инженеров компании сдача СОРМ обречена на безоговорочный успех.

    «Элтекс Коммуникации» — оборудование связи.
    © 2013-2020

    Приказ по сорм 268

    Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий

    МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Смотрите так же:  Территориальный спор между ссср и китаем. Территориальный спор между ссср и китаем

    Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть II . Правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий

    В целях реализации требований статей 41 и 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; № 52, ст. 5038; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; № 10, ст. 1069; № 31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, № 1, ст. 8; № 7, ст. 835; 2008, № 18, ст. 1941; 2009, № 29, ст. 3625; 2010, № 7, ст. 705; № 15, ст. 1737; № 27, ст. 3408; № 31, ст. 4190; 2011, № 7, ст. 901; № 9, ст. 1205; № 25, ст. 3535; № 27, ст. 3873, ст. 3880; № 29, ст. 4284, ст. 4291; № 30 , ст. 4590; № 45, ст. 6333; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, № 31, ст. 4322, ст. 4328) и пункта 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 538 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 36, ст. 3704; 2007, № 48, ст. 6010; 2008, № 42, ст. 4832),

    1. Утвердить прилагаемые Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее – Правила).

    3. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию
    в Министерство юстиции Российской Федерации.

    Министр Н.А. Никифоров

    приказом Министерства связи и массовых

    коммуникаций Российской Федерации

    от ______ 2012 № ____

    применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть II . Правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий

    I. Общие положения

    1. Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее – Правила), разработаны в соответствии со статьями 41 и 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; № 52, ст. 5038; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; № 10, ст. 1069; № 31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, № 1, ст. 8; № 7, ст. 835; 2008, № 18, ст. 1941; 2009, № 29, ст. 3625; 2010, № 7, ст. 705; № 15, ст. 1737; № 27, ст. 3408; № 31, ст. 4190; 2011, № 7, ст. 901; № 9, ст. 1205; № 25, ст. 3535; № 27, ст. 3873, ст. 3880; № 29, ст. 4284, ст. 4291; № 30 , ст. 4590; № 45, ст. 6333; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, № 31, ст. 4322, ст. 4328), пунктом 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 538 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 36, ст. 3704; 2007, № 48, ст. 6010; 2008, № 42, ст. 4832), в целях реализации уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, возложенных на них задач.

    2. Правила устанавливают обязательные требования к оборудованию транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи с использованием технологии коммутации каналов и (или) коммутации пакетов информации, входящих в состав сети связи общего пользования и выделенных сетей связи фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающему выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее – технические средства ОРМ).

    3. Оборудование транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий, идентифицируется как оборудование систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий, и в соответствии с пунктом 27 Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. № 532 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 26, ст. 3206), подлежит обязательной сертификации в порядке, установленном Правилами организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. № 214 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 16, ст. 1463; 2008, № 42, ст. 4832; 2012, № 6, ст. 687).

    II. Требования к техническим средствам ОРМ транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи

    4. Технические средства ОРМ транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи обеспечивают:

    1) доступ к информации, передаваемой в соединении и (или) сообщении электросвязи абонентов — пользователей услугами связи, в отношении которых принято решение о проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее — объект контроля);

    2) возможность ведения перечня и занесения в него данных об абонентских номерах и (или) идентификаторах с параметрами контроля, заданными командой, передаваемой из пункта управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (далее — пункт управления ОРМ);

    3) формирование канала передачи данных № 1 (далее – КПД1) для приема команд управления и передачи на пункт управления ОРМ сообщений в ответ на команды, а также для передачи на пункт управления ОРМ сообщений электросвязи, прием или передача которых осуществляется с участием объектов контроля;

    4) формирование канала передачи данных № 2 (далее – КПД2) для передачи на пункт управления ОРМ сообщений о соединениях с участием объектов контроля (далее – контролируемое соединение);

    5) передачу на пункт управления ОРМ сообщений о контролируемых соединениях, а также информации, передаваемой в сообщениях электросвязи, прием и передача которых осуществляется с участием объектов контроля (далее – статистический контроль);

    6) передачу на пункт управления ОРМ сообщений о контролируемых соединениях, а также информации, передаваемой в контролируемых соединениях (голос, факсимильные сообщения, передача данных) и (или) в сообщениях электросвязи, прием и передача которых осуществляется с участием объектов контроля (далее – полный контроль);

    7) формирование контрольных соединительных линий (далее – КСЛ) для передачи на пункт управления ОРМ при полном контроле голосовой информации, а также информации, передаваемой в факсимильных сообщениях с участием объектов контроля;

    8) передачу на пункт управления ОРМ голосовой информации участников контролируемого соединения по одной КСЛ (далее – КСЛ-А) -режим полного совмещенного контроля;

    9) передачу на пункт управления ОРМ голосовой информации участников контролируемого соединения по двум КСЛ (далее — КСЛ-А и
    КСЛ-В), при этом информация одного участника передается по КСЛ-А, другого – по КСЛ-В – режим полного раздельного контроля;

    10) передачу на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемых соединениях и (или) сообщениях электросвязи во время установления соединения и (или) передачи сообщения электросвязи;

    11) передачу на пункт управления ОРМ сообщений и выделение КСЛ для каждого абонента в случае, когда в одном соединении участвуют два объекта контроля;

    12) контроль за использованием команд или сервисных программ, позволяющих получить доступ к информации, связанной с объектами контроля, и передачу на пункт управления ОРМ сообщений о попытках несанкционированного доступа;

    13) контроль за возможностью доступа к информации, передаваемой между техническими средствами ОРМ и пунктом управления ОРМ, с передачей на пункт управления ОРМ сообщений о попытках несанкционированного доступа;

    14) контроль за обращением к оперативной памяти узла связи, содержащей информацию, связанную с объектами контроля, как с рабочих мест обслуживающего персонала оператора связи, так и с использованием удаленного доступа, и передачу на пункт управления ОРМ сообщений о попытках несанкционированного доступа.

    5. Время с момента регистрации события на узле связи до момента записи информации о данном событии в порт передачи технических средств ОРМ – не более 200 мс.

    6. Технические средства ОРМ исключают возможность регистрации информации, связанной с функционированием технических средств ОРМ и раскрывающей объекты контроля, в системных журналах, в файлах, информационных массивах и на других носителях информации.

    7. Технические средства ОРМ исключают возможность обнаружения участниками контролируемого соединения или участниками передачи сообщений электросвязи факта проведения оперативно-разыскных мероприятий.

    8. Требования к взаимодействию технических средств ОРМ с пунктом управления ОРМ устанавливаются согласно приложению № 1 к Правилам.

    9. Требования к функциям технических средств ОРМ на оконечном узле связи устанавливаются согласно приложению № 2 к Правилам.

    10. Требования к функциям технических средств ОРМ на транзитном узле связи устанавливаются согласно приложению № 3 к Правилам.

    Смотрите так же:  Приказ 015 о режиме секретности. Приказ 015 о режиме секретности

    11. Требования к функциям технических средств ОРМ на оконечно-транзитном узле связи устанавливаются согласно приложению № 4 к Правилам.

    12. Требования к формату команд управления устанавливаются согласно приложению № 5 к Правилам.

    13. Требования к параметрам команд управления и их выполнению устанавливаются согласно приложению № 6 к Правилам.

    14. Требования к последовательности выполнения команд управления устанавливаются согласно приложению № 7 к Правилам.

    15. Требования к формату сообщений, передаваемых техническими средствами ОРМ по каналу передачи данных № 1, устанавливаются согласно приложению № 8 к Правилам.

    16. Требования к параметрам сообщений и их передаче техническими средствами ОРМ по каналу передачи данных № 1 устанавливаются согласно приложению № 9 к Правилам.

    17. Требования к формату сообщений, передаваемых техническими средствами ОРМ по каналу передачи данных № 2, устанавливаются согласно приложению № 10 к Правилам.

    18. Требования к параметрам сообщений и их передаче техническими средствами ОРМ по каналу передачи данных № 2 устанавливаются согласно приложению № 11 к Правилам.

    19. Список используемых сокращений приведен в приложении № 12
    к Правилам (справочно).

    Приложение № 1
    к Правилам применения оборудования систем
    коммутации, включая программное обеспечение,
    обеспечивающего выполнение установленных
    действий при проведении оперативно-разыскных
    мероприятий. Часть II. Правила применения
    оборудования транзитных, оконечно-транзитных и
    оконечных узлов связи сети фиксированной
    телефонной связи, включая программное
    обеспечение, обеспечивающего выполнение
    установленных действий при проведении
    оперативно-разыскных мероприятий

    Требования к взаимодействию технических средств ОРМ с пунктом управления ОРМ

    1. Технические средства ОРМ для обеспечения взаимодействия с пунктом управления ОРМ формируют контрольные соединительные линии (КСЛ) и каналы передачи данных (КПД).

    2. КСЛ формируются путем использования канальных интервалов (далее – КИ) 1?15, 17?29 нулевого первичного цифрового потока со скоростью передачи 2048 кбит/с с канальными интервалами 64кбит/с. КИ 16 оборудованием пункта управления ОРМ не обрабатывается.

    3. Для синхронизации технических средств ОРМ с пунктом управления ОРМ используется сигнал синхронизации, получаемый от генератора блока сетевой синхронизации узла связи.

    4. Организация КПД предусматривает два варианта.

    4.1. При первом варианте КПД1 и КПД2 формируются путем использования КИ30, КИ31 нулевого первичного цифрового потока соответственно. В остальных первичных цифровых потоках (в случае их использования) КИ30, КИ31 резервируются для передачи данных при выходе из строя используемых КПД1 и КПД2 или выходе из строя цифровой системы передачи, образуя резервную емкость каналов передачи данных. Нумерация первичных цифровых потоков начинается с нуля.

    4.1.1. Технические средства ОРМ обеспечивают контроль исправности КПД1 и КПД2. При повреждении любого канала из пары КПД или линий связи между пунктом управления ОРМ и техническими средствами ОРМ блокируется передача данных по этой паре КПД и обеспечивается автоматический переход на исправную резервную пару КПД в следующем первичном цифровом потоке и использование ее до перехода на следующую исправную резервную пару КПД или прекращения работы технических средств ОРМ. В случае отсутствия исправных пар КПД прекращается передача всех данных на пункт управления ОРМ, при этом не переданные данные уничтожаются, а передача голосовой информации не блокируется.

    4.1.2. Поврежденные каналы считаются неисправными (заблокированными) до восстановления работоспособности КПД1 и КПД2 первичного цифрового потока и приема техническими средствами ОРМ по КПД1 данного цифрового потока любой команды из пункта управления ОРМ
    с действующим паролем (либо первоначальным, либо заданным командой № 3, приведенной в пункте 3 приложения № 6 к Правилам).

    4.1.3. Обмен данными по КПД1 и КПД2 между техническими средствами ОРМ и пунктом управления ОРМ осуществляется по протоколу Х.25.

    4.1.4. Технические средства ОРМ при передаче данных в КПД1 и КПД2 обеспечивают установку и настройку переменных параметров протокола Х.25 второго и третьего уровней 7-ми уровневой базовой эталонной модели взаимодействия открытых систем.

    4.2. При втором варианте КПД1 и КПД2 организовываются по выделенному каналу Ethernet c использованием протокола TCP/IP и двух программных портов.

    4.2.1. Порт 1 используется для организации КПД1. Порт 2 используется для организации КПД2.

    4.2.2. Каждый пакет протокола ТСР/IP передаваемых данных начинается с заголовка команды или сообщения. Не допускается размещение одной и той же команды или одного и того же сообщения в разных пакетах.

    5. Допустимое время постановки объектов на контроль и снятие их с контроля на оконечных, оконечно-транзитных узлах связи при использовании протокола Х.25 – не более 15 с.

    6. Допустимое время постановки объектов на контроль и снятие их с контроля на транзитных узлах связи при использовании протоколов Х.25 и ТСР/IP – не более 15 с.

    Приложение № 2
    к Правилам применения оборудования систем
    коммутации, включая программное обеспечение,
    обеспечивающего выполнение установленных
    действий при проведении оперативно-разыскных
    мероприятий. Часть II. Правила применения
    оборудования транзитных, оконечно-транзитных и
    оконечных узлов связи сети фиксированной
    телефонной связи, включая программное
    обеспечение, обеспечивающего выполнение
    установленных действий при проведении
    оперативно-разыскных мероприятий

    Требования к функциям технических средств ОРМ

    на оконечном узле связи

    1. Технические средства ОРМ на оконечном узле связи выполняют следующие функции:

    1) контроль исходящих вызовов от объектов контроля, являющихся абонентами оконечного узла связи;

    2) контроль входящих вызовов к объектам контроля, являющимся абонентами оконечного узла связи;

    3) контроль исходящих вызовов от абонентов оконечного узла связи к абонентам телефонных сетей связи общего пользования (далее – ТфССОП) Российской Федерации и иностранных государств, являющимся объектами контроля;

    4) контроль соединений при пользовании объектами контроля услугами связи, изменяющими направление вызова, либо обеспечивающими возможность одновременного разговора с несколькими абонентами. При этом контролируется информация, передаваемая всеми участниками соединения;

    5) передачу на пункт управления ОРМ информации о предоставляемых услугах связи абонентам оконечного узла связи;

    6) контроль факсимильных сообщений, сообщений электросвязи и передачи данных, принимаемых или передаваемых объектами контроля;

    7) контроль соединений при использовании объектами контроля оконечного узла связи кодов доступа к услугам электросвязи (далее – КДУ).

    2. Количество объектов контроля, одновременно контролируемых соединений при полном контроле и количество первичных цифровых потоков между техническими средствами ОРМ и пунктом управления ОРМ в зависимости от монтированной абонентской емкости оконечного узла связи представлено в таблице № 1.

    Таблица № 1. Количество объектов контроля, одновременно контролируемых соединений при полном контроле и количество первичных цифровых потоков

    Монтированная абонентская емкость оконечного узла

    Компания Мир

    Проектирование и ввод объектов связи под ключ

    Правила применения оборудования систем коммутации (СОРМ-1 приказ 268)

    Минкомсвязи России приняты новые Правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Данные Правила определяют новые требования к фиксированному (стационарному) СОРМ-1.

    Принятые приказом №268 Правила касаются систем СОРМ для фиксированной телефонной связи, требования СОРМ для иных видов сетей связи (подвижной связи, передачи данных) установлены отдельными требованиями.
    Новый приказ претерпел ряд изменений в соответствии с приказом от 20 апреля 1999 года №70, действующим ранее. Некоторые основные отличия приказа №268 от приказа №70 :

    • Более глубокая проработка правил и требований, новые требования более четкие.
    • Организация каналов передачи данных может быть выполнена двумя способами. 1) с использованием КИ3, КИ31 и протокола X.25. 2) с использованием канала Ethernet и стандартного протокола передачи данных TCP / IP. В данном случае организуется два канала передачи данных с использованием двух программных портов. Каждый пакет данных, передаваемых по протоколу TCP / IP, должен начинаться с команды или сообщения. Одно и то же сообщение или команду нельзя передавать в разных пакетах данных. В обоих вариантах организации каналов передачи данных допустимое время постановки объектов на контроль и снятия их с контроля устанавливается: до 15 с.
    • Для конечных и транзитно – конечных узлов связи количество контролируемых объектов осталось на прежнем уровне (1024 абонентов), а для крупных транзитных узлов этот показатель вырос до 2048 абонентов. Максимальное число первичных цифровых потоков для транзитных и транзитно – оконечных узлов также осталось на прежнем уровне (8), а для оконечных стало меньше (4 вместо 8). Пересмотрены критерии зависимости максимального числа контролируемых объектов от характеристик каналов связи.
    • Новые требования регламентируют только фиксированные линии связи, добавилось сообщение 12, которое ранее было только в подвижной системе.
    • Ранее для постановки объекта на контроль можно было указать зоновый номер в качестве признака номера телефона. В СОРМ-1 по новым правилам нужно указывать 10 – значный федеральный номер.
    • В пакетах данных исключены поля, которые выполняют роль счетчиков и обозначают условный номер объекта, номер вызова и другие данные. Данные значения также применяются для обозначения незаполненных полей.
    • Остальные изменения касаются устранения опечаток, введении новых команд от ПУ СОРМ и их значений, введении новых сообщений от оборудования и добавлении новых значений в уже существующие, а так же другие нововведения.
    • Операторам связи требуется до 31 декабря 2013 года привести в соответствие с требованиями Правил используемое, а также вводимое в эксплуатацию в сетях фиксированной телефонной связи оборудование транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

      СОРМ рассчитан на работу в составе АТС, что является необходимым условием полной реализации описанных ниже требований. СОРМ может быть представлен отдельным аппаратно-программным комплексом СОРМ для пассивного съема информации с АТС различных производителей.
      Для соблюдения новых Правил приказа №268 могут применяться конверторы интерфейса СОРМ по приказу №70 в новые требования СОРМ в соответствии с Приказом №268.

      Приказ Минкомсвязи России от 19.11.2012 N 268
      “Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий”
      (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 N 26431)

      Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 19 ноября 2012 г. N 268 «Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий»

      Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 19 ноября 2012 г. N 268
      «Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий»

      В целях реализации требований статей 41 и 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; N 52, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 10, ст. 1069; N 31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 8; N 7, ст. 835; 2008, N 18, ст. 1941; 2009, N 29, ст. 3625; 2010, N 7, ст. 705; N 15, ст. 1737; N 27, ст. 3408; N 31, ст. 4190; 2011, N 7, ст. 901; N 9, ст. 1205; N 25, ст. 3535; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4284, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 45, ст. 6333; N 49, ст. 7061; N 50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, N 31, ст. 4322, ст. 4328) и пункта 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 36, ст. 3704; 2007, N 48, ст. 6010; 2008, N 42, ст. 4832), приказываю:

      1. Утвердить прилагаемые Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Правила применения оборудования транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи сети фиксированной телефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее — Правила).

      2. Операторам связи до 31 декабря 2013 года привести в соответствие с требованиями Правил используемое, а также вводимое в эксплуатацию в сетях фиксированной телефонной связи оборудование транзитных, оконечно-транзитных и оконечных узлов связи, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

      3. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

      Как устроен СОРМ?

      Работа системы оперативно-розыскных мероприятий в сетях операторов связи

      Спецслужбы и силовые ведомства во всем мире имеют доступ к информации, которой обмениваются граждане в коммуникационных сетях. В одних странах это происходит по умолчанию, в других получить право на «прослушку» необходимо через суд. В России все операторы обязаны устанавливать на своих сетях специальные технические устройства, которые относятся к автоматизированной системе под названием СОРМ. Генеральный директор ООО «ОрдерКом», к.ю.н. Дмитрий Галушко объясняет, что собой представляет СОРМ, в чем разница между поколениями этой системы и с какими трудностями при внедрении СОРМ-3 сталкиваются сейчас российские операторы.

      ЧТО ТАКОЕ СОРМ?

      СОРМ – это аббревиатура, которая обозначает систему оперативно-розыскных мероприятий. С юридической точки зрения, в отношении деятельности операторов более корректно говорить о технических средствах СОРМ (ТС СОРМ).

      Согласно закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД), мероприятия СОРМ осуществляются по решению суда.

      Лицензия на деятельность в области связи обязывает операторов реализовать на своих сетях технические мероприятия в области СОРМ. В соответствии с правилами взаимодействия, утвержденными постановлением правительства от 27.08.2005 №538,

      оператор, получивший лицензию Роскомнадзора, обязан в течение 45 дней обратиться в ФСБ России

      В ведомстве ему определят уполномоченного, с которым оператор в дальнейшем будет взаимодействовать по вопросам реализации СОРМ.

      Если плана нет, уполномоченное подразделение ФСБ в срок до трех месяцев с даты подачи заявления совместно с оператором ведет его разработку. Итоговый документ составляется в трех экземплярах: для ФСБ, территориального управления Роскомнадзора и оператора.

      Согласно плану, ФСБ выдает технические условия, а оператор устанавливает за свой счет ТС СОРМ. Затем происходит их тестирование и подписывается акт ввода в эксплуатацию.

      НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНЫ ТС СОРМ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ?

      Это государственная тайна. В открытых источниках есть только данные, что СОРМ, к примеру, помогла найти похищенного сына Евгения Касперского.

      ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СОРМ?

      Из трех основных частей:

      1. Пульт управления (ПУ). За государственный счет устанавливается у оператора органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ОРД).
      2. Съемник. Технические средства (коммутатор, сервер, плата в автоматической телефонной станции), которые устанавливаются на сети оператора связи за его счет.
      3. Каналы связи. В том числе виртуальные (VPN) между ПУ и съемником. Работы по организации канала связи тоже производятся за счет оператора.

      В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СОРМ-1, СОРМ-2 И СОРМ-3?

      Это сленговые обозначения для поколений СОРМ (по аналогии с 2G, 3G и 4G).

    • СОРМ-1 – это телефонная «прослушка» подозреваемых. Она регулируется приказами Минкомсвязи России от 19.11.2012 № 268 (фиксированная телефония) и от 12.12.2016 № 645 (сотовая связь).
    • СОРМ-2 – это контроль содержимого интернет-соединений сети передачи данных. Регулируется приказом Минкомсвязи России от 16.04.2014 № 83.
    • СОРМ-3 – это информационная система баз данных. Регулируется приказом Минкомсвязи России от 29.10.2020 № 573.
    • ЧТО СОДЕРЖИТСЯ В СОРМ-3?

      В информационной системе оператора связи должны находиться:

    • персональные данные (ФИО, адрес, копия паспорта) абонентов (физлиц и физлиц – пользователей юрлица);
    • сведения о платежах (из биллинга), оказанных услугах (включая платежные данные);
    • факты о соединениях абонентов (с кем коммуницировали, сколько раз, каким способом и т. д.);
    • содержимое соединений (требование федерального закона № 374-ФЗ от 06.06.16 – «пакета Яровой»).
    Смотрите так же:  ОСАГО по-честному: что ожидает автомобилистов. Осаго в электронной форме

    Согласно постановлению правительства РФ № 445 от 12.04.18,

    содержимое голосовых соединений нужно хранить 6 месяцев; если же информация получена в сетях передачи данных и телематики, то содержимое необходимо хранить 30 дней

    А емкость технических средств накопления информации требуется увеличивать ежегодно на 15% в течение 5 лет.

    СТОИМОСТЬ ОБОРУДОВАНИЯ, ЕГО УСТАНОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИ

    Разработкой и продажей сертифицированного СОРМ-2 являются девять организаций, четыре из них входят в одну группу компаний.

    СОРМ-3 на данном этапе не сертифицирован ни у кого

    Минимальная стоимость реализации оборудования СОРМ-2 и СОРМ-3 на скорости 4 Гбит/с и технических работ по настройке взаимодействия съемника и ПУ – 915 тыс. рублей.

    Стоимость покупки ТС СОРМ для реализации требований «пакета Яровой» с трафиком, направленным на вышестоящих операторов на скорости 10 Гбит/с, составит около 12 млн рублей.

    БЕЗОПАСНОСТЬ СОБИРАЕМЫХ ДАННЫХ

    В законе предполагается обеспечение СОРМ защитой от несанкционированного доступа. Конкретные меры предусмотрены требованиями, утвержденными приказом Мининформсвязи от 09.01.2008 № 1. В реальности сервер, на который ставится СОРМ, опечатывается.

    ЛЕГАЛИЗАЦИЯ СОРМ-3

    В настоящее время запрещено использовать несертифицированные ТС СОРМ. Согласно ст. 13.6. КоАП РФ, такие технические средства могут быть изъяты.
    Вместе с тем, так как СОРМ-3 не сертифицирован, некоторые уполномоченные органы разрешают его реализовывать в ограниченном объеме, достаточном для оперативно-розыскной деятельности. К примеру,

    системы хранения данных по согласованию с ФСБ могут быть закуплены самостоятельно ко второму кварталу 2020 года

    Это существенно сэкономит бюджет.

    Как только Минкомсвязи примет соответствующие методики для СОРМ-3, всем производителям ТС СОРМ придется проходить испытания в лабораториях, аккредитованных при Россвязи, и получать сертификаты на СОРМ-3 в соответствии с порядком, установленным постановлением правительства РФ от 13.04.2005 № 214. Если же поступит требование ФСБ, то необходимо получить еще и сертификат ФСТЭК на «контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа». Примерный срок легализации СОРМ-3 – середина 2020 года.

    Если не начать реализовывать СОРМ-3 и не согласовывать сдвиги сроков реализации с ФСБ, то куратор отправляет информацию об этом в Роскомнадзор. На ее основании проводится документарная проверка, по результатам которой оператор получает заявление в арбитраж по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (штраф 30-40 тыс. руб.) и предписание об устранении нарушения со сроком от двух до шести месяцев. При неисполнении предписания территориальное управление Роскомнадзора отправляет заявление в мировой суд (штраф 10 тыс.руб.) и подает в РКН материалы на приостановление деятельности оператора.

    СОРМ В ДРУГИХ СТРАНАХ

    В союзных республиках (Беларусь, Казахстан) система идентична российской. В Казахстане ПУ СОРМ ставится за счет оператора.

    В странах Западной Европы и США такое оборудование вмонтировано в АТС, коммутаторы, серверы. Оператор связи покупает оборудование сразу с начинкой СОРМ

    В Китае стоит глобальная система «Золотой щит», которая исполняет в том числе функцию ТС СОРМ.

    По admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *